Волейбол расстановка 4 2: Тактика игры в волейбол
Тактика игры в волейбол
В любительском классическом волейболе игроки обычно стоят на следующих позициях:
1 номер — подача и защита в приеме и при нападении. Может нападать только из-за линии нападения.
2 номер — нападение и блок. Реже — прием близкой подачи.
3 номер — игрок под сеткой. В его обязанности входит пас и блок. В приеме не участвует.
4 номер — нападение и блок. Реже — прием близкой подачи.
5 номер — защита в приеме и при нападении. Может нападать только из-за линии нападения.
6 номер — либеро. Главный защитник команды.
Если пасующий или либеро требуется команде именно на своей позиции, то при переходе его просто оставляют стоять в своем номере. Такое не штрафуется именно в любительском волейболе. В профессиональном переход обязателен, и там включаются различные тактики перехода. Такие, как 5-1.
Тактика 5-1 в волейболе
Такая комбинация позволяет иметь от 3 нападающих при 1 связующем.
При исходной позиции на поле следующая расстановка:
Пасующий в зоне 1.
Доигровщики в зонах 2 и 5.
Центральные блокирующие — зоны 3 и 6.
Диагональный нападающий — в зоне 4.
>> Подробнее об амплуа игроков читайте здесь.
С каждым переходом игроки смещаются по часовой стрелке, но должны всегда возвращаться примерно к следующим позициям:
При подаче
Все закрывают 1-й номер, смещаясь ближе к сетке, кроме одного игрока второй линии (5-й или 6-й номер). После подачи:
Пасующий выходит под сетку между 2 и 3 номером.
Доигровщик и центральный блокирующий выходят на первую линию, занимая номера 4 и 6. Диагональный занимает 4 номер или же стоит между 1 и 4 номерами.
При приеме
Пасующий старается держаться ближе к центру поля или находиться в первой линии.
Остальные игроки стоят полукругом.
Расстановка игроков на площадкеПравила
При этом не должны нарушаться правила:
1) Игроки задней линии, стоящие в номерах 1, 5, 6, не должны заходить заходить за игроков передней линии: 4,3,2;
2) Игроки не могут менять горизонтальный порядок своих линий, то есть заходить друг за друга по горизонтали.
Другие тактики
Расстановка «3 — 3»
Команда формируется из трёх связующих и трёх нападающих. Игроки располагаются в две линии, и нападающий чередуется со связующим. Данный принцип не нашёл своего применения в большом спорте и используется для команд с новичками.
Расстановка «4 — 2»
Здесь имеем четырёх нападающих и двух связующих. Связующие пасуют из 2-3 номера, находясь по диагонали друг от друга. Двое основных нападающих располагаются на первой линии в номерах 2 и 4. Это достаточно популярный вариант в любительском волейболе, только при использовании одного связующего под сеткой.
Недостатки такой расстановки: нападение всегда атакует из одной и той же точки рядом с сеткой, и его легко заблокировать; сложно иметь в команде целых двух связующих, т.к. эта специальность в волейболе дефицитная; игрокам задней линии сложно ударить по мячу.
Расстановка «6 — 2»
Вариант аналогичен «4 — 2». Отличие в том, что связующий, находясь на передней линии, становится сразу и нападающим. Т.о. на передней линии играют трое нападающих. Второй связующий выходит с задней линии на пас. После перехода они меняются местами, здесь кроется минус этой расстановки. Два игрока в команде должны обладать серьёзной подготовкой связующего и нападающего, а игроков такого уровня найти непросто.
Видео
Основа тактики игры в волейбол. Расстановка «4 — 2»
Основа тактики игры вволейбол
Подготовила Лукина В.Ю.
Тактика волейбола — это умения и разумная
организация всех действий игроков с целью
выйти победителем в игре. Все действия игроков
в волейболе делятся на две категории: защитные
и нападающие действия.
В любительском классическом волейболе игроки обычно стоят на
следующих позициях:
• 1 номер — подача и защита в приеме и при нападении. Может
нападать только из-за линии нападения.
• 2 номер — нападение и блок. Реже — прием близкой подачи.
• 3 номер — игрок под сеткой. В его обязанности входит пас и
блок. В приеме не участвует.
• 4 номер — нападение и блок. Реже — прием близкой подачи.
• 5 номер — защита в приеме и при нападении. Может нападать
• 6 номер — либеро. Главный защитник команды.
Расстановка «4 — 2»
• Здесь имеем четырёх нападающих и
двух связующих. Связующие пасуют из
2-3 номера, находясь по диагонали
друг от друга. Двое основных
нападающих располагаются на первой
линии в номерах 2 и 4. Это достаточно
популярный вариант в любительском
волейболе, только при использовании
одного связующего под сеткой.
• Недостатки такой расстановки:
нападение всегда атакует из одной и
той же точки рядом с сеткой, и его
легко заблокировать; сложно иметь в
команде целых двух связующих, т.к. эта
специальность в волейболе
дефицитная; игрокам задней линии
сложно ударить по мячу.
Расстановка «6 — 2»
• Вариант аналогичен «4 — 2». Отличие в том,
что связующий, находясь на передней линии,
становится сразу и нападающим. Т.о. на
передней линии играют трое нападающих.
Второй связующий выходит с задней линии на
пас. После перехода они меняются местами,
здесь кроется минус этой расстановки. Два
игрока в команде должны обладать серьёзной
подготовкой связующего и нападающего, а
игроков такого уровня найти непросто.
Спасибо за внимание!
Тактическое ноу-хау от «Трентино» – игра без диагонального. Лорензетти разорвал шаблоны и взял Суперкубок Италии
Выдающийся стратег.
Волейболисты «Трентино» стали победителями «Финала четырёх» Суперкубка Италии, который прошёл в Чивитанове. В полуфинале они со счётом 3:0 обыграли мощную «Перуджу» (3:0) с Вильфредо Леоном и Мэттью Андерсоном, а в решающем матче со счётом 3:1 одолели «Монцу» Георга Грозера.
Казалось, что в современном волейболе сложно чем-то удивить, но 57-летнему главному тренеру «Трентино»
СХЕМА С ТРЕМЯ ДОИГРОВЩИКАМИ
Вообще-то у «Трентино» есть диагональный Джулио Пинали, да и Матей Казийски имеет огромный опыт игры на этой позиции. Но Лорензетти решил попробовать гибкую схему с тремя доигровщиками, тем более все они топовые волейболисты с хорошим приёмом – Казийски, Алессандро Микьелетто и Даниэле Лавиа. Вместе с либеро Джулианом Зенгером это целых четыре принимающих, что позволяет адаптировать схему приёма под тот или иной тип подачи.
Формально диагональным в расстановке «Трентино» выступает Лавиа. При этом только расстановка P2 (связка во 2-й зоне) классическая – Лавиа не участвует в приёме и готовится к атаке из 1-й зоны.
Изначально итальянские эксперты предполагали, что Казийски будет принимать меньше всех, но ничего подобного – он принимает во всех расстановках, когда находится на передней линии (P3, P2, P1). Таким образом, доигровщик задней линии разгружается и может более комфортно атаковать пайп.
Немного о других расстановках. При P1 Микьелетто на задней линии, но находится вне зоны приёма. Принимают два нападающих передней линии, которые затем атакуют из «четвёрки» (Лавиа) и «двойки» (Казийски).
Больше всего Лорензетти «изобрёл» в расстановке P6 (смотрите картинку ниже). Лавиа оттягивается в приём, усложняя вход в игру связующего. При этом Казийски, который на задней линии, не принимает, но смещается в центр для атаки пайп.
В расстановке P3 из принимающей системы выходит Лавиа. Он идёт на пайп, а Микьелетто готовится атаковать из 1-й зоны. Но повторимся – за два матча Суперкубка Италии Сбертоли отдал туда всего несколько мячей. Этой зоны для атаки «Трентино» просто не существовало, вопреки канонам современного волейбола.
КАЗИЙСКИ – MVP
К слову, второй связующий сборной Италии блестяще провёл суперкубковый уикенд. Больше всех в команде подавал, шикарно играл в защите и отлично реализовал тактику Лорензетти, ведя вариативную и быструю игру.
«Это сон, я не хочу просыпаться, – сказал 23-летний Сбертоли после финала. – Это были две лучшие игры в моей карьере. Не с технической точки зрения, а с точки зрения ощущений на площадке. Я счастлив. Но эта победа не делает нас сильнейшими. Мы были лучшими в эти два дня и должны этим гордиться.
Теперь даже те, кто нас недооценивал, будут ждать нас с ножом в зубах».Но титул MVP турнира получил не Сбертоли, а 37-летний капитан «Трентино» Казийски.
«У нас очень молодая команда, в которой и я чувствую себя молодым, – признался Матей. – Микьелетто и Лавиа очень интересные игроки, которые уже сильны, но ещё наберутся опыта. Надеюсь, увижу как они прибавляют».
Матей Казийски / фото: © Roberto Bartomeoli, Keystone Press Agency, globallookpress.comВ полуфинале фаворитом была «Перуджа», которая летом прикупила к Леону универсала Андерсона и связующего Симоне Джанелли. Но им редко удавалось затруднить сопернику приём, что вылилось в бенефис центров «Трентино» Марко Подрашчанина (7/7) и Сречко Лисинаца (6/9).
Кроме того, у «Перуджи» провалился диагональный Камил Рыхлицкий, который за два сета забил только 3 из 13-ти мячей (23%) и обстучал блок. Только после 0:2
Леон во втором сете набрал 9 очков при 69% реализации атак (9/13), однако такой фантастический уровень показал только в этом отрезке. На Апеннинах с трофеями у Вильфредо не клеится – только Кубок Италии-2019.
Первый упущенный трофей сезона наверняка скажется и на перспективах Грбича возглавить сборную Польши. Президент «Перуджи» Джино Сирчи давно выступает против совмещения, а теперь наверняка лишь укрепился в своём мнении.
ГРОЗЕР В ОДИНОЧКУ ТАЩИЛ «МОНЦУ»
Соперником «Трентино» по финалу сенсационно стала «Монца», которая со счётом 3:1 одолела звёздную «Чивитанову». Она могла быть ещё более звёздной, но диагональный Иван Зайцев ещё восстанавливается после операции. Вместо него играет пуэрториканец Габи Гарсиа и пока не слишком ярко (10 очков в атаке, 5 потерь). Османи Хуанторена забил всего 10 из 28-ми мячей (36%) и четырежды угодил под блок. Неожиданно много ключевых ошибок допустил Робертланди Симон. Но в основном «Чивитанова» проиграла из-за провального приёма. 11 чистых ошибок: 6 – у Рикарду Лукарелли и 4 – у Хуанторены.
Грозер и Галасси на блоке против Лукарелли / фото: © Roberto Bartomeoli, Keystone Press Agency, globallookpress.comНемец Грозер (21 очко), чех Донован Джаворонок (18) и белорус Владислав Давыскиба (16) не только разбомбили приём «Чивитановы», но и очень стабильно действовали в атаке. Они принесли «Монце» первый в истории финал Суперкубка Италии. Команда получила право побороться за трофей благодаря четвёртому месту в прошлом чемпионате Италии. На старте нового сезона «Монца» преподнесла уже не одну сенсацию. В стартовом туре чемпионата страны команда Массимо Эккели со счётом 3:1 обыграла «Модену», которая была в своём оптимальном составе (Бруно, Эрвин Нгапет, Йоанди Леал, Нимир Абдель-Азиз).
Но ещё на одну сенсацию «Монцу» не хватило. В финале с «Трентино» два сета были полностью провалены. В первом «Монца» забила 3 из 19-ти мячей (16%, 5 потерь), а в четвёртом – 7 из 25-ти (28%, 10 потерь).
Ещё в двух партиях «Монцу» на себе тащил Грозер. Во многом благодаря ему команда взяла третий сет (33:31), а во втором 36-летний диагональный вообще был бесподобен – 83% реализации (10/12) и 1 эйс! Его одноклубники в сумме набрали 4 очка. Но усилий одного Грозера не хватило, поскольку у «Трентино» на столь же высоком уровне играл весь атакующий трезубец.
Лавиа реализовал 16 из 26-ти атак (62%), Микьелетто – 14 из 24-х (58%). Оба проиграли только по одному мячу. У Казийски статистика похуже – он в поздних сетах подсел, но зато в первых двух был лидером. Также стоит отметить отличную игру Лисинаца, который забил 11 из 15-ти мячей (73%), сделал 2 эйса и 3 блока.
«Монца» проиграла и второй финал в своей истории. Первый был весной 2019 года – против «Белогорья» в Кубке вызова. «Трентино» завоевало первый трофей с сезона 2018/19, когда команда выиграла клубный чемпионат мира и Кубок ЕКВ. Тогда командой также руководил Лорензетти, который нынешней осенью решил сломать стереотипы и, возможно, задать новый тренд в мировом волейболе.
фото: legavolley.itСуперкубок Италии
Полуфиналы
Перуджа – Трентино – 0:3 (21:25, 21:25, 23:25)
Чивитанова – Монца – 1:3 (22:25, 16:25, 25:21, 20:25)
Финал
Трентино – Монца – 3:1 (25:11, 25:21, 31:33, 25:14)
24 октября. Чивитанова. Eurosuole Forum. 2418 зрителей.
Трентино: Лавиа (16), Микьелетто (18), Подрашчанин (10), Сбертоли (3), Казийски (21), Лисинац (16) – старт; Зенгер (либеро), Кавуто (0), Пинали (0), Д’Хеер (0).
Монца: Давыскиба (3), Галасси (8), Грозер (22), Джаворонок (13), Грозданов (6), Ордуна (1) – старт; Федеричи (либеро), Карягин (0), Митрасинович (0), Каллигаро (0), Беретта (0).
Очки – 106:79, подача – 6:10, атака – 64:40, блок – 14:3, приём – 42%:45%, ошибки – 36:26.
Расширенная статистика
Волейбол | СДЮСШОР №5
Волейбо́л (англ. volleyball от volley — «удар с лёту» и ball — «мяч») — вид спорта, командная спортивная игра, в процессе которой две команды соревнуются на специальной площадке, разделённой сеткой, стремясь направить мяч на сторону соперника таким образом, чтобы он приземлился на площадке противника (добить до пола), либо чтобы игрок защищающейся команды допустил ошибку. При этом для организации атаки игрокам одной команды разрешается не более трёх касаний мяча подряд (в дополнение к касанию на блоке).
Центральный орган волейбола как международного вида спорта, определяющий свод правил — Международная федерация волейбола, FIVB (англ.). Волейбол входит в программу Олимпийских игр с 1964 года[3].
Волейбол — неконтактный, комбинационный вид спорта, где каждый игрок имеет строгую специализацию на площадке. Важнейшими качествами для игроков в волейбол являются прыгучесть для возможности высоко подняться над сеткой, реакция, координация, физическая сила для эффективного произведения атакующих ударов.
Для любителей волейбол — распространённое развлечение и способ отдыха благодаря простоте правил и доступности инвентаря.
Существуют многочисленные варианты волейбола, ответвившиеся от основного вида — пляжный волейбол(олимпийский вид с 1996 года), волейбол на снегу, мини-волейбол, пионербол, парковый волейбол (утверждённый конгрессом FIVB в ноябре 1998 года в Токио)[4], волейбол сидя (паралимпийский вид спорта).
История
Происхождение современного волейбола
Уильям Морган
Изобретателем волейбола считается Уильям Дж. Морган, преподаватель физического воспитания колледжа Ассоциации молодых христиан (YMCA) в городе Холиоке (штат Массачусетс, США). В 1895 году[5] в спортивном зале он подвесил теннисную сетку на высоте 198 см, и его ученики, число которых на площадке не ограничивалось, стали перебрасывать через неё баскетбольную камеру. Морган назвал новую игру «минтонет». Позже игра демонстрировалась на конференции колледжей ассоциации молодых христиан в Спрингфилде и по предложению профессора Альфреда Т. Хальстеда получила новое название — «волейбол». В 1897 году в США были опубликованы первые правила волейбола: размер площадки 7,6×15,1 м (25 x 50 футов), высота сетки 198 см (6,5 фута), мячокружностью 63,5—68,5 см (25—27 дюймов) и массой 340 г, количество игроков на площадке и касаний мяча не регламентировалось, очко засчитывалось только при собственной подаче, при неудачной подаче её можно было повторить, играли до 21 очка в партии.
В процессе развития игры её правила, техника и тактика постоянно совершенствовались. Основные правила, часть из которых дошла до наших дней, сформировались в 1915—1925 годах: с 1917 года розыгрыш партии был ограничен 15 очками, а высота сетки составила 243 см; в 1918 году было определено количество игроков на площадке — шесть; с 1922 года разрешено не более трёх касаний мяча; в 1925 году утверждены современные размеры площадки, размеры и вес волейбольного мяча. Эти правила применялись в странах Америки, Африки и Европы, в то время как в Азии вплоть до начала 1960-х годов играли по собственным правилам: с девятью или двенадцатью игроками на площадке 11×22 м без смены позиций игроками во время матча.
В 1922 году проведены первые общенациональные соревнования — в Бруклине состоялся чемпионат YMCA с участием 23 мужских команд. В 1924 году был образован Союз баскетбола и волейбола Чехословакии — первая в Европе спортивная организация по волейболу[6]. Во второй половине 1920-х годов возникли национальные федерации Болгарии, СССР, США и Японии. В тот же период формируются главные технические приёмы — подача, передачи, атакующий удар и блок. На их основе возникает тактика командных действий. В 1930-е годы появились групповой блок и страховка, варьировались атакующие и обманные удары. В 1936 году на конгрессе международной федерации по гандболу, проводившемся в Стокгольме, делегация Польши выступила с инициативой организовать технический комитет по волейболу как часть федерации по гандболу. Была образована комиссия, в которую вошли 13 стран Европы, 5 стран Америки и 4 страны Азии. Членами этой комиссии в качестве основных были приняты американские правила с незначительными изменениями: замеры проводились в метрических пропорциях, мяча можно было касаться всем телом выше пояса, после касания мяча на блоке игроку было запрещено повторное касание подряд, высота сетки для женщин — 224 см, зона подачи была строго ограничена[7].
Послевоенная история
Молодёжный спортивный праздник в Лейпциге. Волейбольный матч (1957)
После окончания Второй мировой войны (1939—1945) стали расширяться международные контакты. 18—20 апреля 1947 годав Париже состоялся первый конгресс Международной федерации волейбола (FIVB) с участием представителей 14 стран: Бельгии, Бразилии, Венгрии, Египта, Италии, Нидерландов, Польши, Португалии, Румынии, США, Уругвая, Франции, Чехословакии и Югославии, которые и стали первыми официальными членами FIVB. В 1949 году в Праге состоялся первый чемпионат мира среди мужских команд. В 1951 году на конгрессе в Марселе FIVB утвердила официальные международные правила, а в её составе были образованы арбитражная комиссия и комиссия по разработке и совершенствованию правил игры. Были разрешены замены игроков и тайм-ауты в партиях, матчи как мужских, так и женских команд стали проводиться в 5 партий.
Первым президентом FIVB был избран французский архитектор Поль Либо, впоследствии неоднократно переизбиравшийся на этот пост до 1984 года. В 1957 году на 53-й сессии Международного олимпийского комитета волейбол был объявлен олимпийским видом спорта; на 58-й сессии принято решение о проведении волейбольных соревнований среди мужских и женских сборных на Играх XVIII Олимпиады в Токио. После токийской Олимпиады было внесено существенное изменение в правила игры — блокирующим разрешили переносить руки над сеткой на сторону соперника и повторно касаться мяча после блокирования. В 1970 году введены антенны на краях сетки, в 1974 году появились судейские жёлтая и красная карточки.
В международных соревнованиях 1960—1970-х годов наибольших успехов добивались национальные сборные команды СССР, Чехословакии, Польши, Румынии, Болгарии, Японии. У женщин вплоть до московской Олимпиады-1980 наиболее значимым выглядело соперничество советской и японской школ — сборные СССР и Японии разыгрывали друг с другом золотые медали на первых четырёх олимпийских турнирах и одержали в них по две победы. Определённых успехов также добились сборные Польши, ГДР, Румынии, Чехословакии, Северной и Южной Кореи. В 1978 году привычную расстановку сил в женском волейболе нарушила сборная Кубы, неожиданно при огромном преимуществе над соперниками выигравшая проводившийся в Советском Союзе чемпионат мира.
Развитие игры в 1980—1990-е годы
В 1984 году Поля Либо сменил на посту президента FIVB доктор Рубен Акоста, адвокат из Мексики. По инициативе Рубена Акосты произведены многочисленные изменения в правилах игры, направленные на повышение зрелищности соревнований и «телегеничности» волейбола, связанной с сокращением продолжительности матчей. Накануне Олимпийских игр-1988 в Сеуле состоялся XXI конгресс FIVB, где были приняты изменения в регламенте решающей пятой партии: она стала играться по системе «ралли-пойнт», или «тай-брейк» («розыгрыш — очко»), в 1990-е годы также устанавливался «потолок» в 17 очков для первых четырёх партий (то есть они могли заканчиваться при преимуществе соперников в 1 очко со счётом 17:16). Проводился эксперимент с ограничением волейбольных партий по времени[8], однако в октябре 1998 года на конгрессе FIVB в Токио было принято ещё более революционное решение — играть по системе «ралли-пойнт» каждую партию: первые четыре до 25 очков, пятую — до 15. В 1996 году разрешены касание мяча любой частью тела (в том числе ногой), в 1997 году FIVB предложила национальным сборным включать в свои составы игрока либеро.
В этот период продолжали совершенствоваться техника и тактика игры. В начале 1980-х появилась подача в прыжке и почти перестала применяться боковая подача, увеличилась частота нападающих ударов с задней линии, произошли изменения в способах приёма мяча — прежде непопулярный приём снизу стал господствующим, а приём сверху с падением почти исчез. Сузились игровые функции волейболистов: например, если раньше в приёме были задействованы все шесть игроков, то с 1980-х годов выполнение этого элемента стало обязанностью двух доигровщиков.
Игра стала более силовой и быстрой. Волейбол увеличил требования к росту и атлетической подготовке спортсменов. Если в 1970-е годы в команде могло не быть вообще ни одного игрока ростом выше 2-х метров, то с 1990-х годов всё изменилось. В командах высокого класса ниже 195—200 см обычно только связующий и либеро. В число сильнейших добавились новые команды — Бразилия, США, Куба, Италия, Нидерланды, Югославия.
С 1990 года стала разыгрываться Мировая лига — ежегодное коммерческое соревнование, призванное увеличить популярность волейбола во всём мире. С 1993 года проводится аналогичное соревнование у женщин — Гран-при. Со второй половины 1980-х годов в Италии создаётся первая по-настоящему профессиональная лига, организация которой становится примером для национальных чемпионатов других стран.
В 1985 году в Холиоке открыт волейбольный Зал славы, в который заносятся имена наиболее выдающихся игроков, тренеров, команд, организаторов, судей.
Волейбол в наши дни
2011 год. Матч между сборными Сербии и Болгарии
С 2015 года FIVB объединяет 221 национальную федерацию волейбола, игра является одним из самых популярных видов спорта на Земле. Наиболее развит волейбол как вид спорта в таких странах, как Россия, Бразилия, Китай, Италия, США, Япония, Польша. Действующим чемпионом мира среди мужчин является сборная Польши, среди женщин — сборная США.
В 2008—2012 годах в должности президента Международной федерации волейбола работал китаец Вэй Цзичжун, 21 сентября 2012 года на XXXIII Конгрессе FIVB в Анахайме (Калифорния) новым президентом организации выбран бразилец Ари Граса
Руководство FIVB продолжает вести работу над усовершенствованием волейбольных правил. Некоторые изменения по толкованию ошибок «касание сетки» и «заступ» на игровую половину противника, уточнению определения блокирования, расширению заявки команды на официальные международные турниры до 14 игроков, 2 из которых либеро, были утверждены в 2009 году на XXXI конгрессе FIVB в Дубае. В том же году на клубном чемпионате мира в Дохе (этот турнир был возрождён после 17-летнего перерыва) была опробована так называемая «золотая формула», согласно которой принимающая команда свою первую атаку должна проводить строго с задней линии. На практике это нововведение, которое по замыслу должно способствовать выравниванию возможностей соперников и позволить мячу дольше находиться в воздухе, не только не дало ожидаемого эффекта, но и привело к уменьшению зрелищности игры, за что было подвергнуто критике со стороны многих игроков, тренеров, специалистов и любителей волейбола и больше не применялось.
По новой редакции правил, вступившей в действие в 2013 году, наказание игрока жёлтой карточкой не сопровождается проигрышем очка. В апреле 2013 года было принято решение отложить реализацию правила, ужесточающего требования к приёму подачи сверху и вместе с тем предложено рассмотреть вопрос о сокращении продолжительности партии с 25 до 21 выигранного очка и уменьшении пауз между розыгрышами мяча. В том же году последнее нововведение было опробовано в турнирах Евролиги, чемпионате мира среди мужских старших молодёжных команд, чемпионатах Бразилии, но дальнейшего распространения не получило. Также с 2013 года на международных соревнованиях под эгидой FIVB и CEV активно применяется система видеопросмотров.
1 ноября 2014 года на XXXIV конгрессе FIVB, состоявшемся в Кальяри, было отменено принятое в 2009 году правило, допускавшее касание сетки, если оно не создавало помеху для игры соперника. Как и прежде, любое касание игроком сетки стало считаться ошибкой. Кроме того для международных соревнований конгресс принял решение об уменьшении размера свободной зоны от лицевых линий с 8 до 6,5 м, внесении в заявку на матчи всех 14 допущенных к турниру игроков и возможности уменьшения по предложению спонсоров и телевидения тренерских и/или технических тайм-аутов.
Призёры Олимпийских игр
Крупнейшие соревнования
Правила игры
Общие правила
«Зоны» на площадке и перемещение игроков
Игра ведётся на прямоугольной площадке размером 18х9 метров. Волейбольная площадка разделена посередине сеткой. Высота сетки для мужчин — 2,43 м, для женщин — 2,24 м.
Игра ведётся сферическим мячом окружностью 65—67 см, массой 260—280 г.
Каждая из двух команд может иметь в составе до 14 игроков, на поле во время игры могут находиться 6 игроков. Цель игры — атакующим ударом добить мяч до пола, то есть до игровой поверхности площадки половины противника, или заставить его ошибиться.
Игра начинается вводом мяча в игру при помощи подачи согласно жребию. После ввода мяча в игру подачей и успешного розыгрыша подача переходит к той команде, которая выиграла очко. Площадка по количеству игроков условно разделена на 6 зон. После каждого перехода право подачи переходит от одной команды к другой в результате розыгрыша очка, игроки перемещаются в следующую зону по часовой стрелке.
Расстановка
Чёткой границы между зонами 1—6 нет, однако существуют ограничения на расстановку и действия игроков на площадке:
1) игроки делятся на «переднюю линию» (зоны 2, 3, 4) и «заднюю линию» (зоны 1, 5, 6). Игроки задней линии не могут ставить блок и атаковать выше троса в передней зоне около сетки (ближе трёхметровой линии).
2) во время подачи игроки на каждой стороне должны стоять так, чтобы игрок задней линии не находился ближе к сетке, чем соответствующий ему игрок передней линии (1 не ближе 2, 6 не ближе 3, 5 не ближе 4), также должен соблюдаться порядок внутри каждой из линий: слева направо должны располагаться игроки 4, 3 и 2; также слева направо должны располагаться игроки 5, 6 и 1. Однако правила, например, не запрещают игроку 5 зоны стоять ближе к сетке, чем игрок зоны 3. После подачи игроки могут произвольно перемещаться по площадке.
В современном профессиональном волейболе игроки специализируются на игре в определённой зоне («амплуа игроков»), перед подачей они встают на площадке так, чтобы выполнить требования к расстановке, а после подачи перемещаются в удобную для себя зону до конца розыгрыша.
Подача
Подача в прыжке
Выполняет подачу игрок, который в результате последнего перехода перемещается из второй в первую зону. Подача производится из зоны подачи за задней линией игровой площадки с целью приземлить мяч на половине противника или максимально усложнить приём. В полёте мяч может коснуться сетки, но не должен касаться антенн или их мысленного продолжения вверх. Если мяч коснётся поверхности игровой площадки на стороне принимающей команды, подающей команде засчитывается очко. Если игрок, который подавал, нарушил правила или отправил мяч в аут, то очко засчитывается принимающей команде. Не разрешается блокировать мяч при подаче, прерывая его траекторию над сеткой. Если очко выиграно командой, которая подавала мяч, то подачу продолжает выполнять тот же игрок.
В современном волейболе наиболее распространена силовая подача в прыжке. Её противоположностью является укороченная (планирующая, тактическая) подача, когда мяч направляется близко к сетке.
Приём мяча снизу
Приём подачи
Обычно принимают мяч игроки, стоящие на задней линии, то есть в 5-й, 6-й, 1-й зонах. Однако принять подачу может любой игрок. Игрокам принимающей команды разрешается сделать три касания (игроку нельзя дважды подряд трогать мяч) и максимум третьим касанием перевести мяч на половину противника. Обрабатывать мяч на приёме можно в любом месте площадки и свободного пространства, но только не на самой половине площадки противника. При этом если приходится пасом переводить мяч обратно на свою игровую половину, вторая передача из трёх не может проходить между антеннами, а обязательно должна проходить мимо антенн. При приёме не допускается никакая задержка мяча при его обработке, хотя принимать мяч можно любой частью тела. Планирующую подачу могут принимать 2 игрока на задней линии, но для приёма силовой подачи требуется уже 3 игрока.
Атака
Выдержка из Официальных волейбольных правил:
14. 1.1 Все действия, в результате которых мяч направляется на сторону соперника, исключая подачу и блок, считаются атакующими ударами.
Обычно при хорошем приёме мяч принимается игроками задней линии (1-е касание) и доводится до связующего игрока. Связующий передаёт (2-м касанием) мяч игроку для выполнения атакующего удара (3-е касание). При атакующем ударе мяч должен пройти над сеткой, но в пространстве между двумя антеннами, при этом мяч может задеть сетку, но не должен задевать антенны или их мысленные продолжения вверх. Игроки передней линии могут атаковать с любой точки площадки. Игроки задней линии перед атакой должны отталкиваться за специальной трёхметровой линией. Либеро может атаковать, только если мяч (хотя бы частично) находится ниже линии верхнего края сетки.
Различают атакующие удары: прямые (по ходу) и боковые, удары с переводом вправо (влево) и обманные удары (скидки). Все атакующие удары выполняются только на своей стороне, переносить руки на сторону противника можно только после выполнения удара.
Блокирование
Это игровой приём, при котором защищающаяся команда препятствует переводу мяча при атаке противника на свою сторону, перекрывая его ход любой частью тела над сеткой, обычно руками, перенесёнными на сторону противника в рамках правил. Разрешается переносить руки на сторону противника при блокировании в той степени, чтобы они не мешали противнику до его атаки или другого игрового действия.
Блок может быть одиночным или групповым (двойным, тройным). Касание блока не считается за одно из трёх касаний. Блокировать могут только те игроки, что стоят на передней линии, то есть в зонах 2, 3, 4.
Защита (приём атаки)
Приём атакующего удара отличается от приёма подачи, так как в защите в обязательном порядке всегда участвуют все 6 игроков, находящихся на площадке; некоторые игроки передней линии ставят блок (иногда все трое), а все остальные играют в защите. Цель защищающихся оставить мяч в игре и по возможности довести его пасующему. Защита может быть эффективной только в случае согласованных действий всех игроков команды, поэтому были разработаны схемы игры в защите, из которых прижились только две: «углом назад» и «углом вперёд». В обеих схемах крайние защитники стоят по боковым линиям, выходя из-за блока в 5-6 метрах от сетки, а вот защитник в 6 зоне, в соответствии с названием схемы, играет или непосредственно позади блока (ловит скидки за блок), или за лицевой линией (играет дальние рикошеты от блока).
Либеро
Один или двое игроков (до 2009 года — только один игрок) команды могут быть назначены либеро. Игроки этого амплуа не могут участвовать в блоке, подавать, выполнять нападающий удар по мячу, полностью находящемуся выше верхнего края сетки. Форма либеро должна отличаться от формы остальных игроков. Разрешается заменять либеро неограниченное количество раз, не ставя в известность судью. Так как либеро не имеет права атаковать и блокировать, он обычно находится на задней линии, меняясь позицией с игроками, которых выгодно держать на передней линии, например, с центральным блокирующим.
Регламент
Вторую передачу делает связующий сборной Польши Павел Загумный. Игрок № 2 собирается атаковать первым темпом. Игрок № 11 угрожает атакой с задней линии («пайп»). Блокирующие противника должны решить, какую атаку им закрывать
Матч заканчивается, когда одна из команд выиграет три партии. До начала матча первый судья в присутствии капитанов команд проводит жеребьёвку, победитель которой выбирает либо мяч (подачу или приём), либо сторону площадки. После окончания каждой партии команды меняются сторонами площадки, а при счете 2:2 перед пятой партией проводится новая жеребьёвка. При достижении одной из команд 8 очков в пятой партии производится смена сторон.
Волейбольная партия не ограничена во времени и продолжается до 25 очков, в пятой партии (тай-брейк) счёт идёт до 15 очков. При этом если преимущество над противником не достигло 2 очков, партия будет продолжаться до тех пор, пока это не произойдёт.
В каждой партии тренер каждой из команд может попросить два тайм-аута по 30 секунд. Дополнительно в первых 4 партиях назначаются технические тайм-ауты по достижении одной из команд 8 и 16 очков (по 60 секунд).
В каждой партии тренер имеет право произвести не более 6 замен полевых игроков (кроме либеро), причём заменённый игрок может в той же партии вернуться на площадку только вместо того игрока, который его ранее заменил, после чего последний не сможет выходить на площадку до следующей партии. Также в случае травмы волейболиста, который не может продолжать игру, команде, ранее уже использовавшей все 6 замен, может быть разрешена так называемая «исключительная» замена.
Нарушения правил
Ниже перечислены наиболее характерные для игры ошибки игроков и тренера.
При подаче
- Игрок заступил ногой на площадку.
- Игрок подбросил и поймал мяч или не коснулся мяча.
- Мяч касается антенны, игрока подающей команды или не пересекает вертикальную плоскость сетки полностью через площадь перехода, выходит в аут.
- Подача, совершённая до свистка судьи, не засчитывается и повторяется.
- По истечении 8 секунд после свистка судьи мяч передаётся команде соперников.
При розыгрыше
- Сделано более трёх касаний (не учитывая блок).
- Касание игроком сетки между антеннами, касание антенны[24].
- Заступ игроком задней линии трёхметровой линии при атаке.
- Двойное касание или задержка мяча.
- Переход центральной линии стопой полностью (фиксируется по проекции стопы на площадку).
Регламент
- Нарушение расстановки.
- Неспортивное поведение одного из игроков или тренера.
Виды наказаний
- Предупреждение (игроку, тренеру или всей команде предъявляется жёлтая карточка): за первый случай затяжки времени или неспортивного поведения; санкция считается профилактической и, кроме предъявления карточки, последствий не имеет, хотя и заносится в игровой протокол;
- Замечание (игроку или тренеру предъявляется красная карточка): за первый случай грубого поведения либо за повторное неспортивное поведение; получившая замечание команда наказывается проигрышем очка и потерей подачи;
- Удаление (игроку или тренеру предъявляются жёлтая и красная карточки, которые судья держит вместе в одной руке): за первый случай оскорбительного поведения либо за повторный случай грубого поведения; удалённый участник матча должен покинуть игровую площадку с правом замены (тренер — командную зону) и до конца партии находиться на специальном месте для удалённых; по окончании партии он может продолжить участие в игре;
- Дисквалификация (игроку или тренеру предъявляются жёлтая и красная карточки, которые судья держит в руках раздельно): за агрессивное поведение, либо за повторный случай оскорбительного поведения, либо за третий случай грубого поведения; дисквалифицированный игрок или тренер должен покинуть место проведения соревнований (игрок — с правом замены), при этом он лишается права участвовать в матче до его окончания.
Амплуа игроков
№ | амплуа | представители | характеристика |
1 | Доигровщик (нападающий второго темпа) | Жиба Франческа Пиччинини Елена Година Сергей Тетюхин | Атакуют с краёв сетки и «пайп»; вместе с игроком либеро участвуют в приёме. Основная зона ответственности — приём подачи соперника и атака со сложных, неудобных передач на организованном блоке (часто во время «доигровки» розыгрыша после защитных действий своей команды). В современном профессиональном волейболе определяющим качеством является именно игра на приёме (хороший приём позволяет связующему организовывать успешные скоростные атаки). Во время подачи соперника игроки так выбирают места на площадке, чтобы подачу всегда принимали два доигровщика и игрок либеро (а остальные игроки встают так, чтобы упростить выход связующего к сетке и при этом не нарушить правила расстановки). |
2 | Диагональный | Иван Милькович Росир Кальдерон Максим Михайлов Екатерина Гамова | Самые мощные, высокие и прыгучие игроки команды. Атакуют с передней и с задней линии (обычно из зоны 2 или 1 номера), не участвуют в приёме, тем самым всегда готовы к атаке. В современном волейболе, как правило, несут основную нагрузку в нападении, зарабатывая больше всех очков в атаке по ходу матча. |
3 | Центральный блокирующий (нападающий первого темпа) | Луиджи Мастранджело Валевска Дмитрий Мусэрский Юлия Меркулова | Как правило, самые высокорослые игроки. Основная зона ответственности — блокирование атак соперника. Также сами атакуют из 3-й зоны по невысоким скоростным передачам («взлёт», «атака первым темпом»). За счёт высокого роста и быстрого перемещения вдоль сетки профессиональные игроки часто успевают во время атаки соперника поставить сразу два блока: сначала против возможного «первого темпа» в зоне 3 номера, а затем переместиться в зону 2 или 4 номера и «пристроиться» к своему партнёру, поставив двойной блок против атаки «вторым темпом». Обычно не участвуют в приёме, на задней линии центрального блокирующего замещает игрок либеро. |
4 | Связующий | Никола Грбич Ёсиэ Такэсита Вячеслав Зайцев Ирина Кириллова | Отдают передачи, определяют игру и варианты атаки своих партнёров. Связующие могут сами набирать очки за счёт скидок (или неожиданных ударов «по второму мячу» вместо передачи) и подач. Обычно выполняют передачу примерно из зоны 3 номера (или между 2-й и 3-й зонами). В профессиональном волейболе при наиболее распространенной схеме 5-1 связующий выполняет большое количество перемещений на площадке, при каждой атаке своей команды сначала выбегая к сетке для передачи, а затем возвращаясь на свою текущую позицию (на передней или на задней линии). |
5 | Либеро | Кшиштоф Игначак Чжан На Екатерина Уланова Алексей Вербов | Основной принимающий и защитник, рост обычно < 190 см. Обычно либеро замещает на задней линии центрального блокирующего. Правила допускают наличие в составе команды двух игроков либеро, иногда они специализируются по игровым функциям: один либеро выходит во время подачи соперника для приёма, другой выходит во время своей подачи для защиты от атак соперника. Поскольку правила запрещают либеро подавать подачу и участвовать в атаке, игроки либеро практически никогда (за исключением курьёзных случаев) не выигрывают очки. |
Тактика игры
Схемы игры
Под схемой игры понимается качественный и количественный состав игроков различных амплуа на площадке. Наиболее распространённые схемы игры 4-2, 5-1 и 6-2, где 2-1-2 — количество связующих на площадке, а 4-5-6 — условное количество атакующих игроков. По схеме 4-2 играют 2 связующих, расположенных по диагонали друг к другу. Таким образом во всех расстановках на передней линии есть только один связующий, он же и отдаёт передачи. По схеме 5-1, на площадке находится только один пасующий, который во всех расстановках выходит в 3-ю зону и оттуда отдаёт вторую передачу. Схема 6-2 аналогична схеме 4-2, за тем исключением что пасует всегда тот связующий, который по расстановке на текущий момент находится на задней линии. Эта схема позволяет пасующему во всех расстановках иметь трёх нападающих на передней линии. Схема 4-2 является самой простой и используется на данный момент только любителями. Схема 5-1 сложна для пасующего, но используется повсеместно. Схема 6-2 такая же сложная, как и 5-1, использовалась только до появления игроков либеро. Она накладывает особые требования к пасующим, которые должны принимать подачу как доигровщики и атаковать не хуже доигровщиков (находясь на передней линии). Для этой схемы идеально подходят универсальные игроки, пришедшие из пляжного волейбола.
Тактические комбинации
Групповые тактические действия игроков в нападении проявляются в определённых тактических комбинациях — заранее согласованных и разученных взаимодействиях, при которых один из игроков атакует первым темпом (с низкой скоростной передачи), а другой — вторым темпом (с высокой или средней передачи). Комбинации имеют определённые названия: «волна», «крест», «эшелон», «возврат».
В комбинации волна выход к сетке нападающих первого и второго темпа характерен наличием параллельных путей перемещения. Игрок зоны 3 совершает стремительный разбег для атаки с низкой передачи («идёт на взлёт»), но пас получает находящийся рядом с ним игрок зоны 4. Игрок зоны 3 при этом имитирует удар, отвлекая блокирующих соперника, что позволяет игроку зоны 4 успешно завершить атаку.
В комбинации эшелон действия игрока зоны 3 те же, а игрок зоны 4 изменяет направление разбега таким образом, чтобы выпрыгнуть для удара за его спиной. Передача при этом несколько удаляется от сетки. Часто применяемая в современном волейболе комбинация пайп отличается от «эшелона» тем, что в ней участвует игрок из 6-й зоны, выпрыгивающий на удар из-за линии нападения.
В комбинации крест игрок зоны 3 «идёт на взлёт», а нападающий зоны 2, передвигаясь скрестно за спиной партнёра, выполняет атаку из 3-й зоны.
В комбинации возврат выход игрока первого темпа производится по обычной схеме, а игрок второго темпа демонстрирует выход к сетке по типу комбинации «крест» или «эшелон», после чего возвращается в свою зону и производит в ней нападающий удар.
Если комбинации выполняются таким образом, что рядом со связующим действует игрок второго темпа, то они являются «обратными» (обратный крест, обратная волна), а если оба атакующих действуют с разных сторон от связующего, то они называются «смешанными».
Словарь терминов и жаргонных выражений
Игрок выполняет «диг»
- брейковое очко (от англ. break) — очко, взятое командой со своей подачи (см.ниже съём.2).
- взлёт — короткий быстрый пас нападающему в 3-ю зону, который в момент касания мяча связующим уже находится в воздухе с рукой, готовой для нанесения удара.
- в тапочки — мяч после блока отлетает ровно в пол перед атакующим игроком
- второй темп — вариант атаки, при котором связующий подключает диагональных нападающих.
- диг[en] (от англ. dig) — защитный удар, выполняемый в падении, поднимающий мяч вверх ударом тыльной стороной ладони.
- добить до пола — основная цель игры в волейбол.
- доигровка — продолжение атаки, когда принимающая команда не смогла организовать съём (см.ниже съём.2). Продолжительная доигровка характерна для женского волейбола.
- дриблинг (англ. dribbling) — характерное постукивание мяча об пол перед выполнением подачи.
- загнать под шкуру — при атакующем ударе нападающего загнать мяч между сеткой и руками блокирующих.
- зачехлить — закрыть атаку соперника блоком.
- зона конфликта — зона ровно посередине между принимающими игроками. Подача в зону конфликта сильно затрудняет приём.
- котёл — зона в середине площадки за трёхметровой линией. Самое частое направление скидок при нападении.
- морита — атакующий удар, выполненный на ложном замахе, когда нападающий имитирует разбег на взлёт, выдерживает паузу и бьёт уже по опускающемуся блоку соперника. Эта красивая и сложная комбинация, названная по фамилии японского волейболиста Дзюнго Мориты, чемпиона Олимпийских игр 1972 года, в настоящее время крайне редко применяется в профессиональном волейболе.
- надеть на уши — игровая ситуация, когда отразившийся от блока мяч ударяется обратно в атакующего. Неприятный для игрока результат атаки.
- организованный блок — правильно построенный сомкнутый групповой блок, закрывающий наиболее вероятное направление удара и создающий максимальные проблемы атакующему.
- отведённый пас — атакующему удобнее всего атаковать мячом, доведённым прямо на линию сетки, что увеличивает сектор удара. Если же пас для атакующего удара неудачно отведён далеко от сетки, то это затрудняет успешный удар.
- отыграться от блока — несильным ударом об край блока отправить мяч в аут или оставить в игре для более успешной доигровки.
- пайп (англ. pipe) — вариант атаки, когда связующий подключает к атаке игрока из 6-й зоны. При этом атакующий игрок бьёт, отталкиваясь из-за трёхметровой линии.
- первый темп — вариант атаки, при котором связующий передаёт мяч коротким пасом игроку из третьей зоны.
- переходящий мяч — мяч, перелетающий на сторону противника невысоко над сеткой, позволяющий легко выиграть очко атакой с первого же удара; обычно возникает при неудачном приёме подачи.
- планер или флот (от англ. float) — планирующая подача, при которой мяч летит по неустойчивой траектории, меняя направление полёта.
- позитивный приём — хороший приём подачи, который позволяет связующему выбрать любую задуманную им передачу и комфортно её сыграть.
- сброс, скидка — обманный удар, совершаемый при лёгком соприкосновении с мячом раскрытой кистью, при этом мяч направляется пальцами.
- сняться — выиграть очко в результате своей атаки после подачи соперника.
- схема 4-2, 5-1, 6-2 — различные тактические схемы игры
- 4-2 — четыре нападающих и два связующих в противоположных зонах, передачу отдаёт тот из них, кто находится на передней линии
- 5-1 — пять нападающих и один связующий, выходящий на передачу с передней и с задней линии
- 6-2 — четыре нападающих и два связующих, передачу отдаёт тот из них, кто выходит с задней линии, в то время как связующий на передней линии играет в атаке.
- съём — 1. мощный удар по мячу в верхней точке его траектории, 2. выигрыш мяча на подаче противника (см.выше брейковое очко).
- эйс (от англ. ace) — очко, выигранное непосредственно с подачи, когда мяч доведён до пола или произошло только одно касание и мяч ушёл в аут.
Существует также множество других жаргонных названий для различных комбинаций, технических элементов и игровых эпизодов[25].
Выдающиеся волейболисты
В 2000 году Международная федерация волейбола проводила опрос по определению лучших волейболистов XX века. Среди женщин на это звание были номинированы Лан Пин (Китай), Инна Рыскаль (СССР), Регла Торрес (Куба) и Фернанда Вентурини (Бразилия), среди мужчин было 8 претендентов — Петер Бланже (Нидерланды), Томаш Вуйтович (Польша), Карч Кирай (США), Уго Конте (Аргентина), Йозеф Мусил (Чехословакия), Кацутоси Нэкода (Япония), Константин Рева (СССР) и Ренан Даль Зотто (Бразилия)[26].
По итогам опроса лучшей волейболисткой прошлого века была признана Регла Торрес, лишь на несколько голосов опередившая Инну Рыскаль, которой также присудили награду. Лучшим волейболистом был объявлен Карч Кирай — первый трёхкратный олимпийский чемпион по волейболу, выигравший две золотые медали в классическом волейболе (1984, 1988) и одну в пляжном (1996). Лучшими командами XX века стали трёхкратный чемпион мира мужская сборная Италии 1990—1998 годов и женская команда Японии 1960—1965 годов.
Наибольшее количество медалей в истории волейбола на Олимпийских играх завоевали бразилец Сержио Сантос (два золота и два серебра в период с 2004 по 2016 год), российский волейболист Сергей Тетюхин (золото, серебро и две бронзы в 2000—2012 годах) и итальянец Самуэле Папи (два серебра и две бронзы на Играх 1996—2004, 2012 годов). Среди женщин это кубинка Ана Ибис Фернандес (три золотые медали и одна бронзовая в 1992—2004 годах) и советская волейболистка Инна Рыскаль, которая на четырёх Олимпиадах (1964—1976) завоевала 2 золотые и 2 серебряные медали[27].
Рекорды
- Рекорд посещаемости волейбольного матча был установлен 19 июля 1983 года — за товарищеской игрой сборных Бразилии и СССР на знаменитом футбольном стадионе «Маракана» наблюдали 96 500 зрителей[28]. Рекордным по посещаемости официальным матчем является стартовый поединок мужского чемпионата мира между сборными Польши и Сербии, собравший 30 августа 2014 года на трибунах Национального стадиона в Варшаве 61 500 зрителей[29].
- Самый крупный счёт в волейбольной партии по новой системе подсчёта очков — 25:1 — был зафиксирован 13 июня 2009 года в первом и втором сетах матча отборочного турнира женского чемпионата мира в Накхонпатхоме между сборными Таиланда и Бангладеш — 25:1, 25:1, 25:3[30]. Счёт 25:0 в партии впервые был зафиксирован на клубном уровне 13 октября 2009 года в Улан-Удэ в матче чемпионата России среди команд высшей лиги «А» между «Хара Морином» и читинской «Забайкалкой». Результат игры — 3:0 (25:12, 25:0, 25:16)[31].
- Рекорд по наибольшей продолжительности партии по новым правилам установили в 2013 году в рамках мужского чемпионата Южной Кореи «Кореан Эйр Джамбос» (Инчхон) и «Раш энд Кэш» (Ансан) — третий сет этого матча длился 48 минут и завершился со счётом 56:54 в пользу «Джамбос»[32].
- Мировым рекордом по результативности обладает кубинский диагональный Леонардо Лейва, который 21 апреля 2013 года в матче между южнокорейским клубом «Самсунг Файр Блюфэнгс» и японским «Сакаи Блэйзерс» набрал 59 очков (57 в атаке при реализации 64 %, 1 на блоке и 1 эйс)[33]. У женщин последний рекорд был установлен 12 декабря 2015 года азербайджанской волейболисткой Полиной Рагимовой, набравшей 58 очков в матче чемпионата Японии между «Тойотой Ауто Боди Куинсайз» и «Хитати Райвел»[34].
Объяснение схемы волейбольного мяча 4-2 (включая диаграммы) – эксперт по волейболу
Наиболее подходящая волейбольная ротация для вашей команды определяется рядом факторов… уровень конкуренции, 5-1, вероятно, чаще всего можно увидеть.
В нем участвуют пять нападающих и один сеттер, которые готовятся на протяжении всей игры. Это обеспечивает гибкость и разнообразие как в атаке, так и в защите.
Следующим наиболее часто встречающимся является 6-2.
Позволяет играть шести нападающим и двум связующим. Сеттер в заднем ряду ротации является активным связующим, а связующий в переднем ряду становится нападающим. Это позволяет сильнейшим игрокам находиться на площадке и быть эффективными.
И, наконец, наименее часто встречающийся на соревнованиях вариант волейбольного мяча 4-2.
В 4-2 участвуют четыре нападающих и два связующих.
И, как вы, наверное, догадались, сеттеры никогда не попадали в этой расстановке – по крайней мере, не по замыслу.
Зачем использовать ротацию 4-2?Ротация 4-2 подходит для команд, которые либо плохо знакомы друг с другом, либо плохо знакомы с соревновательным командным волейболом, так как считается, что это самая простая ротация для реализации.
Ротация 4-2 дает команде ряд преимуществ:
1. В первой линии всегда два нападающих и один связующийпереднем ряду, чтобы всегда быть близко к идеальному положению установки (спереди справа от центра).
Имея всего два варианта атаки, связующему очень просто принять решение о том, куда поставить мяч.
2. Подача-прием проще в реализацииВ большинстве ротаций подача-прием может быть пять игроков, которые могут помочь при первом проходе.
Обеспечивает возможность качественного прохода на протяжении всего вращения.
В качестве альтернативы, атакующие могут быть помещены в позицию для немедленной атаки, оставив их продвигаться вперед при приеме подачи.
Это придает вращению 4-2 некоторую внутреннюю гибкость.
3. Устраняет необходимость принятия большого количества решенийВсе пасы должны направляться в одно и то же место, так как связующий всегда находится в первом ряду и доступен для своего «пятна» спереди справа от центра.
Вращения заднего ряда также очень просты и последовательны.
Игроки могут переключаться после подачи на позицию, в которой им удобнее защищаться, или они могут просто оставаться в порядке ротации. Поскольку в первом ряду всего два нападающих, любое переключение очень простое.
Как правило, игроки просто начинают по очереди, а связующий находится как можно ближе к своей позиции. Как только служба будет поражена, они могут немедленно сообщить о своих атакующих позициях.
У связующего есть только два варианта атаки, что исключает третий вариант из их процесса принятия решений.
4. Хорошо прикрывает площадку в оборонеС связующим в первой линии и всего двумя бьющими всегда три игрока защищаются.
Это позволяет увеличить площадь корта для заделывания шипов и улучшить передачу мяча.
Этот аспект, опять же, идеален для отряда начального уровня, так как удары противника обычно не очень агрессивны.
Недостатки использования схемы 4-2Существуют некоторые очевидные недостатки схемы 4-2, которые следует учитывать перед внедрением…
очень предсказуемо.
Когда связующий всегда находится в первой линии и редко бьет, заблокировать атаку 4-2 становится намного проще, чем против других ротаций.
Мяч может попасть только в два места, и часто они очень близко друг к другу.
Без третьего варианта атаки спереди блок может быстро диагностировать и настроить.
Очевидно, что атака сзади возможна, но это не влияет на стратегию с точки зрения блокирования.
Любая атака связующего, как правило, представляет собой «вброс» или «сброс», который обычно эффективен только в качестве внезапного удара, так как это не сильный удар.
Основы волейбольной ротации 4-2Главная особенность ротации 4-2 — ее простота.
Легко учиться, легко следовать и легко реализовывать стратегии.
Есть несколько основных моментов, о которых следует помнить, выполняя ротацию 4-2…
a. Все проходы идут справа от центраСеттер всегда должен работать с этой позиции.
У связующего просто нет причин быть застигнутым вне позиции при использовании схемы 4-2. Они всегда должны быть в первом ряду и рядом со своим идеальным местом.
Это одна из причин, по которой схема 4-2 так выгодна для связующего, который все еще изучает основы этой роли.
Установка связующего справа от центральной позиции также позволяет двум нападающим вести разные игры (например, скольжение по центру к слабой стороне для удара).
Это добавит некоторую непредсказуемость в нападении, которое в противном случае предсказуемо.
Еще один способ разнообразить игру – это иметь связующего, который легко перебрасывает мяч через сетку при втором ударе. Очевидно, что это не агрессивная атака, но она позволяет защите противника рассмотреть еще один аспект.
б. Сеттер всегда должен быть готов установить заднюю линиюИз-за отсутствия третьего варианта атаки впереди жизненно важно использовать «10» или атаку задней линии в качестве выхода.
Это может произойти, если нападающие пойманы вне позиции после игры в защите или если блок соперника настроен так, чтобы явно отобрать обоих нападающих.
По крайней мере, атака задней линии может быть эффективной, чтобы перебросить мяч через сетку в безвыходной ситуации.
в.Используйте двух игроков первой линии в качестве вариантов пасаЕсли используется ротация 4-2, а совсем новая волейбольная команда все еще изучает основы, может быть выгодно использовать двух игроков первой линии в качестве вариантов паса.
Если вы играете против слабой нападающей команды или команды, которая редко отбивает мяч, типичные блокирующие должны отойти, чтобы играть в защите и более эффективно прикрывать площадку.
Позволяет разместить пять распасовщиков и связующего у ворот.
Очевидно, это можно использовать только против команды, которая действительно изо всех сил пытается отбить мяч в любом темпе. В противном случае передний ряд должен соответственно блокироваться.
Первое вращениеПри первом вращении активный сеттер занимает переднее правое положение, что является отличным положением для установки.
Также средний нападающий «следует» за внешним нападающим. Это означает, что средний игрок будет начинать с переднего левого фланга, а внешний нападающий — с передней середины.
В волейбольной схеме 4-2 цель состоит в том, чтобы связующий всегда располагался как можно ближе к передней правой позиции.
Ротация первая также имеет связующего заднего ряда напротив активного связующего в заднем левом положении.
В идеале в схеме 4-2 все три позиции в задней линии должны располагаться напротив своих коллег в передней линии.
Опять же, это позволяет связующему оставаться как можно ближе к своей идеальной позиции, что является конечной целью удобной для новичков ротации 4-2.
Вторая ротацияВторая ротация помещает связующего заднего ряда в передний ряд и отправляет первого активного связующего назад.
Поскольку цель состоит в том, чтобы вывести связующего на идеальную позицию, новый связующий толкает среднего и внешнего нападающих полностью к правой боковой линии.
Хотя это может быть ограничением для нападающих в этой ротации при первой атаке, это приводит к тому, что связующий готов к немедленной установке практически без движения.
В этом вращении раскрывается причина, по которой центральный «следует» за внешним нападающим.
Поскольку внешний нападающий прижат крайним справа, он должен пройти максимальное расстояние, чтобы занять идеальную позицию для удара.Для внешнего нападающего более разумно играть в эту спортивную игру, чем для среднего, чтобы двигаться дальше.
В большинстве случаев внешний нападающий останется, чтобы нанести удар по слабой стороне при первой атаке, а затем сдвинется влево в свою идеальную позицию в обороне.
Это позволяет им быть более подготовленными к атаке при первом проходе.
Третий поворотТретий поворот ставит нападение в очень выгодное положение.
Новый нападающий вошел в передний ряд, заняв идеальную позицию слева спереди.
Средний игрок теперь может оставаться справа от центра, что позволяет ему скользить влево сразу после подачи.
Сеттер остается на месте, что позволяет ему немедленно подготовиться к сету.
Вращения четыре, пять и шестьПростота волейбольного вращения 4-2 воплощается в жизнь с вращениями четыре, пять и шесть.
Эти вращения идентичны первому, второму и третьему вращениям, только игроки меняются местами со своими коллегами напротив них.
Здесь раскрывается преимущество 4-2 для новой команды.
Этот поворот прост в освоении и не требует сложных переключений.
Заключение
Несмотря на то, что волейбольная ротация 4-2 может быть довольно легко защищена, она идеальна для команды, которая сейчас находится в игре или друг с другом, благодаря своей простоте.
Это дает игрокам время для принятия твердых решений, устраняя сложные мысли, когда у них слишком много вариантов для рассмотрения.
Это также позволяет новым волейболистам сосредоточиться на основных навыках волейбола, вместо того, чтобы больше думать о том, где они должны быть и когда они должны быть там.
На самом деле, 4-2 лучше всего подходят для соревнований более низкого уровня.
Однако эта ротация также дает тренерам прекрасную возможность познакомить группу, плохо знакомую с волейболом, с принципами и механикой.
Это эффективная ротация, которая упрощает игру и делает ее интересной, сохраняя при этом организованность атаки и защиты.
Почему нет команд высокого уровня, играющих по системе 4-2?
Это еще одна поездка в (электронную) почтовую сумку для этого сообщения. У тренера юношеской университетской команды есть вопрос о проведении международного турнира 4-2.
Как тренер СП… я обнаружил, что кривая обучения (особенно для мальчиков) настолько крутая, что простота зачастую является лучшей стратегией. Вот почему я перешел на международную систему 4-2 (без смены заднего ряда). После 2 сезонов экспериментов (как с женскими, так и с мужскими командами JV) я думаю, что наткнулся на то, что действительно работает.
Несколько судей и тренеров спрашивали меня об этом. Большинство насмешливо поднимают бровь, как будто это слишком просто.Но табло не врет. Простые работы. Защита (без проникающего связующего) работает. И поскольку JV так часто обгоняют, связующий переднего ряда почти каждый раз превращает этот минус в плюс.
Я знаю, что мы не должны подгонять игроков под систему, а наоборот. Однако практически нет такой комбинации игроков, которая не укладывалась бы в мою схему 4-2. Кроме того, мои дети могут бегать скольжения за шесть оборотов, что является почти единственной техникой прыжков (т.т. е. простоя), о которых они уже знают, и о которых практически ни одна другая команда СП в нашем регионе никогда не увидит, как они приближаются к ним.
Поскольку мы добились большого успеха на уровне СП, наш женский университет, вероятно, собирается провести его в следующем сезоне.
Во всем этом есть вопрос? да.
Почему мы реже видим 4-2 на более высоких уровнях? Это действительно слишком просто? Кто-нибудь когда-нибудь выигрывал чемпионаты, используя интернациональную схему 4-2? Я имею в виду, конечно, есть только 2 нападающих. Но 5-1 — это 4-2 в половине случаев. А в старших классах, если у вас нет левши, который может бить, сколько очков на самом деле приносит ваш противник? (Не так много, по моему опыту). А на более высоких уровнях несложно найти надежную атаку сзади. Кроме того, преимущества, которые вы получаете, имея 3 надежных защитника все время, без того, чтобы связующему приходилось беспокоиться о том, чтобы уйти слишком рано, ну, в общем, трудно поддаются количественной оценке. Но я думаю, что они настоящие. Думаю, именно поэтому мы обычно побеждаем, даже с ребятами, у которых нет клубного опыта и слабого атлетизма.
Во-первых, иногда повернуть время вспять и использовать старые системы и стратегии — это именно то, что требуется в той или иной ситуации.
Во-вторых, система 4-2 (обычно международная версия) очень часто используется в ситуациях развития. Например, я знаю из семинаров, что волейбол Англии использовал его на национальном уровне, когда я был там. Я думаю, что они использовали его до U15 (сначала 4-2, потом перешли на 6-2). Они не использовали единую систему связующих до U17.Я слышал о других, которые следуют аналогичному образцу. Идея VE состоит в том, чтобы использовать систему с двумя сеттерами для разработки большего количества сеттеров в конвейере. Об этом определенно стоит подумать в ситуации совместного предприятия в старшей школе.
Почему не на более высоких уровнях?
Теперь вопрос в том, почему вы не видите 4-2 в использовании на более высоких уровнях игры.
По мере продвижения вверх по уровням игры вы быстро достигаете точки, когда переходы с заднего ряда не представляют большой проблемы. Это особенно верно в мужской игре, где они могут так легко покрыть землю.Да, вы, вероятно, получили бы лучшую защиту в Зоне 1, если бы у вас всегда был специальный защитник. Конечно, это лучше, чем тот, кто склонен регулярно жульничать и спасаться. Однако это компромисс.
Рискну сказать, что большинство тренеров предпочли бы систему с одним связующим, если бы им задали вопрос. Постоянство установленного местоположения и темпа, определения игры и принятия решений, а также лидерство на площадке при наличии только одного связующего обычно рассматриваются как превосходящие систему с двумя сеттерами.В женской студенческой игре США вы видите, что некоторые команды используют схему 6-2, основанную на заменах (связующие играют только сзади). Они хотят всегда иметь трех нападающих у ворот и/или иметь больший блок. Я думаю, что если вы посмотрите на цифры, большинство команд 5-1. Подробнее о решении 6-2 против 5-1 я писал здесь.
И, конечно же, как в мужских студенческих играх, так и во всех международных играх (правила ФИВБ) у вас нет запасных, чтобы использовать такой подход. Вы должны были бы, чтобы оба связующих также были нападающими, чтобы иметь возможность запустить 6-2.И просто не так много игроков, которые одновременно являются хорошими связующими и хорошими нападающими.
Кроме того, поскольку хорошие связующие, как правило, не такие большие, как нападающие, постоянное присутствие их в первой линии в системе 4-2 означает, что у них всегда будет несколько меньший блок. Это также означает, что они, вероятно, не так эффективны, как нападающие из задней линии, как более традиционные противники. Конечно, всегда есть исключения.
Правильный фокус?
Я думаю, что главный вопрос для меня во всем этом заключается в том, почему упор делается на победу для команды СП?
Простота может быть очень хорошей.Это также может быть вредным. Вы выводите на площадку группу 12-летних игроков, и они быстро понимают, что лучший способ победить — это каждый раз забрасывать первый мяч через сетку. Это дает другой команде возможность совершать ошибки. Очень просто, но не совсем то, что мы хотим, чтобы они делали, верно?
На мой взгляд, цель команды JV — подготовить игроков для игры в университетской команде. Если мы победим, но не послужим высшей цели, какой в этом смысл? Имея это в виду, я хотел бы знать, насколько хорошо это делает интернациональная схема 4-2 без смены заднего ряда.
Я не говорю, что это не так. Отнюдь не!
Я вижу ряд преимуществ системы с точки зрения развития. Вот почему такие игроки, как Volleyball England и другие, используют его на национальном уровне. Но к тому времени, когда игроки достигают старшего школьного возраста, у них получается 6-2 с сеттерами/нападающими. От 4-2 до U14 игроки готовятся к игре 6-2, которая затем подготавливает их к игре 5-1 в возрасте старшей школы.
Суть во всем этом заключается в том, насколько хорошо подход 4-2 готовит игроков к любой системе или стилю игры, используемому на университетском уровне.Если он хорошо справляется со своей задачей, отлично! Если нет, то необходимо переосмысление.
6 шагов к лучшей практике — бесплатное руководство
Присоединяйтесь к моему списку рассылки сегодня и получите это бесплатное руководство о том, как сделать вашу практику максимально эффективной , а также массу других советов и информации для тренеров.
Успех! Теперь проверьте свою электронную почту, чтобы подтвердить подписку.
Почему я должен бежать 6-3 или 6-6?
Для тех, у кого мало времени для чтения моих блогов и размышлений, краткий ответ: «При схеме 6-3 вы обучаете ПОЛОВИНУ своих игроков на площадке лидерским ролям и ключевым навыкам постановки/ведения атаки, а при схеме 6-3 6 каждый игрок изучает этот ключевой навык.
Чего многие тренеры не понимают, так это того, что вы можете использовать схемы «4-2», «5-1» или «6-2/0», которые будут использоваться более молодыми игроками при движении. вверх по трубопроводу. Подробнее об этом чуть позже, в том числе о том, что это также означает, что у вас может быть меньше переключений и более простой прием подачи.
Прямо сейчас, поскольку я прошу вас подумать о том, чтобы проиграть немного больше, возможно, сосредоточив внимание на процессе – развивая универсальных игроков, к которым стремятся высшие уровни, а не на результате (победа за счет того, что только ваш лучший связующий установлен в матчи), позвольте мне поделиться некоторыми ключевыми принципами, которые заставляют некоторые страны даже предписывать игру 6-6 до 14 и более.
- Начальная способность не коррелирует с конечной способностью
- Мы учимся двигательным навыкам, делая, а не наблюдая
- Чтение и обучение — два самых важных навыка в нашем виде спорта
- Нам нужны игроки, хорошо владеющие всеми шестью навыками и ОТЛИЧНО владеющие одним или двумя из них.
Американская модель развития отражает приведенные выше идеи, а также концепцию удержания как можно большего числа детей в игре как можно дольше. Бразилия, единственная страна, кроме США, которая участвует во всех олимпийских соревнованиях по волейболу с 1984 года, просто имеет правило, согласно которому все команды, играющие на уровне 14U, должны установить для каждого игрока одну из шести ротаций, то есть 6-6.У других наций просто нет игры 6 на 6, пока они не перейдут в среднюю школу или даже старше.
Что делать?
Имея в виду эти принципы и примеры, следует ли вам делать 6-6 или 6-3, или как? Для тех, кто хочет знать, как это выглядит, в том числе схемы подачи и приема и почему, я поделюсь этой информацией в конце.
Для меня это частично основано на первом годе знакомства с игрой по сравнению с первым годом игры 6 на 6. Видите ли, когда вы смотрите, как дети Thai и Lions Cup Elementary играют 6 на 6, вы не видите, сколько времени они проводили в более раннем возрасте, играя 1 на 1, 2 на 2, 3 на 3 и даже 4 на 4.Самая большая ошибка в волейболе, особенно в США, заключается в том, что первокурсники и игроки второго-пятого классов играют в начале игры 6 на 6. Взрослые заставляют их «играть в настоящую игру» на «кортах реального размера».
На уровне младшего возраста это должно измениться на наличие команд меньшего размера на кортах меньшего размера и с более низкими сетками.
Если учесть, как вы научились кататься на велосипеде – преодолевая все неудачи, но не будучи неудачником, – вы, конечно же, не делали упражнений, родители не нанимали тренера по езде на велосипеде, и вам не предлагались летние лагеря по езде на велосипеде.Вы не только научились кататься на велосипеде, катаясь на велосипеде, вы научились этому внутренне, поэтому ваши навыки сохраняются очень глубоко/длительно, и самое главное, вы научились, катаясь на собственном велосипеде. Представьте, сколько времени потребуется, чтобы научиться ездить на велосипеде, если у вас будет 12 друзей, которые тоже учатся, и только ОДИН велосипед. Это то, что происходит на слишком многих тренировках и в фокусе исключительно 6 на 6. Хуже того, это доходит до одного велосипеда и 23 других, ожидающих, чтобы научиться лучше ездить, когда вы доберетесь до матча / турнира.
Итак, когда ребенку 12 лет, он еще совсем не созрел физически, вы хотите, чтобы у него была возможность попробовать себя в разных видах спорта – мы называем это спортивной выборкой. Что касается нашего вида спорта, вы хотите, чтобы они освоили все шесть основных навыков в нашем виде спорта, а когда они станут старше — примерно в 14–15 лет, — начнут специализироваться. Именно поэтому мы хотим, чтобы наши игроки получали больше повторений в любом возрасте, играя в парный волейбол на любом покрытии. D
Не забывайте об этой замечательной игре «перерыв», в которой 3-6 детей в школе, которые любят волейбол, могут намного быстрее стать лучше, играя в «Победители остаются на месте» (также известное как «Проигравший становится сетью») https://www. youtube.com/watch?v=YLCM6UH9fBI, 1-2 против 1-2 без сетки, только мяч и два или более друзей, которые хотят поправиться во время обеденного перерыва или в другое время.
Вокруг Лиги за 80 дней — это моя история о том, как я тренировал семерых старшеклассников, которые впервые в жизни начали играть в волейбол в середине февраля, а также моего сына, который играл в парном разряде с 10 лет.
Мы 6-3, и мой сын установил две ротации, и мы просто пропустили финал в конце сезона.Также приятно, когда родители сообщают вам, что их ребенок поступил в университет как первокурсник после того, как пришел в вашу программу в качестве центрального блокирующего, потому что главный тренер узнал, что они установили нарушение, играя в первой линии в качестве центрального.
Обратите внимание, что ваши более молодые команды могут проиграть программам, которые работают по схеме 5-1, где программа уже специализируется, поскольку у вашей команды будет три варианта настроек вместо одного. Если вы читали мой блог/изучали моторное обучение, случайное обучение отстреливанию трех товарищей по команде делает вас гораздо более опытным игроком в долгосрочной перспективе, и я считаю важным подарить младшим игрокам.
Дело в том, что я тренирую воспитать удивительных лидеров, и 6-3 позволяет мне развить эти навыки квотербека, так сказать, не только у трех игроков, играющих в нападении, но еще у одного или двух на практике, так что примерно половина моей команды на самом деле практикуется в управлении системой.
Ниже приведены три варианта 6-3 (которые также применимы к выполнению 6-6, следуя только верхней половине таблицы вращения). Для версии 4-2 три связующих работают с позиций 3 и 2. Для версии «5-1» они делают две подачи с позиций 2 и 1.Наконец, в версии 6-2/0 они будут управлять вашим нападением с позиций 1 и 6.
Итак, что насчет этого почти святого Грааля меньшего количества переключений и более простого приема подачи? Что ж, как вы можете видеть ниже, в версии вашей схемы приема 6-2/0, сеттер стоит на целевой точке все шесть вращений, вообще не переключаясь!
Из-за дисперсии, о которой я писал ранее, цель сеттера должна быть больше вне сети. Куда идут игроки у сети, которые не получают? Это зависит от вас, тренер — они могут ударить по центру, они могут сразу перейти к правому флангу (особенно если они левши!) или они могут даже двигаться, чтобы ударить снаружи по первому мячу.
Я предпочитаю только 3-4 приемника, так как полос принятия решений (т. е. «мой или твой?») гораздо меньше, чем в классических молодежных схемах из пяти человек. Вы особенно избавляетесь от среднего игрока, который делает печально известное движение к мячу, а затем пригибается головой. Также обратите внимание, что, поскольку мои команды много играют в спидбол и игры 2 на 2 и 3 на 3, они привыкли обслуживать приемную площадку с гораздо меньшим количеством игроков, чем пять и даже четыре.
В отличие от схемы 4-2, которую реализуют многие программы, спортсмены в этой системе 6-3 точно знают, где находится их цель связующего, поскольку связующий находится вне сетки и стоит именно в этом месте.Кроме того, им нужно выучить только два шаблона, повторенных три раза. Единственная проблема с перекрытием, которую вам нужно учить, это когда связующий находится в позиции 6 среднего защитника – позиция 1 правого защитника должна оставаться справа от связующего до тех пор, пока не произойдет контакт с подачей.
Если вам предстоит играть в молодежных играх 6 на 6, уделите особое внимание этим нарушениям 6-3 и 6-6. Благодаря этому в будущем у вас появятся лучшие игроки.
Никто не знает, станет ли 10-14-летний игрок отличным связующим, если ему не представится шанс.Нам нужно перестать выбирать сеттеров по росту, то есть по вертикали. Мы также должны понимать, что вы будете лучше наносить удары, если будете ставить, и лучше наносить удары, если будете бить. Пусть они изучают все шесть навыков, когда они маленькие.
Надеюсь, я больше никогда не услышу: «Я слишком мал, чтобы бить». Просто отключите более низких детей от сети и позвольте им прыгать. Эти две системы лучше обеспечивают смену ролей, необходимую на младших уровнях.
.