Пояса в дзюдо в россии – цвета в России, индикатор ранга, все степени мастерства, какие есть, черный, зеленый, сколько данов
Требования к форме дзюдо (дзюдоги)
Для дзюдоги, используемых спортсменами во время соревнований, размеры и плотность материала жёстко регулируются правилами Международной федерации дзюдо (IJF) для предотвращения получения кем-либо из спортсменов преимущества за счёт использования дзюдоги несоответствующего размера.
Эти правила определяют длину рукавов куртки и штанин брюк, размер одежды и т.п. Во время соревнований спортсмен, одетый в дзюдоги, несоответствующий правилам, может быть дисквалифицированным судьёй. Кроме того, различные организации и федерации дзюдо могут устанавливать дополнительные правила, регламентирующие размещение информации об имени участника, национальной принадлежности его команды и рекламы на дзюдоги. Сегодня дзюдо, как и большинство видов спорта, представляет собой рынок спортивной одежды и оборудования, инвентаря, атрибутики и рекламы.
Фирмы-производители, рекламные и спонсорские фирмы, национальные федерации стараются отразить свою причастность к той или иной команде, тому или иному спортсмену. Это вызывает необходимость вводить ограничения на маркировку кимоно для дзюдо. Допускается следующая маркировка. На спине — национальная Олимпийская аббревиатура (RUS, JPN, FRA и т.д.).
При проведении соревнований национального или международного уровня разрешено использование участниками дзюдоги только белого и синего цветов. Каждый из участник соревнований должен иметь дзюдоги обоих указанных цветов, поскольку в каждой схватке судьями назначается, кто из участников будет выступать в дзюдоги белого, а кто — синего цвета. В большинстве организаций дзюдо разрешают занимающимся использовать во время тренировок дзюдоги любого цвета, хотя дзюдоги белого цвета считаются всё же более традиционными. В ряде организаций в некоторых случаях также могут использоваться дзюдоги других цветов, например, красного или чёрного. Куртка дзюдоги запахивается только слева направо (левая пола сверху). Это связано с японской традицией, по которой все живые люди (и мужчины, и женщины) носят одежду с запахом на правую сторону, а умершего переодевают наоборот — с запахом одежды на левую сторону.
Дзюдоги традиционно надевается на голое тело. Для женщин допускается надевать под дзюдоги плотную футболку или спортивное бельё соответствующего цвета. Дзюдоги изготавливаются различной плотности, и делятся на два основных класса: из ткани одинарного переплетения и двойного переплетения. Дзюдоги из ткани одинарного переплетения менее плотные и меньше весят (плотность материала верхней части куртки обычно 300–550 г/м2). Более тонкие дзюдоги менее прочны, хотя некоторые дзюдоисты могут предпочесть их для длительных тренировок, поскольку в них не так жарко. Дзюдоги из ткани двойного переплетения толще и весят больше (плотность материала верхней части куртки обычно 650–1050 г/м2). На них сложнее взять захват, чем на дзюдоги из материала ткани одинарного переплетения, что может дать преимущество во время соревнований. Дзюдоги из ткани двойного переплетения меньше садятся при стирке и часто продаются уже после предварительной усадки, что необходимо учитывать при выборе размера дзюдоги. Дзюдоги из ткани двойного переплетения, как правило, стоят значительно дороже, чем дзюдоги из ткани одинарного переплетения сопоставимого качества. Брюки дзюдоги не классифицируются как куртки по плотности материала, но, как правило, в комплекте с курткой из более плотной ткани продаются и брюки также из более плотного материала. Куртки дзюдоги из ткани двойного переплетения, предназначенные для соревнований, обычно имеют вертикальный шов, проходящий по середине спины, соединяя две половины материала. В 90-ые годы XX века производители дзюдоги стали делать этот шов довольно широким, фактически удваивая толщину материала на значительной части спинки, что на практике не позволяло противнику взять захват на этой части. Это привело к тому, что в 2005 году Международная федерация дзюдо внесла изменения в правила, запретив использовать участникам соревнований дзюдоги с шириной шва на спине более 3 см. В ряде национальных соревнований до сих пор разрешают использовать дзюдоги с более широким швом на спине. Дзюдоги из ткани одинарного переплетения могут не иметь вертикального шва на спине, или он у них довольно узкий (в случае кроя спинки куртки из двух кусков материала) и не препятствует взятию захвата.
Пояс является необходимой частью костюма дзюдоиста. Производители обязательно комплектуют поясом кимоно дзюдо для начинающих и любителей. В комплект кимоно для профессионалов пояс не входит, так как дзюдоисты сами подбирают пояс, в том числе в соответствии со своей спортивной квалификацией (по данам).
Согласно официальным Правилам соревнований Федерации дзюдо России, утвержденным Федеральным агентством РФ по физической культуре и спорту, костюм дзюдоиста должен отвечать следующим требованиям. Дзюдога состоит из трех частей: куртка, штаны и пояс, цвет которого определяет уровень технической подготовленности дзюдоиста. Дзюдога должна быть белого цвета у спортсмена, вызванного на ковер первым, и синего цвета у второго участника.
Участники соревнований одевают дзюдоги (кимоно для дзюдо), соответствующие следующим требованиям:
I. Костюм дзюдо должен быть изготовлен из хлопка или подобного материала и быть в хорошем состоянии (без дыр и разрывов). Материал не должен быть излишне жестким и толстым, чтобы не препятствовать захватам со стороны соперника.
II. Каждому участнику необходимо иметь две дзюдоги синего и белого цвета. Участник, фамилия которого названа первой для выхода на татами одевает синию дзюдогу, участник, фамилия которого названа второй одевает белую дзюдогу.
III. Допускается следующая маркировка:
1. Национальная Олимпийская аббревиатура (на спине куртки). Высота букв 11 см.
2. Государственный герб (флаг) (слева на груди), максимальный размер 100 см2.
3. Торговый знак изготовителя размером не более 20 см2 (спереди внизу куртки и внизу спереди на левой штанине).
4. Допускается маркировка знака изготовителя или цвета национального флага на плече (от воротника через плечо вниз по руке с обеих сторон куртки) длиной не более 25 см и шириной до 5 см.5. Допускается рекламная маркировка на каждом рукаве размерами, 10 см х 10 см. Её площадь 100 см2 должна соединяться с маркировкой знака изготовителя или цветами национального флага 25 см х 5 см
6. Обозначение призовых мест (1-е, 2-е, 3-е) на Олимпийских играх или чемпионатах мира, размером 6 см х 10 см на левой внешней нижней стороне куртки.
7. Фамилия спортсмена может быть написана на поясе, на внешней стороне левой полы куртки и спереди на штанах (максимум 3×10 см). Также фамилия может быть расположена над Олимпийской аббревиатурой (напечатана или вышита) так, чтобы не мешать захватам куртки противником на спине. Размер надписи должен быть 7 см высотой, длина имени должна быть максимум 30 см. Этот прямоугольник 7×30 см должен быть расположен на 3 см ниже ворота куртки; обозначение страны или номер спортсмена должны быть на 4 см ниже этого прямоугольника;
Примечание: для соревнований, проводимых МФД и Олимпийских игр, фамилия участника имеет размеры 30 см х 40 см и располагается на спине ниже ворота куртки на расстояние 3 см.
IV. В соответствии нормам цветовой гаммы цвет синей дзюдоги должен находиться в пределах указанного стандарта (n° 18-4051 et n° 18-4039), а для обозначения знаков наносимых на дзюдогу соответствовать n° 285 или n° 286.
V. Куртка должна быть такой длины, чтобы покрывать бедра и доставать до кистей рук, опущенных вниз вдоль туловища. Куртка должна быть достаточно широкой, чтобы запахиваться левой полой на правую не менее чем на 20 см на уровне нижней части грудной клетки.
Рукава куртки должны быть длиной максимум до запястья и минимум до точки, расположенной на 5 см выше запястья. По всей длине рукава между рукавом и курткой (с учетом повязок) должно быть пространство 10-15 см;
Толщина лацкана отворота должна быть размерами максимум 1 см, а ширина в 5 см.
VI. На брюках не должно быть никакой маркировки, кроме маркировки указанной в пункте «с» п\п 3 и 7. Брюки должны быть достаточно длинными, чтобы покрывать ноги максимально до голеностопного сустава или минимально до точки, расположенной на 5 см выше его. Между ногой (с учетом повязок) и брюками должно быть пространство 10 -15 см по всей длине штанины.
VII. Прочный пояс шириной 4 — 5 см, цвет которого соответствует степени ученичества (кю) или мастерства (дан), должен быть завязан на уровне талии плоским узлом, плотно фиксируя куртку, не давая ей возможности свободно выходить из-под него. Длина пояса должна быть такой, чтобы после двух оборотов вокруг талии и завязывания узла оставались концы длиной 20-30 см.
VIII. Участницы должны надевать под куртку срочную длинную футболку с короткими рукавами белого или почти белого цвета, которая заправляется в брюки или белое или почти белое трико с короткими рукавами.
Если дзюдога участника или часть её не соответствует требованиям настоящей статьи, арбитр должен потребовать от участника в кратчайшее время заменить дзюдогу, соответствующую настоящим требованиям правил.
Запасная дзюдога участника должна находиться у тренера возле его стула на краю площадки для соревнований.
Чтобы убедиться в соответствии размеров рукавов куртки участника, арбитр может попросить у него вытянуть руки вперёд, чтобы произвести необходимые контрольные замеры.
Таковы официальные требования к форме дзюдоиста применяемые в РФ.
На соревнованиях, если костюм участника не соответствует этим требованиям, судья на контроле или арбитр могут потребовать от спортсмена поменять костюм.
sapsport.ru
Дзюдо: описание, история, правила, экипировка
Дзюдо (яп. 柔道, дословно — «мягкий путь») – олимпийский вид спорта, в котором разрешены броски, болевые и удушающие приемы. Болевые приемы разрешено проводить только на руки противника. Удары и часть наиболее травмоопасных приёмов изучаются только в форме ката. В дзюдо очень важна ловкость, а также принципиально использование силы соперника.
Дзюдо базируется на трёх главных принципах: взаимная помощь и понимание для достижения большего прогресса, наилучшее использование тела и духа, и поддаться, чтобы победить.
Международная федерация дзюдо (англ. International Judo Federation, IJF) была образована в июле 1951 года. IJF устанавливает правила соревнований по дзюдо и проводит континентальные и мировые чемпионаты.
История возникновения и развития дзюдо
По принятой в Японии классификации, дзюдо относится к современным боевым искусствам. Борьба дзюдо была создана профессором Дзигоро Кано. В 1882 году Кано открыл в Токио первую школу дзюдо «Кодокан». Через год им была создана система разрядов, а в 1887 году была окончательно сформирована техника дзюдо. Первый чемпионат мирового уровня прошел в Токио 1956 году, после чего соревнования такого масштаба стали проводится регулярно и не только в Японии.
На протяжении долгих лет в дзюдо не существовало весовых категорий. Как считали сами японцы, главное – это не сила, а искусство владения тайной техникой. Но после поражения японцев на четвертом чемпионате мира правила были изменены и появились весовые категории. Начиная с 1964 году дзюдо, было внесено в программу Олимпийских игр.
В 1980 году был проведён первый чемпионат мира среди женщин, а в 1992 году соревнования по дзюдо среди женщин были включены в официальную программу летних Олимпийских игр в Барселоне.
С 2005 года Европейский союз дзюдо стал проводить соревнования по ката. В 2008 году в Париже Международная федерация дзюдо провела первый чемпионат мира по ката.
Правила дзюдо
Кроме весовых категорий, в дзюдо существуют определенные возрастные группы:
- Младший возраст – мальчики и девочки до 12 лет.
- Средний возраст – юноши и девушки до 14 лет.
- Кадеты – юноши и девушки до 17 лет.
- Юниоры и юниорки – до 20 лет.
- Молодёжь – до 23 лет.
- Мужчины и женщины. Ветераны – после 30 лет.
Поединок в дзюдо начинается в положении стоя и по команде «ХАДЖИМЭ». Если нужно остановить поединок, то объявляется команда «МАТЭ». Об окончании поединка сигнализирует команда «СОРО-МАДЭ».
Для победы в поединке атакующий борец в стойке должен выполнить бросок соперника на спину, а в положении лежа – болевой или удушающий прием, либо удержание (30 сек.).
Оценки в дзюдо
«Иппон» — высшая оценка в дзюдо, означает чистую победу. «Иппон» дается за выполнение следующих технических действий:
- атакующий дзюдоист бросает противника на большую часть спины со значительной силой и скоростью, осуществляя контроль атакуемого дзюдоиста;
- когда атакующий дзюдоист удерживает своего противника в положении удержания в течение 25 секунд;
- когда атакуемый дзюдоист дважды или более раз похлопывает рукой или ногой или голосом произносит «МАИТА» (сдаюсь) в результате удержания, удушающего захвата или болевого приема атакующего спортсмена.
«Ваза-ари» — пол победы, дается за выполнение следующих технических действий:
- атакующий дзюдоист бросает противника, осуществляя контроль, и в броске частично отсутствует один из других трех элементов, необходимых для оценки «ИППОН»;
- атакующий дзюдоист удерживает своего противника, который не может уйти из положения удержания в течение 20 секунд и более, но менее 25 секунд.
При получении второй оценки «ваза-ари» в течение одного поединка, арбитр спортсмена победителем с помощью команды «ваза-ари авасет иппон».
«Юко» — дается за выполнение следующих технических действий:
- атакующий дзюдоист, осуществляя контроль, бросает противника на бок;
- атакующий дзюдоист удерживает своего противника, который не может уйти из положения удержания в течение 15 секунд и более, но менее 20 секунд.
«Кока» — дается за выполнение следующих технических действий:
- атакующий дзюдоист, осуществляя контроль, бросает противника на одно плечо или бедро (бедра) или ягодицы;
- атакующий дзюдоист удерживает своего противника, который не может уйти из положения удержания 10 секунд и более, но менее чем 15 секунд.
Наряду с оценками участники могут получать наказания за нарушения требований Правил соревнований дзюдо.
Татами
Поединки в дзюдо проходят татами, который состоит из отдельных матов размером 1м х 1м х 4см или 2м х 1м х 4см, сделанных из полимерных материалов. Татами состоит из двух зон разного цвета. В центре татами находится квадрат с минимальными размерами 8м на 8м и максимальными – 10м на 10м, который называется рабочей зоной и состоит из матов одного цвета. Внешняя часть татами, называется зоной безопасности и состоит из матов другого цвета и имеет по периметру размер 3м. В центральной части рабочей зоны на расстоянии 4м друг от друга на маты нанесены белая и синяя полоски шириной около 10 см и длиной около 50 см, служащие для обозначения мест участников перед началом поединка и после его окончания.
Экипировка дзюдоистов
Форма для занятия дзюдо называется – дзюдога и состоит из трех частей: куртка, штаны и пояс. Обычно дзюдога изготавливается из хлопка и должна быть синего цвета у спортсмена, вызванного первым, и белого цвета у второго спортсмена.
Куртка должна быть такой длины, чтобы покрывать бедра и доставать до кистей рук, опущенных вдоль туловища. Куртка должна быть достаточно широкой, чтобы запахиваться левой полой на правую не менее, чем на 20 см на уровне нижней части грудной клетки. Рукава куртки должны быть длиной максимум до запястья и минимум до точки, расположенной на 5 см выше запястья. По всей длине рукава между рукавом и курткой должно быть пространство 10-15 см. Брюки должны быть достаточно длинными, чтобы покрывать ноги максимально до голеностопного сустава или минимально до точки, расположенной на 5 см выше его. Между ногой и брюками должно быть пространство 10-15 см по всей длине штанины. Пояс шириной 4-5 см должен быть обернут дважды поверх куртки и завязан на уровне талии плоским узлом. Длина пояса должна быть такой, чтобы оставались концы длиной 20-30 см. Если костюм участника не соответствует требованиям Правил, судья на контроле или арбитр могут потребовать от участника поменять костюм.
Судейство
Судейство поединка осуществляет бригада судей:
- Арбитр. В обязанности арбитра входит руководство поединком, а также выражение своего отношения к действиям спортсменов. Арбитр выносит общее решение судейской бригады.
- Боковые судьи. Боковой судья должен выражать свое мнение, если оно отличается от решения арбитра при объявлении оценок технических действий или наказаний с помощью соответствующих официальных жестов. Боковые судьи располагаются в противоположных углах за пределами рабочей зоны.
Соревнования по дзюдо
- Олимпийские игры.
- Чемпионат мира.
- «Мастерс».
- «Большой Шлем».
- «Гран-При».
- Континентальный чемпионат.
- Continental Open.
Мы постарались максимально полно охватить тему, поэтому данную информацию можно смело использовать при подготовке докладов по физкультуре и рефератов на тему «Дзюдо».
Другие виды спорта
ru.sport-wiki.org
Какое значение имеет цвет пояса в дзюдо
Спорт и Фитнес 16 декабря 2014Дзюдо — это современное японское боевое искусство. В ходе спортивного единоборства не используется никакое оружие, только собственное тело. Создал данный вид боевого искусства Дзигоро Кано в конце 19 века, он же впервые ввел цветные пояса в дзюдо.
Датой основания дзюдо считается день открытия первой школы Кодокан в 1882 году в храме Эйседзи.
Суть дзюдо, его отличие от других видов боевых искусств
Главным отличием дзюдо от бокса, карате и других боевых искусств является то, что основные приемы основаны не на ударах, а на бросках, болевых приёмах, удержаниях и удушениях. В дзюдо ценится не физическая сила, а разнообразие технически выполняемых действий. В этом виде спортивного единоборства важную роль играет понимание философской составляющей боя:
- Наилучший результат достигается не силой удара, а силой мысли. В бою прежде всего надо думать, наблюдать за противником, анализировать его тактику.
- Чтобы тело и дух использовались наилучшим образом, их постоянно нужно тренировать. При занятиях дзюдо требуется четкая дисциплина, настойчивость, самоконтроль.
- Сострадание и взаимная помощь выше жесткого удара.
Кано – отец категорий отличия по мастерству в дзюдо
Систематику получения пояса в дзюдо ввел Дзигоро Кано. До него не было четкой градации. У каждой школы даже одного боевого направления была разная градация, и посторонним людям вообще было не понять, кто есть ученик, а кто — мастер.
Именно Кано первый догадался ввести систему различий с использованием пояса в дзюдо.
Видео по теме
Как пояса получили свои цвета: легенда
Для того чтобы различать ступени в достижении и совершенствовании по дзюдо, используют пояса разных цветов.
Как определялся цвет для каждого пояса — это достоверно не известно. Однако якобы существуют источники, которые свидетельствуют, что основатель дзюдо Кано считал, что если дзюдоист достиг наивысшего уровня, то этот человек стал выше, значит, он возвращается к белому цвету, очертив круг своей жизни.
Но есть и другие теории о том, что означает тот или иной цвет пояса и откуда берет свое начало. Самой красивой является теория о новичке, который сначала надел белый пояс и стал заниматься как физически, так и духовно. Он так долго занимался, что его пояс стал желтым от пота. А уровень мастерства значительно повысился.
Потом спортсмен стал заниматься на природе, и пояс от трения с зеленью и природой стал зеленым. Уровень же его мастерства поднялся еще на одну ступень.
Далее спортсмен перешел к спаррингам с партнерами. Во время серьезных боев на пояс попадали капли крови, и он становится красным (или коричневым).
С годами пояс все темнел, пока не превратился в черный, а уровень мастерства достиг крайних точек совершенства.
Через годы изнурительных тренировок к спортсмену пришла мудрость. Он понял, что главное – не физическая сила, а духовность. Пояс снова стал белым. Это значило, что дзюдоист достиг финишного этапа и возродился духовно. Прошел полный круг развития, и мастер, перешедши на новый уровень совершенствования, снова стал новичком.
Пояс для дзюдоиста — как оружие для самурая
Для дзюдоиста «оби» (пояс) – это не просто завязка для кимоно (костюм для занятий), а нечто гораздо большее. Спортсмены относятся к нему очень бережно и уважительно, как к большой ценности, даже как к члену семьи. Пояс хранится отдельно от других вещей в почетном месте. И потерять пояс — значит опозориться на всю жизнь. Это то же самое, что потерять оружие для самурая.
Признак отличия мастерства в дзюдо – цвет пояса
Цветность пояса показывает степень готовности его владельца, уровень подготовки. Всем новичкам дают белый пояс, так как японцы считают, что белый цвет — это явление чего-то чистого и святого. Новичок носит пояс белого цвета, пока не сдаст экзамены на право носить пояс рангом выше.
Например, для того чтобы получить желтый пояс по дзюдо, необходимо уметь следующее:
- выполнять технику бросков: боковой подсечки по выставленной ноге, по колену на оставленную ногу, делать подсечку спереди по выставленной ноге, отхваты, броски скручиванием вокруг бедер, зацеп изнутри голенью;
- выполнять правильно технику сковывающих движений: удержание сбоку, удержания с захватом плеча своей головой, удержания поперек, со стороны головы и верхом;
- правильно выполнять технику бросков: заднюю подножку, отработать освобождения от отхватов и задних подножек, контрприемы от зацепов изнутри голенью, броски с захватыванием рукавов и ворота.
Получение следующего пояса в дзюдо предполагает изучение новых навыков и приемов боя.
Обладателей черных поясов нередко считают самыми сильными в дзюдо, но это не всегда правда. Конечно, черный пояс по дзюдо отдают только тем последователям, кто достиг высокого уровня в технике дзюдо, проявляет самообладание и готов к постоянному совершенствованию. Однако мастера считают, что важнее техники и силы тот факт, что этот пояс дает дзюдоистам возможность более глубоко и детально изучать дзюдо.
Не допускается носить пояс несоответствующего ранга. Это значит выражать неуважение к другим дзюдоистам и к традициям дзюдо.
Как завязать пояс дзюдо правильно
Правильно завязывать пояс очень важно. Считается, что так вы сфокусируете максимальное количество энергии, что очень важно для успешного боя.
Как завязывать пояс правильно? Есть два способа. Спортсмен сам выбирает, как завязать пояс дзюдо. Единственное условие для любого из способов — чтобы узелок был плоским, а его концы одинаковой длины, приблизительно двадцать сантиметров. Это символизирует силу духа дзюдоиста и отображает его гармонию.
Категории поясов дзюдо
Теперь расскажем о различиях поясов в дзюдо. За эталон примем школу Кодокан в Японии. Согласно ее учению, по рангу различают пояса ученические (КЮ) и мастерские (ДАН).
КЮ состоит из 6 категорий. Низшая шестая (6КЮ) – первая учебная ступень, а высшая первая категория (1КЮ) – последняя, шестая, учебная.
ДАН состоит из 10 ступеней. Самая низкая – 1 ДАН, а самая наивысшая – 10 ДАН.
Ученические пояса дзюдо по порядку:
- 6-4 КЮ – белый,
- 3-1 КЮ – коричневый.
Мастерские пояса состоят из:
- 1-5 ДАН — черный;
- 6-8 ДАН – красно-белый;
- 9-10 ДАН – красный пояс.
Для дзюдоистов высших ДАНов приемлемо во время тренировок надевать черный пояс.
Региональные различия
Систематика деления по поясам нередко различается в одном виде единоборства в различных странах. Дзюдо австралийское, а также европейское и канадское, имеют в своем арсенале десять, а не пять цветов.
Пояса дзюдо по порядку в зависимости от ранга:
- с 6 по 1 «КЮ» обозначают белым, желтым, оранжевым, зеленым, синим и коричневым поясом соответственно;
- черный пояс — с 1 по 5 ДАН;
- спортсмены с 6 по 8 ДАН получают красно-белый пояс, те, кто достиг уровня 9-10 ДАН, носят красный пояс.
monateka.com
Аси | Нога (ноги). | |
Аси-атэ | Удары ногами. | |
Аси-вадза | Приемы, проводимые преимущественно ногами. | |
Аси-гарами | Болевой прием на ногу — рычаг (узел) коленного сустава. Запрещенный прием. Выполняется после броска с упором стопы в живот при демонстрации ката. | |
Аси-гурума | Вариант передней подножки (вариант подхвата под обе ноги), при котором атакующая нога не касается поверхности татами (колесо через ногу). | |
Атама | Голова. | |
Атама-атэ | Удары головой. | |
Атэми-вадза | Техника нанесения ударов в уязвимые части тела. | |
Вадза | Прием, техника. | |
Вадза-ари | Вторая оценка в поединке, считается половиной «иппон». Борец, проведший 2 приема, отмеченных «вадза-ари», досрочно объявляется победителем схватки. | |
Гяку-дзюдзи-дзимэ | Удушающий прием захватом отворотов ладонями на крест. Ладони развернуты наружу. | |
Даки-агэ | Подъем с обхватом туловища противника. | |
Даки-вакарэ | Бросок через грудь с захватом туловища (бросок рывком по направлению от противника с обхватом его руками). | |
Дзюдоги | Форма борца дзюдо синего или белого цвета, состоящая из куртки, штанов и пояса. | |
Дзюдока | Борец дзюдо. | |
До-дзимэ | Удушающий прием захватом ногами туловища (запрещенный прием). | |
Дэ-аси-харай | Боковая подсечка под выставленную ногу (сметающая подсечка делающей шаг вперед ноги). | |
Ёко-вакарэ | Передняя подножка на пятке под одноименную ногу (бросок рывком по направлению от противника). | |
Ёко-гакэ | Подсечка под разноименную пятку с падением (боковой зацеп). | |
Ёко-гурума | Бросок через грудь с падением скручиванием вбок (колесо вбок). | |
Ёко-отоси | Боковая подножка на пятке (опрокидывание вбок). | |
Ёко-сихо-гатамэ | Удержание поперек. | |
Ёко-сутэми-вадза | Приемы, проводимые с падением атакующего на бок. | |
Иппон | Высшая оценка в поединке, немедленно приводящая к победе проведшего прием дзюдоиста. | |
Иппон-сэой-нагэ | Бросок через спину захватом руки на плечо (бросок со взваливанием противника на спину после захвата одной руки). | |
Кавадзу-гакэ | Обвив; прием, изобретенный борцом по имени Кавадзу и названный в его честь, относится к числу запрещенных в спортивном дзюдо. | |
Ками-сихо-гатамэ | Удержание со стороны головы. | |
Кани-басами | Двойной подбив, «ножницы» (опрокидывание клешнями краба). Прием запрещен в спортивном дзюдо. | |
Кансэцу-вадза | Болевые приемы на суставы. | |
Ката-гатамэ | Удержание сбоку захватом головы с ближней рукой. | |
Ката-гурума | Бросок через плечи, мельница (колесо через плечи). | |
Ката-дзюдзи-дзимэ | Удушающий прием спереди предплечьем с захватом за одноименные отвороты. | |
Катамэ-вадза | Техника сковывания. | |
Ката-тэ-дзимэ | Удушающий прием предплечьями захватом за дальний отворот. | |
Ката-ха-дзимэ | Удушающий прием сзади захватом отворота и руки под плечо. | |
Кибису-гаэси | Бросок захватом за пятку (бросок выкручиванием пятки). | |
Коси-вадза | Приемы, проводимые преимущественно тазобедренным суставом. | |
Коси-гурума | Бросок через бедро с захватом шеи (колесо через поясницу). | |
Ко-сото-гакэ | Зацеп снаружи разноименной ногой (зацеп ближней ногой снаружи). | |
Ко-сото-гари | Подсечка под пятку, бросок соперника с рывком на себя за ногу «ближней ногой» снаружи. | |
Ко-ути-гари | Подсечка изнутри. Бросок соперника с рывком на себя за ногу «ближней ногой» изнутри. | |
Ко-ути-гаэси | Ответный (контр) прием от одноименного зацепа (подсечки) изнутри, контрбросок от «ко-ути-гари». | |
Кудзурэ-ками-сихо-гатамэ | Вариант удержания со стороны головы захватом руки и пояса. | |
Кудзурэ-кэса-гатамэ | Обратное удержание сбоку, тори развернут головой к ногам укэ. | |
Кудзуси | Выведение из равновесия. | |
Кумиката | Захват. | |
Кутики-таоси | Бросок захватом снаружи за разноименный подколенный сгиб (или просто бросок за ногу) (повал трухлявого дерева). | |
Кэса-гатамэ | Удержание сбоку захватом руки и головы. | |
Масутэми-вадза | Приемы, проводимые с падением атакующего на спину. | |
Моро-тэ-гари | Бросок захватом обеих ног (бросок рывком обеих ног соперника руками на себя). | |
Нагэ-вадза | Техника бросков, броски. | |
Нами-дзюдзи-дзимэ | Удушающий прием захватом за одноименные отвороты, ладони развернуты вниз. | |
Оби-отоси | Переворот захватом пояса спереди (опрокидывание после захвата за пояс). | |
О-госи | Амплитудный бросок через поясницу (бедро) с подбивом. | |
О-гурума | Бросок через ногу вперед скручиванием, вариант подхвата под обе ноги (большое колесо). | |
Окури-аси-харай | Подсечка в темп шагов (сметающая подсечка, провожающая уходящую ногу противника). | |
Окури-эри-дзимэ | Удушающий прием сзади захватом разноименных отворотов. | |
Осаэкоми-вадза | Удержания. | |
О-сото-гари | Отхват, бросок соперника с рывком на себя за ногу «дальней ногой» снаружи. | |
О-сото-гаэси | Ответный (контр) прием от отхвата, контрбросок. | |
О-сото-гурума | Отхват под обе ноги (большое внешнее колесо). | |
О-сото-маки-коми | Отхват с захватом руки под плечо (под мышку) («наматывание» соперника на себя с падением набок). | |
О-сото-отоси | Задняя подножка. | |
О-ути-гари | Зацеп изнутри, бросок соперника с рывком на себя за ногу «дальней ногой» изнутри. | |
О-ути-гаэси | Ответный прием от зацепа изнутри разноименной ногой, контрбросок. | |
Рё-тэ-дзимэ | Удушающий прием обеими руками. | |
Санкаку-дзимэ | Удушающий прием ногами «треугольником». | |
Сасаэ-цури-коми-аси | Передняя подсечка под выставленную ногу, бросок выбивающим упором стопой в стопу противника после выведения его из равновесия рывком вверх. | |
Сидо | Замечание первого уровня, равносильно кока в пользу соперника. | |
Симэ-вадза | Техника удушающих приемов. | |
Синтай | Техника передвижения. | |
Сисэй | Стойка. | |
Содэ-гурума-дзимэ | Удушающий прием сзади захватом за разноименные отвороты, скрещивая руки. | |
Содэ-цури-коми-госи | Бросок через бедро с захватом разноименных рукава и отворота (бросок через поясницу после выведения соперника из равновесия рывком вверх с выбиванием тазом и выбивания его ног с позиции захватом разноименных рукава и отворота). | |
Сото-маки-коми | Бросок захватом руки под плечо (мышку) (бросок с «наматыванием» противника на себя и падением на бок после захвата снаружи). | |
Сукуи-нагэ | Передний переворот, переворот руками+боковой переворот (бросок подхватом руками обеих ног). | |
Суми-гаэси | Бросок через голову с подсадом голенью (выкручивание внутреннего угла). | |
Суми-отоси | Выведение из равновесия толчком назад. | |
Сутэми-вадза | Броски, проводимые с падением атакующего. | |
Сэой-нагэ | Бросок через спину (бросок со взваливанием противника на спину). | |
Сэой-отоси | Бросок через спину с блокировкой ног атакуемого (опрокидывание после взваливания соперника на спину). | |
Тавара-гаэси | Бросок через голову после захвата туловища сверху, контрприем. | |
Тай-отоси | Передняя подножка (сбрасывание с туловища). | |
Тай-сабаки | Повороты и развороты. | |
Тани-отоси | Подножка на пятке с падением (опрокидывание в долину) | |
Татами | Площадка для борьбы размером 10Х10 метров. | |
Тати-вадза | Броски из стойки. | |
Татэ-сихо-гатамэ | Удержание верхом. | |
Томоэ-нагэ | Бросок через голову с упором стопы в живот (бросок по траектории кругового движения). | |
Тори | Проводящий прием. | |
Тэ | Рука (до запястья). | |
Тэ-вадза | Приемы, проводимые преимущественно руками. | |
Тюи | Замечание второго уровня, равносильно юко в пользу соперника. | |
Удэ | Рука (руки). | |
Удэ-атэ | Удары руками. | |
Удэ-гарами | Болевой прием — узел руки. | |
Удэ-хисиги | Болевой прием — рычаг локтя. | |
Удэ-хисиги-аси-гатамэ | Болевой прием — рычаг локтя с помощью ноги. | |
Удэ-хисиги-ваки-гатамэ | Болевой прием — рычаг локтя с захватом руки под мышку. | |
Удэ-хисиги-дзюдзи-гатамэ | Болевой прием — рычаг локтя с захватом руки между ног. | |
Удэ-хисиги-санкаку-гатамэ | Болевой прием — рычаг локтя с захватом ногами «треугольником». | |
Удэ-хисиги-тэ-гатамэ | Болевой прием — рычаг локтя с перегибанием через руку. | |
Удэ-хисиги-удэ-гатамэ | Болевой прием — рычаг локтя с фиксацией руки противника руками. | |
Удэ-хисиги-хара-гатамэ | Болевой прием — рычаг локтя с перегибанием через живот. | |
Удэ-хисиги-хидза-гатамэ | Болевой прием — рычаг локтя при помощи колена. | |
Уки-вадза | Передняя подножка на пятке с падением (бросок по касательной). | |
Уки-гатамэ | Удержание верхом при захвате руки укэ на болевой прием — рычаг локтя. | |
Уки-госи | Бросок через бедро захватом туловища (бросок через поясницу по касательной). | |
Уки-отоси | Выведение из равновесия скручиванием (сбрасывание по касательной). | |
Укэ | Атакуемый. | |
Укэми | Приемы самостраховки при падениях. | |
Ура-нагэ | Бросок через грудь (бросок за свою спину). | |
Усиро-госи | Подсад бедром, ответный бросок от броска через бедро (бросок бедром при атаке сзади). | |
Ути-маки-коми | Бросок с «наматыванием» противника на себя и падением набок после захвата руки под плечо изнутри. | |
Ути-мата | Подхват изнутри (бросок воздействием на бедро изнутри). | |
Ути-мата-гаэси | Ответный прием от подхвата изнутри, контрбросок. | |
Ути-мата-маки-коми | Подхват изнутри с захватом руки под плечо (под мышку) («наматывание» противника на себя с падением набок). | |
Ути-мата-сукаси | Ответный (контр) прием от подхвата изнутри с выведением соперника из равновесия. | |
Уцури-госи | Подсад-переворот (бросок с переворотом на поясницу), «обратное бедро». | |
Хадака-дзимэ | Удушающий прием сзади плечом и предплечьем. | |
Хансоку | Дисквалификация дзюдоиста. | |
Ханэ-госи | Подсад бедром и голенью (бросок через поясницу с отбросом махом ноги обеих ног противника). | |
Ханэ-госи-гаэси | Ответный прием от подсада голенью и бедром, контр-бросок. | |
Ханэ-маки-коми | Бросок через спину захватом руки под плечо (мышку) подсадом бедром и голенью (см. ханэ-госи). | |
Харай-госи | Подхват под обе ноги (бросок через поясницу сметающим движением ноги). | |
Харай-госи-гаэси | Ответный прием от подхвата под обе ноги, контрбросок. | |
Харай-маки-коми | Бросок подхватом с захватом руки под плечо (под мышку) («наматывание» противника на себя с падением набок). | |
Харай-цури-коми-аси | Передняя подсечка (бросок сметающим движением стопой после выведения противника из равновесия рывком вверх и с выбиванием с позиции). | |
Хидза-гурума | Подсечка в колено (колесо через колено). | |
Хики-коми-гаэси | Бросок в сторону с падением после захвата руки под плечо. | |
Хон-кэса-гатамэ | Удержание сбоку захватом руки и головы (старое название кэса-гатамэ) | |
Цубамэ-гаэси | Контрподсечка от боковой подсечки (контратака ласточки). | |
Цуккоми-дзимэ | Удушающий прием спереди захватом за разноименные отвороты. | |
Цури-госи | Бросок через бедро захватом за пояс (бросок через поясницу после выведения противника из равновесия рывком вверх). | |
Цури-коми-госи | Бросок через бедро захватом отворота (бросок через поясницу после выведения противника из равновесия рывком вверх с выбиванием тазом ног противника с позиции). | |
Шидо | (прав. сидо) – замечание. Первое носит предупредительный характер, второе равносильно юко, а третье – вадза-ари в пользу соперника. | |
Юко | Третья оценка в поединке. Она присуждается, когда бросок проведен с недостаточной силой и быстротой, но при падении соперника на большую часть спины, либо когда бросок проведен с достаточной силой или быстротой, но при падении соперника только на небольшую часть спины. «Юко» присуждается также при 15-секундном удержании. | |
Яма-араси | Передний подхват (подхват под обе ноги) с захватом за рукав и одноименный отворот. |
www.judo.ru
Центр олимпийской подготовки по дзюдо
Наиболее часто встречающиеся понятия и термины
дзюдо — путь мягкости
сен-сей — тренер
симпай — помощник тренера
мате — стоп
хадзимэ- начинайте
осаэ-коми — начало удержания
соно-мама — не двигаться
тори — атакующий партнер
укэ — атакуемый партнер
татами — ковер для борьбы
додзе — зал для занятий
оценки:
кока — 3 балла (по новым правилам с2009 года отсутствует)
юко — 5 баллов
ваза-ари — 7 баллов
иппон — 10 баллов (чистая победа)
наказания:
сидо — 3 балла
хансоку-макэ-10 баллов (дисквалификация)
Практические умения:
1.РЭЙ (REI) — ПРИВЕТСТВИЕ (ПОКЛОН)
Тачи-рэй (Tachi-rei) — Приветствие стоя
Дза–рэй (Za–rei) — Приветствие на коленях
2.ОБИ (OBI) – ПОЯС (ЗАВЯЗЫВАНИЕ)
3.ШИСЭЙ (SHISEI) — СТОЙКИ
Шидзэн Хонтай Shizen Hontai Основная естественная
Миги Шидзэнтай Migi Shizentai Правая естественная
Хидари Шидзэнтай Hidari Shizentai Левая естественная
Джиго Хонтай Jigo Hontai Основная защитная
Миги Джиготай Migi Jigotai Правая защитная
Хидари Джиготай Hidari Jigotai Левая защитная
4.ШИНТАЙ (SHINTAI) — ПЕРЕДВИЖЕНИЯ
Аюми-аши (Ayumi-ashi) — Передвижение обычными шагами
Цуги-аши (Tsugi-ashi) — Передвижение приставными шагами-
— вперед-назад
— влево-вправо
— по диагонали
5.ТАЙ-САБАКИ (TAI-SABAKI) — ПОВОРОТЫ (ПЕРЕМЕЩЕНИЯ ТЕЛА)
— на 90* шагом вперед
— на 90* шагом назад
— на 180* скрестными шагами (одна вперед, другая назад по диагонали)
— на 180* скрестными шагами (одна назад, другая вперед по диагонали)
— на 180* круговым шагом вперед
— на 180* круговым шагом назад
6. КУМИКАТА (KUMI-KATA) — ЗАХВАТЫ
Основной захват – рукав-отворот
7. КУДЗУШИ (KUZUSHI) — ВЫВЕДЕНИЕ ИЗ РАВНОВЕСИЯ
Маэ-кудзуши Mae-kuzushi Вперед
Уширо-кудзуши Ushiro-kuzushi Назад
Хидари-кудзуши Hidari-kuzushi Влево
Маэ-миги-кудзуши Mae-migi-kuzushi Вперед-вправо
Маэ-хидари-кудзуши Mae-hidari-kuzushi Вперед-влево
Уширо-миги-кудзуши Ushiro-migi-kuzushi Назад-вправо
8 УКЭМИ (UKEMI) — ПАДЕНИЯ
Еко (Сокухо) –укэми Yoko (Sokuho) –ukemi На бок Уширо (Кохо) –укэми Ushiro (Koho) –ukemi На спину
Маэ (Дзэнпо) –укэми Mae (Zenpo) –ukemi На живот Дзэнпо-тэнкай-укэми Zenpo-tenkai-ukemi Кувырком
Термины дзюдо
Ashi (Аси) — Нога (ноги)
Аshi Ate (Аси-атэ) — Удары ногами
Ashi Waza (Аси-вадза) — Приемы, проводимые преимущественно ногами.
Ashi Garami (Аси-гарами) — Болевой прием на ногу — рычаг (узел) коленного сустава. Запрещенный прием. Выполняется после броска с упором стопы в живот при демонстрации ката
Ashi Guruma (Аси-гурума) — Вариант передней подножки (вариант подхвата под обе ноги), при котором атакующая нога не касается поверхности татами (колесо через ногу)
Atama (Атама) — Голова
Atama Ate (Атама-атэ) — Удары головой
Atemi Waza (Атэми-вадза) — Техника нанесения ударов в уязвимые части тела
Awasete (Авасет) — Сложность
Ayumi (Аюми) — Шаг, передвижение
Bu (Бу) — Сражение
Bu Do (Будо) — Общее понятие для видов единоборств
Bushi (Буши) — Воин
Bushi Do (Бушидо) — Кодекс чести самураев
Waza (Вадза) — Прием, техника
Waza Ari (Вадза-ари) — Вторая оценка в поединке, считается половиной «иппон»
Waza ari awasete ippon (Вадза-ари авасет иппон) — Борец, проведший 2 приема, отмеченных «вадза-ари», досрочно объявляется победителем схватки
Gachi (Гачи) — Победа
Gake (Гаке) — Зацепляться
Gari (Гари) — Путь, движение
Gesa (Геса) — Шарф
Gi (Ги) — Одежда
Go (Го) — 5, Пять
Go Kyu (Го кю) — 5 групп техник дзюдо
Goshi (Гоши) — Бедро
Guruma (Гурума) — Колесо
Gyaku-jujijime (Гяку-дзюдзи-дзимэ) — Удушающий прием захватом отворотов ладонями на крест. Ладони развернуты наружу
Daki age (Даки-агэ) — Подъем с обхватом туловища противника
Daki wakare (Даки-вакарэ) — Бросок через грудь с захватом туловища (бросок рывком по направлению от противника с обхватом его руками)
Dan (Дан) — Степень мастерства
De (Де) — Вперед
De ashi barei (Де аши барай) — Ножницы
Ju (Дзю) — Мягкий, гибкий, десять
Judo (Дзюдо) — Гибкий путь
Judogi (Дзюдоги) — Форма борца дзюдо синего или белого цвета, состоящая из куртки, штанов и пояса
Judoka (Дзюдока) — Борец дзюдо
Do (До) — Принцип, обучение, путь
Dojo (Дожо) — Место для занятий дзюдо
Dori (Дори) — Cхватка
Do jime (До-дзимэ) — Удушающий прием захватом ногами туловища (запрещенный прием)
De ashi harei (Дэ-аси-харай) — Боковая подсечка под выставленную ногу (сметающая подсечка делающей шаг вперед ноги)
Eri (Ери) — Воротник
E (Ё) — 4, четыре
Yoko Wakare (Ёко-вакарэ) — Передняя подножка на пятке под одноименную ногу (бросок рывком по направлению от противника)
Yoko Gake (Ёко-гакэ) — Подсечка под разноименную пятку с падением (боковой зацеп)
Yoko Guruma (Ёко-гурума) — Бросок через грудь с падением скручиванием вбок (колесо вбок)
Yoko Otosi (Ёко-отоси) — Боковая подножка на пятке (опрокидывание вбок)
Yoko siho Gatame (Ёко-сихо-гатамэ) — Удержание поперек
Yoko sutemi Waza (Ёко-сутэми-вадза) — Приемы, проводимые с падением атакующего на бок
Za (за) — Местонахождение
Rei (рей) — Церемониальный поклон
Za rei (За рей) — Более церемониальный привет на коленях
Ichi (Ичи) — 1, один
Ippon (Иппон) — Высшая оценка в поединке, немедленно приводящая к победе проведшего прием дзюдоиста
Ippon seoi Nage (Иппон-сэой-нагэ) — Бросок через спину захватом руки на плечо (бросок со взваливанием противника на спину после захвата одной руки)
Kawazu Gake (Кавадзу-гакэ) — Обвив; прием, изобретенный борцом по имени Кавадзу и названный в его честь, относится к числу запрещенных в спортивном дзюдо
Kami siho Gatami (Ками-сихо-гатамэ) — Удержание со стороны головы
Kani Basami (Кани-басами) — Двойной подбив, «ножницы» (опрокидывание клешнями краба). Прием запрещен в спортивном дзюдо
Kano (Кано) — Основатель дзюдо
Kancesu-Waza (Кансэцу-вадза) — Болевые приемы на суставы
Kata (Ката) — Форма, плечо
Kata Gatami (Ката-гатамэ) — Удержание сбоку захватом головы с ближней рукой
Kata Gurumi (Ката-гурума) — Бросок через плечи, мельница (колесо через плечи)
Kata jujijime (Ката-дзюдзи-дзимэ) — Удушающий прием спереди предплечьем с захватом за одноименные отвороты
Kata Waza (Катамэ-вадза) — Техника сковывания
Kata te jume (Ката-тэ-дзимэ) — Удушающий прием предплечьями захватом за дальний отворот
Kata ha jime (Ката-ха-дзимэ) — Удушающий прием сзади захватом отворота и руки под плечо
Kubusu Gaeshi (Кибису-гаэси) — Бросок захватом за пятку (бросок выкручиванием пятки)
Ken Du (Кен ду) — Искусство показывать
Kiken Gachi (Kикен гачи) — Победа сдачей противника
Kinsa (Кинза) — Оценка схватки, наименьшее техническое преимущество, не показывается, не объявляется
Ko (Ко) — Мало
Koka (Кока) — Четвертая, низшая оценка в поединке. Она присуждается, когда борец, бросает противника быстро и сильно на одно плечо, бедро (бедра) или ягодицы. «Кока» присуждается также при 10-секундном удержании
Kosi Waza (Коси-вадза) — Приемы, проводимые преимущественно тазобедренным суставом
Kosi Gurumi (Коси-гурума) — Бросок через бедро с захватом шеи (колесо через поясницу)
Koshi (Коши) — Бедро
Ko soto Gake (Ко-сото-гакэ) — Зацеп снаружи разноименной ногой (зацеп ближней ногой снаружи)
Ko sonj Gari (Kо-сото-гари) — Подсечка под пятку, бросок соперника с рывком на себя за ногу «ближней ногой» снаружи
Ko uti Gaeshi (Ко-ути-гаэси) — Ответный (контр) прием от одноименного зацепа (подсечки) изнутри, контрбросок от «ко-ути-гари»
Qjuri kami siho Gatame (Кудзурэ-ками-сихо-гатамэ) — Вариант удержания со стороны головы захватом руки и пояса
Qjure kesa Gatame (Кудзурэ-кэса-гатамэ) — Обратное удержание сбоку, тори развернут головой к ногам укэ
Q (Ку) — 9, девять
Qjusi (Кудзуси) — Выведение из равновесия
Qmikate (Кумиката) — Захват
Qtiki taoshi (Кутики-таоси) — Бросок захватом снаружи за разноименный подколенный сгиб (или просто бросок за ногу) (повал трухлявого дерева)
Keikoku (Кэйкоку) — Замечание третьего уровня, равносильно «вадза-ари» в пользу соперника
Kesa Gatame (Кэса-гатамэ) — Удержание сбоку захватом руки и головы
Kyu (Кю) — Ученическая степень, класс
Maitta (Маита) — «Я побежден», «Я сдаюсь»
Mate (Мате) — Остановиться
Moqso (Мокусо) — Концентрация с закрытыми глазами
Moro-te-gari (Моро-те-гари) — Бросок захватом обеих ног (бросок рывком обеих ног соперника руками на себя)
Masutemi-waza (Mасутеми вадза) — Приемы, проводимые с падением атакующего на спину
Migi (Миги) — Справа
Mune (Муне) — Грудь
Mune Gatame (Муне гатаме) — Контроль груди
Nage (Наге) — Бросок
Nage-waza (Наге-вадза) — Tехника бросков
Nami (Нами) — Нормально
Nami-juji-jime (Нами-дзюдзи-дзиме) — Удушающий прием захватом за одноименные отвороты, ладони развернуты вниз
Ni (Ни) — 2, два
O (О) — Много
Obi (Оби) — Пояс
Obi-otoshi (Оби-отоси) — Переворот захватом пояса спереди (опрокидывание после захвата за пояс)
O-guruma (О-гурума) — Бросок через ногу вперед скручиванием, вариант подхвата под обе ноги (большое колесо)
O kuri-ashi harai (О кури-аси харай) — Подсечка в темп шагов (сметающая подсечка, провожающая уходящую ногу противника)
O kuri-eri-jime (О кури-ери-дзиме) — Удушающий прием сзади захватом разноименных отворотов
O soto-gaeshi (О сото-гаеси) — Ответный (контр) прием от отхвата, контрбросок
O soto-guruma (О сото-гурума) — Отхват под обе ноги (большое внешнее колесо).
O soto maki komi (О сото маки коми) — Отхват с захватом руки под плечо (под мышку) («наматывание» соперника на себя с падением набок)
O uti gari (О ути гари) — Зацеп изнутри, бросок соперника с рывком на себя за ногу «дальней ногой» изнутри
O uti gaeshi (О ути гаеси) — Ответный прием от зацепа изнутри разноименной ногой, контрбросок
O Goshi (О, гоши) — Большое бедро
O soto Otoshi (О, сото отоши) — Высокое падение
Osaekomi-waza (Осаекоми-вадза) — Удержание
Randori (Рандори) — Соревновательные упражнения
Re-te-jime (Рё-те-дзиме) — Удушающий прием обеими руками
Rei (Рей) — Приветствие
Roki (Роки) — 6, шесть
Samurai (Самурай) — Рыцарь, каста воина
San (Сан) — 3, три
Sankaku-jime (Санкаку-дзиме) — Удушающий прием ногами «треугольником»
Sasai-curi-komi-ashi (Сасаэ-цури-коми-аси) — Передняя подсечка под выставленную ногу, бросок выбивающим упором стопой в стопу противника после выведения его из равновесия рывком вверх
Sensei (сенсей) — Учитель
Shi (ши) — 4, четыре
Shido (Шидо) — Замечание
Shime-waza (симе-вадза) — Техника удушающих приемов
Shintai (Синтай) — Техника передвижения
Shisei (Сисей) — Стойка
Sode-guruma-jime (Соде-гурума-дзимэ) — Удушающий прием сзади захватом за разноименные отвороты, скрещивая руки
Sode-curi-komi-goshi (Содэ-цури-коми-госи) — Бросок через бедро с захватом разноименных рукава и отворота (бросок через поясницу после выведения соперника из равновесия рывком вверх с выбиванием тазом и выбивания его ног с позиции захватом разноименных рукава и отворота)
Soto-maki-komi (Сото-маки-коми) — Бросок захватом руки под плечо (мышку) (бросок с «наматыванием» противника на себя и падением на бок после захвата снаружи)
Sukui-nage (Сукуи-наге) — Передний переворот, переворот руками+боковой переворот (бросок подхватом руками обеих ног)
Sumi-gaeshi (Суми-гаеси) — Бросок через голову с подсадом голенью (выкручивание внутреннего угла)
Sumi-otoshi (Суми-отоси) — Выведение из равновесия толчком назад
Sutemi-waza (Сутеми-вадза) — Броски, проводимые с падением атакующего
Seoi-otoshi (Сэой-отоси) — Бросок через спину с блокировкой ног атакуемого (опрокидывание после взваливания соперника на спину)
Shichi (шичи) — 7, семь
Sho (шо) — 1, один
Soro made (Соре мадэ) — Конец встречи
Sumo (сумо) — Японская церемониальная борьба
Tai-otoshi (Тай-отоси) — Передняя подножка (сбрасывание с туловища)
Tai-sabaki (Тай-сабаки) — Повороты и развороты
Tani-otoshi (Тани-отоси) — Подножка на пятке с падением (опрокидывание в долину)
Tati-waza (Тати-вадза) — Броски из стойки
Tate-siho-gatame (Тате-сихо-гатаме) — Удержание верхом
Tamoe-nage (Тамоэ-наге) — Бросок через голову с упором стопы в живот (бросок по траектории кругового движения)
Te (Тэ) — Рука (до запястья)
Te-waza (Тэ-вадза) — Приемы, проводимые преимущественно руками
Tyui (Тюй) — Замечание второго уровня, равносильно юко в пользу соперника
Tori (тори) — Активный, исполняющий техническое действие
Tate (тате) — Вдоль
Tavara-gaeshi (Тавара-гаеси) — Бросок через голову после захвата туловища сверху, контрприем
Tatami (татами) — Рисовые соломенные циновки
Toketa (токета) — Решено
Ude (Уде) — Рука (руки)
Ude-ate (Уде-ате) — Удары руками
Ude-garami (Уде-гарами) — Болевой прием — узел руки
Ude-hisigi (Уде-хисиги) — Болевой прием — рычаг локтя
Ude-hisigi-ashi-gatame (Уде-хисиги-аси-гатаме) — Болевой прием — рычаг локтя с помощью ноги
Ude-hisigi-vaki-gatame (Уде-хисиги-ваки-гатаме) — Болевой прием — рычаг локтя с захватом руки под мышку
Ude-hisigi-juji-gatame (Уде-хисиги-дзюдзи-гатаме) — Болевой прием — рычаг локтя с захватом руки между ног
Ude-hisigi-sankaku-gatame (Уде-хисиги-санкаку-гатаме) — Болевой прием — рычаг локтя с захватом ногами «треугольником»
Ude-hisigi-te-gatame (Уде-хисиги-тэ-гатамэ) — Болевой прием — рычаг локтя с перегибанием через руку
Ude-hisigi-ude-gatame (Уде-хисиги-уде-гатаме) — Болевой прием — рычаг локтя с фиксацией руки противника руками
Ude-hisigi-hara-gatame (Удэ-хисиги-хара-гатамэ) — Болевой прием — рычаг локтя с перегибанием через живот
Ude-hisigi-hije-gatame (Удэ-хисиги-хидзе-гатамэ) — Болевой прием — рычаг локтя при помощи колена
Uki-waza (Уки-вадза) — Передняя подножка на пятке с падением (бросок по касательной)
Uki-gatame (Уки-гатамэ) — Удержание верхом при захвате руки укэ на болевой прием — рычаг локтя
Uki-goshi (Уки-госи) — Бросок через бедро захватом туловища (бросок через поясницу по касательной)
Uki-otoshi (Уки-отоси) — Выведение из равновесия скручиванием (сбрасывание по касательной)
Ukemi (Укеми) — Приемы самостраховки при падениях
Uke (уке) — Принимающий технику партнер, атакуемый
Ura-nage (Ура-нагэ) — Бросок через грудь (бросок за свою спину)
Ushiro-goshi (Усиро-госи) — Подсад бедром, ответный бросок от броска через бедро (бросок бедром при атаке сзади)
Uti-maki-komi (Ути-маки-коми) — Бросок с «наматыванием» противника на себя и падением набок после захвата руки под плечо изнутри
Uti-mata (Ути-мата) — Подхват изнутри (бросок воздействием на бедро изнутри)
Uti-mata-gaeshi (Ути-мата-гаэси) — Ответный прием от подхвата изнутри, контрбросок
Uti-mata-maki-komi (Ути-мата-маки-коми) — Подхват изнутри с захватом руки под плечо (под мышку) («наматывание» противника на себя с падением набок)
Uti-mata-sukashi (Ути-мата-сукаси) — Ответный (контр) прием от подхвата изнутри с выведением соперника из равновесия
Uzuri-goshi (Уцури-госи) — Подсад-переворот (бросок с переворотом на поясницу), «обратное бедро»
Fusegi (фусеги) — Оборона, защита
Fusen Gachi (Фусен гачи) — Победа без борьбы
Hadaka-jime (Хадака-дзимэ) — Удушающий прием сзади плечом и предплечьем
Hane-goshi (Хане-госи) — Подсад бедром и голенью (бросок через поясницу с отбросом махом ноги обеих ног противника)
Hane-goshi-gaeshi (Хане-госи-гаеси) — Ответный прием от подсада голенью и бедром, контр-бросок
Hane-maki-komi (Хане-маки-коми) — Бросок через спину захватом руки под плечо (мышку) подсадом бедром и голенью (см. ханэ-госи)
Harai-goshi (Харай-госи) — Подхват под обе ноги (бросок через поясницу сметающим движением ноги)
Harai-goshi-gaeshi (Харай-госи-гаеси) — Ответный прием от подхвата под обе ноги, контрбросок
Harai-maki-komi (Харай-маки-коми) — Бросок подхватом с захватом руки под плечо (под мышку) («наматывание» противника на себя с падением набок)
Harai-curi-komi-ashi (Харай-цури-коми-аси) — Передняя подсечка (бросок сметающим движением стопой после выведения противника из равновесия рывком вверх и с выбиванием с позиции)
Hija-guruma (Хидза-гурума) — Подсечка в колено (колесо через колено)
Hon-kesa-gatame (Хон-кэса-гатамэ) — Удержание сбоку захватом руки и головы (старое название кэса-гатамэ)
Hisi (хизи) — Колено
Hachi (хачи) — 8, восемь
Hajime (хаджиме) — начинается
Hansoku (хансоку) — дисквалификация
Hantei (хантей) — Решение
Hara (хара) — Середина, живот, центр
Hidari (хидари) — Слева
Hiki-vaki (Хики-ваки) — ничья
Hon (Хон) — Нормально, принципиально
Cubame-gaeshi (Цубамэ-гаеси) — Контрподсечка от боковой подсечки (контратака ласточки)
Cuccomi-jime (Цуккоми-дзимэ) — Удушающий прием спереди захватом за разноименные отвороты
Curi-goshi (Цури-госи) — Бросок через бедро захватом за пояс (бросок через поясницу после выведения противника из равновесия рывком вверх)
Curi-komi-goshi (Цури-коми-госи) — Бросок через бедро захватом отворота (бросок через поясницу после выведения противника из равновесия рывком вверх с выбиванием тазом ног противника с позиции)
Cha do (Ча до) — Церемония
Chi (Чи) — Внутренняя энергия, жизненная сила
Chui (Чуй) — Призыв, вторая оценка наказания
Chusen (Чусен) — Жребий
Juko ( Юко) — Оценка броска, высокое техническое действие
Ju (Ю) — 10, десять
Yon (Ён) — 4, четыре
Yama-arashi (Яма-араси) — Передний подхват (подхват под обе ноги) с захватом за рукав и одноименный отворот.
www.cheljudo.ru
ДЗЮДО | Энциклопедия Кругосвет
Содержание статьиДЗЮДО («мягкий путь»), одно из самых известных японских боевых искусств, основанное преимущественно на захватах, заломах и бросках. В отличие от большинства западных видов борьбы, делающих ставку на собственную силу борца, в основу дзюдо положен принцип максимального использования силы противника. Дзюдо представляет собой мягкий, спортивный вариант джиу-джитсу (дзюдзюцу).
Историческая справка.
Корни джиу-джитсу уходят в глубокую древность. Известно, что оно входило в систему боевой и физической подготовки самураев в феодальной Японии. В 1868 в этой стране начались радикальные буржуазные реформы. Бывшие воины, чьей профессией являлась служба у крупных феодалов, остались не у дел, и многие из них стали зарабатывать себе на жизнь, преподавая джиу-джитсу всем желающим. Это искусство было не единой системой, а представляло собой множество стилей и видов рукопашного боя.
В 1882 молодой японский ученый Дзигоро Кано открыл в Токио собственную школу Кодокан («дом постижения Пути»), где начал обучение новой, разработанной им самим системе спортивного единоборства, которую он назвал дзюдо («путь гибкости, мягкий путь»). При этом основной упор делался им на вторую часть названия (до), означавшую не только «путь», но и «понимание жизни». Поясняя особенности своего учения, Кано пишет: «Дзюдо означает Путь мягкости, податливости, или умение уступать во имя конечной победы, в то время как дзюдзюцу олицетворяет собой техническое мастерство и практику дзюдо». Обязательным является принцип: «Максимум эффективности, минимум энергии» («сэйрёку дзэнкё»). Кано рассматривал дзюдо как средство формирования гармонично развитой личности. По мнению Кано, те, кто занимается дзюдо, проходят хорошую физическую и морально-психологическую подготовку. Любой дзюдоист должен уметь выявить сильные и слабые стороны соперника, быть мужественным, проявлять настойчивость в борьбе, с уважением относиться к другим людям.
Дзюдо развивалось в условиях жесткой, порой жестокой конкуренции со стороны других школ джиу-джитсу. Однако вскоре оно получило официальное признание властей, нашло применение в полиции и армии, а через несколько лет вошло в программу физической подготовки средних и высших учебных заведений.Распространение дзюдо в мире началось в 1930-е годы. После Второй мировой войны американские оккупационные власти ввели запрет на боевые искусства в Японии, что приостановило развитие дзюдо. После отмены запрета интерес к дальневосточным боевым искусствам вспыхнул в мире с новой силой.
В 1948 состоялся чемпионат Японии по дзюдо. Вскоре после этого была образована Всеяпонская федерация дзюдо. Международная Федерация дзюдо была создана в 1952, а первый чемпионат мира по дзюдо был проведен в Токио в мае 1956. Уже в 1964 дзюдо было включено в программу Олимпийских игр, проводившихся в Токио, и с тех пор является неотъемлемой частью мирового спорта.
Подготовка дзюдоиста
состоит из упражнений для развития силы мышц и подвижности суставов, отработки приемов с партнером и «рандори» – учебных поединков, где проверяются правильность и степень усвоения приемов. Большое внимание уделяется различного рода страховкам – специальным действиям, позволяющим избежать травм при падении.
Традиционно занятия дзюдо проводились на полу, устланном соломенными матами, называемыми «татами». В настоящее время вместо соломы для татами используются современные материалы.
Костюм дзюдоиста («дзюдоги») включает в себя широкие хлопчатобумажные брюки и просторную куртку из той же ткани. Ткань дзюдоги должна быть достаточно прочной, т.к. во многих приемах дзюдо используются захваты за одежду. Куртка дважды плотно подпоясывается матерчатым поясом, концы которого завязываются спереди узлом. Успехи изучающего дзюдо отражаются в присвоении ему все более высоких ученических степеней («кю»), начиная с 6-й (младшая) и кончая 1-й (старшая). В соответствии с присвоенной степенью ученики имеют право надевать пояса того или иного цвета: c 6-й по 4-ю степень – белый пояс, с 3-й по 1-ю – коричневый пояс. Продолжая совершенствоваться, дзюдоист получает 1-й дан (первую степень мастера), а вместе с этим и право на ношение черного пояса. Всего в категории мастеров, обладающих черным поясом, существуют 10 степеней. Успешно выступающие борцы могут рассчитывать максимум на 7-й дан, поскольку более высокие степени присваиваются за административную деятельность и вклад в развитие дзюдо как спорта. Уровень первого дана соответствует примерно мастеру спорта по российской классификации.
Дзюдо в России.
Родоначальником отечественного дзюдо является Василий Сергеевич Ощепков (1892–1937). Он родился на Южном Сахалине, который после русско-японской войны был отторгнут от России в пользу Японии. Невольно став подданным японского императора, Ощепков переехал в Киото, где обучался в русской колонии. 29 октября 1911 был принят в знаменитый институт Кодокан-дзюдо, 15 июня 1913 ему был присвоен 1-й дан. Ощепков был первым русским и четвертым иностранцем, получившим степень мастера. 4 октября 1917 Ощепкову был присвоен 2-й дан, и вскоре он создал собственную школу дзюдо во Владивостоке. После установления на Дальнем Востоке советской власти Ощепков обучал первых советских милиционеров и чекистов азам боя, одновременно служил в штабе Сибирского военного округа. Его постоянно посылали за границу, где он не упускал случая пополнить свой арсенал приемов. Ощепков анализировал и дополнял арсенал дзюдо приемами из национальных видов рукопашного боя и постепенно выработал систему, которая впоследствии получила название «самбо». Термин «дзюдо не устраивал руководящий аппарат СССР, и о нем надолго забыли. В СССР о дзюдо заговорили лишь в начале 1960-х годов, когда стали проводиться первые чемпионаты мира и Европы по этому виду спорта. Федерация дзюдо СССР была создана в 1962 – в год проведения первого чемпионата Европы. На Олимпиаде 1964 советская команда по дзюдо была сформирована из спортсменов-самбистов, которые завоевали четыре бронзовые медали (А.Боголюбов, О.Степанов, А.Кикнадзе, П.Чиквиладзе). Первую золотую олимпийскую медаль принес советской команде Шота Чочишвили в 1972 на Олимпиаде в Мюнхене. Затем в Монреале в 1976 олимпийскими чемпионами стали Сергей Новиков и Владимир Невзоров, а в 1980 в Москве – Николай Солодухин и Шота Хабарели. В Барселоне в 1992, уже выступая за сборную СНГ, олимпийское золото завоевали Давид Хахалешвили и Назим Гусейнов. Огромных успехов советские и российские спортсмены добились, выступая на чемпионатах мира и Европы. Победителями и призерами этих соревнований стали Б.Мищенко, А.Цюпаченко, Г.Веричев, С.Косоротов, Х.Тлецери, Н.Ожегин, С.Космынин, Б.Вараев и др. В настоящее время российская школа дзюдо считается одной из сильнейших в мире.
www.krugosvet.ru