Велоспорт шоссе что это такое: Шоссейный велоспорт | это... Что такое Шоссейный велоспорт?

Содержание

Шоссейный велоспорт | это… Что такое Шоссейный велоспорт?

Пелотон гонщиков на шоссейной многодневной велогонке Тур де Франс

Шоссейный велоспорт — одна из дисциплин велоспорта, подразумевающая гонки по дорогам с твёрдым покрытием на шоссейных велосипедах. Олимпийская дисциплина с 1896 года.

Шоссейный велоспорт относится к летним видам спорта, сезон стартует ранней весной и заканчивается осенью. Наиболее престижные соревнования проходят в период с марта по октябрь.

История шоссейного велоспорта началась в 1868 году,[1] а первая крупная велогонка, «бабушка всех однодневок» — Льеж — Бастонь — Льеж, проводится начиная с 1892. Большинство самых известных и престижных в настоящее время гонок появилось в конце 19 — начале 20 веков.

Является наиболее популярной и развитой в коммерческом отношении дисциплиной велоспорта. Особенно популярен в Европе, где проходят важнейшие шоссейные велогонки: легендарные классические однодневки и гранд туры.

Соревнования делятся на групповые гонки и гонки с раздельным стартом.

По классификации UCI велогонки делятся на разные категории, имеющие числовые обозначения. С 2009 года гонки высшей категории, подведомственные UCI, входят в ПроТур, а гонки, принадлежащие организаторам гранд туров, составляют серию Монументов велоспорта. По итогам выступлений на всех соревнованиях велосипедисты получают баллы в Рейтинг UCI.

Содержание

  • 1 Специализации гонщиков
    • 1.1 Классик
    • 1.2 Спринтер
    • 1.3 Раздельщик
    • 1.4 Горняк
    • 1.5 Мастер скоростного спуска
    • 1.6 Универсал
    • 1.7 Генеральщик
    • 1.8 Грегари
  • 2 Виды шоссейных гонок
    • 2.1 Классическая однодневка
    • 2.2 Критериум
    • 2.3 Многодневка
    • 2.4 Гранд тур
  • 3 Виды этапов многодневок
    • 3.1 Пролог
    • 3.2 Гонка на время с раздельным стартом
    • 3.3 Командная гонка на время с раздельным стартом
    • 3.4 Спринтерский этап
    • 3.5 Пересеченный этап
    • 3. 6 Горный этап
    • 3.7 «Королевский» горный этап
  • 4 Команды
  • 5 Призовые майки
  • 6 Тактика
    • 6.1 Работа в группе
      • 6.1.1 Основная группа
      • 6.1.2 Отрыв
      • 6.1.3 Отвал
      • 6.1.4 Групетто
    • 6.2 Классификации многодневок
      • 6.2.1 Генеральная классификация
      • 6.2.2 Спринтерский зачёт
      • 6.2.3 Звание горного короля
      • 6.2.4 Звание самого агрессивного гонщика
      • 6.2.5 Командный зачёт
  • 7 Примечания
  • 8 См. также
  • 9 Ссылки

Специализации гонщиков

Классик

Специалист классических однодневок, способен преодолевать неровности рельефа и длительное время находиться в отрыве, сохранив при этом достаточно сил на финиш. Может одержать победу на отдельных этапах многодневных гонок, но не обладает достаточной восстанавливаемостью и стабильностью, чтобы бороться за высокие места в генеральной классификации.

Спринтер

Обладает большой мышечной массой и резким рывком на финише, но выпадает даже на небольших подъемах. Силовые спринтеры предпочитают мощный раскат своего поезда и финиш с колеса разгоняющего, более резкие самостоятельно выбирают позицию в голове пелотона и выигрывают за счет «взрывного» рывка. Некоторые спринтеры способны неплохо преодолевать горы и финишировать в небольшой подъем.

Раздельщик

За счет аэродинамической посадки, правильного педалирования и достаточной мышечной массы, раздельщик обладает хорошим индивидуальным ходом. Он может держаться в горах при ровном темпе, но во время атак, как правило, выпадает. Такие гонщики проводят хорошие смены и могут долгое время находиться на первой позиции в группе, не сменяясь, а также пытаться убежать в одиночку. Но основная их специализация — гонки с раздельным стартом.

Горняк

Легкий спортсмен, обладающий хорошим рывком в гору. Обычно горняки преодолевают перевалы в рваном ритме, пытаясь сбросить соперников «с колеса», при этом хорошо восстанавливаются в горе. Во время атаки они часто приподнимаются из седла, «танцуя на педалях». Но за счет небольшой массы тела, их выдувает из группы на равнине при сильном боковом ветре. Горняки также обладают худшим индивидуальным ходом, нежели раздельщики.

Мастер скоростного спуска

Умеет грамотно проходить технически сложные спуски, за счет чего может заработать большое преимущество, атакуя под гору. Может уверенно спускаться с незнакомых перевалов и при плохих погодных условиях.

Универсал

Велогонщик, сочетающий в себе несколько разных специализаций. Если спортсмен не борется за победу в общем зачете, он может пытаться уходить в отрывы на этапах разного профиля.

Генеральщик

Гонщик, нацеленный на борьбу в генеральной классификации многодневок. Генеральщиком может быть горняк, хорошо едущий разделку, или раздельщик, умеющий держаться в горах. Для победы в общем зачете велосипедист должен хорошо восстанавливаться в процессе гонки.

Грегари

Грегари выполняет работу на капитана команды: возит «на колесе», ловит атаки конкурентов, передает воду и питание из технички. Он жертвует своими шансами ради общекомандного успеха. Наличие в команде хороших грегари, способных оказать поддержку в решающие моменты гонки, является одним из важнейших факторов для обеспечения победы ее капитана.

Виды шоссейных гонок

Велосипедисты преодолевают брусчатку на Туре Фландрии

Классическая однодневка

Основная статья: Классические велогонки

Велогонка, проходящая по классическому маршруту (иногда, с незначительными изменениями) в течение одного соревновательного дня. Большинство таких гонок проходит весной, в начале сезона, и осенью, в его завершении. Сложность однодневок заключается в большой длине дистанции (за 200 км), пересеченном рельефе и трудном для преодоления дорожном покрытии (брусчатка, гравий, или просто разбитая дорога).

Наиболее известные классики:

  • Милан-Санремо
  • Тур Фландрии
  • Гент — Вевельгем
  • Париж — Рубэ
  • Амстел Голд Рейс
  • Флеш Валонь
  • Льеж — Бастонь — Льеж
  • Классика Сан-Себастьяна
  • Джиро ди Ломбардия
  • Париж — Тур

Критериум

Основная статья: Критериум

Однодневная круговая гонка по очкам, обычно проходящая в пределах города. Наибольшую известность имеют критериумы, проводящиеся после окончания главной велогонки сезона, Тур де Франс, с участием ярко выступивших на ней спортсменов.

Исторически сложилось, что слово критериум присутствует в названии французской многодневки Критериум ду Дофине Либере, которая критериумом не является.

Многодневка

Велогонка, состоящая из этапов, продолжительностью от нескольких дней до более, чем недели. На многодневке разыгрываются победы в общем зачете и на отдельных этапах, обычно присутствуют и другие классификации. В отличие от однодневных соревнований, гонщики должны распределить свои силы на все этапы.

Наиболее известные многодневки:

  • Париж — Ницца
  • Тиррено — Адриатико
  • Тур Страны Басков
  • Критериум ду Дофине Либере
  • Тур Швейцарии
  • Тур Каталонии
  • Тур Германии
  • Энеко Тур

Гранд тур

Гранд тур — самый престижный вид соревнований в шоссейном велоспорте, победа на нем ценится больше, чем успех на любой другой гонке (включая чемпионат мира и Олимпийские игры).

Представляет собой трехнедельную многодневку, состоящую из 21 этапа различных профилей и двух дней отдыха. Помимо генеральной классификации, разыгрываются горный, спринтерский и командный зачеты, а также некоторые другие, специфичные для данной конкретной гонки. Решающими для общего зачета становятся «королевские» горные этапы и гонки с раздельным стартом, для финальной победы спортсмен также должен обладать хорошей восстанавливаемостью на протяжении всех трех недель гонки.

Если гранд тур заканчивается групповым этапом, он становится «этапом дружбы». На таком этапе велосипедисты большую часть времени общаются между собой и ведут гонку в спокойном ритме. Борьба разворачивается только на последних кругах по городу, когда разыгрывается спринтерский финиш. Отрывы на «этапах дружбы» побеждают не часто.

Гранд туров всего три, все они проводятся в середине сезона по дорогам Франции, Италии и Испании:

  • Tour de France — Тур де Франс (проводится в июле, с 1903)
  • Giro d’Italia — Джиро д’Италия (проводится в мае, с 1909)
  • Vuelta a España — Вуэльта Испании (проводится в сентябре, с 1935; проходила весной до 1995)

Виды этапов многодневок

Пролог

Короткая гонка с раздельным стартом (как правило, до 10 км) перед первым этапом многодневки. Из-за очень короткой дистанции, на прологе нельзя добиться большого преимущества в общем зачете. Победа, как правило, достается не раздельщику, а специалисту именно этого вида дисциплин. Существуют как индивидуальные, так и командные прологи.

Иван Бассо на гонке с раздельным стартом

Гонка на время с раздельным стартом

ITT (англ. Individual time trial) — гонка, в которой участники стартуют поодиночке, через определенные промежутки времени. На таких этапах обычно используются специальные разделочные велосипеды и другие предметы экипировки, обладающие большей аэродинамикой. В случае, если велосипедист накатит стартовавшего перед ним участника, правилами запрещено объединяться в группу и «сидеть на колесе».

Помимо обычных гонок с раздельным стартом, существует также разделка в гору. На таких этапах используются велосипеды для групповых гонок, а шансы на победу имеют раздельщики с хорошим горным ходом.

Как равнинные, так и горные разделки обычно являются решающими этапами за борьбу в генеральной классификации.

Командная гонка на время с раздельным стартом

TTT (англ. Team time trial) — гонка с раздельным стартом, в которой команды выступают полными составами. На гранд турах итоговое время всех участников команды начисляется по пятому финишировавшему гонщику, выпавшие в отвал велосипедисты получают дополнительное отставание. Победу на таком этапе может одержать хорошо скатанная команда, имеющая в своем составе несколько специалистов гонок с раздельным стартом.

Спринтерский этап

Этап включает в себя минимум неровностей рельефа, за счет чего пелотон может с легкостью накатить отрыв и удерживать большую скорость на последних километрах дистанции, чтобы никто не мог атаковать вторым темпом. Практически все такие этапы заканчиваются групповым спринтом, шансы отрыву могут дать плохие погодные условия, или же крупный завал в пелотоне.

В случае сильного бокового ветра, команды, борющиеся за высокие места в генеральной классификации могут попытаться увеличить темп, за счет чего группа разорвется на несколько эшелонов. Оказавшиеся в отвале гонщики рискуют заработать большое отставание в общем зачете. Спринтерские команды также используют эшелоны, чтобы отрезать своих конкурентов от розыгрыша этапа.

Пересеченный этап

Профиль этапа содержит множество некатегорийных подъемов и пригорков низших категорий, тем самым напоминая Арденские классики. Отрыв на таком этапе имеет большие шансы на успех, но сохраняется также возможность спринта из общей группы. Если отрыв доезжает, победа обычно достается специалисту классических однодневок.

Горный этап

Содержит один, или несколько подъемов высоких категорий, и может заканчиваться финишем в гору, со спуска, или в долине. На таком профиле сложно заработать большое преимущество в общем зачете. Если этап финиширует в долине, выпавшие гонщики имеют возможность накатить группу на спуске, вернуться в пелотон могут даже некоторые спринтеры. Победу на этапе обычно разыгрывают гонщики из отрыва.

Профиль «королевского» горного этапа на Тур де Франс 2009

«Королевский» горный этап

«Королевские» горные этапы включают в себя большое число подъемов первой и высшей категории сложности. Они обязательно заканчиваются финишем в гору, или сразу после технически сложного спуска. Как правило, такие этапы становятся решающими в генеральной классификации, а также в зачете лучшего горного гонщика.

На последних подъемах пелотон сильно просеивается, впереди остается только группа фаворитов общего зачета и сильных горняков, большинство уехавших в отрыв гонщиков догоняют. Разрывы между участниками на финише бывают очень большими, и едущие в дальних отвалах велосипедисты рискуют не вписаться в лимит времени.

Победа на таком этапе считается одним из главных достижений в карьере любого гонщика.

Команды

Большинство профессиональных шоссейных команд имеет коммерческих спонсоров. Названия команд, как правило, включают названия своих титульных спонсоров. Большая часть команд, выступающих на высоком уровне, имеют в той, или иной степени интернациональные составы. Кроме того, команда может иметь лицензию одной страны и спонсироваться компанией, базирующейся в другой стране.

Согласно классификации UCI, профессиональные команды делятся на команды ПроТура и континентальных дивизионов. Команды ПроТура автоматически получают возможность выступать в гонках этой категории, а континентальные могут получить приглашение от организаторов и ехать по вайлд кард (англ. wild card), количество которых ограничено.

Помимо гонщиков и спортивных директоров, в состав команды входит обслуживающий персонал: механики, массажисты, доктора. Во время гонки спортсменов сопровождает несколько машин технической помощи, а для трансферов между этапами используется командный автобус. Тренировочные базы большинства команд находятся в Европе.

Из российских команд, в настоящий момент лицензию ПроТура имеет только Катюша. Она создана на основе континентальной Tinkoff Credit Systems, принадлежавшей российскому предпринимателю Олегу Тинькову.

В отличие от других гонок, на чемпионате мира и Олимпийских играх в качестве команд выступают национальные сборные.

Призовые майки

В качестве трофеев в велосипедном спорте используются призовые майки.

Майки разыгрываются в различных классификациях многодневок, промежуточные лидеры которых награждаются после каждого этапа. Если гонщик владеет несколькими майками одновременно, на следующем этапе он наденет майку, имеющую больший приоритет. А остальные достанутся спортсменам, занимающим следующие за ним места в соответствующих классификациях. Лидеры некоторых номинаций вместо маек награждаются номерами, оформленными особым образом.

Победитель чемпионата мира получает майку с радужными полосками, которую может носить на всех гонках вплоть до следующего чемпионата. Но чемпион мира в групповой гонке может носить майку только на групповых этапах, а в раздельном старте — только на разделках. Аналогично ситуация обстоит и с майками национальных чемпионов, которые оформляются в цвета национального флага.

Призовые майки в порядке уменьшения приоритета:

  • майка лидера генеральной классификации
  • майка лучшего спринтера
  • майка горного короля
  • майка лучшего молодого гонщика
  • майка чемпиона мира
  • майка национального чемпиона

Как правило, под цвет призовой майки раскрашивается велосипед и вся экипировка гонщика. Особенно, если он собирается довезти эту майку до конца гонки, или удерживать ее в течение длительного времени.

Тактика

Работа в группе

Основная группа
Работа сменами

Основная группа является самым большим формированием велосипедистов на дистанции гонки. В глубине пелотона спортсмены хорошо закрыты от ветра, за счет чего достигается экономия свыше 40 % энергии.[2] Но находясь на такой позиции, гонщики имеют большую вероятность попасть в завал, или оказаться в отвале, в случае разрыва группы. Поэтому, фавориты генеральной классификации стараются держаться в голове пелотона, в окружении своих грегари.

Впереди группы идет работа сменами. Может быть организована как быстрая вертушка, позволяющая значительно увеличить скорость, так и работа длинными сменами, которая менее затратна. Как правило, группу тащит за собой команда лидера общего зачета, которая пытается не отпустить отрыв слишком далеко, а на равнинных этапах к преследованию подключаются спринтерские команды, заинтересованные в победе на этапе.

Команды, гонщики которых находятся в отрыве, не участвуют в преследовании. Они даже могут попытаться дезорганизовать работу сменами, отсылая своих велосипедистов в голову группы.

Во время розыгрыша спринтерского финиша, спринтерские команды стараются держать максимально возможную скорость, чтобы никто не смог уйти в отрыв на последних километрах дистанции. Некоторые из них также выстраивают поезда для раската своих спринтеров на финиш.

Отрыв

Группа велосипедистов, отъехавших вперед по дистанции гонки от пелотона. В отрыв ездят с разными целями: побороться за победу на этапе, заработать звание самого агрессивного гонщика, собрать очки на промежуточных финишах, или же просто выполнить обязательства перед спонсором, напомнив о существовании своей команды. За счет небольшого числа участников, отрыв обладает лучшей маневренностью, и в нем легче организовать работу сменами. Но велосипедисты в отрыве тратят больше сил и заметно устают к концу этапа.

Гонщики команд, незаинтересованных в доезде отрыва, работают там «полицейскими», не принимая участия в сменах.

Если отрыв доезжает, не обладающие спринтерским рывком гонщики пытаются разорвать группу и убежать от соперников в одиночку. Чем большее преимущество отрыв имеет над преследователями, тем раньше его участники могут закончить слаженную работу и начать разыгрывать финиш этапа.

Гонщик, претендующий на высокие места в какой-либо классификации, может договориться с одним из спортсменов, чтобы объединить усилия в отрыве. В таком случае один из велосипедистов заработает преимущество в интересующем его зачете, а второму достанется победа на этапе.

Спринтерская групетто на горе высшей категории — Мон Вунту

Отвал

Группа гонщиков, по тем, или иным причинам отставшая от пелотона. Оказавшиеся в отвале велосипедисты стремятся как можно скорее вернуться в основную группу. Работа в небольших отвалах организуется по принципу отрыва, а в многочисленных — как в основной группе.

Если в отвал попадает один из лидеров команды, за ним опускается несколько грегари, чтобы подтащить гонщика к пелотону.

Групетто

Групетто (итал. grupetto) — отвал на горном этапе, заинтересованный в прохождении трассы гонки в спокойном ритме. Гонщики, находящиеся в групетто не стремятся вернуться в основную группу, их единственной целью является попадание в лимит времени. Как правило, в такие отвалы собираются спринтеры, а также травмированные спортсмены, не способные преодолевать горы в высоком темпе.

Классификации многодневок

Генеральная классификация

Гонщики, борющиеся за победу в генеральной классификации, а также в зачете лучшего молодого гонщика, должны экономить силы и беречься от падений на равнинных и пересеченных этапах. На дистанции с простым профилем их не отпустят в отрыв конкуренты, поэтому решающими для общего зачета становятся «королевские» горные этапы, где лидеры гонки остаются один на один со своими главными соперниками, и гонки с раздельным стартом.

Горняки стараются атаковать в подъем, а раздельщики проходят горы от обороны. Они стараются не проиграть много на горных этапах и наверстать упущенное в разделках. Добиться заметного преимущества можно также на технически сложных спусках с перевалов, и в случае образования эшелонов на равнине.

На некоторых многодневках за первые три места на этапе начисляется временная бонификация, увеличивающая отрыв, или сокращающая отставание гонщика в общем зачете.

Спринтерский зачёт

Очки в спринтерский зачет дают промежуточные финиши и основной финиш этапа. На равнинных этапах большинство промежутков разыгрывают гонщики из отрыва, поэтому решающими, как правило, становятся основные финиши. Чем больше профиль этапа подходит для спринтеров, тем большее число очков разыгрывается на его финише.

На горных этапах большая часть спринтеров собирается в групетто, а спринтеры, умеющие терпеть в горе, могут попытаться уйти в отрыв. Они собирают промежуточные премии, расположенные в долинах, недоступные для своих конкурентов.

В отличие от горных премий, за все спринтерские промежутки дается одинаковое число очков. На некоторых многодневках основные финиши также дают равное количество баллов в спринтерскую номинацию, вне зависимости от профиля этапа.

Звание горного короля

В борьбе за звание горного короля, гонщики набирают очки на вершинах перевалов разной сложности. Решающими в классификации становятся вершины первой и высшей категории, за которые дается наибольшее число баллов. Для этого велосипедисты стараются уходить в отрывы на горных этапах, а когда им это не удается — атаковать на вершине горы из основной группы, чтобы собрать оставшиеся очки.

Если гонщик, нацеленный на победу в этой классификации, не может вступить в борьбу на данном перевале, его товарищи по команде стараются финишировать первыми и отобрать очки у его конкурентов. В случае, когда горняков в конце гонки разделяет небольшое число баллов, они также могут уезжать в отрывы на пересеченных этапах и атаковать на пригорках низших категорий.

На некоторых многодневках баллы за прохождение последней горы этапа удваиваются.

Звание самого агрессивного гонщика

Звание самого агрессивного гонщика получает спортсмен, который больше всех остальных пытался уезжать в отрывы. В зависимости от конкретной гонки, учитывается число отрывов, в которых поучаствовал гонщик, или общее количество времени, проведенное им перед основной группой. На некоторых гонках учитывается вклад гонщика в работу по формированию и сохранению отрыва. В случае победы отрыва, звание может быть передано первому из проигравших, в качестве утешительного приза.

Для победы в этой номинации по итогам всей гонки, велосипедист должен уходить в как можно большее число отрывов на этапах разного профиля, а также стараться становиться самым агрессивным гонщиком по итогам этих этапов.

Командный зачёт

Лидерство в командном зачете получает команда, гонщики которой заняли большее число высоких мест на этапе. На некоторых многодневках существует также зачет команд, учитывающий положение в генеральной классификации. Для победы в этой номинации все гонщики команды должны иметь одинаково хороший уровень подготовки и стараться заработать как можно большее число первых мест.

Примечания

  1. On Your Bicycle, James McGurn, John Murray 1987
  2. Edmund Burke, High-Tech Cycling, 2003

См.

также
  • Список шоссейных велогонок

Ссылки

Шоссейный велоспорт

Мировой Тур UCI · Женский Кубок мира
Чемпионаты мира · Олимпийские игры · Национальные чемпионаты · UCI Continental Circuits

Гранд Тур · Многодневная велогонка · Классические велогонки · Критериум · Разделка · Командная разделка
Шоссейный велосипед

 

Шоссейный велоспорт | это… Что такое Шоссейный велоспорт?

Пелотон гонщиков на шоссейной многодневной велогонке Тур де Франс

Шоссейный велоспорт — одна из дисциплин велоспорта, подразумевающая гонки по дорогам с твёрдым покрытием на шоссейных велосипедах. Олимпийская дисциплина с 1896 года.

Шоссейный велоспорт относится к летним видам спорта, сезон стартует ранней весной и заканчивается осенью. Наиболее престижные соревнования проходят в период с марта по октябрь.

История шоссейного велоспорта началась в 1868 году,[1] а первая крупная велогонка, «бабушка всех однодневок» — Льеж — Бастонь — Льеж, проводится начиная с 1892. Большинство самых известных и престижных в настоящее время гонок появилось в конце 19 — начале 20 веков.

Является наиболее популярной и развитой в коммерческом отношении дисциплиной велоспорта. Особенно популярен в Европе, где проходят важнейшие шоссейные велогонки: легендарные классические однодневки и гранд туры.

Соревнования делятся на групповые гонки и гонки с раздельным стартом. По классификации UCI велогонки делятся на разные категории, имеющие числовые обозначения. С 2009 года гонки высшей категории, подведомственные UCI, входят в ПроТур, а гонки, принадлежащие организаторам гранд туров, составляют серию Монументов велоспорта. По итогам выступлений на всех соревнованиях велосипедисты получают баллы в Рейтинг UCI.

Содержание

  • 1 Специализации гонщиков
    • 1.1 Классик
    • 1.2 Спринтер
    • 1.3 Раздельщик
    • 1.4 Горняк
    • 1.5 Мастер скоростного спуска
    • 1.6 Универсал
    • 1.7 Генеральщик
    • 1. 8 Грегари
  • 2 Виды шоссейных гонок
    • 2.1 Классическая однодневка
    • 2.2 Критериум
    • 2.3 Многодневка
    • 2.4 Гранд тур
  • 3 Виды этапов многодневок
    • 3.1 Пролог
    • 3.2 Гонка на время с раздельным стартом
    • 3.3 Командная гонка на время с раздельным стартом
    • 3.4 Спринтерский этап
    • 3.5 Пересеченный этап
    • 3.6 Горный этап
    • 3.7 «Королевский» горный этап
  • 4 Команды
  • 5 Призовые майки
  • 6 Тактика
    • 6.1 Работа в группе
      • 6.1.1 Основная группа
      • 6.1.2 Отрыв
      • 6.1.3 Отвал
      • 6.1.4 Групетто
    • 6.2 Классификации многодневок
      • 6.2.1 Генеральная классификация
      • 6.2.2 Спринтерский зачёт
      • 6.2.3 Звание горного короля
      • 6.2.4 Звание самого агрессивного гонщика
      • 6.2.5 Командный зачёт
  • 7 Примечания
  • 8 См. также
  • 9 Ссылки

Специализации гонщиков

Классик

Специалист классических однодневок, способен преодолевать неровности рельефа и длительное время находиться в отрыве, сохранив при этом достаточно сил на финиш. Может одержать победу на отдельных этапах многодневных гонок, но не обладает достаточной восстанавливаемостью и стабильностью, чтобы бороться за высокие места в генеральной классификации.

Спринтер

Обладает большой мышечной массой и резким рывком на финише, но выпадает даже на небольших подъемах. Силовые спринтеры предпочитают мощный раскат своего поезда и финиш с колеса разгоняющего, более резкие самостоятельно выбирают позицию в голове пелотона и выигрывают за счет «взрывного» рывка. Некоторые спринтеры способны неплохо преодолевать горы и финишировать в небольшой подъем.

Раздельщик

За счет аэродинамической посадки, правильного педалирования и достаточной мышечной массы, раздельщик обладает хорошим индивидуальным ходом. Он может держаться в горах при ровном темпе, но во время атак, как правило, выпадает. Такие гонщики проводят хорошие смены и могут долгое время находиться на первой позиции в группе, не сменяясь, а также пытаться убежать в одиночку. Но основная их специализация — гонки с раздельным стартом.

Горняк

Легкий спортсмен, обладающий хорошим рывком в гору. Обычно горняки преодолевают перевалы в рваном ритме, пытаясь сбросить соперников «с колеса», при этом хорошо восстанавливаются в горе. Во время атаки они часто приподнимаются из седла, «танцуя на педалях». Но за счет небольшой массы тела, их выдувает из группы на равнине при сильном боковом ветре. Горняки также обладают худшим индивидуальным ходом, нежели раздельщики.

Мастер скоростного спуска

Умеет грамотно проходить технически сложные спуски, за счет чего может заработать большое преимущество, атакуя под гору. Может уверенно спускаться с незнакомых перевалов и при плохих погодных условиях.

Универсал

Велогонщик, сочетающий в себе несколько разных специализаций. Если спортсмен не борется за победу в общем зачете, он может пытаться уходить в отрывы на этапах разного профиля.

Генеральщик

Гонщик, нацеленный на борьбу в генеральной классификации многодневок. Генеральщиком может быть горняк, хорошо едущий разделку, или раздельщик, умеющий держаться в горах. Для победы в общем зачете велосипедист должен хорошо восстанавливаться в процессе гонки.

Грегари

Грегари выполняет работу на капитана команды: возит «на колесе», ловит атаки конкурентов, передает воду и питание из технички. Он жертвует своими шансами ради общекомандного успеха. Наличие в команде хороших грегари, способных оказать поддержку в решающие моменты гонки, является одним из важнейших факторов для обеспечения победы ее капитана.

Виды шоссейных гонок

Велосипедисты преодолевают брусчатку на Туре Фландрии

Классическая однодневка

Основная статья: Классические велогонки

Велогонка, проходящая по классическому маршруту (иногда, с незначительными изменениями) в течение одного соревновательного дня. Большинство таких гонок проходит весной, в начале сезона, и осенью, в его завершении. Сложность однодневок заключается в большой длине дистанции (за 200 км), пересеченном рельефе и трудном для преодоления дорожном покрытии (брусчатка, гравий, или просто разбитая дорога).

Наиболее известные классики:

  • Милан-Санремо
  • Тур Фландрии
  • Гент — Вевельгем
  • Париж — Рубэ
  • Амстел Голд Рейс
  • Флеш Валонь
  • Льеж — Бастонь — Льеж
  • Классика Сан-Себастьяна
  • Джиро ди Ломбардия
  • Париж — Тур

Критериум

Основная статья: Критериум

Однодневная круговая гонка по очкам, обычно проходящая в пределах города. Наибольшую известность имеют критериумы, проводящиеся после окончания главной велогонки сезона, Тур де Франс, с участием ярко выступивших на ней спортсменов.

Исторически сложилось, что слово критериум присутствует в названии французской многодневки Критериум ду Дофине Либере, которая критериумом не является.

Многодневка

Велогонка, состоящая из этапов, продолжительностью от нескольких дней до более, чем недели. На многодневке разыгрываются победы в общем зачете и на отдельных этапах, обычно присутствуют и другие классификации. В отличие от однодневных соревнований, гонщики должны распределить свои силы на все этапы.

Наиболее известные многодневки:

  • Париж — Ницца
  • Тиррено — Адриатико
  • Тур Страны Басков
  • Критериум ду Дофине Либере
  • Тур Швейцарии
  • Тур Каталонии
  • Тур Германии
  • Энеко Тур

Гранд тур

Гранд тур — самый престижный вид соревнований в шоссейном велоспорте, победа на нем ценится больше, чем успех на любой другой гонке (включая чемпионат мира и Олимпийские игры).

Представляет собой трехнедельную многодневку, состоящую из 21 этапа различных профилей и двух дней отдыха. Помимо генеральной классификации, разыгрываются горный, спринтерский и командный зачеты, а также некоторые другие, специфичные для данной конкретной гонки. Решающими для общего зачета становятся «королевские» горные этапы и гонки с раздельным стартом, для финальной победы спортсмен также должен обладать хорошей восстанавливаемостью на протяжении всех трех недель гонки.

Если гранд тур заканчивается групповым этапом, он становится «этапом дружбы». На таком этапе велосипедисты большую часть времени общаются между собой и ведут гонку в спокойном ритме. Борьба разворачивается только на последних кругах по городу, когда разыгрывается спринтерский финиш. Отрывы на «этапах дружбы» побеждают не часто.

Гранд туров всего три, все они проводятся в середине сезона по дорогам Франции, Италии и Испании:

  • Tour de France — Тур де Франс (проводится в июле, с 1903)
  • Giro d’Italia — Джиро д’Италия (проводится в мае, с 1909)
  • Vuelta a España — Вуэльта Испании (проводится в сентябре, с 1935; проходила весной до 1995)

Виды этапов многодневок

Пролог

Короткая гонка с раздельным стартом (как правило, до 10 км) перед первым этапом многодневки. Из-за очень короткой дистанции, на прологе нельзя добиться большого преимущества в общем зачете. Победа, как правило, достается не раздельщику, а специалисту именно этого вида дисциплин. Существуют как индивидуальные, так и командные прологи.

Иван Бассо на гонке с раздельным стартом

Гонка на время с раздельным стартом

ITT (англ. Individual time trial) — гонка, в которой участники стартуют поодиночке, через определенные промежутки времени. На таких этапах обычно используются специальные разделочные велосипеды и другие предметы экипировки, обладающие большей аэродинамикой. В случае, если велосипедист накатит стартовавшего перед ним участника, правилами запрещено объединяться в группу и «сидеть на колесе».

Помимо обычных гонок с раздельным стартом, существует также разделка в гору. На таких этапах используются велосипеды для групповых гонок, а шансы на победу имеют раздельщики с хорошим горным ходом.

Как равнинные, так и горные разделки обычно являются решающими этапами за борьбу в генеральной классификации.

Командная гонка на время с раздельным стартом

TTT (англ. Team time trial) — гонка с раздельным стартом, в которой команды выступают полными составами. На гранд турах итоговое время всех участников команды начисляется по пятому финишировавшему гонщику, выпавшие в отвал велосипедисты получают дополнительное отставание. Победу на таком этапе может одержать хорошо скатанная команда, имеющая в своем составе несколько специалистов гонок с раздельным стартом.

Спринтерский этап

Этап включает в себя минимум неровностей рельефа, за счет чего пелотон может с легкостью накатить отрыв и удерживать большую скорость на последних километрах дистанции, чтобы никто не мог атаковать вторым темпом. Практически все такие этапы заканчиваются групповым спринтом, шансы отрыву могут дать плохие погодные условия, или же крупный завал в пелотоне.

В случае сильного бокового ветра, команды, борющиеся за высокие места в генеральной классификации могут попытаться увеличить темп, за счет чего группа разорвется на несколько эшелонов. Оказавшиеся в отвале гонщики рискуют заработать большое отставание в общем зачете. Спринтерские команды также используют эшелоны, чтобы отрезать своих конкурентов от розыгрыша этапа.

Пересеченный этап

Профиль этапа содержит множество некатегорийных подъемов и пригорков низших категорий, тем самым напоминая Арденские классики. Отрыв на таком этапе имеет большие шансы на успех, но сохраняется также возможность спринта из общей группы. Если отрыв доезжает, победа обычно достается специалисту классических однодневок.

Горный этап

Содержит один, или несколько подъемов высоких категорий, и может заканчиваться финишем в гору, со спуска, или в долине. На таком профиле сложно заработать большое преимущество в общем зачете. Если этап финиширует в долине, выпавшие гонщики имеют возможность накатить группу на спуске, вернуться в пелотон могут даже некоторые спринтеры. Победу на этапе обычно разыгрывают гонщики из отрыва.

Профиль «королевского» горного этапа на Тур де Франс 2009

«Королевский» горный этап

«Королевские» горные этапы включают в себя большое число подъемов первой и высшей категории сложности. Они обязательно заканчиваются финишем в гору, или сразу после технически сложного спуска. Как правило, такие этапы становятся решающими в генеральной классификации, а также в зачете лучшего горного гонщика.

На последних подъемах пелотон сильно просеивается, впереди остается только группа фаворитов общего зачета и сильных горняков, большинство уехавших в отрыв гонщиков догоняют. Разрывы между участниками на финише бывают очень большими, и едущие в дальних отвалах велосипедисты рискуют не вписаться в лимит времени.

Победа на таком этапе считается одним из главных достижений в карьере любого гонщика.

Команды

Большинство профессиональных шоссейных команд имеет коммерческих спонсоров. Названия команд, как правило, включают названия своих титульных спонсоров. Большая часть команд, выступающих на высоком уровне, имеют в той, или иной степени интернациональные составы. Кроме того, команда может иметь лицензию одной страны и спонсироваться компанией, базирующейся в другой стране.

Согласно классификации UCI, профессиональные команды делятся на команды ПроТура и континентальных дивизионов. Команды ПроТура автоматически получают возможность выступать в гонках этой категории, а континентальные могут получить приглашение от организаторов и ехать по вайлд кард (англ. wild card), количество которых ограничено.

Помимо гонщиков и спортивных директоров, в состав команды входит обслуживающий персонал: механики, массажисты, доктора. Во время гонки спортсменов сопровождает несколько машин технической помощи, а для трансферов между этапами используется командный автобус. Тренировочные базы большинства команд находятся в Европе.

Из российских команд, в настоящий момент лицензию ПроТура имеет только Катюша. Она создана на основе континентальной Tinkoff Credit Systems, принадлежавшей российскому предпринимателю Олегу Тинькову.

В отличие от других гонок, на чемпионате мира и Олимпийских играх в качестве команд выступают национальные сборные.

Призовые майки

В качестве трофеев в велосипедном спорте используются призовые майки.

Майки разыгрываются в различных классификациях многодневок, промежуточные лидеры которых награждаются после каждого этапа. Если гонщик владеет несколькими майками одновременно, на следующем этапе он наденет майку, имеющую больший приоритет. А остальные достанутся спортсменам, занимающим следующие за ним места в соответствующих классификациях. Лидеры некоторых номинаций вместо маек награждаются номерами, оформленными особым образом.

Победитель чемпионата мира получает майку с радужными полосками, которую может носить на всех гонках вплоть до следующего чемпионата. Но чемпион мира в групповой гонке может носить майку только на групповых этапах, а в раздельном старте — только на разделках. Аналогично ситуация обстоит и с майками национальных чемпионов, которые оформляются в цвета национального флага.

Призовые майки в порядке уменьшения приоритета:

  • майка лидера генеральной классификации
  • майка лучшего спринтера
  • майка горного короля
  • майка лучшего молодого гонщика
  • майка чемпиона мира
  • майка национального чемпиона

Как правило, под цвет призовой майки раскрашивается велосипед и вся экипировка гонщика. Особенно, если он собирается довезти эту майку до конца гонки, или удерживать ее в течение длительного времени.

Тактика

Работа в группе

Основная группа
Работа сменами

Основная группа является самым большим формированием велосипедистов на дистанции гонки. В глубине пелотона спортсмены хорошо закрыты от ветра, за счет чего достигается экономия свыше 40 % энергии.[2] Но находясь на такой позиции, гонщики имеют большую вероятность попасть в завал, или оказаться в отвале, в случае разрыва группы. Поэтому, фавориты генеральной классификации стараются держаться в голове пелотона, в окружении своих грегари.

Впереди группы идет работа сменами. Может быть организована как быстрая вертушка, позволяющая значительно увеличить скорость, так и работа длинными сменами, которая менее затратна. Как правило, группу тащит за собой команда лидера общего зачета, которая пытается не отпустить отрыв слишком далеко, а на равнинных этапах к преследованию подключаются спринтерские команды, заинтересованные в победе на этапе.

Команды, гонщики которых находятся в отрыве, не участвуют в преследовании. Они даже могут попытаться дезорганизовать работу сменами, отсылая своих велосипедистов в голову группы.

Во время розыгрыша спринтерского финиша, спринтерские команды стараются держать максимально возможную скорость, чтобы никто не смог уйти в отрыв на последних километрах дистанции. Некоторые из них также выстраивают поезда для раската своих спринтеров на финиш.

Отрыв

Группа велосипедистов, отъехавших вперед по дистанции гонки от пелотона. В отрыв ездят с разными целями: побороться за победу на этапе, заработать звание самого агрессивного гонщика, собрать очки на промежуточных финишах, или же просто выполнить обязательства перед спонсором, напомнив о существовании своей команды. За счет небольшого числа участников, отрыв обладает лучшей маневренностью, и в нем легче организовать работу сменами. Но велосипедисты в отрыве тратят больше сил и заметно устают к концу этапа.

Гонщики команд, незаинтересованных в доезде отрыва, работают там «полицейскими», не принимая участия в сменах.

Если отрыв доезжает, не обладающие спринтерским рывком гонщики пытаются разорвать группу и убежать от соперников в одиночку. Чем большее преимущество отрыв имеет над преследователями, тем раньше его участники могут закончить слаженную работу и начать разыгрывать финиш этапа.

Гонщик, претендующий на высокие места в какой-либо классификации, может договориться с одним из спортсменов, чтобы объединить усилия в отрыве. В таком случае один из велосипедистов заработает преимущество в интересующем его зачете, а второму достанется победа на этапе.

Спринтерская групетто на горе высшей категории — Мон Вунту

Отвал

Группа гонщиков, по тем, или иным причинам отставшая от пелотона. Оказавшиеся в отвале велосипедисты стремятся как можно скорее вернуться в основную группу. Работа в небольших отвалах организуется по принципу отрыва, а в многочисленных — как в основной группе.

Если в отвал попадает один из лидеров команды, за ним опускается несколько грегари, чтобы подтащить гонщика к пелотону.

Групетто

Групетто (итал. grupetto) — отвал на горном этапе, заинтересованный в прохождении трассы гонки в спокойном ритме. Гонщики, находящиеся в групетто не стремятся вернуться в основную группу, их единственной целью является попадание в лимит времени. Как правило, в такие отвалы собираются спринтеры, а также травмированные спортсмены, не способные преодолевать горы в высоком темпе.

Классификации многодневок

Генеральная классификация

Гонщики, борющиеся за победу в генеральной классификации, а также в зачете лучшего молодого гонщика, должны экономить силы и беречься от падений на равнинных и пересеченных этапах. На дистанции с простым профилем их не отпустят в отрыв конкуренты, поэтому решающими для общего зачета становятся «королевские» горные этапы, где лидеры гонки остаются один на один со своими главными соперниками, и гонки с раздельным стартом.

Горняки стараются атаковать в подъем, а раздельщики проходят горы от обороны. Они стараются не проиграть много на горных этапах и наверстать упущенное в разделках. Добиться заметного преимущества можно также на технически сложных спусках с перевалов, и в случае образования эшелонов на равнине.

На некоторых многодневках за первые три места на этапе начисляется временная бонификация, увеличивающая отрыв, или сокращающая отставание гонщика в общем зачете.

Спринтерский зачёт

Очки в спринтерский зачет дают промежуточные финиши и основной финиш этапа. На равнинных этапах большинство промежутков разыгрывают гонщики из отрыва, поэтому решающими, как правило, становятся основные финиши. Чем больше профиль этапа подходит для спринтеров, тем большее число очков разыгрывается на его финише.

На горных этапах большая часть спринтеров собирается в групетто, а спринтеры, умеющие терпеть в горе, могут попытаться уйти в отрыв. Они собирают промежуточные премии, расположенные в долинах, недоступные для своих конкурентов.

В отличие от горных премий, за все спринтерские промежутки дается одинаковое число очков. На некоторых многодневках основные финиши также дают равное количество баллов в спринтерскую номинацию, вне зависимости от профиля этапа.

Звание горного короля

В борьбе за звание горного короля, гонщики набирают очки на вершинах перевалов разной сложности. Решающими в классификации становятся вершины первой и высшей категории, за которые дается наибольшее число баллов. Для этого велосипедисты стараются уходить в отрывы на горных этапах, а когда им это не удается — атаковать на вершине горы из основной группы, чтобы собрать оставшиеся очки.

Если гонщик, нацеленный на победу в этой классификации, не может вступить в борьбу на данном перевале, его товарищи по команде стараются финишировать первыми и отобрать очки у его конкурентов. В случае, когда горняков в конце гонки разделяет небольшое число баллов, они также могут уезжать в отрывы на пересеченных этапах и атаковать на пригорках низших категорий.

На некоторых многодневках баллы за прохождение последней горы этапа удваиваются.

Звание самого агрессивного гонщика

Звание самого агрессивного гонщика получает спортсмен, который больше всех остальных пытался уезжать в отрывы. В зависимости от конкретной гонки, учитывается число отрывов, в которых поучаствовал гонщик, или общее количество времени, проведенное им перед основной группой. На некоторых гонках учитывается вклад гонщика в работу по формированию и сохранению отрыва. В случае победы отрыва, звание может быть передано первому из проигравших, в качестве утешительного приза.

Для победы в этой номинации по итогам всей гонки, велосипедист должен уходить в как можно большее число отрывов на этапах разного профиля, а также стараться становиться самым агрессивным гонщиком по итогам этих этапов.

Командный зачёт

Лидерство в командном зачете получает команда, гонщики которой заняли большее число высоких мест на этапе. На некоторых многодневках существует также зачет команд, учитывающий положение в генеральной классификации. Для победы в этой номинации все гонщики команды должны иметь одинаково хороший уровень подготовки и стараться заработать как можно большее число первых мест.

Примечания

  1. On Your Bicycle, James McGurn, John Murray 1987
  2. Edmund Burke, High-Tech Cycling, 2003

См.

также
  • Список шоссейных велогонок

Ссылки

Шоссейный велоспорт

Мировой Тур UCI · Женский Кубок мира
Чемпионаты мира · Олимпийские игры · Национальные чемпионаты · UCI Continental Circuits
Гранд Тур · Многодневная велогонка · Классические велогонки · Критериум · Разделка · Командная разделка
Шоссейный велосипед

 

Что такое шоссейный велоспорт? | USA Cycling

С таким количеством дисциплин велоспорта и множеством форм гонок в каждой дисциплине все может немного запутаться. Узнайте больше о том, как работает каждый тип гонок, и приготовьтесь посмотреть, как наши команды соревнуются на Олимпийских играх в Токио!

Как следует из названия, езда на велосипеде по шоссе проводится на дорогах с твердым покрытием. Шоссейный велоспорт, считающийся самой традиционной, популярной и чистой формой велогонок, принимает множество различных форм. Гоночные соревнования включают гонки на время, шоссейные гонки, этапные гонки, критериумы, кольцевые гонки и командные гонки на время. На Олимпийских играх 2020 года в Токио мужчины и женщины будут соревноваться в гонках на время и шоссейных гонках.

Шоссейные гонки

Шоссейные гонки — это командные соревнования с массовым стартом, в которых обычно участвуют 150–180 гонщиков. Команды обычно состоят из восьми-десяти гонщиков, однако на Олимпийских играх размер команды ограничен максимум пятью мужчинами и четырьмя женщинами.

Шоссейные гонки обычно проводятся на дорогах общего пользования и могут быть гонками от точки к точке или несколькими кругами длиной от 5 до 25 миль. Во время шоссейных гонок члены команды работают вместе, чтобы получить преимущество перед другими гонщиками, обычно назначая одного человека лидером своей команды. Лидер команды определяется перед гонкой и может основываться на нескольких факторах, включая рельеф трассы, уровень физической подготовки гонщика и конкуренцию. Товарищи по команде помогут во всем, от доставки еды и воды до отказа от колеса или велосипеда в случае аварии или механической поломки. На протяжении большей части гонки лидер команды будет ехать в драфте товарища по команде, никогда не встречаясь лицом к лицу с ветром, если в этом нет крайней необходимости.

За пелотоном за гонкой следует караван. Караван обычно состоит из официальных лиц гонки, командных автомобилей, автомобилей СМИ и VIP-автомобилей, нейтральных машин поддержки и медицинского персонала. Каждой команде разрешается по одной машине на караван, в которой сидит директор команды и консультирует своих спортсменов по радиосвязи. Обычно директор диктует тактику гонки с сиденья каравана и передает важную информацию гонщикам, включая временные промежутки, состав групп отрыва и погони, местоположение ключевых гонщиков во время гонки и любую соответствующую информацию о трассе, например приближающиеся подъемы. спуски или повороты. Механик команды также сидит в вагоне каравана, готовый обслуживать гонщика с оборудованием, если у него или нее спустило колесо, авария или любая другая механическая неисправность.

Некоторые из самых престижных однодневных шоссейных гонок, помимо Олимпийских игр, включают ежегодные чемпионаты мира UCI, национальные чемпионаты США по велоспорту среди профессионалов и европейские классические соревнования, такие как Париж-Рубе (FRA), Тур Фландрии (BEL), Amstel Gold Race (NED), Льеж-Бастонж-Льеж (BEL) и Милан-Сан-Ремо (ITA).

Индивидуальные гонки на время

Часто называемые «Гонкой правды», в гонках на время люди соревнуются со временем, а не друг с другом. Это самая простая форма соревнований по велоспорту, и правила просты: спортсмен, показавший лучшее время на заданной дистанции, становится победителем.

Как и шоссейные гонки, гонки на время обычно проводятся на дорогах общего пользования и могут представлять собой гонку от точки к точке или несколько кругов по трассе. В гонке на время результаты часто определяются долями секунды. А поскольку командной тактики нет, и гонщики не могут выбрать другого гонщика, гонщики ищут все возможные аэродинамические преимущества. В гонке на время будет задействовано самое технологичное оборудование, такое как дисковые колеса из углеродного волокна, легкие компоненты, каплевидные аэродинамические шлемы, цельные комбинезоны и специальные рули, которые позволяют гонщику занять более аэродинамическое положение.

Гонщики стартуют один за другим через определенные промежутки времени, обычно одну минуту, спускаясь по небольшому стартовому пандусу на трассу.

Некоторые престижные гонки на время включают Олимпийские игры, чемпионаты мира UCI, национальные чемпионаты США по велоспорту среди профессионалов и отдельные этапы крупных многодневных гонок, таких как Тур де Франс.

Многодневные гонки

Многодневные гонки состоят из нескольких «этапов». Гонщик с наименьшим совокупным временем после завершения всех этапов объявляется победителем. Самым популярным примером многодневной гонки является Тур де Франс — 21-дневная гонка, которая проводится каждый июль и считается самым престижным соревнованием по велоспорту в мире.

Эта изнурительная комбинация событий, которая может длиться от двух дней до трех недель, обычно включает в себя как шоссейные гонки, так и гонки на время. Небольшая местная многодневная гонка может включать в себя гонку на время в субботу и шоссейную гонку в воскресенье. Тур де Франс обычно включает в себя 16 шоссейных гонок и три гонки на время и охватывает в среднем 3500 километров.

После каждого дня соревнований майка лидера (обычно желтого цвета) вручается гонщику с наименьшим совокупным временем для определения текущего лидера гонки.

Поскольку гонки на время и горные этапы обычно являются решающими факторами в крупных многодневных гонках, гонщики, преуспевшие в этих двух специальностях, часто считаются главными претендентами на общие победы в многодневных гонках. Для гонщиков, которые не являются универсальными специалистами или особенно сильны в лазании или гонках на время, победа на индивидуальном этапе также является престижным достижением.

В дополнение к общему победителю, большинство многодневных гонок также включают другие соревнования. Футболки также присуждаются лучшему спринтеру, лучшему альпинисту, лучшему молодому гонщику, самому агрессивному гонщику и лучшей команде. Поскольку общий победитель определяется исключительно по совокупному времени, можно выиграть многодневную гонку, фактически не выигрывая отдельный этап.

Помимо Тур де Франс, UCI признает два других Гранд-тура – ​​Джиро д’Италия (ITA) и Вуэльта Испании (ESP). В Соединенных Штатах основные многодневные гонки, которые являются частью профессионального велотура США, включают Тур Калифорнии, Тур де Джорджия и Тур Миссури.

Criteriums

Несмотря на то, что критериум-рейсинг не является международно-признанной дисциплиной, он чисто американский и является одной из наиболее распространенных форм соревновательного велоспорта в Соединенных Штатах. Критериумы, предназначенные для зрителей, представляют собой гонки, проводимые на коротких замыканиях, как правило, в городских условиях.

Эти быстро развивающиеся события обычно имеют протяженность от 25 до 60 миль и длятся от одного до двух часов. Относительно короткая закрытая трасса имеет несколько поворотов и дает зрителям возможность наблюдать за большей частью гонки.

В критериях темп очень быстрый, поскольку гонщики могут развивать среднюю скорость до 30 миль в час на протяжении всей гонки. Быстрое ускорение и навыки управления велосипедом имеют первостепенное значение для успеха в критериуме. Обычно спринтер с самым быстрым завершающим ударом побеждает в гонке, которая часто заканчивается массовым спринтом.

Во время гонки, если гонщик попал в аварию, у него спустило колесо или возникла другая механическая неисправность, он или она может заехать в пит-лейн, где у механика команды есть один круг для быстрого ремонта. После исправления всадник снова вставляется в то же положение, в котором он или она были до аварии.

Для гонщика важно оставаться впереди пелотона, так как первые несколько гонщиков могут пройти поворот практически без торможения. Те, кто сзади, пытаются занять позицию в повороте, тормозят, а затем бегут, чтобы наверстать упущенное. Возникающий в результате эффект «аккордеона» сказывается на гонщиках, которые совершают сотни поворотов на протяжении всей гонки.

Хотя критерий является популярной формой гонок в США, он не участвует в чемпионатах мира UCI или Олимпийских играх. Внутри страны самым престижным критерием является национальный чемпионат США по велоспорту среди профессионалов. Многие события в Национальном календаре гонок также являются самостоятельными критериями, включая известные гонки, такие как Tour of Somerville, CSC Invitational, Гран-при Манхэттен-Бич и Мемориал Криса Тейтера. Часто в США критерий является частью многодневной гонки. Популярные многодневные гонки, которые включают в себя критерий, включают Redlands Bicycle Classic, Tour of the Gila, International Tour de ‘Toona и Гран-при долины природы.

Кольцевые гонки

Кольцевая гонка — это общий термин, используемый для шоссейных гонок, которые проводятся в течение нескольких кругов по заданной трассе. Термин «кольцевая гонка» обычно используется для описания гонки, которая охватывает круги по трассе протяженностью более мили, но менее пяти. Трасса длиннее, чем у критериума, но короче, чем петли, используемые в шоссейных гонках. Одним из примеров кольцевой гонки является Sea Otter Classic. Являясь частью национального календаря гонок, Sea Otter Classic проходит на гоночной трассе Laguna Seca Raceway в Монтерее, Калифорния, где велосипедисты соревнуются на нескольких кругах по трассе длиной 2,2 мили.

Командная гонка на время

Как и индивидуальная гонка на время, командная гонка на время — это просто гонка на время, но с одним небольшим отличием. Вместо этого команды соревнуются по одной и работают вместе, чтобы пройти трассу как можно быстрее. В командной гонке на время наука драфта играет важную роль, поскольку товарищи по команде по очереди идут впереди линии темпа. Когда гонщик «дергается», остальные его или ее товарищи по команде отстают и тратят до 30% меньше энергии для достижения той же скорости. Когда ведущий гонщик не может поддерживать тот же темп, он или она поворачивается к задней части линии темпа, поскольку «новый» гонщик берет на себя установление темпа. При правильном выполнении хорошо смазанная машина командной гонки на время считается одним из самых красивых зрелищ во всем спорте.

Получайте последние обновления, когда появляются новые статьи Encyclingpedia!

Cycle Highway Руководство

Что такое Cycle Highway?

Велодорожка — это средство передвижения, обеспечивающее высококачественную и функциональную велосипедную связь. Это основа велосипедной сети, соединяющей города, пригороды, жилые районы и основные (рабочие) места для самых разных пользователей.

Присоединяйтесь к сети велосипедных шоссе!

Воспользуйтесь этой ссылкой, чтобы присоединиться к группе Cycle Highway Academy на LinkedIn и поделитесь своим мнением с нашими экспертами! Нажмите на кнопку «Запрос на вступление».

Группа Cycle Highway Academy на LinkedIn