Баскетбол. Краткий исторический экскурс

Исследование истории происхождения современного баскетбола следует начать с описания игры, в которую играли еще древние центральноамериканские племена индейцев майя и ацтеков. Смысл игры сводился к забрасыванию в кольцо подобия мяча, сделанного из литого каучука. Это одна из причин, по которым Соединенные Штаты Америки называют родиной нынешнего баскетбола.

Впервые эта игра появилась в 1891 году в центре обучения Христианской юношеской ассоциации города Спрингфилда, расположенного в штате Массачусетс. Начинающий свою преподавательскую деятельность доктор Джеймс Нейсмит, решив придать урокам физкультуры большую динамичность, создает оригинальную игру. Смысл данной игры сводился к забрасыванию футбольного мяча в две, размещенные на перилах балконов, корзины из-под фруктов, причем, дно у этих корзин отсутствовало. Отсюда пошло и закрепившееся за игрой название, являющееся гибридом двух слов: basket, переводимого как корзина, и ball, означающего мяч.

Не проходит и года, как с помощью того же уроженца Канады Джеймса Нейсмита, в игре появляются первые тринадцать пунктов правил. Некоторые из этих правил дожили до наших дней, а некоторые претерпели изменения уже после первых серьезных игр. Изменилось устройство и самих корзин, которые стали оборудоваться специальными щитами, не позволяющими особо ярым болельщикам, расположившимся на балконах, поймав мячи, забрасывать их в корзину команды противника.

С 1893 года корзины заменяются железными кольцами , обрамленными сеткой. Своей увлекательностью и динамичностью игра быстро стала завоевывать популярность в самых широких слоях населения и уже в 1894 году в Америке издается первый официальный вариант баскетбольных правил. Постепенно география данной игры начинает увеличиваться. Из Соединенных Штатов Америки она попадает в такие страны как Япония, Китай, Филиппины, затем в Южную Америку и Европу.

Во время Олимпийских игр, проходивших в американском Сент-Луисе, прошел первый показательный турнир, в котором приняли участие несколько команд из различных городов. Аналогичные турниры проводились на Олимпиадах в Париже в 1924 году и в Амстердаме в 1928 году. Двадцатые годы двадцатого столетия были отмечены активным ростом национальных баскетбольных федераций. Организуются и проводятся первые матчи международного уровня. Как пример, можно привести, состоявшийся в 1919 году, турнир по баскетболу между командами американской, итальянской и французской армий. А в 1923 году Франция встречает участниц первого международного женского турнира, представляющих команды трех крупнейших держав — Англии, Америки и Италии.

Победоносно шествуя по всему миру, и проникнув в самые отдаленные его уголки, баскетбол приобретает мировую известность и признание. В 1932 году в Женеве образуется Международная Федерация баскетбольных ассоциаций, в первоначальный состав которой вошли восемь стран — Греция, Италия, Аргентина, Португалия, Латвия, Швеция, Чехословакия и Румыния. 1935 год является знаменательной датой в развитии баскетбола. Именно в этом году баскетбол включен в число олимпийских видов спорта и в 1936 году дополняет программу проводимых в Берлине Олимпийских игр.

Создатель этой замечательной игры Джеймс Нейсмит был приглашен на эти Олимпийские игры в качестве почетного гостя. В этом первом баскетбольном турнире подобного уровня сошлись в борьбе команды двадцать одной страны мира. Игры происходили на открытых площадках для тенниса. Эта Олимпиада также знаменательна тем, что во время ее проведения был проведен первый конгресс Международной Федерации баскетбольных ассоциаций, рассмотревший и принявший единые международные баскетбольные правила.

В дальнейшем, с целью оживления остроты баскетбольной борьбы, интерес к которой стал угасать в начале пятидесятых годов, в баскетбольные правила были внесены большое количество поправок, изменяющих и дополняющих игру. Приведем, для примера, самые важные из этих поправок. Это — увеличение размеров зоны, где нападающие игроки не могли пребывать более трех секунд и, так называемое, правило тридцати секунд, в течение которых владеющая мячом команда должна бросить мяч в корзину.

sait-sovetov.net

История баскетбола | Тренер по баскетболу

История баскетбола уходит в далекий 1891 год, когда в США (штат Массачусетс преподаватель физического воспитания Спрингфилдской международной тренировочной школы Джеймс Нейсмит изобрел игру под названием «баскетбол» и опубликовал первые 13 правил игры. Тем не менее, историки утверждают, что еще до нашей эры в Мексике поселенцы играли в похожую на баскетбол игру, а в XVI веке племена ацтеков бросали мяч в кольца и получали за это призы. Итак, сегодня поговорим об истории развития баскетбола. Не волнуйтесь, серой сводки по датам здесь не будет — только самое интересное из истории баскетбола.

Античная история баскетбола

Если углубиться в историю, то в X веке до н.э. согласно археологическим раскопкам мексиканцы любили игру в мяч, что немногим напоминает смесь современно футбола и баскетбола. Суть заключалась в том, что две команды выстраивались перед определенной линией (за которую нельзя было заступать) на площадке размером до 150 метров. За спинами у каждой из команд находились трибуны на высоте до 10 метров, а там в свою очередь располагалось каменное кольцо. Цель игры заключалась в том, чтобы попасть каучуковым мячом размером с человеческую голову в кольцо противника. При этом допускалось использование только локтей, колен, бедер и голов. Команда, которая первой поражало кольцо противника побеждала. Следует отметить два интересных факта. Во-первых, сначала мексиканцы играли головами попавших в плен воинов. Во-вторых, иногда капитану проигравшей команды отрывали голову. Начиная с XV столетия ацтеки немного модифицировали эту игру,сделав мяч тяжелее. Правда, кардинальных изменнений не было. В Центральной Америке в «уламу» (так называлась игра) играют и по сей день.

История возникновения баскетбола

Современная игра в баскетбол возникла в 1891 году. В штате Массачусетс преподаватель спортивной школы искал подходящее занятие для своих студентов на зимний период в зал. Ему хотелось продолжать развитие физических навыков студентов и в холодное время года. Он пытался разработать игру, где участники могли бы побеждать не только за счет физической силы, но необходимо  также совершенствовать игровые навыки. Таковой игрой стал баскетбол. Первоначально Д. Нейсмит опубликовал сборник баскетбольных правил из 13 пунктов. Сегодня многие из них все еще действуют: цель игры сводилась к тому, чтобы закинуть баскетбольный мяч в корзину для фруктов на стене. Сначала для баскетбола использовали футбольный мяч, а затем создали специальный. Корзины также появлились в баскетболе случайно. Школьный сторож не смог отыскать коробки (Нейсмит изначально хотел вешать на стену как раз коробки), поэтому заменил их корзинами для фруктов. Уже в 1892 году был сыгран первый официальный баскетбольный матч 9 на 9. Многим покажется смешным тот факт, что после каждого забитого мяча приходилось использовать лестницу и доставать мяч, поскольку корзины не имели дна.

Игра начала набирать популярность, а вместе с тем участились случаи нечестной игры — нарушения правил. Было принято решение ввести понятие фола и наказания. Чаще всего игрока, совершившего нарушение отправляли на скамейку на определенный период времени, в зависимости от грубости нарушения. Вскоре игра распространилась далеко за пределы США и Канады и стала популярной во всем мире. Олимпийское признание баскетбол получил в 1936 году на играх в Берлине. К средине XX века окончательно сформировались наиболее влиятельные на сегодняшний день баскетбольные организации: FIBA и NBA. Следует признать, что текущие правила баскетбола формировались очень долго и знали множество правок.

Подведем итоги и изложим историю баскетбола кратко. Аналогами баскетбола следует считать древние игры мексиканцев и ацтеков. Современный баскетбол был изобретен преподавателем тренировочной школы в Массачусетсе Джеймсом Несмитом, который искал для своих студентов «зимний» вид спорта в спортзале. Первый сборник правил состоял из 13 пунктов. Игра в баскетбол очень быстро стала набирать популярность по всему миру, став частью Олимпийских Игр в 1936 году. Сегодня баскетбол является колоссальным коммерческим проектом, основными игроками которого являются ФИБА, НБА и национальные баскетбольные организации.

Заходите на наш портал еще и читайте свежие уроки баскетбола!

 

hoops.com.ua

Спортивная игра баскетбол. История возникновения и развития игры. Правила игры.

Спортивная игра баскетбол.

История возникновения и развития игры. Правила игры.

Введение

  1. История зарождения баскетбола

  2. Зарождение баскетбола в России

  3. Правила игры

  4. Основные характеристики броска

  5. Техника игры

Заключение

Введение.

Баскетбол – игра с мячом, двух противоборствующих команд. Игра родилась в США в 1891г., после чего со временем очень быстро стала популярной во всем мире.

На площадке играют по пять человек в каждой из сторон, где перемещение (ведение) мяча осуществляются только руками игроков в пределах площадки и по определенным правилам.

Это подвижная, весёлая игра, развивающая ловкость и выносливость. Как и любая другая спортивная игра, баскетбол помогает организму поддерживать и восстанавливать здоровье, сохранять молодость. В баскетбол играют и дети, и молодёжь, и люди старшего поколения. Современный баскетбол находится в стадии бурного спортивного подъема, направленного на активизацию жизни всех категорий людей. В том числе и людей с ограниченными возможностями.

Баскетбол является одним из средств активного физического развития и морального воспитания детей, подростков и молодежи. Данный вид спорта включен во всемирные олимпийские и паралимпийские игры.

  1. История зарождения баскетбола.

Изобретение современного баскетбола принадлежит уроженцу Канады доктору Джеймсу Нейсмиту. В отличие от других видов спорта баскетбол не явился эволюцией уже существующей игры — Нейсмит изобрел абсолютно новую игру, и точно известны дата и место проведение первого матча.

Нейсмит работал преподавателем Международной тренировочной школы в Спрингфилде (штат Массачусетс, США). Он, конечно, и не мечтал изобрести вид спорта, который в скором времени начнет соперничать с футболом, а хотел всего лишь найти более интересный, чем гимнастика, вид зимних занятий, чтобы студентам не было скучно в те месяцы, когда погода не позволяла заниматься футболом и бейсболом. И Нейсмит остановился на игре с мячом просто в силу того, что мяч всегда вызывал эмоциональную реакцию человека. Игра, как задумал Нейсмит, должна была проводиться в закрытом помещении. Следовало подумать о предупреждении возможных травм у занимающегося в условиях ограниченного игрового пространства. Чтобы мастерство превалировало над силой, Нейсмит решил исключить из игры линию ворот или другую подобную мишень. Его мишень должна была быть горизонтальной и приподнятой над полом, вне пределов досягаемости для игроков. Чтобы её поразить, требовалась ловкость, а не сила. Кстати сказать, сам Нейсмит играл в баскетбол всего два раза, причём вёл себя на площадке довольно грубо.

Сначала Нейсмит намеревался прибить картонные коробки на каждой стороне зала, и основная идея игры заключалась бы в том, чтобы забросить мяч в коробку. Такая игра могла получить название «боксбол» (от англ. box — коробка и ball — мяч). Не найдя коробок, он воспользовался подвернувшимися под руку корзинами из под- персиков. Так игра начала называться «баскетболом» (от англ. basket — корзина, ball — мяч).

Корзины из-под персиков для новой игры принёс сторож по имени Стеббинс. Их прикрепили на разных сторонах к балкону, опоясывающему зал. Совершенно случайно высота балкона, к которому были прибиты корзины, оказалась равной 3, 5 метра, и с тех пор в баскетболе корзины всегда поднимаются над полом на эту высоту. Сначала они просто прибивались к балкону. Позднее, чтобы избежать вмешательства в игру сидящих на балконе чересчур эмоциональных болельщиков, корзины были отгорожены от них щитами.

  1. Зарождение баскетбола в России.

Родиной отечественного баскетбола является Санкт-Петербург. Факт этот общеизвестен и сомнений не вызывает. Первое упоминание об этой игре в нашей стране принадлежит известному русскому пропагандисту физической культуры и спорта петербуржцу Георгию Дюпперону и относится оно к 1901 году. Еще в сентябре 1900 года в Петербурге был создан Комитет содействия нравственному и умственному развитию молодых людей. В его программе значилось чтение лекций по различным разделам жизнедеятельности человека. А уже в 1904 году в программе комитета появилась и физкультура, которая наряду с нравственным и умственным развитием добавила физическое. Обществу дали название «Маяк».

В отчете за 1907 год его деятельности значилось упоминание о приглашении в Россию американского специалиста Э.Мораллера, который и поведал маяковцам о совершенно новой заморской игре. Получилось так, что с баскетболом в первую очередь были ознакомлены лучшие спортсмены «Маяка». В конце 1906 года в Обществе были проведены первые баскетбольные поединки.

А уже в 1909 году состоялось событие, ставшее определенной вехой в истории не только отечественного, но и мирового баскетбола. В Петербург приехала группа членов американской ассоциации христиан. Из них и была составлена баскетбольная команда, которая, к общей радости петербуржцев, проиграла местной команде «лиловых» со счетом 19:28. Эта встреча проходила в новом зале Общества «Маяк» в доме № 35 на Надежденской улице. Именно эта историческая встреча в книге «Мировой баскетбол», изданной в Мюнхене в 1972 году к 40 — летию баскетбольной федерации ФИБА, названа первым настоящим международным баскетбольным матчем.

Таким образом, получается, что именно Россия стала местом проведения первого международного баскетбольного матча на планете. Эти два события — первая игра, состоявшаяся в 1906 году, и первый международный матч 1909 года — и дали повод усомниться в определении даты рождения баскетбола в России. Многие годы юбилейные турниры проводились, ведя свой отсчет от 1906 года, вплоть до 80-летия отечественного баскетбола.

Благодаря усилиям «маяковцев» баскетбол вскоре стал распространяться в других спортивных обществах и учебных заведениях города, а после революции уверенно зашагал по стране и уже в 1920 году был внесен в школьную программу Всеобуча наравне с футболом в качестве обязательной дисциплины. В 21-м в Петербурге была создана первая в стране баскетбольная лига, председателем которой стал Ф.Юргенсон. И именно эта организация явилась прообразом нынешней федерации, и именно под ее эгидой в том же году впервые было проведено первенство города по баскетболу.

Большой вклад в организацию городского баскетбола, в проблемы роста молодых специалистов, в подготовку Мастеров высшей квалификации, прекрасно выступавших впоследствии в сборных командир СССР и России, в подготовку тренерских кадров вносила сначала секция баскетбола городского Комитета по физкультуре и спорту, а потом и федерации баскетбола Ленинграда (Санкт- Петербурга).

  1. Правила игры.

В баскетбол играют две команды, обычно по двенадцать человек, от каждой из которых на площадке одновременно присутствует пять игроков.

Цель каждой команды в баскетболе — забросить мяч в корзину соперника, и помешать другой команде, овладеть мячом и забросить его в корзину своей команды.

Мячом играют только руками. Бежать с мячом, не ударяя им в пол, преднамеренно бить по нему ногой, блокировать любой частью ноги или бить по нему кулаком является нарушением. Случайное же соприкосновение или касание мяча стопой или ногой не является нарушением.

Победителем в баскетболе становится команда, которая по окончании игрового времени набрала большее количество очков. При равном счёте по окончании основного времени матча назначается овертайм (обычно пять минут дополнительного времени), в случае, если и по его окончании счёт будет равен, назначается второй, третий овертайм и т. д., до тех пор, пока не будет выявлен победитель матча.

За одно попадание мяча в кольцо может быть засчитано разное количество очков:

1 очко — бросок со штрафной линии

2 очка — бросок со средней или близкой дистанции (ближе трёх очковой линии)

3 очка — бросок из-за трёх очковой линии на расстоянии 6м 75см (7м 24см в Национальной баскетбольной ассоциации)

Игра официально начинается спорным броском в центральном круге, когда мяч правильно отбит одним из спорящих. Матч состоит из четырёх периодов по десять минут с перерывами по две минуты.

Продолжительность перерыва между второй и третьей четвертями игры — пятнадцать минут. После большого перерыва команды должны поменяться корзинами.

Игра может идти на открытой площадке и в зале высотой не менее 7 м. Размер поля — 28х15 м. Щит размером 180х105 см от стойки. От нижнего края щита до пола или грунта должно быть 275 см. Корзина представляет собой металлическое кольцо, обтянутое сеткой без дна. Она крепится на расстоянии 0,31 м от нижнего обреза щита. Установленная стандартами FIBA для мужских соревнований окружность мяча — 74,9—78 см, масса — 567—650 г (для женских соответственно 72,4—73,7 см и 510—567 г).

  1. Основные характеристики броска.

Говоря о бросках в баскетболе, следует  иметь в виду три основных их характеристики — вид броска, стиль и технику, понимаемую здесь как организационную структуру движений при броске. Баскетбольные снайперы отличаются в стилях, в разновидности  бросков. Но они не отличаются в основах техники — биомеханических принципах движений — рук, ног, туловища при направлении мяча точно в корзину. Основы техники, такие как работа ног, держание мяча и направление локтя бросающей руки не одинаковы у разных снайперов.

Броски в корзину — важнейший элемент в баскетболе. Чтобы выиграть матч, команда должна превзойти противника в счете, а это достигается посредством более точных бросков. Все остальные приемы игры служат созданию условий для овладения корзинкой.

Каждый бросок основывается на технике выполнения одного из шести бросков: 1) двумя руками снизу;  2) одной рукой снизу;  3) двумя руками с места; 4) одной рукой с места; 5) бросок в прыжке; 6) крюком.  Хотя некоторая модификация и необходима для выполнения различных дистанций и в различных условиях, перечисленные выше броски обеспечивают основу для выполнения любого другого.

Классификация бросков корзину выглядит следующим образом:

1) броски двумя руками;  броски одной рукой;

2) броски сверху, от груди, снизу, сверху вниз, добивание;

3) броски с вращением мяча, с отскоком от щита, без отскока от щита;

4) по характеру передвижения игрока: с места, в движении, в прыжке:

5) по расстоянию: дальние, средние, ближние

6) по направлению к щиту: прямо перед щитом, под углом к щиту, параллельно к щиту.

  1. Техника игры.

Наибольшее удовольствие от игры можно получить, если научиться

правильно выполнять основные приёмы техники игры – передачи, ведение, броски в корзину, защиту, подбор и добивание отскочившего от щита мяча. Сначала у новичка, наверное, не все будет получаться так же гладко, как у опытного спортсмена. Но опыт – дело времени. Самое главное — запомнить первое правило, – владея мячом, удерживай его пальцами рук и никогда не обхватывай ладонями.

Передачи – самый простой и эффективный способ продвижения мяча к

корзине противника. Их основные виды: передачи двумя руками от груди, двумя руками снизу, одной рукой от плеча, одной и двумя руками с отскоком от пола.

Существуют и другие виды передач, например передача за спиной, но она требует опыта.

Чтобы поймать мяч, нужно вытянуть к нему руки с расставленными пальцами и, как только он коснётся пальцев, согнуть руки, притягивая мяч к груди.

Техника самих передач проста. Они требуют, как правило, небольшого замаха и «выстреливающего» движения рукой с мячом в направлении партнёра.

Надо стараться выполнять передачи быстро и точно. Их целью должна быть грудь или специально вытянутая рука партнёра.

Ведение мяча.

Игрок может передвигаться с мячом на площадке лишь

последовательно ударяя его об пол одной или другой рукой.

Ведя мяч нужно соблюдать несколько простых правил:

— толчок мяча в пол осуществляется главным образом движением пальцев и кисти;

— удар по мячу ладонью будет ошибкой;

— не следует смотреть вниз на мяч – голову нужно держать поднятой, чтобы видеть других игроков и площадку в целом;

— мяч нужно контролировать боковым, периферическим зрением;

— при ведении правой рукой мяч удерживается слегка сбоку, спереди – справа, а левой сбоку, спереди – слева;

— игрок при ведении должен располагаться между мячом и защитником;

— ноги его согнуты, а тело наклонено вперёд (такое положение укрывает мяч от защитника, обеспечивает достаточную скорость и позволяет избежать ошибок при ведении).

Броски мяча в корзину.

Существуют следующие способы забросить мяч в корзину:

  • бросок из — под корзины одной рукой сверху;

  • бросок одной рукой с места;

  • бросок в прыжке;

  • бросок с использованием щита.

Индивидуальные защитные действия.

Успех индивидуальных защитных действий определяют две характеристики.

Первая – психологическая. Она включает в себя такие качества, как

агрессивность, расчетливость, смелость. Без психологического настроя

нельзя успешно защищаться.

Вторая характеристика – физическая. Здесь важны стойка, положение тела игрока, его выносливость, позиция на площадке.

Нарушения.

аут — мяч уходит за пределы игровой площадки;

пробежка — игрок, контролирующий «живой» мяч, совершает перемещение ног сверх ограничений, установленного правилами

нарушение ведения мяча, включающее в себя пронос мяча, двойное ведение;

три секунды — игрок нападения находится в зоне штрафного броска более трех секунд в то время, когда его команда владеет мячом в зоне нападения;

пять секунд — игрок при выполнении вбрасывания не расстается с мячом в течение пяти секунд;

восемь секунд — команда, владеющая мячом из зоны защиты не вывела его в зону нападения за восемь секунд;

24 секунды — команда владела мячом более 24 секунд и не произвела точного броска по кольцу. Команда получает право на новое 24 секундное владение, если мяч, брошенный по кольцу коснулся дужки кольца, либо щита, а также в случае получения фола защищающейся командой.

плотноопекаемый игрок — игрок держит мяч более пяти секунд, в то время как соперник его плотно опекает;

нарушения возвращения мяча в зону защиты — команда, владеющая мячом в зоне нападения перевела его в зону защиты.

Фолы.

Фол — это несоблюдение правил, вызванное персональным контактом или неспортивным поведением.

Виды фолов:

  • персональный;

  • технический;

  • неспортивный;

  • дисквалифицирующий.

Игрок, получивший 5 фолов в матче должен покинуть игровую площадку и не может принимать участие в матче (но при этом ему разрешается остаться на скамейке запасных). Игрок, получивший дисквалифицирующий фол должен покинуть место проведения матча (игроку не разрешается остаться на скамейке запасных).

Тренер дисквалифицируется, если:

— он совершит 2 технических фола;

— официальное лицо команды или запасной игрок совершат 3 технических фола;

— тренер совершит 1 технический фол и официальное лицо команды или запасной игрок совершат 2 технических фола.

Запрещена нецензурная брань и оскорбления.

Каждый фол идет в счет командных фолов, за исключением технического фола, полученного тренером, официальным лицом команды или игроком на скамейке запасных.

Персональный фол — фол, вследствие персонального контакта.

Наказание:

Если фол совершен на игроке, не находящемся в стадии броска, то:

  • если команда не набрала 5 командных фолов или фол совершен игроком, команда которого владела мячом, то пострадавшая команда производит вбрасывание; в противном случае пострадавший игрок выполняет 2 штрафных;

Если фол совершен на игроке, находящемся в стадии броска, то:

  • если бросок был удачным, он засчитывается, и пострадавший игрок выполняет 1 штрафной;

  • если бросок был неудачным, то пострадавший игрок выполняет такое количество штрафных бросков, сколько очков заработала бы команда, будь бросок удачным.

Неспортивный фол — фол, совершенный вследствие контакта, при котором игрок не пытался сыграть мячом в рамках правил.

Наказание:

Если фол совершен на игроке, находящемся в стадии броска, то поступают так же, как и в случае персонального фола. Если фол совершен на игроке, не находящемся в стадии броска, то пострадавший игрок выполняет 2 броска. После выполнения штрафных бросков мяч вбрасывает пострадавшая команда из-за пределов площадки на продолжении центральной линии. Исключение составляют фолы, совершенные до начала первого периода. В этом случае после штрафных бросков проводится розыгрыш спорного броска (как и в случае нормального начала игры). Если игрок в течение одного матча совершает 2 неспортивных фола, он должен быть дисквалифицирован.

Дисквалифицирующий фол — это фол, вследствие вопиющего неспортивного поведения. Дисквалифицирующий фол может получить игрок, запасной, тренер или официальное лицо команды.

Наказание:

Количество штрафных и вбрасывание после них назначаются аналогично неспортивному фолу.

Технический фол — фол, не вызванный контактом с соперником. Это может быть неуважение к судьям, сопернику, задержка игры, нарушения процедурного характера.

Наказание:

Любой игрок команды, не нарушившей правила, пробивает 2 штрафных броска. После выполнения бросков сбрасывание производится аналогично неспортивному фолу.

Вывод.

Постоянное изменение игровых ситуаций требует высокой анализаторной деятельности и быстрого выбора решения.

Баскетбол имеет не только оздоровительно-гигиеническое значение, но и агитационно-воспитательное. Занятия баскетболом помогают формировать настойчивость, смелость, решительность, честность, уверенность в себе, чувство коллективизма. Но эффективность воспитания зависит, прежде всего, от того, насколько целеустремленно в педагогическом процессе осуществляется взаимосвязь физического и нравственного воспитания.

Баскетбол, как средство физического воспитания, нашел широкое применение в различных звеньях физкультурного движения.

В системе народного образования баскетбол включен в программы физического дошкольников, общего среднего, среднего, профессионально-технического, среднего специального и высшего образования.

Баскетбол является увлекательной атлетической игрой, представляющей собой эффективное средство физического воспитания. Не случайно он очень популярен среди школьников. Баскетбол, как важное средство физического воспитания и оздоровления детей, включен в общеобразовательные программы средних школ, школ с политехническим и производственным обучением, детских спортивных школ, городских отделов народного образования и отделения при спортивных добровольных обществах.

Закрепление достигнутых результатов и дальнейшее повышение уровня спортивного мастерства тесно переплетаются с массовой оздоровительной работой и квалифицированной подготовкой резервов из наиболее талантливых юношей и девушек.

Наличие постоянной борьбы, которая ведется с помощью естественных движений (бега, ходьбы, прыжков), сопровождающихся болевыми усилиями, оказывает самое разностороннее воздействие на психологическую, физиологическую и двигательную функцию человека. Выполняя большое количество разнообразных движений в различном темпе, направлениях, с различными скоростями и напряжением, вы получаете благотворное воздействие на внутренние органы и системы организма.

Разнообразие технических и тактических действий игры в баскетбол и собственно игровая деятельность обладают уникальными свойствами для формирования жизненно важных навыков и умений школьников, всестороннего развития их физических и психических качеств. Освоенные двигательные действия игры в баскетбол и сопряженные с ним физические упражнения являются эффективными средствами укрепления здоровья и рекреации и могут использоваться человеком на протяжении всей его жизни в самостоятельных формах занятий физической культуры.

Список литературы:

  1. Бородай С.А. История баскетбола // сборник научных статей преподавателей и аспирантов. Выпуск XIV- Чебоксары: Руссика 2000- 57с.

  2. Чупров Михаил статья «Планета Баскетбол».

  3. Яхонтов Е.Р. Баскетбол для всех – М.: Физкультура и спорт 1984 –22с.

http://moy-sport.com

http://www.basketlessons.net/

infourok.ru

Реферат «История развития баскетбола» | Социальная сеть работников образования

Отдел по образованию администрации города Заринска Алтайского края

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №1 города Заринска Алтайского края

РЕФЕРАТ

 по физической культуре

на тему:

История развития баскетбола

 

Выполнил:

Симонов Александр,

ученик 9 А класса

Учитель:

Субуханкулова С.Б.

Заринск

2013г.

Оглавление

  1. История возникновения баскетбола
  2. История развития баскетбола
  3. Истоки современного баскетбола
  4. Появление профессиональных лиг
  5. Основные правила
  6. Заключение
  7. Список использованной литературы

История возникновения баскетбола

Доктор Джеймс Найсмит известен во всем мире, как изобретатель баскетбола.
Он родился в 1861 году в Рэмсэй (Ramsay) городке, близ Элмонта (Almonte), штат Онтарио, Канада…

Концепция баскетбола у него зародилась, еще в школьные годы, во время игры в “duck-on-a-rock”…
Смысл этой популярной, в то время, игры заключался в следующем: подбрасывая один, не большой камень, необходимо было поразить им вершину другого камня, большего по размеру.

После работы Атлетическим Директором Университета McGill,
Найсмит переходит в YMCA Обучающую Школу в Спрингфилде (Springfield), штата Массачусетс (Massachusetts).

Уже, будучи преподавателем физкультуры, профессором колледжа в Спрингфелде, Джеймс Найсмит столкнулся с проблемой создания игры для зимы штата Массачусетс, периода между соревнованиями по бейсболу и футболу.

Найсмит полагал, что в связи с погодой этого времени года, лучшим решением будет изобрести игру для закрытых помещений.

Найсмит хотел создать подвижную игру для студентов Школы Христианских Рабочих, которая предполагала бы не только использование исключительно силы.

Он нуждался в игре, которую можно было бы проводить в закрытом помещении в относительно малом пространстве.

И вот, в декабре 1891 года, Джеймс Найсмит представил своему гимнастическому классу в Спрингфилде (YMCA) свое безымянное изобретение.

История развития баскетбола

Созданный первоначально для оживления уроков по гимнастике, баскетбол постепенно превратился в спортивную игру со всеми присущими ей особенностями. В 1894г. в США были изданы первые официальные правила игры, по которым начали проводиться соревнования. Знаменательным событием в развитии игры явилось создание 18 июня 1932г. Международной федерации баскетбола – ФИБА.

В 1935г. МОК вынес решение о признании баскетбола олимпийским видом спорта. Баскетбол завоевывал все большую популярность, но с момента проведения первой игры менялись техника, тактика и правила игры. Сегодня на площадке 28х15м играют две команды по 5 человек. Игра длится 4 тайма по 10 минут чистого времени. Если по окончании игрового времени счет в игре остался равным, назначается дополнительный период продолжительностью 5 минут, таких периодов может быть неограниченное количество. Выигрывает команда, набравшая большее число очков. За мяч, забитый из-за трехочковой линии, назначается 3 очка, из зоны до трехочковой линии – 2, с линии штрафного броска – 1 очко.

Истоки современного баскетбола

Баскетбол, пожалуй, единственный из популярных видов спорта, дата и место возникновения которого доподлинно известны. Об этом знаменательном событии написан не один десяток книг, часто с вымышленными подробностями повествующих о первых шагах этого будущего пристрастия миллионов. И, тем не менее, мне кажется, что в этой книге имеет смысл хотя бы схематично обозначить основные моменты становления и развития баскетбола, искусственно изобретенной игры, сумевшей за считанные десятилетия завоевать сердца поклонников во всем мире, что само по себе представляется явлением беспрецедентным.

Уже, будучи преподавателем физкультуры, профессором колледжа в Спрингфилде, Джеймс Найсмит столкнулся с проблемой создания игры в зимний период для штата Массачусетс, периода между соревнованиями по бейсболу и футболу. Найсмит полагал, что в связи с погодой этого времени года, лучшим решением будет изобрести игру для закрытых помещений. Джеймс хотел создать подвижную игру для студентов Школы Христианских Рабочих, которая предполагала бы не только использование исключительно силы. Он нуждался в игре, которую можно было бы проводить в закрытом помещении в относительно малом пространстве.

С течением времени баскетбол изменялся… Найсмит конечно же не мог предположить современные спортивные дворцы, заполненные тысячами болельщиков, потому что он всего лишь изобрел баскетбол, как вид внутренней деятельности для своих учеников, которые должны были во что-то играть в течение длинной зимы Новой Англии, а потому по началу это была игра терпения и стратегии… Судите сами, большинство первых игр имели счет, который никогда не превышал 15 или 20 очков.

Он предполагал, что подъём целей на высоту выдвинет на первый план ловкость и проворство, а не грубую силу, связанную с американским футболом. Хотя баскетбол всегда был атлетической игрой, возможности проявить в нём «воздушность» позволили развиться атлетам, которые могли исполнить воздушную акробатику, о которой доктор Найсмит мог только мечтать. Впервые на Олимпийских играх баскетбол был представлен в Берлине в 1936 году.

На пике развития игры, Найсмит был принят в Зал Баскетбольной Славы, несмотря на то, что он уже был назван в его честь. Баскетбол, начиная с Джеймса Найсмита, прошел длинный путь и сегодня является одним из наиболее популярных спортивных состязаний в мире.

Появление профессиональных лиг

Первое официально зарегистрированное объединение профессиональных баскетбольных команд, называвшееся Национальной Баскетбольной Лигой, возникло в 1898 году и существовало на протяжении пяти лет, после чего распалось на несколько самостоятельных лиг, проводивших собственные чемпионаты.

Одним из новшеств, призванным ускорить игру, но на деле лишь повышавшим риск получения спортсменами травмы, стало введение проволочной сетки, огораживающей со всех сторон баскетбольную площадку. Благодаря ей мяч всегда оставался в игре, но вступить в борьбу за обладание им у сетки отваживались только самые отчаянные, выходившие из таких единоборств с многочисленными синяками и надолго сохранявшимися отпечатками сетки по всему телу. Такие ограждения, более подходящие для хоккейных матчей или боев без правил, были отменены лишь в 1929 году.

К счастью, разумных нововведений было значительно больше. Еще в 1892 году у корзин стали вырезать дно, дабы не взбираться к ним по лестнице после каждого забитого мяча, а затем и вовсе заменили их на металлические кольца. Однако точно посланный в такое кольцо мяч мог попасть в него, не задев дужек, что часто вызывало споры по поводу результативности броска, и на кольцах появились веревочные сетки цилиндрической формы, чуть сужающиеся книзу, четко фиксирующие каждое попадание мяча в кольцо.

На первых баскетбольных матчах зрители, располагавшиеся на балконе за кольцом, часто мешали поразить его команде гостей, попросту отбивая мячи, направленные в корзину их любимой команды. Такие посторонние вмешательства вызвали в 1893 году появление между кольцом и балконом заградительного щита, а чуть позже выяснилось, что значительно проще попадать мячом в кольцо с отскоком от щита, нежели пытаться поразить непосредственно само кольцо.

Постепенные изменения претерпевали и правила игры. Практика показала, что нарушения правил при атаке кольца должны наказываться штрафным броском, производимым без помех с расстояния в 4,57 м от кольца (1894 год), что за результативный бросок с игры следует начислять два очка, а за штрафной бросок – одно очко (1895 год), что пять человек с каждой стороны являются оптимальным количеством одновременно принимающих участие в игре спортсменов (1897 год). Каждому игроку разрешалось за матч совершать не более пяти нарушений правил – шестая ошибка автоматически приводила к его удалению с площадки до конца встречи.

Наиболее ожесточенные дискуссии разгорелись вокруг ведения мяча. Так и не придя к единому мнению по этому вопросу, разные лиги проводили свои турниры по собственным правилам – в одних ведение мяча запрещалось категорически, в других допускалось ударить мячом о площадку лишь определенное количество раз, а в третьих ведение разрешалось без всяких ограничений, то есть, постучав мячом по полу, игрок мог поймать его, а затем снова возобновить ведение и повторять эту процедуру до бесконечности. Но в любом случае ведение мяча осуществлялось одновременно обеими руками.

По примеру Национальной Баскетбольной Лиги, впервые объединившей в 1898 году профессиональные клубы в одном турнире, в 1925 году была создана Американская Баскетбольная Лига, охватившая команды Северо-Востока США.

Первые сезоны доминирующее положение в ней занимал выдающийся нью-йоркский клуб «Ориджинал Селтикс», на голову превосходивший всех своих конкурентов, и только «Розенблюмз» из Кливленда могли в какой-то степени соперничать с ним. Однако после трех турниров Селтикс был расформирован, его игроки пополнили ряды других команд, и с этого момента Розенблюмз оставались неоспоримыми лидерами Лиги до 1931 года, когда Великая Депрессия вынудила прекратить проведение чемпионатов.

Баскетбол не умер окончательно – он лишь отошел на второй план, и на годы Депрессии, как это ни удивительно, пришелся резкий скачок в развитии и популяризации молодой игры. Во-первых, по всей стране стали возникать самодеятельные баскетбольные команды, которые, переезжая из города в город, проводили показательные матчи между собой или с командой хозяев, привлекая своими выступлениями тысячи болельщиков. Часто такие баскетбольные праздники превращались в театрализованные шоу с трюками и заготовленными заранее номерами, и тогда демонстрация филигранной техники владения мячом затмевала собой спортивный результат двусторонних встреч.

Другим стимулом, не позволившим баскетболу полностью уйти со сцены американской спортивной жизни, стало его бурное развитие в колледжах и университетах. Студенческие баскетбольные лиги не только продолжали благополучно существовать и проводить свои чемпионаты, но и модернизировали правила, постепенно делая игру все более зрелищной.

Мяч с торчащим наружу ниппелем был заменен на идеально круглый и гладкий, после чего сам собою отпал вопрос о допустимости ведения – дриблинг (и только одной рукой) стал одной из важнейших составляющих технического мастерства; почти одновременно с этим было введено правило десяти секунд, в течение которых владеющая мячом команда обязана была перевести его на половину площадки соперников, что сразу сделало игру значительно динамичнее…

Основные правила

Здесь приведены лишь некоторые важные выдержки из правил баскетбола. Вообще, официальные правила баскетбола Международной Федерации Баскетбола — это большое стостраничное руководство, в котором изложены все нюансы правил.

В баскетбол играют две команды, в каждой из которых по пять игроков. Цель каждой команды в баскетболе — забросить мяч в корзину соперника и помешать другой команде, овладеть мячом, и забросить его в корзину.

Победителем в баскетболе становится команда, которая по окончании игрового времени набрала большее количество очков.

По правилам баскетбола игра состоит из четырех периодов по десять минут с перерывами по две минуты. Продолжительность перерыва между половинами игры — пятнадцать минут. Если счет ничейный по окончании четвертого периода, игра продлевается на дополнительный период продолжительностью пять минут или на столько периодов по пять минут, сколько необходимо, чтобы нарушить равновесие в счете. Команды должны поменяться корзинами перед третьим периодом. Игра официально начинается спорным броском в центральном круге, когда мяч правильно отбит одним из спорящих.

В баскетболе мячом играют только руками. Бежать с мячом, преднамеренно бить по нему ногой, блокировать любой частью ноги или бить по нему кулаком является нарушением. Случайное же соприкосновение или касание мяча стопой или ногой не является нарушением.

Если игрок случайно забрасывает мяч с площадки в свою корзину, очки записываются капитану соперников. Если игрок умышленно забрасывает мяч с площадки в свою корзину, это является нарушением и очки не засчитываются.

Если игрок заставляет мяч войти в корзину снизу, это является нарушением. Поворот происходит, когда игрок держит живой мяч на площадке и шагает один или несколько раз в любом направлении одной и той же ногой, в то время как другая нога, называемая опорной, сохраняет свое место контакта с полом.

Каждый раз, когда игрок получает контроль над живым мячом на площадке, попытка броска по корзине должна быть реализована его командой в течение двадцати четыре секунд.

Наибольшее удовольствие от игры можно получить, если научится правильно выполнять основные приёмы техники — передачи, ведение, броски в корзину, защиту, побор и добивание отскочившего мяча. Сначала у новичка, наверное, не все будет получаться так же гладко, как у опытного спортсмена. Но опыт — дело времени.

Каждая команда состоит из пяти играющих и семи запасных игроков. Спортсмены одеты в форму контрастных цветов. На майке каждого игрока, на груди и на спине, нарисован номер. На международной соревнованиях разрешаются номера от 4 до 15. Два баскетболиста одной команды не могут иметь одинаковые номера.

Игра начинается с разыгрывания спорного мяча в центральном круге. Два человека, по одному из каждой команды, становятся в центральном круге, каждый в полукруге на своей стороне площадки. Судья подбрасывает мяч между ними так, чтобы выше точки полёта его не мог коснуться ни один из прыгнувших игроков, которые стараются отбросить опускающийся мяч в направлении своих партнеров. Спорящие игроки не имеют право ловить мяч. При его разыгрывании остальные восемь спортсменов должны располагаться за пределами центрального круга до тех пор, пока мяч не будет введен в игру.

Как только команда овладеет мячом, игроки могут передавать его друг другу. Стоя на месте, игрок не имеет права сделать больше одного шага с мячом в руках. Передачи являются самым простым способом передвижения мяча. Команда не ограничена в их количестве перед попыткой броска. Обычно перед тем, как бросить мяч в корзину, команда выполняет несколько передач, но это не является обязательным.

Другим способом передвижение мяча является ведение. Оно позволяет игроку передвигаться с мячом по площадке без помощи партнеров. Ведение осуществляется последовательными ударами мяча об пол кистью руки. Игрок не ограничен в количестве ударов мячом при ведении, но если он поймает его после ведения, снова вести мяч ему не разрешается. Он должен передать мяч партнеру или попытаться забросить его в корзину противника. Технический игрок умеет вести мяч, любой рукой не глядя на него, а наблюдая за действиями других баскетболистов на площадке.

В игре нет ограничений, касающихся того, какой игрок и из какой позиции может бросить мяч в кольцо. Каждый владеющий мячом в пределах площадки имеет право выполнить бросок, но, естественно, чем ближе он располагается к корзине, тем больше у него шансов на успех. Мяч должен быть направлен прямо в кольцо или в щит, после удара, о который он отскакивает в корзину.

При неудачном броске мяч отскакивает от кольца или щита, и любая из команд может попытаться овладеть им. Игроки атакующей команды стараются добить мяч в корзину сразу или, овладев им, сделать повторные бросок. Для того чтобы выполнить бросок в корзину, команде предоставляется 30 секунд. При нарушении этого правила мяч передается другой команде.

Если игрок, которого толкнули, в это время выполнял бросок и мяч, не попав в корзину, он получает право на два штрафных броска, которые выполнят без помехи из — за линии штрафного броска, которые выполняет без помехи линии штрафного броска. Эта линия длиной 3,6 метра проводится параллельно лицевой линии на расстоянии 4,6 метра от передней поверхности щита. За успешный штрафной бросок команде присуждается очко. Если одна или обе попытки окажутся не удачными, игрок получает право на дополнительный бросок. Спортсмен должен оставаться за линией штрафного броска до тех пор, пока мяч не коснется кольца или щита. До этого момента ни один из игроков не имеет права входить в область штрафного броска. Если последний бросок окажется не удачным, участники обеих команд могут бороться за отскочивший от кольца мяч.

При желании команда может отказаться от права на пробитие штрафных бросков и ввести мяч в игру из — за боковой линии вместе её пересечения с центральной линией. За умышленный фол (нарушение правил игры) игрок всегда наказывается двумя штрафными бросками.

Особой формой фола является технический фол. Он объявляется игроку на площадке, тренеру или запасному игроку за неспортивное поведение, после чего следует наказание — два штрафных броска, которые выполняют любой участник команды противника. Затем мяч вводится в игру обычным путем. Тренер или запасной игрок запасной игрок за неспортивное поведение наказывается одним штрафным броском, а мяч остается у бьющей команды, которая вводит его в игру из — за боковой линии вместе пересечения с центральной линией.

Игрок, получивший пять персональных замечаний, автоматически выбывает из игры. При грубом нарушении правил спортсмен может быть дисквалифицирован. В любом случае выбывший из игры может быть заменен запасным.

Остальные нарушения правил, которые не рассматриваются как фол, являются просто ошибками: бег с мячом в руках (пробежка), удары кулаком по мячу, ведение двумя руками, повторное (двойное) ведение, выбивание мяча за пределы площадки, игра ногой. При ошибках или фолах, которые не влекут за собой назначения штрафных бросков, игра возобновляется вбрасыванием мяча из — за боковой линии точки, ближайшей к месту нарушения. Спортсмен обязан ввести мяч в игру за пять секунд. После удачного броска с игры или удачного последнего штрафного броска мяч вводится в игру участниками противоположной команды из — за лицевой линии.

Баскетбольный матч обслуживают два судьи и секретарский аппарат. Судьи передвигаются на разных сторонах площадки. Они имеют разные права. Секретарский аппарат включает секундометриста, секретаря и оператора 30 — секундного времени. Судьи проводят игру, подавая сигналы свистком и применяя для показа своих решений систему жестов.

Секретарь в хронологическом порядке суммирует счет в игровом протоколе. Он записывает попадания с игры, попадания и промахи при штрафных бросках, регистрирует фолы, получаемые каждым игроком, и немедленно информирует старшего судью, когда баскетболист получает пятое персональное замечание. Он же сообщает судьям о том, когда команда совершает восемь фолов (после этого любой из них наказывается двумя штрафными бросками). Секретарь регистрирует минутные перерывы, взятые каждой командой, и уведомляет через судей тренера, если тот берет второй тайм — аут в одной половине игры. Он показывает число фолов, совершенных игроком, используя пронумерованные указатели, кроме того ,извещает судей в поле о заменах.

Секундометрист контролирует игровое время и извещает об окончании периода специальным сигналом. Игра состоит из двух периодов по 20 минут каждый. В случае ничьей назначаются дополнительный 5-ти минутный период или столько таких периодов, сколько их потребуется для того, чтобы изменить ничейный счет. Игровые часы регистрируют только чисто игровое время. Когда судья в поле подает сигнал, секундометрист останавливает часы и вновь пускает их в момент, когда после введения мяча в игру его коснется кто — либо из баскетболистов на площадке. Часы останавливаются при пробивании штрафных бросков.

Оператор 30 — секундного времени следит, чтобы команда владела мячом перед броском не более 30 секунд, и подает сигнал, если это правило нарушено.

После окончания первого периода командам предоставляется 10 — минутный перерыв. Второй период начинается разыгрыванием спорным мячом так же в тех случаях, когда обе команды имеют равные права на владения мячом.

Команда, владеющая мячом, в течение 10 секунд должна продвинуть его на половину противника. После этого мяч нельзя возвращать в свою тыловую зону. Это будет ошибкой.

Каждая команда имеет своего капитана. Если капитан покидает площадку, он должен известить судей, кто из игроков будет выполнять его обязанности. Тактика игры команды обычно контролируется тренером, который решает, кто из баскетболистов начнет игру, кого и когда следует заменить. Число замен в матче не ограничено. Замена разрешена только когда мяч «мертвый» (вышедший из игры) и время остановлено, а если это произошло после нарушения правил, то только в том случае, если заменяющая команда будет владеть мячом. Поскольку после забитого с игры мяча сигнал не подается и время не останавливается. Замена в этом случае не разрешается.

Кроме замены тренер может попросить минутный перерыв (тайм — аут). Ему разрешается взять два минутных перерыва в каждой половине игры и по одному в каждом дополнительном периоде. Тайм — аут может быть предоставлен только тогда, когда мяч «мертвый» и игровое время установлено.

За удачный бросок с игры команде присуждается два очка. Побеждает тот, кто набрал большее количество очков. Команде засчитывается поражение, если она отказывается продолжать игру или если в её составе останется меньше двух игроков.

Самое главное — запомнить первое правило, — владея мячом, удерживай его пальцами рук и никогда не обхватывай ладонями.

Передачи — самый простой и эффективный способ продвижения мяча к корзине противника. Их основные виды: передачи двумя руками снизу, одной рукой от плеча, одной и двумя руками от груди, двумя руками снизу, одной рукой от плеча, одной и двумя руками с отскоком от пола.

Существуют и другие виды передач, например передача за спиной, но она требует опыта. Чтобы поймать мяч, нужно вытянуть к нему руки с расставленными пальцами и, как только от коснется пальцев, согнуть руки, притягивая мяч к груди.

Техника самих передач проста. Они требуют, как правило, небольшого замаха и «выстреливающего» движения рукой с мячом в направлении партнера. Надо стараться выполнять передачи быстро и точно. Их целью должна быть грудь или специально вытянутая рука партнёра.

Ведение мяча. Игрок может передвигаться с мячом на площадке, лишь последовательно ударяя его об пол одной рукой. Ведя мяч нужно соблюдать несколько простых правил:

Толчок мяча в пол осуществляется главным образом движением пальцев и кисти. Удар по мячу ладонью будет ошибкой.

Не следует смотреть вниз на мяч — голову нужно держать поднятой, чтобы видеть других игроков и площадку в целом. Мяч нужно контролировать боковым, периферическим зрением.

При ведении правой рукой мяч удерживается слегка сбоку, спереди — справа, а левой сбоку, спереди — слева.

Игрок при ведении должен располагаться между мячом и защитником. Ноги согнуты, а тело наклонено вперед. Такое положение укрывает мяч от защитника, обеспечивает достаточную скорость и позволяет избежать ошибок при ведении.

Броски мяча в корзину. Существуют следующие способы забросить мяч в корзину:

  1. Бросок из-под корзины одной рукой сверху;
  2. Бросок одной рукой с места;
  3. Бросок в прыжке;
  4. Бросок с использованием щита;

Заключение

Постоянное изменение игровых ситуаций требует высокой анализаторной деятельности и быстрого выбора решения. В процессе игры вы можете получить высокую эмоциональную нагрузку и испытать большую радость и удовлетворение.

Баскетбол — одна из самых популярных игр в нашей стране. Для нее характерны разнообразные движения; ходьба, бег, остановки, повороты, прыжки, ловля, броски и ведение мяча, осуществляемые в единоборстве с соперниками. Такие разнообразные движения способствуют улучшению обмена веществ, деятельности всех систем организма, формируют координацию

Баскетбол имеет не только оздоровительно-гигиеническое значение, но и агитационно-воспитательное. Занятия баскетболом помогают формировать настойчивость, смелость, решительность, честность, уверенность в себе, чувство коллективизма. Но эффективность воспитания зависит, прежде всего, от того, насколько целеустремленно в педагогическом процессе осуществляется взаимосвязь физического и нравственного воспитания.

Баскетбол, как средство физического воспитания, нашел широкое применение в различных звеньях физкультурного движения.

В системе народного образования баскетбол включен в программы физического дошкольников, общего среднего, среднего, профессионально-технического, среднего специального и высшего образования.

Баскетбол является увлекательной атлетической игрой, представляющей собой эффективное средство физического воспитания. Не случайно он очень популярен среди школьников. Баскетбол, как важное средство физического воспитания и оздоровления детей, включен в общеобразовательные программы средних школ, школ с политехническим и производственным обучением, детских спортивных школ, городских отделов народного образования и отделения при спортивных добровольных обществах.

Закрепление достигнутых результатов и дальнейшее повышение уровня спортивного мастерства тесно переплетаются с массовой оздоровительной работой и квалифицированной подготовкой резервов из наиболее талантливых юношей и девушек.

Наличие постоянной борьбы, которая ведется с помощью естественных движений (бега, ходьбы, прыжков), сопровождающихся болевыми усилиями, оказывает самое разностороннее воздействие на психологическую, физиологическую и двигательную функцию человека. Выполняя большое количество разнообразных движений в различном темпе, направлениях, с различными скоростями и напряжением, вы получаете благотворное воздействие на внутренние органы и системы организма.

Разнообразие технических и тактических действий игры в баскетбол и собственно игровая деятельность обладают уникальными свойствами для формирования жизненно важных навыков и умений школьников, всестороннего развития их физических и психических качеств. Освоенные двигательные действия игры в баскетбол и сопряженные с ним физические упражнения являются эффективными средствами укрепления здоровья и рекреации и могут использоваться человеком на протяжении всей его жизни в самостоятельных формах занятий физической культуры.

Использованная литература:

http://moy-sport.com

http://www.basketlessons.net/

http://slishad.blog.tut.by

http://andrei1993.v-teme.com/sovremennyj_basketbol

http://otherreferats.allbest.ru

nsportal.ru

История Баскетбола — Интересное в спорте

История баскетбола

ИСТОРИЯ БАСКЕТБОЛА
Кратко о баскетболе можно сказать, что это спортивная командная игра, в которой игроки
забрасывают мяч в «корзину», состоящую из кольца с сеткой внизу. Она находится на высоте
чуть более 3 метров от пола (10 футов). Большинство попаданий оценивается двумя очками.
Удачные броски из-за полукруга — 6,25 метра от корзины приносят три очка. Если счет
остается ничейным после двух 20-минутных периодов, назначаются дополнительные пятиминутки.

Родиной баскетбола являются Соединенные Штаты Америки. Игра была придумана в 1891 году в
учебном центре Христианской молодежной ассоциации в Спрингфилде, штат Массачусетс. Чтобы
оживить уроки по гимнастике, молодой преподаватель, уроженец Канады, доктор Дисеймс
Нейсмит придумал новую игру. Он прикрепил к перилам балкона две фруктовые корзины без дна,
в которые нужно было забрасывать футбольный мяч (basket — корзина, boll — мяч). Через год
Д. Нейсмит разработал первые 13 пунктов баскетбольных правил. Почти первые же матчи по
этим правилам вызвали и первые их изменения. Болельщики на балконах ловили улетавшие мячи
и пытались их забросить в корзину противника, поэтому появляются щиты, которые стали
защитой корзины. Уже в 1893г. появляются железные кольца с сеткой. Новая игра оказалась
настолько интересной и динамичной, что в 1894г. в США были изданы первые официальные
правила. Баскетбол из США проникает сначала на Восток — Японию, Китай, Филиппины, а также
в Европу, Южную Америку. Через 10 лет на Олимпийских играх в Сент-Луисе (США) американцы
организовали показательный турнир между командами нескольких городов. Баскетбол был
показательным также на Олимпиадах 1924, 1928 г.г.

В двадцатые годы начинают активно создаваться национальные федерации баскетбола,
проводятся первые международные встречи. Так в 1919г. состоялся баскетбольный турнир между
армейскими командами США, Италии и Франции. В 1923г. во Франции проводится первый
международный женский турнир. Участие в нем приняли команды трех стран: Англии, Италии,
США. Игра завоевывает все большую популярность и признание в мире, и в 1932г. была создана
Международная федерация баскетбола (FIBA). В ее первом составе 8 стран — Аргентина,
Греция, Италия, Латвия, Португалия, Румыния, Швеция, Чехословакия. В 1935 году
Международный Олимпийский Комитет вынес решение о признании баскетбола олимпийским видом
спорта. В 1936г. на Олимпийских играх в Берлине в программе появился баскетбол. Почетным
гостем игр был Д. Нейсмит — создатель этой игры. В баскетбольном турнире участвовали
команды 21 страны. Матчи проводились на открытых теннисных площадках. Во время этой
Олимпиады состоялся первый конгресс ФИБА, где были рассмотрены существующие и приняты
единые международные правила игры.

В первой половине пятидесятых баскетбол стал терять присущую ему остроту борьбы.
Потребовалось внести в правила целый ряд изменений и дополнений для ее активизации.
Наиболее важными из них тогда были:

введение правила 30 секунд (команда, владеющая мячом, обязана в пределах этого времени
бросить мяч в корзину)
расширение площади зоны, в которой игрокам нападения не разрешалось находиться более трех
секунд.
Надо сказать, что баскетбольные правила уточняются и дополняются постоянно.

Датой зарождения баскетбола в России считается 1906г. Место рождения — Петербург,
спортивное общество «Маяк». Гимнасты этого общества создали первые баскетбольные команды,
затем команды появились в обществе «Богатырь», некоторых других. Но до Октябрьской
революции 1917г. эта игра культивировалась практически только в столице России —
Петербурге. Новая жизнь баскетбола в России начинается в начале двадцатых годов. Как
самостоятельный предмет баскетбол вводится сначала в Главной военной школе физического
образования трудящихся, а чуть позже — в Московском институте физической культуры.
Выпускники этих учебных заведений стали первыми специалистами по баскетболу в нашей стране.

Первым первенством страны принято считать турнир баскетболистов, состоявшийся в 1923г. на
Первом Всесоюзном празднике физкультуры. В этом же 1923г. появились в СССР и первые
официальные правила.

Второй раз первенство СССР было разыграно в 1924г., а третьим считается турнир на
Всесоюзной спартакиаде 1928г. Только с 1934г. первенство СССР по баскетболу стало
проводится ежегодно.

В 1940г. к СССР были присоединены страны Прибалтики. В этих странах баскетбол был
традиционно силен, эти команды имели большой опыт проведения международных встреч. Школа,
стиль баскетбола этих стран, несомненно, оказали большое влияние на его развитие в СССР.

В 1946г. Всесоюзная баскетбольная секция была принята в члены ФИБА, а годом позже мужская
сборная страны впервые приняла участие в Y первенстве Европы и стала чемпионом.

На первом своем чемпионате мира в 1959г. мужская команда СССР выиграла все встречи, но ей
не был присужден титул чемпионов мира из-за отказа играть со страной Тайвань.

Первый женский турнир по баскетболу на Олимпийских играх состоялся в 1976г. Чемпионами
олимпийских игр стали: 1976г. — СССР, 1980г. — СССР, 1984г. — США, 1988г. — США, 1992г. —
объединенная команда независимых государств, 1996г. — США.


Сборная команда СССР по баскетболу — победитель XXIV Олимпийских Игр (Сеул)
Сильнейшими баскетболистами планеты являются спортсмены США. Дважды становилась
олимпийскими чемпионами мужская сборная СССР (1972г.,1988г.) и один раз сборная Югославии
(1980г.). Все остальные победы на олимпийских играх с 1936г. у американской мужской
сборной. Их проигрыши за последнее десятилетие можно пересчитать по пальцам: проигрыш
мужчин на Панамериканских играх 1987 г., Олимпиаде — 88, Играх Доброй Воли 1990г. и
Панамериканских играх 1991г., неудачи женщин на Олимпиаде — 92 и чемпионате мира 1994г.

После введения новых правил, по которым в соревнованиях могут участвовать профессионалы, к
Олимпийским играм 1992г. американцы собрали в свою сборную первую коллекцию звезд
Национальной баскетбольной ассоциации. Эта команда получила в Америке название «Dream
Team» — «команда мечты». Эта первая «команда мечты» с Майклом Джорданом, Мэджиком
Джонсоном, Чарльзом Баркли и Ларри Бердом победила на играх в Барселоне с преимуществом
более, чем в 40 очков.

Вторая «команда мечты» выиграла чемпионат мира 1994г. «Команда мечты» III стала чемпионом
Олимпиады — 96 в Атланте.

Женская баскетбольная команда США после проигрыша на Играх 1992г. вернула в 1996г. себе
титул олимпийского чемпиона.

Специалисты баскетбола считают, что в будущем приоритет получат игры сложные, быстрые,
красивые. К таким относится и баскетбол, где есть главное — результативность,
непредсказуемость, зрелищность.

alians.ucoz.com

История возникновения и развития баскетбола в России

В Россию баскетбол пришел спустя пятнадцать лет после своего рождения. Б декабре 1906 года члены петербургского спортивного общества «Маяк» создали первые баскетбольные команды. С годами их число увеличилось, и в марте 1909 года «Маяк» разыграл кубок общества.

Первый всесоюзный чемпионат баскетболистов состоялся в августе 1923 года. Победили мужская команда Москвы и баскетболистки Петрограда.

Всесоюзная секция была принята в Международную любительскую федерацию баскетбола (ФИБА) только в 1947 году. В том же году сборная мужская команда СССР завоевала в Праге почетный титул чемпиона Европы!

Наши баскетболистки участвовали в восьми континентальных чемпионатах. Восемь стартов — семь побед, таков актив сборной СССР. На мировом первенстве 1957 года они довольствовались Серебряными медалями, уступив золотые американкам.

Зато в последующих продемонстрировали высший класс и заслуженно были увенчаны почетными лаврами. Произошло это в 1959 году в Москве и в 1964 году— в далеком Перу.

Значительно приумножила свои успехи после 1947 года мужская сборная команда советских баскетболистов. Девять раз выступала она в чемпионатах Европы и лишь однажды, в 1955 году, упустила победу. «Серебряной командой» окрестили сборную СССР на олимпийских турнирах. В Хельсинки, Мельбурне, Риме и Токио она неизменно занимала вторые места.

Блестящим было первое выступление советских баскетболистов на III чемпионате мира, проходившем в январе 1959 года в Чили. Дебютанты провели все матчи без единого поражения! К сожалению, большая победа была, по существу, украдена. По инициативе реакционных элементов советские спортсмены были лишены высокого чемпионского титула только за то что они категорически отказались встретиться с чанкайшистами, незаконно допущенными к турниру.

Как показал хронометраж, за время игры баскетболист в общей сложности преодолевает расстояние до 5 километров.

Прессинг (давление) — один из видов защиты. При нем каждый игрок защищающейся команды «опекает» подопечного не только на своей, но и на чужой стороне площадки.

Ничьих в баскетболе не бывает. При ничейном счете назначаются волнительные пятиминутки — до тех пор, пока одна из команд не выйдет вперед.

www.offsport.ru

История возникновения и развития баскетбола

Страница 1 из 2

Древние игры с мячом с незапамятных времен занимали особое место в жизни всех народов, населяющих земной шар. В период первобытнообщинного строя игры помогали получить хорошую физическую подготовку к суровым условиям жизни того времени, обуславливались трудовой деятельностью и бытом людей.

В дальнейшем начиная с периода родового общества игры, особенно в мяч, постепенно отдаляются от трудовой деятельности и становятся атрибутом инициации (посвящений), плясок, празднеств. С этого периода они становятся ритуальными атлетическими играми.

Среди индейских народностей Мексики и Центральной Америки зарождение культовой игры в мяч относится к 1500 г. до н. э. В археологическом музее г. Мехико хранится картина с изображением ацтеков, играющих в «тлатчли», во многом похожую на баскетбол. Игры проводились на специально оборудованных стадионах («тлахос»), остатки которых сохранились до наших дней. Площадка для игры имела прямоугольную форму, была окружена высокими стенами (3-4 м) с трибунами для зрителей. Задача двух играющих команд заключалась в попадании каучуковым мячом в кольцо соперников, вертикально закрепленное в середине короткой стороны площадки.

Племя майя играло в игру «пок-та-пок», которая по содержанию напоминала предыдущую.

В более поздние времена появились новые игры с мячом, напоминающие современную игру в баскетбол. Например, в Спарте играли в «епис-кирус»,в Древнем Риме— в «харпастум», в Италии — в «калчио».

Игры имели много общего, но ограниченные контакты между людьми не давали им возможности широко развиваться. Примером тому является французская игра 7-8 веков «шуляж» и игра, которой увлекались во Флориде (США): в обоих случаях устанавливались шесты с обручами на вершине и соперники стремились поразить цель большее количество раз.

Возникновение баскетбола связано с потерей интереса к скучным гимнастическим упражнениям преимущественно женской половины учащихся Международной тренерской школы в Спрингфилде (штат Массачусетс, США).

Молодому преподавателю, выходцу из Канады, Джеймсу Нейсмиту было предложено «изобрести» игру эмоциональную, доступную в обучении, пригодную для игры в помещении в зимнее время.

Первая «проба» игры состоялась в 1891 году. На балконах были подвешены две оказавшиеся под рукой корзины от персиков, куда следовало забрасывать мяч. Отсюда и пошло название баскетбола: «basket» в переводе с английского языка — корзина, «ball» — шар, мяч, клубок.

В группе Д. Нейсмита было 18 учащихся. Чтобы все могли участвовать в игре, их распределили на 2 команды по 9 человек.

Во время первых занятий при игре из-за отсутствия навыков порой возникала скученность. Введение в разметку площадки 3 зон, в которых действовало по 3 игрока с каждой команды, значительно повысило эмоциональность и интерес к игре.

Постоянные споры играющих побудили к составлению правил игры. Первые правила содержали 13 пунктов и впервые были опубликованы в 1892″ году. Христианская ассоциация молодых людей (ИМКА), курирующая школы, рекомендовала широко использовать игру в своих филиалах. Таким образом, игра начала распространяться в США.

Первый официальный матч между женскими командами был проведен в 1892 году: баскетбол стали считать игрой спортивной.

Родившись в США, баскетбол вскоре распространился во многих странах: Китае, на Филиппинах, в Англии, Франции, Италии и др.

Возникновение баскетбола в России связано с петербургским спортивным обществом «Маяк», где в 1906 году были созданы 2 команды, и начались регулярные тренировки.

Однако в царской  России баскетбол не получил широкого развития.

Большая заслуга в возникновении и развитии баскетбола в России принадлежит энтузиасту игры Степану Васильевичу Васильеву, впоследствии заслуженному мастеру спорта СССР. В первых соревнованиях — кубке общества «Маяк» — приняло участие всего 6 команд. Команда «лиловых» (название дано по цвету формы) в составе Васильева (капитана команды), Бурыкина, Владимирова, Нурмана и Мачихина заняла первое место.

www.fizkulturaisport.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о