Кендо японское фехтование – современное боевое искусство японского фехтования на бамбуковых мечах.. Интересные факты. Добавила Елена Петрова — VilingStore.net

современное боевое искусство японского фехтования на бамбуковых мечах.. Интересные факты. Добавила Елена Петрова — VilingStore.net

Кэндо – современное искусство фехтования , произошедшее от традиционных техник владения мечом самураев, кэндзюцу. Цель кендо – формирование твердого характера, закаливание воли и тела спортсмена.


Название «кэндо» появилось в 1895 году. Это название произошло от древнего «кэн-дзюцу». В этом слове «кен» обозначает «меч», «дзюцу» – «искусство». В новом иероглифе «дзюцу» заменили на иероглиф «До» – путь. Таким образом, была создана особая система воспитания для возрождения традиций самураев и укрепления национального духа среди японской молодежи.

Кендо возникло, взяв за основу древние боевые искусства Японии. В период Камакура стрельба из лука, фехтование и владение копьем составляли обязательную часть тренировок воина-самурая. Изначально меч не использовался как основное оружие самурая. Он применялся только для самообороны при отсутствии другого оружия, для отрезания головы врага и ритуального самоубийства сэппуку.

Только с началом мирной эпохи Эдо, когда самураи официально могли носить только мечи, фехтование на этом виде оружия стало очень популярной дисциплиной среди военных. В начале 17 века возникло много школ, которые сулили ученикам обучить их тайным знаниям техники фехтования мечом. Эти школы были под сильным влиянием одной буддийской секты Дзэн. Самыми известными среди них были Итто-рю, Муто-рю и Мунэнмусо-Рю. Первая акцентировала все внимание на одном главном ударе, вторая – тренировала в основном волю воина. Третья школа учила рефлекторной технике владения мечом.

Многие века в тренировках применялись деревянные мечи, наносившие бойцам сильные травмы. Однако с 18 века в результате изменений, проведенных учителем Наганума Кунисато, начали применяться бамбуковые мечи, что значительно сократило количество повреждений. С конца 18 века фехтование мечом уже было похоже на современное кэндо.

В 19 веке европейское огнестрельное оружие потеснило самурайский меч, но всеобщее использование мечей в японо-китайской войне 1895 году вернуло оружию его славу. В 1895 году было организовано Общество боевых добродетелей Большой Японии. Оно продвигало фехтование мечом среди молодежи и в 1920 году изменило различные названия техник фехтования на «кэндо».

Известность кэндо среди населения увеличивалась по мере роста давления Запада на Японию. Это фехтование распространилось в школах и воспитывало патриотическую молодежь. После разгрома Японии во Второй мировой войне, американские оккупанты запретили изучение в школах кэндо, а Общество боевых добродетелей Большой Японии было ликвидировано. С 1950 года, когда давление оккупационных властей ослабело, была создана Всеяпонская Федерация Спортивного Кэндо. Вскоре запрет на обучение кендо был снят, и занятия по фехтованию снова начали проводить в школах. Постепенно кендо распространилось за пределы Японии, в 1970 году была создана Международная Федерация Кэндо.

В кэндо применяется тренировочный меч синай, который состоит из связанных бамбуковых полосок, которые при ударе не могут нанести значительного вреда здоровью спортсмена. Защита в кэндо состоит из головного убора, защиты для рук и предплечья, туловища, паха и бедер. В этом виде фехтования выделяют атакующие удары двух видов: рубящие и колющие. Рубящие – наносят по голове противника, по правому запястью в любое время, по левому запястью в момент его поднятия, по туловищу. Колющие удары можно наносить только в область горла. Эти техники в целях безопасности обычно не изучают на начальном этапе обучения.

Кендо в наше время уже обозначает не только технику фехтования мечом, но и искусство воспитания и развития в учениках духа воина.

Кэндо воспитывает дух через правильные занятия и тренировки, развивает в человеке любовь к родине и обществу, помогает взаимопониманию между людьми.

Целями кэндо является формирование сильного духа, тела и ума с помощью правильных тренировок, стремление к самосовершенствованию и искренности, что даст возможность каждому любить свою страну и народ, а также помочь всему человечеству в его стремлении к процветанию во всем мире.

В кэндо есть такой раздел, как ката – исполнение упражнений без использования защитного костюма. В ката участвуют ученик и учитель.

Для сдачи аттестации в кэндо нужно помимо прочего сдавать и кэндо ката, которые изучают правильные направления ударов, интервалы между нападениями, правильные движения тела, развитие собственного достоинства.

vilingstore.net

Московский Клуб Кендо и Иайдо Сёгун

Итак, вы впервые столкнулись с кендо и вам интересно, что это такое?

Кендо это традиционное боевое искусство, современный вид спорта и путь развития личности. Кендо уходит своими корнями в старые японские школы фехтования на мечах. Изначально фехтование на синаях (бамбуковых мечах) в богу (защитном доспехе) практиковалось как способ соревнования и тренировки в различных старых школах.

Свободный поединок, возможный только с таким снаряжением, оказался крайне эффективным методом обучения, благодаря чему кендо обрело огромную популярность в Японии и является там самым массовым видом боевого искусства.

В современном кендо, также как столетия назад, поединки проводятся в защитном доспехе и с бамбуковым мечом, в полную силу и на полной скорости. Правила поединка стали со временем строже, но все они имеют глубокий смысл. По кендо проводятся Чемпионаты Мира, Европы и России, члены нашего клуба активно и успешно выступают на соревнованиях в России и за рубежом.

Корме тренировок с синаем, изучаются также ката (формы) с бокеном (деревянной копией меча) представляющие собой техники фехтования характерные для старых школ кендзюцу.

Концепция кендо, принятая Всеяпонской Федерацией Кендо гласит:

「剣道は剣の理法の修練による人間形成の道である」
“Кендо представляет собой путь воспитания человеческого характера посредством применения принципов меча.”

Почему же кендо это ещё и путь развития личности? Потому что кендо в процессе тренировок делает нас лучше и сильнее, во всех смыслах этого слова. Мы становимся сильнее физически, быстрее и выносливей, мы обретаем смелость и уверенность, учимся контролировать свои мысли и чувства, яснее видеть и чувствовать партнёра… и многим другим вещам. Кендо меняет нас к лучшему. Это путь длинною в жизнь. Благодаря тому, что кендо включает в себя не только физическую составляющую, но и тренировку духа, возраст не становится непреодолимой помехой развитию, и пожилые мастера зачастую с лёгкостью побеждают молодых бойцов. Кроме того, некоторые мастера кендо практикуют дзэн, утверждая что: «Фехтование и дзэн — едины в своём стремлении к достижению состояния не-сознания» (Ямаока Тэссю).

В нашем клубе также проходят тренировки по иайдо под руководством одного из лучших инструкторов России, руководителя клуба Эйсинкай Андрея Арефьева. О том, что такое иайдо рекомендуем почитать здесь.

И, наконец, обратите внимание на эту схему:

В этой схеме нет опредлелённого места для кендо. Кендо это не место, это путь, который начинается с относительно простой спортивной техники и ведёт к сложным техникам и навыкам боевого искусства, но если освоить спортивную технику можно достаточно быстро, то чем дольше вы следуете по этому пути, тем больше отдаляетесь от «быстроты освоения». Чудес как в кино не бывает. Чтобы ваше кендо стало боевым искусством понадобятся годы.

Если вы задумались о том, чтобы начать заниматься кендо и иайдо в нашем клубе, вам необходимо ознакомиться со следующими материалами:

  1. Подробнее о сути и истории кендо
  2. Что нужно знать новичку?
  3. Правила поведения в Додзё
  4. Словарь терминов
  5. Коротко о снаряжении
  6. Расписание занятий
  7. Адрес клуба

Кроме того, рекомендуем почитать следующие статьи:

  1. FAQ для новичков
  2. Что если я (не)брошу кендо?
  3. Раздел о Кендо-ката

www.shogunclub.ru

Кендо в Японии | Приморская федерация кендо

Считается, что искусство владения мечем в Японии зародилось с появлением класса воинов около VIII в.

Меч с единоострым лезвием пришел в Японию из Китая в период правления династии Суй (589–618 гг.). В ХI в. сражения на лошадях привели к появлению и использованию более длиной и изогнутой модификации мечей, и эти обстоятельства заставили отказаться от китайского стиля боя, характеризующегося захватом меча одной рукой, в пользу двуручного хвата, что, собственно, и породило появление уникального японского меча.

К середине второго тысячелетия искусство владения мечом становится привилегией самураев и аристократии, зарождается культ оружия и людей, в совершенстве владеющих техникой фехтования. «Кендзюцу» – прародитель «кендо» – искусство владения мечом – сливается с «бусидо» – моральным кодексом японских воинов и становится стержневой дисциплиной в воспитании самураев. Меч стал олицетворять душу владельца, а техника владения им – «дар бога».

Современное кендо вбирает в себя огромный пласт практических, теоретических, философских, нравственных основ тысячелетнего боевого японского искусства – «кендзюцу». След этого древнего фехтовального стиля хорошо виден в упражнениях и технике сегодняшнего кендо. К примеру, известные в кендо комплексы парных упражнений (яп. «ката») были разработаны самураями несколько веков назад, бережно сохраняются и передаются из поколения в поколения, от учителя к ученику.

Современный вид кендо начал формироваться в период «Эдо» (1603–1868 гг.). В это время стали возникать тренировочные залы (яп. «додзё», в переводе на русский – «место, где ищут путь»). Эта эпоха отмечена улучшением тренировочного снаряжения, появлением нового вида тренировочного двуручного деревянного меча (яп. «боккэн») более безопасного при проведении поединков между фехтовальщиками. Однако, из-за использования деревянного меча – «боккэн», учащиеся часто и сильно травмировали друг друга.

Существенным шагом в дальнейшем развитии кэндзюцу, являлись реформы мастера меча – Наганума Кунисато (1688–1767 гг.). Именно ему «приписывается» изобретение в период 1711–1715 гг. бамбукового меча – «синая» и защитной амуниции – доспехов (яп. «богу») для защиты головы, груди, рук и бедер. Кунисато в процесс обучения фехтованию воинов «ввёл» менее травматичный по сравнению с «боккеном» тренировочный меч, состоящий из четырёх бамбуковых пластин, скрепленных кожаной рукоятью (яп. «цукагава»), кожаным ремешком, обмотанным вокруг пластин (яп. «накаюй»), и кожаным чехлом для наконечника (яп. «сакигава»). Слово «синай» возникло от глагола «синау» (яп.) – «гнуться», «прогибаться». Такая конструкция меча существенным образом смягчала удар, и именно она используется в  кендо по сегодняшний день.

Огромную роль в развитии кендо сыграл японский мастер и учитель кэндзюцу Тюдзо Цугутакэ (умер в 1801 г.). В эпоху Хорэки (1751–1763 гг.) он ввел в процесс обучения воинов соревновательные поединки на «синаях» среди самураев, живших в Эдо (современный Токио). В ХVIII в. в Японии стали нормой тренировочные процессы (яп. «кэйко»), когда участники, обмениваясь ударами во время спарринга, защищены доспехами. Использование синая и защитного снаряжения («богу»), стало набирать большую популярность в Японии.

После консервативной революции Мэйдзи (1868 г.), свержения режима феодальных правителей Японии – сёгунов и восстановления реальной власти императора, кендзюцу, наряду с философией «будо», рассматривалось как символ изжившей себя феодальной традиции и стало стремительно терять популярность. Эффективное использование европейского огнестрельного оружия, вытеснило самурайский меч из обихода в связи с отсутствием практического применения. Боевые искусства перестали быть неотъемлемой частью образовательной программы. Во второй половине ХIХ в. был издан Указ, запрещающий ношение холодного оружия.

Мастером Сакакибара Кенкичи (1830–1894 гг.). были предприняты шаги к сохранению самурайской культуры. Ему удалось всколыхнуть общественный интерес японцев к искусству владения мечом путем организации публичных выступлений известных мастеров кендо. По всей стране создавались труппы путешествующих по стране мастеров меча. Несмотря на то, что самураи лишились права на ношение оружия, кендзюцу вскоре возродилось уже в своем «обновленном» варианте – кендо, которое уже в начале ХХ в. было принято, как обязательный предмет обучения в общеобразовательных школах.

Название новому виду искусства владения меча – «кендо» дали члены «Общества воинской добродетели Великой Японии», образовавшегося в 1895 г. Термин «кендо» – «путь меча» – стал носить более широкий и глубокий смысл, имея своей целью возрождение самурайских традиций и укрепление «национального духа» среди японской молодёжи.

Официальным годом рождения этого боевого искусства считается 1920 год. В 1928 г. образована Всеяпонская федерация кендо.

Популярность кендо в молодежной среде страны возрастала обратно пропорционально усилению социально-культурного давления стран Запада на Японию и воспринималось консервативной общественностью, как форма внутреннего народного противодействия (если можно выразиться современным языком) процессам «глобализации». Упрощённое фехтование, символизирующее дух и душу «настоящего японца», приобрело распространение среди школьников и патриотически настроенной молодёжи. В 1929, 1934 и 1940 гг. в Японии прошли первые три соревнования по кендо на кубок императора страны. В эпоху Мэйдзи, особенно перед Второй мировой войной (1939–1941 гг.) на волне националистических чувств, кендо испытало на себе всплеск популярности в Японии.

Потерпев поражение во время Второй мировой войны, под давлением американских оккупационных властей, в Японии в 1940-х гг. был введен запрет на кендо, распущено «Общество боевых добродетелей Большой Японии», преподаватели-фехтовальщики уволены. Кендоисты перешли на подпольное положение, продолжая тренироваться тайно. К 1948 г. это движение приобрело массовый характер, и американские власти были вынуждены разрешить занятие фехтованием, но с условием, что слово «кендо» не должно было употребляться. В этот период времени данный вид спорта именовался – «соревнования на бамбуковых мечах» (яп. «синай кеги»).

В 1950 г. американский контроль над учебными программами Японии был отменён. В 1952 г. восстановлена Всеяпонская федерация кендо (далее – ВФК) и восстановлено преподавание кендо в общеобразовательных школах этой страны. ВФК провозгласила кендо не воинским искусством, но воспитательным видом спорта, каким оно и является на сегодняшний день.

Основным методом развития кендо японского общества стали уроки фехтования на занятиях физкультуры в школах. Министерство образования Японии в 1953 г. отменило все ограничения на кендо, было разрешено проводить занятия в колледжах и университетах с целью возрождения самурайских традиций и укрепления «национального духа» среди молодёжи. С этого времени в Японии проводятся Всеяпонские чемпионаты по кендо ежегодно.

На сегодняшний день в начальной, средней и высшей образовательных школах Японии активно развиваются боевые искусства, где уроки кендо включены в обязательную программу обучения. В стране «восходящего солнца» ежегодно проходит множество турниров среди различных государственных ведомств, коммерческих организаций, общеобразовательных школ, колледжей, университетов, в которых принимают участие кендоисты разных возрастов и полов. Кендо наряду с дзюдо, входит в обязательную программу физической и моральной подготовки японских полицейских. Всё это говорит о распространенности и значимости кендо для японцев.

primkendo.ru

Кендо как спорт

 Слово «кендо» записывается двумя иероглифами: «кен» — меч и «до» — путь. (Путь меча). Это современное искусство фехтования, ведущее свою историю от традиционных самурайских техник владения мечом. Ставит целью формирование полноценной личности и твёрдого характера, закаляя волю и тело фехтовальщика.

Записаться на обучение Кендо в Нижнем Новгороде можно в клубе FUTAGAWA. Есть запись в детские и взрослые группы. Занятия Кендо для детей развивает волю и тело юного фехтовальщика. 

 

 

 

  В 20 веке фехтование на мечах (кен-дзюцу) стало развиваться как спорт. Были добавлены элементы спортивного фехтования, где чистая победа (иппон) присуждается в зависимости от места на доспехах (богу) в которое попадает участник бамбуковым мечом (синай).

 Кендо стремительно набирает свою популярность. В Японии существует множество федераций по кендо среди различных ведомств и образовательных учреждений: Федерация кендо Пожарников; Федерация Кендо Полиции и др. Соревнования собирают многочисленные залы болельщиков.

 В 1970 году для координации иностранных фехтовальных клубов была образована Международная Федерация Кэндо. Членами данной организации является более 70-ти стран Мира

  Экипировка. Доспехи (богу) изготовляются из твердой кожи и бамбука и имеют либо темно-синий либо белый цвет. Экипировка включает в себя кейкоги (верхняя одежда, плотная куртка из хлопчатобумажной ткани), хакама (нижняя одежда, штаны из хлопчатобумажной ткани), протекторы для нижней части тела (таре), кирасы для верхней части тела (до), перчаток для рук (котэ) и шлема для головы (мэн), а также бамбукового меча (синай). Во многом все это напоминает историческую японскую броню.  

  Поединок в Кендо. Поединок называется сиай. В кендо, чистая победа (иппон) присуждается за попадание бамбуковым мечом (синай) в определенные области головы и тела, при этом необходимо выкрикнуть японское наименование цели. Есть восемь областей:

  • Рубящий удар в центр мертвой точки на верхней части головы защитника;
  • Рубящий удар немного левее или правее от центра мертвой точки;
  • Колющий удар в горло;
  • Режущий удар в правое или левое запястье;
  • Рубящий удар в протектор груди с правой или левой стороны.

 Поединок длится в течение определенного периода времени и заканчивается досрочно при достижении 2-х иппонов одним из соперников, либо завершается по истечении времени если у одного из соперников есть преимущество в иппонах. В противном случае поединок завершается ничьёй и в некоторых случаях назначается дополнительное время (энчо) до первого иппона для выяснения победителя.

← Вернуться назад к списку альбомов

futagawa.ru

это… Описание, особенности, история, философия и отзывы

Кендо — это искусство, в котором спортсмены осуществляют бой при помощи бамбуковых палок. Появилось оно в Японии. На родине имеется большое количество выдающихся спортсменов в этом виде спорта. Кендо создавалось с целью защиты и победы над соперником. Однако в наши дни для самообороны мечи не используют. Главным в этом виде спорта является духовный аспект.

Философия

Изначально искусство кендо было предназначено для победы над врагом на поле боя. Но со временем оно превратилось в искусство воспитания духа молодежи всего мира. Развитие осуществляется в результате регулярных тренировок под руководством опытных тренеров, которые имеются во многих странах. Воспитание духа происходит в результате овладения принципами работы с бамбуком мечом. Искусство кендо вызывает уважение к своей стране и её культуре. Оно объединяет людей различных национальностей.

История появления

Кендо — это древний вид единоборств. Самураи регулярно практиковались на деревянных мечах. До 17-го столетия такое оружие было в качестве вспомогательного, а после причислено к основным. Удары деревянными мечами причиняли большой вред соперникам на тренировках. Поэтому в начале 18-го века их сменили на мечи из бамбука. С тех пор тренировки были похожи на современные. Ситуация кардинально изменилась в 1968 году. Именно тогда вышел закон, запрещающий ношение мечей. После появления нового закона кендо превратился в вид искусства и сохранился до наших дней. Недолгое время кендо было запрещено в Японии. По завершении второй мировой войны американские власти объявили кендо вне закона.

Но уже в 1953 году запрет на это искусство был снят. С того времени популярность кендо росла в Японии и за её пределами. В нашей стране имеется немало поклонников этого древнего японского искусства фехтования. Во всех крупных городах имеются федерации кендо. Люди всех возрастов приходят в фитнес-клубы, чтобы познать это искусство. Ведь кендо — это не только хорошее физическое состояние, но и духовное развитие.

Судейство

Кендо — это искусство, в котором побеждает спортсмен, набравший большее количество очков. Сам рейтинг называется иппон. Балл спортсмену дается за удачно выполненный прием и возвращение в исходную позицию. Балл дается не за сам удар, а за ряд правильно выполненных действий. Если все было выполнено в соответствии с правилами, то судья поднимает флажок и спортсмен получает один балл. За соблюдением правил следят три судьи. У каждого из них в руках должны находиться флаги белого и красного цвета. Ленты такого же цвета должны прикрепляться к спинам спортсменов. После совершения ряда успешных действий судьи поднимают вверх флаг, который соответствуют цвету ленты спортсмена. Очко засчитывается бойцу, если двое из судей подняли флажок.

Остановки и нарушения

Судьи вправе произвести остановку во время поединка в следующих случаях:

  • если один из спортсменов нарушил правило;
  • если произошел спорный момент и судьям нужно время для принятия решения;
  • когда один из спортсменов оказался в лежачем положении;
  • если один из фехтовальщиков попросил тайм-аут путем поднятия одной руки;
  • если оба спортсмена на протяжении долгого времени находятся в состоянии скрещенных гард.

В правилах предусмотрены действия, за двукратное совершение которых присваивается один балл сопернику нарушителя. Это произойдет в случае, если спортсмен во время боя сделает следующие действия:

  1. Если фехтовальщик во время боя коснется одной из рук меча выше рукоятки.
  2. Когда один из спортсменов во время боя потеряет свой меч.
  3. Если один из фехтовальщиков выйдет за пределы ринга.
  4. Если на спортсмене неправильно надета одежда и доспехи.

Регламент и обмундирование

Соревнования по кендо проходят в форме поединков один на один. Во время боя каждый из фехтовальщиков выходит на ринг. После этого они делают три шага навстречу друг другу, кланяются и приседают. После команды судьи спортсмены поднимаются и сразу же начинают поединок. Для того чтобы пройти аттестацию, спортсмен должен принять участие в матче и успешно выполнить технические приемы. Поединок в кендо длится пять минут. Если за это время не удается выявить победителя, то назначаются дополнительные три минуты.

На спортсменов должно надеваться защитное снаряжение. Бои проходят на квадратных площадках. Они, как правило, имеют длину в 9 или 11 метров. Половина ринга покрыта деревянным покрытием. Окончания ринга отмечают обычной клейкой лентой белого цвета. К занятиям по кендо допускаются спортсмены, достигшие 7 лет. В столь молодом возрасте спортсмены не участвуют в официальных соревнованиях по кендо. Занятие с детьми проходит в игровой форме. Японские подростки начинают активно участвовать в соревнованиях лишь в старших классах. Бои у них проходят обычно 3 или 4 минуты.

Удары

Спортсмены осуществляют бой при помощи бамбукового меча или его заменителя. Использование такого материала при изготовлении меча значительно уменьшает количество травм бойцов. Оружие спортсмены держат в обеих руках. В основном меч держится усилиями левой руки, а правая работает для точности. В кендо существует два вида ударов:

  1. Рубящие. Такие удары можно осуществлять в голову (за исключением лица), туловище и запястья.
  2. Колющие. Такой вид удара бьется только в горло. Новичкам такие удары не преподают. Так как слишком высок шанс нанести сопернику тяжелую травму.

Развитие в наши дни

После снятия запрета кендо постепенно набирала популярность среди населения Японии, а затем и во всем мире. Федерации стали открываться во многих странах. Для их координации в 1970 году открылась «Международная Федерация Кендо». В 2003 году в нее входили клубы и организации из 44 стран мира. Соревнования по кендо стали привлекать все больше внимания. На чемпионате мира по кендо участвуют спортсмены из большого количества стран. Родоначальники этого боевого искусства всегда являются фаворитами международных турниров. Бои проходят по правилам «Всеяпонской Федерации Кендо».

Появление в нашей стране

Возможность изучать кендо у россиян появилось в 1989 году. Первым тренером этого боевого искусства был преподаватель японского языка в МГУ Владимир Александрович Янушевский. Спустя четыре года была образована «Московская Ассоциация Кендо». После этого постепенно этим восточным искусством стали заниматься уже и в регионах. Поэтому в 1997 году была образована «Российская Федерация Кендо». Благодаря усилиям первого преподавателя кендо в России Владимира Янушевского в страну начали приезжать японские специалисты.

В 1998 году для всех любителей кендо произошло важное событие. Нашу страну посетил премьер-министр Японии Рютаро Хасимото. Во время своего визита он провёл с российскими спортсменами совместную тренировку. После того, как он узнал, что в стране будет проходить чемпионат России по кендо, министр Японии подарил кубок «Мирное сердце». Его по сей день получает команда победителей чемпионата страны по кендо.

На родине кендо занимаются более полутора миллиона человек. Это японское искусство является обязательным для школьников и студентов. Кендо изучают с самых ранних лет и до глубокой старости. В Японии даже полицейские в обязательном порядке совершенствуются в этом искусстве. В остальном мире лишь немногие регулярно занимаются кендо. В России у граждан есть возможность заниматься этим видом фехтования лишь в больших городах.

fb.ru

основные правила, техника, история стиля

Кендо (или «кэндо», яп. «путь меча») – искусство фехтования особым бамбуковым мечом. В Японии это спорт, в большинстве других стран – боевое искусство для формирования тела и духа обучающегося. Создавалось, чтобы «защитить себя и уничтожить врага». Однако сейчас на мечах не дерутся, и духовный аспект во многом выступил на первое место. Хотя, хорошо овладев техникой кендо, можно «защитить себя» любой подвернувшейся палкой.

История

Самураи фехтовали на деревянных мечах с 12 века. До 17 века это оружие считалось вспомогательным, потом было причислено к основным. В начале 18 века деревянные мечи, причинявшие много травм на тренировках, были заменены на бамбуковые, и занятия стали похожи на современные. В 1868 вместе с распространением огнестрельного оружия возник запрет на ношение меча. Это стало поводом пересмотреть установки кендо и в начале 20 века превратить его в то, чем оно является сейчас. После проигрыша Японии во Второй мировой войне американские оккупационные власти объявили кендо вне закона как проявление национализма, но уже в 1953 году ограничения были сняты. С тех пор кендо не только восстановило позиции на родине, но и стало распространяться по миру. На данный момент почти в любом крупном российском городе есть клуб или отделение федерации кендо.

Техника

Меч («синай») состоит из 4х связанных полос бамбука или его синтетического заменителя. Длина – около 115 см — зависит также от роста и предпочтений бойца. Держится меч двумя руками — левой сильнее, а правая используется для точности удара. Удары делятся на колющие и рубящие. Рубящие — по голове (кроме лица), туловищу и запястьям противника. Колющие – строго в горло (их преподают только опытным бойцам). Для аттестаций проводятся матчи и сдаются «ката» – формальные технические приёмы. Основное время матча – 5 минут (+ 3 добавочных, если нужно). Матчи проводятся в защитном снаряжении, на особой квадратной площадке, с тремя судьями. Начинать заниматься кендо можно с 7 лет. До 10-12 лет занятия строятся на игровом овладения техникой, общей физической подготовке и выстраивании психологической мотивации — с желанием в первую очередь не победить, а самосовершенствоваться, и непременным для восточных единоборств уважением к окружающим, к соперникам и к Учителю.

mega-fight.ru

Кендо — это… Что такое Кендо?

Поединок в кэндо

Кэндо (яп. 剣道, кэндо:, «путь меча») — современное фехтовальное искусство, ведущее свою историю от традиционных самурайских техник владения мечом, кэндзюцу (яп. 剣術). Ставит целью формирования полноценной личности и твердого характера, закаляя волю и тело фехтовальщика. В современной Японии рассматривается как один из видов спорта. Существует движение за включение кэндо в программу Олимпийских игр.

Название «кэндо» была создано Обществом боевых добродетелей Большой Японии (大日本武徳会), которое появилось в 1895 году с целью возродить самурайские традиции и укреплять «японский дух» среди японской молодежи. Основным методом действия Общества стали уроки фехтования на занятиях физкультурой в школах. Старое название «кэндзюцу», которая означала «техника меча», заменил более широкий и глубокий термин «кэндо» — «путь меча».

Философия

В слове «меч» заложены главнейшие идеи кэндо. Первая идея заключается в том, что человек, вооруженный мечом, не имеет права на ошибку и не имеет возможности исправить ее. Соответственно, как в поединке, так и повседневной жизни, ко всему следует относиться серьезно. Вторая идея сводится к тому, что одинаковых ситуаций не бывает: к каждому противнику, бою, следует подходить с обновленным духом и запалом. Поэтому слово «меч» в кэндо воспринимается прежде всего как орудие, которое тренирует дух человека.

Под «законами» понимаются три составных, которые необходимы для осуществления результативного удара. Это «закон меча», что состоит в правильном проведении удара, «закон тела», по которому удар должен быть нанесен в правильной осанке, и «закон сердца», что означает бодрость и энергичность духа при ударе.

«Путь» в кэндо — это дорога усовершенствования человека, «формирование» ее как личности. Стать совершенным невозможно, поэтому именно процесс — «формирование» и усовершенствование, а не результат — «сформированность» и совершенство, есть одним из краеугольных положений философии этого боевого искусства.

Подход к тренировкам

Правильно и серьезно изучать путь меча, воспитывать бодрый дух, закаляя душу и тело, и через особенности кэндо уважать вежливость, ценить честь, откровенно и постоянно работать над собой, и благодаря этому любить государство и общество и широко содействовать миру и процветанию человечества.

История

Происхождение кэндо тесно связано с историей боевых искусств в Японии. В период Камакура (1185—1233) фехтование, вместе со стрельбой из лука и владением копьем, было неотъемлемой частью подготовки воина-самурая. Однако в течение четверых столетий меч не использовался как главное оружие, а имел вспомогательную функцию. Сферой его применения были самооборона в случае отсутствия другого оружия, отрезание глав противника и ритуальное самоубийство сеппуку. Лишь с наступлением мирной эпохи Эдо (1603—1868), когда самураям официально позволили носить из оружия только мечи, фехтование на них завоевало широкую популярность среди военного слоя.

В начале 17 столетия появились десятки школ, которые предлагали потенциальным ученикам ключи к познанию тайн техники владения мечом. Эти школы находились под сильным влиянием буддийской секты Дзен. Известнейшими среди них были Итто- Рю, Муто- Рю и Муненмусо- Рю. Первая школа делала акцент на одном главном ударе, трактуя другие приемы как исходящие от него. Другая учила, «что меча извне не существует» и тренировала прежде всего волю фехтовальщика. Третья доказывала технику владения мечом к рефлексу, так что самурай фехтовал рефлексивно — «не раздумывая».

В течение многих столетий во время тренировок использовались деревянные мечи, которые наносили ученикам сильные ранения. Однако реформы наставника Наганума Кунисато (1688—1767), который ввел бамбуковые мечи синай, уменьшили количество травм. С конца 18 столетия фехтование мечом уже напоминало современное кэндо.

С реставрацией Мейдзи (1868) европейское огнестрельное оружие вытеснило самурайский меч из обихода. Однако его широкое применение солдатами в японо-китайской войне 1895 года возвратило оружию заслуженную славу. Созданное в 1895 году Общество боевых добродетелей Большой Японии популяризировало фехтование мечом среди молодёжи, а 1920 году изменило разные названия фехтовальных техник на «кэндо». Этот год полагает официальным годом рождения этого боевого искусства.

Популярность кэндо возрастала по мере усиления давки стран Запада на Японию. Упрощенное фехтование приобрело распространение среди школьников и воспитывало патриотически настроенную молодежь. В 1929, 1934 и 1940 годах было проведено первые три соревнования по кэндо на кубок императора страны.

После поражения Японии во Второй мировой войне в 1945 году, оккупационная американская власть запретила преподавание в школах кэндо, как вредной воспитательной практики, которая содействует распространению японского национализма. В следующем году Общество боевых добродетелей Большой Японии было распущено, а преподаватели фехтовальщики уволены с работы.

С 1950 года давление американцев ослабло. Была сформирована Всеяпонская Федерация Спортивного Кэндо. Через два года запрет на кэндо была снят, и из названия Федерации выбросили слово «спортивный». В 1953 году занятия по фехтованию восстановили в школах.

После восстановления репутации кэндо, оно распространилось в Японии и даже стало популярным за границей. В 1970 году для координации иностранных фехтовальных клубов с японскими была образована Международная Федерация Кэндо. На 2003 год в неё входили кэндоистские организации и клубы из 44-х стран мира.

В кэндо вместо катаны используется тренировочный меч синай (яп. 竹刀), состоящий из четырёх бамбуковых полос, связанных вместе. Таким образом, риск для здоровья остается минимальным. Защитное снаряжение состоит из головного убора мэн (яп. 面, букв. «маска»), защиты для рук и предплечья котэ (яп. 小手), защиты для туловища до (яп. 胴, до:), и защиты для паха и бёдер тарэ (яп. 垂れ).

В современном кэндо атаки бывают двух типов: рубящие и колющие. Рубящие удары разрешается наносить по макушке противника, по левой или правой части его головы, по правому запястью в любой момент, по левому запястью, когда оно поднято (например, при замахивании мечом), по правой или левой части туловища (хотя в соревнованиях редко присуждают очки за удары по левой части). Колющие удары разрешено наносить только в горло. Тем не менее, так как неумелый колющий удар может повредить горло или шею противника, такие техники обычно не преподаются на начальном этапе обучения.

Также в кэндо есть ката, то есть исполнение формальных упражнений без защитного костюма. В ката участвуют два человека: ученик (сидати) и учитель (утидати). Учитель производит первый удар, ученик последний и закрепляет за собой тем самым победу.

Кэндо означает не только технику владения мечом по правилам Всеяпонской Федерации Кэндо. Произошел переход от искусства уничтожения врага на поле боя к искусству воспитания духа воина.

Кэндо стремится к воспитанию энергичного духа через правильное обучение и тренировку. К развитию человеческой природы через понимание принципов работы с мечом. Развивать в человеке любовь к своей стране и обществу, способствовать развитию культуры, укреплять взаимопонимание между людьми, странами и народами — таковы принципы, которые можно применить к искусству владения мечом.

Ссылки

Специализации феодальной Японии
Стрельба из лукакюдзюцу · кюдо · сагэй
Владение копьемсодюзцу · яридзюцу · нагинатадзюцу · содэгарамидзюцу · сасуматадзюцу
Искусство посохадзёдзюцу · дзёдо · тэцубодзюцу
Искусство цепи и других орудийкусаридзюцу · кусаригамадзюцу · манрикидзюцу · сигиригидзюцу · гэгигандзюцу · тэссэндзюцу · дзиттэдзюцу
Владение мечомтодзюцу · кэндзюцу · кэндо · иайдо · тантодзюцу
Оккультные искусстваниндзюцу · тоири-но-дзюцу · синобидзюцу · сикаири-но-дзюцу · сюрикэндзюцу · юбидзюцу · коппо · фукихари · суйдзёхокодзюцу
Без оружияайкидзюцу · айкидо · вадзюцу · гусоку · гэнкоцу · дзюдзюцу · дзюдо · карате · киайдзюцу · когусоку · коси-но вакари · коси-но мавари · кумиюси · кэмпо · ройкумиюси · сёгусоку · сикаку · синобидзюцу · субаку · сумай · сумо · тайбо · тайдодзюцу · тикаракурабэ · торитэ · хакуси · яварадзюцу
Верховая ездабадзюцу · дзобадзюцу · суйбадзюцу
Плаваниесуйэйдзюцу · оёгидзюцу · кацу годзэн оёги

Wikimedia Foundation. 2010.

dic.academic.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *