Сальхов в замедленном действии – Сальхов прыжок: грамотная техника исполнения

Прыжки в фигурном катании: Сальхов прыжок

Наблюдения за детскими соревнованиями доказывают, что тренера форсируют прыжки, часто упускают из вида элементарные ошибки. В дальнейшем заложенные ошибки трудно исправить, и рассчитывать на великое будущее фигуристам с огрехами не приходится. Обучение должно быть грамотным. Перед самим прыжком важно изучать подготовительные и приводящие движения. Рассмотрим один из реберных элементов — сальхов прыжок.

Об элементе

Впервые прыжок исполнен шведским фигуристом Ульрихом Сальховым в 1909 году. Поэтому, элементу присвоили название сальхов. В 1920 году на Олимпийских играх прыжок выполнила женщина. Однако судьи были не в восторге от смелости американки Терезы Вельд. По их мнению, леди во время выполнения элемента выглядит не достойно, так как юбка подпрыгивает, оголяет колени.

Такая критика не остановила женщин, они начали вслед за мужчинами осваивать двойной (Сесилия Колледж, 1936 год) и тройной (Яна Мразкова, 1959 год) сальхов.

О четверном сальхове мир узнал в 1998 году благодаря фигуристу Тимоти Гейблу. Хотя судьи обвиняли Гейбла в недокруте, но через месяц все же зафиксировали его рекорд. Участвуя в Играх доброй воли, фигурист подтвердил свое умение в выполнении чистого прыжка. А в 2001 и 2018 году сальхов освоили фигуристки Мики Андо и Александра Трусова.

Тип элемента

Сальхов прыжок относится к реберным элементам. Всего их три: , и сальхов. Самая популярная комбинация прыжков: к сальхову добавляют тройной , который сменяется шагами и заканчивается двойным тулупом.

Сложность выполнения

Хоть в этом прыжке легче, чем в остальных, достичь большее число оборотов, сначала нужно тщательно изучить теоретический материал, а затем переходить к практике. Сальхов техника прыжка и описание приема:

  1. Чтобы создать начальное вращение необходимо скользить по кривой или способствовать вращению тулуба.
  2. Разбег заканчивается скольжением по льду назад.
  3. Отводя свободную ногу и одноименную руку назад, спортсмен совершает маховое движение и выполняет прием — тройка вперед-наружу — назад-внутрь.
  4. Махи свободной ноги и руки делаются в сторону движения всего тела. Таким образом фигурист переходит с дуги назад-внутрь на фазу отрыва ото льда.
  5. Мах выполняют двумя способами, ориентируясь на конечную цель. Вариант 1: выполняя толчок, фигурист оказывается в раскрытом положении. Вариант 2: свободная нога спортсмена скрещивается с толчковой. Первый вариант нацеливает на зрелищный, более длинный и высокий . Второй вариант подходит для тройного , так как позволяет выполнить плотную группировку.
  6. Выполнение толчка не должно сопровождаться сильным скоблением льда зубцом конька.
  7. Вращение во время исполнения тройных дуг плавное, слитное.
  8. В отличие от ноги не нужно скрещивать перед прыжком.
  9. Чтобы прыгнуть фигуристы отталкиваются левой ногой, а приземляются на правую, которая во время оборота совершает мах.

В сальхов выполняется успешно при условии отличного скольжения по толчковым дугам.

Основные ошибки

Сальхов относится к простым прыжкам. Вместе с тулупом их первыми исполнили в четыре оборота. Но если фигуристы научатся выполнять сальхов с ошибками, но переучится довольно сложно. Рассмотрим характеристику основных ошибок:

Неправильная техникаПравильная техника
1.Спортсмен скручивает,находясь на поверхности льда, до того, как делать толчок.Скручивание плечей происходит после толчка.
2.Маленькое амплитудное движение при переходе с отталкивающейся ноги на маховую.Амплитудное движение широкое, что способствует правильному распределению центра тяжести.
3.Прижимание свободной ноги в приводящем действии для сальхова.Свободную ногу необходимо оттянуть и не прижимать.
4.Фигурист при выполнении многократных троек садится в конек с замедлением скорости движения.Спортсмен скорость не замедляет, она должна быть постоянной.
5.Фигурист садится в ногу, исполняя тройку, и наклоняет ось вперед.Вместо наклона корпуса, необходимо подтянуть таз, это действие предупреждает перевешивания на зубец.
6.При повороте фигуристы полностью присаживаются в ногу.Важно подниматься над ногой, колено должно быть выпрямленное.

Учителя рекомендуют изначально отрабатывать элементы правильно. Приобретенные ошибочные движения трудно искореняются.

Часто именно с сальхова юные спортсмены учатся прыгать. После отработки основных прыжков фигуристы переходят к оттачиванию . Как показывает практика, технически правильную базу катания важно закладывать с первых будущего фигуриста.

vsnege.com

Урок шестнадцатый — Фигурное катание (Чайковская Е.)

Почему прыжок называется так, а не иначе + Не зарывайтесь в лед + «Риттбергер», или Петля назад-наружу + Вместо полета — две «тройки» + Что создает впечатление легкости и уверенности?

В начале урока мы с вами займемся изучением еще одного простейшего прыжка, который можно осваивать параллельно с перекидным. Называется он — прыжок «тройкой» на толчковую ногу.

Подход осуществляется так же, как и к перекидному прыжку. Переходим на согнутую в колене левую ногу, делаем мах свободной правой ногой вперед-вверх в сторону скольжения, отталкиваемся левой ногой. В воздухе поворачиваемся на 180 градусов и выезжаем на левой ноге назад на внутреннем ребре

Правая нога при выезде должна остаться сзади. Правая рука и плечо впереди левого плеча и левой руки. Выезд должен совершаться энергично, потому что необходимо остановить «скручивание» туловища. Спина должна быть прямой.

Опорная нога при приземлении после прыжка должна быть смягчена в колене. Эта амортизация необходима для уверенной и красивой мягкой посадки.

А теперь перейдем к изучению популярного прыжка, самый сложный вариант которого насчитывает три оборота. Этот прыжок — «сальхов», он встречается в программах, пожалуй, всех опытных фигуристов. Название свое он получил, как вы помните, по имени шведского фигуриста, мирового и олимпийского чемпиона начала нынешнего столетия Ульриха Сальхова.

В отличие от первых двух разученных нами прыжков, которые выполнялись с переднего хода (то есть отрыв ото льда шел с конька, скользившего вперед), «сальхов» выполняется с заднего хода или со скольжения назад. Это первое его отличие от других прыжков.

Итак, «сальхов» в один оборот. Сделаем две-три подсечки назад против часовой стрелки. Перейдем на правую ногу назад-наружу. Левая нога сзади, левая рука и плечо отведены назад. Правая рука впереди. Переходим на левую вперед-наружу и делаем «тройку» вперед-наружу, назад-внутрь. Отталкиваясь внутренним ребром левого конька, прыгаем «саль-хов».

Здесь также большую роль играет опорная нога. Именно ее выпрямление посылает вверх фигуриста. Обрати внимание на работу свободной ноги. После «тройки» она находится сзади, круговым движением начинает мах, который заканчивается резким броском в сторону движения. При этом маховая нога скрещивается с занятой левой ногой. Туловище «скручивается» в сторону движения, и вылет происходит лицом в сторону движения, руки махом собираются на груди (см. рисунок внизу).

Ноги в воздухе прямые. Туловище тоже прямое. Толчковая нога подтягивается к маховой. После исполнения одного оборота толчковая, левая, нога отводится назад прямая и с развернутым носком. Правая рука и плечо отводятся немного вперед, голова — вправо, делаем выезд на правой ноге назад-наружу.

Нельзя делать толчок носком конька: прыжка при этом не получится — вы оставите на льду очень глубокий след и зароетесь в лед. Вот видите, у одного из вас так и получилось при первой же попытке. Проследите за этим как можно внимательнее: это одна из первых и общих для всех, кто начинает разучивать прыжки, ошибок.

Прыжок, который мы сейчас разучивали,— самый простой вариант «сальхова». В дальнейшем можно выучить и прыжок в два оборота или даже в три, но это требует настойчивых многолетних тренировок под руководством опытных тренеров. А для начала будет замечательно, если вы уверенно станете выполнять прыжок в один оборот. Правильно выученная техника позволит вам затем быстрее и увереннее перейти к более сложным вариантам «сальхова»…

Следующий прыжок, который мы будем с вами разучивать, называется «риттбергер». Это его официальное название.

Прыжок назван «риттбергер» по фамилии его изобретателя — берлинского фигуриста Риттбергера. Впрочем, я обязана сказать вам, ребята, что знаменитый русский фигурист Николай Панин-Коломенкин утверждал, что авторство в этом прыжке Риттбер-геру приписывают неправильно и что впервые совершил его в 1890 г. русский спортсмен А. Лебедев. Именно поэтому до сих пор некоторые специалисты в своих учебниках так и не называют этот прыжок «риттберге-ром», а предпочитают именовать этот прыжок петлей назад-наружу. Вот к этому-то элементу и приступим мы сейчас.

Напомню, что при освоении прыжков вовсе не нужно набирать большой ход. Пока вы еще не прочувствовали мышечно до конца прыжок, начинайте его изучение с небольшого разбега. Вот и сейчас наберите небольшую скорость с помощью подсечек против часовой стрелки (прыжок идет в левую сторону), вставайте на правую назад-наружу, переходите на левую ногу на наружное ребро и делайте «тройку». Далее выезжаете на левой назад на внутреннем ребре конька. Положение плеч в этот момент таково: левая рука и плечо впереди, правая рука и плечо отведены назад (напоминаю, что скользите вы назад).

После этого поставьте на лед правую, свободную, ногу (чуть-чуть сзади и сбоку от занятой). При этом приседайте, какое-то мгновение скользите на двух ногах, затем переносите вес тела на правую ногу, сильно «скручивайте» туловище влево и снимайте левую ногу со льда, делая сильное маховое движение вперед-в сторону. В это-то время правая нога, отталкиваясь ото льда, посылает вас вверх; в воздухе левая нога идет вокруг правой и выносится назад, подготовленная к выезду

Выезд происходит на правой ноге назад-наружу, голова повернута в правую сторону, спина прямая. Правая рука и плечо немного впереди левой руки и плеча.

Я описала вам прыжок, и теперь все вы, ребята, представляете, как он выглядит на льду. Но прежде чем перейти к ледовой тренировке, надо выполнить упражнения на полу. Вот ими мы и займемся сейчас.

Прыжок надо попытаться сначала выучить на полу. Естественно, что вместо «тройки» на левой ноге надо сделать поворот налево. Затем перейти на правую ногу и сделать прыжок, как ранее было описано. После прыжка обязательно зафиксируйте положение тела при выезде. Это поможет в дальнейшем освоить уверенный выезд на льду.

Вообще значение выезда из прыжка огромно. Бывает, что спортсмен прекрасно вылетает в воздух, высоко надо льдом совершает положенные ему обороты, а на выезде валится боком и одним махом перечеркивает все свои предыдущие усилия. Так что четкому и уверенному выезду надо учиться сразу, тогда и прыжки будут выглядеть естественно, непринужденно, создавая у зрителя впечатление легкости.

Еще одно подготовительное упражнение, но уже на льду. Выполняете все те движения, которые необходимы во время прыжка, но ото льда не отрываетесь. Только после маха свободной ногой делаете на льду две «тройки» на правой ноге. Первая «тройка»: правая назад-наружу — правая вперед-внутрь. Вторая «тройка»: правая вперед-внутрь — правая назад-наружу. Выезд из этой «тройки» соответствует выезду из прыжка, то есть вместо полета в воздухе вы выполнили две «тройки». На этом имитационном упражнении можно отработать правильные движения свободной маховой ноги, правильное движение корпуса.

После всех этих подготовительных упражнений можно и приступить к самому прыжку.

Когда прыжок уже освоен, можно попробовать сделать несколько «ритт-бергеров» подряд. После выезда из прыжка сразу же делается «тройка» с левой ноги вперед-наружу, ставится на лед правая нога, и все повторяется сначала.

Соревновательная часть урока здесь может выглядеть уже достаточно серьезной. Скажем, ребята, которые уже научились делать прыжок, соревнуются в том, кто сможет сделать на одном дыхании большее количество «риттбергеров» чисто, без помарок.

А сейчас, ребята, познакомимся с прыжком, принцип исполнения которого будет для вас новым. Попробуем разобраться в нем.

Толчок здесь производится носком свободной ноги. Набираем ход подсечками вперед против часовой стрелки, ставим правую ногу вперед-внутрь, но не слишком круто. Через «кораблик» ставим левую ногу назад-внутрь, дуга при скольжении назад тоже не должна быть крутой. Правая нога после перехода на левую ногу оттянута назад. Левая согнута в колене. Левая рука и плечо впереди, правые — сзади. Носок свободной правой ноги опускается на лед, и именно в этот момент происходит отталкивание ото льда. Свободная нога в момент толчка должна быть прямой.

Тяжесть туловища переносится на правую ногу, которая используется как шест. Левое плечо резко поворачивается налево, левая рука и плечо становятся ведущими. Правая рука и плечо отведены назад. Вылет происходит вперед. Левая нога делает сильное маховое движение вперед и тоже становится ведущей. Правая — броском поднимается вверх. Положение шпагата должно быть зафиксированным

После того как вы пролетели в этом положении какое-то мгновение, левая нога опускается на лед на носок. Правая, проходя мимо левой, ставится сразу же после приземления левой, на внутреннее ребро. Левая рука впереди.

Правая — сзади. Это положение выезда после шпагата.

На этом практическое изучение прыжков фигурного катания мы закончим. В завершение урока я назову вам еще несколько прыжков, которые встречаются в практике фигурного катания.

Принцип их исполнения таков: отрыв ото льда, как и при шпагате, происходит после толчка носком конька свободной ноги, поэтому их обычно называют носковыми. К этим прыжкам относятся «флип», «лутц», «тулуп». Эти прыжки исполняются на соревнованиях в два или три оборота.

На мой взгляд, все эти прыжки являются сложными по технике исполнения и самостоятельно изучать их трудно.

Вообще же тренировка прыжков на льду — дело сложное, чреватое падениями: здесь ведь ни инструктор, ни тренер, ни родители поддержать фигуриста не могут. Вот почему к каждой прыжковой тренировке надо относиться чрезвычайно серьезно и быть собранным, внимательным, всегда контролировать свои движения. Игры и соревнования помогут вовремя переключиться, но и при этом надо ни на минуту не забывать, что ты на льду, а он всегда может уйти из-под ног.

www.tulup.ru

Многооборотные прыжки — Фигурное катание на коньках (под редакцией Мишина А.Н.)

Соединение прыжка с пируэтом привело к возникновению двух видов прыжков. Прыжки, в которых вращение продолжается после приземления, стали называть прыжками во вращение. Прыжки с вращением тела в полете и длинным выездом без вращения получили название многооборотных. При исполнении прыжков этой группы главной задачей является достижение в полете наибольшего числа оборотов. В современном фигурном катании владение новыми сложнейшими прыжками дает спортсмену решающее преимущество перед соперниками.

Классификация многооборотных прыжков. Прыжки в фигурном катании могут быть классифицированы по группам. По способу отталкивания их можно разделить на реберные, в которых толчковую ногу ставят на лед ребром конька, и носковые, в которых толчковую ногу ставят на лед передней частью, в основном на зубцы.

Толчок в реберных прыжках выполняют одной ногой, в носковых— двумя, причем опорная нога скользит на ребре, а толчковая ставится на носок конька. В носковых прыжках фигурист отрывается от льда сначала опорной ногой, которая, таким образом, становится маховой, а затем толчковой.

Если направление вращения тела в полете совпадает с направлением закривления дуги, на которой выполняется подготовка к толчку и сам толчок, то направление условно называют положительным. В прыжках с так называемым отрицательным направлением тело в полете вращается в сторону, противоположную направлению закривления толчковой дуги.

По числу оборотов различают прыжки без вращения в полете, а также с поворотом тела на 0,5; 1; 1,5; 2; 3; 3,5; 4 и т. д. оборотов.

В табл. 2 приведена общая характеристика основных прыжков.

Разделение прыжка на периоды и фазы. Прыжок в фигурном катании имеет весьма сложный двигательный рисунок и состоит из последовательной цепи тесно связанных движений отдельных частей тела. Изучать такие движения удобнее путем расчленения целого движения на составные части, каждая из которых решает свою конкретную задачу. Поскольку части прыжка имеют непрерывно изменяющиеся характеристики, то возможны различные варианты, разделения прыжка. Исходя из общепринятой схемы анализа и опираясь на специфические особенности прыжка, его можно разделить на следующие периоды и фазы:

1. Период разбега. Он включает фазу приобретения скорости и фазу подготовки к толчку.

2. Период толчка. В него входит фаза амортизации и фаза активного отталкивания.

3. Период полета. Он состоит из фазы группировки и фазы разгруппировки.

4. Период приземления. В него входит фаза амортизации и фаза выезда.

Таблица 2

Общая характеристика основных прыжков

Главная особенность прыжков в фигурном катании состоит в том, что они выполняются в условиях скольжения на коньках по дуге.

Разбег. Разбег является начальной частью прыжка. Приооретение скорости, длительность разбега, характер его выполнения существенно влияют на качество всех других частей прыжка.

В фазе приобретения скорости фигурист использует перебежки вперед и назад, различные комбинации шагов, позволяющие достичь необходимую скорость движения. В каскадах прыжков для выполнения каждого последующего прыжка используется скорость, сохранившаяся от предыдущего.

Основная особенность современной техники спортивных прыжков—высокая скорость разбега, создающая хорошие предпосылки для сообщения телу поступательного и вращательного движений. Как правило, следует стремиться к широкому, энергичному разбегу, избегать настороженных, закрепощенных движений, часто носящих характер подкрадывания к прыжку.

Форма разбега, его расположение на площадке могут быть самыми разнообразными. Начинающим и фигуристам средней квалификации лучше пользоваться наиболее удобными. Правильная траектория позволяет продемонстрировать судьям прыжок в наиболее эффектном ракурсе, создает у спортсмена ощущение удобства перед прыжком, задает определенное направление прыжка (вдоль длинного, вдоль короткого борта, по диагонали и т. п.), облегчающее исполнение.

Толчок. Толчок — важнейшая часть прыжка. При выполнении прыжков толчок решает две основные задачи: сообщает телу движение в направлении вперед-вверх и придает вращение вокруг продольной оси. Движение вперед-вверх необходимо для перемещения тела от отрыва к приземлению, а вращение вокруг продольной оси — для выполнения в полете нужного числа оборотов.

Движение вперед-вверх и вращение тесно связаны и возникают за счет разгибания толчковой ноги и махов руками, ногой и туловищем.

Пожалуй, основным показателем сложности прыжков является число оборотов, которое совершает фигурист за время полета. В связи с этим важно знать механизм создания вращения вокруг продольной оси при выполнении прыжков.

Вращательное движение вокруг продольной оси тела возникает во время толчка. В полете фигурист лишь увеличивает или уменьшает угловую скорость вращения, а момент количества движения, или, говоря упрощенно, запас вращательного движения тела практически остается неизменным. Существует несколько способов создания начального вращательного движения вокруг продольной оси.

1. Скольжение по дуге. На рис. 59, а дана схема поворота тела при скольжении по толчковой дуге в прыжке сальхов. При перемещении по толчковой дуге линия плеч совершила поворот на определенный угол. Приближенно можно считать, что на этот же угол совершило поворот и тело фигуриста. Зная, что указанный поворот произошел за определенное время, можно определить среднюю угловую скорость вращения. Таким образом, во время движения по толчковой дуге тело спортсмена приобретает начальное вращение, количество которого определяется кривизной толчковой дуги, временем скольжения по этой дуге и положением звеньев тела относительно оси вращения.

2. Вращение верхней части тела. На рис. 59, б приведена кинограмма отталкивания. Видно, что голова, плечи и руки фигуриста энергично поворачиваются. В результате верхняя часть тела приобретает вращательное движение. Из-за ограниченной подвижности плеч относительно таза верхняя часть тела увлекает нижнюю; таким образом, все тело приобретает вращение.

Рис. 59. Способы создания начального вращения: а — скольжение по кругу, б — вращение верхней части тела, в — стопорящее движение ребром и зубцами конька

Итак, благодаря вращению верхней части тела во время отталкивания фигурист приобретает вращательное движение, количество которого зависит от угловой скорости вращения верхней части тела.

3. Стопорящее движение. В легкой атлетике, акробатике и в ряде других видов спорта толчок в прыжках, как правило, сопровождается стопорящей постановкой толчковой ноги. Это приводит к потерям горизонтальной скорости, но помогает созданию вертикальной. Одна из особенностей прыжка в фигурном катании состоит в том, что потери горизонтальной скорости правой и левой частями тела в результате стопорящего движения неодинаковы, а это равносильно возникновению вращения вокруг продольной оси.

На рис. 59, в дана схема стопорящего движения зубцами конька. В результате тормозящего действия правой ноги тело фигуриста приобретает вращательное движение вокруг вертикальной оси. Количество вращательного движения, полученного телом при стопорящем движении, определяется главным образом скоростью разбега, эффективностью стопорящего движения и положением тела в момент толчка.

В носковых прыжках стопорящее движение осуществляется в основном зубцами конька; в реберных же прыжках торможение в стопоре выполняется преимущественно ребром конька. На-

рис. 59, в хорошо видно, как возникает начальное вращение в прыжке двойной аксель. Стопорящее движение здесь осуществляется ребром.

Указанные три способа создания начального вращения в прыжках встречаются в различных сочетаниях. Каждому прыжку соответствует свой способ или совокупность способов. В табл. 3 приведены способы создания вращательного движения в наиболее распространенных прыжках. Под основным подразумевается способ, с помощью которого приобретается большая часть вращательного движения, под вспомогательным — дополняющий.

В тех прыжках, где вращение создается несколькими спосо-бами, существует определенная очередность основного и вспомогательного способов.

Таблица 3

Способы создания начального вращения в прыжках

Наименование прыжкаСпособ создания вращения
скольжением по дугевращением верхней части теластопорящим движением
Аксель  Основной
СальховОсновнойВспомогательныйСопутствующий
ПетляВспомогательныйОсновнойСопутствующий
Тулуп ОсновнойВспомогательный
Флип ОсновнойВспомогательный
Лутц ОсновнойВспомогательный
Валлей ОсновнойВспомогательный

Стопорящее движение коньком толчковой ноги в большей или меньшей степени встречается во всех прыжках. Однако в некоторых прыжках (например, сальхов и петля) это движение служит главным образом для обеспечения устойчивости оси вра-щения в толчке, а не для создания вращательного движения. Вот почему для этих двух прыжков данный способ создания движения является сопутствующим.

В ряде прыжков (сальхов, тулуп, флип) некоторое количество вращательного движения создается при переходе от разбега к толчку. Практика показывает, что акцентированное вращение в этот момент часто вызывает потерю равновесия при скольжении по толчковой дуге. Поэтому предпочтительнее создавать вращательное движение при скольжении по толчковой дуге в ее конечной части.

Маховые движения способствуют перемещению тела в направлении толчка, улучшают координацию движений, повышают эстетическое впечатление от прыжка (рис. 60).

Рис. 60. Маховые движения в прыжках аксель и лутц

Маховые движения руками и свободной ногой должны проходить по траекториям, проходящим близко от продольной оси тела. Необходимо, чтобы направление перемещения маховых звеньев в основном совпадало с направлением отталкивания. Направление движения о. ц. т. тела в большинстве прыжков приблизительно совпадает с направлением касательной к толчковой дуге. Следовательно, в этом направлении должны осуществляться и маховые движения. Отмеченным двум положениям в наибольшей степени отвечает мах двумя руками в направлении вперед-вверх. Направление маха ногой также должно совпадать с общим направлением движения тела. Очень важен характер торможения маховых звеньев. Чем быстрее торможение, тем эффективнее маховое движение.

В некоторых прыжках имеет место энергичное разгибание туловища, выполняемое со значительной амплитудой и высокой угловой скоростью. Такие движения туловища, по существу, считаются маховыми. Наиболее выражены они в носковых прыжках, особенно в прыжке лутц, где способ отталкивания несколько затрудняет маховые движения руками и ногами в направлении движения тела. ?.-

Согласованное выполнение маховых движений и разгибания толчковой ноги,» эффективное взаимодействие конька со льдом увеличивают высоту прыжка, обеспечивают выполнение в полете требуемого количества оборотов при устойчивом движении оси вращения.

Полет. Важным показателем техники исполнения полета является характер изменения скорости вращения тела. Характер изменения угловой скорости в различных прыжках может быть различным. Объясняется это тем, что начало группировки, ее скорость и плотность, длительность фиксации, скорость разгруп-пировки зависят от числа оборотов прыжка, стиля и манеры исполнения. Существуют прыжки с фиксацией плотной группировки и без нее.

В прыжках с максимальным для спортсмена числом оборотов происходит фиксация плотной группировки. Таким способом выполняют в основном прыжки в 2,5 оборота и более. Одинарные прыжки и так называемые открытые выполняют без фиксации плотной группировки. Прыжок аксель в 1,5 оборота и некоторые двойные прыжки часто выполняют в затяжном варианте. В этом случае фигурист отрывается от льда в полностью разгруппированном положении и группируется лишь после того, как пройдет верхнюю точку траектории. Со стороны кажется, что он словно повисает в воздухе.

Поздняя группировка делает затяжные прыжки очень эффектными.

Однако из-за низкой средней угловой скорости такой вариант группировки неприемлем для прыжков с максимальным числом оборотов.

Встречаются различные варианты положения рук и ног в группировке. Оптимальной является группировка, заимствованная из хореографии и используемая балетными танцовщиками в прыжках и вращениях. Этот способ отвечает двум главным требованиям, предъявляемым, к прыжкам. С одной стороны, обеспечивает малый момент инерции тела относительно оси вращения, с другой — придает телу красивое положение в полете.

Приземление. Приземление, как заключительная часть прыжка, взятое отдельно, не представляет особой сложности для фигуристов. Однако выполнение приземления как части многооборотного прыжка достаточно трудно, что обусловлено усложнением условий работы афферентных систем организма при вращении тела в полете с высокой угловой скоростью, а также возможными ошибками, допускаемыми в предыдущих частях прыжка.

Основная задача при приземлении — сохранить равновесие на опорной ноге. Для ее успешного решения фигурист должен затормозить вертикальное движение тела, согнув опорную ногу, уменьшить остаточную скорость вращения тела относительно продольной оси и обеспечить жесткость взаимного положения звеньев тела во время выезда.

В качественно выполняемых прыжках продольная ось тела при переходе от полета к приземлению остается параллельной тому положению, которое было получено в толчке и сохранялось в полете (рис. 61). В начальной фазе приземления, т. е. при замедлении движения тела вниз, амортизационная нагрузка достигает значительной величины.

Рис. 61. Поступательное движение продольной оси туловища при переходе от полета к приземлению

Коленный и тазобедренный суставы в момент, предшествующий касанию коньком льда, несколько согнуты, что позволяет избежать жесткого удара и предотвратить возможность травм опорной ноги.

Положение опорной ноги в конце амортизации прежде всего зависит от высоты прыжка и уровня силовых качеств фигуриста. Сгибание опорной ноги делает приземление более мягким, однако чрезмерное сгибание затрудняет выезд, так как это усложняет работу опорной ноги. Для обеспечения устойчивого скольжения после приземления необходимо, чтобы продольная ось тела имела небольшой наклон в сторону центра дуги приземления.

Если величина наклона продольной оси тела к плоскости льда недостаточна, то верхнюю часть тела фигуриста как бы выбрасывает наружу дуги приземления. Чрезмерный наклон вызывает падение внутрь дуги приземления. Следует учитывать, что в момент приземления зубцы опорного конька создают торможение, из-за чего фигуриста нередко опрокидывает назад. Для предотвращения этой ошибки нужно к моменту приземления немного наклонить тело вперед.

www.tulup.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *