Подводящие игры к волейболу – Подвижные игры с элементами волейбола
Подвижные игры с элементами волейбола
ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ С ЭЛЕМЕНТАМИ ВОЛЕЙБОЛА
«НЕ УРОНИ МЯЧ»
Занимающиеся делятся на пары, стоящие друг против друга. У каждой пары – волейбольный мяч. По сигналу педагога начинают выполнять встречную произвольную передачу мяча в парах. Пара, поймавшая или уронившая мяч, садится на скамейку. Последняя пара, оставшаяся на площадке, объявляется победителем.
«НЕ ДАЙ ПОЙМАТЬ МЯЧ»
Для игры выбирают 5-7 водящих. Чтобы водящие отличались от остальных игроков, желательно надеть на них отличительные знаки. У игроков, произвольно расположившихся по спортивному залу, 3 или 4 волейбольных мяча. Игроки передают друг другу мячи верхней передачей, а водящие стараются поймать мячи или подобрать их с пола. Игроки, у которых водящие поймали мячи при передаче, или игроки, уронившие мячи (в случае, когда мячи подобрали водящие), выходят из игры. Игру проводят несколько раз по 2-3 минуты. После каждой игры назначают новых водящих.
Правила: Игроки с мячом не имеют права передвигаться по спортивному залу, а без мяча могут, выбирая для приема передачи наиболее удобную позицию. Игрок может владеть мячом не более 5 сек., после чего должен выполнить верхнюю передачу. Игрок, задержавший мяч более 5 сек., выходит из игры. Водящий, завладевший мячом, передает его любому играющему. Победителями объявляют водящих, которые смогли вывести из игры большее число игроков.
«ПОПРОБУЙ, УНЕСИ»
Игра в парах. Один игрок выполняет задание (прыжки на месте, приседания, кувырки), другой перемещается приставными шагами вправо, влево в стойке. Между ними лежит мяч. По сигналу один из игроков должен взять мяч и забежать с ним «домой», за лицевую линию или в трехметровую зону, другой должен его осалить. Если один игрок осалил другого, они меняются ролями. Игру повторяют 3 – 4 раза по 10 – 15 сек.«МЯЧ СРЕДНЕМУ»
Играющие образуют несколько кругов, в центре каждого круга находится «средний». Игроки отдельно взятого круга со своим средним – одна команда. Средний поочередно набрасывает мяч снизу вверх своим товарищам, которые перемещаются по кругу приставными шагами. Те выполняют ответную передачу. Передача мяча среднему может быть выполнена:
— сверху двумя руками;
— снизу двумя руками.
Получив мяч от последнего по счету в круге игрока, средний поднимает мяч вверх. Выигрывает команда, первой закончившая передачи мяча. Затем можно сменить среднего.
«КРУГОВАЯ ЛАПТА»
Игроки одной команды находятся за пределами круга, а игроки второй занимают места внутри его (игровым кругом может служить волейбольная площадка). Стоящие за кругом ударами волейбольного мяча стараются выбить поочередно всех игроков команды соперников. Игроков разрешается выбивать: нападающим ударом, передачей снизу или сверху двумя руками. Игроки в кругу могут отбивать мяч руками, выполняя соответствующий защитный прием (сверху, снизу двумя руками, одной рукой, с выпадом, в падении). В этом случае они остаются в круге. Если же мяч попал в туловище игрока, ноги или игрок не сумел отбить мяч, он покидает круг и становится за спинами атакующих. Этот игрок может вернуться в круг, если ему удалось поймать мяч от своего игрока, отбившего мяч из круга. Продолжительность игры 5 мин. Побеждает команда, сохранившая большее число игроков в круге. Игра может закончиться досрочно, если выбиты все игроки из круга.
«ПЕРЕСТРЕЛБОЛ»
На каждой половине волейбольной площадки может находиться по 6 – 10 игроков. За лицевой линией с той и с другой стороны расположен «плен». Игру начинает одна из команд подачей мяча. Игроки другой команды разыгрывают мяч по правилам волейбола (пионербола). Игрок, допустивший ошибку, отправляется на противоположную сторону в плен, и команда теряет подачу. Тот игрок, что находится в плену, не выходя на площадку, старается перехватить мяч и выполнить подачу (бросок) на свою сторону. Если ему это удается, игроки его команды разыгрывают посланный их товарищем мяч и, и если атака завершится удачно, он из плена возвращается на площадку в свою команду. В ходе игры участники атакующей команды могут умышленно направлять мяч своему игроку, находящемуся в плену, а он должен поймать мяч. Правила допускают, что если он вообще поймает мяч в воздухе, то возвращается в команду. Время игры 15 – 20 мин. Побеждает команда, которая сумеет сохранить большее количество полевых игроков.
«СНАЙПЕРЫ»
Обе половины площадки расчерчиваются на квадраты (по 9 квадратов на каждой, обозначенных цифрами). Три ближних к сетке квадрата имеют номера: 4,5,4. Три средних – 4,3,4. Три дальних – 3,2,2. Команды располагаются в шеренгах на лицевых линиях. Каждый игрок обеих команд по очереди выполняет по пять подач, целясь в избранные им квадраты, и, таким образом, набирает очки для своей команды. Побеждает команда, набравшая большее количество очков. При ошибке, второй раз подавать мяч не разрешается.
«ПЕРЕСТРЕЛКА»
«ОБСТРЕЛ»
Играют две команды с неограниченным количеством участников. Каждой дается от четырех до восьми мячей. По команде ребята начинают перебрасывать мячи через сетку любыми способами. Игра продолжается определенное время, по истечении которого подается команда «стоп». Проигравшей считается та команда, на стороне которой к моменту окончания игры оказалось больше мячей.
«ВОЛЕЙБОЛЬНЫЕ ЖМУРКИ»
Играют две команды по правилам волейбола (мини-волейбола), но с одним условием: сетку надо полностью закрыть полотном Игра станет много сложнее, но не будет лишена интереса и принесет большую пользу. Ведь соперники не будут видеть друг друга. Скрытыми окажутся все маневры. И уж тут потребуется быть особенно на чеку, постоянно проявлять максимум внимания.
Подвижные игры с элементами волейбола
Подвижные игры на волейболе
Полёт мяча.
Задачи: развитие быстроты, ловкости и внимания. Обучение приёму и передаче мяча в волейболе.
Оборудование и инвентарь: волейбольная площадка, стойки, шнур с разноцветными флажками, волейбольные мячи.
Подготовка. Играющие делятся на несколько равных команд по 6 – 8 человек, которые разомкнутыми на вытянутые руки шеренгами выстраиваются на площадке одна за другой. В одном метре перед первой шеренгой между двумя стойками на высоте 2,5 м натягивается шнур с маленькими разноцветными флажками. Игроки первой шеренги берут по волейбольному мячу.
Описание игры. По сигналу руководителя игроки первой шеренги должны перебросить свой мяч через шнур и быстро пробежать под ним, поймать мяч на другой стороне. Игрок, не успевший поймать свой мяч до его приземления, выбывает из игры. Затем то же самое по очереди выполняют остальные шеренги. Во втором туре игрового состязания исходное расстояние до шнура увеличивается до 1,5 м, в третьем — до 2 м, и т.д. После нескольких туров, когда останется около половины или немного меньше участников, игра заканчивается. Выигрывает команда, сохранившая наибольшее количество игроков после заключительного тура.
Быстрые передачи.
Задачи: развитие быстроты, координации движений и внимания. Обучение передачам мяча в волейболе.
Оборудование и инвентарь: волейбольная площадка, мел, волейбольные мячи.
Подготовка. Играющие делятся попарно, назначаются судьи. На площадке с интервалом 5 – 7 м проводятся две параллельные линии, за которыми напротив друг друга равномерно выстраиваются 5 пар игроков. За каждой парой закрепляется судья, вручающий её участнику за левой линией волейбольный мяч. Оговаривается способ передачи мяча.
Описание игры. По сигналу руководителя каждая пара в течение 30 сек. должна выполнить обусловленным способом максимальное количество взаимных передач мяча, регистрируемых судьёй. Затем на старт вызываются следующие 5 пар игроков и так далее до конца. Примерные способы передач: сверху, снизу, сверху в прыжке. Выигрывает пара, выполнившая за стандартный отрезок времени наибольшее количество передач.
Передачи капитану.
Задачи: развитие быстроты, ловкости и внимания. Обучение передачам мяча в волейболе.
Оборудование и инвентарь: волейбольная площадка, волейбольные мячи.
Подготовка. Играющие делятся на 2 команды, каждая из которых выбирает своего капитана, получает волейбольный мяч и становится в круг на отведенной ей половине площадки, разомкнувшись на вытянутые руки и поставив капитана с мячом в центр. Оговаривается способ передачи мяча.
Описание игры. По сигналу руководителя капитаны обеих команд начинают выполнять передачи мяча (туда и обратно) по очереди каждому из игроков своего круга. Если в ходе этого из-за какой-нибудь технической ошибки мяч теряется, то его подбирает потерявший мяч игрок и игра продолжается дальше. Когда все игроки в круге сыграют с капитаном, тот ловит мяч и демонстративно поднимает его над головой. Команда, выполнившая это быстрее, получает выигрышное очко. Игра повторяется три раза. Способ передачи мяча при этом может обновляться, исходя из конкретных задач проводимого урока. Выигрывает команда, набравшая большее количество очков.
Стремительные передачи.
Задачи: развитие быстроты, ловкости и внимания. Обучение передачам мяча в волейболе.
Оборудование и инвентарь: волейбольная площадка, мел, волейбольные мячи.
Подготовка. Играющие делятся на несколько равных команд (до 7 человек), которые выбирают капитанов и становятся в колонны по одному за общей линией, разомкнувшись на вытянутые руки. За другой линией, проведенной в 4-6м напротив каждой колонны, становится её капитан с волейбольным мячом в руках. Оговаривается способ передачи мяча.
Описание игры. По сигналу руководителя все капитаны начинают выполнять передачи мяча первому игроку своей колонны. Приняв мяч, первый игрок возвращает его капитану и приседает. После этого следует поочередная передача мяча от капитана второму, третьему, четвёртому игроку его колонны, и т.д. И каждый из них, вернув мяч капитану, приседает. Если в процессе этих передач принимающий игрок упустит мяч, то он должен бегом подобрать его, вернуться на своё место и только после этого продолжить игру. Сыграв со всеми игроками своей команды по очереди, капитан поднимает мяч над головой, а остальные игроки его команды тут же встают в полный рост, демонстрируя успешное завершение игрового задания. Побеждает команда, закончившая игровое задание первой.
Эстафета волейбольных передач.
Задачи: развитие быстроты, точности движений и внимания. Совершенствование приёма и передачи мяча в волейболе.
Оборудование и инвентарь: волейбольная площадка, волейбольные мячи.
Подготовка. Играющие делятся на 2 равные команды, каждой из которых отводится продольная половина волейбольной площадки. Каждая команда выстраивается на своём игровом участке в две встречных колонны по разные стороны сетки, за линиями нападения, капитаны команд, стоящие направляющими правых колонн, получают по мячу.
Описание игры. По сигналу руководителя капитаны осуществляют передачу мяча двумя руками сверху через сетку направляющему противоположной колонны своей команды и бегут с левой стороны в конец собственной колонны. Тот, кому мяч адресован, тем же способом посылает его через сетку следующему игроку противоположной колонны и бежит с левой стороны в конец собственной. Игра продолжается по этим правилам до тех пор, пока капитан, начавший игру, снова не получит мяч в свои руки и демонстративно поднимет его над головой в знак завершения эстафеты. Выигрывает команда, закончившая эстафету волейбольных передач первой.
Волейбольный обстрел.
Задачи: развитие ловкости, быстроты двигательной реакции и внимания. Совершенствование приёма, передачи мяча и закрепление нападающего удара в волейболе.
Оборудование и инвентарь: волейбольная площадка, волейбольные мячи.
Подготовка. Играющие равномерно размещаются по кругу диаметром 5 – 7 м и получают волейбольный мяч.
Описание игры. По сигналу руководителя они начинают выполнять свободные волейбольные передачи. Игрок, допустивший ошибку при приёме мяча или неточно пославший его, садится в центре круга. Участники, разыгрывающие мяч по кругу, периодически неожиданным нападающим ударом посылают его в сидящих в центре игроков. Мяч, попавший с отскоком в одного из них, снова вводится в игру. Если же ударивший игрок не попал ни в кого из сидящих в центре круга штрафников, то он сам занимает место среди обстреливаемых. Волейбольный обстрел продолжается до тех пор, пока один из обстреливаемых игроков не изловчится и поймает посланный в центр круга мяч до его отскока. Тогда все сидящие освобождаются, встают и становятся по кругу в число разыгрывающих игроков, а на их место приседает участник, от которого мяч был пойман.
Попробуй, унеси.
Задачи: развитие быстроты, ловкости. Обучение стойкам и перемещениям в волейболе.
Оборудование и инвентарь: волейбольная площадка, волейбольные мячи.
Подготовка. Играющие делятся попарно. Один партнёр выполняет задание руководителя (прыжки на месте, прыжки в приседе, и т.д.), другой перемещается приставными шагами вправо, влево в стойке, заранее указанной руководителем. Между ними кладётся мяч.
Описание игры. По сигналу руководителя один из игроков должен взять мяч и забежать с ним «домой», за лицевую линию или в трёхметровую зону, другой должен его осалить. Если один игрок осалил другого, они меняются местами. Игру повторяют 3 — 4 раза. Выигрывает тот, кто меньшее количество раз был осаленным.
Круговая лапта.
Задачи: развитие ловкости, внимания. Совершенствование приёма и передач мяча после нападающего удара. Совершенствование нападающего удара.
Оборудование и инвентарь: волейбольная площадка, волейбольные мячи.
Подготовка. Играющие делятся на две команды. Игроки одной находятся за пределами круга, а игроки второй занимают место внутри его (игровым кругом может служить волейбольная площадка).
Описание игры. Стоящие за кругом игроки ударами волейбольного мяча стараются выбить поочерёдно всех игроков команды соперников. Игроков разрешается выбивать: нападающим ударом, передачей снизу или сверху одной или двумя руками. Игроки в кругу могут отбивать мяч руками, выполняя соответствующий защитный приём (сверху, снизу двумя руками, одной рукой, с выпадом, в падении и т.д.). В этом случае они остаются в круге. Если же мяч попал в туловище игрока, ноги или игрок не сумел отбить мяч, он покидает круг и становится за спинами атакующих. Этот игрок может вернуться в круг, если ему удалось поймать мяч от своего игрока, отбившего мяч из круга. Продолжительность игры — 5 минут. Выигрывает команда, сохранившая большее число игроков в круге. Игра может закончиться досрочно, если выбиты все игроки из круга.
Перестрелбол.
Задачи: совершенствование всех изученных приёмов, передач, подач и т.д., игры в волейбол и взаимодействия игроков на площадке.
Оборудование и инвентарь: волейбольная площадка, волейбольные мячи.
Подготовка. Играющие делятся на команды по 6 — 10 человек и становятся на площадку, каждая на своей стороне. За лицевой линией с той и с другой стороны расположен «плен».
Описание игры. Игру начинает одна из команд подачей мяча. Игроки другой команды разыгрывают мяч по правилам волейбола (пионербола). Игрок, допустивший ошибку, отправляется на противоположную сторону в «плен», и команда теряет подачу. Тот игрок, что находится в «плену», не выходя на площадку, старается перехватить мяч и выполнить подачу (бросок) на свою сторону. Если ему это удаётся, игроки его команды разыгрывают посланный их партнёром мяч и, если атака завершается удачно, он из «плена» возвращается на площадку в свою команду. В ходе игры участники атакующей команды могут умышленно направлять мяч своему игроку, находящемуся в «плену», а он должен мяч поймать. Правила допускают, что, если он вообще поймает мяч в воздухе, то возвращается в команду. Время игры -15 — 20 минут. Побеждает команда, которая сумеет сохранить большее количество полевых игроков.
Эстафета с элементами волейбола.
Задачи: развитие ловкости и внимания. Совершенствование передач сверху, снизу двумя руками в волейболе.
Оборудование и инвентарь: волейбольная площадка, мел, стойки, волейбольные мячи.
Подготовка. Играющие делятся на 2 равные команды и выстраиваются каждая в колонну по два, параллельно на расстоянии 3 – 4 м друг от друга. Перед колоннами проводится стартовая черта. На расстоянии 10 – 15 м от стартовой черты напротив каждой команды ставятся стойки. Парам, стоящим впереди колонны, даётся по волейбольному мячу.
Описание игры. По сигналу руководителя первые пары бегут вперёд, выполняя передачи сверху или снизу двумя руками друг другу до своей стойки, заходят за неё и возвращаются обратно. Добежав до начальной стартовой черты, они передают мяч следующей паре в колонне, которая выполняет то же и т. д. Вернувшиеся пары становятся в конец колонны. Если мяч упал, уронивший игрок должен взять его и продолжить задание. Игра продолжается до тех пор, пока все пары не примут участия в пробежке с передачей мяча. Выигрывает команда, все пары которой выполнят задание раньше.
Встречная волейбольная пасовка над сеткой.
Задачи: развитие ловкости, быстроты. Совершенствование приёма и передач мяча сверху и снизу двумя руками, взаимодействия в команде.
Оборудование и инвентарь: волейбольная площадка, волейбольные мячи.
Подготовка. Играющие делятся на 2 команды и выстраиваются в колонну по одному, разделившись в свою очередь, пополам, размещаются на двух сторонах волейбольной площадки (одна половина команды против другой). Между ними — волейбольная сетка. У впередистоящих игроков одной половины команд — по волейбольному мячу.
Описание игры. По сигналу руководителя игроки с мячом подбрасывают и отбивают его впередистоящим игрокам во второй половине своей команды так, чтобы он пролетел над сеткой, сами становятся в конец своей колонны. Игроки, стоящие впереди второй половины колонны, отбивают мяч обратно над сеткой в первую половину своей колонны и отходят в конец своей колонны. Таким образом, отбивает мяч каждый раз новый игрок, стоящий впереди. Игра заканчивается, когда все играющие отобьют мяч через сетку и мяч окажется опять в руках начинающего. Можно провести игру 2 — 3 раза подряд. Выигрывает команда, сумевшая выполнить задание быстрее и без ошибок.
По наземной мишени.
Задачи: развитие ловкости, прыгучести. Обучение нападающему удару и блокированию.
Оборудование и инвентарь: волейбольная площадка, мел, теннисные мячи.
Подготовка. На каждой стороне волейбольной площадки у линии нападения чертят по 2 круга диаметром 1,5 м. 2 команды располагаются с разных сторон от сетки. У игроков одной команды в правой (или левой) руке — теннисный мяч.
Описание игры. По сигналу 2 игрока от каждой команды одновременно бегут к сетке. Игрок с мячом прыгает как можно выше и акцентированным движением кисти посылает мяч в один из кругов на стороне противника. Игрок за сеткой, ставя блок, старается помешать ему. За попадание в любой круг нападающий получает 2 очка, а если он обошёл блок, но промахнулся (мяч приземлился в пределах площадки), — 1 очко.
Выигрывает команда, набравшая большее количество очков.
Двумя мячами через сетку.
Задачи: развитие ловкости, внимания. Совершенствование приёма и передач мяча сверху, снизу двумя руками.
Оборудование и инвентарь: волейбольная сетка, волейбольные мячи.
Подготовка. Играющие делятся на 2 равные по числу участвующих команды, которые становятся на двух половинах площадки в два-три ряда. Каждая команда получает волейбольный мяч.
Описание игры. По сигналу руководителя команды, выполняя передачи сверху или снизу двумя руками, перебрасывают мячи через сетку на сторону противника. Это продолжается до тех пор, пока на одной стороне не окажутся одновременно два мяча. Команде, на стороне которой не оказалось ни одного мяча, даётся одно очко. Далее игра возобновляется.
Побеждает команда, которая первой наберёт 15 очков.
Волейбол с выбыванием.
Задачи: развитие ловкости, координации движений. Совершенствование всех ранее изученных технических элементов и взаимодействия игроков в команде.
Оборудование и инвентарь: волейбольная площадка, волейбольный мяч.
Подготовка. Играющие делятся на 2 команды по 6 человек и располагаются каждая на своей половине волейбольной площадки.
Описание игры. По сигналу руководителя начинается игра в волейбол. Когда судья фиксирует в одной из команд третью по счёту ошибку, игрок, допустивший её, выбывает. Команда, оставшаяся в меньшинстве, подаёт мяч на сторону противника, возобновляя игру. Если в ходе игры команда снова ошибается (шестое по счёту нарушение), то лишается ещё одного игрока и т.д. Когда обе стороны понесли «потери», игра продолжается, но команда, совершившая очередную, третью ошибку, решает (исходя из тактических соображений), удалять ли ей с поля своего очередного игрока или остаться в прежнем составе, но разрешить вернуться на площадку игроку противоположной команды. Игра состоит из 3 — 5 партий. Каждая заканчивается, когда последний игрок одной из команд покинет площадку. Все ошибки фиксируются по волейбольным правилам. После выхода участника из игры подаёт команда, допустившая ошибку.
Победитель определяется так же, как в волейболе.
Эстафета у стены.
Задачи: развитие быстроты реакции, ловкости. Обучение нападающему удару в волейболе.
Оборудование и инвентарь: волейбольная площадка, волейбольные мячи.
Подготовка. Играющие делятся на команды по 6 — 8 человек. Команды стоят в колоннах лицом к стене на расстоянии 3 – 4 м от неё.
Описание игры. По сигналу руководителя стоящие первыми в колоннах выполняют нападающий удар в пол так, чтобы мяч отскочил от пола в стену. После удара игрок становится в конец колонны, а второй участник выполняет нападающий удар по отскочившему от стены мячу и т.д. Игра продолжается 3 — 4 минуты.
Выигрывает та команда, которая меньше всех потеряла мяч.
Эстафета волейболистов у стены.
Задачи: развитие ловкости, внимания. Обучение передачам мяча сверху, снизу двумя руками, сверху одной рукой.
Оборудование и инвентарь: волейбольная площадка, волейбольные мячи.
Подготовка. Играющие делятся и становятся так же, как в предыдущей игре.
Описание игры. По сигналу руководителя игроки выполняют 10 передач сверху двумя руками в стену. После десятой передачи первые бегут в конец колонны, а вторые продолжают выполнение передач и т. д. Потом выполняют 10 передач снизу двумя руками; 10 передач сверху одной рукой. Если игрок потерял мяч, он подбирает его и продолжает счёт.
Выигрывает команда, не допустившая падения мяча или уронившая мяч меньшее количество раз.
Падающая палка.
Задачи: развитие быстроты, ловкости, внимания. Обучение стойкам и передвижениям в волейболе.
Оборудование и инвентарь: волейбольная площадка, палка.
Подготовка. Играющие строятся в круг диаметром 6-7м, рассчитываются по порядку. В центре круга — водящий, который придерживает за верхний конец палку, находящуюся в вертикальном положении.
Описание игры. Водящий называет номер кого-либо из играющих и отпускает верхний конец палки. Вызванный должен сделать скачок (выпад) и, не дав палке упасть, подхватить её. Если вызванный успел выполнит задание, он возвращается на своё место, а если не успел, то заменяет водящего, и игра продолжается. Постепенно расстояние до палки увеличивается, а играющие выполняют бег с последующим скачком.
Выигрывает тот участник, который ни разу не был водящим.
Эстафета «Челночный бег».
Задачи: развитие быстроты. Обучение перемещениям в волейболе.
Оборудование и инвентарь: волейбольная площадка.
Подготовка. Играющие делятся на 2 — 3 команды и выстраиваются в колонны по одному на лицевой линии.
Описание игры. По сигналу руководителя первые игроки передвигаются приставными шагами до дальней трёхметровой линии, затем, до средней линии, потом, до дальней лицевой линии и возвращаются к своей команде. Передав эстафету, становятся в конец колонны, а вторые продолжают бег и т.д.
Побеждает команда, первой закончившая эстафету.
Бег за мячом.
Задачи: развитие ловкости, точности движений. Совершенствование приёма и передач мяча сверху, снизу двумя руками, взаимодействия игроков
infourok.ru
Игры, подводящие к спортивным (волейболу, баскетболу)
Игры, подводящие к спортивным (волейболу, баскетболу)
«БЫСТРАЯ ДИАГОНАЛЬ» (подводящая игра к волейболу)
Задача: формирование правильного навыка верхней передачи мяча; развитие координации и точности движений на время.
Инвентарь: волейбольные мячи.
Место: спортивный зал, спортивная площадка.
Побеждает команда, быстрее и точнее выполнившая задание, т. е. имеющая:а) меньшее число падений мяча; (1 падение – штраф в 1 сек.)
б) меньшее время выполнения передач.
Возможный вариант игры: выполнение верхней передачи до последнего игрока, который выполняет уже нижнюю передачу до игрока, сделавшего первую верхнюю передачу.
«СНАЙПЕРЫ» (подводящая игра к волейболу)
Задача: формирование правильного навыка верхней прямой подачи мяча; развитие координации и точности движений.
Инвентарь: волейбольные мячи.
Место: спортивный зал, спортивная площадка.
Побеждает команда, набравшая большую сумму очков за 5 минутМожно сделать вариант игры с нападающим ударом вместо верхней прямой подачи. Принцип подсчета результатов тот же.
«КТО ТОЧНЕЕ?» (подводящая игра к баскетболу)
Задача: формирование правильного навыка броска мяча со средней дистанции; развитие координации и точности движений.
Инвентарь: баскетбольные мячи.
Место: спортивный зал, спортивная площадка.
Первая команда строится в колонну за линией штрафного броска. Одного игрока ставим под кольцо для ловли и передачи мяча игрокам своей команды. По сигналу учителя первый в колонне выполняет бросок и бежит в конец колонны. Другие игроки продолжают выполнять броски по его примеру. Учитель считает количество попаданий команды за отведенные 2 минуты.Вторая команда делает то же самое.
Побеждает команда, набравшая большую сумму попаданий за 2 минуты
Можно упростить игру таким образом: каждый игрок делает по 1 броску без учета времени. В конце подсчитывается количество попаданий.
«ЗМЕЙКА» (подводящая игра к баскетболу)
Задача: формирование правильного навыка передачи мяча от груди в движении; развитие координации и точности движений.
Инвентарь: баскетбольные мячи.
Место: спортивный зал, спортивная площадка.
Каждая команда выбирает по 2 игрока. Один игрок с мячом находится за лицевой линией, а другой – на площадке. Первый игрок производит верхнюю передачу мяча от груди, сам бежит вперед и дожидается передачи от своего игрока. Затем повторяется то же самое вплоть до достижения оптимального расстояния до выполнения 2 шагов и броска мяча в корзину. Игроки должны сделать в сумме 5 передач, включая начальную.За промах дается +2 секунды, за попадание – 0 секунд штрафа.
Побеждает команда, которая правильно выполнила передачи и затратила меньшее время на преодоление дистанции
Можно упростить правила игры, не вводя обязательные 5 передач мяча, а оставив на усмотрение игроков.
infourok.ru
Обучение игре «Волейбол» через подвижные игры
Обучение спортивным играм
Убыстрение темпа современной жизни ставит задачу более активно использовать игру для воспитания ребят. Сейчас очевидно, как никогда, что игры необходимы для обеспечения гармоничного сочетания умственных, физических и эмоциональных нагрузок.
Обучение игре «Волейбол» через подвижные игры.
Учиться играть в волейбол необходимо начинать постепенно, начиная с подвижных игр. За счёт использования большого арсенала различных подвижных игр можно постоянно расширять вариативность многоплановых тактических действий и формируемых навыков, и именно через игру пытаемся развивать самостоятельную деятельность детей, способствующую их всестороннему развитию, формированию и сплачиванию коллектива, созданию положительного эмоционального настроя. Стремимся, чтобы игра всегда выступала одновременно как бы в двух временных измерениях: в настоящем и будущем. С одной стороны, игра обязана дарить детям сиюминутную радость, с другой — она всегда должна быть направлена в будущее, должна моделировать какие-либо жизненные ситуации.
Убыстрение темпа современной жизни ставит задачу более активно использовать игру для воспитания ребят. Сейчас очевидно, как никогда, что игры необходимы для обеспечения гармоничного сочетания умственных, физических и эмоциональных нагрузок, обеспечения комфортного состояния.
Организация занятий по физическому воспитанию приобретает самые разнообразные формы, основной из которых является урок. Урок для нас является основной формой занятий, как в общем физическом воспитании, так и в спортивной специализации.
В своей работе использую и неурочные формы: занятия в кружках физической культуры, секциях общей физической подготовки, проведение соревнований, походов.
Подвижные игры включаем во все части урока. Если включаем подвижные игры в основную часть урока, то эта игра содержит элементы техники данного вида спорта. Когда подвижные игры включены в заключительную часть, то они снижают мышечное напряжение, восстанавливают дыхание и кровообращение, создают бодрое настроение. К таким играм относятся: «Падающая палка», «Летучий мяч», «Защита булав» и другие. Эти игры небольшой подвижности и в то же время способствуют закреплению учащимися отдельных элементов, если методически правильно использованы. Многие игры, например русская лапта, в зависимости от целевой установки (подготовки), носят характер элементарных подвижных игр.
Подвижные игры, также как и спортивные, используем для решения образовательных, воспитательных, оздоровительных задач, они развивают у детей настойчивость, смелость, решительность, инициативу, сообразительность и мышление.
В спортивных играх продолжается закрепление и совершенствование естественных навыков в беге, прыжках, метаниях; воспитываются такие физические качества, как выносливость, быстрота, ловкость, сила, коллективизм, честность; оказывается содействие нормальному формированию и развитию организма детей, укреплению их здоровья.
Игры с элементами бега, прыжков, эстафет, сопротивления:
«Бег за флажками», «Круговая эстафета», «Перебежка с выручкой»;
Игры с передачей и ловлей мяча: «Перестрелка», «Пионербол», «Защита укреплений»;
Игры с прыжками: «Прыжок за прыжком», «Удочка командная», *чехарда;
Игры с элементами сопротивления: «Тяни в круг», «Бой петухов», «Перетягивание в парах»
Игры с элементами волейбола типа встречных и линейных эстафет с передачей мяча по кругу: «Пасовка волейболистов», «Летучий мяч», «Встречная волейбольная пасовка над сеткой»;
Использование подвижных игр благотворно воздействует на умственные способности. Улучшаются такие параметры, как память, сообразительность, быстрота реакции и концентрация внимания. Причина — в улучшении циркуляции крови к мозгу, которая повышает эффективность работы центральной нервной системе внимание учащихся на быстроту, четкость и своевременность выхода к мячу. Совершенствование данного приема на уроках способствуют игровые упражнения, подвижные игры.
“ Точно водящему “. Учащиеся стоят по кругу, в середине которого 1-3 водящих с мячами. Они по очереди набрасывают мяч игрокам, перемещающимся по кругу приставными шагами. В момент получения мяча сверху двумя руками, точно передать (возвратить передачей) мяч водящему.
“ Свеча “. На площадке наносят круг диаметром 2 м, в центре его мяч. Игроки, расположившись в колонну по одному, по очереди входят в круг и выполняют десять передач мяча сверху двумя руками над собой. Каждую передачу выполняют на высоте 3м. За недостаточную высоту передачи и за выход из круга игроки наказываются штрафным очком. Побеждает игрок, у которого меньше штрафных очков.
“Эстафета парами“. Игроки двух команд распределяются парами и выстраиваются перед линиями старта. В руках у игроков первой пары мяч. По сигналу они начинают продвижение вперед, делая друг другу передачи, пересекают линию финиша (противоположный конец площадки) и, не переставая передавать мяч, друг другу, возвращаются обратно к своей колонне. Эстафету принимает вторая пара, а закончившие упражнение занимают место в конце колонны. Падение мяча на землю, а также ошибки при передачах учитываются и влияют на успех команды.
Приём мяча с низу двумя руками на месте, после перемещения. Техника выполнения этого игрового приёма на месте, также как и передачи мяча, сверху двумя руками, изучалась в 5 классе, поэтому технология повторения и обучения приёму мяча снизу двумя руками после перемещения аналогична рассмотренной выше. Из подвижных игр используют “ Кто точнее? “ и “ Обстрел чужого поля “
“ Обстрел чужого поля “. На боковых линиях волейбольной площадки наносят два круга диаметром два метра один напротив другого. Поочередно игроки входят в круг и выполняют передачу мяча двумя руками снизу или сверху, стараясь попасть в противоположный круг. Если мяч летит мимо круга, игрок получает одно штрафное очко. Игра ведется на время. Побеждает ученик, набравший наименьшую сумму штрафных очков.
Прямой нападающий удар после подбрасывания.
Нападающий удар является очень сложным техническим приемом. Современный волейбол не может существовать без этого технического приема. Обучение этому приему я начинаю ударами по мячу с места, возле стены в пол расстояние от стены 3-4 метра. После этого переходим нападать к сетке. С начало с места в прыжке, потом с двух шагов разбега. Обучающиеся быстро осваивают этот прием, когда используется наглядность: фотографии, плакаты, видеосъемка, и.т.д.
«Точный нападающий». Группа делится на две команды. Одна команда располагается в колонне по одному по направлению к сетке в 4 зоне, другая на противоположной стороне площадке во 2 зоне, в 3 зонах у двух команд лежат обручи в них лежат, мячи ровно столько, сколько игроков в команде. Играющие по очереди становятся в 3 зону и набрасывают мячи для нападения своим игрокам, каждый игрок выполняет нападающий удар, через сетку стараясь попасть в площадку, Считается количество точных попаданий, чья команда больше попадет. Все игроки делают по одному удару, после этого набрасывающего меняет следующий игрок. Можно проводить в виде эстафеты.
“ Подай и попади “. Игроки двух команд располагаются на своей половине площадки вначале в 4 – 5 м. от сетки. У каждой команды по 5 – 7 мячей. По сигналу учителя игроки обеих команд поочередно выполняют подачи, стремясь попасть в пределы площадки команды соперников. Игроки, ожидающие своей очереди, собирают мячи и направляют их к месту подачи. Если у игрока подача не получилась, ему предоставляется ещё одна попытка, если на этот раз он ошибся, то подача считается не выполненной и игрок получает штрафное очко. Побеждает команда, у которой на счету окажется больше точных подач. “ Двадцать пять “. Игра получила название от ведение счета в правилах волейбола. Раньше если игрок не подал подачу, то считалась потеря подачи, а сейчас по новым правилам волейбола, команда теряет очко. И поэтому при разучивании любой подачи детям приходится напоминать об этом очень главном моменте. Игра похожа на игру “ Подай и попади “. Каждый игрок, попавший мячом на другую сторону площадки, приносит одно очко своей команде. Команды подают подачи по очереди. В командах должно быть одинаковое количество участников. Команда, набравшая быстрее 25 очков, считается победителем.
Нижняя прямая подача.
Этот прием изучают после овладения нижней боковой подачи. Обучение технике нижней прямой подачи начинаем с имитации движений без мяча. Затем шестиклассники в парах производят подачу мяча партнеру и, наконец, осваивают подачу мяча через сетку высотой 2 м, находясь от неё в 4 м. Постепенно подающие в процессе закрепления навыка отходят от сетки, приближаясь к месту подачи у лицевой линии на расстоянии 9 м.
“Снайперы“. Команды располагаются в шеренгах на лицевых линиях волейбольной площадки. Игроки обеих команд по очереди выполняют по пять подач, стремясь попасть в квадраты с цифрами от 1 до 6 и набрать наибольшую сумму очков. Если мяч попал в квадрат с цифрой 6, игроку начисляют 6 очков и. т д. Побеждает команда, набравшая большую сумму очков. При ошибках мяч переподавать не разрешается.
«Сумей передать и подать». Играющие выстраиваются в две колонны в 3 м от стены и соревнуются в передачах в стену и в подачах на точность. По сигналу 1 номера выполняют по 10 передач двумя руками сверху (снизу) в стену, после чего бегут на свою половину площадки и производят по 3 подачи. Как только первый номер Игроки, ожидающие своей очереди, собирают мячи и доставляют их к месту подачи. За правильно выполненные передачи игроку начисляют одно очко, подачи 3 очка.
Приём мяча с подачи.
Закономерно, в методическом плане на уроках обучения введению мяча в игру нижними боковой и прямой подачами учить и приему мяча, так как без подачи и приёма мяча с подачи не бывает игры. Этому техническому приему следует обучать после того, как учащиеся освоят передачу мяча снизу двумя руками на месте и после перемещения. Техника выполнения приема мяча с подачи в основном зависит от траектории и скорости полёта мяча. Определив направление, траекторию и скорость полета мяча, учащийся должен, быстро переместится к месту его предполагаемого падения, и принять исходное положение: ноги согнуты в коленных суставах, одна несколько впереди, туловище наклонено вперед, руки сложены в замок, выпрямлены и направлены вниз вперед. Мяч принимают на предплечья, ближе к кистям, ноги и туловище при этом последовательно выпрямляют. За счет согласованного движения ног, туловища и рук вперед-вверх мячу придают нужное направление. При закреплении и совершенствовании этого технического приема мы используем упражнения в приеме нижней прямой подачи в разных зонах, а также подвижные игры «Сумей принять», «Кто лучший».
В процессе игры в волейбол для детей характерны разнообразные чередования движений, быстрая смена ситуаций, изменение интенсивности и продолжительности деятельности каждого игрока. Условия игровой деятельности приучают занимающихся: подчинять свои действия интересам коллектива в достижении общей цели; действовать с максимальным напряжением своих сил и возможностей, преодолевать трудности в ходе спортивной борьбы; постоянно следить за ходом игры, мгновенно оценивать изменившуюся обстановку и принимать правильные решения.
Волейбол-это жизнь и полёт, это верно посланный мяч.
Это сильный удал, это взлёт. Это радость побед и удач!
pedsovet.org
Методическая разработка «Подвижные игры при обучении волейболу»
Министерство образования и науки Самарской области
Министерство имущественных отношений Самарской области
Государственное бюджетное профессиональное
образовательное учреждение Самарской области
«Чапаевский губернский колледж им. О. Колычева»
образовательная программа подготовки квалифицированных рабочих, служащих
Подвижные игры при обучении волейболу
Методическая разработка
по физической культуре
для обучающихся 1 и 2 курса для профессий:
15.01.05 Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки),
19.01.07 Повар, кондитер
Продавец, контролер — кассир
г.о.Чапаевск, 2017
Публикуется на основании решения
Методического совета
Протокол №
От__________2017 г.
Подвижные игры при обучении волейболу: методическая разработка по физической культуре/ М.А.Карягина- Чапаевск: ГБПОУ СОЧГК им. О. Колычева, 2017, 18 стр.
В данной методической разработке предлагаются конкретные рекомендации по методике и организации обучению игре в волейбол с использованием игрового метода через подвижные игры. Данные рекомендации могут быть использованы учителями и преподавателями физической культуры на уроках по физической культуре.
Составитель: Карягина М.А., преподаватель физической культуры первой категории ГБПОУ СО «Чапаевский губернский колледж им. О. Колычева».
Рецензент: Ащепкова В.И., заместитель директора по учебно- методической работе ГБПОУ СО «Чапаевский губернский колледж им. О. Колычева» ОП СПО ППКРС, заслуженный учитель РФ, учитель- методист.
ГБПОУ СО «Чапаевский губернский колледж им. О. Колычева», 2016
Карягина М.А., 2017-20-09
Содержание
1. Введение…………………………………………………………….3
2. Игры с перемещениями игроков и передачами мяча…….…….4
3.Игры с подачами мяча и нападающим ударом…………………….9
4. Игры для тренировки приема мяча …………………………….12
5. Игры с тактическими действиями ………….……………………14
6. Список используемой литературы………………………………18
Введение
В учебно-тренировочной работе по волейболу подвижные игры и эстафеты применяются и для закрепления приемов игры в нападении и защите, и для обучения тактическим действиям. Они совершенствуют отдельные навыки и умения, приобретенные на занятиях, активизируют деятельность обучающихся на занятиях.
Подвижные игры в качестве средства физического воспитания и игрового метода способствуют воспитанию и совершенствованию физических качеств, создают максимально благоприятные условия для раскрытия и развития физических способностей, духовных и нравственных качеств. Они создают благоприятный психологический климат, способствуют формированию внешней и внутренней мотивации деятельности учащихся, создают ситуацию успеха и эмоциональной разрядки. Они служат переходной ступенью к овладению спортивными играми.
Волейбол — одна из наиболее распространенных игр в России. Массовый, подлинно народный характер волейбола объясняется его высокой эмоциональностью и доступностью, основанной на простоте правил игры и несложности оборудования. Особым достоинством волейбола как средства физического воспитания является его специфическое качество — возможность самодозирования нагрузки, т.е. соответствие между подготовленностью игрока и нагрузкой, которую он получает. Это делает волейбол игрой, по сравнению с другими видами спорта, эмоциональной доступной для людей всех возрастов.
Волейбол способствует воспитанию у обучающихся:
— чувства коллективизма;
— настойчивости, решительности, целеустремленности;
— внимания и быстроты мышления;
— способности управлять своими эмоциями;
— совершенствованию основных физических качеств.
Характерными чертами игры в волейбол являются:
— разнообразные чередования движений;
— быстрая смена ситуаций;
— изменение интенсивности и продолжительности деятельности каждого игрока.
Условия игровой деятельности приучают занимающихся: подчинять свои действия интересам коллектива в достижении общей цели; действовать с максимальным напряжением своих сил и возможностей, преодолевать трудности в ходе спортивной борьбы; постоянно следить за ходом игры, мгновенно оценивать изменившуюся ситуацию и принимать правильные решения.
Подвижные игры, направленные на развитие физических качеств и совершенствование элементов техники, активизируют обучающихся и повышают интерес к занятиям. В этой связи эффективны игры и эстафеты при проведении «неинтересных» упражнений без мяча. Использование игрового метода с элементами состязательности помогает лучшему усвоению изучаемого материала, способствует повышению эмоционального состояния. При обучении технике стоек и перемещений эффективны игровые упражнения и подвижные игры, развивающие специальные качества, которые облегчают усвоение заданий с волейбольным мячом. Наряду с комплексным воздействием на развитие необходимых качеств они способствуют значительному повышению интереса и мотивации занимающихся.
Применение подвижных игр способствует успешному обучению техническим приемам, а также приучает занимающихся наиболее экономно и целенаправленно использовать их в зависимости от обстановки.
Подвижные игры благоприятно влияют на восстановление работоспособности, активизируют внимание, повышают эмоциональное состояние. Игроки забывают об усталости, продолжают тренировку с желанием и интересом. Очень важно помнить, что подвижные игры выступают как вспомогательное, дополнительное упражнение в системе средств, используемых в тренировочном процессе.
Подвижные игры и эстафеты можно включить во все части урока. Во вводной части они способствуют подготовке организма к предстоящей деятельности, развивают быстроту, ловкость, силу. Игры и эстафеты в основной части содержат элементы техники игры. А применение игр и эстафет в заключительной части – снижает мышечное напряжение, восстанавливает дыхание и кровообращение.
В учебно-тренировочной работе по волейболу подвижные игры и эстафеты применяются как для закрепления приемов игры в защите и нападении, так и для обучения тактическим действиям. Именно на это рассчитана группа игр, приводимая в настоящем разделе.
Специально могут быть подобраны игры для освоения перемещений и передач мяча, а также для ориентации на зрительный сигнал, что в волейболе очень важно. Особенно большое значение имеют передачи мяча. Это один из основных технических приемов при организации игры в нападении. Техника передачи мяча двумя руками сверху (и другими способами) хорошо закрепляется в таких играх, как «Мяч среднему», «Передал — садись!» (с изменением расстояния), «Не давай мяч водящему» (при противодействии соперника), «Бросай — беги» (с последующим перемещением). Естественно, что вместо бросков и ловли мяча применяется волейбольная передача.
Игры с перемещениями игроков и передачами мяча
«Зоркий глаз»
Во время ходьбы или бега обычным, приставным или скрестным шагом (смена видов передвижений проводится по команде руководителя голосом) руководитель время от времени дает зрительный сигнал для выполнения заранее обусловленных действий. Руководитель поднимает руку вверх — занимающиеся делают выпад в сторону-вперед (или скачок с последующей остановкой). Сигнал руки в стороны обусловливает прыжок вверх толчком двумя с остановкой после этого в защитной стойке. После хлопка нужно сделать поворот кругом с последующим бегом спиной вперед. Можно предлагать другие задания. Игрок, дважды совершивший ошибку, выбывает из игры.
«Над собой и о стенку»
Игра проводится в виде эстафеты, в которой игроки по очереди продвигаются вперед, выполняя передачи над собой двумя руками. В 2-3 шагах от стены каждый игрок делает три удара мячом о стену и принимает мяч после отскока, затем игрок возвращается обратно, выполняя тот же технический прием, делает передачу второму номеру и т. д.
Можно также провести эстафету с пасом мяча в стенку. В этом случае колонна располагается перед стартовой линией в 3-4 шагах от стены. Игрок передает мяч партнеру, стоящему сзади, рикошетом от стены (можно начертить на стене цель — круг), а сам убегает в конец колонны.
В любом из вариантов игры победитель определяется по качеству передач и быстроте действий.
«Мяч в воздухе»
Игроки двух команд строятся в два круга, занимая разные половины зала, и передают мяч друг другу двумя руками сверху по кругу в любом направлении. Каждый игрок должен быть готовым принять и точно передать мяч. Разрешается в случае необходимости передача мяча одной рукой, но запрещаются захваты мяча и двойные удары над собой. За эти нарушения, а также за неточный пас игрок покидает круг. Поскольку соревнование начинается одновременно в двух кругах, по истечении 5 мин. игра останавливается и определяется команда-победительница (сохранившая больше игроков). Отмечаются и игроки, которые хорошо владеют передачей. Хорошо подготовленные игроки могут выполнять передачи в прыжке.
«Навстречу через сетку»
Игроки двух команд располагаются во встречных колоннах — перед сеткой за линиями нападения. У первых игроков колонн по одну сторону площадки в руках по мячу. Сигнал руководителя возвещает о начале эстафеты, которая заключается в передаче мяча двумя руками сверху через сетку партнеру, стоящему во главе противоположной колонны. Игрок, сделавший передачу, бежит в конец своей колонны, а тот, кому мяч адресован, снова посылает его через сетку. Игра продолжается до тех пор, пока занимающийся, начинавший игру, опять не получит в руки мяч. Выигрывает команда, закончившая игру раньше и имеющая меньшее количество нарушений (захват мяча, падение, пропуск игрока).
«Передачи по вызову»
Команды выстраиваются в колонны перед линией старта на одной стороне площадки. В 10-12 шагах перед ними (в кругах) лежит по мячу. Игроки рассчитываются по порядку. Преподаватель вызывает любой номер, и игрок, имеющий его, устремляется к мячу. Он берет его в руки, делает длинную высокую передачу партнеру, стоящему во главе колонны, и получает от него обратный пас. Команда, игрок которой быстрее выполнил две передачи, получает 1 очко. Затем вызываются (в любой последовательности) остальные игроки команды. Победитель определяется по лучшей сумме набранных очков.
«Назад по колонне и по кругу»
Игроки стоят в параллельных колоннах в 2-3 шагах друг от друга. По сигналу первые игроки колонн делают откидку мяча партнерам, стоящим сзади, которые, в свою очередь, передают мяч таким же способом в конец колонны. Замыкающий игрок ловит мяч и бежит с ним в начало колонны, в то время как все остальные делают шаг назад.
Игроков можно расставить по кругу. Перед каждым игроком прочерчивают отметку. Игрок подбивает мяч над собой, уходя вперед к новой отметке. Игрок, стоящий сзади, перемещается вперед, также подбивая мяч над собой. Таким образом, мяч остается на месте, а игроки непрерывно движутся по кругу.
Победа в обоих описанных вариантах присуждается команде, закончившей передачи мяча раньше другой и выполнившей при этом все установленные правила.
«Эстафета парами»
Игроки двух команд, стоящих перед линией старта, распределяются по парам. В руках у игроков первой пары мяч. По сигналу оба игрока начинают продвижение вперед, делая друг другу передачи. Они должны пересечь обеими ногами линию финиша (в противоположном конце площадки) и, не переставая передавать мяч друг другу, вернуться обратно к колонне. Один из игроков накидывает мяч партнеру, стоящему впереди, и вторая пара устремляется с мячом вперед. Закончившие упражнение занимают место в конце колонны. Падения мяча на землю, как и захваты при передачах, считаются ошибками и влияют на исход игры.
«Лапта волейболистов»
Играют две команды, одна из которых подающая, а другая принимающая подачу. Расстановка игроков на площадке у обеих команд различная. Подающие игроки находятся за линией подачи, а принимающие, как обычно, в зонах.
По сигналу первый игрок подает мяч условным способом на сторону противника, а сам быстро бежит вокруг площадки (за линиями) и возвращается на свое место. Игроки противоположной команды принимают мяч и разыгрывают его между собой, стараясь сделать как можно больше точных передач за то время, пока игрок, подававший мяч, бежит по кругу. Как только игрок вернется на место подачи, розыгрыш мяча прекращается. Так игра продолжается до тех пор, пока все игроки подающей команды не выполнят перебежку. После этого подсчитывается общее количество передач мяча, которые сделала принимающая команда во время перебежек игроков подающей команды. Играющие меняются ролями, и игра повторяется. За каждую неудачно выполненную подачу (в сетку, за пределы площадки и пр.) команде противника начисляется 10 передач. Если бегущий игрок вошел на площадку, коснулся руками стенки, стойки сетки и пр., противоположной команде присуждается 5 очков. Игрокам, перебрасывающим мяч, нельзя терять мяч, пользоваться повторными передачами между одними и теми же партнерами. За нарушение этого правила у команды снимается 5 передач. Для контроля за действиями играющих к каждой команде прикрепляется судья.
«Точный пас»
Игра проводится на баскетбольной площадке. Играющие, распределившись по командам, выстраиваются перед разными щитами около линии штрафного броска. Первые номера с мячами в руках встают в 7-10 шагах справа (или слева) от команды в очерченных заранее кругах.
По сигналу начинается соревнование команд. Игрок из круга набрасывает мяч партнеру, стоящему в колонне. Тот точной передачей должен направить мяч в корзину. Затем он подбирает мяч (независимо от того, попал он в цель или нет) и бежит в круг. Игрок, набрасывавший мяч, встает в конец колонны. Игрок из круга снова набрасывает мяч головному игроку колонны, а сам направляется в ее конец. Когда все игроки выполнят упражнение, игра заканчивается. Команда — победительница получает 2 очка. 2 очка начисляются и за каждое попадание мяча в корзину. I очко команда получает, если мяч не попал в корзину, но ударился о кольцо. Победу в игре определяет наибольшая сумма очков, набранная одной из команд.
Поскольку для волейбола характерно выполнение технических приемов сразу после остановки, можно (усложняя игру) расположить колонны сбоку в 3-4 шагах от линии штрафного броска. Тогда во время набрасывания мяча игрок выбегает навстречу мячу и затем направляет его в корзину.
Игры с подачами мяча и нападающим ударом
Игры, описанные ниже призваны помочь волейболистам в соревновательной, эмоциональной форме освоить и закрепить подачу и нападающий удар. В некоторые игры включено и противодействие другой стороны, связанное, в частности, с постановкой блока.
«Бомбардиры»
Участники стоят по кругу и перебрасывают мяч друг другу (в основном верхние передачи). Совершивший ошибку при приеме мяча или пославший мяч неточно садится в центр круга. Игроки, разыгрывающие мяч по кругу, время от времени сильным ударом посылают его в сидящих. Отскочивший от игроков мяч (попавший в одного из сидящих) снова вводится в игру. Если же игрок не попал мячом в сидящих, он сам занимает место рядом с ними.
«Обстрел» продолжается до тех пор, пока один из сидящих не поймает мяч с воздуха в руки. Тогда все встают и занимают места по кругу, а в середину идет, игрок, пробивший мяч партнеру в руки.
Игра закрепляет технику передачи мяча и нападающего удара. Она содействует также воспитанию смелости, умению защититься от удара.
«По наземной мишени»
На каждой стороне площадки в районе линии нападения прочерчивают по два круга диаметром 1м. Команды располагаются с разных сторон от сетки в районе зоны подачи. У игроков одной команды в правой (или левой) руке — теннисный мяч. По сигналу два игрока от каждой команды одновременно устремляются к сетке. Игрок с мячом выпрыгивает как можно выше и акцентированным движением кисти посылает мяч в одну из наземных мишеней (кругов) на стороне противника. Игрок за сеткой, ставя блок, старается помешать ему. За попадание в любую мишень нападающий получает 2 очка. Если он обошел блок, но промахнулся, (мяч приземлился в пределах площадки), — 1 очко. Игрок, попавший в блок, задевший сетку или переступивший (при приземлении) среднюю линию, очков не получает. Защитнику начисляется 1 очко при удачном блокировании (мяч отскочил на площадку нападающего). Когда все игроки нападения по одному разу выполнят бросок по мишени (а другие выступят в роли защитников), команды меняются заданиями.
Выигрывает команда, сделавшая больше метких «выстрелов».
«Точная подача»
Перед игрой две команды строятся в шеренги на лицевых линиях волейбольной площадки, которая с обеих сторон от сетки разделена на квадраты, как показано на рисунке. В каждом квадрате — цифра, означающая число очков, начисляемое за попадание после подачи в этот квадрат.
Первый игрок одной из команд берет мяч, называет цифру и посылает мяч через сетку верхней прямой подачей (или другим, обусловленным заранее способом). Если мяч приземлился точно в указанной зоне, игрок получает соответствующее количество очков. Если мяч упал в другую зону, высчитывается из названного игроком числа 2 очка. Если мяч задел сетку или игрок, подавая, переступил за линию подачи, очки не начисляются. Игрок, выполнив подачу, встает в конец своей колонны.
Подачи производятся поочередно, то одной, то другой командой. Итоги подводятся, когда в роли подающего каждый участник игры побывает по одному или по два раза. Сумма очков определяет команду-победительницу.
«Вверх-вниз»
Играющие выстраиваются колоннами в 3-4 м от гимнастических мостиков, перед которыми кладут маты. По сигналу руководителя первый игрок с разбега напрыгивает (толчком одной или двух ног) на мостик и выпрыгивает вверх, имитируя замах и удар по мячу. Задача игрока, умело управляя телом в воздухе, приземлиться на мат без доскока (дается 2 очка). При координированном выполнении (имитации) нападающего удара, но отклонении полета игрока от вертикали и нечетком приземлении игрок приносит команде 1 очко. При неудачном выполнении упражнения очки не начисляются. Второй игрок команды выбегает вперед, когда первый номер покинет гимнастический мат и поднимет руку вверх.
«Защити свое поле»
Играющие распределяются на две команды и располагаются на одной из сторон волейбольной площадки. Противоположная сторона делится продольной линией пополам. Капитаны команд выделяют по одному блокирующему и одному разыгрывающему. Блокирующего ставят с другой стороны сетки против команды противника. По сигналу разыгрывающий набрасывает мяч и один из игроков его команды, подбежав к сетке, старается сильным ударом пробить или обвести блок. Если это ему удалось, нападающий приносит своей команде 2 очка. При приземлении мяча за сеткой в соседнем прямоугольнике (А), являющимся частью поля, нападающему начисляется 1 очко, так же как и в том случае, если мяч попал в любой участок за сеткой от рук поставившего блок. Очки может набрать и блокирующий: 2 очка даются за правильный блок (мяч отлетел обратно на поле нападающего) и 1 очко, если мяч после блока улетел в аут.
Новые игроки выходят к сетке по свистку после очередного розыгрыша мяча. Каждый игрок должен побывать в трех ролях: совершить нападающий удар, дать пас на удар и поставить блок противнику. Игрок, закончивший эти «операции», встает в конец своей колонны.
Победитель определяется по сумме набранных очков. За игрой следят два судьи.
Игры для тренировки приема мяча
Прием мяча после подачи и нападающих ударов также можно отрабатывать и закреплять наряду со специальными упражнениями с помощью подвижных игр, некоторые из которых приведены ниже Помимо
infourok.ru
Подвижные игры для волейболистов
Разработка подвижных игр для тренировочного занятия волейболистов
Разработано:
Учителем физической культуры
Поздняковой Светланы Сергеевны
Прыгучесть.
«Удочка». Для игры требуется верёвка длиной 2-3 м. К одному концу её прикрепляется малый груз. Играющие становятся по кругу. Водящий, находящийся в центре круга, берёт веревку за свободный конец и по сигналу учителя начинает вращать веревку с грузом низко над землей. Играющие подпрыгивают, чтобы веревка не задела ноги. Кого веревка заденет, тот выбывает из игры.
«Чехарда». Играющие становятся друг за другом по прямой линии в 5 – 6 шагах друг от друга. Все кроме стоящего с сзади, выставляют в перед ногу, сгибают её и, опираясь на неё руками, наклоняют туловище и голову. Задний игрок, разбежавшись, подпрыгивает, отталкивается руками от спины стоящего впереди игрока и, разведя ноги в стороны, перепрыгивает через него, бежит дальше, перепрыгивает через второго, третьего и т.д. Затем он выбегает вперёд на 5-6 шагов и остановится, как и все играющие. Затем начинает перепрыгивает через всех следующий, стоящий сзади, и т.д.
«Зайцы в огороде». На площадке чертят два круга, один в другом. В нём стоит «сторож». «Зайцы» находятся в промежутке окружностями. Они прыгают на обеих ногах то в огород, то из огорода. Сторож по сигналу учителя повит зайцев, оставшихся в огороде догоняя их только в
пределах большого круга. Зайцы не могут выпрыгивать за пределы большого круга. Когда будут пойманы 2 – 3 зайца , выбирают нового сторожа.
«Прыжки по кочкам». На земле чертят 10 – 12 кругов («кочки») диаметром 40 см на расстоянии 60 – 70 см один от другого. Играющие перепрыгивают с кочки на кочку, стараясь не попасть в «болото». Побеждает тот, кто без нарушений преодолел установленное расстояние, не заступив за кочки.
«Гонка паровозов». Играющие распределятся на две или более команды с равным числом участников. Команды строятся в колонны по одному, причём каждый игрок держится за поясницу стоящего впереди. По сигналу учителя участники в командах передвигаются подскоками до заранее установленного места и возвращаются обратно. Выигрывает команда, закончившая передвижение первой, но при условии, что все игроки прыгали, а не бежали.
«Эстафета с прыжками ». Игроки строятся в несколько колонн по одному – команд с равным числом участников. Передние игроки стоят на одной линии. По сигналу педагога первый номер каждой команды выполняет прыжок в длину с места и отмечает на земле место приземления пяток. Следующий игрок становиться у линии приземления первого игрока, касаясь её носками, и также прыгает, за ним третий и т.д. Выигрывает команда, игроки которой таким образом преодолеют расстояние.
«Прыжки через препятствия». Между лицевыми линиями волейбольной площадки параллельно им 8 гимнастических скамеек на расстоянии 1 м одна от другой. Из-за лицевой линии занимающиеся по сигналу педагога начинают прыжками, отталкиваясь обеими ногами, продвигаться вперёд. По пути перепрыгивают через скамейки и заканчивают передвижение за противоположной лицевой линией. Побеждает тот , кто первым закончил упражнение. Бежать и напрыгивать на скамейки не разрешается.
Быстрота реакции.
«Совушка». В углу волейбольной площадки вычерчивают кружок – «гнездо», в котором по указанию учителя становиться один из играющих – «совушка». Остальные игроки разбегаются по площадке. По сигналу (слову) педагога «День!» они начинают бегать по площадке, а по сигналу «Ночь!» мгновенно замирает в той позе, в которой оказались в данный момент. «Совушка» вылетает из гнезда и следит за играющими. Если кто-нибудь пошевелится, совушка берёт этого игрока к себе в гнездо. По сигналу «День!» совушка улетает в своё гнездо, а игроки возобновляют передвижение по площадке. Игроки, которые попались совушке, пропускают одну очередь, а затем снова включаются в игру.
«Море волнуется». Все игроки за исключением водящего, становятся в круг лицом внутрь на расстоянии шага друг от друга. Каждый играющий отмечает крестиком место, где он стоит. Водящий ходит между участниками стоящими на своих местах, и приговаривает: «Море спокойно». Кому он скажет эту фразу тот идет за ним взяв за руку впереди стоящего. Таким образом за водящим образуется цепочка занимающихся. В результате все игроки оказываются в этой цепочке, передвигаясь шагом или бегом по площадке. После фразы водящего «Море волнуется»(или по свистку учителя) играющие расцепляют руки и бегут, стараясь занять какое либо место, примеченное крестиком. Водящий тоже занимает одно из мест. Тот, кто остался без места становится водящим.
«Слушай сигнал». Занимающиеся идут в колонне по одному. Педагог внезапно подает сигнал (хлопок в ладоши или свисток), по которому играющие должны моментально остановиться. Если учитель дал подрят два сигнала, то играющие продолжают идти вперёд, если три сигнала – игроки бегут в колонне по одному и т.д. Тот, кто ошибется, пристраивается в конец колонны.
«Третий лишний». Занимающиеся становятся в круг парами, друг за другом, лицом к центру. Двое водящих бегают драг за другом, причем один убегает, а другой догоняет. Убегающий может спастись от догоняющего, встав впереди любой пары. Тогда догоняющий может осалить того, кто оказался «лишним», то есть игрока, стоящего позади данной пары – третьего. Игрок, оказавшимся третьим должен быстро отбежать от своей пары и встать впереди другой – иначе он будет осален и станет водящим. Бегать через круг не разрешается.
«Группа, смирно!». Играющие строятся в шеренгу. Педагог быстро дает команду за другой, произнося их то с добавлением слова « группа», то без него. По условию занимающиеся должны выполнять лишь те команды, которые произнесены с добавочным словом. Тот, кто ошибется, выбывает из игры.
«Выбей мяч!». Занимающиеся распределяющиеся на две команды и строятся в две шеренги лицом друг к другу. Между шеренгами проводятся линия. Игроки первой команды каждый по три раза произвольно выставляют вперед руки с мячом за линию и убирают их, но так быстро, чтобы игроки второй команды не успели выбить мяч. Затем команды меняются ролями. За выбитый мяч команде засчитывают 1 очко. Побеждает команда, набравшая больше очков.
«Вызов». У боковых линий волейбольной площадки строятся две команды с равным числом участников. Игроки первой команды выходят к противоположной линии, у которой стоят игроки второй команды, вытянув вперед ладонями вверх, трижды дотрагиваются до ладоней партнеров и после этого убегают за свою линию. Тот, кого коснулись третий раз, считается вызванным и стремиться догнать убегающего. Затем команды меняются ролями. Побеждает команда, игроки которой быстрее реагировали на третье касание и успели осалить большее количество соперников.
Быстрота.
«Передача мячей». Играющие становятся по кругу. Двумя игроками ( первым номерам), стоящим по кругу один напротив другого, дают по волейбольному мячу. Игроки по сигналу стараются быстрее передать мяч рядом стоящим игрокам, что – бы определить один другого в гонке мячей.
«Мяч среднему». Играющие распределяются на равные команды, которые образуют три – четыре круга стоит водящий, он поочередно бросает мяч своим игрокам. Получив мяч от последнего, водящий поднимает мяч вверх. Команда, допустившая меньше падений мяча на землю, выигрывает.
«Обгони мяч». Занимающиеся стоят по кругу на расстоянии вытянутых рук. За круг выходит водящий и стоит на одном месте. Соседний с водящим игрок получает волейбольный мяч, а затем игроки передают мяч по кругу ( влево и вправо). Когда мяч минует 6 – 8 человек, передача приостанавливается и игроки говорят: «Раз, два, три – беги!». Водящий бежит с внешней стороны круга за мячом до своего места, а игроки тем временем продолжают передавать мяч по кругу до места водящего. Водящий выигрывает в том случае, если он успеет добежать до своего места, опередив передачу мяча.
«Мельница». У каждого занимающего скакалка. По сигналу ребята стремятся выполнить прыжки со скакалкой с максимальной частотой. Игра длится 1 мин. Побеждает тот, кто большее количество раз осуществил вращение скакалки. Счёт ведут сами занимающиеся.
«Толчки мяча». Занимающиеся в парах располагаются 3 м друг от друга в положении сидя в упоре сзади. У каждой пары по набивному мячу. По сигналу партнеры перекатывают мяч друг другу, толкая его ногами. Игра длится 2 мин. Побеждает та пара, участники которой чаще толкали мяч.
«Передал — садись». Занимающиеся строятся в колонны по одному с равным количеством играющих (команды). Водящие с мячом находятся в 4 м от колонн. По сигналу водящие бросают мяч первому игроку колонны, тот ловит его и быстро возвращает водящему, а затем принимает упор присев. Водящий передает мяч второму игроку и т.д. Побеждает команда, быстрее выполнившая задание.
«Стрелки». Играют две команды: « стрелки » и « бегуны». Стрелки, распределившись поровну, располагаются у боковых линий площадки. Вдоль площадки, посередине её, проводится линия – путь бегунов. По сигналу учителя один из бегунов бежит по этой линии на другой конец площадки, а стрелки бросают в него с двух сторон по волейбольному мячу. Если им удается попасть в бегущего, то команда стрелков выигрывает 1 очко. Потом бежит следующий игрок и т.д. Затем игроки меняются ролями. Выигрывает команда, набравшая больше очков.
«Мяч с четырех сторон». Чертится квадрат со сторонами 6 — 10 м.
В середине квадрата обозначается круг диаметром 2 – 3 м. Игроки образуют четыре команды, располагающиеся по сторонам квадрата. По одному игроку из каждой команды с мячом стоят в руке против шеренге своих игроков. По сигналу педагога они бросают мяч первому номеру своей команды; получив мяч обратно, направляю следующему и т.д. Последний, получив мяч, бежит с ним в круг, а стоящий в круге становится справа в своей шеренге. Остальные игроки продвигаются на одно место и так до тех пор, пока игрок, первым стоявший в круге, снова не окажется в нем. Выигрывает команда, все игроки которой быстрее побывали в круге.
infourok.ru
ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ С ЭЛЕМЕНТАМИ ВОЛЕЙБОЛА.
1. Игровое задание «Художник».Передачами мяча сверху обозначить на стене какую-либо геометрическую фигуру, букву или цифру.
2. «Мяч над головой».Занимающиеся разбиваются на команды с равным числом игроков. Время игры (обычно 1—1,5 мин) объявляется заранее. Одновременно могут играть две и более команды. При нехватке волейбольных мячей команды вступают в игру по очереди. Игроки каждой команды произвольно располагаются на отведённой им части площадки. Одна команда отделяется от другой меловой линией или линиями имеющейся разметки. Каждый участник получает волейбольный мяч. От команды выделяется один человек, который контролирует игру команды-соперницы. По сигналу все играющие начинают выполнять верхнюю передачу над собой. Игрок, уронивший мяч или поймавший его, выбывает из игры и садится на скамейку. Побеждает команда, у которой после сигнала об окончании игры на площадке осталось больше игроков. Игру повторяют 2—3 раза.
3. «Обстрел чужого поля».На боковых линиях волейбольной площадки обозначают два круга диаметром 2 м один напротив другого. По очереди игроки заходят в круг и выполняют передачу мяча сверху двумя руками, стараясь попасть в противоположный круг. Если мяч не попадает в цель, игрок
получает штрафное очко. Побеждает игрок, набравший наименьшее количество штрафных очков.
4. «Не урони мяч».Игроки делятся на пары и располагаются на расстоянии 4 м друг от друга. У каждой пары —волейбольный мяч. По сигналу начинают встречную произвольную передачу мяча в парах. Пара, поймавшая или уронившая мяч, садится на скамейку. Последняя пара, оставшаяся на площадке, объявляется победителем. Игру можно проводить по командам, сформировав их из определённого количества пар.
5. «Передачи в движении».Игроки в парах на расстоянии 4 м друг от друга из-за лицевой линии начинают передачи мяча двумя руками сверху (снизу) в движении, перемещаясь боком к противоположной линии и обратно. Побеждает та пара, которая допустила меньше потерь мяча.
6. «Свеча».В игре принимают участие две и более команды с равным числом игроков. На полу мелом обозначают круг или кладут гимнастический обруч. Команды располагаются в колонны по одному. По сигналу первые игроки ко-
манд забегают в круг, выполняют передачу над собой и выбегают из круга, а их места занимают вторые номера и т. д. Побеждает команда, сделавшая больше передач за определённое время.
Диагностика результативности образовательного процесса
В целях объективного определения уровня подготовки обучающихся спортсменов и своевременного выявления пробелов в их подготовке целесообразно регулярно проводить комплексное тестирование юных спортсменов.
Два раза в год (октябрь и май) в учебно-тренировочных группах проводится контрольные испытания по общей и специальной физической и технической подготовке. Оценка физического развития производится на общепринятой методике биометрических измерений. Уровень подготовленности обучающихся выражается в количественно-качественных показателях по технической, тактической, физической, теоретической подготовленности.
Диагностика результатов проводится в виде тестов и контрольных упражнений. С этой целью используются варианты тестов и контрольных упражнений, разработанные ведущими отечественными специалистами. Примерные варианты тестов и упражнений приведены в приложении.
Одним из методов контроля эффективности занятий в секции является участие учеников учебных, контрольных и календарных играх. Контрольные игры проводятся регулярно в учебных целях. Календарные игры проводятся согласно плану игр районного и республиканского уровня.
Для определения уровня физической подготовленности занимающихся учитывается результаты испытаний на прыгучесть, быстроту перемещения, ведения мяча, а также подтягивание из виса. Для определения уровня технической подготовленности используется упражнения на точность попадания мячом в кольцо, подачах, ведения мяча.
Большое значение имеет текущий контроль, в котором основное место занимает наблюдение за тем, как происходит овладение техническими и тактическими приемами, как обучающиеся применяют их в игре
VI. | Перечень информационного обеспечения |
6.1. | Список литературы |
6.2. | Перечень Интернет-ресурсов |
6.1. | Список литературы |
1. Журнал «Физкультура в школе» №7,8,9. 2003.
2. Журнал «Физкультура в школе» №3. 2006.
3. Журнал «Физкультура в школе» №5,8,11.2007.
4. Лях В. И., Зданевич А.А. Комплексная программа физического воспитания. Москва. «Просвещение» 2010.
5. Колодницкий Г.А., Кузнецов В.С., Маслов М.В. Внеурочная деятельность учащихся. Волейбол. Москва. «Просвещение» 2012.
6. Теория и методика физического воспитания: Учебник для институтов физической культуры. Под общей редакцией Л.П. Матвеева, А.Д. Новикова. — 2-е изд., испр. и доп. — М., 1976.
7. Теория и методика физического воспитания. Под редакцией Т. Ю. Круцевич. – К.: Олимпийская литература, 2003.
8. Теория и методика физической культуры /Под ред., Ю.Ф. Курамшина, В.И. Попова. – СПб.: СПбГАФК им. П.Ф.Лесгафта, — 1999.
9. Спортивная медицина: справочное издание. – М.,1999.
10. Управление методической деятельностью спортивной школы: науч.-метод.пособие / Н.Н.Никитушкина, И.А.Водянникова. – М.: Советский спорт, 2012.
11. Филин В.П. Теория и методика юношеского спорта. – М., 1987.
12. Фурманов А. Г. «Волейбол на лужайке, в парке, во дворе» — Изд. 2-е, испр., доп., М., 2009.
«Физкультура и спорт», 1982г.
13. Эйнгорн А. Н. 500 упражнений для волейболистов. Москва. «Физкультура и спорт» 2007.
6.2. Перечень Интернет-ресурсов, необходимых для использования в процессе подготовки:
Министерство спорта РФ | www.minsport.gov.ru |
Министерство образования и науки РФ | http://минобрнауки.рф/ |
Российская федерация волейбола | http://www.volley.ru |
infopedia.su