Появление баскетбола – История возникновения баскетбола
Возникновение баскетбола | ФизкультУРА
ОпубликованоНаташка
http://www.fizkult-ura.ru
Преподаватель физического воспитания спрингфилдской тренировочной школы (позже школа была преобразована в колледж) в штате Массачусетс (США) Джеймс Нейсмит в декабре 1891 г. изобрел игру, которую охарактеризовал так: «В баскетбол легко играть, но трудно играть хорошо». Новая игра оказалась настолько динамичной и увлекательной, что превзошла самые смелые надежды Нейсмита. Очень скоро она завоевала всеобщее признание в Америке, а в современном мире в нее играют миллионы людей.
Отдавая дань заслугам Джеймса Нейсмита, спрингфилдский колледж в 1911 г. присудил ему почетную степень мастера физического воспитания. В 1939 г. университет Мак Гилл присудил Нейсмиту степень доктора медицины, а в 1968 г. в спрингфилдском колледже был открыт музей Джеймса Нейсмита — «Зал баскетбольной славы». Так было выражено уважение к человеку, который подарил миру прекрасную игру.
Джеймс Нейсмит
Начав работать в спрингфилдском колледже, Джеймс Нейсмит встретился там с доктором Лютером Гуликом, который настойчиво искал новые формы и методы физического воспитания. Получив от доктора Гулика задание оживить уроки, Джеймс Нейсмит придумал игру для закрытого помещения. Условия спортивного зала определяли необходимость играть круглым мячом и только руками. Для этого был выбран футбольный мяч, который можно было легко ловить, передавать, бросать уже после сравнительно короткой практики. Чтобы исключить грубость при броске в цель и развивать точность у учащихся, Нейсмит расположил мишень над игроками, вне пределов их досягаемости: к перилам балкона он прикрепил две корзины для сбора персиков, в которые и нужно было забрасывать мяч. Балкон гимнастического зала находился на высоте от пола — эта высота соответствует современному расстоянию от поверхности баскетбольной площадки до верхнего края кольца корзины.
В новой игре вначале участвовали одновременно мужчины и женщины.
Так как в гимнастической группе было восемнадцать человек, то Нейсмит распределил их на две команды по девять человек. Позже число игроков было сокращено до семи, а затем до пяти, поскольку большее количество участников создавало на площадке излишнюю суету. Так как мяч забрасывался в корзину, новая игра получила название «баскетбол» (баскет — корзина, бол — мяч
В декабре 1891 г. Нейсмит сформулировал первые правила новой игры и провел первый матч по баскетболу. В 1892 г. он опубликовал «Книгу правил игры в баскетбол», содержащую тринадцать пунктов, большинство из которых в той или иной форме действуют и по сей день.
Довольно скоро после проведения первых матчей эти правила были несколько изменены. Одной из причин изменения, в частности, явилось введение щитов (1895), к которым стали прикреплять корзины. Щиты были своеобразной защитой корзины. Дело в том, что находившиеся на балконе зрители, стараясь помочь своей команде, нередко ловили мяч и направляли его в корзину команды противника.
Список использованной литературы:
- Спортивные игры: Техника, тактика, методика обучения: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений / Ю.Д. Железняк, Ю.М. Портнов, В.П. Савин, А.В. Лексаков; Под ред. Ю.Д. Железняка, Ю.М. Портнова. — 2-е изд., стереотип. — М.: Издательский центр «Академия», 2004. — 520 с. Подробнее.
www.fizkult-ura.ru
История возникновения и развития баскетбола
Страница 1 из 2
Древние игры с мячом с незапамятных времен занимали особое место в жизни всех народов, населяющих земной шар. В период первобытнообщинного строя игры помогали получить хорошую физическую подготовку к суровым условиям жизни того времени, обуславливались трудовой деятельностью и бытом людей.
В дальнейшем начиная с периода родового общества игры, особенно в мяч, постепенно отдаляются от трудовой деятельности и становятся атрибутом инициации (посвящений), плясок, празднеств. С этого периода они становятся ритуальными атлетическими играми.
Среди индейских народностей Мексики и Центральной Америки зарождение культовой игры в мяч относится к 1500 г. до н. э. В археологическом музее г. Мехико хранится картина с изображением ацтеков, играющих в «тлатчли», во многом похожую на баскетбол. Игры проводились на специально оборудованных стадионах («тлахос»), остатки которых сохранились до наших дней. Площадка для игры имела прямоугольную форму, была окружена высокими стенами (3-4 м) с трибунами для зрителей. Задача двух играющих команд заключалась в попадании каучуковым мячом в кольцо соперников, вертикально закрепленное в середине короткой стороны площадки.
Племя майя играло в игру «пок-та-пок», которая по содержанию напоминала предыдущую.
В более поздние времена появились новые игры с мячом, напоминающие современную игру в баскетбол. Например, в Спарте играли в «епис-кирус»,в Древнем Риме— в «харпастум», в Италии — в «калчио».
Игры имели много общего, но ограниченные контакты между людьми не давали им возможности широко развиваться. Примером тому является французская игра 7-8 веков «шуляж» и игра, которой увлекались во Флориде (США): в обоих случаях устанавливались шесты с обручами на вершине и соперники стремились поразить цель большее количество раз.
Возникновение баскетбола связано с потерей интереса к скучным гимнастическим упражнениям преимущественно женской половины учащихся Международной тренерской школы в Спрингфилде (штат Массачусетс, США).
Молодому преподавателю, выходцу из Канады, Джеймсу Нейсмиту было предложено «изобрести» игру эмоциональную, доступную в обучении, пригодную для игры в помещении в зимнее время.
Первая «проба» игры состоялась в 1891 году. На балконах были подвешены две оказавшиеся под рукой корзины от персиков, куда следовало забрасывать мяч. Отсюда и пошло название баскетбола: «basket» в переводе с английского языка — корзина, «ball» — шар, мяч, клубок.
В группе Д. Нейсмита было 18 учащихся. Чтобы все могли участвовать в игре, их распределили на 2 команды по 9 человек.
Во время первых занятий при игре из-за отсутствия навыков порой возникала скученность. Введение в разметку площадки 3 зон, в которых действовало по 3 игрока с каждой команды, значительно повысило эмоциональность и интерес к игре.
Постоянные споры играющих побудили к составлению правил игры. Первые правила содержали 13 пунктов и впервые были опубликованы в 1892″ году. Христианская ассоциация молодых людей (ИМКА), курирующая школы, рекомендовала широко использовать игру в своих филиалах. Таким образом, игра начала распространяться в США.
Первый официальный матч между женскими командами был проведен в 1892 году: баскетбол стали считать игрой спортивной.
Родившись в США, баскетбол вскоре распространился во многих странах: Китае, на Филиппинах, в Англии, Франции, Италии и др.
Возникновение баскетбола в России связано с петербургским спортивным обществом «Маяк», где в 1906 году были созданы 2 команды, и начались регулярные тренировки.
Однако в царской России баскетбол не получил широкого развития.
Большая заслуга в возникновении и развитии баскетбола в России принадлежит энтузиасту игры Степану Васильевичу Васильеву, впоследствии заслуженному мастеру спорта СССР. В первых соревнованиях — кубке общества «Маяк» — приняло участие всего 6 команд. Команда «лиловых» (название дано по цвету формы) в составе Васильева (капитана команды), Бурыкина, Владимирова, Нурмана и Мачихина заняла первое место.
www.fizkulturaisport.ru
История возникновения баскетбола Джеймс Нейсмит
Всех, у кого есть свободное время, приглашаю в путешествие. Мы отправимся в путь сразу же после того, как закончится это вступление. Корабль наш создан не по последнему слову техники: на нем путешествовали и много веков назад. Но он не устарел, да и не устареет никогда, ибо для подобных путешествий нет корабля более удобного, нежели фантазия.
Чтобы нам никто не мешал и мы никому не мешали, каждый из нас превращается в человека-невидимку. Путешествие будет коротким: мы вернемся обратно раньше, чем кончится очерк. Так что не берите с собой ничего, кроме любопытства, без которого всякое путешествие — не путешествие.
Отыщите-ка на карте США Массачусетс, один из самых восточных штатов страны. В этом маленьком штате есть маленький городок Спрингфилд. Вот в спрингфилдский колледж мы и должны поспеть к 1891 году.
Первый же человек, попавшийся нам на глаза, как раз тот, кого мы ищем, — Джеймс Нейсмит. Преподавателя анатомии мы встречаем в тот момент, когда он, смущенный и озабоченный, рассеянно бредет из директорского кабинета.
Давным-давно на Британских островах появилась игра по названию «регби». Регби, как и другое детище Англии — футбол, недостатка в поклонниках никогда не испытывало. Ему был оказан теплый прием во многих странах мира. И всем оно нравилось таким, каким придумали его англичане.
Всем, за исключением американцев. Те сочли регби зрелищем слишком скучным. Они занялись его переделкой, после окончания которой игра не показалась бы пресной даже тем из древних римлян, которые коротали свой досуг на боях гладиаторов. Так регби, которое всюду оставалось регби, попав в США, стало американским футболом. Изменилось не только название: американский футбол похож на регби не больше, чем драка на бокс. Это игра, в которой превыше всего ценится грубая сила, игра, ни один матч которой не обходится без тяжелых травм и увечий.
Но американский футбол не зря называют американским: в США он очень популярен. Особенно среди студентов. Редкий колледж не имеет своей футбольной команды.
Один из таких редких колледжей — спрингфилдский. Не подумайте, что причиной тому желание директора уберечь своих питомцев от игры, которая калечит тела спортсменов и души зрителей. Просто в распоряжении спрингфилдского колледжа небольшой участок земли, а размеры поля у американского футбола так же велики, как и у его европейского тезки.
Что же делать? Как быть? Эти вопросы не давали директору покоя. И наконец он нашел легкий — так, по крайней мере, казалось ему — выход из положения. Как раз за час до нашего приезда в Спрингфилд он пригласил Джеймса Нейсмита и…
…Впрочем, вы, наверное, уже догадались, зачем директор вызывал Нейсмита. Совершенно верно: он попросил преподавателя изобрести новую игру. И стоит ли удивляться тому, что Нейсмит был невесел? Ведь одним из условий было следующее: новая игра должна конкурировать с американским футболом!
Принято первое решение: яблоком раздора в игре будет мяч. Но что это? Нейсмит хмурится, напряженно думает… Что же печалит его? A-а… Оказывается, и без того сложная задачу усложнена тем, что единственное место, где может разместиться площадка для игры, небольшой по своим размерам — 26 метров в длину, 14 в ширину — гимнастический зал. С одной стороны, это, конечно, очень хорошо, ибо ни ветер, ни дождь, ни солнце не будут мешать спортсменам и зрителям. Но Нейсмит, разумеется, думает сейчас не о том, какие блага сулит его игре крыша над головой, а о том, как втиснуть эту игру в крохотный зал.
Мы внимательнейшим образом следим за ходом мысли Нейсмита. Если есть мяч, то должны, видимо, быть и ворота: куда же еще забивать голы? Ворота… Х-мм… Где же их поставить в маленьком зале? Куда ни поставь, а первый же игрок, которому достанется мяч, будет тотчас же атаковать: 26 метров — дистанция не бог весть какая большая. Вот и будет мяч летать от одних ворот до других…
Ну, а если ворота подвесить к потолку? Да нет, чепуха какая-то: вратаря-то к потолку не подвесишь, а ворота без вратаря все равно что арифметика без цифр. А может, и не чепуха… Да-да, без вратаря! Это идея! Но чтобы голов было немного, ворота сделают маленькие. Маленькие? Но если ворота сделать маленькими, около них постоянно будет дежурить игрок. И как ты его ни назови, этого игрока, он все равно будет самым что ни на есть обыкновенным вратарем. Запретить прикасаться к мячу руками? Этим ничего не добьешься: маленькие ворота и без рук защитишь… Ну, а если подвесить к потолку маленькие ворота и играть без вратарей? О, здесь, кажется, что-то есть!
Спать Нейсмит ложится далеко за полночь.
…Только что закончился матч команд двух колледжей — спрингфилдского и чикагского. Довольны и гости, хотя они и проиграли, и хозяева, и зрители. Нейсмит только и успевает принимать поздравления. «Вы знаете, — говорит ему кто-то, — это почти так же интересно, как американский футбол!» К Нейсмиту подходит директор колледжа: «Я же говорил, что придумать игру нетрудно. Кстати, как она называется?» Нейсмит хочет ответить, но никак не может вспомнить, каким именем нарек он свое детище. «Ай-ай-яй, — хохочет директор, — игру придумали, а название ей дать забыли!»
Просыпается Нейсмит чуть свет и, наскоро позавтракав, идет в гимнастический зал. Хорошего настроения как не бывало.
В зале Нейсмиту попались на глаза забытые кем-то корзинки из-под персиков. В сердцах он схватил одну из них и вдруг остановился. Чем не ворота? Кто сказал, что ворота обязательно должны быть прямоугольными или квадратными? Подвесить ее к потолку так, чтобы дно упиралось в стену, и повыше, чтобы нельзя было дотянуться.
Да, но мяч, влетев в такие ворота, тотчас оттуда вывалится. Другой раз после сильного удара не успеешь и увидеть, был гол или нет. Ну тогда прикрепим корзину так, чтобы дно было параллельно полу и потолку. Но ногой-то его туда не забьешь: корзина чуть-чуть шире мяча. Ну что ж, значит, играть надо руками.
Но так ли это трудно — с мячом в руках пробежать 26 метров?.. Нет, надо как-нибудь затормозить передвижение игроков. Идея! Пусть они бегают, но только без мяча! С мячом в руках — ни шагу, получил мяч — отдай его партнеру либо бросай в корзину!
Страницы: 1 2 3 4www.offsport.ru
Возникновение баскетбола — Мегаобучалка
Преподаватель физического воспитания спрингфилдской тренировочной школы (позже школа была преобразована в колледж) в штате Массачусетс (США) Джеймс Нейсмит в декабре 1891 г. изобрел игру, которую охарактеризовал так: «В баскетбол легко играть, но трудно играть хорошо». Новая игра оказалась настолько динамичной и увлекательной, что превзошла самые смелые надежды Нейсмита. Очень скоро она завоевала всеобщее признание в Америке, а в современном мире в нее играют миллионы людей.
Отдавая дань заслугам Джеймса Нейсмита, спрингфилдский колледж в 1911 г. присудил ему почетную степень мастера физического воспитания. В 1939 г. университет Мак Гилл присудил Нейсмиту степень доктора медицины, а в 1968 г. в спрингфилдском колледже был открыт музей Джеймса Нейсмита — «Зал баскетбольной славы». Так было выражено уважение к человеку, который подарил миру прекрасную игру.
Джеймс Нейсмит (1861-1939) родился в Канаде. Конечно, создавая новую игру, он в какой-то мере использовал исторические сведения об играх с мячом, которые в далекие времена культивировались на Американском континенте. Например, более двух с половиной тысяч лет назад племена инков и майя, жившие в те времена на территории теперешней Мексики, играли в так называемый пок-тапок. Цель игры заключалась в том, чтобы забросить мяч в каменное кольцо, укрепленное в вертикальном положении на стене.
В шестнадцатом столетии у ацтеков была известна игра, называвшаяся олламалитули: играющие стремились забросить каучуковый мяч в каменное кольцо.
Начав работать в спрингфилдском колледже, Джеймс Нейсмит встретился там с доктором Лютером Гуликом, который настойчиво искал новые формы и методы физического воспитания. Получив от доктора Гулика задание оживить уроки, Джеймс Нейсмит придумал игру для закрытого помещения. Условия спортивного зала определяли необходимость играть круглым мячом и только руками. Для этого был выбран футбольный мяч, который можно было легко ловить, передавать, бросать уже после сравнительно короткой практики. Чтобы исключить грубость при броске в цель и развивать точность у учащихся, Нейсмит расположил мишень над игроками, вне пределов их досягаемости: к перилам балкона он прикрепил две корзины для сбора персиков, в которые и нужно было забрасывать мяч. Балкон гимнастического зала находился на высоте Ъ м 5 см от пола — эта высота и соответ-
ствует современному расстоянию от поверхности баскетбольной площадки до верхнего края кольца корзины.
В новой игре вначале участвовали одновременно мужчины и женщины.
Так как в гимнастической группе было восемнадцать человек, то Нейсмит распределил их на две команды по девять человек. Поз- , же число игроков было сокращено до семи, а затем до пяти, поскольку большее количество участников создавало на площадке излишнюю суету. Так как мяч забрасывался в корзину, новая игра получила название «баскетбол» (Ьазке! — корзина, Ьа11 — мяч).
В декабре 1891 г. Нейсмит сформулировал первые правила новой игры и провел первый матч по баскетболу. В 1892 г. он опубликовал «Книгу правил игры в баскетбол», содержащую тринадцать пунктов, большинство из которых в той или иной форме действуют и по сей день.
Довольно скоро после проведения первых матчей эти правила были несколько изменены. Одной из причин изменения, в частности, явилось введение щитов (1895), к которым стали прикреплять корзины. Щиты были своеобразной защитой корзины. Дело в том, что находившиеся на балконе зрители, стараясь помочь своей команде, нередко ловили мяч и направляли его в корзину команды противника. ^
Развитие баскетбола
Дальнейшее развитие игры повлекло за собой изменение правил, инвентаря, оборудования и костюма баскетболиста (рис. 53). к В 1893 г. впервые появились железные кольца с сеткой. В 1894 г. окружность мяча был увеличена до 30-32 дюймов (76,2-81,3 см).
■
В 1895 г. были введены штрафные броски, выполнявшиеся с расстояния в 15 футов*.
Ведение мяча во всех его вариантах было узаконено в 1896 г.
Вскоре после своего появления баскетбол в США стал очень популярен. Несколько позднее в эту игру начали играть и в других странах.
Первый этап развития баскетбола (1891-1918)- становление его как новой игры. Созданный для оживления уроков гимнастики, баскетбол постепенно превратился в спортивную игру со всеми присущими ей особенностями.
В 1894 г. в США были изданы первые официальные правила игры, по которым начали проводить соревнования.
Одновременно с распространением игры шло и формирование ее техники и тактики. Появились технические приемы — ловля, передачи, ведение и броски мяча в корзину. Однако в технике отсутствовала динамика — все передачи и броски выполнялись с места, двумя руками. В тактике произошло определение игровых функций участников команды и их деление на нападающих и защитников. Именно в эти годы баскетбол начал распространяться в странах Европы и Южной Америки.
Второй этап развития игры (1919-1931) характеризуется созданием национальных федераций баскетбола, что оказало положительное влияние на ее дальнейшее развитие. В октябре 1927 г. в Же-неве была создана школа физического образования, руководителем которой был назначен преподаватель спрингфилдского колледжа доктор Элмер Берри. Открытие этой школы имело целью развитие баскетбола в Европе и на других континентах. Баскетбол стал широко культивироваться в Чехословакии, Литве, Эстонии, Латвии, Италии, Франции. Южноамериканская баскетбольная конфедерация проводила в эти годы свои континентальные чемпионаты; подобные соревнования проходили и в странах Восточной Азии.
Стали проводиться и международные встречи. В 1919 г. состоялся первый международный баскетбольный турнир между армейскими командами США, Италии и Франции.
Третий этап развития баскетбола (1932-1947) характеризуется всемерным развитием мирового баскетбола.
Знаменательным событием в истории игры явилось создание 18 июня 1932 г. Международной федерации баскетбола — ФИБА. Представители федераций восьми стран — Аргентины, Греции, Италии, Латвии, Португалии, Румынии, Швейцарии и Чехословакии -приняли участие в первой международной конференции, единогласно проголосовали за образование Международной федерации баскетбола и принятие унифицированных правил.
Игра завоевывала все большую популярность во всем мире, и в 1935 г. Международный олимпийский комитет внес решение
* Фут — 30,5 см.
о признании баскетбола олимпийским видом спорта. А в 1936 г. баскетбол был впервые включен в программу Олимпийских игр. В баскетбольном турнире XI Олимпийских игр в Берлине участвовали команды 21 страны. Первым олимпийским чемпионом стала сборная команда США. Создатель игры Джеймс Нейсмит присутствовал на олимпийском турнире в качестве почетного гостя.
В 1947 г. на международную арену вышли советские баскетболисты и баскетболисты других социалистических стран, которые с каждым годом оказывали все большее влияние на развитие баскетбола как в Европе, так и во всем мире.
Четвертый этап (1948-1965) характеризуется не только бурным распространением игры во всем мире, но и значительным скачком в росте спортивного мастерства, широким представительством социалистических стран во всех международных соревнованиях, в том числе и в олимпийских играх.
В 1948 г. членами Международной федерации баскетбола являлись уже 50 стран. Однако развитие мирового баскетбола шло не только по пути распространения его географии. Одновременно развивались и обогащались техника и тактика игры. Появились различные способы передач и ведения мяча, стали широко применяться разнообразные финты.
Своеобразную революцию произвело появление бросков одной рукой, более сложных по технике выполнения и трудных для отражения защитой соперника. Если раньше команды за игру набирали 20-30 очков, то с появлением бросков мяча одной рукой итог встреч вырос до 50-60 очков. В тактике баскетбола наметился переход от игры индивидуальной, построенной в основном на импровизации отдельных игроков, к игре коллективной. Появилась и определилась как самостоятельная система нападения через центрового игрока, которую взяли на вооружение все национальные команды. В мировом баскетболе произошла своеобразная нивелировка техники игры, выразившаяся в формировании наиболее рациональных приемов, которые стали применяться командами различных стран.
В 1948 г. американский тренер Т.Арчер впервые представил мини-баскетбол. Игра предназначалась для детей 8-12 лет и проводилась по упрощенным правилам: меньший размер мяча (68-73 см в окружности, вес 450-500 г), высота корзины 2 м 60 см, расстояние от щита до линии штрафного броска — 4 м и т.п. Вскоре мини-баскетбол получил широкое распространение во многих странах, культивирующих большой баскетбол. При ФИБА был создан специальный комитет, занимающийся мини-баскетболом.
В 1950 г. в Аргентине состоялся первый чемпионат мира среди мужчин, на котором победила команда хозяев чемпионата. Спустя три года в Чили впервые было проведено и первенство мира для женских команд. Звание чемпионок завоевали спортсменки США. В дальнейшем чемпионаты мира среди мужчин и женщин стали проводиться регулярно, раз в четыре года.
В начале 50-х гг. в игре преобладало нападение. Это обусловливалось двумя причинами: преимущественным развитием техники и тактики нападения по сравнению с техникой и тактикой защиты и появлением в командах высокорослых игроков. (Динамика среднего роста игроков мужских команд СССР и США на Олимпийских играх показана на рисунке 54.)
Постепенно баскетбол начал терять присущую ему остроту, резко снизился темп игры. Команда, добившаяся в ходе игры преимущества в счете, прекращала нападение, держала мяч в своих руках неограниченное время, стремилась оттянуть от щита игроков соперника, чтобы самим свободно пройти к щиту или передать мяч дежурившему там высокорослому игроку.
Потребовалось внести в правила игры целый ряд дополнений и изменений, направленных на активизацию нападающих действий, поддержание игры в защите и частичную ликвидацию преимущества игроков высокого роста.
В 1965 г. Международная федерация баскетбола объединяла уже 122 национальные федерации различных стран, в настоящее время свыше 150 стран всех континентов.
Следующий этап развития мирового баскетбола, начавшийся в 1966 г., характеризуется преодолением кризиса и дальнейшим расцветом игры. Большую роль в его развитии сыграли представителе социалистических стран, и в частности советские спортсмены, которые прочно вошли в число лидеров мирового баскетбола. Сбор-
ная мужская команда СССР дважды становилась олимпийским чемпионом (1972, 1988), трижды (1976, 1980, 1992) наша женская команда завоевывала золотые олимпийские медали.
Контрольные вопросы и задания
1.Назовите основные этапы истории баскетбола.
2. Как шло развитие баскетбола в мире?
3. Проанализируйте развитие игры в связи с изменением правил.
4. Охарактеризуйте современное состояние баскетбола в России и мире.
megaobuchalka.ru
ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ БАСКЕТБОЛА, ЭВОЛЮЦИЯ И СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ БАСКЕТБОЛА
Возникновение игры и её основные этапы развития
Первое упоминание об игре, похожей на баскетбол, относится к седьмому веку до нашей эры. Индейцы племени инков в Мексике увлекались игрой в «пок-та-пок», суть которой сводилась к тому, что игроки пытались забросить мяч в кольцо. Причем «мячом» служил каучуковый круглый шар, а «забрасывать» его полагалось локтями или бедрами. Если к этому добавить, что кольцо располагалось довольно высоко, да еще перпендикулярно земле, то, видимо, один заброшенный шар зачастую решал исход поединка.
Много позже в 16-м веке нашей эры «баскетбольные» забавы ацтеков в Мексике были не столь безобидны. Игра «олламалитцли» предусматривала попадание тяжелым каучуковым мячом в каменное кольцо, прикрепленное к стене. Игрок, который совершал удачный бросок, имел право «облачиться» в одежду любого из зрителей. А капитан проигравшей команды части подвергался суровому наказанию -его лишали головы.
На гравюре, выполненной в 1603 году Брюисом, изображена игра -предшественница баскетбола, а Вьет в «Энциклопедии спорта» /1818г./ описал игру, которой увлекались во Флориде: кто чаще забросит мяч в корзину, прикрепленную к вершине шеста.
В более поздние времена появились игры с мячом, напоминающие современную игру в баскетбол. Например, в Древнем Риме — «харпастум», в Италии — в «калчио».
В период первобытнообщинного строя игры помогали получить хорошую физическую подготовку к суровым условиям жизни того времени, обусловливались трудовой деятельностью и бытом людей.
В дальнейшем, начиная с периода родового общества, игры, особенно в мяч, постепенно отдаляются от трудовой деятельности и становятся атрибутом инициации /посвящений/, плясок, празднеств. С этого периода они становятся ритуальными атлетическими играми.
Игры имели много общего, но ограниченные контакты между людьми не давали им возможности широко развиваться.
История развития современного баскетбола началась в декабре 1891 года. Преподаватель анатомии и физиологии школы рабочих-христиан /сейчас Спрингфилдский колледж/ в городе Спрингфилд /штат Массачусетс, США/ доктор Джеймс А. Нейсмит решил как-то оживить физические занятия студентов в зимнее время. Игра, изобретенная Нейсмитом имела в первоначальном варианте пять основных условий и
тринадцать основных правил. Первые правила были опубликованы в газете «Треугольник» 15 января 1892 года. Нейсмит выбрал для новой игры футбольный мяч, поскольку его можно было легко ловить руками, трудно прятать, и он имел постоянную высоту отскока.
Антураж этого матча, наверное, удивил бы современного любителя баскетбола /кстати тогда название игры писалось так — баскет-бол/. Нейсмит прикрепил корзину из-под персиков к балкону внутри зала, около корзины сидел … дворник на лестнице, в чьи обязанности входило вынимать мяч из корзины после удачных бросков.
21 декабря 1891 года в гимнастическом зале Спрингфилдского колледжа состоялся первый матч по баскетболу. Печатные источники называют три различные даты рождения этой игры: 21 декабря 1891, 15 и 20 января 1892 года. Сам «родитель» утверждал, что первая встреча была проведена перед рождеством 1891 года.
В группе было 18 человек. Поэтому в игре участвовало две команды по 9 человек. Игра так всем понравилась, что Нейсмита вскоре замучили просьбами о «лишней» копии правил. Позднее, в 1892 году он опубликовал первую «Книгу правил» своей игры, содержавшую 13 основных пунктов, большинство из которых действуют и в наши дни. Единственным принципиально важным отличием в тех «Правилах» можно считать разрешение «вести» мяч.
Нейсмит не ограничивал строго число игроков. Его формулировка допускала участие от 3 до 40 человек, хотя наиболее приемлемым числом было 9 игроков в каждой команде. По аналогии с футболом игроков разделяли на 3-х нападающих, 3-х защитников. Играть они могли только в «своих» зонах.
11 марта 1892 года был проведен первый матч при зрителях, которых собралось 200 человек. Студенты выступали против учителей и победили -5:1. Игра довольно быстро получила распространение и в том же 1892 году в баскетбол играли уже в Мексике. Чуть позднее Лью Аллен из Хартфорда заменил неудобные корзины из-под персиков на тяжелые, цилиндрические корзины из плетеной проволоки.
Дальнейшее развитие игры повлекло за собой и совершенствование правил. Так, в 1893 году впервые появились железные кольца с сеткой, щит, предохраняющий мяч от падения в зрителей. Размеры его 3,6м., на 1,8м. На следующий год была увеличена длина окружности мяча до 30-32 дюймов /76,2-81,3 см./. В 1895 году были введены штрафные броски с расстояния 15 футов /5м 25 см./.
Корзины вскоре приобрели современный вид, а вот щит достиг нынешних размеров в 1895 году. Причем одно время его красили в белый цвет, а в 1909 году стали делать из прозрачного пластика. Ведение мяча было узаконено в 1896 году. Не было особых трудностей и в выборе мяча — уже через три года после изобретения баскетбола футбольный мяч уступил место баскетбольному мячу.
Быстрое совершенствование техники и повышение мобильности игроков привели к тому, что в 1895 году было достигнуто соглашение об ограничении состава команды 5, 7 или 9 игроками — в зависимости от размеров площадки. А вскоре число игроков в команде было стандартизировано окончательно: не более 5 одновременно.
В марте 1892 года состоялась первая игра между командами «первооткрывательниц» и некоторых учителей и стенографисток школы Бекингем. Одна из девушек — Мод Шерман, участвовавшая в игре, повстречала свою судьбу — вышла замуж за Джеймса Нейсмита.
22 марта 1893 года состоялась первая официальная игра при зрителях между первокурсницами и второкурсницами колледжа Смит. Старшие победили со счетом 5 : 4, причем среди болельщиков не было ни одного мужчины. Им был запрещен вход в зал, ибо баскетболистки играли в коротких юбках.
В 1895 году Христианская ассоциация девушек адаптировала копию правил по баскетболу с целью сделать игру менее энергичной и более подходящей для девушек. С этого времени независимо от баскетбола стала развиваться игра «нетбол» /нет-сетка, бол-мяч/.
В этом же году в США были проведены официальные соревнования по баскетболу. Шесть лет спустя, организовали первые межзональные игры студентов, и в том же году «экспонировали» баскетбол на Панамо-американской выставке в Буффало.
Родившись в США, баскетбол вскоре стал распространяться во многих странах: в Китае, на Филиппинах, в Англии, Франции, Италии и др.
Этапы развития баскетбола
I этап — 1891 — 1918 гг. — этап становления баскетбола как новой игры. Созданный для оживления уроков гимнастики, баскетбол постепенно превратился в спортивную игру со всеми присущими ей особенностями. Созданы первые официальные правила игры, определилось формирование её техники и тактики, произошло закрепление игровых функций участников команды.
II этап — 1919 — 1931 гг. — характеризуется созданием национальных федераций баскетбола, что оказало положительное влияние на его дальнейшее развитие. В этот период проводятся первые международные баскетбольные турниры.
III этап — 1932 — 1947 гг. — характеризуется всемерным развитием мирового баскетбола. Знаменательным событием явилось создание ФИБА, включение баскетбола в олимпийские виды спорта. Выход советских баскетболистов на международную арену. Появление новшеств в технике и тактике.
IV этап — 1948 — 1965 гг. — характеризуется не только бурным распространением игры во всем мире, но и значительным скачком в росте мастерства спортсмена. Появление броска одной рукой, бросков, более сложных по технике и трудных для отражения защитой, соперником. Выход мини-баскетбола на мировую арену.
V этап — 1966 — 1990 гг. — характеризуется увеличением числа национальных федераций. Появление профессионального баскетбола /НБА/. Укрепление международных связей, новшества в технике и тактике игры. Совершенствование правил соревнований и методики судейства.
Баскетбол в России
В России первое упоминание о баскетболе относится к первому году двадцатого столетия и принадлежит пропагандисту физкультуры и спорта Г. Дюперрону. Однако первые матчи баскетболистов состоялись лишь в 1908 году. В обществе «Маяк» были созданы четыре баскетбольные команды, названные по цвету маек — «лиловые», «зеленые», «белые», «красные», которые разыграли первый официальный баскетбольный турнир Для баскетболистов России первым, в полном смысле слова международным, матчем можно, вероятно, назвать игру между спортсменами клуба «Маяк» и командой американцев — членов Союза христианской молодежи. Сильнейшая команда общества «Маяк» -команда «лиловых» — под руководством капитана Степана Васильева выиграла у команды из США.
Вслед за обществом «Маяк» баскетбольные команды появились в спортивном обществе «Богатырь», а за ними в других городах. Баскетбол постепенно распространился по городам Украины, Белоруссии, в Закавказье, на Дальнем Востоке.
В 1913 году в Петербурге были изданы первые баскетбольные правила. В 1916 году опубликовано первое описание игры. Однако свое настоящее признание и развитие в России баскетбол получил лишь после Октябрьской революции. В 1919 году журнал «Русский спорт» поместил первые статьи о баскетболе, о соревнованиях между спортивными клубами, проведенных 25 мая 1919 г., посвященных введению Всеобуча.
Окружные управления Всеобуча оказали большое влияние на развитие баскетбола. С 1920 года баскетбол включен в программу физкультурных праздников Уральской олимпиады, Московской губернской олимпиады и т.д. В этом году баскетбол как самостоятельный предмет был введен в физкультурных учебных заведениях. Специалисты, окончившие эти учебные заведения, стали первыми пропагандистами баскетбола в России.
В 1923 году баскетбол был включен в программу 1-го Всесоюзного праздника физической культуры, проводившегося в Москве. Этот турнир принято считать первым чемпионатом страны. Победителями соревнований стали женская команда Ленинграда и мужская команда Москвы.
В 1923-1928 гг. начала формироваться отечественная школа баскетбола. Этот этап характерен поиском новых методов подготовки команд, новых технических приемов и форм ведения игры.
В 1928 году на 1 Всесоюзной спартакиаде гостями были мужская и женская рабочие команды баскетболистов Франции.
В 1931 году был введен комплекс «Готов к труду и обороне», ставший основой системы физического воспитания, что позволило привлечь широкие слои молодежи к занятиям баскетболом, значительно улучшить учебно-тренировочную работу с командами, которая строилась на всесторонней физической подготовке игроков.
В 1940 году в состав бывшего Советского Союза вошли прибалтийские республики. Баскетбол в этих республиках находился на высоком уровне развития. Команды этих республик имели большой опыт международных встреч. В эти годы заметно усилилась учебно-методическая работа. Появились новые печатные труды, выпущенные сначала ленинградским, а затем московским институтами физической культуры. В этом же году вышла первая официальная программа по баскетболу для секций КФК, установившая некоторое единство в методике обучения и тренировки. Вслед за программой было выпущено «Учебное пособие по баскетболу».
Даже в военные годы в ряде городов продолжалась работа по баскетболу. Летом 1944 года после трехлетнего перерыва в Тбилиси было проведено одиннадцатое первенство страны, а в 1945 году, за несколько дней до окончания войны, в Каунасе состоялся традиционный матч восьми сборных команд городов.
На этапе 1946-1970 гг. проходило совершенствование отечественной школы баскетбола, создавалась система спортивной подготовки, и в итоге — успешный выход на международную арену.
В 1947 году Всесоюзная баскетбольная Федерация вступает в члены ФИБА, получив право участвовать во всех соревнованиях, организуемых ФИБА. В том же году сборная мужская команда приняла участие в первенстве Европы, завоевав звание чемпиона.
В 1950 году женская сборная команда впервые приняла участие в чемпионате Европы. Проведя все встречи на высоком уровне и победив, команда стала чемпионом Европы.
В 1952 году мужская сборная команда стартовала на XV Олимпийских играх, завоевав второе место. Занявшая первое место команда США имела по сравнению с нашей командой значительное преимущество в росте игроков.
В 1957 году сборная женская команда впервые участвовала в чемпионате мира, где заняла второе место, проиграв в финале три очка сборной команде США — победительнице предыдущего первенства. Мужская сборная команда впервые приняла участие в чемпионате мира в 1959 году. Баскетболисты выиграли все встречи, в том числе и у американской команды, но были лишены титула чемпионов мира в результате беспрецедентного решения ФИБА, которая дисквалифицировала сборную мужскую команду за отказ играть с командой острова Тайвань. Звание чемпионов мира было присуждено национальной команде Бразилии.
Весьма ответственным для отечественного баскетбола явился 1972 год. На XX Олимпийских играх в Мюнхене сборная мужская команда победила всех соперников, завоевав золотые медали олимпийских чемпионов. В том памятном матче решающий бросок Александра Белова на последней секунде игры принес победу в финале над сборной США — 51:50.
Сборная мужская команда является четырехкратным серебряным /1952,1956,1960,1964 гг./ и трехкратным бронзовым /1968,1976,1980 гг./ призером Олимпийских игр, трехкратным чемпионом мира /1967,1975,1982 гг./ и многократным чемпионом Европы. Сборная женская — двукратный чемпион Олимпийских игр /1976,1980 гг./ и многократный чемпион мира и Европы.
Эволюция правил игры в баскетбол и её влияние на развитие техники и тактики игры
Параллельно с ростом популярности баскетбола эволюционировали и правила игры: они узаконили ведение мяча, ставшего /опять-таки «по вине правил»/ современным по баскетбольным параметрам. Позади корзин были установлены щиты: сначала как защитная преграда от эмоциональных болельщиков, располагавшихся на балконе, а затем и как средство усложнения игры /появился новый игровой прием — добивание мяча, отскочившего от кольца или щита/. Так щиты стали важной частью оборудования площадки. В 20-х годах было принято правило, согласно которому пострадавший от нарушения законов игры сам пробивал штрафные броски /на первых порах эту процедуру доверяли выполнять игроку, специализировавшемуся именно в пробивании штрафных/.
Хенк Луизетти — «звезда» команды Стенфордского университета середины 30-х годов — вошел в историю баскетбола как популяризатор броска в прыжке. Теперь этот бросок — основное средство нападения для игроков любого уровня подготовленности.
В 1936 году с отменой спорного броска в центре площадки после каждого попадания значительно возрос темп игры. А с разрешением физического контакта соревновательная игра стала захватывающе атлетической.
Продолжая совершенствоваться, правила увеличили продолжительность и повысили строгость контроля времени игры, разрешили тренерам проводить замены и брать минутные перерывы. В то же время правило «трех секунд» наказывало игрока, который дольше названного регламента находился в запретной зоне области штрафного броска, пока команда владела мячом. Позднее эта запретная зона стала шире /что позволило хоть в какой-то степени нейтрализовать преимущество очень высоких игроков/, а в 1956 году ФИБА вторично увеличила размеры зоны «трех секунд».
Сегодня баскетбол — один из наиболее зрелищных видов спорта. По мере развития игры растет число всевозможных турниров и чемпионатов. Теперь ФИБА отвечает за олимпийские турниры ни баскетболу, чемпионат мира и континентов, розыгрыши межконтинентального и европейского кубков.
V. Создание ФИБА
Первой международной организацией, взявшей на себя руководство развитием баскетбола, была Международная любительская легкоатлетическая федерация /ИААФ/. В августе 1926 года на VIII конгрессе ИААФ в Гааге в рамках этой федерации создали специальную комиссию для контроля за всеми ручными игроками с мячом. Интерес к таким играм возник в ИААФ потому, что во многих странах ручные игры с мячом стали обычным элементом тренировки легкоатлетов в зимние месяцы.
В августе 1928 года на IX Олимпийских игр в Амстердаме создали самостоятельную международную любительскую федерацию игр с ручным мячом /ИАГФ/. В её состав вошли три технические комиссии по видам спорта /в том числе и по баскетболу/. Председателем комиссии по баскетболу избрали француза К. Бюпона, а секретарем — его соотечественника М. Барилля. Эта комиссия стала первой всемирной организацией, созданной для руководства развитием баскетбола. Но, просуществовав шесть лет, она практически так и не выполнила задуманную программу. Поэтому в сентябре 1934 года ИАГФ была вынуждена признать в качестве единственной, призванной руководить мировым баскетболом, — ФИБА.
В конце 20-х годов во многих странах уже действовали национальные баскетбольные организации, однако им не удавалось установить необходимый контакт с ИАГФ. К примеру, руководство ИАГФ не признавало Швейцарскую баскетбольную ассоциацию, которая отвела роль руководящего органа, несмотря на то что эта организация не провела не одного баскетбольного матча.
Неурядицы типа описанной привели к тому, что представители баскетбольных ассоциаций нескольких стран решили собраться с целью создания «своей» отдельной международной федерации.
18 июля 1932 года в Женеву съехались представители 11 стран. Под председательством Елмери Берн /США/ было принято решение утвердить устав новой федерации и основные принципы работы: выработать единые международные правила, курировать и оказывать поддержку официальным международным первенствам, турнирам, встречам любительских команд, помогать национальным федерациям в развитии баскетбола.
Первым крупным соревнованиям под эгидой ФИБА считается первый чемпионат Европы /Женева, 1935/.
Полная независимость ФИБА и даже признание этой федерации со стороны МОК еще не означали введение баскетбола в программу XI Олимпийских игр. По решению МОК, последовавшему после соответствующего требования федерации баскетбола Аргентины, баскетбол в течение нескольких лет входил в список олимпийских видов спорта. Однако полагать, что одного этого достаточно для возможного автоматического включения баскетбола в программу ближайшей Олимпиады, было бы преждевременным. Этот вопрос должен был решать оргкомитет по проведению Игр в Берлине.
Препятствием к благоприятному для баскетбола решению вопроса могло стать одно обстоятельство о баскетболе практически не имели представления в стране XI Олимпиады — Германии, где была распространена похожая на баскетбол, но совершенно иная игра — карбол.
Однако счастливая звезда баскетбола, по-видимому, уже восходила. На пути из Стокгольма в Рим В. Джонс встретился с генеральным секретарем комитета по проведению Игр XI Олимпиады в Берлине Карлом Диемом, которого он знал и одним из учителей которого был в прошлом. Во время переправы через Балтийское море на пароме «стороны» достигли предварительного соглашения, а 19 октября 1934 года комитет на пленарном заседании одобрил /причем ещё до признания ФИБА со стороны МОК/ предложение о включении баскетбола в программу Олимпийских игр. Официальное же признание баскетбола олимпийским видом спорта произошло на сессии МОК в Осло 28 февраля 1935 года. Менее, чем за три года после создания, ФИБА добилась полной независимости и признания со стороны МОК, заняла достойное место в семье федераций, представляющих олимпийские виды спорта.
Устав ФИБА был принят в 1932 году в Риме. Изменения в него вносятся раз в четыре года на конгрессах Федерации.
Уже в 1947 году членами ФИБА являлись 50 стран. В день 50-летия /1985/ ФИБА объединяла 157 стран пяти континентов.
Главный орган ФИБА — конгресс, который проводится раз в четыре года. В промежутке между конгрессами руководящим органом является центральное бюро, обладающее полномочиями конгресса, которое собирается раз в два года. Между сессиями центрального бюро его функции выполняет исполнительная комиссия в составе семи человек.
Олимпийские игры под эгидой ФИБА проводятся по високосным годам. В промежутках между ними — чемпионаты мира /четные года/ и чемпионаты континентов /нечетные года/.
На европейском континенте широкой популярностью пользуются розыгрыши Кубка европейских чемпионов /участвуют чемпионы национальных первенств/, Кубка обладателей Кубков /вторые команды чемпионов стран или обладатели Кубка/ и многие другие соревнования.
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
zdamsam.ru
Появление баскетбола
Появление баскетбола Появление баскетбола Баскетбол (англ. basketball, от basket-корзина и ball-мяч), спортивная командная игра (по 5 человек в каждой команде) с мячом, который забрасывают руками в кольцо с сеткой (т.н. корзину), укрепленное на щите на высоте 3,05 м; мяч можно передавать, бросать, отбивать, катить или вести руками в любом направлении. Родина баскетбола — США(1891). В Международной федерации баскетбола (FIBA; основана в 1932) св. 180 стран (1999). В программе Олимпийских игр с 1936; чемпионаты мира с 1950, Европы с 1935. |
Баскетбол был создан в Мексике? Благодаря археологическим раскопкам в Мексике, была открыта площадка для игры в мяч (10 век до н.э.) длиной 147 м. Массивные трибуны для зрителей располагались на высоте 8-8,5м. Игра называлась «Пок-Та-Пок», играли литым каучуковым мячом размером с человеческую голову. Игроки могли находиться только на своей половине поля, не переходя линию, делившую площадку пополам. В стены трибун, на этой же линии, были вделаны напротив друг друга два больших каменных кольца.
Цель игры- забить мяч в кольцо. Бить по мячу можно было локтем либо коленом, а также битой. Побеждала команда, которой удавалось попасть в кольцо (его диаметр был меньше мяча на ничтожно малую величину). Во время раскопок был обнаружен барельеф, на котором изображен обезглавленный капитан побежденной команды.
В 16 веке играли в подобную игру, в которой использовались каучуковый мяч и каменное кольцо. Если мяч попадал в кольцо, то в награду игрок получал одежду от зрителей. В 1979 почтовое ведомство Мексики выпустило марку, названную «игра ацтеков», на ней было изображено каменное кольцо, в отверстие которого нацелены, выстроившись в ряд баскетбольный, волейбольный, футбольный и бейсбольный мячи.
Джеймс Найсмит и его ИГРА: Доктор Джеймс Найсмит известен во всем мире, как изобретатель баскетбола. Он родился в 1861 году в Рэмсэй городке, близ Элмонта, штат Онтарио, Канада… Концепция баскетбола у него зародилась, еще в школьные годы, во время игры в «duck-on-a-rok»… Смысл этой популярной, в то время , игры заключался в следующем: подбрасывая один, не большой камень, необходимо было попасть им вершину другого камня, большего по размеру.
И вот, в декабре 1891 года, Джеймс Найсмит После работы Атлетическим Директором Университета McGill, Найсмит переходит в YMCA Обучающую Школу в Спрингфилде, штата Массачусетс.
Уже, будучи преподавателем физкультуры, профессором колледжа в Спрингфелде, Джеймс Найсмит столкнулся с проблемой создания игры для зимы штата Массачусетс,на период между соревнованиями по бейсболу и футболу. Найсмит полагал, что в связи погодой этого времени года, лучшим решением будет изобрести игру для зала и представил своему гимнастическому классу в Спрингфилде свое безымянное изобретение.
Первая игра была сыграна футбольным мячом, а вместо колец, к перилам балкона, по обе стороны спортивного зала, Найсмит прикрепил две простые корзины, и в довершение всего, вывесил на доске обьявлений список тринадцати правил, которые должны были управлять этой новой игрой…
Но вскоре, после первой игры, листок с правилами пропал… А, несколько дней спустя, один из студентов Найсмита, Франк Мэйхон сознался в «преступлении»… «Я взял их»- сказал Мэйхон своему учителю. «Я знал, что эта игра иметь большой успех и взял их как сувенир. Но сейчас я думаю, они должны принадлежать Вам…»
gorn-basket.narod.ru
Развитие баскетбола | ФизкультУРА
ОпубликованоНаташка
http://www.fizkult-ura.ru
Развитие баскетбола повлекло за собой изменение правил, инвентаря, оборудования и костюма баскетболиста. В 1893 г. впервые появились железные кольца с сеткой. В 1894 г. окружность мяча была увеличена до 30-32 дюймов (76,2-81,3 см). В 1895 г. были введены штрафные броски, выполнявшиеся с расстояния в 15 футов. Ведение мяча во всех его вариантах было узаконено в 1896 г.
Вскоре после своего появления баскетбол в США стал очень популярен. Несколько позднее в эту игру начали играть и в других странах.
Первый этап развития баскетбола (1891-1918) — становление его как новой игры. Созданный для оживления уроков гимнастики, баскетбол постепенно превратился в спортивную игру со всеми присущими ей особенностями.
В 1894 г. в США были изданы первые официальные правила игры, по которым начали проводить соревнования.
Одновременно с распространением игры шло и формирование ее техники и тактики. Появились технические приемы — ловля, передачи, ведение и броски мяча в корзину. Однако в технике отсутствовала динамика — все передачи и броски выполнялись с места, двумя руками. В тактике произошло определение игровых функций участников команды и их деление на нападающих и защитников. Именно в эти годы баскетбол начал распространяться в странах Европы и Южной Америки.
Второй этап развития игры (1919-1931) характеризуется созданием национальных федераций баскетбола, что оказало положительное влияние на ее дальнейшее развитие. В октябре 1927 г. в Женеве была создана школа физического образования, руководителем которой был назначен преподаватель спрингфилдского колледжа доктор Элмер Берри. Открытие этой школы имело целью развитие баскетбола в Европе и на других континентах. Баскетбол стал широко культивироваться в Чехословакии, Литве, Эстонии, Латвии, Италии, Франции. Южноамериканская баскетбольная конфедерация проводила в эти годы свои континентальные чемпионаты; подобные соревнования проходили и в странах Восточной Азии.
Стали проводиться и международные встречи. В 1919 г. состоялся первый международный баскетбольный турнир между армейскими командами США, Италии и Франции.
Третий этап развития баскетбола (1932-1947) характеризуется всемирным развитием мирового баскетбола. Знаменательным событием в истории игры явилось создание 18 июня 1932 г. Международной федерации баскетбола — ФИБА. Представители федераций восьми стран — Аргентины, Греции, Италии, Латвии, Португалии, Румынии, Швейцарии и Чехословакии — приняли участие в первой международной конференции, единогласно проголосовали за образование Международной федерации баскетбола и принятие унифицированных правил.
Игра завоевывала все большую популярность во всем мире, и в 1935 г. Международный олимпийский комитет внес решение о признании баскетбола олимпийским видом спорта. А в 1936 г. баскетбол был впервые включен в программу Олимпийских игр. В баскетбольном турнире XI Олимпийских игр в Берлине участвовали команды 21 страны. Первым олимпийским чемпионом стала сборная команда США. Создатель игры Джеймс Нейсмит присутствовал на олимпийском турнире в качестве почетного гостя.
В 1947 г. на международную арену вышли советские баскетболисты и баскетболисты других социалистических стран, которые с каждым годом оказывали все большее влияние на развитие баскетбола как в Европе, так и во всем мире.
Четвертый этап (1948-1965) характеризуется не только бурным распространением игры во всем мире, но и значительным скачком в росте спортивного мастерства, широким представительством социалистических стран во всех международных соревнованиях, в том числе и в олимпийских играх.
В 1948 г. членами Международной федерации баскетбола являлись уже 50 стран. Однако развитие мирового баскетбола шло не только по пути распространения его географии. Одновременно развивались и обогащались техника и тактика игры. Появились различные способы передач и ведения мяча, стали широко применяться разнообразные финты.
Своеобразную революцию произвело появление бросков одной рукой, более сложных по технике выполнения и трудных для отражения защитой соперника. Если раньше команды за игру набирали 20-30 очков, то с появлением бросков мяча одной рукой итог встреч вырос до 50-60 очков. В тактике баскетбола наметился переход от игры индивидуальной, построенной в основном на импровизации отдельных игроков, к игре коллективной. Появилась и определилась как самостоятельная система нападения через центрового игрока, которую взяли на вооружение все национальные команды. В мировом баскетболе произошла своеобразная нивелировка техники игры, выразившаяся в формировании наиболее рациональных приемов, которые стали применяться командами различных стран.
В 1948 г. американский тренер Т. Арчер впервые представил мини-баскетбол. Игра предназначалась для детей 8-12 лет и проводилась по упрощенным правилам: меньший размер мяча (68-73 см в окружности, вес 450-500 г), высота корзины 2 м 60 см, расстояние от щита до линии штрафного броска — 4 м и т.п. Вскоре мини-баскетбол получил широкое распространение во многих странах, культивирующих большой баскетбол. При ФИБА был создан специальный комитет, занимающийся мини-баскетболом.
В 1950 г. в Аргентине состоялся первый чемпионат мира среди мужчин, на котором победила команда хозяев чемпионата. Спустя три года в Чили впервые было проведено и первенство мира для женских команд. Звание чемпионок завоевали спортсменки США. В дальнейшем чемпионаты мира среди мужчин и женщин стали проводиться регулярно, раз в четыре года.
В начале 50-х гг. в игре преобладало нападение. Это обусловливалось двумя причинами: преимущественным развитием техники и тактики нападения по сравнению с техникой и тактикой защиты и появлением в командах высокорослых игроков.
Постепенно баскетбол начал терять присущую ему остроту, резко снизился темп игры. Команда, добившаяся в ходе игры преимущества в счете, прекращала нападение, держала мяч в своих руках неограниченное время, стремилась оттянуть от щита игроков соперника, чтобы самим свободно пройти к щиту или передать мяч дежурившему там высокорослому игроку.
Потребовалось внести в правила игры целый ряд дополнений и изменений, направленных на активизацию нападающих действий, поддержание игры в защите и частичную ликвидацию преимущества игроков высокого роста.
В 1965 г. Международная федерация баскетбола объединяла уже 122 национальные федерации различных стран, в настоящее время свыше 150 стран всех континентов.
Следующий этап развития мирового баскетбола, начавшийся в 1966 г., характеризуется преодолением кризиса и дальнейшим расцветом игры. Большую роль в его развитии сыграли представители социалистических стран, и в частности советские спортсмены, которые прочно вошли в число лидеров мирового баскетбола. Сборная мужская команда СССР дважды становилась олимпийским чемпионом (1972, 1988), трижды (1976, 1980, 1992) наша женская команда завоевывала золотые олимпийские медали.
Список использованной литературы:
- Спортивные игры: Техника, тактика, методика обучения: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений / Ю.Д. Железняк, Ю.М. Портнов, В.П. Савин, А.В. Лексаков; Под ред. Ю.Д. Железняка, Ю.М. Портнова. — 2-е изд., стереотип. — М.: Издательский центр «Академия», 2004. — 520 с. Подробнее.
www.fizkult-ura.ru