Учись читать стихотворение – Роман Сеф - Читателю: читать стих, текст стихотворения поэта классика на РуСтих

Наталья Шевченко — Учись: читать стих, текст стихотворения поэта классика на РуСтих

Не дай уклониться сердцу моему
к словам лукавым
для извинения дел греховных.
Псалтирь 140:3

Благодарю Тебя , Учитель,
Что Ты общаешься со мной,
Что сотворил во мне обитель
И там я слышу голос Твой.

Не с чем Твой голос не сравнится,
Без слов умеешь ты сказать
И в моём сердце раствориться
И Свою сущность показать.

Стою в великом удивленьи
И слышу мудрости слова:
» Не лёгким будет путь смиренья —
Это тернистая тропа…

Учись понять не осуждая,
Учись сочувствовать , любя,
Чужих ошибок не считая,
Вникай в ученье и в себя.

Иди дорогами прямыми,
В людском же мире будь слугой,
Ведь как поступишь ты с другими,
Так Бог поступит и с тобой.

Умей с весёлым посмеяться,
Умей с печальным погрустить,
Умей с ранимым пообщаться
И тросточки не надломить.

Ты в тайне помоги другому
И явно Я тебе воздам,
Ответь добром поступку злому,

Не позволяй грешить устам.

Умей покаяться в гордыне,
Как стрелы не метай слова,
Чтобы тебя не обвинили,
Умей признать, что не права.

Учись совсем не раздражаться
На злые выходки врага,
И жадности не поддаваться,
Когда сжимается рука,

Ты не завидуй нечестивым,
Богатство их — всего лишь прах.
Будь же во всём благочестива —
Твоё богатство в небесах!

Сокровище твоё не тленно,
Его никто не украдёт,
В Иисусе все благословенья —
Он в лучший мир тебя ведёт.

Учись как Я во всём смиряться,
И не роптать, а верой жить,
Стремись в Христа преображаться,
Чтобы награду заслужить.

Стою в великом удивленьи:
«Господь,преобрази меня!
Хочу исполнить наставленья
И сохранить Твои слова.

Нерукотворным обрезаньем
Обрежь меня святой рукой,
Вот, я свершила обещанье
И крещена была водой,

Вот ,я отныне умоляю —
Сверши Свой труд в моей душе,
Тебе я сердце доверяю —

Держи его в Своей руке.

Читать стих поэта Наталья Шевченко — Учись на сайте РуСтих: лучшие, красивые стихотворения русских и зарубежных поэтов классиков о любви, природе, жизни, Родине для детей и взрослых.

rustih.ru

Наталья Шевченко — Учись: читать стихотворение, текст онлайн

Не дай уклониться сердцу моему
к словам лукавым
для извинения дел греховных.
Псалтирь 140:3

Благодарю Тебя , Учитель,
Что Ты общаешься со мной,
Что сотворил во мне обитель
И там я слышу голос Твой.

Не с чем Твой голос не сравнится,
Без слов умеешь ты сказать
И в моём сердце раствориться
И Свою сущность показать.

Стою в великом удивленьи
И слышу мудрости слова:
» Не лёгким будет путь смиренья —
Это тернистая тропа…

Учись понять не осуждая,
Учись сочувствовать , любя,
Чужих ошибок не считая,
Вникай в ученье и в себя.

Иди дорогами прямыми,
В людском же мире будь слугой,
Ведь как поступишь ты с другими,
Так Бог поступит и с тобой.

Умей с весёлым посмеяться,
Умей с печальным погрустить,
Умей с ранимым пообщаться
И тросточки не надломить.

Ты в тайне помоги другому
И явно Я тебе воздам,
Ответь добром поступку злому,
Не позволяй грешить устам.

Умей покаяться в гордыне,
Как стрелы не метай слова,
Чтобы тебя не обвинили,
Умей признать, что не права.

Учись совсем не раздражаться
На злые выходки врага,
И жадности не поддаваться,
Когда сжимается рука,

Ты не завидуй нечестивым,
Богатство их — всего лишь прах.
Будь же во всём благочестива —
Твоё богатство в небесах!

Сокровище твоё не тленно,
Его никто не украдёт,
В Иисусе все благословенья —
Он в лучший мир тебя ведёт.

Учись как Я во всём смиряться,
И не роптать, а верой жить,
Стремись в Христа преображаться,

Чтобы награду заслужить.

Стою в великом удивленьи:
«Господь,преобрази меня!
Хочу исполнить наставленья
И сохранить Твои слова.

Нерукотворным обрезаньем
Обрежь меня святой рукой,
Вот, я свершила обещанье
И крещена была водой,

Вот ,я отныне умоляю —
Сверши Свой труд в моей душе,
Тебе я сердце доверяю —
Держи его в Своей руке.

dy9.ru

Как научиться читать стихи советы

   


15 шокирующих пластических операций, завершившихся плачевно

Что происходит когда собака облизывает лицо

В какой позе лучше спать

       

Всех детей еще в садике учат читать стихи, просто выучить может каждый ребенок, но прочитать  его с выражением далеко не все. Почему? Да потому что их никто не учил, как нужно это делать. Преподаватели просто снижают оценки, если у вас не получается прочитать красиво стих. В этом деле главную роль играет интонация. Ее нужно соблюдать даже когда вы простой текст читаете, но в случае со стихами это самое главное. Но как этому научиться и что можно сделать, каким правилам следовать? УчиЭто расскажет вам об этом в данной статье.

  1. Первое, что необходимо сделать, чтобы вслух красиво прочесть стих на публике, это понять его смысл. Постарайтесь проанализировать, кому оно посвящено, какие эмоции хотел передать автор читателю, что хотел сказать и вообще о чем он. Потом обязательно выучите текст. Даже, если вы думаете, что сможете подсмотреть его на листочке, не нужно сильно на это надеяться.
  2. Потому что от волнения вы попросту можете не увидеть текст. Да и публика относится лучше к ораторам, которые не пытаются подглядывать. В таком случае выступление воспринимается зрителями более искренне. Необходимо отработать прочтения стиха столько, сколько нужно, что запомнить, где делать паузы, а где наоборот ускорить. Также перед выступлением подумайте, в каких местах стоит поставить акцент.
  3. Естественно, что любая речь воспринимается лучше, если она понятная и четкая. Чтобы не оговариваться, будет полезно подготовить речевой аппарат к предстоящему мероприятию. Существует огромное количество всевозможных артикуляционных гимнастик, которыми вы можете воспользоваться. Людям, у которых работа связана с публичными выступлениями, советуют делать эти упражнения каждый день, и перед самим выступлением«разогревать» артикуляционный аппарат.
  4. Когда вы учитесь читать стихи, можете потренироваться перед зеркалом. Так вы увидите свою мимику. Часто людям кажется, что они в определенный момент пытаются отобразить одно эмоциональное состояние, но со стороны это выглядит иначе. Когда читаешь стих, частенько нужно произносить какую-то длинную фразу на одном дыхании. Именно поэтому профессионалы занимаются дыхательной гимнастикой.
  5. Перед самим выступлением главное справиться с волнением, в противном случае его будет слышно в голосе, даже если вы будете стараться показать, что совсем не переживаете. Голос лучше всего передает наше состояние. Чтобы попытаться успокоится, можете сделать парочку глубоких вдохов и выдохов, представить, что вы находитесь в таком месте, где спокойно и уютно.
  6. Стихотворение – это, в первую очередь, эмоции. К примеру, если проанализировать стих под названием «Как хорошо уметь читать», можно увидеть, как автор рассказывает о радости ребенка, который овладел навыками чтения. И не правильно было бы прочитать это стихотворение монотонно и спокойно. Скорее это нужно сделать энергично и бодро. И, конечно же, тем речи должен быть быстрее, чем, к примеру, при прочтении письма Татьяны Онегину.

Видео уроки

uchieto.ru

Как красиво читать стихи?

Все дети еще в детском саду учат стихи, и ведь учить может каждый ребенок, а вот читать красиво далеко не все. И почему? Потому что никто их не учил это делать. Преподаватели снижают оценку, если вы читаете стихи некрасиво, а просто уныло рассказываете. В стихах большую роль играет интонация. Интонацию надо соблюдать и в том случае, когда вы рассказываете прозу, но в  случае стихов это еще более важно. Но как научится правильно и красиво читать стихи и что нужно для этого делать, каким правилам следовать? Именно об этом поговорим в этой статье.

Правила правильного и красивого чтения стихов:

  • Работайте над дикцией. От того как точно, правильно и красиво вы будете произносить каждое слово и объединять их в одну фразу, будет зависеть успех чтения стихов.
  • Соблюдайте знаки препинания. Именно они определяют, с какой интонацией вам нужно читать. Точка это большая пауза, запятая, короткая пауза, вопросительный знак это вопрос, восклицательный подразумевает повышения нот в голосе и т.д.
  • Вникайте в суть самого стиха. Когда вы будете понимать, о чем вы говорите, вы не просто будете наизусть говорить выученное, а будете переживать вместе с автором все эмоции, к которым призывает стихотворение.
  • Не зубрите. Учитесь сразу же читать стихотворение с выражением, сразу же, как начинаете учить, а то потом вы машинально будете рассказывать сухо и без выражения.
  • Не торопитесь никуда. Стихотворение это искусство. Наличие определенных логических пауз делает ваше чтение еще более выразительным. Еще это поможет скрыть неловкие паузы.
  • Наличие музыкального слуха упростит задачу. Но и без музыкального слуха можно добиться успеха, если тщательно над этим работать.
  • Работайте над мимикой, иногда можно подключать и жесты. Тренироваться можно перед зеркалом.
  • Чувствуйте то, что говорите и старайтесь это пережить. И все у вас получится!

Родители должны помогать детям научится читать красиво стихи, этому учатся в юном возрасте, так как потом талант остается на всю жизнь.  А если вам ребенок слишком мал для того, чтобы ходить в школу и учить стихи, побеспокойтесь о его комфорте. Конверт для новорожденного и другая одежда из хлопка обеспечат полный комфорт вашему малышу. Ваш ребенок вырастет здоровым и счастливым.



Если материал был полезен, вы можете отправить донат или поделиться данным материалом в социальных сетях:

reshit.ru

Афанасий Фет — Учись у них

Учись у них — у дуба, у берёзы.
Кругом зима. Жестокая пора!
Напрасные на них застыли слезы,
И треснула, сжимаяся, кора.

Все злей метель и с каждою минутой
Сердито рвет последние листы,
И за сердце хватает холод лютый;
Они стоят, молчат; молчи и ты!

Но верь весне. Ее промчится гений,
Опять теплом и жизнию дыша.
Для ясных дней, для новых откровений
Переболит скорбящая душа.

Анализ стихотворения «Учись у них — у дуба, у березы» Фета

На протяжении всей жизни Фет подчеркивал тесную связь человека с природным миром. В позднем периоде творчества в пейзажной лирике поэта все чаще появляются философские мотивы. Фет уже многого добился в жизни, он вышел в отставку, чтобы полностью отдаться поэтической деятельности. Он по праву может подводить итоги своего жизненного пути. Произведения поэта становятся глубокими размышлениями о старости, которая аллегорически изображается через природные явления. Один из характерных примеров таких стихотворений — «Учись у них – у дуба, у березы» (1883 г.).

Фет призывает читателей учиться у деревьев спокойно воспринимать житейские трудности и неудачи, которые он сравнивает с зимней «жестокой порой». Деревья ничем не защищены от свирепых морозов и метелей, которые заставляют трескаться кору. Последние листья, являющиеся единственным напоминанием о счастливых летних днях, обрывают порывы сильного ветра. Эти одинокие листочки подобны человеческим надеждам, которые неумолимо тают в трудной ситуации. Деревья никак не выражают своих страданий и стойко переносят лютый холод. Фет ставит в пример их безграничное терпение и заявляет: «Молчи и ты!».

Деревья знают, что зима не может продолжаться вечно. В любом случае нельзя терять веры и надежды, потому что все равно настанет весна. Она принесет с собой тепло и новые надежды, пробудит спящие жизненные силы. На простом примере неизбежной смены времен года Фет показывает, что никогда нельзя сдаваться под напором жизненных обстоятельств. Поэт многое повидал в жизни, ему было хорошо известно, что вслед за неудачами обязательно придет счастье. Как бы не были велики беды и страдания, они подчинятся вечному циклическому закону жизни. Нельзя падать духом под ударами судьбы. Бессмысленные мольбы и причитания не дадут никакого результата. Человек может перенести неприятные минуты только с гордо поднятой головой.

Старость Фета не стала причиной его уныния. Он прекрасно понимал, что жизнь подходит к концу, но, посвятив себя служению природы, научился подражать ей. Даже в преклонном возрасте поэт находит яркие и счастливые моменты. Финальная строчка («переболит скорбящая душа») подчеркивает несгибаемый оптимизм автора и его огромный запас жизненных сил.

Читать стих поэта Афанасий Фет — Учись у них — у дуба, у берёзы на сайте РуСтих: лучшие, красивые стихотворения русских и зарубежных поэтов классиков о любви, природе, жизни, Родине для детей и взрослых.

rustih.ru

Как стихи помогают учить ребенка читать

1.
«Улавливание» и усвоение звуков речи – важнейшая задача того возрастного периода, когда малыш начинает говорить. При этом важно, что маленький ребенок чувствителен к звуковому ритму и реагирует на рифмы, через которые более отчетливо и выразительно проявляются те или иные звуки. Ритм и рифма удерживают детское внимание. Поэтому у родителей не возникает никаких сомнений, что книжный путь малыша должен начинаться с потешек и коротких стишков.

Но по мере того как ребенок растет, стихов в его жизни становится все меньше и меньше. Иногда это исчезновение носит «идеологический» характер и распространяется даже на сказки в стихах.

Один продвинутый папа с гордостью говорил, что его четырехлетняя умница-дочка «все эти складные сказочки давно переросла и слушает только толстые книги». А иногда никакой идеологии за исчезновением стихов не стоит – просто самому взрослому интереснее читать «толстые книги», какие-нибудь сказочные повести. Даже если ребенок просит читать ему одну и ту же книгу по несколько раз, длинная история не успевает приесться взрослому так, как это случалось с короткими рассказами и сказками в стихах.

Но ребенку – даже подросшему, слушателю длинных сказочных повестей – очень нужны стихи. Не будем вдаваться в рассуждения о прекрасном, а посмотрим на них с практической, утилитарной точки зрения – потому что стихи готовят дошкольника к самостоятельному чтению.

2.
В 60-х годах прошлого века отечественные психологи пришли к выводу, что в основе умения читать лежит не знание букв, а так называемый развитый фонематический слух, т.е. способность различать и выделять в словах звуки (или, точнее, фонемы). Фонема – это обобщенный звук. У разных людей могут быть индивидуальные отличия в произнесении, например, звука «о». Но во всем этом многообразии мы все же выделяем нечто общее, некое среднее «о», которое позволяет нам отличить слово «дом» от слова «дам» или слово «Бом» от слова «Бим». Звуков в силу индивидуального характера их звучания великое множество, а фонем в языке ограниченное число. Они все пересчитаны и имеют названия, как элементы таблицы Менделеева.

Это была своего рода революция в представлениях об обучении грамоте. До нее детей всегда учили читать, используя метод «от буквы к звуку»: сначала показывали ребенку букву, потом говорили, как эта буква «читается», а затем обучали буквы сливать. И читали дети сначала по слогам, и только потом переходили к словам, не разбитым на слоги. Сливать буквы – это была первая сложность, с которой сталкивались и сталкиваются дети. Увидеть за слогами целое слово – другая сложность.

И вдруг оказалось, что этот способ обучения – через последовательное сливание букв – противоречит физиологии процесса чтения.

Эксперименты, фиксирующие движение глаз и речевого аппарата во время чтения, показали, что читаем мы, не последовательно двигаясь от буквы к букве, как считалось раньше, а совсем иначе. Наш глаз во время чтения движется «с опережением»: он ищет букву, которая обозначает гласный звук, а потом возвращается назад, к букве, обозначающей согласный звук. И голосовые связки заранее «настраиваются» на гласный – до того, как мы начали его произносить. Только после этого наш мозг «выдает» решение – как читать слог или слово.

Такой механизм чтения обусловлен особенностями русского алфавита. Как известно, буквы в нашем алфавите должны изображать звуки (если быть точным, фонемы). Но букв недостаточно: не каждой фонеме соответствует своя, отдельная буква. «Р» и «РЬ», согласно лингвистике, – это две разные фонемы. Поэтому и букв, по идее, должно быть две: одна – для твердой фонемы, другая – для мягкой. Но в нашем алфавите для них предусмотрена всего одна буква Р (ЭР). Названия букв часто не соответствуют звучанию фонем.

И когда мы видим в слове букву Р, мы не знаем, как именно нужно ее прочитать – твердо или мягко, – до тех пор, пока не увидим следующую за ней букву, обозначающую гласный звук. Если видим РО(В) – читаем твердо. Если видим РЁ(В) – читаем мягко.

Но чтобы задаться таким вопросом: «Как прочитать букву – твердо или мягко?», нужно знать о существовании твердых и мягких согласных. И, конечно же, о существовании гласных. То есть для начала их нужно уметь «слышать» в словах – различать, выделять. В ходе экспериментов психологи выяснили, что если детей сначала тренировать на различение звуков в словах, то они потом намного быстрее осваивают чтение.

Это похоже на упражнения с пирамидкой. Прежде чем малыш научится собирать пирамидку, он должен научиться снимать колечки со стержня. Сначала ребенок учится расчленять звучащее слово на звуки, а потом учится «собирать» написанные буквы в целое слово, сливать звуки, изображенные буквами, в слова.

Иными словами, революция в обучении грамоте заключалась в том, что на смену принципу «от буквы к звуку» пришел принцип «от звука к букве». Стало ясно, что перед тем как приступить собственно к знакомству с буквами, нужно всеми возможными способами развивать у детей фонематический слух – их способность снимать звуковые колечки со словесного стержня.

3.
Есть дети, которые сами очень рано научаются читать. Как это происходит, никто не знает.

Возможно, эти дети от природы одарены фонематическим слухом, как другие дети – слухом музыкальным. (Возможно, из таких детей впоследствии вырастают поэты.)

Но это исключения из правила. Обычно детей учат читать родители. А они, как правило, увлекаются буквами. Это объяснимо: буква – «предмет», нечто материальное. И, вроде бы, понятно, как по поводу букв общаться с ребенком: разглядывать их на картинке, отыскивать в тексте, рисовать, лепить, из веревочек выкладывать. По общему убеждению, чем раньше ребеночек узнает буквы, тем раньше научится читать. Иногда такое и правда случается. Но в большинстве случаев дети, к трем годам узнавшие все буквы, читать так и не начинают.

И вряд ли стоит по этому поводу расстраиваться и заставлять ребенка страдать над букварем в его четыре года на том основании, что «так делают все».
Гораздо плодотворнее будет вспомнить про революцию в обучении грамоте, которая произошла 60 лет назад, вспомнить про фонематический слух, про принцип пирамидки – и взять за правило с раннего возраста, без всяких перерывов, непременно читать ребенку перед сном стихотворение.
Ведь стихи – это концентрированное взаимодействие звуков. Это форма языка, содержанием которой часто является звуковая игра.

Прилетели к морю мошки
и мочалкой моют ножки.
(Вадим Левин. Из сборника «Между нами», изд-во «Октопус», 2009)

Пожалуйста: обилие «м». Выделяй – не хочу.
А это – из стихов Ренаты Мухи:
Бывают в жизни чудеса –
Ужа ужалила Оса.
Она ужалила в живот.
Ужу ужасно больно.
Вот.
(Рената Муха. Из сборника «Между нами», изд-во «Октопус», 2009)

Произношение «ж», между прочим, – довольно сложная штука. У многих детей хромает.
А вот еще такое, из Михаила Яснова. Называется «Марсианская военная песня»:
Тирлибили галагу! Тирлили гала гулу!
Тирлибили?
Галагу?
Гили гили гала гу!
Гу!
Гу!
Галагу!
Тирлибили гала гу!
(«Месье, месье, который час?» Стихи французских поэтов в переводе Михаила Яснова. Изд-во «Детгиз», 2010)

Просто логопедический праздник какой-то. И ведь весело как! А попробуйте произнести – да еще и выдерживая интонацию, заданную вопросительными и восклицательными знаками.

Умение воспринимать стихи развивает способность по-новому слышать речь, обращать внимание на ее звуковую сторону. Если вы не отодвинули стихи в сторону и позволили им «расти» вместе с ребенком – усложняться по форме и содержанию, вы почти наверняка обеспечили своему малышу развитие фонематического слуха.

И когда ваш ребенок в один прекрасный момент спросит вас, какая это буква, как она читается, его новое знание ляжет на его умение различать и вычленять в словах звуки. Вполне возможно, от вас больше ничего и не потребуется (ну, может, прочитать ему какую-нибудь азбуку в стихах) – пятилетка сам откроет для себя механизм слияния букв.

А вы лишний раз убедитесь в том, что искусство и в виде детской поэзии – действительно сила.

Марина Аромштам


Другие статьи по этой теме:

Раздел «Лучшие книги», рубрика «Читать обязательно»:
«Сколько ножек, столько и галошек. Стихи Ирины Пивоваровой»,
«Виндадоры, виндадоры, виндадорушки мои. О книге с иллюстрациями Юрия Васнецова»

Раздел «Лучшие книги», рубрика «Мне нужна книга на тему…»
«Азбуки в стихах»

Раздел «Лучшие книги», рубрика «Эксперты о новых книгах»
Михаил Яснов «Дверца в живой мир детства»
Михаил Яснов «Поэтика грамматики»
Михаил Яснов «В музей с Олегом Тарутиным»

www.papmambook.ru

Как правильно читать стихи с выражением: как выразительно рассказать стих

Posted On 09.05.2018

Все дети еще в детском саду учат стихи, и ведь учить может каждый ребенок, а вот читать красиво далеко не все. И почему? Потому что никто их не учил это делать. Преподаватели снижают оценку, если вы читаете стихи некрасиво, а просто уныло рассказываете.

Как красиво читать стихи?

В стихах большую роль играет интонация. Интонацию надо соблюдать и в том случае, когда вы рассказываете прозу, но в  случае стихов это еще более важно. Но как научится правильно и красиво читать стихи и что нужно для этого делать, каким правилам следовать? Именно об этом поговорим в этой статье.

Правила правильного и красивого чтения стихов:

  • Работайте над дикцией. От того как точно, правильно и красиво вы будете произносить каждое слово и объединять их в одну фразу, будет зависеть успех чтения стихов.
  • Соблюдайте знаки препинания. Именно они определяют, с какой интонацией вам нужно читать. Точка это большая пауза, запятая, короткая пауза, вопросительный знак это вопрос, восклицательный подразумевает повышения нот в голосе и т.д.
  • Вникайте в суть самого стиха. Когда вы будете понимать, о чем вы говорите, вы не просто будете наизусть говорить выученное, а будете переживать вместе с автором все эмоции, к которым призывает стихотворение.
  • Не зубрите. Учитесь сразу же читать стихотворение с выражением, сразу же, как начинаете учить, а то потом вы машинально будете рассказывать сухо и без выражения.
  • Не торопитесь никуда. Стихотворение это искусство. Наличие определенных логических пауз делает ваше чтение еще более выразительным. Еще это поможет скрыть неловкие паузы.
  • Наличие музыкального слуха упростит задачу. Но и без музыкального слуха можно добиться успеха, если тщательно над этим работать.
  • Работайте над мимикой, иногда можно подключать и жесты. Тренироваться можно перед зеркалом.
  • Чувствуйте то, что говорите и старайтесь это пережить. И все у вас получится!

Родители должны помогать детям научится читать красиво стихи, этому учатся в юном возрасте, так как потом талант остается на всю жизнь. А если вам ребенок слишком мал для того, чтобы ходить в школу и учить стихи, побеспокойтесь о его комфорте. и другая одежда из хлопка обеспечат полный комфорт вашему малышу. Ваш ребенок вырастет здоровым и счастливым.

Заучивание стихотворений наизусть — одно из средств умственного, нравственного и эстетического воспитания детей.

   При заучивании стихотворений с детьми воспитатель ставит перед собой сразу несколько задач:

  1. Вызвать интерес к произведению и желание знать его.
  2. Воспитать любовь к поэзии.
  3. Помочь понять содержание произведения в целом и содержание отдельных его слов, фраз.
  4. Научить вслушиваться в ритм и мелодику поэтического текста.
  5. Научить выразительно, с естественными интонациями читать стихотворения.

  Как по разному люди читают стихи! Одни — монотонно, вяло. Другие — выделяя особенности стихотворного размера. Третьи — громко, эмоционально и неестественно. Но с удовольствием мы слушаем того, кто читает так, как разговаривает в жизни, с живой выразительностью, четкой речью, переживая эмоции, затронутые данным произведением.

   Можно ли научить ребенка читать стихи выразительно? Да, можно. Понятие «выразительность речи», по мнению педагогов, психологов, имеет интегрированный характер и включает в себя вербальные (интонация и ее компоненты) и невербальные (мимика, жесты, движения, позы) средства речевой выразительности, которые находятся в тесной взаимосвязи и дополняют друг друга. 

   Вот несколько этапов, которые помогут ребенку читать стихи с выражением.

  1. Выбрать отрывок для выразительного чтения.

1) Стихотворение должно быть доступным, близким и понятным детям по содержанию.

2) Чем меньше возраст ребенка, тем короче строка и само стихотворение. Детям 2 лет достаточно двух-четырех строчек, 3-4 лет — одно-два четверостишия, 5-7лет — до пяти четверостиший, в зависимости от проявляемого ребенком интереса и уровня развития памяти.

3) Стихотворение для малышей должно быть динамичным (в основном действия, без описательных моментов, с короткими строками, простым ритмом. Старшие дошкольники способны воспринимать метафоры, сравнения, небольшие описания, но все же динамичность важна.

4) Стих должен соответствовать характеру малыша. Поэтому нужно постараться подобрать то стихотворение, которое будет ему интересно. Озорнику и непоседе будет легче выучить и воспроизвести веселые стишки Даниила Хармса, а мечтателю — более спокойные, плавные по звучанию стихи Саши Черного и Валентина Берестова.

5) Стихи для детей должны быть высокого качества, ведь поэзия является источником и средством обогащения образной речи, развития поэтического слуха (умения тонко чувствовать художественную форму, мелодику и ритм родного языка, этических и нравственных понятий.

Нужно читать детям произведения народного творчества (народные потешки, прибаутки, шутки, песенки) и мастеров художественного слова.

Важны хорошие стихи современных поэтов.

Нельзя использовать слабые стихи непрофессионалов, с неточными рифмами, нарушением строя, с неграмотным употреблением формы слова.

  1. Прочитать стихотворение выразительно самим взрослым.

Прежде чем познакомить ребенка с выбранным стихотворением, нужно просмотреть его заранее, выбрать нужное настроение, интонацию, расставить акценты, выделяя главное слово. А затем прочитать стихотворение самим медленно и с выражением. Можно представить, что вы выступаете со сцены, а ребёнок — ваш главный зритель и критик. Ребенок должен видеть и понимать, что значит читать с выражением. Поэтому нужно читать максимально эмоционально, правильно расставляя логические ударения, делать, где необходимо, паузы, как можно точнее придерживаясь ритма стихотворения.

  1. Выяснить, всё ли понятно ребёнку в этом тексте.

При необходимости нужно разобрать каждую строчку, каждое слово. На этом этапе главное, чтобы малыш понимал, о чем стихотворение и для него не было бы непонятных слов.

  1. Определить настроение стихотворения.

Определите вместе с ребёнком, как, с каким настроением нужно читать текст, с грустным или весёлым.

Можно потренироваться, вместе с ребёнком читать первую строчку, с разным настроением: радостным, грустным, удивленным, недоверчивым.

  1. Расставить логическое ударение.

Важно, научится определять главные по смыслу слова текста и выделять их голосом при чтении.

Для того чтобы выделить голосом какое-то слово нужно:

— прочитать его громче, чем другие

— после прочтения этого слова сделать короткую паузу (чуть-чуть помолчать) Обычно в высказывании (устном или письменном) есть слова, словосочетания, иногда и предложения, которые являются его логическими и эмоциональными центрами и которые должны быть обязательно как-то выделены, иначе смысл того, о чём мы говорим или читаем, может быть понят неправильно или не совсем верно. Нужно потренироваться, вместе с ребёнком, читать строчку, выделяя голосом главные слова. Читать с ребёнком лучше по очереди, (взрослый читает для того, чтобы дать образец чтения) до тех пор, пока у Вашего ученика не получится выделять голосом главные слова.

  1. Выбрать нужный темп чтения.

Важно, выбрать нужный темп чтения, соблюдая короткие и длинные паузы при чтении. Как правило, темп чтения зависит от содержания (о чём текст, настроения (грустные стихи, как правило, читаются медленнее, чем радостные, от типа речи (повествование читается быстрее, чем описание или рассуждение). Нужно тренироваться читать одно и то же предложение в трёх разных темпах (быстром, среднем, медленном). Если ребёнку трудно менять темп, можно дать образец чтения или читать вместе с ним.

  1. Учить соблюдать паузы.

Важно научится расставлять короткие и длинные паузы.

Как научиться читать стихи: советы

Нужно объяснить ребёнку, что пауза — это остановка во время чтения. Паузы бывают короткие (молчим 1 секунду). Короткие паузы делают там, где стоит запятая или после главного слова. Паузы бывают длинные (молчим 3 секунды). Длинные паузы делают в конце предложения, в конце стихотворной строки

  1. Чтение стихотворения вслух.

Чтение можно сопровождать мимикой и жестами. Они сделают выступление более интересным и эмоциональным.

Выучили и забыли? После того как стихотворение выучено нужно постараться сохранить интерес ребенка к нему. Выученное стихотворение можно дарить бабушке и дедушке на дни рождения, использовать в домашних концертах. Можно рассказывать выученный стишок от лица своих любимых персонажей. У каждого сказочного героя свой характер и соответственно своя манера речи. Попробуйте сами вжиться в роль, скажем Чебурашки или Буратино, и расскажите сами или вместе с малышом разученный стишок.

   Работа по обучению детей выразительному чтению проводится:

  1. Во время образовательных предложений для целой группы детей дошкольного возраста.
  2. В совместной деятельности в процессе ознакомления с художественной литературой.
  3. В музыкальных праздниках и развлечениях.
  4. В конкурсах художественного слова.
  5. В индивидуальной работе с детьми (в режимных моментах в течение дня утром и вечером).

    Взаимодействие с родителями.

  1. Советы, консультации, индивидуальные беседы по обучению детей выразительному чтению.
  2. Семинары – практикумы, родительские собрания.
  3. Видеопоказ победителей конкурсов художественного слова.

    Так, следуя этим несложным рекомендациям, можно научить ребенка любить литературу, поэзию, замечать прекрасное вокруг себя, формировать ясную четкую выразительную речь, что очень пригодится не только школе, но и во взрослой жизни.

Автор: Рябцева Татьяна

owenural.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *