Философия дзюдо – Философия дзюдо

Содержание

Философия дзюдо

Все ученики школы Кодокан дзюдо, основанной Дзигоро Кано, давали клятву. Они обещали не отказываться от занятий без серьезных на то причин, своим поведением в зале и повседневной жизни никогда не ронять достоинства «додзе» (зала для борьбы дзюдо) и не давать уроков дзюдо самостоятельно, без разрешения на то учителя.

Человек, выбравший в качестве пути своего совершенствование дзюдо, учится даже в противнике видеть не врага, а партнера. Нет «мелочей», малых настолько, чтобы оправдать в глазах дзюдоиста пренебрежение к другому человеку. В частности, уважение к другому сказывается не только в ритуальных поклонах, обрамляющих поединок, но и в том, что дзюдоисты принимают душ не только после спарринга, но и до него.

Кимоно, татами, тело и помыслы дзюдоиста должны быть чистыми – нет «мелочей», в которых можно было бы проявить небрежность: уважение к «Пути мягкости» проявляется во всем и ко всем (мысль достойная повторения).

Подобный подход развивает ответственность за свои поступки и доброжелательность: ответственный человек постепенно перестает винить в своих ошибках других, и из раба обид становится властелином своей судьбы.

Дзюдо хранит вековые традиции и остается наследником самурайского кодекса чести.

Дзюдо воспитывает не только физическую силу, но и ум, благородство. Дзюдо является искусством самосовершенствования. Борец, и опытный, и начинающий, должен быть мужественным, настойчивым, скромным и уважительным к другим людям.

Основатель борьбы, Дзигоро Кано, рассматривал свое искусство как средство формирования гармонично развитой личности. Он считал, что дзюдо – не столько защита без оружия, сколько философия повседневной жизни.

Кодекс чести дзюдоиста включает в себя такие качества, как: 

  • вежливость,
  • смелость,
  • искренность,
  • честность,
  • скромность,
  • самоконтроль,
  • верность в дружбе,
  • уважение к окружающим.

При поступлении в школу ученик дает клятву:

«Я не брошу учебы без уважительной причины.

Я не опозорю дзюдо и свою школу.

Без разрешения учителя я никому не открою секретов, которым меня научили.

Как ученик я буду следовать законам дзюдо и моей школы и буду соблюдать их, если стану учителем».

В лекциях Дзигоро Кано выделял также 5 принципов поведения дзюдоиста в повседневной жизни:

  • владей инициативой в любом начинании,
  • внимательно наблюдай за собой и обстоятельствами повседневной жизни, внимательно наблюдай за другими людьми, внимательно наблюдай за всем окружающим,
  • осмысливай полностью, действуй решительно,
  • знай меру,
  • держись середины между радостью и подавленностью, самоистязанием и ленью, безрассудной бравадой и жалкой трусостью.

judocenter.ru

история и философия Кодокана, перевод, создатель, родина, из какого восточного единоборства родилось современное

Боевое искусство, получившее название «Дзюдо», появилось в Японии, в конце XIX века. Его создатель – Дзигоро Кано – практиковал дзю-дзюцу (или джиу-джитсу).

Во время своих занятий он пришел к мысли, что этот вид единоборств можно реформировать, сделав более эффективным. Так, появился новый вид спорта, отличающийся собственной философией.

Facebook

Twitter

Google+

Vkontakte

Odnoklassniki

Из какого восточного единоборства родилось дзюдо

Дзю-дзюцу — японское боевое искусство боя без оружия, берущее начало от борьбы сумо. Родиной его является Япония. Его применяли для подготовки воинов-самураев в эпоху феодализма. С 1650 года дзю-дзюцу изучали в школах самураев.

Как переводится название

В переводе с японского «дзюдо» означает «мягкий путь».

Главное, что должен запомнить человек, выбравший в качестве пути своего совершенствования дзюдо — уважение к своему противнику.

Кодекс чести дзюдоиста включает в себя такие качества, как вежливость, смелость, искренность, честность, скромность, самоконтроль, верность в дружбе, уважение к окружающим.

Философия

5 принципов поведения дзюдоиста в обычной жизни гласят:

  • владей инициативой в любом начинании;
  • внимательно наблюдай за собой и обстоятельствами повседневной жизни, внимательно наблюдай за другими людьми, внимательно наблюдай за всем окружающим;
  • осмысливай полностью, действуй решительно;
  • знай меру;
  • держись середины

sportyfi.ru

Философия дзюдо — Конкурс научной деятельности «Будущий ученый» — Всероссийские конкурсы 2017-2018 уч.года — Каталог файлов

Назимов Владислав Евгеньевич, учащийся ЧОУ Гимназия №212 «Екатеринбург-Париж» города Екатеринбурга, 9 лет

Номинация: «Информационный проект»
Куратор: Рюмина Алёна Васильевна

Паспорт проекта:

Актуальность: Здоровье  и воспитание подрастающего поколения посредством дзюдо.

Цель: Раскрыть философский смысл дзюдо

Задачи:

  1. Изучить историю создания боевого искусства ДЗЮДО
  2. Показать воспитательный смысл дзюдо
  3. Создать представление, как дзюдо влияет на характер, отношение к людям и самовоспитание.
  4. Провести доклад проекта в классе

Гипотеза: Дзюдо – не только искусство борьбы, но и правила жизни.

Практическая часть: дзюдо – это не просто борьба, это целая философия, где все подчинено правилам и законам, которые не только учат тебя побеждать в поединке, но и уверено идти по жизни, не боясь преград, уметь общаться с другими людьми, чувствовать их, уважать окружающих, быть смелым, искренним, честным.

Выводы:

Дзюдо воспитывает не только физическую силу, ум, благородство, но и служит искусством самосовершенствования.

 

Философия дзюдо

(информационный проект)

Введение

Человек всегда боролся: сначала это была необходимость выживать в суровых условиях жизни, борясь за кусок пищи, за право продолжить род. Борьба была возможностью продемонстрировать своё превосходство в боевых и соревновательных поединках. Сейчас борьба, кроме военно-прикладного значения, стала средством реализации избыточной энергии и прекрасным способом самореализации и воспитания.

Для меня борьба — умение постичь себя, свое тело, свои эмоции, работать и добиваться поставленной цели.

Цель: Раскрыть философский смысл дзюдо

Объектом  исследования является дзюдо, а предметом исследования: представление о философии борьбы, отношение к ней.

Задачи:

  1. Изучить историю создания боевого искусства ДЗЮДО
  2. Показать воспитательный смысл дзюдо
  3. Создать представление, как дзюдо влияет на характер, отношение к людям и самовоспитание.
  4. Провести доклад проекта в классе

Методы и приёмы:

выборка, количественный анализ, сравнение, обращение к интернет источникам.

В результате работы над проектом планирую познакомиться и постичь философию дзюдо и следовать ей в будущем, придерживаясь тому стилю жизни и поведению, который присущ спортсменам, занимающимся дзюдо. С результатами работы подготовить небольшое сообщение-презентацию для одноклассников, чтобы расширить их знание об этом виде борьбы, возможно кто-то из детей так же приобщиться к философии дзюдо и начнет заниматься.

В своей работе я хочу показать, что дзюдо – это не просто борьба, это целая философия, где все подчинено правилам и законам, которые не только учат тебя побеждать в поединке, но и уверено идти по жизни, не боясь преград, уметь общаться с другими людьми, чувствовать их, уважать окружающих, быть смелым, искренним, честным.

Своим происхождением дзюдо обязано многовековой традиции боевого единоборства, сформировавшегося и развившегося в различных школах дзю-дзюцу (искажённое название «джиу-джитсу») средневековой Японии. Дзю-дзюцу («Искусство мягкости») зародилось в Японии как система ведения борьбы без оружия, являлось привилегией самураев и с 1650 года изучалось в японских самурайских школах.

Глава 1.  История возникновения

Древняя легенда гласит, что врач и один из известнейших приверженцев борьбы «дзю-дзюцу» Акияма Cиробэй наблюдал за сильным снегопадом. Снег падал большими хлопьями и вот под его тяжестью хрустнула и сломалась ветка сосны, а веточка сакуры всё ниже и ниже склонялась к земле. В какой-то момент снег соскользнул с неё и ветка выпрямилсь. «Поддаться, чтобы потом победить!» — воскликнул Акияма и этот принцип стал основополагающим во многих японских единоборствах и в дзюдо в частности.

Спустя много лет, 28 октября 1860 года, в местечке Микаге, неподалеку от города Кобе, в семье торговца Еросаку Кано родился мальчик, которому судьба приготовила великое будущее. Именно он — Дзигоро Кано — станет основателем самой популярной, самой массовой спортивной борьбы дзюдо.

С рождения Дзигоро не отличался крепким телосложением и здоровьем. Обладая огромной силой воли Д. Кано с усердством овладевал приёмами «дзю-дзютсу», он с молодых лет пытался найти приёмы, позволяющие маленькому, хрупкому человеку одолеть более сильного и тяжёлого соперника. Рвение, с которым Дзигоро осваивал тайны единоборств, вызывали удивление у учителей борьбы. Многие из них говорили Кано: «Больше мне нечему вас учить…» и Дзигоро продолжал совершенствоваться самостоятельно.

По современным меркам, Дзигоро начал приобщаться к единоборствам достаточно поздно — ему исполнилось уже 17 лет. Вставал он очень рано. Часто с восходом солнца шел на тренировку, а затем на занятия в университет. Оттуда он опять возвращался в зал, чтобы уже самому тренировать группы начинающих.

Датой рождения дзюдо считается май 1882 года. В это время в токийском буддийском храме Эйсёдзи 21-летний японец Дзигоро Кано основал школу под названием «Кодокан» (иероглиф «Кодо» означает «проповедовать истину», а «Кан» — «встреча»).

Обобщив опыт различных школ, систематизировав лучшие их приемы и исключив опасные для жизни, он создал свою новую систему единоборства. Дзюдо – два иероглафа, означающие «мягкий путь».

Глава 2.  5 принципов  и клятва дзюдоиста

Дзигоро Кано выделял 5 принципов поведения дзюдоиста в повседневной жизни:

  1. Владей инициативой в любом начинании.
  2. Внимательно наблюдай за собой и обстоятельствами повседневной жизни, внимательно наблюдай за другими людьми, внимательно наблюдай за всем окружающим.
  3. Осмысливай полностью, действуй решительно.
  4. Знай меру.
  5. Держись середины между радостью и подавленностью, самоистязанием и ленью, безрассудной бравадой и жалкой трусостью.

Также Дзигоро Кано разработал клятву учеников Кодокана, которые подписывали его, обмакивая кисточку в собственную кровь:

  1. Раз я решил посвятить себя борьбе дзюдо, то не откажусь от занятий без серьезных на то оснований.
  2. Своим поведением я обещаю не уронить достоинство «Дожо» (зала дзюдо).
  3. Я никогда не выдам секретов школы непосвященным и только в крайнем случае буду брать уроки где-либо в другом месте.
  4. Обещаю не давать уроки без разрешения на то моего учителя.
  5. Клянусь в течение всей моей жизни уважать правила «Кодокана», сейчас как ученик, а позже как преподаватель, если я им стану.

В современном обществе тоже есть клятва дзюдоиста, но, конечно же, она не подписывается кровью.

2.1. Клятва дзюдоистов наших дней

Встав на путь ДЗЮДО и принимая Присягу Чести, Достоинства и Мужества Торжественно клянемся:

  1. Заниматься Дзюдо бескорыстно, закаляя тело и воспитывая дух, стремясь к самосовершенствованию личности.

Клянемся!

  1. Уважать и почитать своих родителей, учителей и старших, проявлять заботу о младших, быть вежливым.

Клянемся!

  1. Следовать высшим идеалам и никогда не забывать истинную добродетель скромности и искренности

Клянемся!

  1. Быть внимательным, инициативным и честным, стремиться к мудрости и силе.

Клянемся!

  1. Беречь, уважать и защищать своё имя, традиции своего общества и знамя своей страны.

Клянемся!

Глава 3. Кодекс чести дзюдоиста

Кодекс чести дзюдоиста включает в себя такие качества, как:

  • вежливость
  • смелость
  • искренность
  • честность
  • скромность
  • самоконтроль
  • верность в дружбе
  • уважение к окружающим.

В тот же день двое лучших учеников школы, Сиро Сайго и Цунедзиро Томита, получили черные пояса как символ достижения первой мастерской степени.

Существует заблуждение, что вожделенный черный пояс является наиболее престижным. На самом деле высшее мастерство (по большому счету — знание) отмечается поясом красного цвета. Хотя сам Дзигоро Кано под конец жизни снова надел белый пояс, подчеркнув тем самым глубину и безграничность секретов созданного им же боевого искусства.

Глава 4.Философия дзюдо в дзюдоги

Дзюдо – это не просто спорт, эта целая жизненная философия, познав которую перед человеком открывается путь к неизведанным мирам внутри себя и гармонии с внешним миром. В дзюдо есть свои каноны и правила. Одно из них – внешний вид единоборца. Всем известно, что одеждой дзюдоиста является кимоно и пояс. Что обозначает в японском единоборстве дзюдо кимоно и каким образом производится классификация цветных поясов?

До 1905 года все дзюдоисты занимались в традиционном японском одеянии – кимоно (куртка), дзюбон (штаны) и оби (пояс). И лишь в 1906 году основатель дзюдо Дзигоро Кано презентовал универсальный костюм для занятия дзюдо – дзюдогу.

Дзюдога(и) – это разновидность японского костюма с кимоно, предназначенная для занятий дзюдо. В этом костюме значительно удлинен рукав куртки и удлинены брючины, а также увеличена плотность пошивочной ткани.

Цвет костюма обычно белый. Также допускается синий цвет кимоно, что значительно облегчает работу судий на соревнованиях, когда оба соперника выступают в кимоно разных цветов. Синие кимоно более практичны, так как не так быстро пачкаются, белые кимоно выглядят торжественнее и наряднее, но стираются в три-четыре раза чаще своих синий собратьев.

Кимоно для занятий дзюдо дзюдоги шьётся из плотной хлопковой ткани, так как дзюдо единоборство бросковое, и костюм должен выдерживать значительные рывки, броски и другие нагрузки. Для соревнований и тренировок используются костюмы с разной плотностью ткани (на соревнования более плотная, на тренировках — менее). На соревнованиях используются еще более уплотненные кимоно (с плотностью до 1000 гр/м2 и более), что значительно затрудняет «работу» соперника на татами.

Детские кимоно, дабы облегчить тренировку и не усложнять процесс изучения дзюдо, шьются из более легкой ткани (плотность около 200 гр/м2).

Традиционно на тренировках в кимоно на ноги не одевается обувь. Спортсмены занимаются только босиком.

Каждый дзюдоист ухаживает за своим кимоно, как за частичкой самого себя, чтит традиции его хранения. Кимоно стирается не меньше раза в неделю, всегда должно быть наглажено и опрятно, сложено в определенном виде с определенным ритуалом.

4.1 Традиционный способ складывания дзюдоги

  1. Разложить и расправить куртку.
  2. Сложить брюки и положить их поверх сложенной куртки выровняв пояс брюк по уровню воротника куртки.
  3. Сложить штанины брюк по длине куртки.
  4. Сложить куртку по вертикали на линии брюк слева.
  5. Сложить рукав по вертикали на линии брюк справа.
  6. Сложить правую часть куртки аналогичным п. 4 образом.
  7. Сложить правый рукав куртки аналогичным п. 5 образом.
  8. Сложить куртку по горизонтали по двум линиям выше и ниже уровня пояса как показано на рисунке.
  9. Сложить пояс и положить его на середину сложенной куртки.
  10. Сложить куртку по горизонтали вокруг пояса.

Внешний вид ученика на тренировке – это дань канонам и традициям старинного японского единоборства, а также акт проявления уважения к своему учителю, сотоварищам и залу, в котором тренируешься.

Глава 5. Пояса и ранги

В восточном единоборстве дзюдо принята единая система ранжирования по поясам, определяющая степень мастерства спортсмена. Современна система насчитывает 10 рангов. Введена она также своим основателем Дзигоро Кано.

В начале учитель Дзигоро разделил своих учеников на две группы – аттестованные и не аттестованные на степень в дзюдо, «юданся» и «муданся» соответственно. Такая классификация была принята в 1883 году, а первые сертификаты, подтверждающие степень были выпущены 11 годами позже, в 1894 году.

С учётом того, что ранее система ранжирования единоборцев была весьма сложной (разные школы, разные классификации, сложность получения доступа к информации об ученике той или иной школы, рукописная сертификация и так далее), Дзигоро Кано придумал более удобную и эффективную систему определения мастерства владения искусством дзюдо – различие по цветам поясов, расцветок которых было 10.

5.1 Ранги и цвета поясов в дзюдо:

Первая ступень – достоинство и невинность, ученик, чистый лист бумаги, готовый к открытиям, награждается белым поясом и получает 6й кю.

Вторая ступень – пояс жёлтого цвета, 5й кю мастерства.

Третья ступень – оранжевый пояс, 4й кю.

Четвертая ступень – зелёный пояс, 3й кю.

Пятая ступень – синий пояс, 2й кю.

Шестая ступень – коричневый пояс, 1й кю.

Седьмая ступень – чёрный пояс, 1-5й даны. С чёрным поясом ученик становится мастером. Но в дзюдо с чёрного пояса только начинается его путь в качестве мастера, и ему предстоит познать еще много вершин.

Восьмая ступень – красно-белый пояс, 6-8й даны. Красный и белый традиционные цвета Японии. Они обозначают Инь и Янь, гармонию двух противоположностей.

Девятая ступень – красный пояс, 9-10й даны.

Десятая ступень – считается, что дзюдоист, достигший наивысшей ступени мастерства, завершает полный круг философии дзюдо и вновь начинает познание себя с чистого листа, соответственно возвращается к белому поясу. Но, история не знает имён таких мастеров, кроме самого учителя и основоположника дзюдо Дзигоро Кано, который в конце своего жизненного  пути повязал на своё кимоно пояс белого цвета.

Одна из теорий происхождения градации расцветок поясов говорит о том, что постепенно с тренировками белый пояс темнеет от пота (становится жёлтым, а потом оранжевым), после — становится зелёным от тренировок на природе, впитывая цвет травы и листьев, затем синеет, после многочисленных тренировок и спаррингов пояс окрашивается в цвет грязи, пота и крови, пока не становится полностью чёрным. А уже потом, по прошествии десятилетий, стирается полностью поверхность пояса, и вновь становится белой, когда хозяин оби (пояса) достигает конечного этапа просвещения и познаёт философию дзюдо от макушки до кончиков пальцев.

В отличии от кимоно, пояс стирать не принято! Постепенное загрязнение пояса отображает труд души и тела, проделанные на тренировках.

Пояс для дзюдоиста – катана самурая.

Фактически, тренировки ученика дзюдоиста начинаются с умения правильно завязывать свой пояс. Существуют несколько вариантов завязки, каждый спортсмен выбирает свою любимую. Но все варианты завязки пояса объединяют определенные каноны:

  • узел пояса обязательно должен быть плоским;
  • концы пояса должны симметрично расходиться от узла;
  • концы пояса должны быть одинаковой длины (около 20 сантиметров). Сила и дух воина должны быть едины и неделимы, именно это отображает равенство концов пояса.

Заключение

Я занимаюсь дзюдо с весны 2016 г. За эти 2 года я сдал на желтый пояс, принял участие в 4 соревнованиях, в каждом из которых мне удалось подняться на пьедестал. Посетил совместную тренировку  со сборной России по дзюдо. Поучаствовал в учебно-тренировочных сборах в Анапе. И планирую этой весной посетить сбор во Франции.

Для меня дзюдо — это преодоление себя, испытание своих сил и возможностей, а также уважительное отношение к учителям, старшим и своему сопернику.

Дзюдо до настоящего времени хранит вековые традиции и остается наследником самурайского кодекса чести, воспитывает не только физическую силу, но и ум, благородство. Дзюдо является искусством самосовершенствования. Борец, и опытный, и начинающий, должен быть мужественным, настойчивым, скромным и уважительным к другим людям. Дзигоро Кано, рассматривал свое искусство как средство формирования гармонично развитой личности. Он считал, что дзюдо – не столько защита без оружия, сколько философия повседневной жизни.

Список использованной литературы

  1. Горбылёв А. М. Очерк истории дзюдо. Начало пути
  2. Кано Дзигоро. Общие сведения о дзюдо и его ценности в деле воспитания
  3. Сугавара Садамото. Новый учебник по дзюдо, объясняющий сокровенные секреты.
  4. http://ru.wikipedia.org/wiki/Дзюдо Информация из Википедии
  5. http://www.judo.ru/ Сайт дзюдо

Приложение № 1-5

Презентация к проекту: Философия ДЗЮДО

pedagogika-smi.net

Философия дзюдо — «Пересвет»

Датой появления дзюдо считается 1882 год, когда 21-летний японец основал школу «Кодокан» в токийском буддийском храме Эйсёдзт. Имя его — Дзигоро Кано. С того дня каждая школа Дзюдо хранит традиции школы Кодокан дзюдо и является наследником самурайского кодекса чести.

Все ученики школы Кодокан дзюдо, основанной Дзигоро Кано, давали клятву.

Они обещали не отказываться от занятий без серьезных на то причин, своим поведением в зале и повседневной жизни никогда не ронять достоинства «додзе» (зала для борьбы дзюдо) и не давать уроков дзюдо самостоятельно, без разрешения на то учителя.

Человек, выбравший в качестве пути своего совершенствование дзюдо, учится даже в противнике видеть не врага, а партнера. Нет «мелочей», малых настолько, чтобы оправдать в глазах дзюдоиста пренебрежение к другому человеку. В частности, уважение к другому сказывается не только в ритуальных поклонах, обрамляющих поединок, но и в том, что дзюдоисты принимают душ не только после спарринга, но и до него.

Кимоно, татами, тело и помыслы дзюдоиста должны быть чистыми – нет «мелочей», в которых можно было бы проявить небрежность: уважение к «Пути мягкости» проявляется во всем и ко всем (мысль достойная повторения).

Подобный подход развивает ответственность за свои поступки и доброжелательность: ответственный человек постепенно перестает винить в своих ошибках других, и из раба обид становится властелином своей судьбы.

Дзюдо воспитывает не только физическую силу, но и ум, благородство. Дзюдо является искусством самосовершенствования. Борец, и опытный, и начинающий, должен быть мужественным, настойчивым, скромным и уважительным к другим людям.

Основатель борьбы, Дзигоро Кано, рассматривал свое искусство как средство формирования гармонично развитой личности. Он считал, что дзюдо – не столько защита без оружия, сколько философия повседневной жизни.

Кодекс чести дзюдоиста включает в себя такие качества, как: 

  • вежливость,
  • смелость,
  • искренность,
  • честность,
  • скромность,
  • самоконтроль,
  • верность в дружбе,
  • уважение к окружающим.

При поступлении в школу ученик дает клятву:

«Я не брошу учебы без уважительной причины.

Я не опозорю дзюдо и свою школу.

Без разрешения учителя я никому не открою секретов, которым меня научили.

Как ученик я буду следовать законам дзюдо и моей школы и буду соблюдать их, если стану учителем».

В лекциях Дзигоро Кано выделял также 5 принципов поведения дзюдоиста в повседневной жизни:

  • владей инициативой в любом начинании;
  • внимательно наблюдай за собой и обстоятельствами повседневной жизни, внимательно наблюдай за другими людьми, внимательно наблюдай за всем окружающим;
  • осмысливай полностью, действуй решительно;
  • знай меру;
  • держись середины между радостью и подавленностью, самоистязанием и ленью, безрассудной бравадой и жалкой трусостью.

voliakirsanov.ru

Философия Дзюдо

Многие сторонники Кодокан Дзюдо считали само собой разумеющимся, что практикуемая ими система превосходит любую другую в сфере рукопашной тактической борьбы. Но сам же Кано уверяет нас в том, что Кодокан Дзюдо по всем статьям превосходит любые когда-либо созданные в Японии воинские искусства и принципы (пути). Лучше всего это видно в самом выборе со стороны Кано названия для своей дисциплины — Ниппон Дэн Кодокан Дзюдо, что означает «лучшее будо Японии». Это громогласное и горделивое заявление появляется на всех квалификационных удостоверениях. Это мнение нельзя, разумеется, считать справедливым,
но оно говорит о том доверии, которое испытывал Кано к своему любимому Кодокан Дзюдо.
Дав ясное определения принципа дзю, категорически отрицая при этом, что податливость или уступчивость является единственным образом действий в созданной им системе, Кано дальше утверждает: «Если, таким образом, принип уступки не может вобрать в себя все способы, используемые в состязаниях, то существует ли вообще принцип, способный в действительности это сделать? Да, он существует, и это принцип максимально эффективного использования ума и тела». В своих теоретических изысканиях по дзюдзюцу Кано отыскал выражение «син-син тикара-о мото-но юко-ни си-о суру». Здесь подчеркивается важность бережливого использования энергии, как духовной, так и физической. Сам Кано толкует его следующим образом: «Какова бы ни была цель, лучшим путем ее достижения является умелое использование направленной на эту цель или задачу энергии». Это утверждение Кано выразил в 1923 году в виде формулы «сэйрёку дзэнъё», иначе принципа «наилучшего использования энергии». На этом принципе покоится идеал Кодокан Дзюдо. 
В данном принципе энергия для Кано предстает как живительная сила, а не просто как телесная мощь. Через занятия дзюдо учатся тому, как следовать самому принципу. Но Кано имел в виду более высокие ценности, когда призывал всех сторонников Кодокан Дзюдо следовать пирнципу. Занятия Кодокан Дзюдо ради развития физически крепкого тела (рэнтай-хо) либо ради развития борцовских навыков (сёбу-хо) Кано определяет как кёги дзюдо, т.е. дзюдо в «узком смысле», поскольку здесь упор делается на технику. Кёги дзюдо должно уступить место коги дзюдо, иначе дзюдо в «широком смысле», где сюсин-хо, иначе «моральное воспитание», т.е. привитие нравственных норм, ведет к самосовершенствованию. Поэтому физическое самосовершенствование не достаточно само по себе, ибо, каким бы сильным ни становился человек, занимающийся дзюдо, какого бы мастерства он не достиг, «если он не будет полезен обществу», — говорит Кано, — «его жизнь напрасна». Рэнтай-хо, сёбу-хо и сюсин-хо образуют три элемента, которые составляют «принцип трех культур»; принцип, делающий Кодокан Дзюдо формой физического воспитания.
Кано хотел, чтобы занятия дзюдо проводились не только в додзё, но и за их пределами и его физические стороны стали средоточием человеческих усилий, направленных на развитие и совершенствование личности. Если прежставители кёги дзюдо и могут обрести техническую зрелость, то лишь посредством коги дзюдо они могут стать социально зрелыми людьми. Подобный взгляд Кано вынес из конфуцианской заповеди о том, что следует «расширить сферу своей деятельности, включая сюда других людей и иные роды деятельности». Таким образом, получает развитие общепризнанная цель классического будо, которая в некоторых рю носит довольно неопределенный характер, за исключением того случая, когда речь заходит о путях достижения личного совершенства. Кано так определяет Кодокан Дзюдо в рамках принципа сэйрёку дзэнъё: «Дзюдо — не метод, дающий возможность наилучшим образом распорядиться духовной и физической энергией в целях исключительно нападения или защиты, скорее, это метод, посредством которого данный принцип [сэйрёку дзэнъё] можно усвоить и применить ко всем сферам человеческой жизни». Следуя этому направлению мысли, Кано развил свой второй великий принцип, названный им дзи-та кёэй, иначе принцип «взаимного процветания».
На принципе взаимного процветания зиждились надежды Кано на международную социальную гармонию. Основные элементы концепции дзи-та кёэй покоятся на принципах рю классических будо и будзюцу. Примером здесь могут послужить идеи школы Ягю Синкагэ-рю (линия Эдо), прповедующей фехтование на мечах типа кэндзюцу. Кэнси из Эдо Ягю Синкагэ-рю рассматривают свои занятия кэндзюцу как занятия коги кэндзюцу, а более обще относят свою дисциплину к сэйхо либо хэйхо. Они идут к самосовершенствованию через занятия согласно предписанной технике владения мечом, но такое устремление всегда предстает лишь как средство для достижения более высокой конечной цели. В учении Эдо Ягю Синкагэ-рю сэйхо почитается целью для тех, кто стремится свершать «добрые деяния» для японского общества. Но упор со стороны Кано на благие дела во имя общества надо понимать более широко, здесь подразумевается благо всего международного сообщества. Кано надеялся, что последователи Кодокан Дзюдо, где бы они ни были, благодаря своей общей заинтересованности в занятиях и обучении научатся применять принцип сэйрёку дзэнъё и поймут, что такое возможно лишь при взаимном сотрудничестве. А это осознание в свою очередь поднимет их, по словам Кано, на такую высокую ступень, где преодолены различия между собой и другими, и они уже способны будут применять сам принцип в своей повседневной деятельности и тем самым влиять на окружающих таким образом, что те будут строить свою жизнь по их примеру, обращая ее на пользу всему человечеству.

www.smerch.org

Дзюдо: «мягкий путь» к совершенству — Техника дзю-до — Дзю-до — Каталог статей

Дзюдо: «мягкий путь» к совершенству

 

Дзюдо.

В эпоху реставрации Мейдзи японские политики, стремясь приобщиться к западной культуре, не вняли зову предков, объявив великие традиционные боевые искусства пережитком дикого прошлого Страны Восходящего Солнца. Японцы постепенно забывали и наследии великой философии самурайского боя, а опытные сэнсеи джиу-джитсу уже не пользовались былым почетом и уважением. Возможно, до нас бы не дошли в исконном виде секреты и техники японской будо-самообороны, если бы в 1860 году в городке Микаго близ Токио не появился на свет человек, которому предстояло стать основателем классической школы дзюдо Кодокан. Кано Дзигоро по сей день остается единственным в истории обладателем высшего 12 дана дзюдо.

                             

Захват в Дзюдо

В юношестве Кано Дзигоро изучал боевое искусство джиу-джитсу, поэтому приемы именно этого боя послужили основой для разработки философии и системы упражнений дзюдо.

Название единоборства «дзюдо» состоит из двух иероглифов: «дзю» – гибкость, мягкость, «до» – путь. Соответственно, классическая школа Кодокан  – это «дом изучения пути». Кодокан впервые открыл свои двери для учеников в 1882 году и располагался в буддистском храме Токио Эйсёдзи. Тогда площадь зала для тренировок составляла всего 22 квадратных метра, а уже в 1907 году дзюдо появилось в расписании средних школ Японии в качестве обязательного предмета. Философия  «мягкого пути» быстро завоевала признание не только в Японии, но нашла тысячи приверженцев по всему миру. Так, в 1951 году была создана Международная Федерация дзюдо, а в 1964 году в Токио боевое искусство дзюдо было впервые включено в программу Олимпийских Игр. Среди последователей Кано Дзигоро такие известные люди, как Рабиндранат Тагор, Теодор Рузвельт, Гай Ричи и Владимир Путин. Что же находят эти успешные мужи в философии японского боя дзюдо?

 

 

Дзюдо — зрелищный бросок на татами

Цель дзюдо, которую ставил перед своими учениками ещё профессор Кано Дзигоро – добиться физического совершенства параллельно с абсолютной духовной гармонией и непрекращающимся интеллектуальным развитием. «Карьерный» рост непременно приводит увлеченных дзюдоистов от роли ученика к роли учителя. Причем в процессе этого превращения они учатся помогать партнеру и контролировать свои эмоции, ищут творческие подходы в комбинациях базовых техник и тренируют память. Философия дзюдо учит отвечать за собственные решения, смело идти вперед, не сдаваться при поражениях и не заноситься при победах.

Что касается физических аспектов борьбы, их Кано Дзигоро позаимствовал из традиционных японских боевых тактик будо. Главная цель дзюдо – использовать силу противника, чтобы сломить его, сохранить собственное равновесие, лишив его противника и не прекращать бой даже в критической ситуации.

Боевые схватки дзюдо проводятся на традиционной циновке – татами, а дзюдоисты сражаются босиком в специальной одежде белого или синего цвета – дзюдоги.


Арсенал боевых приемов «мягкого пути»

 

Бросок противника в дзюдо

Итак, словно Земля в древних мифах лежала на трех китах, искусство боевой философии дзюдо основано на трех началах:

1. Ката («форма») – это последовательность упражнений, которые дзюдоисты выполняют в парах, помогая партнеру добиться идеального ката-исполнения.

2. Рандори («свободный захват») – это тренировочное сражение, правила которого задает учитель, а целью является доведение до совершенства определенных технических приемов.

3. Сиай («соревнования») – это уже настоящий бой, где никто не подскажет оптимальный путь к победе, и применяются все ранее изученные приемы дзюдо.

 

 

Искусство самообороны Дзюдо

Кроме этих трех этапов постижения боевого искусства, в классической школе Кодокан обязательно проходят курс кихоп (он включает изучение основных стоек сисэй, секретов страховки укэми, грамотных перемещений по татами синтай и тайсабаки, а также тактическхе захватов кумиката) и каппо (способы реанимации пострадавшего партнера или соперника).

На тренировках рандори или конкурсных боях сиай в начале боя соперники находятся в вертикальном положении, которое называется тати вадза. В ходе боя схватка может переместиться на «нижние ярусы» – когда соперники дзюдо окажутся «в партере» или на полу – и начнется фаза нэ вадза.

Выполнение каждого последующего приема в дзюдо требует обязательного прохождения трех этапов. Первоначально необходимо вывести противника из положения равновесия (кудзуси), затем войти в оптимальную позу для броска (цукури), и только потом перейти к непосредственному выполнению приема (какэ).

 

 

Тренировочное сражение Дзюдо

Весь арсенал дзюдо, по большей части перекликающийся с приемами джиу-джитсу, делится на три категории:

1. Нагэ вадза – это техника приемов, свойственная преимущественно фазе тати вадза; она включает 67 различных бросков соперника в процессе схватки.

2. Катамэ вадза – это совокупность приемов, которые идут в ход в горизонтальном положении бойцов дзюдо – нэ вадза. В эту группу входят разнообразные приемы удержания, болевого воздействия и удушения.

3. Атэми вазда – это арсенал смертоносных приемов дзюдо. В силу своей опасности, применение атэми вазда или ударов по уязвимым точкам тела допускается только на тренировках ката.

За выполнением слаженной физической программы дзюдо стоит великая цель боевого искусства самураев – привести тело и дух в состояние абсолютной гармонии, понять смысл жизни путем саморазвития и максимально приблизится к древним тайнам будо, которые чуть было не канули в Лету, но были бережно сохранены великим мастером дзюдо Кано Дзигоро.

uren-budo.ucoz.ru

О дзюдо | СПАРТА: Спортивный клуб дзюдо в Днепропетровске

Дзюдо́ (яп. 柔道  дословно — «Мягкий путь»; также часто используется название «Гибкий путь») — японское боевое искусство, философия и спортивное единоборство без оружия, созданное в конце XIX века на основе джиу-джитсу японским мастером боевых искусств Дзигоро Кано (1860 — 1938), который также сформулировал основные правила и принципы тренировок и проведения состязаний.

Датой рождения дзюдо считается день основания Кано первой школы дзюдо Кодокан в 1882 году.

В отличие от бокса, карате и других ударных стилей единоборств, основой дзюдо являются броски, болевые приёмы, удержания и удушения, как в стойке, так и в партере. От других видов борьбы (греко-римская борьба, вольная борьба) дзюдо отличается меньшим применением физической силы при выполнении приёмов и большим разнообразием разрешённых технических действий.

Обладая значительной философской составляющей, дзюдо базируется на двух главных принципах: взаимная помощь и понимание для достижения большего прогресса, а также наилучшее использование тела и духа. Перед занимающимися дзюдо традиционно ставятся цели физического воспитания, подготовки к рукопашному бою и совершенствования сознания, что требует дисциплины, настойчивости, самоконтроля, соблюдения этикета, понимания соотношения между успехом и необходимыми для его достижения усилиями.

Ранняя история дзюдо неотделима от истории жизни его создателя — Дзигоро Кано, выдающегося японского общественного деятеля и педагога, чья деятельность была отмечена орденом Восходящего солнца. Дзигоро Кано с детства интересовался джиу-джитсу, в юности изучал стили  джиу-джитсу школ Тэндзин Синъё Рю и Кито Рю. На их основе он разработал новую систему борьбы, которой дал название Кодокан дзюдо.

Кано не стал включать в список разрешённых к применению на соревнованиях по дзюдо ряд наиболее опасных приёмов из дзюдзюцу, чтобы сделать соревнования более безопасными для участников. При этом более травмоопасные приёмы продолжают изучаться в форме ката.

Первый зал школы дзюдо Кодокан имел площадь всего 12 татами (около 22 м²), но, благодаря организаторским талантам Дзигоро Кано, дзюдо довольно быстро стало широко известным.

По состоянию на июнь 2010 года в состав IJF входит 198 национальных федераций дзюдо. Всего в мире дзюдо занимается около 28 миллионов человек, 8 миллионов из них — в Японии и около 200 тысяч — в России.

Дзигоро Кано в своих выступлениях указывал, что дзюдо в качестве метода совершенствования сознания включает различные аспекты. В частности, развитие нравственности занимающихся дзюдо обеспечивается в силу самой специфики занятий дзюдо. Оно достигается, в том числе, за счёт постепенной смены роли занимающегося дзюдо с ученика на учителя в процессе изучения приёмов в парах занимающихся с разным уровнем подготовки, что приводит к необходимости помогать друг другу.

Также Кано отмечал, что занятия дзюдо требуют самоконтроля, что позитивно сказывается на личности ученика. А тренировка памяти (за счёт необходимости изучать сложные приёмы), наблюдательности (благодаря практике рандори) и развития воображения и творческого подхода (при освоении вариативных техник), умение выражать свои мысли (например, при описании приёмов), благодаря занятиям дзюдо развиваются в комплексе.

В своём докладе «Общие сведения о дзюдо и его ценности в деле воспитания» для Общества образования Великой Японии, сделанном 11 мая 1889 года, Дзигоро Кано сказал:

 Я считаю, что тот, кто будет изучать дзюдо у хорошего учителя, тот будет ценить свою родину, любить её дела и вещи, возвышать свой дух и сможет воспитать в себе мужественный, деятельный характер.

Для занимающихся дзюдо Кано выработал ряд наставлений:
  • Умей соотносить свои возможности с возможностями противника.
  • Завладевай инициативой.
  • Обдумывай тщательно, а действуй решительно.
  • Знай, где нужно остановиться.
  • Одержав победу не заносись; потерпев поражение, не сгибайся, благоденствуя, не теряй бдительности; попав в опасное положение, не пугайся и иди вперёд избранным путём.
 

Эти наставления применимы как к тренировкам по дзюдо, так и к повседневной жизни.

Начиная со времени создания дзюдо, Дзигоро Кано пропагандировал его как полезный для укрепления здоровья спорт.

Спортивное дзюдо получило широкое распространение, по нему проводятся национальные, континентальные и мировые чемпионаты, а также кубковые турниры («Большой шлем», «Суперкубок мира», «Клубный кубок Европы» и другие). Также проводятся чемпионаты среди юниоров и ветеранов.

Дзюдо является олимпийским и паралимпийским видом спорта. Развитием спортивного дзюдо в мире занимается Международная федерация дзюдо (International Judo Federation, IJF).

Ежегодно IJF публикует всемирный рейтинг дзюдоистов, вычисляемый на основании результатов, показанных дзюдоистами в континентальных и мировых чемпионатах, а также международных кубковых соревнованиях.

Дзюдо — это тайна. Отвага льва, стремительность лани, ловкость змеи. Познав секреты этого вида единоборств, человек преображается. И может достичь необыкновенных успехов. Не только в спорте, но и в жизни.

Однажды Кано сидел в вишневом саду и наблюдал, как падает снег на ветки сакуры. И тут его осенило: «Поддаться, чтобы победить!». Почему он так воскликнул? Да потому что увидел, как толстые ветки под напором снега ломались, а тонкие — наклонялись, снег с них скатывался, и веточки продолжали «жить». И тогда Кано начал развивать этот принцип гибкости, несопротивления силы силе. Он любил говорить: «Мягкость одолеет силу и зло!».

Философия дзюдо создана именно для воспитания. По сравнению с другими единоборствами дзюдо не развивает в ребенке жестокость и агрессию… Но некоторые все-таки опасаются, что, освоив приемы, он начнет применять их на улице не по назначению. При этом забывают, что, пока он научится бороться до такой степени, чтобы быть выше всех в уличной драке, пройдет год-полтора, а то и больше в зависимости от возраста.  За это время успеет поменяться его психология, он многое успеет понять. Зигаро Кано говорил своим ученикам: «Предотвращенная схватка — это есть выигранная схватка!». По этому поводу есть еще одна притча. Как-то шел Кано домой по мосту, и на него напали двое бандитов: «Отдавай все, что у тебя есть!». Кано снял кимоно, они увидели, что оно старенькое, и вернули, не понравилось. Спрашивают: «А в сумке у тебя что?». Кано достает три пирожка и говорит: «Этот тебе, этот ему, а этот мне!» — и разошлись они с миром. А ведь Зигаро Кано был таким мастером, что запросто мог обоих с моста одним движением скинуть. Так что это еще раз показывает, что предотвращенная схватка — это есть уже выигранная схватка. В этом вся философия дзюдо.

Вначале внимание будет в основном уделяться общему физическому развитию — гибкости, ловкости и т.д. Поэтому обязательны занятия акробатикой, обучение страховки от ушибов. Это пригодится не только на ковре, но и в обычной жизни. Ведь если простой человек упадет на вытянутую руку, то скорее всего ее сломает. Дзюдоисту же ничего не будет: упал, сгруппировался, перекатился и все нормально.

 

Дзюдо по травматизму стоит на пятнадцатом месте среди всех видов спорта (на первых — игровые виды).

 

Кодекс дзюдоиста

Дзюдо хранит вековые традиции и остается наследником самурайского кодекса чести.

Дзюдо воспитывает не только физическую силу, но и ум, благородство. Дзюдо является искусством самосовершенствования. Борец, и опытный, и начинающий, должен быть мужественным, настойчивым, скромным и уважительным к другим людям.

Основатель борьбы, Дзигоро Кано, рассматривал свое искусство как средство формирования гармонично развитой личности. Он считал, что дзюдо – не столько защита без оружия, сколько философия повседневной жизни.

 

Кодекс чести дзюдоиста включает в себя такие качества, как:

» вежливость,

» смелость,

» искренность,

» честность.

 

Афоризмы Кано

» Обдумывай тщательно, а действуй решительно.

» Какова бы ни была цель— будь то нанесение удара в определенное место или проведение броска определенным способом, всегда должен существовать единый всеобъемлющий принцип, управляющий всей сферой. И этот принцип — оптимальное, наиболее эффективное использование духовной и физической энергии, направленное на достижение конкретной цели.

» Если ты упал семь раз, встань восемь.

» Не важно, будешь ли ты лучше кого-то. Важно, будешь ли ты лучше, чем вчера.

judo-sparta.com.ua

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *