Элемент фигурного катания – Фигурное катание: элементы. Описание, название, фото
названия обязательных фигур, какие базовые движения подходят для первого года обучения
Базовые элементы фигурного катания — фигуры и трюки, выполняемые фигуристами на льду.
Их можно разбить на 4 группы: шаги, вращения, спирали, прыжки; в парном катании добавляются компоненты, не имеющие аналогов в одиночном катании: тодесы и поддержки.
Каждому техническому элементу, который оценивается судьями во время соревнований, приписывается своя ценность, в соответствии с его сложностью.
Google+
Vkontakte
Odnoklassniki
Названия основных элементов фигурного катания
В фигурном катании существует множество основных элементов, которые должен уметь исполнять каждый спортсмен.
Шаги
Это комбинации толчков и базовых элементов катания. Служат для соединения компонентов программы (connecting steps), для набора скорости перед прыжком или для украшения программы.
Комбинации различных шагов и поворотов корпуса объединяются в дорожку шагов (steps sequence), относящуюся к обязательным элементам программы.
Шаги должны исполняться четко, но плавно и согласовываться с музыкой и ритмом. Они раскрывают как техническое, так и артистическое мастерство фигуриста.
Существует три уровня сложности шагов: простейшие, простые и сложные, которые, в свою очередь, исполняются со сменой или без смены ноги, ребра или направления движения.
Справка. В танцах на льду главными критериями технической оценки спортсменов являются шаги и повороты, выполняемые синхронно.
К шагам относятся:
- Дуги — скольжение на одной ноге (в учебных целях на обеих конечностях) вперед и назад на внутреннем или наружном ребре конька. Дуга относится к простейшим фигурам с самым низким коэффициентом сложности и разучивается на первоначальном этапе подготовки. Дуга может быть короткой (30—40 см) или длинной, при этом спортсмену необходимо продемонстрировать правильность положения тела (прямая спина, положение рук, угол выпрямления ноги и разворот носка), красоту и изящество.
Фото 1. Выполнение дуги в фигурном катании: спортсменка движется на
sportyfi.ru
В данном разделе представлены описания элеменов фигурного катания. Чтобы в этом было проще разобраться, приведем основные термины. Смена направления — переход от скольжения вправо к скольжению влево или наоборот. Смена фронта — переход от скольжения вперед к скольжению назад или наоборот. Положение головы, свободной ноги и рук впереди или сзади рассматривается по отношению к туловищу фигуриста, а не к направлению движения по льду (если это не оговаривается в тексте особо). Скручивание туловища — поворот верхней части туловища по отношению к нижней по продольной оси. Положительным направлением скручивания туловища считается направление в сторону закругления дуги. Отрицательным направлением скручивания туловища считается направление, противоположное закруглению дуги. Перевод — поворот плечевого пояса или головы вокруг продольной, оси, а также связанное с этим изменение положения свободной ноги и рук. |
Шаги базовые (Basic Steps) |
Дуга (Roll, lobe) Голландский шаг, круг |
Елочка (Basic Stroking) Основной шаг |
Беговой (Progressive, run) Перебежка |
Подсечка (Crossover) |
Фонарик (Swizzle, scissors, fishes, sculling) |
Змейка (Wiggle) |
Перетяжка (Change of edge) |
Шассе (Chasse) |
Кросс ролл (Cross roll) |
Обманный шаг |
Торможения (Stops) |
Выпад (Lunge) Полушпагат |
Шаги технические (Technical Steps) |
Моухок (Mohawk) |
Чоктау (Choctaw) |
Повороты (Turns) Повороты на одной ноге |
Тройка (Three turn) Троечный поворот |
Скобка (Bracket) |
Крюк (Rocker) |
Выкрюк (Counter) |
Твизл (Twizzle) |
Тройка вальсовая (Waltz three turn) |
Тройка ритбергерная (Backward power three turn) Тройка ритбергеровая |
Джаксон (Jackson) |
Спирали (Spirals) |
Ласточка (Arabesque spiral) |
Шарлотта (Charlotte Spiral) |
Полубильман (спираль) (Catch-foot spiral, half-biellmann spiral) Колечко |
Бильман (спираль) (Biellmann spiral) |
Кроссбильман (спираль) (Cross-grab) Перекрестный бильман |
Флажок (спираль) (Y-spiral) |
Собачка (Fan spiral) Фен |
Кэрриган (Kerrigan spiral) |
Шезлонг (спираль) (Inverted spiral) Лежачая спираль |
Кораблик (Spread eagle) |
Бауэр (Ina Bauer) |
Кантилевер (Cantilever) Лимбо, кораблик Климкина |
Бестия (Besti squat) Бести, Бестемьянова |
Циркуль (Pivot) |
Пистолетик (Duck, Shoot the duck) |
Гидроспирали (Hydroblading) |
Вращения (Spins) Пируэты |
Либела (Camel spin) |
Качающаяся либела (Illusion spin) Качающаяся ласточка |
Винт (Scratch Spin) |
Ламбьель (Lambiel spin) |
Карандаш (I-spin) Карандашик, затяжка вперед |
Заклон (Layback spin) |
Бильман (Bielmann spin) |
Волчок (Sit Spin) |
Ломаный волчок (Broken Leg Sit Spin) |
Складка (Shoot the duck spin) Пушка |
Блинчик (Pancake spin) Грибочек, черепашка |
Прыжки во вращение (Flying Spins) |
Прыжок в либелу (Regular Flying Camel) Простой прыжок в либелу |
Бедуинский (Arabian, Butterfly) Прыжок бабочкой |
Чинян (Flying sit spin) |
Death Drop (Death drop) Прыжок в волчок через либелу |
Прыжки (Jumps) |
Аксель (Axel) |
Перекидной (Waltz Jump) Вальсовый прыжок |
Сальхов (Salchow) |
Ритбергер (Loop jump) прыжок петлей |
Флип (Flip) |
Лутц (Lutz) |
Ойлер (Half loop, Euler jump) |
Валлей (Walley) Цак |
Прыжок кораблик |
Шпагат (поперечный) (Russian split) Разножка |
Шпагат (продольный) (Split jump) |
Падающий лист (Falling leaf) |
Олень (Stag jump) |
Козлик (Bunny hop) |
Пендаль (Hitch kick) Прыжок пендалем |
Сальто (Backflip) Сальто назад |
Парное катание (Pair skating) |
Тодес (Death spiral) Обводка |
Парное вращение «Крокодил» |
Поддержка «Стул» |
Поддержка «Свечка» |
Выброс (Throw jump) |
Подкрутка (Twist Lift) |
Синхронное катание (Synchronized Skating, Synchro) |
Линия (Line) |
Круг (Circle) |
Блок (Block) Блок с хватом |
Блок без хвата (No hold block) |
Колесо (Wheel) Вертушка |
Пересечение (Intersection) Прочес |
Спирали (Moves in the field) Движения по поляне |
Движения в изоляции (Moves in isolation) Изоляция |
Парные элементы (Pair elements) |
Теория (Theory) Правила и системы судейства ФК |
Обзор «Новой системы судейства» (ISU Judging System) HCC |
Протоколы прокатов программ по НСС (Judges Details per Skater) Judges Scores |
www.tulup.ru
Азбука Фигурного Катания. Элементы от А до Я — Тройной Тулуп — Блоги
Продолжаем изучать самый красивый вид зимнего спорта. Мы уже знаем главные турниры и на что, в фигурном катании, не стоит распыляться. Теперь учим матчасть — элементы. Знание даже половины из них произведет неизгладимое впечатление на Вашу девушку и добавить Вам плюсов в её глазах…
А
Аксель (axel jump) — один из шести стандартных прыжков фигурного катания; рёберный прыжок, единственный, выполняемый при движении вперёд. Назван в честь норвежского фигуриста Акселя Паульсена.
Арабеск (arabesque) — то же, что ласточка.
Б
Бабочка (англ. butterfly) — 1. Невращательный прыжок, в котором туловище находится параллельно льду, а ноги совершают высокую дугу. 2. Ошибка, при которой вместо многооборотного прыжка получается одинарный прыжок.
Бауэр, Ина Бауэр (англ. Ina Bauer) — скольжение, при котором коньки расположены параллельно: один направлен вперёд, второй назад. Назван в честь немецкой фигуристки Ины Бауэр.
Беговой шаг — простейший шаг, применяемый для набора скорости вперёд в повороте. Существует и «задняя» версия бегового шага, применяемая не для разгона, а как декоративный шаг. Английское crossover относится к беговому шагу вперёд и подсечке назад.
Бедуинский прыжок — то же, что бабочка.
Бильман (англ. Biellmann spin) — поза фигуриста (и вращение в этой позе), когда свободная нога поднята выше головы и удерживается руками за конёк. Выполняется большинством женщин, из мужчин доступно мало кому. Названо в честь швейцарской фигуристки Денизе Бильманн.
Борт — ограждение катка.
В
Вальсовая позиция (также закрытая позиция) — в парном катании расположение партнёров лицом друг к другу, один катится вперёд, другой назад.
Вальсовая тройка (waltz three) — комбинация «(LFO) → тройка наружу (LBI) → подсечка (RBO)».
Взрослые любители — фигуристы возрастом 16 лет и более, не участвующие в ледовых шоу и рейтинговых соревнованиях. Соревнования взрослых любителей делают акцент на точности исполнения и красоте скольжения, а не на сложных элементах; оборотность прыжков ограничивается. Одиночники/пары выполняют одну укороченную программу, танцоры — два танца (обязательный и произвольный).
Винт (upright spin, scratch spin) — вращение стоя.
Волчок (sit spin, duck spin) — вращение в позе «пистолетик».
Выброс (throw) — в парном катании элемент, когда партнёр выталкивает партнёршу, она вращается в воздухе и самостоятельно приземляется на лёд.
Д
Двойной прыжок (double jump) — прыжок с вращением в два оборота (2,5 для акселя).
Дорожка шагов (step sequence) — комбинация из шагов и поворотов, выполняемая в такт музыке.
Дуга (lobe) — скольжение на ребре одного конька. В отличие от спирали — продолжительного скольжения на одном коньке в красивой позе — дуга не является самостоятельным элементом.
Ж
Жим (также «поддержка 4 группы») — в парном катании поддержка типа «рука в руку», когда партнёр поднимает партнёршу силой.
И
ИСУ — то же, что Международный союз конькобежцев.
З
Заклон (layback spin) — элемент, приспособленный под женскую пластику; вращение с выгнутым туловищем и запрокинутой назад головой.
Закрытая позиция — 1) Позиция, в которой свободная нога впереди по движению. В элементах открытость/закрытость определяется по позиции на выходе. 2) В парном катании — то же, что вальсовая позиция.
Зубец — зубья на носке конька, применяемые в некоторых элементах (прыжки, зубцовые шаги, «циркуль», тодес…).
Зубцовые прыжки — прыжки, исполняемые со свободной ноги. Чтобы оттолкнуться, фигурист упирается зубцом свободного конька в лёд. Из стандартных — тулуп, флип, лутц.
К
Кантилевер (кораблик Климкина, cantilever) — разновидность «кораблика», когда таз оказывается над коньками, а тело укладывается горизонтально.
Каскад (jump combination) — несколько прыжков, следующих друг за другом, без промежуточных шагов или перегруппировок.
Кауфман — выброс акселем.
Командные соревнования — соревнования, призванные определить, чья школа сильнее. Исполняются по две программы в четырёх основных дисциплинах (мужчины, женщины, пары, танцоры). Место в каждой из восьми программ переводится в очки; выигрывает та команда, у которой очков больше.
Комбинация вращений, комбинированное вращение (combination spin) — вращение со сменой позы (стоя/сидя/либела) и опорной ноги.
Комбинация прыжков (jump sequence) — несколько прыжков, разделённые связующими элементами (не шагами). Также в качестве исключения комбинацией считается аксель после любого стандартного, например, тулуп-аксель. Считается одним прыжковым элементом, засчитываются два лучших прыжка с коэффициентом 0,8.
Кораблик (spread eagle) — скольжение на двух коньках, поставленных пятками друг к другу.
Короткая программа — первая из двух дисциплин одиночного и парного (спортивного) катания; длится до 2:50 и требует выполнения определённых обязательных элементов.
Короткий танец — первая из двух дисциплин танцевального катания; длится 2:50 и совмещает обязательную танцевальную серию с творческой интерпретацией. С сезона 2010—2011 заменил обязательный и оригинальный танцы.
Кроссролл (crossroll) — танцевальный шаг, когда фигурист, едущий на внешнем ребре, заносит свободную ногу накрест с опорной и едет на внешнем ребре другой ноги. Заодно — упражнение на езду на внешнем ребре.
Кэрриган (Kerrigan) — спираль в позе «ласточки», свободная нога удерживается одноимённой рукой за колено. Приём назван в честь американской фигуристки Нэнси Кэрриган.
Л
Лассо (также «поддержка 5 группы») — в парном катании поддержка типа «рука в руку», когда партнёрша обводится вокруг тела партнёра. Наиболее сложная из поддержек. Названа так за сходство с действиями ковбоя, замахивающегося лассо.
Ласточка (arabesque) — спираль, в которой туловище расположено горизонтально, а свободная нога отведена назад.
Либела (camel spin) — вращение в позе «ласточки».
Лутц (Lutz jump) — один из шести стандартных прыжков; зубцовый прыжок, исполняемый (левым фигуристом) с внешнего ребра левого конька. Назван в честь австрийского фигуриста Алоиза Лутца.
М
Международный союз конькобежцев — международная организация, управляющая конькобежным спортом, шорт-треком и фигурным катанием.
Н
Недокрут (cheat, underrotation) — ошибка при выполнении многооборотных прыжков, когда спортсмен не делает в воздухе нужное число оборотов, доворачиваясь уже после приземления. Недокрут до 90° считается нормой и не штрафуется; до 180° — даёт 70 % стоимости прыжка, больший — оценивается как прыжок ступенью меньше.
Новая судейская система — система оценок выступлений в фигурном катании на коньках, появившаяся в 2004 году. Выступление оценивается как сумма баллов за выполнение элементов, плюс оценки за общее впечатление от программы, плюс призовые/штрафные баллы.
О
Одинарный прыжок (single jump) — прыжок с вращением в один оборот (1,5 оборота для акселя).
Одиночное фигурное катание — разновидность фигурного катания, в которой спортсмен выступает в одиночку. Бывает мужским и женским.
Ойлер (half loop, Euler jump) — нестандартный прыжок; однооборотный прыжок с заходом как у риттбергера и приземлением на маховую ногу. Применяется как промежуточный между каким-либо стандартным и сальховым/флипом. Сразу после введения новой судейской системы каскады с ойлером считались комбинациями, что привело к снижению популярности этого элемента. С 2010 года связка «прыжок-ойлер-сальхов/флип» считается каскадом, что возродило этот прыжок. В каскадах ойлер получает стоимость одинарного риттбергера.
Опорная нога — в «одноногих» элементах та нога, на которой фигурист едет.
Открытая позиция — 1) Позиция, в которой свободная нога позади по движению. В элементах открытость/закрытость определяется позицией на выходе. 2) В парном катании — то же, что фокстротная позиция.
П
Параллельное вращение — то же, что синхронное вращение.
Параллельный прыжок — приём парного катания, когда оба партнёра одновременно совершают один и тот же прыжок.
Парное вращение — приём парного катания, когда оба партнёра вращаются как единое целое.
Парное фигурное катание — разновидность фигурного катания, в которой участвуют пары из мужчины и женщины.
Перекидной (waltz jump) — простой, но красивый прыжок, аксель в половину оборота. Применяется как связующий элемент.
Перебежка: 1) Бег простейшими шагами от одного элемента к другому. 2) Простонародное название подсечки.
Пистолетик (duck) — позиция в приседе на одной ноге, вторая вытянута.
Поддержка (lift) — приём парного катания, когда партнёр поднимает партнёршу, удерживает в этом положении и ставит на лёд. Какие-либо акробатические трюки в поддержке запрещены. В спортивном катании поддержка должна быть выше плеч, в танцевальном — наоборот, поддержки выше плеч запрещены.
Подкрутка (twist lift) — приём парного катания, когда партнёр подбрасывает партнёршу в воздух и ловит.
Произвольная программа — вторая часть соревнований в одиночном и парном (спортивном) катании; длится 4:30 у мужчин и пар, 4:00 у женщин. В отличие от короткой программы, количество исполняемых элементов только ограничено сверху.
Произвольный танец — последняя из двух дисциплин танцевального катания. Правила требуют от фигуристов лишь выполнить некоторый набор элементов — ритм, музыка и программа остаются на их усмотрение. Длится 4 минуты у взрослых, 3:30 у юниоров.
Профессионал — фигурист, получающий деньги из запрещённых ИСУ источников. Не может участвовать в соревнованиях ИСУ.
Прыжки — правила фигурного катания «прыжками» считают исключительно многооборотные прыжки: шесть стандартных (сальхов, риттбергер, аксель, тулуп, флип, лутц) и ещё несколько нестандартных (валлей, ойлер).
Прыжковый элемент — прыжок, каскад или комбинация прыжков.
Р
Ребро (edge) — одна из двух заострённых кромок конька. Одно ребро называют внутренним, второе — наружным.
Рёберность — в некоторых элементах соблюдение (или несоблюдение) требования, на каком ребре конька скользить. См. также Спираль, Тодес, Флутц, Лип.
Рёберные прыжки — прыжки с опорной ноги. Из стандартных таковыми будут аксель, риттбергер и сальхов. Несмотря на то, что современная техника предписывает исполнять их с зубца, перед «наколом» всегда есть глубокий след — дуга, совмещённая с толчком.
Риттбергер (loop jump) — один из шести стандартных прыжков; рёберный прыжок, исполняемый (левым фигуристом) с внешнего ребра правого конька. Вращение достигается за счёт поворота туловищем и маха левой ногой вверх-назад. Пригоден на роль второго прыжка в каскаде. Назван в честь немецкого фигуриста Вернера Риттбергера.
С
Сальто — прыжок с вращением через голову. В соревновательном катании запрещён. По-английски: somersault для переднего сальто, backflip для заднего.
Сальхов (Salchow jump) — один из шести стандартных прыжков; рёберный прыжок, исполняемый (левым фигуристом) с внутреннего ребра левого конька. Вращение достигается за счёт маха правой ногой вперёд-вниз. Назван в честь шведского фигуриста Ульриха Сальхова.
Свободная нога — в «одноногих» элементах та нога, которая поднята.
Связующие элементы — элементы, соединяющие сложные трюки в цельную программу. За связующие элементы ставят отдельную оценку, иногда — за «креативный» заход на элемент могут поднять его GOE.
Синхронное вращение — в парном катании вращение обоих партнёров синхронно и независимо друг от друга.
Синхронное фигурное катание — разновидность фигурного катания; на льду выступает команда из 8—20 человек.
Скобка (bracket turn) — относительно сложный разворот на одной ноге со сменой ребра. Называется так потому, что прочерченный коньком след напоминает фигурную скобку.
Совместное вращение — то же, что парное вращение.
Спираль — продолжительная езда на одном коньке на чётко выраженном ребре, в то время как вторая нога поднята. Обязательный элемент женского и парного катания, мужчинами исполняется нечасто.
Спортивная пара — пара в дисциплине парного катания, в противоположность танцевальной паре.
Судейская система ИСУ — то же, что Новая судейская система.
Судейский борт — длинный борт катка, около которого располагаются судьи. Программы (особенно парные) компонуют с учётом расположения судей, чтобы показать сильные стороны фигуриста/пары и скрыть слабые.
Т
Танцы на льду (ice dancing) — одна из дисциплин фигурного катания, основанная на сложных шагах и вращениях. В танцах выступает пара из мужчины и женщины; запрещены поддержки выше плеч, прыжки и прочие «акробатические» элементы.
Твизл (twizzle) — вращение в движении.
Технический специалист — член судейской бригады, фиксирующий название и сложность элемента.
Тодес (death spiral) — элемент парного катания, когда партнёр выполняет «циркуль», держа за руку партнёршу, которая описывает круги вокруг него, выгнув тело параллельно льду.
Тройка (three turn) — разворот на одной ноге со сменой ребра. Назван так, потому что конёк рисует на льду цифру «3».
Тройной прыжок (triple jump) — прыжок с вращением в три оборота (3,5 для акселя).
Тулуп (toe loop jump) — один из шести стандартных прыжков; зубцовый прыжок, исполняемый (при вращении влево) с внешнего ребра правого конька. Часто применяется как второй прыжок в каскаде.
У
Уголок слёз и поцелуев (Kiss and cry) — место, где фигурист ожидает оценки судей.
Уровень сложности элемента — по особым критериям техническая бригада относит элемент к уровню B (базовому), 1, 2, 3 или 4 и по таблице определяется базовая оценка (SOV). Например: дорожка шагов 4 уровня должна содержать разнообразные шаги и повороты, исполняемые в разных направлениях и сочетающиеся с поворотами туловища, и быстрые смены направления вращения.
Ф
Флип (flip jump) — один из шести стандартных прыжков; зубцовый прыжок, исполняемый (левым фигуристом) с внутреннего ребра левого конька.
Фокстротная позиция (также открытая позиция) — в парном катании позиция, когда партнёры находятся бок о бок и скользят одним и тем же фронтом.
Ц
Центровка — способность (или неспособность) фигуриста вращаться на одном месте, не «съезжая» в сторону.
Ч
Чемпионат четырёх континентов — объединённый чемпионат Азии, Африки, Америки и Океании (всего остального мира, кроме Европы).
Четверной прыжок (quadruple jump) — прыжок с вращением в четыре оборота (4,5 оборота для акселя).
Чистое исполнение — исполнение элемента или программы без ошибок, которые могли бы привести к вычитанию очков (недокрут, приземление на две ноги, задевание рукой льда, неуместное пользование зубцом конька, падение…).
Чоктау (choctaw turn) — шаг со сменой ноги, ребра и направления. Из-за сложности применяется преимущественно в танцах.
Ш
Шаг — любое движение, приводящее к смене опорной ноги, опорного ребра и/или фронта движения.
Шестибалльная система — система оценивания выступлений фигуристов, в которой каждый из судей выставляет оценки от 0,0 до 6,0 баллов. Применялась с 1901 до 2004 года.
Молодца! Ну, на сегодня вроде всё главное осилили. Осталось только подписаться на блог.
by.tribuna.com
Учим основные элементы фигурного катания
Вы здесь: Катки России - Полезная информация — Основные элементы
Изначально следует разобраться в терминах. Трюки, выполняющиеся фигуристом на коньках, называются элементами фигурного катания. Скольжения спиной вперед и лицом вперед, называются соответственно движение назад и движение вперед.
Существует восемь способов исполнения на одной ноге элементов фигурного катания. При этом можно двигаться на внутреннем или на внешнем ребре конька, осуществлять скольжение назад или вперед, а также может меняться опорная нога. К примеру, фигура, называющаяся троечным поворотом, может выполняться в виде движения на наружном ребре конька и на левой ноге назад. При выполнении элемента на обеих ногах можно использовать четыре комбинации. Выполнять вращения можно как по часовой стрелке, так и против нее. Выполнение прыжков осуществляется только в одну из сторон: в правую или в левую.
Чтобы исполнение было зрелищным, профессионалы рекомендуют использование статичных поз: после толчка принимается изящная поза и скольжение. При движении всегда следует помнить о том, как двигается голова, как расположено тело и руки, а также необходимо следить за осанкой. Зафиксированная и прямая спина обязательна для красивого катания на коньках. Осуществляем движение за счет того, что выполняем толчок ногами, при этом колени должны быть согнуты, но никак не напрягаем корпус.
После теории переходим к элементам фигурного катания
Дуги являются основой фигурного катания. Именно с этого базового элемента начинается изучение других.
Дуга вперед на внешнем ребре начинается с исходной позиции в виде поставленных рядом ног, которые расположены по отношению друг к другу перпендикулярно, как в третьей танцевальной позиции. Правый конек своим носком смотрит вперед, ладони рук смотрят вниз, а сами руки расправляются в стороны. Далее производится толчок левой ногой внутренним ребром, вес тела переводится на правую ногу, а колено в этот момент сгибается. Выпрямляется левая нога, наружу разворачивается носок. Спина непременно должна быть прямой. На наружное ребро будет проще встать, если масса тела будет немного смещена к центру окружности, которая воображается фигуристом. Ведь скольжение проходит по дуге, после чего тело вытягивается вслед за правой рукой, которая расправлена. Необходимо обязательно запомнить эту стойку, так как она будет нужно для того, чтобы выполнять другие элементы в фигурном катании.
Профессионально выполненным и более изящным элемент будет смотреться, если толчок будет происходить сильно и плавно, глубока посадка и длинные дуги. После того как на одной ноге дуга хорошо освоится, можно начитать отрабатывать элемент на другой ноге. Это поможет стать полноценным и разносторонним фигуристом, который умеет выполнять на обеих ногах любую фигуру.
Дуга назад на наружном ребре на правой ноге начинается с такого исходного положения, как пятки врозь, носки вместе. Руки тыльной стороной вверх вытягиваются в стороны. Спина держится прямо, а колени согнутыми. Далее необходимо плавно оттолкнуться левым коньком, только не зубцом, а всем лезвием, его внутренним ребром. При этом на правую ногу переносится масса тела. Левая нога заводится назад и выпрямляется, а носок выворачивается наружу. В момент толчка, ноги следует слегка сгибать в коленках, это будет способствовать хорошему удержанию равновесия.
Троечный поворот является еще одним базовым элементом фигурного катания. Он так называется потому, что после выполнения данной фигуры на льду образуется рисунок в виде цифры три. Выполнение тройки происходит на одной ноге.
Итак, поворот на правой ноге наружу. В этом случае необходимо вспомнить дугу вперед на правой ноге на наружном ребре конька. Слегка вперед наклоняется тело в центр окружности, которая описывается, чтобы поворот получился более удачным. Пока инерция позволяет, нужно скользить по дуге, как можно дальше. Затем, когда необходимо уже выполнить поворот, правая нога в колене выпрямляется, а корпус вместе с там поворачивается. В этот момент следует стараться удержать позади свободную левую ногу и после повороты скользить эффектно вперед. Чтобы выполнить этот элемент требуется правильное перемещение веса на опорную ногу и сохранение равновесия. Тройка будет выполнена без проблем, если телом слегка стремиться к центру окружности.
Подсечка применяется для того, чтобы скользить на обеих ногах как вперед, так и назад. Данный элемент используется как связка между основными элементами. Подсечку можно выполнять не только по часовой стрелке, но и против нее.
Так как наиболее популярным направлением скольжения на льду является движение по часовой стрелке, то рассмотрим выполнение именно такой подсечки. В исходной позиции руки должны быть приподнятыми, как бы обнимая окружность, вокруг которой необходимо будет скользить. Правая рука и плечо вынесены и рука повторяет окружность по контуру. Левую руку следует держать позади туловища.
Начинается скольжение в виде движения по дуге на наружном ребре конька и на левой ноге. После этого правая нога движется к левой и пересекает ее траекторию. Правая нога ставится на внутреннее ребро конька. В это же время фигуристу необходимо оттолкнуться левой ногой и далее набирать скорость. На правой ноге сосредотачивается вес всего тела и на ней же продолжается движение. При этом нельзя делать толчок при помощи зубцов, так как необходимо полное касание льда лезвиями. Продолжаем с повторениями тех же движений, только меняем толчковую ногу на правую. Отталкиваясь необходимо следить за тем, чтобы правая нога, которая освободилась была расправлена.
Типичные ошибки, которые совершаются начинающими фигуристами: не сгибают колени, когда отталкиваются и неразвитая сбалансированность в момент катания на одной ноге. Для исправления таких недочетов, необходима хорошая отработка элемента Дуга.
Подсечка назад по сравнению с подсечкой вперед, делается гораздо проще, хотя это может показать удивительным. Это легко объяснить, ведь туловище в такой момент находится в более привычном ракурсе и в менее стесненном положении.
Далее можно изучить подсечку назад по часовой стрелке. В начальном положении используется дуга на левой ноге назад на наружном ребре лезвия. При этом левая рука и плечо ведут за собой, смотря назад. Воображаемая окружность так же, как и при движении вперед охватывается руками. Голова смотрит по направлению скольжения. Необходимо немного прокатиться на левой ноге, затем к ней поднести правую. При этом нога ставится на внутреннее ребро, а правым коньком пересекается линия движения левого. На правую ногу смещается центр тяжести. В это время следует оттолкнуться наружным ребром левого конька. После этого левая нога переносится внутрь окружности и перемещается к ее центру, а затем в сторону. Наблюдатели со стороны могут подумать, что начинающий фигурист катится на обеих ногах, но мы то знаем, что это не так. Ведь при выполнении подсечки назад ноги меняются поочередно, соответственно по очереди на них принимается центр тяжести всего тела катающегося. Также необходимо постоянно следить за прямой спиной, которую следует слегка отклонить назад и немного согнуть колени.
Циркуль считается наиболее эффектным трюком в фигурном катании. При этом выполнить его правильно возможно только с помощью фигурных коньков, так как для данного элемента на лезвиях необходимы зубчики.
Именно поле освоения элемента циркуль можно начинать изучать более сложные трюки, а именно вращения.
Любая нога ставится на носок ботинка, а колено сгибается. На опорную ногу сбрасывается вес тела. Далее можно попытаться вокруг этой ноги начать вращение. Важным условием правильного выполнения трюка является то, что местонахождение зубчиков должно быть одно и то же, нельзя сдвигаться в сторону. При этом голова должна быть приподнята и спина тоже непременно держится прямо.
Перекидной прыжок является самым зрелищным фигурным элементом. В момент выполнения прыжка фигурист не просто делает толчок от ледяной поверхности, а выполняет кручение с невероятной скоростью над ним. Этим трюк и завораживает зрителей.
Вообще, прыжки в фигурном катании различаются по числу оборотов. Кроме этого могут быть реберные и зубцовые прыжки. Самым навороченным и максимально профессиональным прыжком является прыжок, который выполняется при помощи четырех оборотов. Это может быть Тулуп или Сальхов. Также существует Аксель, в котором три с половиной оборота. При этом прыжок в пол-оборота является самым легким из Перекидных. Поэтому с него и следует начинать.
Элемент следует начинать выполнять с подсечек против часовой стрелки назад. При этом необходимо катиться назад на внешнем ребре лезвия на правой ноге, слегка согнув колено. Левая рука должна держаться позади корпуса, а правая – вынесена вперед. Таким образом фигурист заходит на прыжок. После этого тяжесть тела переносится на другую ногу, катимся вперед также на наружном ребре. Позади находится свободная нога, а та, на которой стоит фигурист снова согнута. Затем правая нога быстро перемещается вперед левой. Делается толчок левой ногой, колено разгибается и совершается в воздухе пол-оборота. Когда элемент выполняется необходимо пользоваться помощью рук, которые способствуют выталкиванию в момент движения вперед и вверх.
После завершения половины оборота фигуристу следует встать зубцами правого лезвия на лед, затем сразу же переместиться на его центральную часть. Лучше всего катиться на наружном ребре и по дуге назад совершить эффектный выезд.
При выполнении элемента Прыжок следует обращать внимание на некоторые детали. На пролет прыжка и высоту фигуриста в воздухе могут повлиять такие компоненты, как: работа рук, которые помогают выкатить тело, вперед левой ноги движение правой, а также выпрямление опорной левой ноги. Кроме того, необходимо следить за тем, чтобы не произошел срыв прыжка и не случилось обычного переступания. Этому поспособствует застывание в висячем состоянии на пару мгновений. В прыжке левая толчковая нога непременно распрямляется. Элемент должен исполняться по одной траектории, то есть как заходить, так и выходить из прыжка, необходимо по одной окружности.
Маухок является самым легким элементов в фигурном катании в сфере разворотов при движении вперед на двух ногах. Еще больше облегчит выполнение данного элемента движение на внутренних ребрах. Проще всего поворот выполнять тогда, когда фигурист катится с немаленькой скоростью.
Чтобы выполнить поворот необходимо быстро сменять одну ногу вперед, а другую назад на внутренних ребрах коньков. Лучше начинать отрабатывать данный элемент с небольшой скорости. Если фигурист катится на правой ноге, то движение следует начинать на внутреннем ребре со слегка согнутым коленом, при этом правая рука и плечо расправляются вперед. Немного прокатившись, свободная левая нога ставится к правой под прямым углом. Пятка левой ноги при этом должна находиться напротив подъема другого конька. Она ставится перед опорной ногой. В момент, когда разворот выполняется необходимо расправить плечи в сторону скольжения. При этом вес на опорную ногу, непременно следует переносить своевременно.
Советуем почитать:
Нашли ошибку или неточность?
katok.snowrock.ru
Основные элементы фигурного катания. Справка
Прыжок назван по имени норвежского фигуриста Акселя Паульсена, впервые исполнившего его в 1882 году.
Сальхов – реберный прыжок с переменой ноги. Наиболее распространенным вариантом подхода к прыжку является тройка вперед наружу — назад внутрь. Другой вариант выполняется переступанием, например правая вперед внутрь, левая назад внутрь. Встречается вариант подхода, начинающийся тройкой назад наружу — вперед внутрь с последующим переходом к толчковой дуге назад внутрь. Этот вариант отличается динамичностью, эффектом неожиданности. Прыжок назван по имени шведского фигуриста Ульриха Сальхова, впервые исполнившего его в 1909 году.
Риттбергер (петля) — реберный прыжок без перемены ноги. Выполняется после скольжения назад на наружнем ребре. Отрыв ото льда происходит за счет увеличения центробежной силы вследствие уменьшения радиуса толчковой дуги. Свободной ногой выполняется мах вверх назад. Приземление выполняется на наружнее ребро той же ноги, с которой выполнялся толчок в скольжение назад. Этот прыжок назван по имени немецкого фигуриста Вернера Риттбергера, впервые исполнившего его в 1910 году.
Тулуп – зубцовый прыжок без перемены ноги. Толчок выполняется после поворота тройкой вперед внутрь — назад наружу, затем следует постановка носка конька толчковой ноги назад в направлении общего движения. Для толчка используют также троечный переход вперед наружу. Первый способ предпочтительней при выполнении максимального числа оборотов; второй способ обеспечивает более устойчивое выполнение толчка. По механике прыжок близок к прыжку сальхов.
Лутц – зубцовый прыжок без перемены ноги. В исходном перед толчком положении фигурист скользит назад наружу по пологой дуге. Свободная нога впереди, одноименная рука несколько отведена назад, взгляд обращен вперед. При подготовке к толчку свободную ногу отводят рядом с опорной назад, а плечи поворачивают в сторону, противоположную вращению в полете. Толчковую ногу ставят на лед на расстоянии двух трех длин конька сзади опорной ноги. В результате энергичного отталкивания обеими ногами фигурист отрывается от льда. Первой покидает лед опорная нога, затем толчковая. Назван в честь австрийского фигуриста Алоиза Лутца, впервые исполнившего его в 1913 году.
Флип — зубцовый прыжок без перемены ноги с положительным направлением вращения. Чаще всего этот прыжок выполняют после тройки вперед наружу — назад внутрь с постановкой конька толчковой ноги сзади на зубцы. После поворота тройкой в исходном перед толчком положении свободная нога и одноименная рука отведены назад, что облегчает последующее вращательное движение верхней части тела. В процессе толчка к начальному вращению, полученному поворотом верхней части тела, добавляется вращение, возникающее вследствие стопорящего движения зубцами конька толчковой ноги.
Комбинацией прыжков называют два или более прыжка, следующих один за другим и объединенных общим техническим или эстетическим замыслом.
Каскад является частным случаем комбинации прыжков без поворотов и смены ноги между прыжками.
Прыжки, в которых вращение продолжается после приземления, называют прыжками во вращение.
В танцах на льду может быть исполнен прыжок не более чем в один оборот только одним партнером в одно время. Этот прыжок партнеры могут исполнять либо взявшись за руки, либо раздельно, но расстояние между партнерами не должно превышать двух вытянутых рук.
Танцевальный прыжок – маленький прыжок не более чем в пол оборота, используется для смены ноги или направления. Такие прыжки исполняют в танцевальной позиции или на расстоянии не более 2 вытянутых рук. Оба партнера могут выполнять этот прыжок одновременно.
«Подскок»– маленький прыжок без поворота.
Вращения – обязательный элемент фигурного катания.
Имеются три базовых позиции: либела (свободная нога сзади, ее колено выше уровня бедра, заклон), сидя – волчок (верхняя часть занятой ноги, по меньшей мере, параллельна льду), стоя (любая позиция с вытянутой или почти вытянутой занятой ногой, которая не является позицией либелы), а также промежуточные позиции (все позиции, которые соответственно данным выше определениям, не являются либелой, волчком или позицией стоя).
Вращения должны иметь требуемое минимальное количество оборотов. В парной комбинации вращений должна быть, по крайней мере, одна смена ноги обоими партнерами, не обязательно исполняемая партнерами одновременно. В сольной комбинации вращений смена ноги не обязательна.
В танцах на льду вращение выполняется парой вместе в любой позиции. Оно выполняется на месте, вокруг общей оси, на одной ноге одновременно обоими партнерами.
Типы базовых позиций в танцевальных вращениях: позиция стоя (прямо): исполняется на одной ноге с выпрямленной или слегка согнутой опорной ногой и верхней частью корпуса, выпрямленной вверх (приблизительно вертикально или согнутой (в виде арки) назад или согнутой вбок;
позиция сидя: исполняется на одной ноге в глубоком приседе с согнутой опорной ногой и свободной ногой, направленной вперед, в сторону или назад;
позиция кэмел: исполняется на одной ноге с выпрямленной или слегка согнутой опорной ногой, корпусом, согнутым вперед и свободной ногой, вытянутой или согнутой вверх по горизонтальной линии или выше.
В танцах на льду также существуют вращательные движения.
Твизл – поворот на одной ноге с одним или более оборотом, исполняемый с продвижением по льду и представляющий собой быстрое непрерывное вращение. Вес остается на опорной ноге, свободная нога во время поворота может находиться в любом положении, после чего она опускается на лед рядом с опорной ногой для выполнения следующего шага. Существуют четыре разных типа начальных ребер, с которых могут быть начаты твизлы: вперед наружу, вперед внутрь, назад наружу, назад внутрь.
Серии синхронных твизлов – не менее двух твизлов для каждого партнера с не более чем тремя небольшими шагами между твизлами.
Серии последовательных твизлов не менее 2 х твизлов для каждого партнера с не более чем одним шагом между твизлами.
Движение подобное твизлу – в то время как корпус фигуриста выполняет один полный оборот, его опорная нога технически выполняет менее одного оборота, за которым следует шаг вперед;
Сольное вращение/пируэт – вращательное движение, выполненное на одной ноге на месте одним из партнеров (с помощью или без помощи другого партнера) или обоими партнерами одновременно (вокруг раздельных центров вращения).
Спирали – обязательный элемент парного и женского одиночного катания. Спиралью называется позиция со скольжением на одной ноге и свободной ногой (включая колено и нижнюю часть) поднятой выше уровня бедра. Позиции спиралей различаются по занятой ноге (правая, левая), ребру (наружу, внутрь), направлению скольжения (вперед, назад) и по позиции свободной ноги (назад, вперед, вбок). При выполнении спирали на льду остается след в виде линии с плавно меняющейся кривизной.
Подкрутка – обязательный элемент парного катания. В подкрутках партнер выталкивает партнершу вверх, и она совершает в воздухе вращение изолированно от партнера (как в индивидуальном прыжке, только на большей высоте). Вращение она приобретает за счет усилия партнера и собственной группировки. Партнерша должна быть поймана партнером за талию перед ее плавным приземлением на лед на ход назад наружу на одной ноге. Партнер также выезжает из подкрутки на одной ноге.
Тодес – обязательный элемент парного катания. Партнерша скользит на одной ноге почти в горизонтальном положении, а партнер выполняет циркуль назад наружу. Партнерша должна скользить в тодесе на чистом ребре, причем ее тело и голова должны находиться близко к поверхности льда, но партнерша не должна касаться льда головой или помогать себе свободной рукой или другой частью тела. Вес тела партнерши поддерживается скользящим по льду ребром конька и хватом руки партнера. Партнер должен находиться в центрированной позиции с полностью вытянутой рукой. Любой тип позиции считается чертой, если хват партнеров фиксируется в течение как минимум одного оборота. Во время исполнения заключительной позиции, когда партнерша находится в положении самого тодеса, оба партнера должны выполнить минимум один оборот в позиции полного тодеса, когда колени партнера явно согнуты.
Существует четыре варианта тодеса, соответствующих четырем ходам скольжения и их комбинации: тодес назад наружу, тодес вперед внутрь, тодес назад внутрь, тодес вперед наружу.
Выбросы – обязательные элементы парного катания. Представляют собой прыжки, выполняемые с помощью партнера, который «выбрасывает» партнершу в воздух при отрыве, и партнерша приземляется без помощи партнера на ход назад на наружное ребро.
Поддержки – обязательные элементы парного катания и спортивных танцев.
В парном катании поддержкой называется такое совместное движение, при котором партнер, используя прыжок партнерши, поднимает ее выше уровня плечевого пояса. Существует пять разрешенных позиций: позиция с хватом за подмышку, позиция с хватом за талию, позиция с хватом за бедро или верхнюю часть ноги (выше колена), позиция с хватом «кисть – кисть» (жимовые поддержки), позиция с хватом «кисть – кисть» (поддержки типа лассо).
Танцевальная поддержка – движение, во время которого один из партнеров поднимает другого партнера с активной или пассивной помощью другого партнера на любую допустимою высоту и удерживает его там, а затем опускает на лед. Количество оборотов и смен позиций во время поддержки не ограничено. Существуют короткие поддержки (длительность этих поддержек не должна превышать шести секунд) и длинные поддержки (длительность этих поддержек не должна превышать двенадцати секунд).
Шаги представляют собой комбинации толчков, дуг, троек, перетяжек, скобок, крюков, выкрюков и петель, с помощью которых фигурист перемещается по площадке.
Перебежка — простейшая разновидность шагов. Ее выполняют ходом вперед и назад.
Простейшими считаются шаги, в которых основной поворот — тройка. К достаточно легким относится шаг тройкой вперед наружу. Он состоит из тройки левая назад внутрь с последующей сменой скольжения на правой назад наружу. Тройку выполняют так, чтобы в исходном положении свободная нога была выпрямлена и отведена назад, а в момент поворота не полностью прижималась бы к опорной. Переход на правую назад наружу сопровождается энергичным отталкиванием внутренним ребром левого конька, в результате чего левая нога выпрямляется и отводится назад вверх. В исходном и конечном положениях свободная нога развернута, туловище и голова держатся прямо. Нельзя допускать резких движений руками.
Шаги тройкой при последовательном выполнении в одну сторону образуют круговые комбинации. Эти же шаги, выполненные поочередно с разных ног, образуют серпантин.
Часто встречается — как самостоятельно, так и в различных комбинациях — шаг крюком назад наружу. Из исходного положения левая вперед внутрь, правая нога впереди следует переход на правую назад наружу, левая нога сзади. Затем выполняют переход в исходное положение на левую вперед внутрь, одновременно выносят правую ногу вперед, и шаг повторяется. Голову необходимо держать прямо, а спину прогнуть.
Скобочные шаги могут быть исполнены как по прямой, так и по кругу. Наряду с шагами на ребрах коньков существуют шаги на зубцах. Как правило, их включают в различные комбинации, чтобы подчеркнуть характерные моменты музыкального сопровождения.
В танцах на льду существуют следующие шаги:
Ребро – видимый след на льду, исполненный фигуристом на одной ноге по четкой кривой (дуге).
Перетяжка – видимый след на льду с переходом с одной четкой кривой (дуги) на другую четкую кривую (дугу) без смены ноги.
Двойное ребро – видимый двойной след на льду, который направлен по прямой (в результате движения фигуриста по льду на одной ноге на обоих ребрах конька).
Открытый шаг – шаг, начатый рядом с опорной ногой без скрещивания спереди или сзади. При скольжении вперед свободную ногу держат сзади до перехода на опорную ногу для следующего шага. При скольжении назад свободную ногу держат спереди до перехода на опорную ногу для следующего шага.
Шаг из скрещения – шаг, начатый из положения со скрещенными ногами таким образом, что движущая сила появляется от толчка наружным ребром конька ноги, которая становится после этого свободной ногой. Ноги скрещены выше колен.
Скрещенный шаг спереди – шаг, в котором свободная нога расположена на льду снаружи от опорной ноги и будучи скрещенной перед опорной ногой. Ноги скрещены ниже колен.
Скрещенный шаг сзади – шаг, в котором свободная нога расположена на льду снаружи от опорной ноги и будучи скрещенной за опорной ногой. Ноги скрещены ниже колен.
Шаг шассе: простое шассе серия из двух шагов (обычно на наружном ребре и внутреннем ребре), в которой на втором шаге свободную ногу ставят на лед рядом с опорной ногой, а не впереди нее, а опорную ногу (ставшую теперь свободной ногой) немного поднимают таким образом, чтобы лезвие конька было параллельно льду; скрещенное шассе – то же самое, только свободная нога на втором шаге скрещивается с опорной ногой. Скрещивается сзади при движении спортсмена вперед, скрещивается спереди при движении назад; скользящее шассе – то же самое, только на втором шаге свободная нога скользит по льду перед опорной ногой при движении спортсмена вперед и назад при движении назад.
Беговой шаг – шаг или серия шагов, когда свободная нога проносится мимо опорной ноги прежде, чем она опускается на лед, становясь при этом «новой» опорной ногой, а бывшая опорная нога отрывается ото льда, становясь «новой» свободной ногой.
Дуга – короткое или длинное скольжение на ребре конька вперед или назад.
Маховая дуга – дуга, выполняемая в течение нескольких музыкальных счетов, во время которых при движении назад свободную ногу поднимают, а затем делают ей мах сначала вперед, а потом назад за опорную ногу, после чего возвращают обратно к опорной ноге для выполнения следующего шага. При движении вперед сначала делают мах свободной ногой назад, потом вперед, затем возвращают обратно к опорной ноге для выполнения следующего шага. Мах ногой дает ощущение «движения по дуге».
Кросс ролл – шаг по дуге, начатый с движением свободной ноги, которую приближают к опорной ноге со стороны таким образом, что она опускается на лед почти под прямым углом к опорной ноге. При движении вперед ноги скрещиваются спереди, а при скольжении назад – скрещиваются сзади. Ускорение придается за счет толчка наружным ребром конька опорной ноги, когда она становится новой опорной ногой. В этом случае изменение наклона корпуса в противоположном направлении создает «дугообразное движение».
Скользящий шаг – шаг, выполненный по прямой линии, при этом лезвия обоих коньков находятся плоско на льду. Вес тела находится над опорной ногой, которая может быть согнута или выпрямлена в колене, в то время как свободная нога скользит по льду вперед до ее полного выпрямления.
Шаг на зубцах – шаг, при котором спортсмен, находясь на зубцах коньков, переступает с одной ноги на другую без прыжка.
Поворот – вращательное движение, при котором фигурист изменяет направление движения с хода вперед на ход назад или с хода назад на ход вперед.
Троечный поворот – поворот, выполненный на одной ноге с наружного ребра на внутреннее ребро или с внутреннего ребра на наружное ребро, причем кривая выезда продолжается по той же дуге, что и кривая въезда. Фигурист делает поворот в направлении кривой.
Тройки вокруг общей оси – тройки, исполняемые обоими партнерами одновременно вокруг общей оси. Партнеры выполняют эти повороты в вальсовой или со смещением в «полу танговую» позицию.
Скобка – поворотный элемент, выполняемый на одной ноге с переходом с наружного ребра на внутреннее ребро или с внутреннего ребра на наружное ребро, при этом дуга выезда продолжает дугe въезда. Фигурист делает поворот в направлении, противоположном дуге въезда.
Крюк – поворотный элемент, выполняемый на одной ноге с переходом с наружного ребра на наружное ребро или с внутреннего ребра на внутреннее ребро, при этом дуга выезда продолжается по другой дуге, отличной от дуги въезда. Фигурист делает поворот в направлении дуги въезда.
Выкрюк – поворотный элемент, выполняемый на одной ноге с переходом с наружного ребра на наружное или с внутреннего ребра на внутреннее ребро, при этом дуга выезда продолжается по другой дуге, отличной от дуги въезда. Фигурист делает поворот в направлении, противоположном дуге въезда (т.е., в направлении дуги выезда).
Маховый крюк или выкрюк – вид крюка или выкрюка, в котором свободная нога с махом плавно проносится рядом с опорной ногой перед поворотом и после поворота или проносится за опорную ногу и удерживается над следом, либо исполняется мах вперед.
Моухок – поворотный элемент, при котором изменение направления движения осуществляется переходом с одной ноги на другую, при этом дуга выезда продолжает дугу въезда и обе дуги имеют равную глубину. Смена ноги выполняется с наружного ребра на наружное ребро или с внутреннего ребра на внутреннее ребро.
Открытый моухок – моухок, в котором пятка свободной ноги ставится на лед с внутренней стороны опорной ноги, угол между обеими ногами произвольный. Сразу после переноса веса тела «новая» свободная нога принимает положение за пяткой «новой» опорной ног.
Закрытый моухок – моухок, в котором подъем свободной ноги удерживается у пятки опорной ноги, пока свободную ногу не поставят на лед за пятку опорной ноги. Сразу после переноса веса тела «новая» свободная нога принимает положение впереди «новой» опорной ноги.
Маховый моухок – открытый или закрытый моухок, в котором свободная нога делает мах вперед (проходя мимо опорной ноги как можно ближе к ней) и возвращается назад к опорной ноге для выполнения поворота.
Чоктау – поворотный элемент, при котором изменение направления движения осуществляется переходом с одной ноги на другую, а дуга выезда противоположна дуге въезда. Смена ноги выполняется с наружного ребра на внутреннее ребро или внутреннего ребра на наружное ребро. Если в описании танца не определено иное, свободная нога ставится на лед рядом с опорной ногой. Дуги въезда и выезда имеют одинаковую глубину.
Открытый чоктау – чоктау, в котором свободная нога ставится на лед с внутренней стороны опорной ноги. Сразу после переноса веса тела «новая» свободная нога принимает положение за пяткой «новой» опорной ноги.
Закрытый чоктау – чоктау, в котором подъем свободной ноги удерживается у пятки опорной ноги, пока свободную ногу не поставят на лед за пятку опорной ноги. Сразу после переноса веса тела «новая» свободная нога принимает положение впереди «новой» опорной ноги.
Маховый чоктау – открытый или закрытый чоктау, в котором свободная нога делает мах вперед (проходя мимо опорной ноги как можно ближе к ней) и возвращается назад к опорной ноге для выполнения поворота.
Скрещенный открытый чоктау – чоктау, в котором наружная сторона свободной ноги удерживается перед опорной ногой под прямым углом к ней. Бедро открыто после поворота. Это могут быть широкие шаги.
Дорожка шагов – серия предписанных или не предписанных шагов, поворотов и движений.
(Основной источник – «Фигурное катание на коньках: Учебник для институтов физической культуры». Под общ. ред. А. Н. Мишина. — М.: Физкультура и спорт, 1985. — 271 с, ил.).
ria.ru
СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ ФИГУРНОГО КАТАНИЯ | Российские спортсмены
Сальхов, бильман, чоктау, пендаль, твизл, кэрриган, моухок… Это отнюдь не абракадабра и вовсе даже не текст очередного магического заклинания очкарика Гарри. Это всего лишь термины фигурного катания, которые отные будут вам понятны.
А
Аксель (Axel) — единственный прыжок, который исполняется с движения вперед. Cуществуют прыжок в полтора, 2,5 и 3,5 оборотов.
Б
Бауер (Ina Bauer) — элемент похожий на кораблик (см. далее), но ноги в нем стоят не во второй позиции (не на одной линии), а ближе к четвертой (параллельно друг другу). Нога, которая находится сзади, всегда стоит на внутреннем ребре, а та, что спереди, может быть на внутреннем или на наружным.
Бестия (Besti squad), Бести, Бестемьянова — корабликоподобная спираль. От кораблика отличается сильным прогибом в коленях, что позволяет взять более крутую дугу.
Беговой (Progressive, run) — танцевальный шаг. На ход вперед полностью соответствует подсечке вперед. На ход назад делается толчок назад-наружу ногой, которая находится в круге, в закрытую скрестную спереди позицию, затем назад внуть ногой снаружи круга в положение выпада.
Бильман (Bielmann spin) — вращение стоя с захватом конька свободной ноги обеими руками сзади над головой.
В
Валлей (Walley), цак — реберный прыжок в один оборот с хода назад-внутрь на ход назад наружу той же ноги. Характерной особенностью является поджимание согнутой в колене свободной ноги сбоку вместо скрестной группировки.
Выброс (Throw) – элемент парного катания. Партнер выбрасывает партнершу в любой многооборотный прыжок.
Выпад (Lunge) — полушпагат.
Выкрюк (Counter) — шаг, используемый, в основном, в танцах на льду. Это поворот на одной ноге со сменой направления движения без смены ребра, но со сменой «дуги». Сначала спортсмен движется, например, на правой ноге вперед наружу, а затем совершает поворот и продолжает движение на правой ноге назад наружу.
Выкрюк исполняется в направлении «выходящей дуги».
Винт (Scratch Spin) — вращение в положении стоя. В начале исполнения элемента свободная нога уводится в сторону и сгибается перед опорной. Руки постепенно группируются, а нога опускается и выпрямляется. Это вращение является самым скоростным. Обычный винт исполняется на левой ноге. Обратный винт — на правой.
Волчок (Sit Spin) — вращение в положении сидя. Опорная нога сгибается, а свободная выпрямляется параллельно льду.
Г
Гидроспирали (Hydboblading) — совокупность спиралей на сильно выраженных ребрах с глубоким просаживанием, и, как правило, укладыванием корпуса максимально близко ко льду. Классическая гидроспираль — спираль на ребре назад-внутрь со скрещенной сзади и вытянутой из круга свободной ногой, наклоном корпуса в круг и легким касанием пальцами свободной руки льда в центре круга.
Д
Джаксон (Jackson) – шаг, состоящий из нескольких микроэлементов. Основным из них является наружный моухок (см. далее), с которого Джаксон и начинается.
В левую сторону Джаксон выполняется следующим образом. Левая вперед наружу, правая назад наружу (LFO-RBO) — моухок. Дальше идет скрещение спереди, переход на левую ногу, ходом назад, внутреннее ребро (RBO-LBI). Последний шаг – переход на правую вперед внутрь (LBI-RFI). В правую сторону все то же самое, только с другой ноги.
Дуга — основной элемент фигурного катания — скольжение на одной ноге на наружном или внутреннем ребрах, вперед или назад. Соответственно, дуга может быть вперед-наружу, вперед-внутрь, назад-наружу и назад-внутрь.
Е
Елочка (Basic Stroking) — основной шаг. Елочка напоминает коньковый шаг на лыжах и называется так потому, что при движении на льду остается след, напоминающий елку. Как видно из английского названия — это самый основной шаг. Фигуристы используют его, чтобы набрать скорость или перейти от одного элемента к другому, однако излишнее его использование свидетельствует (согласно существующим правилам) о недостаточно хорошей технике спортсмена, поэтому сильнейшие фигуристы стараются свести его использование к минимуму.
З
Заклон (Layback Spin) — вращение в прогибе назад. Свободная нога сбоку. Руки могут находится в различных положениях.
К
Кантилевер (Cantilever), лимбо, кораблик Климкина — корабликоподобная спираль. Ноги сгибаются в коленях и подаются сильно вперед так, чтобы таз оказался прямо над коньками, а корпус укладывается назад параллельно льду и максимально низко. Есть вариации с касанием одной или двумя руками льда как в мостике.
Кораблик (Spreadeagle) — скольжение на двух ногах на наружних или внутренних ребрах в выворотном положении.
Кроссбильман (Cross-grab) — спираль с захватом конька свободной ноги противоположной рукой.
Кроссролл — движение со сменой ноги и направления скольжения. Начинается с любой ноги на наружном ребре, свободная нога находится сзади. Далее свободная проходит мимо опорной по шестой позиции и ставится на лед. После этого ноги скрещиваются и происходит переход на свободную ногу.
Крюк (Rocker) — шаг, используемый, в основном, в танцах на льду. Это поворот на одной ноге со сменой направления движения без смены ребра, но со сменой дуги. Сначала спортсмен движется, например, на правой ноге вперед наружу, а затем совершает поворот и продолжает движение на правой ноге назад наружу. Крюк выполняется в направлении «входящей» дуги.
Кэрриган (Kerrigan spiral) — спираль в позиции ласточки с захватом колена свободной ноги одноименной рукой.
Л
Ласточка (Spiral) — суть элемента в том, что спортсмен скользит на одной ноге, а свободную поднимает вверх. В зависимости от того, на каком ребре происходит скольжение, ласточки бывают наружу, внутрь, вперед или назад. При оценке ласточек, в первую очередь, ценится реберность и плавность, умение держать позицию. При оценке комбинаций учитывается сложность перехода от одной спирали к другой.
Либела (Camel Spin) — вращение в положении ласточки. В классическом варианте исполняется на прямой опорной ноге. При качающейся либеле спортсмен наклоняется вперед и поднимается обратно.
Лутц (Lutz) — зубцовый прыжок. Используется зубец правой ноги, а сам прыжок выполняется с наружнего ребра левой ноги.
Читателям на заметку: Если вас интересует мониторинг цен конкурентов, то поможет вам в этом интернет-ресурс konkurenta.net.
М
Моухок (Mawhawk) — шаг с использованием обеих ног. При его исполнении происходит смена ноги, направления движения, но ребро остается неизменным. Наиболее распространенный вариант начинается с движения на правой ноге вперед наружу, затем фигурист как бы «подставляет» другую ногу и выезжает на левой ноге назад наружу. Иногда используется для захода на флип, но чаще для быстрой смены направления движения или в дорожках шагов. Танцоры различают «открытый» (open) и «закрытый» (close) моухок: в первом случае свободная нога при смене ставится впереди, а во втором сзади опорной.
О
Олень (Stag jump) — прыжок аналогичен прыжку в продольный шпагат, но в полете маховая нога сгибается в колене, а корпус, как правило, прогибается назад.
Ойлер (Half loop) — прыжок. Используется как связка в комбинациях прыжков. По способу отталкивания он аналогичен прыжку петлей (риттбергер), но приземление в нем происходит на маховую ногу. Поэтому здесь важны энергичное маховое движение выпрямленной свободной ногой в направлении общего движения тела и фиксация положения обеих ног в полете. Чтобы уверенно выполнять приземление ходом назад-внутрь, необходимо отводить назад и удерживать в этом положении свободную ногу и одноименную руку. В качестве вспомогательного упражнения для овладения приземлением рекомендуется длительное скольжение в таком положении.
Опорная нога — нога, на которой скользит фигурист.
П
Падающий лист (Falling leaf) — прыжок в продольный шпагат с ритбергерного захода.
Пендаль (Hitch kick), прыжок пендалем – с ритбергерного захода выполняется вымахивание сначала левой, а затем сразу правой ноги максимально вверх с приземлением вперед на левый зубец и быстрым переходом на правую ногу.
Перевод — поворот плечевого пояса или головы вокруг продольной, оси, а также связанное с этим изменение положения свободной ноги и рук.
Перекидной прыжок (Waltz Jump) — прыжок в 0,5 оборота, подготовка к акселю.
Перетяжка Крюк (Rocker) — движение со сменой ребра и направления скольжения, без смены ноги. Выполняется вперед и назад. Используется как связующий элемент в дорожках шагов.
Петля — элемент получил свое название из-за следа оставляемого лезвием на льду после его исполнения. Это достигается за счет скручивания корпуса в направлении скольжения, и приседа на опорной ноге. Начинается петля, как обычная дуга. Раньше петля была обязательным элементом школы, сейчас практически забыта.
Пистолетик (Duck) — спираль в позиции сидя. Выполняется на любом из ребер в любом направлении, свободная нога выносится выворотно вперед. Обязательное условие: ягодицы должны быть не выше колена опорной ноги.
Подкрутка (Twist) — элемент парного катания. Партнер подбрасывает партнершу над головой, партнерша совершает обороты в горизонтальной плоскости, партнер ловит ее и ставит на лед в позицию выезда.
Прыжок в либелу — вращение. Фигурист скользит вперед на левой ноге и приземляется на правую. Вращение происходит назад.
Полубильман (спираль) (Catch-foot spiral, half-biellmann spiral) — пираль с захватом конька свободной ноги одноименной рукой.
Подсечка (Crossovers) – еще один базовый шаг в фигурном катании. В отличие от елочки, которая позволяет двигаться по прямой, подсечка предназначена для движения по кругу и выполняется ходом назад. Часто используется при заходах на прыжки и вращения. Как и елочка, подсечка считается простым шагом и используется в «служебных» целях, как связующие шаг.
Р
Риттбергер (loop) — при исполнении риттбергера не используется ни мах, ни удар зубцом. Выпрыгивание происходит с дуги, на которой находится опорная нога.
С
Сальхов (Salchow) – прыжок, названный в честь шведского фигуриста Ульриха Сальхова. В нем прыжку предшествует мах свободной ногой. Затем спортсмен подтягивает ногу и выталкивает себя вверх. Считается одним из наиболее простых прыжков.
Свободная нога — нога, которая не касается льда.
Скручивание туловища — поворот верхней части туловища по отношению к нижней по продольной оси. Положительным направлением скручивания туловища считается направление в сторону закругления дуги. Отрицательным направлением скручивания туловища считается направление, противоположное закруглению дуги.
Скобка (Bracket) — поворот на одной ноге со сменой ребра и направления движения. Если мысленно продолжить дугу, по которой фигурист начинает исполнять поворот, то получится круг и при тройке получится движение \»левым боком к центру круга — лицом к центру круга — правым боком\» (тройка LFO), а при такой же (LFO) скобке будет \»левым боком к центру круга — спиной к центру круга — правым боком\». Скобка более сложный поворот, чем тройка, поскольку требует большего мастерства и умения владеть своим телом. В некотором роде тройка поворот \»естественный\», по направлению движения, он получается практически сам собой, а скобка — \»противоестественный\». Скобку используют в основном в дорожках шагов, и выглядит это приблизительно как быстрая смена направления движения: сначала лезвие \»едет\» зубцом вперед, потом на короткое время оказывается зубцом назад, а потом опять вперед.
Смена направления — переход от скольжения вправо к скольжению влево или наоборот.
Смена фронта — переход от скольжения вперед к скольжению назад или наоборот.
Положение головы, свободной ноги и рук впереди или сзади рассматривается по отношению к туловищу фигуриста, а не к направлению движения по льду (если это не оговаривается в тексте особо).
Собачка (Fan spiral) — свободная нога поднимается выворотно вверх в поперечный шпагат, корпус отклоняется в центр круга. В идеале линия ног должна не иметь изгибов. Положение рук произвольно.
Т
Твизл (Twizzle) — шаг, который используется, в основном, в танцах на льду. Это нечто среднее между многократной тройкой и вращением: быстрый поворот на одной ноге с незначительным продвижением. Чем быстрее поворот и чем меньше смещается спортсмен, тем лучше. Для танцев обязательным являются серии твиззлов, которые партнеры исполняют синхронно.
Тодес — этот элемент считается одним из наиболее сложных в парном фигурном катании. При исполнении тодеса партнерша скользит на одной ноге в горизонтальном положении. Партнер выполняет циркуль назад-наружу. Тодес может исполняться назад-наружу, назад-внутрь и вперед-наружу (по ребру, на котором скользит партнерша).
Тройка (троечный поворот) (Three turn) — поворот на одной ноге со сменой ребра и направления движения. Называется так потому, что остающийся на льду след имеет вид цифры 3. Одна из самых распространенных троек выглядит так: фигурист скользит вперед на наружном ребре левой ноги, затем поворачивается на 180 градусов через левое плечо («в центр круга») и продолжает скользить на левой ноге, но назад и на внутреннем ребре. Эта тройка используется при заходах на сальхов и флип. Остальные варианты выглядят приблизительно также, например, один из заходов на риттбергер начинается с тройки «вперед внутрь»: фигурист скользит на правой ноге вперед внутрь, поворачивается и движется назад на наружном ребре. Когда тройки используют в качестве заходов на прыжки вторая часть («после поворота») часто срезается, фигурист просто выпрыгивает в воздух с необходимого ребра, но иногда используют так называемые «многократные» тройки (когда повороты исполняются один за другим без остановки), например Ирина Слуцкая часто использовала многократные тройки для захода на тройной риттбергер.
Тройка риттбергеровая — шаг со сменой фронта движения и ребра. Например, движение начинается в левую сторону, и спортсмен едет на левой ноге. Выполняется широкий шаг, как при подсечке, затем переход на правую ногу. Левая остается спереди. Затем выполняется тройка на правой ноге назад наружу, вперед внутрь. Дальше следует переход на левую ногу назад внутрь и снова толчок на правую.
Тулуп (Toe loop) — зубцовый прыжок. Удар производится зубцом левой ноги. Чаще всего этот прыжок используется в качестве второго в каскаде.
Ф
Флип (Flip) — зубцовый прыжок. Используется зубец правой ноги. Может выполняться с тройки вперед наружу или с моухока.
Флажок (Y-spiral) — свободная нога поднимается выворотно вверх в поперечный шпагат и удерживается там одноименной рукой.
Ц
Циркуль (Pivot) — скольжение на любом из ребер на ход вперед или назад с постановкой свободной ноги на зубец в центр спирали. Циркули на ход вперед предваряются постановкой ноги на зубец. На ход назад, напротив, сначала скольжение, затем зубец.
Ч
Чоктау (Choctaw) — шаг с использованием обеих ног. В отличие от моухока, это смена ноги, направления движения и ребра. Используется в основном танцорами, реже одиночниками в дорожках шагов.
Ш
Шаги (Steps) – элементы, которые представляют собой комбинации толчков, дуг, троек, перетяжек, скобок, крюков, выкрюков и петель, с помощью которых фигурист перемещается по площадке. Шаги в фигурном катании могут быть классифицированы по нескольким признакам. Различают шаги, выполняемые на одной ноге с переходом на другую и на двух ногах. Комбинации шагов на двух ногах называют змейками. В зависимости от рисунка комбинаций шагов различают дорожки по прямой, по кругу и так называемый серпантин — комбинацию шагов с извилистым рисунком, состоящую из крутых дуг. С учетом основного ключевого элемента, встречающегося в данной комбинации, различают шаги тройкой, скобкой, крюком, выкрюком, петлей, на зубцах и т. д..
Шарлотта (Charlotte Spiral) — спираль с переводом корпуса в вертикальное положение параллельно опорной ноге и подъемом свободной ноги в полный шпагат вверх.
Шассе — один из самых простых шагов в фигурном катании. Выполняется со сменой ноги и ребра скольжения, без смены фронта и направления движения. Может начинаться с правой и левой ног, вперед и назад, наружу и внутрь. Пример: левая вперед наружу, далее к ней подтягивается правая нога и ставится вперед внутрь, левая слегка поднимается надо льдом, но остается по шестой позиции (мысок к мыску, пятка к пятке).
Шезлонг (Inverted spiral) — лежачая спираль. Из позиции ласточки корпус и свободная нога выворачиваются «лицом» вверх.
Шпагат (продольный) (Split jump) — зубцовый прыжок в позицию продольного шпагата с флипового или тулупного захода, приземление на ход вперед на зубец маховой ноги и сразу переход на ход вперед толчковой ноги.
ruchampions.com
элемент фигурного катания. Как научиться делать?
Фигурное катание — невероятно красивый и технически сложный вид спорта. Номер фигуриста состоит из прыжков, вращений и пируэтов, которые объединяют между собой простые связующие элементы. Одним из таких является кантилевер в фигурном катании.
История появления кантилевера
Изобрели такой способ скольжения по льду американские фигуристы, которые выступали под псевдонимом «Фрик и Фрак». В отечественном спорте кантилеверная связка стала визитной карточкой Ильи Климкина. Позже такой способ скольжения стали называть его именем.
Тип элемента
Характерная особенность кантилевера в фигурном катании — это спиралевидные движения, которые исполняются в такт музыки. При этом фигурист держит ноги в позиции параллельно друг другу, колени согнуты, а торс наклоняется максимально назад.
До 2012 года судьи не выставляли оценку за связующие компоненты номера. В настоящее время оценивается так называемая «хореографическая дорожка», состоящая из разнообразных связок между сложными элементами во время выступления.
Одним из способов вращения по спирали являются различные виды корабликов. Особенность их исполнения заключается в параллельной постановке ног пятками друг другу. Стойка фигуриста при этом напоминает вторую танцевальную позицию.
Важно! Красиво и правильно выполненное, с технической точки зрения, соединение прыжков является показателем мастерства фигуриста.
Сложность выполнения
Изначально кораблик в фигурном катании осуществлялся в традиционной позе с выпрямленными ногами и торсом. Коньки при этом идут друг за другом: у одного передний ход, у другого — задний.
Позже техника стала усовершенствоваться, и возникли различные варианты связок.
Исполнение всех трюков на льду требует специальной подготовки и тренерского контроля!
Разновидности кантилевера в фигурном катании
Имеются следующие виды этого элемента:
- Бести. Движение на коньках происходит в сильном присяде. Своеобразной фишкой исполнения этого вида кораблика был у Натальи Бестемьяновой, советской фигуристки по спортивным танцам на льду, ставшей знаменитой в 80-е годы.
- Бауэр. Кататься на катке нужно так, чтобы ноги находились не во второй, а в четвёртой позиции. При этом передний конёк двигается на внешнем ребре, а задний — на внутренней стороне. Прославила такую связку немецкая фигуристка Ина Бауэр.
- Кораблик Климкина, или кантилевер. Пример наиболее сложного соединительного элемента. Скольжение с горизонтально расположенным торсом стало обязательной частью номеров российского фигуриста Ильи Климкина.
Выполнение спортивных корабликов, на первый взгляд, кажется слишком простым. Однако для движения в такой позе требуется хорошая подготовка и выносливость.
vsnege.com