Охотники и собиратели – История. Первобытные собиратели и охотники

История. Первобытные собиратели и охотники

Изучать историю современные школьники начинают в 5-м классе. Первой темой, с которой начинается их знакомство с удивительным миром прошлого, является «Первобытные собиратели и охотники». Это интересный и полезный материал, позволяющий погрузиться в мир примитивных людей и понять особенности жизни и быта.

Древнейшие люди

Древнейшие люди – первобытные собиратели и охотники – появились на планете очень давно. Исследователи полагают, что произошло это более 2 миллионов лет назад. Колыбелью человечества принято считать жаркую Африку, именно здесь были обнаружены первые останки австралопитеков и питекантропов – предков человека разумного. Они выглядели грубовато: приплюснутый нос, тяжелая нижняя челюсть, крупные надбровные дуги.

Благодаря современному компьютерному моделированию удалось восстановить их приблизительный внешний облик по черепу, поэтому исследователи уверяют, что эти люди весьма смахивали на обезьян. Они еще не имели полностью прямой походки, обладали длинными верхними конечностями. Однако от обезьян их отличало умение делать и применять орудия труда. Эти древние люди жили большими группами, которые принято именовать праобщинами, вели полуоседлый образ жизни, кочуя в поисках пищи и останавливаясь на продолжительные стоянки. Основные источники пищи – охота и собирательство.

Охота и собирательство – что это?

В истории первобытные собиратели и охотники сыграли важнейшую роль, хотя эти способы добычи пропитания еще мало чем отличали их от представителей животного мира. Так, древние люди собирали коренья, плоды и семена деревьев, ягоды, улиток, яйца птиц. Охота помогала им добыть мясо. Однако уже на ранних этапах развития человечества наши далекие предки сумели подчинить огонь, который тщательно оберегался членами племени. На нем стали готовить пищу, которая оказалась намного вкуснее сырой. Огонь помогал согреться, отпугивал диких животных и мошкару.

Итак, первыми отличиями первобытных охотников и собирателей от животных стали:

  • использование примитивных орудий труда;
  • овладение огнем.

И пусть наши далекие предки еще не умели самостоятельно разводить огонь, но все равно его использование стало важнейшим шагом на пути развития цивилизации.

На пути эволюции

С течением времени первобытные люди – охотники и собиратели – развивались, научились добывать огонь, овладели навыками примитивной речи, покинули территорию знойной Африки и расселились по Европе и Азии. Появлялись новые, более совершенные орудия труда, люди стали изготавливать одежду из шкур убитых животных, строить дома: землянки или шалаши из веток и костей.

Усовершенствовались и орудия труда. Так, копье из дерева сменилось более мощным вариантом – оружием с каменным наконечником, который привязывался к древку при помощи лианы или растения, это наделяло древнего охотника существенным преимуществом перед диким животным. Потом люди изобрели лук и стрелы, позволяющие убивать зверей с дальнего расстояния, а использование гарпуна дало возможность насладиться вкусом рыбы.

Добычей нередко становились следующие представители фауны:

Охота стала коллективной, люди поняли, что совместными усилиями проще и безопаснее получить богатую добычу, чем действуя в одиночку, поэтому стали загонять животных в болота или к оврагам и забивать.

Первые общины

На уроках истории в 5 классе первобытные собиратели и охотники изучаются в своем развитии. Так, учителя рассказывают школьникам, что люди постепенно становились все более похожими на наших современников, причем как по внешнему виду, так и по особенностям жизни и быта. Человечество сплачивается, переходя на следующую после стада ступень – родовую общину. Ее отличали несколько черт:

  • Наличие родственных связей.
  • Четкая внутренняя иерархия.
  • Общность жилища, пищи, запасов.
  • Совместная охота, собирательство и забота о потомстве.

Нередко родовые общины вступали в конфликт друг с другом. Ученые полагают, что могла иметь место и кровная месть, когда за убийство своего члена мстила вся община.

Распределение ролей

Первобытная родовая община отличалась тем, что за каждым ее членом были закреплены определенные обязанности. Во главе стоял старейшина, наиболее старый и мудрый человек, который наделялся функциями управления. Именно старейшины следили за порядком, были хранителями обычаев и преданий общины.

Основная функция мужчин заключалась в охоте. Женщины же готовили пищу, собирали коренья и плоды, воспитывали детей, занимались пошивом одежды и поддерживали огонь. Они пользовались в общине почетом и уважением. Нередко родовая община могла иметь тотем – некое животное, от которого, как полагали древние люди, они и произошли. На тотемное животное охота не велась, хотя в некоторых примитивных современных племенах съесть своего «предка» особенно почетно. Чаще всего в качестве тотема использовались те животные, которых люди наблюдали постоянно: волки, лисицы, бизоны, медведи и прочие.

Зарождение искусства

В эпоху первобытных охотников и собирателей появляется также примитивное искусство. Так, древние люди начали украшать стены пещер фантастическими по своей реалистичности изображениями животных, иногда встречаются также и антропоморфные картины. Делались также скульптуры, прежде всего – примитивные изваяния пышнотелых женщин, символизирующих материнство.

Зарождается музыка, и усложняются представления о жизни и смерти, свидетельства чему – использование при захоронении украшений, орудий и оружия как знак того, что умерший был знатен и уважаем.

Особенности преподавания темы

Урок о первобытных собирателях и охотниках может стать интересным для пятиклассников и надолго отложиться в их памяти. Но для этого учителю необходимо использовать различные методы и приемы работы. Лучше всего начать с продуманного вступительного слова, в котором следует обосновать цель и задачи занятия, пояснить, зачем школьникам знать особенности жизни и быта первобытных охотников и собирателей.

Хорошим подспорьем станут графические материалы и иллюстрации, схемы, карты, это поможет визуализировать материал и облегчить его восприятие. Наиболее подходящий метод обучения – проблемно-поисковый, дающий школьникам возможность самостоятельно находить ответ на поставленный вопрос, проявлять логику и тренировать память. Неплохим решением будет предложение разгадать кроссворд, составить схему, поработать в парах или микрогруппах. На уроке должны звучать разнообразные вопросы, отвечая на которые ребята будут не только пересказывать услышанное или прочитанное, но и критически осмыслять материал. Можно построить занятие в форме увлекательного путешествия в страну первобытных собирателей и охотников.

Неплохим вариантом станет просмотр вместе со школьниками видеофильма по теме на большом экране при помощи проектора: это позволит погрузиться в мир древнейшей культуры и не просто усвоить материал, но и получить подлинное удовольствие. От скучных традиционных методов следует отказаться, иначе есть риск навсегда отнять у учеников интерес к истории.

Проверочная работа

Итак, ключевой темой, которая откроет мир истории древнего мира, является «Первобытные собиратели и охотники». В 5 классе обязательно провести тестирование, которое позволит выявить, насколько хорошо школьники усвоили материал. В проверочную работу следует включить ряд вопросов:

  • Какой материк стал местом обнаружения первых в истории человечества останков древнейших людей?
  • Как называется ученый, который занят раскопками?
  • Отметьте признак, не имеющий отношения к родовой общине.

Оптимальное число вариантов ответа – 4. Школьнику необходимо найти верный и обвести его.

Помимо теста, необходимо дать ученикам возможность подумать. Так, в проверочную работу могут быть включены вопросы, ответ на которые предполагает развернутое рассуждение:

  • Чем отличался древнейший человек от животного?
  • По какой причине первобытные люди стали уделять внимание религиозным верованиям?

Дополнительным заданием станет работа с графическим материалом и контурными картами.

Такая работа поможет педагогу разобраться, насколько хорошо усвоен материал.

Первобытные собиратели и охотники сыграли свою роль в истории становления человеческой цивилизации. Именно эти древние люди впервые научились делать и применять орудия и оружие, действовать сообща, создали родовые общины. Поэтому в преподавании темы очень важно, чтобы школьники осознали значение этого этапа жизни человечества.

fb.ru

Настольные игры. Каркассон. Охотники и собиратели.

Давным-давно, до появления славного Каркассона, на равнинах хозяйничали тигры, в озёрах было полно рыбы, а леса изобиловали грибами и ягодами. В те далёкие времена жило в долине племя охотников и собирателей, чьи потомки, спустя много веков, возвели красивую и величественную крепость.

То было время великих открытий и смелых экспериментов: люди приручили огонь, научились изготовлять орудия труда и оружие, строить дома. Зарождалось совершенно новое общество со своими законами и обычаями. Многое из придуманного мы используем до сих пор, немного изменив под свой уклад жизни. В игре, как в жизни: берём лучшее, модернизируем и претворяем в жизнь…
 

Внутри небольшой коробочки находятся картонные тайлы, мешочек с деревянными компонентами, трек очков и буклет правил. Первобытный воздух скрыт под знакомым органайзером, используемым во всей серии Каркассон.

Племя каждого игрока состоит из 6 фигурок соплеменников и 2 хижин своего цвета. Всего в первобытном мире может проживать 5 сообществ одинакового состава. 10 зелёных дисков предназначены для пометок в конце игры и в повседневной жизни игроков участия не принимают.

Всего в коробке находится 96 двусторонних тайлов: стандартные участки местности, на рубашке которых обозначена буква «К» (слева на фотографии выложен стартовый квадрат, отличающийся цветом заливки буквы), дополнительные тайлы с рисунком самородка (справа вверху), двусторонние жетоны с числами «50» на одной стороне и «100» — на другой.

На 76 квадратах изображены три типа местности: лес, низина, водные просторы. В некоторых озёрах плещется рыба, по равнинам разгуливают животные, а в горах поблескивают самородки.

Дополнительные 12 тайлов содержат специальные значки и экзотических животных, о назначении которых я расскажу в обзоре.

Трек очков, отмеряющий набранные игроками победные баллы, выполнен на плотной прямоугольной картонке и оформлен в «Охотничьем» стиле игры.

На охоту в Каркассон.

Примечание: правила игры «Охотники и собиратели» очень схожи с базовыми правилами «Каркассона», которые я подробно рассмотрел в первом обзоре данного раздела. «Охотники и собиратели»  — вариант базовой версии с некоторыми изменениями, которые, на мой взгляд, улучшили игру и сделали её интереснее.

Выложите в центре стола стартовый тайл, отделите 12 квадратиков с самородком, перемешайте и разместите неподалёку картинкой вниз. Оставшиеся тайлы территории смешайте и расположите в зоне досягаемости игроков (для удобства можно создать несколько стопок).

Каждый игрок получает 2 хижины и 6 фигурок своего цвета. Одного человечка необходимо расположить на «нулевом» делении трека очков.  Зелёные диски пока отложите в сторону — они понадобятся только при итоговом подсчёте.

Рядом с треком разместите жетоны «50/100». Они необходимы только для упрощения подсчёта очков: пробежав круг (49 очков), фишка идёт на новый, а игрок выкладывает перед собой жетон с цифрой «50». Пройдя второй круг, необходимо перевернуть квадратик стороной «100» вверх.

В свой ход игрок берёт один тайл и  располагает его на поле, присоединив к ранее выложенным. Необходимо, чтобы реки перетекали в реки, низины продолжали низины, а леса пополнялись новыми деревьями. На размещённый тайл можно (по желанию) выставить одну фишку из личного резерва. Перемещать ранее выставленные фигурки по полю запрещено (аналогично игре Каркассон).

Фигурка, выставленная на реку, становится Рыбаком. В нашем примере синий игрок, взяв удочку, расположился на берегу живописного потока. Водные просторы напоминают городские дороги и площади, а Рыбаки — Разбойников из Каркассона.


 
В лесу ищут грибы и ягоды Собиратели. Леса аналогичны замкам из Каркассона и завершаются по аналогичному принципу. В нашем примере красный игрок, взяв лукошко, отправляется за грибами, став Собирателем.

Охотники ведут свой промысел на равнинах, низко пригибаясь к земле и выслеживая добычу. Видимо поэтому фигурки Охотников располагаются на тайлах низин плашмя и остаются там до конца игры, греясь на солнышке. Если вы играли в Каркассон, то без труда определите, что Охотники и Крестьяне очень похожи.

Помните, что выставлять двух соплеменников на один и тот же тип местности нельзя! Тем не менее, в ходе игры при объединении разрозненных участков местности, несколько фигурок могут делить одну и ту же территорию — это не воспрещается.

Хижина выставляется либо на озеро, либо на участок реки и находится там до окончания игры. Кстати, хижина и рыбаки могут соседствовать на одном участке реки, а вот две хижины — нет.

Как только игрок завершит реку (оба конца закончатся либо в озере, либо начнутся в роднике), рыбак снимается с поля, а каждый сегмент реки приносит по 1 очку. Также по 1 очку приносят рыбы, обитающие в озёрах завершённой реки.

Если несколько Рыбаков и Собирателей претендуют на один и тот же участок реки или леса, то очки получают либо большинство человечков одного цвета, либо (если количество фигурок равно) все игроки в полной мере (очки между оппонентами не делятся).

В нашем случае синий игрок приносит своему владельцу 4 очка: три — за реку и одно — за рыбу в озере.

Собиратели, обойдя завершённый лес, приносят по 2 очка за каждый сегмент леса. В нашем примере красный Собиратель приносит хозяину 10 очков. Помимо этого, если в лесу есть гора с самородком, то игрок, достроивший лес, берёт один бонусный тайл из отдельной стопки и немедленно размещает его на поле.

Обратите внимание: бонусный тайл получает именно тот игрок, кто своим действием завершил лес. При этом не обязательно, чтобы в этом лесу находились его Собиратели.

Постепенно Рыбаки и Собиратели снимаются с поля, принося победные очки и продвигая фишку по треку, а Охотники и хижины остаются на квадратах и ждут своего часа. Как только все основные тайлы земли будут размещены, происходит итоговый подсчёт.

Хижина, контролирующая водную систему, приносит по 1 очку за каждую рыбину. Например: жёлтый игрок получает 3 дополнительных очка за всех рыб в озёрах системы. Охотники приносят по 2 очка за каждое животное (кроме тигров) на подконтрольной им низине (территория, огороженная со всех сторон или водой, или лесом). Например: зелёный игрок получает 2 дополнительных очка за оленя.

Один тигр съедает одного оленя, при условии, что они оба находятся в одной и той же низине. Для упрощения подсчёта служат зелёные диски — ими накрывают пары «тигр-олень».

Бонусные тайлы добавляют зубров и позволяют получить за них Охотнику дополнительно 2 очка (левый верхний тайл).  Тигры бегут от пожара из данной низины, позволяя игроку получить все очки за оленей (правый верхний тайл).  Грибы добавляют Собирателю дополнительно 2 очка за законченный лес (левый нижний тайл).

Если игрок выставил своего Охотника в святилище, то только он получит все призовые очки за зверей, даже в случае меньшинства или равенства его фигурок на данной территории (правый нижний тайл).

Победителем становится игрок, набравший больше всех победных очков.

Дополнение Разведчик.

К «Охотникам и собирателям» выпущено небольшое дополнение «Разведчик», состоящее из 5 тайлов и одностороннего листа с правилами. Это специальные квадраты, имеющие индивидуальную рубашку в виде шамана племени. В начале игры необходимо перемешать эти тайлы и выдать каждому игроку по одной картонке взакрытую (по 2, если играете вдвоём).

Владелец шамана выкладывает тайл открыто перед собой и во время игры может снимать с незавершённой территории одну фигурку с поля в запас, не получая при этом призовых очков. Остальные тайлы могут быть сыграны в свой ход вместо стандартного участка местности. При этом необходимо поставить на специальный тайл свою фигурку (в противном случае сыграть его нельзя).

Разведчик, лодочник, охотник, земледелец — каждый из них имеет свойства, подробно изложенные в справочном листе. Например: охотник принесёт своему владельцу дополнительные очки за обе низины, соединённые мостом. Медведь засчитывается за 2 победных очка.

Пособирав и поохотившись.

«Охотники и собиратели» и «Каркассон» — практически одна и та же игра, только в различном оформлении и, несомненно, с некоторыми изменениями, связанными с подсчётом очков. При этом в «Охотниках и собирателях» изначально внедрены некоторые наработки из дополнений к базовой версии «Каркассона», а также добавлены звери и рыба, приносящие бонусы. В связи с этим впечатления мои очень схожи с впечатлениями от «Каркассона», но…

Если сравнивать базовую версию и «охотников», то интереснее гоняться за мамонтами, чем строить крепости. Дело в том, что животные и хижины существенно оживляют игру и превращают спокойный пасьянс в достаточно жёсткую конкуренцию между игроками за территорию.  В «Охотниках и собирателях» больше тактических решений, острее конкуренция. Тем не менее, если играть в «Каркассон» с 2-3 дополнениями, то он «на голову» выше «охотников», так как имеет больше вариантов развития событий.

Несомненный «плюс» оригинального «Каркассона» — возможность его расширения за счёт большого числа вышедших дополнений. Но если вы не желаете тратить деньги на расширения и хотите иметь на полке одну коробку из серии, то остановите свой выбор на «Охотниках и собирателях». В первоначальном варианте она, на мой взгляд, гораздо интереснее «Каркасона».

Выбор, безусловно, за вами, и оба варианта достойны внимания. Одно могу посоветовать — иметь обе игры в коллекции лично я не вижу смысла. Либо вы ставите на полку  «Охотники и собиратели» и довольствуетесь «тем, что есть» без возможности расширить и разнообразить игру. Либо останавливаете свой выбор на «Каркассоне» и постепенно наполняете его дополнениями, внося в игру остроту и новые впечатления. Оба варианта хороши.

Перед покупкой обязательно попробуйте настольную игру в магазине «Игровед», продавцы которого окажут квалифицированную помощь в подборе и выборе интересующего вас товара.

2fishki.ru

Охотники и собиратели | Virtual Laboratory Wiki

Файл:Algerien 5 0049.jpg Файл:San wh03.jpg

Термином охотники и собиратели обозначают определённый уровень развития человеческих обществ. Общество охотников и собирателей характеризуется присваивающей экономикой (присваивающее хозяйство) и высокой горизонтальной мобильностью. При этом экологическая ниша воспроизводства людей существенно не расширяется, так как отсутствуют эффективные искусственные средства её расширения. Для таких обществ характерны очень небольшая плотность населения (как правило, заметно меньше 1 человека на кв. км.), небольшие размеры общин (как правило, 20-30 человек), незначительная социальная дифференциация. Впрочем, по последнему показателю охотничье-собирательские общества демонстрируют между собой значительные отличия. Так для австралийских аборигенов было характерно ярко выраженное неравенство мужчин и женщин, а также старших и младших мужчин. Такие охотничье-собирательские общества называют «неэгалитарными». С другой стороны, для охотников-собирателей Африки (пигмеев, бушменов, хадза) характерно достаточно определённое равенство всех членов общин. Такие охотничье-собирательские общества называют «эгалитарными».

Большинство этнографически описанных охотничье-собирательских обществ были бродячими экстенсивными охотниками-собирателями. Заметные отличия от них демонстрируют интенсивные специализированные охотники-собиратели (классическим примером здесь служат индейцы Северо-Западного Побережья), которые могут характеризоваться оседлостью, относительной высокой плотностью населения (более 1 чел. на кв.км.), значительными размерами общин (порядка нескольких сот человек), выраженным социально-экономическим неравенством, относительно развитым политическим лидерством. Такие общества возникали только в местах с особо богатыми природными ресурсами и всё равно имели выраженные пределы для своего развития, так как не обладали эффективными средствами расширения своей экологической ниши.

Ситуация кардинально меняется после так называемой неолитической революции, после того, как в распоряжении людей оказываются эффективные искусственные средства расширения их экологической ниши.

  • Коротаев, А. В., Малков А. С., Халтурина Д. А. Законы истории. Математическое моделирование развития Мир-Системы. Демография, экономика, культура. 2-е изд. М.: УРСС, 2007.
  • Коротаев, А. В., Малков А. С., Халтурина Д. А. Законы истории. Вековые циклы и тысячелетние тренды. Демография, экономика, войны. 2-е изд. М.: УРСС, 2007.

Шаблон:Обзор всемирной истории


Эта страница использует содержимое раздела Википедии на русском языке. Оригинальная статья находится по адресу: Охотники и собиратели. Список первоначальных авторов статьи можно посмотреть в истории правок. Эта статья так же, как и статья, размещённая в Википедии, доступна на условиях CC-BY-SA .


ru.vlab.wikia.com

Охота и собирательство Википедия

Бушмен, изготовляющий ядовитые стрелы

Охо́тники и собира́тели — хозяйственно-культурный тип, характерный для народов, которые находятся на раннем уровне социально-экономического развития.

Общество охотников и собирателей характеризуется присваивающей экономикой (присваивающее хозяйство) и высокой горизонтальной мобильностью; при этом экологическая ниша воспроизводства людей существенно не расширяется, так как отсутствуют эффективные искусственные средства её расширения. При таком типе экономики для обеспечения семьи из 10 человек требуется 5,6 кв. км[1].

Для обществ, основными занятиями в котором являются охота и собирательство, характерны очень небольшая плотность населения (как правило, заметно меньше 1 человека на кв. км), небольшие размеры общин (как правило, 20-30 человек), незначительная социальная дифференциация. Впрочем, по последнему показателю охотничье-собирательские общества демонстрируют между собой значительные отличия. Так для австралийских аборигенов было характерно ярко выраженное неравенство мужчин и женщин; такие охотничье-собирательские общества называют «неэгалитарными». С другой стороны, для охотников-собирателей Африки (пигмеев, бушменов, хадза) характерно достаточно определённое равенство всех членов общин; в этом случае принято говорить об «эгалитарных» охотничье-собирательских обществах.

Большинство этнографически описанных охотничье-собирательских обществ было представлено бродячими экстенсивными охотниками-собирателями. Заметные отличия от них демонстрируют интенсивные специализированные охотники-собиратели (классическим примером здесь служат индейцы Северо-Западного побережья Северной Америки), которые могут характеризоваться оседлостью, относительной высокой плотностью населения (более 1 чел. на кв. км), значительными размерами общин (порядка нескольких сот человек), выраженным социально-экономическим неравенством, относительно развитым политическим лидерством. Такие общества возникали только в местах с особо богатыми природными ресурсами и всё равно имели выраженные пределы для своего развития, так как не обладали эффективными средствами расширения своей экологической ниши.

В истории первобытные собиратели и охотники сыграли важнейшую роль, хотя эти способы добычи пропитания еще мало чем отличали их от представителей животного мира. Так, древние люди собирали коренья, плоды и семена деревьев, ягоды, улиток, яйца птиц, мясо свиньи (Кузьма). Охота помогала им добыть мясо. Однако уже на ранних этапах развития человечества наши далекие предки сумели подчинить огонь, который тщательно оберегался членами племени. На нем стали готовить пищу, которая оказалась намного вкуснее сырой. Огонь помогал согреться, отпугивал диких животных и мошкару И пусть наши далекие предки еще не умели самостоятельно разводить огонь, но все равно его использование стало важнейшим шагом на пути развития цивилизации.

Ситуация кардинально меняется после так называемой неолитической революции, в результате которой в распоряжении людей оказываются эффективные искусственные средства расширения их экологической ниши.

См. также

Примечания

Литература

  • Гринин Л. Е.  Производительные силы и исторический процесс. 3-изд. — М.: КомКнига, 2006. — 272 с. — ISBN 5-484-00665-1..
  • Кабо В. Р.  Первобытная доземледельческая община. — М.: Наука, 1986. — 302 с.
  • Коротаев А. В., Малков А. С., Халтурина Д. А.  Законы истории. Математическое моделирование развития Мир-Системы. Демография, экономика, культура. 2-е изд. — М.: УРСС, 2007. — 224 с. — ISBN 978-5-484-00957-2..
  • Коротаев А. В., Малков А. С., Халтурина Д. А.  Законы истории. Вековые циклы и тысячелетние тренды. Демография, экономика, войны. 2-е изд. — М.: УРСС, 2007. — 255 с. — ISBN 978-5-484-00958-9..

wikiredia.ru

Охотники, рыболовы и собиратели

Самая древняя эпоха — выделение человека из животного царства — это эпоха совершенствования его физического облика: изменения головного мозга, развития рук и появления речи. В процессе трудовой деятельности формировалась материальная и духовная культура людей. Каменные орудия и огонь — первые признаки человеческой культуры. Древние люди эпохи палеолита, расселяясь по поверхности земной суши и попадая в различные экологические условия, постепенно приобретали разные навыки охоты и собирательства и создавали разные формы материальной культуры. В Северной Евразии в этих процессах немалую роль сыграло оледенение.

Общий ход геологического развития Земли в тот период характеризовался многократным чередованием холодных и теплых эпох, обусловливающих развитие материковых оледенений, миграцию ландшафтных зон и изменение растительного и животного мира.

Динамика изменений окружающей природной среды оказывала определенное влияние на хозяйственно-культурную дифференциацию человечества. Однако было бы ошибкой преувеличивать значение природных факторов. С завершением на рубеже среднего и позднего палеолита биологических и социологических процессов формирования человека современного вида открывается своеобразная эпоха «великих географических открытий», когда в поисках новых пищевых ресурсов были постепенно заселены и освоены обширные территории в Старом и Новом Свете. Если в нижнем палеолите общая численность древнейших людей вряд ли превышала одну сотню тысяч, то 30-20 тыс. лет назад человечество уже, вероятно, насчитываю около 3 млн., а площадь «первобытной ойкумены» была равна 30 млн. км2, т. е. средняя плотность населения составляла около 0,1 человека на 1 км2 земной суши. На всей этой территории тогда преобладал древнейший, устойчиво сохранявшийся на протяжении нескольких десятков тысяч лет один хозяйственно-культурный тип, или, вернее, группа близкородственных типов, — бродячих и полуоседлых охотников и собирателей. В немецком историческом атласе археолог Г. Квитта выделил для этого периода (12-11 тыс. лет назад) следующие типы:

  1. арктических охотников;
  2. тундровых и таежных охотников;
  3. горных охотников;
  4. степных охотников;
  5. охотников степей, саванн и лесов;
  6. охотников степей нагорий;
  7. охотников и собирателей пустынных степей;
  8. охотников и собирателей, тропических и субтропических лесов и влажных саванн.

Это были немногочисленные разрозненные группы охотников, которые вели преимущественно бродячий образ жизни в рамках определенных охотничьих угодий, а в других — полуоседлый и даже оседлый.

Между средой и человеком устанавливаются в это время довольно определенные, строго лимитированные отношения, когда пищевые ресурсы обитаемой территории выступают в роли своеобразных регуляторов численности населения.

Совершенно ясно, что на этой стадии охотничьего хозяйства огромную роль во взаимодействии человека и природы имело распределение охотничьего богатства ойкумены. Биогеографические данные свидетельствуют о большой неравномерности их размещения на земной суше. Следуя от экватора на север или юг через пустыни и горные области, можно наблюдать постепенное уменьшение видового состава фауны и в то же время увеличение массы стадных животных, что, вероятно, и способствовало возрастанию роли охоты в высоких широтах. В силу климатических особенностей здесь потребность в мясной пище была значительно выше, чем в жарком поясе.

Еще 200-300 лет назад огромные пространства северных и хвойных лесов и тундры Америки и Сибири, богатых растительностью и животным миром, были заселены охотниками и рыболовами (алгонкинские и атапаскские племена, юкагиры, коряки и др.). Они передвигались небольшими группами на обширных охотничьих территориях. Изучение ясачных книг и архивных документов XVII в. позволило определить плотность северных охотников Сибири. Так, например, у юкагиров на 1 человека приходилось в среднем до 200-300 км2.

Хозяйственно-культурный тип пешего охотника на мясного зверя восходит к древнейшим этапам заселения человеком Сибири. Он развивался в неолитическое время и сохранялся у отдельных народов до недавнего времени. Сохраняются до сих пор и многие особенности их материальной культуры, приспособленной к суровым условиям, в частности глухая меховая одежда, средства передвижения, формы жилища. Прекрасные археологические аналоги этнографическим материалам — верхнепалеолитическое погребение на Сунгире с остатками древнейшей глухой меховой одежды и украшений, а также уникальные находки круглых позднепалеолитических жилищ из костей и черепов мамонта на Украине.

Дольше всего палеолитические традиции охотников на крупного зверя сохранялись в экстремальных природных условиях, там, где экосистемы отличались особенно большой устойчивостью, на краю древней ойкумены, в большой изоляции от ее центральных областей. К этим окраинным областям следует отнести суровые ландшафты Севера и влажно-тропические леса жаркого пояса. Как на Крайнем Севере, так и под экватором вплоть до XIX в. сохранялись древние хозяйственно-культурные традиции и соответствующие им социальные структуры.

Закат культур верхнего палеолита и переход к мезолиту, по мнению многих исследователей, совпал с кризисом охотничьего хозяйства. Главная причина кризисной экологической ситуации — противоречие между созданной человеком техникой массовой охоты на крупных животных и довольно быстрым сокращением их ресурсов или даже полным уничтожением.

В мезолите наиболее быстрыми темпами начинают развиваться племена, населяющие берега морей и крупных рек, где создаются условия для относительной оседлости на основе собирательства «даров моря» и рыбной ловли. Самые древние представители этого хозяйственно-культурного типа чуть ли не 10 тыс. лет назад на Японских островах изобрели керамику. Мезолитический образ жизни «морских собирателей» еще совсем недавно существовал на Огненной земле, где огнеземельцы жили сбором моллюсков, рыбной ловлей и отчасти охотой на птиц.

Процесс «великого расселения» человечества в верхнем палеолите и мезолите привел к образованию многих вариантов культуры, обусловленных как традициями мигрирующих групп населения, так и различием экологических сред. Этот процесс сопровождался формированием хозяйственно-культурных типов: охотников и собирателей экваториальных дождевых лесов и лесов умеренной зоны, бродячих охотников и собирателей гор и равнин тропической зоны, полуоседлых рыболовов и собирателей морских побережий и дельт, охотников за крупными степными травоядными животными и т. д.

В южных засушливых степных и отчасти приморских областях умеренного и теплого поясов преобладали типы, представители которых охотились на мелких животных, занимались собирательством и отчасти рыболовством. Для влажно-тропических лесов и саванн жаркого пояса было характерно постоянство хозяйственно-культурных традиций.

В экваториальных дождевых лесах Африки, Южной Азии и Америки еще и сегодня можно встретить редкие бродячие группы собирателей и охотников, сохраняющих традиции каменного века, не знакомых с земледелием и скотоводством, занимающихся сбором плодов, корней, меда, насекомых, мелкой дичи, сооружающих примитивные ветровые заслоны или хижины и почти не имеющих одежды. Это — низкорослые племена Центральной Африки (эфе, басуа, батва и др.), ведды Цейлона, отчасти семанги и сенои Малакки, кубу Суматры, аэта Филиппинских островов, различные племена индейцев бассейна Амазонки. В печати встречались сообщения о «затерянных в джунглях» племенах. Так, на острове Минданао (Филиппинский архипелаг) было обнаружено племя тасадай численностью 100 человек. Они ведут оседлый образ жизни, занимаясь охотой на мелкую дичь и сбором диких плодов, не знают железа и земледелия.

В далеком прошлом — в эпоху верхнего палеолита и мезолита — подобные хозяйственно-культурные типы были очень широко распространены в степях и пустынях Старого и Нового Света.

Охотники и собиратели даже при наиболее благоприятных природных условиях были жестко ограничены в своих производственных возможностях низким уровнем технической вооруженности. Это обусловливало зависимость человека от стихийных сил природы, медленные темпы технического и культурного развития, замкнутость социальных структур.

Иные взаимоотношения между обществом и средой стали складываться при переходе от присваивающих форм хозяйства к производящим, когда охота на диких животных сменяется их приручением, а сбор дикорастущих злаков — искусственным культивированием. Эти великие достижения человеческой культуры были названы «неолитической революцией».

Какие же причины подвергли людей в неолите поменять бродячий образ жизни охотников и собирателей на оседлость земледельцев? Где и когда это произошло быстрее? Какую в этом роль сыграли природные условия и хозяйственно-культурные различия народов?

informvest.ru

Охотники и собиратели | Солнечное Вики

Файл:Algerien 5 0049.jpg Файл:San wh03.jpg

Охо́тники и собира́тели — хозяйственно-культурный тип, характерный для народов, которые находятся на раннем уровне социально-экономического развития.

Общество охотников и собирателей характеризуется присваивающей экономикой (присваивающее хозяйство) и высокой горизонтальной мобильностью; при этом экологическая ниша воспроизводства людей существенно не расширяется, так как отсутствуют эффективные искусственные средства её расширения.

Для обществ, основными занятиями в котором являются охота и собирательство, характерны очень небольшая плотность населения (как правило, заметно меньше 1 человека на кв. км), небольшие размеры общин (как правило, 20-30 человек), незначительная социальная дифференциация. Впрочем, по последнему показателю охотничье-собирательские общества демонстрируют между собой значительные отличия. Так для австралийских аборигенов было характерно ярко выраженное неравенство мужчин и женщин, а также старших и младших мужчин[источник не указан 3545 дней]; такие охотничье-собирательские общества называют «неэгалитарными». С другой стороны, для охотников-собирателей Африки (пигмеев, бушменов, хадза) характерно достаточно определённое равенство всех членов общин; в этом случае принято говорить об «эгалитарных» охотничье-собирательских обществах.

Большинство этнографически описанных охотничье-собирательских обществ было представлено бродячими экстенсивными охотниками-собирателями. Заметные отличия от них демонстрируют интенсивные специализированные охотники-собиратели (классическим примером здесь служат индейцы Северо-Западного побережья Северной Америки), которые могут характеризоваться оседлостью, относительной высокой плотностью населения (более 1 чел. на кв. км), значительными размерами общин (порядка нескольких сот человек), выраженным социально-экономическим неравенством, относительно развитым политическим лидерством. Такие общества возникали только в местах с особо богатыми природными ресурсами и всё равно имели выраженные пределы для своего развития, так как не обладали эффективными средствами расширения своей экологической ниши.

Ситуация кардинально меняется после так называемой неолитической революции, в результате которой в распоряжении людей оказываются эффективные искусственные средства расширения их экологической ниши.

    Любопытные факты

    • Сообщество охотников-собирателей сохранялось на шотландском острове Сент-Килда вплоть до 1930 г.[1]

    См. также

    Примечания

    Литература

    • Гринин Л. Е. . Производительные силы и исторический процесс. 3-изд. — М.: КомКнига, 2006. — 272 с. — ISBN 5-484-00665-1..
    • Кабо В. Р. . Первобытная доземледельческая община. — М.: Наука, 1986. — 302 с.
    • Коротаев А. В., Малков А. С., Халтурина Д. А. . Законы истории. Математическое моделирование развития Мир-Системы. Демография, экономика, культура. 2-е изд. — М.: УРСС, 2007. — 224 с. — ISBN 978-5-484-00957-2..
    • Коротаев А. В., Малков А. С., Халтурина Д. А. . Законы истории. Вековые циклы и тысячелетние тренды. Демография, экономика, войны. 2-е изд. — М.: УРСС, 2007. — 255 с. — ISBN 978-5-484-00958-9..

    Ссылки

    ru.solar.wikia.com

    Охотники и собиратели. Путешествие в древний мир [Иллюстрированная энциклопедия для детей]

    Охотники и собиратели

    Способы охоты. Собирательство. Изготовление одежды

    Время шло, охотники становились более искусными и применяли все более эффективное оружие. Иногда им удавалось столкнуть крупную добычу с крутого утеса, или заманить в болото. Когда у людей возникла речь, они смогли подробно обсуждать планы совместной охоты, что делало ее более эффективной.

    Эпоха палеолита, или древнекаменный век, охватывает период от начала использования простейших орудий (приблизительно 2,5 млн. лет назад) до неолита, или новокаменного века, когда люди стали заниматься земледелием (12.000 лет назад).

    На вооружении охотников были копья, луки и стрелы, ножи, а для рыбной ловли они мастерили рыболовные крючки. Люди изучали окрестности, чтобы понять, где могут собираться стада или где может скрываться добыча. Знание окружающей среды экономило много времени и сил и облегчало жизнь.

    Большинство охотников и собирателей жили небольшими группами, состоящими из двух-трех семей, которые могли легко прокормиться крупной добычей, например мамонтом или зубром. Вероятно, в каждой группе был вождь, который принимал решения и строил планы.

    Около 20.000 лет назад на Земле длился ледниковый период. В северных краях тогда водились огромные шерстистые мамонты. Для охотников они служили желанной добычей.

    Охотники вооружались деревянными копьями с острыми каменными наконечниками. При метании использовались деревянные или костяные приспособления, копьеметы, позволявшие охотнику бросить копье с большей силой. Рыбаки ловили в озере рыбу сетью, а женщины собирали орехи и фрукты.

    Собирательство

    Охота была очень важна, но существенной частью рациона являлась растительная пища. Люди находили определенные виды орехов, фруктов и съедобных трав. Они открыли, что пчелы собирают мед, а с ним пища становилась слаще. Люди раскапывали землю, чтобы отыскать корни и клубни растений. Благодаря растительной пище можно было пережить тяжелые времена, когда охота складывалась неудачно. Однако самым существенным продуктом питания оставалось мясо.

    Изготовление одежды

    Из шкур зверей можно было сделать одежду. Сначала шкуру выделывали, чтобы она не растрескалась. Для этого ее растягивали на земле и выскребали, удаляя жир. Потом разглаживали костяными инструментами, чтобы она стала мягкой. Когда выделка завершалась, из шкуры каменным ножом вырезали куски нужной формы. По краям проделывали отверстия, чтобы куски можно было соединить друг с другом, и сшивали костяной иглой, в качестве ниток используя сухожилия животных.

    Под вечер вся группа собиралась на месте стоянки. Убежища делали из звериных шкур, натянутых на деревянные каркасы. Охотники на мамонтов строили жилища конической формы из костей этих животных. Также строили и шалаши из переплетенных между собой веток, образующих сплошной шатер, внутри которого был каркас из толстых палок. Поверх веток могли накладывать звериные шкуры.

    Временные жилища часто расставляли по кругу, чтобы лучше защититься от диких зверей и непогоды. Костер отпугивал зверей.

    Поделитесь на страничке

    Следующая глава >

    history.wikireading.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *