Как научиться фехтовать – Как научиться фехтованию? - Спорт

Содержание

Техника владения мечом. Фехтование на мечах

Кто из нас в детстве, насмотревшись фильмов про отважных мушкетеров, начитавшись книг про храбрых рыцарей, не устраивал грандиозные дворовые баталии, воображая себя мастером клинка, гуру фехтования! Впрочем, мушкетеры и прочие рыцари сражались, как правило, на шпагах; фехтовать, однако, можно и с помощью других видов холодного оружия. Например, мечей. Какова техника владения мечом и чем он отличается от остальных своих «собратьев по цеху»?

Что такое меч

Прежде чем говорить о владении мечом, нужно сначала понять, что это вообще такое и чем отличается, например, от шпаги или сабли. Итак, меч — это, разумеется, вид холодного оружия с не искривленным клинком длиной более 60 сантиметров. Он предназначен в первую очередь для рубящих ударов, поэтому его называют еще видом наступательного оружия. Также мечом возможно наносить удары колющего характера.

Меч: история оружия

Вообще, нужно отметить, что мечи в силу разных факторов и причин (о них будет сказано далее) всегда были довольно дорогостоящим оружием, доступным далеко не каждому; несмотря на это, не что-нибудь иное, а именно меч и щит стали истинным символом воинского дела и настоящего воина.

В качестве предшественницы меча историки называют, как правило, дубинку, или же палицу — она изготавливалась из камня или очень твердого дерева, при этом кромки ее были крайне острыми, способными порезать. С освоением же металлов люди научились создавать и настоящие мечи. Первые из них были бронзовыми и появились настолько давно, что даже не верится — аж в начале второго тысячелетия до нашей эры. До конца шестнадцатого века холодное оружие (мечи, в частности) пользовалось большой популярностью у европейцев, уступив позже место саблям и шпагам; что же касается Руси и ее жителей, то интерес к мечу угас у них еще раньше — на его место пришла все та же сабля (в четырнадцатом столетии).

Издавна меч считался как боевым, так и охотничьим видом оружия. О последней функции меча мы говорить не будем, а вот про данное оружие как средство для битвы — расскажем. В этой связи как раз и уместно вернуться к вопросу о том, почему же меч являлся дорогостоящим удовольствием.

Особенности меча

Высокая стоимость данного вида холодного оружия напрямую связана с его особенностями. Так, например, длина клинка меча достаточно велика — порядка шестидесяти (а то и больше) сантиметров, но, несмотря на это, заточен он всегда на всю длину целиком. Такое решение позволяет поражать ударом гораздо большую площадь. Кроме того, это увеличивает шансы на попадание «точно в яблочко» и обеспечивает довольно внушительный список техник владения мечом.

Еще одна особенность данного оружия заключается в том, что само его производство достаточно трудоемко и требует гораздо больших затрат, нежели те же сабли, скажем, или шпаги. На создание мечей уходит больше металла, материал для подобного изделия должен быть действительно качественным, а уж изготовление клинка доверить можно только высококвалифицированному специалисту. Как легко можно догадаться, данный фактор также не удешевляет стоимость готового оружия.

Влияет на цену и необходимость постоянно поддерживать клинок в надлежащем виде — остром, что тоже довольно затратно и по силам, и по времени. Дело в том, что затупившееся лезвие при ударе в фехтовании на мечах не принесет желаемого результата. Тупой травмы оружие практически не наносит, а значит, становится бесполезным. Бесполезным в бою – мы ведь говорим именно о боевом мече!

У данного вида холодного оружия еще достаточно своих особенностей как положительного, так и отрицательного характера, присущих только ему, однако влияния на формирование стоимости — в отличие от вышеперечисленных факторов — они не оказывают.

Искусство фехтования

Фехтование — искусство владения холодным оружием, умение драться на нем, способность наносить удары сопернику, уклоняясь при этом от его выпадов. Слово это произошло от немецкого глагола fechten, что означает «сражаться». Первоначально для соревнований и турниров по фехтованию использовали рапиру — длинный тонкий узкий клинок, со свистом рассекающий воздух. Уже позже фехтовать стали и на шпагах, и на саблях, и на мечах.

История фехтования

История фехтования уходит далеко-далеко в древность. Известно, что уже в древних Индии, Японии, Китае и Египте обучали боям на палках (в Китае — бамбуковых) со специальной предохранительной рукояткой, которая защищала руку с оружием. А первые соревнования по данному виду спорта проводились в Египте еще за четыре столетия до появления Олимпийских игр! Впрочем, в те стародавние времена подобные игры и упражнения особого распространения не снискали, пока в Древней Греции не организовали школы по обучению владению холодным оружием. Тогда о фехтовании и заговорили как об искусстве, о зрелище. Кстати сказать, занимались в этих школах отнюдь не только взрослые — данная дисциплина была обязательной в процессе постижения разнообразных наук для ребятишек в возрасте от пяти до одиннадцати лет.

Вплоть до Средних веков доступно фехтование было исключительно представителям высших слоев населения, простой же народ обходился, как и прежде, палками. Каждый уважающий же себя рыцарь, дворянин считал делом чести обучаться этому искусству.

В тринадцатом веке появился первый учебник по данному виду спорта (вернее, правильным будет сказать — по боевому искусству, поскольку именно таковым фехтование тогда и считалось, к спорту его стали причислять уже в наши дни). Теоретически обоснованные принципы фехтования возникли лишь к шестнадцатому веку благодаря итальянцам. А уже в веке минувшем, в двадцатом, в 1913 году, в Париже была организована Международная федерация фехтования. Сейчас это искусство является одной из олимпийских дисциплин.

О некоторых видах мечей

Несмотря на то что меч – он, как говорится, «и в Африке меч», у него, как и у многих других видов оружия, есть свои разновидности. Все существующие мечи можно разделить на одноручные и двуручные. В отдельно взятое время в отдельно взятой стране имелись свои виды такого оружия. Так, например, акинак — меч скифов, водао — китайцев, гладиус — древних римлян; у скандинавов меч носил одноименное название (другой вариант — норманнский), в Индии был прямой меч с интересным названием пата (или пуддха)… Выделяют даже русский меч — он похож на скандинавский, но длиннее и легче. Все виды не перечислить — их несколько десятков, и каждый чем-то, да интересен.

Техника владения мечом

Самое главное, на чем заостряли внимание еще древние воители на мечах, — это скорость, с которой необходимо орудовать клинком (а не сила удара, как полагают многие). Чем быстрее ты действуешь, тем больше у тебя шансов первым убить (ну, или хотя бы покалечить) противника. Тем не менее для идеального владения мечом всегда была и остается необходимой хорошая физическая подготовка.

Поскольку основная его функция — нанесение рубящих ударов, именно этому моменту в инструкции по работе с данным видом холодного оружия уделяется особое внимание. Например, наносить его необходимо под определенным углом, следя за тем, чтобы плоскость клинка совпадала с плоскостью удара. В ней, в свою очередь, должны находиться сама цель, которую необходимо поразить клинком, а также кисть и локоть той руки, которая держит меч. Если не соблюсти это условие, большого вреда сопернику нанести не получится: клинок попросту соскользнет и повернется набок. Нужно заметить, что техника владения мечом — наиболее сложная из всех техник для разнообразных видов холодного оружия. Говорить о ней необходимо применительно к технике ведения рыцарского боя. Немалое значение в нем отводилось союзу щита и меча — в описании стоек боя положению как первого, так и второго уделялось особое внимание. Стойки и позиции — вообще один из основных элементов правильного ведения боя. Например, для того чтобы нанести мечом действительно сильный удар, способный значительно покалечить соперника (отсечь какую-либо часть тела, как вариант), нужно было занять исходное положение с упором на одну ногу — тогда вес тела и перемещение всего корпуса помогали совершить более сильный замах. При этом ступни от земли старались не отрывать — иначе можно было легко потерять равновесие, а значит, появлялась реальная угроза собственной жизни или здоровью. Это напрямую связано с уже упоминавшейся ранее скоростью, в том числе и реакцией. Молниеносно отвечать на выпады соперника, приседать, кружиться, поворачиваться, делать всевозможные «финты» и телодвижения, чтобы сбить с толку соперника — действительно хорошая тактика в бое на мечах. Так же как и взгляд в глаза своему оппоненту — они, как правило, выдают истинные намерения дерущегося. Впрочем, за самим оружием следить тоже все-таки стоит.

Колющие удары мечом, ставшие особенно популярными с четырнадцатого-пятнадцатого веков, следовало наносить либо в открытые части (например, в лицо, если забрало не было опущено), либо в места стыков доспехов. Еще один вариант — глазница шлема. Техника владения мечом предусматривала особый подход к поединку на лошадях. Так, допускалось с разгона нестись во весь опор на противника, выставив меч острием вперед, как копье. Таким образом можно было проткнуть насквозь даже защищенного со всех сторон оппонента.

Начиная с четырнадцатого века стали активно появляться учебники по фехтованию. С этого момента техника владения мечом постепенно сводилась к искусству фехтования в принципе, лишь базируясь на тех основных принципах, что указаны выше. Оно и понятно. Тот, кто виртуозно умел фехтовать, попросту не мог не одержать победу в бое на мечах.

Некоторые рекомендации

Конечно, рыцарских турниров сейчас нет. Но если вдруг кто-то пожелает научиться владеть таким видом холодного оружия (фехтование на мечах все еще в цене) – вот информация, которую ему полезно будет знать:

  1. Перед занятием с мечом необходимо оценить его вес. Для этого следует поднять оружие вверх в вытянутой руке. Если меч не заваливается набок, ощущается достаточно тяжелым, но при этом не неподъемным — все хорошо.
  2. Если в процессе занятий возникло ощущение, что меч стал легче, необходимо сразу заменить его более тяжелым.
  3. Чтобы привыкнуть к любому оружию и суметь удержать его в руке, следует, тренируясь с мечом, выбирать наиболее тяжелые клинки.
  4. Стоит рассматривать меч как спортивный снаряд, а с каждым спортивным снарядом следует заниматься и выполнять комплексы упражнений. Необходимо регулярно делать это и здесь: очень полезными окажутся упражнения для рук — например ножницы. В каждую руку следует взять по мечу, а затем просто помахать ими. Еще одно упражнение — восьмерка. Сначала необходимо вытянутой вперед рукой рисовать в воздухе знак бесконечности, или перевернутую восьмерку. Привыкнув держать руку на весу, следует вооружиться мечом и повторить процедуру.

Кэндзюцу, или японское владение мечом

Как известно, японцы – большие знатоки по части сражений. Посему неудивительно, что именно в Стране восходящего солнца появилось свое собственное искусство владения мечом – кэндзюцу. Оно зародилось более тысячи двухсот лет назад и успешно существует и по сей день. Тренируясь, японцы занимаются с деревянными моделями мечей и отрабатывают различные боевые ситуации – это называется у них «ката». Они вновь и вновь повторяют одни и те же навыки, оттачивая их настолько филигранно, доводя до такого мастерства и автоматизма, что все эти боевые ситуации и приемы становятся для них уже рефлекторными. Таким образом, фехтуя, японцы сражаются на подсознательном уровне, не задумываясь, куда поставить ногу или направить оружие.

Кэндзюцу учит жесткой манере ведения боя – агрессивному, угрожающему поведению, наступлению на оппонента, демонстрируя свою силу, мощь и бесстрашие. В основном работают японцы с большим мечом под названием дайто, но те, кто уже достиг совершенства, способны тренироваться с небольшим коротким сето (заниматься с маленьким оружием сложнее, чем с длинным). Как и раньше, так и теперь в Японии существуют специальные школы фехтования, где желающих обучают всем методам, тонкостям и приемам кэндзюцу.

Интересные факты о мечах

  1. Одним из предшественников данного оружия, помимо заостренных дубинки или палицы, называют топор.
  2. Цена меча, среднего по качеству, была равна в Средние века приблизительно стоимости четырех коров.
  3. Самым древним мечом в мире нынче считается бронзовый меч, найденный в Республике Адыгея и относящийся аж к четвертому тысячелетию до нашей эры. В настоящее время он находится в Санкт-Петербургском Эрмитаже.
  4. Вес меча, стандартного одноручного, изготовляемого в Средние века, не превышал полутора килограммов, а двуручного — трех.
  5. Против соперников в кольчугах применяли рубящие удары, против тех, кто в латах, — колющие.
  6. Двуручные мечи использовались в основном для боев с конниками.
  7. Меч символизирует справедливость, правосудие и силу. А в буддизме меч – символ знания, разрубающего тьму незнания.
  8. Пока железо и сталь не получили столь грандиозного распространения, клинки изготавливали из меди.
  9. Гибрид двуручного и одноручного меча называется полуторным. Европейцы придумали ему «народное» наименование — «бастард».

Навыки владения мечом, как и уроки фехтования, на самом деле являются достаточно полезным делом для каждого по многим параметрам – особенно в наше неспокойное время. И даже если отбросить защитные функции данного вида спорта, то как минимум хорошую физическую подготовку фехтование подарит, вне всякого сомнения. Держать организм в тонусе и одновременно чувствовать себя героем рыцарских романов — что может быть интереснее?..

fb.ru

как проходят занятия для начинающих, где можно научиться основам техники и приемам

Фехтование — экзотичный, но распространённый вид спорта. Это настоящее боевое искусство с использованием специального оружия (шпага, рапира, сабля), которое пришло к нам из глубины веков.

Соревнования по фехтованию входят в программу Олимпийских игр, а фехтовальные кружки и секции принимают на тренировки как детей, так и взрослых и мужского, и женского пола. Так как фехтование достаточно травматично, а также из-за того, что в этом виде спорта важна техника, то для обучения рекомендуется найти опытного инструктора и вступить в специальный клуб или секцию.

Facebook

Twitter

Google+

Vkontakte

Odnoklassniki

В каких секциях можно научиться фехтованию

Фехтовальные секции распространены по всей России. Например, в Москве организованы спортивные школы олимпийского резерва, где занятия проходят бесплатно. Принимают туда детей с 9—10 лет и старше. 10 лет, по мнению опытных инструкторов по фехтованию — это наиболее перспективный возраст для начала обучения.

Фото 1. Тренировка по фехтованию для начинающих. Сначала спортсмены учатся поражать цель, закрепленную на стене.

Если ребёнок увлечётся всерьёз, родителям придётся приобрести для тренировок специальную экипировку. Защитный костюм для занятий фехтованием состоит из специальной куртки, брюк длиной до колена, которые держатся на подтяжках, гетр, обуви на плоской подошве, маски с металлической сеткой и воротом, защищающей лицо и горло, перчаток, пластронов (защита под мышками). Экипировка может несколько отличаться в зависимости от того, каким оружием будет владеть спортсмен: сабля, рапира или шпага.

Профессиональная экипировка для

sportyfi.ru

Дюжина причин для изучения фехтования

Нередко возникают вопросы на тему «зачем нужно изучать фехтование в XXI веке?» Не будешь же таскать с собой меч для самообороны, да и пистолет все равно эффективнее. С этим никто не спорит.

Если вам непонятны причины, по которым люди продолжают заниматься изучением боя на холодном оружии — читайте дальше. Если вам лично все понятно, но вопросы «а зачем тебе это?» надоели, то можете свободно пользоваться этими причинами в качестве типовых ответов.

1. Психологическая закалка

Ни для кого не секрет, что одно из важнейших слагаемых победы — это психологическое состояние. Сила воли, умение контролировать собственный страх и действовать так, как диктует разум. Также ни для кого не секрет, что любая действительно работающая система боевых искусств, в программу изучения которой входят реалистичные спарринги, непременно дает этот эффект.

Фехтование позволяет добиться его значительно быстрее по сравнению с прочими видами боевых искусств. Просто невозможно биться на стальных или даже деревянных клинках, не контролируя свой страх. Психологическое состояние бойца даже у совершенно мирных людей проявляется чуть ли не на первом удачном спарринге. При использовании более безопасных деревянных мечей этот процесс затягивается, но не слишком надолго.

Даже если вам не очень интересны остальные аспекты фехтования, если вы предпочитаете заниматься рукопашным боем или постоянно носите с собой огнестрельное оружие, то всё равно обратите внимание на этот важный момент. Используя данное свойство фехтования, можно очень здорово повысить результативность тренировок по рукопашному бою, как лично для себя, так и для учеников.

Более важным в повседневой жизни эффектом является постоянное спокойствие, уравновешенность и способность дать сдачи не только палкой по голове, но и в словесной баталии. Общаясь с начальством или неким представителем власти, например. Неважно, чем вы сражаетесь: бокеном, стальной шпагой или собственным острым языком. Ощущения в конфликтных ситуациях примерно одни и те же, только острота сильно отличается. Если вы не боитесь сражаться на мечах, то вас мало чем можно поколебать.

2. Защищённость

Очевидно, что человек с оружием при прочих равных гораздо опаснее для своих противников, чем человек без оружия. В древности проблем с ношением оружия было несколько меньше, чем сейчас, особенно для представителей воинских сословий. Хотя, если под оружием рассматривать не только мечи, а ещё и дубины с топорами, то проблем точно не было ни у кого. При этом именно холодное оружие обычно решало исход большинства сражений. Луки, конечно, оказывали заметное влияние на войну, но без холодного оружия побеждать удавалось мало кому.

Если абстрактному человеку нужно было научиться противостоять бандитам, то для него как раз имело смысл изучать технику работы оружием. Пусть дорожным посохом, а не мечом, но именно оружием. Про профессиональных военных и говорить не приходится. Какой смысл посвящать максимум своего внимания рукопашному бою, если ты всегда вооружён и твоя работа — именно использование этого оружия?

Ни в коем случае не хочу сказать, что рукопашный бой бесполезен. Просто фехтование позволяет быстрее достичь весомых результатов. Допустим, вы возьмете двух ничего не умеющих человек и начнете учить одного рукопашному бою, а другого — фехтованию. Если через неделю обучения вы предложите им сразиться друг с другом — результат будет вполне предсказуем.

И почему, собственно, не носить с собой меч для самообороны? Даже если меч не подходит, всегда можно воспользоваться тростью, зонтом, топором или первой попавшейся под руку палкой. Человек с палкой, знающий, как ей пользоваться, практически неуязвим даже для группы невооружённых агрессоров.
Более того, длинная палка может быть значительно эффективнее ножа, особенно если противник, вооружённый ножом, не привык работать против фехтовальщика. А фехтовальщиков вообще встретишь не часто.

Ношение меча для самообороны — не такая уж безумная идея, кстати говоря. Совершенно необязательно затачивать клинок до боевого состояния, нарушая закон. Даже не заточенный, совершенно легальный тренировочный меч из хорошей стали вполне может нанести противнику травмы, несовместимые с продолжением агрессии. Кроме того, серьёзное использование меча вводит в ступор. Никто такого не ждет.

Кстати, в среднем масса одноручного или даже полуторного меча колеблется в пределах 1 — 1,5 кг. Добавьте с запасом еще полкило на ножны — не так уж и тяжело. На практике имеют смысл два варианта: трость с длинным прямым клинком японского или шпажного типа, или же короткий меч где-нибудь под курткой. Короткий меч весит заметно меньше килограмма и, в общем, не вызывает никаких проблем при постоянном ношении. Подчёркиваю, что заточка не обязательна. Тупой стальной меч спокойно крошит дерево, оставляя достаточно заметные зарубки, а человеческое тело гораздо мягче дерева.

3. Быстрое достижение результата

Рукопашному бою учиться долго. Понятно, что человек, поступивший в некую усреднённую секцию рукопашного боя, скажем, за десять занятий мало чего достигнет. Фехтовальщик после тех же десяти занятий уже сможет небезуспешно сражаться с гораздо более опытными противниками. Кроме того, более-менее опытный фехтовальщик способен изучать технику рукопашного боя гораздо быстрее человека, не имеющего навыков работы с оружием. В ряде лучших современных школ боевых искусств, нацеленных на рукопашный бой, это понимают.

Почему так происходит?

Самая главная причина: бой даже на деревянных мечах, для начинающего участника кажется несравненно более опасной ситуацией по сравнению с кулачным спаррингом. Серьёзное и сфокусированное отношение к процессу приходит само собой. Страх — плохое чувство. С ним надо бороться и искоренять. И наилучший способ сделать это — повернуться к страху лицом и пойти на него в атаку, не закрывая глаза.

Несколько лет назад я учил одного человека фехтованию. На тот момент мы использовали деревянные мечи, для железа он ещё, в общем, не был готов. Когда речь зашла о постановке блоков, ученик постоянно совершал одну и ту же ошибку: защищаясь, он располагал меч слишком близко возле головы. Физически он был развит весьма неплохо, поэтому остановка лёгкого удара деревянным мечом не являлась какой-то проблемой.

Но так ставить блоки неправильно. Для того чтобы объяснить суть проблемы, я предложил взять тренировочные стальные мечи — без заточки, но с совершенно реальной массой. После первого же удара более тяжёлым оружием, продавливающим его защиту, ученик всё понял. Лязг стальных клинков моментально объяснил ему, где он был неправ: если наносить чуть более мощный удар, чем я позволял себе в процессе обучения, то руки спружинят и клинок противника всё-таки достанет до головы. Когда мы вернулись к деревянным мечам, этой ошибки ученик больше не допускал.

4. Скоростная подготовка к изучению рукопашного боя

В древности изучение боевых искусств начиналось именно с оружия. На то было две причины.

Первая: хоть сколько-то обученный владеть оружием человек уже является действующей моделью воина. Он достаточно опасен для недоброжелателей и способен защитить себя без особых проблем.

Вторая:

общие принципы в рукопашном бое и фехтовании совершенно одни и те же, только оружие ещё менее простительно к совершению ошибок. Пропущенный удар кулаком, конечно, может быть опасным и даже фатальным, но не со 100%-ной вероятностью. Результат пропущенного удара оружием очевиден.

Рукопашный бой как более сложная и менее часто используемая дисциплина изучался уже после освоения более простых и эффективных способов защиты и нападения. Молодой боец сначала учился побеждать противников с помощью специальных средств и только потом переходил к более сложным техникам рукопашного боя.

Даже сейчас в большинстве серьёзных школ рукопашного боя оружие, так или иначе, используется. По историческим причинам приоритет сместился, так как традиционное холодное оружие, конечно, проигрывает огнестрельному по эффективности на поле боя. Поэтому изучают то, что более часто применяется, то есть рукопашный бой без оружия. Кроме того, исторические причины во многом заставили переделать многие традиционные боевые искусства в спортивно-оздоровительные комплексы. Иных возможностей для выживания у них не было. Сейчас таких проблем не существует, так что можно спокойно заниматься чем угодно.

Фехтование приводит к пониманию основных боевых принципов, учит правильно двигаться и даёт множество совершенно необходимых в рукопашном бою навыков. Причём с помощью фехтования основа для рукопашного боя даётся даже быстрее, чем непосредственно при изучении рукопашного боя.

5. Традиция

Выше уже было сказано, что в старые времена обучение боевым искусствам начиналось именно с оружия. На то были вполне объективные причины. Но кроме них, можно задуматься ещё и о некоем восстановлении исторической справедливости и возвращении к корням искусства. Для любителей истории это может быть очень важно.

Нужно заметить, что вообще противопоставление фехтования и рукопашного боя неверно в принципе. Оно справедливо лишь для вырожденных спортивных дисциплин с массой искусственных ограничений. В реальном бою никто не будет снимать с вас очки за творческое использование свободной руки. Вы можете, например, ударить противника в лицо кулаком или задержать его руку с оружием на долю секунды, необходимую для нанесения удара.

Но подобные техники требуют сравнительно высокого уровня мастерства. Не уверенному в своей подготовке новичку до поры до времени имеет смысл сделать больший упор на исследование возможностей своего оружия. К рукопашному бою лучше переходить только когда противник перестанет казаться таким большим, быстрым и страшным.

Именно так рассуждали учителя боевых искусств тогда, когда эти искусства что-то значили.

6. Оздоровление

В наше сложное время многие люди не поднимают предметов тяжелее компьютерной мышки и мобильного телефона. Меч массивнее, да и мышц в фехтовании задействовано значительно больше. Пять минут спаррингов на полной скорости с перерывами для приведения себя в чувство изматывают сильнее, чем получасовая пробежка трусцой или даже комплекс упражнений в спортивном зале.

Мышцы от подобных нагрузок растут не сильно — это к культуристам. Происходит укрепление связок и сухожилий, тренировка выносливости. Если совмещать фехтование и тяжёлую атлетику, то из вас может получиться настоящий терминатор.

7. Адреналин

Мирная, размеренная офисная жизнь. Телевизор, друзья, работа, вторая половина, пиво, сон. Разве что компьютерные игры да футбол дают современному человеку хоть какую-то встряску, прилив эмоций!

Как-то смешно говорить о том, что фехтование — это значительно более адреналиновая деятельность, чем все то, к чему мы привыкли в нормальных условиях. Даже пейнтбол не идет ни в какое сравнение по эмоциональной нагрузке. Навести на человека мушку с целиком и нажать на спусковой крючок, отправив в него шарик с краской — дело хорошее, интересное и увлекательное. Но стремительный бой на мечах — блоки, атаки, парирования, контратаки, сокращение и разрыв дистанции… Трудно найти что-то аналогичное, дающее такой же заряд драйва и хорошего настроения надолго!

8. Реакция и точность

К важнейшим свойствам фехтовальщика относятся чувство времени и чувство дистанции. Правильный расчет скорости и точности действия, выполненного именно тогда, когда это было необходимо — залог успеха в любом поединке. Приобретённые навыки не покидают фехтовальщика и в повседневной жизни. Настоящий боец не теряется в неожиданной ситуации, моментально и точно реагируя самым правильным образом. Этот результат изучения фехтования, перекликающийся с психической закалкой, способен изменить вашу жизнь в лучшую сторону в самых неожиданных её областях.

9. Болевой порог

Изучение любого боевого искусства сопряжено с травмами — это аксиома. Фехтование не является исключением, поэтому новички и должны использовать мечи из дерева и других, еще менее опасных материалов. В любом случае, удары время от времени пропускаются. Серьезных травм в нормальных школах практически не бывает, но синяки — дело совершенно обыденное.

Фехтовальщик, привыкший получать удары деревянным или даже тупым стальным клинком, обладает значительно более высоким болевым порогом по сравнению со средним человеком. В первую очередь меняется не чувство боли, а отношение к ней. Люди, не понаслышке знакомые с фехтованием, совершенно иначе реагируют, скажем, на полученный удар милицейской резиновой дубинкой со стальным стержнем. Во-первых, удар оружием будет инстинктивно парирован, ослаблен. Во-вторых, по сравнению с ударом деревянного или, тем более, стального меча, резина — это детский лепет.

10. Отличное хобби.

Как говорит мой отец, «надо же на чём-то сидеть». У всех есть свои интересы и хобби. Кто-то смотрит телесериалы, кто-то пьет водку, кто-то собирает марки, кто-то играет в футбол.

Изучение фехтования, как правило, сопряжено с коллекционированием холодного оружия – преимущественно пригодного для использования на тренировках, а не боевого, нелегального в нашей стране. При желании можно вкладывать в покупку снаряжения и оборудование места для тренировок бешеные деньги. При отсутствии желания или возможностей можно обойтись минимумом, посвящая все внимание тренировками с ограниченным арсеналом.

В процессе изучении фехтования сами собой в голову приходят исторические знания. То есть их вроде бы специально и не изучаешь, а все равно нахватаешься так, что мало не покажется.

Еще один побочный эффект, на сей раз неоднозначный — изменение отношения к некоторым культурным произведениям. Скажем так: лично мне нравится «Горец», как оригинальный фильм, так и сериал. Нравится там всё, кроме постановочных и нереалистичных боев на мечах. Они зрелищны и красивы, это понятно! Но при виде подобных выступлений у понимающего человека возникает желание смеяться и плакать одновременно. В книгах и компьютерных играх та же самая проблема: читаешь / играешь и не веришь в происходящее, потому что понимаешь, как это все должно работать на самом деле.

Пожалуй, это можно считать наиболее заметным негативным последствием занятий фехтованием. Не бывает же чего-то абсолютно и безоговорочно хорошего, верно? Но, на мой взгляд, это не слишком большая плата за все преимущества фехтования.

11. Совершенствование

Естественным желанием для многих является стремление к самосовершенствованию. Улучшение себя в целом или в какой-то узкой теме — это достойно и интересно, это то, ради чего стоит жить!

Во-первых, фехтование позволяет совершенствоваться непосредственно в искусстве боя на холодном оружии. Хотя для достижения приличных результатов не требуется так уж много времени, бой на мечах, как и любое другое боевое искусство, может изучаться всю жизнь.

Кроме того, приобретение и оттачивание навыков фехтования естественным образом улучшает совершенно неожиданные стороны жизни, казалось бы, не связанные с боевыми искусствами напрямую. Если хотите превзойти себя — возьмите в руки меч.

12. Романтика

Меч в руках вызывает особенные чувства, не похожие ни на какие другие. Нож или пистолет не дают такого эффекта. И он лишь усиливается, когда вы не просто держите в руках оружие, а еще и умеете им пользоваться.

Мушкётеры, самураи, рыцари, пираты, викинги, ниндзя — неужели вам никогда не хотелось ощутить себя в шкуре кого-то из них? Холодное оружие сопровождало человечество на протяжении нескольких тысяч лет. Человек с мечом окружается совершенно неповторимым романтическим ореолом.
Фехтование просто не может не нравиться!

Запишитесь на курсы прямо сейчас: [email protected].

www.heikido.ru

как я училась на мушкетера :: «ЖИВИ!»

© Софья Демидова

«Мушкетеры короля, к бою!» Воображение рисует перед глазами романтическую барочную картинку: свист клинков, отважные рыцари, защищающие прекрасных дам. Именно романтизм и пример любимого мужа, который профессионально дерется на шпагах, толкнули меня поехать на другой конец города в студию фехтования при Институте физкультуры.

«Первое, что надо сделать, — советует тренер Александр Моисеев, похожий на породистого мушкетера из кинофильма, — выучить термины. Без них вы не поймете, что мне от вас нужно». Полчаса по выданной мне брошюре зубрю заимствованные из французского языка названия ударов, шагов и выпадов. «Ассо» — битва, «ангард» — позиция, удобная для боя, «аппель» — вызов противника на удар, «батман» — удар по клинку, «фланконад» — еще один удар, но в тот момент, когда противник держит руку высоко поднятой, «кроазе» — выбивание шпаги мгновенным ударом по ее слабой части. Учить слова трудно, потому что тренировка уже началась, и зал — огромный легкоатлетический корт — оглашается криками и звоном клинков. Кто ж способен учить французский, когда прямо перед твоим носом люди пытаются проткнуть друг друга холодным оружием!

© Софья Демидова

«Надеваем защиту», — командует Моисеев. Я наряжаюсь в специальный костюм: белые гольфы, штаны с подтяжками, плстмассовую защиту на грудь и куртку на молнии, в правый рукав которой предварительно протянут электрический шнур для подключения шпаги к системе отслеживания уколов. Голову втискиваю в шлем с сетчатым забралом. Инструктор ставит меня в стойку. Стойка — это определенное положение тела, в котором фехтовальщик проводит большую часть своей жизни. Очень неудобное. Ноги согнуты, передняя нога как будто делает широкий шаг, а задняя немного отведена назад, ступня ее точно перпендикулярна пятке передней ноги. Пять минут в таком полуприседе, и с непривычки каждая мышца начинает болеть и умолять прекратить пытку. «Правильное перемещение в такой стойке гарантировано спасает от травм», — сообщает инструктор, будто бы почувствовав мою боль. Минут через десять, когда я уже всерьез задумываюсь о побеге, мне вкладывают в ладонь шпагу. Еще минут пять уходит на то, чтобы научиться складывать пальцы на рукоятке. Наконец мне ставят цель: уколоть прибитый к стене кожаный мешок. Я его уколола, но не в середину, как положено, а в краешек. «Все равно — пять баллов!» — хвалит инструктор.

Вся тренировка — это десять минут хождения в стойке и пятнадцать выполненных уколов. По ощущениям эти двадцать пять минут заменяют полуторачасовую интервальную тренировку, в которой чередуются силовые и кардионагрузки.

Вердикт инструктора после первого занятия: телосложение мое отлично подходит для фехтования. «Физика у тебя хорошая, руки и ноги длинные, — говорит Александр Моисеев, — но нужно отрабатывать технику». То есть привыкать к совершенно непривычному положению тела, отметать все ненужные мысли перед боем, учиться оценивать силу противника, концентрироваться на победе. И это абсолютно не похоже на . Там ты просто выполняешь заученные махи ногами и руками. Не похоже и на , где от тебя требуется сосредоточиться на собственных ощущениях.

© Софья Демидова

«Я многих научил фехтовать, — рассказывает Моисеев. — Ходили ко мне и продюсер телеканала, и реставратор икон, и владелец завода, и руководитель одного из подразделений РЖД». И я понимаю, что всех этих людей привлекает в искусстве владения шпагой. Фехтование — не спорт, а и . Тут не только сила мускулов нужна, но и не дюжая сила воли.

Оказалось, что спортивное фехтование — это не изящное искусство, а суровый спорт. На первой тренировке я сломала ноготь, это цветочки. Следующий месяц я не могла ни сесть, ни встать — после тренировок перманентно болели ягодицы. Свой первый поединок помню плохо: дико волновалась, улыбалась, когда противник начинал атаковать, поминутно извинялась, если меня кололи, сама уколоть страшно боялась.

После месяца занятий, у меня, помимо упругой попы, появилось бесконечное уважение ко всем членам нашей группы. Ехать после работы на окраину для изнурительных тренировок на полусогнутых ногах — это требует реально рыцарского самоотречения. Я сломалась — больше не фехтую. Но мечтаю возобновить тренировки. Уж очень приятно думать, что все вокруг просто фитнесом занимаются, а я — д’Артаньян.

[wtab]

www.jv.ru

Как научиться фехтованию Как? Так!

Содержимое:

6 метода:

Вам когда-нибудь хотелось узнать, как сражаются на шпагах? Некоторые не верят, что фехтование живо до сих пор. Но не тут то было. Правила стали намного сложнее, появилось электрооборудование, по всему миру открылись школы фехтования. Это захватывающий олимпийский вид спорта, в котором сочетаются многовековые традиции и передовые технологии. К счастью, время дуэлей на шпагах осталось далеко в прошлом, поэтому вы можете наслаждаться фехтованием, не рискуя жизнью и здоровьем.

Шаги

Метод 1 Соберите необходимую информацию прежде, чем начать

  1. 1 Решите, для чего вы хотите научиться фехтовать. Чтобы участвовать в соревнованиях или из интереса к истории? Все это обоснованные причины, и каждая подразумевает разные стили фехтования и виды тренировок. Фехтование – это древнее искусство со своими традициями и культурой, поэтому вы можете узнать для себя много интересного, начав заниматься этим видом спорта. Фехтование – это отличный способ развить свои умственные и физические способности, стать дисциплинированным.Кроме того, это отличный вид тренировки для тех, кто занимается фехтованием как любитель!
  2. 2 Изучайте различные виды фехтования. Фехтование отличается сильными традициями, существуют отличные друг от друга школы с разными стилями и направлениями. Итальянская, испанская и французская школы фехтования, которые начинали свою историю сотни лет назад, являются доминирующими во всем мире. Разница между ними сравнительно небольшая, в основном они отличаются по виду оружия. Однако, перед тем как начать заниматься, нужно овладеть базовыми знаниями.
    • Первую книгу по фехтованию – «Трактат об оружии», написал испанец Диего де Валера между 1458 и 1471 годом.
    • Вы узнаете много интересных историй о фехтовании, которые, возможно, еще больше вдохновят вас взяться за шпагу.
  3. 3 Найдите фехтовальный клуб или школу рядом с вами. Следующим шагом для вас станет поиск школы где-нибудь поближе. Вы можете обнаружить, что на самом деле возможностей намного больше, чем вы могли себе представить,поэтому исследуйте все расположенные неподалеку от вас школы. Вы должны учитывать следующие критерии при выборе школы:
    • Соответствует ли клуб вашим целям? Если вы хотите участвовать в турнирах или даже в Олимпийских играх, вам нужен клуб, в котором царит соревновательный дух. Если вам хочется просто отдохнуть и повеселиться, то вам нужен более спокойный клуб.
    • Гарантирует ли клуб вашу безопасность? Разрешается ли фехтовальщикам использовать свои клинки, когда не надеты маски? Если такие опасные правила допускаются, исключайте этот клуб из своего списка.
    • Легко ли добраться до клуба? Хотя это не имеет прямого отношения к фехтованию, нужно учесть, что вам регулярно придется добираться до клуба и возвращаться обратно.
    • Знакомы ли вы с каким-нибудь фехтовальщиком? Узнайте, где он занимается и что думает об этом месте.
    • Есть ли в клубе начальные, средние и продвинутые уровни фехтования? На начальном этапе хорошо заниматься вместе с людьми вашего уровня. Хорошей репутацией для клуба является его стабильность и большой стаж работы.
    • Достаточно ли там тренеров для проведения регулярных индивидуальных занятий? Частные уроки с тренером очень помогают фехтовальщикам начального и промежуточного уровня.
    • Обучают ли они фехтовать тем оружием, которое вы выбрали? Многие школы и клубы обучают одному или двум видам фехтования. Поэтому прежде, чем вступать в клуб, узнайте, есть ли у них интересующий вас вид.

Метод 2 Вступление в клуб и начало занятий

  1. 1 Вступайте в клуб. Как только вы решили, куда хотите пойти, организуйте пробный сеанс или испытательный период, чтобы составить мнение о клубе. Вы можете даже просто сидеть и смотреть, как занимаются другие, чтобы иметь представление о тренерских методиках и стилях.
  2. 2 Начните ходить на групповые тренировки. Полностью погружайтесь в занятие, обязательно обращайте внимание на стиль уроков, будьте вежливы и внимательны. Фехтование – это сочетание физической сноровки, остроты ума и самодисциплины. Будьте готовы сосредоточиться на том, что изучаете. Это касается и теории, и практики.
    • Правила могут быть сложными, поэтому выполняйте домашнее задание, спрашивайте, если чего-то не поняли или сомневаетесь.
  3. 3 Постарайтесь узнать, кто самые лучшие тренера в вашем клубе. Обычно у них бывает несколько часов в неделю на частные уроки. Иногда в этом нет смысла и лучше заниматься с тренерами в группе, чтобы получить как можно больше пользы от занятий. Если этого не происходит, постарайтесь найти тренера, который дает частные уроки.

Метод 3 Овладение основами

  1. 1 Научитесь пользоваться шпагой правильно и безопасно. Важно, чтобы вы знали, как правильно держать оружие. Не размахивайте им сильно и не направляйте его на человека, который не защищен маской. Когда вы держите шпагу, направляйте ее острый конец к полу. Если вы двигаетесь со шпагой в руке, не держите ее за рукоятку, а придерживайте за острый конец. Если вам нужны обе руки, чтобы надеть маску или снять ее, обязательно опустите меч первым.
    • Вы всегда должны проверять состояние своей шпаги и быть уверенным, что ее острый конец накрыт защитой без повреждений.
  2. 2 Ознакомьтесь с основными терминами. Вам нужно хорошо разбираться в основных понятиях. Вот некоторые важные термины, которые необходимо выучить с самого начала: предупреждение, атака, парирование, ответный удар, контр-ответ. Атака – наступательное действие. Парирование – оборонительное действие.

Ответный удар – контр-атака после парирования. Контр-ответ – это атака, которая следует за парированием ответного удара.

  1. 1
    • Потратьте немного времени и прочтите глоссарий по фехтованию, чтобы ознакомиться с терминами.
    • Учтите, что иногда в фехтовальной лексике люди могут использовать французские или итальянские слова.
  2. 2 Осваивайте основные приемы и маневры. Работа ног имеет большое значение в фехтовании, поэтому так важно отрабатывать плавные и легкие движения. Основные позиции, которые вам необходимо выучить это: позиция En Garde, простое наступление и отступление. En Garde – это начальная позиция. Вы должны повернуться тем боком, где у вас рука со шпагой. Ступня должна быть направлена носком к противнику, а носок другой ноги должен быть примерно под углом 90 градусов. При наступлении первой движется передняя нога, а при отступлении – задняя.
    • Старайтесь удерживать равновесие и двигаться как можно быстрее.
    • Как только начнете делать успехи, можете начинать обучаться приемам, например, атакующим выпадам.
  3. 3 Научитесь правильно держать оружие. Это нужно сделать до того, как вы приступите к овладению приемами со шпагой. Существуют разные стили, и инструктор скорей всего будет обучать учеников своим любимым приемам. У разных шпаг разные рукоятки, поэтому вы должны узнать о них от инструктора.
  1. 1
    • Распространенная ошибка у начинающих – слишком крепкое сжимание рукоятки. У вас должны быть расслабленные и гибкие запястья.
  2. 2 Изучите сначала принцип работы клинка. После того как вы научитесь правильно держать рукоятку, можете переходить к простым приемам с клинком. К каким именно, зависит от вашего инструктора и от выбора оружия, но вы можете предложить начать с прямого колющего удара и простого парирования. Это базовые наступательные и оборонительные приемы, на которые вы будете опираться в дальнейшем, но уже с изменениями и дополнениями.
  1. 1 Выберите себе оружие. Как только появится возможность выбора, сфокусируйтесь на одном виде оружия, которое вам понравилось. Ваш тренер, скорее всего, предложит вам на выбор: рапиру, шпагу или саблю, или сразу даст рапиру.

Многие мастера фехтования и тренеры считают, что нужно знакомиться с оружием именно в таком порядке: рапира – шпага – сабля. Некоторые тренера начинают со шпаги или сабли. ( на самом деле это практикуется больше в гимназиях, так как там нужно быстро обучить обращению со всеми видами оружия).

  1. 1
    • Кто-то предпочитает всегда начинать с рапиры, потому что с ней можно отработать правильную технику, а затем перейти к шпаге и сабле.
    • С другой стороны, можно отработать приемы и со шпагой. В конечном счете решать вам.

Метод 4 Приобретите снаряжение

  1. 1 Узнайте все о необходимом снаряжении. Фехтование – довольно непростой относительно снаряжения вид спорта, поэтому узнайте все о защите и оружии. Некоторые виды мужской и женской защиты отличаются, а также есть варианты для правшей и левшей. Прежде чем покупать свое оборудование, поинтересуйтесь, можно ли взять экипировку в клубе напрокат.
  2. 2 Пользуйтесь снаряжением из клуба. Многие клубы дают его напрокат. Вполне достаточно взять экипировку напрокат для пары первых уроков, чтобы понять, нравится вам фехтование или нет и стоит ли продолжать. Клубное снаряжение часто старенькое и потертое из-за частого использования, маски неприятно пахнут потом, а оружие искривлено. Когда-то это произойдет и с вашей экипировкой, но, по крайней мере, вы несколько лет будете пользоваться хорошим снаряжением.
    • Может быть, оно старое и потертое, но все равно надо обращаться с клубным снаряжением бережно и аккуратно.
  3. 3 Когда вы будете готовы, купите собственное снаряжение. Экипировка может быть дорогой – несколько сотен долларов или евро, поэтому будьте полностью уверены, что действительно хотите его купить. Перед тем как пойти в магазин, спросите у своего тренера, что необходимо покупать. В американской ассоциации фехтования имеется список фирм, торгующих экипировкой на территории США.

Метод 5 Совершенствуйте свои навыки вне клуба

  1. 1 Выполняйте много упражнений. Практически все фехтовальщики согласны, что они скучные, но никто не поспорит с тем, что они повышают уровень мастерства. Чтобы сделать их менее скучными, представляйте, что сражаетесь,используя настоящее оружие с реальным противником (даже, если вам это не нравится).Нина что не жалуйтесь, практика приведет к успеху.
  2. 2 Наблюдайте за профессионалами. Потратьте некоторое время для просмотра соревнований по телевизору, чтобы больше узнать о спортсменах самого высокого уровня. Наблюдение за профессионалами может вдохновить вас на улучшение ваших навыков. Если у вас есть возможность побывать на настоящих соревнованиях, обязательно используйте ее!
  3. 3 Прочитайте книги по данной теме. Литература по фехтованию очень полезна. В книге Альдо Нади «Про фехтование» очень много полезных тренировок и упражнений. А книга Руди Волкмана Magnum Libre de Escrime – великолепное пособие для начинающих.
  4. 4 Улучшайте свою физическую форму. Хотя с первого взгляда не скажешь, что фехтование физически тяжелый вид спорта, но на самом деле это так. Работайте над улучшением физической формы вне занятий, чтобы повысить свою выносливость и быструю реакцию.

Метод 6 Участвуйте в соревнованиях

  1. 1 Готовьтесь к турнирам. Лучший способ проверить свои навыки и оценить прогресс – это участие в соревнованиях. Перед тем как отправиться на соревнования как участник, побывайте там в качестве зрителя, чтобы лучше прочувствовать атмосферу спортивной борьбы.
    • Внимательно наблюдайте за победителями и старайтесь научиться чему-нибудь у них.
  2. 2 Участвуйте в соревнованиях! Когда вы отправляетесь туда, мысленно подготовьте себя к соревнованию, вам нужно справиться со стрессом, чтобы выступить хорошо. От волнения могут проявиться слабые места в вашем фехтовании, над которыми вы должны работать вместе с тренером. Не выступайте на соревнованиях до того, как ваш тренер решит, что вам пора. Есть определенный уровень, которого нужно достичь, чтобы участвовать в настоящих соревнованиях.
  3. 3 Постарайтесь выиграть несколько соревнований. После того как вы улучшили свои навыки, и у вас появилась уверенность в своих силах, отложите практику и займитесь соревнованиями. Соревнования – это большая эмоциональная нагрузка, поэтому постарайтесь успокоиться и с уважением относитесь к сопернику и судьям. Выигрывать или проигрывать нужно с достоинством.

Советы

  • Если вы хотите научиться чему-то, вы должны учиться у тренера или у того, кого он назначил.
  • Когда вы только начинаете фехтовать, не пытайтесь сразу же выполнить сложные атаки. Пусть все идет своим чередом,иначе вы будете часто делать ошибки.
  • Обращайтесь правильно с экипировкой. Верное обращение продлит срок ее службы, а уход за щитами отличительного огня не даст людям в клубе испортить снаряжение.
  • Направляйте шпагу вниз, если у вашего противника нет маски, иначе это может быть опасно.

Предупреждения

  • Внимательно следите за зрителями. Иногда люди, не занимающиеся фехтованием, не догадываются, какую опасность представляет клинок. Сделайте все возможное, чтобы обезопасить людей, вблизи наблюдающих за поединком.
  • Заниматься фехтованием без маски – опасно и глупо. Никогда не поднимайте оружие на человека без маски. Также никому не позволяйте размахивать оружием перед вами, если на вас нет маски. Если это происходит не один раз, выбирайте других людей и другое место. У вас всего лишь два глаза.
  • Неисправное снаряжение может быть опасным для спортсмена. Нельзя хвататься за лезвие (и такое происходит), у него острые края. Ржавая маска или куртка в дырках говорит о небрежном отношении к своему снаряжению. Старайтесь поддерживать его в хорошем состоянии.

Что вам понадобится

  • Примечание: лучше до покупки проконсультироваться с тренерами по поводу необходимого снаряжения. У них большой опыт, они хорошо разбираются в размерах и качестве экипировки, а также знают места, где можно ее купить.
  • Примечание: вся одежда для фехтования разработана и для левой, и для правой руки! Всегда правильно подбирайте одежду. Например, если вы наденете куртку для левши, куртка не защитит вас должным образом от сломанного клинка.
  • Для занятий фехтованием вам потребуется следующее снаряжение:
    • Куртка для фехтования.
    • Маска. Если вы занимаетесь фехтованием на саблях, когда собираетесь на соревнования, постарайтесь приобрести электрическую маску. Лучше сразу купить хорошую электрическую маску, чем несколько раз покупать неэлектрическую.
    • Перчатки.
    • Пластрон – это защита, которую носят под мышками. Многие люди используют только одну защиту, но это не очень хорошая идея. Материал пластрона хорошо защищает места, уязвимые на куртке. Несчастные случаи могут произойти и на занятиях, и на турнирах.
    • Нагрудные защитные вставки для женщин.
    • Легкий спортивный костюм, который одевается на тело. В шортах нельзя заниматься фехтованием.
    • Хорошая обувь. Отлично подойдут кроссовки для видов спорта на крытых кортах: бадминтон, сквош, мини-футбол и другие.
    • Традиционное оружие – клинок не электрический с резиновым наконечником вместо электрической кнопки.
    • Соревнования значительно отличаются от практики. Все официальные турниры являются электрическими, поэтому нужно иметь полный комплект электрического снаряжения с головы до ног. К тому же, на официальных соревнованиях вы должны быть полностью одеты в форму, запрещены джинсы или спортивные штаны.
  • Для турниров по фехтованию вам потребуется вся экипировка, описанная выше, плюс дополнительная:
    • Фехтовальные штаны (бриджи).
    • Высокие носки (примерно до колен).
    • Тонкая металлическая пластинка (только для рапиры и сабли).
    • Манжета (только для сабли). Это скорее электрическое оборудование.
    • Шнур для маски (только для рапиры и сабли).
    • Два электрических вида оружия – минимум! Если вы сломаете лезвие на турнире и вам нечем будет его заменить, вас дисквалифицируют.
    • Два шнура для костюма как минимум. Для разных шпаг используются различные виды, такие как сабля или рапира, поэтому убедитесь, что для вашего оружия подходит именно этот шнур.
    • При фехтовании используются разные виды оружия от сабли до шпаги. Убедитесь, что вы правильно выбрали оружие.
  • Необязательно, но желательно:
    • Обувь для фехтования.
    • Защитная чашка для паховой зоны мужчин. Именно в эту область разрешается бить и шпагой, и рапирой. Если вы не надеваете данную защиту, потом не жалуйтесь, что вас ударили туда.

Прислал: Суханова Анна . 2017-11-06 18:09:59

kak-otvet.imysite.ru

Как научиться фехтованию? Виды фехтования. Польза фехтования

Все для праздника

  • Свадебные салоны
  • Праздничные агентства
  • Подарки
  • Подарочные сертификаты
  • ЗАГСы
  • Прокат авто
  • Фотографы
  • Видеосъемка
  • Стилисты-визажисты, парикмахеры
  • Карнавальные костюмы
  • Фейерверки
  • Фотоцентры
  • Прокат оборудования
  • Кейтеринг
  • Банкетные залы
  • Торты на заказ
  • Украшение зала
  • Кондитерские
  • Доставка цветов
  • Ведущие, тамада
  • Ди-джеи
  • Шоу-программа
  • Свадебные платья напрокат
  • Свадебные платья на продажу
  • Свадебные аксессуары
  • Вечерние платья

mag.relax.by

Атака: как научиться наступать | Искусство владения оружием

Несмотря на то, что стратегически важнее остаться в живых, чем зарубить противника, с тактической точки зрения для победы важна именно атака. Невозможно выиграть поединок, если не атаковать. При этом многие люди, увлекающиеся боевыми искусствами в целом и фехтованием в частности, даже уже с неплохим техническим уровнем, имеют ощутимые проблемы с наступлением и вообще нанесением атак. Попробуем разобраться, почему так происходит и как с этим бороться.

Но перед тем, как углубиться в тему статьи, уточним терминологию.

Атакауровень техники, действие, потенциально приводящее к победе. Непосредственно попытка нанесения удара или укола оружием в тело противника.

Наступлениеуровень тактики, совокупность действий, приводящая к максимизации возможностей для нанесения атак. Достаточно мощное наступление вынуждает противника разрывать дистанцию, отступая, поэтому грамотное наступление обязательно включает в себя сокращение дистанции, сближение для проведения атакующих техник.

Когда речь идёт о тактическом уровне, слово «атака» обозначает мощное, форсированное наступление с реализацией возможностей для нанесения атак. Когда речь идёт о техническом уровне, слово «наступление» обозначает сокращение дистанции с последующей атакой.

Конечно, атаковать нужно не всегда. Существуют целые стили фехтования, основанные на тактическом преимуществе защиты: вы просто выжидаете, когда наступающий противник допустит ошибку и тут же наказываете его за неё.

Проблем у этого подхода три. Во-первых, непонятно, что делать, когда сталкиваются два таких специалиста по защите – никто же из них вообще не будет атаковать. Во-вторых, это просто достаточно скучно, хоть и в какой-то мере эффективно, но вообще такой подход вынуждает, например, просто «расстреливать» вечно обороняющегося противника быстрыми выпадами с максимальной дистанции. В-третьих, в ситуации, когда атаковать именно надо – например, в строю на ролевой игре или против вооружённого более длинным оружием противника – может просто не хватить навыка. Так что объявляем постоянную защиту всё-таки скорее порочной мутацией, хотя и отдаём ей должное как имеющей смысл в ограниченной области применения.

Даже если не брать имено защитные стили, атаковать всё равно нужно не всегда. Бывает, что вы вооружены более длинным оружием и вам есть куда отступать – тогда почему бы и не воспользоваться преимуществами снаряжения? Кроме того, атаковать может быть неразумно тогда, когда вы в первую очередь нуждаетесь в защите. Например, когда вас мощно и продуманно атакуют, и у вас не хватает возможностей ответить контратакой в темп – ничего не остаётся, кроме как отступать и защищаться, ожидая, когда натиск ослабнет, и вот тогда…

Теперь же рассмотрим именно причины, побуждающие не атаковать тогда, когда атаковать надо, а заодно сразу же попробуем понять, что с этим делать.

Не умею

Самый общий случай, типичный для начинающих фехтовальщиков: они могут просто не знать, как вообще следует действовать в той или иной ситуации, и, благодаря инстинкту самосохранения, просто выбирают в качестве своего действия защиту даже тогда, когда можно атаковать. Связано это, чаще всего, с избыточным количеством мыслей в голове, с ощущением потери контроля над ситуацией и нежеланием усугублять хаотичность происходящего. Так же проще: противник атакует, а я защищаюсь. То, что победить его так вряд ли получится – неочевидно, потому что иногда атаки всё-таки наносятся, по остаточному принципу.

Что с этим делать: учиться. Нужно понять и принять следующую мысль: сражение – это страшно, и только с помощью атаки можно быстро его закончить, перейдя в состояние мира и покоя. Необходимо нарабатывать связки парирование-контратака и блок-контратака, а затем переходить к изучению атак в более быстрый темп, то есть атаковать непосредственно защитным движением и атаковать вообще без контактной защиты, уклоняясь от вражеского удара. После того, как защита стилем черепахи, прячущейся в своём панцире, превращается в защиту стилем дикобраза, который хоть и прячется, но при этом сразу же наказывает нападающего иголками, нужно учиться брать инициативу и переходить в постоянное наступление. Об этом ниже.

Боюсь получить удар

Совсем понятный случай, объяснять тут нечего.

Что с этим делать: переставать бояться. Для начала можно попробовать максимально обезопасить процесс, усилив защитное снаряжение и/или ослабив травмоопасность атакующего. Для этого можно надеть доспехи и/или использовать тимбары.

Замечу, что тимбары нужно использовать ограничено, так как фехтование на них приводит к постепенной, но очень глубокой девальвации эффекта пропущенного удара. «Ну пропустил, ну и что?» Поэтому, если вы не занимаетесь именно фехтованием на тимбарах, но хотите использовать их в качестве вспомогательного снаряжения для получения каких-то дополнительных навыков на вашем основном, более реалистичном тренировочном оружии, то не увлекайтесь.

Так что остаётся защитное снаряжение, при этом, конечно, любой удар в маску или доспехи трактуется как пропущенный удар в тело. Но они же становятся гораздо менее страшными, поэтому можно начинать пробовать рисковать. А дальше, с накоплением опыта, выяснится, что удары вы пропускаете всё реже и реже, да и пропущенные уже не так и страшны – и можно будет потихоньку избавляться от излишних доспехов, если на то будет ваша воля.

Боюсь нанести удар

Многие люди идут заниматься фехтованием в том числе для коррекции собственного воспитания, которое в наше время нередко оказывается излишне сковывающим. Не то чтобы я предлагал всем жизнерадостно забить на осторожность, нет. Но если вы в спокойном спарринге, слегка ткнув бокеном или, того хуже, тимбаром своего партнёра в плечо или бок, сразу же рефлекторно извиняетесь или чувствуете желание это сделать, то у вас есть проблема: вы не разрешаете себе действовать. И проблема эта может влиять на вашу жизнь шире и глубже, чем вам кажется, затрагивая очень даже не только фехтование.

Что с этим делать: научиться отличать ответственность от боязни взять на себя ответственность. Вот тут идеально подходят тимбары. Весёлое и безумное рубилово на мягком, безопасном оружии будит в скованном человеке ощущение свободы. Да, допустим, вам страшно ударить человека бокеном – ведь вы можете его травмировать, а вам этого не хотелось бы. Но тимбаром, если партнёр защищён? Вы можете достаточно быстро понять, что это абсолютно безопасно, если не усердствовать.

Правда, бывает неприятная ситуация, когда боязнь нанесения ударов накладывается на ещё одну-две причины не атаковать. Например, можно ещё бояться получить удар самому (но доспехи и тимбары это дело смягчают), а ещё можно просто не уметь атаковать. Такой комплекс проблем требует и комплексного подхода, лечить нужно всё сразу, по отдельности: сначала, например, отрабатываем связки и темп на нормальном оружии, затем с тимбарами лечим страхи.

Нужно понимать, что если у вас такие непростые тараканы в голове, то понадобится определённое время на их изгнание. При этом вы, скорее всего, испытаете не самый приятный эффект: люди, с которыми вы вместе начинали учиться, почему-то внезапно обойдут вас и, возможно, даже будут пытаться вас чему-то научить. Отнеситесь к этому с пониманием. Поскольку вы стартовали с тараканами, а они – без, у них, фактически, была определённая фора. Тем больше удовольствия вы получите, когда их догоните и сможете фехтовать со своими однокашниками на равных на достаточно высоком уровне. Дальше, кстати, может и обогнать удастся, ведь вы, догнав человека, у которого была фора, фактически разогнались до большей скорости обучения, так и зачем же тормозить?

Не хочу

Самый тяжёлый случай. Вы можете уметь атаковать и контратаковать, вы можете не бояться пропустить удар (ну, в разумных пределах) и спокойно наносить атаки, но при этом, даже когда вы видите, что можете атаковать – вы просто не делаете этого. Ещё хуже, когда нежелание сочетается с другими причинами не атаковать, особенно – с боязнью получить удар.

Почему так бывает? Допустим, вы участвуете в тренировочном спарринге со своим партнёром-приятелем. Он открылся, вы можете нанести атаку. Вы знаете, что можете нанести атаку, вы способны её нанести, вам ничто не мешает. Но вы этого не делаете, потому что… вы и так её уже мысленно нанесли. Даже если партнёр не в курсе, для вас это не важно, так как вы вряд ли честолюбивы. Оно вроде бы и неплохо, да?

Нет. На самом деле, получается, что вам просто лень. И вот почему это плохо.

  1. Вы не помогаете своему партнёру развиваться. Он даже и не знает, что открыт.
  2. Вы развиваете у себя порочные привычки. В поединке, имеющем значение (турнир, реальный бой) они легко могут сыграть, и вы просто не станете атаковать, хотя могли бы.
  3. Вы уменьшаете количество обратной связи на свои действия, притупляете удовольствие от победы, даже ничего не значащей. Понятно же, что противника всегда приятно достать, ощутив собственный успех. А так получается, что вы душите эмоциональную подпитку и вам становится скучнее, чем следует. В результате вы вообще можете отказаться от занятий боевыми искусствами, потеряв очень много возможностей.

Что с этим делать: развивать у себя азарт, охотничьи инстинкты, волю к победе и желание к самоутверждению – в разумных пределах, но о неразумных речи и не идёт, так как у людей, у которых эти черты слишком уж развиты, нежелания атаковать нет. Начните участвовать в минитурнирах, организуя их прямо в своей фехтовальной группе. Можно проводить такой минитурнир каждое занятие. Победитель не получает ничего, кроме желания победить ещё раз, а проигравшие стремятся в следующий раз занять место победителя. Можно даже переходящий приз сделать, или вести статистику, теша честолюбие. При этом минитурниры ни в коем случае не должны замещать обычные свободные спарринги без учёта побед и поражений, так как в противном случае в вашей фехтовальной группе разовьётся конкурентная среда вместо кооперативной.

Кстати, ещё одна причина, по которой у вас может не быть желания атаковать – неуважение к противнику. Вы можете (даже справедливо) считать себя сильнее, и не ощущать необходимости это доказывать. В этом случае нужно искать более сильных противников, либо давать свему партнёру фору, взяв более слабое оружие, выдав ему вдвое больше хитов или сражаясь сразу с несколькими оппонентами.

Основная доминанта поведения у всех бойцов, предпочитающих наступать, такова: если не буду атаковать я, то будет атаковать мой противник, а это нежелательно. Если вы не можете атаковать по одной из перечисленных выше причин, то вам следует, помимо изложенных там же рекомендаций, стараться почувствовать эту мысль, принять её в качестве доминанты собственного поведения.

При этом собственно наступать можно сильно по-разному.

Яростный натиск

Самый прямолинейный из способов наступления. Вы просто движетесь вперёд, нанося множество ударов. Способ хороший, но энергозатратный и опасный, к тому же несколько предсказуемый. Собственно, это все его недостатки, и если удаётся их скомпенсировать хорошей выносливостью, грамотно продуманной защитой и разнообразными атаками, то всё отлично.

Вариант: турецкий пехотинец

Некоторые (многие) фехтовальщики имеют следующий дефект наступления. Начинают они здраво и браво, бросаются на противника и имеют все шансы его заломать. Но, если противнику удаётся поглотить импульс первичного натиска, сжаться в защите и разжаться, подобно пружине, в контратаке, то такие фехтовальщики просто не знают, что с этим делать. Они полностью деморализуются и переходят от активного наступления к пассивной обороне. Соответственно, таким «сильным, но лёгким» бойцам необходимо научиться забирать инициативу из защиты.

Вариант: берсеркер

Части фехтовальщиков в наступлении «сносит башню». Они теряют контроль за силой своего удара и не обращают внимания на удары входящие. В условиях современного нелетального фехтовального моделирования это явно порочный подход: просто возрастает травмоопасность для всех участников действия и никто ничему особо не учится. Избегать берсеркерства нужно, работая с собственной психикой. Иногда помогает пара-тройка полученных травм, но далеко не всегда. Бороться с берсеркерами сравнительно нетрудно, от них надо отступать и мощно их бить.

Выпады и уходы

Красочный и яркий способ наступления, требующий хорошей выносливости и мобильности, а также незаурядного опыта, особенно в плане чувства дистанции. Современное спортивное фехтование, особенно на шпагах, фактически целиком состоит из использования этого наступления и противодействия ему. Вы держитесь на хорошей дистанции, затем выбираете момент и резко её сокращаете, наносите атаку или серию атак, затем разрываете дистанцию и снова кружитесь вокруг цели, выжидая момента.

Прессинг

Мой личный фаворит. Постоянно постепенно понемногу наступаете, вынуждая противника либо пятиться, либо подпускать вас ближе. Сильно давит на психику, так как фехтовальщик, применяющий прессинг, воспринимается противником как медленно и неотвратимо накатывающийся на него каток для укладки асфальта. Рекомендую постараться освоить этот способ наступления и использовать его в качестве поведения по умолчанию. При этом понятно, что можно, когда надо, совместить прессинг с быстрыми выпадами или с мощным натиском.

Атака в защите

Это скорее особая техника, точнее – суть широкой группы техник. Входите своим мечом (или другим оружем, даже щитом, не имеет значения) в контакт с оружием противника, выставленным вперёд. Слегка надавливаете на оружие противника. Затем «слегка» заменяете на «ощутимо» и двигаетесь вперёд, максимально акцентируясь на возможных противодействиях. То есть, если надо, передвигаете своё оружие, защищаясь от попытки контратаки. А потом, когда противник оказывается достаточно близко и его контратака отбита, наносите удар.

Бывает, что люди берутся за меч и у них всё хорошо получается. Бывает наоборот. Один из способов усилить свою практику – освоить теорию. Склады ума у всех разные, и хотя кому-то, действующему интуитивно, подобная информация ничем особенно не поможет, но кому-то другому, предпочитающему думать, анализировать, планировать и так далее – очень даже.

За основу классификации взята информация из книги «Спортивное фехтование. Учебник для вузов физической культуры» под редакцией Д.А. Тышлера, Москва, Издательство «Физкультура, образование и наука», 1997 г. Использованная там терминология оставлена как есть, но добавлено ещё кое-что.

Типы атак

Атака основная: начинающая боевую схватку. Здесь нечего объяснять, просто первичная атака, с которой начинается эпизод сражения. Ей же он может и заканчиваться, если противник ошибётся с защитой.

Атака повторная: на противника, защитившегося без попытки ответа, отступлением или уклонением. Этот приём необходимо нарабатывать тем, кто ощущает в себе недостаточную способность к наступлению. Обычный «детский» сценарий выглядит так: Пётр атакует, Виктор защищается, Виктор атакует, Пётр защищается и всё по новой. При этом если Виктор не атакует, то Пётр по привычке может попробовать защищаться неизвестно от чего. А должен пропускать защиту и тут же атаковать ещё раз.

Атака ответная: после контактной защиты на противника, отступающего после неудавшейся атаки. Это как раз атака Виктора из примера выше. Все её знают.

Атака дистанцией: сразу же после короткого уклонения. Если Пётр атакует, а Виктор защищается, уйдя в сторону или вбок, то у Виктора больше инициативы, чем обычно при защите – он может немедленно нанести атаку по Петру, особенно легко в таких случаях поражаются руки.

Атака на подготовку: на противника, приближающегося с целью перехода в атаку. Пётр и Виктор стоят на очень дальней дистанции. Петру нужно два шага, чтобы достать до Виктора. Он делает первый, собирается сделать второй, ожидая, что Виктор сожмётся в защите, но Виктор сразу же после первого шага Петра делает свой шаг с неожиданной для оппонента атакой.

Атака на манёвр: в момент смены стойки противником, либо же при его боковом перемещении. Манёвры типа смены стойки или бокового перемещения совершаются, как правило, при ощущении собственной безопасности. Поэтому, если реакция и скорость позволяют, можно и нужно немедленно сократить дистанцию и поразить противника в момент манёвра, так как готов отразить атаку он не будет. Отдельно следует сказать про боковое перемещение: очень часто недостаточно опытные фехтовальщики пытаются зайти с фланга, пройдя вбок не по дуге, а по хорде. При этом они оказываются ближе, чем на самом деле того хотят. Не ударить их в этот момент, на мой взгляд, является просто неуважением.

Атака в замах: в момент подготовки к атаке или даже в момент самой атаки. Если Пётр телеграфирует атаку замахом или чем-то менее уловимым, то Виктор может просто ударить первым, так как Пётр занят созданием собственной атаки и не думает в этот момент о защите.

Темп

Темп 1: на счёт 2 — «парирование и ответ», два отдельных действия, связанных в комбинацию. Самый простой вариант, наиболее проявленный в варианте меч+щит. Пётр бьёт мечом, Виктор подставляет щит и тут же бьёт мечом, Пётр так же подставляет щит и всё по новой. Без щита, конечно, так тоже можно делать, но с щитом понятнее.

Темп 2: на счёт 1 — «атака в темп», одно действие и защищает и атакует. Чаще используется с достаточно совершенным конструктивно оружием, начиная с эпохи Возрождения, так как значительная доля подобных действий подразумевает принятие неприятельской атаки на свой эфес с одновременным проведением контратаки кончиком клинка.

Темп 3: на счёт 0,5 — «половинный темп», контратака без соприкосновения клинков при защите уклонением. Пётр бьёт, Виктор чуть отскакивает назад и в этом же движении бьёт Петра по вытянутой руке.

Помимо уже предлагаемых в статье тех или иных способов научиться атаковать, добавлю ещё несколько проверенных временем учебных приёмов.

Копьё в спину

Начинается спарринг, при этом за спиной человека, у которого серьёзные проблемы с наступлением вплоть до постоянного отступления, встаёт ассистент. Этот ассистент вооружён неважно чем, а задача у него простая: следить за тем, чтобы его подопечный не отступал слишком часто. Когда ассистент считает нужным, он нежно бьёт подопечного в спину, намекая на необходимость вспомнить о наступлении.

Короткое против длинного

Выдаём не умеющему наступать короткое оружие и, возможно, щит, а его оппонента вооружаем чем-то длинным, пусть даже и копьём. Бойцу с коротким оружием вообще ничего не остаётся, кроме как атаковать. Повторяем, пока не начнёт получаться и продолжаем, пока наступление не станет родным и приятным.

Отработка защиты

Нередко атаковать мешает простой и понятный страх того, что «я вот пойду вперёд, а мне как прилетит и всё». Отрабатывайте защиту, чтобы не бояться брать то, что может прилететь. Повысите свою уверенность в том, что атаки вы принимать умеете, и, совмещая с другими способами изучения наступления, переходите в атаку.

Если у вас остались какие-то сомнения относительно необходимости и возможности наступления и атаки, то вы можете задать мне любые интересующие вас вопросы. А пока что попробуйте понять, какие проблемы, связанные с атакой, мешают вам развиваться, и займитесь их решением!

www.heikido.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *