Обслуживание велосипеда своими руками – Техническое обслуживание велосипеда своими руками (техобслуживание)

Содержание

Как самому правильно обслуживать велосипед

При самостоятельном обслуживании своего велосипеда есть вероятность «напартачить» и сделать что-нибудь не так. Рассмотрим несколько моментов, когда при обслуживании велосипеда можно допустить ошибки. Как самому правильно обслуживать велосипед?

Содержание статьи

Затяжка болтов

Не перетягивайте болты. Сейчас, в эпоху легких компонентов из карбона и крошечных болтов с маленькими головками под ключ, надо иметь чувствительность при их затягивании. Лучше приобрести хорошие ключи с регулировкой момента затяжки и подходящими головками torx и шестигранные ключи.

Предварительно надо смазывать резьбу, основание болта и обе стороны шайбы. Конструкции с двумя болтами накручивайте понемногу, удерживая поочередно инструмент пальцами. Применяйте инструмент с короткими ручками и не удлиняйте их. Не надо изо всех сил упираться, иначе что-нибудь обязательно сломаете.

Рулевая колонка

Узнайте заранее, как правильно надо регулировать рулевую колонку, а потом разбирайте. Никогда верхнюю крышку не затягивайте без ослабления болтов на выносе руля, иначе вы сломаете крышку, гайку-паука или клин-расширитель, которые находятся внутри штока вилки. В крайнем случае, клин может выйти из рулевой колонки и дальнейшая регулировка будет невозможна. Когда это произошло, то установите обратно клин на 2 см ниже.

Убедитесь, что вынос выступает сверху и шайба прокладки выступает над краем выноса приблизительно на 5 мм. Установите сверху крышку и затяните регулировочный болт. Люфта в подшипниках не должно быть, а вращение в то же время свободным.

Спицы

Выправить восьмерку на колесе одним лишь затягиванием спиц не получится. Одни надо тянуть, другие ослаблять. Невозможно выровнять колесо, без понимания полностью всего процесса и последовательных действий. Конечно, единственным способом научиться этому — это самому попробовать, но практикой надо заниматься только после усвоения достаточного количества теории.

Есть правило: при одном повороте ниппеля спицы на той стороне, где нет цепи, в поперечном направлении достигается двукратный эффект, чем при одном повороте ниппеля спицы со стороны цепи. Чтобы чрезмерно не натянуть спицы при поперечной регулировке, немного натягивайте спицы с одной стороны, одновременно немного ослабляя с другой. Если вы слизали грани на ниппеле, то это значит, что вы перетянули спицу.

Обода

Контролируйте предельный износ ободов, когда используете ободные тормоза. Упустите — последствия могут быть печальными. На многих ободах есть индикатор износа в виде неглубокой канавки на тормозной поверхности или небольших отверстий в ключевых местах и отмеченных. Проверяйте эти маркеры регулярно. Когда они становятся незаметными, обод надо заменить. Если нет индикатора износа, то измеряйте толщину стенок при помощи штангенциркуля. Если они меньше 1 мм, то обод надо заменить.

Техника безопасности

Работайте не спеша, чтобы избежать травм во время работы. При затяжке или ослаблении тугой резьбы, смотрите, куда ваши руки направлены или обо что они могут удариться, если инструмент сорвется. При работе с болтами шатунов или педалей, устанавливайте цепь на большую звезду — она будет закрывать зубья и исключит травму при ударе. Работайте в защитных перчатках и никогда не торопитесь. Старайтесь становиться так, чтобы всегда тянуть к себе руками, а не толкать весом всего тела.

Подседельный штырь

Не забывайте про подседельный штырь надолго (6-12 месяцев). С прикипевшим подседельным штырем нельзя изменять высоту сиденья, а устранить прикипание бывает можно только при помощи дорогостоящего ремонта. Даже если штырь смазывать, со временем смазка окисляется и разрушается. Прикипать к раме могут не только металлические штыри, но и карбоновые, если даже оба, и штырь и рама карбоновые. Штыри надо регулярно смазывать, предварительно очистив их от пыли, песка и грязи.

Педали

Нежелательно накручивать педали на сухую резьбу и затягивать слишком туго. Если установить педали без смазки, то значит приобрести себе трудности в будущем при их снятии. Перетяжка педалей скорее всего заканчивается визитом в вело мастерскую, где вы заплатите приличные деньги за работу, чтобы его снять. К тому же, без смазки происходит коррозия резьбы, и педаль к шатуну прикипает в месте резьбового соединения, а при откручивании резьба раскрошится. При установке педалей, необходимо использовать смазку и защитный колпачок, если он нужен, затягивать сильно, но не перетягивать, лучше использовать динамометрический ключ.

Давление в шинах

Регулярно проверяйте давление в шинах. Если ездить на спущенных колесах, то это ослабить вашу уверенность при езде и уменьшить скорость. Шины проверяйте перед выездом, камеры с тонкими стенками теряют 5 — 20 пси в день. Давление проверяйте или сильно надавив пальцем на шину, или щелкнув по ней пальцем — она должна издавать глухой барабанный звук, кроме того, что на ощупь должна быть достаточно твердой при правильном давлении.

Используйте манометр, чтобы накачать шины до необходимого давления, перед тем, как научитесь правильно определять его на ощупь. Следует отметить, что давление в шинах грузового велосипеда должно быть немного меньше, чем у обычного.

Эксцентрики

Не ездите с ослабленными эксцентриками. Перед поездкой проверяйте быстросъемные зажимы на колесах — это сможет предотвратить травму. К эксцентриковому зажиму часто относятся, как к обычной гайке и просто закручивают за ручку. Это можно делать только с зажимами некоторых производителей. Со всеми другими надо зажимать ручку уже на закрученной оси. Ручка эксцентрика должна жестко фиксироваться в закрытом положении.

Состояние цепи

Относитесь к состоянию цепи серьезно. Не ездите, когда цепь плохо установлена. Многие вело механики во время установки могут повредить цепь и оставить ее работать, с надеждой, что все будет нормально. Однако, учитывая каким нагрузкам подвергается цепь, любой дефект может привести к катастрофической ситуации. Плохие звенья надо либо заменять, либо пользоваться соединительным универсальным звеном. Не надо забывать и про износ цепи. Он может привести к неравномерному и преждевременному износу звездочек. Измеряйте регулярно износ цепи или просто меняйте ее примерно через каждые 2500 км.

Еще статьи на эту тему:

Как прокачать дисковые гидравлические тормоза? Прокачка дисковых гидравлических тормозов – это серьезная и ответственная работа поэтому подходить к ней нужно подготовленному…

Что скрипит в велосипеде? Скрип – это когда детали велосипеда трутся друг о друга, необходимо определить место скрипа, перебрать и смазать компоненты. Практика показывает, что самое сложное – это определить источник звука…

Обслуживание велосипеда. Велосипед является довольно сложным механизмом, состоящий из множества узлов, требующих систематического ухода и обслуживания…

Схема профилактической смазки велосипеда. Рассмотрим схему профилактической смазки велосипеда — места велосипеда, которые работают в открытом состоянии, а потому быстро загрязняются и требуют более частой чистки и смазки…

Периодичность технического обслуживания велосипеда. Это зависит от стиля езды, условий эксплуатации и личного отношения байкера к своему велосипеду износ основных компонентов может быть различным. Но если не учитывать крайности, то…

velomasterclass.ru

Техническое обслуживание велосипеда. Ремонт и обслуживание велосипедов

Владельцу современного велосипеда важно постоянно поддерживать собственный двухколесный транспорт в надлежащем состоянии. От того, насколько качественно и своевременно выполняется обслуживание велосипеда, зависит не только удобство езды, но также здоровье и даже жизнь велосипедиста.

Крайне важно периодически обращаться за помощью к специалистам, которые смогут привести велосипед в нормальное состояние. Однако при этом важно постепенно овладевать навыками для самостоятельного ремонта и обслуживания байка.

Инструменты

Осуществлять ремонт и обслуживание велосипеда просто невозможно без наличия определенного набора инструментов и расходных материалов. Базовый список инструментов должен иметься у каждого ответственного велосипедиста:

  • гаечные ключи различного размера;
  • шестигранники;
  • шлицевые и крестовые отвертки;
  • пассатижи;
  • хомуты;
  • ножницы;
  • киянка;
  • насадки торцевого типа.

Специалисты настоятельно рекомендуют увеличивать число необходимых инструментов, формировать собственные наборы и рабочие коробки. Помимо вышеуказанных средств, при наличии которых становится возможным самостоятельное техническое обслуживание велосипеда, полезными могут стать: выжимки для цепи, спицевые и втулочные ключи, щетки для очистки, смазки деталей.

Смазка

Регулярное катание на велосипеде требует аккуратной регулярной смазки деталей, что способствует адекватному функционированию всех механизмов. При этом владелец двухколесного транспорта должен ориентироваться в том, что именно и когда следует смазывать.

Обслуживание велосипеда должно производиться при наличии следующих смазочных материалов.

  1. Аэрозоли – применяются при обработке шарниров, тросиков, цепи. Подходят в ситуациях, когда деталям велосипеда требуется неотложная помощь в случае отсутствия условий для полноценного обслуживания.
  2. Жидкие смазки – используются для обработки задней втулки и велосипедной цепи. Быстро твердеют при понижении температуры окружающей среды. Поэтому малоэффективны в условиях зимних поездок.
  3. Густые смазки – подходят для смазывания резьбы и узлов подшипников.

Рама

Уход за рамой заключается в ее очистке от загрязнений и проверке на наличие повреждений. Поэтому, выполняя техническое обслуживание велосипеда, крайне важно тщательно промыть раму мыльным раствором, используя мягкую губку. Это позволит избежать засорения грязью и всевозможным мусором рабочих механизмов байка.

Необходимо тщательно проверить раму на наличие вмятин и заломов на поверхности металла. Присутствие таких мелких повреждений нередко приводит к полной и безвозвратной поломке рамы при движении по труднопроходимой или пересеченной местности.

Шины

Обычно шины содержат специальные отметки, которые указывают на рекомендованный уровень давления. Именно на этот показатель следует ориентироваться, выполняя подкачку шин. Осуществляя обслуживание велосипеда, необходимо тщательно проверить покрышки на предмет всевозможных порезов и повреждений.

На современных байках покрышки протираются не по корду, а по протектору. Поэтому выполнять проверку состояния корда на шинах следует перед любой дальней поездкой.

Рулевая колонка

Характер обслуживания рулевой колонки велосипеда целиком и полностью зависит от типа данного механизма. При наличии интегрированной колонки, основной составляющей которой выступают промышленные подшипники, достаточно своевременно выполнять замену смазки. В то же время полуинтегрированная рулевая колонка нередко требует замены изношенных шариков подшипника. Явным сигналом для замены здесь выступает появление скрипа в области рулевого стакана, а также возникновение сложностей с поворотами руля.

Вилка

Ремонт и обслуживание велосипедов крайне редко обходятся без проверки работоспособности вилки. Весь комплекс процедур здесь направлен в первую очередь на смазку составляющих элементов маслом, проверку работоспособности или замену пружин, сальников, поршней. Помимо прочего, в обслуживании часто нуждаются ноги вилки и пыльник, которые больше всего поддаются загрязнению. Выполняя обслуживание вилки велосипеда, важно бережно обращаться с кольцевыми пружинами.

Специалисты не советуют разбирать вилку неопытным велосипедистам, ведь данный механизм является одним из наиболее сложных. Поэтому доверять обслуживание данной системы лучше профессиональному мастеру.

Цепь

Обслуживание цепи заключается в ее очистке от загрязнений, корректировке натяжения, устранении лишних звеньев в случае растяжения. Очищать цепь можно при помощи специальных растворителей либо мыльной воды, использовать надо при этом специальное приспособление для промывки.

Манетки

Уход за манетками предполагает чистку механизма и замену смазочных материалов. Так как устройство манеток испытывает незначительные нагрузки, выполнять его обслуживание можно не более раза за сезон.

Внимание необходимо уделить не только исправности и состоянию манеток, но также тросикам, которые должны быть смазаны маслом, что гарантирует плавное, податливое скольжение в середине механизма.

Втулки

Обслуживание горного велосипеда нуждается в обязательной проверке состояния втулок. Чтобы проверить работоспособность данных элементов, достаточно ухватить колесо за покрышку, а затем покачать в направлении оси. При наличии люфта произвести регулировку втулки можно при помощи специальных конусных ключей.

Смазывать втулки рекомендуется в начале каждого сезона. Во многом частота замены смазки здесь зависит от интенсивности и режима эксплуатации велосипеда.

Педали

Проверить работу педалей крайне просто. Достаточно несколько раз провернуть их вокруг оси. Недостаточно плавное, быстрое вращение является признаком некачественной смазки. При необходимости переборки и замены подшипников разбирать педали необходимо с торца.

Тормоза

Износ тормозных колодок является одной из главных причин возникновения аварийных ситуаций. Замена колодок производится в случае их истирания до появления характерного визга при нажатии на ручки тормозов.

Причиной плохого торможения может стать загрязнение тормозов или попадание смазки на обода. Поэтому контуры ободков необходимо периодически промывать мыльным раствором либо протирать спиртом.

Обслуживание и ремонт велосипеда дают возможность значительно продлить ему жизнь, а также гарантируют комфортное передвижение и безопасность велосипедиста. Регулярный самостоятельный уход за байком со временем становится не только простой, но и приятной процедурой, что позволяет обойтись без услуг специалистов.

fb.ru

Нужно ли обслуживание современному велосипеду, как часто обслуживать велосипед

Наверно, когда непосвященный человек ощущает в себе желание купить велосипед, то его останавливает мысль о регулярном обслуживании, ведь современный байк — это сплошные технологии: амортизаторы, многоскоростная трансмиссия, облегченные компоненты и тд.

А так как в комментариях к вчерашней заметке читатели затронули этот вопрос, то мне захотелось прояснить свою позицию на этот счет.

Я ужасно не люблю ковыряться с техникой и всегда стараюсь свести к минимуму всё, что связано с обслуживанием и ремонтами. Возможно, моё мнение будет не слишком популярно среди людей технического склада ума, но я езжу, пока не начнет что-то стучать.

Считаю, что пока техника работает, не нужно ей мешать. По крайней мере, это касается велосипеда, потому что он представляет из себя не очень сложный механизм.

Надежность велосипедных компонентов

Я не раз писал о том, что лучше немного потратиться, и купить велосипед среднего уровня, так как установленные компоненты будут иметь достаточную надежность, чтобы не беспокоить своего владельца много тысяч километров. Условно, этот средний уровень приходится на компоненты групп Alivio-Deore-SLX в линейке Шимано.

Обслуживание велосипеда

Здесь нужно четко понимать, что подход к частоте обслуживания напрямую зависит от условий езды. Если мы говорим об асфальтовом катании, то что там вообще обслуживать?

Тем не менее, необходимо прислушиваться к тому, как ведут себя механизмы,  и вовремя исправлять возникшие неисправности. Вот список симптомов трансмиссии и ходовой части, что может в велосипеде стучать, скрипеть, стрекотать или греметь.

Ресурс шоссейных и туристических велосипедов

Самые больные места велосипедных механизмов — подшипники — надежно прикрыты пыльниками и сальниками. Каретка в современном виде представляет из себя или неразборный картридж, с ресурсом 10-20 тысяч км, или Hollotech, с его необслуживаемыми подшипниками.

Втулки среднего уровня имеют конусные подшипники — это простейшая конструкция. По асфальту они ходят по 15-20 тысяч км, что примерно равняется ресурсу обода (задние обода к такому пробегу начинают трескаться у пистонов спиц).

На асфальтовых велосипедах, как правило, используются ободные тормоза или дисковая механика. Здесь всё то же — не требуется никакого вмешательства или обслуживания, если не считать замену тормозных колодок.

Трансмиссия на шоссейных и туристических велосипедах ходит гораздо больше, чем у байков, катающих по песку и грязи. Я могу привести в пример свой гибрид — я решил сменить цепь-кассету-звезды только после пробега 10К км.

Нормальный велосипед может ездить без обслуживания по асфальту и хорошему грунту многие тысячи километров.

Могу заверить тех, кто опасается покупать современный многоскоростной велик из-за боязни «попасть» на дорогое обслуживание — это всё ерунда. Запаса надежности у компонентов среднего уровня хватает как минимум на 10-15 тысяч километров, просто представьте, сколько вам потребуется времени, чтобы сделать такой пробег.

Ресурс горных велосипедов

Однако, если горный байк используется по назначению, то есть — грязь и болота, катание по жестким трейлам, силовая ломёжка стоя в гору, то без частого обслуживания компоненты будут улетать со страшной скоростью.

Например, в условиях грязи, песка и постоянных гоночных нагрузок, цепи растягиваются до неприемлемого уровня буквально за 500 км. Если не использовать схему «три цепи», то через короткое время растянувшаяся цепь испортит кассету и звезды системы.

То же самое можно сказать о любом механизме, будь то втулки, каретка, амо-вилка или тормоза — без должного внимания эти компоненты быстро выходят из строя. Но тем не менее, катают в таком режиме единицы, подавляющее большинство владельцев горных байков даже близко не приближается к черте повышенного износа.

Опять-таки обращусь к своему опыту — я купил свой первый MTB именно для трофи рейдов (велопоходов по труднопроходимым лесным маршрутам, с обилием грязи и воды), и гонял его в хвост и в гриву. Вот так он обычно выглядел:

Типичная среда обитания:

Как вы думаете, как часто я обслуживал этот байк? Вообще не обслуживал. Я не лазил даже во втулки, несмотря на то, что они не раз «с головой» погружались в грязевую жижу или воду.

Я проехал на этом Рокхоппере тысяч семь километров, и потом отдал его своему двоюродному брату, который добавил еще пять. Удивительно, что до сих пор на велосипеде стоит родная трансмиссия (правда, она убита в хлам и нуждается в замене).

Единственная серьезная поломка — начал прокручиваться фрихаб в задней втулке и пистон спицы порвал обод — колесо пришло в негодность. Это неудивительно: и я, и брат — люди с весом 100 кг.

И всё — 12 тысяч километров в жесточайших условиях под тяжелыми ездоками, без обслуживания. Можете сделать вывод, достаточно ли надежны велокомпоненты среднего уровня.

Да, в результате, велосипед убит и почти все механизмы требуют замены, но даже с регулярным обслуживанием их жизнь вряд ли удалось бы продлить надолго в таких условиях.

Как часто нужно обслуживать велосипедную вилку

Если речь идет про «имитатор» вилки, который идет в комплекте с байком среднего уровня, то тут всё просто — обслуживай его или нет, работать он не будет. В лучшем случае, путем частой очистки и смазки можно добиться хотя бы амортизации, хотя это всё равно будет далеко от того, что подразумевается под работой велосипедной вилки.

Совсем другое дело — хорошая рабочая вилка. Этот девайс требует периодического обслуживания, но опять-таки, его необходимость часто преувеличена.

Самая большая опасность для вилки — это задирание природными абразивами зеркальной поверхности ног. Такое случается, когда частицы грязи проникают в масло и оседают на сальниках.

Именно поэтому масло в вилке нужно менять, время от времени. Однако, без фанатизма — если вы катаете преимущественно по чистым грунтовкам и асфальту, то оставьте девайс в покое, не нужно носить его на обслуживание каждые полгода.

Например, я недавно залез в вилку Fox RL, которая стоит на велосипеде Мурзика, масло было идеально чистое, несмотря на несколько лет езды без обслуживания.

Велосипедная амо-вилка — один из механизмов, которые требуют к себе особого внимания.

Один маленький момент — как говорят на форумах, последние годы новые вилки могут идти с завода чуть ли не сухими, поэтому будет правильным сразу же сделать первое ТО.

Нужно ли мыть цепь

В свое время я мыл цепь каждые пятьсот километров, отмачивая её в бутылке с уайт-спиритом. Со временем энтузиазм ушел, но тем не менее, как показала практика, на ресурс это не оказало никакого влияния.

Надо понимать одну простую вещь — мыть велосипедную цепь нужно лишь тогда, когда она цепляет на себя абразив — песок и грязь. Чтобы этого не было, надо пользоваться подходящими к условиям катания смазками.

Это камень в огород тех, кто удивляется, зачем покупать специальные вело-смазки, когда есть масло для мотоциклетных цепей, бензопил или вообще отработка.

Велосипедная цепь для многоскоростной трансмиссии очень сильно отличается по конструкции не только от мотоциклетной, но даже от той, что стоит на велосипедах синглспидах.

Я на данный момент смазываю цепь силиконовым спреем. Он вообще практически не цепляет грязь и пыль, но очень быстро высыхает, поэтому приходится проходиться перед каждой покатушкой. Хватает примерно на 100 км. Вариант не самый лучший, зато быстрый.

Первое техобслуживание

Я бы советовал всем, кто купил новый велосипед, отдать его на переборку механику. Пусть он проверит наличие и количество смазки во втулках, отрегулирует конуса, проверит рулевую, подтянет каретку и систему, настроит работу переключателей и тормозов.

Благодаря этой проверке байк будет бегать много тысяч километров, не требуя ни обслуживания, ни ремонта.

Выводы

Главный посыл этой заметки — что бы не делали империалисты, пытаясь залезть в наш карман, всё же велосипед среднего уровня имеет ресурс в 15-20 тысяч километров, практически без обслуживания.

Если не брать крайне увлеченных велосипедистов, то обычный каталец в лучшем случае наезжает за год 3-4 тысячи километров. В таком темпе ресурса хватит на 5 лет, как минимум.

Да, если предпринимать какие-то действия, то можно немного удлинить срок эксплуатации. Тем не менее, я предпочту ездить и не заморачиваться, а потом заменить «крупноблочно» вышедшие из строя детали, чем постоянно лазить в механизмы или платить специалисту.

Всё обслуживание современного велосипеда сводится к банальной замене растянувшихся цепей и износившихся тормозных колодок.

Отдельно стоят случаи, когда байк долго хранился в гараже или на балконе, или же пробег мал, но прошло много лет с момента покупки — тогда, разумеется, обязательно нужно провести полное техобслуживание, с заменой смазки и регулировкой механизмов.

Второстепенный посыл — если вы хоть немного увлеклись велосипедом, то не покупайте дешевый хлам, возьмите себе нормальный велосипед, на котором будете кататься много тысяч километров. Вы будете кататься на велосипеде, а не он на вас. 🙂

Интересно было бы узнать, что скажут мои уважаемые читатели на счет обслуживания велосипеда. Разделяете ли вы моё «раздолбайское! отношение, или наоборот, очень внимательно относитесь к технике.

Друзья, давайте не будем теряться на просторах интернетов!  Я предлагаю вам получать на емейл извещения о публикации моих новых статей, таким образом вы всегда будете знать, что я написал что-то новое. Пройдите по ссылке, пожалуйста.

Читать также:

kotovski.net

Техническое обслуживание велосипеда

Регулярное техническое обслуживание велосипеда является прямой обязанностью его владельца. Ведь без периодического приведения в должный вид велосипед не сможет прослужить долго, он нуждается в диагностике и ремонте. Но начинающий велосипедист редко знает обо всех тонкостях обслуживания своими руками и, чтобы их постигнуть, ему не помешает воспользоваться нашими советами.

Подходы к выполнению техобслуживания

Ремонт проводится одним из двух существующих методов, что используются для любой техники:

  1. Плановый ремонт, чтобы предупредить поломку заранее. Суть в периодической переборке всего велосипеда, смазке и замене изношенных частей.
  2. Наработка на отказ или, иными словами, замена деталей только по факту поломки. Этот метод не всегда эффективен, ведь если поломка произойдёт посреди велопробега на большой дистанции — это станет проблемой.

Для того чтобы выбрать между ними, вам стоит знать следующее — наработка на отказ только для тех, кто любит проехаться вблизи своего дома пару раз в неделю и предпочитает просто заменить сломанный узел на новый. А вот плановый ремонт необходим, для того чтобы постоянно быть уверенным в надёжности велосипеда — а это нужно в первую очередь спортсменам и путешественникам.

Общие советы по ТО

Любое техническое обслуживание велосипеда, вне зависимости от того, проведено оно своими руками или у мастера, разделяется на 3 стадии:

  • проверка;
  • регулировка;
  • ремонт.

Частота ремонта может быть различной. Некоторые неисправности исправляются по мере их возникновения, другие же лучше предотвращать за счёт обслуживания, которое стоит проводить хотя бы раз в месяц, а ежегодно ставить велосипед на капитальный ремонт. Эта периодика может быть выражена и иными величинами, например, километражем: годовое — раз в 5000 км, а ежемесячное — от 500 до 1000.

Этапы обслуживания двухколёсного друга

Смазка велосипеда

Для того чтобы смазать цепь, подойдёт практически любая смазка, которую вы сможете найти. Нужно это для того, чтобы легко очистить её от накопившейся за время заездов грязи. А вот если смазкой пренебречь, то вы сразу же почувствуете снижение чувствительности переключения между передачами, а также возникнут очень раздражающие скрипы. Поэтому рекомендуется регулярно очищать цепь от накопившейся пыли.

Для тех, кто катается на велосипеде довольно активно, существует общая рекомендация по периодике смазки: минимум два раза в неделю, если поездки проходят летом, и один раз в неделю в случае зимних покатушек. Но есть ситуация, когда цепь требует немедленной смазки — это дождь. Если забыть это сделать, то придётся избавляться от ржавчины или покупать новую цепь. Для новичков существует негласное правило — смазку проводить после каждой(!) поездки, которая проходила по пересечённой местности, и через 70 километров по шоссе.

Но не только цепь требует к себе такого бережного отношения — многие узлы велосипеда нужно смазывать время от времени. Во время проведения таких ремонтов не стоит пренебрегать чисткой и настройкой компонентов транспортного средства. Что же ещё нуждается в таком уходе?

  1. Оси вращения заднего тормоза. Они всегда соприкасаются со всей грязью, которая попадается на пути, собирают воду и грозят покрыться ржавчиной, если не подвергать их напылению смазки из специального баллончика.
  2. Не забудьте про оси передачи, они страдают от того же, что и оси заднего вращения. Будет жаль, если из-за грязи они выйдут из строя.
  3. Оси вращения заднего вращения, как и любой подвижный элемент, любят «ласку, чистку и смазку». Не забывайте, что излишек смазочных материалов тоже вреден, потому его следует удалить.
  4. Возвращаясь к уходу за цепью, можно посоветовать WD-40, которым нужно пропитать после чистки от грязи. Для пропитки нужно время, за которое цепь будет готова для более густого смазочного средства.
  5. Тросики можно смазывать полностью либо в местах входа-выхода в рубашку. Но предпочтителен первый вариант, причём с помощью жидкой смазки, которая хорошо затечёт в саму рубашку.

Метод экспресс-чистки велосипеда

Не всем ритм жизни позволяет проводить долгие часы за скрупулёзным ТО велосипеда, потому спортсменами придуман быстрый метод очистки своими руками. Для этого используется кисточка, которой смахивается любая пыль с транспортного средства. Но это для крайних случаев.

Генеральное техническое обслуживание

Мыть узлы велосипеда нужно не просто чистой дистиллированной водой. В неё требуется добавить немного растворителя или на крайний случай — моющего средства. Это поможет удалить грязь и масло наиболее эффективно. Если использовать простую воду из-под крана, то велосипед будет выглядеть неопрятно, так как выступят соли и хлориды — но это исправит полировочная жидкость для машин.

В том случае, когда грязь удалось удалить не со всего велосипеда, то стоит пройтись по тем местам по второму кругу. Если же смывать масло не нужно, то достаточно использования простого раствора шампуня (для автомобилей) в воде.

Если уже приступили к мытью велосипеда, то мойте его в тени: на солнце сохнуть он будет быстро и вы получите некрасивые потёки. А если надумали по-быстрому ополоснуть его со шланга — отбросьте эту мысль, ведь можно повредить подшипники, которые не предусматривают отвод воды, попавшей в них под давлением.

Процесс чистки

Что нужно для чистки велосипеда:

  • первое, что понадобится — это любой обезжириватель;
  • WD-40, которое является легендарным средством для смазки;
  • моющее средство (жидкое, разумеется).

Итак, берём ведро с водой и добавляем автомобильное моющее. Берём тряпку и начинаем протирать раму. Полностью промыть её надо несколько раз, для того чтобы гарантированно избавиться от любой пыли и грязи. Если у вас завалялась щётка для мытья бутылок — то она пригодится для удаления грязи из самых труднодоступных мест. Будьте предельно осторожными, чтобы не поцарапать поверхность.

Потом нужно протереть всё чистой ветошью и обрызгать из баллончика WD-40.

Тестирование шин и колёс

Для проверки исправности переднего колеса, его нужно своими руками приподнять и прокрутить колесо. Если есть биения обода или шины, то нужно провести более тщательный технический осмотр и отремонтировать неполадку.

Проверьте протектор на наличие разных инородных тел, например, мелких железок. Если что-то подобное нашли — уберите это с помощью отвёртки. Если шина несёт на себе следы серьёзных повреждений — то её лучше сменить на новую.

Часть покрышки, которая находится на пространстве между протектором и ободом, зачастую окрашена в жёлтый цвет и выполнена из очень прочного материала. В том случае, если там видна ткань или есть разрезы — нужно срочно менять покрышку, иначе поездка будет грозить аварией.

Не забудьте про ось велосипеда. Всё должно крутиться свободно, без скрипов и затираний. А если уже такой звук присутствует, то выручит капля моторного масла между осью и втулкой.

Заключение

В ремонте велосипеда ничего сложного нет. Всё интуитивно просто, и, соблюдая ряд правил и следуя рекомендациям, вы без труда произведёте его техническое обслуживание.

aktsport.ru

Ремонт велосипеда, обслуживание и уход — BikeHike

Не все люди продолжают ездить на велосипеде в зимнее время. Для них очень важно правильно подготовить его к «каникулам». Что нужно предпринять во избежание оплошностей при хранении техники в условиях гаража или балкона городской квартиры? Чтобы не допустить серьёзных поломок в будущем, надо заранее выполнить несколько незамысловатых, но очень полезных рекомендаций.

Все-таки не перевелись умельцы на нашей земле. У многих руки растут из нужного места, а почему бы не сделать самостоятельно этими же руками велосипед? В данной статье так раз речь идет об одном из таких процессов. Кому интересно, милости прошу.

Давление в шинах велосипеда имеет одно из самых больших влияний на характеристики наката велосипеда, его управляемости, сцепления с дорогой. Не достаточно проверить пальцами, что колесо твердое. Желательно иметь насос с манометром и в зависимости от разных условий качать до оптимального объема. Какого именно — в этой статье.

Скорее читайте эту статью, пока не поздно! Надеетесь на недорогой китайский велозамок, а при этом велосипед стоит несколько тысяч? Или принимаете все риски, надеюсь на удачу? Узнайте как все-таки нужно обходиться с велосипедом, чтобы защитить его от угона.

Знать точный диаметр колеса и соответственно длину его окружности требуется чаще всего для настройки велокомпьютера. Это действительно актуальный вопрос, поэтому давайте рассмотрим основные способы измерения длины.

Не смазанный велосипед – это скрипящая игра на нервах велосипедиста, его товарищей и каждого, кому удастся отведать чарующего звука трущихся друг о друга деталей. Как говорится, не надо так!
Смазка велосипеда – это важно, это как застелить кровать после себя или почистить зубы. Смазка велосипеда избавляет не только от назойливого звука, она значительно увеличивает срок его эксплуатации, улучшает работу компонентов, экономит деньги в конце концов.

Проще всего отвезти велосипед в мастерскую, где за тебя сделают всю работу. Но это не всегда возможно и весьма дорого. Поэтому я бы рекомендовал потихоньку покупать инструменты для ремонта велосипеда.

С почином, дорогой читатель! Проколотая велокамера – это лишь первое испытание на пути велосипедиста. Заклеить камеру велосипеда на самом деле очень просто, у вас все получится.

Понимание того, чем смазать цепь велосипеда, приходит только после долгих проб и ошибок. Это в конечном итоге приводит к ускоренному износу цепи, звезд, переключателей – всей трансмиссии. Важно сделать правильный выбор.

bikehike.org

Техническое обслуживание велосипеда :: SYL.ru

Велосипед является одним из простейших технических средств передвижения. Однако это не значит, что владелец избавляется от мер по его обслуживанию, которые вовсе не ограничиваются уходом за поверхностями конструкции. Особенно современные модели велотранспорта повышают требования к содержанию его функциональных узлов и агрегатов. Конечно, обслуживание велосипеда можно доверить и специалистам, но знание базовых технических операций профилактики и ремонта позволит своевременно предотвратить ряд поломок еще до обращения в мастерскую.

Контроль велосипеда на присутствие люфтов

Начинать техобслуживание рекомендуется с общей проверки и устранения люфтов. Для диагностики механизмов рулевой колонки следует закрепить передний тормоз и попытаться в заблокированном состоянии раскачать конструкцию по сторонам: вперед-назад. В процессе этой процедуры контролируется стык чашки и рулевой крышки одной из рук. В случае обнаружения люфта его следует ликвидировать посредством более жесткого крепления соединений. Аналогичным образом расшатывается кареточный узел, в котором следует удерживать шатуны. Обычно такими погрешностями характеризуются байки для экстремальной езды. Например, обслуживание горного велосипеда регулярно требует анализа люфтов в рамном соединении, а также предусматривает регулировку вала в подшипниках и шатунах, расположенных на каретке. Люфт может быть и в колесных втулках. Для проверки этой части велосипед следует удерживать вертикально и осматривать состояние покрышки относительно оси втулки. Желательно одну руку освободить и попытаться раскачать покрышку. Это позволит выявить неплотное крепление колесной основы.

Обслуживание колес и шин

В регулярном порядке проверяется давление в шинах. Существует два оптимальных диапазона с показателями атмосфер для байков. Обычные модели могут эксплуатироваться в нормальном режиме, если давление составляет 3-4,5 атмосфер. По мере укрупнения колес эта величина возрастает. В диапазоне от 4 до 5,5 атмосфер шинного давления может эксплуатироваться, к примеру, 26-дюймовый велосипед «Стелс». Обслуживание следует начинать при первых же признаках падения давления – визуально этот процесс можно отслеживать по увеличивающемуся пятну контакта резины с дорогой.

Не менее важен и контроль геометрии колес. Пресловутая «восьмерка» неприемлема для полноценной эксплуатации велосипеда, поэтому ее следует ликвидировать монтажными средствами как можно быстрее, иначе она увеличит зону деформации. Распространены и мелкие отклонения в форме обода. В таких ситуациях обслуживание велосипеда также сводится к применению монтажного инструмента. Но выполнять самостоятельно такие операции следует аккуратно, чтобы не повредилась внутренняя структура металла.

Обслуживание цепи

Цепь является одной из самых проблемных частей велосипеда в силу своей сложности и подверженности износам. Существует такое понятие, как критический износ цепи. Если элемент вошел в это состояние, то потребуется его замена. Проверить это можно путем передвижения цепи на крупную ведущую звезду. Далее цепь оттягивается вперед до предела. Если в процессе такого передвижения контур сойдет с зубьев, как минимум, на половину звена, то потребуется обслуживание велосипеда путем замены изношенной цепи. Ремонт для такого рода неисправностей нецелесообразен.

Обслуживание тормозной системы

В первую очередь проверяется свободное движение колес. Велосипед нужно приподнять и поочередно проверить вращение. В нормальном состоянии движению не будут мешать тормозные колодки – их суппорты и рычаги. При выявлении малейшего трения покрышек о колодки ободков следует регулировать рычаги. Отдельное внимание уделяется техническому состоянию самих колодок. Они тоже подвергаются износу и по мере достижения критического уровня – заменяются. В ободных тормозах своего рода индикатором износа являются долы для самоочистки, расположенные поперек колеса. Если долы стерлись до основания – это прямой признак неисправности колодок. В случае с дисковой тормозной системой ремонт и обслуживание велосипедов предусматривают работу с накладками. В крайнем случае износа до уровня 1 мм их также следует заменять. Кроме этого, следует проверять и конструкцию, фиксирующую механизм тормоза. Для проверки качества установки несущей части также блокируются тормоза, а велосипед раскачивается по сторонам. Устранять возможные колебания нужно посредством крепкой затяжки болтов.

Уход за трансмиссией

В этой части внимание уделяется функциональным элементам трансмиссии, которые важно поддерживать в чистоте. Сразу следует подчеркнуть следующие предостережения:

  • Нельзя допускать замасливания трансмиссионных механизмов.
  • Нельзя оставлять велосипед зимой в холодном помещении.
  • Аппараты высокого давления для автомойки неприменимы для трансмиссии, поскольку проникновение воды в амортизационный сектор спровоцирует коррозию вилки, рубашек, втулок и т.д.
  • Алюминиевые элементы нельзя подвергать чистке автохимией тоже по причине появления ржавчины.

Уход за механизмами и узлами трансмиссии необходимо выполнять мокрой ветошью. Что касается средств для чистки, то безопасным решением будет жидкое мыло, аэрозольные смазки или специальная химия без агрессивных компонентов. При этом важно следить, чтобы консистентные смазки не вымывались. В дальнейшем применение тех или иных средств смазки для трансмиссии будет зависеть от того, в каком режиме планируется эксплуатация. Обслуживание велосипеда универсального характера в части трансмиссии будет ограничиваться использованием тефлоновых или фторопластовых составов. Они не только безвредны для рабочих механизмов, но и полезны в том смысле, что легко проникают к труднодоступным местам конструкции.

Смазка подшипниковой группы

Проблема обслуживания мелких деталей в современных велосипедах обуславливается тем, что механизмы имеют закрытую конструкцию. Поэтому и в этой части стоит обращаться к вышеупомянутым тефлоновым или фторопластовым средствам, которые проникают глубоко в недра функционального элемента. В соответствии с инструкциями, для подшипников оптимально годятся густые негигроскопичные смазки, характеризующиеся высокой адгезией и стойкостью к термическим воздействиям. Если были обнаружены поврежденные участки, то есть смысл применить суспензионную литиевую смазку, которая буквально заполняет и бетонирует микродеформации. Как технически выполняется такое обслуживание велосипеда? Своими руками нанести достаточный слой масла можно при помощи автомобильных шприцов, рычажно-плунжерных механизмов и масленок. Важно не переусердствовать с объемом и по возможности обеспечить равномерность покрытия.

Организация консервации и хранения

Оставлять на длительное хранение велосипед можно только в чистом и проверенном на предмет технических неисправностей виде. Все доступные поверхности протираются тефлоновой смазкой после удаления грязи и других смазочных средств. Цепной механизм устанавливается на малую звезду с обеих сторон. Также обслуживание велосипеда перед долгим хранением предполагает переключение триггеров или шифтеров таким образом, чтобы тросики и пружины максимально ослабились. Амортизаторы также переводятся в режим наименьшей нагрузки, а колеса снимаются.

Заключение

Конструкция велосипеда формируется не самой сложной элементной базой, но каждый компонент по-своему требователен к уходу. В домашних условиях можно обеспечить всестороннее техническое обслуживание велосипеда, но только при наличии специального инструмента и расходников. В запасе всегда нужно иметь набор с рабочими жидкостями для смазки, а также базовый комплект фиксирующих элементов. Если есть возможность, то эти же расходники стоит брать в долгие путешествия – на случай непредвиденной поломки или нарушения установленных параметров конструкции.

www.syl.ru

видео по ремонту задней втулки, колеса и вилки

Даже при тщательном уходе за велосипедом ему рано или поздно будет необходим ремонт. Все детали со временем приходят в негодность и требуют замены даже при самом аккуратном использовании байка. И иногда поломка может произойти в самый неподходящий момент, например, на велопрогулке, а мастерской может не оказаться поблизости. В такие моменты стоит знать о том, как производить ремонт велосипеда своими руками.

Задняя втулка

Самые распространённые проблемы данной детали – это люфт барабана, ремонт которого решается, как правило, переборкой барабана и заменой смазки; и люфт самой втулки. Чаще всего это исправляется заменой подшипников.

Ещё одна неисправность – это произвольное ослабление конуса или, наоборот, его затяжка. Решается такая проблема затягиванием или ослаблением конусной гайки, так чтобы не было люфта.

При поломке или деформации втулки ремонт не поможет, необходима полная замена на новую деталь. Также не стоит забывать про своевременную смазку деталей. Следует тщательней следить за состоянием велосипеда и чаще проводить его ТО, иначе ремонт задней втулки может оказаться достаточно дорогим.

Заднее колесо

Восьмёрка, вырванные спицы и кривизна колёс – вот наиболее частые проблемы, с которыми приходится сталкиваться практически каждому велосипедисту. Многие производят их ремонт самостоятельно, своими руками. Чтобы выпрямить кривой обод, стоит прибегнуть к перетяжке спиц. В самых неровных местах следует ослабить натяжение нескольких наружных спиц, а во внутреннем ряду – подтянуть спицы на пару оборотов гайки. Каждое начало сезона следует проверять обод на наличие кривизны и по возможности её устранять, натягивая и ослабляя спицы — это будет даже не ремонт, а профилактика серьезных повреждений байка.

Смена каретки

Каретка велосипеда очень подвержена различным воздействиям извне, таким как попадание воды и грязи. От этого она начинает хрустеть и пощёлкивать, в ней появляется люфт. Если каретку своевременно не обслуживать и не смазывать вручную, она придёт в негодность, и её будет необходимо менять — а это может обойтись дороже, чем ремонт.

Разные каретки различных производителей обслуживаются по-своему. Для снятия определённых моделей требуется специальные инструменты, руками сложно открутить все необходимые элементы. Для того чтобы снять каретку и произвести ремонт, сначала необходимо демонтировать шатуны с оси, и только после этого можно будет снять саму деталь. Затем следует поместить съёмник с левой стороны каретки и аккуратно открутить чашку детали.

Чтобы установить новую каретку на место, необходимо вставить ось каретки сначала в правую чашку, потом – в левую, и закрутить с помощью съёмника. Лучше всего обратиться в сервис, где опытные люди профессионально и быстро справятся с этой задачей.

Тормоза

Самое главное в тормозах – это тормозная жидкость. Периодически необходимо следить за её состоянием и менять при первой необходимости. Если она стала прозрачной, её стоит сменить.

Если вдруг порвался тросик, а запасных нет и мастерские отсутствуют поблизости, его можно попробовать завязать и вставить узел в манетку. Такой ремонт поможет прослужить вашим тормозам до дома или ближайшего сервиса. Однако стоит избежать резких и частых торможений.

Другие проблемы часто связаны с тем, что тормоза могут быть неправильно настроены. Причиной этого может быть плохо натянутый тросик, износ тормозных колодок, деформация обода или деформация тормозного диска. Тросик следует натянуть, тормозной диск можно отремонтировать своими руками при помощи молотка, а вот тормозные колодки и гнутый обод лучше заменить.

Рулевая колонка

Основными признаками наличия проблем в рулевой колонке может стать затруднённый поворот колеса, скрип при езде и поворотах и люфт рулевого механизма. Чаще всего причина кроется в сильном износе шарикоподшипников. В таком случае ремонт — не решение, и их необходимо заменить.

Дребезжащий звук при езде указывает на то, что рулевая колонка ослаблена, и её надо подтянуть. Изношенные подшипники можно заменить на время обычными шариками из магазина автозапчастей. Главное, правильно разместить их по всему пути движения и добавить большое количество смазки.

Если все эти действия не приведут к желаемому результату или же, несмотря на них, надёжность и целостность велосипеда будут под вопросом, следует обратиться к профессионалу в области ремонта велосипедов.

Цепь

Ремонт велосипеда своими руками при разрыве цепи можно произвести при помощи специального инструмента для монтажа цепи.

Имейте в виду, что ремонт велосипедной цепи своими руками представляет собой весьма грязное занятие, так что постарайтесь подготовить место для этого и надеть одежду, которую не жалко испачкать.

Перед началом монтажа цепи своими руками следует удалить с неё два звена, чтобы было возможно соединить концы. Для того чтобы разомкнуть цепь, её следует поместить в паз специального инструмента, затем повернуть его ручку, чтобы вытолкнуть пин из цепи. Но не стоит проталкивать его до конца – только лишь до того момента, чтобы разомкнуть цепь.

Перед тем, как соединить цепь, следует надеть её обратно на звёзды велосипеда. При помощи всё того же инструмента для монтажа цепи следует соединить цепь и вставить пин на место. И ремонт будет окончен.

  • Замок цепи, также известный как быстроразъёмное звено, позволяет производить быстрый разбор и сборку цепи.

yvelo.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *