Правила игр — Шашки

Шашки

В эту популярную настольную игру для двух игроков в Южной Европе играли еще в средние века, но, судя по всему, ее заимствовали из гораздо более древних игр, распространенных на Ближнем Востоке.

Каждый игрок старается «взять» (захватить и снять с доски) шашки своего противника либо же запереть их так, чтобы они не могли ходить.

Доска.
В шашки играют на квадратной доске со стороной от 37 до 41 см, сделанной из дерева, пластика или картона. Она разделена на 64 квадрата, по восемь с каждой стороны.

Светлые квадраты чередуются темными (обычно это черные и белые, иногда черные и красные или красные и белые). Игра ведется только на квадратах одного цвета — обычно темного.

Шашки.
У каждого игрока имеется комплект из 12 шашек — деревянных или пластмассовых дисков диаметром от 3 до 4 см и толщиной примерно 1 см. Один комплект обычно белый, а другой — красный или черный.

Цель игры.
Игрок стремится взять все шашки своего противника или расположить собственные шашки так, чтобы противник не смог сделать ни одного хода.

Начало игры.
Игроки садятся друг напротив друга и ставят доску так, чтобы игровые квадраты находились с левого края первого ряда. Чтобы определить, кто в первой партии будет играть темными, тянется жребий. Затем игроки в последующих партиях играют темными по очереди.
Перед началом игры каждый игрок расставляет свои шашки на игровых квадратах на трех ближайших к нему рядах. Первый ход в партии всегда делают темные.

Ходы.
Каждый игрок может по очереди сделать лишь один ход. Так как игра ведется на квадратах только одного цвета, все ходы делаются по диагонали. Обычные шашки (а) можно двигать только вперед; двойные шашки, или дамки, можно двигать и вперед, и назад (б). Шашку можно передвигать лишь на свободный квадрат.

«Тронул — ходи».
За исключением тех случаев, когда игрок уведомил о желании упорядочить расположение шашек на квадратах, он должен, делая ход. двигать первую шашку, до которой дотронулся. Если игрок первой коснулся шашки, которая не может ходить, ему сначала делают предупреждение, а при повторном нарушении засчитывают поражение.

Ходы и лимит времени.
Если в течение пяти минут игрок не сделал ход. специально назначенный хронометрист должен объявить: «Время!» После этого участник игры обязан сделать ход в течение одной минуты либо признать поражение вследствие цейтнота (в ряде турниров гроссмейстерского уровня игроки обязаны сделать определенное количество ходов за установленное время).

Ход без взятия шашки противника.
За исключением тех ходов, когда игрок берет шашку противника, он может передвинуть свою шашку лишь на смежный игровой квадрат.

Ход с взятием шашки противника.
Одной из целей игры является взятие (захват и удаление с поля) шашек противника. Шашку можно взять, если она находится на смежном с ходящей шашкой квадрате, а квадрат непосредственно за ней свободен (1).
За один ход можно взять несколько шашек при условии, что за каждой имеется свободный квадрат (2).
При любом удобном случае игрок должен брать шашки (даже если это приведет к тому, что его собственная шашка будет взята), а не совершать простые ходы. Если игрок может выбирать, сколько шашек он может взять в разных вариантах ходов, он вправе предпочесть взять меньшее количество (За), но если он начал ход, позволяющий ему взять больше шашек, он обязан продолжать его до тех пор, пока возьмет все доступные шашки (36).

Невзятие берущейся шашки.
Если игрок не берет шашку, когда ему предоставляется эта возможность (1а), то, по современным турнирным правилам, его соперник обязан указать ему на ошибку вынуждая вернуть на прежнее место шашку и сделать ход со взятием (16).
Это правило заменило старое правило «фука», когда игрок лишался шашки, сделавшей ошибочный ход без взятия шашки соперника.

Проход в дамки.
Когда шашка достигает последнего ряда доски (известного как «коронный»), она становится дамкой и «коронуется» помещением сверху другой шашки того же цвета (2). После превращения шашки в дамку ход игрока всегда заканчивается.

Ничья имеет место, когда никто из игроков не способен взять все шашки противника или запереть их (За, 36), Если один игрок оказывается в более выгодной позиции, от него могут потребовать реализовать выигрыш в течение 40 собственных ходов либо же установить неоспоримое преимущество над соперником. Если ему это не удается, игра считается ничьей.

В предыдущей статье правила игры: Пачизи.
В следующей статье правила игр: Турнирные шашки, Поддавки, Диагональные шашки, Итальянские шашки, Испанские шашки, Немецкие шашки, Русские шашки, Континентальные шашки, Канадские шашки, Турецкие шашки, Шашки «Го-моку», Шашки «Лиса и гуси», Вариант с четырьмя гусями, Вариант с двенадцатью гусями.

gamerules.ru

Правила игры в шашки. Как играть в шашки.

В данной статье будут указаны основные правила игры в шашки. Существует множество различных видов игры в шашки (по каким признакам они отличаются мы уже писали в этом разделе), поэтому постараемся дать общие правила для шашек. Если вас интересует правила игры в конкретный вид шашек, то выбирайте соответствующий раздел, например, правила игры в русские шашки или правила игры в международные шашки и т.п.

Начало игры в шашки

В шашки (draughts по-английски, checkers по-американски) играют двое оппонентов, они располагаются за шашечной доской друг напротив друга. Размер доски и первоначальная расстановка шашек зависит от вида игры. В распоряжении одного шашки светлого, чаще всего белого цвета, а у другого шашки темного, чаще всего черного цвета. В начале партии в наличии имеются только простые шашки, но во время игры есть возможность превращения простой шашки в дамку. Это происходит, когда ваша шашка достигает первой линии доски лагеря соперника.

Ход игры в шашки

Партнеры по игре в шашки ходят по очереди. Ходом является перемещение своей шашки с одного поля на другое поле доски. Шашка может ходить только вперед на 1 клетку, если путь ей преграждает шашка соперника, а за ней есть пустое поле, то можно перепрыгнуть через нее, тем самым съев вражескую шашку, которая снимается с доски. В зависимости от вида игры в шашки дамка ходит по-разному. Но для лучшего понимания отличия дамки от простой шашки мы приведем пример хождения дамки в русских шашках — дамка может перемещаться в любом направлении диагонали на сколько угодно клеток, главное чтобы поле остановки было свободным.

Выигрыш или ничья

В шашках выигрывает тот, кто съедает все шашки соперника или делает так, что оппонент не может сделать ход, например, запирает шашку своими двумя. Ничья в партии достигается по соглашении сторон или при троекратном повторении позиции. Существуют и другие варианты достижения победы или ничьи, но они специфичны для определенных видов игры в шашки.

wmsg.ru

Шашки. Виды игры в шашки

Шашки — это интеллектуальная спортивная игра для двоих. Играют в нее на специальной доске особыми фишками — шашками. Существуют разнообразные  варианты шашек, которые отличаются друг от друга по одному или нескольким признакам. Далее я укажу эти признаки с примерами.

1) Размер шашечной доски

Большинство игр в шашки проводятся на досках в 64 клетки, например: русские, английские шашки — чекерс, бразильские, армянские шашки — тама, испанские, итальянские, пул чекерс, турецкие шашки. В международные шашки играют на 100-клеточной доске 10х10. А на самой большой шашечной доске — 12х12 игра проводится по правилам канадских шашек.

2) Кто первым делает ход

Так в международных, бразильских, русских шашках игру начинают белые, а в английских шашках и пул чекерс первыми ходят черные.

3) Первоначальная расстановка шашек на доске

Размещение шашек на тёмных полях по диагонали: русские, английские, бразильские; а в испанских шашки расставляются по диагонали на белых полях. В турецких шашки ставятся не на диагонали, а на все поля второй и третьей горизонтали.

4) Направление хода и взятие шашек

В большинстве случаев по диагонали, но могут и по вертикали/горизонтали, как в армянских шашках — тама или турецких шашках.

5) Возможность взятия шашки назад

Так в международных, русских, бразильских шашках не только возможно взятие шашки назад, но это является обязанностью играющего. В английских, испанских, турецких шашках назад брать шашку соперника нельзя.

6) Поведение дамки

В канадских, бразильских, русских шашках дамка ходит на любое количество полей по диагонали. В итальянских и английских шашках дамка может перемещаться только на одну клетку.

7) Превращение в дамку

В русских простая шашка при взятии, попадая на последнюю горизонталь противника превращается в дамку и может сразу взять другую шашку соперника, если есть такая возможность. В международных шашках превращением в дамку ход завершается, либо если есть возможность взятия шашки назад по правилам простой шашки, то тогда берется шашка соперника, при этом превращения в дамку нет, а шашка остается простой.

История шашек

Игры, похожие на современные шашки, известны человечеству с древних времен. Так, в Уре был найден аналог шашечной доски, возраст находки около 5000 лет. В британском музее можно увидеть древнеегипетские доски для игры в шашки, которые были обнаружены в гробницах и усыпальницах. Упоминания об играх подобных шашкам есть в древнегреческих и древнеримских источниках. Считается, что современный вид шашек эволюционировал из упоминаемой в 10 веке арабской игры — Алькерк. Правила игры в неё можно найти в испанской книге об играх датируемой 13 веком. В 1243 году Филипп Мускат упоминает о правиле превращения шашки в дамку. А в 1535 году вводятся правила обязательного взятия шашек соперника при наличии такой возможности. И игра с тех пор уже соответствует современным английским шашкам.

Шашки, как спортивная игра

В 19 веке берут начало национальные чемпионаты по шашкам, так в России был проведен турнир в 1896 году, который выявил первого чемпиона России по шашкам — Сергея Андреевича Воронцова. В Великобритании и странах, подверженных ее влиянию проводились чемпионаты по английским шашкам — чекерсам. Первый мировой чемпионат по английским шашкам был проведен в 1840 году.  Крупные турниры по стоклеточным французским шашкам (сейчас известны нам, как международные шашки) начали проводиться также в 19 веке, так первый мировой чемпионат состоялся в 1894 году. Его выиграл француз Исидор Вейс, который был бессменным чемпионом по международным шашкам на протяжении последующих 18 лет.

В 1947 годы появляется международная федерация шашек, которая стала проводить чемпионаты мира среди мужчин с 1948 года, а с 1973 года и среди женщин. Помимо чемпионатов мира по международным шашкам, проводятся мировые первенства по бразильским шашкам (с 1985 года), русским шашкам (с 1993 года), а совсем недавно, в 2014 году был проведен первый чемпионат мира по турецким шашкам.

Здесь вы можете прочитать о комбинациях в шашках, а перейдя по следующей ссылке о простых приемах в шашках.

wmsg.ru

Дуальные шашки

Недавно в интернете меня привлекло внимание странное название одной шашечной игры – шашки Тима. Расстановка шашек весьма оригинальная! Чёрные на чёрных полях, а белые на белых полях. В начале, игра может показаться сложной, но это лишь сиюминутное явление, без привычки.

Идея этих необычных шашек принадлежит Ахмадилю Нуртазаеву из Казахстана.

Правда, из приведённого кусочка партии в интернете, на сайте «Настольные игры» (1.d3-e4 f6-e5 2.e4-e5 d6-f4 3.f3-f4 b6-c5), понять игру практически невозможно. Поэтому игра за 4 года не получила ни одного отзыва.

«Изобретатель» шашек Тима не удосужился представить дамочный эндшпиль, если не считать одного прописного пункта: «при бое простой двух или более шашек через поле превращения она не превращается в дамку и продолжает бой по правилам простой». При таком описании, да ещё без примеров, сомнительно, что можно научиться играть. В другом пункте «автор» игры вводит очень редкое правило: «для шашек, оказавшихся на «территории» противника, правила ходов и взятий (диагональных) как в обычных шашках», поэтому на втором ходу чёрные вынуждены бить одну шашку – 2…d6:f4, а не будь этого «территориального» ограничения, то чёрные должны были бить 2…d6:f4:f3. То есть, сначала прошёл бы диагональный удар потом вертикальный (смотрим диагр. № 6).

В данном случае правило «территориального ограничения» введено необоснованно. Оно не только не обогащает, но и сильно сужает тактические возможности игры. Вероятно «автор» игры вспомнил японские шахматы и решил перенести этот элемент правил в шашки, но проблема в том, что в шахматах «Восходящего солнца» есть такое понятие как – сброс фигур, тем и обуславливается территориальное ограничение.

Переход шашек с белых полей на тёмные (при бое) и наоборот, а также возможность всестороннего взятия простой шашки (диагр. № 2) привлекло моё и Виктора Байгужакова особое внимание. При таком, незначительном изменение правила боя увеличивается игровое пространство доски (задействуются все 64 поля).

Перейдём к более подробному описанию правил игры.

Правила игры в дуальные шашки

1. Исходное расположение – белые на белых клетках, чёрные – на чёрных (отсюда и название игры, предложенное В.В. Байгужаковым), см. диаграмму № 1.



диаграмма 2диаграмма 3

2. Шашки ходят как в русских классических шашках, но – белые по белым, чёрные по чёрным клеткам; начинают белые.



диаграмма 4диаграмма 5

3. Если шашка соперника оказывается рядом, на одной из четырех соседних клеток (диаграмма № 2 – горизонтально или вертикально), то ее необходимо взять (прямое взятие), встав на ее место. Например: 1.f3-e4 d6-e5 диаграмма № 4, белые должны бить 2.e4:e5 диаграмма № 5, чёрные в свою очередь бьют 2…f6:d4:d3 диаграмма № 6, сняв две шашки. Белым предоставляется два варианта боя 3.c2:e4 или 3.e2:c4.

4. Разрешается несколько взятий подряд, как по вертикали и горизонтали (прямые взятия), так и по диагонали (как в русских классических шашках) в т.ч. если сочетаются прямые и диагональные взятия (диаграмма № 7).



диаграмма 6диаграмма 7

Позиция возникла после ходов 1.b3-a4 b6-c5 2.a2-b3 f6-e5?? 3.d3-e4! e5:e4 4.f3:d5:d6:b4! и белые остаются с двумя лишними шашками. Рассмотрим другой вариант боя, который был у белых: 4.f3:d5:c5? d6:b4:a4! с выигрышем шашки, а после 4…d6:b4:b3 белые отыгрывают шашку ходом 5.b1-a2 =.

5. Дамка ходит также как в русских кл. шашках, но бьёт не только по диагонали, а по вертикали и горизонтали. Если дамки предоставляются прямые взятия, то она может бить только те шашки (дамки), которые стоят на полях противоположного цвета (диаграмма № 3). В этой позиции белых четыре возможных удара:

1.) 1.d5:a8:a5:h5; 2.) 1.d5:a8:d8:d3; 3.) 1.d5:a5:h5 и 4.) 1.d5:d8:d3. Побить чёрные шашки d3 и h5 белая дамка не может, т.к. они находятся на тех же белых полях, что и белая дамка.

Дамочный эндшпиль в дуальных шашках разыгрывается намного проще, чем например, в русских классических шашках. Здесь нет нудных (тяжёлых и многоходовых) окончаний. В тоже время эндшпиль не лишён эстетики и зрелищности. Здесь возможны красивые этюды и все остальные жанры композиции. Для иллюстрации игры рассмотрим несколько композиций.



диаграмма 8диаграмма 9

На диаграмме № 8 у чёрных открыты все дамочные поля, т.е. мотив комбинации налицо. 1.ba4 a:a4 2.cd5 d:d5, не меняет дела бой 2…е:d5. 3.gh5 h:h5 4.hg4! h:f3 5.ef2 e:e2 6.hg2! f:h2 7.d:f3 h:e4 8.ab3 a:c2 и белые наносят удар, снимая с доски семь шашек. 9.b:d3:f5:f6:d8:a5, можно и — :d5:e5:b8X. :d5:e5X.

Диаграмма № 9. 1.b5-a6 a7:a6 2.g2-h4 h5:h4 3.e2-f3 f4:f3 4.f1-e2 f3:d1 5.h2-g2 h4:f1. Белые проводят комбинацию «Лестница». 6.b1-c2 d1:b3 7.a2:c4 f1:b5 8.a4:c6:d6:f8:h6:c1. Заметим, что белая дамка находясь на поле h6 не может бить чёрную шашку на а6 (второй раз перескакивать через чёрную шашку d6 нельзя). 8…a6-b5. Если 8…b8-c7 (белая дамка с1 может бить вертикально и горизонтально, лишь те чёрные шашки, которые находятся на белых, то есть на противоположных полях). 9.c1-f4 c7-b6 (на 9…a6-b5 следует 10.f4:b8:b5x) 10.f4-e3. Белая дамка напала на чёрную шашку б6. 10…a6-b5 (после 10…b6-a5 11.e3-c5! чёрные попадают в цугцванг! 11…a5-b4 12.c5:a3:a6 X., а на 11…а6 –b5 белые бьют горизонтально – 12.c5:b5:a5 X). 11.e3:a7 b5-c4 12.a7-e3 и на 12…c4-b3 (12…c4-d3 13.e3:d3 X) 13.e3:b3 Х. 9.c1-f4. Белая дамка сильно ограничивает действия чёрных шашек и у них остаются единственные ходы. 9…b8-a7 10.f4-c7!! b5-a4 11.c7-b8! a7-b6. Нельзя играть 11…a4-b3 из-за 12.b8:b3 X. 12.b8-a7 b6-a5 13.a7-e3 a5-b4 14.e3-d2! a4-b3. Не спасает и 14…b4-a3 15.d2-c3! a3-b2 (15…a4-b3 16.c3:b3:a3X) 16.c3:a1:a4X. 15.d2:a5 b3-c2 16.a5-e1! c2-b1 17.e1:b1X, 16…c2-d1 17.e1:d2X.



диаграмма 10диаграмма 11

Диаграмма № 10. 1.gh5!! h:h5 2.ab3! b:b3:d1 3.gf3 d:g4 4.a:f5:f6:d8:a5:h5X.

Диаграмма № 11. 1.dc7! b:d6 2.ab8 dc5 (2…ab1 3.b:b1X, 2…de5 3.b:h3:a2X). 3.ba7! Вилка. 3…cb4 (3…ab1 4.a:g1:b1X) 4.a:a2 bc3 5.ad5! cb2 (5…cd2 6.d:d2X) 6.dh2! ba1 7.h:a1X.

На диаграмме № 12 представлена простенькая задача на запирание простой шашки. 1.ba8 gf6 (A) 2.ce6 f:e6 3.ad5 e:c4 4.db3 c:a2 5.eb1. A) 1…gh6 2.eh7 h:h7 3.cf1 hg6 4.dh5 gf5 5.hg4 f:h4 6.ag2.

Автор: Тевелёв-Сладков Александр, п. Яхрома, специально для GAMBITER.RU

www.gambiter.ru

Все интересное для Вас!


Нарды. Шашки. Карты. Кости. Домино. Фокусы. Пасьянсы.Игры родителей с детьми.

ПАСЬЯНСЫ

Обыкновенный пасьянс, симпатия, бриллиант, судебная волокита, Екатерина великая, дамы кувырком, павлиний хвост, ковер, мельница, лев и солнце, часы, направо налево, волшебное кольцо, упрямая, радуга, бессменный магазин, желание, тайна, великая тайна, наполеон, малое пианино, демон, Монте-Карло, король Альберт, меттерних, кадриль, Паганини, вечный жид, огород, сер Томми, трилистник, фундамент, лабиринт, с квартиры на квартиру, 32 карты, лекарство от скуки, калейдоскоп, от нечего делать, гарем, восемь мудрецов, эгоист, черви, марьяж гадальщицы, ворожба.

ШАШКИ

Шашки — игра широко и давно известная, первое упоминание о ней встречается еще в XII веке. Играют на доске 8X8 клеток. Здесь приводятся не только традиционная игра, известная очень многим, но и несколько оригинальных вариантов, получивших распространение за рубежом.

ТРАДИЦИОННЫЙ ВАРИАНТ

На доске расставляют 12 белых и 12 черных шашек. Ставят только на черные клетки. Игру начинают белые: ход вперед по диагонали на одну клетку. Шашку противника можно сбивать («есть»), переставляя свою шашку на поле, следующее за шашкой противника, по диагонали. Бить можно несколько шашек, перескакивая по диагонали как вперед, так и назад. Нельзя уклоняться от сбивания шашки противника.
Если шашка достигает противоположной последней линии доски, она превращается в дамку (иногда на нее кладут еще одну шашку или переворачивают данную шашку, чтобы она была заметнее). Дамка может ходить по диагонали на любое количество клеток, а также сбивать (обязательно) шашки противника, расположен­ные по диагонали боя с перескоком через любое количество клеток до цели и после нее. Отсюда — стремление каждого игрока «пройти в дамки». Ограничение: при выборе, что бить, шашку или дамку противника, дамка обязана бить шашку.
Игра продолжается до тех пор, пока у одного из партнеров не будут сбиты все шашки, или до ничейного результата: дамка против дамки либо две дамки против дамки, находящейся на большой диагонали доски. При блокировке шашек противника, когда тот не может ходить ни одной шашкой, побеждает блокирующий.

ДИАГОНАЛЬНЫЕ ШАШКИ

Правила и цели игры те же, что и в традиционном варианте, но расставляются шашки по другой схеме.

АМЕРИКАНСКИЕ ШАШКИ

Этот вариант игры распространен также в Англии и отличается от традиционного тем, что обычные шашки имеют право бить только вперед, а дамки бить и ходить вперед и назад, но на одно поле, как и пешки. Остальные правила совпадают с правилами традиционного варианта.

ПОДДАВКИ
Широко известный в разных странах вариант игры в шашки, совпадающий по правилам с традиционным, но с другой стратегической целью: побеждает игрок, первым избавившийся от своих шашек на доске.

ТУРЕЦКИЕ ШАШКИ 

Играющие расставляют по 16 шашек. Шашки передвигаются на одно поле повертикали вперед и по горизонтали и бьют в этих же направлениях. Дамки передвигаются и бьют по горизонтали и вертикали в любом направлении на любое число полей. Игра идет до полного выхода с доски шашек одного из игроков или до ничьей — дамка против дамки.

ГО-БАН

Го-бан — аналог пасьянса «Леопард» для двух игроков.
Участвуют два игрока. Каждый получает по 12 шашек. Получивший белые шашки ставит одну из них на любой из квадратов доски. Затем точно так же выставляется в любом месте черная шашка, потом белая и так далее по очереди.
Цель игры — выставить пять из своих шашек в ряд по прямой линии — горизонтальной, вертикальной или по диагонали.
Играющий, увидев, что его противник выставил три из своих шашек в ряд по прямой линии, должен сейчас же возле них выставить в линию свою шашку. Если он этот момент пропустит и противник выставит в ряд четыре шашки, то он уже будет не в состоянии помешать выставить и пятую, так как не сумеет перекрыть ряд, действуя только с одного конца.
Когда противники выставили все свои 12 шашек, они по очереди начинают передвигать их, стремясь к той же цели — расположить пять своих шашек в ряд по прямой линии.
Передвигать шашки можно в любую сторону, но только на смежный квадрат, не занятый шашкой.
Каждая получившаяся комбинация из пяти шашек записывается (во избежание повторения) и приносит игроку 1 очко. Выигрывает получивший первым 10 оч­ков, за выигрыш ему записывается еще 3 премиальных очка.

ХАЧАПУРИ

1. Различна первоначальная расстановка шашек.
2. С головы за один ход можно снимать сколько угодно шашек.
3. Расчет происходит не за партию, а за разницу выброшенных шашек. В случае «марса» проигравший платит за удвоенное количество шашек, то есть за тридцать.

ЖАКЕТ

Отличается начальным расположением шашек: все белые линии располагаются на линии 1 дома черных, все черные шашки — на линии 1 дома белых. Остальные правила идентичны длинным нардам. Существует также вариант жакета.

ТРИКТРАК

Многие исследователи считают триктрак прадедушкой всех игр, где присутствуют доска и фигуры а ходы определяются броском костей. Доски и фигуры обнаруженные археологами при раскопках очагов культуры ранней Месопотамии, существовавшей за 3000 лет до Римской империи, весьма схожи с современными для игры в триктрак.
Традиционный вариант триктрака представляет собой описанную выше игру в короткие нарды — ее европейскую вариацию.

ГОЛЛАНДСКИЙ ТРИКТРАК

В этом варианте все шашки вводятся в игру с борта. Игроки поочередно бросают кости и начинают делать ходы, когда все шашки сняты с борта. Далее все идет по общепринятым правилам.

ЗМЕЙ

Эта разновидность триктрака популярна в США. Черные шашки располагаются следующим образом: две на линии 1, одна — на линии VIII и по пять — на линиях 12 и VI, как в традиционном варианте. Белые располагаются по две на линиях I, II и III и девять по борту. Играющий белыми обязан ввести все свои шашки в игру с борта и затем делать ходы по обычным правилам.

РУССКИЙ ТРИКТРАК

Все шашки, белые и черные, вводятся в игру с борта, причем вводятся в дом белых. Далее все они передвигаются в одном направлении 1-12 и XII — I в дом черных и выводятся на двор из дома черных.

ТУРЕЦКИЙ ТРИКТРАК

Расстановка шашек: пять белых стоят на линиях 1 в доме белых, шесть — на линии XII. Черные шашки располагаются симметрично. Для игры используется пять костей одновременно без учета дублей. Остальные правила остаются без изменений.

ПОГОНЯ

Исландский вариант триктрака. Расстановка шашек: шесть белых шашек на линиях 1—6 и шесть черных — на линиях I—VI. При бросках костей учитываются только единички, шестерки и дубли.
Дубль шесть дает право на удвоение хода (четыре раза по шесть). Прочие дубли не удваиваются. После выбрасывания дубля игрок повторяет бросок, пока на костях не выпадут разные очки.
Шашки, белые и черные, передвигаются по доске против хода часовой стрелки до тех пор, пока все шашки одного из игроков не будут сбиты.
Когда на доске у одного из игроков останется последняя шашка, правила для него изменяются. Этот игрок должен завести свою шашку в ближайший угол доски (линии 1, 6, 7, 12, XII, VII, VI, I). Из этого угла шашки переставляются только при выбрасывании очков один или шесть: дубли один или шесть дают право на два хода как обычный дубль. При выбрасывании единицы шашка передвигается в ближайший угол, при выбрасывании шестерки — через угол. Сбить эту шашку можно только в углу, если она не стоит при этом между шашками противника. Например, нельзя сбить шашку на линии 1, если шашки противника расположены на линиях 1 и 2.

 

dlya-vas.narod.ru

как расставить ловушки и не попасться самому

Спорт и отдых

19:46, 25 февраля 2016


26 — 27 февраля в Ступине пройдет чемпионат Московской области среди мужчин по русским шашкам. По этому поводу мы обратились к первому вице-президенту подмосковной Федерации шашек Дмитрию Разумовскому и попросили его преподать нам несколько уроков этой древнейшей игры.





Урок № 1: сильный и слабый фланги







Перед дебютным ходом попробуйте мысленно убрать три центральные шашки с доски. При этом у вас останется сильный (слева) и слабый (справа) фланги с пятью и четырьмя шашками соответственно. В начале партии старайтесь развивать свой сильный фланг, атакуя слабый фланг соперника, который находится напротив. Начинать партию со слабого фланга не рекомендуется.





Урок № 2: «отсталые» шашки







В начале партии у каждого шашиста на доске находится по две «отсталые» шашки – на клетках A1 и h3 у одного игрока и на клетках A7 и H8 – у его соперника. Необходимо как можно быстрее выводить их вперед и стремиться занять центр доски.





Урок № 3: «золотая» шашка







Так называемая «золотая» шашка находится на клетке E1 у одного шашиста и на клетке D8 – у другого. В любой момент она может прийти на помощь как слабому, так и сильному флангу или просто продвинуться по центру. Тренеры еще называют ее «скорая помощь» – так дети быстрее понимают ее функции. «Золотую» шашку следует как можно дольше держать на своем месте и выводить в игру только в случае необходимости.





Урок № 4: две самые важные клетки







Шашки не стоит держать у бортов, где им якобы безопаснее. Гораздо продуктивнее двигаться к центру: там они намного сильнее и маневреннее. Во время игры старайтесь занять два важных пункта в центре, а именно – клетки F4 и C5. Захват важных пунктов позволяет узурпировать территорию и стеснить действия соперника, что обеспечит позиционное преимущество.













Загадка от гроссмейстера



Дмитрий Разумовский, вице-президент Федерации шашек Московской области. Вы играете белыми, следующий ход за вами. Попытайтесь, не подглядывая, выиграть партию.




Несмотря на тяжелейшее положение, белые могут одержать победу. Белые: E3-D4, черные: C1:G5. Белые: D4-E5, черные: F6-D4. Белые: G3-h5, черные: E1-G3. Последняя белая шашка делает круг, на ходу становясь дамкой, «съедает» пятерых и возвращается на h5:h5. Теперь любой ход черных приведет к их уничтожению.


mosregtoday.ru

История шашек ч.20: Шашки на троих и четверых, Триошашки, TriCheck, Новгородские, Невские шашки.

 История знает примеры нардовых игр для трёх, пяти, семи и более игроков. Пачизи, людо, ньоут и прочие «гонки круга и креста» почти всегда рассчитаны на четверых. Самая популярная игра семейства переходов, хальма, в идеале также рассчитана на четверых игроков. Тройные шахматы даже в последние годы не являются редкостью, а уж в средние века и четверные считались чем-то в порядке вещей. РенГо для игры вчетвером (пара на пару) – тоже очень полезная игровая практика. Однако многопользовательские шашечные игры можно сосчитать по пальцам одной руки.
   Прежде чем начать, я хочу выразить благодарность петербургскому шашисту, теоретику и разработчику игр, а по совместительству – редактору сайта «Ассоциация Фишка.ру» и сотруднику журнала «Костёр» Валерию Трубицыну, чьи статьи и наработки значительно облегчили мне написание этого раздела.

ЧЕТВЕРНЫЕ ШАШКИ ЛЕБЕДЕВА стали одной из первых разработок многопользовательской шашечной игры. В 1884 году в России была предпринята попытка внедрения «Шашечного винта для 4-х и 2-х игроков» (правила его история не сохранила). Год спустя Константин Лебедев представил публике «Новые шашки для четверых», правила которой описал в одноимённой брошюре.


   Для игры применялась квадратная, стандартно ориентированная увеличенная (169-клеточная) шашечная доска 13х13 с 85 рабочими пунктами. У каждого игрока было по 12 шашек с расстановкой по сторонам доски. Игра была парная, двое на двое, при этом взятие союзных шашек не было обязательным. Таким образом, «новые шашки» получились отнюдь не многосторонними, согласование совместных действий оказалось чересчур сложным, к тому же, темп игры на такой огромной доске оказался вялым, а сама игра не вызывала интереса.

*

ЧЕКЕРС-ПЛЕЙ-ФО (CHECKERSPLAY4). Удивительно, что идеи Лебедева были заново «переоткрыты» в наши дни. В №12 журнала «Мир ПК» за 2006 год шашист-любитель Виктор Утенков опубликовал заметку «Играем в шашки вчетвером». Начиналась она так: «Однажды на отдыхе летним вечером 2003 г. у меня возникла мысль: странно, что до сих пор никто не придумал, как играть в шашки вчетвером». Если бы Виктор удосужился хоть чуть-чуть проштудировать шашечную литературу, он бы убедился, что такая идея приходила в голову очень даже многим, но автор оказался настолько нелюбознателен, что в библиотеку не пошёл, и вместо этого с энтузиазмом бросился изобретать велосипед. Что возымело свои плоды. (Да здравствует лень! 🙂

 Естественно, расставить шашки четырёх цветов (даже на стоклеточной доске) оказалось занятием бесперспективным, однако автор не сдался, расширил доску до 121 клетки (11х11) и расставил шашки на светлых клетках. Новое воплощение получило название «ЧекерсПлейФо» (Checkersplay4). Доска получилась полностью симметричной, с двумя «большаками», причём, во всех углах находятся белые поля. Расстановка шашек каждого игрока при такой системе напоминает равнобёдренную трапецию, обращённую основанием к краю доски. Боковые шашки каждого цвета соприкасаются с таковыми двух других цветов. Играющие делают ходы в порядке очерёдности против часовой стрелки: синие, зелёные, красные и фиолетовые.

 Из краткой обзорной статьи непонятно, как шашки ходят и бьют – только вперёд, как в британском чекерсе, или могут рубить назад, а также чем отличается дамка от простой. Судя по замечанию о ценности фишек (см. ниже), дамка в игре всё-таки дальнобойная, «летающая». Где происходит превращение простой шашки в дамку, и происходит ли оно вообще, автор умалчивает, ограничиваясь туманной фразой: «Шашки последней линии являются дамками» (? – Д.С.).

 Чтобы определить победителя, автор ввёл сложный подсчёт очков. Соотношение ценности дамки и простой шашки по его мнению составляет 4:1 на основании того, что дамка «перекрывает ход четырём шашкам соперников, удалённых на расстояние более одной клетки от неё в четырех направлениях». При подсчёте имеет значение «число игроков, продолжающих игру» и сумма шашек и дамок у каждого (например, игра закончилась победой одного игрока, он получает 9 очков – максимальное количество).

 Когда два игрока продолжают игру, тот, чья сумма шашек (и дамок) больше, получает 8 очков, другой 7. Если суммы равны, игроки получают по 7,5 очка.

 Для трёх игроков: первый игрок с максимальной суммой получает 6 очков, второй – 5, третий – 4 (если сумма шашек второго игрока больше суммы третьего). Если суммы первого и второго игроков равны и больше суммы третьего игрока, они получают по 5,5 очка. Если суммы второго и третьего игроков равны, они получают по 4,5 очка. Если суммы шашек всех игроков равны, они получают по 5 очков.

 Если четыре игрока продолжают игру, первый с максимальной суммой, получает 3 очка, второй – 2, третий – 1 очко, если сумма второго игрока больше суммы третьего игрока. Четвертый игрок, у которого сумма минимальная, получает 0 очков. Если суммы первого и второго игроков равны и больше сумм третьего и четвертого, они получают по 2,5 очка, а третий и четвертый игроки получают по 0,5 очка (если их суммы также равны). Если суммы первого, второго и третьего игроков равны и больше суммы четвертого игрока, они получают по 2 очка. Если суммы второго, третьего и четвертого игроков равны, они получают по 1 очку. Если же суммы всех игроков равны, они получают по 1,5 очка.

 Думаю, при таком запутанном подсчёте играть в такие шашки без компьютера просто мучение. В маджонге и то система подсчёта легче. Впрочем, поскольку автор не только шашист-любитель, но ещё и программист, то и программу для игры в свои четверные шашки он написал сам, со временем придя к идее расширить игровое пространство, увеличив доску до Лебедевского стандарта (13х13), а затем и до 15х15. Правда, при этом он пришёл к неутешительному выводу, что игра на больших досках «не столь динамична».

 В настоящее время автор работает над онлайновой версией своего изобретения.

*

ШАШКИ ВТРОЁМ («ЧЕККЕР») популяризировали в 1938 году в Ленинграде А.Маркович и Е.Баженова. Игра шла на двухцветной тригональной доске с 69-ю игровыми пунктами. Шашки располагались мозаично, на «клетках», и ходили традиционно – вперёд на одно соседнее поле, при этом правила тоже не слишком отличались от обычных. Однако у каждого игрока было по 12 шашек, то есть, оптимальное отношение 3:4 снова было грубо нарушено. В итоге и этот вариант трёхсторонних шашек остался не более чем любопытным курьёзом.

 Тригональная разметка не является чем-то новым и революционным. Так в довольно редком трёхтомнике Ж.Лаллемана (J.G.Lallement, «Jeux De Dames») издания 1802 года уже приводятся несколько вариантов подобных тригональных шашечных полей, в том числе для игры втроём, только шашки ставятся не на чёрные поля, как у Марковича и Баженовой, а на белые, коих значительно больше (78)
 Московская фабрика игрушек и сейчас выпускает эту игру под названием «Шашки для троих» – желающие спокойно могут купить такой набор.

*

ТРИОШАШКИ, промышленный выпуск которых освоило в 1984 году Орлинское ПО «Промприбор», представляли собой, пожалуй, наиболее любопытный пример адаптации шашечной игры для троих игроков. В прилагающейся к игре брошюре не указывался автор, однако подход к разработке новых правил и новой доски оказался самым серьёзным. В Сети можно встретить фотографии редких сохранившихся комплектов.
 Понимая бесперспективность применения тригональной структуры к шашечной игре, орловчане трансформировали привычную тетрагональную. Предложенная ими шестиугольная доска тетрагональной структуры имела анизотропный треугольный вырез в центре. Такая доска в нескольких вариантах известна специалистам по шахматным патентам Роберта Зубрина (США, 1972), Фреда Кипфера (Швейцария, 1976), а также голландцев Ван-дер-Лейкена и Спилборга (1979) – именно последняя и была взята за основу орловских триошашек. Внизу — скан из патента и ещё одна вариация шахмат для троих.

 Но хотя у каждого игрока было по 12 шашек, и все соотношения соблюдены, оказалось, что наличие «чёрной дыры» в центре доски изрядно обедняет игру. Игрокам приходилось уделять больше внимания флангам, бросать туда главные силы, отряды поневоле разделялись, а стратегически важный центр доски и вовсе выпал из игры. Дебютные построения получались медленными и неуклюжими, острые комбинационные атаки «сглаживались»

*

JEU DAMES-A-TROIS (ШАШКИ НА ТРОИХ) появились в конце XX века в Европе. Доска для них также несёт тетрагональную разметку безо всяких дыр (вы можете увидеть такую доску в популярных нынче «шахматах на троих» – многочисленные польские и редкие отечественные комплекты таких шахмат ещё продаются в магазинах, и они вполне пригодны для игры в шашки).

 Иногда дизайнеры сильно меняют кривизну вертикалей и горизонталей в эстетических целях, и некоторые доски представляют собой странноватую шестиугольную фигуру, похожую на морскую звезду.

 Шашек у каждого противника по 12, и расстояние между лагерями по-прежнему составляло две линии. Однако заполнение центра доски не решает проблемы – теперь доска становится слишком большая, отчего возникает новый дисбаланс.

*

TRI-CHECK (ШАШКИ ДЖ.ТЁРНЕРА) представляют собой гибридную систему между тригональной и тетрагональной разметками. Патент на изобретение таких шашек был выдан в 2010 году американцу Джеймсу С. Тёрнеру-старшему.

 Доска Тёрнера спланирована по типу «пифагоровых штанов» (теоремы равнобёдренного треугольника). К  каждой стороне треугольной «сердцевины» со стороной в 8 пунктов примыкает прямоугольный участок 8х4 (половинка обычной шахматной доски). В одном варианте центральное поле состоит из 36 равносторонних треугольников, в другом – из круглых полей. Во втором варианте центральное поле отсутствует.
 У каждого игрока по 12 шашек – чёрные, белые и красные. Начальная расстановка стандартная мозаичная. Право первого хода разыгрывается жребием, далее игроки ходят по очереди. Ход переходит против часовой стрелки. Простая фишка ходит только вперёд, рубит вперёд и назад.
 Главная проблема подобной системы – нестыковка между мозаичным расположением игровых полей на клетчатых участках, и сплошным – на тригональных, в центре. Такой переход всегда сопряжён с определённой перестройкой игрового мышления и затрудняет игру. Превращение простой шашки в дамку происходит на последней горизонтали любой из двух «баз» противника. Дамка в игре «нелетающая», тихоходная

*

НОВГОРОДСКИЕ ШАШКИ отличаются от прочих многопользовательских систем прежде всего тем, что используют шестиугольную, гексагональную доску. Я уже описывал гексагональные псковские шашки, ну так вот, правила новгородских абсолютно тождественны им, за исключением того, что борьбу ведут не двое, а трое игроков.
 Для игры используются такие же доски, как и при игре в псковские шашки, но количество шашек и исходная расстановка иные. На малой доске у соперников по 8 шашек, на большой – по 15. Обычно третий цвет красный. Каждый играет за себя. Цель игры — выиграть партию у двух соперников. Превратить простую шашку в дамку игрок может по-прежнему только в самом дальнем от него угловом пункте доски.

 Право первого хода определяют жребием. Игру начинают белые. Любители новгородской системы рекомендуют играть не менее трёх партий с последовательной передачей права первого хода по часовой стрелке от игрока к игроку. После белых ходят чёрные, затем – красные и снова белые и т.д. Ответный внеочередной удар запрещён.

*

НЕВСКИЕ ШАШКИ – вариант шашек для четырёх игроков, разработанный в Ленинграде в 80-х годах В.Трубицыным. Правила впервые были опубликованы в книге «Игра? Игра!». Главным достоинством Невских шашек, помимо нескольких участников, является наличие в ней довольно сложной, многосторонней стратегии при предельной простоте правил.
  Для игры используется специальная доска с 61 полем 6х6, клетки в которой расположены ромбами. Фишки движутся только по тёмным клеткам, поэтому рабочими являются только 36 клеток, расположенных сеткой. Доска ориентирована к игроками не сторонами, а углами. У каждого из четверых игроков по 6 шашек своего цвета: чёрные, белые, красные и зелёные. Для записи партий используется цифровая нотация, при которой координаты всех 36-ти игровых пунктов образуются суммой двух чисел.

 В принципе, можно увеличить количество шашек до 13 и играть на шахматной доске, не обращая внимания на её двуцветность, но несколько необычное для шашек расположение доски (углами к игрокам) требует некоторого привыкания.

 Игроки делают ходы поочередно, по часовой стрелке. Первый ход определяется жребием. В целях предотвращения путаницы в очерёдности, углы доски обозначены четырьмя временами суток: ночь, утро, день и вечер. Чёрные играют на ночь, белые – за утро, красные – за день, зелёные – за вечер. И скажем, если красные атакуют белых, те не могут им немедленно ответить: ведь после дня наступает не утро, а вечер. Атаковать и отвечать на атаки можно в любом направлении, но очерёдность ходов передаётся только по часовой стрелке.

 Шашки каждого игрока движутся в противоположный угол доски по обычным правилам, как в итальянских шашках дамоне. Назад шашки не ходят. Для уяснения этого правила на игровом пространстве доски нанесены 4 стрелки разного цвета.

 Цель – выигрыш партии сразу у трёх соперников методом снятия их шашек с доски. Каждый игрок играет сам за себя (возможна и парная игра).

 Превращение в дамку происходит в единственной для каждого игрока клетке – в противоположном углу доски. Превращение происходит по правилам международных шашек, то есть простая шашка, проскакивающая во время удара угловую клетку доски, дамкой не становится, а шашка, ставшая дамкой, получает право хода только со следующего хода.

 Рубка производится по обычным правилам – методом их перепрыгивания в любом направлении, с той лишь разницей, что в Невских шашках одним ударом можно снять шашки сразу двух или трёх соперников.

 Рубка обязательна, но правило большинства касается только дамок. Выбранную линию взятия следует довести до конца. Турецкий удар запрещён: при взятии нескольких шашек нельзя перепрыгивать через снимаемую шашку дважды. Во избежание путаницы принято, как в армянских шашках, переворачивать сбитые шашки – и только после окончания хода снимать их с доски.

 В парной игре союзники всё равно обязаны бить шашки друг друга, так как в противном случае многосторонние комбинации «рассыпятся» на более простые ходы. Таким образом, коллективная победа в многосторонней шашечной игре должна достигаться умелым сотрудничеством, даже при неизбежности взаимных жертв. И если один партнёр пожертвовал все свои фишки, а другой выиграл следующим ходом, победителями становятся оба.

 Победителем считается игрок, уничтоживший шашки у всех соперников.

 Невские шашки Трубицына предстают весьма любопытной и перспективной разработкой. В одной партии игроки, по мере выбывания соперников последовательно переходят от многосторонних стратегий для 4-х и 3-х игроков к классической двухсторонней игре. Доска, расположенная ромбом, тоже сулит новые тактические возможности, да и по другим параметрам невские шашки превосходят упомянутые многосторонние шашки.

*

ЧЕТВЕРНЫЕ СТОЛБОВЫЕ ШАШКИ с принципом замены сбитых шашек предложил В.А.Жернов. Цель игры в четверные столбовые шашки – построить столб в шесть или выше этажей. Выполнивший эту задачу объявляет себя «графом» и становится победителем. При этом в игре можно использовать шахматные фигуры, которыми надстраивают столбы.

 Для игры нужна обычная 64-клеточная доска 8х8 и фишки четырёх цветов – белые, чёрные, красные и зелёные. У каждого из четырёх игроков по 10 шашек. Начальная расстановка – мозаичная, в два ряда (и два «этажа»), начиная от правого нижнего чёрного поля – влево и вверх. Белые стоят на 1-й и 2-й горизонталях, чёрные на 7-й и 8-й, красные – на вертикалях «a» и «b», зелёные – на «g» и «h» (см. диаграмму). Игроки ходят по очереди, по часовой стрелке.

 Столбы из двух шашек стоят уже в начальной позиции. При взятии со столба противника снимается верхняя шашка, при этом побитые фишки отдают хозяевам, а на бьющий столб добавляют столько своих фишек, сколько было съедено за этот ход.

 Дамочный столб остаётся дамочным, только более высоким, а побитый дамочный столб уменьшается и становится простым. Дамочным простой столб становится на последней линии, но для четверых в угловых пунктах а1 и h8 – остаётся простым.

 В остальном процесс игры похож на известные шашечные игры.

 Взятие и серия взятий обязательны. Невозможность сделать ход означает поражение – игрок выбывает из игры и получает 0 очков, второй проигравший – 1 очко, третий – 2, победитель получает 3 очка. Но каждый игрок имеет шанс получить 4 очка вместо трёх, если сумеет получить столб из 6 или более шашек.

 Для игры можно использовать плоские деревянные шашки, но можно применять шахматные фигуры, установив такие соотношения:

 Пешка = одиночная шашка;

 Слон = 2 шашки;

 Конь = 3 шашки;

 Ладья = 4 шашки;

 Ферзь = 5 шашек;

 Король = 6 шашек.

 В процессе игры фигуры, попадая под бой, могут заменяться фигурами, стоящими ниже по своей иерархии. Например, при бое коня он заменяется слоном. А побитый слон превращается в пешку или обычную шашку.

 Система достаточно сложная, к тому же, в идеале требует ещё и четырёх разноцветных комплектов шахматных фигур, хотя нельзя не признать, что система обозначения при помощи шахматных фигур весьма остроумна и оригинальна.

 На этом,я думаю, тему трёх- и четырёхсторонних шашек можно, пожалуй, закрыть.
*

 В многосторонних играх шансы слабых и сильных игроков значительно уравниваются, ибо вместо одного ответного хода игрок получает сразу несколько, которые в свою очередь тоже соперничают друг с другом. Поединки двоих тоже многовариантны, но не так многообразны в плане стратегии. Создаётся впечатление, что многосторонние игры оставлены исключительно картам, домино, маджонгу, гонкам и прочим системам с элементом случайности. Понятно, что такие игры ценны не только как «гимнастика для ума» – в пылу борьбы могут возникать моменты более высокого, внеигрового плана – формируются внезапные симпатии, тайные союзы, происходят временные тактические совместные действия или даже прочные коалиции. Часто выигрыш становится подарком судьбы, результатом конкуренции других игроков, что в принципе невозможно в двухсторонних играх.

 Шашки, шахматы, нарды, Го и другие интеллектуальные игры обычно считаются поединками двоих. Между тем, энтузиастами и профессионалами периодически предпринимаются попытки создать игру для трёх и более соперников. Для таких игр характерны не строго очередные – вынужденные и прямолинейные, а опережающие удары (да ещё сразу от нескольких соперников). В многопользовательских играх далеко не всё зависит от продуманной комбинации. Даже опытный игрок быстро убедится в своей ограниченности, когда садится за одну доску с двумя и более соперниками: обычные тактические замыслы тут не работают, для борьбы с таким непредсказуемым противодействием необходимо подняться на более высокий уровень стратегического мышления, а это всегда полезно, интересно и познавательно. Эта стратегия слабо изучена. Например, ясно, что при такой игре размен шашками между двумя соперниками дает автоматическое преимущество третьему игроку, но как подсчитать это преимущество и как с ним бороться, пока непонятно.

[продолжение следует]

© Дмитрий Скирюк

Предыстория шашек: Мельница.
История шашек ч.1: Петтейя, Сиджа.
История шашек ч.2: Латрункули.
История шашек ч.3: Хнефатафл, Таблут, Alea Evangelii.
История шашек ч.4: Брандуб, Тавлборд, Гокштадтская доска.
История шашек ч.5: Рёфскак (Лиса и Гуси), Асальто, Халатафл, Игра из Галлехуса.
История шашек ч.6: Алькуерк.
История шашек ч.7: «Военные» игры Индии и Америки.
История шашек ч.8: Замма, Харбага, Дабло.

История шашек ч.9: Фанорона, Суракарта, Коно, Йотай.
История шашек ч.10: Сенегальские шашки, Турецкие шашки (Дама), Тама, Кены, Готические шашки.
История шашек ч.11: Форсэ, Французские, Итальянские, Тайские шашки, Дана, Чекерс, Дамоне.

История шашек ч.12: Русские, международные, Монреальские, 80-клеточные, Бразильские шашки.
История шашек ч.13: Киммерийские, древнерусские, симметричные, персидские, северные и другие шашки.
История шашек ч.14: Поддавки.
История шашек ч.15: Башни, Туры, Ласка, Боровицкие шашки, Кварковые шашки.История шашек ч.16: Ставропольские шашки, Трибуны (Шашки Дурейса), Шашки Вигмана, Двухходки, Дуальные шашки (Шашки Тима), Шведские шашки, Шабел, Pro-двинутые шашки.
История шашек ч.17: «Шестигранные» шашки Шафрана, Шашки «Молния», Псковские шашки, Гексагональные шашки, HexDame, Шашки «со сдвигом», Шашки Кружно.

История шашек ч.18: Агон, «Козлик и волки», игра Кружно, Гекс-А-Гон, Аккаста, Сато, Абалоне.

skyruk.livejournal.com

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о