Содержание

Тулуп, сальхов или аксель? Как отличать прыжки в фигурном катании — ProstoProSport

Тулуп, сальхов или аксель? Как отличать прыжки в фигурном катании

Прыжки – обязательный элемент программы для всех дисциплин фигурного катания, кроме спортивных танцев. Они разделяются на две группы: рёберные (сальхов, риттбергер, аксель), когда отталкивание происходит от ребра опорного конька, и зубцовые (лутц, тулуп, флип) отталкиваются носком свободной ноги.

Прыжок состоит из пяти фаз: заход, амортизация, толчок, полёт и приземление. Важная составляющая – вращение. В зависимости от количества оборотов прыжок может быть одинарным, двойным, тройным или четверным.

twitter.com

Зубцовые прыжки

Тулуп – один из наиболее лёгких и распространённых прыжков. Впервые был выполнен американцем Брюсом Мэйпсом в 1920 году. Четверной тулуп покорился канадцу Курту Браунингу на чемпионате мира-1988. Женщина исполнила этот прыжок только в 2018-м. Ей стала российская юниорка Александра Трусова.

Заход на прыжок происходит спиной с разворота. Толчок делается зубцом левого конька, а приземление на ход назад на наружное ребро правого.

Флип исполняется с 30-х годов двадцатого века. Первый мужчина, прыгнувший четверной, – японец Сёма Уно. Сделал он это в 2016 году. Женщинам четверной флип пока не покорился.

Выполняется с хода назад с внутреннего ребра левой ноги, затем следует удар зубцом правой ноги. Приземление происходит на правую ногу на ход назад-наружу.

Лутц – сложнейший из зубцовых прыжков. Назван в честь австрийского фигуриста Алоиза Лутца, который исполнил его в 1913 году. Четверной лутц в 2011-м сделал американец Брэндон Мроз. Среди женщин здесь, как и в случае с тулупом, первопроходец – Александра Трусова.

Заход противовращательный (траектория фигуриста похожа на букву S). Делается длинная дуга назад на наружном ребре левого конька, туловище развёрнуто вправо. Затем следует присед на левой ноге, упор правым зубцом в лёд и толчок. Вращение против часовой стрелки. Приземление на правую ногу на ход назад-наружу.

Рёберные прыжки

Сальхов в 1909 году исполнил швед Ульрих Сальхов. Считается самым лёгким из всех прыжков. Обучение в спортшколах начинают с него. Первым мужчиной, сделавшим четверной Сальхов стал американец Тимоти Гейбл (1998), женщиной – японка Мики Андо (2002).

Заход на прыжок происходит с дуги назад-внутрь, одновременно с этим свободная нога делает мах вокруг тела, приземление выполняется на наружное ребро на ход назад на маховую ногу.

Риттбергер назван по имени немецкого фигуриста Вернера Риттбергера, впервые исполнившего его в 1910 году. Японец Юдзуру Ханю в 2016-м первым в мире сделал четверной риттбергер. Женщинам он пока не покорился.

Фигурист с левым вращением скользит на правой ноге назад-наружу, лицом внутрь круга, свободная нога вперёд-накрест. Всё тело, за исключением опорной ноги, разворачивается против часовой стрелки, одновременно делается толчок правой ногой. Приземление на правую ногу назад-наружу.

Аксель – самый сложный прыжок в фигурном катании. Есть ещё сальто, но оно делается только на ледовых шоу и запрещено на соревнованиях. Аксель назван по имени норвежского фигуриста Акселя Паульсена, впервые исполнившего его в 1882 году. Четверной прыжок этого вида на официальных турнирах пока не исполнялся ни разу.

Аксель сильно отличается техникой от всех остальных прыжков. С хода назад спортсмен, перед тем как прыгнуть, делает разворот, и уже с движения вперёд, после замаха правой ногой, исполняется прыжок.

prostoprosport.ru

Что такое тулуп в фигурном катании: рассказываем

Прыжок «Тулуп» называется от английского toe loop, поэтому не имеет ничего общего с зимней меховой одеждой. Долгое время считалось, что выполнять прыжки могут только особенно одаренные фигуристы. Долгое время, флип и лутц считались сложнейшими, их выполнение заслуживало бурю аплодисментов. Но сейчас уже многие профессионалы могут выполнять двойные, тройные фигуры, и тройной тулуп в фигурном катании уже не новость. Что представляет прыжок тулуп, как его выполнять, разберемся ниже.

История возникновения тулуп прыжка

Перевод слова «ту луп» означает «петля на носке». Первым фигуристом, выполнившим его, стал Брюс Мэйпс в 1920 году. Это простой прыжок, доступный профессиональным фигуристам. Первым его «показом» стал чемпионат мира в 1964 году, где был выполнен тройной прыжок. Пределом мечтаний фигуристов является четверной тулуп, показать его в совершенстве на соревнованиях еще никто из взрослых не смог.

Существует специальная система оценивания этой фигуры, градация баллов зависит от ее сложности. Одинарный прыжок наберет 0,4 балла, двойной тулуп в фигурном катании — 1,3 балла, тройной — 4,0 балла.

Техника выполнения

Пошаговое объяснение техники:

  1. Прыжок следует делать с переменной ноги, направленность движения положительная.
  2. Толчок ноги делается после проворота тройкой вперед-внутрь, затем назад-наружу.
  3. После, фигурист ставит носок ботинка толчковой ноги по направлению общего движения, то есть назад. Есть еще вариант осуществления толчка — это троечный переход ноги вперед-назад. Этот вариант нужен для осуществления устойчивого толчка. При первом варианте фигурист имеет возможность выполнить максимум оборотов. Тренера отмечают, что механически тулуп прыжок в фигурном катании очень близкий к технике выполнения сальхов.

Описание прыжка тулуп: особенность фигуры в нарастании угловой скорости, при которой вращается человек по своей оси во время толчка. При этом фигурист замечает, какая высокая эффективность оттолкнувшейся ноги, когда происходит стопорящее движение конька. Это действие осуществляется на конечном этапе толчка. Именно высокая скорость вращения тела удобна для выполнения нескольких оборотов. Поэтому становится возможным сделать четверной прыжок, то есть 4 оборота.

Маховые движения фигурист регулирует самостоятельно. Если прыжок замедленный, открытый, махи в конце похожи на аксель. Когда спортсмен желает достичь максимальное количество оборотов в воздухе, махи следует делать сдержанными, как толчок в сальхов.

Как тулуп делать на коньках, чтобы не допустить ошибок? Среди спортсменов частой ошибкой является сильное скрещивание ног. Сзади отталкивающаяся нога во время толчка сильно заведена за другую, что сказывается на технике и качестве выполнения действия. Решить эту проблему помогут упражнения во время тренировки: вперед-внутрь — назад-наружу. Оттачивая технику, фигурист учится шаг за шагом, постепенно выполнять тройки, что улучшит осуществление прыжка.

Способы выполнения

У фигуристов существует несколько способов и вариантов выполнения тулупа.

  • Проворот тройкой вперед-внутрь — назад-наружу.
  • Отталкивающая нога ставится в направлении, котором будет двигаться все тело. Нога ставится носком конька.
  • Открытый.
  • Затяжной.

Отличие тулуп прыжков от других видов прыжков?

Понять отличие этого прыжка поможет сравнение его с другими элементами фигурного спорта. Начнем с того, что все прыжки в фигурном катании делятся на две подгруппы:

  • Реберные: сальхов, аксель, риттбергер. Эти элементы значительно разнятся с другими прыжками, их выполнение по технике не связано в исполнением тулупа.
  • Носковые (зубцовые): флип, тулуп, лутц. Зубцовыми названы они из-за расположения специальных зубцов на краю конька.

Прыгнуть с ребра — задача труднее, и техника значительно отличается от носкового прыжка, поэтому разберем отличия последней подгруппы.

  1. Флип. Фигурист отставляет левую ногу назад внутренним ребром. Правой ногой он делает удар, оборот, затем приземляется на ту же ногу. В этот момент выполняется опять ход назад-наружу. Флип запоминается отличительным щелчком. Новичку-ребенку нравится делать его из-за характерного удара по льду. Отличается он также своими тремя оборотами, 4 раза прокрутиться фигуристы еще не смоги.
  2. Лутц. Занимает первое место по сложности во всех зубцовых прыжках. История его возникновения началась с 1913 года, до сих пор мало фигуристов могут делать двойные, тройные подобные прыжки идеально чисто. В истории есть даже факт выполнения четверного лутца. Научиться делать лутц можно после освоения тулупа. Его отличие от остальных: спортсмен делает приседание на левой ноге, правой ногой кончиком конька упирается в ледовую поверхность, прыгает. В это время туловище спортсмена раскручивается, он помогает себе замахом рук, тела. Когда сделаны несколько оборотов, они осуществляются по направлению против часовой стрелки, спортсмен вновь становится на лед ходом назад-наружу. Схему прыжка предоставляет тренер при обучении.
  3. Тулуп. Наконец, перейдем к тулупу, это легкий элемент в катании на льду. Осваивать его начинают первым. Отличительная характеристика: приседать при его осуществлении не нужно, приземление на отталкивающуюся ногу, разница в направлении оборотов и приземлении. Важно правильно оттолкнуться, например, левой ногой, приземлиться на правую, и наоборот. Приземление должно быть на ход назад-наружу.

Чтобы правильно прыгать, весь корпус должен работать слажено, выполняться замахи. Особое внимание уделяется конькам, хоккейные коньки для выполнения фигурных элементов не подойдут — они не оснащены важными зубцами, отличаются изгибом лезвий. Часто во время отталкиваний фигуристов ото льда ведется съемка. Это очень хорошее средство, чтобы понять технику выполнения тулупа чемпионами. Ее можно медленно воспроизводить, обучаясь азам фигурного катания.

Четверной тулуп в женском фигурном катании

Выполнить просто тулуп — это уже не удивление в катании на льду. Двойные, тройные обороты во время прыжка — это достижения спортсменок. Используются также каскадные элементы. На соревнованиях мирового уровня по женскому фигурному катанию каскадные прыжки — основное требование к профессионализму участниц. Часто спортсменки в программе выдают каскад тройного с двойным прыжками. Это встречается при одиночном катании. Тулуп подходит для второго элемента в каскаде, так как им удобнее заканчивать программу.

Женщинам довольно сложно выполнять четверной элемент отталкивания ото льда. Первой исполнительницей тройного тулупа стала Марина Титова. Ее элемент засчитан в 1971 году. Четверной тулуп мало кому подвластен, чаще его делают мужчины. Но в истории фигурного спорта, были попытки женщин выполнить такой элемент. Сурия Бонали в начале 1991 года попыталась сделать его, но по причине недокрута элемент не засчитали. Известно про Мики Андо, которая сделала четверной прыжок на тренировке. Но широкому кругу болельщиков так и не удалось его увидеть в ее исполнении. На соревнованиях в одиночном катании спортсменка не выступала с такой программой.

Совсем недавно в марте 2018 года спортсменка из России Трусова Александра отличилась выполнением четверного тулупа на чемпионате мира среди подростков. Это была чистая фигура, засчитанная судьями. Для Александры победа с 225,52 баллами (за два четверных прыжка) стала открытым билетом в большой спорт. Девушка отмечает, что длительная подготовка привела к таким результатам, осуществлению двух четверных прыжков она рада больше, чем самой победе.

Заключение

Откуда берутся юные чемпионы мира по фигурному катанию? Осваивают тулуп даже дети на фигурном катании. Но усердные тренировки, взлеты и падения, приводят к результатам, известным мировому сообществу фигуристов. Отработать навык выполнения тулупа могут все профессиональные фигуристы. Но важно не останавливаться на достигнутом в одиночном катании. Выполнение двойных, тройных, может даже четверных «взлетов» надо льдом приводит к высоким баллам на соревнованиях, победе.

sportotip.ru

Тройной тулуп в фигурном катании: особенности и техника исполнения

В фигурном катании известно шесть видов прыжков, которые делятся на две категории по три прыжка в каждой. Это реберные и носковые (зубцовые) прыжки.

При выполнении реберных прыжков фигурист отталкивается ото льда ребром конька. Это аксель, риттбергер и сальхов. При выполнении зубцовых (носковых) прыжков фигурист отталкивается ото льда носком лезвия, на котором имеются специальные зубцы. Это лутц, флип и тулуп. Особенно популярен в фигурном катании тройной тулуп.

Тулуп в фигурном катании

Тулуп – один из зубцовых прыжков, его название произошло от словосочетания «toe loop» (англ. – «петля на носке»). Этот прыжок считается самым простым, в то же время он самый зрелищный. Чаще всего он выполняется в комбинациях (каскадах) прыжков и стоит вторым по порядку. Техника выполнения тулупа достаточно проста:

  • Подготовка к прыжку начинается с отталкивания правой ногой.
  • Выполняется тулуп из тройки вперед на внутреннем ребре.
  • При отталкивании правый конёк направлен на ход назад и опирается на внешнее ребро.
  • Зубцами (носком) левого конька фигурист отталкивается ото льда.
  • Получается вращение против часовой стрелки.
  • Приземляется фигурист на внешнее ребро правого конька на ход назад.

Прыжок может выполняться и по часовой стрелке, в этом случае ноги меняются местами. Тройной тулуп в фигурном катании – это тройное повторение прыжка без остановки и чередования с другими действиями.

История тулупа

Первый раз этот прыжок был выполнен в 1920 г. фигуристом из США Брюсом Мейпсом. Тройной тулуп впервые был исполнен на Чемпионате мира в 1964 г. Томасом Литцем. Это стал первый тройной тулуп в фигурном катании, официально признанный ИСУ. Четверной тулуп первый раз выполнил Курт Браунинг, произошло это на Чемпионате мира в 1988 г. Тройной тулуп используют в своих выступлениях и женщины, а вот четверной тулуп покорился только фигуристке из Франции Сури Бонали в 1991 г., но рекорд был не признан из-за технических неточностей.

Оценка прыжка

По действующей сейчас оценочной сетке за выполнение одинарного тулупа («бабочки») начисляется 0,4 балла, двойной тулуп оценивается в 1,3 балла, тройной тулуп – 4 балла, а за четверной тулуп количество баллов увеличивается практически каждый год. Это делается для того, чтобы мотивировать фигуристов к выполнению более сложных прыжков. До 2004 г. четверной тулуп оценивался в 8,5 баллов, потом – 9 баллов, а начиная с сезона 2008/2009 гг. «стоимость» этого прыжка составляет 9,8 баллов.

athockey.ru

Тройной тулуп в фигурном катании — RollerBord

Если в детстве мы все задавались вопросом, почему самый известный в народе прыжок в фигурном катании назван в честь такого элемента нашего гардероба, как тулуп, то по мере взросления все эти тулупы и аксели настолько плотно вошли в жизнь любителя спорта, что мы продолжаем называть их правильными именами, даже не задумываясь о происхождении этих названий. Однако, каждое из них имеет свою историю.

Для начала же отметим, что в современном фигурном катании используется всего шесть видов прыжков, которые разделены на две подгруппы, по три в каждой. Реберные прыжки названы так, потому что для их исполнения фигурист отталкивается ото льда ребром своего конька. К ним относятся такие прыжки, как сальхов, риттбергер и аксель. К носковым, или зубцовым прыжкам, для исполнения которых необходимо отталкиваться носком, на котором расположены специальные зубцы, относятся флип, лутц и полюбившийся нам тулуп.

Тулуп

С тулупа предлагаем и начать наше знакомство с прыжками в фигурном катании. Название его происходит от двух английских слов toe loop, что в переводе означает «петля на носке».

Впервые тулуп был выполнен американским фигуристом Брюсом Мэйпсом в 1920 году. Сначала фигуристы исполняли просто тулуп, затем научились делать двойной тулуп. Тройной же тулуп, который можно чаще всего видеть в исполнении фигуристов в современном спорте, впервые был засчитан на чемпионате мира 1964 года фигуристу по фамилии Литц. Для того, чтобы рискнуть прибавить к этому прыжку еще один оборот, фигуристам потребовалось 19 лет. И вот на ЧМ-1983 советский спортсмен Александр Фадеев впервые его исполнил. Однако судьи прыжок не засчитали, усмотрев в нем ошибку. Премьера отложилась еще на пять лет – до 1988 года, когда на чемпионате мира блеснул канадский фигурист Курт Браунинг. Но и он допустил помарки. Идеальный четверной тулуп выполнили лишь в 1991 году. На чемпионате Европы отличился россиянин Алексей Урманов.

Женщинам пока покорился лишь прыжок в три оборота, хотя попытки исполнить четверной тулуп предпринимались и представительницами прекрасной половины человечества. Первой это в 1991 году сделала темнокожая фигуристка из Франции Скурия Бонали – неудачно. С тех пор чисто исполнить четверной тулуп девушкам так и не удалось. Есть информация, что на тренировках прыжок иногда поддается японской спортсменке Микки Андо, но, одно дело исполнить его на тренировке, и сосем другое – на соревнованиях. Возможно она попробует рискнуть на Олимпиаде в Сочи в 2014 году.

Сам же тулуп считается одним из самых легких прыжков в фигурном катании. Фигурист отталкивается зубцом левого конька, делает оборот и приземляется на правую ногу, назад на наружное ребро. Прыжок относительно прост, так как выполняется со сменой ноги — толчок левой с приземлением на правую. Для фигуристов, делающих прыжки по часовой стрелке, действия левой и правой ноги меняются соответственно.

Флип

Вторым по сложности зубцовым прыжком в фигурном катании считается флип. Выполняется он с хода назад с внутреннего ребра левой ноги, далее следует удар зубцом правой ноги, оборот и приземление на правую ногу на ход назад-наружу.

Название прыжка – также калька с английского слова flip, что в переводе означает щелчок – характерный звук, который фигуристы 30-х годов ХХ века слышали, начиная исполнять флип. В хрониках не сохранилась фамилия человека, первым исполнившего тройной флип, но произошло это в середине 70-х годов прошлого столетия. Девушки начали исполнять флип в три оборота не раньше начала 80-х годов. Флип в четыре оборота пока не покорился никому. Японец Дайсукэ Тахакаси пробовал исполнить его несколько раз, в том числе и на чемпионате мира 2010 года, но чисто это сделать у представителя страны восходящего солнца не получалось ни разу.

Лутц

Самый сложный из зубцовых, и второй по сложности из всех прыжков в фигурном катании – лутц. В отличие от предыдущих прыжков, он был назван в честь австрийского фигуриста Алоиза Лутца, впервые исполнившего его в 1913 году. Еще около десяти лет потребовалось фигуристам, чтобы научиться исполнять двойной Лутц. Тройной прыжок покорился мужчинам лишь в 1962 году. Первопроходцем был канадский фигурист Дональд Джексон, которому тройной лутц принес чемпионство. Интересно, что вторым тройной лутц исполнил немецкий спортсмен Ян Хоффман лишь 12 лет спустя – в 1974 году. Попытки исполнить четверной лутц начались еще в 1998 году. На чемпионате США это сделал Майкл Вайс, но приземлился на две ноги. Упорный американец предпринял еще одну попытку на Олимпиаде того же года, но упал. Вторым спортсменом, рискнувшем выполнить лутц в четыре оборота, стал Евгений Плющенко в 2001 году – падение на выезде после прыжка. И наконец, лишь десять лет спустя, американец Брэндон Мроз чисто исполнил четверной лутц на международных соревнованиях.

Несмотря на то, что впервые лутц был исполнен в 1913 году, женщинам он покорился лишь в 30-е годы ХХ века. В 1942 канадка Барбара Энн Скотт впервые выполнила двойной лутц. На чемпионате Европы в 1978 швейцарка Дениз Бильманн впервые выполнила тройной лутц.

Сам прыжок заключается в следующем: фигурист приседает на левой ноге, упирается правым зубцом в лёд и исполняет прыжок, раскручиваясь за счёт замаха туловищем и руками. После нескольких оборотов против часовой стрелки фигурист приземляется на правую ногу, на ход назад-наружу.

Сальхов

Один из самых легких прыжков в фигурном катании – сальхов, реберный прыжок, первый в этом тесте. Прыжок назван по имени шведского фигуриста Ульриха Сальхова, впервые исполнившего его еще в 1909 году. Двойного прыжка пришлось ждать чуть более десяти лет, пока в середине 20-х годов ХХ века его не исполнил швед Йиллис Графстрем. Также рано, относительно остальных прыжков поддался человеку и сальхов в три оборота. Его первым исполнителем стал Ронни Робертсон, покорив публику на чемпионате мира по фигурному катанию 1955 года. И, наконец, четверной сальхов покорился мужчинам в 1998 году. Первым чисто его исполнил юный Тимоти Гейбл.

Интересно, что на заре фигурного катания судьи считали сальхов прыжком: не достойным настоящих леди, потому что при его исполнении юбка задиралась выше колен. Это они заметили, когда первой из девушек его исполнила американка Тереза Вельд на Олимпиаде 1920 года. Тем не менее, уже в 1936 году 15-летняя англичанка Сесилия Колледж исполнила сальхов в два оборота. Не сильно отстав от мужчин, уже в 1959 году тройной сальхов прыгала чехословацкая спортсменка Яна Мразкова. А в 2002 году на соревновании юниоров японка Микки Андо впервые среди девушек исполнила четверной сальхов, который пока так и остается единственным четверным сальховом в исполнении представительниц прекрасной половины человечества.

Техника прыжка весьма проста: заход на прыжок происходит с дуги назад-внутрь, одновременно с этим свободная нога делает мах вокруг тела, приземление выполняется на наружное ребро на ход назад на маховую ногу.

Риттбергер

Общепринятое название этого прыжка – риттбергер, хотя в англоязычных странах до сих пор иногда называют его лупом – очередная калька с английского слова loop (петля).

Весь остальной мир же отдает должное человеку, впервые исполнившему этот прыжок на международных соревнованиях. Это сделал немецкий фигурист Вернер Риттбергер в далеком 1910 году.
о второй из трех реберных прыжков в фигурном катании, перечисленных в нашей статье. Информация об исполнении первых двойных прыжков затеряна в анналах истории, но наверняка у мужчин это произошло в 20-е, а у женщин – в 30-е годы ХХ века. Первый тройной риттбергер исполнил на Олимпиаде 1952 Дик Баттон, среди женщин — Габи Зайферт — дочь и ученица прославленного тренера Ютты Мюллер, на чемпионате Европы в 1968. Четверной риттбергер, несмотря на обещания юного Евгения Плющенко, пока никто исполнить не смог.

Если смотреть на технику исполнения, то мы имеем следующую картину: фигурист скользит на правой ноге назад-наружу, лицом внутрь круга, свободная нога идет вперёд-накрест. Всё тело, за исключением опорной ноги, разворачивается против часовой стрелки, одновременно делается толчок правой ногой. Приземление идет на правую ногу назад-наружу.

Аксель

Аксель, последний из реберных прыжков, исполняемых фигуристами, считается самым сложным. Это единственный прыжок, исполняемый с движения вперед, поэтому у него наблюдается уникальная по сравнению с другими техника. Фигурист некоторое время скользит на правой ноге назад-наружу, после чего совершает выпад — разворачивается вперёд и наступает на левую ногу, одновременно проседая на ней.
ользя на левом коньке вперёд-наружу, фигурист выпрыгивает в воздух, одновременно тормозя коньком и выбрасывая свободную ногу вперёд. В воздухе нужно быстро сгруппироваться, после чего следует приземление на маховую ногу на ход назад-наружу. В связи с тем, что прыжок исполняется, когда фигурист едет лицом вперед, а приземляется спиной, он – единственный, где число оборотов не целое, а с половинкой. Одинарный аксель — это полтора оборота, тройной — три с половиной. 

Удивительно, но самый сложный прыжок одновременно является и самым старым. Он назван по имени норвежского фигуриста Акселя Паульсена, впервые исполнившего его в 1882 году. Кстати, исполнял он его на беговых коньках. Дик Баттон был первым фигуристом, исполнившим двойной аксель на соревнованиях. Он сделал это на зимних Олимпийских играх 1948 года. Канадский фигурист Верн Тейлор с ошибками выполнил тройной аксель в ходе соревнований — на чемпионате мира 1978 года. Первым фигуристом, выполнившим тройной аксель чисто, стал Александр Фадеев на чемпионате Европы 1981 года. Четверной аксель пока не покорился никому.

Долгое время аксель был исключительно мужской прерогативой. Первой женщиной, исполнившей аксель, считается Соня Хени – в 20-х годах ХХ века. Лишь в 1953 году Кэрол Хейсс стала первой женщиной, выполнившей двойной аксель. Первой женщиной, исполнившей тройной аксель, была Мидори Ито в1988 году. Это стало великим достижением и с тех пор лишь пять девушек смогли его повторить, хотя для мужчин, борющихся за победу в чемпионатах мира и Олимпийских играх, он считается обязательным элементом программы.

www.aif.ru

Аксель

Аксель – прыжок в фигурном катании, который рассматривается фигуристами как наиболее сложный элемент в плане технического исполнения. Прыжок является единственным, выход на который осуществляется при движении вперед. Правильное выполнение акселя требует от фигуриста скольжения наружу и совершения выпада на правой ноге с разворотом вперед. Во время прыжка фигурист одновременно выбрасывает одну свободную ногу и слегка притормаживает другой.

Вращение в воздухе при выполнении акселя нуждается в быстрой перегруппировке, что обеспечивает гладкий упор на маховую ногу. Несмотря на отталкивание при разгоне вперед, спортсмен приземляется спиной к направлению движения. Поэтому данный прыжок в фигурном катании является уникальным элементом, где количество вращений вычисляется исключительно с половинами.

На протяжении длительного времени аксель считался мужским элементом фигурного катания. Лишь в середине прошлого века американка Кэрол Хейсс закрепила за собой титул первой женщины, которой покорился двойной аксель. Позже, в 1988 году, тройное вращение при выполнении элемента удалось японке Мидори Ито. С того времени достижение спортсменки на официальных соревнованиях удалось повторить лишь пяти девушкам. Впрочем, аксель для женщин не считается абсолютно обязательным элементом программы.

Сальхов

Наверное, для фигуриста-профессионала не существует более легкого прыжка по сравнению с сальховом. Этот одинарный реберный прыжок впервые исполнил Ульрих Сальхов в 1909 году. Через какое-то десятилетие спортсмены принялись демонстрировать двойные и тройные сальховы. Ну а четверной прыжок покорился юному фигуристу Тимоти Гейблу в 1998 году.

Если говорить о технике выполнения прыжка, то заключается она в следующем. Заход на вращение осуществляется дугой по направлению назад-внутрь. Параллельно с этим выполняется мах свободной ногой вокруг корпуса. Приземляется спортсмен на наружное ребро, после чего маховая нога опускается на площадку и продолжает движение.

Петля

Петля – реберный прыжок в фигурном катании, широко известный также как «луп». Впервые на международных соревнованиях элемент выполнен немецким фигуристом Вернером Риттербергером в далеком 1910 году.

Техника исполнения петли требует скольжения в направлении назад-наружу с опорой на правую ногу. При этом свободная нога заходит накрест по отношению к опорной, разворачивая корпус против часовой стрелки. Одновременно выполняется отталкивание с правой ноги.

Тулуп

Наиболее распространенный прыжок в фигурном катании называется тулуп. Именно с него многие спортсмены начинают знакомство с техническими элементами спортивной дисциплины. Впервые с единственным оборотом прыжок был выполнен в 1920 году американским спортсменом Брюсом Мейпом. Позже к сложности элемента были добавлены еще три вращения.

Сегодня фигуристы рассматривают тулуп как достаточно легкий прыжок в фигурном катании. Для технически верного выполнения элемента требуется отталкивание с носка левого конька, вращение назад и приземление на наружное ребро опорной ноги. Фигуристы, выполняющие прыжок в движении за часовой стрелкой, соответственно, меняют ногу для отталкивания и приземления.

Перекидной прыжок вполоборота

По сравнению с тулупом в три или четыре вращения перекидной прыжок в фигурном катании считается относительно несложным элементом. Выполняется он с подсечки по направлению против часовой стрелки. Далее осуществляется прокат на чуть согнутой в колене правой ноге. При движении на внешней поверхности лезвия конька с руками, разведенными во фронтальном направлении, происходит заход на прыжок.

Резко перемещая правую ногу впереди левой и распрямляя согнутое колено, можно выполнить довольно простое вращение вполоборота. При этом руки выступают в качестве выталкивающей силы.

Чтобы перекидной прыжок не сорвался, начиная с момента смены ног при отталкивании, нужно постараться зависнуть на мгновение в подвешенном состоянии. Полностью левая нога распрямляется лишь в прыжке.

Флип

Вторым по сложности элементом среди группы носковых прыжков в фигурном катании является флип. Свое название элемент получил благодаря характерному щелчку, который слышат спортсмены во время его исполнения. Тройной флип впервые выполнен в середине 70-х. К сожалению, четверной прыжок в фигурном катании пока так никому и не покорился.

Выполнение флипа требует захода по направлению назад, с упором на внутреннее ребро опорной ноги. Далее носок свободной ноги ударяется о площадку, после чего происходит отталкивание с вращением и выкат назад-наружу.

Лутц

Профессиональные фигуристы рассматривают лутц как самый сложный в техническом плане носковый прыжок. Впервые элемент был продемонстрирован австрийским спортсменом Алоизом Лутцом на международных соревнованиях в 1913 году. Потребовался какой-то десяток лет, чтобы фигуристы научились исполнять двойные и тройные лутцы. Примечательно, но четверной прыжок покорился американцу Брэндону Мрозу лишь век спустя после появления элемента в соревновательной практике.

Техника исполнения элемента заключается в прокате на левой ноге с упором носка свободной ноги в лед. Оборот происходит одновременно с касанием передней части конька площадки за счет резкого движения рук и туловища. Осуществляя несколько вращений по направлению против часовой стрелки, спортсмен опирается на правую ногу с выходом назад-наружу.

В итоге

Прыжки – наиболее захватывающий элемент фигурного катания. Именно вращение в полете составляет основную часть современной программы соревнований. Головокружительные прыжковые трюки не только заставляют аудиторию вскрикивать от страха, но и ощущать радость от всплеска адреналина.

Разобравшись в технике выполнения основных прыжковых элементов, спортсмен открывает для себя совершенно иную грань спортивной дисциплины, изменяет свое видение существующих программ и собственный взгляд на систему судейской оценки.

fb.ru

Общие сведения о прыжках в программах

Прыжки считаются обязательными элементами и частью программы для спортсменов, занимающихся профессиональным фигурным катанием. Данные элементы являются наиболее яркими, их выполняют на льду во всех дисциплинах. Без прыжков работают лишь фигуристы, избравшие в качестве основной своей деятельности спортивные танцы. По словам опытных спортсменов, прыжок в фигурном катании придает остроту ощущениям и требует не только красоты, но и высокого качества исполнения.

«>

Какими бывают прыжки у фигуристов?

Со временем в любом виде спорта появляются дополнения и изменения. В настоящий момент современные фигуристы включают в свои показательные выступления сразу несколько видов прыжков. Всего их шесть. Каждый прыжок в фигурном катании входит в свою подгруппу. В общей сложности их насчитывается две, в каждой по три прыжка разного вида. Итак, различают прыжки:

  • Реберные.
  • Зубцовые.

При этом первый вид предполагает, что в процессе выполнения упражнения фигурист отталкивается ребром своего конька (его называют опорным) от поверхности льда. А зубцовые позволяют сделать толчок от зубца или носка свободной ноги. При этом любой прыжок в фигурном катании является специфичным. Он требует от спортсмена особой подготовки и владения техникой выполнения.

«>

Возможность усложнить текущую программу выступления

Многие спортсмены могут усложнять свою программу, устраивая настоящие «водопады», или «каскады» из прыжков. В итоге выполняются прыжки с двумя, тремя и четырьмя различными вариациями. И только самые сильные фигуристы могут выполнять прыжки сразу с четырьмя оборотами.

«>

Что такое зубцовые и реберные прыжки?

К реберным можно отнести такие элементы, как сальхов, аксель и риттбергер. А к зубцовым – лутц, тулуп и флип. В настоящий момент самый сложный прыжок в фигурном катании — аксель. Далеко не каждый спортсмен способен его выполнить. Подробнее о нем и других видах прыжков мы и расскажем далее.

Особенности выполнения и история происхождения тулупа

Первые прыжки в фигурном катании с данным названием были выполнены американцем Брюсом Мэйпсом в начале 1920 года. Свое название данные элементы получили за счет сложностей перевода. Так, это не одно, а сразу два слова — toe и loop, что в переводе на русский означает «петля в носке». Выполняется такой прыжок обычно с использованием внешнего ребра левой ступни. При этом после его выполнения спортсмен оказывается в том же положении, что и до прыжка.

«>

Что собой представляет флип?

Как вы уже поняли, исполнение прыжков в фигурном катании имеет свою историю. Так, второй по сложности элемент под названием флип, впервые был выполнен в середине 70-х годов. Как оказалось, не сохранилось фамилии человека, впервые его реализовавшего.

Однако достоверно известно, что это был мужчина, а в женском катании этот элемент был освоен лишь к началу 80-х годов. Это и неудивительно. Техника выполнения этого эффектного элемента довольно сложная. Делается он с разворота. А далее фигурист делает толчок от внутреннего ребра левой ноги и подпрыгивает.

История происхождения и особенности выполнения лутца

Лутц – это далеко не первый самый сложный прыжок в фигурном катании, но его также нельзя назвать и легким. Выполняется он по своеобразной траектории S, а толчок вверх делается от внешнего ребра левой ноги. Первый раз этот прыжок удался австрийцу Алоизу Лутцу в 1913 году.

Прыжки риттбергер и сальхов

Сальхов считается одним из самых простых реберных прыжков. Свое название он получил в честь шведа Ульриха Сальхова. Именно этот спортсмен впервые выполнил его в 1909 году. Выполняется этот элемент с разворота. Он сопровождается дополнительным махом правой ноги, а в качестве толчковой используется левая нога (ее внутреннее ребро).

Риттбергер, или луп, был выполнен немецким фигуристом Вернером Риттбергером в 1910 году. Это прыжок средней сложности, выполняемый с внешнего ребра, но не левой, а правой ноги.

«>

Несколько слов из истории о первом прыжке

Первый прыжок в фигурном катании был сделан лучшим норвежским фигуристом Акселем Паульсеном. Именно этот человек впервые выполнил необычайно сложное вращение и приземление, используя беговые коньки. Было это в 1882 году. Впоследствии этот элемент назвали в честь норвежского спортсмена — аксель.

В чем заключается техника исполнения акселя?

Как мы уже сказали, аксель – это самый сложный прыжок в фигурном катании. Год его выполнения навсегда запечатлен в истории современного фигурного катания. Его сложность заключается в том, что выполняется он с определенным посылом вперед. Из-за этого общее число оборотов оказывается неполным.

В зависимости от сложности данных оборотов аксель может быть одиночным, двойным, тройным и четверным. Так, одиночный прыжок предполагает выполнение в полтора оборота. Двойной – два с половиной, тройной – три с половиной, а четверной, соответственно, четыре с половиной. Интересно, что несмотря на стремительное развитие техники обучения современных спортсменов, выполнение четверного акселя по-прежнему считается большой редкостью. С такой задачей могут справиться только лучшие фигуристы.

«>

«Перекидные» и «одноногие» прыжки

Аксель, выполненный менее чем в полтора оборота, назвали «перекидным», «испанским» или «вальсовым прыжком». Несмотря на свою схожесть с начальным элементом, этот прыжок выполняется без предварительной группировки, что делает его более простым. Чаще всего его используют вместо некоего связующего элемента в длинной спортивной программе.

В случае, когда во время прыжка фигурист опускается на ту же ногу, которой отталкивался, этот элемент принято называть «одноногим» акселем.

Особенности выполнения акселя

Если год первого сложного прыжка в фигурном катании мы уже знаем, стоит немного подробнее изучить особенности его выполнения. Что же в нем такого сложного? Для его выполнения, говорят спортсмены, необходимо заходить против часовой стрелки. Делается он так:

  • Сначала фигурист выполняет разминочное скольжение на правой ноге, дабы набрать скорость.
  • Затем он делает выпад, разворачивается.
  • Смещает вес тела на левую ногу и медленно снижается, приседая на ней.
  • Далее он осуществляет скольжение на левой ноге.
  • Подпрыгивает вверх, притормаживая при помощи лезвия конька и одновременно поднимая свободную ногу вперед.
  • Выполняется оборот в воздухе, во время которого спортсмен группируется и приземляется на правую ногу.

Интересные факты о выполнении сложных прыжков

Первым, кто выполнил аксель после его создателя, стал Дик Батон. Фигурист идеально повторил идеальный этот сложнейший прыжок во время Олимпийских игр 1948 года. Затем прыжок с тремя оборотами правда, с характерными ошибками, выполнил фигурист из Канады – Верн Тейлор. Было это также в 1948 году. Ровно через три года повторить тройной прыжок, но без ошибок, смог Александр Фадеев.

Как видите, покорение акселя, да и то с большим трудом, давалась исключительно мужчинам. Этот элемент требует от спортсмена отличной физической подготовки. Однако эту несправедливость удалось устранить спортсменке Соне Хени. Она стала первой фигуристкой, которая выполнила этот элемент без ошибок и падений. После нее эстафетную палочку подхватила Кэрол Хейсс, которая в 1953 году выполнила аксель с двумя оборотами. Тройной прыжок в 1988 году покорился не менее очаровательной Мидори Ито. Несмотря на то что с тех пор прошло много лет, никто из девушек и мужчин так и не смог сделать аксель с четырьмя оборотами.

www.syl.ru

Тулуп является одним из простейших прыжков в фигурном катании. Обычно на тулуп фигуристы заходят с вальсовой тройки или тройки вперед-внутрь. Чаще всего на прыжок заходят с движения по прямой. Выполняется прыжок с внешнего ребра опорной (чаще всего правой) ноги, отталкивание производится зубцом свободной (чаще всего левой) ноги. Фигурист совершает в воздухе несколько оборотов, а затем снова приземляется на внешнее ребро правой ноги. Таким образом, фигурист вновь оказывается в исходном положении.

Благодаря подходящей технике исполнения, тулуп чаще других прыжков используется в качестве второго прыжка в каскадах. Как одиночный прыжок в парном фигурном катании часто прыгают тройной тулуп, а в мужском одиночном – четверной тулуп.

Впервые на соревнованиях тулуп исполнил американский фигурист Брюс Мэйпс в 1920 году. К началу 30-х годов XX века фигуристы прыгали все двойные прыжки, кроме акселя, в том числе и двойной тулуп.

Тройной тулуп впервые был исполнен фигуристом Томасом Литцем на чемпионате мира 1964 года. С начала 80-х годов начались попытки исполнения тулупа в четыре оборота. На официальных чемпионатах четверной тулуп впервые попытался исполнить Александр Фадеев на чемпионате мира 1983 года. Впервые четверной тулуп засчитали канадскому фигуристу Курту Браунингу в 1988 году, хотя прыжок был исполнен неидеально, с тройками на выезде.

В женском одиночном катании четверной тулуп пока не покорился никому. Попытку прыгнуть четверной тулуп исполнила французская фигуристка Сурия Бонали в 1991 году, однако судьи этот прыжок не засчитали, так как посчитали его недокрученным. Японка Мики Андо тренировала четверной тулуп, но ни разу не исполнила его в официальных соревнованиях.

По новой системе судейства каждый элемент имеет определенную стоимость в баллах. Стоимость одинарного тулупа очень мала – всего 0,4 балла. Двойной тулуп стоит 1,3 балла. Базовая стоимость тройного тулупа составляет 4,1 балла. Четверной тулуп оценивается в 10,3 балла.

www.kakprosto.ru

rollerbord.life

Техника тройных прыжков — Прыжки в фигурном катании (Мишин А.Н.)

Рассмотренные прыжки объединяет общий признак — многообо-ротность. При разучивании
или совершенствовании отдельной части их выполняют и с небольшим углом поворота
в полете: в один и даже в половину оборота. Однако название обусловлено конечной
целью: стремлением совершить прыжок с максимальным для данного
этапа обучения фигуриста числом оборотов. Именно поэтому главным при изучении
этой группы прыжков является возможность увеличения числа оборотов.

Каковы
же пути увеличения числа оборотов в прыжке? При переходе от одинарного прыжка
к двойному тренер, как правило, советует своему ученику: сгруппируйся плотнее.
И обычно этого указания оказывается достаточно — рано или поздно, но
фигурист овладевает двойным прыжком. Какие же рекомендации дать ему при овладении
тройным прыжком?

В
чем главное различие между двойными прыжками, овладение которыми в настоящее
время не представляет серьезной трудности, и тройными, обучение которым
— длительный, трудоемкий процесс?

Как
относиться к рекомендации: «тройной — это тот же двойной, только надо
подержать группировку подольше», рекомендации, которая базируется на опыте,
вполне оправдавшем себя во времена двойных прыжков: «Двойной — это тот
же одинарный, только…»?

Сравним
параметры движений в двойных и тройных прыжках (табл. 4). Анализ прыжков фигуристов
высокой квалификации показывает,
что скорость разбега, длина прыжка, время и высота полета, угол вылета у каждого
исполнителя в двойных и тройных прыжках одного названия приблизительно
одинаковы. Они характеризуют поступательный компонент движения тела в прыжке.
Поэтому указание «тройной — это тот же двойной» можно считать правильным
и методически целесообразным. Но этого недостаточно, чтобы овладеть многооборотными
прыжками.


Таблица 4

Параметры двойных и тройных прыжков



Действительно, если в тройном прыжке параметры поступательного движения аналогичны,
то за счет чего же достигается увеличение числа оборотов?

От чего зависит число оборотов, которое можно выполнить в прыжке? Угол поворота
тела в прыжке относительно продольной оси (φ) определяется произведением
средней угловой скорости вращения (ооср) и времени полета (t).
Угол поворота в полете может быть выражен через максимальную угловую скорость
вращения (Vmах) введением коэффициента скорости группировки (ξ),
который равен отношению средней угловой скорости к максимальной:

Тогда выражение для угла поворота φ будет выглядеть таким
образом:

В свою очередь, максимальная угловая скорость в полете равна

где К — момент количества движения, которым обладает
тело в полете; Jmin — минимальное значение момента инерции тела.

Вращательное
движение тело приобретает в толчке, и количество его может быть выражено как
произведение момента инерции тела (/о) на угловую скорость вращения (ωο)
при отрыве:

Тогда угол поворота φ может быть выражен следующим образом:

Обозначим
отношение момента инерции тела при отрыве к минимальному его значению через
η и назовем коэффициентом плотности группировки, показывающим, во сколько
раз уменьшается момент инерции тела в результате группировки. Тогда выражение
для угла поворота тела за время полета принимает такой вид:

Таким
образом, количество оборотов, которое может быть совершено фигуристом, в конечном
счете зависит от четырех параметров: коэффициентов скорости и плотности группировки,
угловой скорости вращения и времени полета.

На
основе выведенного соотношения рассмотрим возможные пути увеличения числа оборотов
в прыжке.

Увеличение
времени полета за счет высоты прыжка в принципе позволяет перейти к выполнению
прыжка с большим числом оборотов. Однако при высоком уровне мастерства существенно
увеличить высоту его уже трудно: фигурист почти достиг предельной для него высоты.
Для перехода от двойного прыжка к тройному только за счет увеличения времени
полета было бы необходимо увеличить высоту прыжка приблизительно на 50%. Однако,
как мы уже говорили,
прыжки одного и того же типа с различным количеством оборотов имеют приблизительно
одинаковую высоту. Более того, в практике сейчас не так редки тройные прыжка,
выполненные при очень небольшой высоте полета благодаря оптимизации других деталей
техники. И тем не менее методически правильнее при обучении прыжкам ориентировать
фигуриста на достижение максимальной высоты.

На число оборотов прыжка существенно влияет
коэффициент плотности группировки (η). Перемещение масс тела от периферии
к оси вращения вызывает уменьшение момента инерции и соответствующее возрастание
угловой скорости вращения. Чем значительнее изменение момента инерции тела при
группировке, тем больше скорость вращения, тем большее количество оборотов может
быть выполнено.

Приближенно можно считать, что коэффициент плотности группировки в прыжках
тройных и двойной аксель достигает 2—2,5. Это значение не является максимальным,
однако увеличение его ограничено, с одной стороны, конкретными конституционными
данными спортсмена, с другой — определенной техникой прыжка. Действительно,
диапазон изменения момента инерции тела при группировке зависит от расположения
звеньев тела относительно продольной оси при отрыве и в положении наиболее плотной
группировки, т. е. обусловлен способом выполнения прыжка (рис. 23). Оба эти
положения тела зависят от типа прыжка. Например, в акселе положение при отрыве
шире, чем в прыжке петлей, а положение группировки максимальной плотности практически
одинаковое. Поэтому коэффициент плотности группировки больше в акселе, чем в
петле. Анализ положений тела фигуриста при отрыве позволяет говорить о том,
что чрезмерное увеличение момента инерции тела при отрыве нецелесообразно. Это
может, с одной стороны, привести к искажению техники толчка и маховых движений,
с другой — неминуемо повлечет за собой позднее начало группировки. В то же время
плотность группировки может быть увеличена. Как правило, фигуристы не достигают
максимально плотной группировки. Если проследить по кинограммам, то можно отчетливо
видеть, что даже у мастеров руки часто не прижаты к телу, а ноги сведены недостаточно
плотно (рис. 24). Другими словами, коэффициент плотности группировки может быть
несколько увеличен за счет уменьшения момента инерции тела в положении группировки.

Диапазон
изменения момента инерции тела зависит также от геометрических размеров тела
и конституционных особенностей фигуриста. Таким образом, увеличение числа оборотов
за счет увеличения коэффициента плотности группировки принципиально ограничено
максимальным значением этого коэффициента для каждого спортсмена в конкретном
прыжке. У высоких «спортсменов, имеющих длинные конечности, этот коэффициент
обычно выше, чем у низкорослых, поэтому они могут добиться наибольшего успеха
в выполнении прыжков с большим числом оборотов, если у них хорошо развиты скоростно-силовые
качества.


Рис. 23. Положение тела в конечный момент толчка (1) И В группировке (2) в прыжке аксель
Рис. 24. Неплотная группировка тела в полете

При обучении многооборотным прыжкам важно учитывать коэффициент скорости группировки.
Чем быстрее фигурист осуществляет группировку, чем быстрее выполняет ралгруппировку,
тем больше времени оп находится в положении группировки, тем выше средняя угловая
скорость, тем больше может быть совершено оборотов.

На
рис. 25 схематически, упрощенно изображены кривые изменения угловой скорости
вращения тела в полете в прыжках с разным значением коэффициента скорости группировки.
В прыжке, которому соответствует кривая 1, фигурист выполняет
группировку сравнительно медленно и достигает максимальной скорости вращения
приблизительно к середине полета, после чего начинает разгруппи-ровку. Выполняет
ее он также относительно медленно.

В
прыжке, которому соответствует кривая 2, фигурист сразу же после
отрыва быстро выполняет группировку и уже в начале полета достигает максимальной
скорости вращения. Положение плотной группировки он сохраняет почти до приземления,
после чего резко разгруппировывается.

Сравнивая
кривые 1 и 2, мы видим, что, несмотря на равенство
максимальной угловой скорости в обоих прыжках, средняя скорость вращения в прыжке,
которому соответствует кривая 2, больше, чем в первом прыжке.
А это означает, что коэффициент скорости группировки эдесь больше и как
следствие достигнуто большее число оборотов.

В
прыжках двойной аксель и тройных коэффициент скорости группировки достигает
порядка 0,7- 0,8. С возрастанием оборотности прыжка, как правило, увеличивается
значение этого коэффициента. В одном из наиболее сложных в настоящее время прыжков
— тройной лутц он достигает 0,85.

Величина
коэффициента скорости группировки зависит и от манеры исполнения прыжка. Чем
меньше выражен затяжной характер прыжка, чем быстрее принимается положение группировки,
тем больше этот коэффициент, тем больше возможности увеличить в нем число оборотов.



Рис. 25. Схема изменения угловой
скорости вращения тела в прыжках с разным значением коэффициента скорости
группировки: 1 — кривая изменения угловой скорости вращения
тела в прыжке с малой величиной коэффициента скорости группировки; 2
— кривая изменения угловой скорости вращения тела в прыжке с большой
величиной коэффициента скорости группировки

Максимальное теоретическое значение коэффициента скорости группировки равно
1. Практически это значит, что максимальную скорость вращения фигурист создает
еще в толчке и сохраняет ее на протяжении всего полета, вплоть до приземления.
В таком случае только благодаря увеличению коэффициента скорости группировки
угол поворота тела в прыжке может быть увеличен приблизительно на 15—20%. Однако
такая техника толчка и разгруппировки существенно осложняет выполнение хорошего
толчка вперед-вверх и четкого приземления.

Увеличение коэффициента скорости группировки находится также в некотором противоречии
с эстетическими требованиями. Чем выше значение коэффициента, тем более скованным
выглядит толчок. Однако достижение максимального числа оборотов невозможно при
низкой скорости группировки. Эстетическую сторону прыжка можно улучшать, увеличением
скорости разбега, высоты и длины самого прыжка, качеством приземления и т.
п.

Рассмотрим,
как влияет угловая скорость при отрыве (ωο) на вращательное движение
тела в прыжке. Увеличение ее вызывает увеличение момента количества движения
тела, являющегося своего рода вращательным ресурсом фигуриста. Как мы уже говорили,
увеличение момента количества движения тела позволяет увеличить скорость вращения
в полете. Таким образом, чем больше значение угловой скорости при отрыве, тем
больше при прочих равных условиях значение момента количества движения. Соответственно
увеличивается угловая скорость вращения тела в полете и, таким образом, число
оборотов прыжка.

Величины
угловой скорости в различные моменты прыжка, характер ее изменения являются
тем зеркалом, в котором весьма наглядно отражается суммарная картина толчка,
маховых движений, характера группировки и разгруппировки. Анализ кривой
изменения угловой скорости позволяет судить об основных ошибках в технике выполнения,
определить уровень развития специфических физических качеств, наметить путь
исправления ошибок.

Анализ
графиков кривых угловой скорости вращения тела в полете позволяет ответить на
вопрос, в чем же разница между двойным и тройным прыжком и насколько справедлив
тезис «двойной — это тот же тройной». На рис. 26 приведены кривые изменения
угловой скорости вращения тела фигуриста в прыжках в 2 и 3 оборота.

Первое
— и, пожалуй, основное — различие заключается в том, что в тройном прыжке при
отрыве ото льда начальная угловая скорость более высока. Сравнение подобных
кривых в прыжках в 0,5; 1; 1,5; 2; 2,5, 3 и 3,5 оборота позволяет с уверенностью
сказать: увеличение числа оборотов в прыжках сопровождается увеличением начальной
угловой скорости вращения тела при отрыве. В двойных прыжках она составляет
1—1,5 об/сек, в тройных — более 2 об/сек.

Увеличение
угловой скорости при отрыве является следствием увеличения скорости вращения
тела в толчке и предшествующих толчку подготовительных движений (троек, переступаний,
дуг). Об этом свидетельствуют начальные участки графиков угловой скорости, соответствующие
опорным фазам прыжка. Увеличение начальной угловой скорости приводит к увеличению
доли поворота тела, которая приходится на толчок и приземление.

Так,
в двойном прыжке при номинальных 720° (т. е. двух оборотах) в безопорных условиях
фигурист поворачивается примерно на 500°, т. е. совершает около 1,4 оборота,
а на остальные 220° он поворачивается при опоре, из них в толчке примерно на
160° и в приземлении на 60°. В однотипном тройном прыжке на долю безопорной
фазы приходится около 2,25 оборота, оставшиеся три четверти оборота распределяются
между толчком и приземлением приблизительно так: 180° при отрыве и 90° при приземлении.

Подытоживая
сказанное, необходимо еще раз подчеркнуть две важнейшие детали. Увеличение числа
оборотов прыжка в первую очередь идет по пути увеличения начальной угловой скорости
вращения при отрыве, а решается эта задача в опорных условиях — в толчке и предшествующих
толчку движениях. Следствием увеличения начальной угловой скорости в тройных
прыжках является более высокая максимальная угловая скорость вращения. Если
в двойных прыжках она колеблется в пределах 3 об/сек, то в тройных достигает
4—4,5 и даже 5 об/сек. Огромное значение имеет момент достижения пика скорости.
Лучшие исполнители многооборотных прыжков максимальной скорости достигают в
первой половине безопорного периода. Это позволяет увеличить среднюю угловую
скорость вращения, создать возможность для увеличения времени раз-группировки
и снизить угловую скорость приземления.

Быстрое
достижение пика угловой скорости требует исключительно высокого уровня развития
специфических скоростно-си-ловых качеств тех групп мышц фигуриста, которые участвуют
в группировке. Измерение силовых возможностей отдельных групп мышц у фигуристов
высокого класса (и особенно у фигуристок) показало, что низкий уровень развития
скоростно-силовых качеств групп мышц, осуществляющих приведение рук и ног к продольной
оси вращения, является основной преградой для овладения тройными прыжками. Здесь
особенно ярким представляется классический пример того, как низкий уровень развития
физических качеств тормозит совершенствование техники. Существенную помощь здесь
оказывают специальные упражнения для мышц рук и ног, имитационные упражнения,
использование в тренировках отягощений в виде браслетов, надеваемых на запястья
рук и голени.


Сравнение кривых двойного и тройного прыжков
на рис. 26 свидетельствует о более высокой угловой скорости приземления в тройных
прыжках (она составляет соответственно 1,5—2 и 2—2,5 об/сек). Показательно,
что тенденция увеличения угловой скорости приземления прослеживается во всех
прыжках с увеличением числа оборотов. Именно поэтому изучение техники приземления
должно идти по пути приспособления к приземлению с высокой остаточной угловой
скоростью. Причем на каждом этапе следует стремиться к минимально достижимой
угловой скорости приземления.

Проверим формулу для угла поворота тела в прыжке на примере прыжка в 3 оборота.
Используем средние данные. Коэффициент скорости группировки (т. е. отношение
средней угловой скорости к максимальной) составляет 0,75. Коэффициент плотности
группировки, характеризующий диапазон изменения момента инерции от момента отрыва
до достижения максимально плотной группировки в прыжках типа сальхов и тулуп,
равен 2,5. Иными словами, с отрыва ото льда до группировки момент инерции тела
уменьшается в два с половиной раза. Начальную угловую скорость, измеренную по
графикам, будем считать равной 2 об/сек, а время полета равным 0,6 сек. Подставляя
данные в формулу, мы получим:

φ=ξ∙η∙ω0∙t= 0,75 2,5 2 0,6 = 2,25 оборота.

Полученная
величина угла поворота совпадает с данными измерений, что подтверждает как справедливость
соотношения в целом, так и приблизительно верное значение параметров,
входящих в формулу для угла поворота.

Используя те же значения, вычислим вероятную
величину угловой скорости отрыва для прыжка в 4 оборота. Угол поворота
тела в безопороной фазе равен 3,2 оборота (считаем, что поворот на 200° был
осуществлен в толчке, на 90° — в приземлении). Время полета, как и в предыдущем случае, 0,6 сек. Сейчас это реальная цифра для многих фигуристов.
Значения коэффициента скорости группировки и коэффициента плотности ее те же,
что и в предыдущем случае: соответственно 0,75 и 2,5. Таким образом,
мы получаем, что угловая скорость отрыва в прыжке в 4 оборота составит
2,84 об/сек.

Несмотря на некоторую условность приведенных
подсчетов, величина начальной угловой скорости может быть отправной точкой для
изучения прыжков в 4 оборота.

Таким образом, тезис, являющийся ведущим при овладении прыжком с большим числом
оборотов, может быть упрощенно выражен так: «более быстрое вращение при толчке
и более раннее принятие положения группировки в полете». При этом, безусловно, не следует
упускать из виду и других деталей, которые позволяют улучшить качество прыжка.
Постоянно нужно стремиться увеличивать высоту прыжка, а следовательно, время
полета (увеличение времени полета на 0,1—0,2 сек. часто позволяет достичь нужного
числа оборотов в прыжке, выполнить недостающие пол-оборота). Крайне внимательно
следует относиться к положению группировки: не полностью прижатые друг к другу
ноги, торчащие локти, отставленный таз существенно увеличивают момент инерции
тела, не позволяют достичь максимальной угловой скорости вращения, резко снижают
среднюю угловую скорость в полете.

Важным условием успешного овладения тройными
прыжками является точное определение прыжка, в котором данный фигурист наиболее
быстро сможет освоить 3 оборота. Обычно это либо сальхов, либо тулуп.
И выбор одного из них должен определяться конкретной техникой каждого прыжка.
Теоретически более удобен, если можно так выразиться, прыжок тулуп, так как
в нем резче нарастает угловая скорость в толчке благодаря одновременному
действию вращения тела, скольжения по дуге и стопора (см. рис. 26, г).

Существенную
роль в овладении многооборотным прыжком играет вариант подхода к толчку, соответствующий
индивидуальным особенностям фигуриста. В тройных прыжках очень важна быстрота
группировки, предельная ее плотность и длительность удержания. Все это возможно
лишь при условии, что фигурист «удобно» скользит по толчковой дуге. Вот почему
выбор варианта подхода приобретает первостепенное значение. Если фигурист сравнительно
легко овладевает вращением, но движение тела в полете недостаточно устойчиво,
следует использовать подходы с переступанием (например, в сальхове и флипе
— переступания с хода вперед на ход назад). Если движение в полете устойчиво,
но поворот тела недостаточен, более пригоден подход с поворотом тройкой (например,
в тулупе, сальхове ифлипе). Использование этих подходов помогает создать начальное
вращение за счет остаточного вращения в тройке. В прыжке петлей наибольшим вращательным
ресурсом обладает подход вперед-внутрь с переступанием на толчковую ногу и последующим
выполнением тройки вперед-внутрь-назад-наружу, после которой следует толчок.
Этот подход отличается легкостью осуществления предварительного «замаха» верхней
части тела в сторону, противоположную направлению вращения в полете. Но здесь
очень внимательно нужно следить за положением таза в толчке, не допуская излишнего
поворота в сторону закривления толчковой дуги.

Итак,
успешное овладение тройными прыжками базируется на совершенном освоении поступательного
движения, создании начальной угловой скорости вращения. Совершенствование деталей
техники при разучивании тройных прыжков возможно лишь при целенаправленном совершенствовании
физических качеств, и в первую очередь быстроты и силы, а также при повышении
координационных возможностей организма фигуриста.

www.tulup.ru

Четверной лутц + тройной тулуп

Фантастика какая-то!!!

Вот бы в прокате была боНба!!! Жду!!

Влаааад the best =8)

класс!!!! только чуть боязно за его колени… берегите парня ((((

когда-то четверной лутц прыгал Плющенко — даже на соревнованиях: если не ошибаюсь, это был 2001 год. но он прыгнул, выехал с прыжка на одной ноге, а потом не удержался — есть ролик на утьюбе. на тренировках, надо думать, он прыгал более или менее чисто…
в прошлом сезоне он также вел разговоры про четверной лутц — когда он прыгнул бабочку на ЧЕ он сказал, что у него типа нарушены рефлексы из-за того, что он вообще-то пробует не тройной, а четверной лутц
но я думаю щас четверного лутца у него в арсенале нет и очень-очень вряд ли появится — не тот возраст и форма, чтобы выйти на принципиально новый уровень

что касется Сезганова — дай Бог, если это будет фигурист. который не просто прыгнет этот каскад, но и сможет хорошо показывать программы, выдерживать соревнования нервов ЧМ, ЧЕ, ОИ и т.д. у Рукавицина уже есть один гений четверных прыжков — Меньшов — который лажает, лажает и лажает на международных соревнованиях

а то что двухметровый парень прыгает такие прыжки — это вообще за гранью. это пересмотр всех представлений о физиологии в ФК: Рукавицын из кул

From: (Anonymous)
2011-06-15 09:19 pm (UTC)

(Link)

Между прочим, единственные международные соревнования, на которые Владиславу удалось попасть, он выиграл.

я говорил про Меньшова, а не про Сезганова.

и прекрасно, но — два момента: 1) его послали на эти соревнования, значит рассматривают как одного из самых перспективных, и при всем адмресурсе Мишина у него есть шанс себя показать 2) он достойно откатал, но имхо без блеска, и вообще без четверных прыжков — как и в предыдущие разы. то есть показ новых ультраси-элементов идет в основном на роликах в ютьюбе.
4L+3T — это прекрасно, чудо и все такое, но хочется видеть это в программах — когда увидим, будет предмет для разговора. в программе это может быть либо бомба, которая взорвет весь рейтинг мужского ФК, либо провал, если фигурист сорвет все остальное из-за тяжести этого элемента

From: (Anonymous)
2011-06-14 07:51 am (UTC)

(Link)

У Мишина есть еще один козырь в рукаве — Гачинский, который на тренировке перед ЧМ прыгал все четверные, кроме лутца и акселя (это возможно в принципе?). Вот бы на ЧР сошлись Меньшов, Плющенко, Сезганов и Гачинский со всеми (или хотя бы половиной) своих четверных. Интереснейшее зрелище было бы!
Надеюсь, Сезганова вызовут на контрольные прокаты.

4С не было на видео, 4Р и 4Ф были в недокрут, не в пример чистейшим и лёгким 4Л Сезганова.
ЧР — не спортивное соревнование. Места указанного квартета известны заранее.
Сезганов на контрольных прокатах — если только не в этом сезоне. Никому наверху не нужен сильный одиночник от Рукавицына. Есть другие фавориты.

но простите этот сильный одиночник от Рукавицына ПОКА очень средне выступает на соревнованиях, и без четверных вообще

да ну, у Гачинского реально есть 4Т одинарный и в каскаде и, может быть, 4С или 4Р, с меньшей уверенностью.
никаких четырех разных четверных у него нет — мало ли кто что пробует…

реально есть фавориты среди наших муШШин!???? ржу!!! и кто это если ни секрет??!??

Дело не в том, как считаем мы, а как считают наверху.

О, да, я уже вчера не выдержала и созналась оператору второго видео, что стала тайной почитательницей Влада))

я ЗА, чтобы Влад продемонстрировал такое на соревнованиях! Спасибо за видео.
а что с ним было на ЧР? не могу вспомнить…(((

Да ничего особенного. Убрали компонентами (в Италии столько же поставили, хотя «надеждам» в Саранске лепили по +25 баллов) при том, что «техника» со скупыми GOE в обеих программах была 7-й.
За видео Ольге спасибо))

Впечатлилась. Да, его 4Л видела раньше.
Можно пихнуть его в КП, меньше устанет, если успеет накрутить все остальное потом, конечно.

Даже если все остальное завалит, приземлив это чудо на соревновании, это уже бомба, да.

ikunin.livejournal.com

Тройной тулуп по-русски :: Частный Корреспондент

Новости

Цензура от Общественной палаты России
ОПРФ заявила о выявлении в соцсетях «оскорбляющие символику материалы», и потребовала у Генпрокуратуры удалить материалы в пабликах «MDK» и «Борщ», а также привлечь к ответственности админов данных сообществ.

 

 

Мнения

Сергей Васильев, facebook.com
Каких денег нам не хватает?

Нужны ли сейчас инвестиции в малый бизнес и что действительно требует вложений

За последние десятилетия наш рынок насытился множеством современных площадей для торговли, развлечений и сферы услуг. Если посмотреть наши цифры насыщенности торговых площадей для продуктового, одёжного, мебельного, строительного ритейла, то мы увидим, что давно уже обогнали ведущие страны мира. Причём среди наших городов по этому показателю лидирует совсем не Москва, как могло бы показаться, а Самара, Екатеринбург, Казань. Москва лишь на 3-4-ом месте.

Иван Засурский
Пост-Трамп, или Калифорния в эпоху ранней Ноосферы

Длинная и запутанная история одной поездки со слов путешественника

Сидя в моём кабинете на журфаке, Лоуренс Лессиг долго и с интересом слушал рассказ про попытки реформы авторского права — от красивой попытки Дмитрия Медведева зайти через G20, погубленной кризисом Еврозоны из-за Греции, до уже не такой красивой второй попытки Медведева зайти через G7 (даже говорить отказались). Теперь, убеждал я его, мы точно сможем — через БРИКС — главное сделать правильные предложения! Лоуренс, как ни странно, согласился. «Приезжай на Grand Re-Opening of Public Domain, — сказал он, — там все будут, вот и обсудим».

Николай Подосокорский
Виртуальная дружба

Тенденции коммуникации в Facebook

Дружба в фейсбуке – вещь относительная. Вчера человек тебе писал, что восторгается тобой и твоей «сетевой деятельностью» (не спрашивайте меня, что это такое), а сегодня пишет, что ты ватник, мерзавец, «расчехлился» и вообще «с тобой все ясно» (стоит тебе написать то, что ты реально думаешь про Крым, Украину, США или Запад).

Марат Гельман
Пособие по материализму

«О чем я думаю? Пытаюсь взрастить в себе материалиста. Но не получается»

Сегодня на пляж высыпало много людей. С точки зрения материалиста-исследователя, это было какое-то количество двуногих тел, предположим, тридцать мужчин и тридцать женщин. Высоких было больше, чем низких. Худых — больше, чем толстых. Блондинок мало. Половина — после пятидесяти, по восьмой части стариков и детей. Четверть — молодежь. Пытливый ученый, быть может, мог бы узнать объем мозга каждого из нас, цвет глаз, взял бы сорок анализов крови и как-то разделил бы всех по каким-то признакам. И даже сделал бы каждому за тысячу баксов генетический анализ.

Дмитрий Волошин, facebook.com/DAVoloshin
Теория самоневерия

О том, почему мы боимся реальных действий

Мы живем в интересное время. Время открытых дискуссий, быстрых перемещений и медленных действий. Кажется, что все есть для принятия решений. Информация, много структурированной информации, масса, и средства ее анализа. Среда, открытая полемичная среда, наработанный навык высказывать свое мнение. Люди, много толковых людей, честных и деятельных, мечтающих изменить хоть что-то, мыслящих категориями целей, уходящих за пределы жизни.

facebook.com/ivan.usachev
Немая любовь

«Мы познакомились после концерта. Я закончил работу поздно, за полночь, оборудование собирал, вышел, смотрю, сидит на улице, одинокая такая. Я её узнал — видел на сцене. Я к ней подошёл, начал разговаривать, а она мне «ыыы». Потом блокнот достала, написала своё имя, и добавила, что ехать ей некуда, с парнем поссорилась, а родители в другом городе. Ну, я её и пригласил к себе. На тот момент жена уже съехала. Так и живём вместе полгода».

Михаил Эпштейн
Симпсихоз. Душа — госпожа и рабыня

Природе известно такое явление, как симбиоз — совместное существование организмов разных видов, их биологическая взаимозависимость. Это явление во многом остается загадкой для науки, хотя было обнаружено швейцарским ученым С. Швенденером еще в 1877 г. при изучении лишайников, которые, как выяснилось, представляют собой комплексные организмы, состоящие из водоросли и гриба. Такая же сила нерасторжимости может действовать и между людьми — на психическом, а не биологическом уровне.

Лев Симкин
Человек из наградного листа

На сайте «Подвиг народа» висят наградные листы на Симкина Семена Исааковича. Моего отца. Он сам их не так давно увидел впервые. Все четыре. Последний, 1985 года, не в счет, тогда Черненко наградил всех ветеранов орденами Отечественной войны. А остальные, те, что датированы сорок третьим, сорок четвертым и сорок пятым годами, выслушал с большим интересом. Выслушал, потому что самому читать ему трудновато, шрифт мелковат. Все же девяносто.

 

Календарь

Олег Давыдов
Колесо Екатерины

Ток страданий, текущий сквозь время

7 декабря православная церковь отмечает день памяти великомученицы Екатерины Александрийской. Эта святая считалась на Руси покровительницей свадеб и беременных женщин. В её день девушки гадали о суженом, а парни устраивали гонки на санках (и потому Екатерину называли Санницей). В общем, это был один из самых весёлых праздников в году. Однако в истории Екатерины нет ничего весёлого.

Ив Фэрбенкс
Нельсон Мандела, 1918-2013

5 декабря 2013 года в Йоханнесбурге в возрасте 95 лет скончался Нельсон Мандела. Когда он болел, Ив Фэрбенкс написала эту статью о его жизни и наследии

Достижения Нельсона Ролилахлы Манделы, первого избранного демократическим путем президента Южной Африки, поставили его в один ряд с такими людьми, как Джордж Вашингтон и Авраам Линкольн, и ввели в пантеон редких личностей, которые своей глубокой проницательностью и четким видением будущего преобразовывали целые страны. Брошенный на 27 лет за решетку белым меньшинством ЮАР, Мандела в 1990 году вышел из заточения, готовый простить своих угнетателей и применить свою власть не для мщения, а для создания новой страны, основанной на расовом примирении.

Молот ведьм. Существует ли колдовство?

5 декабря 1484 года началась охота на ведьм

5 декабря 1484 года была издана знаменитая «ведовская булла» папы Иннокентия VIII — Summis desiderantes. С этого дня святая инквизиция, до сих пор увлечённо следившая за чистотой христианской веры и соблюдением догматов, взялась за то, чтобы уничтожить всех ведьм и вообще задушить колдовство. А в 1486 году свет увидела книга «Молот ведьм». И вскоре обогнала по тиражам даже Библию.

Александр Головков
Царствование несбывшихся надежд

190 лет назад, 1 декабря 1825 года, умер император Александра I, правивший Россией с 1801 по 1825 год

Александр I стал первым и последним правителем России, обходившимся без органов, охраняющих государственную безопасность методами тайного сыска. Четверть века так прожили, и государство не погибло. Кроме того, он вплотную подошёл к черте, за которой страна могла бы избавиться от рабства. А также, одержав победу над Наполеоном, возглавил коалицию европейских монархов.

 

Интервью

«Музыка Земли» нашей

Пианист Борис Березовский не перестает удивлять своих поклонников: то Прокофьева сыграет словно Шопена – нежно и лирично, то предстанет за роялем как деликатный и изысканный концертмейстер – это он-то, привыкший быть солистом. Теперь вот выступил в роли художественного руководителя фестиваля-конкурса «Музыка Земли», где объединил фольклор и классику. О концепции фестиваля и его участниках «Частному корреспонденту» рассказал сам Борис Березовский.

Андрей Яхимович: «Играть спинным мозгом, развивать анти-деньги»

Беседа с Андреем Яхимовичем (группа «Цемент»), одним из тех, кто создавал не только латвийский, но и советский рок, основателем Рижского рок-клуба, мудрым контркультурщиком и настоящим рижанином – как хороший кофе с черным бальзамом с интересным собеседником в Старом городе Риги. Неожиданно, обреченно весело и парадоксально.

«Каждая собака – личность»

Интервью со специалистом по поведению собак

Антуан Наджарян — известный на всю Россию специалист по поведению собак. Когда его сравнивают с кинологами, он утверждает, что его работа — нечто совсем другое, и просит не путать. Владельцы собак недаром обращаются к Наджаряну со всей страны: то, что от творит с животными, поразительно и кажется невозможным.

Юрий Арабов: «Как только я найду Бога – умру, но для меня это будет счастьем»

Юрий Арабов – один из самых успешных и известных российских сценаристов. Он работает с очень разными по мировоззрению и стилистике режиссёрами. Последние работы Арабова – «Фауст» Александра Сокурова, «Юрьев день» Кирилла Серебренникова, «Полторы комнаты» Андрея Хржановского, «Чудо» Александра Прошкина, «Орда» Андрея Прошкина. Все эти фильмы были встречены критикой и зрителями с большим интересом, все стали событиями. Трудно поверить, что эти сюжеты придуманы и написаны одним человеком. Наш корреспондент поговорила с Юрием Арабовым о его детстве и Москве 60-х годов, о героях его сценариев и религиозном поиске.

www.chaskor.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о