Половая формула мальчики – .

Стандарты полового созревания мальчиков — практикум-нормы(42стр)


Стандарты полового созревания мальчиков

Возраст

Половая формула

Баллы

от

до

12 лет

V0P0L0Ax0F0

V1P1L0Ax0F0

0-1,8

13 лет

V1P0L0Ax0F0

V2 P3 L1 Ax2 F0

0,7-6,3

14 лет

V1P2L0Ax0F0

V2 P3L2 Ax2 F1

2,7-10,1

15 лет

V1P4L1Ax0F0

V2 P5 L2 Ax3 F2

4,6-14,3

16 лет

V2 P4L1 Ax2 F1

V2 P5 L2 Ax4 F3

10,0-16,9

17 лет

V2 P4L2Ax2F0

V2 P5 L2 Ax4 F3

10,6-16,9

Выраженность развития вторичных половых признаков у девочек

(А. В. Мазурин, И. М. Воронцов, 1985)


Признаки

Степени развития

Оценка в баллах

Развитие молочной железы

Железы не выдаются над поверхностью грудной клетки

Ма-0

0,0

Железы несколько выдаются (околососковый кружок вместе с соском образует единый конус)

Ма-1

1,2

Железы значительно выдаются вместе с соском и околососковым кружком, имеют форму конуса

Ма-2

2,4

Тело железы принимает округлую форму, соски приподнимаются над околососковым кружком

Ма-3

3,6

Оволосение лобка

Отсутствие волос

Р-0

0,0

Единичные волосы вдоль половых губ

Р-1

0,3

Редкие, длинные волосы на центральном участке лобка

Р-2

0,6

Длинные, вьющиеся, густые волосы на всем треугольнике лобка

Р-3

0,9

Развитие волос в подмышечной впадине

Отсутствие волос

Ах-0

0,0

Единичные волосы

Ах-1

0,4

Волосы редкие на центральном участке впадины

Ах-2

.0,8

Длинные, густые, вьющиеся волосы по всей впадине

Ах-3

1,2

Становление менструальной функции

Отсутствие менструаций

Ме-0

0,0

1-2 менструации к моменту осмотра (menarche)

Ме-1

2,1

Нерегулярные менструации

Ме-2

4,2

Регулярные менструации

Ме-3

6,3

Стандарты полового созревания девочек

Возраст

Половая формула

Баллы

от

до

10 лет

Ма0P0Ax0Ме0

Ма2 Р1Ax0Ме0

0-2,7

11 лет

Ма1P0Ax0Ме0

Ма2 Р1Ax0Ме0

1,2-2,7

12 лет

Ма1 P1Ax0Ме0

Ма3 Р3 Ах1 Ме1

1,2-7,0

13 лет

Ма2 Р2Ax0Ме0

Ма3 Р3 Ax2 Ме3

3,0-11,6

14 лет

Ма3 Р2 Ax2 Ме0

Ма3 Р3 Ах3 Ме3

5,0-12,0

15 лет

Ма3 Р3 Ax2 Ме3

Ма3 Р3 Ах3 Ме3

11,6 и >

Половое развитие оценивают как нормальное, ускоренное или замедленное.

При уменьшении суммарного бального показателя говорят о замедлении (задержке), а в случаях его превышения – об ускорении полового созревания.

Пример 1: Мальчик 12 лет, наметилась мутация голоса, появилось оволосение на лобке, увеличения щитовидного хряща гортани нет, оволосение на лице отсутствует. Формула полового развития ребенка должна быть записана так: V01P1L0 Ax0F0. Половое развитие соответствует возрасту.

Пример 2: Девочка 13 лет 6 месяцев. Грудные железы ясно контурируются, достаточная пигментация сосков, имеется оволосение на лобке, в подмышечных впадинах, менструации с 13 лет нерегулярные. Формула полового развития Ма2 Р3 Ах3 Ме1 . Половое развитие соответствует возрасту.

Допустимые колебания полового развития


  • Начало:

    • у девочек – 8 — 8,5 лет;

    • у мальчиков – 10 -10,5 лет.

Если раньше этих сроков появились признаки начала полового созревания, то это указывает на преждевременное половое развитие, необходима консультация эндокринолога, невролога.

  • Задержкой не считается, если позднее начало пубертата носит семейный характер и сроки его начала отодвинуты у девочек до 14 лет, у мальчиков до 12,5-13 лет.

Общий анализ крови

Минимально допустимая нормативная цифра эритроцитов у детей старше 1 месяца — 3,5 Тера/л.

Степени тяжести анемии.


  • Легкая — гемоглобин 110-90 г/л (у детей старше 5 лет 120-90 г/л), эритроциты 3,5-3,0 Тера/л.

  • Средней тяжести – гемоглобин 90-70 г/л, эритроциты 3,0-2,5 Т/л.

  • Тяжелая – гемоглобин менее 70 г/л, эритроциты менее 2,5 Т/л.

Эритроцитоз = полицитемия — содержание эритроцитов > 5 Тера/л, гемоглобина > 150 г/л.

ЦП =(3 х Нв г/л) : три первые цифры числа эритроцитов в млн. без запятой.


    • У новорожденных ЦП 0,9 -1,2.

    • У детей старше 1 месяца — 0,85 – 1,05 — нормохромия.

Ретикулоцитоз – содержание ретикулоцитов более 10‰.

      • Показатель эффективности лечения при анемии.

      • Может быть признаком гемолиза или скрытого кровотечения (например, при язвенной болезни).

      • Ретикулоцитоз, анизоцитоз и анизохромия – это признаки активной регенерации.

Гипорегенерация – снижение ретикулоцитов менее 2,5‰ у детей старше 1 года жизни и

менее 5 ‰ у детей до 1 года.

Осмотическая резистентность эритроцитов (ОРЭ): минимальная ОРЭ – 0,48-0,46%, мaксимальная ОРЭ – 0,36-0,28%. Снижение ОРЭ – признак гемолиза. При этом расширяется диапазон гемолиза.

Тромбоциты — 180-300 Гига/л. Количество тромбоцитов на 1000 эритроцитов 60-100‰.

Тромбоцитопения – уменьшение количества тромбоцитов менее 150 Гига/л.

Тромбоцитоз – увеличение содержания тромбоцитов более 400 Гига/л.

Лейкоцитоз – увеличение количества лейкоцитов более 10 Гига/л,

гиперлейкоцитоз – более 20 Гига/л.

Лейкопения – уменьшение количества лейкоцитов менее 4 Гига/л.

Лейкоцитарная формула = лейкоцитограмма в норме:


  • 10% в формуле белой крови приходится на:

    • базофилы – 0,5%;

    • эозинофилы – 1-4%;

    • моноциты – 6-10%.

  • 90% на нейтрофилы + лимфоциты.

Соотношение нейтрофилов и лимфоцитов

Нейтрофилы

Лимфоциты

1 день жизни

65%

25%

5-й день

45%

45%

С 2 недель до 2 лет

25-30%

65-60%

5 лет

45%

45%

12-14 лет

65%

25%

  • То есть в год имеет место повышение или снижение нейтрофилов (лимфоцитов) на 2-3%.

Абсолютный нейтрофилез = нейтрофильный лейкоцитоз – повышение количества лейкоцитов и нейтрофилов (сопровождается относительной лимфоцитопенией).

Относительный нейтрофилез – повышение количества нейтрофилов при нормальном числе лейкоцитов.

Сдвиг формулы влево – увеличение количества молодых форм нейтрофилов (на бланке они находятся слева). Степень сдвига указывает на активность и тяжесть воспаления.

Индекс сдвига нейтрофилов рассчитывается при сдвиге формулы влево:


  • ИС =(М+Ю+П) : С – в норме 0,05 — 0,08.

По индексу сдвига можно ориентировочно определить тяжесть воспалительного заболевания:

тяжелое воспаление – ИС > 1,0, средней тяжести ИС = 0,3 -1,0, легкое ИС не >0,3.

Нейтропения – количество нейтрофилов ниже возрастной нормы более чем на 1/3 ().

Лимфоцитопенияменее 1,5 Гига/л (имеет значение абсолютная лимфоцитопения на фоне лейкопении или снижение содержания лимфоцитов при нормальном количестве лейкоцитов).

Эозинофилия >5%. Моноцитоз > 12-15% . Моноцитопения
Миелограмма у детей


  • До 3 лет лимфоидных клеток больше, чем у старших (10-18% у детей раннего возраста, 7-14% в 3 года, 2-8% — у детей старше 3 лет).

  • Лейкоцитарные/эритроцитарные клетки = (3-4): 1.

    • Повышение клеток лейкобластного ростка – лейкоз, тяжелые интоксикации.

    • Сдвиг в сторону эритробластного ростка – при кровопотере, гемолизе, эритремии.

    • Одновременное снижение лейкоцитарного и эритробластного ростков (индекс в норме) – аплазия кроветворения.

  • Парциальные миелограммы – соотношение между молодыми и более зрелыми клетками во всех трех рядах кроветворения.

    • Незрелых клеток 20%.

    • Зрелых -80%.

    • Повышение незрелых клеток – лейкоз, интоксикации.

  • Удельный вес молодых лейкоцитов не более 1/3 (более 1/3 – сдвиг миелограммы влево, более 2/3 — метаплазия костного мозга).

  • Бластные клетки не более 5% (миелобласты), лимфобластов нет. Только бласты (ядерные клетки) – тотальная метаплазия костного мозга.

  • Гранулоциты 40-60% (миелобласты не более 5%, миелоциты, П, С – по 10-15%).

  • Лимфоциты и клетки РЭС – 10-20%.

  • Моноциты – 3-5%.

  • Мегакариоциты — 0,5% всех форменных элементов.

Оценка гемостаза

topuch.ru

Оценка зрелости организма по признакам полового созревания

Широчайшее использование получила оценка биологического возраста по так называемым вторичным половым признакам – показателям, которые отсутствуют в детском состоянии, но имеются у взрослых. Несмотря на то, что эти признаки в соответствии со средней моделью развития формируются в ходе подросткового периода с 11 до 15 лет у девочек и 12 – 16 лет у мальчиков, нормальные вариации возраста их появления с учетом ретардированности и акцелерированности развития отдельных детей – более широки (от 8 до 17 лет).

Вторичными половыми признаками являются: развитие третичного волосяного покрова, молочной железы, наличие месячных у девушек и др. Третичный волосяной покров у двух полов оценивается в лобковой зоне и в подмышечной (аксиллярной) области. Кроме этого у мальчиков степень его формирования определяется как развитие бороды и усов. Для мальчиков также оценивается так называемая мутация голоса, когда происходит смена его тембра от звонкого и высокого детского состояния до — низкого мужского.

Варианты каждого из признаков полового созревания могут оцениваться визуально с выделением специально разработанных для этих целей точно фиксированных стадий. Для их правильного распознавания достаточно прохождения краткосрочного обучения. Например, развитие волосяного

покрова в подмышечной зоне (Ax) в отечественных исследованиях оценивается с выделением следующих вариантов, оцифрованных баллами:

0 (или Ax0) – отсутствие волос;

1 (или Ax1) – имеются единичные волосы;

2 (или Ax2) — имеется сплошной волосяной покров, занимающий сравнительно небольшую площадь меньшую, чем у взрослых;

3 (или Ax3) — имеется сплошной полный волосяной покров по взрослому типу.

Сходным образом определяются градации лобкового оволосения с выделением пяти состояний (Pu0, Pu1, Pu2, Pu3 и Pu4).

Статус молочной железы у девочек оценивается с выделением вариантов:

0 (или Ма0) – железы не выступают над поверхностью грудной клетки;

1 (или Ма1) – в виде конуса выступает околососковый кружок вместе с соском;

2 (или Ма2) – молочные железы заметно конусообразно выступают;

3 (или Ма3) – сосок поднимается над околососковым кружком с образованием бугорка над контуром железы;

4 (или Ма4) – железы достигают размера и формы, характерных для взрослой женщины.

Для мальчиков используется иная градация вариантов состояния сосков:

0 (или С0) – маленький детский сосок;

1 (или С1) – подростковое набухание околососкового кружка;

2 (или С2) – околососковый кружок плоский и пигментированный, сосок сформирован.

Изменение голоса у мальчиков в подростковом возрасте проходит три стадии:

0 (или Г0) – детский голос;

1 (или Г1) – подростковая смена (мутация) голоса, когда его тон может быть детским или взрослым во время произнесения одной фразы;

2 (или Г2) – мужской голос.

Развитие признаков полового созревания у мальчиков начинается в среднем примерно в 11 лет, когда наблюдаются первые признаки увеличения яичек и начинается развитие оволосения лобка. В 12 лет это оволосение выражено у более чем 20% случаев, а аксиллярные волосы – у примерно 10% детей. К 13 годам растительность на лобке присутствует у бо-

лее чем 50%, а в подмышечной области — у почти 40% случаев. Подростки 14 лет характеризуются наибольшей встречаемостью набухания сосков. В этом возрасте третичный волосяной покров на лобке отсутствует только у примерно 9% подростков, а в подмышечной области у 40%. Тогда же обычно достигается максимум скорости пубертатного роста длины тела. В возрасте 15 лет волосяной покров на лобке и в аксиллярной зоне отсутствует у 1% и 10% подростков соответственно. К возрасту 16 – 17 лет третичный волосяной покров на лобке и в подмышечной зоне развит у большинства юношей. Описанная схема может несколько варьировать по срокам реализации в разных группах детей и подростков.

У девочек развитие вторичных половых признаков начинается с появления первой стадии увеличения молочных желез, которое может наблюдаться от 8 до 13 лет, но чаще происходит в 10 – 11 лет. Немного позже, через несколько месяцев начинает проявляться лобковое оволосение. Около 12 лет чаще всего наблюдается достижение максимальной скорости пубертатного увеличения длины тела, Примерно в 13 лет появляются первые месячные (menarche), хотя индивидуальная вариация возраста этого события составляет от 10 до 16.5 лет. Примерно в это же время начинают развиваться волосы в подмышечной зоне. Так же как и для мальчиков, все приведенные сроки могут значительно варьировать для разных групп детей и подростков.

Для получения обобщенного показателя полового созревания, учитывающего комплекс вторичных половых признаков, было предложено несколько подходов. Одним из них является так называемая половая формула. Для девочек, например, она учитывает признаки развития третичного волосяного покрова на лобке (Pu) и в подмышечной зоне (Ax), молочных желез (Ма), а также – наличие месячных (Ме). Формула имеет вид P_Ax_Ma_Me, где после соответствующего символа вместо пробела записывается балл, соответствующей достигнутой стадии развития признака. Для девочек она может варьировать от детского варианта P0Ax0Ma0Me- до дефинитивного состояния P3Ax3-4Ma3-4Me+. Для получения оценки биологического возраста были составлены его стандарты, включающие варианты половой формулы, и соответствующие им средние возраста и нормальные пределы вариации. Один из таких нормативов приведен в таблице 4.

Пусть, например, половая формула девочки возраста 13.7 лет равна P3Ax3Ma4Me+. Средний возраст при такой формуле составляет 15,2 года с нормальными границами от 13,6 до 16,8 лет. Таким образом, ее биологи-

Таблица Варианты половой формулы у девочек, средний возраст

и нормальные возрастные интервалы их достижения

Половая формула

Средний возраст

Нормальные пределы

P0 Ax0 Ma1 Me-

10.3 года

8.7 — 11,9 лет

P1 Ax0 Ma1 Me-

11.7 лет

9.9 — 13.5 лет

P2Ax2Ma2Me-

11,9 лет

10,3 – 13,3 года

P3Ax2-3Ma3Me-

12,8 лет

11,2 – 14,4 лет

P2Ax1-2Ma3Me+

12,8 лет

11,2 -14,4 лет

P2Ax2Ma3-4Me+

13,8 лет

12,2 – 15,4 лет

P3 Ax2 Ma3-4 Me+

14.2 года

12.8 — 15.6 лет

P3 Ax3 Ma3-4 Me+

15.2 года

13.6 — 16.8 лет

ческий возраст равен примерно 15 годам. Однако эта девочка развивается, не выходя за нормальные границы.

Другой аналогичный прием был предложен германской исследовательницей И.Швидецки. Он заключается в присвоении каждому варианту любого признака полового созревания определенного количества очков в зависимости от числа этих вариантов. Максимальное количество таких очков для каждого показателя равно 12. Для признака с двумя состояниями, каким является, например, факт наступления месячных, отсутствию этого события присваивается 0 очков, наличию – 12. Для признака с тремя вариантами 1, 2 и 3 им присваиваются 0, 6 и 12 очков соответственно. Показатель, имеющий четыре состояния, для своих вариантов получает 0, 4, 8 и 12 очков. Затем в зависимости от достигнутых вариантов у обследуемого ребенка по всем признакам полового созревания количество очков суммируется. В результате получается единый критерий полового созревания, который может изменяться от 0 до нескольких десятков очков, что позволяет построить достаточно дифференцированные стандарты оценки биологического возраста.

Еще один подобный подход был предложен В.Е.Дерябиным. Здесь на основе изучения реально существующих связей отдельных признаков полового созревания с использованием одного из методов анализа данных – главных компонент было предложено находить обобщенный показатель зрелости в виде Z = a1X1 + a2X2 + … + amXm. Здесь Xi – признаки полового созревания, выраженные в баллах 0, 1, 2, … , ai — вычисляемые коэффициенты, определяющие их вклады в общую величину критерия Z. Этот обоб щенный показатель может принимать большое количество значений, что

позволяет получать дифференцированные нормативы биологической зрелости.

В целом, критерии биологического возраста, основанные на признаках полового созревания, отличаются несколько меньшей точностью по сравнению с аналогичными оценками, основанными на скелетной зрелости. Однако в силу своей простоты они могут применяться для самых массовых обследований детей и подростков школьного возраста. В тех немногих случаях, когда с их использованием обнаруживается слишком сильная ретардированность или акцелерированность развития отдельных детей, можно провести повторное обследование с использованием уже более точных, но и более дорогостоющих методов оценки скелетного биологического возраста.

studfiles.net

2.6. Оценка полового развития

Для оценки полового развития в нашей стране используют стандартные таблицы полового созревания, по которым данные половой формулы ребенка, учитывающие наличие и выраженность вторичных половых признаков, сравнивают со средневозрастными показателями (табл. 17, 18).

Таблица 17

Стандарты полового развития девочек (Максимова М.В.)

Возраст (в годах)

Половые формулы

от

до

10

Ma0 P0 Ax0 Me0

Ma2 P1 Ax0 Me0

11

Ma1 P0 Ax0 Me0

Ma2 P1 Ax0 Me0

12

Ma1 P1 Ax0 Me0

Ma3 P3 Ax1 Me1

13

Ma2 P2 Ax0 Me0

Ma3 P3 Ax2 Me3

14

Ma3 P2 Ax2 Me0

Ma3 P3 Ax3 Me3

15

Ma3 P3 Ax2 Me3

Ma3 P3 Ax3 Me3

Таблица 18

Стандарты полового созревания мальчиков (Максимова М.В.)

Возраст (в годах)

Половые формулы

от

до

12

V0 P0 L0 Ax0 F0

V1 P1 L0 Ax0 F0

13

V1 P0 L0 Ax0 F0

V2 P3 L1 Ax2 F0

14

V1 P2 L0 Ax0 F0

V2 P3 L2 Ax2 F1

15

V1 P4 L1 Ax0 F0

V2 P5 L2 Ax3 F2

16

V2 P4 L1 Ax2 F1

V2 P5 L2 Ax4F3

17

V2 P4 L2 Ax2 F0

V2 P5 L2 Ax4 F3

Следует отметить, что оценка полового созревания мальчиков с использованием стандартизированных таблиц, без учета состояния гениталий, является ориентировочной и не совсем корректной, поскольку в этом случае не акцентируют внимания на основных андрогензависимых признаках, являющихся определяющими в становлении репродуктивной функции.

В настоящее время широкое повсеместное распространение получила система оценки стадии пубертата, рекомендованная J. Tanner (1985)

Пример оценки полового развития:

1. Иванов Н., 12 лет. Половая формула V0 P0 L0 Ax0 F0

Заключение: половое развитие соответствует возрасту.

2. Иванова К., 13 лет. Половая формула Ma3 P3 Ax3 Me3

Заключение: половое развитие ускоренное.

Если показатели биологического развития отстают от календарного возраста или опережают его, то это свидетельствует или о задержке (ретардации) или об ускорении (акселерации) темпов биологического развития.

Акселерация — ускорение возрастного развития путем сдвига морфогенеза на более ранние стадии онтогенеза.

Термин «акселерация» предложен немецким врачом Кохом в 1935 году для обозначения процесса ускорения возрастного развития, в том числе наступление половой зрелости как большинства детей на протяжении последнего столетия, так и отдельных детей внутри любой возрастной группы в настоящее время.

В качестве основных проявлений акселерации Ю. Е. Вельтищев, Г. С. Грачева (1979) рассматривали:

        • большую длину и массу тела новорожденных в настоящее время по сравнению с аналогичными величинами новорожденных 20—30-х годов нашего века; в настоящее время рост годовалых детей в среднем на 4—5 см, а масса тела на 1—2 кг больше, чем 50 лет назад

        • более раннее прорезывание первых зубов, смена их на постоянные происходит на 1—2 года раньше, чем у детей прошлого столетия;

        • более раннее увеличение длины и массы тела детей дошкольного и школьного возраста, причем, чем старше ребенок, тем в большей степени он отличается по размерам тела от детей прошлого столетия;

        • увеличение длины тела у нынешнего поколения на 8—10 см по сравнению с предшествующим;

        • более раннее появление ядер окостенения у мальчиков и девочек, а в целом окостенение скелета у девочек заканчивается на 3 года, а у мальчиков — на 2 года раньше, чем в 20— 30-е годы нашего столетия;

        • половое развитие мальчиков и девочек заканчивается на 1,5—2 года раньше, чем в начале XX века, за каждые 10 лет наступление менструации у девочек ускоряется на 4—6 месяцев.

По поводу причин акселерации существует много различных теорий, пытающихся объяснить столь сложный феномен действием одного какого-нибудь определенного фактора: питания, некоторых витаминов, солнечных лучей, климатических условий, возрастающего объема информации, условий жизни в больших городах, браков между людьми различных национальностей и рас. Большинство ученых все же считают, что эти явления обусловлены комплексом генетических и внешних факторов, среди которых ведущее значение имеют социально-экономические условия сегодняшнего дня.

На основании учета соотношений антропометрических показателей и уровня биологической зрелости выделяются гармонический и дисгармонический типы акселерации. К первому относятся дети, у которых показатели антропометрии и биологической зрелости выше средних для детей их возраста. При дисгармоничном типе выделяют усиленный рост тела в длину без одновременного ускорения полового развития или раннее половое созревание без усиленного роста в длину. У детей второй группы часто отмечается астенизация телосложения.

Важно отметить, что истинная акселерация сопровождается увеличением продолжительности жизни и репродуктивного периода взрослого населения. Ускоренное же развитие детей (дисгармоничная акселерация с доминированием роста тела в длину может быть обусловлена и белковым перекормом, стимулирующим активность ферментов, но способствующим формированию такой патологии, как язвенная, гипертоническая, ишемическая болезни и др.

Ускоренному физическому развитию противопоставлено явление ретардации. Ретардация (децелерация) — замедление биологического развития организма, по мнению специалистов не является отклонением от нормы, а обусловлено изменчивостью индивидуальных темпов роста. К концу пубертатного возраста ретарданты, как правило, догоняют своих сверстников по календарнему возрасту.

Приложение 1

Ориентировочная карта (алгоритм)

по оценке физического развития детей.

  1. Ф. И. ребенка:_________________ Возраст:______ Дата рождения:_________

  2. Данные анамнеза: масса _____________, рост ___________ (при рождении)

  3. Индекс Кеттле: _____ / _____ = _________ m / рост = 60 – 70 % (N)

  4. Темпы нарастания массы и роста:

____________________________________________________________________

  1. Как оценивает мать рост и массу тела в настоящее время по сравнению с другими детьми:________ ________________________________________________

  2. Какой по счету стоит на физкультуре: ________________________________

  3. Сроки и порядок прорезывания зубов:

____________________________________________________________________

(По возрасту, молочные, смена зубов)

  1. Половое созревание (формула)

____________________________________________________________________

studfiles.net

21. Оценка физического и полового развития детей и подростков (морфограмма, половая формула).

При осмотре девочки особое внимание уделяют ее внешнему виду, цвету кожных покровов, телосложению, развитию подкожной жировой клетчатки, измеряют рост и массу тела, исследуют пульс и артериальное давление, оценивают характер оволосения.

В случае избыточного оволосения определяют гирсутное число по шкале выраженности оволосения кожных покровов Феримана-Голвеи. В данной шкале оценивается в баллах (от 0 до 4) выраженность оволосения на различных областях тела (верхняя губа, подбородок, грудь, верхняя половина спины, нижняя половина спины, верхняя половина живота, нижняя половина живота, бедро, голень, плечо, предплечье). Вначале по этой шкале определяют индифферентное число, равное сумме баллов оволосения предплечья и голени. Далее вычисляют гормональное число — сумму баллов оволосения остальных частей тела. Суммируя индифферентное и гормональное числа, получают значение гирсутного числа (в норме менее 12 баллов).

Степень полового развития записывается в следующем виде: МаАхРМen (половая формула), где Ма — молочные железы, Ах — подмышечное оволосение, Р — лобковое оволосение, Мen — возраст менархе. Для оценки степени выраженности вторичных половых признаков используется четырехбальная система (0 — Ма0Ах0Р0 — отсутствие подмышечного и лобкового оволосения, возраст до 10 лет; 1 — Ма1Ах1Р1 — молочные железы представлены «грудной почкой» — припухание, увеличение в размерах ареолы, которые вместе с соском имеют форму конуса, единичные и прямые волосы в подмышечной впадине и на лобке, возраст 10 лет; 2 — Ма2Ах2Р2 — молочные железы конусообразны, с большой ареолой бледно-розового цвета и плоским соском — стадия «бутона», умеренное подмышечное и лобковое оволосение, возраст 11-13 лет, 3 — Ма3Ах3Р3 — молочные железы округлой формы, ареола пигментирована, сосок возвышается над ней, выраженное подмышечное и лобковое оволосение («вьющиеся волосы»), возраст 14 лет и более).

Для оценки физического развития используют клиническую антропометрию по морфограмме, которая представляет собой номограмму. В ней учитывается: 1) рост стоя 2) окружность грудной клетки выше и ниже молочных желез 3) размер таза (ширина таза и сумма основных его размеров — d. spinarum, d.cristarum, d.trohanterica, conjugata externa) 4) календарный возраст. Полученные данные наносят на сетку морфограммы. При нормальном развитии девочки морфограмма представляет собой прямую линию с возможными отклонениями в 1,5 сигмы. При задержке полового развития или преждевременном половом созревании морфограмма имеет значительное отклонение от нормы и позволяет выявить патологические формы развития.

22. Гинекологическое исследование: наружное, с помощью влагалищных зеркал, двуручное (влагалищное и прямокишечное).

Гинекологическое исследование проводят на гинекологическом кресле, при этом ноги пациентки лежат на подставке, ягодицы на краю кресла.

Гинекологическое исследование включает: осмотр наружных половых органов, исследование с помощью гинекологических зеркал, влагалищное исследование, влагалищно-брюшностеночное, прямокишечное и влагалищно-прямокишечное исследования.

1. Наружное гинекологическое исследование — при осмотре наружных половых органов учитывают степень и характер волосяного покрова (по женскому или по мужскому типу), развитие малых и больших половых губ, состояние промежности, наличие патологических процессов (воспаления, опухоли, изъязвления, кондиломы, патологические выделения). Обращают внимание на зияние половой щели, есть ли опущение или выпадения влагалища и матки (при натуживании), патологическое состояние в области заднепроходного отверстия (варикозные узлы, трещины, кондиломы, выделения крови и гноя из прямой кишки). Производят осмотр вульвы и входа во влагалище с учетом их окраски, характера секрета, наличия патологических процессов (воспаления, кисты, изъязвления), состояние наружного отверстия мочеиспускательного канала и выводных протоков бартолиновых желез, девственной плевы.

2. Исследование с помощью гинекологических зеркал — производят после осмотра наружных половых органов. Введя зеркала во влагалище, осматривают слизистую влагалища и шейки матки. При этом обращают внимание на окраску слизистой оболочки, характер секрета, величину и форму шейки матки, состояние наружного зева, наличие патологических процессов в области шейки матки и влагалища (воспаление, травмы, изъязвление, свищи).

Техника осмотра шейки матки влагалищными зеркалами: левой рукой разводят большие и малые половые губы, широко обнажают вход во влагалище, затем, вводят заднее зеркало (ложкообразное) соответст­венно направлению влагалища (спереди сверху — кзади вниз), заднее зеркало располагается на задней стенке влагалища я слегка оттесняет кзади промеж­ность; потом, параллельно ему вводят переднее зеркало (используют плоский подъемник), которым поднимают кверху переднюю стенку влагалища. Если нужно увеличить доступ к шейке, вводят плоские пластинчатые зеркала в боко­вые своды влагалища. Для осмотра кроме ложкообразных зеркал (Симпсона) и плоских подъемни­ков применяют створчатые зеркала (цилиндрические, Куско), которые вводят до сводов влагалища в сомкнутом виде, далее, створки раскрывают и шейка матки становится доступной для осмотра; стенки влагалища осматривают, по­степенно, выводя зеркало из влагалища.

3. Влагалищное исследование — определяют состояние тазового дна, ощупывают область расположения бартолиновых желез, со стороны передней стенки влагалища прощупывают уретру. Определяют состояние влагалища: объем, складчатость слизистой, растяжимость, наличие патологических процессов (инфильтраты, рубцы, стенозы, опухоли, пороки развития). Выявляют особенности свода влагалища (глубина, подвижность, болезненность). Далее исследуют влагалищную часть шейки матки: величину (гипертрофия, гиперплазия), форму (коническая, цилиндрическая, деформирована рубцами, опухолями, кондиломами), поверхность (гладкая, бугристая), консистенцию (обычная, размягченная, плотная), положение относительно оси таза (направлена кпереди, кзади, влево, вправо), состояние наружного зева (закрыт или открыт, форма круглая, поперечное щель, зияние), подвижность шейки (чрезмерно подвижная, неподвижная, ограниченно подвижная), отмечают наличие разрывов.

4. Двуручное (влагалищно-брюшностеночное, бимануальное) исследование — основной метод распознавания заболеваний матки, придатков, тазовой брюшины и клетчатки. Проводят после извлечения зеркал. Указательный и средний пальцы одной руки, одетой в перчатку, вводят во влагалище, другую руку кладут на переднюю брюшную стенку. Вначале исследуют матку, при пальпации определяют ее положение, величину, форму, консистенцию, подвижность, болезненность. Закончив обследование матки, исследуют придатки. Пальцы наружной и внутренней рук постепенно перемещают от углов матки к боковым стенкам. Нормальные трубы обычно не прощупываются, здоровые яичники могут быть найдены при достаточном опыте исследующего, они определяются сбоку от матки в виде небольших продолговатых образований. Неизмененные связки матки обычно не определяются, при воспалении, опухолях можно прощупать круглые, основные и кресцово-маточные связки. Затем выявляют патологические процессы в области тазовой брюшины и клетчатки (инфильтраты, рубцы, спайки).

Техника влагалищного и бимануального (влагалишно-брюшно-стеночного, двуручного) исследования: вводят во влагалище средний палец правой руки, которым слегка оттягивают кзади промежность, затем, вводят указательный палец правой руки и оба паль­ца продвигают по оси влагалища до упора (спереди сверху-вниз и назад), при этом большой палей направляется к симфизу, а мизинец и безымянный пальцы прижимаются к ладони, тыльная сторона их основных фаланг упирается в про­межность. Пальпируют область тазового дна, область расположения бартолиновых желез, прощупывают уретру, определяют состояние влагалища, иссле­дуют влагалищную часть шейки матки. Затем переходят к двуручному исследо­ванию, для чего левую руку располагают над лобком. Правую руку переводят в передний свод, несколько отодвигая шейку матки кзади. Пальпируют тело мат­ки пальцами обеих рук. Закончив обследование матки, приступают к обследо­ванию придатков. Пальцы рук постепенно перемещают от углов матки к боко­вым стенкам таза: пальцы правой руки переводят в соответствующий заднебоковой свод, а левой — в подвздошную область. Продвигая руки навстречу друг другу до соприкосновения у крестцово-подвздошного сочленения, смешают их кпереди и такие движения повторяют два-три раза, пока не исследуют область от угла матки до боковой стенки таза.

5. Прямокишечное (ректальное) и прямокишечно-брюшностеночное исследования — применяется у девочек и девушек, при атрезии, аплазии, стенозе влагалища; дополнительно к биману­альному исследованию при опухолях половых органов, при воспалительных за­болеваниях, при наличии выделений из прямой кишки, свищах, трещинах, сса­динах и т. д. Исследование проводят 2-м пальцем правой руки, который необ­ходимо смазывать вазелином. При исследовании легко достигается и ощупыва­ется шейка матки, крестцово-маточные связки, тазовая клетчатка. Наружной рукой (прямокишечно-брюшностеночное исследование) исследуют тело матки и придатки.

6. Ректо-влагалищное исследование — применяется при наличии патоло­гических процессов в стенке влагалища, прямой кишки, в окружающей клет­чатке. Указательный палец вводят во влагалище, средний — в прямую кишку. При этом легко определяются инфильтраты, опухоли и другие изменения.

studfiles.net

Оценка полового развития девочки

Каждый из вторичных половых признаков имеет свой символ и

коэффициент:

Ма — молочные железы (1,2 балла)

Р — оволосение лобка (0,3 балла)

Ах — аксиллярное овололсение (0,4 балла)

Me — менструация (2,1 балла)

Половая формула : Ма+Р+Ах+Ме =суммарный балл полового развития

1 Стадии развития молочных желез Ма-о — молочная железа не увеличена, сосок маленький, не пигментирован

Ма-1 — набухание околососкового кружка, увеличение его диаметра, пигментация соска не выражена

Ма-2 — молочная железа конической формы, околососковый кружок не пигментирован, сосок не возвышается

Ма-3 — «юношеская грудь» округлой формы, околососковый кружок не пигментирован, сосок возвышается Ма-4 — «зрелая грудь» округлой формы

2 Оволосение лобка и подмышечных впадин Р-оАх-о — волосы на лобке и в подмышечных впадинах отсутствуют Р-1Ах-1 — единичные прямые волосы

Р-2Ах-2 — волосы более густые и длинные, располагаются на центральной части названных областей

Р-ЗАх-3 — волосы на всем треугольнике лобка и половых губах, густые, вьющиеся; подмышечная впадина вся покрыта вьющимися волосами

3 Менструация

Ме-о -отсутствие менструации

Me-1 — менархе в период обследования

Ме-2 — нерегулярные, болезненные, нарушенные менструации

Ме-3 — регулярные менструации

Примеры: половая формула в 17 лет = Ма-ЗР-ЗАх-З-Ме-3 = 3,6+0,9+1,2+6,3= 12 (норма)

Половая формула в 13 лет = Ма-1Р-оАхоМе-о = 1,2+0+0+0 =1,2 (задержка полового развития)

6. Задания для уяснения темы.

Тестовые задания по теме:

1.Система гинекологической помощи детям и подросткам включает следующие этапы

1 )работу в дошкольных и школьных учреждениях

2)организацию специализированных кабинетов гинекологов

детского и юношеского возраста

3 организацию специализированных стационаров

4)организацию выездных бригад медицинской помощи

а)правильно 1,2,3

б)правильно 1,2

в)все ответы правильны

г)правильно 4

д)все ответы неправильны

2 К анатомическим особенностям матки у новорожденной девочки относятся

а)тело и шейка матки по длине и толщине равны. б)тело матки маленькое, шейка почти не выражена

в)матка небольшая, длина шейки почти в 3 раза больше длины тела матки

г)матка двурогая

д)ничего из перечисленного

3 Пубертатный период — это

а) период биологической половой зрелости

б)период, когда в организме происходит активизация функции яичников в)период, когда происходит быстрое соматическое и половое развитие девочки

г)возраст, в котором определенные участки тела покрываются волосами д) все перечисленное

4 Анатомо-физиологические особенности гениталий у девочек следующие

а)избыточная складчатость слизистых б)низкая эстрогенная насыщенность в)недостаточная выработка гликогена г)истонченность и замедленная пролиферация д)все перечисленное

5. Для профилактики нарушений менструальной функции у девочек пубертатного возраста особое значение имеет

а)систематическое занятие утренней гимнастикой

б)полноценный сон

в)контроль за функцией кишечника и мочевого пузыря

г)верно а) и б)

д)все перечисленное

6. При генитальном инфантилизме соотношение шейки и тела матки соответствует

а)1:3 6)1:2 в)1:1

г)3:1 д)2:1

7 Больные с дисфункциональными маточными кровотечениями в период полового созревания отличаются от здоровых сверстниц

а)опережающим норму сексуальным морфотипом б)интерсексуальным морфотипом в)инфантильным морфотипом г)всем перечисленным д)ничем из перечисленного

8 Развитие половых органов девочки характеризуется

а)усиленным ростом незадолго до рождения

б)обратным развитием вскоре после рождения

в)усиленным развитием в пубертатном и препубертатном периодах

г)верно а) и в)

д)всем перечисленным

9 Особенности наружных половых органов у новорожденной девочки

а)вульва находится в состоянии большего или меньшего набухания б)вульва частично видна при сомкнутых и вытянутых ногах в)эпителий вульвы легко раним и восприимчив к инфекции г)верно а) и в) д) верно все перечисленное

10 Обязательные проф.осмотры должны быть проведены

а)в 15-18 лет

б)ежегодно

в)в период новорожденности, в 6-7 лет

г)в период новорожденности, 6-7 лет, в 15 лет, далее -ежегодно

д)при появлении клиники заболевания

Ситуационные задачи по теме:

Задача 1.

Девочке 12,5 лет. В течение 5 мес. Периодически отмечает боли в нижней половине живота. Вторичные половые признаки развиты хорошо. Менструаций не было. При пальпации живота на 4см выше лона определяется тугоэластическое образование. При осмотре наружных половых органов девственная плева отверстия не имеет, выбухает, имеет цианотичную окраску. При ректо-абдоминальном исследовании в малом тазу определяется тугоэластичное образование, нижний полюс которого доходит до входа во влагалище.

Диагоз? План обследования. План лечения.

Задача 2. Девочка 5 лет соматически здорова. Заболела остро: появились рези при мочеиспускании, тенезмы, желтые выделения. При гинекологическом осмотре: диффузная гиперемия кожи больших половых губ, промежности и перианальных складок, девственной плевы. Из влагалища обильные гнойные выделения.

Диагноз? Тактика врача педиатра. Тактика ведения.

studfiles.net

Показатели уровня биологического развития мальчиков школьного возраста ( по е.П.Стромской, 1980г.).

Возраст

годы

Длина

тела

М s

Годовые

прибавки

длины

тела, см.

Оссификация кисти

Число

постоян-

ных зубов

М s

Развитие

вторичных

половых

признаков

7

М7s

4 — 6

Нет только гороховидной

кости, появление эпифиза

локтевой кости.

7 3

Р0А0

8

М8s

4 — 6

Наличие эпифиза

локтевой кости

12 2

Р0А0

9

М9s

4 — 6

Наличие хорошо выраженного

эпифиза локтевой кости

14  2

Р0А0

10

М10s

4 — 6

Появление и формирование

шиловидного отростка

локтевой кости

18  3

Р0А0

11

М11s

4 — 6

Наличие выраженного

шиловидного отростка

локтевой кости

20  4

Р0А0

12

М12s

4 — 6

Появление гороховидной

кости

24 3

Р0,1А0V1

13

М13s

7 — 10

Появление сесамовидной

кости в 1-ом пястно-фаланговом

суставе

27  1

Р1А0V1L0,1

14

М14s

7 — 10

Наличие сесамовидной

кости

28

Р2А1V1,2L0,1

F0,1

15

М15s

4 — 7

Начало синостозирования

1 пястной кости

28

Р3А2V2L1,2F1

16

М16s

3 — 4

Синостоз I пястной кости

и концевых фаланг

28

Р3,4А3V2L2F12

17

М17s

1 — 2

Синостоз фаланг II – V

Пястных костей

28

Р4А3V2L2F2,3

Оценка полового развития детей

Максимальная изменчивость размеров и пропорций тела, развития мускулатуры, жироотложения и пубертатный период диктует необходимость учета характера полового развития при оценке антропометрических данных.

Половое созревание начинается у мальчиков в среднем в 11,5 – 12 лет, у девочек в 10 – 10,5 лет. Первыми признаками полового созревания являются увеличение гонад (яичек, яичников) и повышение уровня половых гормонов( андрогенов, эстрогенов). Под влиянием половых гормонов происходит увеличение размеров внутренних и наружных половых органов (матка, трубы, влагалище, большие и малые половые губы у девочек, рост полового члена, мошонки, предстательной железы, придатков семенников у мальчиков). Появляются и формируются вторичные половые признаки (половое оволосение, пубертатная гинекомастия у мальчиков, рост молочных желез у девочек, а также изменение пропорций тела, перераспределение жира, повышенная сальность кожи, юношеские угри). Одновременно происходит формирование фолликулов в яичниках у девочек и дифференцировка сперматозоидов в семенниках у мальчиков, что проявляется началом менструаций у девочек и поллюций у мальчиков. Половое созревание продолжается в среднем около 5 – 6 лет и проходит ряд стадий. Оценка стадий полового развития по Таннеру у мальчиков предусматривает оценку степени выраженности развития наружных половых органов, гонад, лобкового и подмышечного оволосения, оволосения на лице. У девочек – размеры молочных желез и состояния соска, лобковое и подмышечное оволосение, становление менструального цикла.

Оценка стадий полового созревания по Таннеру:

Для мальчиков:

Стадия 1. Отмечается ускорение роста и прибавки массы тела, увеличение жироотложения, начало увеличения яичек без оволосения лобка и роста полового члена.

Стадия 2.Продолжение ускорения роста тела, увеличение мошонки и яичек с начальным оволосением лобка, увеличение размеров ореолы и её потемнение.

Стадия 3. Увеличение половых органов с ростом полового члена в длину, оволосение лобка стадии, появление волос на лице у углов верхней губы, рост ширины плеч относительно ширины таза, существенное увеличение мышечной массы, ломка голоса, преходящая гинекомастия.

Стадия 4. Появление волос в подмышечных впадинах, развитие половых органов стадии, оволосение лобкаIVстадии, волосы на лице преимущественно в области верхней губы, низкий тембр голоса, первые эякуляции.

Стадия 5. Половые органы и оволосение лобка по взрослому типу (стадияV), распространение волос на лице, как у взрослого, торможение роста, исчезновение гинекомастии, телосложение зрелого мужчины.

Для девочек:

Стадия 1. Нет увеличения грудных желез и роста волос на лобке, наружные половые органы детского типа, начало роста яичников, рН влагалища 6,0 – 7,0.

Стадия 11.Развитие молочной железы до стадии «бутона» (IIстадия), затем начало оволосения лобка (Ш стадия ), ускорение роста тела, преимущественное расширение бёдер, увеличение накопления жировой ткани.

Стадия III. Молочная железа и оволосение лобка соответственноIIIстадии, увеличение влагалища с утолщением и отложением гликогена в его клетках. Снижение рН влагалища до 4 – 5 и появление во влагалищной слизи палочек Дедерлейна. Максимальное ускорение роста.

Стадия IV. Появление оволосения в подмышечных впадинах, начало менструаций, оволосение лобка и развитие молочной железы соответственноIVстадии. Продолжение увеличения яичников.

Стадия V. Молочные железы и оволосение лобка соответствуетVстадии. Уменьшение скорости роста, возникновение регулярных овуляций.

Используется также характеристика полового развития детей на основании оценки развития вторичных половых признаков в баллах с учетом стадий развития.

Состояние полового развития обозначают общей формулой, например: Ах2Р3Ма3Ме3.

Раннееполовое созревание девочки считается до 8 – 8,5 лет.

Позднее– отсутствие каких-либо признаков у девочек 13 лет и старше, отсутствие менструаций в 15 лет и старше. Срок менархе, как и появление других половых признаков зависит от многих факторов. Необходимо учитывать влияние наследственности, климато — географических особенностей, социально – экономических условий, в том числе питания и степени урбанизации.

studfiles.net

Оценка полового развития

Для оценки полового развития в нашей стране используют стандартные таблицы полового созревания, по которым данные половой формулы ребенка, учитывающие наличие и выраженность вторичных половых признаков, сравнивают со средневозрастными показателями (табл. 17, 18).

Таблица 17

Стандарты полового развития девочек (Максимова М.В.)

  Возраст (в годах) Половые формулы
от до
Ma0 P0 Ax0 Me0 Ma2 P1 Ax0 Me0
Ma1 P0 Ax0 Me0 Ma2 P1 Ax0 Me0
Ma1 P1 Ax0 Me0 Ma3 P3 Ax1 Me1
Ma2 P2 Ax0 Me0 Ma3 P3 Ax2 Me3
Ma3 P2 Ax2 Me0 Ma3 P3 Ax3 Me3
Ma3 P3 Ax2 Me3 Ma3 P3 Ax3 Me3

 

Таблица 18

Стандарты полового созревания мальчиков (Максимова М.В.)

  Возраст (в годах) Половые формулы
от до
V0 P0 L0 Ax0 F0 V1 P1 L0 Ax0 F0
V1 P0 L0 Ax0 F0 V2 P3 L1 Ax2 F0
V1 P2 L0 Ax0 F0 V2 P3 L2 Ax2 F1
V1 P4 L1 Ax0 F0 V2 P5 L2 Ax3 F2
V2 P4 L1 Ax2 F1 V2 P5 L2 Ax4F3
V2 P4 L2 Ax2 F0 V2 P5 L2 Ax4 F3

 

Следует отметить, что оценка полового созревания мальчиков с использованием стандартизированных таблиц, без учета состояния гениталий, является ориентировочной и не совсем корректной, поскольку в этом случае не акцентируют внимания на основных андрогензависимых признаках, являющихся определяющими в становлении репродуктивной функции.

В настоящее время широкое повсеместное распространение получила система оценки стадии пубертата, рекомендованная J. Tanner (1985)

Пример оценки полового развития:

1. Иванов Н., 12 лет. Половая формула V0 P0 L0 Ax0 F0

Заключение: половое развитие соответствует возрасту.

2. Иванова К., 13 лет. Половая формула Ma3 P3 Ax3 Me3

Заключение: половое развитие ускоренное.

 

Если показатели биологического развития отстают от календарного возраста или опережают его, то это свидетельствует или о задержке (ретардации) или об ускорении (акселерации) темпов биологического развития.



Акселерация — ускорение возрастного развития путем сдвига морфогенеза на более ранние стадии онтогенеза.

Термин «акселерация» предложен немецким врачом Кохом в 1935 году для обозначения процесса ускорения возрастного развития, в том числе наступление половой зрелости как большинства детей на протяжении последнего столетия, так и отдельных детей внутри любой возрастной группы в настоящее время.

В качестве основных проявлений акселерации Ю. Е. Вельтищев, Г. С. Грачева (1979) рассматривали:

· большую длину и массу тела новорожденных в настоящее время по сравнению с аналогичными величинами новорожденных 20—30-х годов нашего века; в настоящее время рост годовалых детей в среднем на 4—5 см, а масса тела на 1—2 кг больше, чем 50 лет назад

· более раннее прорезывание первых зубов, смена их на постоянные происходит на 1—2 года раньше, чем у детей прошлого столетия;

· более раннее увеличение длины и массы тела детей дошкольного и школьного возраста, причем, чем старше ребенок, тем в большей степени он отличается по размерам тела от детей прошлого столетия;

· увеличение длины тела у нынешнего поколения на 8—10 см по сравнению с предшествующим;

· более раннее появление ядер окостенения у мальчиков и девочек, а в целом окостенение скелета у девочек заканчивается на 3 года, а у мальчиков — на 2 года раньше, чем в 20— 30-е годы нашего столетия;

· половое развитие мальчиков и девочек заканчивается на 1,5—2 года раньше, чем в начале XX века, за каждые 10 лет наступление менструации у девочек ускоряется на 4—6 месяцев.

По поводу причин акселерации существует много различных теорий, пытающихся объяснить столь сложный феномен действием одного какого-нибудь определенного фактора: питания, некоторых витаминов, солнечных лучей, климатических условий, возрастающего объема информации, условий жизни в больших городах, браков между людьми различных национальностей и рас. Большинство ученых все же считают, что эти явления обусловлены комплексом генетических и внешних факторов, среди которых ведущее значение имеют социально-экономические условия сегодняшнего дня.

На основании учета соотношений антропометрических показателей и уровня биологической зрелости выделяются гармонический и дисгармонический типы акселерации. К первому относятся дети, у которых показатели антропометрии и биологической зрелости выше средних для детей их возраста. При дисгармоничном типе выделяют усиленный рост тела в длину без одновременного ускорения полового развития или раннее половое созревание без усиленного роста в длину. У детей второй группы часто отмечается астенизация телосложения.

Важно отметить, что истинная акселерация сопровождается увеличением продолжительности жизни и репродуктивного периода взрослого населения. Ускоренное же развитие детей (дисгармоничная акселерация с доминированием роста тела в длину может быть обусловлена и белковым перекормом, стимулирующим активность ферментов, но способствующим формированию такой патологии, как язвенная, гипертоническая, ишемическая болезни и др.

Ускоренному физическому развитию противопоставлено явление ретардации. Ретардация (децелерация) — замедление биологического развития организма, по мнению специалистов не является отклонением от нормы, а обусловлено изменчивостью индивидуальных темпов роста. К концу пубертатного возраста ретарданты, как правило, догоняют своих сверстников по календарнему возрасту.

Приложение 1

Ориентировочная карта (алгоритм)

по оценке физического развития детей.

1. Ф. И. ребенка:_________________ Возраст:______ Дата рождения:_________

2. Данные анамнеза: масса _____________, рост ___________ (при рождении)

3. Индекс Кеттле: _____ / _____ = _________ m / рост = 60 – 70 % (N)

4. Темпы нарастания массы и роста:

____________________________________________________________________

5. Как оценивает мать рост и массу тела в настоящее время по сравнению с другими детьми:________ ________________________________________________

6. Какой по счету стоит на физкультуре: ________________________________

7. Сроки и порядок прорезывания зубов:

____________________________________________________________________

(По возрасту, молочные, смена зубов)

8. Половое созревание (формула)

____________________________________________________________________


pdnr.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *