Детские площадки для спортивных занятий летом

Для обучения детей спортивным играм и упражнениям в дошкольном учреждении необходимо создать следующие игровые площадки:

  • баскетбольная;
  • футбольная;
  • для игры в бадминтон и волейбол;
  • в городки, кегли, серсо;
  • для игры в настольный тенис.

На физкультурной площадке устанавливаются качели, детские горки для прямого, кругового и зигзагообразного скатывания.

Эти виды физических упражнений развивают вестибулярный аппарат, укрепляют мышцы, совершенствуют психологические и физические качества.

Помимо этого качели не только эффективно развивают ребёнка физически, но и доставляют ему большую радость. Доступны они всем, включая младенческий возраст, и польза, приносимая ими здоровью, неоценима. Ребёнок, сидящий на качелях, вовлекается в движение в направлении качания, когда это направление начинает меняться на обратное, его тело получает ощутимый толчок, как при внезапном торможении или внезапном ускорении транспорта.

Баскетбольная площадка размером 7х13, 6х12 или 5х10м имеет по коротким сторонам стойки, которые должны находиться не ближе40-50см от лицевой линии площадки. На стойках укрепляются деревянные щиты 90-120см с корзинами, диаметр которых 45см, длина сетки 40см. Верхний край корзины должен быть не ниже 180-200см от уровня площадки.

Покрытие физкультурной площадки может быть землепесчаное, но обязательно плотное и ровное.

Наиболее удачным покрытием для баскетбольной площадки является деревянное. На площадке для игры в баскетбол размечаются лицевые, боковые линии, в центре площадки – круг диаметром 1,8м. На расстоянии 1м от границ площадки не должно быть столбов, деревьев, камней. Для игры используются резиновые, синтетические, волей больные мячи массой 300-350г с хорошим отскоком. Для обучения детей элементам игры в баскетбол надо иметь несколько щитов с кольцами на разной высоте (130, 150, 180, 200, 230, 250см) у боковой линии.

Для игры в бадминтон и волейбол площадка делается размером 3,5х8м. Она должна быть защищена от ветра и иметь тёмный фон, чтобы был хорошо виден волан. Высота фона 3м, использовать можно зелёные насаждения. К стойкам высотой 150-200см подвешивается специальная сетка тёмно-зелёного, тёмно-синего цвета с белой окантовкой на высоте 120см для игры в бадминтон, а высота сетки для игры в волейбол должна быть равна высоте ребёнка с поднятой вверх рукой. Для детей дошкольного возраста пригодны ракетки массой до 135г, длиной 56см с площадью головки 24х18см или длиной 61,см и площадью головки 27х18. Воланы массой 4-5г.

Игровая площадка с элементами волейбола, баскетбола, бадминтона может быть комбинированной со сменным оборудованием.

Для игры в футбол рекомендуется площадка размером 30х15м, в центре площадки обозначается круг диаметром 2м, по коротким сторонам ставят ворота длиной 2м, высотой 1,5м, глубиной 0,7м или можно использовать хоккейные ворота.

Игры в городки, кегли, серсо организуется на ровной утрамбованной земляной площадке прямоугольной формы размером 8х12, 7х10м, спереди и с боков ограждённой решётчатым барьером. На площадке делаются 1-2 «города» с твёрдым покрытием (деревянные, асфальтовые, бетонные) и располагаются в 2м друг от друга, проводится линия кона на расстоянии 4м и линия полукона на расстоянии 2м. Для перехвата бит на расстоянии 1,5-2м от верхней линии «города» сооружается земляной вал высотой 50см, за которым устанавливается сетка высотой 2м в целях безопасности. Набор для игры состоит из 6 городков и 3 бит. Размер городков и бит зависит от возраста и физической подготовленности играющих. Длина городков 10, 12, 14, 15см с сечением 3, 4, 5, 6см, длина бит 40, 45, 50, 60см с ручкой длиной 10см, сечение бит соответствует сечению городков. Вес бит 400, 430, 450г.

Для игры в настольный теннис необходим стол с закруглёнными углами, длиной 250-270см, шириной 150см, высотой 65-70см. Поверхность стола должна быть матовой, тёмного цвета (чтобы на ней хорошо выделялся белый мячик), а так же окантована белой линией шириной 2см и разделена пополам белой линией шириной 3см. Посередине стола поперёк устанавливается сетка длиной 250-270см шириной 15см. Ракетки могут быть разными (форма, размер), важно, чтобы масса их не превышала 150г. Для игры в настольный теннис ипользуются обычные теннисные мячи из целлулоида белого цвета диаметром 3,6-3,8см, массой 2,5г.

Стол лучше всего разместить на ровной, без травы площадке в тенистом месте так, чтобы лучи солнца падали преимущественно сбоку. Верхняя крышка стола должна быть съёмной, чтобы в холодное время года её можно было бы хранить в укрытии.

И. Жидович

vscolu.ru

Статья по физкультуре (подготовительная группа) на тему: Спортивная игра "баскетбол" для старших дошкольников

«ШКОЛА МЯЧА».

Спортивная игра – баскетбол, для детей старшего дошкольного возраста.

Тема: «Школа мяча» в дошкольном возрасте, актуальна на сегодняшний день. В связи с тем, что в настоящее время в дошкольных образовательных учреждениях в работе по развитию движений наметилась тенденция к повышению двигательной активности детей в режиме дня, за счет комплексного применения различных средств физического воспитания, разнообразия форм работы с детьми по физическому воспитанию.

Однако, столь важным средством развития движения, которые занимают спортивные упражнения  и игры с элементами спортивных игр, отведено не достаточное место. Среди причин можно назвать самые основные – это недостаточное количество спортивного оборудования и инвентаря в дошкольных учреждениях, отсутствие квалификации у воспитателей, вследствие чего, у детей не сформированы навыки, необходимые для игр с элементами спорта. Спортивные игры и упражнения, благодаря разнообразию действий в игровых ситуациях, большой эмоциональности и динамичности являются для дошкольников особенно привлекательными.

Они способствуют развитию двигательных качеств (быстроты, ловкости, силы, выносливости; нравственно – волевых качеств) создают благоприятные условия для дальнейшего совершенствования. Использование этих средств, приобщает детей к единоборству. А их разнообразие позволяет всесторонне воздействовать на мышечную, дыхательную и сердечно – сосудистую системы. Среди спортивных игр с мячом особое место занимают игры с элементами баскетбола. Играя в баскетбол, дети упражняются не только в передачах мяча, ведении, бросков мяча в корзину, но и совершенствуют такие важные виды основных движений, как бег и прыжки.

Даже дети старшего возраста не владеют навыками игры с элементами баскетбола. И это связанно не только со сложностью игровых действий, но и умением взаимодействовать в коллективе играющих при ловле, бросании, передачи быстро бегать, прыгать в длину и вверх с места и разбега.  Многие источники свидетельствуют о важном значении игры в баскетбол для всестороннего развития ребенка.

Баскетбол – это командная игра, в которой совместные действия игроков обусловлены единой целью. Она сложна и эмоциональна, включает в себя быстрый бег, прыжки, метание, осуществляемые в оригинально задуманных комбинациях, проводимых при противодействии партнеров по игре. [5,232].

ПРАВИЛА ИГРЫ В БАСКЕТБОЛ.

ЦЕЛЬ ИГРЫ: забросить как можно больше мячей в корзину соперника, соблюдая при этом правила игры.

УЧАСТНИКИ ИГРЫ: каждая команда состоит из 5 играющих на площадке, и несколько запасных. Один из игроков – капитан. Игроки команд должны иметь отличительные знаки, которые надевают на майки спереди и сзади.

СУДЕЙСТВО: воспитатель следит за выполнением правил игры: дает сигналы при нарушении  правил игроками, засчитывает попадание  мяча в корзину, решает спорные мячи, контролирует время игры.

ВРЕМЯ ИГРЫ: игра состоит из двух пятиминутных таймов, между которыми дается пятиминутный перерыв. Воспитатель контролирует время игры, не останавливая часов. Во время перерыва и в конце игры проводится игра малой подвижности с мячом (продолжительностью 3 – 4 мин) с целью приведения организма ребенка в более спокойное состояние.

СЧЕТ ИГРЫ: при попадании мяча в корзину, команде начисляется 2 очка. Игра может закончиться победой одной из команд или ничьей. [1, 96].

 ПРАВИЛА ПРОВЕДЕНИЯ ИГРЫ.

  • Правила замены. Воспитатель может менять игроков в течении всей игры. Чаще всего это делается во время перерыва. При необходимости (усталость ребенка, недисциплинированность игроков) можно заменять детей даже останавливая игру, когда мяч находится в игре.
  • Выход мяча из игры. Мяч, пересекший боковую или лицевую линии, считается вышедшим из игры. В этом случае назначается вбрасывание с того места, где мяч пересек линию, игроком противоположной команды. Мяч считается вышедшим из игры от игрока, который последним дотронулся до него. Если воспитатель сомневается, кто последним коснулся мяча, назначается спорный бросок.
  • Перемещение с мячом. Игрок, получивший мяч в движении, может сделать с ним не более трех шагов. После этого он должен вести мяч, или передать своему партнеру, или бросить в кольцо. После того как он получит очередную передачу (или перехватит мяч у противника), он снова имеет право на ведение мяча. Игроку запрещается: - вести мяч двумя руками одновременно, бежать с ним.
  • Нарушение правил и наказание за них. Нарушением является несоблюдение правил игры, перечисленных выше. Обычно после нарушения мяч выбрасывается в игру членом пострадавшей команды. Вбрасывание мяча всегда  производится из-за боковой линии против того места на площадке, где было совершено нарушение. За грубые нарушения правил игрок удаляется с площадки (с правом его замены) на 1–3 мин.
  • Начало игры и розыгрыш начального и спорного бросков: производится при начале каждого периода; при задержке мяча, когда два игрока из противоположных команд держат мяч одновременно; при выходе мяча из игры от одновременного касания игроками обоих команд или когда воспитатель сомневается, от кого вышел мяч; когда мяч застревает в корзине; когда игроками совершена обоюдная ошибка. При розыгрыше начального и спорного бросков воспитатель подбрасывает мяч вертикально вверх между игроками, и, после того как мяч достигает наивысшей точки, игроки могут касаться его. Розыгрыш начального и спорного бросков производится в центральном круге.
  • Правила поведения.  В игре в баскетбол игроки всегда должны быть корректными. Детей, которые ведут себя недисциплинированно или грубо, необходимо временно вывести из игры. Игрокам запрещается тянуть соперников за одежду, за руки, толкаться и т.д.[1,97].

     Руководящая роль педагога заключается в контроле за соблюдением правил игры, в определении результата, разборе конфликтных ситуаций, поддержании порядка.[6,161].

ОБОРУДОВАНИЕ И ИНВЕНТАРЬ.

Площадка для обучения игре в баскетбол должна быть покрыта твердым грунтом (утрамбованной землей или асфальтом). Корзины по размерам должны соответствовать стандартам (внутренний диаметр 45 см, длина сетки 40 см). Их подвешивают не ниже 180 см и не выше 200 см над уровнем площадки. Щиты размером 120+90 см делают из целого прочного дерева, поверхность окрашивают белым цветом, а края  обводят линией шириной 5см. Окантовку щитов желательно делать яркой краской. Стойку, к которой крепятся щиты, следует выносить на 1,5 – 1 м от лицевой линии в целях предупреждения травм у детей. На расстоянии 1 – 2 м от площадки не должно быть деревьев и жестких предметов: камней, элементов оборудования игровой площадки и т.д.

Можно использовать мячи для мини – баскетбола или детские резиновые диаметром 18 – 20 сантиметров.[1, 98-99].

Прежде чем приступить к игре в баскетбол, необходимо соблюсти следующую последовательность упражнений, подводящих к освоению этой игры:  

  1. Обучение технике перемещения и удержания мяча, передаче мяча, ведению мяча

ТЕХНИКА ПЕРЕМЕЩЕНИЯ.

Для успешного овладения действиями с мячом необходимо научить детей таким приемам перемещения, как стойка, бег, прыжки, повороты, остановки.  

Передвигается ребенок по площадке бегом в сочетании с ходьбой, прыжками, остановками и поворотами, приставным шагом. У дошкольников легче получается остановка двумя шагами, чем прыжком. Остановка двумя шагами начинается с отталкивания одной ногой. Ребенок делает удлиненный шаг, и немного отклонившись на опорную ногу, выполняет второй шаг.[1,87].

Следует научить детей принимать и в дальнейшем сохранять основную стойку баскетболиста: ноги согнуты в коленях, расставлены на ширине плеч, одна из них выставлена вперед на полшага. Тело направляется вперед, тяжесть его распределяется равномерно на обе ноги. Руки согнуты в локтях, прижаты к туловищу.

УПРАЖНЕНИЯ:

Дети разбегаются по площадке с мячом в руках. Они свободно играют на площадке, выполняют разные движения с мячом; после сигнала воспитателя быстро ловят мяч и принимают правильную стойку.

- Дети становятся в круг. Все бегают по кругу, по сигналу принимая правильную стойку. Передвижение по площадке осуществляется бегом в сочетании с ходьбой, прыжками, остановками и поворотами. Во время бега ребенок должен ставить ногу на всю стопу.

- Дети без мячей распределяются по кругу, лицом к его середине, на расстоянии 2 – 3 шагов друг от друга. Они передвигаются приставными шагами в сторону, указанную воспитателем. Воспитатель часто меняет направление передвижения.

- Дети встают в 2 – 3 колонны на расстоянии 2 – 3 м одна от другой. Колонны медленно движутся вперед обычным шагом; после сигнала воспитателя, стоящие первыми передвигаются приставным шагом лицом к своей колонне в ее конец и становится последним.

- Остановки. Детей дошкольного возраста следует обучать остановке двумя шагами. Остановка начинается с энергичного отталкивания одной ногой. Ребенок делает удлиненный, стопорящий шаг и, немного отклонившись на опорную ногу, выполняет второй шаг. При обучении остановкам следует придерживаться  такой последовательности: остановка после ходьбы шагом, после медленного бега и внезапная остановка.[5,233].

ТЕХНИКА УДЕРЖАНИЯ МЯЧА.

От уровня владения мячом зависит темп выполнения упражнений и протекание игры. Следовательно, основное внимание должно обращаться на технику удержания и выполнения действий с мячом.

ФОРМИРОВАНИЕ ЧУВСТВА МЯЧА.

При формировании действий с мячом необходимо, что бы ребенок почувствовал мяч, как часть своего тела, научился точно и легко управлять им.    

Задача   первого этапа обучения – выработка у детей определенных умений обращаться с мячом, поэтому на начальном этапе обучения целесообразно давать свободные игры с мячом на занятиях физкультуры и самостоятельной двигательной деятельности, не ставя целью отработку техники этих движений.      

Детей необходимо познакомить  с некоторыми свойствами мяча, показав, что высота отскока зависит от прилагаемой к мячу силы, дальность  броска – от веса  мяча, а так же от прилагаемой к нему силы. Затем воспитатель предлагает поиграть с мячом, бросая его вверх, вниз, перебросить с одной руки в другую и т. д. В упражнениях дети привыкают к мячу, учатся управлять им. При обучении дошкольников игре в баскетбол применяются обычные большие резиновые мячи.

Большое значение имеет правильное удержание мяча. Исходное положение: держать мяч на уровни груди двумя руками. При этом руки должны быть согнуты, локти опущены вниз, кисти рук сзади сбоку мяча, пальцы широко расставлены; большие пальцы направлены друг к другу, остальные – вверх – вперед.

Правила держания мяча:    

  1. Мяч держать на уровни груди.
  2. Руки согнуты, пальцы широко расставлены.
  3. Локти опущены вниз, мышцы рук расслабленны.  [4 ,121].

ЛОВЛЯ МЯЧА.

Необходимо учить детей встречать мяч руками как можно раньше, образовывая из пальцев как бы половину полого шара , в который должен поместиться мяч. Ребенок следит за полетом мяча, и как только мяч прикоснётся к кончикам пальцев, он должен захватить его и притянуть к себе амортизирующим движением. При этом одновременно надо сгибать ноги так, что бы принять положение исходной стойки.

Правила ловли мяча:  

  1. Мяч ловить кистями рук, не прижимая к груди, продвигаясь навстречу летящему мячу.  
  2. Не задерживая мяч в руках, передавать его.  

ПЕРЕДАЧА МЯЧА.

Одновременно с ловлей мяча необходимо обучать детей передаче его двумя руками с места, в дальнейшем – в движении. Детей следует научить передавать мяч из правильной стойки, держа мяч двумя руками на уровни груди. При передаче ребенок должен описать мячом небольшую дугу к туловищу вниз – на грудь и, разгибая руки вперед, от себя посылать мяч активным движением кисти, одновременно разгибая ноги. Такая техника передачи мяча осваивается детьми постепенно. [1,88].

Правила передачи мяча:

1.  Локти опустить вниз.

 2.  Бросать мяч на уровне груди партнера.

 3.  Сопровождать мяч взглядом и руками.

                                               УПРАЖНЕНИЯ:

- Дети встают в две шеренги, лицом друг к другу на расстоянии 2 – 3 м. Дети в парах передают друг другу мяч.

- Построение то же. Мяч держит один ребенок из первой шеренги. Он передаёт мяч напарнику из второй шеренги, тот возвращает мяч  в первую шеренгу. Второй ребенок из первой шеренги бросает мяч ребенку второй шеренги, стоящему напротив, и т.д. Последний ребенок, поймав мяч, бежит вперед и становится первым в своей шеренге.

- Трое детей встают треугольником. Они поочередно бросают мяч друг другу.

- Трое детей встают треугольником, у них один мяч. Дети передают мяч друг другу. После передачи ребенок перемещается на место того, кому бросил мяч.[5,235].

ВЕДЕНИЕ МЯЧА.

На начальном этапе обучения детям более доступно ведение мяча с высоким отскоком, потому что оно не требует низкой стойки. Затем появляется возможность научить ребенка передвигаться на полусогнутых ногах. И, наконец, он легко усваивает ведение мяча с обычным отскоком по прямой, с изменением направлений. При ведении мяча дети приучаются передвигаться на слегка  согнутых ногах, наклоняясь несколько вперед. Рука, ведущая мяч, при этом согнута в локте, кисть со свободно расставленными пальцами накладывается на мяч вверху и от себя. Толчки мяча выполнять несколько сбоку от себя, равномерно.

Основные ошибки: дети бьют по мячу расслабленной ладонью; многие пытаются вести мяч прямо перед собой, что мешает продвижению вперед.[1, 89].

Правила ведения мяча:

  1. Не бить по мячу, а толкать его вниз.
  2. Вести мяч спереди – сбоку, а не прямо перед собой.
  3. Смотреть вперед, а не вниз на мяч.

При обучении ведению мяча целесообразно вначале использовать подготовительные упражнения: отбивы мяча двумя руками, отбивы правой и левой рукой на месте, ведение на месте попеременно правой и левой рукой. После того как ребенок научится контролировать мяч обеими руками достаточно уверенно, можно перейти к ведению в движении сначала шагом, затем бегом.

                                                   УПРАЖНЕНИЯ:

- Ведение мяча на месте, активно толкая его вниз правой, затем левой рукой.

- Ведение мяча на месте попеременно правой и левой рукой.

- Группа делится по 6 человек, и подгруппы размещаются по всей длине площадки. Первый игрок ведет мяч ко второму, передав мяч, сам остаётся на его месте; второй ведет мяч к третьему и выполняет то же самое. Последний – возвращается на место первого.

- Дети строятся в колонны по 4 – 6 человек. Напротив каждой колонны выставляются кегли на расстоянии 1 - 2 м друг от друга. После сигнала воспитателя дети ведут мяч, обходя первую кеглю с право, вторую лева. Обратно ведут мячи по прямой, передают следующему   и становятся в конец колонны.[5,236].

2. Бросание мяча в корзину.

Движение при передаче мяча и бросках его в корзину являются сходными по своей структуре. Поэтому обучение броскам мяча в корзину можно  так же ограничить привитием навыков броска двумя руками от груди и одной рукой от плеча. Бросать мяч  в корзину двумя руками от груди с места следует из такого же исходного положения, как и при передаче мяча. Удерживая мяч на уровни груди, ребенок должен описать им небольшую дугу вниз на себя и, выпрямляя руки вверх, бросить его с одновременным разгибанием ног.           Бросок мяча в корзину после ведения или ловли его, когда ребенок получает мяч , выбегает к центру, чаще всего производится одной рукой от плеча.[1,89].

При броске одной рукой от плеча с места одна нога выставляется на полшага вперед. Мяч находится на ладони согнутой в локтевом суставе руки и придерживается другой рукой. Разгибая ноги с одновременным выпрямлением руки с мячом вверх–вперед, ребенок мягким толчком кисти направляет мяч в корзину.

Правила броска мяча в корзину:

  1. Бросая мяч, не опускать голову, сопровождать его руками.
  2. Смотреть в передний край пальца, если бросаешь стоя прямо перед корзиной. Если находишься не по прямой перед корзиной, бросать с отскоком от щита – прицеливаться в ту точку, в которую хочешь попасть мячом.

                                 УПРАЖНЕНИЯ:

- Дети строятся в две колонны по 4-6 человек в каждой, напротив одной корзины. Одна колонна занимает место с левой стороны корзины,  другая  –  с правой. Стоящие первыми выполняют бросок, ловят мяч  и становятся в конец своей колонны. То же повторяют следующие дети.

- 5-6 детей свободно располагаются напротив корзины, у каждого мяч. После сигнала воспитателя дети бросают мячи, стараясь как можно чаще попасть в корзину. Сначала воспитатель показывает и объясняет детям правила прицеливания, потом предлагает добросить мяч до щита, затем дает задание перебросить мяч через высоко подвешенную сетку, веревку (150-170см). Когда они научатся просто добрасывать мяч до корзины, надо предложить попасть в нее любым способом. Целесообразно постепенно увеличивать высоту. Удобна стойка с изменяющейся высотой кольца.[5, 237].

Из опыта работы могу сказать, что начинать разучивать элементы баскетбола следует со старшей группы, в специально созданных условиях (т.е. вне игры) на месте, для чего необходимо подбирать легкие упражнения, которые имеют существенное сходство с основным изучаемым действием, но являются более простыми и легкими. Самое главное в начале обучения направить внимание ребенка на качество выполнения каждого движения, а не на достижение при помощи этого движения определенного результата. В дальнейшем можно применять упражнения с элементами соревнования. Их необходимо проводить в строгой последовательности с целью обеспечения закрепления правильного навыка. Поэтому в начале обучения соревнование ведется на точность выполнения движений между отдельными детьми, в дальнейшем между группами. После этого можно проводить упражнения с элементами соревнования, которые требуют не только точности, но и быстроты выполнения движений.

Закрепление и совершенствование действий с мячом осуществляются  в подвижных играх, включающих эти действия и в соревновательно – игровой обстановке. [3, 13].

     Обучать ловле мяча следует после того, как дети научатся правильно стоять, держать мяч, передвигаться по площадке. Вначале необходимо научить детей ловить мяч двумя руками на уровне груди. Проконтролировать освоение детьми положений пальцев при ловле мяча после отскока от пола, от стены, после броска вверх и в других упражнениях. Затем осваивается ловля мяча одновременно с передачей его двумя руками от груди. Дошкольников  учат ловить и передавать мяч, передвигаясь сначала шагом, а затем бегом.

При обучении передачи мяча одной рукой от плеча необходимо развивать и совершенствовать умение передавать его как правой, так и левой рукой.

Прежде чем начинать обучение ведению мяча необходимо провести ряд подготовительных упражнений: отбивание мяча обеими руками, отбивание правой и левой рукой на месте, ведение мяча на месте правой и левой рукой, ведение на месте поочередно то правой, то левой рукой. Эти упражнения позволяют освоить способ накладывания руки на мяч.

После того, как ребенок научится контролировать мяч двумя руками достаточно уверенно, можно переходить к ведению в движении сначала шагом потом бегом. Вначале осваивается ведение мяча по прямой, затем – с изменением направления, скорости передвижения, высоты отскока мяча и при противодействии условного противника.

Броскам мяча в корзину следует обучать одновременно с обучением передачи мяча. Первым делом следует дать детям возможность свободно поупражняться в бросках и лишь после этого проводить занятие. Для овладения бросками мяча в корзину целесообразно провести подготовительные упражнения: бросать мяч через препятствия(сетка, веревка). Когда дети научатся добрасывать мяч до корзины, им надо предложить попасть в нее тем или иным способом. Целесообразно постепенно увеличивать высоту до цели. Для этого необходимо иметь стойку с регулируемой высотой кольца.

Примерные упражнения, которые помогут детям освоить вышеперечисленные навыки:

  • Дети разбегаются по площадке каждый с мячом в руках и свободно играют. После сигнала воспитателя они быстро ловят мячи и принимают правильную стойку баскетболиста.
  • Дети без мячей встают в круг и передвигаются приставными шагами в сторону, указанную воспитателем. Воспитатель по сигналу меняет направление движения.
  • Бросок мяча вниз и ловля его после отскока.
  • Бросок мяча вверх и ловля его обеими руками.
  • Бросок мяча как можно выше и ловля его после отскока от пола или на лету.
  • Перебрасывание мяча партнеру удобным для детей способом.
  •  Перебрасывание мяча правой(левой) рукой ловля его двумя руками.
  • Ходьба с подбрасыванием мяча и ловлей его двумя руками.
  • Передача мяча по кругу вправо, влево (произвольным способом).
  •  Передача мяча двумя руками от груди в стенку, и его ловля.
  •  Передача мяча двумя руками от груди, стоя на месте парами.
  •  Передача мяча двумя руками от груди при движении парами.
  •  Ловля мяча и передача его одной рукой от груди (в движении).
  •  Передача мяча в шеренге, по кругу (вправо, влево).
  •  Передача мяча в колоннах с переходом в конец своей, а затем противоположной колонны.
  •  Удары мяча об пол одной рукой и ловля его двумя руками.
  •  Удары мяча об пол правой рукой, ловля – левой. И на оборот.
  •  Отбивание мяча на месте правой (левой) рукой.
  •  Ведение на месте правой (левой) рукой.
  •  Ведение мяча на месте правой (левой) рукой с последующей передачей мяча двумя руками (произвольным способом).
  •  Ведение мяча на месте поочередно, то правой, то левой рукой.
  •  Ведение мяча вокруг себя.
  •  Ведение мяча, продвигаясь шагом.
  •  Ведение мяча с изменением направления движения, скорости передвижения, высоты отскока мяча.
  •  Ведение мяча правой(левой) рукой, по сигналу остановка. Принять стойку баскетболиста.
  •  Ведение мяча, остановка и передача его.
  •  Перебрасывание мяча через сетку, натянутую выше головы ребенка (произвольным способом)
  •  Метание мяча в баскетбольный щит, установленный на разной высоте.
  •  Бросок мяча в цель двумя руками от груди с места через веревку. (Высота 1,5 м)
  •  Бросок мяча в корзину двумя руками от груди с места.
  •  Бросок мяча в корзину после ведения ( с фиксацией остановки).
  •  Бросок мяча в корзину одной рукой от плеча после его ловли.[1,91].

Подвижные игры, способствующие закреплению приобретенных навыков:

  1. «За мячом». Дети образуют несколько команд, каждая команда выбирает водящего. Команды делятся пополам и становятся в колонны одна против другой на расстоянии 2 – 3м. После сигнала водящий бросает мяч стоящему первым в противоположной колонне ребенку, а сам бежит вслед за мячом. Поймавший мяч так же передаёт его напротив стоящему и отправляется за мячом. Игра заканчивается тогда, когда все игроки возвратятся на свои места, а мячи – водящим. Выигрывает та команда, которая быстрее заканчивает игру.
  2. «Поймай мяч». Дети делятся по трое. Двое из них располагаются друг против друга на расстоянии 3 – 4м и перебрасывают мяч между собой. Третий становится между ними и старается поймать мяч или хотя бы коснуться его рукой. Если это удается, он меняется местами с тем, кто бросил мяч. Можно предложить детям перед броском выполнить какое – либо движение: бросить мяч вверх, вниз, поймать его, вести мяч на месте и т. д.
  3. «Кого назвали, тот ловит мяч». Дети ходят или бегают по площадке. Воспитатель держит в руках мяч. Он называет имя одного из детей и бросает мяч вверх. Названный должен поймать мяч и снова бросить его вверх, назвав имя кого-нибудь из детей. Бросать мяч надо не слишком высоко и в направлении ребенка, имя которого называют.
  4. «Борьба за мяч». Дети делятся на равные по числу команды и располагаются на площадке для игры в произвольном порядке. Одному из играющих даётся мяч. По сигналу дети стараются быстрее выполнить 5 – 10 передач между своими игроками. За каждую передачу команда получает очко. Игра продолжается 5 – 8 минут. Выигрывает команда, набравшая больше очков.
  5. «У кого меньше мячей». Дети образуют две равные команды. Каждая из них берет по несколько мячей и располагается на своей стороне площадки. Площадка разделена сеткой, подвешенной на уровне 130 – 150 см. Дети обеих команд после сигнала воспитателя стараются перебросить свои мячи на площадку противника. Выигрывает команда, на площадке которой после второго свистка находится меньше детей.
  6. «Мяч ведущему». Дети делятся на 4 – 5 групп, каждая образует круг диаметром 4 – 5 метра. В центре каждого круга – водящий с мячом. По сигналу, водящие поочередно бросают мяч своим игрокам, стараясь не уронить, и получают его обратно. Когда мяч обойдет всех игроков круга (1 – 3 раза), водящий поднимает его вверх. Побеждает команда, меньше количество раз уронившая мяч.
  7. «Мяч в воздухе». Играющие образуют круг и становятся на расстоянии вытянутых в стороны рук, водящий находится в середине круга. Стоящие в кругу перебрасывают мяч друг другу, не давая возможности водящему коснуться его. Водящий, бегая в середине круга, стремится дотронуться до мяча, когда тот находится в воздухе, на земле или в руках у кого – либо из играющих. Если ему это удалось, он меняется местами с игроком, который последним держал мяч в руках.
  8. «Передал – садись». Дети образуют несколько команд, каждая команда выбирает капитана. Команды становятся в колонны за линией старта. Капитан каждой команды с мячом в руках  становится напротив своей команды на расстоянии 2 – 3 метра от нее. По сигналу воспитателя капитан передает мяч первому игроку колонны, который ловит его, передает обратно капитану и приседает. Капитан таким же образом передает мяч второму, затем – третьему и всем остальным игрокам по очереди. Каждый игрок после передачи мяча капитану приседает. Когда мяч передан капитану последним игроком, капитан поднимает мяч вверх над головой и вся команда быстро встает. Выигрывает та команда, которая раньше выполнила задание. Если игрок не поймал мяч, то он обязан за ним сбегать, вернуться на свое место и передать мяч капитану.
  9. «Перестрелка». В середине площадки проводят линию, делящую ее пополам. В 15 – 20 шагах от центра с двух сторон чертят еще по одной линии (плен). Играющие делятся на две команды, которые свободно размещаются каждая на своем поле. Руководитель, стоя в середине площадке перебрасывает мяч. Первой вступает в игру та команда, на стороне которой упадет мяч. Начинается перестрелка. Каждая команда стремится осалить мячом игроков другой команды. «Осаленные» идут за линию плена (на сторону противника).  Играющие не имеют права переходить за среднюю линию на поле противника. Игрок не считается осаленным, если он поймает мяч на лету, а так же, если мяч попадет в него, отскочив от земли. Бегать с мячом и задержать его в руках не разрешается. При нарушении правил мяч передается другой команде. Пленных можно выручать. Для этого надо перебросить мяч пленному (через поле противника) так, что бы он поймал его, не переходя линию плена. Тот, кому это удается, считается освобожденным и возвращается на своё место.[1, 92- 94].

Из опыта работы  могу сказать, что при регулярном использовании данных материалов, и применяя их уже в средней группе, результат появится довольно быстро. У детей младшего возраста проявляется интерес к занятиям, если в их составе есть упражнения с мячом. К старшей группе у них уже будут развиты навыки владения мячом на среднем, а у некоторых детей и высоком  уровне. В подготовительной к школе группе, дети уже свободно играют и выполняют задания с мячом. При этом параллельно развиваются и нравственные качества. Приведенный ниже конспект одного занятия в подготовительной группе целесообразно использовать в средине учебного года, когда навыки владением мячом у большинства детей достигли высокого уровня.

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ.

Подготовительная группа.

ЦЕЛЬ: 

Научить детей старшего дошкольного возраста игре баскетбол.

ЗАДАЧИ: 

1. Обучать детей ведению мяча на месте.

2. Совершенствовать навыки передачи – ловли мяча от груди.

3. Закреплять знания по правилам игры баскетбол.

4. Воспитывать волевые качества: чувство товарищества, взаимовыручки.    

ХОД ЗАНЯТИЯ (по принципу круговой тренировки).

1. ВВОДНАЯ ЧАСТЬ (3 минуты).  

а) Построение в шеренгу.

- Воспитатель сообщает цель, задачи   занятия.

б) Ходьба по залу с выполнением заданий:

- на носках;

- на пятках;

- с высоким подниманием колен.

в) Бег:

- по диагонали-

-  по кругу;  

-  змейкой;

г) Прыжки:

- подскоки;

- приставным шагом правым и левым боком.

д) Ходьба с выполнением упражнений на восстановление дыхания.

2. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ (25 минут).

а) ОРУ (в движении, ходьба по кругу; 5 минут):

-  сгибание и разгибание пальцев рук;

- круговые движения кистями рук;

- махи прямыми руками вверх – вниз;

- легкий бег 30 секунд по кругу;

- наклоны вперед;

- наклоны вправо – влево;

- прыжки на правой, левой ноге поочередно;

- выпады вперед правой, левой ногой поочередно;

- прыжки на двух ногах, взмахи руками вверх (коснуться баскетбольного мяча).

б) Перестроение в три колонны.

в) Подвижная игра «ПЕРЕДАЛ – САДИСЬ» (2 минуты)

г) Работа с баскетбольным мячом по заданию, построение свободное по залу: (7 минут)

- передача мяча из руки в руку, под коленом, за спиной;

- подбрасывание мяча вверх –  хлопок – ловля;

- подбросить мяч вверх – поворот на 180о – ловля;

Работа с баскетбольным мячом в движении (ходьба по кругу):

- бросок и ловля мяча;

- ведение мяча на месте правой и левой рукой;

- ходьба приставным шагом вправо, влево подбрасывая мяч.

д) Игра малой подвижности «БУДЬ ВНИМАТЕЛЕН!» (2 минуты)

- дети становятся в кружок, в середине – ведущий. Ведущий бросает мяч кому-либо из круга, применяя обманные действия, и тот должен поймать мяч.

е) Работа с мячом в парах, через сетку (2 минуты):

- передача мяча от груди;

- передача мяча от груди с двумя шагами.

ж) Подвижная игра «У КОГО МЕНЬШЕ МЯЧЕЙ» (2 минуты):

Две команды расположены на площадке, разделенной сеткой. У каждой команды по 5 мячей. После сигнала игроки стараются перебросить свои мячи на поле противника. Выигрывает та команда, у которой на площадке меньше мячей.

з) Расчет на 1 – 2 – 3 й.  Воспитатель напоминает правила игры в баскетбол.

и) Игра в спортивную игру баскетбол (4 минуты).

                 

3. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ (2минуты).

- упражнения на восстановление дыхания;

- подведение итогов.

Из анализа конспекта видно, что общая плотность занятия, его интенсивность высокие. Это достигается за счет того, что задания и игры детям хорошо знакомы. За счет этого моторная плотность занятия держится на высоком уровне. Воспитатель напоминает детям о взаимопомощи на протяжении всего занятия. Тем самым воспитывая у детей нравственные качества товарищества, взаимопомощи. Итогом всего занятия является игра в баскетбол. На этом этапе у детей эмоциональная составляющая достигает наивысшей точки. В связи, с чем могут возникнуть конфликтные ситуации. Здесь компетентность воспитателя имеет очень большое значение.

Правила игры баскетбол, а так же оборудование спортивной площадки, инвентарь необходимый для того что бы дети имели представление, знали и умели выполнять  элементы этой игры. Уже на начальном этапе обучения у детей появляется интерес к баскетболу, так как мяч – сам по себе очень интересен детям. Задания и игры с мячом детям нравятся.

 Очень ценно, что занятия спортивными играми вообще и в частности баскетболом способствуют воспитанию у дошкольников положительных черт характера, создают благоприятные условия для воспитания дружеских отношений в группе, взаимопомощи. Эти качества начинают формироваться с первых занятий. Когда дети выполняют задания в парах, они стараются помочь друг другу, подать мяч если кто – то не смог его удержать или поймать после передачи.

Необходимость внедрения спортивной игры в баскетбол в образовательную программу дошкольного образовательного учреждения в разделе физическая культура очевидна. Спортивная игра баскетбол представляет собой ряд разнообразных заданий с мячом, которые помогают детям не только развить свои координационные способности, ловкость, выносливость, дружеские отношения в коллективе, но и эффективным средством закаливания организма ребенка, так как занятия можно проводить летом и зимой на открытом воздухе.

В зависимости от того, насколько учитываются возрастные особенности  детей, физические способности дошкольников, спортивные игры и упражнения могут давать различные результаты в оздоровительном, воспитательном и образовательном отношении.

Исследуя литературу по данной теме, я пришла к выводу, что не так много авторов занимались исследованиями  в этом направлении. Однако те из них, кто занимался этим вопросом достаточно полно описали теорию и методику преподавания элементов спортивной игры баскетбол в детском саду. Они наглядно доказали какое важное место в развитии детей дошкольного возраста  имеют занятия с элементами спортивных игр, в том числе и баскетбола. Дети не только развивают физические качества, но и укрепляют своё здоровье путем закаливания своего организма. Поэтому я считаю, что необходимо внедрять элементы спортивной игры баскетбол в образовательную программу дошкольных образовательных учреждений в разделе «физическая культура».

  1. ЛИТЕРАТУРНЫЕ ИСТОЧНИКИ.
  1. Адашкявичине Э.Й. «Спортивные игры и упражнения в детском саду», Москва, «Просвещение», 1992г.

2.Бабаева Т.И., Гогоберидзе А.Г., Михайлова З.А., «Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования», Санкт – Петербург, «Детство-пресс», 2011г.

3. Гуревич И.А. «300 соревновательно – игровых заданий по физическому воспитанию», Минск, «Вышэйшая школа» 1994г., издание 2 – е, стереотипное.

4. Кенеман А.В., Кистяковская М.Ю., Осокина Т.И., «Физкультурная подготовка детей 5 – 6 лет к занятиям в школе»,  Москва «Просвещение», 1980г.

5.Степаненкова Э.Я. «Теория и методика физического воспитания и развития ребенка», Москва, АСАDEMIA, 2001г.

nsportal.ru

Расположение баскетбольного кольца в детской комнате

Как правило, выбор спортивного инвентаря для установки в детской комнате зависит от возраста и параметров безопасности того или иного оборудования, также, не менее значительным фактором при выборе является размер комнаты ребенка и квартиры в общем.

Разновидности

Каждому известно, что такое баскетбол и как в него играют, но детский инвентарь отличается от обычных колец для игры. Среди детского инвентаря для игры выделяют амортизирующие и не амортизирующие кольца.

Первые предусматривают наличие в своей конструкции специальных пружин, которые возвращают снаряд на свое место при его опускании вниз, эти пружины располагаются между щитом и кольцом.

Второй вид детских колец не предполагает никаких дополнительных механизмов, это обычное кольцо с сеткой, которое скрепляется с игровым щитом с помощью крепежных болтов, эта конструкция монолитна и не предполагает никаких дополнительных функций.

Существуют также детские игрушки такого типа, в которых есть специальные механизмы для извлечения звука, их задействование издает звуки, например, звук ликующей толпы. Такая функция придает дополнительный азарт и интерес к игре со стороны малыша.

        

Актуальность установки баскетбольного кольца в детскую

Баскетбольное кольцо в интерьере детской комнаты является отличной альтернативой спортивной горке. Можно, конечно установить и полноценную горку, однако, по причине того, что она довольно громоздка и из-за сложности ее установки, в детской с небольшой площадью реализовать такую задумку практически невозможно, тогда как рассматриваемый снаряд занимает немного места и его установка не становится какой-либо проблемой. Кроме всех перечисленных преимуществ, игра в баскетбол для активных детей станет очень интересной.

       

Правила выбора

При выборе кольца, нужно уделить внимание следующим нюансам:

  • материал изготовления: он должен быть качественным, некоторые производители изготавливают красивые изделия, однако их эксплуатационные свойства оставляют желать лучшего, лучше всего служат именно металлические кольца;
  • толщина обода: стандартное качественное кольцо имеет толщину от 8 мм;
  • если снаряд амортизирующий, уделите внимание и пружине, она должна быть достаточно жесткой.

        

Установка

Устанавливать кольцо для баскетбола в детской достаточно просто, да все зависит от того, какой именно снаряд вы выберете, но сложностей возникать не должно. Установка кольца может выполняться двумя способами:

  • при помощи крепежных болтов или дюбелей;
  • враспор, с помощью специального предусмотренного механизма;
  • к полу, если конструкция кольца имеет специальную ножку.

Итак, крепление при помощи специальных болтов – это, наверное, самый сложный способ, ведь здесь нужно учитывать то, насколько ровно повешен снаряд, а также прочность материала, который является основой для монтажа.

Установка враспор более простая и более практичная. Первым преимуществом является то, что не нужно сверлить основу для установки, это особенно актуально, если вы живете в съемной квартире, а договор аренды не предусматривает то, что вы имеете право выполнять такие работы. Второе преимущество, это то, что после снятия снаряда, не остается никаких следов того, что он вообще там был. Третье преимущество, если вы захотите сделать косметический ремонт, на демонтаж потребуется немного времени.

Монтаж кольца в пол – это также один из самых простых способов. Если конструкция снаряда предусматривает такой монтаж, то есть возможность, что его закрепление вообще не потребуется, крепление в этом случае необходимо только с целью достижения дополнительной безопасности, то есть, закрепив снаряд в пол, вы будете уверены, что вся конструкция не потеряет устойчивость и не упадет на ребенка.

        

__________________________________________________

Почитать еще:

sosedi-online.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о