Содержание

Контактное устройство для обучения плаванию способом "брасс"

Изобретение относится к спортивным приспособлениям для обучения плаванию. На задней части съемного основания размещен сигнальный упор. На передней части основания установлен световой индикатор с контактным штоком для фиксирования взаимодействия стопы пловца с голенью. Сигнальный упор имеет упругую насадку для фиксирования взаимодействия стопы с бедром пловца. Упор может быть выполнен эластичным для обеспечения изменения расстояния между стопой пловца и бедром. Шток светового индикатора подпружинен и соединен с микровыключателем для обеспечения возможности одновременного тактильного и визуального контроля основного положения стопы и голени самим обучаемым. Техническим результатом изобретения является обеспечение возможности визуального контроля за выполнением движений пловца. 2 з.п. ф-лы, 3 ил.

 

Изобретение относится к области физической культуры и спорта, а именно к спортивным приспособлениям для обучения плаванию.

Известно устройство для обучения плаванию способом брасс, которое имеет перекладины, соединяющие концы направляющих стержней между собой и кронштейны для навешивания на бортик бассейна, закрепленные на задней перекладине, при этом опора для тела пловца связана с передней перекладиной и выполнена в виде поплавков с ремнями для крепления к телу пловца, где самоконтроль за выполнением движений осуществляется через установленный на бортике бассейна световой индикатор в моменты прохождения стопами ног по направляющим стержням, имеющих клавиши с расположенными под ними электроконтактами (А.с. СССР №636001, опубл. 10.12.78).

Однако известное устройство характеризуется недостаточной эффективностью обучения плаванию, обусловленной выполнением движений только на месте и в положении только на груди. Это не позволяет обучаемому продвигаться в воде, выполняя плавательные движения, и осуществлять контроль за своими движениями при плавании. Кроме того, отсутствует возможность выполнения движений в положении на спине и осуществления самоконтроля за этими движениями со стороны зрительного анализатора, что является недостаточным контролем при формировании рациональной техники плавания на начальных этапах обучения. При этом устройство громоздко и требует установки на бортике бассейна, и особенно при групповом обучении 10-12 человек, занимает значительную площадь «зеркала воды» в бассейне.

Известно устройство для обучения пловцов, содержащее смонтированные в бассейне платформы для закрепления на них пловцов и средство для контроля выполняемых движений, расположенное напротив каждой платформы, это устройство имеет пульт управления, программный блок, звуковые индикаторы и демонстрационное табло для воспроизведения на нем выполняемых движений, причем средство для контроля выполняемых движений выполнено в виде смонтированных один над другим рядов шарнирно соединенных между собой зеркал (а.с. СССР №1106525, опубл. 07.08.84).

Данное устройство также характеризуется рядом недостатков, снижающих эффективность в обучении плаванию. Это обусловлено тем, что все движения могут выполняться только на одном месте в воде без передвижения в бассейне и только в положении, когда обучаемый находится на груди, что не отвечает главному требованию при начальном обучении плаванию - выполнению движений ногами в положении обучаемого на спине с тем, чтобы он мог вести постоянный самоконтроль со стороны зрительного анализатора, что особенно необходимо при передвижении в воде. Кроме того, элементы устройства являются стационарными и требуют специального оборудования в бассейнах.

Наиболее близким аналогом заявленного изобретения является устройство для обучения плаванию способом "брасс", выполненное с возможностью закрепления на стопе ноги пловца, включающее съемное основание, на задней части которого размещен сигнальный упор (патент RU №2108830, опубл. 20.04.98).

Недостатком известного устройства для обучения плаванию является весьма слабое восприятие взаимодействий сигнальных выступов со звеньями нижних конечностей, особенно с передней частью голени, в то время, когда стопа принимает положение тыльного сгибания и должна находится в этом положении во время выполнения толчка ногами. Отмечаем, что только одних ощущений со стороны двигательного анализатора, особенно в условиях водной среды, для пловца недостаточно.

Техническим результатом изобретения является обеспечение возможности визуального контроля за выполнением движений пловца, сокращение сроков формирования рациональных плавательных движений.

Указанный технический результат достигается тем, что в известном контактном устройстве для обучения плаванию способом "брасс", выполненном с возможностью закрепления на стопе ноги пловца, включающем съемное основание, на задней части которого размещен сигнальный упор, согласно изобретению на передней части основания установлен световой индикатор с контактным штоком для фиксирования взаимодействия стопы пловца с голенью, а сигнальный упор имеет упругую насадку для фиксирования взаимодействия стопы с бедром пловца.

На фиг.1 показан общий вид контактного устройства, на фиг.2 - вид сбоку - положение пловца на груди, на фиг.3 - вид спереди - положение пловца на спине.

Контактное устройство содержит основание 1, прикрепляемое к ноге. На основании 1 имеется герметизирующий карман 2, в котором размещена обойма 3 с низковольтным электропитанием, безопасным при использовании в водной среде, микровыключатель 4 с подпружиненным подвижным штоком и сигнальная лампочка 5. На основании 1 закреплены боковые 6 и задние 7 застежки для крепления контактного устройства на подъеме стопы пловца. На одной из задних застежек 7 укреплен эластичный сигнальный упор 8 с упругой насадкой 9.

Карман 2 герметизирован от воздействия воды. С помощью боковых застежек 6 и задних застежек 7, например типа «велькро» («липучки»), контактное устройство закрепляется на подъеме стопы пловца. На одной из задних застежек 7, типа «велькро», имеется эластичный сигнальный упор 8 с упругой насадкой 9, помещаемый в карман 10, имеющийся для этой цели на основании 1.

Контактное устройство используется следующим образом. При плавании способом брасс продвижение тела пловца вперед осуществляется благодаря движению ногами, которыми выполняются одновременные толчки назад через стороны до полного их выпрямления и соединения вместе.

Из исходного положения, когда ноги выпрямлены и соединены вместе, пловец начинает выполнять движения ногами, подготавливаясь к толчку. Для этого ноги сгибаются в коленных и тазобедренных суставах, а стопы с закрепленными на них контактными устройствами движутся у самой поверхности воды по направлению к тазу (см. фиг.2). При максимальном подтягивании стоп [11] к тазу (что требуется при современной технике плавания способом брасс) упругие насадки 9 на эластичных сигнальных упорах 8 упираются в бедра [12] пловца. Затем выполняется тыльное сгибание стопами ног (см. фиг.3), когда передняя часть стопы [11] приближается к голени [13] пловца. В результате такого движения происходит взаимодействие между стопами и голенями ног посредством микровыключателей 4 с подпружиненными подвижными штоками и включение сигнальных лампочек 5. Все это служит сигналом о конце подготовительных движений ногами и готовности стоп и голеней пловца к толчку.

Главным условием в выполнении предлагаемой с помощью контактного устройства рациональной техники движения ногами самоконтролем, при котором создается максимальная сила для продвижения пловца вперед, является правильное удержание стоп пловца развернутыми в стороны по всей траектории движения ног пловца до момента их полного выпрямления в коленях и соединения вместе. Самоконтроль, а также и контроль со стороны преподавателя, тренера за правильным движением ногами осуществляется наблюдением за включением - зажиганием сигнальных лампочек 5. Это важно особенно на начальном этапе обучения при выполнении упражнений плаванием одними ногами в положении пловца на спине.

В результате получения обучаемыми таких постоянных сигналов от ощущений, идущих от сокращения мышц, сухожилий, связок, и восприятия от зрительного анализатора создаются четкие представления о выполняемых движениях. Такая срочная информация, идущая одновременно от двух анализаторов, позволяет формировать, начиная с первых движений, рациональную технику плавания.

1. Контактное устройство для обучения плаванию способом "брасс", выполненное с возможностью закрепления на стопе ноги пловца, включающее съемное основание, на задней части которого размещен сигнальный упор, отличающееся тем, что на передней части основания установлен световой индикатор с контактным штоком для фиксирования взаимодействия стопы пловца с голенью, а сигнальный упор имеет упругую насадку для фиксирования взаимодействия стопы с бедром пловца.

2. Устройство по п.1, отличающееся тем, что упор выполнен эластичным для обеспечения изменения расстояния между стопой пловца и бедром.

3. Устройство по п.1, отличающееся тем, что шток светового индикатора подпружинен и соединен с микровыключателем для обеспечения возможности одновременного тактильного и визуального контроля основного положения стопы и голени самим обучаемым.

www.findpatent.ru

контактное устройство для обучения плаванию способом "брасс" - патент РФ 2325936

Изобретение относится к спортивным приспособлениям для обучения плаванию. На задней части съемного основания размещен сигнальный упор. На передней части основания установлен световой индикатор с контактным штоком для фиксирования взаимодействия стопы пловца с голенью. Сигнальный упор имеет упругую насадку для фиксирования взаимодействия стопы с бедром пловца. Упор может быть выполнен эластичным для обеспечения изменения расстояния между стопой пловца и бедром. Шток светового индикатора подпружинен и соединен с микровыключателем для обеспечения возможности одновременного тактильного и визуального контроля основного положения стопы и голени самим обучаемым. Техническим результатом изобретения является обеспечение возможности визуального контроля за выполнением движений пловца. 2 з.п. ф-лы, 3 ил.

Рисунки к патенту РФ 2325936

Изобретение относится к области физической культуры и спорта, а именно к спортивным приспособлениям для обучения плаванию.

Известно устройство для обучения плаванию способом брасс, которое имеет перекладины, соединяющие концы направляющих стержней между собой и кронштейны для навешивания на бортик бассейна, закрепленные на задней перекладине, при этом опора для тела пловца связана с передней перекладиной и выполнена в виде поплавков с ремнями для крепления к телу пловца, где самоконтроль за выполнением движений осуществляется через установленный на бортике бассейна световой индикатор в моменты прохождения стопами ног по направляющим стержням, имеющих клавиши с расположенными под ними электроконтактами (А.с. СССР №636001, опубл. 10.12.78).

Однако известное устройство характеризуется недостаточной эффективностью обучения плаванию, обусловленной выполнением движений только на месте и в положении только на груди. Это не позволяет обучаемому продвигаться в воде, выполняя плавательные движения, и осуществлять контроль за своими движениями при плавании. Кроме того, отсутствует возможность выполнения движений в положении на спине и осуществления самоконтроля за этими движениями со стороны зрительного анализатора, что является недостаточным контролем при формировании рациональной техники плавания на начальных этапах обучения. При этом устройство громоздко и требует установки на бортике бассейна, и особенно при групповом обучении 10-12 человек, занимает значительную площадь «зеркала воды» в бассейне.

Известно устройство для обучения пловцов, содержащее смонтированные в бассейне платформы для закрепления на них пловцов и средство для контроля выполняемых движений, расположенное напротив каждой платформы, это устройство имеет пульт управления, программный блок, звуковые индикаторы и демонстрационное табло для воспроизведения на нем выполняемых движений, причем средство для контроля выполняемых движений выполнено в виде смонтированных один над другим рядов шарнирно соединенных между собой зеркал (а.с. СССР №1106525, опубл. 07.08.84).

Данное устройство также характеризуется рядом недостатков, снижающих эффективность в обучении плаванию. Это обусловлено тем, что все движения могут выполняться только на одном месте в воде без передвижения в бассейне и только в положении, когда обучаемый находится на груди, что не отвечает главному требованию при начальном обучении плаванию - выполнению движений ногами в положении обучаемого на спине с тем, чтобы он мог вести постоянный самоконтроль со стороны зрительного анализатора, что особенно необходимо при передвижении в воде. Кроме того, элементы устройства являются стационарными и требуют специального оборудования в бассейнах.

Наиболее близким аналогом заявленного изобретения является устройство для обучения плаванию способом "брасс", выполненное с возможностью закрепления на стопе ноги пловца, включающее съемное основание, на задней части которого размещен сигнальный упор (патент RU №2108830, опубл. 20.04.98).

Недостатком известного устройства для обучения плаванию является весьма слабое восприятие взаимодействий сигнальных выступов со звеньями нижних конечностей, особенно с передней частью голени, в то время, когда стопа принимает положение тыльного сгибания и должна находится в этом положении во время выполнения толчка ногами. Отмечаем, что только одних ощущений со стороны двигательного анализатора, особенно в условиях водной среды, для пловца недостаточно.

Техническим результатом изобретения является обеспечение возможности визуального контроля за выполнением движений пловца, сокращение сроков формирования рациональных плавательных движений.

Указанный технический результат достигается тем, что в известном контактном устройстве для обучения плаванию способом "брасс", выполненном с возможностью закрепления на стопе ноги пловца, включающем съемное основание, на задней части которого размещен сигнальный упор, согласно изобретению на передней части основания установлен световой индикатор с контактным штоком для фиксирования взаимодействия стопы пловца с голенью, а сигнальный упор имеет упругую насадку для фиксирования взаимодействия стопы с бедром пловца.

На фиг.1 показан общий вид контактного устройства, на фиг.2 - вид сбоку - положение пловца на груди, на фиг.3 - вид спереди - положение пловца на спине.

Контактное устройство содержит основание 1, прикрепляемое к ноге. На основании 1 имеется герметизирующий карман 2, в котором размещена обойма 3 с низковольтным электропитанием, безопасным при использовании в водной среде, микровыключатель 4 с подпружиненным подвижным штоком и сигнальная лампочка 5. На основании 1 закреплены боковые 6 и задние 7 застежки для крепления контактного устройства на подъеме стопы пловца. На одной из задних застежек 7 укреплен эластичный сигнальный упор 8 с упругой насадкой 9.

Карман 2 герметизирован от воздействия воды. С помощью боковых застежек 6 и задних застежек 7, например типа «велькро» («липучки»), контактное устройство закрепляется на подъеме стопы пловца. На одной из задних застежек 7, типа «велькро», имеется эластичный сигнальный упор 8 с упругой насадкой 9, помещаемый в карман 10, имеющийся для этой цели на основании 1.

Контактное устройство используется следующим образом. При плавании способом брасс продвижение тела пловца вперед осуществляется благодаря движению ногами, которыми выполняются одновременные толчки назад через стороны до полного их выпрямления и соединения вместе.

Из исходного положения, когда ноги выпрямлены и соединены вместе, пловец начинает выполнять движения ногами, подготавливаясь к толчку. Для этого ноги сгибаются в коленных и тазобедренных суставах, а стопы с закрепленными на них контактными устройствами движутся у самой поверхности воды по направлению к тазу (см. фиг.2). При максимальном подтягивании стоп [11] к тазу (что требуется при современной технике плавания способом брасс) упругие насадки 9 на эластичных сигнальных упорах 8 упираются в бедра [12] пловца. Затем выполняется тыльное сгибание стопами ног (см. фиг.3), когда передняя часть стопы [11] приближается к голени [13] пловца. В результате такого движения происходит взаимодействие между стопами и голенями ног посредством микровыключателей 4 с подпружиненными подвижными штоками и включение сигнальных лампочек 5. Все это служит сигналом о конце подготовительных движений ногами и готовности стоп и голеней пловца к толчку.

Главным условием в выполнении предлагаемой с помощью контактного устройства рациональной техники движения ногами самоконтролем, при котором создается максимальная сила для продвижения пловца вперед, является правильное удержание стоп пловца развернутыми в стороны по всей траектории движения ног пловца до момента их полного выпрямления в коленях и соединения вместе. Самоконтроль, а также и контроль со стороны преподавателя, тренера за правильным движением ногами осуществляется наблюдением за включением - зажиганием сигнальных лампочек 5. Это важно особенно на начальном этапе обучения при выполнении упражнений плаванием одними ногами в положении пловца на спине.

В результате получения обучаемыми таких постоянных сигналов от ощущений, идущих от сокращения мышц, сухожилий, связок, и восприятия от зрительного анализатора создаются четкие представления о выполняемых движениях. Такая срочная информация, идущая одновременно от двух анализаторов, позволяет формировать, начиная с первых движений, рациональную технику плавания.

ФОРМУЛА ИЗОБРЕТЕНИЯ

1. Контактное устройство для обучения плаванию способом "брасс", выполненное с возможностью закрепления на стопе ноги пловца, включающее съемное основание, на задней части которого размещен сигнальный упор, отличающееся тем, что на передней части основания установлен световой индикатор с контактным штоком для фиксирования взаимодействия стопы пловца с голенью, а сигнальный упор имеет упругую насадку для фиксирования взаимодействия стопы с бедром пловца.

2. Устройство по п.1, отличающееся тем, что упор выполнен эластичным для обеспечения изменения расстояния между стопой пловца и бедром.

3. Устройство по п.1, отличающееся тем, что шток светового индикатора подпружинен и соединен с микровыключателем для обеспечения возможности одновременного тактильного и визуального контроля основного положения стопы и голени самим обучаемым.

www.freepatent.ru

5. Обучение технике плавания способами брасс и дельфин

Развитие техники плавания способами брасс и дельфин. Общая характеристика способа плавания брасс. Положение тела, фазовая структура движений ног и рук. Механизм гребковых движений рук и ног. Схема последовательности методики обучения способу брасс.

Общая характеристика способа плавания дельфин. Положение тела, фазовая структура движений ног и рук. Механизм гребковых движений рук и ног. Схема последовательности методики обучения способу дельфин.

6. Техника и методика обучения прикладному плаванию

Общая характеристика способов прикладного плавания. Механизм гребковых движений рук и ног при плавании способом на боку. Схема последовательности методики обучения способу на боку. Механизм гребковых движений рук и ног при плавании способом брасс на спине. Схема последовательности методики обучения способу брасс на спине.

Способы ныряния в длину и на глубину. Техника ныряния в длину и на глубину. Приемы освобождения от захватов тонущего. Приемы транспортировки пострадавшего. Спасательные средства и их применение. Оказание первой доврачебной помощи пострадавшему на воде.

7. Организация и проведение занятий и соревнований

ПО ПЛАВАНИЮ

Выбор и подготовка места для проведения занятий по плаванию. Правила поведения на воде и требования к безопасности. Организация занятий по плаванию. Методика построения урока по плаванию.

Подготовка и проведение соревнований по плаванию. Основная документация соревнований по плаванию. Судейство соревнований и основные обязанности судей.

8. Методика обучения технике спортивных способов плавания

Упражнения для изучения движений ногами при плавании способами кроль на груди и кроль на спине. Упражнения для изучения движений руками при плавании способами кроль на груди и кроль на спине. Упражнения для изучения общего согласования движений при плавании способами кроль на груди и кроль на спине.

Упражнения для изучения движений ногами при плавании способами брасс и дельфин. Упражнения для изучения движений руками при плавании способами брасс и дельфин. Упражнения для изучения общего согласования движений при плавании способами брасс и дельфин.

Основные упражнения и применение специального спортивного инвентаря для совершенствования техники спортивных способов плавания.

Темы практических занятий и их содержание

1. Начальное обучение плаванию

Имитационные упражнения на суше для освоения с водой: ходьба из разных исходных положений, с различными положениями рук и движениями рук; бег с гребковыми движениями рук; прыжки с различными положениями рук и поворотами туловища.

Упражнения в воде для освоения с плотностью и сопротивлением воды: ходьба из разных исходных положений, с различными положениями и движениями рук; бег с гребковыми движениями рук; прыжки с различными поворотами; ходьба в полуприседе; ходьба на носочках.

Упражнения с погружением под воду и открыванием глаз в воде: опускание лица в воду с открыванием глаз в воде; погружения под воду и открывание глаз в воде.

Упражнения с всплыванием и лежанием на воде: «поплавок», «медуза», «звездочка». Упражнения с выдохами в воду: выдохи в воду с погружением до уровня подбородка; выдохи в воду с погружением под воду до уровня носа; выдохи в воду с полным погружением головы под водку.

Упражнения со скольжением: «стрела», «торпеды».

Упражнения с прыжками в воду: прыжки солдатиком из исходного положения полуприсед; прыжки солдатиком из положения стоя; прыжки солдатиком с различными положениями рук; прыжки с различными поворотами туловища в воздухе.

  1. ОБУЧЕНИЕ ТЕХНИКЕ ПЛАВАНИЯ СПОСОБАМИ

КРОЛЬ НА ГРУДИ И КРОЛЬ НА СПИНЕ

Описание техники плавания способами кроль на груди и кроль на спине, наглядная демонстрация техники. Особенности обучения технике плавания способами кроль на груди и кроль на спине:

- движения ног: имитационные упражнения на суше; упражнения в воде с неподвижной опорой; упражнения в воде с подвижной опорой; упражнения в воде без опоры;

- согласование движений ногами и дыхания: имитационные упражнения на суше; упражнения в воде с неподвижной опорой; упражнения в воде с подвижной опорой; упражнения в воде без опоры;

- движения руками: упражнения в воде с неподвижной опорой; упражнения в воде с подвижной опорой; упражнения в воде без опоры.

- согласование движений руками и дыхания: имитационные упражнения на суше; упражнения в воде с неподвижной опорой; упражнения в воде с подвижной опорой; упражнения в воде без опоры.

- общее согласование движений: имитационные упражнения на суше; упражнения в воде с подвижной опорой; упражнения в воде без опоры.

studfiles.net

5. Обучение технике плавания способами брасс и дельфин

Развитие техники плавания способами брасс и дельфин. Общая характеристика способа плавания брасс. Положение тела, фазовая структура движений ног и рук. Механизм гребковых движений рук и ног. Схема последовательности методики обучения способу брасс.

Общая характеристика способа плавания дельфин. Положение тела, фазовая структура движений ног и рук. Механизм гребковых движений рук и ног. Схема последовательности методики обучения способу дельфин.

6. Техника и методика обучения прикладному плаванию

Общая характеристика способов прикладного плавания. Механизм гребковых движений рук и ног при плавании способом на боку. Схема последовательности методики обучения способу на боку. Механизм гребковых движений рук и ног при плавании способом брасс на спине. Схема последовательности методики обучения способу брасс на спине.

Способы ныряния в длину и на глубину. Техника ныряния в длину и на глубину. Приемы освобождения от захватов тонущего. Приемы транспортировки пострадавшего. Спасательные средства и их применение. Оказание первой доврачебной помощи пострадавшему на воде.

7. Организация и проведение занятий и соревнований

ПО ПЛАВАНИЮ

Выбор и подготовка места для проведения занятий по плаванию. Правила поведения на воде и требования к безопасности. Организация занятий по плаванию. Методика построения урока по плаванию.

Подготовка и проведение соревнований по плаванию. Основная документация соревнований по плаванию. Судейство соревнований и основные обязанности судей.

8. Методика обучения технике спортивных способов плавания

Упражнения для изучения движений ногами при плавании способами кроль на груди и кроль на спине. Упражнения для изучения движений руками при плавании способами кроль на груди и кроль на спине. Упражнения для изучения общего согласования движений при плавании способами кроль на груди и кроль на спине.

Упражнения для изучения движений ногами при плавании способами брасс и дельфин. Упражнения для изучения движений руками при плавании способами брасс и дельфин. Упражнения для изучения общего согласования движений при плавании способами брасс и дельфин.

Основные упражнения и применение специального спортивного инвентаря для совершенствования техники спортивных способов плавания.

Темы практических занятий и их содержание

1. Начальное обучение плаванию

Имитационные упражнения на суше для освоения с водой: ходьба из разных исходных положений, с различными положениями рук и движениями рук; бег с гребковыми движениями рук; прыжки с различными положениями рук и поворотами туловища.

Упражнения в воде для освоения с плотностью и сопротивлением воды: ходьба из разных исходных положений, с различными положениями и движениями рук; бег с гребковыми движениями рук; прыжки с различными поворотами; ходьба в полуприседе; ходьба на носочках.

Упражнения с погружением под воду и открыванием глаз в воде: опускание лица в воду с открыванием глаз в воде; погружения под воду и открывание глаз в воде.

Упражнения с всплыванием и лежанием на воде: «поплавок», «медуза», «звездочка». Упражнения с выдохами в воду: выдохи в воду с погружением до уровня подбородка; выдохи в воду с погружением под воду до уровня носа; выдохи в воду с полным погружением головы под водку.

Упражнения со скольжением: «стрела», «торпеды».

Упражнения с прыжками в воду: прыжки солдатиком из исходного положения полуприсед; прыжки солдатиком из положения стоя; прыжки солдатиком с различными положениями рук; прыжки с различными поворотами туловища в воздухе.

  1. ОБУЧЕНИЕ ТЕХНИКЕ ПЛАВАНИЯ СПОСОБАМИ

КРОЛЬ НА ГРУДИ И КРОЛЬ НА СПИНЕ

Описание техники плавания способами кроль на груди и кроль на спине, наглядная демонстрация техники. Особенности обучения технике плавания способами кроль на груди и кроль на спине:

- движения ног: имитационные упражнения на суше; упражнения в воде с неподвижной опорой; упражнения в воде с подвижной опорой; упражнения в воде без опоры;

- согласование движений ногами и дыхания: имитационные упражнения на суше; упражнения в воде с неподвижной опорой; упражнения в воде с подвижной опорой; упражнения в воде без опоры;

- движения руками: упражнения в воде с неподвижной опорой; упражнения в воде с подвижной опорой; упражнения в воде без опоры.

- согласование движений руками и дыхания: имитационные упражнения на суше; упражнения в воде с неподвижной опорой; упражнения в воде с подвижной опорой; упражнения в воде без опоры.

- общее согласование движений: имитационные упражнения на суше; упражнения в воде с подвижной опорой; упражнения в воде без опоры.

studfiles.net

Последовательность упражнений при обучении плаванию способом брасс. Методические указания к видео-курсу

1. Точки фокусировки при плавании брассом.

1.1. Высокое положение локтей при гребке и узкое при проносе рук.
1.2. Неподвижное положение головы и шеи относительно спины.
1.3. Ступни вместе в скольжении, а при толчке ногами развернуты наружу, толчок подошвами ног.

Видео-курс обучения плаванию брассом…

2. Освоение движений рук и дыхания.

2.1. Встаньте на мелкой части бассейна в наклоне, голова и руки в воде у поверхности, взгляд направлен в дно. Разводите руки на ширину около 40-50 см ладонями наружу и сводите вместе ладонями внутрь.
2.2. То же упражнение проделайте на задержке дыхания из положения «супермен». Для этого слегка оттолкнитесь от дна бассейна из полуприседа и положите тело на воду, вытянув руки вперед и чуть вниз. Кисти, плечи и шея расслаблены, лицо направлено вниз. Начинайте движения руками после того, как найдете равновесие в воде.

2.3. И.п. как в упражнении 2.1, после разведения рук в стороны разверните ладони вниз и продолжите движение кистями и предплечьями вниз, оставив локти неподвижными под поверхностью воды. Одновременно поднимите голову и плечи над поверхностью воды примерно на ту же высоту, на которую опустили кисти. Контролируйте, чтобы кисти в конечной точке оказались под локтями, а плечи не выходили вперед локтей, голову не задирайте, лицо направлено вниз. Далее продолжайте вращать кисти, повернув ладони друг к другу и сведите предплечья вместе. Сложите ладони «лодочкой», максимально узко сведя локти, и протолкните руки вперед , «пронзая» воду, спрячьте голову между рук. При распрямлении рук закончите вращение кистей и снова разверните ладони вниз, приняв исходное положение. Повторите достаточное количество раз, пока движения не будут даваться легко и слитно.
2.4. И.п. то же. Поднимайте голову и плечи над поверхностью воды на минимальную высоту, пока рот не окажется в воздухе и делайте «незаметные» вдохи, опускайтесь и медленно выдыхайте в воду, стоя в исходном положении. Следите за тем, чтобы голова и шея оставались неподвижными относительно спины, разгибайтесь и сгибайтесь в пояснице.
2.5. И.п. то же. Совмещайте 2 предыдущих упражнения, совершайте гребки с дыханием, стоя на дне в наклоне. Локти при гребках должны оставаться всё время у поверхности воды, двигаясь только в горизонтальной плоскости. При гребке старайтесь как можно выше держать локти, а на вдохе как можно уже сводите их вместе, «пронзая» воду.
2.6. Когда запомните движения, выполняйте их в скольжении из положения «супермен» на задержке дыхания.
2.7. Продолжайте выполнять короткие гребки руками из положения «супермен», добавив в работу мышцы нижней части спины. «Давите» грудью на воду при пронзании воды, используя вес тела для проноса рук вперед. Позже добавьте дыхание на каждый третий гребок, потом на каждый гребок. Впоследствии слегка сгибайте ноги в коленях во время вдоха и разгибайте при пронзании воды руками, как бы «проталкивая» руки вперед всем корпусом.

3. Освоение движений ног.

3.1. Сначала запомните, какими должны быть движения ног, выполняя имитации на суше – приседания с разведенными и развернутыми наружу ступнями. Колени старайтесь держать как можно уже.
3.2. И.п. сидя на полу и откинувшись на руки. Поднимите ноги над поверхностью, ступни вместе, носки оттянуты. Медленно сгибайте ноги в коленях, слегка разводя их, потом разведите ступни шире коленей и разверните пальцами в стороны, оттянув носки на себя (на колено). После этого разгибайте ноги, «толкая» воздух подошвами ступней от себя. Когда ноги полностью разогнутся, сведите колени и ступни вместе и оттяните носки. Движение ступней при «толчке» должно происходить по круговой траектории вокруг коленей, направление «толчка» должно быть не в стороны, а строго от себя, старайтесь сохранять положение ступней перпендикулярным направлению толчка.
3.3. Повторите движения ногами из предыдущего упражнения, сидя на краю бортика и свесив ноги в воду. Ощутите давление воды на подошвы стоп, фокусируйтесь на развороте ступней при подтягивании ног и оттягивайте носки в конце толчка.
3.4. Расположитесь в глубокой части бассейна лицом к бортику, руками держась за поручни стартовой тумбочки или за край бортика. Выполняйте толчки ногами «на весу» вертикально в воде, стараясь не касаться коленями стенки бассейна, т.е. движения ног должны совершаться сзади. Фокусируйтесь на круговых движениях ступней через стороны вокруг коленей. В конце каждого толчка с усилием сводите ступни вместе, как бы «хлопая в ладоши» ногами, и оттягивайте носки. Не выполняйте движения слишком часто, делайте между толчками паузы и помогайте держаться на плаву руками.
3.5. Выполняйте толчки ногами на плаву, лёжа на спине и вытянув руки вдоль тела. Фокусируйтесь на развороте стоп, следите за тем, чтобы колени оставались под поверхностью воды. Когда упражнение будет получаться уверенно, усложните его, при каждом подтягивании ног к корпусу касаясь пальцами рук пальцев ног, тем самым контролируйте разворот ступней. Ощущайте давление воды на подошвы стоп и оттягивайте носки, сводя ступни вместе после каждого толчка.
3.6. Выполняйте толчки ногами на плаву из положения «супермен», лежа в воде лицом вниз.

4. Освоение координации движений.

4.1. Частичная координация движений. Начинайте плыть на ногах лицом вниз и вытянув руки вперед. Добавляйте «мини-гребок» руками между толчками ногами, делая вращательные движения кистями без опоры на локти и без дыхания.
4.2. Раздельная координация. Выполняйте по очереди 1 гребок руками с дыханием и сгибанием ног в коленях из упражнения 2.7 и 1 толчок ногами брассом под водой в положении скольжения.
4.3. Соедините движения руками и ногами, начиная из положения «супермен» с гребка руками со сгибанием ног в коленях. Продолжайте сгибать колени и разводите ступни в стороны, поднимая голову и плечи над водой, опираясь на локти, и сводите руки вместе. Когда ладони и локти окажутся вместе, совершайте толчок ногами и проталкивайте руки и голову в воду за счет толчка ногами. Под водой вытягивайтесь, сводите вместе ноги и убирайте голову между рук, взгляд направлен вниз.
4.4. Продолжайте выполнять движения руками и ногами, добавив вдохи после каждого гребка руками. Вдох совершается, когда плечи и голова поднимаются над водой и продолжается, пока локти двигаются друг к другу. Одновременно с толчком ногами делается выдох, растягивайте его на всё время скольжения до следующего гребка.

5. Совершенствование техники.

Во время плавания в полной координации обращайте внимание на следующие элементы движений и точки фокусировки:
5.1. В положении скольжения голова между рук, взгляд направлен в дно, шея вытянута. Кисти расслаблены, ладони развернуты вниз или вниз-в стороны. Ноги вместе, носки оттянуты.
5.2. При выполнении гребка руками старайтесь соблюдать траекторию движения ладоней, близкую к квадрату. Локти оставляйте как можно выше в воде, сводя к минимуму их вертикальные колебания.
5.3. Голова и шея относительно спины всегда неподвижны, как будто у вас на шее «фиксирующая повязка». При вдохе не задирайте голову, чтобы не пришлось «кивать» при пронзании воды.
5.4. Представьте в воде точку в метре впереди и после вдоха цельтесь руками в неё, стараясь протиснуться в «щель» в воде, образованную ладонями. Входите в одну точку ладонями, локтями, головой и плечами.
5.5. «Перекатывайтесь» через невидимую преграду, поднимая за счёт гребка руками не только плечи, но и бёдра, и при пронзании воды руками старайтесь войти бёдрами в ту же точку, в которую вошли плечи.
5.6. Давите грудью на воду в скольжении, расслабляя руки. После каждого вдоха, когда руки сведены вместе, давите грудью на воду, опуская плечи ниже бедер. Руки выпрямляйте без рывка, толкайте их вперед плечами, при этом плечи должны двигаться вперед за счет толчка ногами. Таким образом, ноги толкают корпус в воду и вперед подобно тому, как локомотив толкает впереди себя вагоны.
5.7. Следите за своими коленями, при подтягивании ног они разводятся чуть шире бедер, но уже ступней. Толчок ногами также следует начинать с коленей, чтобы движение стоп было хлестким.
5.8. Один из самых важных моментов — это правильный разворот стоп, имеющий решающее значение в эффективности толчка ногами, а ноги играют главную роль в продвижении при плавании брассом.
При подтягивании ног ступни и икры должны быть расслаблены, они как бы «волочатся» за коленями. Ступни следует разводить в стороны в конце подтягивания ног, пальцы разворачивайте наружу, подошвы должны быть направлены вверх-назад. Контролируйте их, чтобы толчок выполнялся подошвами и движения обеих ног были симметричными. В конце толчка оттягивайте носки и сводите ступни вместе. Если правильного разворота стоп добиться не удается, полезно повторить упражнение 3.1(приседания на суше) и запомнить, какой частью стопы и из какого положения происходит отталкивание от твёрдой опоры, а потом вернуться к упражнениям в воде.
5.9. Работайте с точками фокусировки, делая короткие заплывы по 25-100 метров; чередуйте точки фокусировки, работая над ними по одной, а потом уже группируйте их, удерживая в сознании сразу две, а позже и три точки.
5.10. Комбинируйте в заплывах упражнения и плавание в полной координации, в начале отрезка работайте над отдельным элементом, а во второй половине дистанции интегрируйте его в свою технику.

Видео-курс обучения плаванию брассом…

Похожее

swimsimple.ru

Методика обучения плаванию способом `брасс`

.
4

2.
Пояснительная записка .
6

3.
Техника плавания способом «брасс».
7

4.
Основы методики и организации обучения..
13

5.
Примерное распределение учебного времени по обучению плавания способом «брасс»

20

6.
Методика обучения плаванию способом «брасс»
21

7.
Список литературы.
33

1. ВВЕДЕНИЕ
Брасс один из популярных способов плавания. Возможности его применения многогранны.
Так, хорошо известно оздоровительное значение плавания брассом, благоприятное гигиеническое воздействие его на организм человека. Брасс используется как одно из средств лечебной гимнастики. Движения при плавании этим способом служат отличным корригирующим упражнением, применяемым для улучшения осанки, исправления искривлений позвоночника. Брасс является одним из видов физических упражнений для людей пожилого возраста, позволяющим легко дозировать нагрузку.
Технику этого способа можно использовать в самых разнообразных ситуациях, возникших в водной среде, свободно изменяя направление и скорость проплывания.
При плавании брассом сохраняется хорошая видимость, этим способом удобно подплыть к тонущему, оказать помощь ослабевшему в воде и транспортировать его к берегу. Применяя технику брасса, можно буксировать груз, плыть с каким-либо предметом в руках, особенно если нельзя погружать его в воду. В тех случаях, когда приходится снять с себя в воде одежду, удобнее всего это сделать, применяя брасс. Если понадобится нырнуть под воду, то брассист готовый к действию ныряльщик. Ему не потребуются ласты ведь движения в брассе одна из разновидностей техники плавания под водой.
Для ряда профессий, таких, как геологи, речники, моряки, подводники, спасатели, и многих других, требующих умения действовать в водной среде, овладение плаванием брассом необходимая составная часть специальной подготовки.
В современном спорте подготовка пловцов теперь начинается очень рано, часто еще до школы. И бывает так, что мальчики, приступившие к обучению в УСВУ в 5 классе, в возрасте 12 лет и не успевшие ранее приобщиться к спортивным занятиям, оказываются неперспективными «переростками». Так вот, единственный способ плавания, в котором возможно более позднее начало тренировок, это брасс. Убедительным примером является спортивная биография одного из выдающихся пловцов брассом Дэвида Уилки (Англия): в 12 лет первое знакомство со спортивным плаванием, в 14 лет первые серьезные старты, а в конце спортивной карьеры рекорды мира и победы на многих соревнованиях по плаванию, включая первенство мира и олимпийские игры.
При начальном обучении плаванию брасс из-за большей сложности несколько уступает таким способам, как кроль и плавание на спине, научиться которым можно быстрее. Но важен ведь конечный результат: освоив брасс, человек не просто способен держаться на поверхности воды он действительно становится пловцом! И в самом деле. Вот он только-только проплывает 1015 м. Но изменилась ситуация... Нужно, очень нужно проплыть вдвое, втрое больше! И, представьте себе, брассист в состоянии это сделать.

2. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Обучение плаванию одна из неотъемлемых частей системы физического воспитания. Умение плавать сохраняет жизнь, укрепляет здоровье, способствует закаливанию организма, доставляет много радостных минут во время отдыха на берегах водоемов. Вот почему так важно научить каждого ребенка плавать. Методическая разработка составлена для педагогов дополнительного образования спортивного направления, с учётом наставления по физической подготовке и спорту для суворовских военны

schoolfiles.net

Методика обучения плаванию

Понятно опишем что такое методика обучения плаванию. Многие подумали что сейчас увидят в этом разделе подробное описание о том, как научиться плавать? Нет, этот раздел совсем о другом. Здесь, как говориться вода и сырость, здесь просто текст. Но прочитав его, Вы просто поймете суть обучения плаванию, ведь это не сухое повторение упражнений за тренером. 

 

Итак, методика обучения плаванию - это схема последовательного изучения и освоения отдельных элементов способа плавания и их согласования. 

 

Вот общая схема методики обучения плаванию:

1. Обучение дыханию;

2. Обучение работе ног;

3. Обучение согласованию работы ног и дыхания;

4. Обучение работе рук;

5. Общее согласование работы рук, ног и дыхания.

 

Это касается каждого способа плавания. Всему надо учиться последовательно и начинают изучение плавания с дыхания и работы ног. И на последующих занятиях отрабатывают сначала дыхание и работу ног, а потом уже приступают к изучению нового материала, например работе рук. 

 

Теперь важные моменты по методике обучения! У каждого тренера может быть своя методика отличающаяся от методики другого тренера. Эти различия основываются на опыте тренера. 

 

Второе, методика обучения плаванию зависит и от возраста обучающихся и их индивидуальных особенностей, так что приведенная схема не строго регламентирована и могут быть отступления. Но всё же данная схема - это основа методики обучения спортивным способам плавания проверенная многолетним опытом разных поколений тренеров по плаванию.

 

На мой взгляд, а взгляд у меня опытного тренера)) каких то уникальных методик обучения плаванию нет. Это я к чему, а к тому чтобы вы не велись на красивые слова  "оригинальная методика обучения плаванию", "уникальная методика". Всё зависит от тренера, его опыта обучения, его знаний, и умений как бывшего пловца, а то сейчас плавать учат все кому не лень, даже те кто плавать сами толком не умеют. И такое встречается. 

 

Что можно ещё отнести к методике обучения плаванию помимо упражнений? Ответ: ну надо же ещё уметь доступно объяснить, как говориться разложить по полочкам, заинтересовать, увлечь, в конце концов влюбить ученика в плавание)). Итак встречайте к методике относят словесные методы, это беседа, разъяснение, и тд. 

 

Также к методике можно отнести применение на своих уроках соревновательного и игрового метода, если обучение проходит в группе. 

 

С какого способа лучше начать обучение плаванию? 
Или последовательность обучения в плавании.

Опять же всё не строго регламентировано. Один тренер начинает с кроля на груди, другой с кроля на спине, а третий вообще с брасса. Дельфин, тяжёлый физически способ плавания и без сомнений его учат последним, но в уроки можно и нужно добавлять работу ног дельфином. Считается, что проще обучить плавать сначала с кроля на спине, так как нет фазы выдоха в воду, а это многим сначала даётся не просто. Но, есть взрослые и дети, которые сильно бояться лечь на воду на спину. И тогда им такой вариант не подойдёт. Таких учеников учат плавать сначала с кроля на груди или брасса. 

 

Допустим мы начали учить плавать с кроля на груди. Сначала дыхание, потом работу ног. И тут очень хорошо показать ученику движения руками брассом с дыханием. Поверьте, это новички осваивают очень хорошо. Итак, в обучение кролю встроилось упражнение из брасса: руки брасс с дыханием, а ноги работают кролем. Таким образом отрабатываем дыхание и работу ногами кролем. А далее уже руки кролем и дыхание.

А вообще тренеру виднее на месте с какого способа учить плавать своего ученика.

Ученик не умеет плавать вообще! 

Всё это подходит, если ученик умеет хоть как то держаться на воде. А если ученик вообще нулевой. Пришёл в бассейн и увидел воды больше, чем у него в ванной. Тогда начинаем с таких упражнений, как "подуть на воду", "выдохи в воду у бортика", "поплавок", "медуза", скольжение, работа ног сидя на бортике. То есть самые простые ознакомительные упражнения с водой. 

 

Вот и получилась интересная и доступная для понимания статья. 

 

plavanieinfo.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о