Тактика мини-футбола

Очень хорошо, если вы научились управлять мячом, быстро бегать и высоко прыгать. Но это вовсе не означает, что вам уже подвластны все премудрости игры. Только тот, кто действует на поле расчетливо, соизмеряет свои силы и технические навыки с игровой ситуацией, с сильными и слабыми сторонами соперника, может считаться хорошим игроком. Вот почему каждый юный футболист должен стремиться не только совершенствовать технические приемы и развивать свои физические качества, но также постигать тактические секреты игры, т. е. правильно выбирать место, своевременно делать передачи партнерам, умело применять обводку и удары по воротам. Главное же, каждый должен стремиться хорошо «читать» игру, т. е. все замечать в ходе матча, видеть намерения партнеров и соперников. Но и это еще не все.

Мини-футбол — игра коллективная. Поэтому каждый футболист должен уметь подчинять свои индивидуальные действия коллективной и командной тактике. Тактика определяет способ и манеру ведения игры команды и конкретные обязанности отдельных игроков или группы игроков. Немало их и в малом футболе. Отсутствие правила «вне игры», ограниченность игрового поля, возможность в спортивных залах и хоккейных «коробках» играть от стены (борта) вносят в тактику мини-футбола немало специфических штрихов. Вот почему каждый юный футболист, увлекающийся этой игрой, должен иметь представление и о различных системах мини-футбола, основных принципах игры в защите и в нападении, об обязанностях игроков задней и передней линий.

Система игры

Вероятно, вы не раз были свидетелями ситуации, когда все игроки команды, владеющей мячом, забывая о защите, устремляются вперед, оставляя в одиночестве вратаря. А при потере мяча все вновь бегут назад, спеша и мешая друг другу. Конечно, такое ведение игры неразумно и игроки вряд ли получат от нее удовлетворение. Чтобы успешно выступать в соревнованиях по мини-футболу, в команде надо строго распределить игровые обязанности: на одних ребят возложить преимущественно оборонительные функции, а на других — атакующие, расставив игроков по определенной системе.

Понятие «система» означает определенную расстановку игроков на поле с учетом их индивидуальных способностей. Это дает возможность команде добиться наибольшей пользы как в обороне, так и в нападении. Схематично наиболее часто применяемые в малом футболе системы игры 5×5 и 6×6 представлены соответственно на рис. 41 и 42.
Рис. 41. Системы игры в мини-футбол 5×5

Рис. 42. Системы игры в мини-футбол 6×6

Вы видите, что одни игроки (внутри большого и малого круга) — защитники, а другие — нападающие. Однако в ходе игры в малом футболе такое деление игроков часто бывает условным. И это понятно. На небольших площадках каждый защитник постоянно готов подключиться в атаку и завершить ее ударом по воротам или же острым пасом партнеру. В свою очередь, каждый нападающий при овладении мячом игроками соперников готов отступить назад для обороны своих ворот. В связи с этим основные принципы игры в обороне и в нападении должны одинаково хорошо знать и защитники и нападающие.

www.offsport.ru

Тактика в мини-футболе — Российский мини-футбол — Блоги

В футзале тактика, в сравнении с большим футболом, имеет более важное значение. Во время игры, исключая остановки при аутах, таймаутах и пр, игрок в миньке не может взять паузу, к примеру, постоять отдышаться или ждать передачи от партнеров на другой половине поля. Он все время в движении, выполняет какую-то функцию. Игроков на паркете всего четыре, вратаря не считаем, а потому, если один игрок из команды выпал(не добежал за своим, упал, потерял концентрацию) — сопернику, как правило, разыграть лишнего не составляет труда. Именно поэтому индивидуальные действия игроков(обводка, финты, уход на скорости и тд) мы видим только у ворот соперника, в крайнем случае в центре поля. Очень высок риск получить контратаку на свои ворота.

Сегодня рассмотрим расстановку 3-1.

Под этой схемой понимается игра в три защитника (левый №4, центральный №2, правый №3) и выдвинотого впереда нападающего №5.

 

 

Такую расстановку, как правило, используют команды практикующие глубокую оборону и резкий переход в контратаку, например, «Норильский Никель». У любой схемы есть свои плюсы и минусы. Но для начала разберем какие игроки нужны под такую расстановку: 

1. Крайние защитники.

Они должны обладать взрывной скоростью, чтобы успевать помогать своему центральному защитнику, а также поддерживать в атаке своего нападающего. Если соперник атакует через центр, то крайние защитники должны сделать поле уже, то есть попытаться расположиться поближе друг к другу, но держать в поле зрения своего оппонента на краях. Если атакующий игрок переводит мяч, к примеру, на левый фланг, то защитная линия сразу же располагается ближе к игроку получившему мяч: в первую очередь не допустить удара по воротам с фланга и держать под контролем центральную зону. При этом относительно свободным остается игрок атакующей команды, находящийся на противположном фланге от мяча. Делается это специально, поскольку при правильном расположении и концентрации прямой пас с фалнга на фланг не пройдет(сорри за некачественные рисунки). Если атакующий игрок на фланге пошел в обыгрыш и обвел правого защитника, остальные два защитника должны мгновенно опуститься ниже к своим воротам и прервать передачу под удар, идующую на дальнуюю штангу, либо идущую на набегающего игрока с центра.

При контратаке крайние защитники, наоборот, должны использовать всю ширину площадки, растягивая соперника. Но в то же время они открываться под передачу либо от нападающего столба, либо от своего центрального защитника.

 

2. Центральный защитник.

Этот игрок, среди всех защитников, должен обладать самым классным первым пасом, чтобы быстро отправить свою команду в контратаку. Также он подстраховывает зону крайнего защитника, который идет в атаку. На центрального защитника ложаться функции разыгрывающего при атаке, в чем-то схоже с баскетболом. Он подсказывает команде как стоит расположиться, ведет игру. В качестве примера действий центрального защитника, обратите внимание на Робиньо (Газпром-Югра). Он выполняет функции разыгрывающего с задней линии.

3. Нападающий.

Я выше описывал оборону команды только усилиями защитников. Естественно, нападющий тоже принимает участие в обороне. Он встречает атакующего игрока с мячом, но не бросается на него, дабы не быть обыгранным, а спускается вместе с атакующим игроком к своим воротам. То есть, в идеале, он всегда должен быть за линией мяча при обороне и не допустить большого разрыва в линиях. 

При контратаке, нападающий-столб, часто располагается спиной к чужим воротам. Он принимает мяч от своих ворот и делает передачи в атаку на фланги своим защитникам.

Также нападающий должен уметь ставить корпус, чтобы защитник у него ни выбить мяч, ни сдвинуть. Имея в арсенале эти скиллы, можно за счет корпуса развернуться к чужим воротам, а заодно и оттеснив опекающего защитника. Для наглядности разворота, ниже действия Сирило(Динамо).

.

Итак, подводим итог. При обороне игроки не бросаются на соперника с мячом, а плавно спускаются к своим воротам, стараясь располагаться поближе друг к другу и синхронно перемещают акцент обороны на то фланг, где в данный момент находится мяч. При атаке крайние защитники растягивают фланги, столб либо сам разворачивается к воротам, либо подключает игкроков по краям, центральный защитник располагается ниже остальных, разыгрывая мяч.

 Российский мини-футбол в соц.сетях:  

www.sports.ru

Тактика: Тактические схемы — В два касания — Блоги

В мини-футболе, как и в большом, тренеры используют тактические схемы. Вы можете подобрать схему подходящую именно вам, вашей команде и вашим игрокам. Как и обещал в предыдущей статье — я расскажу вам об основных тактических схемах в мини-футболе, об их плюсах и минусах.

Основными тактическими схемами в мини-футболе считают схемы: 

Ваша команда может использовать в игре разные варианты игры. Вы можете атаковать схемой 4-0, а защищаться 3-1. Все зависит от того, каким подбором игроков вы располагаете.

Я хочу поговорить немного о каждой представленной выше схеме. 

2-2

Эта схема считается самой «старой» в мини-футболе, так как использовалась в первые годы развития мини-футбола. Схема состоит из 2 защитников (№ 3 и 2) и 2 нападающих (№5 и 4).

Эта тактика требует от игроков владения хорошей передачей.

Плюсы:

  • Проста в понимании;
  • Не требует высокого уровня физической подготовки;
  • Полезна при вскрытии компактной обороны;
  • Подходит для использования статичных атак;
  • Хороша для развития навыков;
  • Идеально подходит для детских команд.

Минусы:

  • Низкий уровень поддержки среди игроков;
  • Если команда в атаке — очень уязвима в обороне;
  • Нападающие должны быть хороши в игре 1х1;
  • Каждый игрок должен защищать большое пространство;
  • Если вы хотите владеть мячом и больше двигаться без мяча, то эта схема не вам не подойдет;
  • Чтобы перейти из атаки в оборону, то это займет больше времени, чем в других схемах.

3-1 (1-2-1)

Эта схема состоит из одного разыгрывающего (№2), двух вингеров (№3 и №4) и нападающего (№5) в стандартной расстановке. 

Плюсы:

  • Больше свободных мест, что упрощает движения без мяча и ротации, которые нужны для хорошего владения мячом;
  • При потере мяча, занять оборонительные позиции можно гораздо быстрее, чем в других схемах;
  • Эффективна при контратаках, если есть быстрый и сильный нападающий.

Минусы:

  • Требует высокий уровень физической подготовки;
  • Для ротаций и смены мест, игроки должны хорошо подкованы тактически;
  • Игроки должны быть дисциплинированы.

4-0

Схема состоит из двух центральных защитников (№2 и №3) и двух вингеров (№4 и №5). 

Эта самая современная система игры. Хотя она может использоваться только в атаке и часто сочетается со схемой 3-1, чтобы запутать соперника. Здесь, в принципе, одна линия атаки, которой нужны постоянное движение (обмен позициями) и игроки с высоким уровнем физической подготовки и мастерства. 

Плюсы:

  • Позволяет создавать свободные зоны за линией обороны соперника;
  • Возможность атаковать одновременно в различные зоны площадки;
  • Отлично подходит для «врывания» двух нападающих в штрафную площадь;
  • Проще использовать обмен позициями.

Минусы:

  • Опасна при потере мяча, особенно в линии атаки;
  • Требует высокого уровня мастерства и физической подготовки;
  • Игроки должны владеть очень хорошим тактическим пониманием игры;
  • Используется только в нападении.

Итак, мы разобрали три основные тактические схемы в мини-футболе, их плюсы и минусы. В ближайших заметках я расскажу вам о каждой подробнее, о принципах взаимодействия в атаке и обороне в этих схемах. 

Играйте в два касания!

Другие материалы блога «В два касания»:

Тактика: Прессинг 

Тактика: Зонная защита

www.sports.ru

Схемы атак и обороны | mmfut

На этой странице САМОУЧИТЕЛЯ мы покажем самые простые комбинации атак и обороны для возможного применения вашей любительской командой:

Комбинация «бабочка» в расстановке 2-2:

Комбинация «ромб» в расстановке 1-2-1:

Зонная оборона:

Прессинг:

Позиционное нападение — Бабочка, Восьмерка, Ромб,Столбы:

Позиционное нападение-Дубль на Третьего, Угловая атака,Столб:

Как Реализовать Численное Большинство (5 против 4):

КАК играть вчетвером против пятерых (4 против 5), ч.I:

КАК играть вчетвером против пятерых (4 против 5), ч.II:

Оборона 2-2, когда соперник сильно Вас прижал:

Какая Самая Атакующая Расстановка в Футзале:

Тактика мини-футбола- Зонная оборона или личная опека:

Тактика мини-футбола- Перехваты и высокий прессинг, что лучше?:

Как атаковать в футзале-2. Контратаки.

Как обороняться в футзале:

БОЛЬШЕ НИКОГДА ТАК НЕ ПАСУЙТЕ! ФУТЗАЛ, ТАКТИКА ФУТЗАЛА, тактика футбола-1

БОЛЬШЕ НИКОГДА ТАК НЕ ПАСУЙТЕ! ФУТЗАЛ, ТАКТИКА ФУТЗАЛА, тактика футбола-2

10 ошибок в игре любительских команд по мини-футболу | Тренер-онлайн

 

www.mmfutsal.by

Тактика и тактическая подготовка в мини-футболе

Тактика и тактическая подготовка в мини-футболе

Под тактикой мини-футбола понимаются наиболее целесообразные индивидуальные, групповые и командные действия игроков, выполняющих определенные игровые функции, основанные на активном и творческом отношении к игре и направленные на достижение командой высокого результата. Основным катализатором развития тактики этой игры является постоянное противоборство между атакой и обороной, что порождает новые игровые идеи, способствует совершенствованию системы подготовки зани­мающихся и в целом повышению их мастерства. Тактика игры подразделя­ется на тактику атаки и тактику обороны. Тактические задачи в атаке и обороне решаются с помощью индивидуальных, групповых и командных действий.

Тактическая подготовка — это процесс овладения занимающимися теоре­тическими основами тактики и навыками их использования. В занятиях со школьниками в секции мини-футбола теоретическая и практическая части тактической подготовки должны быть согласованы, чтобы игроки без затруд­нения приобретали знания и могли их применять.

Обучение школьников тактике мини-футбола рекомендуется начинать с общего ознакомления с игрой. Преподаватель знакомит учащихся с основны­ми положениями правил игры, ставит задачи, которые должны решаться в матче, разучивает с ними основные приемы ведения игры. Чтобы школьники получили конкретное представление о мини-футболе, проводятся двусторон­ние игры по упрощенным правилам. Затем преподаватель приступает к обучению учащихся отдельным тактическим действиям, сначала индивиду­альным, групповым, а потом и командным. В результате все изученные действия образуют основу определенных тактических систем ведения игры. В целом обучение занимающихся любым тактическим действиям рекоменду­ется осуществлять в такой последовательности:

  • рассказ и демонстрация на макете или схеме;
  • разучивание схемы действия непосредственно на площадке с пассивным
    соперником или же предполагаемым противником;
  • то же, но с активным соперником, выполняющим определенные задания;
  • то же, но с активным соперником и в соревновательной форме;
  • закрепление действия в двухсторонней игре.

^

Команда, овладевшая в игре мячом, считается атакующей. Ее главной задачей является нарушение организованных оборонительных действий со­перников в целях взятия их ворот. Решение этой задачи обеспечивается активными наступательными действиями, которые обеспечивают условия для овладения инициативой в игре, дают возможность навязать сопернику выгод­ный план игры. Естественно, чтобы добиться в игре успеха, атакующая команда должна использовать хорошо подготовленные эффективные такти­ческие действия. Такие, которые позволяют в зависимости от конкретного соперника и в различные моменты матча применять наиболее целесообразные средства, формы и способы атакующих действий.

Полноценные действия команды в атаке невозможны без овладения ее игроками индивидуальными тактическими способами ведения единоборства с соперниками, которые прежде всего предполагают умение в данной игровой ситуации выбрать наиболее правильное решение уйти из-под контроля обо­роняющихся, найти и создать игровое пространство, как для себя, так и для партнеров; обыграть своего визави и принести результат своей команде. Индивидуальные действия в атаке предполагают как действия без мяча, так и действия с мячом.

«Открывание» означает выход игрока на свободную позицию, дающую возможность освободиться от опеки соперника, оторваться от него. «Открыв­шийся» игрок может или получить мяч и выполнить удар по цели, или отдать передачу своему партнеру, занявшему более выгодную позицию, или увести соперника за собой, освобождая путь к воротам одному из игроков своей команды. «Открывание» на свободную позицию должно осуществляться нео­жиданно для соперников и, естественно, на высокой скорости. Этому такти­ческому действию могут предшествовать обманные движения или же имита­ция игроком некоторой пассивности в целях введения опекуна в заблуждение. По отношению к направлению развивающейся атаки «открывание» может осуществляться вперед, в стороны и назад. Следует иметь в виду, что для получения мяча от партнера игрок должен открываться на свободное место в тот момент, когда последний готов выполнить передачу.

«Отвлечение соперников» — это перемещение одного или нескольких игро­ков в определенную зону в целях увода за собой опекунов и создания свободной зоны для индивидуальных действий партнера. Как правило, умело проведенное отвлечение позволяет обеспечить свободу действий для партнера, владеющего мячом, или же игроку, занявшему выгодную позицию у ворот соперников. Не­обходимо, чтобы при выполнении отвлекающих действий перемещение игроков было достаточно убедительным, заставляя соперников следовать в том же на­правлении. Но следует иметь в виду, что перемещение необходимо выполнять с такой скоростью, чтобы соперник успел среагировать на данный маневр. В противном случае слишком быстрое перемещение будет представлять собой не отвлечение соперников, а открывание на свободную позицию.

^

В тех случаях, когда атакующий игрок не может справиться в единоборстве с соперником, один из его партнеров перемещается в эту зону, создавая здесь численное преимущество. Такое преимущество создает благоприятные усло­вия для обыгрывания соперника.

Многократные сочетания выполнений открываний, отвлечений соперников с созданием численного преимущества называется маневрированием. Чем активнее маневрируют игроки атакующей команды, тем шире и эффективнее арсенал их атакующих действий. Следовательно, маневрирование — необхо­димый атрибут команды высокого класса.

Примерные упражнения

1. Занимающиеся образуют две встречные колонны. Расстояние между ними 8-12 м. В 2-х м перед каждой колонной обозначается «линия свободной зоны» (рис. 182). Головной игрок одной из колонн внутренней стороной стопы низом посылает мяч в сторону противоположной колонны и перебегает в ее конец. Впереди стоящий в этой колонне игрок открывается за «линию свободной зоны» в позицию А4, принимает мяч и передает его открывшемуся второму номеру первой колонны, а сам перебегает в ее конец и т.д.

Рис. 183

Рис. 182

  1. На площадке обозначается тре­
    угольник со сторонами 7-9 м. В вер­
    хнем углу треугольника располагается
    игрок А, в середине — водящий Б, а у
    основания треугольника — игрок В. Во­
    дящий препятствует передаче мяча от
    игрока В игроку А. Однако ему запре­
    щается покидать пределы треугольни­
    ка и поворачиваться лицом к игроку А.
    Последний имеет право открываться
    для получения мяча вправо или влево
    (за пределы треугольника) (рис. 183).
    Периодически занимающиеся меняют­
    ся ролями.
  2. Занимающиеся упражняются в
    парах. Партнеры, перемещаясь по пло­
    щадке, в определенном порядке выпол-

Рис. 184

няют продольные и диагональные передачи, перемещаясь на свободное место (рис. 184). Игрок А выполняет поперечную передачу партнеру В, а сам открывается на позицию А,. Игрок В, приняв мяч, вторым касанием посылает его на позицию А, а сам перемещается на позицию В4 и т.д.

  1. На площадке обозначается квадрат со сторонами 15 м. Здесь распола­
    гается 6 игроков, из них двое — водящие. Остальные выполняют передачи
    друг другу, открываясь в свободную зону. Им разрешается выполнять только
    определенное число касаний мяча (три, два, одно). Если допущена ошибка
    при передаче или мяч отправлен за пределы квадрата, виновный заменяет
    одного из водящих.
  2. Упражняется группа игроков, которые распределяются на две колонны
    (рис. 185). Игроки, стоящие в колонне на правом фланге, имеют мячи. Игрок
    А, стоящий впереди этой колонны, ведет мяч вперед, к стойке 1. В это время
    игрок В, являющийся головным в другой колонне, устремляется вперед,
    огибает стойку 2, затем стойку 3, отрываясь в свободную зону, для получения
    мяча от игрока А. Получив мяч, он выполняет удар по воротам. Выполнив

задание, каждый из упражняющихся
перебегает в конец другой колонны, а
аналогичное задание выполняют вто­
рые номера и т.д. Через определенное
время начинают игроки, стоящие в
/\ I д\ I Ич( колонне на левом фланге.

‘ \ /ф^$$>^ с ^’ ^аПЛ01цаДке обозначается квад-

I \ т5е5\$$$Х ; рат со сторонами 10-12 м. Трое напа-

дающих передают мяч друг другу, а
водящий стремится коснуться мяча. На­
падающие должны постоянно находить­
ся в движении: оба игрока без мяча
стремятся открываться так, чтобы у
партнера, владеющего мячом, было два
‘ варианта передачи. Игра может прово-

диться без ограничения касаний или
Рис. 185 же в три, два или одно касание.

Рис. 186

  1. На площадке обозначается квад­
    рат со сторонами 12-15 м. Двое напа­
    дающих играют против двоих защитни­
    ков. При этом у каждого игрока свой
    соперник. Задача нападающего, не вла­
    деющего мячом, — при помощи рывков,
    обманных движений освободиться от
    опеки соперника и открыться для полу­
    чения мяча от партнера. Задача защит­
    ников — при помощи плотной опеки не
    дать сопернику выйти на свободное ме­
    сто. Когда защитники овладеют мячом,
    они меняются ролью с нападающими.
  2. На ограниченной площадке обо­
    значаются двое ворот, сооруженных из
    стоек. Играют две команды — по два
    игрока в каждой с одним нейтральным.

Последний поддерживает команду, владеющую мячом. Подключение нейтраль­ного игрока дает возможность команде легче контролировать мяч, облегчает освобождение от опеки соперников (рис. 186). Упражнение может проводиться как без ограничения числа касаний мяча, так и в три, два или одно касание.

9. На площадке обозначается квадрат со сторонами 15 м. Четверо напада­
ющих играют против двоих водящих. Постоянно используя выход на свобод­
ное место, они применяют для держания мяча поперечные, продольные и
диагональные передачи. Водящий, коснувшийся мяча, переходит в атакующую
команду. На его место переходит игрок, виновный в потере мяча. Вариант:
нападающие занимают позиции в углах квадрата. Им разрешается перемещать­
ся лишь в пределах своего угла. Водя­
щие игроки свободно передвигаются по

всему квадрату. В этой ситуации игрок, владеющий мячом, имеет в принципе три варианта для передачи мяча: парт­нерам, стоящим от него справа и слева, а также игроку, находящемуся от него по диагонали (рис. 187).

10. На площадке обозначается квад­
рат со сторонами 15-18 м. Четверо на­
падающих играют против троих водя­
щих. Упражнение напоминает предыду­
щее. Однако присутствие третьего
водящего осложняет действия атакую­
щих, т.к. теперь выход на свободное место
должен осуществляться быстрее и, есте­
ственно, неожиданнее для водящих. Рис. 187

  1. Две группы игроков размеща­
    ются в колоннах на флангах, у сред­
    ней линии игрового поля (рис. 188).
    В штрафной площади занимает пози­
    цию нападающий В и опекает его иг­
    рок Г. Игрок А начинает ведение мяча
    к воротам. Нападающий В, в целях
    отвлечения опекуна, перемещается из
    центра штрафной площади в сторону,
    уводя за собой игрока Г. В освободив­
    шуюся зону врывается игрок Б, воз­
    главляющий колонну на левом фланге.
    Ему следует передача от игрока А.
    Получив мяч, игрок Б выполняет удар
    по воротам. После этого игроки В и Г
    перебегают соответственно в конец
    правой и левой колонн, а на их роли
    приходят игроки А и Б и т.д.

  2. Занимающиеся располагаются с
    мячами в колонне на правом фланге, у
    средней линии поля (рис. 189). У гра­
    ницы штрафной площади располагает­
    ся защитник Б. Игрок А, ведет мяч
    вперед. Защитник Б атакует его, пре­
    пятствуя продвижению в штрафную
    площадь. Игрок А неожиданно отрыва­
    ется слева от партнера А1( создавая в
    этой зоне численное преимущество.
    Последний и направляет ему мяч. Если
    же защитник Б отреагирует на маневр
    игрока А и попытается его закрыть, у
    игрока А, появляется отличный шанс
    пройти с мячом в штрафную площадь.

Рис. 188

Рис. 189

^ Игрок, умеющий

выполнять точные и своевременные передачи мяча партнерам, приносит неоценимую помощь своей команде. Такие передачи позволяют атакующим перевести мяч к противоположным воротам, преодолеть защитный барьер соперников, вывести одного из партнеров на ударную позицию. Главным фактором, влияющим на эффективность передач, естественно, является тех­ническое мастерство игроков. Однако и их способность оценивать располо­жение партнеров и соперников на игровом поле и принимать своевременное решение в этом плане играет далеко не последнюю роль. В мини-футболе применяются самые разнообразные способы передач. Они различаются силой,

Рис. 190

Рис. 191

Рис. 192

с которой мяч направляется партнеру, дистанцией (короткие, средние, длин­ные), назначением (в ноги или на ход партнеру, на удар, прострельная), на­правлением (продольные, поперечные, диагональные) и траекторией (низом, верхом по дуге).

Примерные упражнения

  1. Занимающиеся разбиваются на
    пары. Партнеры встают в 3-4 м друг
    от друга и попеременно выполняют
    передачи мяча в два касания. Вариант:
    то же, но передачи выполняются в одно
    касание.
  2. Упражнение выполняется в па­
    рах. Партнеры встают в 5-6 м друг от
    друга. Продвигаясь вперед, они попе­
    ременно выполняют передачи в одно
    или два касания.
  3. Несколько игроков встают по
    кругу диаметром 8-10 м и выполняют
    передачи друг другу (рис. 190). Пас
    рядом стоящему партнеру не разреша­
    ется. Передачи выполняются в три, два
    или одно касание. Вариант: упражне­
    ние выполняется двумя мячами.
  4. Четыре игрока образуют прямо­
    угольник. Пятый игрок занимает по­
    зицию в центре (рис. 191). Задача уп­
    ражняющихся — послав мяч партнеру,
    выполнить рывок в ту же сторону и
    занять место партнера. Например, иг­
    рок А посылает мяч партнеру Ц и уст­
    ремляется на его место. Игрок А посы­
    лает мяч игроку Б и перебегает на его
    место и т.д. Упражнение выполняется
    как по ходу, так и против хода часовой
    стрелки.
  5. Игроки упражняются в тройках
    (рис. 192). Продвигаясь на площадке
    вперед, они выполняют обратный пас
    центровому игроку Ц. Упражнение вы­
    полняется в два или одно касание.

Рис. 193

Рис. 194
6. Игроки выполняют передачи в противоположных колоннах. Колонны располагаются в 6-8 м друг против друга. Головной игрок одной из колонн передает мяч низом впереди стоящему партнеру в другой колонне, а сам перебегает в конец своей колонны. Принявший мяч направляет его второму номеру противоположной колонны и перебегает в «хвост» своей колонны и т.д. (рис. 193). Сначала передачи выполняются в два касания (прием мяча под подошву и передача внутренней стороны стопы), а затем в одно касание. 7. Игроки упражняются в тройках. Партнеры встают на одной линии в 8-10 м друг от друга. Игрок А передает низом мяч игроку Ц, который разворачивается на 180° и выполняет передачу игроку Б. Последний, приняв мяч, вновь направляет его партнеру Ц (рис. 194). Игроки А и Б выполняют передачи в два или одно касание, а игрок Ц не имеет в этом ограничений. Периодически игроки А и Б меняются ролью с игроком Ц. Вариант: игроки А и Б выполняют передачи игроку Ц верхом.

Рис. 195

8. Упражняются четверо игроков.
Они располагаются по периметру квад­
рата (рис. 195). Двое игроков (А и В)
имеют по мячу. Они одновременно на­
чинают выполнять передачи мяча ни­
зом по ходу часовой стрелки по квад­
рату (соответственно игрокам Б и Г).
Игроки Б и Г принимают мяч под
подошву и вторым касанием, также по
квадрату, посылают мячи соответствен­
но игрокам А и В и т.д. По мере
освоения упражнения передачи выпол­
няются непрерывно в одно касание.
Периодически игроки меняют направ­
ление передач мяча.

На площадке обозначается квад­рат со сторонами 8-10 м. Один игрок встает в центре квадрата, четверо дру­
гих располагаются за пределами квад­
рата (рис. 196). Они передают мяч друг
другу, не переступая при этом линий,
обозначающих стороны квадрата. Все
передачи должны выполняться только
через площадь квадрата. Игрок, стоя­
щий в центре, передвигаясь по квадра­
ту, стремится перехватить мяч. В слу­
чае удачи он занимает место игрока,
допустившего ошибку. Упражнение вы­
полняется в два или одно касание.

Рис. 196

10. Занимающиеся располагаются во встречных колоннах, расстояние меж­ду которыми 10-15 м. Головной игрок одной из колонн имеет мяч. Он выпол­няет передачу низом головному игроку другой колонны, а сам устремляется за

мячом для получения от него короткого паса в одно касание. После получения такой передачи он возвращает мяч первому номеру противоположной колон­ны, а сам устремляется в ее «хвост». Теперь уже следует прямая передача мяча в обратную сторону и т.д.

И. Упражнение выполняется в основном так же, как и предыдущее. Однако в середине располагаются два игрока В и Г. Головные игроки обеих колонн одновременно передают мяч одному из стоящих в середине для получения ответного мягкого паса в сторону. Получив мяч, они сильно низом направляют его вторым номерам противоположных колонн, а сами устремляются в их

«хвост» (рис. 197). Задача игроков — следить за ритмичностью выполнения передач. Вариант: передача в противоположную колонну выполняется верхом.

Рис. 197

13. Упражняются четверо игроков. ^ ^
Партнеры располагаются парами на д ^’
противоположных сторонах прямоу- \

гольника размером 16-20×8-10 м. \

Игрок Б, имеющий мяч, выполняет \

сильную передачу низом партнеру В, \4

стоящему на противоположной сторо- \

не прямоугольника. Тот, приняв мяч \ 1

под подошву, передает его игроку Г, \

который возвращает мяч обратно, по- \

слав короткий пас игроку В под углом. \

Игрок В двигается к мячу и выполняет \

сильную передачу игроку А, находяще- /о»

муся на противоположной стороне пря- з^/^^^

моугольника, и т.д. (рис. 199). Вари- г^/^ 2N^-4

ант: передачи партнеру, занявшему чЕл* \!У

противоположную сторону прямоуголь­
ника, выполняются верхом. Рис. 199

14. Игроки располагаются во встречных колоннах за 6-метровыми отмет­ками. Игрок А имеет мяч. В центре располагается защитник Ц. На средней линии поля в 2-3 м от боковых линий занимают позицию игроки Р( и Р2. Игрок А продвигается с мячом вперед, выполняет передачу игроку Р4 или Р2, выполняющим роль разыгрывающих. Защитник Ц стремится помешать пере­дачам, перемещаясь только по средней линии. Получив обратную передачу игрок А отдает короткий пас игроку Б, стоящему головным в противополож­ной колонне, а сам устремляется в ее «хвост» (рис. 200). После этого упражнение выполняется в другую сторону. Разыгрывающие игроки Р, и Р2 могут менять позиции, чтобы ввести в заблуждение защитника Ц.

15. Игроки упражняются в тройках. Партнеры встают на одной линии. Рас­стояние между крайними игроками

zazdoc.ru

В два касания: Тактика: Тактические схемы

В мини-футболе, как и в большом, тренеры используют тактические схемы. Вы можете подобрать схему подходящую именно вам, вашей команде и вашим игрокам. Как и обещал в предыдущей статье — я расскажу вам об основных тактических схемах в мини-футболе, об их плюсах и минусах.

Основными тактическими схемами в мини-футболе считают схемы:

Ваша команда может использовать в игре разные варианты игры. Вы можете атаковать схемой 4-0, а защищаться 3-1. Все зависит от того, каким подбором игроков вы располагаете.

Я хочу поговорить немного о каждой представленной выше схеме.

2-2

Эта схема считается самой «старой» в мини-футболе, так как использовалась в первые годы развития мини-футбола. Схема состоит из 2 защитников (№ 3 и 2) и 2 нападающих (№5 и 4).

Эта тактика требует от игроков владения хорошей передачей.

Плюсы:

  • Проста в понимании;
  • Не требует высокого уровня физической подготовки;
  • Полезна при вскрытии компактной обороны;
  • Подходит для использования статичных атак;
  • Хороша для развития навыков;
  • Идеально подходит для детских команд.

Минусы:

  • Низкий уровень поддержки среди игроков;
  • Если команда в атаке — очень уязвима в обороне;
  • Нападающие должны быть хороши в игре 1х1;
  • Каждый игрок должен защищать большое пространство;
  • Если вы хотите владеть мячом и больше двигаться без мяча, то эта схема не вам не подойдет;
  • Чтобы перейти из атаки в оборону, то это займет больше времени, чем в других схемах.

3-1 (1-2-1)

Эта схема состоит из одного разыгрывающего (№2), двух вингеров (№3 и №4) и нападающего (№5) в стандартной расстановке.

Плюсы:

  • Больше свободных мест, что упрощает движения без мяча и ротации, которые нужны для хорошего владения мячом;
  • При потере мяча, занять оборонительные позиции можно гораздо быстрее, чем в других схемах;
  • Эффективна при контратаках, если есть быстрый и сильный нападающий.

Минусы:

  • Требует высокий уровень физической подготовки;
  • Для ротаций и смены мест, игроки должны хорошо подкованы тактически;
  • Игроки должны быть дисциплинированы.



4-0

Схема состоит из двух центральных защитников (№2 и №3) и двух вингеров (№4 и №5).

Эта самая современная система игры. Хотя она может использоваться только в атаке и часто сочетается со схемой 3-1, чтобы запутать соперника. Здесь, в принципе, одна линия атаки, которой нужны постоянное движение (обмен позициями) и игроки с высоким уровнем физической подготовки и мастерства.

Плюсы:

  • Позволяет создавать свободные зоны за линией обороны соперника;
  • Возможность атаковать одновременно в различные зоны площадки;
  • Отлично подходит для «врывания» двух нападающих в штрафную площадь;
  • Проще использовать обмен позициями.

Минусы:

  • Опасна при потере мяча, особенно в линии атаки;
  • Требует высокого уровня мастерства и физической подготовки;
  • Игроки должны владеть очень хорошим тактическим пониманием игры;
  • Используется только в нападении.

Итак, мы разобрали три основные тактические схемы в мини-футболе, их плюсы и минусы. В ближайших заметках я расскажу вам о каждой подробнее, о принципах взаимодействия в атаке и обороне в этих схемах.

Играйте в два касания!

P.S. Я открыт для диалога. Задавайте вопросы и я постараюсь ответить на них как можно быстрее.

futsalcoachru.blogspot.com

Тактика футбола. Тактическая схема. Классические и современные построения

Человеку, не знакомому с футболом, при просмотре игры может показаться, что двадцать два человека просто хаотично бегают по полю, пытаясь забить мяч в противоположные ворота. Однако это вовсе не так – футбол является крайне тактическим видом спорта, и стратегия здесь играет жизненно важную роль. Даже самые лучше игроки, выйдя на поле без какой-либо схемы и идеи, без четкого распределения позиций и обязанностей, проиграют организованным, но более слабым противникам.

Тактика футбола в первую очередь основывается на схемах – так называемых построениях, которые бывают самыми разнообразными. Изначально в футболе все играли по одной схеме, которая была известна как «пирамида», но постепенно начали появляться и другие. И на сегодняшний день их имеется огромное количество. Какие-то из них являются более популярными и часто используемыми, какие-то представляют собой экзотические экземпляры.

Тактика футбола позволяет тренеру даже менять схему по ходу матча, преобразовывая одно построение в другое. Из данной статьи вы узнаете о классических схемах, которые использовались тогда, когда зародился футбол, а также сможете взглянуть на современные построения. Как уже было сказано, сейчас их очень и очень много, поэтому здесь будут описаны только самые популярные на сегодня.

Пирамида

Схема 2-3-5 – это так называемая классическая пирамида, именно с нее и начинался тактический футбол. Она была крайне проста и подразумевала наличие двух защитников, трех полузащитников и пяти нападающих, два из которых будут крайними, два – полуцентральными, и один – центральным.

Эта схема зародилась в конце девятнадцатого века и использовалась практически всеми командами до тридцатых годов двадцатого века, когда начали проводиться чемпионаты мира по футболу и данный вид спорта стал гораздо более соревновательным, нежели развлекательным.

В данном построении защитники исполняли исключительно оборонительную роль, полузащитники связывали атаку и защиту, крайние нападающие отвечали полностью за фланг, в том числе и в оборонительном аспекте, ну а центральный форвард был основным автором голов и практически всегда становился лучшим бомбардиром. Такая тактика футбола была зрелищной, но не особо эффективной, поэтому с развитием футбола появилась другая схема, которая полностью заместила пирамиду.

«Дубль-вэ»

Тактика футбола с началом тридцатых годов сильно поменялась, и это можно заметить в первую очередь на схеме «дубль-вэ» (3-2-5), которая заменила собой свою предшественницу. Именно тогда футбольные команды начали больше внимания уделять защите своих ворот – количество защитников увеличилось до трех, а количество полузащитников сократилось до двух. Над ними играли два инсайда, которые организовывали атаки – и они завершались центральным форвардом, которому с флангов помогали вингеры.

Данная схема называется «дубль-вэ» по той причине, что при взгляде на нее можно выделить данную букву, которая образуется игроками как обороны, так и атаки. Однако эта схема, которая изначально казалась на много уровней выше предыдущей, тоже оказалась несовершенной – и это было доказано в середине пятидесятых, когда появление расстановки 4-2-4 буквально уничтожило схему 3-2-5. Тактика игры в футбол максимально приблизилась к тому, что сейчас можно наблюдать на поле.

Бразильская система

Практически все тактические схемы в футболе, которые вы можете увидеть сегодня на поле, появились из этого построения, именуемого «бразильской системой». 4-2-4 – это первая в истории схема, которая использовала не два, не три, а целых четыре полузащитника, а также не одного, а сразу двух ударных форвардов. Секретом был тот факт, что при гораздо более надежной обороне, где один центральный защитник мог подстраховать другого, а также каждый из них мог подстраховывать крайнего защитника со своей стороны, атака буквально сметала защиту из трех человек.

Достигалось это за счет того, что один из двух центральных нападающих оттягивался назад во время атаки, выманивая центрального защитника и открывая доступ к воротам. Именно так сборная Венгрии, начавшая играть по схеме 4-2-4, смогла стать первой европейской сборной, победившей родоначальников футбола англичан, игравших по схеме 3-2-5.

Но при чем здесь бразильский футбол? Почему используется словосочетание «бразильская система»? Все дело в том, что венгры стали одними из первых, кто начал использовать новую расстановку, а бразильцы стали первыми, кто добился с ней серьезных успехов – вплоть до уверенной победы на чемпионате мира. Именно поэтому бразильский футбол того времени ассоциируется с данным построением.

4-2-3-1

На сегодняшний день самой популярной и широко используемой схемой является 4-2-3-1 – именно такой была тактика сборной России по футболу на прошедшем в 2016 году чемпионате Европы во Франции.

Чем это построение так популярно? Стоит отметить, что четыре защитника – это основной стандарт современного футбола, который был введен вместе с бразильской системой и с тех пор не изменился. Над линией защиты играют два центральных полузащитника, чаще всего среди них имеется один разрушитель-волнорез, выполняющий роль своеобразного третьего центрального защитника, играющего немного выше, а также бокс-ту-бокс, то есть центральный полузащитник, который играет от своей штрафной до чужой – он может помогать как в созидании, так и в разрушении.

Над этими двумя полузащитниками располагается плеймейкер, который является главным распасовщиком, креативным директором, генератором атак. Над ним играет один центральный нападающий, а по бокам от него на флангах играют вингеры. Данная схема является такой популярной благодаря своей универсальности – она хороша и в атаке, и в защите, можно нападать и через центр, и через фланги, можно владеть мячом, а можно играть на контратаках. В общем, это лучшая расстановка на сегодняшний день.

К сожалению, данная тактика сборной России по футболу не помогла ей выступить достойно на чемпионате Европы, но это определенно не вина тактического построения.

4-3-3

Второй по популярности на сегодняшний день является схема 4-3-3, которая отличается от предыдущей тем, что здесь нет четко выраженного плеймейкера – имеется три центральных полузащитника, роли которых могут сильно различаться в зависимости от ситуации. Чаще всего с такой расстановкой играют в так называемый тотальный футбол, целью которого является полная доминация на поле и максимальное владение мячом. Однако, учитывая высокую линию обороны и сильный прессинг, данная схема очень уязвима к контратакам – именно поэтому исповедующие такой футбол команды стремятся просто не дать сопернику завладеть мячом. Естественно, тактические схемы в футболе на этом не заканчиваются – далее вас ждут и другие довольно интересные построения.

4-4-2

Стоит отметить, что в данной статье не рассматривается тактика футбола 8 на 8 – только построения большого футбола 11 на 11. В мини-футболе меньше людей на поле, соответственно, и построения будут иными. Итак, что касается менее популярных схем, то здесь обязательно стоит вспомнить 4-4-2, которая очень часто использовалась в начале нулевых. Здесь есть два варианта: в одном команда играет с двумя центральными полузащитниками и двумя вингерами, а во втором, известном как «ромб», полузащитники формируют ромб в центре поля.

4-3-2-1

Новая пирамида подразумевает игру с упором на атаки через центр. В этой схеме нет выраженных вингеров, зато есть три центральных полузащитника, два инсайда и один центральный нападающий. Вся атака ведется через центр, что значительно сужает возможности команды, использующей данное построение.

3-5-2

Игра в три защитника в большинстве случаев осталась в прошлом, но в Италии ее еще используют довольно часто. В данном случае три центральных полузащитника насыщают центр поля, в то время как два крайних полузащитника поддерживают атаки и при необходимости возвращаются в защиту. При использовании такого построения нелегко найти баланс между атакой и защитой — оно использовалось для «катеначчо», где итальянцы шли вперед семью игроками атаки, чтобы забить один гол, после чего впереди оставались два нападающих, а все остальные оказывались в штрафной или на подступах к ней для тотальной обороны.

5-3-2

Эта схема очень похожа на предыдущую, но она гораздо более оборонительна. Сейчас ее уже практически не используют, так как ее сила заключалась в наличии либеро – центрального защитника, игравшего в штрафной, так называемого «чистильщика». Он являлся последним оплотом обороны перед вратарем и подчищал за остальными защитниками, которые играли немного выше.

fb.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о