Как стать детским тренером по футболу – Как стать футбольным тренером? - Спорт

Как получить тренерскую лицензию по футболу

Футбол — один из самых популярных видов спорта в нашей стране. Наверное, почти каждый мальчик в детстве мечтал однажды выйти на огромное футбольное поле, со своим личным номером на спине, под взгляды тысячи зрителей и сделать свой первый пас, забить первый гол…

Ну, и, конечно же у каждого знаменитого спортсмена был свой тренер, учитель и гуру, который помог выйти ему на победную тропу. Эта статья не про, какими навыками стоит обладать и что нужно знать, чтобы быть отличным тренером, речь в ней пойдет о том, с чего он должен будет начать. А начать нужно с получения лицензии.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.
 
Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону

+7 (499) 703-52-27
Это быстро и бесплатно!

Лицензия тренера по футболу

То, что сертифицированные тренеры пользуются большим уважением среди родителей, которые собираются отдать своих детей в какую-либо спортивную секцию, нежели тренера-любители, — это факт.

Наличие лицензии подтверждает, что ее обладатель прошел определённый курс подготовки и владеет необходимым багажом знаний, чтобы грамотно обучать детей. В принципе, именно поэтому получение лицензии — довольно трудоемкий процесс. Далее будет рассказано о том, как получить тренерскую лицензию.

Всего существует 6 категорий.

  1. Тренерская лицензия по футболу категории «D», начальная, позволяет тренировать в детско-юношеских командах. Присваивается она на пять лет.
  2. Категория «С» дает право тренировать не только юниоров, но и в 1-м и 2-м дивизионе, а также в любительском клубе. Она действует три года.
  3. Тренеры с категорией «В»
    в праве обучать спортсменов команд РФПЛ, руководить программой по совершенствованию молодежного футбола в первом и втором дивизионе, а так же в клубах, входящих в состав РФПЛ. Действует такая лицензия столько же, сколько и лицензия «С».
  4. Лицензия «А» позволит вам стать тренером в странах, входящих в состав Тренерской конвенции УЕФА по уровню «В» или «А», а так же работать тренером в спортивных клубах Российской футбольной Примьер-Лиге.
  5. «А элитный детско-юношеский футбол» — это уже более узконаправленная категория УЕФА, которая способна сделать вас тренером детско-юношеских команд клубов любого уровня.
  6. Лицензия «ПРО», высшая категория, которая позволяет работать в сфере любой из других категорий, а так же дает возможность стать главным тренером в странах, что входят в конвенцию. Срок действия — три года.

Далее в статье мы рассмотрим самый главный вопрос: как получить лицензию тренера.

Читайте о том, как получить лицензию нотариуса в России.

А тут все о понятии авторского права и его особенности.

Полезная статья «Как получить лицензию на транспортировку отходов».

Получение лицензии: основные требования

Итак, самая первая ступень в лестнице, конец которой — получение спортивной лицензии футбольного тренера категории «ПРО», это получение категории «D». Для ее получения не потребуется диплом ВУЗа, достаточно лишь пройти специализированные курсы и сдать определенные экзамены.

Но, к сожалению, для того, чтобы получить в будущем и другие категории, более высокие, понадобится диплом ВУЗа. Для получения любой категории, помимо «D», нужно повышать свой профессиональный уровень.

То есть, для получения лицензии категории «С», нужно уже обладать категорией «В», а для получения лицензии «А», соответственно «В». И так по возрастанию. Для получения каждой из категорий предстоит пройти специализированные курсы и успешно сдать по ним итоговый экзамен.

Помимо дополнительного обучения есть еще такой нюанс, как стаж работы со спортивными командами. Например, для категории «В» — это опыт работы тренером не менее двух лет. Для остальных трех категорий, таких как «А», «А-эю» и «ПРО» этот срок увеличивается до пяти лет.

Если объединить все перечисленные требования, то для того, чтобы быть тренером в России, нужно:

  1. Иметь диплом об окончании высшего специального образования.
  2. Получить лицензию тренера категории «D» после успешного прохождения курса и сдачи экзаменов.
  3. Нарабатывать стаж и постепенно повышать свою квалификацию, получая следующие категории.

Обучение

Европейский союз футбольных ассоциаций учредил сразу несколько центров на территории РФ, в которых производится специальное обучение и тестирование. Например, Академия тренерского мастерства, где каждый год производятся очередные наборы групп.

Перед тем, как приобрести лицензию, тренер должен будет пройти специализированные курсы, которые обычно оплачиваются спортивным клубом, в котором он официально числится. Если же он не работает ни в одном клубе, курсы обязан оплачивать сам.

На таких курсах, преподают множество наук, которые, возможно, будут для тренера совершенно новыми. К примеру, разрабатывание стратегии, изучение физиологии и медицины, психология и тактика, различные виды технологий игры на футбольном поле.

Ведь в будущем этот человек должен будет тренировать сразу целую команду. Министерство спорта в настоящее время уделяет большое внимание развитию учебных программ для будущих тренеров, ведь именно от них зависят все заслуженные спортсменами награды в дальнейшем. Обычно это обучение длится несколько недель.

Узнайте о том, что такое Ноу-Хау и как зарегистрировать свои права.

Не пропустите «Особенности права на служебное изобретение».

Спортивная комиссия

После обучения на курсах тренер должен будет успешно пройти итоговые экзамены. Он состоит из двух частей: теории и практики. Принятием решения о выдаче лицензии или ее запрете принимает специально учрежденная комиссия.

И для того, чтобы она рассмотрела претендента на присвоение спортивной лицензии, он должен предоставить ей следующие документы:

  1. Диплом ВСО.
  2. Сертификаты, дипломы, документ о прохождении курсов повышения квалификации.
  3. Трудовая книга.
  4. Паспорт.
  5. Медицинская справка.
  6. Заявление и повышении категории.
  7. 4 фото стандартного размера.
  8. Направление от спортивного клуба.

После получения перечисленных документов комиссия будет принимать решение о том, будет ли присвоена категория претенденту, или же ему будет отказано.

Также комиссия может организовывать внеплановое подтверждение тренером его лицензии. В случае, если тренер проваливает эту проверку, его лишают категории.

Полученную категорию нужно подтверждать после завершения ее срока действия, или же повторно проходить квалификационный экзамен на ее повышение.

Без официально подтверждённой спортивной категории работа тренером на территории Российской Федерации запрещена.

Заключение

Спортивный тренер — профессия довольно трудная и ответственная. Поэтому и подготовка к ней настолько серьезная. К тому же само получение лицензии достаточно затратное в финансовом плане, потому что центров обучения по России можно пересчитать по пальцам, а проживание и прочие бытовые траты в другом городе могут обойтись в круглую сумму. Дело в том, что курсы для получения спортивной лицензии ведутся исключительно в очной форме, и посещение их обязательно. Но если Вы уже поставили перед собой четкую цель, и любовь к спорту достаточно сильна, это едва ли станет большой проблемой.

Главное помните, что футбольный тренер — это одно из самых ценных призваний в нашей стране, особенно если вы не станете ограничиваться лишь категорией «D».

Не нашли ответа на свой вопрос?
Узнайте, как решить именно Вашу проблему — позвоните прямо сейчас:
 
+7 (499) 703-52-27
Это быстро и бесплатно!

prava.expert

Как стать футбольным тренером с нуля?

Многие люди мечтают стать звездами мирового футбола – это самый известный и популярный вид спорта, поэтому всех так сильно тянет туда. Во дворах дети часами гоняют мяч, в школах начинают играть между классами, в университетах проводят первые соревнования. Некоторые дети с раннего возраста начинают ходить в спортивные школы, родители записывают их в футбольные академии в надежде на то, что из ребенка получится футбольный талант. Однако есть и другая высокоуважаемая должность в этой игре – тренер. Естественно, никто в детстве не мечтает стоять за пределами поля и смотреть за действиями команды, все хотят принимать непосредственное участие в процессе. Однако это только в детстве – с возрастом все понимают, насколько важной является данная должность. Поэтому вам стоит задуматься о том, как стать футбольным тренером. Процесс это очень длительный и трудный, однако если вы этого действительно хотите, у вас имеются необходимые навыки и способности, то вы добьетесь успеха. А данная статья поможет вам разобраться с тем, как стать футбольным тренером.

Тренерская деятельность на любительском уровне

Если вы хотите узнать, как стать футбольным тренером, то вам не стоит замахиваться на позицию Жозе Моуриньу или Карло Анчелотти. Дело в том, что они провели десятилетия, оттачивая свои футбольные навыки, а затем и навыки тренера, чтобы стать высококлассными профессионалами, признанными во всем мире. Естественно, вы можете поставить перед собой подобную цель, однако стоит все же избрать реалистичный подход. Если вы не ходили с раннего детства в футбольную академию при каком-нибудь клубе, пусть даже самом маленьком, то для вас единственный вариант стать тренером – это продвигаться с самого нуля, через любительский уровень, а затем, возможно, и на профессиональный. Ваша задача заключается в том, чтобы как можно более активно участвовать в спортивной жизни с самого раннего возраста. Играйте в футбол в школе, обязательно принимайте участие в футбольных матчах на университетском уровне. Если у вас имеется возможность и уверенность в том, что вы свяжете свою жизнь со спортом – поступайте в университет на спортивный факультет. Также можете просто получить второе высшее образование, если хотите иметь другой вариант для того, чтобы зарабатывать деньги. Просто помните, что высшее образование для тренерской деятельности будет для вас обязательным. Вы можете в итоге получить возможность тренировать команду в университете, а затем подняться и гораздо выше. Однако нужно понимать, что это далеко не единственный вариант того, как стать футбольным тренером.

Подъем с уровня игрока

Как всем прекрасно известно, большинство профессиональных тренеров также были и игроками, причем далеко не все очень сильными. Многие люди, которые откровенно слабы в игровом плане, оказываются гениальными тактиками, стратегами и психологами, что позволяет им стать великолепными тренерами. Кто-то задумывается о том, как стать футбольным тренером детей, кто-то сразу метит в высшую лигу, но самое главное заключается в том, чтобы вы начали играть в футбол с самого раннего возраста. В футбольные академии принимают детей уже от пяти лет, так что чем раньше, тем лучше. Профессиональная карьера футболиста обычно завершается после тридцати лет, некоторые играют до тридцати пяти, голкиперы могут стоять на воротах и до сорока лет. И после этого вы можете уже задуматься о том, чтобы выбирать для себя тренерскую должность. Здесь неважно, пытаетесь вы понять, как стать футбольным тренером для детей или для взрослых, вам в любом случае придется пройти несколько шагов.

Тренерская лицензия

Если вы хотите понять, как стать футбольным тренером в России или любой другой стране, то вам понадобится одна очень важная бумага – тренерская лицензия. Это документ, который подтверждает пригодность человека к тому, чтобы на профессиональном уровне заниматься тренерской деятельностью. Вам понадобится пройти специальные тренерские курсы, после чего сдать экзамены – и тогда вы получите лицензию, которая фактически сделает вас профессиональным тренером. И тогда вы можете начинать свой карьерный путь к вершине. Теперь вы знаете, как стать футбольным тренером с нуля. Но какие же шаги вам нужно сделать далее, чтобы добраться до самого верха?

Побочные работы

Если вы не были выдающимся игроком, про которого знают все в мире или хотя бы в вашей стране, если вы не стали легендой своего клуба, то вероятность того, что вам сразу же предложат должность главного тренера, крайне мала. Поэтому наиболее разумным шагом будет поиск должности ассистента или помощника тренера, а также любой другой тренерской должности, где вы сможете набраться опыта для дальнейшей деятельности. Очень часто люди совмещают прохождение курсов на получение тренерской лицензии с работой в качестве ассистента, что дает им возможность «убить двух зайцев». В результате, когда они получат лицензию и право официально тренировать профессиональную команду, у них уже будет необходимый опыт, чтобы сделать это максимально эффективно.

Малые клубы

Естественно, каждый человек, планирующий стать тренером, мечтает возглавить один из крупнейших клубов в мире, поднять над головой кубок Лиги Чемпионов и так далее. Но вам стоит здраво оценивать свои возможности – лучше всего начинать тренерскую деятельность с небольших команд, где требования от тренера не так высоки. Такие специалисты, как Хосеп Гвардиола, попадаются раз на тысячу человек, но и здесь стоит обратить внимание, что этот тренер сначала возглавлял молодежную команду «Барселоны». Так что просто пытайтесь найти себе работу в качестве главного тренера – неважно, в каком клубе. Если вы талантливы и обладаете необходимыми навыками, то сможете добиться успехов на низком уровне, возможно, вас заметит руководство какого-либо более крупного клуба. Или же, если вы сами будете предлагать свои услуги, у вас уже будет портфолио.

Восхождение на вершину

В результате у вас есть шанс добиться невероятного успеха, но при этом не стоит слишком многого от себя требовать. Помните, что тренеров мирового уровня всего несколько, и если вы не являетесь гением, это не значит, что вы не являетесь хорошим специалистом, в услугах которого может быть заинтересован какой-нибудь крепкий клуб.

autogear.ru

Футбол нашел меня: Как я стала детским тренером по футболу — Вакансии и работа в футболе — Блоги

Всем привет! В рамках нашего проекта «Вакансии в футболе» мы решили сделать спецпроект #футболнашелменя (ищите этот хэштег в соцсетях)

 и подготовить несколько интервью с читателями, которые работают в футбольной индустрии.

Задача данного проекта в том, чтобы рассказать жизненные истории людей, которые проходят свой путь в футболе и показать, что есть множество путей реализации себя в этом направлении.

 

Антон: Анастасия, перед началом нашего диалога, хотел бы Вас поблагодарить за то, что решили принять участие в спецпроекте и поделиться своей историей из жизни.

Антон: Расскажите о немного о себе 🙂

Анастасия: Работаю с 2011 года преподавателем физической культуры в РУТ ( МИИТ). Окончила Тольяттинский государственный университет по специальности психолог, преподаватель психологии. Потом училась в МИСАО: на специальности – «Преподавание физической культуры в рамках ФГОС», сейчас заканчиваю обучение в аспирантуре.Так же работаю детским тренером в футбольных школах: Школа Мяча и Футбольный патруль.

 

Антон: Как Вы пришли в футбольную индустрию?

Анастасия: Я много лет профессионально играла в гандбол, но переехав в Москву после окончания карьеры не нашлось любительских клубов.Увидев, что моя подруга играет в любительский футбол обратилась к ней. Меня взяли в команду Bella Weza и Строгино, с ними мы выиграли и были призёрами нескольких турниров.Имея опыт преподавания, решила попробовать себя в роли тренера по футболу. Начала смотреть вакансии, которые Вы публиковали в группе. Помогли знакомые, они нашли детские школы и клубы, где и была свободна вакансия, которая соответствовала моему профилю.

Кто ищет, тот всегда найдёт

 

Антон: Сложно ли бы найти работу? Как известно, вакансий не так много, всё-таки рынок труда в футболе существенно отличается от рынка труда в других отраслях.

Анастасия: Да! Такой вид спорта как футбол пускай очень распространён, но найти работу в нем действительно сложно. Многие места заняты воспитанниками спортивных школ и футбольных клубов, а людям не имеющим футбольного прошлого, в поиске трудоустройства приходится нелегко. Но как известно — кто ищет, тот всегда найдёт)

 

Антон: Если мы правильно понимаем, то Вы устроились тренером по футболу без опыта и тренерской лицензии? Могли бы Вы рассказать, как это было? Составляли ли Вы резюме или решили пойти напрямую в футбольную школу?

Анастасия: Да тренерского опыта в футболе не было, но было огромное желание работать в этой сфере. Однако был небольшой опыт преподавания игровых видов спорта в академии, а также мое образование, позволяющее тренировать детей.Составила резюме, начала откликаться на вакансии и ответ не заставил себя долго ждать, стали поступать предложения от школ пройти собеседование.

 

Антон: После успешного трудоустройства, расскажите, в каком режиме Вам приходилось обучаться, был ли наставник в футбольной школе?

Анастасия: Обучалась в трудовом режиме т.е. с первых дней на практике.Принимала опыт от ведущего тренера и параллельно уделяла внимание изучению материала и методик клуба. Наставник конечно же был, он и сейчас помогает и корректирует мою работу.

Наша задача развить и научить учеников основным навыкам игры

 

Антон: Вы ранее сообщили, что сейчас работаете в двух футбольных школах, как Вам удаётся совмещать?

Анастасия: Наше руководство лояльно относиться к своим тренерам, всегда идут на встречу, учитывая их пожелания при составлении графика тренировок, поэтому они распределены достаточно грамотно, чтобы успевать в обеих школах без помех друг другу.

 

Антон: Могли бы Вы рассказать немного подробнее о Вашей деятельности в «Школе Мяча» и «Футбольный патруль» Какую возрастную группу игроков Вы тренируете? Как у Вас выстроен процесс тренировок? Отличается ли процесс работы с учениками между этими школами?

Анастасия: Я провожу тренировки по футболу с детьми в группе от 3 до 5 лет.Сам процесс тренировок в обеих школах очень похож (вводная часть, подготовительная, основная и заключительная), все занятия и методики прописаны давно и нет смысла «изобретать велосипед». Тем более наша задача развить и научить учеников основным навыкам игры, а не делать из них профессиональных спортсменов.

 

Антон: Тяжело ли работать с детьми? Через какой период времени Вы поняли, что адаптировались и начали чувствовать себя увереннее?

Анастасия: Да, работа с маленькими детьми это достаточной сложный и ответственный процесс, требующий много сил и эмоций. Одной из проблем детей 3-5 летнего возраста является удержание концентрации внимания на занятии. Когда я фиксирую снижение концентрации, то переключаю учеников на другое, более простое задание или даю несколько минут отдыха.Мне кажется, что на 100% тут адаптироваться невозможно, так как это дети и на каждой тренировке один и тот же ребёнок может вести себя по-разному, но чем больше тренировок проводишь, тем становишься более уверенным в себе.

При обучении детей футболу, важно, чтобы сам тренер был максимально заинтересован в тренировочном процессе

 

Антон: У каждого тренера по футболу есть свои секреты по работе с игрокамиКак Вам удаётся находить подход, держать дисциплину, мотивировать детей?

Анастасия: Секретов никаких нет :)Я с самого начала вливаюсь в процесс тренировки вместе с детьми. В этом возрасте они склонны к копированию поведения. Дети видят технику, мастерство тренера и пытаются повторить так же. Уметь выполнять упражнения так же, как тренер и является их главной мотивацией.

 

Антон: Известно, что помимо тренировочного процесса, тренеры в детских футбольных школах часто взаимодействуют с родителями обучающихся. Как у Вас с ними выстроена коммуникация, тяжело ли находить общий язык?

Анастасия: Да у родителей всегда очень много вопросов и это нормально, так как они переживают за своих детей. Я всегда прихожу за 30-40 мин до тренировки, чтобы пообщаться с родителями, но и после тренировочного процесса оставляю мин 10-15 на коммуникацию, если вдруг появятся еще вопросы. В моей практике пока не было случаев или проблем с нахождением общего языка с родителями.

 

Антон: Расскажите о дальнейших перспективах учеников, которые проходят у Вас обучение. Какие у них могут быть дальнейшие пути реализации? Может быть у школ в которых Вы работаете, есть партнерские отношения уже с академиями футбольных клубов?

Анастасия: Перспективы самые разные, но все зависит от цели, с которой приводят в школу. Но повторюсь, что наша цель обучить, а вот делать профессиональных спортсменов это уже дело спортивных клубов и академий. Да в одной из школ есть партнерское соглашение с клубом и при желании и хороших результатах ребёнок может перейти в клуб для дальнейшего развития профессионализма.

 

Антон: Наверняка у Вас в работе встречаются случаи, которые надолго запоминаются и вызывают позитивные эмоции. Могли бы Вы рассказать какой-нибудь случай, который произошел с Вами в футболе/на работе

Анастасия: Особых случаев не встречалось, но мне всегда приятно, что некоторые дети после занятий помогают собрать инвентарь и не сразу убегают. Очень приятно если встречают меня на улице, то здороваются и бегут обниматься — это не может не заставить радоваться и улыбаться)

Я получаю огромное удовольствие от своей работы

 

Антон: Чувствуете ли, что Вы сейчас на своём месте? То что Вы делаете, Вас развивает, и Вы получаете удовольствие от своей работы?

Анастасия: Да я получаю огромное удовольствие от своей работы и самого рабочего процесса. А без развития тут конечно никуда, постоянно обучаюсь различным методикам преподавания и проведения тренировок, стараюсь их разнообразить, иначе детям просто перестанет быть интересен тренировочный процесс.

 

Антон: Планируете ли в обозримом будущем получить лицензию?

Анастасия: Да это входит в мои планы

 

Антон: Не скучаете по гандболу? Когда-то я тоже занимался этим видом спорта 🙂

Анастасия: Я очень скучаю по гандболу, и когда приезжают мои подруги-одноклубницы на игры, всегда прихожу поддержать, очень переживаю за них. Знаете, хочется взять мяч в руки и поиграть. Очень рада, что в Москве появился гандбольный «Спартак», играющий на высоком уровне.

 

Антон: По-вашему, какими качествами должен обладать футбольный тренер?

Анастасия: коммуникативными, обладать эмоциональной стабильностью, а так же иметь высокий уровень знаний теории и практики.

 

Антон: Как Вы думаете, можно ли утверждать, что устроится на работу в Российский футбольный клуб Премьер-лиги или ФНЛ в роли тренера/помощника тренера крайне сложно и лучше начинать свой путь с футбольных школ, команд любительской лиги или с профессиональных лиг низших дивизионов?

Анастасия: Да, я считаю, что очень сложно по ряду причин. Но лучше если начинать путь тренера, то с более низкого дивизиона, чтобы ответственность так сильно не давила как в более статусных лигах, да и новичку руководить взрослой профессиональной командой — это не серьезно, нужен профессиональный опыт с соответствующей репутацией

Антон: Чтобы Вы могли порекомендовать людям, которые планируют связать свою деятельность с футболом, включая тех, кто решил сменить свою проф. деятельность? С чего начинать новичку, если он захочет пойти по Вашим стопам?

Анастасия: Надо пробовать! Для начала, как и я составить резюме, поискать вакансии.Однако, в первую очередь стоит изучить свою профессию, так как уровень ответственности в работе с детьми крайне высок.

 

Антон: Анастасия, огромное Вам спасибо за беседу.Хочется Вам пожелать развития и реализации всех Ваших футбольных планов!

Анастасия: Благодарю! Очень рада была принять участие в проекте

 Соц. сети:Анастасия Юдина — https://vk.com/id384632316

www.sports.ru

Как стать тренером в России — Лучшие футбольные практики — Блоги

Чтобы стать тренером, прежде всего нужно любить футбол и заниматься им по мере возможности с самого детства, лучше всего – в специализированных школах.

Система

В соответствии с требованиями Европейского союза футбольных ассоциаций (УЕФА), каждый тренер должен иметь тренерскую лицензию. Получить ее можно только после обучения в специальных центрах, создаваемых под эгидой национальных федераций на базе физкультурно-спортивных учебных заведений. Такие центры называются центрами лицензирования. В России действуют шесть таких межрегиональных центров. В 2002 году РФС вступил в Европейскую хартию УЕФА, которая предусматривает международное признание тренерских квалификаций. С этого момента в России, как и в Европе, есть четкое ранжирование тренеров. При этом количество профессиональных ступеней-категорий, несмотря на одинаковое их наименование и одинаковые профессиональные требования, в разных странах различно. В нашей стране таких ступеней пять. И право на обладание каждой лицензией необходимо подтверждать раз в три года.

Ступени

Первый этап тренерского обучения – курсы на получение лицензии категории «Д», которая дает право работать тренером в массовом футболе. При этом соискателю не обязательно иметь высшее образование. Но чтобы работать с детско-юношескими командами начальной подготовки, уже требуется диплом института физкультуры. Высшее образование необходимо и для получения категории С, а затем – В, А и Pro. Для соискателей тренерских категорий В, А и Pro в России обязательно наличие диплома Высшей школы тренеров (ВШТ), их обучение проходит в Москве на базе кафедры футбола Российского государственного университета физической культуры, спорта и туризма (РГУФКСиТ). Небольшое послабление делается только для заслуженных тренеров СССР и России – их примут и без диплома ВШТ. Права подготовки специалистов категорий D и С, а также переподготовка и подтверждение один раз в три года лицензий категории В делегированы межрегиональным центрам. Обучение в центрах лицензирования платное.

Допуск

Обладатель лицензии категории С имеет право работать тренером во втором дивизионе, главным тренером в любительском футболе, тренером детско-юношеской спортивной школы (ДЮСШ) и училища олимпийского резерва (УОР). Лицензия категории В дает право работать тренером в командах первого дивизиона и главным тренером в командах второго дивизиона. Тренеру, получившему лицензию А, разрешается занимать должность главного (старшего) тренера команды первого дивизиона, а также работать ассистентом главного тренера в премьер-лиге. Обладатель лицензии Pro имеет право работать в должности главного тренера высшего квалификационного уровня – в командах премьер-лиги и национальных сборных командах.  

www.sports.ru

Что бы стать хорошим тренером, надо убить в себе футболиста «Кокорина» )) — Проблемы детского футбола — Блоги

Автор: Кудинов Д.В. «[email protected]» тел: 8 916 5088405.

Пожизненный футболист, это диагноз. Многие, закончив футбольную карьеру, продолжают жить, не утруждая себя. Все мальчишки, занимающиеся футболом без исключения, где-то с 10-14 лет переставали прилежно учиться в общеобразовательной школе, так как футбол занимал их большую часть времени. Соответственно силы, потраченные на тренировках и соревнованиях, подлежат еще и к восстановлению.  Подумайте: где взять время и найти энергию для обучения в школе? Да и зачем заморачиваться по этому пустяковому поводу, если ты будущий «Кокорин» со всеми вытекающими последствиями. Никто из них не задумывается, что знания на всю жизнь, а в футболе добиваются чего-то единицы. Необразованными остаются все. К сожалению, такова жизнь. Потому и многие из бывших профессиональных футболистов сегодня идут в тренеры, так как на большее и не претендуют по определенным причинам.

Пожелание будущим тренерам, в руки которых родители вручают судьбы своих детей.

У каждого начинающего тренера возникает вопрос, что сделать, что бы у его команды и футболистов получилось то, что не получается у других. Как вырастить игрока высокого уровня? Выбрать и двигаться в правильном направлении сложно без педагогов, дающих знания. Но у каждого учителя ты учишься чему-то по не многу и только тебе дано собрать все воедино, в общую концепцию. Иметь свое мнение и разработать свою систему для достижения цели. Это дополнение помогает раскрыть проблемы детско-юношеского футбола (Д.Ю.Ф.) и помочь определиться начинающему специалисту в выборе направления к конечной цели.

 

Чтобы стать хорошим тренерам, надо убить в себе футболиста.

Надо начать обучаться тренерскому мастерству.

А что бы стать хорошим детским тренером, надо убить в себе тренера и стать педагогом – преподавателем, любящим «отцом» для каждого без исключения игрока команды.

 

«Тренер заложник игры на результат, тренируя команду.

Учитель игры в удовольствие, обучая и раскрывая в ребенке только его понимание игры, креативность. В том и другом случае прогресс неизбежен, но важна составляющая процесса, и итог» …

Наша система Д.Ю.Ф. скопирована с взрослой системы, что, априори, в корне неверно. Взрослый футбол заточен на достижение результатов, а что бы достичь результата тренер вынужден не обучать футболистов индивидуально, а тренировать их. Работа детского тренера оценивается так же по результатам поощряются победы во всевозможных соревнованиях. Обучая детей, тренер обязан ко всем относиться одинаково. Не деля их на любимчиков и остальных, на основной состав и запасных. Родители всегда возмущались, тем, что их дети часто и подолгу просиживают в запасе, дети обделены игрой и вниманием со стороны тренера по сравнению с другими. И они правы. Ни один специалист не сможет определить лет до 16, из кого вырастит футболист, так какое право он имеет не давать детям нормально развиваться и получать удовольствие от самого процесса. Играя на результат, тренер, зависимый от него, вынужден играть по правилам существующей системы (копирование взрослого футбола), он выставляет на игру ребят, физически более подготовленных на данный момент, обделяя игровым временем и вниманием ребят слабее. Ибо, по-другому у него мало шансов победить. Этот путь в корне неверен и приводит к тому, что за счет акселератов тренер добивается результата, а на выпуске имеем серую массу выпускников похожих друг на друга без какого-либо креатива, «армию полуфабрикатов». Из которых только 2-5% попадают в команды мастеров, а остальных малограмотных, неприспособленные к жизни система выплевывает в жизнь.

Иоганн Круиф, прожил бурную футбольную жизнь, как игрок мирового уровня, так и тренерскую, в таком клубе как Барселона.

«То, как он представлял себе футбол, вызвало восхищение во всем мире.

Он всю после футбольную жизнь боролся за то, чтобы вернуть футболу его первоначальное предназначение как развлечения. Игроки и болельщики его за это поблагодарят, но, к сожалению, для этого нужно было преодолеть сопротивление тех, кто пытается превратить этот вид спорта в зрелище с предсказуемым финалом, организуемое исключительно ради достижения результата и получения выгоды.

Все болельщики прекрасно помнят, что, перед тем как «Барселона» выиграла Кубок чемпионов на стадионе Уэмбли, Круиф сказал своим игрокам: «Идите и наслаждайтесь».

Это мнение мэтра, в отношении взрослого футбола, что же тогда сказать, про детский в России.

Надо разделить детский футбол и взрослый. На сегодня они развиваются по одному сценарию, это неправильно. В детском футболе должно быть больше обучения, чем тренировки и наоборот.

Детский футбол должен развиваться по своим правилам. Дети, играя в футбол, должны получать удовольствие и радость от самого процесса, они во время обучения не должны бояться совершать ошибки, ибо, не ошибаясь, сложно чему-то научиться.

Ни один тренер в мире, не способен научить играть в футбол. Но грамотный тренер, любящий свое дело, способен помочь раскрыть ребенку только его понимание, и видение игры.

Станиславский говорил, что научить режиссуре невозможно, но можно научиться.

Пайчадзе в 1967 году, будучи на финале «кожаного мяча» говорил, что в футбол научить играть нельзя, в него можно научиться. Для этого футбол надо очень любить и уделять ему много времени.

Для плодотворного обучения ребенка футболу, надо создать среду, где взрослые (родители, тренеры, функционеры, болельщики), не будут вмешиваться в естественное развитие ребенка, не мешать, а помогать раскрыть ему его потенциал, индивидуальность, креативность.

Чрезмерное внимание и ажиотаж, мешает ребенку нормально развиваться.

Грамотно созданная методика, поможет учителю не перегружать физически и морально будущего человека общества и футболиста с большой буквы.

 

Тренер,  который перестает учиться, перестает быть тренером.

 

 

«А кем является детский тренер сегодня, в таком великом клубе, как «Барселона» или «Реал»? Тренером или педагогом? Если тренером, то он захочет строить карьеру, добиваться с командой результатов. А он не должен жить этим; он может требовать результата только в виде усваивания учениками его уроков».  Я категорически против того, чтобы детским тренерам нужны были какие-то бумаги, дипломы для выполнения своей работы. Кто должен тренировать? Парень «из народа», который всю жизнь играл в футбол и теперь хочет посвятить себя работе с детьми. Не тот, кто постигал тренерские премудрости, обучаясь в специализированных заведениях; пусть этот сеньор занимается своей карьерой. А как поднимаются по карьерной лестнице? Выигрывая, побеждая. Если ты – руководитель клуба, ты не возьмешь на работу тренера, который завершил сезон со своей юношеской командой, скажем, на четвертом месте. Хотя, на мой взгляд, может быть, это и есть самый лучший тренер на свете» — Йохан Круиф…

Детей младшего возраста должны обучать не бывшие футболисты с именем и амбициями, а люди, умудренные опытом и знанием, любящие детей и увлеченные футболом. Спутником таких занятий должна быть радость детей от самого процесса игры и обучения футболу.  То как происходит во всех цивилизованных странах Европы.  Радость и счастье, то чего мы лишили наших детей, торопясь собрать урожай в виде побед и титулов.  Детский профессионализм – это зло, которое ворует у наших детей детство, и радость общения   при игре в футбол. По статистике в команды мастеров попадает 2 – 5 % выпускников ДЮСШ.  «Куда же деваются те 95 % прошедшие всю мясорубку   раннего профессионализма ребят?»

Тренеры с именем и амбициями должны работать позже, когда начинается соревновательный процесс, т.е.  в начале этапа спортивного совершенствования.

Станиславский говорил, что научить режиссуре невозможно, но можно научиться.

 

Самая хорошая тренировка – это игра в футбол, в которой, обязательно принимает участие преподаватель, разбирающийся в тактике и умеющий показать, а главное научить ребенка всем премудростям игры.

Футбол из всех игровых видов спорта самый сложный в обучении (т.к. играют ногами). Один заслуженный ветеран футбола в 1967 году, будучи на финале «кожаного мяча» говорил, что в футбол научить играть нельзя, в него можно научиться. Для этого футбол надо очень любить и уделять ему много времени.  Раньше «улично-дворовый футбол» справлялся с этим, многочасовыми баталиями на пустырях, пригодных для игры в футбол.

В послевоенное время, все свободное время занимал двор.  Футбольные матчи порой продолжались до ночи, и повторялись изо дня в день. В этих играх закалялся характер, и дети набирались футбольного мастерства. И только с 14-15 лет они начинали заниматься организованно. В 1960-1970-е годы дети приобщались к организованным занятиям футболом с 10-12 лет.   До этого они приобретали значительный опыт в естественных условиях «улично-дворового» футбола.  Дворовый футбол приказал долго жить лет 30 назад. На смену «стихийному» пришел «организованный» футбол — детей стали отбирать, а чаще набирать с шестилетнего возраста. Основным стал (и до настоящего времени сохраняется) подход к содержанию тренировочного процесса, основанный на применении однообразных упражнений с акцентом на физическую подготовку, форсирование тренировочного процесса и возрастание нагрузок.

Мы заблуждаемся во мнении, что тренер может научить играть в футбол. Ребенок может научиться играть в футбол, если он захочет, и, если он растет в плодотворной среде. Темпы его прогресса зависит от количества времени, потраченное на тренировки по футболу. Почему у нас вырастают, как их называют специалисты «полуфабрикаты»? Потому что тренер во время тренировки и игры ходит и подсказывает, как детям играть и куда бежать. Он им навязывает свое видение и понимание футбола. Это мешает детям раскрыть свою индивидуальность, свой присущий только им потенциал и креативность. Тренер во время обучения должен советовать, а ребенок уже сам решает понадобиться ему это в игре или нет. Если ребенок чувствует рядом помеху в лице тренера или любого взрослого человека, он не в состоянии расслабиться и раскрыть свои возможности, свой потенциал.  Учитель рядом должен быть для него старшим товарищем, но определяющим его направление развития, тогда он более раскрепощён и свободен в проявлении творчества на поле.

В дворовых условиях старого футбола этот закон действовал неотвратимо. Поэтому хорошую черту дворового футбола многократное повторение игровых приемов во время футбольных баталий на пустырях и во дворах, мы должны перенести в детские спортивные школы (ДЮСШ) и секции футбола (СФ).

На физкультурно-оздоровительном этапе, мальчики и девочки должны заниматься футболом в смешанных группах. Это связано с тем, что уровень физической подготовленности у разнополых детей одного и того же возраста одинаков. Хотя причины этого равенства различны. Генетически мальчики сильнее, но скорость возмужания у них медленнее, чем у девочек. Два этих фактора, накладываются   один на другой, обусловливают равенство двигательных возможностей девочек и мальчиков одного и того же возраста до 12–13 лет, то есть до начала пубертатного скачка. Смешанные группы способствуют развитие нормальной, традиционной ориентации и большего интереса в общении.

Тренер должен понимать, что мальчик или девочка – это не уменьшенные копии мужчины и женщины. У них есть своя специфическая психология, особый род взаимоотношений с партнерами, особенности протекания физиологических и биохимических процессов. Именно поэтому юных футболистов и футболисток надо больше обучать, а не тренировать. На этом этапе с детьми должны работать люди, любящие детей и общение с ними. Эти занятия не должны быть уменьшенными копиями тренировок взрослых спортсменов. Детский футбол отличатся в корне от взрослого. Все упражнения протекают в игровой форме, желательно с мячом. Занятия должны проходить в атмосфере радости и взаимопонимания тренера и детей. На начальном этапе взаимоотношение между ними должны быть дружескими, «родственными» как родителя и ребенка разбавленные заботой, вниманием и любовью.

 

Результаты: проанализирована соревновательная практика юных футболистов России на этапах многолетнего совершенствования. Установлено, что основной целью деятельности российских тренеров детско-юношеских футбольных команд является текущий результат, а не качество и эффективность тренировочного процесса, направленного на индивидуальное развитие и подготовку креативного игрока.

Заключение: определена необходимость внесения изменений в отечественную систему многолетней подготовки, практику проведения детско-юношеских соревнований, педагогические подходы управления спортивной деятельностью юных футболистов.

Заметим, что системы многолетней подготовки юных футболистов к интеграции в профессиональный спорт в России и странах Западной Европы существенно отличаются. Это обусловлено различиями в менталитете, тренерских подходах к определению целей, задач, форм организации тренировочной и соревновательной деятельности, а также к разработке стратегии подготовки футболистов.

При этом основными критериями эффективности тренировочного процесса, особенно на начальных этапах подготовки юных футболистов, должны быть планомерное развитие двигательных качеств и приобретение двигательных навыков, и только с 15 лет – начало игры на большом поле (для взрослых) и успешность соревновательной деятельности.

 

 

 

 

 

Мнение специалистов, если идти к мастерству через результаты, то к цели приближаешься быстро, но отдаляешься от мастерства. Если к результату идти через мастерство, то путь к цели будет длиннее, но зато к совершенству ближе.

www.sports.ru

Каким должен быть детский тренер по футболу?

Ноя 30, 2016

Детский тренер по футболу – это человек, наставник, имеющий собственные методы преподавания, взгляды на игру, способный обучать и развивать способности своего ученика. От него зависит, насколько ребенок полюбит этот вид спорта. В первую очередь он должен сам любить футбол.

Начинающий тренер должен разработать собственную программу тренировок и верить в нее. Для этого надо смотреть на тех, у кого больше опыта,  но никому не подражать, не бояться ошибиться и не копировать все увиденное, а пытаться найти что-то свое. Не нужно быть категоричным в каком-то вопросе, прислушиваться к чужому мнению это тоже умение.
Будущее за тренером деятельным, увлеченным, который не боится ставить перед игроками максимальные задачи и готовый отдать все силы на их реализацию. Прогресс не стоит на месте и каждый год футбольные школы предлагают все больше разнообразных тренировочных программ. Если тренер проводит тренировку как вчера, прогресса ждать трудно, тем более от детей, им быстро надоедает одно и тоже и каждый раз нужно их удивлять.

Одной из главных задач тренера детской футбольной команды является создание сплоченности между ними, дружбы, научить их принимать не только победу, но и поражение. Тренер должен быть примером для футболистов, быть коммуникабельным, выдержанным, обладать личным обаянием, проявлять искренность, душевность в отношении с игроками, показывать насколько они важны для него. Уметь видеть рост каждого игрока и хвалить его. Для этого нужно знать все о своих воспитанниках: физическую структуру, морально-волевые качества, уровень психической устойчивости, нравственные качества, порядочность, ответственность, честность, чувство долга.

Принцип отбора игроков:

  •   определить первоначальные навыки игрока, что игрок умеет делать и что из него можно сделать;
  •   как он ориентируется на поле, как мыслит, видит ли поле, может ли быстро принимать оптимальные решения в любой игровой ситуации;
  •   оценить умение футболиста с трех точек зрения: как будет себя вести, если у него мяч и как будет действовать, когда мяч у соперника,  что он предпримет, когда мяч у партнера или партнеров.

Тренер должен больше показывать. Длинную лекцию про тактические действия дети не будут воспринимать. И самое главное вы должны понимать, что футбол для ребенка – это веселая игра. Подходите к работе с детьми с открытым сердцем, и они ответят вам взаимностью.

angelovo.academy

Как все устроено: детский тренер

Подробности
Категория: Тренерская

Тренер из питерской футбольной школы рассказал, почему в России все так плохо с подготовкой молодых игроков.

 

В Европе такого понятия, как взрослый тренер, вообще не существует. Профессия давно углубилась в сферу организации, и там тренеров называют менеджерами. Работа менеджеров отошла от тренировочного процесса: менеджеры управляют группами помощников, которые отвечают за спортивную часть. Развитие качеств спортсменов закладывается на ранних стадиях – вот этим как раз и занимаются детские тренеры. Когда ты работаешь со взрослыми футболистами, ты просто пользуешься результатами труда тех, кто готовил их раньше. Если ты работаешь со взрослыми, тебе достаточно отыграть 15 лет, пройти курсы и получить лицензию, поработать ассистентом пару сезонов и возглавить команду. У взрослых мужиков организм сформировавшийся, и как-то его испортить или загубить – нереально. В детском футболе такое недопустимо. Дети приходят в футбол очень рано, в 5-6 лет, поэтому педагогические знания тренеров, знания детской психологии и физиологии выходят на первый план. Если у тренера нет практики – он будет не развивать ребенка, а гробить его. Так сейчас и происходит.

 В детском футболе у нас нет никаких наработок. Если вы возьмете фигурное катание или художественную гимнастику – у нас в этих видах спорта профессия передается из поколения в поколение. Тренер работает со спортсменом персонально, досконально изучает его организм. В футболе такого никогда не было. Да, есть несколько книжек в спортивных институтах. Но они раскрывают подготовку только с физической стороны – это важно для циклических видов спорта: для бегунов или лыжников. Но как работает детский организм в футболе – никто не изучает. Цель У детских тренеров есть мотивация прогрессировать, добиться повышения. Но это только вредит. В том-то и дело, что детские тренеры должны удовлетворять амбиции, развивая игроков. Энергия должна быть направлена на создание семейной атмосферы и на общение с детьми. Но когда тебе хочется занять высокое место, твоя работа делает упор на тактику и физическую подготовку. То есть, на основы взрослого футбола. Техникой во взрослом футболе никто не занимается – там сформировавшиеся игроки.

 

В детский футбол приходят люди без опыта и знаний. Приходят, чтобы добиться результата, а это совсем не то, что нужно. Если во взрослом футболе люди работают на командный результат, то в детском футболе результат должен быть не на первом, а на десятом месте. В Европе уже отказались от турниров для детей маленьких возрастов. На первом месте должно стоять развитие, которое закладывается в яслях, в детском саду, в семье. Тренер должен анализировать каждую минуту жизни организма ребенка. Потому что это сложнейший механизм, который функционирует по своим законам. Когда ты приходишь из взрослого футбола, то навязываешь детям такие тренировки, которые они не в силах потянуть. Нагрузка не соответствует возможностям, а ведь есть еще коллектив, внутри которого тоже нужно выстроить отношения. И эти отношения, как вы понимаете, более тонкие, в отличие от взрослых. Идеального детского тренера можно сравнить с потомственным садовником. Старший садовник передает знания сыну, который накапливает опыт и понимает, когда и как лучше поливать яблони. А дети – как маленькие саженцы. Еще садовник должен разбираться в селекции. В детском футболе необходимы тренеры, которые не только тренируют, но и отбирают детей. У нас в этом вообще никто ничего не понимает. Все делается на глазок, без аналитического подхода. Деньги Тренер практически бесплатно работает. Если брать среднестатистическую футбольную школу – тебе дают зарплату 10-15 тысяч за одну команду. Тогда берешь несколько групп. Одну здесь, вторую – в другой школе, набираешь платную группу. Это работа уже не на развитие детей, а на деньги. Сейчас эту нишу занимают люди, которые ищут возможность заработать на малышах. В Европе – в частности, в Испании – пришли к выводу: чтобы работа тренера была продуктивной, он не должен получать за нее денег. Тренеру дают ставку в клубе, днем он работает в офисе и зарабатывает этим. Вечером занимается с группами детей. А на время турниров и чемпионатов его освобождают от основной работы. Допустим, завтра найдется богатый спонсор, который будет финансировать работу тренеров. Но кому платить? Эти тренеры, которые сейчас работают, сами в футбол не играли и процесс обучения не прошли. Поэтому нужно сначала подготовить специалистов, а потом уже оплачивать их труд. Александр Низелик стал тренером академии «Зенита» Монополия «Зенита» В «Зените» говорят, что мы же не можем весь питерский футбол поднимать. А кто будет этим заниматься? Кто конкретно? Никто не знает. Академия «Зенита» собирает лучших игроков региона, но в этом нет никакой пользы. Каждый год в академию приходят условные пять игроков. Во-первых, это значит, что пятерых надо выгнать. Это уже изломанные судьбы – я знаю таких ребят. Дома трагедия, они чуть ли не с ума сходят.

 

Второй момент: эти пять новеньких перестают прогрессировать. Потому что там они были лидерами, на них играли, у них было много мяча, они брали ответственность на себя. А в академии другие лидеры, мяча у новеньких мало, и в итоге ребята садятся на скамейку. Хорошо, если в конечном счете от них избавляются. Но их продолжают держать до конца. Так они благополучно заканчивают карьеру. Третий момент: командам академии «Зенита» приходится всю жизнь играть с ребятами намного слабее себя. В турнирах нет противоборства, соревнование неестественно. Духа нет. И когда они переходят во взрослый футбол, их характер оказывается не приспособлен к борьбе. Характер не закаляется, потому что тяжелых моментов в жизни не возникало. Особенно это касается игроков обороны и вратарей – они простаивают без работы. Когда школа искусственно выделяется на фоне других, это плохо. Они имеют преимущество в экипировке, в условиях для тренировок, и это накладывает на детей чувство превосходства над остальными. Совершенно не заслуженное. Они еще ничего не добились, а у них уже и то, и это, и пятое, и десятое. Ребята ходят и поплевывают на всех сверху. Психика развивается неправильно. Разговаривать с такими детьми зачастую невозможно – их накрывает звездная болезнь, и вы видите, что из этого получается. Взрослые команды рассчитывают на приток голодных и полных сил ребят. А приходят самоудовлетворенные игроки, которые думают: «Сейчас со мной контракт подпишут, и ничего уже не надо делать будет. Всего добился».

 

В Англии схожая проблема. Молодые люди выпускаются из академий, заключают большие контракты и перестают выкладываться. Сбивается мотивация. Поэтому важно определить спортивный характер футболиста на ранней стадии – этим должны заниматься селекционеры. Когда игрок будет обеспечен материально, он должен сохранить спортивный интерес к игре. Взросление В период взросления мальчика с ним происходят невероятные вещи, которые вообще психику ломают. Дети сидят на раскаленных углях и боятся, что не сегодня, так завтра их выгонят. И их чаще всего выгоняют, потому что футболистами становятся единицы. Поэтому нужно проводить анализ, чтобы понимать, где сейчас находятся дети, которые заканчивали школы. И чем они занимаются. Есть много негативных результатов, связанных с пьянством и наркоманией. Зачастую неоправданная надежда ведет к падению. Стоит только начать. Свое горе надо успокоить, и такое горе чаще всего заливается спиртным. Помните команду Колыванова? Что с ними сейчас стало, где они сейчас? А ведь это же чемпионы Европы, лучшие игроки своего поколения. В Петербурге ежегодно выпускаются по 20 человек из академии «Зенита», потом еще 20 из СДЮШОР «Зенит». Есть еще и другие школы – за пять лет получается тысяча воспитанников. Нужно подвергать анализу, понимать, на что тратились деньги. Что надо менять. Без осознания того, что происходит, мы будем топтаться на месте. Дети сидят перед экранами, на улице не гуляют. Физически они потенциально ослаблены – еще и экология ухудшилась. Да, есть открытые площадки, но они себя не оправдали. Потому что на них играют взрослые и никого не пускают. А дети идут домой играть в компьютер. Поэтому нужны крытые залы, чтобы поля не простаивали зимой. В них должны работать специально обученные люди, которые организуют соревнования. Потому что только игры и турниры стимулируют к занятию спортом. Когда за победу что-то дарят – у ребенка праздник в душе. Главное – атмосфера в спортшколе должна быть приятной. Встает ребенок в 7:30, и его должно тянуть на занятия. У нас есть такие дети, которых тянет в школу утром? А почему не тянет – потому что учителя строгие, программа непонятная, чего-то требуют, закидывают заданиями на дом. В футбольных школах то же самое. Тренировки должны проходить в радость. Для этого должны работать профессионалы – профессионалы не по контрактам, а по ответственности к делу.

 

В Петербурге много талантливых детей в возрасте 8-11 лет. У них уже есть почерк, они бескорыстны, особенно в таких семьях, где не идет разговор о деньгах. Просто золото! А потом к 15 годам завершается выравнивание, и дети становятся одинаковыми, как оловянные солдатики. Все делают одно и то же, делают это не очень плохо, но и не очень хорошо. Нет работы на индивидуальное развитие, хотя изначально дети приходят очень хорошие. Родители Из-за родителей вырастает целый ком проблем – отношения тренеров с родителями, родителей с детьми, детей с тренерами. Родители перестают видеть в детях детей, а видят в них средство для заработка на пенсии. И тут отношения начинают искажаться. Если ребенок не прогрессирует, в этом сразу виновен тренер. Неподготовленные тренеры часто начинают допускать ошибки под давлением. Бывают бесцеремонные родители. Приходят после игр и тренировок, начинают права качать. На первый раз даем им предупреждение. На второй выгоняем. Бывают смышленые 5-летние мальчики. Ножки быстрые, голова светлая, любо-дорого посмотреть. И тут влезает папа, который кричит на него со стороны и не дает ему делать то, что он хочет. Тут же начинает какую-то установку давать, тренер на это все смотрит, его не выгоняет. Тренер, который все это терпит – это уже не тренер. А папа, который что-то говорит, губит своего ребенка. Как вообще можно что-то объяснять о тактике 5-летнему? Папа и себя не способен вспомнить в этом возрасте.

 

В Дании есть известный клуб «Брондбю», лучшая школа страны. Вот он участвует в турнире. Но родители едут туда отдельно – у них свой автобус. Селятся они тоже не с детьми, а в отдельной гостинице. Потом во время матчей они не имеют права подходить к футболистам – они вообще на другой стороне поля находятся. Если ты хочешь угостить ребенка водой или яблочком, то несешь бутылочку или фрукт не только своему сыну, но и каждому игроку. Запрещено брать с собой дорогие телефоны, дорогую экипировку. Выделяться в материальных возможностях нельзя. Так они берегут детскую психику. Ничто не должно мешать ребенку выйти и играть так, как он считает нужным. Вот он получил мяч, и решение принимает только он, а не папа с мамой. Если назойливый папа все-таки вмешался в игру – все. Сразу говорят до свидания. У нас ведь сейчас папа может прийти в школу и устроить разнос учительнице. Тем более, в футболе у нас все разбираются. Зарубежный опыт Испанцы в 80-х годах зашли в тупик. Так же, как и мы сейчас. Гнались за немцами, французами и голландцами и поняли, что догнать их не смогут никогда. Потому что не на тех смотрели. Испанская нация – маленькая, низкорослая. А тогда была тенденция – выше, мощнее, быстрее. В итоге Испания обратила внимание на Южную Америку. Там тоже невысокие ребята играют, а услугами бразильцев, аргентинцев и уругвайцев пользуется весь мир. Они изучили их опыт и разработали программу, свойственную для конкретной нации. И успехи пришли не только в футболе – в теннисе, баскетболе, гандболе. Там, где мяч, там, где нужно быстро соображать и выполнять техническое действие – там у них преимущество. И даже в Англию испанцев стали приглашать, чего раньше никогда не было. Их футбол кардинально изменился – тактически, внутренне и внешне. Сейчас весь мир работает как испанцы. Кроме, наверное, России. Мы как всегда в хвост дышим.

 

Тренеры в Европе – это одна семья. Они собираются, у них симпозиумы и конференции, информацию друг от друга не скрывают. Европа – это единый организм, игроки шныряют из команды в команду, а значит развиваться должны в единой системе. Переходит игрок из «МЮ» в «Барселону», а принципы игры сохраняются теми же. Не нужно заново объяснять философию – игрок уже подготовлен. А у нас даже внутри одного города проблемы. Переходит мальчик из одной школы в другую – новый тренер все объясняет по-другому. Тренировки другие, действия другие. И что можно усвоить из этого в 10 лет? Тем более, когда с тобой книжным заученным языком говорят. Академия «Зенита» посылает на европейские стажировки. В тот же «Аякс» отправляли на пару недель. Ну, посмотрели как дети работают. Привезли конспекты. Но оказалось, что тренировки, которые записали и изучили, нам ничего не дают. Эти тренировки у нас были и 30 лет назад. Мяч был и остается круглым везде. Нам нужно развивать селекцию: смотреть на игровое мышление, быстроту принятия решения. Нужно отбирать склонных к этому детей, со спортивным характером и честолюбием. Недавно в Питере проходили турниры Гранаткина и Содружества. Так вот, разница в технике и мышлении между ребятами из ЮАР и нашими – огромнейшая! Причем не в нашу пользу. ЮАР, представляете, да? Это же не какая-то супердержава. Все видят, что происходит, но продолжают прятать голову в песок как страусы. До 2018 года, видимо, надо молчать. А после 2018 может кто-нибудь что-то скажет. Например, тот, кто у нас главный в стране. Скажет: «А давайте-ка обратим внимание». Воспитание На детей орут 90% тренеров. В том числе и матом. Матерятся в основном на ребят постарше – на маленьких вряд ли. Так, чтобы еще и бить – на моей практике такого не припомню. Разве это вообще может быть нормальным? На западе за такое сразу в суд подадут. Они могут стать взрослыми полноценными людьми только тогда, когда ничего не боятся. Вот это чувство страха преследует наших спортсменов с самых маленьких лет. Посмотрите на тот же «Зенит». В какой бы ситуации Витсель не оказался – он не боится терять мяч. Данни и Халк такие же. Они могут начать обводку в любой ситуации. У них вообще чувства страха нет. Ребенок, которого ударил тренер: «Я так упал, потому что подпрыгнул» А наш игрок – Шатов или Смольников – самое лучшее, что он сделает, это ударит куда-то в трибуны, лишь бы мяч не потерять. Все это заложено в 6 лет. Если вы на ребенка крикните, даже в 10 лет, то происходит эффект ракушки. Ракушка захлопывается, и у ребенка мини-стресс на оставшуюся жизнь. Он полноценным спортсменом уже не станет. Потому что в голове всегда этот крик. Он не сможет раскрепощенно играть. Этим западные спортсмены и отличаются от наших – они все раскрепощены. Им не надо надрываться, они по природе такие. Они привыкли выражать мысли вслух, привыкли говорить с тренером откровенно, могут обнять тренера и потрепать его за ухо, погладить по шевелюре. Тренер для них такой же человек, как и они. Ты уважаешь человека и его образ мысли, но не боишься высказаться, потому что тебя за это никто не накажет. Из наших только Аршавин всегда выделялся раскованностью. Сейчас все усугубилось. Потому что весь стадион кричит, и дети теряются. У нас недавно 14-летнего мальчика дисквалифицировали на год. Он просто так взял и ударил лежачего ногой наотмашь после свистка. Повезло, что травму не нанес – у парня было подозрение на перелом позвоночника. Если бы подтвердился – пожизненная дисквалификация. Откуда такая агрессия? Все это идет от окружающей обстановки – от тренеров, партнеров, родителей.

 

А говорить с тренерами бесполезно. Они считают, что все правильно делают. Потому что они работают на результат. Есть конкретная игра, и нужно давить на ребенка – тогда он сделает, что просят. Сегодня это помогло, но след на будущее останется. А если говорить в глобальном масштабе, то вообще друг на друга не надо орать – ни на детей, ни на взрослых. Это просто показатель уровня воспитания и культуры. Коррупция Когда появляются деньги, то появляются проходимцы, грязь и взятки. Все знают, что в известные школы дети попадают за деньги. Заранее понятно, что из этих ребят игроков не получится, но они все равно просматриваются, отбираются, попадают в состав. Потом эти мальчики заканчивают школу и дают еще одну взятку – за контракт с профессиональной командой. Сколько это стоит – не знаю, такое происходит преимущественно в элитных академиях. Потому что в других школах просто не за что давать – уровень представительности другой. Но говорить о взятках как о факте мы не можем – нужны доказательства, а их нет. Есть только разговоры. Скажу так: мысли поддаться искушению и сыграть договорной матч в детском футболе есть. Потому что команды поставлены в такие условия, что все направлено на результат. Американцы и канадцы взяли и сделали закрытые лиги во всех видах спорта. Все проблемы решились. Когда у тебя нет страха проиграть, то и подход совсем другой. Страх проиграть матч несет за собой цепочку негативных мыслей. Если бы Премьер-лига была закрытой, то у нас бы даже слухов не было про договорняки. Но все это отражает уровень жизни в обществе, в стране.

  Eurosport.ru        

  • < Назад
  • Вперёд >

www.dokaball.com

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *