Охотники и собиратели: Охотники и собиратели - это... Что такое Охотники и собиратели?

Содержание

Охотники и собиратели — это… Что такое Охотники и собиратели?

Бушмен, изготовляющий ядовитые стрелы

Термином охотники и собиратели обозначают определённый уровень развития человеческих обществ. Общество охотников и собирателей характеризуется присваивающей экономикой (присваивающее хозяйство) и высокой горизонтальной мобильностью. При этом экологическая ниша воспроизводства людей существенно не расширяется, так как отсутствуют эффективные искусственные средства её расширения. Для таких обществ характерны очень небольшая плотность населения (как правило, заметно меньше 1 человека на кв. км.), небольшие размеры общин (как правило, 20-30 человек), незначительная социальная дифференциация. Впрочем, по последнему показателю охотничье-собирательские общества демонстрируют между собой значительные отличия. Так для австралийских аборигенов было характерно ярко выраженное неравенство мужчин и женщин, а также старших и младших мужчин[источник не указан 1304 дня].

Такие охотничье-собирательские общества называют «неэгалитарными». С другой стороны, для охотников-собирателей Африки (пигмеев, бушменов, хадза) характерно достаточно определённое равенство всех членов общин. Такие охотничье-собирательские общества называют «эгалитарными».

Большинство этнографически описанных охотничье-собирательских обществ были бродячими экстенсивными охотниками-собирателями. Заметные отличия от них демонстрируют интенсивные специализированные охотники-собиратели (классическим примером здесь служат индейцы Северо-Западного Побережья), которые могут характеризоваться оседлостью, относительной высокой плотностью населения (более 1 чел. на кв.км.), значительными размерами общин (порядка нескольких сот человек), выраженным социально-экономическим неравенством, относительно развитым политическим лидерством. Такие общества возникали только в местах с особо богатыми природными ресурсами и всё равно имели выраженные пределы для своего развития, так как не обладали эффективными средствами расширения своей экологической ниши.

Ситуация кардинально меняется после так называемой неолитической революции, после того, как в распоряжении людей оказываются эффективные искусственные средства расширения их экологической ниши.

Ссылки

  • Экономика первобытного общества
  • Гринин Л. Е. Производительные силы и исторический процесс. 3-е изд. М.: КомКнига, 2006. [1]
  • Кабо В. Р. Первобытная доземледельческая община. — М.: Наука, 1986.
  • Коротаев, А. В., Малков А. С., Халтурина Д. А. Законы истории. Математическое моделирование развития Мир-Системы. Демография, экономика, культура. 2-е изд. М.: УРСС, 2007.
  • Коротаев, А. В., Малков А. С., Халтурина Д. А. Законы истории. Вековые циклы и тысячелетние тренды. Демография, экономика, войны. 2-е изд. М.: УРСС, 2007.

См. также

Охотники и собиратели. Путешествие в древний мир [Иллюстрированная энциклопедия для детей]

Охотники и собиратели

Способы охоты. Собирательство. Изготовление одежды

Время шло, охотники становились более искусными и применяли все более эффективное оружие. Иногда им удавалось столкнуть крупную добычу с крутого утеса, или заманить в болото. Когда у людей возникла речь, они смогли подробно обсуждать планы совместной охоты, что делало ее более эффективной.

Эпоха палеолита, или древнекаменный век, охватывает период от начала использования простейших орудий (приблизительно 2,5 млн. лет назад) до неолита, или новокаменного века, когда люди стали заниматься земледелием (12.000 лет назад).

На вооружении охотников были копья, луки и стрелы, ножи, а для рыбной ловли они мастерили рыболовные крючки. Люди изучали окрестности, чтобы понять, где могут собираться стада или где может скрываться добыча. Знание окружающей среды экономило много времени и сил и облегчало жизнь.

Большинство охотников и собирателей жили небольшими группами, состоящими из двух-трех семей, которые могли легко прокормиться крупной добычей, например мамонтом или зубром. Вероятно, в каждой группе был вождь, который принимал решения и строил планы.

Около 20.000 лет назад на Земле длился ледниковый период. В северных краях тогда водились огромные шерстистые мамонты. Для охотников они служили желанной добычей.

Охотники вооружались деревянными копьями с острыми каменными наконечниками. При метании использовались деревянные или костяные приспособления, копьеметы, позволявшие охотнику бросить копье с большей силой. Рыбаки ловили в озере рыбу сетью, а женщины собирали орехи и фрукты.

Собирательство

Охота была очень важна, но существенной частью рациона являлась растительная пища. Люди находили определенные виды орехов, фруктов и съедобных трав. Они открыли, что пчелы собирают мед, а с ним пища становилась слаще. Люди раскапывали землю, чтобы отыскать корни и клубни растений. Благодаря растительной пище можно было пережить тяжелые времена, когда охота складывалась неудачно. Однако самым существенным продуктом питания оставалось мясо.

Изготовление одежды

Из шкур зверей можно было сделать одежду. Сначала шкуру выделывали, чтобы она не растрескалась. Для этого ее растягивали на земле и выскребали, удаляя жир. Потом разглаживали костяными инструментами, чтобы она стала мягкой. Когда выделка завершалась, из шкуры каменным ножом вырезали куски нужной формы. По краям проделывали отверстия, чтобы куски можно было соединить друг с другом, и сшивали костяной иглой, в качестве ниток используя сухожилия животных.

Под вечер вся группа собиралась на месте стоянки. Убежища делали из звериных шкур, натянутых на деревянные каркасы. Охотники на мамонтов строили жилища конической формы из костей этих животных. Также строили и шалаши из переплетенных между собой веток, образующих сплошной шатер, внутри которого был каркас из толстых палок. Поверх веток могли накладывать звериные шкуры.

Временные жилища часто расставляли по кругу, чтобы лучше защититься от диких зверей и непогоды. Костер отпугивал зверей.

Прогресс отнял у охотников и собирателей 10 часов отдыха в неделю — Наука

Считается, что переход от охоты и собирательства к земледелию позволил человеку использовать свое время более эффективно. Но при этом земледельцы должны были тратить больше часов в день на поддержание хозяйства. Проверить эту теорию очень сложно, потому что современные охотники и собиратели и фермеры живут в несопоставимых условиях. Исследователи из Великобритании и Швейцарии нашли удобную модель для подсчетов — племя аэта с севера Филиппин, в которое входит несколько общин на разной стадии перехода к земледелию. Наблюдая за ними в течение двух лет, ученые подтвердили: из-за сельского хозяйства у людей остается все меньше времени на отдых. При этом сильнее всего страдают женщины: помимо обязанностей по дому им приходится помогать мужчинам в поле, в результате чего их свободное время уменьшается вдвое.

Племя аэта живет на севере Филиппинских островов в небольших стоянках. Каждую из них населяет группа из нескольких десятков человек, не всегда кровных родственников. Население таких стоянок непостоянно — люди могут мигрировать из одной общины в другую.

Аэта находятся на стадии перехода от охоты и собирательства к земледелию. Большинство из них занимаются и тем и другим, но в разных соотношениях — в зависимости от стоянки. Поэтому ученые из Великобритании и Швейцарии выбрали их в качестве модельного объекта для своего исследования, в котором хотели проследить, как переход к земледелию влияет на временные затраты людей и распределение обязанностей в общине.

Исследователи наблюдали за жизнью аэта в течение 2013 и 2014 годов. Каждый день они заходили в лагерь по четыре раза с интервалом в три часа (захватывая светлое время суток) и записывали, чем заняты взрослые жители лагеря: охотой и собирательством, земледелием, работой по дому, уходом за детьми или отдыхом. Затем они подсчитали, на какой «стадии» перехода к сельскому хозяйству находится каждый лагерь, то есть какой процент времени занимает земледелие и насколько этот процент связан с распределением времени у его обитателей.

Оказалось, что разные общины делили свое время по-разному: сельскохозяйственные заботы занимали у них от 0 до 80% рабочего времени. При этом и работать приходилось больше: «стопроцентные» охотники и собиратели в среднем трудились лишь около 20% светового дня, а «без пяти минут земледельцы», посвящавшие 80% рабочего времени сельскому хозяйству, — больше 30%. В то же время земледелие сократило и количество времени на отдых: у «настоящих» охотников и собирателей отдых занимал до 40% светового дня, у земледельцев — меньше 30%.

Читайте также: Микробы из глубинки. Стоит ли нам трансплантировать себе фекалии дикарей, чтобы вернуть былое здоровье

Правда, основной вклад в этот эффект внесли женщины. У мужчин при переходе к земледелию свободное время сократилось чуть меньше, чем на 10 часов в неделю в среднем: примерно с 40 до 30 часов; у женщин же — до 20 часов, почти в два раза. Дело в том, что помимо домашних обязанностей и ухода за детьми, которые никто не отменял, им пришлось еще и выходить в поле вместе с мужчинами. Правда, причины такой несправедливости до сих пор неясны. Может быть, дело в том, что мужчинам не хватало времени на новую энергозатратную активность.

Возможно, свою роль сыграло и то, что женщинам земледелие дается проще, чем охота.

Так или иначе, теперь ученые подтвердили, что переход к сельскому хозяйству заставил людей тратить больше времени и сил. Вместе с тем исследователи предостерегают читателей и коллег от того, чтобы напрямую переносить их выводы на историю развития земледелия. Возможно, десять тысяч лет назад события развивались как-то по-другому.

Тем не менее для современных аэта это нелегкая ноша. В предыдущих работах ученые подсчитали, что переход к оседлому образу жизни и сельскому хозяйству связан с ростом детской смертности в племени и ухудшению здоровья. А длительный отдых, по их мнению, напротив, способствует культурному обмену и совершенствованию навыков охоты. В связи с этим соавтор исследования Абигайль Пейдж задается вопросом: «Почему вообще люди согласились на переход к сельскому хозяйству?»

Настольная игра Каркассон. Охотники и собиратели (Carcassonne: Hunters and Gatherers)

Каркассон.

Охотники и собиратели

«Каркассон: Охотники и собиратели» – любимые механики и правила классического «Каркассона», адаптированные к дикой атмосфере первобытного мира. Теперь квадраты местности перестанут быть частью карты и начнут взаимодействовать с другими механиками, меняя ход игры с помощью, например, разнообразных ловушек и знаний шаманов. Ставьте тотемы своего племени, добывайте пищу, охотясь на первобытных животных и собирая плоды и коренья, приручите огонь, чтобы отпугивать хищников. Возглавьте племя, займите лучшие рыболовные и охотничьи угодья и будьте наготове – древний мир спешит испытать вас на прочность!

Об оригинале

«Каркассон» – замечательная настольная игра для 2-5 человек с удивительным геймплеем, за которым все игроки буквально выстраивают яркую и милую карту местности. Это одна из самых известных игр в мире, которую любят игроки всех возрастов. Игра обладает множеством наград и высокими оценками. В чём секрет успеха? «Каркассон» отличается оригинальной механикой на выставление тайлов, красочностью, простотой правил и глубиной игрового процесса, милым дизайном, тематикой строительства своего королевства, узнаваемыми подданными и многим другим. .. В этой серии игр вышло множество различных вариантов и дополнений. Сегодня мы познакомимся с «Охотниками и собирателями»!

Как играть?

В настольной игре «Каркассон. Охотники и собиратели» игроки по очереди составляют карту первобытной местности с помощью специальных плиток – тайлов. На каждой плитке могут быть расположены различные объекты: реки, озёра, леса, менгиры – и животные, которые там водятся. В «Охотниках и собирателях» встречаются красные олени, туры, мамонты и опасные хищники – саблезубые тигры, которые конкурируют за добычу с вашими охотниками. Каждый раз после того, как вы достраиваете карту, вы можете разместить на новом тайле своего соплеменника или хижину. Поставленный на реку соплеменник становится рыболовом, а если положить его плашмя в свободную низину с животными, то он превратится в охотника. Чтобы привести своё племя к процветанию и победить, вам придётся мыслить стратегически и занимать самые выгодные территории.

Кто победил?

Как всегда, побеждает игрок, набравший наибольшее количество очков к концу игры. Конец игры наступает в тот момент, когда на поле будет выставлен самый последний тайлик… Если вы ещё не знакомы с «Каркассоном», то, по сути, вам предстоит попытаться распорядиться вашими ресурсами так эффективно, как только это позволяет ситуация (для этого понадобится незаурядная внимательность и концентрация). Выбрать есть из чего – вы можете осваивать разные области, решать, захватывать их или нет, рискнуть и попробовать завершить объект или же брать количеством исследуемых земель, можно даже попытаться захватить чужие земли… Перед вами множество вариантов, завёрнутых в простую и увлекательную семейную игру.

«Каркассон. Охотники и собиратели» – самостоятельная игра и несовместима с дополнениями к другим версиям. Базовая версия «Каркассона» не требуется.

Где купить настольную игру Каркассон. Охотники и собиратели?

Вы можете купить настольную игру Каркассон. Охотники и собиратели в магазине настольных игр Wheelko, позвонив по телефону 8 (8332) 73-11-04 или оформив заказ на сайте wheelko. ru.

Предки европейцев — из Африки, Сибири и Ближнего Востока

Автор фото, PA

Подпись к фото,

Так могли выглядеть древние европейские охотники-собиратели

Современные европейцы сформировались в результате смешения трех популяций — охотников-собирателей из Африки, скотоводов с Ближнего Востока и древнего племени из Сибири, говорится в исследовании, опубликованном в журнале Nature.

Все три ветви современных европейцев перемешались около 7 тысяч лет тому назад.

Голубоглазые темнокожие охотники из Африки перемешались со светлокожими и кареглазыми скотоводами с Ближнего Востока. К ним также присоединилась малоизвестная популяция родом из Сибири.

По словам ученых, смешивание этих трех групп могло быть одной из причин такого разнообразия во внешности европейцев.

Ученые исследовали геном останков девяти доисторических европейцев.

Сельское хозяйство и, соответственно, фермеры, появились на Ближнем Востоке — в современных Сирии, Ираке и Израиле — 7500 лет назад.

Согласно всем археологическим и антропологическим исследованиям, сельское хозяйство распространилось в Европе по прибытии туда ближневосточных мигрантов, которые стали скрещиваться с местными охотниками-собирателями.

Геном охотника

Теории о происхождении европейцев до сих пор основывались на анализе ДНК современных жителей Европы. Однако развитие науки позволило изучить геном древних костей, а это, в свою очередь, привело к неожиданным открытиям.

Автор фото, PA

Подпись к фото,

Ученые научились извлекать образцы ДНК из древних костей

Геномная ДНК является частью генома, который содержит информацию о наследственности и передает такую информацию из поколения в поколение.

Профессор Дэвид Рейх из Гарвардского университета и его коллеги изучили геном семерых древних охотников-собирателей из Скандинавии, охотника-собирателя, чьи останки были найдены в пещере в Люксембурге, и раннего фермера из района теперешнего Штутгарта.

Охотники-собиратели прибыли в Европу за несколько тысяч лет до фермеров, и жили на ее южных окраинах во время ледникового периода, постепенно распространяя сферу своего обитания на север по мере отступления ледников.

Они были в близком родстве друг с другом, и их генетический профиль не коррелируется ни с одной из современных европейских популяций, так как они стали смешиваться позднее с прибывающими в Европу фермерами. Их гены, однако, по-прежнему присутствуют в европейцах, в особенности на северо-востоке континента.

Геном ранних фермеров резко отличался от генома охотников. Из современных популяций ближе всего к ранним фермерам с точки зрения генетики — жители Сардинии.

Темнокожие и голубоглазые

В том, что касается пигментации, пришельцы-фермеры были похожи на многих современных европейцев. У них была бледная кожа, темные волосы и карие глаза.

Охотники-собиратели выглядели гораздо более экзотично на современный взгляд – у них была темная кожа и голубые глаза.

Свою бледнокожесть современные европейцы унаследовали от своих ближневосточных предков.

Но, сравнив свои результаты с ДНК современных европейцев, исследователям стало ясно, что среди европейских предков была еще одна, третья группа людей.

Эта группа родственна индейцам Америки.

В 2013 году ученые опубликовали расшифрованный геном мальчика, умершего 24 тысячи лет тому назад близ озера Байкал. Его гены были похожи одновременно и на гены европейцев, и на гены индейцев.

В ДНК охотников-собирателей из Скандинавии, скончавшихся 8 тысяч лет назад, есть следы смешения с этим таинственным сибирским племенем, но в останках охотника из Люксембурга и фермера из Германии их нет.

Из этого следует, что таинственные сибиряки присоединились к созданию европейского генома уже после того, как фермеры поселились в Европе.

Hunters and Gatherers) Настольная игра Hobby World 1162

Легендарный «Каркассон» — одна из самых известных и любимых настольных игр во всём мире. Несмотря на то, что первое издание увидело свет ещё в 2000-м, «Каркассон» и по сей день продолжает набирать популярность и покорять сердца игроков всего мира.

За тысячу лет до того, как был построен великий город Каркассон, первобытные племена населяли эту землю. Эти люди охотились на диких зверей, собирали орехи и ягоды, ловили рыбу, чтобы добыть пропитание для своих родов. До наших дней дошли удивительные наскальные рисунки, которые, вместе с археологическими находками, доказывают существование наших далёких предков и помогают нам понять их образ жизни…

Главное отличие настольной игры «Каркассон Охотники и Собиратели», которое придётся многим по душе – это смена временной эпохи, что отлично сказывается на дизайне целой игры: яркие и сочные земли доисторических земель Каркассона призывают к освоению! В целом, игра несколько глубже и богаче, чем классический «Каркассон» без дополнений. Конечно же, поменялись объекты на карте и способы заработки очков, хотя бывалые игроки освоятся быстро – вместо дорог у нас есть реки с водоёмами, в которых водится рыба; вместо городов леса с золотыми жилами, а поля остались полями, да только на них полно дичи… на которую охотитесь не только вы, но и дикие животные…

Готовимся к игре

* По центру стола выкладываем стартовый квадрат;

* Остальные квадратики нужно перевернуть обратной стороной вверх, перемешать их и собрать в несколько стопок, которые располагаются на столе таким образом, чтобы всем игрокам было удобно брать квадраты;

* Шкала подсчета очков размешается на краешке стола;

* Каждому игроку нужно выбрать один цвет и забрать все 8 фишек этого цвета. Одна из них сразу ставится на шкалу подсчета очков (нулевое деление), а остальные выложите перед собой – это будет ваш резерв;

* Любым способом выбираем игрока, который будет ходить первым, и приступаем к игре.

Ход игры

Каждый ход состоит из следующих действий:

* Игрок берет один квадратик из стопки и прикладывает его к уже выложенным квадратам;

* Поставить свою фишку участник может только на тот квадрат, который он только что выложил;

* Если выложенные квадрат завершил рисунок монастыря, дороги или города, нужно провести подсчет очков.

Ход передается от игрока к игроку по часовой стрелке.

Как разыгрывается квадрат?

Игроку нужно вытянуть один квадратик из закрытой стопки. Далее он показывает его соперникам, которые могут подсказать, куда лучше поместить этот квадратик на уже сложившейся карте, однако их советы для вас не обязательны. Выбирайте место и присоединяйте квадрат к остальным, ранее выложенным на столе, соблюдая такие условия:

* Новый квадратик должен соприкасаться с другим квадратом, лежащим на столе, хотя бы одной стороной;

* Очередной квадрат должен продолжать рисунок тех квадратиков, с которыми он соприкасается, то есть, дорога должна перейти в дорогу, поля продолжиться полями и т. д. Иными словами, мы должны получить цельную географическую карту.

Если не удается с учетом правил подобрать подходящее место под вытянутый квадрат, оставьте его и возьмите другой. При этом не стоит забывать о возможности спросить совета у других участников игры, ведь вы можете просто не заметить удобное местечко под квадратик.

Как выставлять фишки?

По желанию вы можете выставить одну из своих фишек на только что выложенный квадратик, следуя таким правилам:

* За один ход можно выставить не более одной фишки;

* Эта фишка берется только из запаса, при этом фишки, которые уже стоят на поле перемещать таким образом нельзя. Если все ваши фигурки уже размещены на карте, вы не можете их перемещать, пока хотя бы одна их них не вернется в резерв после подсчета очков;

* Игрок должен выбрать, на какую часть квадрата он поставит фишку;

* Нельзя размещать свои фигуры на тех объектах, на которых уже стоит фишка, ваша или вашего соперника;

* Фишка, размещенная в городе, станет рыцарем, на дороге – разбойником, в поле – крестьянином, в монастыре – монахом.

Завершение игры

Игра заканчивается, когда к карте присоединяется последний свободный квадрат из стопок.


Комплектация Каркассон. Охотники и Собиратели (Carcassonne: Hunters and Gatherers) (Что в коробке?):
79 квадратов земли
12 бонусных квадратов
5 жетонов для подсчёта очков
30 соплеменников пяти цветов
10 хижин пяти цветов
10 зелёных шайб
1 дорожка подсчёта очков
правила игры

Вы можете купить настольную игру Каркассон. Охотники и Собиратели (Carcassonne: Hunters and Gatherers) в интернет-магазине Lelekan(Лелекан).
Оформить заказ можно у нас на сайте, добавишы товар в «Корзину» или позвонив по телефону (097) 82 47 182, (093) 82 47 182 .
Бесплатная доставка по всей Украине при заказе от 1000 грн.
Отправляем в день заказа по всей Украине при оформлении заказа до 16оо
Купить Каркассон. Охотники и Собиратели (Carcassonne: Hunters and Gatherers) в городе Львов, Киев, Харьков, Днепр, Одесса, Луцк, Ужгород, Мукачево.
Также Вашему вниманию клуб и игротека настольных игр. Аренда (Прокат) настольной игры в городе Львов

Настольная игра Мир Хобби Каркассон. Охотники и собиратели

Основные характеристики

Тип

Настольная игра

Серия/Линейка

Каркассон

Карточная; Стратегическая Характер игры ?

Интеллектуальный

Особенность количества игроков

Произвольное

Минимальное количество игроков, чел.

2

Максимальное количество игроков

5

Время партии (от), мин

15 (до 30)

Минимальный возраст, лет ?

8

Охотники-собиратели: образ жизни и культура

Содержание

Введение

Семейные группы

Клан

Общество

Религия

Технологии

Мир медленно меняется

Дальнейшее изучение

Введение

История мира в одном из своих аспектов — это история технологий и их влияния на общество. Эта история начинается с людей как охотников-собирателей.

До прихода земледелия все люди добывали себе пищу, добывая орехи, ягоды и насекомых, охотясь на дичь, большую и малую, и рыболовство.

Несколько народов охотников-собирателей сохранились до наших дней, но мир охотников-собирателей, в котором большинство древних людей придерживалось этого образа жизни, давно исчез. Он исчез через тысячелетия после 10 000 г. до н.э., когда земледелие и скотоводство постепенно распространились по всему миру.

Группы охотников-собирателей

Древние охотники-собиратели жили небольшими группами, обычно из десяти или двенадцати взрослых и детей. Они регулярно перемещались в поисках орехов, ягод и других растений (которые обычно обеспечивали большую часть их питания) и преследовали диких животных, на которых самцы охотились ради мяса.

У каждой группы была большая «территория», по которой она бродила — большая, потому что только небольшая часть растений в любой данной среде была пригодна для употребления в пищу людьми, и они давали плоды в разное время года, что означает большую площадь. земли требовалось для удовлетворения пищевых потребностей небольшого числа людей. На территории группы были постоянные места, где она останавливалась на время. Это могут быть пещеры, участки на возвышенности или ровной поверхности, дающие им хороший круговой обзор приближающихся животных (и враждебных соседей), и где они будут строить временный лагерь.

Клан

Эти семейные группы принадлежали к более крупным «кланам» от 50 до 100 взрослых, разбросанным по обширной территории и члены которых считали себя «народом», происходящим от общего предка. Родство было критически важным. Это больше, чем что-либо другое, придало им идентичность и определило их место в мире. В более практическом плане он говорил им, кто их друзья и союзники, и определял, с кем они могли или не могли жениться (инцест, хотя и по-разному определялся на периферии, был всеобщим табу, но брак вне клана также был ограничен).Мифы дали им представление о мире — о том, как родилась вселенная, как появились люди и так далее — и есть явные доказательства духовных верований и веры в какую-то жизнь после смерти.

Общество охотников-собирателей

Вполне возможно, что в кланах были люди, особо почитаемые за их мудрость и рассудительность или даже наделенные особыми магическими способностями; но крайне маловероятно, чтобы кто-либо обладал какой-либо значительной властью над какой-либо группой, большей, чем семейная группа.В таких обществах не было королей или вождей. Более того, образ жизни охотников-собирателей запрещал одним людям накапливать больше богатства, чем другим. Во-первых, не было необходимого количества еды для создания излишков. Более того, коллективный характер охоты и собирательства, а также зависимость членов группы друг от друга означали, что ни один человек не мог взять непропорционально большую долю пищи. В результате все члены группы делились более или менее поровну.

Это равенство с точки зрения материального благосостояния вполне могло быть отражено в равенстве статуса между мужчинами и женщинами. По крайней мере, в современных обществах охотников-собирателей женщины, как правило, занимают более уважаемое место, чем это обычно бывает в традиционных фермерских сообществах. Возможно, это отражение того факта, что как собиратели, а не охотники, женщины обеспечивали большую часть потребностей группы в питании.

Религия

Религиозные обычаи народов охотников-собирателей, должно быть, сильно различались от группы к группе.Анимистические верования (в которых многие элементы окружающей среды пропитаны духами), вероятно, были обычным явлением и поклонением предкам. Следует подчеркнуть, что концепция «религии» как отдельного элемента жизни и культуры была чуждой нашим предкам-охотникам-собирателям: для них духовное измерение пронизывало всю деятельность и все сущее.

В практике обеих этих религиозных традиций участвуют шаманы. Шаманы вполне могли быть самыми уважаемыми фигурами в обществе охотников-собирателей.Их сфера деятельности вышла бы далеко за рамки того, что мы считаем религиозным; они были бы целителями, судьями, возможно, даже законодателями и военными лидерами.

Технологии

К 10 000 году до нашей эры у людей был целый ряд технологий, которые помогали им в эксплуатации окружающей среды. Самым фундаментальным из них было умение разжигать и поддерживать огонь. Огонь играл важную роль в мифологиях более поздних обществ — греки рассказывали историю о Прометее, великом благодетеле человечества, укравшем огонь у богов.Это говорит о том, что люди относились к этой способности с большим почтением, с оттенком страха.

Огонь, безусловно, имел огромное значение в их жизни. Он давал им тепло и свет, расширяя их географическую среду обитания до более холодных широт, а также в темных местах, таких как пещеры. Это позволило им продолжить совместную жизнь после наступления темноты и, следовательно, должно было укрепить их способность рассказывать истории у очага — ключевой элемент человеческой культуры. Огонь позволял людям готовить пищу, тем самым расширяя их источник питания на менее усвояемые или вкусные растения.Он также использовался для закалки деревянных копий, что позволяло убивать более крупных животных.

Люди охотников-собирателей 10 000 лет до н.э. использовали камень, дерево, кости и рога для своего оружия и орудий. Некоторые группы практиковали примитивную добычу полезных ископаемых, или, более строго, карьерную добычу кремня, рыть неглубокие ямы и траншеи.

Люди носили одежду из шкур животных, которую они сшивали, используя искусно сделанные костяные иглы. Они освоили использование шнуров и ниток, сделанных из растительных материалов, чтобы помочь им шить одежду, а также делать корзины.Они плели корзины для вещей.

Их вооружение включало копья, луки, стрелы и гарпуны. Последнее принесло им пищевые ресурсы озера, реки и берега, и действительно, прибрежные народы отважились на некоторое расстояние в море на небольших лодках, сделанных из тростника или бревен. Они уже приручили один вид животных, собаку (вероятно, около 15000 г. до н.э.), которую использовали для охоты.

В некоторых обществах 10 000 лет до н. Э. Уже были отличительные стили искусства. Они варьировались от грубых узоров на их оружии и инструментах, лепных глиняных фигурок животных и женщин (предположительно духов плодородия) до чудесной последовательности наскальных рисунков животных и таинственных символов, найденных на юго-западе Франции и северной Испании, датируемых 35000 годом до нашей эры. до 9000 г. до н.э.

Влияние образа жизни охотников-собирателей на окружающую среду было намного меньше, чем влияние сельского хозяйства, но это не значит, что его не существовало. Нежелательные растения были очищены, чтобы дать возможность расти более пригодным для использования растениям, а в некоторых случаях целые области очищаются огнем, чтобы дичь могла процветать.

В нескольких благоприятных местах народы охотников-собирателей смогли основать постоянные деревни. Обычно они располагались на побережье, где общины могли круглый год эксплуатировать обильные морские ресурсы, а также наземные растения и животных.Яркие примеры можно было найти в древнем Китае, Японии и Северной Америке. На всех этих территориях смогли развиться довольно большие общины в несколько тысяч жителей и более.

Оседлый образ жизни в таких поселениях предвосхитил жизнь первых земледельцев. Действительно, здесь действительно проявились некоторые черты фермерских общин: самая ранняя керамика, обнаруженная археологами, происходит из культуры Дзёмон в Японии. Для большинства охотников-собирателей, ведущих более подвижный образ жизни, глиняные горшки были бы слишком тяжелыми и хрупкими, чтобы их нести.

Мир медленно меняется

В мире 10 000 г. до н. Э. Человек мог прожить всю свою жизнь, не встречая никого из другой группы или племени. Это означало, что идеи и методы распространялись очень медленно, и на преодоление больших расстояний уходило время жизни. Это был мир, в котором изменения были незаметны. Но это не означало, что этого не было.

Дальнейшее изучение

О развитии сельского хозяйства см. The Coming of Farming

.

Информацию о древних скотоводах-кочевниках см. В разделе «Древние скотоводы

».

О происхождении первых городских цивилизаций см. «Происхождение цивилизации

».

О ранней стадии шумерской цивилизации см. Древняя Месопотамия

.

Открытие доисторических женщин-охотников меняет представления о гендерных ролях

Рэндалл Хаас, археолог из Калифорнийского университета в Дэвисе, вспоминает момент 2018 года, когда его команда исследователей собралась вокруг раскопанного захоронения индивидуального захоронения в Андах в Перу. около 9000 лет назад.Наряду с костями того, что выглядело как взрослый человек, был впечатляющий — и обширный — набор каменных инструментов, которые древнему охотнику понадобились бы для охоты на крупную дичь, от участия в охоте до подготовки шкуры.

«Он, должно быть, был действительно великим охотником, действительно важным человеком в обществе» — Хаас говорит, что это то, о чем он и его команда думали в то время.

Но дальнейший анализ выявил сюрприз: останки, найденные вместе с инструментарием, принадлежали биологической женщине. Более того, эта древняя женщина-охотница, скорее всего, не была аномалией, согласно исследованию, опубликованному сегодня в журнале Science Advances. За находкой команды Хааса последовал обзор ранее изученных захоронений аналогичного возраста в Северной и Южной Америке, и он показал, что от 30 до 50 процентов охотников на крупную дичь могли быть биологически женщинами.

Это новое исследование является последним поворотом в многолетней дискуссии о гендерных ролях в ранних обществах охотников-собирателей. Распространенным предположением было то, что доисторические мужчины охотились, а женщины собирались и выращивали детенышей. Но на протяжении десятилетий некоторые ученые утверждали, что эти «традиционные» роли, задокументированные антропологами, изучающими группы охотников-собирателей по всему миру с XIX века, не обязательно уходят корнями в наше глубокое прошлое.

В то время как новое исследование предоставляет веские аргументы в пользу того, что человек в Перу был женщиной, которая охотилась, множество других доказательств уже давно лежало у всех на виду, говорит Памела Геллер, археолог из Университета Майами, которая не входит в состав организации. исследовательская группа.

В найденном в захоронении наборе инструментов есть метательные точки; массивные камни, которые можно использовать для раскалывания костей или снятия шкур; хлопья для соскабливания и резки; и узелки красной охры, используемые для консервации шкур.

Рэнди Хаас, Калифорнийский университет в Дэвисе

Пожалуйста, соблюдайте авторские права. Несанкционированное использование запрещено.

«Данные есть, — говорит Геллер. — Это просто вопрос того, как исследователи интерпретируют их».

Чьи инструменты?

Когда археологи раскопали захоронение, они обнаружили красочный набор из 24 каменных орудий. Среди них: наконечники для снарядов для уничтожения крупного млекопитающего; массивные камни, которые можно использовать для раскалывания костей или снятия шкур; маленькие округлые каменные осколки. для соскабливания жира со шкуры; крошечные хлопья с очень острыми краями, которые могли бы порезать мясо; и узелки красной охры, которые могут помочь сохранить шкуры.Вокруг были разбросаны фрагменты костей животных, в том числе древних родственников лам и оленей.

При первоначальном обсуждении инструментария исследователи предположили, что его владельцем был мужчина, возможно, видная фигура в обществе или даже глава группы. «Я виноват не меньше всех, — говорит Хаас, работающий в регионе с 2008 года. — Я подумал, да, это имеет смысл с моим пониманием мира». Однако, вернувшись в лабораторию, тщательный осмотр костей позволил предположить, что это биологическая женщина.Чтобы подтвердить это, они проанализировали белок, который образует зубную эмаль и связан с полом.

Важно отметить, что команда не может знать гендерную идентичность человека, а может знать только биологический пол (который, как и пол, не всегда существует в двоичной системе). Другими словами, они не могут сказать, прожил ли человек свою жизнь 9000 лет назад таким образом, чтобы идентифицировать его в их обществе как женщину.

Сложные предположения

Открытие 2018 года действительно бросает вызов гендерной бинарности, обычно предполагаемой для наших ранних предков: мужчины действовали как охотники, женщины — как собиратели.Это предположение основано на исследованиях современных охотников-собирателей, где мужчины чаще несут ответственность за охоту, а женщины несут основную ответственность за заботу о детях, говорит Ким Хилл из Университета штата Аризона, специализирующаяся на эволюционной антропологии человека и не входившая в группу ученых. исследовательская группа. «Нельзя просто перестать преследовать оленя, чтобы покормить плачущего ребенка», — говорит Хилл по электронной почте.

И все же выводы современных охотников-собирателей имеют пределы. По словам Геллера, на протяжении десятилетий некоторые археологи утверждали, что простой взгляд на мужчин-охотников и женщин-собирателей на самом деле является чрезмерным упрощением.«За немногими исключениями исследователи, изучающие группы охотников и собирателей — независимо от того, на каком континенте они работают, — предполагают, что разделение труда по половому признаку было универсальным и жестким», — говорит она. «И поскольку это является здравым смыслом, им тогда трудно объяснить, почему люди с женским телом также несут на себе следы охоты на скелете или имеют наборы охотничьих инструментов в качестве погребального инвентаря».

Когда исследователи обнаруживали признаки этого несоответствия в прошлом, говорит Геллер, «обычно они ничего не говорят, как будто игнорирование доказательств устранит их.

Для повышения безопасности и эффективности охоты, вероятно, потребуется как можно больше трудоспособных взрослых, независимо от их биологического пола. По словам Кэтлин Стерлинг, археолога из Бингемтонского университета, которая не входила в исследовательскую группу, после того, как ребенок отлучится от груди, его мать сможет помочь в большой охоте. Но даже с младенцами охота все еще возможна при помощи медсестер сообщества.

Значение погребальных принадлежностей

Вдохновленная своим открытием в 2018 году, команда Хааса обратилась к сообщениям о прошлых раскопках ранних охотников-собирателей по всей Америке.Многие прошлые исследования выявили подобное присутствие каменных охотничьих орудий в захоронениях с биологическими женщинами, но каждый случай не обязательно однозначен. Для некоторых пол не определен. В других случаях тревожный контекст заставлял сомневаться, были ли каменные орудия и останки захоронены одновременно. А в третьих, несколько снарядов, найденных в захоронении, могли даже быть орудием убийства, захороненным вместе с их жертвами.

Но когда группы Хааса рассмотрели отдельные случаи как часть более крупного набора данных, они обнаружили, что из 27 из 429 захоронений с лицами известного пола, которые были похоронены с помощью охотничьих орудий, 11 — женские, включая недавно идентифицированные останки — а 16 — мужчины.По словам Хааса, в захоронениях как мужчин, так и женщин присутствует множество неопределенностей (таких как нарушенный контекст и идентификация пола). Таким образом, даже если исключить самые сомнительные случаи, количество захоронений с охотничьими орудиями среди женщин и мужчин остается примерно одинаковым.

«Это совсем не то, что можно было бы ожидать от популяции, если бы самцы были [единственными] охотниками», — говорит Хаас.

ASU’s Hill говорит, что он еще не до конца уверен, что женщина, похороненная 9000 лет назад, на самом деле была охотницей.Он предупреждает, что здесь могли быть размещены погребальные товары, в том числе охотничьи инструменты, из-за символических или религиозных убеждений.

Принадлежал ли найденный инструментарий похороненному человеку? Стерлинг оспорил само расследование. «Обычно мы не задаем этот вопрос, когда находим эти инструменты у мужчин», — говорит она. «Мы задаем эти вопросы только тогда, когда это ставит под сомнение наши представления о гендере».

Геллер добавляет: «Есть — так много умственной гимнастики, которые продолжают пытаться объяснить эти вещи.

Набор инструментов, обнаруженный в захоронении, которому 9000 лет, был весьма разнообразным, включая как драгоценные орудия, такие как наконечники для метательных снарядов, которые сложно изготовить, так и более простые инструменты, такие как каменные отщепы, которые можно легко обработать, разбивая камни. . Это намекает на то, что инструменты не были чем-то вроде предложения; скорее, он указывает на объекты, которые использует человек в жизни, утверждает Хаас. Стерлинг добавляет, что в цифрах тоже есть сила: сейчас обнаружено, что множество женщин были похоронены с инструментами по всей Америке.

Для Геллера эта дискуссия имеет важное значение на сегодняшний день. «Сейчас происходит так много гендерного неравенства, что если бы мы предположили, что есть что-то биологически предрасполагающее к нам, тогда вы смогли бы оправдать это гендерное неравенство», — говорит она. «Для меня это опасно и совершенно необоснованно».

ТЕМ ПО ОХОТЕ И СОБИРАНИЮ (на 97) | Раймонд Хеймс, профессор

Охотники и собиратели Антропология 477/877

(осень 1997 г.)

Вторник и четверг 9: 30-10: 45 Bessey Hall 104
Инструктор: Raymond Hames
Office 228 Bessey Hall
Телефон 472-6240
Электронная почта rhames @ unlinfo.unl.edu
Часы работы: Понедельник 2: 00-4: 00 Вторник 8: 00-9: 00 Среда 9: 30-11: 00 Пятница 8: 00-10: 30





Вступление

Поскольку кормовая адаптация обеспечила материальную основу более чем 99% существования гоминидов и сильно повлияла на социальные, психологические и поведенческие характеристики людей, охотники-собиратели играют решающую роль в наших представлениях о природе человечества. Этот курс предлагает интенсивное изучение человеческих сообществ фуражиров, подчеркивая их весь спектр разнообразия.Конкретные темы включают добычу пищи и эволюцию человека, регулирование популяции (или мифы об этом), демографию, стратегии добычи, характер поселения, различия в социальной организации, родство и брак. , отношения полов и проблемы современных охотников-собирателей.

Требования к курсу

Цель курса — прочно обосновать студентам антропологические подходы к охотникам-собирателям в основном с эволюционной и экологической точки зрения.Kelly’s The Foraging Spectrum будет служить основным текстом. В нем излагаются важные исследовательские вопросы, теории и проблемы в исследованиях охотников-собирателей. Его подход явно экологический и эволюционный. Этнографии Роберта Бейли ( Поведенческая экология пигмеев Эфе в лесу Итури, Заир, ), Роберта Тонкинсона ( Аборигены Мардуджара ) и Уильяма Лафлина ( Алеуты: выжившие на несущем мосту. ) разработаны, чтобы дать вам целостный отчет о конкретных народах, добывающих пищу, которые живут в совершенно разных средах.Эти этнографии дополнят общие и теоретические положения книги Келли, предоставив вам из первых рук описательную и целостную информацию о конкретных сообществах фуражиров и возможность критически оценить множество теоретических моделей. Наконец, в Геологической библиотеке в подвале Бесси Холла будет опубликовано несколько журнальных статей о заповеднике. В этих статьях рассматриваются очень актуальные вопросы исследований охотников-собирателей (например, охрана природы, самостоятельный поиск пищи в тропических лесах, эволюция менопаузы и т. Д.).).

Все студенты должны будут написать курсовую работу, но требования будут разными для студентов магистратуры и бакалавриата. К концу седьмой или восьмой недели вы должны иметь базовое представление о проблемах и темах исследования охотников-собирателей, и эти знания должны направлять ваш выбор курсовых работ. Каждый студент должен навестить меня и предложить тему для моего утверждения. Я смогу помочь вам с исходными материалами и разъяснить ваш подход. Примеры тем включают: влияние контактов с Западом на охотников-собирателей, сохранение ресурсов, половое неравенство, развитие социальной сложности, возможность поиска пищи в тропиках и т. Д.

Студенты бакалавриата (412 кредитов) напишут работу на 12 страницах, а аспиранты (812 кредитов) напишут статью на 21 страницу. Кроме того, аспиранты представят устную версию своей работы от 10 до 15 минут в течение последних двух недель занятий.

Каждый экзамен (2) учитывает 25% итоговой оценки, а курсовая работа составляет 50%. Участие в классе настоятельно рекомендуется и будет вознаграждено.

Даты экзаменов и работы
Первый экзамен: 9 октября
Второй экзамен: 16 декабря

Контрольные работы

  • Классные работы сдаются 12 декабря. Примечание: вы можете передать мне 5 декабря в основном завершенную первоначальную версию своей исследовательской работы для предварительной оценки. Я дам вам письменные комментарии о сильных и слабых сторонах статьи, которые вы, возможно, захотите использовать в пересмотренной, окончательной версии статьи.
Ожидается, что учащиеся будут знакомы с заданной книгой, чтобы они могли участвовать в обсуждениях в классе. Это означает, что кто-то прочитал и записал, например, назначенные показания для второй недели, когда мы встречаемся на второй неделе.В общем, я начну занятие с выделения основных вопросов в материалах для чтения, уточнения определений, разработки теории и заполнения пробелов. Позже я перейду к эмпирической проверке теории, особенно сосредоточив внимание на том, как была выведена конкретная гипотеза, на типах данных, необходимых для проведения теста, и методах, используемых для сбора данных, а также на результатах проверки конкретной гипотезы. гипотеза. Вы можете свободно вставлять комментарии в любое время, чтобы заставить меня уточнить или расширить то, о чем я говорю, или представить альтернативный способ решения конкретной проблемы. На самом деле, я буду стимулировать этот процесс, просто попросив студентов высказать нам свою позицию по конкретным вопросам и тематическим исследованиям.






Статьи журнала о заповеднике:

  • Алвард, Майкл, Выбор внутривидовой добычи среди амазонских охотников Current Anthropology 36 (5): 446-447 (1996)
  • Hawkes et al. Распределение времени у женщин хадза, обеспечение потомства и эволюция продолжительной продолжительности жизни в постменопаузальный период.В печати Современная антропология. Щелкните здесь, чтобы получить краткое изложение статьи в New York Times
  • Бейли Р. и Т. Хедлунд (1992). «Влажный тропический лес: является ли это продуктивной средой для людей, собирающих пищу?» Экология человека 19 (2): 261-285.

  • Щелкните здесь, чтобы получить краткие сведения по этому вопросу.
  • Кашдан, Э. «Территориальность среди людей-собирателей». Современная антропология, 24
  • По крайней мере, двое других будут названы позже и с учетом интересов класса.

WWW-сайты, имеющие дело с собирателями

Австралийские аборигены, калахари и пигмеи


Общие темы об охотниках-собирателях


Арктические народы


Веб-страница курса http://www.unl.edu:80/rhames/courses/forout97.htm

Перейти к основному содержанию Поиск