Атака в волейболе техника темпы – , -

Спортивный Мир — Обучение — волейбол

Предыдущая страница Оглавление


Отступление

Базовая позиция позволяет также принимать мячи, летящие на уровне головы. (рис. 6) Однако, в данном случае руки не вытягиваются полностью. Руки должны быть немного согнуты на уровне груди. Таким образом мяч подбивается снизу вверх, и, если кисти должным образом разведены, мяч может быть сыгран чисто, это важно особенно с придирчивыми судьями.

Техника выполнения блока в волейболе

Bas van der Goor имеет отличные данные для центрального блокирующего — хороший рост, прыгучесть и скорость. Но помимо этого у него есть еще 2 преимущества:

* Он всегда готов к блокированию
* Хорошо понимает игру и способен действовать быстро и правильно в любой ситуации чтобы противостоять нападающим соперника.

основная стойка блокирующегоосновная стойка блокирующего
Техника выполнения

Техническая подготовка должна включать в себя тренировку ног, рук и кистей вкупе с тренировкой прыжка и приземления. Я считаю, что львиная доля успеха зависит от техники и скорости ваших перемещений вдоль сетки, а так же от расстояния, которое вам придется преодолеть прежде чем вы поставите блок. Необходимо внимательно следить за нападающим игроком и стараться предугадать его действия. Помимо этого мне хотелось бы дать еще несколько советов:

* Правильно выбрать место для постановки блока (перед непосредственно блокированием вы должны занять основную стойку блокирующего — рис.1)
* Для того, чтобы успеть вовремя переместить для блокирования необходимо разворачивать стопы в то направление куда вы собираетесь перемещаться (тонкий намек на то, что перемещаться надо не приставным шагом, а шаг — поворот (личное прим.) Такое движение — 98% успешности блока. Эти движения показаны на фотографиях 3-5.

98% успешности блока98% успешности блока98% успешности блока
СОВЕТЫ

* Перемещайтесь параллельно сетке
* Вы должны держать корпус прямо
* Перед прыжком необходимо занять исходное положение блокирующего

* Старайтесь всегда играть «в мяч»

Смысл этих советов сводится к тому, чтобы вы перед блокирование заняли правильное положение. Основное положение блокирующего, это когда ваши руки находятся по ходу движения нападающего игрока (если вы крайний блокирующий, то необходимо сместиться так чтобы ваша рука (правая, если вы крайний блокирующий в 2 и левая если в 4) ставилась прямо по ходу разбега нападающего. Фотографии 3-5 показывают правильное перемещение к месту блокирования, а фото 2 — блокирование прямого удара. Движение руки и кистей зависит от конкретного момента. Если вы правильно выпрыгнули и в момент удара находитесь в наивысшей точке вашего прыжка, то выполняйте следующие правила:

* Блокируйте напряженными, разведенными в разные стороны пальцами
* Старайтесь не высоко поднять руки, но перенести их на сторону соперника
* При блокировании следите, чтобы мяч попадал прямо вам в руки, а не просто касался их.

Если вы выпрыгнули слишком рано(поздно) то старайтесь просто сыграть «в мяч» — перенесите руки на сторону соперника и разверните кисти слегка в пол. Отскок от такого блока «поднять» очень тяжело. Если вы не успеваете поставить блок, то необходимо тогда подключаться к защитным действиям. На рисунке 2 показано блокирование прямого удара. Следите, чтобы ваш блок был таким же. Приземляйтесь на обе ноги.

Хотелось бы отметить: » При обучении детей, приземление на обе ноги это очень важный момент, так как в противном случае возможны травмы коленей и голеностопов. Уделяйте достаточно времени правильности самого прыжка и приземления. Старайтесь следить чтобы ваши действия не повлекли за собой травмы соперника и партнера. Так как при действиях возле сетки ошибки (заступ на сторону соперника, толчок партнера) способны травмировать игрока».
Техника атаки первым темпом в волейболе
ДАННЫЕ

Bas van de Goor

* Родился в 1971 году
* Играет в Сборной команде Голландии с 1990

* Клуб: Casa Modena Unibon

[Image]

Не мог бы ты сказать, что на твой взгляд является важным в скоростной атаке?

Мне кажется, что скоростную атаку можно использовать двумя способами. As a go-to attack. Это значит это строить игру через первый темп — тогда у вас больше возможности забить мяч. Успешное завершение атаки зависит от соперника, который ставит блок и от самой передачи. Для нападающего главным в такой атаке является найти место так, чтобы блокирующий не смог бы помешать вам нанести удар. Нападающий должен все время предлагать себя связующему и стараться прыгать в стороне от блока, чтобы наносить удары «без блока». The second ball is to set up outside-play Вы должны находиться в середине сетки и все ваши действия должны быть очень быстрыми. Важно заметить, что при высоком приеме (высокой доводке мяча до связующего) центральный блокирующий смотрит за мячом (здесь имеется ввиду, что центральный блокирующий следит за сбросом связующего) и не может следить за нападающими. И он только собирается выпрыгнуть, когда нападающий первого темпа находится уже в воздухе. Так что будьте все время готовы к атаке, это самый главный совет.

С какими проблемами ты столкнулся в молодости?

К сожалению скоростную атаку слишком тяжело освоить в юном возрасте. Вначале я был нападающим второго темпа. У меня были (и есть) проблемы с тем, что я прыгаю слишком близко к сетке и не могу закончить свои движения.

С какими проблемами ты столкнулся в молодости?

К сожалению скоростную атаку слишком тяжело освоить в юном возрасте. Вначале я был нападающим второго темпа. У меня были (и есть) проблемы с тем, что я прыгаю слишком близко к сетке и не могу закончить свои движения.

Какой бы совет тебе хотелось дать молодым игрокам?

Ставьте перед собой цели и достигайте их. Это значит, что перед собой необходимо ставить только достижимые цели. Если у вас в игре случаются провальные моменты то вы должны по-прежнему оставаться целеустремленными. Наслаждайтесь игрой в волейбол. До сегодняшнего момента моим главным правилом было наслаждаться игрой. Даже в проигрышные серии, я выходя на площадку и получал удовольствие от игры. Это основа всего.

Тебя, как выдающегося игрока тренировали лучшие в мире тренера. Какую характеристику мог бы ты дать каждому из них?

В техническом плане я многое узнал от Daniele and Bruno Bagnoli. Они очень хорошо подготовлены технички. Они демонстрировали видеозаписи моей игры и давали советы по тому как что-то исправить и улучшить. От Gerbrands я научился понимать то, что происходит на площадке и он давал мне советы как улучшить игру команды в целом.

Если бы ты был тренером:Какими качествами должен обладать хороший тренер?

У него должно быть хорошее видение игры. Он должен быть хорошо подготовлен, соблюдать пропорцию между технической и тактической подготовкой игрока. И, конечно же, должен быть нацелен на победу.

ВЫБОР МОМЕНТА

ВЫБОР МОМЕНТАГотовьтесь к нападающему удару. Прыгайте как только мяч касается рук связующего и дайте ему «почувствовать вас». В момент «съема» находитесь на максимальной высоте своего прыжка.
ДИСТАНЦИЯ

ДИСТАНЦИЯМяч должен находиться на некотором расстоянии от сетки. Таким образом вы должны выпрыгивать на таком расстоянии от сетки чтобы видеть блок и мяч перед собой. Прыгайте на расстоянии 2-ух стоп от связующего.
НЕОБХОДИМО

прыгать при каждой передачеНеобходимо прыгать при каждой передаче, таким образом вы будете отвлекать на себя центрального блокирующего и вам партнер будет наносить удар с одиночным блоком.
НАПРАВЛЕНИЕ

направлять мяч в незащищенную блоком зонуПри ударе смотрите на положение блокирующих игроков и cтарайтесь направлять мяч в незащищенную блоком зону. «Разворачивайте» мяч влево и вправо от центрального блокирующего.

Предыдущая страница Оглавление

sport-world.ucoz.ru

Нападение в волейболе вторым темпом

Техника нападения вторым темпом

 

Если рассматривать процентное соотношение между количеством передач, отдаваемых в 3 и в 4 зону, то соотношение будет приблизительно 30% к 70%, что говорит о том, что гораздо больше передач отдается для атаки вторым темпом. Это закономерность становится очевидной, если понять, какие по разновидности передачи отдаются в 3 и в 4. В 3 основной комбинацией является «взлет», который возможно сыграть только при хорошей доводке мяча. А, соответственно, почти все остальное дается в 4 зону. (Здесь не учитываются передачи на вторую линию и комбинации разыгранные командой). Соответственно, к игроку 4-ой зоны предъявляются достаточно жесткие требования, так как от его игры зависит львиная доля очков, набираемых командой. В командах с невысоким уровнем игры перевес между количеством мячей отыгрываемых первым и вторым темпом может даже превышать отношение 30 к 70, так как при недостаточно хорошей доводке и связующем первый темп прыгает на голодном пайке, что не есть быть хорошо.

Начнем по порядку. Думаю не стоит рассматривать нападение с самого начала. То есть научить нападать заочно я не смогу — это надо видеть и делать самому. Я смогу затронуть некоторые важные детали, которые неплохо было бы знать.

Разбег.

Разбег это один из основополагающих моментов удара, так как при неправильном разбеге вы не нанесете хорошего результативного удара. На рисунке схематически нарисован разбег игрока 4 зоны. Разбег происходит из аута по дуге к месту атаки (конечно, разбег может варьироваться в зависимости от передачи). В конечном положении (перед ударом) вы должны находиться либо перпендикулярно к сетке, либо несколько развернуты «в площадку». Объясняю почему. В исходном положении лицом к сетке у вас много возможностей нанести удар — «блок аут», «в линию», «по ходу». Если же вы при разбеге сильно разворачиваетесь, то сами себя загоняете в неудобное положение, когда сам удар будет наноситься исключительно «в ход», который, в основном, и закрывается блоком (зональный блок закрывает 6 зону).

Техника удара «поверх» блока.

В четвертой зоне очень ценятся высокорослые игроки с хорошим прыжком. И это неспроста. Самым сложным ударом для защиты является удар «поверх блока». Нанести его, в принципе, не так сложно, но это надо научится делать, так как тут важна высота «съёма». Обратит внимание на свою руку при ударе. Чтобы ударить «поверх» блока в сам момент удара рука должна находиться в таком положении — поднимите руку над головой, а затем не сгибая руки, опустить ее немного вниз. Вам кажется, что это не удобно и высоко? Это достаточно высоко для удара «поверх» блока (правда здесь все еще зависит от ваших ростовых данных и прыжка. Нет смысла учиться бить таким образом, если вы выпрыгиваете над сеткой на 20 см). Поначалу удары будут не получаться: мяч будет улетать в аут, но постепенно вы научитесь играть мяч именно на нужной высоте, а сила удара придет постепенно. При ударе «поверх» блока мяч должен направляться в 8-9 метр, это практически мертвая зона для защиты, тем более если вы овладеете таким ударом, то сможете нападать в наименее защищенные зоны. При тренировке такого удара постоянно обращайте внимание на свою руку и прыжок. Необходимо прыгать в нужно месте, не залазить «под мяч» и не слишком далеко от мяча, так как тогда о высоте «съёма» говорить не приходится.

Результативность

Нападая в 4 зоне, вы все время должны пользоваться той привилегией, что вы играете на краю сетки. Это очень удобно, так как практически любой мяч можно «выиграть» несложным ударом — «блок аут» (то есть намеренно ударить в край блока, чтобы мяч улетел после касания в аут). Этот удар очень хорошо «ставится» на тренировке — вы нападаете из 4 зоны, а партнеры ставят вам блок. И вашей задачей является нанести удар вышеизложенным способом.

Удар в линию. Это самый часто употребляемый удар. Его необходимо наносить в 8-9 метр, так как игроку стоящему «в линию» данный удар будет приходиться на уровне лица или груди (в зависимости от того как он стоит), а принять такой удар нелегко.

Если вы видите, что блокирующие не успели «сомкнуться», то разумно нанести удар «между блоком» как можно сильнее — в итоге мяч полетит в ту зону, которую должен был закрывать блок и игроки будут не готовы «поднять» такой мяч.

При очень плохой передаче, когда мяч падает возле самого троса, но вы еще можете сыграть его, а соперник ставит блок, не давая перевести мяч кулаком, то следует применить простой способ — бьете мяч кулаком в потолок, так чтобы мяч коснулся блока. Иногда такой способ очень помогает. А если не попали, то никто вас винить не станет — момент очень сложный.

Вот, мне кажется, и все. Если вас что-то еще заинтересует, то пишите — статья может быть дополнена или я отвечу вам в личным порядке по электронной почте.

 

fivb.narod.ru

О тактике игры пасующего в волейболе — Волейбол — Каталог статей

Поначалу я хотел написать о связующих лишь для тех, кто в этом уже хоть немного разбирается. Поделиться, так сказать, собственным опытом. Однако потом меня посетила простая, но здравая мысль: что, если эти материалы будут читать те, кто еще ничего не знает о волейболе или только начинает в него играть? Поэтому я решил добавить о связующих кое-что еще, чтобы это было понятно совсем непросвещенным.

Кто такой связующий?

Их называют по-разному: связующие, пасующие, разводящие, плеймейкеры… До сих пор считается, что адекватного названия для четкого определения амплуа этого игрока не найдено. Разбирая роль связок в разных командах можно предположить, что это во многом происходит из-за того, что роль таких игроков зависит еще и от стиля игры команды, в которой они играют.

В дальнейшем я буду называть игрока этого амплуа связующим, или связкой, поскольку такое название более полно отражает роль этого игрока. По крайней мере — в моем понимании. Впрочем, это не исключает иных толкований функций связующего: как я уже говорил, это во многом определяется стилем и манерой игры команды.

Чем это название отличается от других?

Название «пасующий» — это всего лишь тот, кто пасует. Его задача — отдать удобный пас под нападающий удар. Это название как бы подчеркивает техническую сторону данного амплуа. Название «разводящий» — несет тактический оттенок: предполагает «разведение» нападающего своей команды и блока противника в процессе игры. Названия «плеймейкер» или «диспетчер» более приняты футболе или баскетболе. Я уж не говорю о таких экзотических специализациях как «квортербек» или «питчер». Значение связки в волейболе неизмеримо выше, чем, к примеру, плеймейкера в футболе. Связующий — это и то, и другое, и третье. Команда не может играть без связующего также как суставное сочленение не может работать без связок. Эта аналогия, конечно же, не более чем иллюстрация (в стиле комикса), но все-таки она кое-что уже проясняет. В каком-то смысле связующего можно назвать и «серым кардиналом» волейбола, который делает игру, чаще всего, оставаясь при этом в тени.

Так в чем же дело?

Все дело в том, что классический волейбол — игра в некотором смысле исключительная, не имеющая более аналогов в мире спорта. В волейболе необычайно высоко значение психологической и духовной составляющей личности. В особенности это касается личности связующего, который должен соединять в себе не только виртуозную технику и незаурядное тактическое мышление (высокий игровой интеллект), но и также сниженную чувствительность к внешним воздействиям отрицательного характера.

Последнее обстоятельство делает его полной противоположностью нападающим, чувствительность которых очень высока и все время требует, если так можно выразиться, положительной психологической подкачки.

Я мог бы значительно более детально разобрать личные качества связующего — а это само по себе необычайно интересно (впрочем, то же можно сказать и о личности нападающих и защитников), однако это не входит в задачи данной статьи.

Задачи связки

Если вернуться непосредственно к игре в волейбол, то формально связка — это тот, кто обычно отдает второй пас, после которого и следует атака. В этом смысле он как бы связывает защиту и нападение. В командах с сильным нападением связующий чаще всего просто подносчик снарядов. Однако я считаю такое отношение к роли связующего неправильным по своей сути.

На мой взгляд у связки три основные задачи:
техническая — переводить принятый защитой мяч удобным пасом под нападающий удар во время розыгрыша конкретной комбинации или доигровки;
тактическая — проводить тактические задачи команды «в жизнь», менять тактику команды в зависимости от противодействия соперника;
психологическая — поддерживать благоприятную обстановку в команде, предупреждать и ликвидировать критические моменты в процессе игры.

Связка и команда

Игровое лицо команды во многом определяется манерой игры связки. Манера же игры связки — это, как правило, неповторимое сочетание индивидуальных свойств игровой и человеческой личности связующего. И чем более оригинально это сочетание, тем более непохожей на другие может сложиться, в конечном итоге, команда.

Как стать связующим?

Если у команды, в которой вы играете, есть большое желание играть, но нет сколько-нибудь опытного связующего, то у вас есть все шансы стать игроком, которому команда «доверит» пасовать. Особенно если вы играете хуже других. Или неумело бьете по мячу.

В начинающих командах чаще всего связующих так и выбирают. Все хотят бить по мячу, но никто не хочет защищаться, блокировать или пасовать. Поэтому связкой назначают, как правило, того, кто плохо бьет.

Это в корне неправильно. Правильнее будет, если функции пасующего возьмет на себя наиболее опытный и техничный игрок. Поскольку с удобного паса легче ударить неумелому нападающему, чем с неудобного паса — умелому (конечно, если только он — не мастер экстракласса, который может хорошо ударить практически по любому мячу, поднявшемуся над сеткой). Правильно «подвешенный» мяч сам притягивает руку. Если верно организовать игру, то команда даже с относительно слабым нападением сможет успешно сражаться с более сильными командами. Разумеется, при условии, что те не имеют хорошей связки.

Если в футболе и хоккее вратарь это полкоманды, то связка в волейболе — это три четверти команды. А иногда и больше.

Как разглядеть будущего связующего?

Настоящую связку всегда можно распознать по особому «кружавчатому» пасу. Когда пасует прирожденный пасующий, создается впечатление, что мяч немного светится и летит как-то по-особому. Можно даже предположить, что связующий, подержав мяч в руках это короткое мгновение, «заряжает» мяч, как экстрасенс — воду. Ударить по такому мячу — подлинное удовольствие. И зрителю это также хорошо заметно.

Расположение связки

Большинство связующих располагается во 2-м номере или между 2-м и 3-м номерами. Это место удобно как для самой связки (он находится практически в углу площадки и видит всех своих партнеров), так и для нападающих, поскольку наиболее сильный нападающий играет, как правило, в 4-м номере. Связующему не следует слишком прижиматься к боковой линии: это будет препятствовать атаке из-за его спины из 2-го или 1-го номеров.

Теперь о том же, но более подробно

Чтобы лучше постичь смысл амплуа связующего, разобьем игру на отдельные составляющие и проанализируем их с точки зрения связующего.

В принципе, волейбол — игра простая. Если не сказать: очень простая. По крайней мере — если взглянуть на нее формально. Она включает в себя минимум четыре хода: 1) подача, 2) прием, 3) пас на атаку, 4) атака.

Такова эта игра в идеале. Если следовать подобной логике, то принимающая сторона всегда должна выигрывать. К счастью, идеального волейбола не существует. Иначе в него было бы не интересно играть.

В волейбол играют обычные люди. Причем, с обеих сторон от сетки. Эти люди имеют свойство ошибаться. Причем гораздо чаще, чем этого хочется, если они играют с «этой» стороны площадки и гораздо реже, если — с «той». Об этом связующему никогда не следует забывать.

Поэтому к вышеупомянутым 4-м элементам необходимо добавить также еще и пятый: доигровку. Думаю, не слишком ошибусь, если скажу, что этот элемент не только наиболее трудный, но и наиболее интересный.

Действия связки при «доводке»

Связующий может выбрать одно из трех продолжений: пасовать, скидывать или атаковать самому. Чаще выбирается первое продолжение. Реже — второе и третье. Обычно в том случае, если защита не ждет подвоха. Если внимание защиты полностью сосредоточено на нападающих, то не грех и скинуть. Скинуть можно либо в прыжке в середину площадки (это надежнее), либо из опорного положения за спину в зону 4-го номера соперника впритирку с сеткой (этот трюк куда как более впечатляющий, хотя и более рискованный).

Атака связки, как правило, осуществляется при высоком, удобном для нападения пасе. Такое продолжение окажется тем более неожиданным, если связующий имеет обыкновение пасовать в прыжке. Поэтому очередной «выпрыг» связки не вызовет подозрения у защиты и позволит прицельно и беспрепятственно ударить по мячу. Преимущество при исполнении этого технико-тактического действия имеют леворукие связующие. Как показывает практика, атаки связующего проходят без блока и заставляют соперника нервничать. Атаку связки часто применял в своей практике легендарный связующий сборной СССР Вячеслав Зайцев.

Впрочем, этим продолжением не следует слишком увлекаться, поскольку защита соперника сумеет быстро приспособиться. К тому же от однообразия действия может пострадать игра собственной команды, что противоречит задачам связующего.

Действия связки при проведении наигранных комбинаций

Основные комбинации расписаны в различных учебниках и пособиях, поэтому действия связующего на этой стадии игры более или менее понятны. Существенное расширение арсенала нападения может быть достигнуто через подключение к атаке 1-го, 5-го и даже 6-го номеров, которые играют роль своеобразных полусредних (как таких игроков называют в футболе при игре по т.н. системе «дубль-вэ»).

Если связка играет в передней линии, то это несколько снижает атакующий потенциал команды. В этом случае роль основного нападающего из второй зоны может исполнить игрок, находящийся в первой зоне. Такую атаку часто демонстрирует Нский «Спутник», когда Света Крылова (связующая) играет в передней линии, а Ольга Коломейцева нападает из 1-й зоны. Эта «сладкая парочка» исключительно сыграна и выдает необычайно высокую эффективность при проведении такого рода атак.

Направление и темп атаки

Если по каким-то причинам эффективность атаки вашей команды невысока и мяч подолгу держится в игре, то связка должен пасовать таким образом, чтобы защита соперника постоянно оказывалась в условиях дефицита времени и позиционного дискомфорта, что вынуждало бы ее (защиту) постоянно перестраиваться. Другими словами: связующий должен пасовать так, чтобы «растащить» защитные порядки соперничающей команды. В таких экстремальных условиях вероятность промаха защитников существенно возрастает.

В доигровке важен не только неожиданный или скрытый пас (направление атаки), но и скорость, с которой проводится доигровочная фаза (темп атаки). Скорость доигровки можно в значительной степени увеличить, если пользоваться короткими и низкими пасами («стрелками» и «квейками»). Ускорение атаки произойдет и в том случае, если связующий будет выходить на «доводку» и, встречая мяч в воздухе, пасовать в прыжке. Последнее действие может вдвое сократить время на атаку по сравнению с таким же пасом связующего, который отдает его, находясь в опорном (стоячем) положении.

Скоростные атаки оказываются грозным оружием, даже если нападающие вашей команды не слишком умелы, поскольку блок не поспевает за стремительным развитием событий и его можно элементарно «загонять». Блокирующие, в конце концов, либо опоздают с прыжком, либо не синхронно выпрыгнут, либо зацепят сетку, либо ошибутся как-нибудь еще. Паника в задней защитной линии соперника при проведении скоростных маневров обязательно также будет возрастать, что рано или поздно приведет защиту к позиционным или техническим промахам.

Оценка состояния партнеров и варьирование ритма игры

Однако торопиться следует не всегда. Чтобы скорость атак не пошла во вред вашей собственной команде, связующий периодически должен смотреть в глаза «своим» нападающим с тем, чтобы оценить: на что они способны в данную минуту. Это необходимо, чтобы не завязывать комбинации, к которым нападающие не готовы физически или тем более — морально. Такое случается, скажем, после продолжительных розыгрышей или в момент расконцентрации внимания при сомнительных обстоятельствах — например, из-за решения судьи, которое покажется вам неправильным, — или в период непроизвольной релаксации.

Правильную ритмику тактических действий в доигровке можно также достигнуть путем чередования длинных и высоких розыгрышей с короткими и низкими. Ритм игры — это как биение сердца: нельзя допустить, чтобы оно было неестественным.

Навязывайте сопернику такой ритм розыгрышей, какой удобен вам и вашей команде. Вам это на руку, а сопернику будет дискомфортно.

Игра на «чужой» половине площадки

Самой распространенной ошибкой в игре связующего является его сосредоточенность лишь на происходящем только на «своей» половине площадки. Игнорирование происходящего на половине поля соперника, приводит к быстрому проигрышу команды. Такое случается даже в практике команд мастеров. Это связано: во-первых, с внутренним состоянием связующего, а во-вторых, с тем, насколько напряженно протекает партия. Связующие — тоже обычные люди и иногда их не хватает сразу на все.

Бывает, что связующий заиграется и начинает раз за разом выводить своих нападающих на двойной или даже тройной блок. Для команды это очень плохо, поскольку 2-3 неудачные атаки могут привести команду в состояние ступора. Это означает, что связка либо плохо маскирует свои намерения, либо совершенно не следит за перемещением блокирующих соперника.

В идеале связующий должен, что называется, «боковым осязанием» чувствовать не только своих, но и чужих игроков. Хотя вполне достаточно хорошо развитого бокового зрения. Обычным же приемом, помогающим избегать мощного блока соперника, является постоянное наблюдение связующим позиции игроков противоположной команды. А если есть такая возможность — то и тщательное «домашнее» изучение их манеры игры, чтобы легче было предвидеть их действия на площадке. Наверное каждый замечал, что легче всего играть с хорошо знакомыми соперниками.

Умение маскировать свои действия

Одно из важнейших умений связки — умение маскировать свои намерения. (Разумеется — от соперника!)

Связка может хорошо и удобно пасовать, но команда — проигрывать свои матчи один за другим. Если соперник без особых усилий читает вашу игру, то вы никогда не добьетесь высокой эффективности атак. Даже при умелых нападающих. Поэтому связующий должен пасовать так, чтобы направление атак, им задаваемое, всегда было неожиданным для соперника. Пусть — самую малость. Это поможет выиграть несколько мгновений, а с ним и розыгрыш мяча (может быть, решающего).

Можно, конечно, пасовать повыше, в глубину и полностью положиться на умение нападающих. Это иногда приносит успех, поскольку в волейболе любительском (а я рассуждаю именно о нем) умение выстраивать «железобетонный» блок значительно отстает от умения атаковать. Поэтому пасующему достаточно хорошо и удобно «накидывать» для «убойных выстрелов» нападающих. Однако такая игра, скорее всего, будет статичной и скучной, как всякая однообразная игра вторым-третьим темпом. И еще — неинтересной из-за отсутствия в ней мысли и риска.

Финты и другие трюки

Чтобы обманывать защиту соперника существует масса способов, финтов или трюков (можно называть их как угодно — сущность от этого не изменится). Каждый сколько-нибудь интересный связующий имеет на вооружении один-два или несколько уникальных финтов, которые являются органическим проявлением его индивидуальности.

Чем более ярко выражены личностные качества связки, тем более оригинальными приемами он пользуется для обмана защиты соперника. Тут уж, поистине, кто во что горазд. Кто-то пасует с каменным лицом и от головы; кто-то прикидывается более простым, чем он есть; кто-то артистически изображает то, что не собирается делать; а кто-то вообще играет из 4-го номера. Манера игры — это игровое лицо связки, его визитная карточка.

Начинающим связкам тут может быть только один совет: посмотрите, как играют другие связующие, примерьте на себя их манеру игры и те трюки, что они исполняют. Те, что для вас окажутся неудобными — потом отсеются сами собой.

И, пожалуй, вот еще один совет: изобретайте финты сами. Конечно, желательно этого не делать в самые напряженные и ответственные моменты решающих игр. Это занятие более подходит для тренировочных игр. На всякий случай постарайтесь приучить своих партнеров, что трюк может быть продемонстрирован в любой момент, неожиданно не только для соперников или партнеров, но и даже для вас. Чтобы потом не было недоразумений. А еще лучше — обсудите свой будущий шедевр с тем нападающим, которому предстоит завершить вашу титаническую интеллектуальную работу. Вообще старайтесь чаще обсуждать ситуации на площадке и варианты их развития. Когда вы поймете, как движется мысль нападающего, а он поймет вас, ваша сыгранность возрастет многократно, а ваше взаимопонимание будет осуществляться без всяких усилий — «само по себе». И у стороннего зрителя вызовет восхищение.

Связка и защита

Игра связующего во многом зависит от игры в защите. Если защита принимает и «доводит» мяч до связующего хорошо, то он, обладая достаточной квалификацией, также пасует хорошо и в нужном направлении. Случаи низкой квалификации связки здесь не рассматриваются, поскольку если связующий пасует плохо, то это совсем не связующий и надо гнать его из команды поганой метлой. (Можно, конечно, не гнать, а переквалифицировать — но это уже детали.) Поэтому если в защите и у связующего все в порядке, то результат атаки останется целиком на совести нападающего. На этой фазе игры роль связующего не так велика, хотя и здесь результат будет во многом определяться тем, насколько верно связующий игрок оценил положение и готовность своих нападающих и «чужих» блокирующих, провел комбинацию и «разорвал» блок.

Роль связки усиливается, если…

Роль связки усиливается, если прием недостаточно хорош. С хорошего приема любой чайник паснет. А если прием не совсем получился? Или совсем не получился? А это случается не столь уж и редко. В этом случае мне вспоминается, как такую ситуацию в своей книге (увы — но название я почему-то запамятовал) прокомментировал Григорий Мондзолевский (был такой легендарный связующий в сборной СССР еще до Зайцева). Он отрабатывал пас кончиками пальцев в стену из самых различных положений, стараясь не уронить мяч на пол, по 600 раз за тренировку! Поэтому в игре мог выдать удобный пас практически из любого положения, даже доставая мяч в падении!

Конечно, если демонстрировать такие «фокусы», то настроение «своей» команды непременно будет улучшаться. А это означает, что шансы на победу возрастут.

В любительском волейболе, конечно, такое вряд ли увидишь. Но ведь здесь никто этого и не требует!

Истинная стихия связующего

Полностью определяющей роль связки становится в фазе доигровки. Я бы даже сказал: доигровка — вот истинная стихия связующего. Именно здесь он может осуществить свое высшее предназначение — связать плохо или совсем не связываемое. Именно от связки, от синхронности его взаимодействия с защитой и нападением зависит эффективность последующей игры команды. Именно в доигровке связующий должен выполнять все свои ролевые функции одновременно.

Я намеренно не останавливаюсь на игровом взаимопонимании, поскольку без этого компонента команды как бы и не существует. Поэтому примем для простоты, что взаимопонимание в команде, как минимум, — достаточное. Если таковое имеется, можно рассчитывать и на слаженность последующих действий.

Действие связки в доигровке

Доигровочная фаза сама может состоять из нескольких ходов (или действий), развитие которых разворачивается иногда самым непостижимым образом. И предугадать их последовательность невозможно. Поэтому на площадке всегда надо быть готовым к самым различным неожиданностям. К любым — вплоть до «атомной войны».

Когда мяч подолгу держится в игре, то азарт — и зрителей и самих игроков — многократно возрастает. Всем становится интересно: кто на этот раз ошибется первым?

В доигровке резко возрастает роль случая, что делает волейбол игрой исключительно интересной. Поскольку случай — это ничто иное, как основа любой игры, ее непостижимая сущность. Иначе игра была бы не игрой, а строго предопределенной последовательностью событий. Что, разумеется, убило бы в зародыше любую игру.

В доигровке некогда подать знак партнерам, розыгрыш какой комбинации сейчас последует. Как поступать в таких случаях? Тут однозначных рецептов не имеется.

Можно заранее договориться с партнерами, где соломки постелить: как доигрывать те или иные ситуации. А если возникнут совсем непредвиденные продолжения, что бывает не так уж и редко? Поэтому договариваться в некотором смысле — даже вредно, это создает ненужные установки и мешает принятию правильных решений во время игры.

Можно целиком положиться на взаимопонимание с партнерами и доигрывать молча — не совсем, конечно, а в том смысле, что — не сообщая, куда будешь пасовать.

Можно голосом или взглядом дать понять: кому пойдет передача на следующую атаку.

Можно откликнуться на чей-то призыв (паснуть «на голос»). В этом случае важно, чтобы у каждого нападающего был свой собственный «позывной», чтобы легче было его опознать среди царящего на площадке в такие моменты хаоса. (А хаос хотя бы немного всегда присутствует на площадке: волейбол без эмоций — это не волейбол; если играть молча и размеренно, то эта игра потеряет слишком много в своей привлекательности.)

Можно также присвоить каждой комбинации какое-нибудь условное название. Конечно же — совсем не то, под каким она обозначена в руководствах по игре в волейбол. Причем лучше будет, чтобы условное название никак не ассоциировалось с общепринятым.

Например, у одной команды, с которой как-то довелось встречаться моей команде, связующий во время доигровки выкрикивал всякие непонятные словечки типа: «Утюг», «Блюз». Как казалось — совершенно не к месту. Однако пока мы хихикали и думали: «Прикалывается», — они нас разделали как Бог черепаху. А нам и противопоставить-то им ничего не нашлось. Позже выяснилось, что каждая комбинация у них имела не одно, а несколько названий, чтобы соперники в пылу игры не могли запомнить эти названия слишком быстро. Команда вообще была умная, подвижная и по-хорошему агрессивная. Кроме того — в репертуаре их связки было еще несколько отвлекающих слов, дабы окончательно сбить соперников с толку.

Чаще же всего во время доигровки команды действуют по ситуации. Нападающие должны при этом следить за мячом, а связующий пасовать так, чтобы не возникало сомнений: кому пойдет пас и как необходимо сыграть в данной ситуации.

Каждая из приведенных возможностей имеет свои плюсы и минусы. Я не останавливаюсь на них подробно, поскольку, на мой взгляд, они и так очевидны. Команда и связующий должны сами выбрать наиболее подходящую им возможность, сообразно своему характеру и стилю игры.

Действия связки в критические моменты игры

Эти моменты, как правило, — завершение сета, равный счет, а также ситуации, когда соперник «на ровном месте» вдруг начал набирать — одно за другим — очки, «а мы никак не можем». Если в начале партии еще можно позволить себе немного пофантазировать и поизобретать, то концовку и критическую фазу сета необходимо отыграть предельно собранно и строго. Хороший связующий должен предугадывать критические моменты игры и своевременно их ликвидировать.

В такие минуты рекомендуется:


1) играть на сильнейшего или наиболее стабильного нападающего;
2) собраться и не играть авантюрно — разыгрывать лишь наиболее хорошо отрепетированные комбинации, выдавать максимально удобный пас лишь под наиболее привычные или надежно получающиеся у нападающих удары;
3) слить воедино энергию всей команды;
4) подбадривать и активизировать (заводить) нападающих, не опускать рук, не раскисать и не утрачивать веры в окончательную победу;
5) взять минуту и успокоиться.

Другими словами — в критические моменты и, особенно, к концовке партии необходимо незаметно, но существенно усиливать свою игру.

Ситуация тупика

Если, играя связующего, вы вдруг почувствовали, что исчерпали все возможности для атаки, никогда не заявляйте об этом во всеуслышание. Отдайте мяч под удар сильнейшему нападающему или сделайте нестандартный ход — сыграйте так, как обычно не принято. Например, немотивированно сбросьте в заднюю линию. Иногда такие «фокусы» вполне успешно проходят из-за того, что соперник ждет шаблонного продолжения. От неожиданности хода защитные порядки соперника рассыплются. Если такой ход не принесет выигрыша, то, по крайней мере, хотя бы разрядит обстановку. Такое действие оправдано еще и потому, что связующему невозможно играть с ощущением тупика исчерпанных возможностей. В этом случае нужно либо выйти из игры, либо придумать нечто такое, чтобы творческий потенциал к вам снова вернулся.

Что не должен делать связующий

В некотором смысле связующий — это духовный лидер команды. Он никогда не должен терять уверенности в себе, партнерах и окончательной победе. Если связующий сникнет, то команда непременно проиграет. Кроме того, он не должен слишком увлекаться упреками в адрес партнеров за их подлинные или мнимые ошибки. Даже если вас всецело захватил азарт, и проигрывать не хочется ни за какие коврижки.

Волейбол — игра, которая невозможна без оплошностей. Как, впрочем, и любая другая. Хотя в волейболе цена ошибки неизмеримо выше. Необходимо спокойно принять для себя, что ошибаются все — даже самые маститые монстры. Но право на ошибку имеют не только они, но и любой начинающий дилетант. Очень важно не раздувать эту ошибку до небес, чтобы у «накосячившего» игрока не исчезло чувство уверенности в себе, и не повисли руки плетьми.

Как показывает практика, несправедливые замечания — а замечания в пылу игры воспринимаются исключительно как несправедливые — приводят к потере боевой концентрации. Они ввергают игрока в состояние подавленности. Что значительно более неприятно для команды, чем проигрыш одного мяча, поскольку вероятность конечного выигрыша существенно уменьшается, а играть с временно «мертвым» игроком на площадке — тяжелее, чем вообще без него. Он как камень тянет на дно не столько тем, что бездействует, сколько тем, что нервирует партнеров своим подавленным состоянием.

Помните: любая ваша слабость делает сильнее соперника. И чтобы «разубедить» его в этом потребуется приложить очень много дополнительных усилий.

В таких случаях в команде могут начаться раздоры или выяснения отношений, что скажется на игре команды отнюдь не положительно, поскольку для хорошей игры необходима максимальная сосредоточенность и концентрация на игре. Поэтому разборок на площадке следует, по возможности, избегать. В командах мастеров это понимают и, как правило, ошибающихся подбадривают. Лучше потерять мяч, чем товарища.

Что связующий может себе позволить

Роль связки на площадке необычайно велика еще и в профилактическом смысле. Связка, как правило, самый сильный духом и устойчивый к внешним воздействиям физического и психологического характера человек (тип темперамента — сангвиник, если пользоваться вышедшей из обихода психологов терминологией Векслера). Но в тоже время — с гибким и острым умом.

Помимо того, что связка своими пасами проводит тактику игры команды, он еще должен всеми силами укреплять общекомандный дух и уверенность в себе членов команды. Проще говоря — он должен найти слова или другие средства, чтобы убедить партнеров в том, что они способны на значительно большее, чем могут о себе предполагать.

Поэтому в обязанности связки входит внушение уверенности в себе отдельным игрокам, выведение их из состояния заторможенности и прострации, если они туда попали, подготовка состояния куража для всей команды (может быть, это несколько необычно звучит, но это вполне возможно).

Эта задача связки носит не столько тактический, сколько психологический подтекст. Она даже более значима, чем умение искусно пасовать и тонко играть тактически. Хотя любое удачное действие на площадке кроме выгоды (сиюминутного результата) имеет еще и благотворное психологическое воздействие. Оно способно поднять боевой дух команды без всяких слов. Так же — как неудачное — снизить.

Таким образом, хорошо бы, чтобы связка оказался еще и «немножко волшебником», совершая или подготавливая время от времени какие-нибудь маленькие чудеса.

Помощь команды

Замечу также, что лишь очень немногие личности способны удерживать команду в нужном тонусе и расположении духа в одиночку. Например, в случае большой разницы в классе. Если класс игроков не очень различается, то одному человеку такое чаще всего не под силу. В этом случае команда должна помогать связке. Иначе о победах можно навсегда забыть.

Заключение

Игру связующего можно (и нужно!) обсуждать чаще, поскольку это одна из самых сложных и творческих специализаций в волейболе.

Но на этот раз я остановился лишь на некоторых — довольно общих — моментах. На самых элементарных прописных истинах.

Можно, конечно, также разбирать те или иные нюансы в тактических схемах и комбинациях, но, как мне кажется, в данном случае важнее всего — дух, индивидуальность, личные качества, способность раскрываться таким образом, чтобы от этого выигрывала вся команда.

Играйте в волейбол!

volley-kharkiv.ucoz.ua

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *