Автомобилист волейбол – Официальный сайт ВК Автомобилист

Содержание

Автомобилист — Федерация волейбола Санкт-Петербурга

«Автомобилист» — самый титулованный клуб Ленинграда/Санкт-Петербурга в игровых видах спорта, один из старейших волейбольных клубов России. Свою историю клуб ведёт с 1935 года, когда по инициативе Анатолия Николаевича Дмитриева в ленинградском отделении общества «Спартак» была создана волейбольная команда. До 1970 года – «Спартак», до 2000 года – «Автомобилист», до 2005 года – «Балтика», до 2008 года «Спартак».

Цвета волейбольного «Автомобилиста» — сине-бело-красные.

Домашняя арена — Академия Волейбола имени В.А. Платонова.

Достижения:

Пятикратный чемпион страны (СССР — 1938, 1939, 1957, Россия — 1992, 1993).

Многократный серебряный призер чемпионатов страны (СССР — 1940, 1976-1982, 1990).

Многократный бронзовый призер чемпионатов страны (СССР — 1958, 1972-1975, 1985, 1987-1989, Россия — 1995).

Обладатель Кубка СССР (1983, 1989).

Обладатель Кубка обладателей кубков европейских стран (1982, 1983).

Обладатель Кубка Европейской конфедерации волейбола (1988, 1989).

 ***

Ленинградский «Спартак» с момента основания в 1935 году стал одной из сильнейших команд страны. Своими первыми успехами «Спартак» обязан Анатолию Николаевичу Дмитриеву (1903-2000), который возглавил в 1932 году городскую секцию волейбола. Вначале Дмитриев инициировал переезд в Ленинград сильнейших игроков страны, включая харьковчанина Алексея Барышникова. А когда в СССР создавались спортивные общества, а впоследствии — клубы, Дмитриев выступил одним из главных инициаторов создания в ленинградском отделении общества «Спартак» волейбольной команды.

Летом 1935 года состоялось первое первенство ЦС «Спартак» по волейболу. Тогда это были соревнования самого высокого ранга. Наряду со спартаковскими коллективами Москвы и Ленинграда в них выступали команды Харькова и Днепропетровска, считавшиеся в то время одними из сильнейших в стране. Ленинградские волейболисты выступили успешно, проиграв всего одну партию.

В 1937 году впервые был проведен матч мужских волейбольных команд трех городов — Ленинграда, Киева и Днепропетровска. Ленинград представляла команда спартаковцев, ставшая победителем этого турнира. Свою высокую репутацию ленинградские спартаковцы подтвердили и в розыгрыше первого среди клубных команд чемпионата СССР, проходившего в 1938 году. Серьезную конкуренцию им составили московские одноклубники. Как писал Григорий Берлянд, «победители показали слаженную и осмысленную игру». Цвета ленинградского «Спартака» тогда защищали П.Арешев, A.Барышников, М.Балазовский, И.Филановский, А.Щербин, А.Эйнгорн, В.Сударевский, В.Якшевич.

На следующий год борьбу за первенство повели московские и ленинградские спартаковцы. Их поединок проходил в острой, увлекательной борьбе. И так затянулся, что судьи из-за темноты вынуждены были прервать его, ну а на следующий день верх взяли более опытные ленинградцы, выступавшие в том же составе, что и год назад.

Под знаком соперничества двух спартаковских команд проходил и чемпионат страны 1940 года, последний предвоенный чемпионат по волейболу. Сильнейшими на сей раз оказались москвичи, преподнесшие соперникам несколько тактических новинок. Готовил спортсменов Белокаменной к состязаниям Григорий Берлянд.

С точки зрения тактики довоенный «Спартак» отличали гармоничное сочетание мощного нападения, четкого, отработанного блока, цепкой защиты, умелых вторых передач, агрессивной подачи. Эффективно использовались нападающие удары «со столба». Разнообразная тактика «Спартака» строилась в зависимости от конкретных действий соперников. Одним из слагаемых успеха команды была коллективная игра.

В послевоенных чемпионатах «Спартак» не поднимался на пьедестал почета. Он не смог даже собраться в сильнейшем составе — остались только два волейболиста, получившие золотые медали. Тем не менее, когда сборная СССР в 1949 году стала первым чемпионом планеты, радость за ее успех в полной мере разделили и болельщики ленинградского «Спартака». Ведь под ее флагом играл Анатолий Эйнгорн.

Связь времен, прерванная Великой отечественной войной, восстановилась в «Спартаке» только когда один из сильнейших защитников отечественного волейбола, чемпион 1938 и 1939 годов Алексей Барышников вернулся в родной клуб со службы в Вооруженных силах СССР.

В 1956 году Барышников сделал мужскую сборную Ленинграда третьей на I Спартакиаде народов СССР (этот результат пошел в зачет чемпионата страны). В том же году было учреждено звание «Заслуженный тренер СССР». Алексей Барышникову среди волейболистов оно было присвоено в числе первых.

Подготовив отличный плацдарм, Барышников выиграл золотые медали в 1957-м с ленинградским «Спартаком». По свидетельству Григория Берлянда, «сильная команда родилась в Ленинграде. Новое поколение ленинградских спартаковцев Т.Томсон, Ю.Арашидзе, Г.Гайковой, М.Шаблыгин, А.Таль, В.Хорин, А.Цимлов, Ю.Худяков, В.Андреев и В.Габсевский под руководством опытного тренера А.Барышникова продолжило традиции спартаковской школы, заложенные в довоенные годы. В 1957 году ленинградцы стали вновь, после 18-летнего перерыва, чемпионами страны».

В 1958 году «Спартак», сохранивший костяк и пополнившийся В. Попченковым, В. Савченко, В. Тогатовым и Ю. Соколовым, выиграл бронзовые медали.

В 1959 «Спартак» составил основу команды Ленинграда, занявшей первое место на II Спартакиаде народов СССР (этот результат также пошел в зачет чемпионата страны). Главный тренер Николай Михеев, помогавший в 1956 году Барышникову тренировать сборную Ленинграда, собрал на площадке В. Андреева, Ю. Арошидзе, В. Артамонова, В. Астафьева, Г. Гайкового, В. Перцева, Ю.Сотского, Ю. Худякова, А. Цымлова, М. Шаблыгина. В той же сборной Ленинграда, выступавшей под флагом РСФСР, выиграл золотые медали и Вячеслав Алексеевич Платонов.

В дальнейшем, вплоть до конца 60-х, «Спартак» не показывал высоких результатов. По итогам 1962 года 24 мужские команды разделили на две группы. Ленинградцы, финишировавшие на 14 месте, оказались во второй группе чемпионата СССР.

Следующий чемпионат страны состоялся в 1965 году (в 1963 году его заменили очередной Спартакиадой народов СССР, а в 1964-м не проводили) стал знаменательным для «Спартака». В команду из ленинградского СКА пришел играть Вячеслав Платонов. А два года спустя, в 1967 году, Платонову пришлось возглавить красно-белых.

По итогам сезонов 1967/68 и 1968/69 «Спартак» с Платоновым занимал второе место во втором дивизионе (он назывался второй группой чемпионата СССР). В 1969 году этот результат дал право ленинградской команде вернуться в высшую лигу отечественного волейбола. Успех принесли капитан команды А. Федотов, А. Сапрыкин, А. Визжачев, В. Воронов, А. Хохлов, В. Ребров, Г. Скорбинин.

Но в элиту возвратился уже не «Спартак». Название команды сменилось на «Автомобилист». Для нее начиналась новая жизнь.

Успех пришел не сразу. Как вспоминает Григорий Берлянд, «вернув команду в высшую лигу, Платонов было решил, что, как играющий тренер, сделал свое дело, и сел на скамейку. Но так вышло, что его подопечные стали проигрывать в высшей лиге матч за матчем. И однажды к нему пришли ребята и сказали: давай раздевайся, Алексеич, а то мы улетим обратно в первую лигу. Что было делать тренеру? Пришлось отыграть до конца сезона. Тот сезон ленинградцы закончили шестыми.

На следующий год Платонов окончательно сел на скамейку, а его команда в чемпионате страны заняла уже 4-е место. Свой номер в команде и свои функции на площадке он передал одаренному волейболисту Славе Зайцеву, из которого впоследствии вырос мастер экстра-класса».

Уже в 1971 году нападающий «Автомобилиста» Александр Сапрыкин вызывается в сборную СССР. А в следующем, 1972 году Вячеслав Платонов открывает летопись своих достижений. Начиная с 1972 по 1989 год, когда Вячеслав Алексеевич покинул Ленинград, лишь дважды — в 1984 и в 1986 году – «Автомобилист» ничего не завоевывал в Советском Союзе или за его пределами (как раз в этот период у Платонова возникли первые серьезные проблемы со здоровьем).

В 1976 и 1977 годах старшим тренером команды был ее воспитанник и многолетний капитан А. Ф. Федотов. Вячеслав Платонов в это время работал в Кувейте, тренировал клуб «Кадиссия» и сделал ее двукратным чемпионом Кувейта. В 1978 году Платонов вернулся в «Автомобилист».

В сборную СССР от «Автомобилиста» регулярно входили В.Дорохов, А.Ермилов, В.Зайцев, Ю.Кузнецов, С.Грибов, А.Дилленбург, О.Смугилев, В.Сидельников, Ю.Чередник. Вячеслав Зайцев по сей день считается лучшим пасующим всех времен и народов мирового волейбола.

Ряд игроков клуба — В.Зайцев, В.Дорохов, А.Ермилов — завоевали в 1980 году высокие титулы чемпионов Олимпийских игр, мира и Европы. Чемпионами мира 1982 года стали С.Грибов и О.Смугилев.

Кроме воспитания выдающихся игроков и завоевания ряда трофеев, «Автомобилист» сказал новое слово и в тактике игры. Платонов разработал и внедрил на площадке такие новинки, как атака вторым темпом, блокирование «уступом», группировка при подаче соперника игроков зон 4,3 и 5 в зоне 4 для более гибкого и широкого использования выхода к сетке из зоны 5 связующего игрока.

Команда «Автомобилист» не просто располагала высокорослыми динамичными игроками. Благодаря высокой технико-тактической подготовке и отличной выучке она одной из первых в СССР начала демонстрировать «умный» комбинационный волейбол, близкий по содержанию к современной игре.

В 1989 году Платонов уезжает работать в Финляндию, главным тренером автомобилистов становится его многолетний напарник Зиновий Ефимович Чёрный. Им был создан первый в СССР хозрасчётный клуб — волейбольный центр «Автомобилист». Под руководством Чёрного команда дважды, в 1992 и 1993 годах, становится чемпионом России. 20 декабря 1994 года сердце талантливого тренера остановилось в зале одинцовской «Искры» через несколько минут после завершения игры с «Самотлором».

На тренерский мостик клуба возвращается Вячеслав Платонов. «Автомобилист», как и многие другие российские клубы, переживает отъезд ведущих волейболистов за рубеж и непростое финансовое положение. Команда из Санкт-Петербурга после 1995 года не показывала высоких результатов, а по итогам чемпионата России-1997/98 даже покинула на год сильнейший дивизион, суперлигу. В этих условиях Вячеслав Платонов был вынужден сделать ставку на молодых игроков, работать на перспективу. В тяжёлом для команды 1998 году в основном составе «Автомобилиста» впервые вышел на площадку 17-летний Семён Полтавский, переехавший в Петербург из Одессы вместе со своим братом Владимиром и Максимом Проскурнёй.

Летом 2002 года, когда команда, уже называвшаяся к тому времени «Балтикой», лишилась своих лидеров (Максим Проскурня перешёл в «Динамо», а Семён Полтавский — в итальянскую «Монтикьяри»), стало совсем тяжело. «Балтика» завершила чемпионат на 10-м месте. А в 2005-м, когда пивоваренная компания «Балтика» из-за запрета рекламы пива отказалась от финансирования клуба, команда, снова ставшая «Спартаком», выбыла из Суперлиги. В ночь на 26 декабря 2005 года умер Вячеслав Алексеевич Платонов. Незадолго до смерти Платонова в Санкт-Петербурге открылась его Волейбольная академия.

В сезоне-2005/06 «Спартак» занял последнее место в высшей лиге «А» и «транзитом» проследовал в третий эшелон российского чемпионата. Первенство команд высшей лиги «Б»-2006/07 «Спартак» под руководством Андрея Владимировича Толочко завершил на 5-м, а следующее — на 7-м месте в зоне Европы.

Осенью 2008 года «Спартак» вновь был переименован в «Автомобилист», команда усилилась тремя опытными игроками — Алексеем Кадочкиным из «Урала», Евгением Быхаловым («Югра-Самотлор») и Виталием Сальным (ГУВД-«Динамо»). Под руководством нового наставника, заслуженного тренера Украины Сергея Владимировича Побережченко, «Автомобилист» уверенно победил в зоне Европы высшей лиги «Б» и первенствовал в финальном турнире, завоевав тем самым путёвку в высшую лигу «А».

В межсезонье из команды ушли трое «новичков» (Быхалов, Кадочкин, Сальный), доигровщик Игорь Елисеев стал игроком команды «Динамо-ЛО» (Сосновый Бор).

Пришли в «Автомобилист» центральные блокирующие Дмитрий Дик («Зоркий») и Сергей Червяков («Югра-Самотлор»), связующий Игорь Костянников («Университет»), доигровщики Дмитрий Макаренко («Зоркий») и Дмитрий Бакулин (ГУВД-«Динамо»).

Сергей Побережченко перешёл на работу в клуб украинской суперлиги «Будивельник-Буковина» (Черновцы). Главным тренером «Автомобилиста» вновь стал Андрей Толочко.

В сезоне-2009/10 петербургский коллектив стал одним из открытий высшей лиги «А», заняв 4-е место; а в чемпионате-2010/11 досрочно финишировал на втором месте, завоевав право на возвращение в Суперлигу, причём добиться этого достижения команде удалось вопреки нестабильному финансовому положению, без привлечения группы опытных игроков, а за счёт сыгранности состава, основу которого составляли собственные воспитанники клуба.

Летом 2011 года из команды ушли 7 волейболистов, трое из них усилили клубы Суперлиги: диагональный Денис Земчёнок и либеро Артём Зеленков стали игроками краснодарского «Динамо», а доигровщик Дмитрий Леонтьев перебрался в «Газпром-Югру». Из-за финансовых проблем только менее чем за месяц до старта чемпионата России-2011/12 руководство «Автомобилиста» подтвердило, что команда примет в нём участие.

По итогам сезона-2011/12 команда, одержавшая в чемпионате лишь 4 победы при 22 поражениях, не смогла сохранить прописку в Суперлиге. В межсезонье главный тренер Андрей Толочко был приглашён в «Газпром-Югру», вместе с ним в Сургут переехали связующий Сергей Шульга, диагональный Владимир Пархута и либеро Виктор Белов. 14 сентября 2012 года «Автомобилист» решением Исполкома Всероссийской федерации волейбола был переведён в высшую лигу «Б». Перед стартом в третьем эшелоне российского чемпионата команду возглавила известная по работе в системе «Ярославича» и казанского «Зенита» заслуженный тренер России Татьяна Васильевна Образцова. С прошлого года в составе остались Александр Хайбулов и Антон Васильев, под знамёна «Автомобилиста» в новом сезоне была призвана группа 17-летних учащихся интерната олимпийского резерва.

Перед началом сезона-2013/14 президентом клуба стал Борис Коптин, известный по работе в комитете по внешним связям Санкт-Петербурга, а прежний многолетний руководитель «Автомобилиста» Владимир Самсонов занял должность вице-президента. На пост главного тренера команды вернулся Андрей Толочко, её состав усилили опытные волейболисты, среди которых мастера спорта Владимир Сухарев, Алексей Люстровой, чемпион России 1999 года Сергей Самсонов и воспитанник петербургского клуба Андрей Нырцов. «Автомобилист» занял 3-е место на предварительном групповом этапе, 2-е — в полуфинале зоны «Запад», 3-е в финале высшей лиги «Б» и стал участником переходного турнира в «Волей Граде», по итогам которого вместе с челябинским «Торпедо» завоевал путёвку в высшую лигу «А». По окончании сезона Толочко перешёл в тренерский штаб «Ленинградки», а наставником «Автомобилиста» стал его прежний помощник Евгений Лебедев.

В сезоне-2014/15 петербуржцы заняли 9-е место в первенстве высшей лиги «А». В сентябре 2015 года диагональный «Автомобилиста» Сергей Пирайнен в составе молодёжной сборной России завоевал золотую медаль на чемпионате мира в Мексике. По ходу сезона-2015/16 «Автомобилист» стал испытывать серьезные материальные трудности и по финансовым причинам не смог поехать на матчи 12-го тура чемпионата России Высшей лиги «А» в Георгиевск, где должен был сыграть с местной командой «Газовик-Ставрополь». Это второй случай, когда петербуржская команда не смогла прибыть на выездные матчи. За невыезд в Грозный на игры 8 тура 19 и 20 декабря «Автомобилист» уже был оштрафован и лишился двух очков.

В соответствии с п.15.4 «Регламента ВФВ» за нарушение «Регламента ВФВ» и «Положения о чемпионате России» (пропуск четырех матчей чемпионата России среди мужских команд высшей лиги «А») решением Исполкома Всероссийской федерации волейбола от 29 января 2016 года команда была отстранена от дальнейшего участия в чемпионате России 2016 г.

 

Аннулированы все результаты, показанные командой «Автомобилист» в чемпионате России 2016 г.   До выплаты штрафных санкций запрещены переходы игроков из клуба «Автомобилист».

Выдержка из сообщения пресс-службы ВК «Автомобилист»:

Как известно «Автомобилист» имел лишь один источник финансирования – из бюджета города. Благодаря помощи Администрации Санкт-Петербурга команда все последние годы играла в чемпионате страны, однажды добившись права играть в элите российского волейбола. Но, к сожалению, одного бюджетного финансирования в нынешних экономических условиях недостаточно. И тем более добиваться приемлемого результата. В это сезон команда вступила практически одними своими воспитанниками, пригласив всего одного игрока. Больше половины состава – это игроки 18-20 лет, которые очень перспективные, но пока не имеют должного опыта. В результате после первого круга команда прочно осела на последней строчке турнирной таблицы.

На протяжении почти десяти последних лет руководство клуба прилагало максимум усилий, чтобы сохранить волейбольную команду в городе Санкт-Петербурге. Причем, команду, которая до сих пор является самой титулованной в городе и имеет славное прошлое. Все усилия по привлечению внебюджетных средств ни к чему не привели. К сожалению, петербуржский бизнес пока не рвется вкладывать деньги в спорт.

Официальный сайт: http://www.vcavtomobilist.ru/

fvspb.ru

Автомобилист (волейбольный клуб) — это… Что такое Автомобилист (волейбольный клуб)?

Автомобилист (волейбольный клуб)

«Автомобилист»
Основан1935
ЗалАкадемия волейбола Вячеслава Платонова
Вместимость1 500 зрителей
Президент Владимир Васильевич Самсонов
Тренер Андрей Владимирович Толочко
Капитан Александр Мжельский
СоревнованиеВысшая лига А
Высшая лига Б (2008/2009)1-е место

«Автомобилист» — российский мужской волейбольный клуб из Санкт-Петербурга. Основан в 1935 году. Самый титулованный клуб Санкт-Петербурга по игровым видам спорта.

Визитная карточка

Прежние названия команды

«Спартак» (до 1969 и в 2005—2008)
«Автомобилист» (1970—2000, с сентября 2008)
«Балтика» (2001—2004)

Клубные цвета

БелыйСинийКрасный

Достижения

Чемпион СССР: 1938, 1939, 1957
Чемпион России: 1992, 1993
Серебряный призёр чемпионата СССР: 1940, 1976, 1977, 1978, 1979, 1980, 1981, 1982, 1990
Бронзовый призёр чемпионата СССР: 1958, 1972, 1973, 1974, 1975, 1985, 1987, 1988, 1989
Бронзовый призёр чемпионата России: 1995
Обладатель Кубка СССР: 1983, 1989
Финалист Кубка России: 1995
Обладатель Кубка обладателей Кубков европейских стран: 1982, 1983; финалист: 1981
Обладатель Кубка Европейской конфедерации волейбола: 1988, 1989; финалист: 1990

Известные игроки

Юрий Арошидзе
Алексей Барышников
Александр Визжачёв
Владимир Воронов
Геннадий Гайковой
Сергей Грибов
Альберт Дилленбург

Владимир Дорохов
Александр Ермилов
Вячеслав Зайцев
Юрий Кузнецов
Вячеслав Платонов
Семён Полтавский
Владимир Самсонов

Александр Сапрыкин
Виктор Сидельников
Олег Согрин
Юрий Чередник
Руслан Чигрин
Олег Шатунов
Анатолий Эйнгорн

История

Довоенный период

Свою историю клуб ведёт с 1935 года, когда по инициативе Анатолия Николаевича Дмитриева в ленинградском отделении общества «Спартак» была создана волейбольная команда. Летом 1935 года она наряду со спартаковскими коллективами Москвы, Харькова и Днепропетровска приняла участие в первом первенстве Центрального совета «Спартак» по волейболу, и проиграв всего одну партию, стала его победителем. В 1935—1936 годах волейболисты «Спартака» в составе сборной Ленинграда завоёвывали серебряные медали Всесоюзных волейбольных праздников, а в 1937-м стали победителями турнира между командами Ленинграда, Киева и Днепропетровска.

30 августа 1938 года завершился пятый и первый среди клубных команд чемпионат СССР. Пётр Арешев, Михаил Балазовский, Aлексей Барышников, Илья Филановский, Александр Щербин, Анатолий Эйнгорн, Виктор Яшкевич под руководством Анатолия Дмитриева (а по другим данным играющего тренера Барышникова) первенствовали в финальном турнире шести команд, проходившем на теннисном стадионе ЦДКА. Через год в том же составе ленинградский «Спартак» выиграл в Одессе финальный матч чемпионата СССР у московских одноклубников, причём поединок выдался настолько бескомпромиссным, что затянулся до темноты, был прерван и перенесён на следующий день. В 1940 году в Тбилиси спартаковцы Москвы взяли реванш.

Команда Алексея Барышникова

В послевоенные годы «Спартаку» не удавалось подняться на пьедестал почёта — в составе команды остались только два волейболиста, побеждавшие на чемпионатах СССР. Михаил Балазовский и Александр Щербин не вернулись с войны. Илья Григорьевич Филановский ушёл в науку, защитил диссертацию, работал на юридическом факультете ЛГУ. Лучший в стране блокирующий Анатолий Эйнгорн стал играть за команду ленинградского Дома Офицеров, в 1949-м в составе сборной СССР выиграл первый в истории волейбола чемпионат мира. Одним из ведущих игроков, а затем и тренером ДО был и Алексей Барышников.

С именем Алексея Георгиевича Барышникова связано возвращение победных традиций клуба. В 1956 году руководимая им сборная Ленинграда заняла третье место на Спартакиаде народов СССР, а в 1957-м новое поколение ленинградских спартаковцев выиграло золотые медали чемпионата страны. Эта победа далась нелегко: «Спартак» и ЦСК МО имели по итогам первенства одинаковое количество очков и вынуждены были играть дополнительный матч. Молодые спартаковцы вырвали победу со счётом 3:2. В 1958 году «Спартак» выиграл бронзовые медали, а в 1959-м составил основу сборной города, которая под руководством Николая Михеева в финале Спартакиады народов СССР в трёх партиях обыграла команду Москвы; за сборную Ленинграда выступал и 20-летний Вячеслав Платонов, бывший в ту пору игроком армейской команды города.

Игроки «Спартака» Владимир Андреев, Юрий Арошидзе, Владимир Астафьев, Геннадий Гайковой и Марат Шаблыгин вошли в состав национальной сборной. Впрочем, кандидат технических наук Юрий Васильевич Арошидзе, чемпион мира 1960 года, прославился не только на волейбольных площадках — на протяжении двух десятков лет он работал главным инженером объединения «Электросила».

«Адские водители»

Новый этап в развитии спартаковского волейбола начался в 1967 году, когда играющим тренером команды, выступавшей в то время во втором эшелоне советского волейбола, II группе класса А, стал Вячеслав Платонов. В 1969-м спартаковцы, вернулись в I группу, позднее названную высшей лигой, а в 1970 году клуб, сменивший название на «Автомобилист», занял 4-е место. В конце 1970-го Платонов покинул площадку, передав свою футболку с номером «8» 18-летнему Вячеславу Зайцеву, и стал старшим тренером команды.

С 1972 по 1990 год «Автомобилист» завоевал 8 серебряных и 8 бронзовых медалей чемпионатов СССР, одержал четыре победы в еврокубках. Высшая ступень союзного пьедестала почёта команде так и не покорилась — отобрать «золото» у ЦСКА, являвшегося базовым клубом сборной страны, было для остальных участников первенства практически недостижимой мечтой. А с 1977 года, когда Платонов после двухлетнего периода работы в Кувейте («Автомобилист» в те годы тренировал Анатолий Фёдорович Федотов) возглавил сборную СССР, осуществить эту мечту стало ещё сложнее — из-за необходимости тренера жить на разрыв между клубом и сборной; из-за того, что команды, имевшие в своём составе кандидатов в сборную, в матчах против «Автомобилиста» показывали свою лучшую игру; из-за того, что «Автомобилист» стал своеобразным испытательным полигоном различных тактических новшеств, которые потом брала на вооружение главная команда страны. Острокомбинационный, рискованный, быстрый волейбол, за который «Автомобилист» прозвали «адскими водителями» не всегда приводил к успеху — за эксперименты тренера команда, по признанию самого Вячеслава Алексеевича, расплачивалась недобором очков в чемпионате.

Тем не менее в 1970—1980-е годы в ленинградской команде выросло целое созвездие выдающихся мастеров, трое из них — Вячеслав Зайцев, Владимир Дорохов, Александр Ермилов — стали чемпионами Олимпийских игр в Москве-1980; Юрий Чередник — серебряным призёром Игр в Сеуле-1988.

В 1989 году Платонов уезжает работать в Финляндию, главным тренером автомобилистов становится его многолетний напарник Зиновий Ефимович Чёрный. Им был создан первый в СССР хозрасчётный клуб — волейбольный центр «Автомобилист». Под руководством Чёрного команда дважды, в 1992 и 1993 годах, становится чемпионом России. 20 декабря 1994 года сердце талантливого тренера остановилось в зале одинцовской «Искры» через несколько минут после завершения игры с «Самотлором».

Падение

На тренерский мостик клуба возвращается Вячеслав Платонов. «Автомобилист», как и многие другие российские клубы, переживает отъезд ведущих волейболистов за рубеж и непростое финансовое положение. Команда из Санкт-Петербурга после 1995 года не показывала высоких результатов, а по итогам чемпионата России-1997/98 даже покинула на год сильнейший дивизион, суперлигу «А». В этих условиях Вячеслав Платонов был вынужден сделать ставку на молодых игроков, работать на перспективу. В тяжёлом для команды 1998 году в основном составе «Автомобилиста» впервые вышел на площадку 17-летний Семён Полтавский, переехавший в Петербург из Одессы вместе со своим братом Владимиром и Максимом Проскурнёй.

Летом 2002 года, когда команда, уже называвшаяся к тому времени «Балтикой», лишилась своих лидеров (Максим Проскурня перешёл в «Динамо», а Семён Полтавский — в итальянскую «Монтикьяри»), стало совсем тяжело. «Балтика» завершила чемпионат на 10-м месте. А в 2005-м, когда пивоваренная компания «Балтика» из-за запрета рекламы пива отказалась от финансирования клуба, команда, снова ставшая «Спартаком», выбыла из Суперлиги. В ночь на 26 декабря 2005 года умер Вячеслав Алексеевич Платонов. Незадолго до смерти Платонова в Санкт-Петербурге открылась его Волейбольная академия.

Новейшая история

В сезоне-2005/06 «Спартак» занял последнее место в высшей лиге «А» и «транзитом» проследовал в третий эшелон российского чемпионата. Первенство команд высшей лиги «Б»-2006/07 «Спартак» под руководством Андрея Владимировича Толочко завершил на 5-м, а следующее — на 7-м месте в зоне Европы. В ноябре 2007 года в команде случилось неординарное событие: в неё после 13 лет, проведённых в чемпионате Италии и двух неплохих сезонов в новокуйбышевской НОВЕ, вернулся один из самых любимых воспитанников Вячеслава Платонова — серебряный призёр Олимпиады в Сеуле 41-летний Юрий Чередник. Впрочем, из-за старых травм опытнейший мастер нечасто выходил на площадку, а игрой против ростовского СКА-ЮРГУЭС (2 марта) завершилась его блистательная карьера.

Осенью 2008 года «Спартак» вновь был переименован в «Автомобилист», команда усилилась тремя опытными игроками — Алексеем Кадочкиным из «Урала», Евгением Быхаловым («Югра-Самотлор») и Виталием Сальным (ГУВД-«Динамо»). Под руководством нового наставника, заслуженного тренера Украины Сергея Владимировича Побережченко, «Автомобилист» уверенно победил в зоне Европы высшей лиги «Б» и первенствовал в финальном турнире, завоевав тем самым путёвку в высшую лигу «А». «Адские водители» возвращаются…

Сезон-2009/10

Переходы

В межсезонье из команды ушли трое прошлогодних новичков (Быхалов, Кадочкин, Сальный), доигровщик Игорь Елисеев стал игроком команды «Динамо-ЛО» (Сосновый Бор).

Пришли в «Автомобилист» центральные блокирующие Дмитрий Дик («Зоркий») и Сергей Червяков («Югра-Самотлор»), связующий Игорь Костянников («Университет»), доигровщики Дмитрий Макаренко («Зоркий») и Дмитрий Бакулин (ГУВД-«Динамо»).

Сергей Побережченко перешёл на работу в клуб украинской суперлиги «Будивельник-Буковина» (Черновцы). Главным тренером автомобилистов вновь стал Андрей Толочко.

Состав команды

Арена

Академия волейбола Вячеслава Платонова (Санкт-Петербург, Вязовая улица, 10)

Вместимость трибун — 1 500 зрителей

Литература

  • Волейбол: Справочник / Е. В. Алексеев и др.— М., 1984.
  • Платонов В. А. Уравнение с шестью известными.— М., 1983.

Ссылки

dic.academic.ru

Автомобилист (волейбольный клуб, Санкт-Петербург) — это… Что такое Автомобилист (волейбольный клуб, Санкт-Петербург)?

Автомобилист
Основан1935
ЗалАкадемия волейбола Вячеслава Платонова
Вместимость1500 зрителей
Президент Владимир Васильевич Самсонов
Тренер Татьяна Васильевна Образцова
Капитан Александр Хайбулов
СоревнованиеВысшая лига «Б»
2011/201215-е место в Суперлиге

«Автомобилист» — российский мужской волейбольный клуб из Санкт-Петербурга. Основан в 1935 году. Самый титулованный клуб Санкт-Петербурга по игровым видам спорта.

История

Довоенный период

Свою историю клуб ведёт с 1935 года, когда по инициативе Анатолия Николаевича Дмитриева в ленинградском отделении общества «Спартак» была создана волейбольная команда. Летом 1935 года она наряду со спартаковскими коллективами Москвы, Харькова и Днепропетровска приняла участие в первом первенстве Центрального совета «Спартак» по волейболу, и проиграв всего одну партию, стала его победителем. В 1935—1936 годах волейболисты «Спартака» в составе сборной Ленинграда завоёвывали серебряные медали Всесоюзных волейбольных праздников, а в 1937-м стали победителями турнира между командами Ленинграда, Киева и Днепропетровска.

30 августа 1938 года завершился пятый и первый среди клубных команд чемпионат СССР. Пётр Арешев, Михаил Балазовский, Aлексей Барышников, Илья Филановский, Александр Щербин, Анатолий Эйнгорн, Виктор Яшкевич под руководством Анатолия Дмитриева (а по другим данным играющего тренера Барышникова) первенствовали в финальном турнире шести команд, проходившем на теннисном стадионе ЦДКА. Через год в том же составе ленинградский «Спартак» выиграл в Одессе финальный матч чемпионата СССР у московских одноклубников, причём поединок выдался настолько бескомпромиссным, что затянулся до темноты, был прерван и перенесён на следующий день. В 1940 году в Тбилиси спартаковцы Москвы взяли реванш, оставив лениградцев с серебряными медалями.

Команда Алексея Барышникова

В послевоенные годы «Спартаку» не удавалось подняться на пьедестал почёта — в составе команды остались только два волейболиста, побеждавшие на чемпионатах СССР. Михаил Балазовский и Александр Щербин не вернулись с войны. Илья Григорьевич Филановский ушёл в науку, защитил диссертацию, работал на юридическом факультете ЛГУ. Лучший в стране блокирующий Анатолий Эйнгорн стал играть за команду ленинградского Дома Офицеров (ДО), в 1949-м в составе сборной СССР выиграл первый в истории волейбола чемпионат мира. Одним из ведущих игроков, а затем и тренером ДО был также Алексей Барышников.

С именем Алексея Георгиевича Барышникова в 1950-е годы связано возвращение победных традиций «Спартака». В 1956 году руководимая им сборная Ленинграда заняла третье место на Спартакиаде народов СССР, а в 1957-м новое поколение ленинградских спартаковцев выиграло золотые медали чемпионата страны. Эта победа далась нелегко: «Спартак» и ЦСК МО имели по итогам первенства одинаковое количество очков и вынуждены были играть дополнительный матч. Молодые спартаковцы вырвали победу со счётом 3:2. В 1958 году «Спартак» выиграл бронзовые медали, а в 1959-м составил основу сборной города, которая под руководством Николая Михеева в финале Спартакиады народов СССР в трёх партиях обыграла команду Москвы. Кроме спартаковцев победителем Спартакиады стал 20-летний Вячеслав Платонов, бывший в ту пору игроком армейской команды города на Неве.

Игроки «Спартака» Владимир Андреев, Юрий Арошидзе, Владимир Астафьев, Геннадий Гайковой и Марат Шаблыгин вошли в состав национальной сборной. Впрочем, кандидат технических наук Юрий Васильевич Арошидзе, чемпион мира 1960 года, прославился не только на волейбольных площадках — на протяжении двух десятков лет он работал главным инженером объединения «Электросила».

«Адские водители»

Новый этап в развитии спартаковского волейбола начался в 1967 году, когда играющим тренером команды, выступавшей в то время во втором эшелоне советского волейбола, II группе класса А, стал Вячеслав Платонов. В 1969-м спартаковцы, вернулись в I группу, позднее названную высшей лигой, а в 1970 году клуб, сменивший название на «Автомобилист», занял 4-е место. В конце 1970-го Платонов покинул площадку, передав свою футболку с номером «8» 18-летнему Вячеславу Зайцеву, и стал старшим тренером команды.

С 1972 по 1990 год «Автомобилист» завоевал 8 серебряных и 8 бронзовых медалей чемпионатов СССР, одержал четыре победы в еврокубках. Высшая ступень союзного пьедестала почёта команде так и не покорилась — отобрать «золото» у ЦСКА, являвшегося базовым клубом сборной страны, было для остальных участников первенства практически недостижимой мечтой. А с 1977 года, когда Платонов после двухлетнего периода работы в Кувейте («Автомобилист» в те годы тренировал Анатолий Фёдорович Федотов) возглавил сборную СССР, осуществить эту мечту стало ещё сложнее — из-за необходимости тренера жить на разрыв между клубом и сборной; из-за того, что команды, имевшие в своём составе кандидатов в сборную, в матчах против «Автомобилиста» показывали свою лучшую игру; из-за того, что «Автомобилист» стал своеобразным испытательным полигоном различных тактических новшеств, которые потом брала на вооружение главная команда страны. Острокомбинационный, рискованный, быстрый волейбол, за который «Автомобилист» прозвали «адскими водителями» не всегда приводил к успеху — за эксперименты тренера команда, по признанию самого Вячеслава Алексеевича, расплачивалась недобором очков в чемпионате.

Тем не менее в 1970—1980-е годы в ленинградской команде выросло целое созвездие выдающихся мастеров, трое из них — Вячеслав Зайцев, Владимир Дорохов, Александр Ермилов — стали чемпионами Олимпийских игр в Москве-1980; Юрий Чередник — серебряным призёром Игр в Сеуле-1988.

В 1989 году Платонов уезжает работать в Финляндию, главным тренером автомобилистов становится его многолетний напарник Зиновий Ефимович Чёрный. Им был создан первый в СССР хозрасчётный клуб — волейбольный центр «Автомобилист». Под руководством Чёрного команда выиграла чемпионаты России 1992 и 1993 годов. 20 декабря 1994 года сердце талантливого тренера остановилось в зале одинцовской «Искры» через несколько минут после завершения игры с «Самотлором»[1].

Падение

На тренерский мостик клуба возвращается Вячеслав Платонов. «Автомобилист», как и многие другие российские клубы, переживает отъезд ведущих волейболистов за рубеж и непростое финансовое положение. Команда после 1995 года не показывала высоких результатов, а по итогам чемпионата России-1997/98, в котором она выступала без отправившихся в зарубежные клубы Руслана Жбанкова и Михаила Чуприса, на год покинула сильнейший дивизион, суперлигу «А». В этих условиях Вячеслав Платонов был вынужден сделать ставку на молодых игроков, работать на перспективу. В тяжёлом для команды 1998 году в основном составе «Автомобилиста» впервые вышел на площадку 17-летний Семён Полтавский[2], на рубеже веков в Петербурге раскрылся талант Максима Проскурни, Александра Богомолова, Дениса Игнатьева.

Летом 2002 года, когда команда, уже называвшаяся к тому времени «Балтикой», лишилась своих лидеров (Максим Проскурня перешёл в «Динамо», а Семён Полтавский — в итальянскую «Монтикьяри»), стало совсем тяжело. «Балтика» завершила чемпионат на 10-м месте. А в 2005 году, когда компания «Балтика» из-за запрета рекламы пива отказалась от финансирования клуба, команда, снова ставшая «Спартаком», выбыла из Суперлиги. В ночь на 26 декабря 2005 года умер Вячеслав Платонов. Незадолго до смерти Платонова в Санкт-Петербурге открылась его Волейбольная академия[3].

В сезоне-2005/06 «Спартак» занял последнее место в высшей лиге «А» и «транзитом» проследовал в третий эшелон российского чемпионата. Первенство команд высшей лиги «Б»-2006/07 «Спартак» под руководством Андрея Владимировича Толочко завершил на 5-м, а следующее — на 7-м месте в зоне Европы. В ноябре 2007 года в команде случилось неординарное событие: в неё после 13 лет, проведённых в чемпионате Италии и двух неплохих сезонов в новокуйбышевской НОВЕ, вернулся один из самых любимых учеников Вячеслава Платонова — серебряный призёр Олимпиады в Сеуле 41-летний Юрий Чередник[4]. Последний раз в составе родного клуба он вышел на площадку 2 марта 2008 года в матче против ростовского СКА-ЮРГУЭС.

Новейшая история

Осенью 2008 года «Спартак» вновь был переименован в «Автомобилист». Под руководством заслуженного тренера Украины Сергея Владимировича Побережченко в сезоне-2008/09 команда победила в зоне Европы высшей лиги «Б» и первенствовала в финальном турнире, завоевав тем самым путёвку в высшую лигу «А».

В 2009 году на тренерский мостик «Автомобилиста» вернулся Андрей Толочко. В сезоне-2009/10 петербургский коллектив стал одним из открытий высшей лиги «А», заняв 4-е место; а в чемпионате-2010/11 досрочно финишировал на втором месте, завоевав право на возвращение в Суперлигу, причём добиться этого достижения команде удалось вопреки нестабильному финансовому положению, без привлечения группы опытных игроков, а за счёт сыгранности состава, основу которого составляли собственные воспитанники клуба[5].

Летом 2011 года из команды ушли 7 волейболистов, трое из них усилили клубы Суперлиги: диагональный Денис Земчёнок и либеро Артём Зеленков стали игроками краснодарского «Динамо», а доигровщик Дмитрий Леонтьев перебрался в «Газпром-Югру». Из-за финансовых проблем только менее чем за месяц до старта чемпионата России-2011/12 руководство «Автомобилиста» подтвердило, что команда примет в нём участие[6].

По итогам сезона-2011/12 команда, одержавшая в чемпионате лишь 4 победы при 22 поражениях, не смогла сохранить прописку в Суперлиге. В межсезонье главный тренер Андрей Толочко был приглашён в «Газпром-Югру», вместе с ним в Сургут переехали связующий Сергей Шульга, диагональный Владимир Пархута и либеро Виктор Белов. 14 сентября 2012 года «Автомобилист» решением Исполкома Всероссийской федерации волейбола был переведён в высшую лигу «Б»[7]. Перед стартом в третьем эшелоне российского чемпионата команду возглавила известная по работе в системе «Ярославича» и казанского «Зенита» заслуженный тренер России Татьяна Васильевна Образцова[8]. С прошлого года в составе остались Александр Хайбулов и Антон Васильев, под знамёна «Автомобилиста» в новом сезоне была призвана большая группа 17-летних учащихся интерната олимпийского резерва.

Визитная карточка

Прежние названия команды

«Спартак» (до 1969 и в 2005—2008)
«Автомобилист» (1970—2000, с сентября 2008)
«Балтика» (2001—2004)

Клубные цвета

БелыйСинийКрасный

Достижения

  • Чемпион СССР: 1938, 1939, 1957.
  • Чемпион России: 1992, 1992/93.
  • Серебряный призёр чемпионата СССР: 1940, 1976, 1977, 1978, 1978/79, 1979/80, 1980/81, 1982, 1989/90.
  • Бронзовый призёр чемпионата СССР: 1958, 1972, 1973, 1974, 1975, 1984/85, 1986/87, 1987/88, 1988/89
  • Бронзовый призёр чемпионата России: 1994/95.
  • Обладатель Кубка СССР: 1983, 1989.
  • Финалист Кубка России: 1995.
  • Обладатель Кубка обладателей Кубков европейских стран: 1981/82, 1982/83; финалист: 1980/81.
  • Обладатель Кубка Европейской конфедерации волейбола: 1987/88, 1988/89; финалист: 1989/90.

Известные игроки

Результаты в чемпионате России

Состав в сезоне-2012/13

Главный тренер — Татьяна Образцова.

Арена

Академия волейбола Вячеслава Платонова (Санкт-Петербург, Вязовая улица, 10).

Вместимость трибун — 1500 зрителей.

Литература

Примечания

Ссылки

dal.academic.ru

Официальный сайт ВК Автомобилист

XIII Международный турнир Мемориал Вячеслава Платонова

Таблицы

Группа А

МКомандаИВПСетыО
1ЗЕНИТ
(Санкт-Петербург, Россия)
3309:28
2БЕЛОГОРЬЕ
(Белгород, Россия)
3218:47
3СТРОИТЕЛЬ
(Минск, Белоруссия)
3123:63
4ИСКУ ВОЛЛЕЙ
(Тампере, Финляндия)
3031:90

Группа Б

МКомандаИВПСетыО
1ДИНАМО
(Москва, Россия)
3309:38
2НОВА
(Новокуйбышевск, Россия)
3218:37
3УРАЛ
(Уфа, Россия)
3124:82
4АТЫРАУ
(Атырау, Кахахстан)
3032:91
Предварительный этап

5 сентября (среда)
«Нова» (Новокуйбышевск, Россия) — «Динамо (Москва, Россия) 2:3 (25:20, 15:25, 23:25, 25:22, 9:15).
«Строитель» (Минск, Белоруссия) — «Белогорье» (Белгород, Россия) 0:3 (22:25, 24:26, 19:25).
«Урал» (Уфа, Россия)- «Атырау» (Казахстан, Казахстан) 3:2 (26:28, 29:27, 19:25, 25:15, 15:13).
«Зенит» (Санкт-Петербург, Россия) — «Иску-Воллей» (Тампере, Финляндия) 3:0 (25:18, 25:15, 25:11).

 

6 сентября (четверг)
«Динамо (Москва, Россия) — «Атырау» (Атырау, Казахстан) — 3:0 (25:19, 25:17, 25:13).
«Иску-Воллей» (Тампере, Финляндия) — «Белогорье» (Белгород, Россия) — 1:3 (19:25, 17:25, 25:21, 14:25).
«Нова» (Новокуйбышевск, Россия) — «Урал» (Уфа, Россия) — 3:0 (25:22, 26:24, 27:25).
«Зенит» (Санкт-Петербург, Россия) — «Строитель» (Минск, Белоруссия) — 3:0 (25:21, 25:21, 25:13).

 

7 сентября (пятница)
«Урал» (Уфа, Россия)- «Динамо (Москва, Россия) — 1:3 (25:15, 21:25, 17:25, 18:25).
«Строитель» (Минск) — «Иску-Воллей» (Финляндия) — 3:0 (25:20, 25:17, 25:16).
«Атырау» (Казахстан) — «Нова» (Новокуйбышевск) — 0:3 (23:25, 17:25, 14:25).
«Белогорье» (Белгород) — «Зенит» (Санкт-Петербург) — 2:3 (18:25, 23:25, 25:23, 25:23, 13:15).

 

 

Полуфиналы

8 сентября (суббота)
МАТЧ ЗА 7-8 МЕСТА
«Иску Воллей» (Тампере, Финляндия) – «Атырау» (Атырау, Казахстан) — 2:3 (19:25, 27:25, 16:25, 25:21, 12:15).

МАТЧ ЗА 5-6 МЕСТА
«Строитель» (Минск, Белоруссия) –  «УРАЛ» (Уфа, Россия) – 3:1 (25:23, 24:26, 25:23, 25:19).

ПОЛУФИНАЛЫ
«Динамо» (Москва, Россия) – «Белогорье» (Белгород, Россия) — 3:1 (18:25, 25:19, 25:19, 25:16).
«Зенит» (Санкт-Петербург, Россия) – «Нова» (Новокуйбышевск, Россия) — 3:2 (25:22, 23:25, 25:20, 19:25, 15:13).

 

 

Финал

9 сентября (воскресенье)

Матч за 1-е место
Зенит (Санкт-Петербург) — Динамо (Москва) — 3:2 (21:25, 19:25, 25:20, 25:18, 15:10).

Матч за 3-е место
Нова (Новокуйбышевск) – Белогорье (Белгород) – 3:1 (25:19, 25:16, 25:27, 25:19).

Итоговое положение команд:
1. «Зенит» (Санкт-Петербург, Россия)
2. «Динамо» (Москва, Россия)
3. «Нова» (Новокуйбышевск, Россия)
4.  «Белогорье» (Белгород, Россия)
5. «Строитель» (Минск, Белоруссия)
6. «Урал» (Уфа, Россия)
7. «Атырау» (Атырау, Казахстан)
8. «Иску Воллей» (Тампере, Финляндия)

 

www.vcavtomobilist.ru

Официальный сайт ВК Автомобилист

XXII Международный турнир памяти Зиновия Черного

Таблица

Турнирное положение

МКомандаИВПСетыО
1Молодежная сборная Эстонии3309:47
2Молодежная сборная Санкт-Петербурга — 13218:47
3Динамо-Центр (Ленинградская область)3125:62
4Молодежная сборная Санкт-Петербурга — 23031:90
Результаты матчей

06 октября
Сборная Эстонии — Сборная Санкт-Петербурга-2 — 3:0 (25:18, 25:21, 25:14)
Динамо-Центр (Сосновый Бор) — Сборная Санкт-Петербурга-1 — 1:3 (18:25, 25:20, 17:25, 17:25)

 

07 октября
Сборная Санкт-Петербурга-1 – Сборная Санкт-Петербурга-2 – 3:0 (25:16, 25:13, 25:19)
Динамо-Центр (Сосновый Бор) — Сборная Эстонии – 2:3 (22:25, 25:23, 17:25, 25:14, 6:15)

 

08 октября 
Сборная Санкт-Петербурга-2 – Динамо-Центр (Сосновый Бор) — 0:3 (20:25, 15:25, 8:25)
Сборная Санкт-Петербурга-1 — Сборная Эстонии – 2:3 (21:25, 23:25, 25:18, 27:25, 12:15)

 

Расписание

06 октября
12:00  Сборная Эстонии — Сборная Санкт-Петербурга-2
14:00 Торжественное открытие турнира
14:30  Динамо – Центр (Сосновый Бор) — Сборная Санкт-Петербурга-2



07 октября
13:30  Сборная Санкт-Петербурга-2 – Сборная Санкт-Петербурга-2
16:00  Динамо – Центр (Сосновый Бор) — Сборная Эстонии

 

08 октября 
11:00 Санкт-Петербург – 2 — Динамо – Центр (Сосновый Бор)
13:00 Сборная Санкт-Петербурга-2 — Сборная Эстонии
15:00 Торжественное закрытие соревнований

 

www.vcavtomobilist.ru

Официальный сайт ВК Автомобилист

Должность: Генеральный директор Академии Волейбола В.А. Платонова

Звание: Заслуженный работник физической культуры РФ

Дата рождения: 10 февраля 1953 года

Место рождения: г.Ленинград

Судейская карьера:

С 1977 года судья по футболу.

Обслуживал матчи первенства города и чемпионата СССР.

С 1980 года — судья Республиканской категории.

Административная карьера:

Занимался тренерской и административной работой в Леноблсовете ДФСО Профсоюзов, Ленинградском волейбольном клубе «Автомобилист» (1987-1992).

Вице-президент Ассоциации мини-футбола Санкт-Петербур (1992-2002)

Организатор международного турнира по мини-футболу «Петербургская осень», проводившегося в Санкт-Петербурге без перерыва с 1992 по 2005 год.

Исполнительный директор футбольного клуба «Зенит» (Санкт-Петербург, 1994 — 1996 ).

В 1999 году приглашен на должность вице-президента волейбольного клуба «Автомобилист».

Достижения:

В декабре 2005 года удостоен почетного звания «Заслуженный работник физической культуры РФ».

Фотогалерея

www.vcavtomobilist.ru

Автомобилист (волейбольный клуб) — это… Что такое Автомобилист (волейбольный клуб)?

Автомобилист (волейбольный клуб)

«Автомобилист»
Основан1935
ЗалАкадемия волейбола Вячеслава Платонова
Вместимость1 500 зрителей
Президент Владимир Васильевич Самсонов
Тренер Андрей Владимирович Толочко
Капитан Александр Мжельский
СоревнованиеВысшая лига А
Высшая лига Б (2008/2009)1-е место

«Автомобилист» — российский мужской волейбольный клуб из Санкт-Петербурга. Основан в 1935 году. Самый титулованный клуб Санкт-Петербурга по игровым видам спорта.

Визитная карточка

Прежние названия команды

«Спартак» (до 1969 и в 2005—2008)
«Автомобилист» (1970—2000, с сентября 2008)
«Балтика» (2001—2004)

Клубные цвета

БелыйСинийКрасный

Достижения

Чемпион СССР: 1938, 1939, 1957
Чемпион России: 1992, 1993
Серебряный призёр чемпионата СССР: 1940, 1976, 1977, 1978, 1979, 1980, 1981, 1982, 1990
Бронзовый призёр чемпионата СССР: 1958, 1972, 1973, 1974, 1975, 1985, 1987, 1988, 1989
Бронзовый призёр чемпионата России: 1995
Обладатель Кубка СССР: 1983, 1989
Финалист Кубка России: 1995
Обладатель Кубка обладателей Кубков европейских стран: 1982, 1983; финалист: 1981
Обладатель Кубка Европейской конфедерации волейбола: 1988, 1989; финалист: 1990

Известные игроки

Юрий Арошидзе
Алексей Барышников
Александр Визжачёв
Владимир Воронов
Геннадий Гайковой
Сергей Грибов
Альберт Дилленбург

Владимир Дорохов
Александр Ермилов
Вячеслав Зайцев
Юрий Кузнецов
Вячеслав Платонов
Семён Полтавский
Владимир Самсонов

Александр Сапрыкин
Виктор Сидельников
Олег Согрин
Юрий Чередник
Руслан Чигрин
Олег Шатунов
Анатолий Эйнгорн

История

Довоенный период

Свою историю клуб ведёт с 1935 года, когда по инициативе Анатолия Николаевича Дмитриева в ленинградском отделении общества «Спартак» была создана волейбольная команда. Летом 1935 года она наряду со спартаковскими коллективами Москвы, Харькова и Днепропетровска приняла участие в первом первенстве Центрального совета «Спартак» по волейболу, и проиграв всего одну партию, стала его победителем. В 1935—1936 годах волейболисты «Спартака» в составе сборной Ленинграда завоёвывали серебряные медали Всесоюзных волейбольных праздников, а в 1937-м стали победителями турнира между командами Ленинграда, Киева и Днепропетровска.

30 августа 1938 года завершился пятый и первый среди клубных команд чемпионат СССР. Пётр Арешев, Михаил Балазовский, Aлексей Барышников, Илья Филановский, Александр Щербин, Анатолий Эйнгорн, Виктор Яшкевич под руководством Анатолия Дмитриева (а по другим данным играющего тренера Барышникова) первенствовали в финальном турнире шести команд, проходившем на теннисном стадионе ЦДКА. Через год в том же составе ленинградский «Спартак» выиграл в Одессе финальный матч чемпионата СССР у московских одноклубников, причём поединок выдался настолько бескомпромиссным, что затянулся до темноты, был прерван и перенесён на следующий день. В 1940 году в Тбилиси спартаковцы Москвы взяли реванш.

Команда Алексея Барышникова

В послевоенные годы «Спартаку» не удавалось подняться на пьедестал почёта — в составе команды остались только два волейболиста, побеждавшие на чемпионатах СССР. Михаил Балазовский и Александр Щербин не вернулись с войны. Илья Григорьевич Филановский ушёл в науку, защитил диссертацию, работал на юридическом факультете ЛГУ. Лучший в стране блокирующий Анатолий Эйнгорн стал играть за команду ленинградского Дома Офицеров, в 1949-м в составе сборной СССР выиграл первый в истории волейбола чемпионат мира. Одним из ведущих игроков, а затем и тренером ДО был и Алексей Барышников.

С именем Алексея Георгиевича Барышникова связано возвращение победных традиций клуба. В 1956 году руководимая им сборная Ленинграда заняла третье место на Спартакиаде народов СССР, а в 1957-м новое поколение ленинградских спартаковцев выиграло золотые медали чемпионата страны. Эта победа далась нелегко: «Спартак» и ЦСК МО имели по итогам первенства одинаковое количество очков и вынуждены были играть дополнительный матч. Молодые спартаковцы вырвали победу со счётом 3:2. В 1958 году «Спартак» выиграл бронзовые медали, а в 1959-м составил основу сборной города, которая под руководством Николая Михеева в финале Спартакиады народов СССР в трёх партиях обыграла команду Москвы; за сборную Ленинграда выступал и 20-летний Вячеслав Платонов, бывший в ту пору игроком армейской команды города.

Игроки «Спартака» Владимир Андреев, Юрий Арошидзе, Владимир Астафьев, Геннадий Гайковой и Марат Шаблыгин вошли в состав национальной сборной. Впрочем, кандидат технических наук Юрий Васильевич Арошидзе, чемпион мира 1960 года, прославился не только на волейбольных площадках — на протяжении двух десятков лет он работал главным инженером объединения «Электросила».

«Адские водители»

Новый этап в развитии спартаковского волейбола начался в 1967 году, когда играющим тренером команды, выступавшей в то время во втором эшелоне советского волейбола, II группе класса А, стал Вячеслав Платонов. В 1969-м спартаковцы, вернулись в I группу, позднее названную высшей лигой, а в 1970 году клуб, сменивший название на «Автомобилист», занял 4-е место. В конце 1970-го Платонов покинул площадку, передав свою футболку с номером «8» 18-летнему Вячеславу Зайцеву, и стал старшим тренером команды.

С 1972 по 1990 год «Автомобилист» завоевал 8 серебряных и 8 бронзовых медалей чемпионатов СССР, одержал четыре победы в еврокубках. Высшая ступень союзного пьедестала почёта команде так и не покорилась — отобрать «золото» у ЦСКА, являвшегося базовым клубом сборной страны, было для остальных участников первенства практически недостижимой мечтой. А с 1977 года, когда Платонов после двухлетнего периода работы в Кувейте («Автомобилист» в те годы тренировал Анатолий Фёдорович Федотов) возглавил сборную СССР, осуществить эту мечту стало ещё сложнее — из-за необходимости тренера жить на разрыв между клубом и сборной; из-за того, что команды, имевшие в своём составе кандидатов в сборную, в матчах против «Автомобилиста» показывали свою лучшую игру; из-за того, что «Автомобилист» стал своеобразным испытательным полигоном различных тактических новшеств, которые потом брала на вооружение главная команда страны. Острокомбинационный, рискованный, быстрый волейбол, за который «Автомобилист» прозвали «адскими водителями» не всегда приводил к успеху — за эксперименты тренера команда, по признанию самого Вячеслава Алексеевича, расплачивалась недобором очков в чемпионате.

Тем не менее в 1970—1980-е годы в ленинградской команде выросло целое созвездие выдающихся мастеров, трое из них — Вячеслав Зайцев, Владимир Дорохов, Александр Ермилов — стали чемпионами Олимпийских игр в Москве-1980; Юрий Чередник — серебряным призёром Игр в Сеуле-1988.

В 1989 году Платонов уезжает работать в Финляндию, главным тренером автомобилистов становится его многолетний напарник Зиновий Ефимович Чёрный. Им был создан первый в СССР хозрасчётный клуб — волейбольный центр «Автомобилист». Под руководством Чёрного команда дважды, в 1992 и 1993 годах, становится чемпионом России. 20 декабря 1994 года сердце талантливого тренера остановилось в зале одинцовской «Искры» через несколько минут после завершения игры с «Самотлором».

Падение

На тренерский мостик клуба возвращается Вячеслав Платонов. «Автомобилист», как и многие другие российские клубы, переживает отъезд ведущих волейболистов за рубеж и непростое финансовое положение. Команда из Санкт-Петербурга после 1995 года не показывала высоких результатов, а по итогам чемпионата России-1997/98 даже покинула на год сильнейший дивизион, суперлигу «А». В этих условиях Вячеслав Платонов был вынужден сделать ставку на молодых игроков, работать на перспективу. В тяжёлом для команды 1998 году в основном составе «Автомобилиста» впервые вышел на площадку 17-летний Семён Полтавский, переехавший в Петербург из Одессы вместе со своим братом Владимиром и Максимом Проскурнёй.

Летом 2002 года, когда команда, уже называвшаяся к тому времени «Балтикой», лишилась своих лидеров (Максим Проскурня перешёл в «Динамо», а Семён Полтавский — в итальянскую «Монтикьяри»), стало совсем тяжело. «Балтика» завершила чемпионат на 10-м месте. А в 2005-м, когда пивоваренная компания «Балтика» из-за запрета рекламы пива отказалась от финансирования клуба, команда, снова ставшая «Спартаком», выбыла из Суперлиги. В ночь на 26 декабря 2005 года умер Вячеслав Алексеевич Платонов. Незадолго до смерти Платонова в Санкт-Петербурге открылась его Волейбольная академия.

Новейшая история

В сезоне-2005/06 «Спартак» занял последнее место в высшей лиге «А» и «транзитом» проследовал в третий эшелон российского чемпионата. Первенство команд высшей лиги «Б»-2006/07 «Спартак» под руководством Андрея Владимировича Толочко завершил на 5-м, а следующее — на 7-м месте в зоне Европы. В ноябре 2007 года в команде случилось неординарное событие: в неё после 13 лет, проведённых в чемпионате Италии и двух неплохих сезонов в новокуйбышевской НОВЕ, вернулся один из самых любимых воспитанников Вячеслава Платонова — серебряный призёр Олимпиады в Сеуле 41-летний Юрий Чередник. Впрочем, из-за старых травм опытнейший мастер нечасто выходил на площадку, а игрой против ростовского СКА-ЮРГУЭС (2 марта) завершилась его блистательная карьера.

Осенью 2008 года «Спартак» вновь был переименован в «Автомобилист», команда усилилась тремя опытными игроками — Алексеем Кадочкиным из «Урала», Евгением Быхаловым («Югра-Самотлор») и Виталием Сальным (ГУВД-«Динамо»). Под руководством нового наставника, заслуженного тренера Украины Сергея Владимировича Побережченко, «Автомобилист» уверенно победил в зоне Европы высшей лиги «Б» и первенствовал в финальном турнире, завоевав тем самым путёвку в высшую лигу «А». «Адские водители» возвращаются…

Сезон-2009/10

Переходы

В межсезонье из команды ушли трое прошлогодних новичков (Быхалов, Кадочкин, Сальный), доигровщик Игорь Елисеев стал игроком команды «Динамо-ЛО» (Сосновый Бор).

Пришли в «Автомобилист» центральные блокирующие Дмитрий Дик («Зоркий») и Сергей Червяков («Югра-Самотлор»), связующий Игорь Костянников («Университет»), доигровщики Дмитрий Макаренко («Зоркий») и Дмитрий Бакулин (ГУВД-«Динамо»).

Сергей Побережченко перешёл на работу в клуб украинской суперлиги «Будивельник-Буковина» (Черновцы). Главным тренером автомобилистов вновь стал Андрей Толочко.

Состав команды

Арена

Академия волейбола Вячеслава Платонова (Санкт-Петербург, Вязовая улица, 10)

Вместимость трибун — 1 500 зрителей

Литература

  • Волейбол: Справочник / Е. В. Алексеев и др.— М., 1984.
  • Платонов В. А. Уравнение с шестью известными.— М., 1983.

Ссылки

dal.academic.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *