10 фактов о шахматах, которые вы не знали

Как играть в шахматы: Правила и основы


Никогда не поздно научиться играть в шахматы — самую популярную игру в мире! Изучить правила шахмат несложно:


Шаг 1. Как установить доску


Перед игрой доска устанавливается так, чтобы в нижнем правом углу у каждого игрока была белая (или светлая) клетка. Затем фигуры расставляются на доске каждый раз на одни и те же клетки. Второй ряд занимают пешки. Ладьи стоят по углам, далее рядом с ними — кони, после коней — слоны, затем ферзь ставится на клетку того же цвета, что и он сам (белый ферзь на белую клетку, чёрный ферзь на чёрную), и, наконец, король занимает место на оставшейся клетке.


Шаг 2. Как ходят фигуры


Каждая из 6 фигур ходит по-разному. Фигуры не могут перепрыгивать через другие фигуры (делать это может только конь), никогда не могут вставать на клетку, где уже стоит фигура того же (своего) цвета. Однако они могут вставать на место фигуры противника, которую они захватывают (берут в плен). Фигуры обычно размещают на такие позиции, откуда они могут захватывать другие фигуры (вставая на место захваченной фигуры и заменяя её на доске), защищать свои собственные фигуры, когда им грозит захват, или контролировать важные клетки в игре.


Как ходить королём в шахматах


Король — самая важная фигура, но при этом и одна из самых слабых. Король может ходить только на одну клетку в любом направлении — вверх, вниз, в стороны и по диагонали. Король никогда не может ходить на клетку, которая находится под шахом (где его может взять фигура соперника). Когда король атакован другой фигурой, это называется «шах».


Как ходить ферзём в шахматах


Ферзь — самая сильная фигура. Он может ходить по прямой в любом направлении — вперёд, назад, в стороны или по диагонали на любое число клеток, но при этом он не может перепрыгивать через другие фигуры. Если ферзь или любая другая фигура берёт фигуру соперника, ход заканчивается. Обратите внимание, как белый ферзь берёт чёрного ферзя, вынуждая чёрного короля сделать ход.




Как ходить ладьёй в шахматах


Ладья может ходить на любое число клеток, но только вперёд, назад и в стороны (не по диагонали). Ладьи особенно сильны, когда они защищают друг друга и действуют сообща!


Как ходить слоном в шахматах


Слон может ходить по прямой на любое число клеток, но лишь по диагонали. В течении игры каждый слон всегда ходит по клеткам одного и того же цвета (светлым или тёмным). Слоны хорошо действуют сообща, поскольку они прикрывают слабые стороны друг друга.


Как ходить конём в шахматах


Кони ходят иначе, чем остальные фигуры — на две клетки в одном направлении и далее на одну клетку под углом 90 градусов. Ход коня напоминает букву «Г». Конь — единственная фигура, которая, делая ход, может перепрыгивать через другие фигуры.


Как ходить пешкой в шахматах


Пешка — необычная фигура, она ходит и берёт по-разному: ходить пешка может лишь вперёд, а брать — лишь по диагонали. Пешка может передвигаться только на одну клетку за один ход, кроме самого первого хода, когда она может сходить вперёд на одну или на две клетки. Пешка может брать только по диагонали на одну клетку перед собой. Пешка не может ходить или брать назад. Если другая фигура находится прямо перед пешкой, пешка не может сходить вперёд и не может взять эту фигуру.


Шаг 3. Изучите особые правила шахмат


В шахматах есть несколько особых правил, которые поначалу могут показаться нелогичными. Они были придуманы, чтобы сделать игру более весёлой и интересной.


Как превратить пешку в шахматах


У пешки есть одна замечательная особенность — если она доходит до противоположной стороны доски, она может стать любой другой фигурой (это называется «превращением пешки»). Пешка может превратиться в любую фигуру. Существует заблуждение, что пешка может превратиться лишь в одну из ранее взятых фигур. Это НЕ так. Как правило, пешку превращают в ферзя. Превращаться в другие фигуры могут только пешки.


Как сделать взятие на проходе в шахматах


Последнее правило относительно пешек называется «взятием на проходе». Если первым ходом пешка сходила на две клетки и при этом встала бок о бок с пешкой соперника (проскочив клетку, на которой соперник мог бы её взять), у пешки соперника появляется возможность взять эту проскочившую пешку «на проходе». Такой возможностью можно воспользоваться только сразу (следующим ходом) после того, как проскочившая пешка сходила на две клетки вперёд. Если эта возможность не была использована сразу, она утрачивается и в дальнейшем взять проскочившую пешку «на проходе» будет нельзя. Щелкните на пример ниже, чтобы лучше понять это непростое, но важное правило.


Как делать рокировку в шахматах


Ещё одно особое шахматное правило называется «рокировкой». Рокировка позволяет сделать две важные вещи за один ход: обезопасить (по возможности) Вашего короля и вывести из угла ладью, тем самым включив её в игру. Совершая рокировку, игрок может передвинуть своего короля на две клетки вправо или влево и переставить ладью из соответствующего угла на клетку рядом с королём с противоположной стороны (посмотрите пример ниже). Рокировку можно делать только при соблюдении следующих условий:


  • до рокировки король ни разу не ходил
  • до рокировки соответствующая ладья ни разу не ходила
  • При рокировке на полях между королём и ладьёй не должно быть других фигур
  • король не может находиться под шахом или пересекать поле, атакованное фигурой противника

Обратите внимание, что при рокировке в сторону королевского фланга король оказывается ближе к краю доски. Этот ход называется «короткой рокировкой». Рокировка в другую сторону через поле, где находился ферзь, называется «длинной рокировкой». Как при короткой, так и при длинной рокировке король передвигается только на две клетки.


Шаг 4. Выясните, кто в партии ходит первым


Игрок с белыми фигурами всегда ходит первым. Чтобы решить, кто будет играть белыми, игроки обычно подкидывают монету или один из игроков угадывает цвет пешки, спрятанной в руке соперника. Потом белые делают ход, далее чёрные делают ход, потом снова белые, потом чёрные и так далее по очереди до конца игры. Возможность ходить первым — это небольшое преимущество, которое даёт игроку возможность немедленно начать атаку.


Шаг 5. Посмотрите еще раз правила того, как выиграть партию в шахматы


У шахматной партии есть лишь два возможных исхода: мат или ничья.


Как поставить мат в шахматах


Цель игры — поставить мат королю соперника. Мат происходит, когда король попадает под шах и не может от него уйти. У короля есть всего три способа уйти от шаха: убежать на другую клетку (но только не посредством рокировки!), закрыться от шаха другой фигурой или взять фигуру, напавшую на короля. Если король не может избежать мата — игра завершена. Обычно короля не берут и не снимают с доски, игра просто объявляется законченной.


Как сделать в партии ничью


Иногда шахматная партия заканчивается не победой, а ничьей. Существует 5 причин, по которым игра может завершиться ничьей:


  • На доске возникает пат, когда у одного из игроков наступает очередь ходить, но у него нет ни одного возможного хода и его король при этом не находится под шахом
  • Игроки могут просто согласиться на ничью и прекратить игру
  • На доске недостаточно фигур, чтобы поставить мат (например, король и слон против короля)
  • Игрок объявляет ничью, если одна и та же позиция на доске повторяется три раза (не обязательно три раза подряд).
  • Сделано 50 ходов подряд, в течение которых ни один из игроков не сходил пешкой и не взял ни одной фигуры

Шаг 6. Изучите основные шахматные стратегии


Есть четыре простые вещи, которые должен знать каждый шахматист:


Защищайте своего короля


Переведите своего короля в угол доски, обычно там он в меньшей опасности. Не откладывайте рокировку. Обычно следует делать рокировку как можно раньше. Помните: не важно, насколько Вы близки к тому, чтобы объявить мат королю соперника, если Вашему королю первому объявят мат!


Не отдавайте фигуры


Не проигрывайте свои фигуры просто так! Каждая фигура ценна. Вы не сможете выиграть партию без фигур, которые должны поставить мат. Существует простая система, при помощи которой большинство игроков определяют относительную ценность каждой фигуры: Сколько стоят фигуры?


  • Пешка — базовая единица — 1 очко
  • Конь стоит 3 очка
  • Слон стоит 3 очка
  • Ладья стоит 5 очков
  • Ферзь стоит 9 очков
  • Король бесценен

На результат игры эти очки никак не влияют — это лишь система, которую Вы можете использовать для принятия решений во время игры. Она помогает Вам понять, когда лучше взять фигуру соперника, разменять фигуры или сходить как-то ещё.


Контролируйте центр шахматной доски


Вам нужно стараться контролировать центр доски своими фигурами и пешками. Если Вы контролируете центр, у Вас будет больше места для продвижения Ваших фигур. При этом сопернику будет сложнее найти хорошие поля для своих фигур. В приведённом выше примере для контроля центральных клеток белые делают хорошие ходы, а ходы чёрных — плохие.


Используйте все Ваши фигуры


В приведённом выше примере белые задействовали в игре все свои фигуры! Ваши фигуры бесполезны, пока они застряли на первой горизонтали. Постарайтесь развить все свои фигуры так, чтобы собрать больше сил для атаки на короля соперника. В игре с достойным соперником атака на короля одной или двумя фигурами не сработает.


Шаг 7. Практикуйтесь, играя как можно больше


Самое важное из того, что Вы можете сделать, чтобы повысить свой уровень игры, это много играть! Не важно, играете ли Вы дома с друзьями или в сети, Вам необходимо много играть, чтобы совершенствоваться. В наше время легко найти игру в шахматы онлайн! Нажмите сюда, чтобы посмотреть, где можно поиграть в шахматы.


Как играть в варианты шахмат


Хотя большинство людей играют в шахматы по стандартным правилам, некоторые любят играть в шахматы с изменёнными правилами. Они называются «вариантами шахмат». У каждого варианта свои правила.


Как играть в Шахматы Фишера (960)


Шахматы-960 — это шахматы по стандартным правилам, за исключением начальной позиции фигур на последней горизонтали, где фигуры размещаются произвольно в одной из 960 возможных позиций. Рокировка происходит так же, как в обычных шахматах — с расположением короля и ладьи на их обычных клетках (g1 и f1, или c1 и d1). В шахматы-960 играют так же, как в обычные шахматы, но с большим разнообразием в дебюте.


Как играть по правилам шахматных турниров


Во многих турнирах применяется набор общих, схожих между собой правил. Такие правила не применяются в партиях, которые Вы играете дома или в сети, но Вам, возможно, всё равно захочется поиграть в них.


  • Тронул — ходи — Если игрок касается своей фигуры, он обязан сходить этой фигурой, если ход возможен. Если игрок касается фигуры соперника, он обязан её взять. Игрок, который хочет коснуться фигуры, чтобы поправить её, должен сначала заявить о своём намерении, сказав «поправляю».
  • Часы и Таймеры — В большинстве турниров используются таймеры, регулирующие время на партию, а не на ход. Каждый игрок получает одинаковое количество времени на всю игру и может сам решать, как это время использовать. Сделав ход, игрок нажимает на кнопку или рычаг, который запускает часы соперника. Если у игрока закончилось время и соперник запускает его часы, игрок, у которого время истекло, проигрывает партию (если у соперника достаточно фигур, чтобы поставить мат, так как в противном случае объявляется ничья).

Как мне повысить уровень игры в шахматы?


Знакомство с правилами и основами стратегии — это только начало: в шахматах столько аспектов, что не хватит и всей жизни, чтобы изучить их все! Чтобы повысить свой уровень игры, необходимо делать три вещи:


  1. Играйте много — просто продолжайте играть! Играйте как можно больше. Нужно извлекать уроки из каждой игры, независимо от того, победили Вы или проиграли.
  2. Учитесь с помощью Шахматных Уроков — если Вы действительно хотите быстро улучшить свою игру, Вам нужно пройти некоторое количество онлайн-уроков. Шахматные онлайн-уроки находятся тут.
  3. Наслаждайтесь — Не унывайте, если у Вас не получается выиграть все игры сразу. Все проигрывают – даже чемпионы мира. Если Вы получаете удовольствие от игры и умеете извлекать уроки даже из проигранных партий, Вы будете любить шахматы всегда!

Какой самый лучший первый ход в шахматах?


Хотя в шахматах и нет какого-то одного всеми признанного лучшего хода, важно с самого начала попытаться контролировать центр доски. По этой причине большинство игроков делают первый ход одной из центральных пешек (стоящих перед королём или перед ферзём) на две клетки вперёд 1. d4 или 1. e4. Другие игроки предпочитают 1. c4 или 1. Nf3. Большинство других ходов не столь хороши. Бобби Фишер считал, что ход королевской пешкой 1. e4 — самый лучший ход.


Игрок с шахматами какого цвета ходит первым?


Игрок с белыми фигурами всегда ходит первым.


Может ли пешка ходить назад?


Пешка не может ходить назад. Но когда пешка достигает противоположной стороны доски, Вы можете превратить её в другую фигуру (например, в ферзя). После этого она ходит как та фигура, в которую Вы её превратили, и может ходить назад.


Можно ли ходить больше чем одной фигурой за раз?


Во время своего хода Вы можете сходить лишь одной фигурой, но есть одно исключение! Когда вы делаете рокировку, за один ход Вы перемещаете короля и ладью.


Какая фигура в шахматах самая важная?


Король — самая важная шахматная фигура. Если проиграете короля, проиграете партию. Однако самая могущественная шахматная фигура — это ферзь.


Олешкевич 56155




10 фактов о шахматах, которые вы не знали






1. Происхождение названия


Шахматы произошли от древнеиндийской игры 6-го векачатуранга, чье название переводится с санскрита как «четыре подразделения войска», что включает в себя пехоту, конницу, слонов и колесницы, которые представлены в шахматах пешкой, конем, слоном и ладьей.


В 7-м веке игра пришла в Персию и была переименована в шатрандж. Именно от персидского языка произошло название шахматы. Игроки говорили «Шах» (от персидского «король») атакуя короля соперника, и «Шах мат» (с персидского — «король умер»).


2. Шахматный автомат, который всех надул


В 1770 году, венгерский изобретатель Вольфган фон Кемпелен создал шахматный автомат. Машина представляла собой фигуру «турка» в человеческий рост, который сидел за огромным деревянным шкафчиком, чьи двери открывались, демонстрируя публике сложные механизмы.


Механическая рука двигала фигуры по полю, и обыграла таких знаменитых противников, как Наполеон Бонапарт и Бенджамин Франклин.


Как оказалось много лет спустя, шахматный автомат не был машиной. Внутри автомата находился шахматист, который двигался внутри и скрывался, когда публике показывали сложные механизмы умной «машины».


3. Самая короткая и самая длинная шахматная игра


Самая короткая шахматная партия называется дурацкий мат, состоящий из двух ходов: 1. f3 e5 и 2. g4 Qh5++. Ничья или проигрыш может также произойти и до того, как игроки начинают делать ходы, как в случае определенного сценария в турнирной таблице, так и в результате того, что игрок не пришел на игру.


Самая продолжительная шахматная партия была сыграна между Иваном Николичем и Гораном Арсовичем в Белграде в 1989 году. Она длилась 20 часов 15 минут, за игру было сделано 269 ходов, и она закончилась вничью. Теоретически партия может длиться еще дольше, но после введения правила 50-ти ходов, это число можно как-то ограничить.


4. Шахбокс


Гарри Каспаров однажды сказал, что «шахматы — это муки разума». Видимо поэтому кто-то решил объединить шахматы с физическими испытаниями, создав шахбокс. Голландский художник Ипе Рубингстал родоначальником шахбокса, после того как увидел идею сочетать шахматы и бокс в одной книге-комиксе.


В шахбоксе чередуются раунды шахмат и бокса и ее девизом является «Сражения происходят на ринге, а войны ведутся на доске».


Шахбокс приобретает все большую популярность и находится под управлением Всемирной организации шахбокса.


5. Динамический ферзь


Шахматная фигура Ферзь или королева претерпела множество изменений за всю историю шахмат. Начиналось все с того, что она могла ходить только по одной клетке по диагонали, в дальнейшем она передвигалась на два поля, а потом все дальше, как конь.


Теперь же эта фигура может двигаться, как по диагонали, так и по горизонтали, и по вертикали. Сначала она была советником или премьер-министром короля.


Но в дальнейшем она стала самой сильной фигурой в шахматах.


6. Шахматы вслепую


Шахматы вслепую — это вариант игры, при которой игрок делает все ходы, не глядя на шахматную доску. Как правило, в игре присутствует посредник, который перемещает фигуры.


Шахматы вслепую являются впечатляющей способностью, которой обладают многие сильнейшие игроки в шахматах. Один из рекордсменов в шахматах вслепую стал венгерский шахматистЯнош Флеш, который сыграл с 52 противниками одновременно с завязанными глазами и выиграл 32 игры.


7. Бесконечные возможности


После трех ходов с каждой стороны существует больше девяти миллионов возможных позиций. Американский математик подсчитал минимальное количество неповторяющихся шахматных партий и вывел число Шеннона.


Согласно этому числу количество возможных уникальных партий превышает число атомов в видимой Вселенной. Число атомов оценивается как 10^79, а число уникальных шахматных партий составляет 10^120.


8. Сила шахматных компьютеров


Шахматные компьютеры сейчас являются важной частью шахмат. Чемпион мира Гарри Каспаров, считающийся сильнейшим игроком в истории шахмат, проиграл компьютеру Deep Blue в 1997 году, и это стало настоящим шоком для всего мира шахмат.


В 2006 году, чемпион мира Владимир Крамник был повергнут компьютером Deep Fritz, что еще раз подчеркнуло мощь шахматных компьютеров. Сегодня шахматные программы часто используются игроками для анализа и улучшения игры, и их часто ставят наравне с гроссмейстерами.


9. Шахматные часы — чтобы не заснуть


Вначале шахматные партии играли без часов. При этом игроки могли играть много часов, а то и суток подряд, доводя друг друга до изнеможения. В 1851 году во время турнира по шахматам, помощник судьи зафиксировал, что «партия не была завершена по причине того, что игроки, в конце концов, уснули».


После этого через год на международном турнире ввели контроль времени в виде песочных часов, а в 1883 году появились первые механические шахматные часы, созданные британцем Томасом Уилсоном.


10. Шахматы и наш мозг


Психологи часто упоминают шахматы, как эффективный способ улучшить свою память. Это также позволяет решать сложные задачи и продумывать идеи.


Неудивительно, что шахматы стали рекомендовать в борьбе с болезнью Альцгеймера.


Многие люди считают, что шахматы — игра для тех, кто от природы обладает высоким интеллектом. Это отчасти так, но вы также можете существенно повысить свой интеллект, играя в шахматы. Более того, исследования показали, что шахматы активизируют оба полушария мозга, улучшают творческие способности, концентрацию, критическое мышление и навыки чтения.


Олешкевич 56155

snov.schools.by

​50 интересных и увлекательных фактов о шахматах — Общенет

Они снискали любовь многих миллионов жителей Земли.

2.Шахматы — это одна из самых известных стратегических игр на нашей планете, их история насчитывает несколько столетий и чрезвычайна интересна.

3. Прародительницей шахмат является Индия. Неудивительно, что в этом крае мудрости и особого взгляда на мир появилась эта прекрасная игра.

4. Шахматы произошли от древнеиндийской игры VI века чатуранга, чье название переводится с санскрита как «четыре подразделения войска», что включает в себя пехоту, конницу, слонов и колесницы, которые представлены в шахматах пешкой, конем, слоном и ладьей.

5.В 7-м веке игра пришла в Персию и была переименована в шатрандж. Именно от персидского языка произошло название шахматы. Игроки говорили: «Шах» (от персидского «король»), атакуя короля соперника, и «Шах мат» (с персидского «король умер»), однако это неточно. Более верный вариант — «королю некуда деваться», «королю не убежать».

6. Шахматы из Индии, эпоха государства Гуптов (около 1400 лет назад) попали в Эраншахр (территория современного Ирана и Ирака), затем на Ближний Восток, в Европу и Россию.

7. В 1561 году испанский священник Руи Лопес де Сегура написал книгу «Об изобретательности и искусстве игры в шахматы», которая стала первым серьезным изучением этой игры. С именем Руи Лопеса связано создание испанского дебюта, так как наибольшее внимание в своем труде Лопес уделял именно началу игры.

8. Многие шахматные фигуры имеют двойные, а то и тройные названия. Однако классический вариант произношения — ладья, конь, слон, ферзь, король. Правда, некоторые предпочитают называть ладью турой или башней, а слона офицером.

9. Первоначально ферзь мог двигаться только на одну клетку по диагонали, затем на две. Так продолжалось до тех пор, пока королева Изабелла Испанская не приказала сделать ферзя (а в Европе его называют королевой) самой сильной фигурой на доске.

10.Теперь же эта фигура может двигаться, как по диагонали, так и по горизонтали, и по вертикали. Ферзю принадлежит рекорд «съедения» фигур противника: во время одной игры ферзь забрал 11 фигур.

11. Первое упоминание шахмат в Америке относится к 1641 году и связано с городом Эстер Синглтон, где в то время жили голландские поселенцы.

12. Шахматы — это прекрасный способ улучшить память не только детей, но и пожилых. Игра по праву считается отличным средством в борьбе с болезнью Альцгеймера.

13. Самая старая из записанных шахматных партий относится к 900 году – это была игра между багдадским летописцем и его учеником.

14. В древних и средневековых шахматах имелось немало экзотических модификаций фигур: драконы, кентавры, епископы, всадники и т. д. С развитием цивилизации их набор пополнялся, в том числе гренадерами, саперами и другими военными специалистами, а XX век обогатил шахматы танками, самолетами, и даже атомной бомбой, в которую превращается пешка, добравшись до последней горизонтали.

15. Именно в шахматную игру предложила сыграть Робеспьеру жена Томаса Пейна, гражданина Франции, осужденного к гильотине за то, что он предложил не казнить Людовика XVI, а просто выслать его из страны. Жена Пейна выиграла жизнь своего мужа в шахматы. Пейн уехал в Америку и стал одним из отцов американской демократии.

16. Складная шахматная доска была изобретена в 1125 году священником-шахматистом. Церковь запрещала священникам играть в шахматы, поэтому изобретательный пастор просто складывал доску пополам, чтобы она казалась похожей на лежащие друг на друге книги.

17. Каждый начинающий шахматист знает, что пешка, которая начинает игру, может пойти не только на одну, но и на две клетки вперед. Но это правило появилось не сразу, а в 1280 году в Испании.

18. По личному указанию Хуана Антонио Самаранча в 1997 году один из бельгийских институтов провел исследование, из которого следовало, что игра в шахматы — труднейшее занятие с точки зрения стрессового воздействия.

19.Человек, занимающийся игрой в шахматы, должен быть физически выносливым и иметь крепкую нервную систему. Говорят, что именно во время игры в шахматы скончались Иван Грозный и королева Бельгии Мария Генриетта Анна.

20. Шахматный термин «гамбит» произошел от итальянского выражения «dare il gambetto»—«ставить подножку».

ДРЕВНИЕ И СТАРЫЕ НАБОРЫ ШАХМАТ:

1.

2.

3.

21. Самый старый из сохранившихся наборов шахмат был найден на острове Льюис в Северной Шотландии. Он датируется XII веком нашей эры, и предположительно создан в Исландии или Норвегии. Его оригинальное исполнение послужило образцом для волшебных шахматных фигур в фильме «Гарри Поттер и философский камень».

22. Самое большое количество фигур, захваченных на одной и той же клетке – 15. Эту клетку даже прозвали «черной дырой».

23. Китайский император Суй Вэнь-ди однажды казнил двух заморских шахматистов, услышав, как они называли одну из фигур императором. Ярость Суй Вэнь-ди вызвало упоминание высокого титула правителя Поднебесной в простой игре.

24. Самый долгий по времени ход принадлежит бразильцу Франсиско Троису: на его обдумывание шахматист потратил два часа и двадцать минут.

25. Вначале шахматные партии играли без часов. При этом игроки могли играть много часов, а то и суток подряд, доводя друг друга до изнеможения. В 1851 году во время турнира по шахматам, помощник судьи зафиксировал, что «партия не была завершена по причине того, что игроки, в конце концов, уснули».

МЕХАНИЧЕСКИЕ ШАХМАТНЫЕ ЧАСЫ

26.После этого через год на международном турнире ввели контроль времени в виде песочных часов, а в 1883 году появились первые механические шахматные часы, созданные британцем Томасом Уилсоном.

27. Самая длинная зарегистрированная серия последовательных шахов состояла из 74 нападений. Самое высокое зарегистрированное число шахов в одной игре – 114, причем 98 были сделаны одной стороной.

28. Писательница конца XIX века Роза Майредер была теоретиком феминизма и постоянно возмущала современников своим шокирующим поведением. Мало того, что она демонстративно не носила корсет, она еще и не стеснялась заявлять, что ей нравится играть в шахматы. В те времена играть в шахматы для женщины считалось совершенно неприличным.

29. В теории белые могут заматовать черного короля уже на третьем ходу, но, в свою очередь, и проиграть уже на втором! Такой вид мата называют «дурацким».

30. В шахматы можно играть и без захвата фигур. Известна партия, которая игралась без единого захвата фигур на протяжении 94 ходов.

ЭММАНУЭЛЬ ЛАСКЕР

31. Эммануэль Ласкер оставался чемпионом мира по шахматам дольше всех в истории: 26 лет и 337 дней, с 1894 по 1921 годы.

32. Шахматы вслепую – это вариант игры, при которой игрок делает все ходы, не глядя на шахматную доску. Как правило, в игре присутствует посредник, который перемещает фигуры. Шахматы вслепую являются впечатляющей способностью, которой обладают многие сильнейшие игроки в шахматах.

33.Один из рекордсменов в шахматах вслепую стал венгерский шахматист Янош Флеш, который сыграл с 52 противниками одновременно с завязанными глазами и выиграл 32 игры.

34. В 1985 году Гарри Каспаров стал самым молодым чемпионом мира по шахматам в возрасте 22 лет и 210 дней. До сих пор тринадцатый чемпион мира признаётся многими экспертами величайшим шахматистом в истории.

35. Первая партия «Космос — Земля» состоялась 9 июня 1970 года. Её сыграли экипаж космического корабля Союз-9 и представители центра подготовки космонавтов на Земле. Игра закончилась вничью.

ШАХМАТИСТ НИКОЛИЧ

36. Самый продолжительный по количеству ходов матч был сыгран между шахматистами Николичем и Арсовичем в Белграде в 1989 году. Партия продолжалась 20 часов 15 минут и завершилась ничьей. За игру было сделано 269 ходов.

37.После этого матча ФИДЕ ввела правило 50 ходов: если за 100 ходов ни одна фигура не была взята, игроки не имеют права более затягивать игру и объявляется ничья.

38.Однако, теоретически в самой длинной шахматной партии может быть 5 949 ходов.

39. Современный вид шахматные часы приобрели к 1900 году, когда был придуман механизм переключения.

40. В Древней Индии в шахматы играли на пальцы. Побежденному отрубали палец на руке.

ДРЕВНЯЯ КНИГА О ШАХМАТАХ

41. Второй книгой, напечатанной на английском языке вслед за рассказами о Троянской войне, стал труд о шахматах.

42. Множество великих людей любили шахматы: Карл Великий, Спиноза, кардинал Ришелье, Пушкин, Стефан Цвейг, Толстой, Тургенев и Тамерлан.

43.По одной из легенд, Гвиневра соблазнила Ланселота во время шахматной партии.

44. Положение игроков в обществе нередко влияло на стиль их игры. Например, и Наполеон, и Карл XII считали, что королю позорно прятаться, а потому в шахматы они никогда не делали рокировки. Карл при этом безбожно проигрывал.

АЛАН ТЬЮРИНГ

45. Легендарный учёный Алан Тьюринг написал первую в мире компьютерную программу для игры в шахматы в 1951 году. Так как в то время не было машины, способной обработать эту программу, для тестовой игры Тьюрингу пришлось самому выполнять алгоритмические вычисления, делая в несколько минут один ход.

46.Индийский раджа Акбар, живший в XIX веке, любил созывать в свой сад несколько десятков танцовщиц, а сам забирался на высокую мраморную башню. Так он играл в шахматы, где фигурами были танцовщицы. Постепенно раджа отпускал девушек по мере удаления фигур с поля.

МАТЧ КАРПОВ — КАСПАРОВ

47. Шахматные компьютеры сейчас являются важной частью шахмат. Чемпион мира Гарри Каспаров, считающийся сильнейшим игроком в истории шахмат, проиграл компьютеру Deep Blue в 1997 году, и это стало настоящим шоком для всего мира шахмат.

48. В 2006 году, чемпион мира Владимир Крамник был повергнут компьютером Deep Fritz, что еще раз подчеркнуло мощь шахматных компьютеров. Сегодня шахматные программы часто используются игроками для анализа и улучшения игры.

49. Число возможных уникальных шахматных партий больше числа электронов во всей вселенной. Количество мельчайших частиц материи составляет около 10 в 79 степени, в то время как число не повторяющихся шахматных комбинаций более 10 в 120 степени. Но все возможные партии в шахматах вряд ли когда-нибудь будут сыграны.

50. Многие учёные не подвергают сомнению тот факт, что шахматы оказывают чрезвычайно положительное воздействие на человека. Они развивают память, тренируют ум и не зря даже считаются спортом, а потому можно не сомневаться, что эта уникальная игра еще долгое время не уйдёт в историю. Время шахмат продолжается!

фото из интернета

obshe.net

20 увлекательных фактов о шахматах

В мире интеллектуальных игр шахматы занимают особое место: они снискали любовь многих миллионов жителей Земли. Но далеко не каждый, зная правила этой игры, может похвастаться, что знает ее историю и интересные факты, связанные с шахматами. А ведь их более чем достаточно! Мы выбрали 20 наиболее увлекательных.

Шахматы в моем городе
    Астрахань, Барнаул, Белгород, Брянск, Владивосток, Волгоград, Воронеж, Екатеринбург, Иваново, Ижевск, Иркутск, Казань, Калининград, Кемерово, Киров, Краснодар, Красноярск, Курган, Курск, Липецк, Магнитогорск, Махачкала, Москва и Подмосковье, Набережные Челны, Нижний Новгород, Новокузнецк, Новосибирск, Омск, Оренбург, Пенза, Пермь, Ростов-на-Дону, Рязань, Самара, Санкт-Петербург, Саратов, Севастополь, Симферополь, Сочи, Ставрополь, Тверь, Тольятти, Томск, Тула, Тюмень, Ульяновск, Уфа, Хабаровск, Чебоксары, Челябинск, Ярославль

Здоровье

1 Шахматы — это прекрасный способ улучшить память не только для детей, но и для пожилых. Игра по праву считается отличным средством в борьбе с болезнью Альцгеймера.

Терминология

2 Само название шахматы зачастую переводится с персидского «король умер», однако это неточно. Более верный вариант — «королю некуда деваться», «королю не убежать».

3 Многие шахматные фигуры имеют двойные, а то и тройные названия. Однако классический вариант произношения — ладья, конь, слон, ферзь, король. Правда, некоторые предпочитают называть ладью турой или башней, а слона офицером…

География

4 Прародительницей шахмат является Индия. Неудивительно, что в этом крае мудрости и особого взгляда на мир появилась эта прекрасная игра. Путь в Европу лежал через Ближний Восток — территорию современных Ирана и Ирака.

5 Каждый начинающий шахматист знает, что пешка, которая начинает игру, может пойти не только на одну, но и на две клетки вперед. Но это правило появилось не сразу, а в 1280 году в Испании.

6 На территории современной Северной Америки первое упоминание о шахматах относится к 1641 году и связано оно с голландскими поселенцами. Однако первый турнир Нового света состоялся лишь два века спустя в Нью-Йорке.

7 Мало кто знает бразильца Франсиско Троиса: а ведь он потратил на обдумывание одного хода два часа двадцать минут — больше, чем кто-либо другой!

8 Мастеров ФИДЕ в мире не так-то много. Однако в их список попадают и дети! Например, юный житель Филиппин Алехин Нури стал самым молодым мастером ФИДЕ в истории.

9 Кто сказал, что партии должны играться только на нашей планете? Еще в 1970 году состоялась партия космонавтов корабля Союз-9 и центра подготовки космонавтов. Победа не досталась никому. Справедливо!

История

10 Записывать партии начали еще в I тысячелетии. Первый известный «протокол» зафиксировал поединок багдадского летописца с его учеником.

11 Одной из первых книг на английском стал труд о шахматах, что свидетельствует об огромном интересе к этой игре и ее почитании.

12 Большой вклад в теорию шахмат, а в особенности — в изучение дебютов внес испанский священник Руи Лопес де Сегура. В 1561 году вышел его труд «Об изобретательности и искусстве игры в шахматы».

13 1900 год примечателен не только своими «круглыми цифрами», но и появлением механизма переключения шахматных часов. А в XIX веке еще вовсю использовались песочные часы!

14 Первая компьютерная программа для игры в шахматы была создана Аланом Тьюрингом в 1951 году. Правда, в это время даже не было машины, которая могла бы обработать ее!

15 А спустя 46 лет, в 1997 году, состоялась первая победа искусственного интеллекта над человеческим: программа Deep Blue оказалась сильнее легендарного Гарри Каспарова.

16 Дольше всех в истории титул чемпиона мира по шахматам сохранял Эммануэль Ласкер — почти 27 лет!

Ход игры

17 Ферзь своим могуществом обязан… королеве. Первоначальные правила существенно снижали его «активность»: он мог двигаться по диагонали лишь на одну клетку, как король! Но Изабелла Испанская волевым решением даровала ферзю возможность «бороздить» диагональ как ему захочется. Неудивительно, что второе название этой фигуры — королева.

18 В теории белые могут заматовать черного короля уже на третьем ходу, но, в свою очередь, и проиграть уже на втором! Такой вид мата называют «дурацким».

19 Некоторые партии имели свойство продолжаться неприлично долго. Так, в 1989 году в Белграде была сыграна партия, которая длилась 20 часов 15 минут и в итоге завершилась вничью. Шахматисты сделали целых 269 ходов! Вскоре ФИДЕ ввело правило против затягивания игры: если за 100 суммарных ходов белых и черных не будет побита ни одна фигура, победа не присуждается никому.

20 Но теоретически самая длинная партия может включать в себя 5 949 ходов. Наверняка никто никогда не сможет даже приблизиться к этому невероятному значению на практике.


Возможно, история еще подарит нашим потомкам и другие, не менее интересные и познавательные факты. Время шахмат продолжается!

Фото: pixabay.com/ru/users/OrcaTec-2164300/

Теги: интеллектуальные игры, шахматы

posleurokov.ru

6 интересных фактов из истории шахмат

Как ферзь стал королевой

Изабелла — королева в жизни и в шахматах.

В XV веке в шахматах появилась королева, которая до этого именовалась исключительно ферзем, и не имела той силы, которую дало ей «королевское достоинство». Понятно, что такая рокировка произошла не случайно. Это время правления Изабеллы Кастильской, королевы Кастилии и Леона. Именно с ее фигурой и связывают шахматные изменения. Твердая и властная правительница возродила в Испании инквизицию, но при этом покровительствовала Колумбу, начала объединение Испании. Свидетельством политического влияния и сильной власти Изабеллы и стала новая шахматная фигура.

Ласкер и в пьяных шахматах сыграл до гениальности просто.

Пьяные шахматы

Оказывается, существуют не только известные всем «пьяные шашки», но и «пьяные шахматы». Играть в них не гнушались и прославленные мастера. Так, однажды второй чемпион мира по шахматам Эмануэль Ласкер вступил в «алкогольную борьбу» с известным венгерским гроссмейстером Гезой Мароци. Были это, конечно, неофициальные соревнования, а игра на приз мецената. Каждая фигура на шахматной доске – стопка, бокал или даже бутылка со спиртным. Объем и градус напитка зависел от того, какую фигуру он представлял. Чем сильней фигура, тем крепче и больше по литражу пьяные шахматы. В общем, настоящий бар. И все это надо было выпить! Или не все – как игра пойдет. Ведь выпивать следовало убитые фигуры противника. Интересно, как бы вы играли в такие шахматы? Наверняка, кто кого перепьет. А вот Ласкер и тут проявил себя просто и гениально. Уже на третьем ходу он пожертвовал венгру ферзя. А это сильная фигура, поэтому и представляла собой бутылку виски на 200 граммов. Мароци, следуя правилам игры, виски выпил, и Ласкер легко выиграл у захмелевшего венгра.

Пророчество Стругацких

Система «Каспаро-Карпова» в действии.

Недаром говорят, что все написанное фантастами, рано или поздно сбывается. Как иначе объяснить пророчество писателей Аркадия и Бориса Стругацких? Их книга «Полдень XXII век» вышла в 1962 году. В ней рассказывается о системе, которая позволяет построить математическую модель, копирующую мозг.

Вроде бы ничего удивительного для научной-то фантастики, если бы не название. Система «Каспаро-Карпова» — фамилии 12 и 13 чемпионов мира по шахматам мистическим образом демонстрируют возможности мозга, между прочим, основного инструмента в шахматах. И если еще можно предположить, что Стругацкие слышали о Карпове, которому в 1962 году было 11 лет, он занимался в шахматной секции и как раз выполнил норму кандидата в мастера спорта, то Каспаров родился через год после выхода книги – в 1963.

«Туалетный скандал»

Герои «туалетного скандала».

Матчу на звание чемпиона мира в 2006 году предшествовал настоящий скандал. Тогдашний чемпион Гарри Каспаров отказался играть под эгидой ФИДЕ и создал альтернативную организацию ПША. И вот образовалось два чемпиона: Владимир Крамник (по версии ПША) и Веселин Топалов (по версии ФИДЕ). Чтобы положить конец раздору, они и сошлись на поединок в Элисте. И тут разразился новый скандал, который пресса тут же окрестила «туалетным».

Топалов проиграл два первых матча, третий и четвертый закончились вничью, однако преимущество российского шахматиста было очевидным. И тут болгарин выступает с заявлением: видите ли Крамник часто отлучается в туалет и сидит там, пардон, подолгу. В результате – жалоба на Крамника в Апелляционный комитет. Просто туалет был единственным местом, где не стояли камеры видеонаблюдения. Соединив несоединимое, болгарин сделал вывод, что его более удачливый противник «советуется» в туалете с компьютером. Как смехотворно не выглядели эти обвинения, жалобе дали ход, и личные туалеты игроков закрыли, оставив один общий. Тут, в свою очередь, возмутился Крамник и пропустил пятый матч, за который ему засчитали поражение. Неизвестно, чем бы закончилось это противостояние, если бы в конфликт не вмешался тогдашний президент Калмыкии и президент ФИДЕ Кирсан Илюмжинов. Он уговорил противников продолжать игру. В результате чемпионом мира стал Крамник, а в шахматном мире был положен конец двоевластию ФИДЕ и ПША. Однако этот поединок остался в истории именно как «туалетный».

Гамбит Каддафи

Последняя игра полковника.

12 июня 2011 года президент ФИДЕ Кирсан Илюмжинов прибыл в столицу Ливии Триполи, чтобы сыграть в шахматы с лидером страны Муаммаром Каддафи. «Матч под бомбами», «гамбит Каддафи», «самая экстравагантная игра» — назовите этот поединок, как угодно, и будете правы. Войска НАТО вовсю бомбят Ливию, а ее руководитель преспокойно двигает фигуры на доске, как бы демонстрируя свою несгибаемость, спокойствие и крепкие нервы – качества, действительно необходимые шахматисту. Чем закончился поединок, неизвестно. По словам Илюмжинова, он предложил своему противнику ничью, иной исход был бы просто недипломатичен. А вот исход судьбы самого Каддафи печален: буквально через несколько месяцев 20 октября 2011 повстанцы захватили полковника в плен и устроили над ним самосуд. Так что исторический матч с Илюмжиновым можно назвать еще и «последней игрой полковника».

«Политические шахматы» и «пешка с ушами»

С именем Кирсана Илюмжинова связан и Сити-Чесс – шахматный городок в Элисте. Построили его в 1995 году для Всемирной шахматной олимпиады 1998 года. А сегодня это не только место проведения соревнований разных уровней, но и туристический объект. В Сити-Чесс есть Дворец шахмат и музей имени 8-го чемпиона мира по шахматам Михаила Таля с уникальной коллекцией. Например, шахматы из болтов, шурупов и гаек или «политические шахматы», где «белые начинают и выигрывают», ведь белый король – президент Владимир Путин. Все другие фигуры на этой доске тоже разные политические деятели, что, согласитесь, вполне соответствует реальности. А на территории городка масса интересных скульптур, таких, как «пешка с ушами».

ПОДПИШИСЬ НА САМЫЕ ИНТЕРЕСНЫЕ НОВОСТИ ВОЛГОГРАДА!

www.volgograd.kp.ru

Интересные факты про шахматы

Шахматы — это одна из самых популярных настольных игр на нашей планете. Это древнейшая игра в мире, её история насчитывает несколько столетий и чрезвычайна интересна сама по себе. В шахматы играют и взрослые и дети, опытные гроссмейстеры и простые обыватели в парках.

Самые интересные факты о шахматах.

• Родиной шахмат считается Индия, эпоха государства Гуптов (около 1400 лет назад). Оттуда игра попала в Эраншахр (территория современных Ирана и Ирака), затем на Ближний Восток, в Европу и Россию.

• Первый ход пешки на две клетки вместо одной был придуман в Испании в 1280 году.

• Китайский император Суй Вэнь-ди однажды казнил двух заморских шахматистов, услышав, как они называли одну из фигур императором. Ярость Суй Вэнь-ди вызвало упоминание высокого титула правителя Поднебесной в простой игре.

• Первое упоминание шахмат в Америке относится к 1641 году и связано с городом Эстер Синглтон, где в то время жили голландские поселенцы. А первый шахматный турнир в США состоялся в Нью-Йорке в 1857 году.

• Самый долгий по времени ход принадлежит бразильцу Франсиско Троису: на его обдумывание шахматист потратил два часа и двадцать минут.

• Первая партия «Космос — Земля» состоялась 9 июня 1970 года. Её сыграли экипаж космического корабля Союз-9 и представители центра подготовки космонавтов на Земле. Игра закончилась вничью.

• Первоначально ферзь мог двигаться только на одну клетку по диагонали, затем на две. Так продолжалось до тех пор, пока королева Изабелла Испанская не приказала сделать ферзя (а в Европе его называют королевой) самой сильной фигурой на доске.

• Самая старая из записанных шахматных партий относится к 900 году – это была игра между багдадским летописцем и его учеником.

• Легендарный учёный Алан Тьюринг написал первую в мире компьютерную программу для игры в шахматы в 1951 году. Так как в то время не было машины, способной обработать эту программу, для тестовой игры Тьюрингу пришлось самому выполнять алгоритмические вычисления, делая в несколько минут один ход.

• «Deep Blue» стала первой программой, проигравшей гроссмейстеру в ноябре 1988 года. Однако девять лет спустя она же выиграл две партии в матче с Гарри Каспаровым в 1997 году и стал также первой машиной, теперь уже обыгравшей человека.

• Самый старый из сохранившихся наборов шахмат был найден на острове Льюис в Северной Шотландии. Он датируется XII веком нашей эры, и предположительно создан в Исландии или Норвегии. Его оригинальное исполение послужило образцом для волшебных шахматных фигур в фильме «Гарри Поттер и философский камень».

• Эммануэль Ласкер оставался чемпионом мира по шахматам дольше всех в истории: 26 лет и 337 дней, с 1894 по 1921 годы.

• Второй книгой, напечатанной на английском языке вслед за рассказами о Троянской войне, стал труд о шахматах.

• В 1561 году испанский священник Руи Лопес де Сегура написал книгу «Об изобретательности и искусстве игры в шахматы», которая стала первым серьезным изучением этой игры. С именем Руи Лопеса связано создание испанского дебюта, так как наибольшее внимание в своем труде Лопес уделял именно началу игры.

• Шахматы часто приводятся врачами в пример эффективного средства улучшения памяти. Также эта игра тренирует ум путём решения сложных логических задач, поэтому она рекомендуется для борьбы с болезнью Альцгеймера.

• Название «шахматы» происходит от персидских слов «шах» и «мат», которые часто переводятся как «король умер», хотя более точным эквивалентом было бы выражение «король в ловушке» или «королю не убежать».

• В 1972 году во время матча Фишер-Спасский в Рейкъявике советская делегация подозревала претендента Фишера в использовании различных электронных и химических устройств для того, чтобы вывести чемпиона мира из равновесия. Стул Спасского охранялся круглосуточно, а после игр был отправлен в лабораторию, но ничего необычного в нем найдено не было.

• Филлипинский мальчик Алехин Нури стал самым молодым мастером ФИДЕ в мире. Сейчас ему 9 лет.

• В английском языке слово rooky, обозначающее выдающего шахматиста, происходит от «rook» — ладья. Как правило, ладьи вступают в игру ближе к эндшпилю и вместе с ферзем являются самыми сильными фигурами.

• Складная шахматная доска была изобретена в 1125 году священником-шахматистом. Церковь запрещала священникам играть в шахматы, поэтому изобретательный пастор просто складывал доску пополам, чтобы она казалась похожей на лежащие друг на друге книги.

• Шахматные часы были изобретены Томасом Уилсоном в 1883 году, до этого времени использовались песочные часы. Современный вид шахматные часы приобрели к 1900 году, когда был придуман механизм переключения.

• Самый продолжительный по количеству ходов матч был сыгран между шахматистами Николичем и Арсовичем в Белграде в 1989 году. Партия продолжалась 20 часов 15 минут и завершилась ничьей. За игру было сделано 269 ходов. После этого матча ФИДЕ ввела правило 50 ходов: если за 100 ходов ни одна фигура не была взята, игроки не имеют права более затягивать игру и объявляется ничья.

• В 1985 году Гарри Каспаров стал самым молодым чемпионом мира по шахматам в возрасте 22 лет и 210 дней. До сих пор тринадцатый чемпион мира признаётся многими экспертами величайшим шахматистом в истории.

• Однако теоретически в самой длинной шахматной партии может быть 5 949 ходов.

• Число возможных уникальных шахматных партий больше числа электронов во всей вселенной. Количество мельчайших частиц материи составляет около 10 в 79 степени, в то время как число неповторяющихся шахматных комбинаций более 10 в 120 степени.

• Многие учёные не подвергают сомнению то, что шахматы оказывают крайне положительное воздействие на человека: развивают память, тренируют ум и не зря даже считаются спортом, а потому можно не сомневаться, что эта уникальная игра еще долгое время не уйдёт в историю.

Интересные факты о шахматах:

interesfact.ru

Правда и ложь. 15 фактов о шахматах

С 1966 года во всем мире 20 июля отмечается Международный день шахмат. Этот праздник проводится по решению ФИДЕ — Всемирной шахматной федерации (World Chess Federation, FIDE), основанной в этот день в 1924 году. 

Редакция портала «Российское образование» подготовила 15 интересных фактов о шахматах, среди которых читатели могут угадать, что является правдой, а что нет.

1. Психологи называют шахматы не лучшим способом улучшить человеческую память, хотя навыки игры в шахматы также могут помочь в решении сложных задач и продумывания идей.

Ответ:

Это ложь, шахматы – это эффективный способ улучшить память

2. Во время игры в шахматы активизируются оба полушария мозга, улучшаются творческие способности, концентрация, навыки чтения и критическое мышление.

Ответ:

Это правда

3. Эта игра произошла от древнеиндийской игры VI века чатуранга, чье название переводится с санскрита как «четыре подразделения войска», что включает в себя пехоту, конницу, слонов и колесницы, которые представлены в шахматах пешкой, конем, слоном и ладьей. В VII-м веке игра пришла в Персию и была переименована в шатрандж. Именно от персидского языка произошло название шахматы. Игроки говорили «Шах» (от персидского «король») атакуя короля соперника, и «Шах мат» (с персидского — «король умер»).

Ответ:

Это правда

4. Шахматная фигура Ферзь или королева претерпела множество изменений за всю историю шахмат. Начиналось все с того, что она могла ходить только по одной клетке по диагонали, в дальнейшем она передвигалась на два поля, а потом все дальше, как конь. Теперь же эта фигура может двигаться, как по диагонали, так и по горизонтали, и по вертикали. Сначала она была советником или премьер-министром короля. Но в дальнейшем она стала самой сильной фигурой в шахматах.

Ответ:

Это правда

5. После пяти ходов с каждой стороны существует больше девяти миллионов возможных позиций. Американский математик подсчитал минимальное количество неповторяющихся шахматных партий и вывел число Шеннона. Согласно этому числу количество возможных уникальных партий превышает число атомов в видимой Вселенной. Число атомов оценивается как 10^79, а число уникальных шахматных партий составляет 10^120.

Ответ:

Это ложь. После трех ходов с каждой стороны существует больше девяти миллионов возможных позиций.

6. Поначалу шахматные партии проводились без часов. Игроки могли проводить партию много часов, а то и суток подряд, доводя друг друга до изнеможения. В 1851 году во время турнира по шахматам, помощник судьи зафиксировал, что «партия не была завершена по причине того, что игроки, в конце концов, уснули». После этого через год на международном турнире ввели контроль времени в виде песочных часов, а в 1883 году появились первые механические шахматные часы, созданные британцем Томасом Уилсоном.

Ответ:

Это правда

7. Первый ход пешки на две клетки вместо одной был придуман во Франции в 1280 году.

Ответ:

Это ложь. Он был придуман в Испании

8. Китайский император Суй Вэнь-ди однажды казнил двух заморских шахматистов, услышав, как они называли одну из фигур императором. Ярость Суй Вэнь-ди вызвало упоминание высокого титула правителя Поднебесной в простой игре.

Ответ:

Это правда

9. Первое упоминание шахмат в Америке относится к 1641 году и связано с городом Эстер Синглтон, где в то время жили голландские поселенцы. А первый шахматный турнир в США состоялся в Нью-Йорке в 1857 году.

Ответ:

Это правда

10. Первая партия «Космос — Земля» состоялась 22 июня 1970 года. Ее сыграли экипаж космического корабля Союз-9 и представители центра подготовки космонавтов на Земле. Игра закончилась вничью.

Ответ:

Это ложь. Первая партия «Космос — Земля» состоялась 9 июня 1970 года.

11. «Deep Blue» стала первой программой, проигравшей гроссмейстеру в ноябре 1988 года. Однако девять лет спустя она же выиграл две партии в матче с Гарри Каспаровым в 1997 году и стал также первой машиной, теперь уже обыгравшей человека.

Ответ:

Это правда

12. Самый старый из сохранившихся наборов шахмат был найден на острове Льюис в Северной Шотландии. Он датируется XII веком нашей эры, и предположительно создан в Исландии или Норвегии. Его оригинальное исполнение послужило образцом для волшебных шахматных фигур в фильме «Гарри Поттер и философский камень».

Ответ:

Это правда

13. Эммануэль Ласкер оставался чемпионом мира по шахматам дольше всех в истории: 36 лет и 337 дней, с 1894 по 1931 годы.

Ответ:

Это ложь. Эммануэль Ласкер 26 лет и 337 дней, с 1894 по 1921 годы

14. Складная шахматная доска была изобретена в 1125 году священником-шахматистом. Церковь запрещала священникам играть в шахматы, поэтому изобретательный пастор просто складывал доску пополам, чтобы она казалась похожей на лежащие друг на друге книги

Ответ:

Это правда

15. Теоретически в самой длинной шахматной партии может быть 3 000 ходов.

Ответ:

Это ложь. Теоретически в самой длинной шахматной партии может быть 5 949 ходов.

www.edu.ru

15 мистических фактов о шахматах

История шахмат полна загадок и мистики. С одной стороны, это всего лишь игра, развлечение в свободное время, с другой, шахматы – это знания, творчество и искусство.

Люди издавна верили в мистику шахмат и считали, что они способны менять человеческие судьбы.

1. Миллионы людей играли и играют в шахматы. За время существования игры сотни из них стали гроссмейстерами, тысячи – мастерам спорта, но только 16 – чемпионами.

2. Название «шахматы» происходит от персидских слов «шах» и «мат», что часто переводится как «властитель умер», хотя более точным было бы выражение «король в ловушке» или «королю не убежать».

3. Игры, отдаленно напоминающие шахматы, существовали во многих странах. Но их прародителем считается древнеиндийская чатуранга, появившаяся в VI в. нашей эры. Она имела привычную нам квадратную игровую доску 8×8 клеток, 16 фигур и 16 пешек, но отличалась 2 особенностями: игроков было 4 (играли пара на пару), и каждый имел 4 пешки и 4 фигуры – колесницу, коня, слона, короля. Прежде, чем ходить, бросали кости. Выигрывал тот, кто уничтожал все войско соперника. Кстати: в Древней Индии чатурангой называли войско, состоящее из боевых колесниц (ратха), слонов (хасти), конницы (ашва) и пеших воинов (падати). По сути, игра была символом войны.

4. Согласно древней легенде, шахматы создал брамин Сета. За свое изобретение он попросил у раджи в награду столько пшеничных зерен, сколько окажется на шахматной доске, если на первую клетку положить одно зерно, на вторую – два, на третью – четыре и т. д. Оказалось, что такого количества зерна нет на всей планете, так как оно равно 18 квинтильонам 446 квадрильонам 744 триллионам 73 миллиардам 709 миллионам 551 тысячам 616 штукам. И для хранения таких запасов потребуется амбар объемом 180 кубических км.

5. Чем популярнее становились шахматы, тем непримиримее к ним относилась религия, приравнивая игру к таким порокам, как пьянство и увлечение азартными играми. В 1061 году католический кардинал Петр Дамиани издал указ о запрете игры в шахматы среди духовенства. В своем письме к Папе Александру II он назвал шахматы «измышлением дьявола», «игрой непристойной, неприемлемой». Основатель Ордена тамплиеров Бернар де Тремеле говорил о необходимости бороться с увлечением шахматами. Французский епископ Аид Сюли запретил священникам «прикасаться к шахматам и иметь их на дому».

6. Инквизитор Арагона испанец Педро де Арбуес де Эпила с помощью игры в шахматы уничтожал еретиков. Людей одевали в одежды черного и белого цвета и расставляли на игровой шахматной доске. Живыми фигурами играли два слепых монаха. Когда одна фигура бывала «съедена», выходил палач и убивал «живую фигуру». Он мог проткнуть человека копьем, мог просто снести голову с плеч. К концу партии вся доска была залита кровью и покрыта обезображенными телами жертв. Победившую «фигуру» по окончании игры отправляли на костер. Такая процедура называлась «очищение огнем».

7. Православная церковь запретила игру в шахматы под угрозой отлучения от церкви, закрепив запрет в Кормчей книге 1262 года.

В Домострое шахматы также порицались: «Возрадуются беси и вся угодная творится им да такоже бесчинствуют и зернью и шахматы, и всякими играми бесовскими тешатся».

В 1551 году Стоглавый собор с участием Ивана Грозного подтвердил этот запрет, который, что интересно, не отменен до сих пор! Несчастья, которые преследовали по жизни многих великих шахматистов, свидетельствуют о том, что эти запреты, возможно, не безосновательны.

8. Претендент на звание чемпиона мира Карл Шлехтер, не имея средств к существованию и устав от постоянных лишений и голода, умер в нищете 27 декабря 1918 года в Будапеште. Врачи констатировали застарелый туберкулез, который обострился из-за плохого питания. Гениальному шахматисту не было и 45 лет.

9. Рижанин Арон Нимцович, «вечный претендент на звание чемпиона мира», 16 марта 1935 года умер в возрасте 49 лет в одиночестве и депрессии – так и не получив возможность сыграть матч на первенство мира с Алехиным, потому что не смог собрать призовой фонд в 10 тысяч долларов.

10.24 марта 1946 года в гостинице маленького португальского города Эшторил внезапно скончался гениальный шахматист Александр Алехин, проживший остаток жизни в пьянстве и карточной игре, зарабатывая сеансами одновременной игры. По официальной версии, он умер, подавившись куском бифштекса, по неофициальной – был отравлен.

11. Трагически – в нищете, в доме для престарелых – окончилась и жизнь известного гроссмейстера Акибы Рубинштейна. Завершив продолжавшуюся четверть века шахматную карьеру, в 1933 году он с тяжелым психическим расстройством был помещен в больницу для душевнобольных. Из серых казенных стен шахматист больше не вышел.

12. Многие профессиональные шахматисты кончали жизнь самоубийством: международный мастер Алвис Витолиньш бросился с моста, Феликс Припис прыгнул под электропоезд, международный гроссмейстер Лембит Олль прыгнул с 4-го этажа. От душевных болезней страдали многие шахматисты: Лабурдонне, Морфи, Стейниц, Пильсбери, Роберт Фишер.

13. Практически все шахматные гении не верят в бога, исключение составлял Роберт Фишер, бывший адептом секты «Всемирная церковь Создания».

14. Шахматный разум живет и после смерти. В 1985 году за шахматной доской встретились два гроссмейстера – Виктор Корчной и Геза Мароци. Ничего не было бы особенного в этом поединке, если бы не одно обстоятельство: к дате дебюта Геза Мароци был мертв уже 34 года. В качестве посредника между мастерами выступал медиум Роберт Ролланс, который абсолютно не умел играть в шахматы. Игра завершилась 11 февраля 1993 года. После 27-го хода Корчной так прокомментировал партию: «Тот, с кем я играю, начал не совсем уверенно, и его игра старомодна. Но я должен признаться, что не гарантирую свою победу. Противник компенсировал недостатки дебюта сильными решениями в конце игры. В эндшпиле проявляются способности игрока, и мой загробный соперник играет очень хорошо». Геза Мароци сдался на 47-м ходу. Мистическая партия продолжалась 7 лет и 8 месяцев. Роберт Ролланс умер через три недели после завершения игры.

15. Сильнейшие шахматисты конца ХХ века утверждают, что шахматы сейчас переживают кризис.

Так, претендент на звание чемпиона мира Ян Тимман, отметив свое 50-летие, откровенно признался: «Теперь шахматы – это точное знание, добытое тяжелым и постоянным трудом, многочасовое сидение перед компьютером, исчезновение игрового элемента. Ушла магия шахмат…».


 

P.S. При подготовке публикации использованы материалы Вадима Колупаева «Миф о шахматах».

gorod.lv

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о