Нападение в баскетболе. Основы | Тренер по баскетболу

Нападение – базовая часть баскетбола, которая позволяет набирать очки и бороться за желанное первенство в матче. В официальной баскетбольной игре длительностью 40 минут каждая из команд совершает в среднем около 100 атак за матч. Существуют различные вариации нападения в баскетболе, однако, в этой статье мы сфокусируемся на основных понятиях и базовой классификации. 

Существуют две основные тактики нападения в баскетболе: позиционная и быстрая. Их различие заключается в скорости проведения атаки. Стремительное нападение более характерно для НБА, где игра в большей степени базируется на индивидуальном мастерстве игроков, в то время как европейскому баскетболу более свойственно проведение длительных позиционных атак. Тем не менее, нельзя быть категоричным в этом делении, поскольку на протяжении игры, как в Европе, так и в США реализуется множество стремительных и позиционных атак.

Быстрый прорыв подразумевает под собой молниеносный перевод мяча на половину соперника и незамедлительную атаку с возможностью одной-двух быстрых передач. Команды выбирают такую технику нападения в разных случаях. Чаще всего это связано с отставанием от соперника по очкам и нехваткой времени. Кроме того, индивидуальное мастерство игроков и преимущество в скоростных качествах могут вынудить тренера применить тактику «бей-беги».

Позиционное нападение, наоборот, включает в себя спокойный перевод мяча на половину соперника, расстановку игроков, применение комбинаций или индивидуальные действия. По сути, позиционное нападение считается более  грамотным, по-баскетбольному глубоким. Обратите внимание, что чем выше уровень игры команды, тем более «позиционным» является ее нападение. Однако, тренер команды может нарочно изменить схему. На протяжении игры большинство атак проходит именно в позиционной манере. Это связано с тем, что соперник успевает вернуться в защиту и чаще всего начинает плотную оборону со своей половины, а также тем, что физически  провести матч в постоянном ритме быстрого нападения довольно сложно.

Позиционное нападение в баскетболе в чем-то сродни ведению войны. каждый игрок выполняет определенные, однако, тщательно скоординированные, действия. Пять игроков нападения распределяют свои функции следующим образом:

  • первый номер (защитник, разыгрывающий). Данный игрок занимает позицию вверху площадки, как правило, по центру возле середины поляны. Его задача – вывести мяч со своей половины при переходе из защиты, скомандовать определенную комбинацию, найти передачей партнера или выполнить бросок.
  • второй номер (атакующий защитник). Эта позиция также предусматривает игру вверху. Функции второго номера заключаются в развитии атаки, участии в комбинационных или индивидуальных атакующих действиях команды.
  • третий, четвертый номер (форварды). Форварды занимают позиции в углу площадки, с возможностью расположения в центре, под кольцом, при игре сдвоенным центром. Наиболее распространенный вариант – наличие «легкого» и «тяжелого» форвардов на площадке, где более массивный игрок помогает атаковать из центра, а более легкий акцентируется на бросках и проходах.
  • пятый номер (центровой). Центр, как правило, играет под кольцом, в районе трехсекундной зоны.  Центровый обычно представляют из себя массивных и высоких игроков, которые за счет физических данных могут бороться за подбор в атаке, выполнять броски из-под кольца, отсекать защитников при заслонах.

Данная расстановка игроков является наиболее популярной и общепринятой. Тем не менее, существует масса вариаций в позициях в зависимости от стиля игроков, особенностей защиты и целей, преследуемых командой. К основным вариациям традиционной расстановки можно отнести «легкую» и «тяжелую» пятерки на площадке. В первом случае, команда выпускает вместо центрового и, возможно, «тяжелого» форварда более мобильных игроков. При таком подходе идет акцентирование на выполнение скоростных комбинаций, проходов под кольцо и дальних бросков. Обратная сторона медали заключается в игре «тяжелой» пятеркой. В частности, здесь используется преимущество в росте, массе и акцентированная игра под кольцом за счет «больших игроков». Разновидность «тяжелой» пятерки – игра сдвоенным центром (тяжелый форвард занимает позицию не на краю площадки, а под кольцом вместе с центровым).

Баскетбол является очень «умным» спортом. Существует масса комбинаций и стратегий ведения игры. В этой статье мы рассмотрели азы нападения в баскетболе. Коротко резюмируем написанное: атака в баскетболе является фундаментальным элементом. Существует два основных вида нападения в баскетболе: стремительное и позиционное. Стремительное – мгновенный переход от защиты к нападению, быстрая атака с минимальным количеством передач на скорости. Позиционное нападение – более медленное нападение, однако, с использованием комбинационных элементов. При позиционном нападении, игроки занимают свои позиции и выполняют возложенные на себя функции.

Продолжайте тренировку вместе с онлайн баскетбольным тренером!

hoops.com.ua

Нападение и защита в баскетболе

Настоящий раздел рассчитан на тренеров, работающих с командами разрядников.

Обобщив свой личный опыт тренерской работы, мы пытались дать практические, деловые советы тренерам и игрокам, раскрывая основные игровые действия в нападении и защите как отдельных игроков, так и группы игроков и команды в целом.

Общие основы нападения и защиты.


В баскетболе на поле встречаются две команды, стремящиеся победить друг друга. Эта борьба бывает очень острой и требует от игроков большого напряжения умственных и физических способностей.

Игра любой команды в баскетбол складывается из наступательных действий (нападение), цель которых забросить мяч в корзину противника, и из оборонительных действий (защита), цель которых воспрепятствовать наступательным действиям противника.

Наступательные и оборонительные действия у каждой команды должны быть разнообразны и соответствовать особенностям противника и условиям, в которых происходит игра.

Для того чтобы успешно играть в нападении и в защите, нужно владеть техникой игры и уметь своевременно ее применять против конкретного противника в конкретной обстановке.

Техника является основой мастерства.

Нельзя успешно играть в баскетбол, если игрок не умеет ловить и вести мяч, передать его партнеру, резко остановиться или изменить направление своего движения в простой или сложной обстановке. В баскетболе много разнообразных технических приемов. Передача мяча, например, может быть выполнена одной и двумя руками, из-за спины и о площадку, на короткую и длинную дистанцию и т. п. Броски мяча по корзине, ведение мяча и его ловля столь же разнообразны.

Все они одинаково важны для ведения игры и должны быть тщательно изучены и усвоены во время учебно-тренировочных занятий. Нельзя давать предпочтение какому-либо одному приему. Чем больше технических приемов выучили игроки, тем выше их техника, тем лучше вооружена команда. А чем лучше вооружена команда, тем легче ей бороться с противником и добиться победы.

Любая, самая удачная тактическая мысль не может быть осуществлена без хорошего овладения техникой игры. Действия всего коллектива, все усилия, затраченные на то, чтобы отобрать мяч у противника, могут оказаться бесполезными из-за неточной передачи или неумелой ловли мяча. Каждый баскетболист должен стремиться довести до совершенства технику владения мячом и передвижения. Технически подготовленный и разносторонний игрок наиболее опасен для противника.

Тренер должен добиваться, чтобы игроки применяли самые простые и рациональные приемы. В зависимости от обстановки могут быть применены и более сложные приемы, но искусственно усложнять технику и применять более сложный и «красивый» прием, когда этого не требует обстановка, не нужно.

Простота, рациональность технических приемов, необходимых для достижения результата команды, является характерной чертой советской школы баскетбола.

Вычурность и искусственное усложнение техники для показа личных возможностей игрока всегда идет в ущерб результатам команды и является особенностью игроков буржуазных команд.

Кроме того, неоправданное усложнение технических приемов требует большего расходования сил игрока.

Искусство экономного расходования сил и стремление максимально упрощать различные сложные технические приемы нужно воспитывать у игроков с первых шагов их обучения. Лучше затратить больше времени на учебу и привить игроку чувство целесообразности применения приемов, чем потом исправлять укоренившиеся ошибки. Стремясь к простоте применения технических приемов, игроки не должны избегать трудных положений, им следует применять технические приемы и производить затрату сил не большую, чем требует обстановка.

Основная цель тактики — победа.

Главная тактическая задача — определение (выбор) средств (технических приемов) и способов ведения игры против конкретного противника. Этот выбор должен происходить с учетом условий игры. Прежде всего необходимо принимать во внимание качества собственной команды и команды противника, а также условия погоды, освещение, размеры площадки, качество грунта, особенности поля и т. п.

Только правильный учет всех условий помогает избирать самые целесообразные средства и способы ведения игры, т. е. определить тактику команды.

Иначе команда будет играть «вслепую», ее тактика не сможет обеспечить успеха и пойдет на пользу противнику.

Правильно определить и выбрать тактику можно при условии, если игроки и команда в целом хорошо знают разнообразные средства и способы игры и различные формы их применения.

Этому игроки должны обучаться в процессе систематических занятий.

Детальное изучение тактики, проверка ее на практике дают также возможность совершенствовать старые и находить новые способы ведения игры. Знание разнообразных тактических способов защиты и нападения, умение их применять на практике свидетельствуют о тактической зрелости игроков и команды.

Обучение тактике дает основные руководящие положения для действий игроков и команды в разных условиях.

В то же время тактика не может содержать рецептов на всевозможные ситуации, которые могут встретиться в игре.

Передовая тактика несовместима с консерватизмом и привычкой действовать по шаблону.

Скудные знания тактических приемов вынуждают игроков и команду применять одинаковые способы борьбы против любого противника, а это нередко приводит к поражению. Шаблонная тактика становится беспомощной, как только изменяется или усложняется обстановка игры. Стандартная тактика ликвидирует маневренность действий, творческую инициативу игроков и команды.

Действия игроков команды на поле определяются тем, нападает команда или защищается. Команда бывает в положении нападающей, когда она владеет мячом.

Игроки нападающей команды с помощью передвижений и разных технических приемов стараются преодолеть сопротивление защищающегося противника и приблизить мяч к его щиту на такое расстояние и в такое положение, из которого можно с успехом бросить мяч в корзину. Защищающаяся команда стремится, применяя все средства, разрешенные
правилами баскетбола, отобрать мяч у нападающей команды или усложнить ее продвижение к щиту и не дать ей возможности бросить мяч в корзину.

Успех команды в защите и в нападении будет достигнут, если в борьбе принимают участие все пять игроков.

Поэтому основным условием успешной игры являются активные и умелые действия всех игроков команды в защите и нападении.

По правилам игры мяч переходит к другой команде, если она непосредственно в игре отберет мяч, при технических ошибках противника (пробежка, двойное ведение и т. п.) и после попадания мяча в корзину. Каждая команда в течение игры много раз бывает в положении нападающей и защищающейся.

Частая смена этих положений требует от всех игроков умения быстро перестраивать свою игру из нападения в защиту и обратно.

Успешные действия нападения приносят результат непосредственно, а успешные действия защиты закрепляют его. Они взаимно дополняют друг друга, и несовершенство одного из них отрицательно влияет на общий результат команды. Если умело нападающая команда забросила много мячей в корзину противника и, плохо защищаясь, пропустила в свою корзину столько же мячей,— результат всей игры сведен к нулю.

Все действия нападения и защиты делятся по своему характеру на коллективные и индивидуальные. К индивидуальным относятся самостоятельные действия отдельных игроков без помощи партнеров. Коллективные действия, в зависимости от того, участвуют в них все или несколько игроков команды, делятся на командные и групповые действия.

В командных действиях принимают участие все пять игроков, в групповых же действиях участвует лишь часть игроков команды. Командные действия осуществляются путем применения систем нападения. Групповые действия — путем применения комбинаций. Успех этих систем и комбинаций зависит от своевременности и правильности индивидуальных действий.

Для индивидуальных действий игроку могут быть даны различные тактические задания, направленные на полное использование индивидуальных особенностей его техники, тактики, физических данных против слабых сторон противника. Такие задания даются до игры, если есть представление о противнике, и в течение игры в результате сведений, полученных путем разведки в процессе игры.

Отсюда можно сделать вывод, что основные задачи команды в игре следующие:

Коллективными и индивидуальными действиями всех игроков команды преодолеть сопротивление противника и забросить в его кольцо максимальное количество мячей.

Коллективными и индивидуальными действиями всех  игроков команды ликвидировать действия нападающей команды и как можно меньше пропустить мячей в свою корзину.

www.offsport.ru

Техника нападения в баскетболе Техника игры.

Техника
игры — это сложившаяся в процессе развития
баскетбола совокупность приемов,
позволяющих наиболее успешно решать
конкретные соревновательные задачи.

Техника
баскетбола распадается на два больших
раздела:

Техника
нападения распадается на

а)
техника передвижений,

б)
техника владения мячом;

Техника
защиты распадается на

а)
техника передвижений,

б)
техника отбора мяча и противодействие;

Техника нападения.

А)
Техника передвижения.

Для передвижений по площадке баскетболист
использует ходьбу, бег, прыжки, остановки,
повороты. Передвижения — основа техники
баскетбола. С помощью этих приемов игрок
может правильно выбрать место, оторваться
от опекающего его противника и выйти в
нужном направлении для последующей
атаки, достичь наиболее удобных, хорошо
сбалансированных исходных положений
для выполнения других приемов.

Ходьба.
Ходьба используется главным образом
для смены позиции в период коротких
пауз или снижения интенсивности игровых
действий, а также для перемены темпа
движения в сочетании с бегом.

Бег.
Бег занимает в игре большое место и
является главным средством передвижения.
Игрок должен уметь в пределах площадки
выполнять ускорения из многообразных
стартовых положений, в любом направлении,
лицом или спиной в перед, быстро изменять
направление и скорость бега.

Прыжки.
Подсчитано, что квалифицированный
баскетболист в среднем за игру выполняет
до 130-140 прыжков из различных положений
и с различными задачами. Применяются
два способа выполнения прыжка: толчком
двумя ногами и толчком одной ногой.
Прыжок толчком двумя ногами выполняется
чаще с места из положения основной
стойки. Игрок быстро приседает, слегка
отводит руки назад и приподнимает
голову. Прыжок толчком двумя ногами с
разбега применяется обычно при выполнении
бросков в корзину и при борьбе за отскок.
Прыжок толчком одной ногой выполняется
с короткого разбега. Отталкивание
производится таким образом, чтобы
максимально использовать инерционные
силы разбега. При выполнении ряда
технических приемов с мячом в безопорном
положении очень важным считается умение
игрока выпрыгивать на достаточную
высоту без активного участия рук, быстро
и своевременно.

Остановки.
В соответствии с игровой ситуацией
баскетболист использует резкие, внезапные
остановки, которые в сочетании с рывками
и изменениями направления бега дают
возможность на некоторое время
освободиться от опеки противника и
выйти на свободное место для дальнейших
атакующих действий. Остановка
осуществляется двумя способами: прыжком
и двумя шагами. При первом способе игрок
делает невысокий скользящий прыжок по
ходу движения, причем, оттолкнувшись
одной ногой, он подает туловище назад
и приземляется либо на обе ноги
одновременно, либо сначала на толчковую
ногу с последующим приседанием. При
втором способе остановки используется
так называемый двухшажный ритм (двухшажная
техника). Здесь игрок предпоследний
короткий шаг делает с подседом и со
смещением от центра тяжести в направлении
обратном движению. Затем следует
последний удлиненный шаг, игрок выставляет
ногу вперед со стопорящей опорой на
пятку и последующим перекатом на всю
ступню.

Повороты.
Нападающий использует повороты для
ухода от защитника, укрытия меча от
выбивания. Есть два способа поворотов
— вперед и назад. Поворотом в перед
называются такие повороты, когда
переступания выполняются в ту сторону,
куда баскетболист обращен лицом, а
поворотами назад — те, которые выполняются
переступаниями в сторону, куда баскетболист
обращен спиной. При повороте на месте
игрок переносит основной центр тяжести
тела на одну ногу, которая является как
бы осью вращения. Выполняя поворот в
движении, игрок сближается с противником
и ставит стопу опорной ноги развернуто
в направлении предполагаемого поворота.

Б)
Техника владения мячом.
 Техника
владения мячом включает в себя следующие
приемы: ловлю, передачи, ведение и броски
мяча в корзину.

Ловля
мяча
. Ловля
мяча — прием, с помощью которого игрок
может уверенно овладеть мячом и
предпринять с ним дальнейшие атакующие
действия. Ловля мяча — это исходное
положение для последующих передач,
ведения или бросков, поэтому структура
движения должна обеспечивать четкое и
удобное выполнение последующих приемов.

Ловля
мяча двумя руками
. Наиболее
простым и в тоже время надежным способом
овладения мячом считается ловля мяча
двумя руками. Подготовительная фаза:
если мяч летит к игроку на уровне груди
или головы, следует вытянуть руки
навстречу мячу, ненапряженными пальцами
и кистями образуя как бы воронку, размером
несколько большую, чем обхват мяча.
Основная фаза: в момент соприкосновения
с мячом нужно обхватить его пальцами,
сближая кисти, а руки согнуть в локтевых
суставах, подтягивая тем самым мяч к
груди. Завершающая фаза: после приема
мяча игроком туловище вновь подается
слегка вперед; мяч укрываемый от
противника разведенными локтями,
выносится в положение готовности к
последующим действиям.

Ловля
мяча одной рукой
. Когда
игровая обстановка не позволяет
дотянуться до летящего мяча и поймать
его двумя руками, следует ловить мяч
одной рукой. Подготовительная фаза:
игрок вытягивает руку таким образом,
чтобы пересечь траекторию полета мяча
(кисть и пальцы не напряжены). Основная
фаза: как только мяч коснется пальцев,
руку нужно отвести назад — вниз, как бы
продолжая полет мяча (автоматизационное
движение). Завершающая фаза: мяч нужно
поддержать одной рукой, затем крепко
обхватить двумя руками так, чтобы быть
готовым немедленно действовать дальше.

Передача
мяча
. Передача
— прием, с помощью которого игрок
направляет мяч партнеру для продолжения
атаки. Существует много различных
способов передач мяча. Применяют их в
зависимости от той или иной игровой
ситуации, расстояния, на которое нужно
послать мяч, характера и способов
противодействия соперников.

Передача
двумя руками от груди —
 основной
способ, позволяющий быстро и точно
направить мяч партнеру на близкое или
среднее расстояние в сравнительно
простой игровой обстановке, без плотной
опеки противника. Подготовительная
фаза: кисти с расставленными пальцами
свободно охватывают мяч, удерживаемый
на уровне пояса, локти опущены. Основная
фаза: мяч посылают вперед резким
выпрямлением рук почти до отказа с
добавочным движением кистей, придающим
мячу обратное вращение. Завершающая
фаза: после передачи руки расслабленно
опускают вниз, игрок выпрямляется, а
затем занимает положение на слегка
согнутых ногах.

Передачи
двумя руками сверху
 чаще
всего используют на средние расстояния
в условиях плотной опеки противника.
Подготовительная фаза: игрок поднимает
мяч слегка согнутыми руками над головой
и заносит его за голову. Основная фаза:
игрок резким движением рук с разгибанием
в локтевых суставах и захлестывающим
движением костей направляет мяч партнеру.

Передача
двумя руками

снизу применяется на расстоянии 4-6
м в тех случаях, когда мяч пойман на
уровне ниже коленей или поднят с площадки.
Подготовительная фаза: мяч в руках,
опущенных вниз, руки слегка согнуты,
пальцы свободно расставлены на мяче.
Основная фаза: маховым движением рук
вперед в сочетании с их выпрямлением
мяч посылают в желаемом направлении.

Передача
двумя руками «из рук в руки» используется
для адресования мяча

партнеру, находящемуся почти в плотную
к игроку с мячом. Подготовительная фаза:
игрок вытягивает руки с мячом, пересекая
направление движения партнера. Основная
фаза: игрок сначала поворачивает мяч
таким образом, чтобы кисти поддерживали
его с верху и с низу, а затем отпускает
мяч.

Передача
одной рукой от плеча

— наиболее распространенный способ
передачи мяча на близкое и среднее
расстояние. Подготовительная фаза: руки
с мячом отводятся к правому плечу так,
чтобы локти не поднимались; одновременно
игрок поворачивается в сторону замаха.
Основная фаза: мяч на правой руке, которая
сразу же выпрямляется с одновременным
захлестывающим движением кисти и
поворотом туловища. Завершающая фаза:
после вылета мяча правая рука на короткое
мгновение как бы его сопровождает, а
затем расслабленно опускается вниз.

Передача
одной рукой сверху
 применяется,
когда необходимо послать мяч на средние
и особенно дальние расстояния.
Подготовительная фаза: игрок поворачивается
броском в направлении передачи, рука с
мячом отводится назад в направлении
передачи, рука с мячом отводится назад
в сторону, мяч лежит на ладони и
удерживается пальцами. Основная фаза:
выпрямленная рука с мячом мощным маховым
движением по дуге вверх доходит до
вертикального положения, а другая,
согнутая в локтевом суставе, поддерживает
равновесие и ограничивает противодействие
соперника.

Передача
одной рукой снизу
 выполняется
на близкое и среднее расстояние в тех
ситуациях, когда противник усиленно
старается перехватить передачу поверху.
Подготовительная фаза: прямая или слегка
согнутая рука с мячом махом отводится
назад, мяч лежит на ладони, удерживаемый
пальцами и центробежной силой. Основная
фаза: рука с мячом вдоль бедра выносится
вперед вверх.

Передача
одной рукой сбоку
 сходна
с передачейодной рукой снизу.
Подготовительная фаза: замах осуществляется
отведением руки с мячом в сторону назад
и соответствующим поворотом туловища.
Основная фаза: рука с мячом делает
маховое движение вперед в плоскости,
параллельной площадке.

Передача
одной рукой подбрасыванием
 решает
ту же задачу, что и передача двумя руками
«из рук в руки». Игрок вытягивает
руку с мячом, лежащим на ладони, пересекая
направление движения партнера. В момент
сближения игрок слегка подбрасывает
мяч вверх коротким движением кисти и
пальцев. Партнер по ходу подхватывает
мяч проводит действия.

Броски
в корзину.
 Квалифицированная
баскетбольная команда проводит за время
встречи в среднем 65 — 70 бросков в корзину
с игры и до 20 — 25 штрафных бросков, от
точности которых и зависит достижение
победы над соперником. Подготовка к
выполнению броска составляет основное
содержание игры команды в нападении, а
попадание в корзину — ее главная цель.
Баскетболист, готовясь к броску, должен
оценить ситуацию на площадке, возможную
интенсивность и способ противодействия
опекающего защитника, реальные пути
выхода для борьбы за отскок и другие
моменты.

Бросок
двумя руками от груди.
 Преимущественно
используется для атаки корзины с дальних
дистанций в условиях отсутствия активного
противодействия защитника. Подготовительная
фаза: мяч обхватывается пальцами,
образующими плотную «чашу», и
выносится на уровень лица, ноги на ширине
плеч, слегка согнуты в коленях, одна
нога выставлена на 30 — 40 см вперед.
Основная фаза: руки полностью выпрямлены
вверх — вперед по небольшой дуге, кисти
и пальцы, раскрываясь, дают мячу
направляющий легкий толчок; одновременно
с движением рук выпрямляются и ноги.
Завершающая фаза: после выполнения
броска руки опускаются расслабленно
вниз, игрок принимает исходную позицию
для последующего рывка к щиту, чтобы
бороться за отскок в случае промаха.

Бросок
двумя руками сверху.
 Целесообразно
применять со средних дистанций при
плотной опеке противника. Подготовительная
фаза: мяч выносится над головой слегка
согнутыми в локтевых суставах руками,
туловище слегка отклоняется назад.
Основная ваза: руки выпрямляются вверх
— вперед, и делается более энергичный
толчок кистями и пальцами. Завершающая
фаза: схожа с предыдущим способом.

Бросок
двумя руками снизу.
 Выполняется
преимущественно при стремительных
проходах к щиту и атаках корзины в
затяжном прыжке под руками накрывающего
мяч защитника. Подготовительная фаза:
игрок получает мяч в движении под правую
или левую ногу, а затем делает широкий
шаг другой ногой и выполняет прыжок к
щиту. Основная фаза: игрок максимально
вытягивается к щиту, выносит к корзине
прямые руки, мяч выпускается с кончиков
пальцев в самой высокой точке, причем
добавочным движением кистей пальцев
ему придается обратное вращение.
Завершающая фаза: руки, как бы сопровождая
мяч, поднимаются вверх без напряжения.

Бросок
одной рукой
от

плеча: довольно
распространенный способ атаки корзины
с места со средних и дальних дистанций.
Подготовительная фаза: игрок выставляет
правую ногу вперед, развернувшись правым
плечом по направлению к корзине. Основная
фаза: примерно на уровне головы мяч
лежит на правой руке, которая начинает
вытягиваться вперед-вверх по направлению
к корзине. Завершающая фаза: после
выполнения броска рука как бы сопровождает
мяч к корзине, а затем опускается
расслабленно вниз.

Бросок
одной рукой сверху
. Используется
чаще других для атаки корзины в движении
с близких дистанций и непосредственно
из-под щита. Подготовительная фаза: мяч
ловиться под правую ногу. Основная
часть: в высшей точке прыжка рука
выпрямлена для максимального приближения
мяча к корзине, мяч выталкивается мягким
движением кисти пальцев, ему придается
обратное вращение. Завершающая фаза:
игрок приземляется на согнутые ноги
недалеко от корзины, принимает положение
равновесия и готовится к борьбе за
отскок в случае промаха.

Бросок
одной рукой сверху («крюком»).
 Наиболее
часто используется центровыми игроками
для атаки корзины с близких и средних
дистанций в условиях активного
противодействия высокорослого защитника.
Подготовительная фаза: игрок делает
шаг левой ногой в сторону от противника,
поворачивается левым боком к щиту,
слегка сгибая левую ногу. Основная фаза:
отталкиваясь левой ногой, игрок
выпрыгивает вверх, одновременно правая
рука с мячом отводится от туловища и
дугообразным движением также поднимается
вверх.

Добивание
мяча.
 В
ряде игровых положений, когда мяч
отскакивает от щита при неудачном броске
или пролетает вблизи корзины, игрок не
располагает временем для приземления
с мячом, прицела и броска. В таких случаях
следует добивать мяч в корзину в прыжке
двумя руками или одной рукой.

Хотелось
бы рассмотреть более важный прием —
это
введение.

Ведение
мяча
. Ведение
мяча — прием в баскетболе, дающий
возможность игроку продвигаться с мячом
по площадке с большим диапазоном
скоростей и в любом направлении. Ведение
осуществляется последовательными
мягкими толчками мяча одной рукой вниз
— вперед, несколько в стороне от ступней
ног. Основные движения выполняются в
локтевом и лучезапястном суставах.

Ведение
с изменением скорости.
 Неожиданные
изменения скорости ведения мяча
применяются игроком для отрыва от
защитника. Чем выше отскок и меньше его
угол, тем больше скорость продвижения.

Ведение
с изменением направления
. Используется
главным образом для обводки противника
и проходов для атаки корзины. Изменение
направления достигается тем, что кисть
руки накладывается на различные точки
боковой поверхности мяча с последующим
выпрямлением руки в нужном направлении.

Ведение
с изменением высоты отскока.
 Применяется
для прямого прохода мимо защитника, без
отклонений в сторону. Игрок сближается
с противником, ведя мяч с достаточно
высоким отскоком, затем сильно сгибает
ноги, наклоняет туловище и снижает мяч
почти к площадке выпрямленной полностью
рукой.

Ведение
с асинхронным ритмом движений руки с
мячом и ног.
 С
успехом используются для обводки
двух-трех противников. Данный способ
ведения позволяет более свободно и
рационально использовать толчковые
движения ног и отклонения туловища в
качестве финтов.

studfiles.net

Техника нападения в баскетболе | ФизкультУРА

Опубликовано
Наташка
http://www.fizkult-ura.ru

Основа техники баскетбола — передвижение. Передвижения баскетболиста по площадке являются частью целостной системы действий, направленной на решение атакующих задач и формируемой в ходе реализации конкретных игровых положений.

Для передвижений по площадке игрок использует ходьбу, бег, прыжки, остановки, повороты. С помощью этих приемов он может правильно выбрать место, оторваться от опекающего его соперника и выйти в нужном направлении для последующей атаки, достичь наиболее удобных, хорошо сбалансированных исходных положений для выполнения приемов. Кроме того, от правильной работы ног при передвижении и соблюдения равновесия зависит эффективность технических приемов с мячом: передач в движении и прыжке, ведения и обводки, бросков в прыжке и т. д.

Ходьба в игре применяется реже других приемов передвижения. Она используется главным образом для смены позиции в коротких паузах или при снижении интенсивности игровых действий, а также для смены темпа в сочетании с бегом. В отличие от обычной ходьбы баскетболист передвигается на ногах, слегка согнутых в коленях, что обеспечивает ему возможность для внезапных ускорений.

Бег является главным средством передвижения в игре. Он заметно отличается от бега легкоатлета. Игрок должен уметь в пределах площадки выполнять ускорения из различных стартовых положений, в любом направлении, лицом или спиной вперед, быстро изменять направление и скорость бега.

Прыжки используют как самостоятельные приемы. Они являются и элементами других приемов техники. Чаще всего игроки пользуются прыжками вверх и вверх в длину или сериями прыжков. При¬меняют два способа выполнения прыжка: толчком двумя ногами и толчком одной ногой.

Прыжок толчком двумя ногами выполняют чаще с места из основной стойки. Игрок быстро приседает, слегка отводит руки назад и приподнимает голову. Отталкивание осуществляется мощным разгибанием ног, энергичным движением туловища и рук вперед-вверх.

Прыжок толчком двумя ногами с разбега применяют обычно при выполнении бросков в кольцо и при борьбе за отскок.

Прыжок толчком одной ногой выполняют с разбега. Отталкивание производят таким образом, чтобы максимально использовать инерционные силы разбега. Последний шаг разбега перед отталкиванием делают несколько шире предыдущих. Толчковую ногу, слегка согнутую в коленном суставе, посылают вперед и упруго ставят для толчка перекатом с пятки на носок; баскетболист как бы немного приседает. Другой ногой делают активный мах вперед-вверх, а в момент прохождения общего центра массы тела над опорой ее сгибают в тазобедренном и коленном суставах. После взлета, когда тело баскетболиста достигает наивысшей точки, маховую ногу разгибают и присоединяют к толчковой. Приземление в любом способе должно быть мягким, без потери равновесия, что достигается амортизирующим сгибанием слегка расставленных ног. Такое приземление позволяет баскетболисту немедленно приступить к выполнению игровых действий.

В соответствии с ситуацией игрок использует резкие, внезапные остановки, которые в сочетании с рывками и изменениями направления бега дают возможность на некоторое время освободиться от опеки соперника и выйти на свободное место для дальнейших атакующих действий. Остановка осуществляется двумя способами: прыжком и двумя шагами.

Нападающий использует повороты для ухода от защитника, укрытия мяча от выбивания, для финтов с последующей атакой кольца. Есть два способа поворотов — вперед и назад. Поворот вперед выполняют переступанием в ту сторону, куда баскетболист обращен лицом, а поворот назад — в сторону, куда он обращен спиной.

Список использованной литературы:

  1. Спортивные игры: Техника, тактика, методика обучения: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений / Ю.Д. Железняк, Ю.М. Портнов, В.П. Савин, А.В. Лексаков; Под ред. Ю.Д. Железняка, Ю.М. Портнова. — 2-е изд., стереотип. — М.: Издательский центр «Академия», 2004. — 520 с. Подробнее.

www.fizkult-ura.ru

Командное нападение | Баскетбол

Основная функция нападения состоит в том, чтобы произвести надежный бросок в результате разыгрывания игровой комбинации или ее вариантов, в то же время обеспечивая подбор и принимая соответствующие меры для обеспечения защиты.

Нападающие должны атаковать защиту, чтобы лишить ее подвижности, в то время как оставшиеся игроки применяют различную тактику, чтобы отвлечь внимание противника от основного направления атаки.

Выбор системы нападения. Тренер выбирает систему нападения для команды, основывая решение на своей компетентности и на умениях игроков.

Команда должна стремиться к максимальной эффективности в пределах общих способностей всех ее игроков. Нужно рационально использовать все лучшие качества игроков. Хорошие разыгрывающие должны владеть мячом большую часть времени, в течение которого действуют игроки, лучше всего выполняющие проходы. Хорошие добивающие должны быть в позиции для добивания мяча, а лучшим снайперам надо постоянно создавать условия для выполнения броска.

Редко бывает, когда все игроки в стартовой пятерке обладают равными способностями. Поэтому тренер учитывает лучшие качества всех игроков при выборе системы нападения, приспосабливая эти качества к комбинациям команды.

Совершенствование системы нападения происходит в результате постоянной отработки правильных взаимодействий, сначала в небольших группах, по два-три игрока, затем всей командой с применением упражнений, включающих различные аспекты командного нападения. При этом всегда надо помнить, что важными факторами эффективности системы нападения являются скорость, расчет и маскировка действий. Все системы нападения используются против трех типов защиты — личной, зонной и комбинированной.

Системы нападения редко бывают совершенно новыми. Вероятнее всего, что система, которая будет применяться в будущем, явится приспособлением того, что широко применялось несколько лет назад.

Перед тем как вводить новую систему нападения, тренер должен изучить своих игроков. Если он только что пришел в команду и не знает игроков, предсезонная тренировка будет иметь решающее значение в определений системы нападения. Успех системы больше зависит от состава команды, чем от тренера. Например, если тренер располагает медленными игроками, они не смогут эффективно применять быстрый прорыв. Если в команде высокорослые некоординированные игроки, то вряд ли возможно эффективно использовать нападение со встречным передвижением четырех или пяти игроков.

Как правило, тренер не должен изменять систему нападения в середине года. Если ее необходимо изменить все-таки, то это нужно делать на основе существующей системы, чтобы изменения не были слишком радикальными.

Состав команды. Вполне естественно желание тренера как можно быстрее определить лучшие сочетания игроков. В то же время он не должен делать свой выбор слишком поспешно. Лучше всего держать игроков некоторое время в неизвестности относительно их роли в команде, чтобы выяснить максимальные потенциальные возможности каждого из них. Хорошие команды имеют наигранные стартовые составы, поэтому тренер должен готовить ударную пятерку единым звеном, как только ее превосходство становится очевидным. Чем дружнее игроки за пределами площадки, тем лучше они будут функционировать на площадке. Благодаря общению друг с другом игроки быстрее поймут индивидуальные особенности каждого.

Необходимые изменения надо делать решительно. Обычно тренеру нужны две или три замены — в центре, в позиции нападающего и в позиции игрока задней линии. Если производятся только две замены, то изменение может касаться либо сочетания нападающий — центровой, либо сочетания игрок задней линии — нападающий. Стартующие игроки могут быть поставлены в новые позиции, но это нежелательно.

Заменяющие игроки должны получить как можно больше тренировочного и игрового времени, чтобы научиться согласовывать свои действия с действиями стартовой пятерки. Для введения замены никогда не следует ждать критической ситуации.

Тип нападения. Существуют два типа нападения — свободное и контролируемое. В свободном нападении игроки создают свои собственные комбинации в зависимости от игры защиты и умения противника. Свободное нападение не настолько произвольно и неконтролируемо, насколько предполагает термин, потому что комбинации двое против двоих и трое против троих должны постоянно использоваться в упражнениях.

Контролируемое нападение — это система, в которой команда удерживает контроль над мячом до тех пор, пока один из игроков не выходит на открытую позицию для надежного взятия корзины. Любая система нападения может быть приспособлена для контролируемого нападения.

Существует несколько основных систем нападения, при использовании которых команда пытается произвести надежный бросок. Все они основаны на позициях игроков в нападении по отношению к корзине и игрокам противника, опекающим их.

1.       Пять игроков нападения снаружи. Пять игроков нападения располагаются на расстоянии около 6 м от корзины, а все игроки противника ближе к корзине, чем ближайший к ней игрок нападения. К системам нападения, начинающимся из этой расстановки, относятся система 3—2 (широкая) и встречные передвижения с участием пяти игроков.

2.       Четыре игрока нападения снаружи и один внутри. Четыре игрока нападения дальше от корзины, чем четыре игрока противника, а один ближе. Обычно используются встречные передвижения с участием четырех игроков или система нападения с одним центровым, в которой угловые игроки располагаются приблизительно в 6 м от корзины.

3.       Три игрока нападения снаружи и двое внутри. Из этой расстановки начинаются три системы нападения:

1)       два центровых располагаются ближе к корзине, чем другие три игрока. Система нападения 3—2 может иметь трех игроков, разыгрывающих мяч, и двух неподвижных игроков в области корзины;

2)       система нападения 1—3—1 с использованием тандема центровых — одного в верхней зоне области штрафного броска, другого в нижней; 3) система нападения с перегрузкой одной стороны площадки с использованием передачи мяча на сторону площадки, где располагается только один игрок, а партнер, находящийся вдали от мяча, делает проход из-за центрового в направлении мяча.

4.       Два игрока нападения снаружи и трое внутри. Это — стандартная система 2—3, при которой крайне нападающие находятся в пределах около б м от корзины.

5.       Один игрок нападения снаружи и четверо внутри. Мы используем эту систему как основную и дали ей название «пирамида», поскольку четыре игрока располагаются в непосредственной близости у корзины, справа и слева от нее, а один на вершине области штрафного броска.

Физические данные. На выбор системы нападения влияют физические данные игроков. Любая команда попадает в одну из следующих категорий.

1.       Пять высоких игроков. Команде этого типа не следует применять быстрый прорыв, если она не имеет более чем двух быстрых игроков и одного отличного разыгрывающего. Команда должна применять наигранное позиционное нападение, выполняя броски из-за заслонов. Если в составе команды есть хороший разыгрывающий, мы бы рекомендовали нападение пирамидой. Если есть два хороших разыгрывающих, команда может применять нападение 2—3, при котором игроки в нижней зоне области штрафного броска ставят заслоны друг другу в ожидании передачи для броска с близкой дистанции.

2.       Четыре высокорослых и один невысокий игрок. Невысокий игрок обладает более чем средней скоростью и хорошо владеет мячом. Поэтому команда должна применять быстрый прорыв, используя невысокого игрока в середине. Позиционное нападение можно осуществлять в расстановке 2—3, если один из высоких игроков хорошо владеет мячом. Можно также применять нападение пирамидой или вообще какое-либо нападение, придуманное тренером и использующее преимущество роста команды путем постановки двойных заслонов в нижней зоне области штрафного броска для высокорослых игроков.

3.       Три высокорослых и два низкорослых игрока. Это идеальное сочетание игроков баскетбольной команды. В таком составе команда может применять быстрый прорыв или позиционное нападение в расстановке 3—2, когда три высокорослых игрока располагаются неподалеку от корзины в готовности для добивания мяча.

4.       Два высокорослых и три низкорослых игрока. Мы рекомендуем быстрый прорыв для такой команды, по возможности используя нападение в расстановке 3—2, когда два высокорослых игрока играют сдвоенным центром, располагаясь друг против друга, либо тандемом. Команда может применять также позиционное нападение в расстановке 1—3—1.

5.       Один высокорослый и четыре низкорослых игрока. Эта команда может применять контролируемый быстрый прорыв. Позиционным нападением для нее может быть система встречных передвижений с участием четырех игроков, с использованием высокого игрока в качестве подвижного центрового. Команда может также использовать нападение в расстановке 1—3—1 с высокорослым игроком в верхней зоне области штрафного броска и вторым по росту игроком, перемещающимся в сторону углов площадки. Еще одним хорошим вариантом для этой команды может быть расстановка 3—2 с непостоянными центровыми, т. е. игроками, быстро выдвигающимися в позицию центрового и покидающими ее по мере развития комбинации.

6.       Пять невысоких игроков (в средней школе рост этих игроков— 180 см и ниже, в колледже — 190 см и ниже). Лучшим нападением такой команды будет использование агрессивной защитной тактики. Команда может применять в нападении подвижную систему с расстановкой 3—2 или встречные передвижения с участием пяти игроков. Игроки должны выполнять только надежные броски с расстояния 6 м.

www.offsport.ru

Позиционное нападение | Тактика нападения в баскетболе

К системам позиционного нападения относятся: нападение «центром»; «двумя центрами»; «непрерывным заслоном»; свободное нападение.

Системы постепенного нападения отличаются друг от друга распределением функций между игроками и различной их расстановкой.

В этих системах успех атаки всегда зависит от предварительной подготовки.

Все действия, предшествующие атаке,— расстановку, маневры игроков, передачи можно рассматривать как ее подготовку, которая обязательна, если противник полностью занял оборону. Осуществляется подготовка коллективными и индивидуальными действиями игроков. Длительность ее зависит от качества защиты противника. Чем опытнее противник, тем больше требуется времени на подготовку, тем активнее должны действовать нападающие. Часто замысел подготовки бывает разгадан противником, и атака не удается. Тогда требуется вновь начать подготовку, а иногда многократно повторить ее, прежде чем попытаться закончить предварительные действия атакой или броском в корзину.

Если атакующий игрок неожиданно оказался в положении, не обеспечивающем успеха, он должен отказаться продолжать атаку и передать мяч назад, чтобы начать новую подготовку. Чем искуснее игроки противника владеют техникой и чем они опытнее, тем труднее бороться с ними, тем кропотливее должна быть подготовка, тем больше нужно сил, инициативы, взаимопонимания и взаимопомощи.

Стремление произвести бросок после одной-двух передач или атаковать корзину из невыгодного положения следует считать грубой ошибкой, происходящей от недооценки значения подготовки к атаке, от невыдержанности игроков, теряющих самообладание из-за спортивного азарта или не умеющих правильно оценивать обстановку. Команда, правильно понимающая задачи постепенного нападения, должна считать обязательной подготовку, обеспечивающую успех атаки и броска в корзину.

Нет ошибки в том, если команда начинает подготовку к атаке несколько раз. Это говорит о стойкости и зрелости команды.

Подготовка к атаке корзины заключается в том, что игроки нападающей команды, быстро перемещаясь, точными передачами, заслонами и т. п. вынуждают противника все время перегруппировываться, что может привести его к ошибкам, дезорганизовать его защиту, а в этом и заключается цель подготовки. Ошибки противника нападающая команда и использует для прохода под щит или броска в корзину с средней или дальней дистанции.

Игроки нападающей команды, готовя атаку, не должны только ожидать, Когда противник сделает ошибку, а коллективными и индивидуальными действиями вызывать его на эти ошибки, чтобы создать дополнительные возможности перейти от подготовки к самой атаке.

Но задача подготовки не только дезорганизовать защиту противника, но и заставить его рассредоточиться и защищать больший участок площадки.

Чем больше площадь, защищаемая игроками противника, тем больше расстояние между ними. Это создает нападающим благоприятные условия, чтобы выйти на удобное место для броска в корзину.

Если нападающие и защищающиеся скучены на сравнительно небольшом участке площадки вблизи от щита, то это сильно затрудняет игру нападающих и облегчает защиту. Чтобы рассредоточить игроков противника, нападающие должны постоянно угрожать броском в корзину и с близкого и с далекого расстояний и сохранять расстановку в принятой для атаки системе. Для того, чтобы постепенное нападение было активным и успешным, необходимо подготовку проводить в быстром темпе, сочетая коллективные и индивидуальные действия и личное творчество игроков с тем, чтобы в нужный момент использовать создавшуюся благоприятную обстановку. Попытки преодолеть защиту противника медленными передачами или другими медленными действиями игроков делают игру пассивной, сводят на нет творческую инициативу отдельных игроков.

Роль творческой инициативы каждого игрока в системах постепенного нападения трудно переоценить. Смелое единоборство с игроками противника и решительное обострение игры в момент неожиданно обнаруженной ошибки противника, стремление чаще находить возможность атаковать — совершенно обязательные требования к каждому игроку нападающей команды.

www.offsport.ru

Стремительное нападение | Тактика игры

Система заключается в быстром переходе в передовую зону каждый раз, как команда овладела мячом, с целью создания численного перевеса над противником. Поскольку успех команды при данной системе зависит от быстроты передач и передвижения игроков — предполагается наличие быстрых и подвижных игроков преимущественно среднего роста, обладающих точными передачами с обеих рук и быстрой реакцией. Эта система исключает задержку в передачах или применение ведения, кроме тех случаев, когда игрок пробует пройти для броска в корзину. Функции игроков распределяются следующим образом: наиболее быстрый и подвижный игрок должен отрываться первым. Самый высокий игрок, лучше прыгающий (обычно это бывает защитник), должен овладевать мячом при отражении от щита. Второй защитник, находящийся чаще в зоне корзины, должен принимать первую передачу. Остальные два нападающих могут выбегать в зависимости от создавшегося положения, готовясь для приема второй передачи.

Однако в отдельных случаях игры последовательность выхода игроков может изменяться, что зависит от расположения игроков в момент перехвата мяча. Если первый нападающий окажется под своим щитом, то естественно, что отрываться должен тот из игроков, который был в этот момент впереди, хотя бы это и оказался защитник. Принцип отрыва заключается в том, что игроки должны начинать движение не тогда, когда партнер овладел мячом, а в тот момент, когда он только готовится овладеть им.

Таким образом, после получения мяча игроком по крайней мере трое других должны двигаться вперед, чтобы была возможность произвести передачу в наиболее выгодном направлении. При точном проведении этой системы удается путем минимального количества передач вывести одного из игроков под щит для заключительного броска. Однако в большинстве  случаев это не получается, потому что хотя бы один или два противника успевают вернуться в тыловую зону. Тогда следует атаковать, используя численный перевес, т. е. когда два нападающих оказываются против одного противника (2 х 1) или три против двух (3 X 2).

Нападение 2×1. 1-й пример (рис. 67). № 2 передает мяч № 1 и выбегает под щит с правой стороны. Если противник пойдет на № 2 то № 1 может подвести ближе и сделать бросок. Если же, как показано на рисунке, защитник пойдет на игрока с мячом, то делается передача под щит № 2, который и заканчивает комбинацию броском.

2-й пример (рис. 68). № 2 ведет мяч с правой стороны. Когда он приближается к области штрафного броска, его партнер № 1 начинает обходить слева защитника. Если этот обход удался и № 1 «ушел» от противника, то мяч передается № 1, который и делает бросок. Если же № 1 плотно «закрыт», то № 2 может сам продвинуться к щиту и произвести бросок.

Нападение 3×2. Первый пример (рис. 69). Игрок № 3 ведет мяч посередине. В это время его партнеры № 2 и № 1 перемещаются в стороны боковых линий, оттягивая за собой противников, которые их держат. Для № 3 создается свободный проход, который он и использует, заканчивая ведение броском.

Второй пример (рис. 70). № 3 передает мяч № 1 и
перебегает влево между ним и противником под щит. Если защитник № 2 попытается его закрыть, то освободившийся нападающий № 2 выходит свободно с правой стороны и получает мяч от № 1. Если же защитник № 2 будет продолжать держать своего нападающего, то № 1 должен передать мяч освободившемуся партнеру № 3, который и сможет произвести бросок.

Приведенные комбинации могут иметь успех лишь в том случае, если они проводятся в быстром темпе. Стоит нападающим задержаться хотя бы на долю секунды, как численный перевес будет потерян и расстановка игроков изменится.

Может создаваться численный перевес 4 против 3 и 5 против 4, однако принцип атаки не изменяется. Игроки без мяча или отвлекают на себя противников, чтобы создать свободный проход для партнера с мячом, или выбирают свободное место под щитом для получения мяча. Если удается создать численный перевес на два игрока, то атаковать следует еще быстрей. На те случаи, когда стремительное нападение не удается и количество защитников уравнивается с нападающими, команда должна разработать эффективные комбинации, позволяющие добиться результата. Наиболее целесообразным будет применение в данном случае одного из вариантов системы постепенного нападения.

www.offsport.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о