В плавании ритм – Задаем ритм – Дайвинг клуб "Октопус"

Задаем ритм – Дайвинг клуб "Октопус"

Плавание считается одним из наиболее распространенных видов спорта, который полюбился не только спортсменам и профессионалам, но и тем, кто решил заняться этим недавно, просто для себя. Ведь при помощи любой техники плавания можно с легкостью: развить выносливость, увеличить гибкость, устроить себе эмоциональную разрядку, и наконец, поддержать здоровье и красоту фигуры. Согласитесь, что широкие плечи и кубики на животе мужчины частенько приковывают к себе прекрасные взоры женщин, и это не удивительно, ведь именно такая фигура смотрится очень красиво и привлекательно. Главное - для того чтобы заниматься этим видом спорта, необходимо просто посещать бассейн и иметь при этом хоть немного желания. Больше ничего вам и не пригодится.

Ну а для тех, кто ранее успел привыкнуть к водной среде и сумел получить наслаждение от процесса тренировок, можно предложить освоить популярные стили плавания (брасс, кроль, баттерфляй, плавание на спине). Они помогут совершать скоординированные движения рук, туловища, головы и ног так, что во время плавания вы не будете тратить много сил, а значит, максимально и эффективно увеличите перемещение тела по воде. Помимо этого при помощи знаний простой техники кроля и брасса, вы сумеете правильно осуществлять и рассчитывать свои силы во время тренировки, а, следовательно, вы сможете узнать секреты профессиональных тренеров.

Координация, плавность и легкость движений, обтекаемость положения тела, гибкость, равномерное дыхание, «чувства воды», самое главное - ритм - все это влияет на высокоэффективную технику плавания.

Что такое ритм в плавании?

Ритм в плавании - это правильное и индивидуальное распределение усилий в цикле движений во время плавания, с акцентированием отдельных фаз и некоторых моментов этих самых движений. Знайте, что хороший ритм и неплохая координация могут придать движениям пловца максимальную плавность и скорость продвижения туловища.

 

Для чего же необходимо поддерживать ритм в плавании?

Во время плавания в воде не рекомендуется выполнять слишком резкие движения, нужно, чтобы все происходило в наибольшей степени плавно, а приложение силы возникало в мгновение самой большой опоры на воду.

Стремитесь всегда соблюдать обтекаемое положение туловища в воде - Вам нужно научиться глиссированию, не делая при этом дополнительного сопротивления, сохранять размеренную скорость продвижения - совершенствуя «чувство воды». Старайтесь постоянно удерживать свое тело в горизонтальном положении. Тело всегда следует только за головой, поэтому помните, что избыточные движения головы могут создать большое количество сопротивления. Во время вдоха - движения головы должно быть быстрым и минимальным по времени. Не забудьте только сделать вдох, иначе, друзья далеко не уплывете.

Каких видов бывает ритм?

Для того чтобы получить максимальную эффективность от тренировок при любом виде плавания необходимо менять ритм. Вот основные виды ритма:

Медленный;

Средний;

Быстрый (высокий).

Если вы выполняете все размеренно и медленно, то никакой речи об улучшении здоровья и фигуры быть не может. Лучше всего использовать средний или высокий ритм, потому что именно при нем вы сможете получить намного больше пользы для самочувствия тела. Ну а, если вы устанете, то снижайте свой темп, после отдыха - снова его поднимайте.

Часто используемый ритм пловцами

Конечно же, у отдельного пловца существует собственный ритм, связанный с оптимальным соревновательным темпом.

Ведь темп, ритм зависят исключительно от персональных знаний техники плавания, уровня подготовленности пловца. Именно поэтому каждый спортсмен использует характерный индивидуальный внутренний ритм. Впрочем, практика показывает, что на сегодняшний день профессиональные спортсмены чаще всего используют чередование быстрого плавания с меньшим количеством гребков и подходящим соревновательным ритмом с очень медленным плаванием с сохранением того же ритма. Но помните, что абсолютно на каждой дистанции существует свой ритм.

Так на длинных дистанциях, пловцы используют двух ударный кроль, когда речь идет о сохранении и экономии энергии и поддержание тела в горизонтальном положении. Если вы специализируетесь на коротких дистанциях, тогда применяется шести ударный кроль. Соответственно возрастает и ритм движений. Когда пловец делает вдох за более короткий интервал времени!

У каждого пловца есть своя зона комфорта, в которой, пловец чувствует себя уверенно и может долгое время поддерживать хорошую продуктивность работы. Соответсвенно, скорость движения не падает, или  снижение скорости происходит по минимуму. Пловец поддерживает в этой зоне комфорта определенный ритм и противостоит накапливаемой усталости. Как только пловец выходит из этой зоны комфорта, становится не возможно сохранять тот же ритм и усталость проявляется в  большей мере. Приходится снижать скорость и темп, соответсвенно сбивается и ритм плавания. Если правильно для своей дистанции подобрать ритм движений, то станет возможным проплытие дистанции более продуктивно, вы будете меньше уставать и сможете долгое время сохранять энергию. Ритм задается тренером в самом начале дистанции, самое трудное сохранить этот ритм до финиша. Что сделать очень не просто! Это значит, что пловец должен при поддержании заданного ритма проплывать каждый отрезок, например, 25 метров с одинаковой скоростью и временем. Ритм вы можете попытаться почувствовать по ударам ногами, например, считать свои удары ног, или же стараться поворачивать голову для вдоха в точно определенный момент. Помогает также музыка. Когда вы плывете и слышна музыка, чувство ритма появляется у большинства пловцов.

Дерзайте друзья и никогда не останавливайтесь на пол пути!

    Тренер по плаванию                                                                                     Андрей Корман

www.korman13.ru

Ритм и частота гребков в кроле / Техника плавания / Центр Плавания

Что вы замечаете, когда видите человека с хорошей техникой плавания кролем? Большинство людей, которых я спрашивал, отмечают плавные и сильные движения. Если внимательно рассмотреть его действия в воде, то можно заметить, что в них нет рывков, пауз или мертвых точек. Хороший ритм и координация — вот что придает его движениям такую плавность и скорость.

В конце двадцатого века среди триатлетов и пловцов наблюдалась тенденция к развитию очень длинных гребков. Их целью было переместиться так далеко, на сколько возможно за один гребок. Казалось, что при такой технике плавания силы расходовались более эффективно.

В настоящее время пловцы осознают, что длинный гребок — это далеко не панацея. Более того, очень длинные гребки в кроле могут создавать мертвые точки и паузы, что только замедляет продвижение в воде. Я так же придерживаюсь мнения, что не стоит увлекаться длинными гребками. Важнее — найти правильный баланс между длиной гребка и частотой гребков.

Длинный гребок — замечательная вещь лишь до поры, до времени. Давайте рассмотрим из чего состоит длинный гребок:
— Хорошее продвижение в воде складывается из хорошего захвата, гребка и выталкивания. Это значит, что вы двигаетесь дальше с каждым гребком, захватывая и выталкивая больше воды. Это плюс.

— Малое сопротивление складывается из хорошего, прямого положения тела и эффективной работы ногами. Низкое сопротивление означает, что вы продвигаетесь дальше с каждым гребком, потому что вы проще проскальзываете через воду. Это является хорошим фактором в длинном гребке.

— Скольжение в технике плавания кролем означает, что вы делаете паузу и ждете некоторое время перед исполнением следующего гребка. Это является плохим фактором при длинных гребках, потому что вы теряете ритм и координацию. В скольжении вы замедляетесь так, что вам приходится ускоряться с каждым следующим гребком, а это тяжелая работа. Представьте, что вы едете на велосипеде и делаете паузу перед каждым нажатием на педаль.

Таким образом, длинный гребок — это хорошая вещь, но он не должен быть получен принесением в жертву ритма, координации или добавлением пауз в технику плавания.

Конечно, вы можете обладать и слишком коротким гребком. Если вы замечаете, что ваш гребок слишком короткий, обрывистый, с частыми поворотами тела, то вам нужно уменьшить частоту гребков на данном этапе, замедлиться и разобраться с фазой выталкивания воды, а так же уменьшить общее сопротивление при продвижении. Это придаст вашей технике плавания более длинный гребок. В перспективе, исправив ошибки, вы сможете снова поднять темп.

Итак, мы подошли к самому главному.

Частота ваших гребков — это количество гребков, которое вы делаете в минуту (считая обе руки). Полезно знать данный показатель, т. к. он многое говорит о ритме. Слишком малая частота и ваши руки движутся медленно, создавая большие мертвые точки в движении. Слишком высокая частота означает, что ваш гребок короткий и вам нужно его удлинить.

Вы можете измерять частоту гребков с помощью специального устройства — подводного метронома. Это позволяет вносить коррективы в технику плавания и правильно развивать гребок. Если же у вас нет данного устройства — попросите друга или тренера засечь время, за которое вы делаете 10 гребков, с помощью секундомера. Это время не должно включать толчки от бортиков. Лучше всего засечь его в середине дистанции. Умножьте время на 6 и вы получите количество гребков в минуту.

Теперь, определите свое положение на диаграмме, используя частоту гребков и время, за которое вы проплываете 100м. Эта диаграмма включает все степени усилий, начиная от расслабленного плавания и заканчивая спринтом.

Если вы находитесь в красной зоне, значит у вас слишком высокая частота гребков. Работайте над увеличением длины гребка, чтобы плыть быстрее. Возможно вам нужно будет снизить частоту гребков.
Если вы находитесь в белой зоне, значит соотношение длины и частоты гребков оптимально. Работайте над увеличением обоих показателей.
Если вы в синей зоне, значит у вас низкая частота гребков. Чтобы плыть быстрее, увеличьте частоту.

Эта диаграмма практически всегда права. Но она не отображает исключения. К примеру, если вы очень высокий, возможно вам будет комфортнее всего находиться на синей линии. Если же вы очень низкий с короткими руками, в вашем случае стоит придерживаться красной линии. Но в 99% случаев вашей целью будет белая зона.

swimcenter.ru

3. Терминология применяемая в плавании.

Терминология - это система специальных наименований (терминов), необходимых для краткого обозначения определенных понятий. Это профессиональные выражения, применяемые в определенной сфере деятельности.

1. Обозначение положений и движений, совершаемых туловищем и конечностями.

Движения человека выполняются в трех взаимноперпендикулярных плоскостях: сагитальной, делящей тело на правую и левую части; фронтальной, делящей тело на переднюю и заднюю части на верхнюю и нижнюю части, горизонтальной, делящей тело на верхнюю и нижнюю части.

В соответствии с этим различают и три взаимноперпендикулярные оси: сагитальную (передне-заднюю), фронтальную (поперечную), вертикальную. При горизонтальном положении тела система оказывается повернутой на 90, в силу чего: вертикальная ось тела располагается горизонтально, поэтому удобнее называть ее продольной, сагитальная ось, становится вертикальной и ее называют передне-задней; фронтальная ось становится попереченой и ее называют попереченой (Рис.5).

3.1. Обозначение осей тела.

Продольная ось - проходящая через центры таза и плечевого пояса.

Передне-задняя - ось, проходящая через центр тяжести тела человека спереди-назад при вертикальном положении тела. При горизонтальном положении эта ось становится вертикальной.

Поперечная - ось, проходящая через центр тяжести тела справа налево.

Продольная, поперечная, передне-задняя оси могут относится и к каждой конечности. Три типа основных движений вокруг этих осей обозначаются так:

1. Сгибание и разгибание - движения вокруг поперечной оси тела или сустава. При сгибании концевые части конечностей приближаются друг к другу или к туловищу, при разгибании удаляются.

2. Отведение и приведение - движения вокруг передне-задней (сагитальной) оси во фронтальной плоскости, причем движения в сторону от сагитальной оси называется отведением, с противоположное - приведением. Например, наклон туловища в сторону есть отведение, а возвращение в и.п. - приведение.

3. Повороты или вращения - движения совершаемые вокруг продольной оси тела (или конечности). При обозначении вращений в суставах конечностей эти движения принято называть супинацией (вращение наружу) и пронацией (вращение внутрь).

3.2. Обозначение положения тела пловца по отношению к направлению его продвижения.

При описании техники плавания не всегда удобно пользоваться анатомической терминологией. Например, термин “вперед” обычно обозначает движение в сагитальной плоскости в сторону груди, термин “вверх” - движение вдоль вертикальной (продольной) оси тела и т.д. При горизонтальном положении тела пловца эти термины приобретают иной смысл.

а) Обозначение направления движения

Вперед - движение в направлении продвижения пловца.

Назад - движение, направленное в сторону, противоположную продвижению пловца.

Вверх - движение в сторону, противоположную направлению силы тяжести.

Вниз - движение по направлению силы тяжести.

В сторону - движение вправо или влево от вертикальной плоскости, проходящей через продольную ось тела.

Положение тела пловца в воде характеризуется положением его продольной оси по отношению к направлению продвижения пловца. Эти две линии образуют угол, называемый углом атаки. Если передний конец линии, образующей продольную ось тела, отклонен вверх по отношению к направлению движения пловца, то угол атаки называется положительным, а при отклонении переднего конца вниз - отрицательным.

б) Название движений верхними и нижними конечностями

При анализе и описании спортивной техники пловца применяются следующие термины:

Цикл движений - периодически повторяющееся одно законченное движение руками и ногами.

Фаза - длительность отдельной части цикла, ограниченной моментом существенного изменения движений конечностей.

Темп - количество циклов, выполненных в единицу времени.

Ритм - соотношение длительности фаз в цикле.

Шаг - расстояние, проплываемое спортсменом за один цикл.

Полный цикл движений любой конечностью можно разделить на две основные части - рабочие движения (гребки) и подготовительные движения. При гребке конечность движется назад по отношению к направлению движения пловца. При этом в различных фазах гребка она может одновременно перемещаться или вниз, или вверх, или строго назад. Характерным признаком подготовительных движений являются движения конечности вперед. При более детальном анализе движений конечностями выделяют еще две фазы - переход от рабочих движений к подготовительным и наоборот.

Опорная реакция - сила сопротивления, возникающая на гребущих конечностях в результате их движения в воде.

Силы тяги - силы, создающие тяговые усилия за счет активных мышечных сокращений.

Общий центр объема тела (о.ц.о.) - точка приложения выталкивающей силы при погружении тела в воду.

Движетель - совокупность биозвеньев, взаимодействующая с водой с целью создания движущей силы.

Паттерн дыхания - соотношение объемно-временных параметров дыхательного цикла.

Миделево сечение” - проекция контуров тела пловца на фронтальную плоскость.

Угол атаки кисти - угол, образованный линией, характеризующей направление встречного потока воды и продольной осью кисти.

Гребок, или рабочее движение - движение пловца, создающие силу тяги, продвигающую пловца вперед.

Подготовительное движение - движение руки или (ноги) вперед, в и.п. для выполнения следующего гребка. При подготовительных движениях создается сопротивление воды (или воздуха), затормаживающее продвижение пловца вперед.

studfiles.net

2. Насколько важен ритм ног? Следует ли плавать шестиударным кролем или двухударный лучше?

2. Насколько важен ритм ног? Следует ли плавать шестиударным кролем или двухударный лучше?

Ваш гребок уникален, поэтому удары ног должны соответствовать ритму именно вашего гребка. Поэтому одни сильнейшие пловцы плавают шестиударным кролем, а другие – двухударным.

У тех, кто плавает двухударным кролем, гребок обычно короче. За гребок эти пловцы проходят меньшую дистанцию, но скорость гребка у них гораздо выше. Двухударная техника ног почти не создает тягу. По сути, пловец только следит за тем, чтобы удары ног не гасили его скорость, создаваемую за счет гребков руками.

Пловец, работающий в шестиударной технике, обычно имеет более длинный, вытянутый гребок (заметьте, не скольжение!). Шестиударная техника создает необходимый дополнительный импульс, который позволяет руке и плечу перейти из вытянутого положения в положение с высоким локтем. Другими словами, в ходе этой напряженной фазы захвата удар ногами создает дополнительную тягу.

Хотя шестиударный стиль не является обязательным условием для быстрого плавания, он находит все более широкое применение среди элитных пловцов. Я думаю, это происходит вследствие того, что основной упор в тренировке пловцов этого класса с недавних пор стал делаться на наращивание физической силы. Развитие программ силовых тренировок приводит к тому, что шестиударная техника становится хорошей поддержкой для силы плеча. Преимущество этой техники состоит в том, что у пловцов появляется больше свободы для вариативной «игры» скоростью гребка по ходу заплыва. Пловцы, практикующие шестиударный стиль, могут выстраивать стратегию на дистанции таким образом, чтобы двигаться в более медленном темпе на начальном этапе заплыва и ускорять темп на второй половине дистанции (или на последних 50 м).

Рассмотрим, к примеру, финальный заплыв на 200 м у мужчин на Олимпиаде в Пекине: Питер Вандеркай, бронзовый медалист, проплыл первые 100 из 200 м со скоростью гребка около 1,6 секунды на полный цикл. На последующих 50 м он увеличил скорость гребка приблизительно на 0,1 секунды на каждый цикл, а на последнем «полтиннике» скорость его гребка увеличилась еще на 0,1 секунды, достигнув значения приблизительно 1,4 секунды на каждый цикл. И это произошло не случайно – такова была его тщательно продуманная соревновательная стратегия.

Триатлетов, проплывающих на открытой воде более длинные дистанции, не должна волновать проблема смены темпа гребка в ходе заплыва. Если только общая стратегия не заключается в том, чтобы оторваться от основной массы пловцов на каком-то отрезке дистанции, постоянная скорость гребка – оптимальный вариант.

У вас может возникнуть вопрос: как правильно выполнять удары ногами? Если вы плывете двухударным кролем, то как именно вы их выполняете, несущественно. Ваша цель – удерживать ноги в нужном положении и обеспечить их движение в едином ритме с циклом движения рук, чтобы они просто не «выпадали» из этого ритма. Техника удара ногами куда важнее для тех, кто использует шестиударный кроль.

Гибкость лодыжек – хороший показатель того, сильный ли у вас удар. Стопа и голень должны опираться на воду так же, как опираются на них кисть и предплечье. Теории движущей силы, которые мы рассмотрели выше, относятся в одинаковой степени и к гребкам, и к ударам. Почувствуйте силу сопротивления, действующую на ваши стопу и голень. Держите воду, прилагая к ней тяговое усилие. Чтобы удерживать воду таким образом, нужна гибкая лодыжка.

Единственный способ опереться на воду при ударе ноги в кроле – при движении вниз согнуть ее. Посмотрите на фотографию на рис. Б.1. Нога, которой спортсменка прикладывает силу к воде, согнута. Если не согнуть ее в колене, то нога превращается в подобие деревянной доски, колотящей в воде. Эффект в плане продвижения вперед от этого нулевой. В следующий раз, выполняя удар ногами в бассейне, мысленно проследите за тем, как удерживают воду мягкие, податливые голень и стопа, прилагая усилие в направлении, которое двигает вас вперед. Сила идет от сгибающей мышцы бедра и верхней части ноги, но на воду опираются именно стопа и голень.

Рис. Б.1. Сильный удар ноги в кроле требует гибкости лодыжки. Удар вниз выполняется из согнутого положения, удар вверх – из выпрямленного

После завершения движения вниз при ударе в движении вверх ногу очень важно распрямить (если вы не относитесь к редкой породе людей с «гиперэластичными» коленными связками). Если вы не из их числа, то при сгибании ноги при движении вверх вы будете оказывать давление на воду в направлении, обратном тому, в котором вы только что воздействовали на нее, опуская ногу вниз.

Хотя в это почти невозможно поверить, но из-за ног, согнутых при движении вверх, немалое число пловцов и триатлетов фактически двигаются назад. Совет этим расстроенным людям: просто сфокусируйтесь на прямом, несогнутом колене при движении ноги вверх. Удар вверх прямой ногой как минимум не даст вам двигаться назад, а если еще немного сосредоточиться на удерживании воды стопой и голенью при ударе вниз, можно впервые в жизни почувствовать, что такое удары ногами, продвигающие тело вперед. А это всегда большой праздник!

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

info.wikireading.ru

Основы рациональной техники спортивного плавания

Тело спортсмена в воде должно занимать обтекаемое, вытянутое, относительно продольной оси, динамически уравновешенное и сравнительно высокое положение с оптимальным углом атаки. Оно должно обладать оптимальной напряженностью мышц туловища, чтобы иметь основу для координации всех движущих сил, действующих во время плавания на тело.

Для рациональной техники плавания характерны активные вспомогательные движения туловищем, выполняемые с оптимальной амплитудой и в ритме движений руками и ногами.

При плавании кролем на груди и на спине туловище ритмично поворачивается налево и направо относительно продольной оси тела. Эти повороты помогают усилить гребок руками за счёт подключения к рабочим движениям больших мышечных групп спины и груди. Повороты помогают также выполнить гребок по длинной траектории, завершить гребок и пронести руку над водой вперёд с минимальным сопротивлением.

Интересен опыт работы известного тренера Г.Г. Турецкого с многократным олимпийским чемпионом в плавании вольным стилем на коротких дистанциях Александром Поповым над элементом, который они называют "разворот плечевого пояса и поворот туловища". Когда одна рука входит в воду и начинает захват, другая завершает гребок и покидает воду локтем вверх (смотри ниже в разделе 2 первую фазу цикла в педагогической модели техники плавания кролем). В этот момент туловище пловца начинает поворачиваться относительно продольной оси, обеспечивая оптимальную динамическую позу для движений обеими руками. В то время как мышцы одной руки сокращаются, осуществляя мощный гребок, мышцы другой руки расслабляются и растягиваются, накапливая энергию. А. Попов доводит этот элемент техники до автоматизма.

Г.Г. Турецкий отмечает: "Этот элемент техники мы называем законом байдарочного весла. Он основан на одновременных движениях обеими руками, как будто у пловца в руках двухлопастное весло. Руки двигаются так, что при выходе одной из воды её локоть поднимается высоко вверх; локоть другой руки в это время находится впереди и внизу под водой – рука начинает гребок. Если плечевой пояс обладает достаточной гибкостью, такое движение с выраженным размахом рук выполнить нетрудно. Размах рук и разворот плечевого пояса – характеристики индивидуальные. Они обусловлены ростом, анатомическим размахом рук, гибкостью плечевого пояса и согласованностью движений".

Г.Г.Турецкий рекомендует несколько упражнений на освоение данного элемента техники:

Упражнение 1. Стоя на суше в наклоне вперёд, в руках лёгкое байдарочное весло (или гимнастическая палка): имитировать движения руками кролем в согласовании с поворотами плечевого пояса, туловища и движениями бёдер.

Упражнение 2. Плавание шести ударным кролем "на сцепление" с паузой в исходном положении на боку, нижняя рука вытянута вперёд, верхняя у бедра. Выполняются шесть ударов ногами кролем, затем – одновременно – одна рука выходит из воды и движется по воздуху локтем вверх (с ускорением к моменту входа в воду), другая совершает длинный гребок до бедра; в это же время туловище (в строгом соответствии с движениями обеих рук) поворачивается на другой бок. Следует пауза в движениях рук, ноги выполняю шесть ударов и т.д.

Упражнение 3. Плавание кролем с высоко поднятой головой и дельфинообразными движениями ногами. Способствует развитию согласованности движений плечевого пояса, таза и бедер. (Ощущение такой согласованности Александр Попов называет чувством "рок-н-ролла".)

При плавании баттерфляем и брассом верхняя часть туловища выполняет движения вверх и вниз. В эти движения – но с меньшей амплитудой – вовлечен и таз. Ритмичные движения туловищем повышают эффективность движений рук, ног, дыхания, снижают встречное сопротивление.

Во всех способах плавания движения туловищем связаны с выполнением так называемого посыла. Суть его в активном движении плечевым поясом в заключительной фазе цикла, помогающем направить звенья тела по оптимальной траектории вперёд, растянуть наиболее важные для пловца рабочие мышцы, с тем, чтобы использовать энергию упругого мышечного растяжения в начальной фазе гребка руками.

Оптимальное положение головы служит ключом к рациональному положению тела. На протяжении большей части цикла движений голова занимает непринуждённое, комфортное для пловца положение на продольной оси тела, мышцы шеи и плечевого пояса по возможности расслаблены.

Положение головы с расслабленными мышцами шеи рефлекторно снижает напряжение мышц плечевого пояса и спины, способствует эффективному выполнению гребков руками, не создает проблем для вдоха. Оно помогает добиться обтекаемого и динамически уравновешенного положения тела, когда голова не зарывается в воду, а как бы тянет спортсмена вперёд.

Желательно, чтобы тренер определил ученику в качестве наглядного ориентира конкретную точку на голове. Иногда для этого достаточно просто потереть рукой определенное место на макушке, темени, лбу или потянуть слегка за волосы ученика в этом месте. Намеченной точкой спортсмен рассекает воду и ощущает её.

Во всех способах плавания голова на протяжении цикла плавательных движений выполняет небольшие, иногда едва заметные движения в едином ритме с гребками рук. Движения помогают выполнить вдох, усилить отдельные фазы гребка руками, направить тело пловца по оптимальной траектории вперёд.

Высокое положение бёдер у поверхности воды – другой ключ к хорошо обтекаемому и рациональному положению тела. Это требование обязывает, например, при плавании кролем на груди и баттерфляем выполнять движения ногами с небольшим размахом, активно в обоих направлениях, с энергичным посылом бёдер вверх и переразгибанием ног в коленных суставах в момент захлёстывающего удара стопами вниз.

Выполняя удар ногами назад при плавании брассом, спортсмену также необходимо направлять бёдра к поверхности воды и удерживать их вместе с тазом в высоком и обтекаемом положении на протяжении всей основной части последующего гребка руками.

Оптимальная степень напряжения мышц туловища (прежде всего мышц живота и поясницы) должна обеспечивать достаточно жёсткую основу, на которую бы передавались и без потерь направлялись по линии продвижения пловца вперёд силы от рабочих движений руками и ногами. В то же время мышечные группы туловища, участвующие в рабочих движениях руками, должны успевать расслабляться в те моменты цикла, когда они не несут нагрузки.

Мышечные группы туловища служат основой двигательного механизма. Они являются наиболее крупными и, по преимуществу, – наиболее сильными и выносливыми. Осуществляют плавные, упругие движения, могут проявлять довольно большую силу при небольшом напряжении, почему и не так легко утомляются. Залегают мышцы глубоко, прикрепляются к большим поверхностям опорного аппарата, состоят главным образом из медленных мышечных волокон. Режим работы мышц туловища статокинетический – смесь тонического напряжения и динамических сокращений. В силу значительного объёма активной массы медленных мышечных волокон эти группы мышц при интенсивном плавании препятствуют быстрому повышению лактата в крови и тем самым отдаляют момент наступления утомления. Любая программа специальной физической подготовки пловца на суше сопровождающая техническую подготовку, должна предусматривать комплексы упражнений, направленные на основательную проработку мышц и связок туловища и шеи, плечевого пояса, бёдер. Примером комплексов могут служить широко известные "25 золотых упражнений" американского тренера Р.Кифута. А также не менее известные "12 комплексов физической подготовки пловца на суше" заслуженного тренера СССР И.М.Кошкина.

В заключение приведём совет тренера В.Б.Авдиенко. Он рекомендует начинать работу по исправлению недочётов в технике, повышению эффективности гребка и совершенствованию рационального положения тела пловца в воде с постановки правильного положения головы. Затем – последовательно – переходить к плечевому поясу, туловищу, бёдрам, голеням, стопам. При этом следить, чтобы названные звенья тела наилучшим образом участвовали в создании движущих сил и чтобы движения этих же звеньев не вызывали встречного сопротивления.

kursak.net

Ритм дыхания при плавании

Профессиональная триатлетка и тренер по плаванию с 25-ти летним стажем, Сара МакЛарти отвечает на различные вопросы в своем твиттере.

В: Во время плавания я всегда меняю ритм дыхания. Существует ли правильный ритм, или он у всех разный? – @Lingle8Mark

О: Нет общепринятого «правильного» ритма дыхания. Однако, я бы рекомендовала научиться выдыхать на обе стороны (техника билатерального дыхания). Этого можно достичь если, к примеру, вы будете поочередно выполнять левые/правые выдохи через каждые 3 гребка.


Если вам надо дышать чаще, все-равно старайтесь, чтобы количество левых и правых выдохов совпадало. Для этого можете выдыхать только на правую сторону, когда плывете в одном направлении бассейна, а на обратном пути выдыхать только на левую. Можете также попробовать выдыхать по три раза на каждую сторону (3 выдоха налево, 3 направо и т. д.). Придерживайтесь такого ритма, при котором вы чувствуете себя наиболее комфортно.

В: Много ли я теряю, если при разворотах не выполняю кувырок, а просто касаюсь и отталкиваюсь от от бортика? – @TriHollywood

О: Развороты кувырком, правильный вход в воду с тумбы, обеспечение обтекаемой формы тела под водой: все это способствует развитию общих плавательных навыков. На первый взгляд эти вещи могут показаться ненужными в триатлоне. Но не стоит забывать, что каждая гонка может таить в себе много неожиданностей. Выполняя эти приемы в бассейне вы учитесь справляться с различными сложностями в воде, что впоследствии поможет вам быстро и без паники ориентироваться в непредвиденных ситуациях, которые могут возникнуть во время гонки.

Кроме того, когда вы тренируетесь в бассейне, вы могли бы действовать как настоящий пловец!

В: Почему мои гребки левой рукой кажутся сильнее, чем правой, не смотря на то, что я не левша? – Laura Rodier

О: Подобный дисбаланс в мощности гребков часто связан с односторонним дыханием. Если при плавании вы преимущественно выполняете выдохи на правую сторону, ваша левая рука выполняет гораздо большую работу чем правая. Обычно при этом правая рука опускается недостаточно глубоко для того, чтобы выполнить мощное отталкивание.

Для того, чтобы сбалансировать мощность гребков, практикуйте двустороннее дыхание и учитесь вращать корпус примерно на 45° в каждую сторону.

Если у вас есть вопросы по плаванию, можете задавать их Саре по твиттеру @SaraLMcLarty (англ.)

Фото: Ververidis Vasilis / Shutterstock.com
Оригинал статьи здесь

sporter.md

как держать руки во время плавания / Фото и видео


Такой стиль движений в воде как брасс известен с давних времен. Постепенно техника претерпевала определенные корректировки, но принцип остался неизменным. Отличительной особенностью такого стиля является то, что максимальная скорость небольшая. Поэтому освоить плавание такого вида достаточно просто, но следует знать некоторые особенности. Эффективная техника плавания брассом предполагает сочетание четкого и правильного дыхания, точные движения конечностей и повороты корпуса тела. Как самостоятельно взрослому человеку овладеть стилями плавания, как: баттерфляй, кроль, по-собачьи, по-лягушачьи.. Такой комплекс действий обеспечивает передвижение в воде с небольшими энергозатратами.

Что такое брасс?

Брасс — это такой стиль плавания, который очень популярен в спорте. Метод предполагает симметричные движения руками, ногами, а также правильное дыхание. Исходная позиция человека, плывущего в таком стиле, представляет собой выпрямленное тело. Голова опущена ниже уровня воды, а руки вытянуты вперед. Затем ладони разворачиваются наружу и совершается движение, при котором масса воды как бы отталкивается назад, то есть руки разводятся в стороны до уровня плеч. Затем руки сгибаются в локтях впереди и выпрямляются.

Одновременно с движениями верхних конечностей совершается движение ног. Нижние конечности сгибаются в коленях и подтягиваются к корпусу тела. При этом ступни ног находятся друг от друга на большем расстоянии, чем колени. После того как руки принимают исходное положение после первого гребка, ногами совершается толчок. Таким образом, происходит движение по поверхности воды.

Особое значение имеет правильное дыхание. На том этапе, когда ноги приготовлены к толчку, непременно голова находится выше уровня воды. На данном этапе следует делать вдох. Движения повторяются, и происходит передвижение вперед. Главным является отталкивание ногами, а не излишне глубокий и энергичный толчок руками.

Особенности плавания

Эффективная техника плавания брассом начинающим позволяет преодолевать различные дистанции в бассейне. Такой вид спорта входит в различные соревновательные программы, например, на Летних Олимпийских играх. Существуют и юношеские соревнования, в которых принимают участие спортсмены в возрасте от 14 и до 18 лет. Каждое мероприятие предполагает соблюдение специальных параметров. Перемещение по поверхности воды в стиле брасс не требует какой-либо отличительной экипировки. Для плавания требуются такие элементы как:

  • шапочка:
  • очки;
  • купальник;
  • в некоторых случаях гидрокостюм.

Для того чтобы научиться плавать правильно в стиле брасс можно посещать специальные секции. Под присмотром тренера, который проконтролирует все движения брассом, осваивается техника перемещения по поверхности воды.

Существуют и некоторые распространенные ошибки в данном виде спорта. Совершая передвижение руками, не стоит переносить их слишком далеко назад, стремясь придать гребку большую мощность. Для данной цели основную роль играет толчок ногами, что необходимо учитывать. Для достижения положительного результата следует удерживать ноги в правильном положении и рассчитывать силу толчка.

Такой стиль как брасс техника плавания предполагает своевременных вдох. Если ритм дыхания неверный, то это отрицательно повлияет на скорость движения по водной поверхности. Делать вход необходимо во время гребка руками, на том этапе, при котором голова находится выше уровня воды.

Важным моментом является плавность движений в стиле брасс. Малейший сбой ритма приведет к отрицательному результату. Все движения руками или ногами очень аккуратно переходят друг в друга и сочетаются. Непрерывность действий позволяет передвигаться с хорошей скоростью и правильным дыханием.

Быстро научиться правильно осуществлять движения в воде в стиле брасс можно лишь с учетом всех особенностей такого плавания. Начиная движение руками, не следует делать это со слишком большой скоростью. Первоначальный медленный ритм должен усиливаться и в конце движения руки делают более активные толчки. Правильная техника предполагает нахождение головы выше уровня воды в каждом цикле гребка. В противном случае есть риск получения травм и других неприятностей.

Для начинающих прекрасно подходит данный стиль. Перед тем как правильно плавать брассом, необходимо освоить небольшой теоретический курс. Он включает в себя особенности дыхания, точное движение руками и ногами. Существует также множество специальных подготовительных упражнений в бассейне, которые помогут отработать плавание брассом и подготовиться к передвижению в воде в данном стиле. Данный вид спорта является очень популярным, и очень часто проводятся различные соревнования таким методом.

megamyshcy.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *