Рн зенит – "Зенит", ракета. Ракета-носитель 11K77 ("Зенит")

Содержание

характеристики, интересные факты :: SYL.ru

Авангард современного прогресса в науке и технике — это уже не электродвигатели и телекомуникационные технологии. Рубеж современной науки – это космические исследования и развитие космической техники. Семейство ракет «Зенит» – яркий тому пример. А еще это пример успешного международного сотрудничества и его краха, вызванного политическими разногласиями.

Историческая справка

Еще в 70-х прошлого столетия, когда были разработаны спутники радиотехнической разведки второго поколения «Целина», обнаружилось, что ракетоносители «Восток-2м» или «Циклон-3» не вынесут космический аппарат на орбиту из-за низких энергетических возможностей. К декабрю 1974 года конструкторское космическое бюро «Южное» разработало новый ракетный носитель с индексом 11К77, который впоследствии стал ракетой-носителем «Зенит».

«Камбала» собирается в космос

Именно такое прозвище дали проекту 11К77 – ракете «Зенит» – ее конструкторы. Первая ступень носителя состояла из пары параллельно расположенных блоков с массой порядка 450 тонн и диаметром 3 метра и массой полезного груза 12 тонн. Трехкамерный первой ступени ракетный двигатель первой РД-124 и второй ступени однокамерный двигатель РД-125 работали на керосин-кислороде с дожиганием окислительных газов и были спроектированы конструкторским бюро «Энергомаш». Именно такое топливо признано экологически наиболее безопасным. Впоследствии первую ступень ракеты «Зенит» унифицировали с 11К25 «Энергия» (ступень первая), что дало право назвать ее первой в классе средних ракетоносителей.

«Камбала» превращается в «бревно»

К 1977 году в КБ «Южное» созрел проект «моноблочного» и мощного носителя с диаметром 3,9 метра, предельной величины для транспортировки по железной дороге (отсюда и прозвище — «бревно»). Четырехкамерный двигатель, спроектированный на том же производственном объединении «Энергомаш», давал ракете тягу в 740 тс на земле, что превосходило все существующие аппараты на то время. Рулевой двигатель способен работать длительное время после отключения двигателя маршевого. Беспрецедентный ракетный двигатель прошел испытания в 1980 году, а в 1985 году прошли первые два нештатных взлета ракеты-носителя «Зенит» с полезной нагрузкой с космодрома Байконур. Из тринадцати запусков три прошли нештатно, и при приеме в эксплуатацию в 1989 году ракета «Зенит» поступила на вооружение с замечаниями. Но шпионская «Целина-2» к тому времени уже улетела в космос на тяжелых космических носителях «Протон».

Статистика запусков

За период с 1985 по 2009 год 37 раз ракета-носитель «Зенит-2» стартовала в космос. Из них только тридцать запусков прошли успешно. С 2007 года на Байконуре стартует ракета «Зенит-2 SL Б». Остальные модификации запускались по программе «Наземный» (Байконур) и «Морской старт» (платформа Ocean Odyssey). Произведено всего более 83 запусков (34 с морской платформы), из которых 9 – неудачно, 4 – частично удачно и 70 – абсолютно успешны.

Русская ракета с украинской начинкой

Ракетоноситель — результат производственного сотрудничества двух стран: России и Украины. Модификации производились на Днепропетровском Южном машиностроительном заводе им. А. М. Макарова, а двигатели РД-171М и блоки разгона ДМ-SL и ДМ-SL-Б – на Научно-производственном объединении Энергомаш имени академика В. П. Глушко (филиалы находятся в городах Самаре, Перми, Санкт-Петербурге) и ракетно-космической корпорации «Энергия имени С. П. Королева» (город Королев, Московская обл.) соответственно. Российские комплектующие – это 70 % русско-украинской ракеты «Зенит». С 2015 года торговое и промышленное сотрудничество с Украиной прекращено, и приостановлено производство носителей.

Модификационный ряд

Стартовая площадка для всего семейства «Зенитов» — площадка № 45 или модернизированный комплекс «Зенит-М» (космодром Байконур, Казахстан) и морская платформа – ракетно-космический комплекс «Одиссей» (Тихий океан). Носители «Зенит» выводят космические аппараты на ближние орбиты, солнечно-синхронные и полярные орбиты, на дальние геостационарные орбиты. Сегодня семейство включает следующие модификации двухступенчатых и трехступенчатых ракет:

  • Ракета «Зенит 2 SL Б». Состоит из двух ступеней. Система управления цифровая, на базе ЭВМ «Бисер-3». космическая часть автономная, что дает возможность сборки отдельно от ракетоносителя. Ракета «Зенит-2 SL Б» никогда не запускалась.
  • Ракета-носитель «Зенит-3SL». Состоит из трех ступеней с космическим блоком разгона ДМ-SL. Обозначается как «Зенит-2S». Предназначена для запусков по программе «Морской старт». Площадка для запусков космических аппаратов — тихоокеанский ракетно-космический комплекс «Одиссей».
  • Ракета «Зенит-3 SL Б». Разработана для запусков с космодрома Байконур (программа «Наземный старт»). Сделана исключительно из отечественных и украинских комплектующих. Главный обтекатель спроектирован и изготовлен на Научно-производственном объединении имени С. А. Лавочкина (г. Калуга). Первый вывод на геостационарную орбиту космического аппарата (спутник «Электро-Л») произошел 20.01.2008.
  • «Зенит-3SL БФ». Гибрид носителей «Зенит-2SL Б» и «Зенит-3SL Б». В ее составе блок разгона «Фрегат-СБ». Предназначается для выведения объектов инфраструктуры космоса на орбиты (первый – 20.01.2011).

Характеристики ракеты «Зенит»

Для удобства восприятия материал мы решили представить в виде таблицы.

Вариации носителя

«Зенит-2»

«Зенит-3»

Масса на старте

459 тонн

473 тонн

Максимальная длина

57 метров

59,6 метра

Место запусков

Байконур

Платформа «Одиссей»

Полезный вес вывода на орбиты 200 км

13,7 тонны

15 тонн

Первая ступень

Двигатели

РД-171М

Длина

32,9 метра

Диаметр

3,9 метра

Масса

359 тонн

Максимальная тяга на старте

7 257 кН

Максимальная тяга в вакууме

7 908 кН

Время сброса

145 секунда полета

Топливо

Керосин и жидкий кислород

Вторая ступень

Двигатель

Маршевый (РД-120) и рулевой (РД-8)

Длина

10,4 метра

Диаметр

3,9 метра

Масса на старте

90,5 тонн

Тяга на старте

834 кН

Тяга в вакууме

912 кН

Время сброса

380 секунда полета

Топливо

Керосин и жидкий кислород

Обтекатель

Длина

13,7 метра

16,3 метра

Диаметр

3,9 метра

4,15 метра

Международная оценка

Основатель космической компании SpaceX (Америка) Илон Маск в 2017 году в одном из интервью назвал двухступенчатые ракеты-носители «Зенит» лучшими ракетами среднего класса современности. Правда, после своих многоразовых ракет Falkon. Портфель заказов на «Зениты» у производственного объединения «Южмаш» по состоянию на июль 2017 года составляет порядка 350 миллионов долларов. Заказчики космических носителей – группа компаний «S7 Космические транспортные системы», космические корпорации Соединенных Штатов Америки и Италии. Российская космическая корпорация «Энергия» в ответ обещает уже к 2022 году создать ракету среднего класса «Союз-5», которая составит здоровую конкуренцию украинским «Зенитам» как по программе «Наземный старт», так и по программе «Морской старт».

Программа «Морской старт»

Это морской коммерческий проект по использованию ракетного космического комплекса морского базирования платформы Ocean Odyssey в Тихом океане (остров Рождества, республика Карибати, координаты: 0 градусов северной широты и 154 градуса западной долготы). Учредителями одноименной компании, основанной в 1995 году, были корпорация Boeing, РКК «Энергия», норвежская корпорация Kvaerner (Aker Solutions), украинские КБ «Южное» и ПО «Южмаш». После реорганизации 2010 года ведущим учредителем стала российская корпорация «Энергия». С платформы до 2014 года осуществлялись коммерческие пуски с использованием носителей «Зенит-3SL». В 2016 году владельцем самой платформы, корабля Sea Launch Commander, наземного оборудования в порту Лонг-Бич, интеллектуальных прав и товарного знака стала группа компаний «S7 Космические транспортные системы», российское общество с ограниченной ответственностью, которая инвестировала в нее 160 миллионов долларов. В планах нового владельца до 70 запусков, преимущественно коммерческих, на протяжении ближайших пятнадцати лет.

Тридцать пятый пуск – пока последний

Новые владельцы водной платформы «Одиссей» пока не готовы отказаться от лучшего носителя среднего класса — ракет украинской сборки «Зенит-3SL» . Но платформа уже была свидетелем неоднократных аварий при запуске «Зенитов». Первая нештатная ситуация произошла во время третьего запуска в 2000 году. В период запуска ракеты-носителя «Зенит-3SL» (спутник ICO F-1) клапан пневмосистемы второй ступени не закрылся, что привело к остановке рулевого двигателя и отклонению в траектории полета. Через два часа спутник был потерян, а «Зенит» потерпел аварию. Двигатель маршевый ДМ-SL отказал при запуске в 2004 году носителя со спутником Telstar-18. Самая крупная авария случилась в 2007 году. Тогда носитель должен был вывести на геостационарную орбиту нидерландский спутник NSS-8. Носитель упал на платформу в результате отказа и воспламенения двигателя РД-171М ракеты-носителя (первая ступень). В январе 2013 года тридцать пятый запуск закончился крушением по причинам, аналогичным предыдущей аварии — поломке в двигателе. Нештатная ситуация была купирована, траектория полета изменена, ракета утонула в океане, американский спутник Intelsat-27 был потерян. Платформа «Одиссей» не пострадала. Среди причин аварии называется также и шторм в Тихом океане.

Будущее «Зенита»

В 2016 году производитель ракетоносителей Южный машиностроительный завод им. А. М. Макарова подписал контракт на поставки двенадцати ракет-носителей для корпорации S7 для запусков в рамках проекта «Морской старт». Но так как права на РД-171 принадлежат российскому федеральному космическому агентству, а оно не имеет обязательств перед Украиной, пока непонятно, как обязательства по контракту будут выполнены. Сегодня на «Южмаше» ведется сборка только двух ракетоносителей.

Трудные времена наступили для семейства носителей «Зенит». Но ни аварии, ни экономические трудности не сломили дух конструкторов и производителей. Как во время появления, так и сегодня ракета «Зенит» остается лучшим носителем космических аппаратов на орбиты среднего класса. Конкурентные возможности её по-прежнему довольно высоки. Есть потенциал нереализованных возможностей и перспективы. Мирный космос ждет своих первооткрывателей и исследований, ракета-носитель «Зенит» готова вывести на орбиты аппараты научно-исследовательского предназначения. А это означает, что полет продолжается!

www.syl.ru

Конструкция ракеты-носителя Зенит (+7 фото): russ_kosmos — LiveJournal

Подготовка РН «Зенит» к пуску осуществляется на техническом и стартовом комплексах. В монтажно-испытательный корпус (МИК) технического комплекса отдельные ступени и головной обтекатель доставляются железнодорожным транспортом. После проведения необходимых проверок, сборки РН, пристыковки к ней КА и головного обтекателя, РН «Зенит» перегружается на специальный транспортно-установочный агрегат (ТУА). На этом агрегате полностью собранная и проверенная РН с КА может храниться длительное время в высокой степени готовности к пуску. Из этой готовности пуск РН «Зенит» возможен уже через полтора часа после поступления команды.

В базовом варианте ракета-носитель «Зенит» — двухступенчатая. Она выполнена по традиционной для КБ «Южное» тандемной схеме с поперечным делением ступеней. Все ступени работают на нетоксичных компонентах топлива: жидком кислороде и керосине. Разделение ступеней осуществляется по полугорячей схеме. Управление РН на участке полета первой ступени производится с помощью отклонения камер маршевого двигателя, а на участке полета второй ступени — с помощью специального рулевого двигателя. Интересной особенностью данной РН является неоптимальное распределение компонентов топлива по ступеням. Конструкторы приняли такое решение, чтобы сократить длину первой ступени и обеспечить возможность ее транспортировки по железной дороге в полностью собранном виде при существующих ограничениях на габариты перевозимых по ней грузов. Это же обстоятельство предопределило и необычайно плотную для ракет-носителей компоновку обеих ступеней.

«ЗЕНИТ»

Начало летно-конструкторских испытаний 1985 год
Проведено пусков на 1.06.97 г.
— всего 28
— успешных 21
— частично успешных 2
— аварийных 5

Стартовая масса, т 459
Сухая масса (с головным обтекателем), т 38,34
Масса полезного груза, выводимая на круговую
орбиту высотой 200 км с наклонением 51 град., т 13,8
Длина (без головного блока), м 43,34
Наибольший поперечный размер, м 4,1
Количество ступеней 2

Первая ступень
Компоненты топлива:
— окислитель жидкий кислород
— горючее РГ-1
Стартовая масса, т 352,7

Сухая масса, т 27,94
Длина , м 32,94
Наибольший поперечный размер, м 4,1
Диаметр топливных баков, м 3,9
Двигатель РД-171
Тяга на Земле, кН 7259
Тяга в пустоте, кН 7907
Удельный импульс на Земле, Нс/кг 3025
Удельный импульс в пустоте, Нс/кг 3295
Продолжительность работы, с 140

Вторая ступень
Компоненты топлива:
— окислитель жидкий кислород
— горючее РГ-1
Стартовая масса, т 89,8
Сухая масса, т 7,7
Длина, м 10,4
Наибольший поперечный размер, м 3,9
Диаметр топливных баков, м 3,9
Маршевый двигатель РД-120
Тяга в пустоте, кН 830
Удельный импульс в пустоте, Нс/кг 3450
Рулевой двигатель РД-513
Тяга в пустоте, кН 80
Удельный импульс в пустоте, Нс/кг 3420
Продолжительность работы маршевого ЖРД, с до 350
Продолжительность работы рулевого ЖРД, с до 1100

Точность выведения
По высоте, км до 3,5
По периоду обращения, с до 2,5
По углу наклонения орбиты, угловых минут до 2

Первая ступень

В базовом варианте ракета-носитель «Зенит» — двухступенчатая. Она выполнена по традиционной для КБ «Южное» тандемной схеме с поперечным делением ступеней. Все ступени работают на нетоксичных компонентах топлива: жидком кислороде и керосине. Разделение ступеней осуществляется по полугорячей схеме. Управление РН на участке полета первой ступени производится с помощью отклонения камер маршевого двигателя, а на участке полета второй ступени — с помощью специального рулевого двигателя.

Интересной особенностью данной РН является неоптимальное распределение компонентов топлива по ступеням. Конструкторы приняли такое решение, чтобы сократить длину первой ступени и обеспечить возможность ее транспортировки по железной дороге в полностью собранном виде при существующих ограничениях на габариты перевозимых по ней грузов. Это же обстоятельство предопределило и необычайно плотную для ракет-носителей компоновку обеих ступеней.

Первая ступень имеет цилиндрическую форму. Ее длина 33,0 м, а диаметр — 3,9 м. Сухая масса ступени около 28 т, а стартовая — почти 353 т.

Первая ступень состоит из бака окислителя, межбакового отсека, бака горючего и хвостового отсека. Все отсеки первой ступени, включая межбаковый и хвостовой, выполнены для упрощения конструкции сварными из сплава АМг-6. Соединяются данные отсеки между собой болтами.

Бак окислителя состоит из цилиндрической обечайки и двух сферических днищ. Цилиндрическая обечайка собрана из 11 колец, каждое из которых образовано тремя листами, сваренными встык. На этих листах методом механического фрезерования выполнены продольные и поперечные ребра в виде «вафли» (толщина ребра 5 мм, высота 25 мм, толщина полотна — 5 мм, размер ячейки 150х150 мм). В местах сварки листов и колец толщина материала 15 мм.

Внутри бака окислителя помимо традиционной внутрибаковой арматуры в районе нижнего днища в двух ярусах расположены титановые баллоны с гелием. Забор жидкого кислорода из бака осуществляется с помощью устройства тарельчатого типа. Наддув бака производится гелием, который предварительно подогревается в специальном теплообменнике ЖРД ступени.

Межбаковый отсек очень короткий, образован вафельной оболочкой, приваренной к нижнему шпангоуту бака окислителя. На его боковой поверхности имеются технологические люки, используемые при сборке ракеты на заводе. На внутреннюю поверхность межбакового отсека и расположенных в нем днищ нанесена теплоизоляция.

Бак горючего также состоит из цилиндрической обечайки и двух днищ. В центральной части бака в тоннельной трубе проходит расходный трубопровод окислителя. Цилиндрическая обечайка бака горючего по конструкции аналогична обечайке бака окислителя. Однако конструкция днищ иная. С целью повышения плотности компоновки они выполнены составными. Верхнее днище образовано сферической и конической оболочками, соединенными шпангоутом. При этом сферическое днище обращено своей выпуклостью внутрь бака горючего так, что оно расположено эквидистантно нижнему днищу бака окислителя. Нижнее днище также образовано сферой и конусом. При этом сферическая часть днища своей выпуклостью также обращена внутрь бака горючего. Забор керосина из бака осуществляется с помощью устройства сифонного типа. Наддув бака производится гелием из баллонов, находящихся в баке окислителя.

Между баком горючего и хвостовым отсеком расположено мощное силовое кольцо клепаной конструкции. На нем размещены стартовые опоры РН, а также кронштейны механизма ее удержания при старте. Удержание ракеты на старте осуществляется на время, необходимое для диагностирования запуска и работы маршевого двигателя РН до выхода его на номинальный режим. Это обеспечивает повышение надежности ракеты.

Диаметр хвостового отсека 3,7 м. Он имеет нетрадиционную для небаковых отсеков конструкцию, обычно используемую в баках. Оболочка хвостового отсека сварена из толстых листов АМг, в которых затем выфрезерованы «вафли». На его боковой поверхности имеются люки для подстыковки автостыков, а также для обеспечения доступа к агрегатам двигателя. На ней также размещаются пороховые тормозные двигатели системы разделения ступеней и коллектор для продувки отсека азотом.

При размещении РН на стартовом устройстве ее хвостовой отсек находится ниже нулевой отметки. Такое расположение отсека позволяет надежно защищать агрегаты заправочного оборудования от высокотемпературной струи продуктов сгорания. При этом автостыки наполнительных соединений, электро- и пневмокоммуникаций находятся на боковой поверхности хвостового отсека.

Внутри хвостового отсека расположен маршевый четырехкамерный ЖРД РД-171. Он создан в НПО «Энергомаш» имени академика В.П.Глушко под руководством В.Н.Радовского (ведущий конструктор М.Р.Гнесин). В настоящее время этот двигатель является самым мощным ЖРД в мире.

РД-171 имеет турбонасосную систему подачи топлива с одним ТНА и двумя бустерными насосными агрегатами — по окислителю и горючему. Двигатель выполнен по схеме с дожиганием окислительного газа, который вырабатывается в двух одинаковых газогенераторах на основных компонентах. На нем применено химическое зажигание в огневых агрегатах и имеются теплообменники подогрева гелия для наддува бака окислителя. Все агрегаты автоматики используют пневмоуправление гелием от бортовой пневмосистемы, обеспечивающей также продувки. Тяга двигателя передается на корпус РН через специальную раму, при этом камеры имеют возможность отклоняться в двух плоскостях на углы до 6 градусов.

ЖРД имеет плавный двухступенчатый запуск с опережением включения газогенераторов относительно камер (самозапуск). В полете он регулируется по тяге и соотношению компонентов в камерах, а перед выключением плавно дросселируется с целью снижения максимальных перегрузок на РН. Выключается двигатель в две ступени — сначала прекращается работа газогенераторов, а затем отсекается подача компонентов в камеры и осуществляется дренаж горючего из трактов их охлаждения.

Вторая ступень

Вторая ступень. Ракета-носитель ЗЕНИТ.

Вторая ступень имеет цилиндрическую форму. Длина ступени 10,4 м, диаметр — 3,9 м. Сухая масса ступени около 8 т, а стартовая — почти 90 т.

Вторая ступень включает в себя приборный отсек, бак окислителя, межбаковый отсек, бак горючего и хвостовой отсек. Кроме того, вторая ступень комплектуется ферменным переходным отсеком. При разделении ступеней эта ферма остается на первой ступени (аналогичная конструкция впервые была использована на РН «Космос-2»).

Приборный отсек клепаной конструкции предназначен для размещения системы управления ракетой, приборы которой заключены в три герметичных контейнера, а также рамы для крепления КА (космической головной части). К этому отсеку стыкуется головной обтекатель РН.

Бак окислителя второй ступени по конструкции аналогичен баку окислителя первой ступени. Отличия состоят в том, что обечайка бака гладкая и кроме нижней имеется еще верхняя юбка вафельной конструкции. Внутри бака также находятся баллоны с гелием для наддува обоих баков.

Бак горючего выполнен в виде цилиндрического тора, во внутреннем объеме которого располагается маршевый двигатель второй ступени. Этот бак состоит из двух цилиндрических обечаек — наружной и внутренней и двух днищ. Верхнее днище тороидальное, сферическое, а нижнее составное — из двух конусов. Межжбаковый отсек выполняется зацело с баком окислителя в виде нижней юбки. Короткий хвостовой отсек клепаной конструкции выполнен из алюминиевых сплавов. В нем располагается рулевой двигатель ступени.

Двигательная установка второй ступени состоит из двух ЖРД — рулевого и маршевого. Рулевой ЖРД РД-513 создан в НПО «Южное». Он является четырехкамерным ЖРД с турбонасосной системой подачи топлива, имеющей ТНА и бустерный насосный агрегат окислителя.

Двигатель выполнен по схеме с дожиганием окислительного газа, который вырабатывается в одном газогенераторе на основных компонентах. На нем применено химическое зажигание в огневых агрегатах и пневмоуправление гелием всеми агрегатами автоматики от бортовой пневмосистемы, обеспечивающей также продувки.

Камеры ЖРД максимально разнесены по диаметру ступени и установлены шарнирно на цапфах. Для управления полетом ступени они могут отклоняться с помощью гидроприводов на углы до 31 градуса. Остальные агрегаты двигателя смонтированы компактно в хвостовом отсеке на значительном удалении от продольной оси ступени. В полете массовые силы от этих несимметрично расположенных агрегатов создают дополнительный момент, способствующий программному развороту РН по тангажу. Связь камер с этими агрегатами двигателя осуществляется трубопроводами, идущими вдоль нижнего среза ступени.

Запуск ЖРД — бесступенчатый, плавный, с первоначальной раскруткой ТНА от бортовой пневмосистемы. В полете тяга двигателя стабилизируется на заданном системой управления РН уровне. После выключения маршевого двигателя ступени рулевой двигатель может выполнять точное «довыведение» КА и обеспечивать при этом синхронизацию опорожнения баков за счет изменения соотношения компонентов в своих камерах. Выключается ЖРД в две ступени — сначала прекращается работа газогенератора, а затем камер с одновременным дренажем горючего из трактов их охлаждения.

Маршевый ЖРД РД-120 создан в НПО «Энергомаш» имени академика В.П.Глушко под руководством В.Н.Радовского (ведущий конструктор В.К.Чванов). Он является однокамерным ЖРД с турбонасосной системой подачи топлива, имеющей один ТНА и два бустерных насосных агрегата — по окислителю и по горючему.

Двигатель выполнен по схеме с дожиганием окислительного генераторного газа, вырабатываемого в одном газогенераторе на основных компонентах. На нем применено химическое зажигание в огневых агрегатах и имеется теплообменник подогрева гелия для наддува бака окислителя. Все агрегаты автоматики используют пневмоуправление гелием от бортовой пневмосистемы, обеспечивающей также продувки.

На ступени ЖРД установлен неподвижно, его тяга передается на корпус РН через 8 силовых кронштейнов, идущих вдоль сопла. Все агрегаты двигателя скомпонованы вокруг камеры с целью его размещения внутри свободного пространства торового бака горючего.

Запуск ЖРД — плавный, бесступенчатый с опережением включения газогенератора относительно камеры (самозапуск). В полете ЖРД регулируется по тяге и соотношению компонентов в камере, перед выключением плавно дросселируется с целью снижения максимальных перегрузок на РН. Выключается двигатель в две ступени — сначала прекращается работа газогенератора, а затем камеры с одновременным дренажем горючего из тракта ее охлаждения.

Для защиты КА на атмосферном участке полета используется головной обтекатель. Его длина может изменяться в зависимости от размеров КА. На корпусе обтекателя, выполненного из алюминиевых сплавов, имеются зоны, в которых металлическая обшивка заменена на стеклопластиковую. Это позволяет поддерживать прямую радиосвязь КА с наземными станциями на стартовом комплексе и в процессе выведения КА на активном участке траектории.

Источник: сохранено с давно умершего сайта. Если кто помнит источник — пишите в комментарии.

Фото

1)

2)

3)

4)

5)

6)

7)

russ-kosmos.livejournal.com

ВООРУЖЕНИЯ, ВОЕННАЯ ТЕХНИКА, ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКИЙ СБОРНИК, СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ, ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ОПК, БАСТИОН ВТС, НЕВСКИЙ БАСТИОН, ЖУРНАЛ, СБОРНИК, ВПК, АРМИИ, ВЫСТАВКИ, САЛОНЫ, ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКИЕ, НОВОСТИ, ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ, ВОЕННЫЕ НОВОСТИ, СОБЫТИЯ ФАКТЫ ВПК, НОВОСТИ ОПК, ОБОРОННАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ, МИНИСТРЕСТВО ОБОРОНЫ, СИЛОВЫХ СТРУКТУР, КРАСНАЯ АРМИЯ, СОВЕТСКАЯ АРМИЯ, РУССКАЯ АРМИЯ, ЗАРУБЕЖНЫЕ ВОЕННЫЕ НОВОСТИ, ВиВТ, ПВН, информация по военной технике, сайт по Военной технике


РАКЕТА-НОСИТЕЛЬ «ЗЕНИТ» (РОССИЯ/УКРАИНА)

MISSILE VEHICLE «ZENIT» (RUSSIA/UKRAINE)

08.12.2013

Тысячное испытание жидкостного ракетного двигателя /ЖРД/ РД-171М успешно проведено в НПО «Энергомаш» в подмосковных Химках. Об этом сообщили сегодня ИТАР-ТАСС в пресс-службе предприятия. РД-171М является штатным двигателем первой ступени российско-украинской ракеты-носителя /РН/ «Зенит».
«Испытания серийных ЖРД РД-171М проходят в полном объеме. Двигатель работает ровно столько, сколько он будет работать на ракете. Очередное испытание производилось 5 декабря на стенде НИК-751 и прошло успешно», — отметили в «Энергомаше».

25.04.2014
Глава Федерального космического агентства (Роскосмос) Олег Остапенко не видит смысла рассчитывать на ракету-носитель «Зенит» в связи с ситуацией на Украине. Роскосмос будет ориентироваться на отечественную технику.

Отвечая на вопрос, планирует ли Россия производить на своей территории ракеты-носители «Зенит» (производятся на днепропетровском заводе «Южмаш»), которые используются в проекте «Морской старт», глава Роскосмоса отметил: «Наверное нет. Воспроизводить один в один ракету здесь у нас смысла никого нет. В этом плане аналогичную ракету можем другую сделать, но совершенно с другими характеристиками, которая будет превосходить и «Зенит» в том числе». АРМС-ТАСС

КОСМИЧЕСКАЯ ОТРАСЛЬ, КОСМИЧЕСКИЕ ПРОГРАММЫ И СИСТЕМЫ РОССИИ

18.07.2014
Россия приостановила поставки ракетных двигателей на Украину. Производитель ракет «Зенит» — днепропетровское предприятие «Южмаш» — не в состоянии их оплачивать
Запланированный на конец этого года запуск первого украинского геостационарного спутника вещания «Лыбидь» придется переносить на более поздний срок. Причина в том, что у изготовителя ракеты-носителя этого спутника — днепропетровского ПО «Южмаш» — возникли проблемы с российскими поставщиками. Они перешли с украинским предприятием на ту же схему, что и «Газпром» с «Нафтогазом», — то есть на предоплату.

ОТНОШЕНИЯ РОССИЙСКОГО И УКРАИНСКОГО ОПК

02.02.2015
Роскосмос прекратит закупки ракет «Зенит», выпускаемых на днепропетровском «Южмашзаводе». Об этом сообщил газете «Известия» официальный представитель ведомства Игорь Буренков. По его словам, те спутники, которые планировалось запустить с помощью «Зенитов», будут доставлены на орбиту с помощью новейших носителей семейства «Ангара».
Изготовленные ракеты российские заказчики пока продолжают получать. В Центре эксплуатации объектов наземной космической инфраструктуры, который обслуживает пусковые кампании, сообщили, что две ракеты «Зенит» уже готовы и поставлены в Россию. Одна из них должна стартовать в июне с космическим аппаратом «Электро-Л N2», а вторая поставлена для «Спектра-РГ».
По данным источника в ЦЭНКИ, на «Южмашзаводе» практически готова еще одна ракета «Зенит», построенная специально для запуска новейшего украинского спутника вещания «Лыбидь». Ей не хватает только маршевого двигателя и блока управления, которые поставляют из России, а «Южмаш» не в состоянии их оплатить.

Лента.ру

12.12.2015

11 декабря 2015 года в 16:45 мск со стартового комплекса площадки 45 космодрома Байконур успешно стартовала ракета-носитель (РН) «Зенит-2SБ» с разгонным блоком (РБ) «Фрегат-СБ» и метеорологическим космическим аппаратом (КА) «Электро-Л» №2. Успешный запуск осуществили специалисты Роскосмоса и предприятий ракетно-космической отрасли России.
Старт ракеты-носителя «Зенит», отделение разгонного блока прошли штатно. Отделение космического аппарата от РБ запланировано на 01:46 мск 12 декабря 2015 года.
Космический аппарат «Электро-Л» №2 является метеорологическим аппаратом дистанционного зондирования Земли, который будет обеспечивать многоспектральную съемку всего диска Земли в видимом и инфракрасном диапазоне.

Роскосмос

КОСМИЧЕСКИЙ АППАРАТ ГИДРОМЕТЕОРОЛОГИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ «ЭЛЕКТРО-Л»

03.06.2017

28 апреля этого года был заключен контракт между ЮЖМАШем и компанией S7 Sea Launch Limited на производство и поставку ракет-носителей серии «Зенит». В целом, контракт предусматривает изготовление 12-ти ракет-носителей для использования в программах «Морской старт» и «Наземный старт» для исследований и использования космоса в мирных целях в рамках международных космических проектов. Сейчас в производстве находится 2 ракеты модификаций «Зенит-3SL» и «Зенит-3SLБ».
Подписанием этого контракта сделан большой шаг в преодолении глубокого кризиса, в котором пребывал ЮЖМАШ начиная с 2013 года и который стал следствием обвального сокращения объемов производства.
Настойчивая трехлетняя работа специалистов предприятия по загрузке производства дала плоды. На сегодня портфель заказов ЮЖМАШа на ближайшие годы превышает (в пересчете) 350 млн. долларов США. Среди основных заказчиков – компании США, Италии, Индии, Кореи и др.

ЮЖМАШ выражает глубокую благодарность законодательной и исполнительной ветвям власти за предоставленную беспрецедентную, как для нашего предприятия, нормативную и финансовую поддержку. Без этой поддержки возобновление производства и преодоление кризиса было невозможно.
Выведение ЮЖМАШа в режим стабильной работы создаст надлежащие условия для акционирования предприятия и поиска стратегического инвестора. Реализация этих мер, в свою очередь, является необходимым условием для достижения главной среднесрочной цели ЮЖМАШа, которая состоит в обеспечении полноценного вовлечения предприятия в международную кооперацию по производству ракетно-космической техники.
ЮЖМАШ

ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО

28.12.2017

Частная российская компания S7 Space провела свой первый старт, в ходе которого на расчетную орбиту успешно выведен первый спутник связи Анголы AngoSat-1. Об этом сообщается на сайте компании.

Пуск состоялся 26 декабря 2017 года в 22:00 по московскому времени с использованием ракетно-космического комплекса «Зенит-М», расположенного на космодроме Байконур (Казахстан). В качестве верхней ступени собираемой днепропетровским «Южмашем» (Украина) средней ракеты «Зенит-2SБ» использовался разгонный блок российского производства «Фрегат-СБ».
Лента.ру


РАКЕТА-НОСИТЕЛЬ «ЗЕНИТ»

Ракета-носитель 11K77 («Зенит») разработана Конструкторским бюро «Южное» имени академика М.К.Янгеля (г.Днепропетровск) в 1976-1985 гг. Разработка ракеты была санкционирована Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 16 марта 1976 г., и являлась составной частью программы «Буран».
Блок первой ступени РН 11К77 (11С771 или блок А) с некоторыми доработками предполагалось использовать в качестве бокового блока универсальной ракетно-космической транспортной системы многоразового использования (предполагались комбинации от 2 до 8 блоков А).

Эскизный проект РН 11K77 был завершен в феврале 1977 г.. 11К77 представляет собой двухступенчатую ракету с поперечным делением ступеней. Первая ступень оснащена четырехкамерным жидкостным ракетным двигателем 11Д520 (РД-170) тягой 806 тонн (в вакууме), разработанным НПО «Энергомаш». Ракетный блок второй ступени 11С772 оборудован двигательной установкой, состоящей из однокамерного маршевого ЖРД 11Д123 (РД-120) тягой 85 тонн, разработанного НПО «Энергомаш» и четырехкамерного рулевого ЖРД 11Д513 тягой 8 тонн, разработанного КБ «Южное». Все двигатели работают на жидком кислороде и керосине РГ-1.
Новый калибр ракеты в размере диаметра баков и переходных отсеков — 3,9 м — был вынуждено выбран, исхода из ограничений транспортировки ступеней ракеты железнодорожным транспортом. Но новый диаметр, превышающий почти на метр диаметр боевых ракет, разработанных ранее и разрабатывающихся в то же время, повлек за собой реконструкцию некоторых цехов, а позднее — и строительство специального производственного корпуса для сварки и сборки баков, ступеней и ракеты в целом. Крупнейший в отрасли цех сборки ракет «Зенит» был введен в строй в декабре 1984 г.
Основными проблемами при изготовлении этой ракеты были, прежде всего, переход на жидкий кислород, что вынудило осуществить перестройку и реконструкцию испытательных стендов, лабораторий для отработки двигательной и ракетной автоматики и усиления требований чистоты. Опыт работы с жидким кислородом в основном сохранился, а чистота внутренних полостей кислородных баков и магистралей потребовала внедрения многих новшеств в технологию их изготовления.
Экспериментальная отработка узлов, агрегатов и ступеней велась по обширному плану достижения высокой надежности. Ритм отработки определялся волей, или неволей, реальным темпом создания двигателей первой ступени. Двигатели давались трудно. О двигателе РД-170 расскажем позднее. Создание ракеты затягивалось.
Космические аппараты «Целина-2», предназначенные для полетов на этой ракете, уже прошедшие полный объем наземной экспериментальной отработки, вынуждены были выходить на орбиту на других ракетах. В сентябре 1984 г. начались летные испытания «Целины-2» на ракете-носителе «Протон». Объект, выведенный на орбиту, был зарегистрирован под индексом «Космос-1603». Второй космический аппарат этого же типа, «Космос-1656», был запущен «Протоном» в 1985 г. «Целина-2» — самый крупный спутник из находящихся в эксплуатации советских спутников радиотехнической разведки. Автор — КБ-3 конструкторского бюро «Южное». Главным конструктором КБ-3 с декабря 1984 г. стал С.Н.Конюхов, до него — с 1977 года был Б.Е.Хмыров.
Были проведены стендовые испытания первой и второй ступеней. Первое стендовое испытание первой ступени стало аварийным. Испытание проводилось в декабре 1984 г. в Загорске, в НИИХиммаше, на стенде №2. При выходе двигателя на режим произошел пожар в хвостовом отсеке. Пламя охватило всю ступень. По какому-то своему закону этот громадный костер превратился в столб бушующего огня, охватившего ступень, с образованием слегка закрученных по винтовой линии потоков. Ступень горела, как большая свеча, только с огнем в основании. Прогоревшая обечайка бака горючего подлила «масла в огонь». В кислороде горит все — даже металл. Пожарные средства, стоявшие наготове, смогли несколько ослабить действие огня, но остановить стихию было невозможно.
В числе пожарных команд находились привлеченные расчеты из города, который расположен в нескольких километрах от стендов. Командир по завершении всех работ, проделанных пожарными бойцами, по порядку, который установлен для всех жителей, войдя в кабинет к начальнику института, потребовал ответа на вопрос, кто виноват в пожаре и в чем причина. Слова о том, что все здесь сидят, разбираются и хотят понять причину этого пожара — и тогда уж будет ясно, кто виноват, его не удовлетворили. Однако причина этого пожара так и осталась невыясненной. Ракетчики доказывали, что это очередная авария двигателя, двигателисты утверждали, что причиной является попадание органических частиц из баков в тракты двигателя. Обе стороны доказывали не голословно, а с материалами в руках.
В таких случаях придают главное значение выработке конструктивных мер, исключающих возникновение всех возможных причин в будущем. Так для ракетчиков обострился вопрос чистоты баков и внутренних полостей — были введены фильтры и приняты другие решения.
Летные испытания начались в 1985 г. Первый пуск ракеты был назначен по завершению предстартовых проверок на 12 апреля. Состоялись две попытки пуска, которые закончились отбоем в циклограмме подготовки пуска. Причины отбоя были установлены — они не связаны с бортовыми системами. Отбой давала «земля». Пуск перенесли на 13 апреля. 13 апреля пуск — аварийный: отказала система управления расходом топлива. Второй пуск — в июне этого же года. В результате отклонений в работе рулевых двигателей второй ступени произошел взрыв в конце активного участка. Только в октябре был запущен первый спутник — «Космос-1697». В декабре 1985 г., при четвертом полете ракеты, не сбросился головной обтекатель. Последующие пуски шли удовлетворительно. Были выведены на орбиту спутники из серии «Космос» — 1714, 1767, 1786, 1820, 1871, 1873, 1833, 1844, 1943, 1980, 2082.

Летные испытания ракеты «Зенит» были завершены в 1987 г., в декабре. Председателем Государственной комиссии был Г.С.Титов. В 1988 г., в декабре, комплекс «Зенита» с «Целиной-2» был принят на вооружение.
Головным изготовителем «Зенита» является Производственное объединение «Южный машиностроительный завод» (ПО ЮМЗ, г.Днепропетровск) Хотя «по месту рождения» ракета является украинской, фактически она является совместным российско-украинским изделием — более половины подрядчиков ПО ЮМЗ по ракете «Зенит» составляют российские предприятия.

РАКЕТА-НОСИТЕЛЬ «ЗЕНИТ-2»

Ракета-носитель «Зенит-2», входящая в состав космического ракетного комплекса (КРК) «Зенит», представляет собой двухступенчатую ракету на нетоксичных компонентах топлива жидкий кислород и керосин РГ-1, предназначенную для запусков космических аппаратов (КА) на низкие круговые (до 1500 км) и эллиптические околоземные орбиты различного наклонения. Изначально она разрабатывалась как средство выведения для быстрого развертывания и восполнения группировок КА различного назначения, а также пилотируемых космических кораблей.
Первый пуск РН «Зенит-2» состоялся 13 апреля 1985 года. По состоянию на 01.01.2003г. произведено 35 пусков РН, из них 30 успешных. Кроме того, доработанные блоки ее первой ступени использовались в качестве боковых блоков ракеты-носителя «Энергия» и успешно отработали при двух ее пусках (всего 8 ракетных блоков).
В настоящее время РН «Зенит-2» периодически используется для запусков КА по государственным заказам Украины и Российской Федерации.
При создании РН «Зенит» реализованы следующие основные принципы:
Горизонтальная технология сборки и транспортировки, позволяющая значительно упростить комплекс технологического оборудования и процедуры подготовки к пуску.
Полная автоматизация предстартовой подготовки, обеспечивающая минимальное время подготовки к пуску, наивысшую безопасность персонала, независимость РН от погодных условий и короткий период переподготовки стартовой площадки к следующему пуску.
Высокая надежность, заложенная при проектировании и обеспеченная отработанным процессом производства.
Экологически чистые компоненты топлива.
РН «Зенит-2» выполнена по моноблочной схеме с последовательным расположением ступеней и включает в себя:
блок 1й ступени;
блок 2й ступени;
головной обтекатель.
«Зенит-2» представляет собой оптимальное решение по энергетическим характеристикам, надежности, точности и стоимости выведения КА, которое стало возможным благодаря использованию отработанных систем и оптимальному планированию процесса производства и технологий транспортировки, подготовки к пуску и пуска.

ХАРАКТЕРИСТИКИ РАКЕТЫ-НОСИТЕЛЯ «ЗЕНИТ-2»

Максимальная стартовая масса, т 460
Масса полезного груза, выводимого на орбиту МКС: Нкр=400км, i=51,6°, т 11,42
Масса горючего и окислителя, т 409
Тяга двигателей при старте, тс 740
Максимальная перегрузка при выведении, единиц 4,0 — 6,0*
Компоненты топлива керосин/жидкий кислород
Точность выведения КА (на орбиту с параметрами Нкр=200км, i=90°)
— по высоте, км 3,5
— по наклонению, угл. мин. 2,0
— по периоду обращения, с 2,5
Полная длина, м 57,0
Диаметр корпуса 1 и 2 ступеней, м 3,9
Диаметр головного обтекателя, м 3,9
Количество ступеней 2
Начало эксплуатации апрель 1985г.
*Примечание. При необходимости возможно снижение максимальной перегрузки при выведении до 4 единиц

ПРОЕКТ «НАЗЕМНЫЙ СТАРТ» — ТЕХНИЧЕСКИЙ И СТАРТОВЫЙ КОМПЛЕКСЫ

Для запусков в рамках ФКП и в проекте «Наземный старт» задействуется инфраструктура подготовки полезных нагрузок, ракеты и пуска носителя, развернутая на космодроме Байконур. К основным элементам инфраструктуры относятся:
два комплекса подготовки полезных грузов (космических аппаратов), расположенные на площадках 31 и 254. Комплекс на площадке 31 будет основным, пока на площадке 254 не будет полностью завершена модернизация.
технический комплекс носителя, расположенный на площадке 42 и предназначенный для подготовки ракеты, соединения головной части и проверки полностью собранной ракеты;
стартовый комплекс, расположенный на площадке 45 и предназначенный для пусков РН «3eнит-3SLБ», «Зенит-SLБФ» и «3eнит-2SLБ».
Основной комплекс подготовки полезного груза состоит из существующих на площадке 31 строений и сооружений, которые раньше использовались для подготовки многих отечественных и зарубежных полезных грузов. Комплекс на площадке 254 станет основным после полного завершения модернизации. Все подготовительные операции с КА, заправочные операции, герметизация, подготовка пиросредств, накатка обтекателя и пр. проводятся здесь.
Технический комплекс включает в себя:
• наземное технологическое оборудование;
• средства проверки ракеты-носителя и космического аппарата;
• технические обеспечивающие системы;
• инженерные сооружения.
Стартовый комплекс (СК) на площадке 45, созданный Конструкторским бюро транспортного машиностроения (ныне филиал ФГУП «ЦЭНКИ» — НИИ стартовых комплексов имени В.П. Бармина) обеспечивает установку ракеты на стартовый стол, полный комплекс предстартовой подготовки, заправку компонентами ракетного топлива, подготовку к пуску собранной РН и пуск.
СК включает в себя:
• наземное технологическое оборудование;
• средства проверки ракеты-носителя;
• оборудование для испытаний космических аппаратов;
• технические обеспечивающие системы;
• инженерные сооружения.
Основным преимуществом стартового комплекса «Зенит» является полностью автоматизированная подготовка РН, проходящая без участия обслуживающего персонала. Высокая степень автоматизации предпусковых и пусковых операций обеспечивает высокую надежность, качество выполнения и безопасность проведения операций при минимальном количестве обслуживающего персонала. Важным преимуществом является отсутствие заменяемых элементов после проведения пуска, что позволяет существенно сократить количество послепусковых работ и уменьшить время подготовки к следующему пуску.
К основным системам, комплектам и агрегатам технологического оборудования относятся:
• транспортно-установочный агрегат;
• пусковой стол;
• кабель-мачта;
• комплект механизмов стыковки электрокоммуникаций и коммуникаций термостатирования;
• комплект автоматических стыковочных устройств коммуникаций заправки;
• система заправки РН окислителем;
• система заправки РН горючим;
• система охлаждения пусковой установки;
• система производства сжатых газов;
• воздушная система термостатирования;
• система автоматизированного дистанционного управления агрегатами пусковой установки;
• система автоматизированного дистанционного управления заправкой РН окислителем;
• комплект перестыковочных устройств.

РАКЕТА-НОСИТЕЛЬ «ЗЕНИТ-2SБ» (НАЗЕМНЫЙ СТАРТ)

Ракеты космического назначения «Зенит-ЗSLБ», «Зенит-ЗSLБФ» и «3eнит-2SLБ» представляют собой семейство ракет на нетоксичных компонентах топлива (жидкий кислород и керосин), разра­ботанных в рамках проекта «Наземный старт» для запусков космических аппаратов с космодрома Байконур на низкие, средние и высокие круговые и эллиптические околоземные орбиты (в том числе переходную к геостационарной и геостационарную), а также на отлетные траектории.
Базовая ракета «Зенит-2» впервые запущена с космодрома Байконур в 1985 году.

Ракета разработана Государственным конструкторским бюро (ГКБ) «Южное» (Днепропетровск, Украина), изготавливается на ГП ПО «Южный машиностроительный завод» (Днепропетровск).
Носитель, созданный в рамках проекта «Наземный старт», имеет тот же технический облик, что и ракета для проекта «Морской старт», разработчиками сохранены все изменения и улучшения базовой ракеты «Зенит-2».
Значительными отличиями модифицированного носителя от базовой ракеты «Зенит-2» являются:
• новая навигационная система;
• бортовой компьютер нового поколения;
• улучшение характеристик за счет снижения массы и увеличения тяги двигателя второй ступени.

ХАРАКТЕРИСТИКИ СТУПЕНЕЙ РАКЕТЫ-НОСИТЕЛЯ

ПЕРВАЯ СТУПЕНЬ
Время работы, с 140-150
Сухая масса, кг 27564
Масса в заправленном состоянии, кг 354350
Масса горючего (керосин), кг 90219
Масса окислителя (жидкий кислород), кг 236567
Длина,м 32,9
Диаметр, м 3,9
Двигатели один РД-171 (четыре камеры)
Тяга (на уровне моря), кгс 740000

Тяга (в пустоте), кгс 806400
Удельный импульс (на уровне моря), с 309,5
Удельный импульс (в пустоте), с 337,2
Управление ориентацией поворот сопла на ± 6,3°

ВТОРАЯ СТУПЕНЬ
Время работы, с 360-370
Сухая масса, кг 8307
Масса в заправленном состоянии, кг 90794
Масса горючего (керосин), кг 23056
Масса окислителя (жидкий кислород), кг 59431
Длина, м 10,4
Диаметр, м 3,9
Двигатели один маршевый двигатель РД-120, один рулевой двигатель РД-8 (четыре камеры)
Тяга (в пустоте), кгс:
• маршевый двигатель 93000
• рулевой двигатель 8100
Удельный импульс (в пустоте), с
• маршевый двигатель 350
• рулевой двигатель 342,8
Управление ориентацией поворот сопла рулевого двигателя на ± 33°

Первый пуск ракеты в рамках проекта «Наземный старт» состоялся в апреле 2008 года.

РАКЕТА-НОСИТЕЛЬ «ЗЕНИТ-3SLБ» (НАЗЕМНЫЙ СТАРТ)

Ракета космического назначения «Зенит-3SLБ» разработана в рамках программы «Наземный старт» для запусков космических аппаратов с космодрома Байконур на низкие, средние и высокие круговые и эллиптические околоземные орбиты (в том числе переходную к геостационарной и геостационарную), а также на отлетные траектории.

ХАРАКТЕРИСТИКИ:

Максимальная стартовая масса, т 473
Масса полезного груза, выводимого на геопереходную орбиту, т определяется перед пуском
Масса горючего и окислителя, т 425
Тяга двигателей при старте, тс 740
Максимальная перегрузка при выведении, единиц 4,0
Компоненты топлива керосин/жидкий кислород
Полная длина, м 58,7
Диаметр корпуса 1 и 2 ступеней, м 3,9
Диаметр разгонного блока, м 3,7
Диаметр головного обтекателя, м 4,10
Количество ступеней 3

В состав ракеты космического назначения «Зенит-ЗSLБФ» входят ракета-носитель (РН) «Зенит-2SБ80» (первая и вторая ступени) и космическая головная часть, содержащая космический аппарат, разгонный блок «Фрегат-СБ», головной обтекатель (ГО) и переходный отсек (ПхО).

Впервые ракета-носитель «Зенит» применялась вместе с разгонным блоком «Фрегат» в январе 2011 года при выведении российского гидро­метеорологического геостационарного спутника «Электро-Л».
Разгонный блок «Фрегат-СБ» является модернизированным (с увеличенным запасом топлива) вариантом РБ «Фрегат», адаптированным для применения в ракетах более тяжелых и грузоподъемных, чем РН типа «Союз» (для которых изначально разрабатывался «Фрегат»), в частности таких, как «Зенит».
Головной обтекатель (ГО) предназначен для защиты космического аппарата и разгонного блока от воздействия окружающей среды с момента установки в комплексе подготовки полезной нагрузки до отделения головной части от ракеты на этапе выведения. ГО, разработанный НПО имени С. А. Лавочкина, представляет собой алюминиевую конструкцию длиной 10,4 м и максимальным диаметром 4,1 м.
Переходный отсек, также созданный НПО имени С. А. Лавочкина, служит для сопряжения космической головной части с ракетой- носителем.
Интеграция элементов космической головной части производится в чистовой камере класса 100000 во время предстартовой подготовки.
Первая и вторая ступени ракеты-носителя (РН) аналогичны первой и второй ступеням РН проекта «Морской старт».
Ракета-носитель выполнена по тандемной схеме с поперечным делением ступеней. Управление полетом РН на начальном этапе производится с помощью отклонения камер маршевого двигателя первой ступени, а после ее отделения — с помощью специального рулевого двигателя.

Так же, как и «Зенит-ЗSL», ракета «Зенит», используемая в проекте «Наземный старт», содержит блок радиоэлектронного оборудования для телеметрии, наведения и навигации как в двухступенчатом («3eнит-2SLБ»), так и в трехступенчатом («Зенит-3SLБ», «Зенит-3SLБФ») вариантах. Бортовые установки телеметрии Sirius передают телеметрические данные по независимым радиоканалам на наземные станции, расположенные в России, а при выведении на солнечно-синхронную орбиту используется отдаленная станция на Аравийском полуострове. В случае с трехступенчатыми РН «Зенит» эти каналы дополняются блоком данных, поступающих с разгон­ного блока.
Конструкция обеих ступеней за счет высокого коэффициента заполнения (отношения массы топлива к общей массе ракеты), превышающего 90%, считается одной из самых эффективных в мире. В случае с первой ступенью это достигается по большей части с помощью мощного двигателя РД-171М и отсутствия боковых ускорителей.
Отсутствие боковых ускорителей существенно упрощает процесс предстартовой подготовки и является основной особенностью, отличающей РН «Зенит» от других пусковых систем. Без ускорителей конструкция ступеней оптимальна, количество пиротехнических устройств снижено, а надежность системы повышается за счет уменьшения вероятности появления сбоев в механизмах отделения ускорителей или в них самих. Более того, обтекаемая конфигурация позволяет лучше управлять ракетой на всех этапах полета вне зависимости от погодных условий и повышает точность выведения.
Первая ступень состоит из бака окислителя, межбакового отсека, бака горючего и хвостового отсека. Все отсеки первой ступени, включая межбаковый и хвостовой, выполнены сварными из сплава АМг-6. В хвостовом отсеке расположен маршевый двигатель первой ступени РД-171, созданный «НПО Энергомаш». В настоящее время это один из самых мощных двигателей в мире; тяга на Земле составляет 7250 кН. РД-171 — четырехкамерный двигатель с одним турбо-насосным агрегатом (ТНА), выполнен по схеме с дожиганием генераторного газа, при этом камеры имеют возможность отклоняться на угол до 6 градусов. В двигателе используется химическое зажи­гание компонентов топлива в камерах и газогенераторах. На двигателе смонтированы агрегаты для наддува баков первой ступени. Время работы двигателя составляет 140-150 секунд. Отделение ступени производится четырьмя твердотопливными двигателями торможения, расположенными в основании ступени.
Вторая ступень включает приборный отсек, бак окислителя, межбаковый отсек, бак горючего и хвостовой отсек. Кроме того, вторая ступень комплектуется ферменным переходным отсеком. При разделении ступеней эта ферма остается на первой ступени. Приборный отсек предназначен для размещения системы управления ракетой, приборы отсека заключены в герметичные контейнеры. Бак окислителя второй ступени отличается от бака окисли­теля первой ступени конструкцией силовой оболочки и размерами. В нем также находятся баллоны с гелием для наддува бака горючего. Бак горючего выполнен в виде цилиндрического тора, во внутреннем объеме которого располагается маршевый двигатель второй ступени. Двигательная установка второй ступени состоит из двух ЖРД — маршевого РД-120, разработанного «НПО Энергомаш», и рулевого РД-8. Однокамерный ЖРД РД-120 закреплен неподвижно. Он выполнен по схеме с дожиганием генераторного газа. Его тяга в вакууме равна 834 кН. Время работы двигателя при однократном включении — 315 секунд. Рулевой двигатель РД-8 — четырехкамерный с одним ТНА. Он также выполнен по схеме с дожиганием генераторного газа. Тяга двигателя в вакууме — 78,5 кН. Камеры рулевого двигателя могут отклоняться на углы до 33 градусов. Время работы — до 1100 секунд. Двигатель разработан в ГКБ «Южное». Так же, как и в случае с первой ступенью, отделение второй ступени производится четырьмя твердотопливными двигателями торможения.

Источники: www.federalspace.ru, ruscosmos.narod.ru, www.yuzhmash.com, www.yuzhnoye.com и др.

РАКЕТА-НОСИТЕЛЬ «ЗЕНИТ-3SL» (МОРСКОЙ СТАРТ)
ЮЖНОЕ КОНСТРУКТОРСКОЕ БЮРО ИМЕНИ М.К. ЯНГЕЛЯ (УКРАИНА)

bastion-karpenko.ru

Зенит (ракета-носитель) — это… Что такое Зенит (ракета-носитель)?


Зенит (ракета-носитель)

«Зенит-2» на старте в «Байконуре»

«Зени́т-2» — советская (российско-украинская) ракета-носитель среднего класса семейства Зенит. Генеральный конструктор — В.Ф. Уткин. Главный разработчик — КБ «Южное» (Днепропетровск), производится на днепропетровском заводе «Южмаш». Индекс ГРАУ — 11К77.

Первый успешный пуск ракеты-носителя «Зенит-2» без полезной нагрузки был проведен 21 июня 1985 года с космодрома Байконур.

Первая ступень «Зенита» оснащена кислородно-керосиновым двигателем РД-171. Прототипом для нее послужила первая ступень ракеты-носителя «Энергия».

Модификации

«Зенит-3SL» разработана на базе находящихся в эксплуатации ракеты-носителя Зенит-2 и космического разгонного блока ДМ. РН и РБ получили соответственно обозначения Зенит-2S и ДМ-SL.

Новейшая модификация — «Зенит-М», совершила первый полёт с Байконура 29 июня 2007 года. От предыдущей версии её отличает полностью цифровая система управления на базе новой бортовой ЭВМ «Бисер-3» и бо́льшая масса выводимого полезного груза. Предполагается, что «Зенит-М» станет одной из наиболее часто используемых российским министерством обороны ракет-носителей для запуска военных спутников.

«Зенит-3SLБ» — модификация ракеты космического назначения «Зенит-3SL», в состав которой входят модифицированные ракета-носитель «Зенит-2SБ» и разгонный блок ДМ-SLБ. Предназначена для запуска с космодрома «Байконур» (проект «Наземный старт»). Первый пуск (КА «Amos-3») состоялся 28 апреля 2008 года.

Список запусков


См. также список запусков Зенит-3SL.

Технические данные

ВерсияЗенит-2Зенит-3SL
Стартовая масса (т)459470,8
Длина (макс.) (м)5759,6
Место запускаБайконурМорской старт
Полезная нагрузка (Орбита 200 км) (т)13,7
Полезная нагрузка (ГПО) (т)6,0
Полезная нагрузка (ГСО) (т)
Первый полёт13 апреля 198528 марта 1999
Первая ступень
ДвигательРД-171 (11Д520)
Длина (м) ?
Диаметр (м)3,9
Масса (т)352,7 (пустая масса 33,9)
Тяга (макс.) (кН)7 259 (7 908 в вакууме)
Время работы (сек) ?
ТопливоКеросин + жидкий кислород
Вторая ступень
Двигательмаршевый: РД-120 (11Д123), рулевой: РД-8
Длина (м) ?
Диаметр (м)3,9
Масса (т)89,9 (пустая масса 9,3)
Тяга (макс.) (кН)834 + 78
Время работы (сек) ?
ТопливоКеросин + жидкий кислород
Головной обтекатель
Длина (м)13,7
Диаметр (м)3,94,15

См. также

Ссылки

Советская и российская ракетно-космическая техника

 

Wikimedia Foundation. 2010.

dic.academic.ru

Зенит-2 (ракета-носитель) — это… Что такое Зенит-2 (ракета-носитель)?

У этого термина существуют и другие значения, см. Зенит.
Зенит-2
«Зенит-2» на старте на «Байконуре».

Общие сведения

Страна СССР,
Украина
СемействоЗенит
Назначениеракета-носитель
РазработчикКБ «Южное»
Изготовитель«Южмаш»

Основные характеристики

Количество ступеней2-3
Длина57-59,6 м
Диаметр3,9 м
Стартовая масса444,9-462,2 т[1]

История запусков

Состояниедействующая
Места запускаБайконур
морская платформа «Одиссей»
Число запусков

78

Зенит 2: 38
Зенит 3SL: 31
Зенит 2M: 1
Зенит 3SLБ: 5
Зенит 3SLБФ: 2
Зенит 2SLБ: 1

  — успешных

66

Зенит 2: 29
Зенит 3SL: 28
Зенит 2M: 1
Зенит 3SLБ: 4
Зенит 3SLБФ: 2
Зенит 2SLБ: 1

  — неудачных

8

Зенит 2: 6
Зенит 3SL: 2

  — частично неудачных

4

Зенит 2: 1
Зенит 3SL: 1
Зенит 3SLБ: 1[2]
Зенит 2SLБ: 1
Первый запускЗенит 2: 13 апреля 1985
Зенит 3SL: 28 марта 1999
Зенит 2M: 29 июня 2007
Зенит 3SLБ: 28 апреля 2008
Зенит 3SLБФ: 20 января 2011
Последний запуск19 августа 2012

«Зени́т-2» (индекс ГУКОС — 11К77) — ракета-носитель среднего класса семейства Зенит. Генеральный конструктор — В. Ф. Уткин. Главный разработчик — КБ «Южное» (Днепропетровск), производится на днепропетровском заводе «Южмаш».

Первый полностью успешный пуск ракеты-носителя «Зенит-2» с полезной нагрузкой был проведён 22 октября 1985 года с космодрома Байконур[3].

Первая ступень «Зенита», оснащённая кислородно-керосиновым двигателем РД-171, стала прототипом модульной части 11С25 блока А первой ступени ракеты-носителя 11К25 «Энергия».

На «Зените» предполагалось запускать разрабатывавшийся в конце 1980-х гг на смену используемому кораблю «Союз» новый некрылатый многоразовый транспортный пилотируемый космический корабль «Заря», производство которого так и не было начато в связи с сокращением финансирования космических программ.

Модификации

Ракета-носитель «Зенит-2» на почтовой марке Украины, 2005

После модернизации комплекса «Зенит» на Байконуре (в связи с завершением производства ряда его компонентов и обеспечением применения новых РКН) в состав модернизированного комплекса «Зенит-М» включены следующие ракеты семейства «Зенит»: двухступенчатая РКН «Зенит-2SLБ», трёхступенчатая РКН «Зенит-3SLБ» и трёхступенчатая РКН «Зенит-3SLБФ».

«Зенит-2SLБ» — модификация ракеты «Зенит-2», доработанная в части новой полностью цифровой системы управления на базе бортовой ЭВМ «Бисер-3» и автономной космической головной части (КГЧ), позволяющей её сборку отдельно от РН. Кроме того, внедрен ряд улучшений (использованных на РН «Зенит-2S» и новых) для увеличения массы полезного груза и удобства эксплуатации. 29 июня 2007 года совершила полёт с Байконура РН «Зенит-2» переходного варианта между РН «Зенит-2» и РКН «Зенит-2SLБ». От предыдущей версии её отличала новая цифровая система управления на базе бортовой ЭВМ «Бисер-3» и ряд других доработок, сделанных для РКН «Зенит-2SLБ» (но без автономной КГЧ). Окончательная конфигурация РКН «Зенит-2SLБ» в запусках пока не использовалась.

«Зенит-3SL» — трёхступенчатая ракета-носитель, разработанная на базе уже существующих ракеты-носителя «Зенит-2» и космического разгонного блока ДМ. Используется в программе Морской старт. РН и РБ получили соответственно обозначения «Зенит-2S» и ДМ-SL.

«Зенит-3SLБ» — модификация ракеты «Зенит-3SL», доработанная под применение на Байконуре и использующая только российско-украинские комплектующие. В её состав входят ракета-носитель «Зенит-2SБ» (модернизированная РН «Зенит-2S») и разгонный блок ДМ-SLБ. Головной обтекатель разработан и изготавливается НПО им. С. А. Лавочкина. Предназначена для запуска с космодрома «Байконур» (проект «Наземный старт»). Первый пуск (КА «Amos-3») состоялся 28 апреля 2008 года. КА успешно выведен на близкую к геостационарной орбиту.

«Зенит-3SLБФ» — модификация РКН «Зенит-2SLБ»/«Зенит-3SLБ», использующая КГЧ разработки НПО им. С. А. Лавочкина. В её состав входят ракета-носитель «Зенит-2SБ» и разгонный блок Фрегат-СБ. Предназначена для пусков с космодрома «Байконур» (проект «Наземный старт»). Первый пуск (КА «Электро-Л» № 1) состоялся 20 января 2011 года. КА успешно выведен на близкую к геостационарной орбиту.

Список запусков

Первый пуск ракеты-носителя семейства «Зенит» состоялся 13 апреля 1985 года[4]. Всего использовалось пять модификаций носителя:

По состоянию на 9 ноября 2011 года осуществлено 76 запусков[9], из которых:

  • 66 успешных
  • 4 частично успешных
  • 8 неудачных

Ракеты запускались с двух космодромов. Все пуски Зенит-3SL были выполнены с плавучей платформы «Ocean Odyssey» в рамках проекта Морской старт. Остальные модификации запускались с космодрома Байконур[9].

Технические данные

ВерсияЗенит-2Зенит-3SL
Стартовая масса (т)459473
Длина (макс.) (м)5759,6
Место запускаБайконурМорской старт
Полезная нагрузка (Орбита 200 км) (т)13,7
Полезная нагрузка (ГПО) (т)6,1
Полезная нагрузка (ГСО) (т)
Первый полёт13 апреля 198528 марта 1999
Первая ступень
ДвигательРД-171(М) (11Д520(М))
Длина (м)32,932,9
Диаметр (м)3,9
Масса (т)353 (сухая масса 28)
Тяга (макс.) (кН)7 257 (7 908 в вакууме)
Время работы (сек)145
ТопливоКеросин + жидкий кислород
Вторая ступень
Двигательмаршевый: РД-120 (11Д123), рулевой: РД-8
Длина (м)10,410,4
Диаметр (м)3,9
Масса (т)90,5 (сухая масса 8,5)
Тяга (макс.) (кН)834 + 78
Время работы (сек)380-1300*
ТопливоКеросин + жидкий кислород
Головной обтекатель
Длина (м)13,7
Диаметр (м)3,94,15
  • Рулевой двигатель работает длительное время после выключения маршевого.

Примечания

См. также

Ссылки

dic.academic.ru

Зенит (ракета-носитель) Википедия

Зенит-2

«Зенит-2» на старте на «Байконуре».
Общие сведения
Страна
  • СССР СССР
  • Украина Украина
Семейство Зенит
Назначение ракета-носитель
Разработчик КБ «Южное»
Изготовитель «Южмаш»
Основные характеристики
Количество ступеней 2—3
Длина (с ГЧ) 57—59,6 м
Диаметр 3,9 м
Стартовая масса 444,9—462,2 т[1]
Масса полезной нагрузки  
 • на НОО 13,7 тонн (Байконур)
15 тонн (Экватор Зенит-3МС)
История запусков
Состояние действующая
Места запуска Байконур
морская платформа «Одиссей»
Число запусков

84

Зенит 2: 36
Зенит 3SL: 36
Зенит 2M: 1
Зенит 3SLБ: 6
Зенит 3SLБФ: 4
Зенит 2SLБ: 1

 • успешных

71

Зенит 2: 29
Зенит 3SL: 30
Зенит 2M: 1
Зенит 3SLБ: 6
Зенит 3SLБФ: 4
Зенит 2SLБ: 1

 • неудачных

9

Зенит 2: 6
Зенит 3SL: 3

 • частично неудачных

4

Зенит 2: 1
Зенит 3SL: 1
Зенит 3SLБ: 1[2]
Зенит 2SLБ: 1
Первый запуск Зенит 2: 13 апреля 1985
Зенит 3SL: 28 марта 1999
Зенит 2M: 29 июня 2007
Зенит 3SLБ: 28 апреля 2008[2]
Зенит 3SLБФ: 20 января 2011
Последний запуск 26 декабря 2017
Первая ступень
Маршевый двигатель ЖРД РД-171
Тяга8180 кН
Удельный импульс337 с
Время работы150 с
ТопливоRP-1 / LOX
Горючеекеросин RP-1
Окислительжидкий кислород
Вторая ступень
Маршевый двигатель ЖРД РД-120
Рулевой двигатель ЖРД РД-8
ТягаРД-120 — 912 кН (РД-8 — 79,5 кН)
Удельный импульс349 с
Время работы315 с
ТопливоRP-1 / LOX
Горючеекеросин RP-1
Окислительжидкий кислород
Третья ступень — Разгонный блок ДМ-SLБ
Маршевый двигатель ЖРД

ru-wiki.ru

Зенит (РН) — это… Что такое Зенит (РН)?


Зенит (РН)

«Зенит-2» на старте в «Байконуре»

«Зени́т-2» — советская (российско-украинская) ракета-носитель среднего класса семейства Зенит. Генеральный конструктор — В.Ф. Уткин. Главный разработчик — КБ «Южное» (Днепропетровск), производится на днепропетровском заводе «Южмаш». Индекс ГРАУ — 11К77.

Первый успешный пуск ракеты-носителя «Зенит-2» без полезной нагрузки был проведен 21 июня 1985 года с космодрома Байконур.

Первая ступень «Зенита» оснащена кислородно-керосиновым двигателем РД-171. Прототипом для нее послужила первая ступень ракеты-носителя «Энергия».

Модификации

«Зенит-3SL» разработана на базе находящихся в эксплуатации ракеты-носителя Зенит-2 и космического разгонного блока ДМ. РН и РБ получили соответственно обозначения Зенит-2S и ДМ-SL.

Новейшая модификация — «Зенит-М», совершила первый полёт с Байконура 29 июня 2007 года. От предыдущей версии её отличает полностью цифровая система управления на базе новой бортовой ЭВМ «Бисер-3» и бо́льшая масса выводимого полезного груза. Предполагается, что «Зенит-М» станет одной из наиболее часто используемых российским министерством обороны ракет-носителей для запуска военных спутников.

«Зенит-3SLБ» — модификация ракеты космического назначения «Зенит-3SL», в состав которой входят модифицированные ракета-носитель «Зенит-2SБ» и разгонный блок ДМ-SLБ. Предназначена для запуска с космодрома «Байконур» (проект «Наземный старт»). Первый пуск (КА «Amos-3») состоялся 28 апреля 2008 года.

Список запусков


См. также список запусков Зенит-3SL.

Технические данные

ВерсияЗенит-2Зенит-3SL
Стартовая масса (т)459470,8
Длина (макс.) (м)5759,6
Место запускаБайконурМорской старт
Полезная нагрузка (Орбита 200 км) (т)13,7
Полезная нагрузка (ГПО) (т)6,0
Полезная нагрузка (ГСО) (т)
Первый полёт13 апреля 198528 марта 1999
Первая ступень
ДвигательРД-171 (11Д520)
Длина (м) ?
Диаметр (м)3,9
Масса (т)352,7 (пустая масса 33,9)
Тяга (макс.) (кН)7 259 (7 908 в вакууме)
Время работы (сек) ?
ТопливоКеросин + жидкий кислород
Вторая ступень
Двигательмаршевый: РД-120 (11Д123), рулевой: РД-8
Длина (м) ?
Диаметр (м)3,9
Масса (т)89,9 (пустая масса 9,3)
Тяга (макс.) (кН)834 + 78
Время работы (сек) ?
ТопливоКеросин + жидкий кислород
Головной обтекатель
Длина (м)13,7
Диаметр (м)3,94,15

См. также

Ссылки

Советская и российская ракетно-космическая техника

 

Wikimedia Foundation. 2010.

dic.academic.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *