Содержание

Тренерский состав | Школа волейбола VolleyPlay

Адонин Максим

Руководитель тренировочного процесса

Опыт игры в пляжный и классический волейбол — 11 лет
Кандидат в мастера спорта по пляжному волейболу, 2007 год.
Тренерскую карьеру начал в 2010 году в фитнес-клубе WorldClass.

 

 


 

Горбачев Сергей

Тренер волейбольной команды VolleyPlay

Мастер спорта по классическому волейболу. Опыт игры в волейбол 16 лет. Образование: РГПУ им. А.И. Герцена, специальность «тренер-преподаватель». Выступал за команды суперлиги и высшей лиги. Многократный чемпион Высшей лиги А. Лицензия тренера ВФВ номер 009.

 

 


 

Спиридонов Юрий Михайлович

Тренер групп начального и среднего уровня

Опыт игры в классический волейбол 20 лет, 1 разряд по классическому волейболу. Тренерский опыт более 10 лет. Участник Чемпионата СССР по классическому волейболу  1 лига, класс А, ВК «Текстильмаш», г. Чебоксары.

 

 


 

Юлия Молчанова

Тренер по классическому волейболу

Опыт игры в классический волейбол — 13 лет. Кандидат в мастера спорта по классическому волейболу. Участница чемпионата России по классическому волейболу, Высшая лига А, ВК «Импульс» г. Волгодонск, ВК «Обнинск» г. Обнинск.

 

 


Алексей Дворников

Тренер по классическому волейболу

КМС по классическому и пляжному волейболу. Чемпион Москвы по классическому волейболу; 4 место чемпионата России по волейболу сезона  высшая лига «Б». Игрок команд: «Динамо-2» г. Москва, «МГТУ» г. Москва, «Искра» г. Одинцово. Образование: выпускник Российского государственного университета физической культуры и спорта (РГУФКСМиТ), специализация: волейбол.

 


 

Павел Карпухин

Тренер по пляжному и классическому волейболу

КМС по классическому волейболу и МС по пляжному. Большой опыт игры в волейбол. Неоднократный победитель чемпионата Москвы и Чемпионата Московской области по классическому волейболу. Чемпион России по пляжному волейболу 2002, 2005г. Неоднократный призёр и победитель этапов чемпионата России по пляжному волейболу.

 


 

Голишников Александр

Тренер по классическому волейболу

Опыт игры в классический волейбол — 15 лет. Выпускник спортшколы №111. КМС. Неоднократный призер и чемпион России по классическому волейболу в составе сборной Москвы. Образование: Воронежский государственный институт физической культуры, факультет игровых видов спорта, специальность: тренер игровых видов спорта.

 

 



Недомолвный Максим

Тренер по пляжному и классическому волейболу

Опыт игры в классический волейбол — более 13 лет. Игрок чемпионата России высшей лиги «Б». Выпускник Уральского Государственного Университета Физической Культуры (УралГУФК).

 

 


Шадинов Сергей

Тренер по классическому волейболу

Опыт игры в волейбол более 10 лет. Кандидат в мастера спорта. Неоднократный победитель и призер первенства России.

 

 

 


Уханов Никита

Тренер по классическому волейболу

Мастер спорта России по волейболу, призёр чемпионата России в команде ЦСКА , выступал за ФСО охраны Российской Федерации, неоднократный победитель и призёр ЛВЛ разных годов. Образование: выпускник Российского государственного университета физической культуры и спорта (РГУФКСМиТ), специализация: волейбол.

 

 


 

Алиева Эльмира

Тренер по пляжному волейболу

КМС по пляжному волейболу. Игрок волейбольного клуба ФРПВ. Участница чемпионатов России по пляжному волейболу. Победительница международного турнира EURO2016MILANO по пляжному волейболу. Участница и призер международных соревнований.


 

Голишников Андрей

Тренер по классическому волейболу

КМС. Пятикратный серебряный призер первенства Москвы. Серебряный призер Чемпионата России. Двукратный бронзовый призер Чемпионата России. Образование: выпускник СШОР №111, выпускник Российского государственного университета физической культуры, спорта, молодежи и туризма.

 



Александр Тарантасов

Тренер по классическому волейболу

Опыт игры в волейбол более 15 лет. КМС. Выпускник ЦО «Олимп». Победитель первой лиги ЧР 2015-2016 г. Победитель КФК 2014-2015 г. Бронзовый призёр турнира TORNEO CITTA’ DI MARINO (2009) г. Рим. Лучший игрок турнира. Неоднократный призер ЛВЛ. Двукратный чемпион России по ЛВЛ. Неоднократный призер чемпионата Москвы среди Юношей. Победитель чемпионата Москвы по пляжному волейболу 2011г.


Руссу Константин

Тренер по классическому волейболу

Серебряный призер первенства СССР по волейболу среди юношей. В прошлом КМС СССР. Образование высшее педагогическое, специализация «Волейбол». Закончил Государственный Университет Физкультуры и спорта. Общий тренерский стаж и опыт работы на разных уровнях 22 года. Высшая тренерская категория.

 

volleyplay.ru

Тренер по волейболу в Челябинске

Как и любая работа с людьми, тренерская деятельность — это тяжелая работа. Тренер должен быть не только мастером (сенсейем) в своем виде спорта, но и обладать
педагогическими знаниями. Данная комбинация качеств позволит тренеру преподнести своим ученикам в наиболее понятной форме все то, что нужно знать и уметь на игровой
площадке. В свою очередь, большую роль в работе тренера играет психологическая работа с игроками во время тренировок и в период соревнований. Ведь именно эта составляющая позволяет добиться нужного настроя игрока и прийти к желаемому результату. Основная сложность в работе тренера по волейболу состоит, в том, что тренеру приходится работать, как с отдельным игроком, так и со всей командой. Волейбол – это командный вид спорта, где 6 игроков на площадке и у каждого свое амплуа, и своя задача. Во время игры нужно успевать не только подсказывать игрокам в нужный момент, но и добиться командного взаимодействия для достижения одной победной цели. Все это достигается и тренируется во время тренировочного процесса.

Тренер профессиональной команды по волейболу

Наверное, многие замечали, что в профессиональных командах по волейболу главный тренер мужчина. Это связанно только с одним фактором, что авторитет мужчины-тренера
для взрослого спортсмена больше. С точностью на оборот это работает для детей. Так, в детских спортивных школах преобладают тренера-женщины, и связано это с тем, что женщина знает подход к детям.

Тренер любительской команды по волейболу

Даже любительской команде по волейболу нужен тренер. Только он сможет найти подход к взрослому человеку, объединить людей, которые любят эту игру и научить их играть еще лучше. Игроки любители уже сформированные личности, со своими привычками и жизненными позициями. Задача тренера найти способ, что бы объединить этих игроков и показать им путь как добиться своей цели и мечты. Для этого нужно постоянно посещать
тренировки, преодолевать усталость, не опускать руки когда не получается и настраиваться на игры. На нашем проекте BallGames тренера с большим опытом работы с игроками любителями. Благодаря их работе, любителей волейбола в городе Челябинске становиться больше с каждым годом и мы хотим что бы эта интересная и азартная игра покоряла все больше сердца людей.

Тренер по волейболу в Челябинске

На нашем проекте BallGames мы предлагаем любому заинтересованному человеку или целой команде прогрессировать под чутким руководством опытного тренера. Вне
зависимости от Ваших желаний, мы можем помочь их реализовать. Самое главное помнить, что никогда не поздно научиться играть. Так же не поздно усовершенствовать уже
имеющиеся навыки. Стоит всегда помнить, что взгляд со стороны может дополнить картину до логического завершения. Нужно лишь позволить тренеру проанализировать Вашу игру и дать возможность внести корректировку. И это Вы можете сделать уже сейчас. Для этого необходимо желание превратить в действие и связаться с тренером Вашей мечты.
Помните, что мы всегда рады видеть Вас на наших тренировках.

www.ballgames.ru

Тренер как руководитель команды | Волейбол

Мы не будем останавливаться на очень важных темах: «Тренер как специалист по виду спорта», «Тренер как воспитатель советских спортсменов» и других, которые в достаточной степени отражены в нашей спортивной литературе, а остановимся на одной подтеме всей, тренерской работы, а именно «Тренер как руководитель команды». И на первых же шагах столкнемся с вопросом об авторитете тренера.

Авторитет тренера должен основываться на всей деятельности тренера, его твердом знании теории и практики волейбола, на высокой требовательности и вместе с тем на большой любви к своим воспитанникам. Взаимоотношения между тренером и командой должны строиться на обоюдном уважении, доверии и дружбе.

Плох тот тренер, который создает себе ложный авторитет, подлаживает свои требования под недостатки отдельных, ведущих игроков команды, лишь бы не вызвать недовольство у них, стремится создать мнимое послушание любыми средствами, не проводит решительной борьбы со всеми недостатками в поведении игрока как на спортивной площадке, так и в быту. Подобный тренер, который находится «на поводу у игроков», принесет только вред коллективу, тогда все основные вопросы (состав команды, тактика игры и т. д.) решаются фактически игроками, а они часто допускают грубые ошибки. Когда на практике отсутствует руководящая роль тренера, он, не имея собственного мнения, боится во время игры принять необходимое решение, больше беспокоясь о том, что скажут игроки, а не о пользе дела.

Имеется и другая вредная крайность. Тренер признает только свое мнение и совершенно не прислушивается к мнению коллектива, игроков, общественности.

При решении всех вопросов в жизни команды должен быть самый тесный контакт между тренером и игроками, однако основную роль в принятии окончательного решения всегда должен играть тренер команды. Истинный авторитет тренера зиждется на высокой требовательности его к волейболистам, на твердом проведении своего плана подготовки игроков и команды, на жесткой борьбе с недостатками в поведении его воспитанников.

Тренер должен быть требователен. Но чтобы его требовательность была законна и обоснована, тренер в первую очередь должен быть требователен к самому себе и самокритично относиться ко всей своей работе. Самокритичность и объективный анализ своих поступков — залог быстрого роста творческих способностей и самого тренера и игроков его команды.

Недостатки и промахи в работе есть у любого, даже самого хорошего, тренера, но если тренер за общими, подчас положительными результатами своей работы не видит своих ляпсусов, считает, что он достиг «потолка» тренерской работы,— для него закрыт путь для движения вперед и он и команда, которой он руководит, будут плестись в хвосте на соревнованиях, где успех завоевывают только лучшие, передовые в технике, тактике и общей подготовке.

Тренер должен быть принципиален. Все коренные вопросы тренировки (распорядок дня, тактика игры, величина физической нагрузки и т. д.) должны быть тщательно продуманы, вытекать из основ советской спортивной тренировки, личного опыта тренера, опыта его коллег и игроков данного коллектива и конкретных условий работы. Имея твердое убеждение в правоте своего решения, тренер должен добиться четкого выполнения своих требований. Плохо, когда тренер необоснованно и часто меняет свои распоряжения и требования!

Тренер должен быть новатором, уметь видеть все передовое, способствовать росту нового, касается ли это выявления будущих возможностей молодых начинающих игроков или новых технических и тактических приемов. Большой заслугой советских тренеров по волейболу является то, что они сумели отсортировать из множества новых тактических комбинаций и технических, приемов, творчески создаваемых советскими игроками на практике, основные, способствующие прогрессу в развитии техники и тактики «большого волейбола» (передача «сразу» на удар, групповое блокирование и т. д.). Стройная передовая система игры наших волейболистов — отечественная школа советского волейбола — создана именно трудом новаторов-игроков и новаторов-тренеров.

Тренер обязан воспитать у своих игроков спортивное трудолюбие, любовь к повседневному кропотливому труду. Тренеру следует всегда помнить слова А. Макаренко: «Правильное советское воспитание невозможно себе представить как воспитание нетрудовое… Поэтому и в воспитательной работе труд должен быть одним из основных элементов…» (А. С. Макаренко. Собр. соч., т. 4, Из-во Академии педагогических наук, 1950, стр. 395).

Только через труд можно добиться спортивных успехов. А тепличные условия тренировок, в которые подчас руководители ставят игроков, только снижают их спортивную форму и приносят неуспех в соревновании.

www.offsport.ru

Спорт в твоем дворе. Волейбол. Роль тренера

12 советов тренеру начинающих волейболистов

1. Своей работой тренер должен донести до своих подопечных мысль о том, что волейбол — это игра, от которой надо получать удовольствие, а не тяжелая изнуряющая физически и психически работа.

2. Тренер не должен ставить перед своими игроками слишком сложные или невыполнимые задачи. Напротив, все цели должны быть легко достижимы при условии усердной работы на тренировках. Тренер должен действовать так, чтобы волейболисты, особенно начинающие, удивлялись своему значительному прогрессу, который происходит как бы сам по себе.

3. Не имеет значение, насколько простой была задача, поставленная тренером. Когда она выполнена, тренер не должен скупиться на похвалу и одобрительные слова. Радость даже самой маленькой победы тренер должен разделить с каждым игроком.

4. Конечно, тренеру нельзя обойтись без критики в адрес своих воспитанников. Однако, нельзя критиковать все действия игроков. Также тренеру не следует быть слишком эмоциональным, когда он указывает игрокам на их ошибки. Критика тренера не должна подорвать в игроках веру в себя и в свои возможности. Подобные замечания тренера смогут подбодрить любого игрока, особенно начинающего: «Ты сможешь это сделать, если как следует постараешься! Не сдавайся! Попытайся еще раз!»

5. Все волейболисты, а начинающие в особенности, должны иметь перед собой цель, к которой они будут стремиться. Тренеру нужно помнить о том, что сильное желание чего-то достичь высвобождает скрытые способности человека и может творить чудеса. Пусть это будет даже такая незамысловатая мечта о том, чтобы занять место в стартовой шестерке. Тренеру следует всячески поддерживать мотивацию и бодрость духа у игроков и помогать своим подопечным преодолевать трудности на пути к исполнению своей мечты.

6. Чтобы мечты начинающих игроков обретали реальную форму, тренеру следует побуждать воспитанников использовать каждую возможность, чтобы понаблюдать за игрой волейболистов самого высокого уровня. Наблюдение за игрой профессионалов повышает мотивацию начинающих игроков.

7. Важно соблюдать принцип соревновательности, который должен помочь игрокам понять, что усердие или небрежность на тренировках приводят к совершенно разным результатам.

8. Стандартный подход к улучшению навыков начинающих волейболистов состоит в подражании игре мастеров. Однако, тренеру надо следить, чтобы при копировании профессиональных технических приемов молодой волейболист не увлекся копированием личности и характера. Только уникальная личность способна достичь успеха и мастерства.

9. В тренировочном процессе для начинающих волейболистов следует избегать сильных нагрузок. Больше внимания надо уделять развитию ловкости и быстроты, а также упражнениям на развитие индивидуальной техники обработки мяча.

10. Необходимо уважать традиционные подходы к проведению тренировок. Но для тренера также очень важно создать свои оригинальные методики, которые уникальны и не копируют чей-либо опыт. Это является доказательством компетентности и профессионализма тренера. Такого тренера игроки будут уважать и доверять ему.

11. Для тренера важно найти подход к игрокам с разных сторон. Тренер — это не всегда только инструктор по волейболу, иногда он может выступать в роли заботливого родителя или хорошего друга. Начинающий волейболист должен знать, что тренер всегда может дать ему совет в любой ситуации.

12. Конечной целью для тренера должно быть стремление с помощью игры в волейбол воспитать достойных членов общества.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  

Статья Ясутаки Матсудаиры (Япония) из сборника ФИВБ «Coaches manual».

Перевод с английского Спорт в твоем дворе

 

 

Статьи по теме:

Хулио ВЕЛАСКО

Зоран Гайич

Владимир Алекно

 

Официальные правила волейбола 2015-2016

 

Отбор детей для занятий волейболом

 

Мастер класс Как увеличить прыжок

www.dvorsportinfo.ru

Обучение — Тренерский состав. Школа волейбола «Залп»

Шепелев Игорь


Руководитель. Главный тренер. Кандидат в мастера спорта.
Тренер по постановке и совершенствованию техники. Тренер любительских и корпоративных команд. Тренер нападающих второго темпа.


Кучурян Виктор


Зам. руководителя.
Кандидат в мастера спорта.
Тренер по постановке и совершенствованию техники. Тренер игроков позиции либеро. Тренер любительских и корпоративных команд.


Медведев Денис


Кандидат в мастера спорта. Тренер по постановке и совершенствованию техники. Тренер любительских и корпоративных команд. Тренер нападающих первого темпа.


Боярчук Михаил


Кандидат в мастера спорта. Тренер по постановке и совершенствованию техники. Тренер любительских и корпоративных команд. Тренер нападающих второго темпа.


Бондарев Сергей


Кандидат в мастера спорта. Тренер по постановке и совершенствованию техники. Тренер любительских и корпоративных команд. Тренер связующих игроков.


Власов Владислав


Кандидат в мастера спорта. Тренер по постановке и совершенствованию техники. Тренер любительских и корпоративных команд. Тренер нападающих первого темпа.


Мамедов Георгий


Кандидат в мастера спорта по классическому волейболу.
Тренер любительских и корпоративных команд. Тренер пасующих.

volleyup.ru

«Любой тренер сборной — это всегда одиночка»

11 сентября 2017

Откровенное интервью с главным тренером сборной России по волейболу Сергеем Шляпниковым 



Этот разговор с Сергеем Шляпниковым, главным тренером сборной России по волейболу, во многом получился неожиданным — к такой откровенности героя заранее нельзя подготовиться. Почему одиночество, которое многими воспринимается как испытание и крест, нужно заслужить? Как в нашей волейбольной сборной сейчас обстоят дела с талантливой молодежью? Вернется ли в сборную Дмитрий Мусэрский? Ответы на все эти вопросы читайте в эксклюзивном интервью, которое дал Сергей Шляпников нашему сайту. 

«Я очень долго шел…»



— Сергей Константинович, вас в свое время признавали лучшим тренером мира, вы работали с юниорскими сборными, с молодежными, и очень успешно, а теперь… Теперь вы, наверное, сможете ответить на почти философский вопрос: чем взрослые отличаются от детей?


— Тем, что дети вырастают и становятся мужиками (смеется). Конечно, разница есть: это уже многое умеющие и понимающие люди. Если молодежь где-то нужно подстегивать, то здесь парни профессионально относятся к своей работе, им даешь задание и просто контролируешь правильность его выполнения.


— И подстегивать не надо?


— Иногда, бывает, конечно. Утром тяжело раскачиваться, что-то болит, не всегда хочется. Но они профессионалы. Они все понимают, могут себя настроить, я тоже с пониманием отношусь к их проблемам. Поэтому у нас нормальный, здоровый климат в команде: если что-то не получается, мы садимся и разговариваем. Проясняем ситуацию и находим выход из положения. Секрет прост: нужно больше общаться с ребятами, больше доверять им. Здесь немножко другие принципы работы. Если с детьми нужно давать объемы по принципу «переход количества в качество», то здесь мы эту школу прошли, и только на самосознании, на концентрации… Мы восстанавливаем их навыки иногда после перерыва, после отпуска, а мастерства им не занимать, это олимпийские чемпионы, чемпионы Европы. Им всего лишь нужно помочь набрать кондиции, наладить взаимодействие, так как ребята приходят из разных клубов и действительно нужно время, чтобы сыграться, найти взаимопонимание. Над этим и работаем!


— Если вспомнить ваши чувства в тот момент, когда вам предложили возглавить сборную, — насколько охотно вы пошли на это, присутствовали какие-то сомнения?


— Нет, вы знаете, сомнений не было. Когда ты идешь на юношескую сборную, это начало пути. А сейчас я вышел на пик. Я всегда думал о нем. О том, что мне нужно набраться знаний и подойти к этой вершине. Вопрос другой: покорится она или не покорится. Это следующий вопрос. Я прошел большой путь. Как раньше было, в Советском Союзе. Молодежная сборная — чемпионы Европы, чемпионы мира — и тренера ставят возглавить сборную СССР, как это было с Вячеславом Платоновым. А мне пришлось шесть чемпионатов Европы выигрывать, два чемпионата мира, съездить на Европейские игры и занять там третье место с молодежным составом, в котором были и Клюка, и Полетаев, Универсиаду выиграть нужно было в Казани в тринадцатом году, и только после этого подойти к черте. Так что сомнений у меня не было, повторюсь, я очень долго шел. 


Возьмем любой турнир: либо ты его выигрываешь всеми усилиями, либо решаешь конкретные, локальные задачи. Для России всегда важно место. Первое место. Но сегодня ситуация такая, что на каком-то длительном турнире тебе могут понадобиться все 12 игроков, и всех их я должен успеть подготовить. Результат иногда становится важным, но не главным — и приходится порой беречь основных игроков во избежание необязательной травмы, возможно, проигрывать, принимая непопулярные решения. Почему? Потому что так надо. Иногда можно держать только основной состав на площадке и выиграть одной шестеркой, например, Мемориал Вагнера. Но что мы в итоге получим? Как мы потом будем реанимировать основных игроков перед чемпионатом Европы? 

«Мусэрский вернется!»


— Руководство вам позволяет отстаивать такую позицию?


— Руководство относится с пониманием. И в курсе всех дел. Мы общаемся, находим выходы из тех положений, которые у нас возникают. Мне говорят: да, у вас приоритет, пожалуйста. Возможность комбинировать с составом мне дают, что важно для тренера. Мы пытаемся сделать омоложение сборной, все рассчитать к двадцатому году, чтобы получить боеспособную команду. Руководство понимает, что сразу команда не делается. Нужно время. Очень важно, что меня в этом плане поддерживают и дают работать на перспективу, иногда и в счет какого-то результата. Но мы ничего не получим, если не отдадим взамен. Нельзя получить, ничем не жертвуя. Можно решать локальные задачи теми силами, которые у нас есть. Но что мы получим через четыре года? Или мы будем потом за год делать новую команду? Естественно, речь сейчас не идет о чемпионатах мира или Европы, на них мы обязаны выступать в полную силу. 


У нас есть талантливая молодежь, вот что главное! Клюка, Полетаев, Волков, Власов, Куркаев… Они чемпионы Европы, чемпионы мира. Эти ребята знают, как побеждать, хотят побеждать, что тоже очень важно. Мы вышли на Мировой лиге впервые за три года в «финал шести» фактически молодежным составом. Они привнесли это в сборную — желание побеждать. Старшее поколение направляет, подсказывает, куда идти, что делать, нюансы волейбольные… А эти ребята добавляют своих эмоций. Я считаю, у нас складывается такой симбиоз — и интересный, и конструктивный. Интересная команда, интересная молодежь, теперь нужно ее сохранить и еще просматривать людей на перспективу, создавать запас прочности, чтобы у нас была не одна команда, а две или три. В России такие люди есть! И наконец, у нас по-прежнему остается Мусэрский…


— Остается?


— Конечно.


— К Олимпиаде его восстанавливали, бросив на это большие силы, и не смогли восстановить.


— Я думаю, что это проблема решаемая. Время, терпение — и все будет хорошо! Я приезжал в Белгород, мы с Димой разговаривали, он мне сказал, что в будущем году будет играть за сборную.


— Вы согласитесь с тем мнением, которое высказывают некоторые специалисты, о том, что мировые лидеры сегодня играют в другой волейбол и мы оказались в роли догоняющих. У вас есть такое ощущение?


— У меня такого ощущения нет. Взять хотя бы сборную Франции. То, как они сейчас играют, так они этим составом выступают уже долгое время, они шли к этому не один год. Я считаю, это команда на какой-то период времени. Вот не было Франции, потом она появилась. Почему? Потому что взяли за основу молодежную сборную — они очень сыграны, они понимают друг друга с полуслова. Или бразильцы: сколько они вместе играют? Сербия. Они взяли за основу девяносто первый год рождения. Мы против них играли и побеждали их на молодежном чемпионате мира, мы с легкостью обыграли их тогда в полуфинале, мы поставили 34 блока — фантастика! У нас один Филиппов поставил 11 блоков. Мы их не чувствовали в то время. Хорошая команда, но не более того. Наш Ковалев тогда был на две головы выше Йововича. Но их лидеры сразу пошли во взрослую сборную, а у нас тогда — никто. 


— Почему?


— Не знаю. Были сильные игроки. Тогда тяжело было пробиться тому же Ковалеву. И Бутько, и Гранкин были очень, очень сильны. У нас мощная лига, огромный выбор, у сербов мало игроков, и они их сразу запустили в национальную сборную, отправили на Олимпиаду и… ничего. Они долго ничего не выигрывали. Потому что опять же нужно время. И мы сейчас, к слову, немножко опережаем другие команды: у сербов девяносто первый год рождения играет, а у нас уже девяносто пятый на площадке! У нас хорошее будущее, просто мы должны «оттерпеть» какую-то ситуацию год или два, и к двадцатому году вырастить сборную. Никто с нас задач на чемпионатах Европы и мира не снимает, но мы при этом растим молодежь, и об этом тоже не стоит забывать. 

«Я очень благодарен Алекно за его правильные слова…»



— Когда вы принимали сборную, у вас состоялся какой-то разговор с Владимиром Романовичем Алекно?


— Мы несколько раз разговаривали. Он мне подсказывал какие-то моменты, очень важные. Это хороший, сильный тренер, мы должны друг у друга учиться; если у меня возникнут еще какие-то вопросы, я ему обязательно позвоню. И когда мы играли Мировую лигу в Казани, Владимир Романович меня очень поддержал после последней игры, подошел… Я очень благодарен Владимиру Алекно за его правильные слова, за его поддержку. Он многое сделал для сборной, и ему небезразлично, куда она будет двигаться, в каком направлении. Мы поговорили о том, что так бывает, и некоторое время нужно потерпеть, без шашек наголо. Спокойный взгляд, анализ.


— Вы оставляете впечатление очень рассудительного человека… Бывает ли такое, что вы поддаетесь эмоциям и они в вас прямо кипят?


— Конечно, бывает! А раньше еще как бывало! Я же был и президентом клуба, и главным тренером, и игроком на площадке. Нужно было и деньги доставать, и самому еще играть, и учить других. Поэтому нервы у меня были, как у Николая Васильевича…


— Карполя? Слова такие же говорили?


— Слова, может быть, и другие были, а по сути те же (смеется). Поймите, было тяжелое время. Залов не было, спонсоров не было, а их все-таки нужно было находить! Из зала в зал с мячами перебегать, деньги добывать. Как я их добывал, сам не понимаю, но, если потом рядом со мной на площадке кто-то накосячит, мне же становилось вдвойне обидно! Я для него выбиваю деньги, сам пашу, а он… Поэтому разные слова вырывались. 


Сейчас я на многие вещи смотрю поспокойнее, по-другому. А тогда… тогда нам в маленьком городе надо было создать команду. Шестьсот тысяч населения — ну что это такое? А мы воспитали около сорока чемпионов Европы и мира, призеров! В таком маленьком городе, не имея ничего, у нас своего зала до сих пор нет, мы его арендуем. Вот те парни, которые со мной через все это прошли, они олимпийские чемпионы — это и Юрий Бережко, и Максим Михайлов, и Сергей Гранкин, и Саня Соколов.


— Такой же феномен в свое время был у воскресенского «Химика». Маленький городок выковал столько мировых звезд. Как это объяснить? Феномен, и точка?


— Работа проделана огромная. Я не стеснялся, ездил по детским турнирам, разговаривал с тренерами. «Мне такой-то нравится, такой-то, давайте договариваться». Приходилось убеждать и родителей. Родители, естественно, задавали вопросы: «Вы хотите увезти нашего сына в Ярославль, а где он будет жить?» «Приезжайте, мы вам все покажем». Съемная квартира или этаж в студенческом профилактории, который мы отреставрировали, у нас был отдельный вход. «Здесь будет жить» — «Что он будет есть?» Идем в столовую. «Где он будет учиться?» — «Вот школа, вот институт педагогический». Армия? У нас есть военное училище. Ракетно-зенитное, финансовое училище. И, когда я всю эту пирамиду рассказывал, приводил в пример ребят, которые через все это прошли, и кем они стали, появлялось доверие. Родителям мы оплачивали дорогу, чтобы они могли приезжать, проведать, это же тоже важно! Ребят старались не передерживать, чтобы они не пересиживали, а шли дальше, развивались, подключали к главной команде. 


Так мы растили отличных ребят, которые взрослели, мы их какое-то время держали, потом они уходили в другие команды, а у меня за это время подрастало другое поколение. 

Советский человек



— Получается, вы на полстраны работали?


— Тогда многие так работали. А потом у меня выдернули Бережко, Остапенко, Гранкина, и вся пирамида рухнула. Очень тяжело было восстанавливать. Мы не дали только девяносто третий год рождения в молодежную сборную. А так все возраста мы давали! Есть и другие энтузиасты. Екатеринбург, Белгород, Нижневартовск, Новосибирск. Клубы-доноры. Которые готовят. Одни готовят потому, что нет больших средств и надо как-то выживать, растить своих игроков. Другие создают современную инфраструктуру, где не один возраст, а несколько. Каждый по-своему решает эти задачи. Но, к сожалению, доноров становится все меньше. Это тяжелая, кропотливая работа, часто неблагодарная. Потому что может не получиться! Результат может прийти через четыре, пять лет. А кто-то не хочет ждать, им требуется все и сразу! 


Обидно, что у нас до сих пор нет зала… «Факел» в Новом Уренгое построил зал на вечной мерзлоте! А мы в Ярославле почему не можем? Надо строить там, где получается, где же еще строить? Мы даем олимпийских чемпионов, у нас выросло четыре чемпиона Лондона! Сейчас вся надежда на нового губернатора…


— Чтобы просить деньги, приходится переступать через себя. Как вам это удавалось?


— Удавалось, потому что я знал – ради чего. Но вот удивительный момент: сейчас как бы и денег больше, чем в девяностые годы, а найти сопереживающего мецената стало намного сложнее.


— Предательства прощать научились?


— Ну как сказать… Осадок все равно остается. Умом ты понимаешь, что человеку, может быть, где-то будет лучше, если он решил уйти, но ведь есть и работа, которую мы вместе должны были сделать. Для «Ярославича». Для клуба! Ладно, я переживу. Как человек, как тренер. Но клубу-то будет тяжело найти замену. Раньше переход из клуба в клуб – это было ЧП. Меня часто обвиняют: «Ну что ты все вспоминаешь Советский Союз? Это была другая страна, другие люди». Стоп. Но порядочности-то никто не отменял?! Какие бы времена ни были. Если есть договоренность, пусть устная, неважно. Договорились — пошли и сделали. А на время не нужно ничего списывать. Нормальное время. Есть ребята вменяемые. Есть невменяемые. Но так было всегда.


— А вы советский человек?


— Да.


— В чем это проявляется?


— Воспитание. Со старшими я всегда на «вы», мне тяжело перейти эту грань, если человек меня старше. Сейчас молодые люди более раскрепощенные, свободные, что ли. А у нас не то чтобы комплексы были, нет, были определенные нормы поведения, которым мы пытаемся соответствовать до сих пор. Да, я советский человек. Я прошел советскую школу в волейболе, которая основана на достаточно больших объемах. Это нудная, тяжелая работа, но, чтобы навык сформировать, нужно проделать большой объем. Закон о переходе количественных изменений в качественные никто не отменял. Только никто не хочет делать это количество сегодня! Всем нужны высококлассные игроки. Зал. Чартеры. «Дайте денег побольше, я куплю мастеровитую шестерку и не буду заморачиваться». А мы заморачивались. Делали большие объемы, бегали изнурительные кроссы, да, было тяжело. Но мы побеждали. Значит, эта система работает!


— Сами вы бегаете кроссы с ребятами?


— Ох, нет. Я всегда плохо бегал кроссы. Утром бежать по берегу Волги, по песку, от тридцати минут до часа… Это катастрофа была! А потом ты прибегал — и 100 подач, 100 приемов в зале. Но, как бы там ни было, наша, советская методика является базой для всех мировых методик, все оттуда черпали и черпают. Хотя и взаимный шпионаж никто не отменял. Мы за итальянцами шпионим, они за нами, ставят у нас на тренировке камеру, я врачу говорю: «Иди, встань перед этой камерой…» Да, вот так хулиганили, потому что интересно, хочется учиться друг у друга! Очень интересно. Я попал в свою профессию! Я знаю многих людей, которым это не удалось, к сожалению… 

«Меня, настоящего, мало кто знает»



— Что совпало в вас и в волейболе?


— Я таким не был, вот в чем дело! Меня волейбол таким сделал. Моя мама никогда не думала, что я стану таким… 


— Таким — это каким?


— Меня ситуация заставила поменяться. В поведении, в жесткости. Если бы я оставался «белым и пушистым», я бы ничего не создал. А в пятом классе «мягким и пушистым» я пришел в волейбол. В восьмом классе я попал уже во взрослую команду, мне приходилось общаться с мужиками, и, соответственно, я быстро повзрослел. Мне даже со сверстниками вскоре стало неинтересно. Потому что в раздевалке наслушаешься всего! Жизненный опыт сразу обогатился очень сильно. И словарный запас пополнился. Поэтому, чтобы сделать команду, мне нужно было стать другим. Если я не научусь спрашивать и требовать, у меня ничего не получится. Любой тренер сборной — это всегда одиночка. Я думаю так. Люди видят на экране красивую картинку, как высоко прыгают, точно бьют, а как к этому пришли, я даже не хочу рассказывать. Как после тренировок ребята заматывают колени, еле идут, как опускаются в эту ванну со льдом, терпят, восстанавливаются по два-три часа. 


Я могу ходить и улыбаться, потому что никому не интересно видеть унылые лица, хочется видеть, что все хорошо, ситуация под контролем. А что у меня в душе — это в душе, и только со мной. Один великий тренер и мудрый человек, Юрий Чесноков, однажды мне сказал такую вещь: «Одиночество нужно заслужить».


— Как это понять?


— Чем выше ты поднимаешься, тем меньше у тебя остается друзей. Настоящих. 


— Разве это хорошо? Что здесь заслуживать?


— Просто мы все одиночки. И чем острее ты чувствуешь это одиночество, тем ближе вершина, к которой ты шел всю жизнь… Это ее примета.   


— А мягким вы в чем-то остаетесь?


— Остаюсь, но не для всех. Я могу быть разным. Меня, настоящего, мало кто знает. 


— То есть вы загадка?


— Я не говорю, что я загадка. Каким я бываю дома — таким меня обычно никто и не видит. Почему тренер, как правило, одинок? Этому есть объяснение. Да, пусть рядом как будто много помощников, а он один. Ему нужно принимать решения. Самому. Как это сделал Владимир Алекно на лондонской Олимпиаде. Я больше чем уверен, что все его решения были приняты в одиночестве. Сработало не сработало — он несет этот крест. И каждый из нас его несет. Ты делаешь замены, ты готовишь команду, потом выясняется, что по каким-то причинам это не работает, а отвечать — тебе, и только тебе. Поэтому все решения — они только твои. 


Знаете, человек-легенда Юрий Чесноков, олимпийский чемпион 1964 года, капитан сборной Советского Союза, потом тренер ЦСКА, который выиграл все, что можно было выиграть, до сих пор это не могут повторить. Тренер сборной Советского Союза. Полковник. Жесткий. Когда он шел по коридору, люди прижимались к стенам. 


Потом мы много общались, Юрий Борисович ко мне приезжал с внуком, и на волейболе общались — это фанат был страшный… Так вот, таким, каким я его тогда видел и узнал, думаю, его тоже мало кто видел. 


— Вы тоже страшный фанат? 


— Да, у меня как-то ни на что больше нет времени, я всегда в работе. Не рыбак и не охотник. Возможно, это плохо и мне этого не хватает, чтобы разгрузиться, переключиться. Могу провести вечер за книгой: люблю, например, прозу Артура Хейли. Еще люблю разгадывать кроссворды. Бывает, сильный матч тебя так захватывает, что ты продолжаешь «играть» после игры. Приходишь в гостиницу, и в твоем воображении он начинается сначала, а потом еще раз сначала… Я научился с этим справляться, сев с ручкой за кроссворд. Он меня успокаивает, и, хотя голова продолжает работать, ты все-таки переключаешься. А фанат не фанат, это судить, может быть, не мне. Но всю свою жизнь я посвятил волейболу. Это да. Пусть у меня все происходит не совсем так, как говорил Никулин: «Утром с удовольствием на работу, вечером с удовольствием домой». У меня только одна часть программы. Утром с удовольствием на работу… 


— Каким же оказался Чесноков, вы так и не рассказали?


— Очень ранимым. Внимательным. Я его другим представлял! Чесноков в восприятии большинства людей — это был монстр! Один взгляд чего стоил. Любого игрока он мог забрать и увезти в ЦСКА без разговоров. Но мне дано было узнать, как он любит музыку. Спрашивал: «Что тебе записать?» «Серега, в следующий раз приедешь — я тебе запишу». А он сказал — он сделал. Потом еще позвонит: «Ты послушал?» Вот такая душа… Очень благодарный. Всегда отвечал на добро добром. Чесноков не мог какой-то поступок оставить просто так. Хотя для такого великого человека многим, наверное, хотелось сделать что-то приятное. Но он не воспринимал это как что-то само собой разумеющееся. Юрий Борисович обязательно должен был ответить…  


— Для такого увлеченного человека самый страшный момент — когда заканчивается все, что он любил, чем жил, и он не находит себя, угасает. Вы думали когда-нибудь об этом? О том, что и вас это ждет?  


— Конечно, я не хотел бы об этом думать. Я видел, как уходят великие игроки и тренеры… Настораживает действительно. Как Юрий Борисович Чесноков уходил… Тяжело. Как сейчас живет Иван Васильевич Бугаенков. Двукратный олимпийский чемпион. Под Ригой на хуторе, где три дома. Он не гражданин Латвии, не гражданин России. Я это вижу! То поколение. Кто-то нашел для себя новые смыслы, кто-то не смог. Да, все это очень непросто. Но мы идем до конца. Потому что мы ничего другого не умеем. Как фаталисты. 


— А там, может быть, и откроется какая-то дверь?


— Да новой-то двери никакой и не надо…   

Для справки


Банк ВТБ уже не первое десятилетие выступает спонсором Всероссийской федерации волейбола, а с 2003 года — генеральным спонсором мужской сборной России по волейболу. На счету последней множество наград и призовых мест на крупнейших соревнованиях, в числе которых олимпийское золото Лондона в 2012 году.

Благодарим вас за участие в улучшении нашего контента!

vtbrussia.ru

Роль тренера в обеспечении психической готовности игроков волейбольной команды к соревнованиям

Библиографическое описание:


Роледер Л. Н., Коршунова О. С. Роль тренера в обеспечении психической готовности игроков волейбольной команды к соревнованиям // Молодой ученый. — 2016. — №8. — С. 1213-1215. — URL https://moluch.ru/archive/112/28434/ (дата обращения: 27.12.2018).



Роль тренера в обеспечении психической готовности игроков волейбольной команды к соревнованиям

Роледер Людмила Николаевна, старший преподаватель;

Коршунова Ольга Сергеевна, старший преподаватель

Новосибирский государственный университет экономики и управления

В статье рассмотрены особенности работы тренера по волейболу. Специфика проведения тренировок и психологическая подготовка к соревнованиям. Эффективность тренировочного процесса.

Ключевые слова: тренер, подготовка команды, психологический компонент, результат

В волейболе, командном виде спорта, одной из центральных фигур является тренер, от личности которого, его моральных и спортивных принципов, философских взглядов, профессионального педагогического мастерства, высокой квалификации в области организации и управления коллективом во многом зависит достижение высоких спортивных результатов. Педагогические и психологические аспекты деятельности тренера имеют свои принципиальные особенности, связанные как со спецификой спорта вообще, так и волейбола в частности. Они характеризуются чрезвычайно разносторонним спектром отдельных разделов работы, ролей и обязанностей тренера — педагога, психолога и социолога.

Для успеха в работе тренеру нужно обладать особым педагогическим мастерством, профессиональной компетентностью, чувством долга и ответственности, чтобы в полной мере успешно совмещать решение сложных задач воспитания и социализации своих подопечных с достижением стабильных спортивных результатов. Высокий профессионализм тренера состоит в умении противостоять давлению внешней среды в достижении «быстрого результата любой ценой», стойкая мировоззренческая и гражданская позиция, чувство ответственности за будущее своих воспитанников после окончания спортивной карьеры. Для достижения значительных успехов в работе требуются глубокие знания педагогики, спортивной психологии, теории и методики физического воспитания, биомеханики, медицины, специфики волейбола, всех ее аспектов и разделов. Критерием профессионализма тренера является педагогическое мастерство ведения учебно-тренировочного процесса, владение и использование современных, научно обоснованных специализированных методик обучения и совершенствования двигательных действий и принципов их эффективной реализации.

Не менее важной стороной тренерской педагогической деятельности является ее психологическая составляющая; умение практически реализовать свои знания, умения и навыки тренера-психолога. Это важно еще и потому, что волейбол является командным видом спорта, в котором эффективное объединение отдельных личностей со своими индивидуальными психологическими особенностями, мотивами и ценностями в единую команду играет особую роль как в воспитании и социализации игроков, так и в достижении оптимального спортивного результата [3]. Для решения стоящей перед тренером сложной задачи по комплектованию состава команды тренеру приходится учитывать, с одной стороны, закономерности групповой деятельности игроков волейболе, как виде спорта; с другой — психологические особенности личности каждого игрока и уметь индивидуализировать тренировочную и спортивную деятельность с учетом этих особенностей. Профессионализм тренера отличает гибкость мышления и упорство в реализации игрового плана, коммуникабельность, способность воодушевить игроков, вдохнуть в них веру в победу и практически добиться ее. Основой формирования профессионального мастерства тренера по волейболу является знание основ теории и методики физического воспитания, и практические умения и навыки ведения учебно-тренировочного процесса.

В практической деятельности тренеру требуются глубокие знании специфики волейбола, умения и навыки эффективной подготовки команды к соревнованиям, способность в напряженной соревновательной обстановке добиваться победы над очередным соперником, достигать стратегической цели спортивного сезона или многолетнего цикла [1]. Профессионального тренера отличает способность построить учебно-тренировочный процесс, направленный на повышение интенсивности и эффективности тренировочных занятий с учетом специфики волейбола и психофизиологических особенностей игроков — факторов, влияющих на характер игровой деятельности, средства, методы и организацию подготовки команды к сезону. В процессе подготовки к спортивному сезону формируется психическая устойчивость игроков, совершенствуются техническая и тактическая подготовка. Перед тренером команды в подготовительном периоде стоит сложная задача; используя богатый опыт и обширные практические наработки спортивной психологии подготовить игроков к предстоящему сезону для выступления в различных состязаниях и достижения высоких спортивных результатов. В соревновательном процессе большое значение имеет игровое, стратегическое и тактическое мышление тренера, умение планировать подготовку игроков к каждой игре и различным соревнованиям, проведение разведки и оперативный анализ текущей соревновательной информации.

Во время проведения соревнований, в процессе игры в полной мере проявляется игровое стратегическое мышление тренера в эффективном руководстве и управлении командой; реализуются принципы и методы управляющих воздействий на игроков, их педагогические и психологические аспекты. В них тренер использует систему психологической подготовки игроков направленную на развитие устойчивости к соревновательному стрессу, формирование психической устойчивости игроков к предстоящим соревнованиям и повышение ее готовности при подготовке к каждой игре. Основой успешного выступления в соревнованиях является надлежащая спортивная подготовка игроков, включающая четыре составляющие: физическую, техническую, тактическую и психологическую подготовку. Это свидетельствует о том, что психическая устойчивость игроков является важнейшим фактором успеха в игре равных по своему классу соперников, определяющая психическую готовность каждого игрока к предстоящей игре. Термин «психология в спорте» тесно связан с возникновением и развитием профессионального спорта. Во многих случаях тренеры при неудачах своей команды ссылаются на психическую неустойчивость игроков.

Зарубежными специалистами был проведен опрос на эту тему ведущих мировых тренеров. Примечательно, что мнения тренеров разошлись: от 10 % до 90 % успеха они отнесли на счет психической устойчивости игроков, а остальные — за счет других факторов. Действительно, когда встречаются соперники экстра-класса, все решает уже не физическая подготовка (она практически одинакова) и не техническая подготовка (она уже отточена годами тренировок), а психическая устойчивость игроков, возможность ее контроля. Волейбольная команда сложный коллектив, состоящий из отдельных личностей, которые сталкиваются с максимальными нагрузками, вызывающими перенапряжение, стресс. Стресс провоцирует чувство собственного бессилия, ощущение несправедливости, недооценки, является причиной конфликтов в коллективе, снижает уровень психической устойчивости игроков, влияет на конечный результат в игре.


Для формирования психической устойчивости игроков применяются различные методы снятия перенапряжения и стресса: внушение со стороны тренера, регулирование психических состояний самими игроками, специальные двигательные действия, применение (аутогенной) саморегулирующей тренировки. При правильном управлении процессом спортивной подготовки у игроков формируется психофизическая устойчивость к различным условиям внешней среды, способность проявлять устойчивость внимания, восприятия, памяти и т. п.их сосредоточение и переключение в условиях дефицита времени, нервно-эмоционального напряжения, стресса; достигается оптимизация работоспособности, обеспечивается профилактика нервно-эмоционального и психофизического утомления и повышение эффективности тренировочного процесса [2]. Таким образом, перед тренером в процессе профессиональной деятельности стоит сложная задача подвести свою команду в нужное время к пику спортивной формы и психической устойчивости игроков для успешного выступления в соревнованиях. Современная организация спортивной деятельности, на основе новых форм учебно-воспитательного процесса, сформирует спортивную культуру студента, мотивацию и интерес к спортивному стилю в жизни в дальнейшем. Множество мнений о целесообразности развития и применения новых методологических систем в образовательном пространстве физического воспитания и образования в высшей школе. Дает повод и возможность доказать эффективность движения в этом направлении. [4] Организация тренировочных занятий, в рамках спортивного клуба в вузе дает возможность студентам проявить себя, показывая высокие спортивные результаты.

С этой целью в высшем учебном заведении разрабатывают программный документ, содержащий основные положения развития спортивной и физкультурно-массовой работы «Концепция формирования здоровьесберегающего образовательного пространства в ВУЗе». Этот документ разрабатывают в соответствии с Законом Российской Федерации [5]

Литература:

  1. Волейбол / Под ред. А. Б. Беляева, М. В. Савина. — М.: Физкультура, образование и наука, 2000. — 368 с.
  2. Гогунов Е. Н., Мартьянов Б. И. Психология физического воспитания и спорта: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2000. — 288 с.
  3. Клещев Ю. Н. Волейбол. — М.: Спорт Академия Пресс, 2003. — 189 с.
  4. Коршунова О. С. Поиск инновационных направлений в образовательном пространстве по дисциплине «Физическая культура» в высшей школе // Молодой ученый. — 2015. — № 5. — С. 599–603
  5. Роледер Л. Н. Особенности занятий спортивным туризмом в вузе // Молодой ученый. — 2016. — № 5. — С. 772–774

Основные термины (генерируются автоматически): психическая устойчивость игроков, учебно-тренировочный процесс, тренер, сложная задача, физическое воспитание, игрок, полная мера, образовательное пространство, волейбольная команда, внешняя среда.

moluch.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о