Виды ведения мяча в баскетболе – Основные формы ведения мяча | Баскетбол
Основные формы ведения мяча | Баскетбол
Высокое (скоростное) ведение. Высокое, или скоростное, ведение применяется в тех случаях, когда важна скорость и защита позволяет выполнить его (например, при проходе к корзине, быстром прорыве или при продвижении мяча в передовую зону без сопротивления противника). Тело игрока при высоком ведении почти выпрямлено, ноги слегка согнуты в коленях для лучшего равновесия, и скорость передвижения ограничивается только его способностью контролировать мяч. Для искусного дриблера это ограничение должно быть очень близким к его высшей скорости бега. Рука, ведущая мяч, почти полностью выпрямлена. Мяч толкается вперед со стороны руки, осуществляющей ведение. Высота отскока колеблется от уровня пояса до плеч, в зависимости от индивидуальных особенностей игрока, но должна быть такой, чтобы позволить максимальную скорость бега. Мяч постоянно посылается в пол движением, напоминающим работу насоса.
Низкое ведение с укрыванием мяча
Ведение с изменением темпа
. Используется для того, чтобы заставить защитника ослабить внимание. Это отличный маневр при проходе с использованием заслона или при обыгрывании защитника, находящегося в хорошей позиции. Изменение темпа осуществляется за счет различной скорости ведения. Например, переход от медленного к быстрому ведению можно применить после обмана защитника, ожидающего обычного ведения. Переход от быстрого ведения к медленному и снова к быстрому применяется при проходе к корзине. При замедленном ведении легче обмануть защитника, ожидающего полной остановки или изменения направления движения.www.offsport.ru
Основные правила ведения мяча | Баскетбол
Тремя наиболее важными правилами ведения являются: стойка, контроль мяча и поле зрения.
1. Стойка. Основное положение тела при ведении мяча следующее: колени согнуты, таз слегка опущен, а вес тела подан вперед на заднюю часть впереди стоящей ступни: верхняя часть туловища наклонена вперед, а голова и плечи держатся прямо для равновесия и контроля; свободная рука в случае необходимости готова к укрыванию. Различные способы ведения требуют различной степени сгибания ног, но положение тела должно быть таким, чтобы предоставить дриблеру различные возможности: выполнить бросок, передачу, изменить направление движения или остановиться.
2. Контроль мяча. Мяч контролируется пальцами, кистью, локтем и рукой, регулирующей высоту и скорость отскока мяча и способствующей боковому или продольному продвижению. Ладонь согнута в виде чашечки и никогда не касается мяча, пальцы удобно разведены, а ведение начинается мягким движением кисти, которая толкает мяч в направлении пола. В момент отскока мяч ловится пальцами и кистью, смягчающей движение мяча вверх, и снова ударяется в пол.
Ни один игрок не может считаться искусным дриблером, если не умеет вести мяч одинаково хорошо обеими руками.
3. Поле зрения. Периферическое зрение так же важно для дриблера, как и для игрока, передающего мяч. Поле зрения дриблера должно включать все, что находится впереди от воображаемой линии, проведенной через линию плеч и продолжающейся до границ площадки. Хотя дриблер никогда не должен специально смотреть на мяч, мяч должен непрерывно находиться в поле его зрения, так же как и все игроки, судьи, разметка площадки и корзина.
Периферическое зрение игрока может быть развито до таких пределов, что возможно контролировать все объекты в пределах 180°; а поворачивая голову на 90° направо и налево — соответственно всю площадку, и все это за время меньшее, чем требуется на выполнение одного удара мячом об пол. Это качество особенно ценно для разыгрывающих игроков. Тренеры могут продемонстрировать опыт, поместив лампу сзади игрока на расстоянии 3 м и заставляя его поворачивать голову на 90° направо и налево. Нормально развитое периферическое зрение позволяет игроку видеть лампу с каждой стороны, не поворачивая плеч.
www.offsport.ru
Ведение мяча | Техника игры
Ведение мяча осуществляется последовательными толчкообразными касаниями к нему рукой с одновременным продвижением игрока. Само по себе ведение не сложно, пока оно проводится как упражнение, но ведение в процессе соревнования осложняется тем, что игрок должен, двигаясь и толкая мяч, в то же время следить за расположением партнеров, противников и ориентироваться на корзину. Для этого очень важно иметь хорошо развитое распределенное внимание, чтобы игрок успевал одновременно следить за несколькими объектами. При высокой технике владения мячом возможно периодически переводить взгляд с мяча на площадку.
Техника ведения заключается в следующем: игрок накладывает кисть согнутой руки с свободно разведенными пальцами на поверхность мяча, обращенную к игроку (рис. 41а). Затем толчкообразным движением руки и пальцев мяч направляется вниз-вперед (рис. 416). Основная работа приходится на кисть и предплечье с осью вращения в локтевом суставе. Движения должны быть мягкими и производиться с таким расчетом, чтобы мяч отскакивал на нужную высоту. После отскока мяч встречается согнутой в локте рукой (рис. 41в). Ноги должны быть все время согнутый поясница опущена—этим достигается понижение центра тяжести, способствующее сохранению равновесия и изменению направления движения. Туловище слегка наклоняется вперед для укрывания мяча и удобства продвижения. Чрезмерный наклон туловища и опускание головы лишают игрока возможности следить за обстановкой на площадке.
Скорость движения игрока зависит от высоты отскока и угла, под которым мяч ударяется о площадку. Чем выше отскок и меньше угол, тем дальше от игрока отражается мяч; следовательно, приходится бежать быстрее, чтобы не упустить мяча. При низком и вертикальном отскоке мяч все время находится перед игроком, поэтому продвижение замедляется. Из сказанного вытекают тактические приемы ведения. Если путь игрока свободен, он может продвигаться, отпуская мяч далеко от себя. Если же игроку приходится вести в непосредственной близости от противников, мяч следует держать возможно ближе к себе.
Для того, чтобы пройти с мячом мимо противника, не отклоняясь в сторону, применяется ведение со снижением (рис. 42). Выполняется оно следующим образом: не доходя примерно одного шага до противника, ведущий низко нагибается и прижимает мяч почти к земле, накрывая его туловищем (рис. 42 а, б). После двух трех очень быстрых и коротких толчков по мячу (с высотой отскока 10—15 см), которые выполняются преимущественно кистью (рис. 42 в) и дают возможность провести мяч под вытянутой рукой противника, игрок переходит на обычное ведение.
Изменение направления ведения достигается тем, что кисть накладывается в различные точки поверхности мяча с последующим выпрямлением руки в нужном направлении или с попеременным касанием мяча правой и левой рукой (рис. 43). Чтобы отклониться влево, кисть правой руки накладывается на мяч с правой стороны, и одновременно с этим туловище отклоняется влево (рис. 43 а). Для поворота вправо рука должна касаться мяча с левой стороны (рис. 43 б) с последующим выпрямлением ее в направлении поворота (рис. 43 в).
Так ведут мяч главным образом в тех случаях, когда нужно резко изменить направление движения или обвести противника.
Чрезвычайно важно, чтобы ведение заканчивалось уверенной остановкой. Для этого при последнем шаге нужно резко согнуть колени.
Мяч нужно захватывать только в момент остановки. В противном случае возможна пробежка.
При ведении следует помнить, что мяч не должен выходить из-под контроля игрока.
Ведение мяча | Техника владения мячом
Ведение мяча — технический прием, пользуясь которым каждый игрок самостоятельно может двигаться с мячом по площадке на неограниченное расстояние.
Техника ведения мяча заключается в следующем: мяч направляется вниз только кистью руки с широко расставленными не напряженными пальцами. Рука в локтевом суставе почти неподвижна. Для сохранения маневренности при ведении мяча важную роль играет работа ног. Ноги должны быть немного согнуты в коленях и хорошо пружинить (рис. 9). На прямых ногах трудно быстро вести мяч и особенно трудно без пробежки остановиться или изменить направление движения.
Рис. 9. Ведение мяча
Сила толчка кисти должна быть такой, чтобы мяч мог отскочить от пола на нужную высоту.
Скорость продвижения зависит от угла, под которым мяч ударяется о пол, от высоты отскока и от частоты ударов. Чем острее (наклоннее) угол падения мяча и выше отскок, тем дальше от игрока отскакивает мяч. Чем дальше отскакивает мяч, тем быстрее должен бежать игрок, чтобы его догнать.
Если же мяч направлять на пол перпендикулярно, то продвижения вперед не будет. Варьируя разными углами падения, силой и частотой толчка, можно применять ведение мяча в разных направлениях, с различной высотой и скоростью. Ведение — это подсобный, сугубо индивидуальный технический прием и применяется только:
1. При индивидуальной борьбе с противником и уходе от него (обводка противника).
2. Для индивидуального продвижения с целью атаки корзины или в случаях отсутствия возможности передачи.
Бег самого быстрого и техничного игрока, применяющего ведение мяча, будет медленнее, чем бег игрока без мяча: поэтому применять ведение мяча целесообразно только в случаях, указанных выше, и не нужно злоупотреблять им, если есть возможность передать мяч партнеру.
Ведение мяча можно производить правой и левой рукой и продвигаться вперед, назад, в стороны и стоя на месте.
www.offsport.ru
Ведение мяча | Техника игры
Из блокнота Пивота
1. Не допускай небрежности при выполнении передач.
2. Выполняй передачи быстро.
3. При передачах действуй решительно.
4. При выпуске мяча контролируй его кончиками пальцев.
5. Перед передачей отвлекай защитника головой и взглядом.
Одна из основ баскетбола — это умение надежно контролировать мяч. Теперь, приступая к изучению ведения, самое время познакомиться с другим важным навыком — умением контролировать движения своего тела при владении мячом.
Игрок, ведущий мяч, или дриблер, только в том случае сумеет сохранить мяч и обыграть защиту, если он постоянно будет находиться в положении равновесия и иметь возможность управлять своими движениями (рис. 41).
Ведение осуществляется за счет движений предплечья, кисти и пальцев. В исходном положении слегка наклонись вперед, расслабь колени, держи предплечье параллельно полу и полностью расслабь руку. Из этого положения подними предплечье на 10—15 см вверх, сохраняя расслабленными пальцы и кисть, затем опусти его на 30 см. Удерживай плечо неподвижным, действуя только предплечьем в локтевом суставе при расслабленных пальцах и кисти (рис. 42).
Движения руки при ведении должны походить не на шлепки по мячу, а на толчки вниз расслабленными пальцами. Тренируй эти толчки до тех пор, пока не сможешь выполнять их плавно и ритмично любой рукой. Затем, используя то же расслабленное движение, начни ударять мячом в пол (рис. 43). Не шлепай по мячу, а просто толкни его вниз и потом подними руку вверх вместе с мячом. После толчка удерживай руку внизу, ожидая отскока мяча. Затем подними руку вверх вместе с ним.
Теперь снова толкни мяч вниз. Во время движения предплечья вверх и вниз пальцы должны постоянно контролировать мяч — это позволит лучше управлять мячом во время ведения.
Попробуй сделать то же другой рукой и тренируйся до тех пор, пока не научишься свободно вести мяч любой рукой не глядя на него. Надо смотреть на пол в нескольких метрах перед собой.
Когда освоишь ведение на месте, начинай двигаться вперед, продолжая вести мяч. Старайся не смотреть на него. Если ты будешь смотреть на мяч, то не сможешь видеть, что в это время делают другие игроки. Поначалу двигайся шагом.
Запомни: чтобы двигаться вперед, нужно и мяч толкать слегка вперед, а не вниз, как при ведении на месте (рис. 44). Когда научишься вести мяч без зрительного контроля при медленном движении вперед, переведи его на другую руку и продолжай тренироваться в ведении другой рукой. Не пытайся переходить на быстрое ведение до тех пор, пока движения ног и рук не станут свободными и естественными.
Совершенно очевидно, что пока ты находишься в высокой стойке, мяч относительно не защищен. Защитник сможет легко выбить мяч, совершающий длительное путешествие от твоей руки к полу (рис. 45). Чтобы не допустить этого, согни колени, уменьшая расстояние между рукой и полом. Сначала попробуй эту стойку без мяча. Она несколько напоминает стойку спринтера на старте. Подвигайся в низкой стойке.
Затем, сохраняя низкое положение, приступай к ведению мяча. Теперь тебе надо быть особенно внимательным в выборе расстояния между собою и мячом (рис. 46).
Если ты будешь вести мяч чересчур близко, возникнет опасность, что заденешь его коленом и потеряешь. И наоборот, если толкнешь мяч чересчур далеко, трудно будет сохранить контроль за ним при ведении. Во время тренировок ты найдешь лучшую дистанцию между собой и мячом при движении с любой скоростью и в любой стойке.
Когда овладеешь низким ведением и начнешь увеличивать скорость, тебе придется вновь подняться в высокую стойку. Но при малейшей угрозе со стороны соперника нужно переходить на низкое ведение.
На рис, 47 показано, как укрывать мяч при ведении. Чем ниже ведение, тем труднее сопернику отобрать мяч.
Во время ведения удерживай обе руки перед собой. Тебе может показаться более удобным опустить свободную руку вниз. Однако правильнее держать ее впереди. Это необходимо для того, чтобы закрыть мяч от соперника (рис. 48).
При ведении так же, как и при передачах, умение видеть площадку является самым ценным качеством. Поднятая голова позволит тебе следить за действиями партнера и соперника. Однако помни, что если каждый раз смотреть в ту сторону, куда собираешься начать ведение, то соперник сможет легко разгадать твой замысел. Если же ты будешь удерживать свой взгляд на полу перед собой так, чтобы он проходил поверх кисти ведущей руки, ты сможешь следить за партнерами не глядя на них, а соперник никогда не догадается о твоем следующем движении.
Ведение мяча — один из наиболее важных приемов, которым должен владеть каждый баскетболист.
www.offsport.ru
РАЗНОВИДНОСТИ ВЕДЕНИЯ МЯЧА В БАСКЕТБОЛЕ, ФУТБОЛЕ, МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ (НА ПРИМЕРЕ ОДНОГО СПОСОБА).
Обратная связь
ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ
Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение
Как определить диапазон голоса — ваш вокал
Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими
Целительная привычка
Как самому избавиться от обидчивости
Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам
Тренинг уверенности в себе
Вкуснейший «Салат из свеклы с чесноком»
Натюрморт и его изобразительные возможности
Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.
Как научиться брать на себя ответственность
Зачем нужны границы в отношениях с детьми?
Световозвращающие элементы на детской одежде
Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия
Как слышать голос Бога
Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)
Глава 3. Завет мужчины с женщиной
Оси и плоскости тела человека — Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.
Отёска стен и прирубка косяков — Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.
Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) — В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.
ФУТБОЛ
Ведение мяча. С помощью ведения осуществляются всевозможные перемещения игроков. При этом мяч находится под их постоянным контролем. При ведении используют бег (иногда ходьбу) и выполняют в различной последовательности и разном ритме удары по мячу ногой.
Ведение мяча ногой. Это основной прием ведения, который представляет собой сочетание бега (реже ходьбы) и ударов по мячу ногой различными способами (рис. 216).
Ведение ногой: 1) внешней частью подъема, 2) средней частью, 3) внутренней, 4) носком, 5) внутренней стороной стопы. Условия выполнения (по прямой, дугами, с изменением направления и скорости движения)
Основы обучения ведению мяча
Одной из главных задач при обучении данному приему является достижение слитности движений. Решение такой задачи обеспечивается тренировкой в ведении мяча различными способами, с различной скоростью, в различных направлениях и в усложненных условиях — с использованием препятствий (подвешенных мешков; стоек; барьеров и игроков).
Для освоения ведения мяча на высокой скорости используют метод сопряженного воздействия — речь об этом пойдет несколько ниже. Рекомендуется применять большое количество игр и игровых упражнений.
Специалисты советуют упражнения, направленные на совершенствование в технике ведения мяча различными способами, включать в подготовительную часть тренировочного занятия.
Последовательность обучения ведению мяча
Обучение необходимо осуществлять в такой последовательности: ведение внешней частью подъема, ведение внутренней частью подъема и внутренней стороной стопы, ведение серединой подъема, ведение носком, ведение бедром, ведение головой.
На первом этапе учатся вести мяч во время ходьбы, затем — во время бега, постоянно увеличивая скорость передвижения.
Второй этап обучения — выполнение ведения мяча поочередно левой и правой ногой по прямой линии, затем по дуге, “восьмеркой” и, наконец, “слаломом” (между флажками, “фишками”).
Третий этап — закрепления и совершенствования — предполагает выполнение различных задач с применением ведения мяча. Например, ведение мяча после передачи партнера, ведение с остановками по сигналу, выполнение ударов по воротам (мишени) после ведения мяча; ведение мяча в усложненных условиях: на фоне утомления, при наличии дефицита времени, в ограниченном пространстве, на фоне ограничения деятельности ведущих анализаторов (слуховых, зрительных), при активном противодействии соперника и т.д.
33.МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ БРОСКУ МЯЧА ОДНОЙ РУКОЙ ОТ ПЛЕЧА В БАСКЕТБОЛЕ (ОДНОЙ РУКОЙ В ГАНДБОЛЕ): ТИПИЧНЫЕ ОШИБКИ ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ, ИХ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ И ИСПРАВЛЕНИЕ.
Весь процесс подготовки в бросках должен быть подчинен созданию наиболее благоприятных условий для развития на-выков точного броска. Точность броска в значительной мере зависит от техники.
Для правильной техники большое значение имеет исходное положение. На этом при обучении сосредоточивается внимание. Важны также согласованность движений и их направление. Параллельно обучению движениям броска должен воспитываться навык прицеливания. Занимающихся надо научить видеть одновременно и цель, и мяч, контролируя зрением свои движения до момента их завершения.
Поскольку корзина сама по себе является эмоциональным фактором, отвлекающим внимание начинающего баскетболиста, первые упражнения выполняются без нее в передачах с траекторией, соответствующей полету мяча при броске. В первых упражнениях с корзиной вначале внимание обращается на прицеливание, затем на траекторию полета мяча. Акцент на попадании следует делать лишь в том случае, если есть уверенность в правильности движения. Для облегчения задачи на первом этапе необходимо давать за-нимающимся дополнительные ориентиры, облегчающие прицеливание, а также позволяющие контролировать свои движения. Изучаются броски в такой последовательности: с близкой дистанции, штрафные, средние и дальние, а затем добивание.
Для бросков с близкой дистанции применяются способы одной рукой. Первые упражнения выполняются под углом к щиту с исполь-зованием его в качестве дополнительного ориентира для прицеливания. Вначале выполняются упражнения для одной кисти с тем, чтобы занимающиеся почувствовали момент выпуска мяча и сами движения кисти, обеспечивающие попадание мяча в цель. Для этого все выстраиваются справа от кольца на расстоянии 1 м и, поочередно переводя мяч вверх и «скатывая» его с кисти, выполняют бросок с отражением от щита. Затем выполняются следующие упражнения:
1. Построение на середине боковой линии. Преподаватель с мячом в руках находится на уровне линии штрафного броска. Занимающийся выбегает из колонны, снимает мяч с руки преподавателя и выполняет бросок, не останавливаясь.
2. По мере правильного выполнения упражнения преподаватель подбрасывает мяч с тем, чтобы занимающийся овладел им в воздухе.
3. То же, но мяч ловится с передачи навстречу.
Наиболее часто встречаются следующие ошибки: прыжок в длину, а не вверх; нарушение ритма шагов при ловле (подскок). Первая ошибка исправляется путем объяснения и дополнительных упражнений в прыжках с разбега с толчком одной ногой. Во втором случае занимающемуся необходимо дольше упражняться в броске со снятием мяча с руки преподавателя.
34.ТЕХНИКА БРОСКА МЯЧА В ПРЫЖКЕ В БАСКЕТБОЛЕ (ГАНДБОЛЕ), МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ.
Бросок одной рукой сверху в прыжке (бросок в прыжке) — основное средство нападения в современном баскетболе. В состязаниях сильнейших мужских команд мира до 70 % всех бросков с игры выполняются именно этим способом, с различных дистанций. Есть несколько разновидностей данного броска. Выбирают их в зависимости от дистанций и особенностей противодействия защитника. В качестве типового проанализируем этот бросок со средней дистанции.
Подготовительная фаза: игрок получает мяч в движении и сразу делает стопорящий шаг левой ногой. Затем он приставляет к ней правую ногу, сгибая локти, выносит мяч на правой руке над головой, поддерживая его сбоку-сверху.
Основная фаза: игрок выпрыгивает толчком двумя ногами, при этом туловище развернуто прямо к кольцу, ноги слегка согнуты.
При достижении высшей точки прыжка игрок направляет мяч в корзину выпрямлением правой руки вперед-вверх и энергичным, но плавным движением кисти и пальцев. Мячу придается обратное вращение. Левую руку снимают с мяча в момент начала движения кисти правой. Расстояние от места отрыва от площадки до места приземления игрока после броска должно быть минимальным и составлять не более 25-30 см, что позволяет ему избежать столкновения с защитником.
При выполнении броска в прыжке со сравнительно близкого расстояния отпадает необходимость в большой амплитуде разгибания руки с мячом.
Основным бросковым движением становится движение кисти и пальцев, благодаря которому повышаются уровень исходного положения мяча непосредственно перед броском и точка выпуска мяча — тогда игрок может успешно преодолеть сопротивление соперника.
Бросок в прыжке с отклонением туловища назад стали применять и для атаки кольца с близких и средних расстояний при плотной опеке высокорослого защитника, обладающего хорошей прыгучестью. Мяч выпускают над головой вне центрального поля зрения игрока — он летит по навесной траектории, что в определенной степени затрудняет достижение высокой точности броска.
Большое значение в состязании приобретает быстрота выполнения броска или, как говорят, его скорострельность. Опыт показывает, что медленно выполненный бросок, как правило, встречает противодействие соперников, которое трудно преодолеть. Скорострельность броска можно увеличить, сократив время на подготовительные движения и их реализацию.
В настоящее время для бросков со средних дистанций наиболее широко применяется бросок в прыжке. Первые упражнения выполняются в виде имитации броска, вернее, передачи мяча в прыжке с траекторией, свойственной броску. Основное внимание должно быть обращено на своевременный вынос мяча в исходное положение, а затем на отталкивание для прыжка. Отталкивание должно быть кратковременным, а бросок выполняться в наиболее высокой точке прыжка.
Ошибки: несвоевременный вынос мяча в исходное положение; несогласованные движения рук и ног; отталкивание с носка, в результате чего получается не прыжок, а подпрыгивание; несвоевременный выпуск мяча.
Овладению своевременным выпуском мяча в безопорном положении помогают также упражнения: встать с мячом на возвышение (скамейку, стул), затем, выпрыгивая вверх, выполнить бросок.
Для правильного отталкивания на прыжок в движении надо упражняться без мяча. При выполнении упражнений необходимо следить, чтобы занимающийся ставил ноги на опору с пятки и соответственно подседал.
35. ТЕХНИКА ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ И ОВЛАДЕНИЯ МЯЧОМ В БАСКЕТБОЛЕ, МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ.
К технике противодействия и овладения мячом относятся: вырывание, выбивание и перехват мяча, накрывание и отбивание мяча при бросках, взятие отскока на своем щите.
Эти приемы изучаются после овладения занимающимися техникой соответствующих приемов нападения.
.1. Вырывание мяча
Вырывание мяча осуществляется в ситуации, когда нападающий несколько ослабил контроль над мячом. Сблизившись с соперником, защитник должен обхватить мяч руками как можно глубже (одной сверху, другой снизу) и сделать резкое движение на себя с одновременным поворотом туловища в сторону опорной ноги. Поворот мяча вокруг горизонтальной оси облегчает преодоление сопротивления противника.
^ Прием изучается после обучения занимающихся технике держания и ловли мяча в нападении.
Организационно-методические указания.
Предварительно обучить держанию и глубокому обхвату мяча.
Во всех упражнениях стимулировать развитие быстроты реакции при овладении мячом, используя различные и. п. и неожиданные стартовые сигналы (голос, хлопок, появление из-за спины мяча и т. п.) для начала активных действий.
Задавать домашние задания на развитие силы кистей: упражнения с теннисным мячом, кистевым эспандером и т. п.
Обучение приему начинать в ситуации пассивного противодействия нападающего, владеющего мячом на месте; по мере освоения техники вырывания изменять и.п., варьировать игровые ситуации и степень противодействия соперника.
Основные ошибки при выполнении вырывания мяча.
Плохой обхват мяча, осуществляемый одними пальцами без участия предплечий.
Отсутствие вращения мяча вокруг горизонтальной оси после его обхвата.
Недостаточно активный поворот туловища для овладения мячом.
Медленный переход к нападающим действиям после овладения мячом благодаря вырыванию.
.2. Выбивание мяча
Выбивание мяча — один из наиболее часто используемых приемов при игре в защите, позволяющий с большой эффективностью овладеть мячом.
Выбивание мяча в игре выполняют из рук соперника или при ведении мяча.
Выбивание мяча из рук соперника осуществляется, как правило, после активного противодействия владению мячом за счет неглубоких выпадов к нападающему и возвращению обратно в и.п., сопровождающихся движением вытянутой вперед рукой. В удобный момент следует короткий удар по мячу сверху или снизу кистью с плотно прижатыми пальцами.
^ Прием изучается после обучения ловле мяча двумя руками на месте и в прыжке, а также разновидностям передач.
Организационно-методические указания.
1. При обучении выбиванию мяча из рук соперника:
а) чередовать выполнение приема правой и левой рукой;
б) прием изучать первоначально в искусственно созданных условиях пассивной активности нападающего, постепенно увеличивать свободу его действий:
нападающий неподвижно стоит на месте;
нападающий имеет право на укрывание мяча только в одну, а затем в любую сторону;
нападающему позволено укрывать мяч за счет одного-двух, а затем неограниченного числа поворотов на месте.
В подвижных играх использовать несколько мячей.
3. Перехват мяча
Перехват мяча в игре осуществляется при его передаче или при его ведении.
^ Нападающий облегчает задачу защитнику, если ожидает посланный ему мяч на месте. В данном случае достаточно из закрытой стойки сделать шаг дальней от мяча ногой, оставляя за спиной соперника, и поймать мяч.
Защитник, владеющий достаточной реактивностью, может спровоцировать необходимую ему для перехвата передачу. Для этого он умышленно отдаляется от нападающего на 1 — 2 м, как бы притупляя его бдительность, и, находясь на согнутых ногах, смещается немного в сторону мяча, внимательно наблюдая за мячом и соперником периферическим зрением.
^ Прием изучается после овладения техникой ловли и передач мяча на месте и в движении.
Эту разновидность перехвата следует изучать, когда занимающиеся освоили ведение мяча.
Организационно-методические указания.
1. При обучении перехвату передачи мяча:
предварительно разъяснить принципы позиционной игры в защите, связанные с расположением соперника и мяча: 1) при опеке игрока на стороне мяча находиться в закрытой стойке; 2) при опеке игрока на дальней стороне от мяча занимать позицию в игровом защитном треугольнике (условные вершины: «подопечный—мяч —корзина»), сместившись в сторону мяча и направляя одну руку на подопечного, а другую на мяч;
изучение приема начинать в ситуации: подопечный неподвижно обозначает нападающего, далее продолжить в условиях пассивных действий опекаемого игрока и, наконец, в условиях, приближенных к игровым без каких-либо ограничений в действиях соперника;
на начальном этапе обучения облегчать задачу защитника, заранее задавая направление, траекторию и быстроту полета мяча.
^ Основные ошибки при выполнении перехвата мяча. При передаче мяча
1. Неэффективная стойка защитника: опущены голова, руки;
выпрямлены ноги, сильно наклонено вперед туловище.
2. Неправильная занимаемая защитником позиция:
3. Потеря контроля над игровой ситуацией: защитник поворачивается затылком к мячу или к нападающему, т. е. упускает из виду подопечного или мяч.
4. Накрывание и отбивание мяча при броске
Накрывание мяча при броске может осуществляться сзади, спереди и сбоку от нападающего
Для эффективного выполнения приема защитнику требуется выбор правильной позиции, состояние стартовой готовности его ног и рук: своевременное выпрыгивание и владение достаточно высоким прыжком в сочетании с рациональным движением рук.
^ Приемы противодействия броскам изучаются после обучения занимающихся разновидностям бросков с места, в движении и в прыжке.
Организационно-методические указания.
Высоту подвешивания мяча в подводящих упражнениях варьировать индивидуально в зависимости от прыгучести занимающихся; начинать со средней высоты, постепенно поднимая мяч до высоты максимального прыжка.
В подводящих и основных упражнениях пары занимающихся подбирать соответственно ростовым показателям и уровню развития скоростно-силовых качеств.
Варьировать расположение защитника по отношению к нападающему: спереди, сзади, сбоку.
При выполнении изучаемых приемов:
адающим действиям.
^ Основные ошибки при выполнении накрывания и отбивания мяча при броске.
Нерациональное и.п.: игрок находится в параллельной защитной стойке, на выпрямленных ногах или с опущенными руками — затруднено своевременное начало выполнения приема.
Защитник не удерживает в поле зрения ноги соперника: возникают сложности при определении момента начала броска.
5. Замедленный переход от защитных действий к нападающим (после результативного накрывания или отбивания мяча при бросках.
.5. Взятие отскока
Учитывая, что мяч отскакивает от корзины чаще всего не далее 3 м, защитник должен преградить путь своему подопечному как можно дальше от щита. Для этого в момент броска он делает шаг вперед, поворачивается на этой же ноге на 180° так, чтобы спина и разведенные в стороны руки, согнутые в локтях, входили в контакт с соперником и являлись преградой на пути его движения к щиту. Удерживая нападающего в этом положении, защитник переводит взгляд на мяч для определения траектории его отскока.
^ К обучению взятию отскока {овладению мячом в борьбе за отскок) на своем щите следует приступать на этапе совершенствования бросков, а для освоения эффективной техники данного приема защиты необходимо уделять ему достаточно много тренировочного времени.
Организационно-методические указания.
1. Обучать взятию отскока на своем щите на расстоянии не менее 3-4 м от корзины.
2. Сигналом для начала действий защитника во всех упражнениях служит момент выпуска мяча педагогом или третьим игроком.
З. Защитнику занимать позицию перед нападающим (ближе к своему щиту) в средней стойке; варьировать исходные позиции относительно щита для бросков и борьбы за отскок.
4. Педагогу на начальном этапе обучения указывать игрокам направление наиболее вероятного отскока мяча при броске из конкретной условной зоны.
^ Основные ошибки при выполнении взятия отскока на своем щите.
Неправильное и. п.: защитник находится за пределами игре-вого защитного треугольника, теряет из виду мяч или подопечного; располагается не на линии возможного движения нападающего к корзине или стоит на прямых ногах.
Переключение внимания защитника на мяч, а не на подопечного: сопровождение мяча взглядом с момента его выпуска без выполнения отблокирования соперника — нападающий легко обходит опекуна и овладевает мячом.
Отсутствие у защитника контакта спиной или согнутыми руками с нападающим в положении для его блокирования, прямые ноги в защитной стойке — соперник без труда выходит к мячу из-за спины обороняющегося игрока.
Нет встречного движения к мячу после отблокирования нападающего: защитник ждет мяч на месте.
После обхвата мяча в воздухе игрок не укрывает его наклоном туловища и сгибанием рук вперед: возможно выбивание мяча соперником.
Приземление на узко или широко расставленные ноги: потеря равновесия или трудности с быстрым началом дальнейших действий.
36.ТЕХНИКА ПЕРЕМЕЩЕНИЙ В ВОЛЕЙБОЛЕ, МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ.
Прежде чем осуществить тот или иной технический прием, волейболист перемещается по площадке. Основная цель таких перемещений — выбор места для выполнения технических приемов. Техника перемещений включает стартовые стойки и различные способы перемещений.
Стартовые стойки. Их задача — приобретение максимальной готовности к перемещению. Это возможно в том случае, если игрок принимает неустойчивое положение, при котором ему легко начать движение. Для принятия оптимальной стоки необходимы относительно небольшая площадь опоры и незначительное сгибание ног в коленях. Она позволяет в начале движения выполнить толчок ногой от опоры, быстро вывести ОЦТ тела за границу опоры и быстро, без больших усилий начать перемещение в любую сторону. Выделяются три типа стартовых стоек.
Устойчивая стойка — одну ногу (чаще разноименную сильнейшей руке) ставят впереди другой. ОЦТ тела игрока проектируется между ног на середине площади опоры, ноги согнуты в коленях, туловище несколько наклонено, руки согнуты в локтях и вынесены вперед.
Основная стойка — обе ноги расположены на одном уровне, стопы параллельны на расстоянии 20-30 см друг от друга. ОЦТ тела игрока проецируется на середину опоры, вес тела равномерно распределен на обе ноги, согнутые в коленях. Туловище несколько наклонено вперед,согнутые в локтях руки вынесены перед туловищем (рис. 3).
Неустойчивая стойка — обе ноги расположены на одном уровне, аналогично основной стойке. Игрок стоит либо на носках, либо на полной ступне; однако в последнем случае вес тела приходится на переднюю треть стоп обеих ног. Ноги согнуты в коленях, руки согнуты в локтях и вынесены вперед.
Приняв определенную стойку, игрок может либо стоять неподвижно на месте, переступая с ноги на ногу или подскакивая на обеих ногах, — это активизирует деятельность мышечного аппарата ног и помогает быстрее начать перемещение. Такие стойки называют соответственно статическими и динамическими.
Особенности стартовых стоек следующие:
во всех случаях начало движения в любую сторону из положения стартовой стойки осуществляется быстрее и точнее, чем из обычного положения;
начало движения из положения динамических стоек осуществляется быстрее, чем из положения статических стоек;
независимо от типа стоек скорость движения в стороны определяется по рангу: вперед-влево — вправо-назад;
наиболее оптимальной является основная стойка (статическая, динамическая).
В различных игровых ситуациях при выполнении различных технических приемов могут использоваться все типы стартовых стоек.
Перемещения. Перемещения по площадке осуществляют ходьбой, бегом, скачком.
Ходьба — игрок перемещается пригибным шагом. В отличие от обычного шага здесь ногу выносят вперед слегка согнутой в колене. Это позволяет избежать вертикальных колебаний ОЦТ тела и быстро принимать исходные положения для выполнения технических приемов. Кроме обычного шага можно применять приставной и окрестный шаги.
Бег характеризуется стартовыми ускорениями, незначительными расстояниями перемещения, резкими изменениями направления и остановками. Осуществляют его тем же пригибным шагом, позволяющим сохранить высокую скорость движения на малом расстоянии передвижения. Последний беговой шаг по длине должен быть наибольшим и заканчивается стопорящим движением вынесенной вперед ноги, ана-логичным напрыгивающему шагу при нападающем ударе. Это позволяет быстро делать остановки после перемещения или резко менять его направление.
Скачок — это широкий шаг с безопорной фазой. Как правило, скачок сочетается с шагом или бегом. Перемещение может заканчиваться скачком, позволяющим быстрее завершить его.
37.ОБМАННЫЕ ДЕЙСТВИЯ ИГРОКА НА ПРИМЕРЕ БАСКЕТБОЛА, ВОЛЕЙБОЛА, ФУТБОЛА.
ВОЛЕЙБОЛ
Обманной передачей называется такое действие игрока, когда он, имитируя намерение сделать передачу партнеру, направляет мяч в незащищенную («пустую») зону площадки противника. Если это делается непосредственно с подачи противника, то называется обманными первыми передачами. Этими передачами нужно пользоваться очень осторожно и только в тех случаях, когда игрок уверен, что «обман» застигнет противника врасплох.
Игрок, выполняющий вторую передачу, должен принять правильное тактическое решение, оценив следующие моменты:
где располагаются слабейшие блокирующие противника;
из какой зоны противник ожидает удар;
если первая передача сделана на удар, то решить, следует ли произвести удар или применить откидку.
Перечисляем разновидности вторых передач, которые может применить игрок в зависимости от принятого им тактического решения.
1. Обычные вторые передачи.
Они направлены на осуществление той или иной комбинации,
2. Скрытые вторые передачи.
Игрок делает вид, что передача будет сделана в определенную зону, и даже поворачивается туда лицом, а направляет передачу в другую зону (передача за голову, через сторону) или показывает, что передача будет сделана ближайшему игроку, а осуществляет длинную передачу на противоположный край сетки и т. д.
3. Обманные передачи»
Игрок делает вид, что будет выполнена вторая передача одному из партнеров, а направляет неожиданно мяч в открытую зону площадки противника (наиболее уязвимыми являются места у боковых линий в непосредственной близости за блокирующими). Обманные передачи игрок может делать стоя или в прыжке с имитацией откидки.
megapredmet.ru
Разновидности ведения мяча в баскетболе
Различают две разновидности ведения мяча в баскетболе — с высоким и низким отскоком мяча от пола игровой площадки.
Ведение с высоким отскоком мяча характерно энергичным разгибанием руки в локтевом суставе. Баскетболист встречает отскочивший от опоры мяч широко расставленными пальцами, предплечье опущено.
Сгибая руку, баскетболист несколько сопровождает мяч вверх, а затем снова энергично толкает его вниз под определенным углом. Ноги согнуты до положения полуприседа, туловище немного наклонено, голова прямо, взгляд направлен вперед.
При ведении с низким отскоком мяча ноги сгибают сильнее. Ведение осуществляется частыми толчками мяча кистью с отскоком его не выше коленных суставов.
Главное чему стоит научиться в технике ведения мяча в баскетболе — отсутствие зрительного контроля, синхронная работа рук и ног, равноценность правой и левой рук, высокая скорость передвижения.
Ведение мяча выполняется по прямой линии, дуге или кругу. Оно может проходить с изменением направления траектории и скорости движения. Также баскетболист может менять высоту отскока мяча от пола, выполнять переводы мяча впереди себя и за спиной.
Если баскетболист со своими партнерами по команде делает атаку на корзину противника, или совершает стремительную контратаку после ошибки соперника, то ему нужно вести мяч с высоким отскоком. Так игрок баскетбола сможет развить большую скорость движения по площадке и свободно двигаться в любом направлении.
Если игрок баскетбольной команды попадает в обстановку, когда его плотно опекает защитник команды соперников, ему стоит переключиться на ведения мяча в баскетболе с низким отскоком. Чем меньше расстояние от ладони до пола, тем лучше можно контролировать баскетбольный мяч.
Разновидности ведения мяча в баскетболе имеют одну общую особенность. В двух вариантах (или с высоким или с низким отскоком) ведение мяча происходит либо со зрительным контролем, либо без зрительного контроля.
Каждый опытный баскетболист обязан научиться выполнять оба варианта ведения. А когда юный баскетболист полностью освоит их по отдельности, можно попытаться комбинировать их вместе.
Читатели баскетбольного блога Pro-Basketball.Ru, если Вам что-то непонятно по поводу прочитанного материала, задавайте свои вопросы в комментариях, я немедленно отвечу на них.
Популярность: 8%
pro-basketball.ru