Фехтование рапира – Фехтование на рапирах

Содержание

Фехтование

Привет! Долго думал, о чем можно написать интересную статью, перебрав в голове все банальные и надоевшие темы о спортзалах, качалках, боксе и т.п; меня все же осенило! И я решил написать о фехтование!

Еще со средневековья это занятие считалось истинно мужской стезей. Звенящая кольчуга, сверкающие мечи и сабли, дуэли и даже целые сражения. Со временем это кровавое детище стало потихоньку ограничиваться какими-то рамками и чем цивилизованнее становился наш мир, тем больше мастерство фехтования превращалось в спорт.

Для большего интереса, расскажу об истории и развитие этого мужского спорта.

Фехтование взяло свое начало в начале XV века, в Испании. Именно оттуда пошли первые упоминание об этом искусстве. А в XVIвеке итальянцы уже систематизировали процесс обучения, создав, принципы фехтования и разработали классификацию приемов и действий.

В скором времени во Франции выходят учебники, описывающие технику приемов, которая близка современной. В 1567 году в Париже создают фехтовальную Академию и в это же время во Франции появляется рапира с кожаным наконечником. Такое – модифицированное оружие более легкое и удобное для обучения. В XVIIIвеке, снова французы изобретают фехтовальные маски и с этого момента фехтовальное искусство начинает процветать как никогда! Дуэли со временем превращаются в «белые дуэли» , где присутствует судья и четыре наблюдателя, которые фиксируют нанесенные уколы. Вместе со всем этим зарождается спортивный поединок!

Фехтование заключалось не только в мастерской технике, но и в элегантности и галантности. Приветствие перед боем своего соперника, утонченные манеры и поклоны.

В XIXвеке фехтование окончательно официально получает титул – вид спорта. Наиболее активно развивается в Италии, Германии и Франции.

В России интерес к этому мужскому спорту возник только в начале XVIIIвека. В 1701 году Петр Iввел обязательный предмет «Рапирная наука», в свою школу «Математики и навигационных наук» Первыми учителями фехтования были иностранцы, но уже в первой половине XIXвека количество российских преподавателей резко возросло, за счет воспитания в военных учебных заведениях.

Фехтование принято считать спортом, военной наукой, средством воспитания и целым искусством. Этот вид спорта выделяется среди остальных своей эстетикой, романтичностью и яркостью истории, уходящей в далекие века.

Фехтование – это умение наносить точные уколы, посредством атак и защит в конкретные моменты , используя мастерство и интеллект. Фехтование похоже на реальное сражение: в нем присутствуют  разведка, маскировка, маневрирование, наступление и оборона.

В наше время в фехтование существует три вида оружия – шпага, сабля и рапира. Отличаются они правилами судейства и поражаемыми поверхностями, варианты которых я опишу вместе с обзором оружия.

Оружие собрано из стального гибкого клинка с резиновым наконечником, гарды с мягкой прокладкой и рукоятки с гайкой.

Рапира

Рапира – колющее оружие спортсменов. В отличие от других видов оружия, поражаемая поверхность рапириста меньше прочих – туловище и шея. В правилах фехтования на рапирах существует приоритет, т.е. «тактическая правота». Нанося укол, необходимо иметь приоритет. Например, рапирист имеет приоритет в атаке. Противник должен сначала взять защиту и только после этого у него появится приоритет, чтобы нанести ответный укол сопернику. Если атаки выполняются одновременно, то нанесённые уколы не засчитываются.

Длина рапиры около 110 см и вес не более 500г. Диаметр гарды – от 9.5 до 12 см.

Шпага

Шпага – так же колющее оружие. Клинок шпаги побольше рапирного  и имеет трехгранное сечение.  У шпажистов самая большая поверхность уколов: от головы до пят – голова, руки, ноги, корпус. В бою на шпагах отсутствует тактический фактор, т.е. одновременно нанесенные уколы засчитываются обоим фехтовальщикам.

Общая длинна шпаги около 110 см, вес не более 770 г. И диаметр гарды – 13.5 см.

Сабля

Сабля – в бою на саблях разрешается наносить как уколы, так и рубящие удары. Поражаемой областью являются голова, туловище и руки. В общем вся поверхность до линии пояса.                                     Сабля имеет трехгранный клинок, максимальная ее длина 105 см, вес около 500г

В современном фехтовальном спорте используется электрооборудование для фиксации уколов. Аппарат фиксирует нанесение укола спортсменом. При нанесение укола, на аппарате зажигается лампочка, находящаяся на его стороне. В фехтование на рапирах и саблях действительными засчитываются только уколы, нанесенные в поражаемую область. Действительные уколы отмечаются зажиганием цветных ламп (зеленой или красной), а недействительные — это означает, что сначала был нанесён недействительный укол, и в этом случае действительный укол не засчитывается. В фехтование на шпагах зажигаются только цветные лампочки, т.к. все уколы считаются действительными. Когда лампы зажигаются по обе стороны одновременно, это означает, что каждому спортсмену присуждается по уколу.

Вот такой вот мужской спорт я вам сегодня поведал! Элегантный, красивый и в тоже время не легкий и требующий не мало сил и способность грамотно мыслить.

P.S. Возможно вам будет полезна наша статья «Как достичь рельефных мышц». Занимайтесь спортом! И до встречи на нашем мужском блоге — MENSCLUBONLINE

 

mensclubonline.ru

Фехтование на рапирах. Спортивные события 2013

Фехтование на рапирах

Рапира – колющее оружие с клинком четырехгранного сечения длиной от 90 до 110 см и массой 500 г, кисть руки защищена круглой гардой диаметром 12 см.

Мужчины и женщины соревнуются на рапирах в отдельных турнирах. Пружина в наконечнике рапиры настраивается на давление в 500 г. Кроме того, аппарат, фиксирующий уколы, не регистрирует касания продолжительностью менее 0,025 сек. Другие уколы аппарат фиксирует. Засчитываются действительными лишь уколы, нанесенные в металлизированную куртку (электрокуртку).

Поражаемая поверхность на фехтовальщике закрыта металлизированной курткой, укол в которую регистрируется цветной лампой на аппарате. Уколы в области, не закрытые металлизированной курткой, регистрируются белой лампой и считаются недействительными.

Поединок в фехтовании происходит на фехтовальной дорожке. Пересечение бойцом границы за его спиной карается штрафным уколом. При выходе бойцов за боковые границы дорожки бой останавливается, а нанесенные после этого уколы аннулируются.

Бой в фехтовании на рапирах сформировался на основе исторического развития холодного оружия. Боевое единоборство определяло необходимость уколоть и ранить противника. В то же время было важно избежать получения укола. Поскольку первоначально рапира в основном использовалась при обучении фехтованию и было важно научить фехтовальщика не только атаковать, но и защищаться, то учитель задавал условия схватки. Поэтому основное современное правило определяет, что атака противника должна быть отражена прежде, чем начато ответное действие (правота атаки). Приоритет действия переходит от одного фехтовальщика к другому после активного действия на оружие соперника своим оружием (правота защиты). Преимущество определяет арбитр. Он останавливает действия, когда регистрирующий уколы аппарат сигнализирует об их нанесении. Тогда, ориентируясь на показания аппарата, арбитр присуждает укол или его аннулирует. Затем продолжает поединок.

В фехтовании запрещены столкновения бойцов телами, виновному в столкновении выносится предупреждение, повторное столкновение карается штрафным уколом. Кроме этого, бой останавливается, если его участники оказываются за спиной друг друга.

В настоящее время с целью повышения качества судейства судья может использовать видеоповтор для принятия решения. Также каждый из бойцов может потребовать пересмотра решения судьи с использованием видеоповтора.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

sport.wikireading.ru

Фехтование

 

Фехтование.

       Фехтование называют «шахматами с мускулами» — и там и тут нужны доли секунды для принятия решения: чуть-чуть не туда кольнул, не успел увернуться от укола противника (в фехтовании), убрал руку с уже передвинутой фигуры и понял — не то (в шахматной партии) —  и вот оно, поражение. Здесь всё: умение просчитать ситуацию со скоростью компьютера; учёт сильных и слабых сторон известного тебе соперника и умение навязать свой стиль противнику неизвестному; напор, решительность, полная физическая и психологическая готовность именно к сегодняшнему бою, кураж. 

       Фехтование прошло долгий путь в своем развитии и выбрало к сегодняшнему дню из многих три вида холодного оружия — рапиру, саблю, шпагу

Оружие фехтовальщика — стальной гибкий клинок с наконечником на острие, установленным с целью безопасности соревнующихся; гарда — круглый металлический щиток или металлическая дужка с мягкой прокладкой, прикрепленная к рукоятке и служащая для предохранения кисти руки от удара противника.

       Правила соревнований по каждому из трех этих видов оружия предусматривают разные размеры поражаемой клинком поверхности. Рассмотрим.

 

       Рапира – cамое легкое и гибкое колющее спортивное оружие, когда-то были использованы исключительно  для тренировок. Клинок рапиры имеет четырёхгранное сечение, которое утончается к концу, длина не должна превышать 90 сантиметров, а диаметр гарды должен быть от 9,5 до 12 сантиметров. Длина рапиры в собранном положении не превышает 110 сантиметров, вес не превышает  500 грамм.

Правила предусматривают касания наконечником корпуса соперника. 

         Шпага – еще одно колющее оружие, но длиннее (на 20 см) и тяжелее (на 200 г) рапиры. Лезвие обоюдоострое, клинок трехгранный. Диаметр гарды 13,5 см. У шпажистов уколы наносятся практически на всё тело от головы до пят (туловище, руки, ноги, голова). Шпагу  называют дуэльным оружием.          

Фехтование на шпагах является одним из составляющих современного пятиборья.

Сабля – рубящее или рубяще-колющее оружие с трёхгранным клиноком длиной 88 см. Общая длина сабли 105 сантиметров, вес 500 грамм. Наибольшее распространение получила у кочевников Средней Азии. Насчитывается около 15 видов сабли с названиями по географическому признаку (хевсурская, афганская, персидская и др.). В русской армии в конце ХIХ века была заменена шашкой. Удары – только выше пояса . 

 

          Главная цель спортивного состязания фехтовальщиков — нанести укол противнику и уклонится от укола самому. Одерживает победу тот, кто первый нанесет сопернику количество уколов предусмотренных  правилами или нанесет их больше за установленный промежуток времени. Бои проводятся один на один. Фехтовальщики орудуют на специальной дорожке из электропроводящего материала в ширину 1,5-2 м и длину 14 м, которая обособлена от фиксирующего укола или удара аппарата. Фиксирующий аппарат соединен проводами с оружием и одеждой фехтовальщика. При нанесении спортсменом укола, зажигаются лампы разного цвета. Когда спортсмен нанес укол противнику, зажигается лампа, которая находится на его стороне.

В фехтовании на рапирах и саблях засчитываются только те  уколы, которые нанесёны в поражаемую поверхность. Такие уколы называются действительными. Действительные уколы сигнализируются красной либо зеленой лампой, а недействительные белой лампой. Если одновременно загораются  цветная и белая лампы, это говорит о том, что вначале нанесен недействительный укол,  и в этом случае действительный не засчитывается.

    

 В фехтовании на шпагах используются только цветные сигналы. Действительными считаются все нанесенные уколы, поэтому засчитывается каждый укол. Если  лампы загораются с двух сторон одновременно,  значит,  каждому спортсмену засчитывается по уколу.

Фехтование появилось в самые древние времена — оно было способом обороны. В Японии, Китае, в Древнем Египте орудием фехтования были бамбуковые палки, позднее к ним добавили специальную рукоятку для предохранения руки; придумали даже некое подобие маски – валик, защищающий глаза. В Древней Греции и в Древнем Риме, где любили всяческие представления, фехтование стало зрелищным искусством. В средние века фехтование являлось элементом воспитания мужчины-воина, рыцаря и дворянина.

       Первые книги по истории фехтования (шпагой и рапирой) были изданы более 500 лет назад, в Испании. Первые учебники по фехтованию создали в 16 веке итальянцы.

       Как вид спорта фехтование сформировалось в 19 веке и особенно популярным было во Франции, Италии, Австро-Венгрии и Германии. 

 

На Олимпийских Играх современности, возрожденных Пьером де Кубертеном в 1896 году, соревнования были проведены по 9-ти дисциплинам, и фехтование существовало в их числе. Тогда проводилось личное первенство на рапирах и саблях исключительно среди мужчин. Впрочем, женщины к участию в Олимпиаде вообще не допускались, им это было позволено только в 1924 году, и до 1996 года они соревновались лишь  на самом легком  оружии – на рапирах. Мужская шпага появилась на Олимпийских Играх 1900 года в Париже, женская – почти  через 100 лет, на Играх-1996 в Атланте.

 

 

 

               В России «рапирную науку» ввел Петр I. Он сделал фехтование обязательным для придворных, и  ввел в программу обучения  в военных и гражданских учебных заведениях.

        В 1816 году в Санкт-Петербурге впервые появилась  фехтовальная школа. В ней готовили  инструкторов и учителей. А в 1855 году — фехтовально-гимнастический зал Отдельного гвардейского корпуса.  Так возникло первое российское  спортивное фехтовальное общество.

       Российские фехтовальщики впервые участвовали на Олимпийских Играх только в 1912 году. Эти стокгольмские Игры были для них не очень удачными: ни одного первого места. Ах, как было стыдно перед Его Императорским Величеством! И тогда Россия более серьезно взялась за фехтование: в 1913 и 1914 годах проводятся всероссийские Олимпиады, затем первое женское первенство по фехтованию (на рапире)…

 

 

        Фехтование в СССР. В  1918 году были впервые основаны советские курсы гимнастики и фехтования для командного и рядового составов армии  и военная гимнастико-фехтовальная школа в Петрограде. С 1919 года  свою историю ведет Главная военная школа физического образования трудящихся в Москве. В начале 20-ых годов прошлого века  возникают первые кружки для поклонников фехтования. Именно тогда начали проводить различного масштаба соревнования по фехтованию, и создана первая Всесоюзная секция фехтования. 

 

30 ноября 1924 года – день рождения советского спортивного фехтования.

        В 1935 году в северной столице наконец-то появилась спортивная школа фехтования для детей. Вскоре количество школ начало активно расти и уже школы фехтования стали открываться они в Харькове, Москве, Ростове и многих других городах.

В это  же время состоялись первые встречи советских фехтовальщиков со спортсменами из других стран. Но на Олимпийских Играх советские фехтовальщики завоевали свои первые медали (две бронзовые) только в 1956 году на Олимпийских Играх в Мельбурне. Зато на следующих Играх , в Риме, наши спортсмены начали отсчет золотых наград. Они были лучшими и в личном (Виктор Жданович, рапира), и в командном первенствах. На московских Олимпийских Игрых в 1980 году золотые медали завоевали саблист Виктор Кровопусков и рапирист Владимир Смирнов. Кроме того, еще 30 фехтовальщиков стали победителями Олимпийских Игр, выступая в командном первенстве. 

Кровопусков за годы своей спортивной карьеры стал двукратным ратным олимпийским чемпионом в личном и командном первенствах. В 1979 году Международной федерацией фехтования он был признан лучшим саблистом мира.

На Олимпиаде-96 в Атланте, где Россия после распада СССР впервые выступала самостоятельной командой, наши фехтовальщики завоевали рекордное число медалей – 4. Никогда до этого мы так не побеждали! Там саблист Станислав Поздняков завоевал золото и в личном, и в командном первенствах.

 Поздняков – второй после  Виктора Сидяка российский четырёхкратный олимпийский чемпион, а также 11-кратный чемпион мира, 13-кратный чемпион Европы, пятикратный обладатель Кубка мира, пятикратный чемпион России (в личных соревнованиях). Ныне старший тренер сборной команды России по фехтованию (все виды оружия).

Ещё два имени саблистов.

Алексей Якименко (род. в 1983 г.) – бронзовый призер Афин-2004 (командное первенство), участник трех Олимпиад (кроме афинской – пекинской и лондонской), пятикратный чемпион мира, трехкратный обладатель Кубка мира, десятикратный чемпион Европы. После неудачного выступления в Лондоне думал завершить карьеру фехтовальщика («Проигрывать всегда сложно для любого спортсмена, и это вдвойне тяжело, когда знаешь, что победить тебе было по силам»), но передумал: «К следующей Олимпиаде нужно двигаться поступательно: от одного турнира к другому, а в течение этого времени просто получать удовольствие от любимого дела. Я немало сделал за 21 год. Я никогда не сдавался – ни после травм, ни после поражений, ни после упреков в свой адрес, и всегда шел к своей цели. Так же планирую и продолжить». Д’Артаньян?!

 

 

Софья Великая (род. в 1985 г.). В 19 лет уже побеждала на чемпионатах мира и Европы. Серебряный призер Олимпиады 2012 года в личном первенстве, 5-кратная чемпионка мира, 6-кратная чемпионка Европы, многократная чемпионка России. На Олимпиаде в Лондоне дошла до финала, последовательно победив представительниц Алжира, Венесуэлы и США, а в полуфинале переиграв со счётом 15:12 олимпийскую чемпионку 2008 года в команде украинку Ольгу Харлан. В финале уступила корейской фехтовальщице Ким Джи Ён. 

 

Павел Колобков (род. в 1969 г.) Олимпийский чемпион в личном первенстве (Игры-2000, Сидней). Серебряный призер Игр-1992 (Барселона) в личном и Игр-1996 (Атланта) в командном первенствах. Бронзовый призер Олимпиады-2004 (Афины) в личном и Олимпиад-1988 (Сеул) и -1992 (Барселона) в командном первенствах. 5-кратный чемпион мира, двукратный чемпион Европы. Обладатель Кубка мира. С 2010 года заместитель министра спорта России.

  

 

www.mgfso.ru

Рапира – привет из прошлого

31.05.2018

Самым красивым видом спорта, наряду с состязаниями в легкой атлетике, по праву считается турнир по фехтованию. Поединки на рапирах или на саблях являются украшением любой олимпиады. История этого вида спорта уходит корнями в Средневековье, когда этим двум видам холодного оружия отводилась едва ли не решающая роль на поле боя. Боевая рапира или шпага в отличие от мечей и топоров, не утратила своего значения. Грозное холодное оружие, которое в былые времена носили только офицеры и знатные особы, со временем трансформировалось в спортивный снаряд.

Мечи и рапиры

Рапира пришла к нам из средних веков, когда вместо длинных мечей знатные и богатые воины стали предпочитать узкие, длинные и легкие. В отличие от мечей, вес которых нередко доходил до 3 кг, новое оружие было рассчитано для постоянного ношения. Использовать тяжелый меч в качестве оружия самообороны было крайне неудобно, поэтому европейское дворянство и знать того времени предпочла использовать легкое оружие, с длинным и узким лезвием. Первые шпаги и рапиры, появившиеся на вооружении, имели вес не более 1,5 кг. Вместе с появлением нового вида холодного оружия появились и новые технические приемы ведения боя. Фехтование на рапирах стало настоящим искусством, овладеть которым мог далеко не каждый. Со временем рапира становится обязательным атрибутом армейского и флотского офицера, важным элементом экипировки гражданского платья и мужского костюма.

Шпага мушкетера

Рапира стала не только оружием, используемым в военных целях, но прочно вошла в гражданский обиход. На внешнем виде клинков отражалось не только совершенство технологий оружейного дела, но и модные тенденции в развитии мужского костюма. Клинки стали украшаться различными художественными элементами ковки, золотой и серебряной вязью. Гарда у рапиры стала приобретать самые замысловатые формы, перейдя в разряд украшений. По размерам и форме гарды можно было узнать руку мастера.

Откуда к нам пришла спортивная рапира

Оружие появилось в Испании в середине XV века, которая к тому времени была ведущей мировой военной державой и считалась законодательницей моды в военной сфере. Испанские идальго, офицеры королевской армии и флота стали вместо длинных тяжелых мечей использовать шпагу — облегченный вариант этого холодного оружия. Рапира является одной из разновидностей шпаги и больше подходит в качестве личного оружия. В переводе с испанского языка буквально rapier или espada ropera переводится как «длинный меч для одежды». Именно испанский вариант прижился в качестве названия. В данном случае термин одежда тяготеет больше к варианту военного мундира, так как термина гражданское платье в то время не существовало.

Рапира гарда

В дальнейшем, когда рапира получила широкое распространение в других странах, возникла путаница между шпагами и рапирами, хотя в каждом регионе оружие носило различные названия. В Испании рапиры назывались «espada», а в Италии длинные мечи назывались «spade». Свою интерпретацию шпага или рапира получили во Франции и в Англии. На французском рапиру называли «epee», а вот в Англии термин «courd sword» означал придворный меч. В немецких княжествах и в королевствах все, что имело отношение к этому классу оружия, называлось «degen». Только в русском языке принято использовать оба названия и шпага, и рапира, которые использовались в зависимости от статуса владельца.

Не вдаваясь в тонкости и нюансы, рапиры часто называли шпагами и, наоборот, в ряде стран настоящую боевую шпагу называли рапирой. Шпага больше тяготела к мечам, так как могла одновременно использоваться для рубящих и колющих ударов. Чем отличается рапира от шпаги? Тем, что этот клинок был изготовлен таким образом, что мог нанести противнику только колотые раны. Соответственно отличалась техника боя и приемы фехтования с использованием рапиры.

Только в наше время за обоими видами оружия, за шпагами и за рапирами закрепился принцип действий, который отразился на спортивной квалификации снарядов.

Рапира и ее место в истории

Рапиру можно смело назвать самой последней и удачной модификацией меча, в качестве оружия для контактного боя. Клинок рапиры изготавливался из лучших сортов стали, поэтому отличался достаточно высокой прочностью и упругостью. При умелом владении этим оружием можно было успешно обороняться или наоборот, успешно атаковать противника, нанося ему уколы. Рапира или шпага со временем полностью вытеснили с поля боя мечи, став основным видом личного оружия для офицеров пехоты, кавалерии и флота. Оружие стояло на вооружении европейских армий вплоть до середины XVIII века. Параллельно с развитием техники боя шло разделение рапиры на боевую и гражданскую модификацию. Возникают школы фехтования, разделяемые по национальному признаку. Появляются испанская, английская, французская и немецкая школы. На передовые позиции выходит итальянская школа фехтования, основные элементы которой дошли до наших дней.

Рапира и кинжал

Гражданская шпага отличается от боевого оружия формой клинка и способом заточки. В отличие от боевой рапиры оружие, распространившееся в гражданском обществе, было легче и изящнее. Искусство владения оружием и манера фехтования накладывали свой отпечаток на принцип действия. У рапиры клинок имел узкое заточенное острие, которое являлось основным поражающим элементом. Несмотря на легкость и изящный внешний вид, рапира продолжала оставаться оружием, хотя и стала часто использоваться в качестве обязательного атрибута мужского костюма. В обществе на фоне зарождавшихся новых моделей поведения, возникает целая субкультура, где рапире отводится важное место. Личное оружие используется в качестве весомого аргумента защиты чести и достоинства. Потеря шпаги была приравнена к потере чести. Излюбленным приемом выяснения отношений становится дуэль, поединок на шпагах, где ключевым аспектом является искусство владения шпагой. Фехтование на рапирах становится обязательным элементом обучения для молодежи того времени.

Оружие принято носить не только в военное время. Офицеры теперь всегда остаются при шпаге. Вторят им знатные вельможи и чиновники, которые стараются носить гражданский вариант рапиры в качестве элемента парадного и церемониального облачения. Если в гражданском обществе рапира прочно заняла свои позиции, то в военной сфере на смену этому оружию постепенно приходя тяжелый палаш и сабля — более практичное и эффективное в бою оружие. В качестве парадного элемента военного костюма рапира продолжала использоваться вплоть до Первой Мировой войны. Кирасиры, гвардейские и флотские офицеры носили шпаги во время парадных церемоний.

Менялись времена, совершенствовалось военное искусство, однако рапира долгое время оставалась единственным видом холодного оружия, разрешенного для публичного ношения. С середины XIX века рапира переходит в разряд церемониального, наградного и спортивного оружия. Вместо дуэлей, которые повсеместно были запрещены, появляются первые соревнования, во время которых участники меряются искусством владение шпагой. Главным результатом поединка является точный удар рапирой противника в область груди. Проигравший противник отдавал свою шпагу победителю в качестве символа утраты чести и признания своей вины.

Поединок дворян

Спортивное фехтование – вторая жизнь рапиры

Рапира дала толчок к развитию целого направления в искусстве владения боевым оружием. Мастерски владеть холодным клинковым оружием перестало быть прерогативой военных. Конструкция и форма клинка привели к тому, что появилась своя техника фехтования, основанная на специальных приемах. Массовое распространение шпаги привело к тому, что по всей Европе появляются школы фехтования. Следует отметить, что каждая школа фехтования имела свои отличительные особенности, связанные с национальным колоритом и спецификой социально-общественной жизни. Уже в середине XVII века появляются первые учебники по искусству владения рапирой.

Со временем мастерство фехтования совершенствуется и систематизируется. Разрабатываются определенные стандарты гражданской модификации шпаги, соответственно появляются наиболее удобные и эффективные приемы владения колющим оружием. Стоит отметить, к примеру, в немецкой и в испанской школе доминируют в технике фехтования рубящие приемы, которые в дальнейшем легли в основу искусства фехтования саблей. Укол рапирой, т.е. поражение противника непосредственно острием клинка, был распространен в итальянской и во французской школе фехтования. Изящество, с которым противники сходились в противостоянии, стало фирменным знаком итальянского стиля. Результатом стало повсеместное увлечение итальянской манерой фехтования. В царствующих домах и в престижных учебных заведениях фехтование вводится в качестве обязательной учебной дисциплины. Престижной становится специальная должность — фехтмейстер, учитель фехтования.

Фехтование

Спортивная рапира появилась в конце XIX века, кардинальным образом отличаясь формой и оснащением от боевой и гражданской версии. Клинок оружия получил прямоугольное сечение и стал более эластичным. Колющий удар рапирой стал основным приемом, вокруг которого уже появилась масса других элементов защиты и нападения. Гибкость клинка позволяла оружию сохранять целостность при больших изгибах во время колющего удара. Претерпело изменения и само оснащение оружия. Гарда вместо своей вычурной формы становится у спортивной рапиры выпуклой. Теперь важна не красота изделия, а его защитная функция. Само оружие становится легким, весящим не более 500 г.

Легкость и удобная форма рапиры позволили даже женщинам принимать участие в спортивных состязаниях по фехтованию, которое на современном этапе становится чисто прикладным видом спорта. Традиции военного и гражданского использования шпаги, техника ведения боя и искусство владения клинковым холодным оружием незаметно перешли в правила проведения спортивных турниров. Сначала стали проводиться церемониальные турниры частного характера, чуть позже состязания становятся международными. Национальные чемпионаты по фехтованию стали первой ласточкой на пути рапиры в мир большого спорта. Уже на первой Афинской Олимпиаде в 1896 году программа игр включала турнир по фехтованию. Первоначально турнир фехтовальщиков был общим и проводился в одной дисциплине. Через четыре года, в 1900 году на Олимпийских Играх в Париже спортсмены состязались уже в трех дисциплинах. Отдельно были проведены турниры по фехтованию на саблях, на шпагах и рапирах.

Спортивные снаряды

В заключение

На первый взгляд, неискушенному наблюдателю кажется, что искусство фехтования на саблях, шпагах и на рапирах практически одинаково. Это заблуждение легко развенчивается, когда наблюдаешь за ходом поединка. В отличие от шпаги и сабли, где удары можно наносить, как рубящие, так и колющие, фехтовальщики на рапирах действуют совершенно иначе. Удар считается правильным, если он нанесен острием клинка и строго определенную зону. Легко найти различия и по внешнему виду оружия. Для рапиры характерна выпуклая, шарообразная форма гарды, тогда как сабля имеет гарду овальной формы с дополнительной скобой, защищающей пальцы фехтовальщика от скользящих и рубящих ударов. В поединках рапиристов прослеживается стремление к классическому ведению боя. Соревнования саблистов выглядят более динамичными и соответственно более зрелищными.

Спорт

Нетрудно заметить и то место, куда метят противники. Зона поражения у каждого оружия строго определена в зависимости от принципа действия и сферы применения. Для рапиры, последовательницы боевого и личного контактного оружия, основная зона поражения туловище противника. Уколы в голову и в руки не засчитываются. Это ограничение соответственно накладывает отпечаток и на манеру фехтования. Приемы рапиристов более утонченные и выверенные. Один грамотно нанесенный укол может принести победу спортсмену. Благодаря современной электронике, техника фехтования сегодня достигла пика своего совершенства. Стало возможно фиксировать практически одновременные удары, между которыми разница по времени составляет сотые доли секунды. Значительно усовершенствовалась техника ведения боя, где каждому спортсмену предоставляется право на атаку.

Если у вас возникли вопросы — оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них

Автор статьи:

Метальников Александр

Военный историк. Люблю писать на военные темы, описывать исторические события, известные сражения.

Свежие публикации автора:

С друзьями поделились:

militaryarms.ru

Рапира: что представляет собой колющее оружие прирожденных фехтовальщиков

Настоящую рапиру можно назвать одноручным колющим оружием. Оно имеет длинный, узкий, жесткий, почти без лезвия клинок, объемный в сечении и сужающийся к острию. Острие очень тонкое и острое. Рапиры отличаются одна от другой по длине и ширине клинков и, особенно, по внешнему виду эфесов. Рапиры являются тонким, легким, сбалансированным колющим оружием, предназначенным для поединков с соперниками, не защищенными с помощью брони.

Рапира: терминология

В самой разнообразной исторической литературе об оружии можно найти различные описания рапир. В терминологии, рапиры определялись как мечи, обладающие узкими рубяще-колющими клинками, плохо приспособленными для рубяще-режущих ударов. Ими пользовались представители военных и горожане. В итоге, рапирами стало называться оружие, обладающее длинными колющими клинками без лезвий.

Рапиры обладают самыми разнообразными формами и размерами, а также и общими чертами: тонкими и жесткими, негнущимися клинками, предназначенными только для колющих ударов.

Рапиры в XVI столетии

Рапиры изменялись и адаптировались к новой обстановке. Их можно условно назвать «ранними» ― с широкими и плоскими по сечению клинками, и «поздними» или «настоящими» ― с более узкими и объемных по сечению. Короткие одноручные мечи, резко сужающиеся к острию (характерные для XV столетия), сегодня также будут считаться разновидностями рапир, преимущественно из-за эфесов, напоминающих эфесы рапир конца XVI столетия.

Прочность рапир

Имеются исторические свидетельства того, что рапиры могли ломаться во время битв. Они ломались о тела или от ударов друг о друга. Клинок рапиры был весьма тонким и легким, что влияло на его прочность. В результате он ломался при контакте с любым жестким объектом. Известно, что мастера оружейного дела рекомендовали не наносить удары острием или, как минимум, не делать это очень сильно.

Хоть клинки рапир и хрупкие, они не так уязвимы. Рапиры могут быть довольно крепкими и парировать уколы оружия потяжелее. но лишь средними, более прочными частями клинков, эфесов или с помощью отводящих удары атак, не ставя жестких блоков. Лучший выход был в том, чтобы уклониться от удара, а не отражать его.

Происхождение названия рапира

Имеются самые разнообразные теории о происхождении этого названия. Сначала в XVI столетии французские фехтовальщики нарекали любое длинное и тонкое оружие — rapiére. Тогда как испанские воины называли небольшие клинки, которые носили гражданские, spada ropera, что значит «меч для одежды». В следующем столетии аналогичное оружие англичане называли rapiers, а в немцы — Rappier и Rapir. Со временем словом «рапира» стали называть тонкие колющие клинки.

Достоверно неизвестно, чем отличаются espada ropera или la rapiére. Ничего не известно об их размерах. Зато известно, что у итальянской знати 1480–1490 годов были клинки подлиннее и потяжелее, чем кинжалы, но полегче боевых мечей. Эти клинки обладали сложными плетеными или всецело закрытыми эфесами. Не исключено, что с течением времени они становились более длинными, и так появились рапиры.

Для чего создавались рапиры

Рапиры произошли от более ранних рубяще-колющих мечей и были орудием самозащиты в городе, а также на частых поединках. Для этого мастера-оружейники изготавливали быстрые, подвижные, одноручные колющие виды вооружений. Они могли быть использованы на улицах, в переулках или в местах с ограниченным пространством. Между фехтовальщиками оружейных дел мастерами было тесное взаимодействие.

Все новые изобретения проверялись на практике. И самые удачные элементы оставлялись и усовершенствовались с учетом просьб тех, кто ими пользовался. Первоначально рапиры создавались, как что-то типа своеобразного ответа на рубяще-колющие мечи, а позднее они стали использоваться как противодействие другим рапирам.

Со временем новейшие виды вооружений изобретали вместе с техникой их применения. В начале XVI столетия люди не могли выходить на улицу с огромными боевыми мечами. Тогда начали появляться более легкие, тонкие и не такие огромные вооружения. Тем не менее, внешний вид тонких и легких клинков для будничных дуэлей продолжал изменяться в течение всего столетия. Окончательные формы они приобрели лишь к концу XVI столетия.

Когда применялись рапиры

Оружие, напоминающее рапиры появилось к середине XVI столетия, но само название появилось ранее. Формы, больше схожие на нынешние, появились позднее, а потом продолжали модифицироваться до конца XVII столетия. Испанцы использовали рапиры даже в XIX столетии. В отдельных европейских регионах в XVIII-XIX столетиях старинными рапирами порой пользовались на так называемых «формальных» поединках. Кроме того, к старым клинкам нередко приделывались другие эфесы, а иногда и укорачивали их.

Имеется общеизвестное предание о том, что к изобретению колющих мечей приложили руку мастера-фехтовальщики в XVI столетии, для замены «тяжелых рубящих мечей». Это не совсем так, потому что заостренные колющие мечи (тяжелые и легкие) в огромном количестве существовали еще с XIV столетия. Кроме того, несмотря на практически двухсотлетнее использование «тяжелых рубящих мечей» ими все еще широко пользовались, однако в несколько измененном облике (типа сабель, палашей и пр.). Причем, даже после того, как рапиры перестали быть популярными.

Влияние рапир на технику фехтования

По сути, фехтование на рапирах заключалось в том, что кратчайшая дистанция между парой точек является прямой линией укола. Быстрота и досягаемость рапир в бою могла быть неожиданностью для не владеющих такой манерой боя воинов. В руках мастера рапиры были непредсказуемыми, стремительными, и неискушенные соперники могли просто недооценивать их.

Колющие раны наносились с легкостью, и нередко были смертельными. Если кто-то стремился наносить рубящие или режущие удары с помощью не такого поворотливого рубящего оружия, то он стремительно получал укол рапирой, которая была более маневренней.

Во время линейных атак бойцы, как правило, пытались синхронно защищаться и контратаковать скрупулезно выверенными движениями, заранее уклонившись от укола соперника. Это можно было сделать с помощью одного движения. При этом сберегалась связь с клинком недруга.

Кроме того, это делалось свободной рукой или дополнительным оружием. Длинные тонкие клинки безупречно подходили для этих действий. Тем не менее, порой большая длина могла и помешать, а все потому, что неприятель с коротким оружием мог, технично минуя удар рапирой, воспользоваться стилетом.

Тонкие, непредсказуемые рапиры были повседневным оружием в основном для разрешения конфликтных ситуаций. Они были созданы для уличных боев, и были главным цивильным оружием самозащиты. Из простых практичных предметов они стали популярными атрибутами в «благородном искусстве».

Фехтование на рапирах в бою

Рапирами пользовались вовсе не таким образом, как в наши дни это показывается в кинофильмах типа «Трех мушкетеров» или «Маски Зорро». В попкультуре фехтовальные бои нередко изображаются не совсем верно. В действительности рапирами не пользовались для частого нанесения уколов или их отражения, как делают современные спортсмены-фехтовальщики, и тем более не для перерезания веревок, кожаных ремней или вырезаний символов. Это все киновыдумки и спецэффекты.

Удар рапирой мог быть как грубым и жестким, так и весьма осторожным и точным. От уколов чаще уворачивались, чем отражали их. Однако, когда защиту приходилось блокировать, тогда клинок неприятеля отводился в бок, а после этого следовал переход в контратаку.

Эффективность рапир в бою

Рапиры обладают уникальной способностью проводить невероятные, непредсказуемые и стремительные атаки. Кроме того, рапирами могли наносить точные, стремительные хлесткие уколы в район лица, горла, глаз и зубов. А главным образом по рукам для отвлечения, провоцирования и изматывания неприятеля.

Стремительные выпады рапирами с учетом их проникающей силы были смертельными. Простые колотые раны на глубину в несколько сантиметров могли незамедлительно привести к кончине. Следует знать, что с колотыми ранами невозможно было долго прожить, ведь они не затягивались. Однако это не всегда приводило к немедленной кончине. Когда не было проколото сердце или черепная коробка, воин мог еще жить какое-то время и даже победить в бою. Все же позднее он погибал от потери крови и болевого шока.

Летописцы прошедших времен нередко жаловались, что рапирами практически невозможно было нанести один единственный решающий и летальный удар. Они утверждали, что люди вполне могли устоять после получения нескольких уколов рапирой. Судя по историческим записям поединков с применением рапир, так оно и было. Тем не менее, в первоисточниках имеется немалое число примеров, в которых описывается моментальная кончина людей от быстрых и точных уколов.

Невзирая на исключительность, технические приемы фехтования на рапирах все еще опирались на проверенные принципы. Это были тщательность в контроле дистанции, расчетливость, и, естественно неплохое владение самим оружием. Опытные бойцы, действующие с этих позиций, будут успешны в противоборстве широким мечам. Главное отличие не в оружии, а в том, кто, как и где его использовал.

Удерживание рапир фехтовальщиками

Рапиры всегда балансировались и держались в руке так, чтобы контролировалось острие для нанесения точного укола. Ррукоятки к рапирам изготавливались так, чтобы уколы путем выпрямлением плеча делались намного удобнее. Первоначальные варианты хвата позволяли с легкостью извлекать рапиру из ножен, вынув руку вверх.

В эти моменты большие пальцы лежали посредине крестовин. Другой вариант хвата предусматривал обхват указательным пальцем крестовины. При таком хвате большой палец мог лежать на обухе.

Чем отличаются рапиры тренировочные от реальных

Реальные рапиры чрезвычайно жесткие. Их делали так, чтобы легко прокалывать человеческие тела в бою. Кроме того, рапиры должны были отводить удары, а клинки не должны были выгибаться. Во избежание этого, рапиры обладали особым сечением.

Вследствие этого клинки оставались жесткими и прочными, и одновременно легкими и тонкими. И их закаливали особым образом, для придания им дополнительной прочности, с сохранностью необходимой степени гибкости. Тогда как у современных рапир наблюдается излишняя гибкость.

Это является результатом устремления фехтовальщиков обладать безопасным тренировочным оружием. Оно могло бы изгибаться до определенного уровня, при этом не ломаться, и не проникать в тела соперников. Такая гибкость, как раз присуща спортивному фехтованию. Что в свою очередь оказывает влияние на общее мнение о рапирах, а также переиначивает реальные техники фехтования на них.

comp-pro.ru

Глава IV. ФЕХТОВАНИЕ НА РАПИРАХ


 

Рапира — колющее спортивное оружие. Применение только колющих ударов и небольшая поверхность поражаемого пространства (по сравнению с другими видами оружия) создают благоприятные условия для обороны и трудность для нанесения укола в атаке. На рапирах фехтуют в дистанции значительно меньшей, нежели на других видах оружия, и, как правило, не прибегают к глубоким отходам, поэтому бои рапиристов отлича­ются большой напряженностью.

В отличие от фехтования на саблях, где удар наносится фрон­тальным движением клинка и направление удара противника поэтому довольно легко контролируется зрением, в фехтовании на рапирах во многих случаях фехтовальщик вынужден ориен­тироваться на основании не столько зрительных восприятий, сколько тактильных и кинестетических ощущений вооруженной руки, возникающих от постоянных соприкосновений клинков.

Точность, сложность и пространственная ограниченность движений оружием, требующие от фехтующего непрерывного чередования напряжений и расслаблений мышц пальцев и кис­ти, являются типичными чертами рапирной техники. Трудность этой техники усугубляется необходимостью действовать нередко в непосредственной близости от противника, которую рапиристы создают порой умышленно, чтобы избежать укола. Разнообразие защитных действий, заключающееся в чередовании прямых и круговых защит с продвижением вперед и назад и различного ро­да уклонениях, заставляет фехтовальщика часто более предуга­дывать, чем видеть, защитные действия противника для успешно­го завершения атаки. Все это придает тонкость технике и слож­ность тактике рапирного боя.

Техника и тактика фехтования на рапирах требуют длитель­ного изучения и освоения. Однако, достигнув некоторого мастер­ства владения рапирой, фехтовальщик может без труда и с успе­хом начать занятия фехтованием на любом другом виде оружия. Фехтование на рапирах, представляющее само по себе большой спортивный интерес, может выступать и как подсобный вид к фехтованию на шпагах, обогащая технику и тактическую игру и в значительной мере содействуя совершенствованию быстро­ты, точности, тонкости тактильных и мышечно-суставных ощу­щений и других качеств.



Владение рапирой не требует большой силы и значительных по длине перемещений, поэтому фехтованием на рапирах успеш­но занимаются девочки и мальчики, начиная с 11—12 лет, а жен­щины и мужчины до преклонного возраста. В соревнованиях бои проводятся: для старших юношей и мужчин на 5 уколов при продолжительности боя не более 6 мин. чистого времени; для мальчиков и девочек на 3 укола и не более 5 мин.; для старших девушек и женщин на 4 укола при продолжительности боя не до­лее 5 мин. Победителем боя считается фехтовальщик, который первым нанес положенное правилами количество уколов.

 

 

Поражаемое пространство—туловище и шея (рис. 50, а, б). У мужчин нижней границей поражаемого пространства является линия, проходящая спереди по сгибу ног в паху, а сзади по пояс­нице. У женщин — горизонтальная линия, проходящая через вер­хушки бедер.

Решением конгресса ФИЕ в Будапеште в 1959 г. поражаемое про­странство у женщин принято такое же, как и у мужчин.

Руки из поражаемого пространства как у мужчин так и у женщин исключаются. Полем боя служит прямоугольник длиной 12 и шириной 1,8—2 м (рис. 51).

Рапира (рис. 52, а) состоит из двух основных частей: клинка (рис. 52,6) и монтировки (рис. 52, в). Клинок — стальной, немно­го плоский, четырехгранного сечения, длиной не более 90 см, утончается к концу и завершается пуговкой, или наконечником (рис; 52, г). Другой его конец переходит в стержень (рис. 52,(3), на который насаживаются гарда (рис. 52, е) — прокладка (рис. 52, ж), рукоятка (рис. 52, з) и гайка-противовес (рис. 52, и). Клинок условно делится на три части: слабую — тонкую и гибкую, завершающуюся условным острием в виде шляпки, сильную — у гарды и среднюю, расположенную между слабой и сильной частями. Монтировка состоит из гарды — круг­лого металлического щитка для предохранения кисти от уколов диаметром не более 12 см и глубиной до 5,5 см, выпуклого в сто­рону острия, рукоятки и гайки, скрепляющей все части рапиры. Общая длина рапиры не более 110 см. Длина рукоятки вместе с гайкой не более 22 см. Вес рапиры не более 500 г.

 

 

 

Рукоятки бывают трех видов: простая (см. рис. 52,в), с пере­кладиной (рис. 53) и «пистолет» (рис. 54).

Простая рукоятка — обыкновенно деревянная, длиной 16—17 см. Она слегка изогнута, прямоугольного сечения, имеет массивную, удлиненной формы гайку, которая одновременно яв­ляется противовесом. Рукоятка выгнута в направлении более ши­роких сторон ее так, что одна из этих сторон выпуклая, другая во­гнутая. Чтобы рукоятка не скользила в руке, поверхность ее должна быть шероховатой, например с насечками в разных на­правлениях. Можно также покрывать ее мягкой кожей или рези­ной. Допускается обмотка тонким шнурком. Для еще более проч­ного держания, согласно правилам соревнований, рапиристам разрешается употреблять ремешки и петли (мартингалы). Иног­да простая рукоятка снабжается металлической скобкой, при­крепляемой к ее широкой вогнутой стороне.

Рукоятка с перекладиной имеет крестовину из метал­ла сечением 3—4 мм и длиной 12—16 см, пересекающую рукоят­ку около гарды. К краям гарды прикрепляются металли­ческие дужки, к ним и приваривается стержень. Деревянная часть рукоятки укорочена, так как между гардой и переклади­ной она заменена утолщенной частью клинка или специальной, насаженной на клинок, муфточкой.

Рукоятка «пистолет» отливается из легкого металла и называется так из-за внешнего сходства с пистолетом. Она имеет три выступа: один сверху и два снизу, которые обеспе­чивают более прочное держание рапиры. Рукоятка «пистолет» обычно лишена противовеса и поэтому коротка.

В начале обучения следует пользоваться только простой ру­кояткой, так как она способствует активной работе пальцев при управлении рапирой. В дальнейшем, когда основы техники будут прочно усвоены, занимающимся может быть предоставлено право выбирать рукоятку, но посоветовавшись предварительно с преподавателем.

 

 

 

Некоторые рапиристы изготовляют для себя видоизмененные рукоятки. Например, у «пистолета» спиливают верхний и малый нижний выступы. Этим достигается более свободная работа паль­цев при управлении острием рапиры. Иногда у рапиры с рукоят­кой «пистолет» сохраняют противовес, который обеспечивает не­которое уравновешивание клинка и рукоятки и облегчает управ­ление ее концом.

 

 

 

ЭЛЕКТРИФИЦИРОВАННАЯ РАПИРА

 

Электрифицированная ра­пира приспособлена к использованию электрофиксатора (рис. 56). Отличается она от обычной не­сколько более массивным клинком, на нижней плоскости которого в желобке проклеивается проводок. Ши­рина желобка 1—2 мм, глубина 0,5—1 мм. Последний сантиметр конца клинка круглого сечения с резьбой для прикрепления наконеч­ника, представляющего собой контакт­ный механизм цилиндрической формы. Подвижная часть наконечника имеет вид грибочка с насечками на шляпке. Ход подвижной части наконечника (не менее 0,5 мм) необходим для включения электрофиксатора. Сила пружины наконечника устанавливает­ся при помощи грузоэталона и долж­на быть не менее 500 г. Подвижная часть пружинного наконечника рапи­ры в переднем положении замыкает всю электроцепь и находится в кон­такте с массой рапиры. При уколе возникает размыкание цепи, в резуль­тате чего «срабатывает» электрофик­сатор. В фехтовании на рапирах электрофиксатор решает только две судейские задачи: определяет каче­ство и место нанесения укола. Темп, т. е. время нанесения укола, оцени­вает исключительно старший судья.

 

ДЕРЖАНИЕ РАПИРЫ

 

Держание рапиры с простой рукояткой см. на рис. 57. Боль­шой палец находится на широкой, выпуклой стороне рукоятки, касаясь ее всей длиной первой фаланги и не доходя до гарды примерно на 1 см. Слегка согнутый указательный палец про­тивостоит большому сгибом между первой и второй фалангами на таком же расстоянии от гарды, но с выдвинутой вперед до касания гарды первой фалангой и подхватывает рукоятку снизу отчасти сбоку. Остальные три согнутые пальца лежат на ру­коятке, мягко прижимая ее к впадине ладони между мышечны­ми буграми большого пальца и мизинца так, что гайка слегка, касается предплечья сверху. Средний и безымянный пальцы при этом первыми и вторыми фалангами обхватывают рукоят­ку снизу и снаружи, а мизинец только снаружи, касаясь ее лишь первой фалангой.

Ошибки при держании рапиры с простой рукояткой: 1) чрез­мерное напряжение мышц пальцев и кисти; 2) вытягивание ука­зательного пальца вдоль боковой стороны рукоятки; 3) держа­ние рукоятки только четырьмя пальцами, без участия мизинца; 4) держание рукоятки слишком близко к гайке, т. е. за ее конец.

 

 

Держание рапиры с перекладиной (рис. 58) обусловливается конструкцией рукоятки. Большой палец всей длиной первой фа­ланги соприкасается с утолщенной частью стержня клинка или муфтой. Ему противостоят: указательный палец, обнимающий ме­таллическую часть рукоятки первой и второй фалангами, и сред­ний палец, который лежит на ребре рукоятки второй фалангой, обхватывает поперечник и, упираясь на его середину первой фа­лангой, прижимает рукоятку к середине ладони и мышечному бугру большого пальца. Таким образом, поперечник проходит с одной стороны между большим и’указательным пальцами, с дру­гой— между средним и безымянным; два пальца—мизинец и безымянный лежат на деревянной части рукоятки, так же слегка прижимая ее к ладонной впадине.

Держание рапиры с рукояткой «пистолет» отличается от дер­жания рапиры с простой рукояткой всего лишь одной деталью: безымянный палец и мизинец обхватывают не корпус рукоятки, а нижний выступ ее (рис. 59).

Фехтуя, следует держать рукоятку рапиры, какого бы устрой­ства она ни была, без излишнего напряжения, т. е. не сильно сжимая ее пальцами. Ненапряженное держание позволяет: во-первых, со­хранять постоянно необходимую «све­жесть» мышц руки, а во-вторых, более тонко ощущать движения своего ору­жия и в моменты соприкосновения клинков — оружия противника. Только в моменты действия оружием следует мгновенно сжимать рукоятку более сильно, акцентируя нажим на нее в зависимости от желаемого направле­ния движения клинка то большим пальцем, то указательным, то тремя остальными, а то и всеми одновременно. Эта жизнь пальцев, то сжимающих рукоятку, то почти совсем ослабляю­щих давление на нее, сочетаемая с движениями в других суста­вах руки, и главным образом в лучезапястном, придает дви­жениям клинка тонкость, четкость и законченность.

 


Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:

zdamsam.ru

Что такое фехтование / ФЕДЕРАЦИЯ ФЕХТОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ / Фехтование fencing ФФРБ федерация шпага рапира сабля история школа спорт соревнования чемпионат

НОВОСТИ » История » Что такое фехтование

         Фехтование – это огромный интересный мир. Открывая его, понимаешь, что он тебя полностью поглощает, с ним уже невозможно расстаться — и он остаётся с тобой навсегда. Фехтование принято считать спортом, искусством, военной наукой, средством воспитания. Как вид спорта, он выделяется среди прочих своей эстетикой, романтизмом и богатством истории, уходящей в далёкие тысячелетия.

Фехтование – это умение наносить уколы, посредством атак и защит в определённые моменты боя, используя свой интеллект. Фехтовальный поединок очень похож на сражение: в нем присутствуют маневрирование, разведка и маскировка, наступление и оборона.

В современном спортивном фехтовании существует три вида оружия – рапира,  шпага и сабля. Различия между ними заключаются в правилах судейства и  размерах поражаемой поверхности. Оружие состоит из стального гибкого клинка с наконечником, гарды с мягкой прокладкой, рукоятки и гайки.

 

Рапира

 

Клинок рапиры четырёхгранного сечения, утончённый к концу, длиной не более 90 см, диаметр гарды от 9,5 до 12 см. Длина собранной рапиры не более 110 см и вес не более 500

 

Рапира – колющее спортивное оружие. В отличие от других видов оружия, поражаемая поверхность рапириста самая маленькая – туловище и шея. В правилах фехтования на рапирах существует приоритет, т.е. «тактическая правота». Нанося укол, необходимо иметь приоритет. Например, рапирист имеет приоритет в атаке. Противник должен сначала взять защиту и только после этого у него появится приоритет, чтобы нанести ответный укол сопернику. Если атаки выполняются одновременно, то нанесённые уколы не засчитываются.

 

Шпага                                                                                                                                                                       

Шпага – тоже колющее спортивное оружие. Клинок шпаги массивнее рапирного, имеет трёхгранное сечение. Общая длина шпаги не более 110 см и вес не более 770 г. Диаметр гарды 13,5 см.

 

У шпажистов наибольшая поражаемая поверхность для нанесения уколов: практически всё тело от головы до пят – туловище, руки, ноги, голова. В бою на шпагах отсутствует фактор тактической правоты, т.е. одновременно нанесённые уколы засчитываются обоим противникам.                                                                                          

 

 

Сабля

Сабля имеет трёхгранный клинок, длина которого не более 88 см. Максимальная длина сабли 105 см, вес не более 500 г.


фехтовальном бою на саблях разрешается наносить как рубящие удары, так и уколы. Поражаемой поверхностью являются голова, руки и туловище до линии пояса. В фехтовании на саблях, как и на рапирах, решающим фактором при присуждении укола является «тактическая правота».

 

 

Современный фехтовальный бой проводится с использованием электрооборудования для фиксации уколов.
Аппарат сигнализирует нанесение укола спортсменом зажиганием ламп различного цвета. Если спортсмен нанёс укол, на аппарате зажигается лампа, находящаяся на его стороне.

В фехтовании на рапирах и саблях действительными считаются только уколы, нанесённые в поражаемую поверхность. Действительные уколы отмечаются зажиганием цветных ламп (красной или зелёной), а недействительные — белой лампой. Когда зажигаются одновременно цветная и белая лампы – это означает, что сначала был нанесён недействительный укол, и в этом случае действительный укол не засчитывается. В фехтовании на шпагах зажигаются только цветные лампы. Поскольку все уколы считаются действительными, то засчитывается каждый нанесённый укол. Когда лампы зажигаются с двух сторон одновременно, каждому спортсмену      

Фехтование – это один из видов единоборства, в котором используется спортивное оружие. Умение владеть оружием позволяет уравнять в силах людей разной физической подготовленности и комплекции.

В фехтовании решающим фактором в победе является способность к нестандартному мышлению и умение ориентироваться в быстро меняющейся ситуации. В течение боя фехтовальщик мгновенно принимает множество самостоятельных решений.

Фехтование учит контролировать свои эмоции, заставляет импульсивных и вспыльчивых брать себя в руки, а застенчивых и сдержанных идти на определенный риск, на который трудно решиться в обыденной жизни.

Фехтование – творческий вид спорта, который позволяет личности свободно развиваться. В нём нет готовых рецептов. Есть только ноты, а музыку сочиняет сам спортсмен.

Высокий эмоциональный фон тренировки позволяет легко переносить физические нагрузки, тем самым развивая как специальную, так и общую работоспособность.

Вежливость, галантность, уважение к противнику – это манера поведения, которую воспитывает и поддерживает фехтование, благодаря присущим ему ритуалам проведения поединков. Перед началом боя фехтовальщики салютуют оружием, приветствуя зрителей, судью и противника. А после окончания поединка обязательно следует рукопожатие.

Фехтование – старинный вид спорта. Сквозь века до нас дошли романтизм, овеянный благородством героев произведений Александра Дюма, и лучшие рыцарские традиции.                       

атака — инициативное наступательное действие с целью нанесения укола (удара), выполняемое выпрямлением вооруженной руки с непрерывной угрозой поражаемой поверхности противника.

атака основная — начинающая боевую схватку.

атака на подготовку — выполненная на противника, приближающегося с целью перехода в атаку.

атака ответная — выполненная на противника, отступающего после неудавшейся атаки.

атака повторная — выполненная на противника, защитившегося без попытки ответа, отступлением или уклонением.

атаки обоюдные — начинаемые и завершаемые обоими фехтовальщиками одновременно.

атака простая (ответ, контратака, ремиз, нападение с прямой рукой) — выполняемая с однотемповым движением оружия.

атака с действиями на оружие — состоящая из батмана (захвата, завязывания) и укола (удара).

атака (ответ) с финтами — выполняемая с угрожающими движениями оружием и уколом (ударом).

атака комбинированная — состоящая из действия на оружие, финтов и укола (удара).

атака с задержкой — выполняемая с кратковременной остановкой оружия по ходу выполнения финта или укола (удара).

батман — удар оружием по клинку противника с целью его поколебать или вывести за пределы поражаемой поверхности.

батман (захват, отбив) прямой — выполняемый перемещением клинка в горизонтальной плоскости.

батман (захват, отбив) полукруговой — выполняемый перемещением клинка в вертикальной плоскости.

батман (захват, отбив) круговой — выполняемый вертикальным и горизонтальным перемещениями клинка с возвратом в первоначальную позицию.

батман (отбив) проходящий — выполняемый скользящим движением вдоль клинка с последующим обведением острия.

батман (отбив) ударный — выполняемый встречным движением клинка к оружию противника.

боевая стойка — положение фехтовальщика, отражающее его готовность к ведению поединка.

боевая схватка — отдельный эпизод поединка, состоящий из непрерывно следующих действий.

бой — спортивный поединок на холодном оружии, обусловленный правилами соревнований.

бой ближний — фрагмент поединка, в котором участники имеют возможность поразить противника, действуя только оружием.

бой наступательный — с преимущественным применением атак, завоеванием поля боя.

бой оборонительный — с преимущественным применением средств противодействия атакам (защит и ответов, контратак, нападения с прямой рукой), отступления и уклонения.

бой маневренный — с постоянными глубокими перемещениями по фехтовальной дорожке.

бой позиционный — с незначительными перемещениями по фехтовальной дорожке.

бой скоротечный — с борьбой за атаковую инициативу и незначительной подготовкой боевых действий.

бой выжидательный — с продолжительной подготовкой боевых действий.

владеть соединением — быть защищенным от нападений прямо.

вызов — действие, побуждающее противника на применение определенного действия.

выпад — движение фехтовальщика вперед из боевой стойки толчком сзади стоящей ноги и последующей опорой на выставляемую вперед стоящую ногу.

гарда — металлический щиток выпуклой формы на эфесе оружия для защиты кисти от уколов (ударов).

границы поля боя — линии, ограничивающие фехтовальную дорожку (боковые и задние).

двойной перевод — атака (ответ), состоящая из одного финта переводом и укола переводом в другой сектор, с целью обойти прямую (полукруговую) защиту противника.

действие — движение фехтовальщика, применяемое для решения тактических задач в отдельной схватке.

действие однотемповое (двухтемповое, трехтемповое, многотемповое) — продолжительностью выполнения одного (двух, трех, серий) движения (действия) оружием.

действие подготавливающее — без задачи нанесения или отражения укола (удара).

действие обусловленное — основанное на быстроте простых двигательных реакций, с предопределенным сектором завершения нападения, направлением действия на оружие и финтов, их количеством, направлением защитного движения оружием.

действие с выбором — основанное на проявлениях дизъюнктивных сложных реакций, состоящее из двух или нескольких вариантов защиты (нападений).

действие с переключением — основанное на проявлениях дифференцировочных реакций, выполняемое непрерывно в ходе схватки после другого начавшегося действия.

действие преднамеренное — выполнение которого спортсмен заранее предполагал.

действие экспромтное — выполняемое при неожиданно возникающем поводе.

действие преднамеренно-экспромтное — с преднамеренной начальной фазой и экспромтным завершением.

действие первого намерения — без передачи противнику тактической и временной правоты в ходе схватки.

действие последующих намерений — с передачей противнику тактической правоты или преимущества во времени и последующим их завоеванием в ходе непрерывной схватки.

действие с выигрышем темпа — с опережением продолжительностью выполнения одного простого действия оружием, фиксируемым визуально руководителем боя на рапире и сабле, электрофиксатором — на шпаге.

действительный укол (удар) — отчетливо нанесенный в поражаемую поверхность.

дистанция — расстояние между фехтовальщиками в поединке.

дистанция ближняя — расстояние между фехтовальщиками, с которого можно поразить противника уколом (ударом), действуя только вооруженной рукой.

дистанция средняя — расстояние между фехтовальщиками, с которого можно поразить противника уколом (ударом) с выпадом.

дистанция дальняя — расстояние между фехтовальщиками, с которого можно поразить противника уколом (ударом), сделав предварительно шаг вперед и выпад («стрелу»).

дистанция сверхдальняя — расстояние между фехтовальщиками, превышающее длину атаки со скачком и выпадом («стрелой»).

доктрина фехтовальщика — понятие, отражающее подход спортсмена к решению конкретных задач схватки, боя, соревнования.

завязывание — разновидность захвата с перемещением клинка противника в различных плоскостях.

закрытие назад (вперед) — возвращение в боевую стойку после выпада, шага (скачка) и выпада.

захват — силовое воздействие оружием на клинок противника в соединении с ним.

защита — отражение оружием оружия противника, совершающего атаку или контратаку.

защита конкретная — применяемая с целью отражения нападения противника в определенный сектор.

защита обобщающая — выполняемая для отбива оружия нападающего противника при разнонаправленных перемещениях клинка.

игра оружием — перемещение клинка как при отсутствии, так и при наличии контакта с оружием противника.

исходное положение перед боем — положение фехтовальщика с вытянутым вперед оружием и маской в невооруженной руке.

комбинация приемов (действий) двухступенчатая (трехступенчатая) — состоящая из двух (трех) непрерывно выполняемых в одной схватке действий или приемов нападения и маневрирования.

контратака — нападение на противника с целью опередить начатую им атаку или избежать укола оппозицией, уклонением.

контрзащита — отражение оружием ответа противника.

контрответ — нападение, выполняемое непосредственно после отражения оружием ответа противника.

контртемп — нападение с целью опередить атаку противника на подготовку.

лезвие — рубящий край сабельного клинка.

линии фехтовальные — условное понятие о сторонах пространства, лежащих внутрь и кнаружи (вверх и вниз) от клинка фехтовальщика.

ложные нападения и защиты — выполняемые с меньшей длиной, чем это необходимо при нанесении укола (удара) противнику, с большей глубиной — при отражении его нападений.

маневрирование — глубокое перемещение по полю боя.

маскировка — действие, отвлекающее противника от определенных намерений или предстоящих действий, скрывающее состояние.

намерение — тактическая задача боевого действия.

нападение — попытка нанести укол (удар) вне зависимости от тактической правоты или разницы во времени между действиями фехтовальщиков.

нападения встречные — выполненные с целью противодействия атакующему (наносящему ответ) противнику, при взаимных попытках нанесения укола (удара).

нападение с прямой рукой (укол из положения «оружие в линии») — нападение на атакующего с целью использовать тактическую правоту при взаимных уколах, избегая столкновения с оружием противника.

недействительный укол (удар) — нанесенный в непоражаемую поверхность фехтовальщика.

непоражаемая поверхность — части тела фехтовальщика, нападения в которые не засчитываются.

обух — утолщенный край сабельного клинка.

оппозиция — силовое воздействие оружием на оружие противника с целью закрыть один из секторов поражаемой поверхности в ходе нападения и избежать укола (удара).

оружие фехтовальное — рапиры, шпаги, сабли, состоящие из клинка, гарды, рукоятки.

острие клинка — конец оружия, предназначенный для нанесения укола, имеющий наконечник.

отбив — отражение клинка противника, приближающегося к поражаемой поверхности.

отбив отведением — выполняемый из соединения силовым противопоставлением своего клинка оружию противника.

отбив подстановкой — выполняемый выдвижением сильной части клинка в определенный сектор.

отбив уступающий — выполняемый противопоставлением сильной части своего клинка оружию противника путем его перемещения из верхнего соединения в нижнее или из нижнего в верхнее.

ответ — нападение, выполняемое непосредственно после защиты.

перевод — нападение, выполняемое с обведением клинка, гарды или вооруженной руки противника.

перенос — нападение, выполняемое с обведением острия клинка противника.

перемена соединения — перемещение оружия из одной линии в другую.

позиция — положение оружия по отношению к собственной поражаемой поверхности фехтовальщика.

показ укола (удара) — угрожающее движение оружием в направлении поражаемой поверхности противника, имитирующее начальную фазу нападения.

поле боя — площадка, предназначенная для ведения поединка фехтовальщиков.

поражаемая поверхность — части тела фехтовальщика, нападения в которые засчитываются в соревнованиях.

правый (левый) бок — часть туловища фехтовальщика, поражаемая в боях на саблях.

прием — специализированное положение и движение фехтовальщика, отличающееся характерной двигательной структурой, взятое вне тактической ситуации.

приемы маневрирования — шаги, скрестные шаги, скачки, бег, закрытия после выпада.

приемы нападения — выпад, «стрела», шаг (скачок) и выпад.

прямая рука — положение, в котором вооруженная рука спортсмена выпрямлена, а острие клинка угрожает поражаемой поверхности.

разведка — действие, применяемое с целью получения информации о противнике.

рапира — спортивное колющее оружие весом 500 г с клинком длиной до 90 см прямоугольного сечения и круглой гардой диаметром не более 12 см.

ремиз — нападение после столкновения с защитой противника с целью опережения ответа.

сабля — спортивное рубяще-колющее оружие весом до 500 г с клинком не более 88 см трапецевидного сечения и овальной гардой, имеющей дужку.

салют — приветствие движением оружия.

сектор — часть поражаемой поверхности фехтовальщика, ограниченная вертикальной и горизонтальной линиями, пересекающимися в центре гарды. сектор может быть верхним или нижним, внутренним или наружным.

скачок — перемещение фехтовальщика без скрещивания ног с использованием безопорной фазы.

скрестный шаг — перемещение фехтовальщика со скрещиванием ног.

соединение — соприкосновение клинков.

средства фехтования — действия, используемые фехтовальщиками в бою, а также технические приемы и боевые действия, применяемые в процессе тренировки.

столкновение — резкое соприкосновение фехтовальщиков какими-либо частями тела по вине одного или обоих спортсменов.

стрела (бросок или «флеш») — прием нападения, выполняемый бегом или прыжком из боевой стойки и приземлением на выставляемую сзади стоящую ногу.

строевая стойка — положение фехтовальщика с оружием и маской в невооруженной руке.

схватка одноактная (двух, трехактная, многоактная) — состоящая из одного действия (двух, трех, многих действий) спортсмена, а также противодействия противника.

тактика — характер ведения боя и сумма способов обыгрывания, применяемых фехтовальщиком в единоборстве.

тактическая правота — преимущество, определяемое правилами соревнований для атак и ответов при взаимных уколах (ударах) в фехтовании на рапирах и саблях.

техника — совокупность наиболее целесообразных приемов фехтовального боя, а также структура и другие параметры их выполнения.

удар — прикосновение лезвия (или первой трети обуха со стороны острия) клинка с определенной силой к поражаемой поверхности противника.

удвоенный перевод — атака (ответ), состоящая из одного финта переводом и укола переводом в тот же сектор с целью обойти круговую защиту противника.

уклонение — перемещение поражаемой поверхности с целью затруднить противнику нанесение укола (удара) и избежать его получения.

укол — прикосновение острия клинка к поражаемой поверхности противника с определенной силой, фиксируемое аппаратом-электрофиксатором.

укол (удар), показ укола (удара) прямо — нападение (или угроза) без необходимости обходить оружие или части тела противника.

укол с углом — нападение, при котором предплечье вооруженной руки фехтовальщика и оружие образуют угол.

фехтование — вид спорта, представляющий собой единоборство на холодном спортивном оружии.

фехтовальный темп — продолжительность выполнения одного простого действия.

финт — угрожающее движение оружием, вызывающее у противника реагирование защитой.

части клинка — условное деление клинка на слабую (ближнюю к острию оружия), среднюю и сильную (ближнюю к гарде) части.

чувство боя — специализированное свойство фехтовальщика, основанное на быстроте и точности двигательных восприятий.

чувство времени — специализированное свойство фехтовальщика в оценке микроинтервалов времени.

чувство дистанции — специализированное свойство фехтовальщика6 основанное на точности оценки расстояния до противника.

чувство оружия — специализированное свойство фехтовальщика, основанное на быстроте и точности тактильных восприятий.

шаг — перемещение фехтовальщика по полю боя, исключающее безопорную фазу и скрещивание ног.

шаг (скачок) и выпад — прием нападения, состоящий из непрерывно выполняемых шага (скачка) и выпада.

шпага — спортивное колющее оружие весом до 770 г с клинком длиной до 90 см трехугольного сечения и круглой гардой диаметром не более 13,5 см.

электрофиксатор — аппарат для судейства боев, фиксирующий уколы и удары в фехтовании на рапирах, шпагах, саблях, преимущество во времени нанесения укола в фехтовании на шпагах.

 


www.fencing.by

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *