Правила игры в ручной мяч – краткое содержание игры, время тайма, размер ворот и площадки, до скольки голов играют, основная разметка поля
Игра для школьников Ручной мяч
Игра проводится как в зале, так и на открытых площадках. Принятые размеры поля 20X40 м, однако вусловиях школы его можно уменьшить, сохранив общепринятую разметку (рис.).
Ворота в зале (2X3 м) можно заменить специально сделанным щитом, на который нанесены цветные квадраты, обозначающие наиболее уязвимые места.
В игре участвуют две команды, состоящие из шести полевых игроков (защитников и нападающих) и одного вратаря. Мяч меньше волейбольного и имеет вес 350— 400 г. Для начинающих можно использовать более легкий, резиновый мяч. Для участия в соревнованиях команды должны иметь форму разного цвета с эмблемой и номерами на майках и трусах.
В процессе двусторонней игры каждая команда стремится забросить мяч в ворота соперника. Техника нападения состоит из ловли и передач мяча и бросков по воротам, не заходя за полукружную шестиметровую линию. Техника защиты заключается в умении перехватить мяч, без нарушения правил блокировать нападающего, выбивать у него мяч. Вратарь может задерживать мяч руками и ногами, вбрасывать мяч в игру.
Все действия с мячом допускаются только руками. Продолжительность игры для взрослых 60 мин (мужчины) и 40 мин (женщины) с перерывом между таймами 10 мин. В детских соревнованиях играют три тайма: девочки 10+110+15 мин, мальчики 15+15 + 20 мин. После первого тайма дается минутный перерыв, после второго команды отдыхают 10 мин. Замены в первом и втором таймах не разрешаются (в официальных соревнованиях школьников), за исключением случаев, когда кто-либо из игроков получит травму. За грубость игрок может быть удален с поля.
В ходе игры за нарушения правил ведения мяча (бег с мячом в руках), неверную блокировку, потерю мяча, вышедшего за пределы поля, мяч отдается команде противника для вбрасывания из-за боковой линии.
В каждом тайме учитель (тренер) может взять минутный перерыв. Если в это время кто-либо из игроков отбывал двух- или пятиминутный штраф, назначенный за умышленную грубость, то тайм-аут на времени оштрафованных не отражается.
При проведении соревнований между классами или школами («Стремительный мяч») за выигрыш команда получает два очка, за ничью —одно очко, за поражение — нуль очков.
Похожие статьи
medn.ru
Ручной мяч — Летний лагерь
Ручной мяч (Гандбол)
Местом для игры могут быть использованы баскетбольная площадка или футбольное поле уменьшенных размеров, если нет специальной площадки—30—40X15—20 м.
Размеры ворот 3X2 м или 2,5×1,5 м. Перед воротами в 5—6 м от всех точек ворот проводится линия, которая образует площадь вратаря.
Мяч для игры—специальный, имеющий в окружности 58—60 см. Можно использовать для игры и волейбольный.
В игре участвуют две команды по 7 основных и 4 запасных игрока. Каждая команда имеет право в течение игры производить замену игроков неограниченное число раз.
Продолжительность игры 30 мин. После первых 15 мин делается десятиминутный перерыв.
Сущность игры состоит в том, что игроки одной команды, преодолевая сопротивление противника, перемещаясь по площадке, передают друг другу руками мяч или ведут его ударом о поверхность площадки, стараются забросить как можно больше раз мяч в ворота противника и не пропустить его в свои ворота. При этом входить на площадку вратаря игроки не должны.
Нельзя продвигаться с мячом в руках, делая больше трех шагов. За задержку мяча назначается свободный бросок.
Во время игры можно отнимать мяч у противника, но нельзя хватать или толкать противника, ударять его мячом. За грубую игру на своей половине поля в момент атаки ворот, если игрок намеренно в целях защиты войдет во время игры в площадь ворот, назначается шестиметровый (у взрослых семиметровый) штрафной бросок.
Вратарь может останавливать мяч любым способом, но ему нельзя выходить за площадь ворот с мячом, прикасаться к мячу не за пределами площади ворот. За это нарушение назначается свободный бросок.
Вратарь не имеет права вносить мяч в площадь ворот. За такое нарушение назначается шестиметровый бросок.
Так же как в футболе, если мяч оказался за линией ворот от своего игрока, назначается штрафной -бросок с угла площадки (угловой).
Игрокам нельзя входить в зону вратаря своей команды или бросать вратарю мяч. За это назначается шестиметровый бросок.
Прямое попадание в ворота после свободного броска не засчитывается. Свободный бросок производится с того места, где совершена ошибка.
При выполнении штрафного, свободного, углового или бокового бросков игроки противоположной команды не должны находиться ближе 3 м от бросающего.
Начальная стадия обучения
Прежде чем начинать обучение гандболу в спортивном зале, следует подготовить зал и приобрести необходимый спортивный инвентарь.
Стандартной площадкой для гандбола является поле размером 40×20 м, но проводить занятия и обучать игре можно и в зале 24×12 м. Можно также использовать имеющуюся разметку для игры в баскетбол или в волейбол и, проведя несколько линий другого цвета, получим площадку для игры в гандбол (рис. 1).
Рис. 1. Схема спортивного зала
Начинаем с построения гандбольных ворот. Они могут быть из металлических труб, прикрепленных к стене и по бокам и оснащенных сетками. Можно использовать деревянный брус, закрепив его непосредственно шурупами к стене и покрасив штанги черно-белыми полосами.
Стандартный размер гандбольных ворот – 3×2 м. Но так как стандартные спортзалы, как правило, имеют размер 24×12 м, то ворота следует изготовить меньших размеров, например, 2×1,5 м; 2,5×1,8 м и т.д.
После того как ворота изготовлены и закреплены, можно приступать к разметке площадки. Используя линию штрафных бросков в баскетболе (на рис. линия № 1), закрепив в точке опоры штанги (№ 4) шпагат, провести мелом линию (№ 3) соответствующего радиуса – R. Затем, покрасив линию (№ 3) в красный цвет, мы получим вратарскую зону, а линия штрафного броска в баскетболе будет служить также линией пробития семиметровых гандбольных пенальти.
Линию (№ 2) трехочковых бросков в баскетболе (как правило, белого цвета, сплошную или пунктирную) следует использовать как зону свободных штрафных бросков в гандболе.
Боковые линии (№ 5) при игре в гандбол можно не учитывать. Ушедшим в аут можно считать мяч, коснувшийся боковой стенки, что позволит увеличить поле игры.
Уже на первоначальном тренировочном этапе можно параллельно проводить физическую, техническую и индивидуальную подготовку игроков. Основными, базовыми будут являться упражнения по общефизической подготовке, а также игровые варианты гандбола по упрощенным правилам. Комплексные упражнения лучше строить на основе соединения нескольких заданий или технических приемов в единую систему действий и в качестве задачи выносить на простейшую двустороннюю игру. В зависимости от возраста и подготовленности игроков следует определять и численность команды: например, 5 полевых игроков + вратарь; 4 + 1 или 3 + 1.
Основы техники
Техника игры – это не просто набор технических приемов, характерных для конкретной спортивной игры. Это еще и разные способы их выполнения. В свою очередь, техника выполнения приема – это система элементов движения, позволяющая наиболее рационально решать конкретную двигательную задачу.
По характеру игровой деятельности технику в гандболе делят на два больших раздела: техника полевого игрока и техника вратаря.
Когда я начинаю обучение гандболу, то стараюсь, чтобы каждый занимающийся «примерил» на себя роль и нападающего, и защитника, и вратаря. Дети любят играть, а игры по принципу «забей – поймай», на мой взгляд, нравятся почти всем. И хотя большинство стремится играть в нападении и забивать мячи, важнее другое: дать почувствовать детям особенности конкретной игры в каждой точке площадки. Так как гандбол – спортивная темповая игра, в которой и в атаку идет, и при потере мяча обороняется вся команда, то можно выделить подразделы: технику нападения и технику защиты. Знакомить детей с техническими элементами игры на уроках, и на внеурочных занятиях интереснее по самым разным методикам. От выбора физрука, например, зависит, что дети будут осваивать на занятии: элементы техники нападения или защиты? А возможно, Вы предпочтете построить урок таким образом, что одна половина класса будет отрабатывать защитные действия, а другая – атакующие.
При выполнении тех и других можно выделить группы упражнений по перемещению игроков, которые, за редким исключением, характерны как для защиты, так и для нападения. Кроме того, технике владения мячом в гандболе противостоит техника противодействия владению мячом.
Технические приемы, используемые гандболистом в процессе игры в нападении, показаны на схеме (рис. 2).
Рис. 2
Участие в игре обязывает игрока быть в постоянной готовности к перемещению, к принятию мяча, передаче его партнеру или взятию ворот. Эта готовность отражается в позе игрока, которую называют стойкой.
Главными задачами игры в защите являются: оборона своих ворот дозволенными средствами, разрушение организованного нападения противника и овладение мячом. Для решения этих задач защитнику необходимо уметь быстро передвигаться по площадке, неожиданно менять темп и направление, обладать позиционным чутьем для срыва атаки соперника. Все эти приемы приведены на рис. 3.
Рис. 3
Пользуясь классификацией технических приемов, тренер сможет самостоятельно разработать специальные подготовительные и тренировочные упражнения, определить дозировку нагрузок и те технические приемы, к работе над которыми требуется подойти с большим вниманием.
Физрук, выбравший гандбол для занятий физкультуры, в отличие от тренера, задачей которого является обучение только конкретной игре, преследует иную цель. С точки зрения профессионального освоения игры она минимальна: познакомить, показать, научить в той степени, чтобы дети могли играть самостоятельно. Но с точки зрения физрука со специализацией «гандбол», у него появляются новые возможности для программной подготовки детей в рамках занятий физкультурой. К примеру, освоение элементов двигательной активности с предметом и без предмета. На основании приведенных выше схем можно придумать не один десяток упражнений, позволяющих проводить это обучение нестандартно и интересно.
На технику защиты и нападения делится и техника игры вратаря.
Выполнение основных технических приемов вратарь может осваивать в общей группе полевых игроков, но специальные упражнения необходимо отрабатывать индивидуально или с группой из трех-четырех вратарей, так как вратарская техника намного сложнее техники полевого игрока.
Но даже более сложную вратарскую технику можно использовать на уроках, например, при изучении программы по гимнастике. В данном случае я имею в виду, что в индивидуальной подготовке вратарей обязательны упражнения на растяжку, гибкость, координацию, что характерно и для гимнастики.
Тактика игры
Освоив технические приемы, не менее важно уметь их применять с максимальной пользой, а это уже – дело тактики. Не случайно признаком высокого тренерского мастерства считается умение перестраивать игру команды по ходу, в зависимости от сложившейся ситуации.
Тактика игры находится в постоянном развитии. Это зависит от изменения правил игры, совершенствования физических способностей игроков, появления новых приемов в технике. Современная тактика как в нападении, так и в защите строится, во-первых, на высоком индивидуальном мастерстве, во-вторых, на согласованных действиях между собой отдельных игроков и, в третьих, – команды в целом. Если основной принцип выполнения технических элементов заключается в том, что и как делать, то с тактической стороны важно, как и когда. Это касается тактики игры не только полевых игроков, но и вратаря.
Если же вновь исходить из того, что мы включаем обучение гандболу в вариативную часть учебной программы, то понятно: на это у нас будет минимальное число уроков. Знакомить ребят с тактикой придется по ходу игровых моментов, выбирая из множества тактических вариантов всего несколько, чтобы дети лучше их освоили.
Как показывает моя практика, гандбол для детей не менее интересен, чем другие игровые виды спорта. И в том-то и ценность спортивных игр, что они позволяют нашим детям не просто научиться новому, но и всесторонне развить свои физические качества. А если еще при этом игра будет доставлять удовольствие, наполнять детей положительными эмоциями, снимать напряжение в ходе занятия, можно считать что свою основную задачу на занятии Вы как физрук выполнили.
Смотреть также
Дополнительно
Ссылки
summercamp.ru
Пляжный гандбол. Правила игры. / Федерация гандбола России
Пляжный гандбол (бич-гандбол) — командная игра с мячом, проводимая на песчаных пляжах. Соревнования по пляжному гандболу организуются для мужских, женских и смешанных команд.
Пляжный гандбол появился в начале 90-х годов XX века в Италии, где и были разработаны правила игры. Есть мнение, что данный вид спорта появился, как и классический гандбол, на уроках физкультуры. В настоящее время пляжный гандбол развивается более чем в 40 странах
Правила игры
Площадка
Площадка для игры в пляжный гандбол представляет собой прямоугольник длиной 27 м и шириной 12 м, включающий игровую зону и две площади ворот. Поверхность площадки должна быть засыпана песком глубиной не менее 40 см. Вокруг игровой площадки должна быть предусмотрена зона безопасности размером примерно 3 м. Игровая зона имеет 15 м в длину и 12 м в ширину. Её границы обозначаются цветной лентой или верёвкой шириной не более 8 см. Все линии на площадке являются составной частью площади, которую они ограничивают. Длинные ограничительные линии называются боковыми линиями, короткие — линиями ворот (между стойками ворот) и наружными линиями ворот (с обеих сторон ворот).
FREE AREA – свободная зона
GOALKEEPER ENTRY ZONE – зона замены вратаря
SUBSTITUTION AREA – зона замены
OUTER GOAL LINE – лицевая линия
GOAL – ворота
GOAL LINE — линия ворот
GOAL AREA LINE – линия зоны вратаря
GOAL AREA – зона вратаря
PLAYING AREA – игровая зона
TABLE FOR TIMEKEEPER (min 3-4 pers.) – судейский столик (мин.3-4 чел.)
Ворота
Ворота устанавливаются по центру линии ворот. Размеры ворот: ширина 3 м и высота 2 м. Ворота должны иметь сетку. Перед каждыми воротами располагается площадь ворот. Площадь ворот ограничивается линией площади ворот, которая проводится следующим образом: параллельно (наружной) линии ворот в 6 м от неё крепится лента или верёвка.
Мяч
В игре используется резиновый мяч. Для мужских команд вес мяча 350—370 г., с окружностью 54—56 см, для женских команд вес мяча 280—300 г с окружностью 50—52 см. Для детских команд может быть использован более лёгкий мяч.
Состав команды
Команда состоит из 8 игроков. По крайней мере, 6 игроков должны находиться на площадке в начале игры. Если число игроков с правом играть становится менее 4х, игра прекращается и победителем объявляется команда соперника.
Каждая команда должна иметь не менее 4 игроков на игровой площадке (3 полевых игрока и 1 вратарь). Остальные игроки являются запасными и должны оставаться в зоне замены.
Все полевые игроки команды должны быть одеты в одинаковые майки без рукавов. Цвет и дизайн формы одной команды должны чётко отличаться от цветов другой команды. Вратари должны иметь форму, цвета которой четко отличаются от цвета формы полевых игроков обеих команд и вратаря команды соперника. В форме вратаря должны находиться не более 2 игроков в каждой команде. На вратарях могут быть надеты поверх игровой формы прозрачные майки (например, светлых оттенков, сквозь которые можно было бы различить их игровые номера). Все игроки должны играть босиком. Запрещается играть в спортивной или любой другой обуви, но разрешается играть в носках или бинтовать ступни.
Начало игры
Перед началом матча судьи проводят жеребьёвку (подбрасывают монету) для выбора ворот и зон замены. Выигравшая жеребьёвку команда выбирает либо одну из сторон площадки, либо соответствующую зону замены. Другая команда делает своей выбор в соответствии с решением первой команды. Игра начинается со свистка судьи. После первой половины команды меняются местами. Зоны замен не меняются. Каждая половина игры, а также «золотой гол» начинаются со спорного броска, после свистка судьи.
Время игры
Игра состоит из двух периодов, счёт в которых ведётся раздельно. Каждый период длится 10 минут. Перерыв между ними — 5 минут.
Понятие гола
Гол засчитывается, если мяч всей своей окружностью пересекает всю ширину линии ворот, при условии, что не было нарушения правил со стороны игрока, бросавшего мяч, или другого члена команды до или во время броска. Гол засчитывается, даже если игрок защищающейся команды допустил нарушение правил в момент полёта мяча в ворота. Гол не засчитывается, если судья или хронометрист прервали игру до полного пересечения мячом линии ворот. Гол засчитывается, если что-то или кто-то, не участвующий в игре (зрители и т. п.), не допускает попадания мяча в ворота, а судьи не сомневаются в том, что мяч, в противном случае, обязательно попал бы в ворота. За заброшенный мяч в ворота после привлекательных и зрелищных ситуаций в игре, к счету прибавляется ещё одно дополнительное очко. Мяч, заброшенный с 6-метрового броска, даёт 2 очка. Также два очка присуждаются, если мяч в ворота забрасывает вратарь.
Определение результата игры
Если в конце периода счет остаётся ничейным, используется правило «золотого гола».
Победителю каждого периода присуждается одно очко.
Если оба периода выиграны одной командой, эта команда объявляется победителем со счётом 2:0. Если каждая из команд выигрывает по периоду, то результат будет ничейным. Так как всегда должен быть победитель, применяется правило «выбивание» (один игрок против вратаря). Пять игроков, с правом играть, выполняют броски попеременно с командой соперника. Если вратарь входит в число игроков, выполняющих броски, то при выполнении своего броска он рассматривается как полевой игрок. Победителем объявляется команда, получившая большее количество очков после выполнения 5 бросков. Если после первого круга результат ещё не определен, то броски продолжаются. Команды меняются местами. Снова 5 игроков, имеющих право играть, выполняют броски, чередуясь с командой соперника. На этот раз начинает другая команда. В этом раунде и любом последующем результат матча решается: победителем будет считаться та команда, которая будет лидировать после одинакового числа попыток взятия ворот.
Окончание игры
Игра заканчивается по финальной сирене. В отсутствие такого сигнала, судья даёт свисток об окончании времени игры
rushandball.ru
Техника игры | Гандбол ручной мяч 11:11
Техника игры в ручной мяч состоит из бросков, ловли, передач, ведения мяча, бросков мяча в ворота, передвижений, поворотов и обманных движений 1.
Ловля мяча
В игре мяч можно ловить как стоя на месте, так и в движении. Ловля мяча носит разнообразный характер. В одном случае приходится ловить низко летящий или даже катящийся по земле мяч; в другом — мяч, летящий на уровне туловища или выше поднятых рук. Поэтому, естественно, существует несколько способов ловли мяча.
Основные из них — ловля мяча одной и двумя руками на месте — в прыжке или на бегу. Защитникам часто приходится ловить мяч с «полулета». Катящийся мяч также можно принимать одной и двумя руками 2.
Передача
В игре передачи могут выполняться как двумя, так и одной рукой.
Двумя руками мяч можно передавать снизу от груди, от плеча и из-за головы с места и в прыжке. Передачи мяча двумя руками встречаются главным образом при непосредственной борьбе за мяч, когда требуются точные, но не дальние броски.
Одной рукой мяч можно передавать снизу и сбоку. Передачей одной рукой сбоку игроки в подавляющем большинстве случаев пользуются при передачах мяча на дальнее расстояние, при бросках от ворот и при угловых бросках. Передачи одной рукой от плеча с места и в прыжке над головой и сбоку — «скатыванием» с руки — применяются в игре чаще, чем передачи двумя руками, так как одной рукой можно произвести более сильный и дальний бросок, что особенно важно при игре в ручной мяч, которая происходит на сравнительно большой площадке 3.
Ведение мяча
Правилами игры в ручной мяч разрешается ведение мяча ударами его о землю одной или одновременно двумя руками. Практически ведение мяча одновременно двумя руками осуществляется редко, во-первых, из-за сложности выполнения, а во-вторых, из-за того, что продвижение с мячом при ведении его одновременно двумя руками значительно медленней, чем при ведении мяча одной или попеременно двумя руками.
В игре ведение мяча целесообразно лишь в тех случаях, когда игроку нужно привлечь к себе игрока противника и тем самым открыть путь для передач мяча освободившемуся от «опеки» игроку своей команды, а также, когда игрок, ведя мяч,- может обвести противника и проникнуть в площадь «вне игры» или выйти на удобное место для броска мяча в ворота. Вообще ведением мяча в игре злоупотреблять не нужно, так как поле для игры часто бывает неровным, а само ведение тормозит развитие атак, являясь более медленным приемом, чем передача мяча 4.
Броски в ворота
Броски в ворота могут выполняться различными способами. Наиболее точным из них следует считать бросок от плеча. Когда необходимо сделать быстрый и стремительный бросок, пользуются менее точным, но более сильным броском сбоку. Бросок мяча сбоку — «скатыванием» с руки применяется в игре, когда игроку необходимо замаскировать от вратаря истинное направление движения мяча. Изредка, если игрок хочет направить мяч низом в угол ворот, он выполняет бросок одной рукой снизу.
Техника игры вратаря
В технике игры вратаря есть много общего с техникой вратаря-футболиста 5. Однако в футболе удар по воротам, производимый ногой, значительно сильнее, чем бросок мяча по воротам при игре в ручной мяч. Но последний намного точнее и, если бы по правилам игры в ручной мяч в пределах площади ворот разрешалось играть не только вратарю, то защищать сравнительно большие ворота от сильных бросков было бы невозможно.
Согласно правилам игры, вратарю разрешается отбивать ногой мяч, идущий непосредственно в ворота. Поэтому вратарь должен хорошо владеть техникой ударов по мячу с обеих ног (главным образом по встречным мячам), для чего ему необходимо разучить эти удары и систематически тренировать их 6.
Отбивая мяч, идущий высоко или в сторону, вратарь обязан помнить, что это следует делать с меньшей силой, чем в футболе, где допускается непосредственная борьба вратаря с противником, и стараться подобрать отбитый мяч в пределах площади ворот.
Часто вратарю приходится выбрасывать мяч из площади ворот, что требует от него хорошей техники, сильных, точных и дальних бросков 7. Когда вратарю не «угрожает» противник и он стремится, выйдя из площади ворот, дальше выбросить мяч в поле, ему выгодно пользоваться ведением мяча, так что изучение и тренировка техники ведения также должны занять соответствующее место в общей тренировке вратаря.
1. Описание техники бросков, передвижения, поворотов и обманных движений см. в главе «Баскетбол».2. Описание техники ловли мяча см. в главе «Баскетбол».
3. Описание техники передач мяча см. в главе «Баскетбол».
4. Описание техники ведения мяча см. в главе «Баскетбол».
5. Описание техники ловли и отбивания мяча см. в главе «Футбол»
6. Описание техники ударов по мячу см. в главе «Футбол».
7. Описание техники бросков и передач мяча см. в главе «Баскетбол».
www.offsport.ru
для детей и взрослых » Упражнения и игры для детей » Характеристика игры, оборудование и простейшие правила в гандболе (ручной мяч)
Для занятий по гандболу можно приспособить любую, ровную площадку длиной от 30 до50 ми шириной от 15 до25 м(для проведения соревнований — 20Х Х40 м). Площадка может быть деревянной, глинобитной, земляной или травяной. Можно использовать и футбольное поле.
В зимнее время занятия проводят в спортивном зале любого размера, а соревнования — в зале размером 12×24 м. Если нет зала, то занятия и игры можно проводить на площадке, предварительно очистив ее от снега или укатав снег катком. Чтобы уменьшить скольжение, площадку посыпают песком или золой. Разметку лучше всего делать золой, песком, окрашенным в яркий цвет, или опилками. На площадке ставят ворота шириной3 ми высотой2 м. Для ворот изготовляют деревянные бруски размером 8X8 см. Ворота окрашивают белой и черной масляной краской. Сзади ворота обтягивают футбольной сеткой (рис. 1). Площадку размечают, как показано на рисунке 2.
Игра старших юношей ведется мячом окружностью 58—60 см, весом 425—475 г. Девушки и юноши младшего возраста играют мячом, имеющим окружность 54—56 см, а вес — 325—400 г. Если в школе нет специальных мячей, используют детский резиновый мяч, футбольный или волейбольный, предварительно утяжелив его (вставляют дополнительно старую камеру с отрезанным соском, а в нее новую. Нипельный же мяч нужно пропитать несколько раз рыбьим жиром).
Каждая команда состоит из 6 игроков и вратаря, а также запасного вратаря и трех полевых игроков. Замены игроков во время игры не ограничены.
Продолжительность матча у старших юношей — 60 мин, у девушек — 50 лшк (два тайма по 30 и 25 мин с десятиминутным перерывом).
Вратарям нельзя заменять игроков в поле, но игроки в особых случаях могут заменить вратаря.
Игра начинается по сигналу судьи одной из команд броском мяча с центра поля в любом направлении.
До момента введения мяча в игру все игроки обязаны находиться на своей половине поля, а соперник должен быть не ближе3 мот средней линии (за нарушение — свободный бросок). Мяч, заброшенный в ворота непосредственно с начального броска, не засчитывается.
В игре разрешается: бросать, ударять, толкать, останавливать и ловить мяч руками. Не считается ошибкой, если игрок останавливает мяч грудью, туловищем, бедром, передает мяч партнеру головой. Нападающие могут бросать мяч в ворота, только не заходя в площадь ворот.
После броска в ворота игрок может заступить за шестиметровую линию.
Защищающиеся игроки тоже не имеют права пересекать запретную линию с целью защиты ворот и передавать туда мяч. За такое нарушение назначают 7-метровый штрафной бросок (пенальти). Пробивает его любой игрок команды.
В площади ворот мяч принадлежит только вратарю. Он может защищать ворота любым способом.
Если при парировании мяч коснулся вратаря и ушел за лицевую линию, то угловой бросок не назначается. Если же мяч вышел за линию ворот от игрока защищающейся команды, то назначается угловой бросок, который производят с места пересечения боковой и лицевой линий, из-за пределов поля.
За нарушение правил игры назначается свободный бросок. Он производится без свистка судьи с места нарушения в течение 3 сек, при этом игрок должен касаться поверхности площадки хотя бы одной ногой.
Когда мяч выходит за боковую линию, то производят вбрасывание двумя руками из-за головы, не отрывая ног от пола. Игрок с мячом в руках может делать не более трех шагов. Считается как шаг, если нога с земли только поднята и снова поставлена. Это один из основных пунктов правил. Игроку разрешается держать мяч не более 3 сек. За нарушение мяч передается «противнику». Передавать, бросать и ловить мяч можно любым способом.
Ведение мяча выполняют одной или попеременно двумя руками, но не двумя руками одновременно. После того как игрок поймал мяч, он может передать его партнеру или произвести бросок в ворота. В борьбе с «противником» за мяч разрешается рукой отбирать, перехватывать, снимать мяч, блокировать игрока туловищем, но запрещается отнимать мяч у «противника», когда он прочно владеет им двумя руками, удерживать, хватать или обхватывать «противника» одной или обеими руками, тянуть, ударять и толкать, набегать или прыгать на игрока, ставить подножку или делать подсадку, оттеснять «противника» на площадь ворот, умышленно бросать в него мяч.
За нарушение правил могут быть назначены различные наказания: свободный бросок, 7-метровый бросок (пенальти) и удаление с поля на 2—5 мин или до конца игры в зависимости от характера проступка.
Игрока могут удалять с поля два раза. При совершении третьего проступка его удаляют до конца встречи без права замены. Практически свободный бросок дается за нарушения, которые игрок допустил в борьбе за мяч. Если игрок неправильно играл с целью помешать использовать явную возможность для взятия ворот, назначают 7-метровый бросок. Во всех случаях, когда игрок допустил (или даже если ему попытка не удалась) грубую, опасную игру, его удаляют из игры, и если при этом была явная возможность для взятия ворот, назначают 7-метровый бросок.
Игру судят трое судей (один в поле, двое у ворот) и секретарь, но при проведении соревнований по упрощенным правилам игру может судить один судья в поле.
www.fizkultura-vsem.ru
Начальное обучение гандболу. Правила гандбола
Начальное обучение гандболу. Правила гандбола
- Подробности
- Категория: Гандбол
- Просмотров: 17297
Содержание:
Основы начального отбора
1.1. Общие основы (начальная стадия обучения)
1.2. Основы техники
1.3. Тактика игры
2. Эффективность начального обучения технике гандбола
2.1. Обеспечение детальной наглядности выполнения приемов3
2.2. Методика применения учебно-методического мультфильма для изучения техники выполнения передачи мяча
2.3. Результаты тестирования юных гандболистов
Список литературы
1. Основы начального отбора
Официально набор ребят в гандбольные школы ведется в сентябре-октябре каждого года. Но в России с гандбольными школами сложилась такая ситуация, что сейчас берут практически всех ребятишек независимо от физических данных. Так что если вы привели ребенка к гандбольному тренеру зимой или весной, то он, несмотря ни на что, с радостью включит малыша в группу.
Самый ходовой возраст для начала гандбольной карьеры – восемь-девять лет. Можно приводить детей и постарше, из школы их никто не выгонит. Но требования будут уже несколько строже. Ведь уже в 10–12 лет определяется амплуа спортсмена. Как правило, окончательно и бесповоротно.
В первую очередь следует оценивать координацию движений ребенка. Это как раз то качество, на которое делается упор в группе начальной подготовки. Потом оцениваются физические данные. В современном гандболе очень важен рост. Например, в нашей гандбольной сборной, которая выступает сейчас на чемпионатах мира, почти все как на подбор – эдакие гренадеры: ниже 190 сантиметров в команде только 5 человек. Рост важен в первую очередь для того, чтобы иметь возможность бросать свысока и издалека. Но и невысоким мальчишкам и девчонкам в гандболе найдется место – на флангах, где недостаток роста и мощи вполне можно компенсировать мобильностью и прыгучестью.
Ну а главный гандбольный дефицит – левши. Берут их практически с закрытыми глазами, и носиться будут с ними как с писаной торбой.
В одну группу набирают обычно 15–20 ребятишек. Формируются группы по возрастам, мальчики и девочки тренируются отдельно. Заниматься в группе начальной подготовки ребенок будет 3 раза в неделю по полтора часа в день. Этап начальной подготовки продлится год или два. Обычно после этого периода очень многие ребята просто прекращают занятия или отсеиваются. И в учебно-тренировочную группу переходят уже только самые одаренные. Здесь уже придется заниматься по специальной программе.
Отдавая ребенка в спортивную гандбольную школу, родители должны понимать, что гандбол – травмоопасный вид спорта. В той же сборной России на чемпионате мира сложилась довольно непростая ситуация – по ходу турнира травмировались сразу двое игроков основного состава. Но дети после травм восстанавливаются довольно быстро. Когда же спортсмен станет старше, травмы будут досаждать чаще. Особенно часты в гандболе выбитые пальцы, растяжения и разрывы связок, сотрясения мозга.
Гандбол развивает сердечную систему, улучшает координацию движений. А объем легких у гандболистов почти такой же, как у пловцов!
Мячи. Дети играют резиновыми, подростки – уже кожаными, взрослого размера.
Кроссовки. Они в гандболе особенные: слегка жесткие, плотно облегающие ногу, с достаточно твердой невысокой подошвой, которая больше походит на одну большую мозоль.
«Липучка». Это ласковое название мази со своеобразным составом, которая позволяет лучше держать гандбольный мяч. С ней мяч не выскользнет из рук, а бросок получится сильнее. Правда, пользуются ею только совсем взрослые ребята, без пяти минут профессионалы (иначе детям не поставишь правильную технику броска).
Школьной программой по физической культуре предусмотрено ознакомление учащихся со спортивными играми, такими, как баскетбол, волейбол, мини-футбол, гандбол. Но если первые из трех названных игр в той или иной степени культивируют в школьных спортивных залах, то гандбол или, как его еще называют, «ручной мяч» незаслуженно, на мой взгляд, обделен и вниманием, и временем. Занимаясь с учащимися практическим овладением техникой и тактикой гандбола, а также изучением правил игры, можно не только добиться высоких спортивных показателей, но и приобрести необходимые знания, умения и навыки, используемые и во многих других спортивных дисциплинах.
Гандбол – универсальная спортивная игра, которая имеет общие корни с футболом и баскетболом, а по атлетизму мало в чем уступает регби. Основные технические приемы гандболистов – это бег, ускорения, перемещения, отрывы, опорные броски в прыжке по воротам, передача и ловля мяча самыми различными способами, борьба за мяч и позицию и т. д., а также игра гандбольного вратаря. Все они тесно связаны с такими видами спорта, как легкая атлетика, гимнастика, борьба и акробатика.
1.1. Начальная стадия обучения
Прежде чем начинать обучение гандболу в школьном зале, следует подготовить зал и приобрести необходимый спортивный инвентарь.
Стандартной площадкой для гандбола является поле размером 40×20 м, но проводить занятия и обучать игре можно и в зале 24×12 м. Можно также использовать имеющуюся разметку для игры в баскетбол или в волейбол и, проведя несколько линий другого цвета, получим площадку для игры в гандбол (рис. 1).
Гандбольное поле. Правила гандбола
Рис. 1. Схема спортивного зала
Начинаем с построения гандбольных ворот. Они могут быть из металлических труб, прикрепленных к стене и по бокам и оснащенных сетками. Можно использовать деревянный брус, закрепив его непосредственно шурупами к стене и покрасив штанги черно-белыми полосами.
Стандартный размер гандбольных ворот – 3×2 м. Но так как залы в школе, как правило, имеют размер 24×12 м, то ворота следует изготовить меньших размеров, например, 2×1,5 м; 2,5×1,8 м и т.д.
После того как ворота изготовлены и закреплены, можно приступать к разметке площадки. Используя линию штрафных бросков в баскетболе (на рис. линия № 1), закрепив в точке опоры штанги (№ 4) шпагат, провести мелом линию (№ 3) соответствующего радиуса – R. Затем, покрасив линию (№ 3) в красный цвет, мы получим вратарскую зону, а линия штрафного броска в баскетболе будет служить также линией пробития семиметровых гандбольных пенальти.
Линию (№ 2) трехочковых бросков в баскетболе (как правило, белого цвета, сплошную или пунктирную) следует использовать как зону свободных штрафных бросков в гандболе.
Боковые линии (№ 5) при игре в гандбол можно не учитывать. Ушедшим в аут можно считать мяч, коснувшийся боковой стенки, что позволит увеличить поле игры.
Приобретя гандбольные, а также резиновые мячи меньшего диаметра для тренировки пяти- и шестиклассников, можно приступать к занятиям гандболом как на уроках, так и в школьной спортивной секции.
Уже на первоначальном тренировочном этапе можно параллельно проводить физическую, техническую и индивидуальную подготовку игроков. Основными, базовыми будут являться упражнения по общефизической подготовке, а также игровые варианты гандбола по упрощенным правилам. Комплексные упражнения лучше строить на основе соединения нескольких заданий или технических приемов в единую систему действий и в качестве задачи выносить на простейшую двустороннюю игру. В зависимости от возраста и подготовленности игроков следует определять и численность команды: например, 5 полевых игроков + вратарь; 4 + 1 или 3 + 1.
1.2. Основы техники
Техника игры – это не просто набор технических приемов, характерных для конкретной спортивной игры. Это еще и разные способы их выполнения. В свою очередь, техника выполнения приема – это система элементов движения, позволяющая наиболее рационально решать конкретную двигательную задачу.
По характеру игровой деятельности технику в гандболе делят на два больших раздела: техника полевого игрока и техника вратаря.
Когда я начинаю обучение гандболу, то стараюсь, чтобы каждый занимающийся «примерил» на себя роль и нападающего, и защитника, и вратаря. Дети любят играть, а игры по принципу «забей – поймай», на мой взгляд, нравятся почти всем. И хотя большинство стремится играть в нападении и забивать мячи, важнее другое: дать почувствовать детям особенности конкретной игры в каждой точке площадки. Так как гандбол – спортивная темповая игра, в которой и в атаку идет, и при потере мяча обороняется вся команда, то можно выделить подразделы: технику нападения и технику защиты. Знакомить детей с техническими элементами игры на уроках, и на внеурочных занятиях интереснее по самым разным методикам. От выбора учителя, например, зависит, что учащиеся будут осваивать на занятии: элементы техники нападения или защиты? А возможно, Вы предпочтете построить урок таким образом, что одна половина класса будет отрабатывать защитные действия, а другая – атакующие.
При выполнении тех и других можно выделить группы упражнений по перемещению игроков, которые, за редким исключением, характерны как для защиты, так и для нападения. Кроме того, технике владения мячом в гандболе противостоит техника противодействия владению мячом.
Технические приемы, используемые гандболистом в процессе игры в нападении, показаны на схеме (рис. 2).
Техника гандбола
Рис. 2. Технические приемы, используемые гандболистом в процессе игры
Участие в игре обязывает игрока быть в постоянной готовности к перемещению, к принятию мяча, передаче его партнеру или взятию ворот. Эта готовность отражается в позе игрока, которую называют стойкой.
Главными задачами игры в защите являются: оборона своих ворот дозволенными средствами, разрушение организованного нападения противника и овладение мячом. Для решения этих задач защитнику необходимо уметь быстро передвигаться по площадке, неожиданно менять темп и направление, обладать позиционным чутьем для срыва атаки соперника. Все эти приемы приведены на рис. 3.
Приемы и техника гандбола
Рис. 3
Пользуясь классификацией технических приемов, тренер сможет самостоятельно разработать специальные подготовительные и тренировочные упражнения, определить дозировку нагрузок и те технические приемы, к работе над которыми требуется подойти с большим вниманием.
Учитель, выбравший гандбол для уроков физкультуры, в отличие от тренера, задачей которого является обучение только конкретной игре, преследует иную цель. С точки зрения профессионального освоения игры она минимальна: познакомить, показать, научить в той степени, чтобы дети могли играть самостоятельно. Но с точки зрения преподавателя физкультуры со специализацией «гандбол», у меня появляются новые возможности для программной подготовки учащихся в рамках предмета «физкультура». К примеру, освоение элементов двигательной активности с предметом и без предмета. На основании приведенных выше схем можно придумать не один десяток упражнений, позволяющих проводить это обучение нестандартно и интересно.
На технику защиты и нападения делится и техника игры вратаря.
Выполнение основных технических приемов вратарь может осваивать в общей группе полевых игроков, но специальные упражнения необходимо отрабатывать индивидуально или с группой из трех-четырех вратарей, так как вратарская техника намного сложнее техники полевого игрока.
Но даже более сложную вратарскую технику можно использовать на уроках, например, при изучении программы по гимнастике. В данном случае я имею в виду, что в индивидуальной подготовке вратарей обязательны упражнения на растяжку, гибкость, координацию, что характерно и для гимнастики.
1.3. Тактика игры
Освоив технические приемы, не менее важно уметь их применять с максимальной пользой, а это уже – дело тактики. Не случайно признаком высокого тренерского мастерства считается умение перестраивать игру команды по ходу, в зависимости от сложившейся ситуации.
Тактика игры находится в постоянном развитии. Это зависит от изменения правил игры, совершенствования физических способностей игроков, появления новых приемов в технике. Современная тактика как в нападении, так и в защите строится, во-первых, на высоком индивидуальном мастерстве, во-вторых, на согласованных действиях между собой отдельных игроков и, в третьих, – команды в целом. Если основной принцип выполнения технических элементов заключается в том, что и как делать, то с тактической стороны важно, как и когда. Это касается тактики игры не только полевых игроков, но и вратаря.
Если же вновь исходить из того, что мы включаем обучение гандболу в вариативную часть учебной программы, то понятно: на это у нас будет минимальное число уроков. Знакомить ребят с тактикой придется по ходу игровых моментов, выбирая из множества тактических вариантов всего несколько, чтобы учащиеся лучше их освоили.
Как показывает моя практика работы в школе, гандбол для детей не менее интересен, чем другие игровые виды спорта. А когда, например, на зачетном уроке по легкой атлетике кто-то из ребят показывает по прыжкам в длину результат, которого до этого никогда не добивался, то он вопросительно смотрит на меня: как такое может быть, ведь он в прыжках специально не тренировался?
Но в том-то и ценность спортивных игр, что они позволяют нашим детям не просто научиться новому, но и всесторонне развить свои физические качества. А если еще при этом игра будет доставлять удовольствие, наполнять детей положительными эмоциями, снимать напряжение в ходе учебы, можно считать что свою основную задачу на уроке Вы как учитель выполнили.
2. Эффективность начального обучения технике гандбола на основе применения современных информационных технологий
Наиболее подробно эффективность начального обучения изучила Козина Ж.Л. (Харьковский государственный педагогический университет им. Г.С. Сковороды). Она поставила проблему анализа последних исследований и публикаций. Современный гандбол требует высокого уровня владения всеми техническими приемами [2,3,5], поэтому учебно-тренировочный процесс на всех этапах подготовки должен базироваться на возможности детального анализа индивидуальной техники спортсменов [3,5]. Для этого уже недостаточно просто визуального анализа техники каждого игрока в связи с тем, что высокая скорость выполнения технических приемов гандболиста часто не позволяет достаточно точно уловить отдельные ньюансы их индивидуального выполнения. Современный гандбол требует более широкого применения информационных технологий на всех этапах подготовки, особенно — при обучении технике, что и определило цель исследования.
На основании полученных ранее данных была разработана методика начального обучения технике основных приемов в гандболе с применением современных информационных технологий и проведенный педагогический эксперимент, в котором приняли участие игроки команды ДЮСШ №3 (возраст 11-12 лет), из них 11 спортсменов составили экспериментальную группу и 12 спортсменов контрольную. Эксперимент проводился с сентября 2002 года по май 2003 года.
Для тренировки юных спортсменов экспериментальной группы была разработана методика технической подготовки с акцентом на развитие скоростно-силовых качеств. Основные особенности данной методики заключались в следующем. Наряду с обучением техническим приемам делался акцент на развитие скоростно-соловых способностей. Для этого применялись:
— специальные упражнения для развития силы и взрывной силы;
— упражнения для развития быстроты;
— при обучении технике выполнения передач и бросков делался акцент как на точности выполнения данных приемов, так и на скоростно-силовом аспекте их выполнения, в то время как традиционная методика предусматривает обучение данным приемам без акцента на скоростно-силовом аспекте.
В качестве усиления обучающего эффекта применяли наглядные пособия, аналогичные представленным на рис. 1. Кроме того, на уроках информатики, геометрии, биологии ученики просматривали учебный мультфильм, в котором проводилась аналогия в правиле сложения векторов между законами биомеханического сложения сил при выполнении передачи мяча, законами взаимодействия сил у муравьев при перетаскивании ноши и законами сложении сил при любом коллективном однонаправленном действии на примере сказки «Репка» (рис.2).
Контрольная группа тренировалась по общепринятой методике освоения технических приемов без акцента на скоростно-силовом аспекте и без применения современных компьютерных технологий.
Эксперимент длился 1 год. В начале и в конце педагогического эксперимента проводилось педагогическое тестирование.
Рассмотрим каждый компонент данной методики отдельно.
2.1. Обеспечение детальной наглядности выполнения приемов
Объяснение техники броска и показ сделанных самостоятельно с помощью видеосъемки и компьютерной обработки материалов наглядных пособий (рис.1), а также — видеокассет с записью техники выполнения бросков гандболистами-профессионалами (производство Калифорнийского Университета). Просмотр видеокассеты производился 2 раза в месяц. Наглядные пособия (рис. 1) выдавались каждому ученику для детального изучения дома на неограниченный срок. При подготовке наглядного пособия приглашались спортсмены высших разрядов (не ниже первого), отбирались наиболее удачные материалы. На рисунке 1 показано выполнение броска спортсменом — студентом ХДПУ (кмс).
Техника броска в гандболе
Рис. 1. Наглядное пособие для изучения техники броска с места
2.2. Методика применения учебно-методического мультфильма для изучения техники выполнения передачи мяча
На уроках информатики, геометрии, биологии ученики просматривали учебный мультфильм, в котором проводилась аналогия в правиле сложения векторов между законами биомеханического сложения сил при выполнении передачи мяча, законами взаимодействия сил у муравьев при перетаскивании ноши и законами сложении сил при любом коллективном однонаправленном действии на примере сказки «Репка».
При этом ученикам детально объяснялось правило сложения сил по векторам (6-7 классы общеобразовательной школы). После чего приводились примеры сложения сил по векторам. Среди данных примеров была демонстрация правильной техники передачи мяча в гандболе, при которой должны работать все мышцы, и в первую очередь — ноги, так как это наибольшая векторная составляющая в сумме действующих сил в данном движении. Таким образом, мышцы, правильно включаясь в движение, создают силу, которая способствует точному и сильному посыланию мяча в цель (рис. 2). Эта сила является результатом сложения всех векторов сил, обеспечивающих данное движение. Поэтому при передаче мяча обязательно должны работать все мышцы. Это актуально с той точки зрения, что наиболее распространенной ошибкой у начинающих гандболистов является стойка на прямых ногах при передачах и бросках мяча. При этом теряется возможность не только скоростно-силового компонента движения, но и возможность сильной и точной передачи.
В качестве аналогии из живой природы приводился пример совместного перетаскивания муравьями ноши, когда складываются вектора сил действия всех муравьев (рис. 2). Как муравьи могут быстро перетащить ношу в нужное место только сложив свои усилия, так и мышцы могут выполнить сильное и точное действие, работая согласованно. С этой точки зрения также целесообразно сгибать ноги при передачи мяча, так как при этом в действие включаются наиболее крупные мышцы, которыми являются мышцы нижних конечностей, что обеспечивает скоростно-силовой аспект при выполнении данного приема.
В качестве аналогии приводился пример также из сказки «Репка», в которой, когда сложились вектора действия всех сил, т.е. «дедки», «бабки», «внучки» и т.д., «репка вытащилась». При передаче мяча мышцы ног — это как бы «дедка» в сказке «Репка», мышцы туловища, плеча, предплечья — это «бабка», «внучка», «Жучка» и т.д., а мышцы кисти — это «мышка». Поэтому, чтобы передача была сильной и точной (чтобы репка вытащилась), должны согласованно сработать все мышцы.
Данный материал преподносился в виде мультфильма, в котором объединялся материал геометрии, физики, биологии и физкультуры, что взаимоусиливало его понимание учениками, причем как спортсменами, так и неспортсменами.
Правила гандбола
Гандбол правила игры
Рис. 2. Фрагменты учебно-методического мультфильма для обоснования на основе правил сложения сил по векторам техники передачи мяча
Результаты педагогического эксперимента показали эффективность применения данной методики при начальном обучении гандболистов. Так, у спортсменов экспериментальной группы по результатам выполнения контрольных тестов достоверно (при р<0,05; р<0,01) улучшились показатели не только скоростно-силовой подготовленности, но качество выполнения технических приемов (броска и передачи мяча). В то время как в контрольной группе достоверный прирост результатов тестирования наблюдался в трех тестах из пяти с меньшим уровнем значимости по сравнению в экспериментальной группой (р<0,05) (табл. 1, 2).
2.3. Результаты тестирования юных гандболистов контрольной группы до и после проведения эксперимента
Таблица 1
Тесты | До начала занятий | После 1 года занятий | Величина изменений | ||||
М1 |
у |
М2 |
у | % | t | Р | |
Бег 30 м (с) | 5,54 | 0,21 | 5,41 | 0,32 | -2,34 | 2,84 | <0,05 |
Прыгучесть (см) | 31,24 | 4,23 | 33,45 | 3,25 | 7,07 | 2,07 | <0,05 |
Тест на ловкость (с) | 26,53 | 4,12 | 25,61 | 2,29 | -3,42 | 3,54 | >0,01 |
Техника выполнения броска | 3,51 | 1,32 | 3,82 | 0,23 | 8,8 | 3,87 | <0,05 |
Техника выполнения передачи | 4,11 | 1,21 | 4,18 | 1,17 | 1,7 | 0,95 | >0,05 |
Полученные данные позволяют сделать вывод о целесообразности применения разработанной методики при начальной подготовке гандболистов.
Таблица 2
Результаты тестирования юных гандболистов экспериментальной группы до и после проведения эксперимента
Тесты | До начала занятий | После 1 года занятий | Величина изменений | ||||
М1 |
у |
М2 |
у | % | t | Р | |
Бег 30 м (с) | 5,64 | 0,41 | 5,39 | 0,24 | -4,43 | 3,24 | <0,01 |
Прыгучесть (см) | 30,24 | 5,28 | 32,57 | 3,25 | 7,7 | 3,42 | <0,01 |
Тест на ловкость (с) | 27,53 | 3,42 | 24,56 | 2,98 | -10,7 | 0,96 | <0,01 |
Техника выполнения броска | 3,41 | 0,84 | 4,27 | 0,52 | 25,2 | 2,54 | <0,01 |
Техника выполнения передачи | 4,21 | 1,06 | 4,31 | 1,25 | 2,3 | 2,82 | <0,05 |
Выводы. 1. Проведенное исследование показало целесообразность применения разработанной методики обучения основным техническим приемам юных гандболистов с акцентом на скоростно-силовом аспекте выполнения данных приемов и применения широкого спектра наглядных пособий, созданных с использованием современных информационных технологий.
2. Улучшение показателей тестирования в экспериментальной группе при большей значимости, чем в контрольной, подтверждает эффективность применения данной методики.
Дальнейшие исследования предполагают развитие научно-методического направления использования информационных технологий в учебно-тренировочном процессе в спортивных играх.
detivsporte.ru
Букмекер с бонусом
Букмекер с бонусом
|
obzorbk.narod.ru