Подготовка футболистов упражнения – Методы и упражнения для тренировки футболистов.

Спорт в твоем дворе. Специальная физическая подготовка футболистов в ДЮСШ

Специальная физическая подготовка (СФП) юных спортсменов в детско-юношеской спортивной школе (ДЮСШ) по футболу (для всех групп занимающихся)

 

Упражнения для развития силы
  • Приседания с отягощением (гантели, набивные мячи весом 2-4 кг, мешочки с песком 3-5 кг, диск от штанги, штанга для подростков и юношеских групп с весом от 40 до 70 % от веса спортсмена) с последующим быстрым выпрямлением.
  • Подскоки и прыжки из приседа без отягощения и с отягощением.
  • Приседания на одной ноге «пистолет» с последующим подскоком вверх.
  • Лежа на животе — сгибание ног в коленях с сопротивлением партнера или резинового амортизатора (для укрепления мышц задней поверхности бедра).
  • Броски набивного мяча ногой на дальность за счет энергичного маха ногой вперед.
  • Удары по футбольному мячу ногами и головой на дальность.
  • Вбрасывание футбольного и набивного мяча на дальность.
  • Толчки плечом партнера. Борьба за мяч.

Упражнения на развитие силы для вратарей

  • из упора стоя у стены одновременное и попеременное сгибание рук в лучезапястных суставах
  • то же, но отталкиваясь от стены ладонями и пальцами
  • в упоре лежа передвижение на руках вправо, влево, по кругу (носки ног на месте)
  • в упоре лежа хлопки ладонями
  • упражнения для кистей рук с гантелями и кистевым амортизатором
  • сжимание теннисного (резинового) мяча
  • многократное повторение упражнений в ловле и бросках набивного мяча от груди двумя руками (особое внимание обращать на движения кистями и пальцами)
  • броски футбольного и набивного мячей одной рукой на дальность
  • ловля и броски набивных мячей, бросаемых 2-3 партнерами с разных сторон
  • серии прыжков (по 4-8) в «стойке вратаря» толчком двух ног в стороны, то же приставным шагом, то же с отягощением
Упражнения для развития быстроты
  • повторное пробегание коротких отрезков (10-30 м) из различных исходных стартовых положений (лицом, боком и спиной к стартовой линии, сидя, находясь в положении широкого выпада)
  • медленный бег, подпрыгивание или бег на месте и в разных направлениях
  • бег с изменением направления (до 180 градусов)
  • бег прыжками
  • эстафетный бег
  • бег с изменением скорости: после быстрого бега резко замедлить бег или остановиться, затем выполнить новый рывок в том же или другом направлении и т. п.
  • «челночный бег» — отрезок вначале пробегается лицом вперед, а обратно — спиной вперед и т. д.
  • бег боком и спиной вперед (на 10-20 м) наперегонки
  • бег змейкой между расставленными в различном положении стойками, неподвижными или медленно передвигающимися партнерами
  • бег с быстрым изменением способа передвижения (например, быстрый переход с обычного бега на бег спиной вперед)
  • ускорения и рывки с мячом (до 30 м)
  • обводка препятствий на скорость
  • рывки к мячу с последующим ударом по воротам
  • выполнение элементов техники в быстром темпе (например, остановка мяча с последующим рывком в сторону и ударом в цель).

Упражнения на развитие быстроты для вратарей 

  • из «стойки вратаря» рывки (на 5-5 м) из ворот: на перехват или отбивание высоко летящего мяча на прострел мяча с фланга
  • из положения приседа, широкого выпада, седа, лежа рывки на 2-3 м с последующей ловлей или отбиванием мяча
  • ловля мячей, пробитых по воротам
  • ловля теннисного мяча
  • игра в баскетбол по упрощенным правилам
Упражнения для развития ловкости
  • прыжки с разбега толчком одной и двумя ногами, стараясь достать высоко подвешенный мяч головой, ногой, рукой
  • то же с поворотом в прыжке на 90-180 градусов
  • прыжки вперед с поворотом и имитацией головой и ногами
  • прыжки с места и с разбега с ударом головой по мячам, подвешенным на разной высоте
  • кувырки вперед и назад, в сторону через правое и левое плечо (на газоне футбольного поля)
  • удержание мяча в воздухе (жонглирование), чередуя удары различными частями стопы, бедром, головой
  • ведение мяча головой
  • парные и групповые упражнения, подвижные игры «Живая цель», «Салки мячом» и другие

Упражнения на развитие ловкости для вратарей 

  • прыжки с короткого разбега с касанием высоко подвешенного мяча руками (кулаком)
  • то же с поворотом до 180 градусов
  • различные прыжки с короткой скакалкой
  • прыжки с поворотами с использованием подкидного трамплина
  • переворот в сторону с места и с разбега
  • стойка на руках
  • из стойки на руках кувырок вперед
  • кувырок назад через стойку на руках
  • переворот вперед с разбега
  • упражнения на батуте: прыжки на двух ногах, сальто вперед и назад согнувшись, сальто назад прогнувшись
Упражнения для развития специальной выносливости
  • Переменный и повторный бег с ведением мяча.
  • Двусторонние игры (для старшей группы).
  • Двусторонние игры с уменьшенным по численности составами команд.
  • Игровые упражнения с мячом (трое против трех, трое против двух и т.п.) большой интенсивности.
  • Комплексные задания: ведение и обводка стоек, передачи и удары по воротам, выполняемые в течение 3-10 минут. Например, повторные рывки с мячом с последующей обводкой нескольких стоек и ударами по воротам, с увеличением длины рывка, количества повторений и сокращением интервалов отдыха между рывками.

Упражнения на развитие специальной выносливости для вратарей

  • повторная, непрерывная в течение 5-12 минут ловля мяча
  • отбивание мяча с падением, когда удары по воротам выполняются с минимальными интервалами 3-5 игроками
Упражнения для формирования у юных футболистов правильных движений без мяча
  • Бег: обычный, спиной вперед; скрестными и приставными шагами (вправо и влево), изменяя ритм за счет различной длины шагов и скорости движения.
  • Ацикличный бег (с повторными скачками на одной ноге)
  • Прыжки: вверх, вверх — вперед, вверх — вправо, вверх — влево, толчком двумя ногами с места и толчком одной и двумя ногами с разбега.

Упражнения для формирования правильных движений без мяча для вратарей

  • прыжки в сторону с падением перекатом
  • повороты во время бега (вперед и назад) направо, налево и кругом (переступая и на одной ноге)
  • остановка во время бега — выпадом, прыжком и переступанием

На основе Фед

www.dvorsportinfo.ru

Начальная техническая подготовка юных футболистов

В данной статье отражены результаты эксперимента по совершенствованию системы начальной технической подготовки юных футболистов.

Ключевые слова:футбол, техника футбола, техническая подготовка, ведение мяча, чувство мяча, обучение удару по мячу, подготовка юных футболистов.

Под технической подготовкой спортсмена понимают обучение основам техники двигательных действий и совершенствование избранных форм спортивной техники (характерных для вида спорта), обеспечивающих достижение высоких спортивных результатов. Для построения процесса обучения технике футбола решающее значение имеет структура обучения специфическим двигательным действиям и составленная на её основе систематизация средств технической подготовки [6].

Техническая подготовка начинается с этапа обучения базовым элементам техники. На начальном этапе необходимо обучить технике ведения, остановок, передач мяча и простейшим финтам. Основными задачами на данном этапе выступают формирование логического, зрительного и двигательного представления о действии, мотивационной и кондиционной готовности к обучению [2].

Для формирования представления традиционно применяется объяснительно-иллюстративный тип обучения, метод проблемного изложения и частично-поисковый метод. Для формирования двигательного представления о техническом приеме ввиду малого возраста занимающихся рекомендуется использовать метод целостного обучения, т. к. уровень двигательных способностей часто не позволяет соединить отдельные приемы техническое действие. При этом подбираются одноцелевые упражнения, которые выполняются в простых условиях: на месте или на малой скорости, без дефицита времени, без сопротивлений и т. д., благодаря чему формируются прочные навыки в стабильных условиях. Внимание занимающихся акцентируется на правильности выполнения технического приема, а не на его результативности [3].

Анализ современных программ по футболу для ДЮСШ [1,4] показал, что на данный момент средства технической подготовки, которые предложены нормативными документами, подобраны для детей в возрасте 6–7 лет. В программах обучение техническим приемам начинается с непосредственного выполнения приема техники футбола с последующим исправлением ошибок: ведения мяча, жонглирования от пола, ударов по воротам и т. д. Однако в данный момент минимальный возраст набора в футбольные школы составляет 4 года. Большинство детей в данном возрасте имеют низкий уровень координационных способностей, в виду чего выполнение простейших технических приемов для них вызывает большие сложности и характеризуется низкой устойчивостью и эффективностью, так как структура техники приемов футбола значительно отличается от естественных повседневных движений. Вследствие большого количества сбивающих факторов в коре больших полушарий не может сформироваться четкое двигательное представление технического действия. Дикие и агрессивные движения портят пластичность движущейся модели и приводят к задержанным, медлительным и ошибочным техническим действиям [7].

Для детей, которые имеют низкий уровень координационных способностей и выполняют базовые приемы техники футбола с большим количеством ошибок, необходимо подобрать посильные упражнения, которые они смогут успешно выполнить с минимальным количеством ошибок. Данные подводящие упражнения должны быть направлены на освоение двигательной структуры технических приемов футбола. Их выполнение должно иметь высокую стабильность для формирования четкой двигательной модели. Чем больше положительных эффективных действий, тем больший успех обучения.

Для формирования двигательных представлений о способах выполнения базовых приемов техники применяются адекватные их содержанию подводящие упражнения, представляющие собой «методические лесенки», с помощью которых осваивают элементы приема, главным образом — его основное звено. В качестве подводящий упражнений широко применяются упражнения на «чувство мяча», направленные на формирование двигательного представления и координационной готовности к обучению техническим приемам. На основе простейших движений с мячом в дальнейшем будет строиться обучение более сложным техническим приемам по принципам от простого к сложному [5].

Упражнения на «чувство мяча» развивают способность тонко дифференцировать выполняемые движения по кинетическим (пространственным, временным, пространственно-временным) и динамическим (величина мышечных усилий, распределение их во времени и пространстве) характеристикам, обеспечивая высокий уровень развития проприоцептивной чувствительности ног [3].

С учетом характера технических действий с мячом выделяются три группы упражнений на развитие «чувства мяча»:

—                   упражнения с перекатыванием мяча подошвой;

—                   упражнения с толканием мяча;

—                   упражнения с ударами по мячу.

Упражнения на развитие «чувства мяча» с перекатыванием мяча подошвой направлены на освоение в упрощенных условиях биомеханической структуры технических приемов, в которых действия с мячом производятся подошвой. Такими приемами являются некоторые виды остановок и ряд финтов. Упражнения с толканием мяча способствуют освоение биомеханической структуры технических приемов ведения. Одним из наиболее распространенных упражнений, направленных на развитие «чувства мяча» при ударе, является жонглирование.

Бельгийскими специалистами предложен способ, при котором достигается большое количество выполненных ударов по мячу более контролируемым способом: удары наносятся по мячу, который игрок держит в сетке в руке перед собой.

Благодаря освоению двигательной структуры технических приемов через многократное выполнение положительных эффективных действий в упражнениях на «чувство мяча», игрок осваивает большое количество двигательных моделей, на основе которых в дальнейшем строится выполнение ударов по воротам, передач и остановок мяча [7].

Почти все современные тренеры используют упражнения на «чувство мяча» в технической подготовке, однако чаще всего выполнение данных упражнений происходит при отсутствии логической связи с выполнением технических приемов в условиях игры. Поэтому основной задачей эксперимента являлось построение системы подводящих упражнений, направленных на освоение двигательной структуры базовых технических приемов в соответствии с требованиями для минимального возраста начального набора в спортивные школы по футболу.

Эксперимент проводился на базе ЗАО ФК «Динамо-Минск» с командами 2007 года рождения в период с 15 января по 15 апреля 2014. В эксперименте принимали участие 2 команды по 12 человек каждая с сопоставимым начальным уровнем физической и технической подготовки. Сущность эксперимента заключалась в использовании в качестве средств начальной технической подготовки разработанной системы подводящих упражнений. Только после освоения разработанных упражнений приступали к обучению и совершенствованию приемов техники футбола (ведения, передачи мяча, ударов по воротам). Ниже представлена разработанная нами система подводящих упражнений для начального обучения технике футбола (Таблица 1–5).

Начинать обучение «чувству мяча» наиболее целесообразно с катания мяча подошвой в виду того, что подошва является наиболее чувствительной частью стопы и контроль мяча ею отличается наибольшей управляемостью. Далее подбираются упражнения, которые направлены на развитие «чувства мяча» других частей стопы и на освоение моторной схемы технических приемов через близкие по своей структуре, но более простые упражнения.

При правильном ведении мяча происходит толчок мяча, а не удар, внешней стороной подъема, поэтому в начале обучения ведению необходимо развить «чувство мяча» внешней части подъема для правильного контакта ноги с мячом. Далее осваивается сам толчок мяча на месте и в движении, однако и на этом этапе сохраняется необходимость использования подошвы.

Обучение разворотам подошвой заключается в перекате мяча подошвой к себе или назад в сочетании с поворотами занимающегося через разные стороны.

Таблица 1

Система подводящих упражнений, для обучения ведению мяча по прямой и разворотам подошвой

1. Двигать мяч по всей подошве вперед-назад не отрывая ноги от мяча

2. Перекат мяча с подошвы на внешнюю сторону подъема и обратно не отрывая ноги от мяча

6. Покатить мяч назад подошвой перед собой — повернуться и остановить его подошвой другой ноги

9. Серединой подошвы двигать мяч по диагонали в сторону другой ноги вперед-назад

4. Покатить мяч к себе подошвой — толкнуть мяч перед собой внешней стороной подъема (поочередно двумя ногами)

7. То же, только одной ногой не отворачиваясь от мяча

10. Тоже, только в конце остановка мяча внутренней стороной стопы

5. Толкнуть мяч внешней стороной подъема — остановить подошвой (одной ногой, толкать на расстояние шага)

8. Покатить мяч назад подошвой за собой — остановить подошвой другой ноги

11. Тоже, только в конце продлить движение мяча в сторону внутренней или внешней стороной стопы

Ведение мяча по прямой

Развороты под себя подошвой

Развороты в сторону от себя подошвой

Развитие «чувства мяча» внутренней стороны стопы благоприятно сказывается на дальнейшем обучении передачам и остановкам мяча данным способом. Начинают обучение с плавных толчков мяча после наступания подошвой, затем обучают перебросам мяча — легким ударам по мячу внутренними сторонами стопы двумя ногами поочередно. Ряд специалистов рекомендует совершенствовать технику разворотов именно после перебросов, так как данным способом достигается в разы большее касание мяча за тренировку.

Перекаты мяча в различных направлениях схожи по своей моторной схеме с убираниями мяча внутренней и внешней стороной стопы.

Таблица 2

Система упражнений для совершенствования «чувства мяча» внутренней стороны стопы, подводящих упражнений для обучения ведению и разворотам

12. Двигать мяч в стороны перекатом с внешней стороны стопы на подошву и далее на внутреннюю сторону стопы, не отрывая ноги от мяча

13. Толкнуть подошвой в сторону от себя и не отрывая ноги от мяча остановить внутренней стороной стопы

16. Ставить ногу с разных сторон мяча после касания мяча подошвой

14. Тоже, только не остановить, а толкнуть к другой ноге внутренней стороной стопы

17. Стоя боком перекаты мяча подошвой себе на ход по прямой дальней ногой

20. Перекаты вперед в сторону двумя ногами поочередно с продвижением вперед

15. Перебросы мяча между ног

18. Стоя боком перекаты мяча подошвой себе на ход по прямой ближней ногой

21. Убирания мяча в стороны внутренней и внешней стороной стопы с продвижением вперед

Совершенствование «чувства мяча» внутренней стороны стопы для выполнения остановок и передач мяча

19. Перекаты вокруг себя поочередно двумя ногами

Ведение мяча внутренней и внешней стороной стопы

 

Развороты внутренней и внешней стороной стопы

 

Выполнение ударов с мячом в сетке позволяет добиться выполнения большого количества ударов по мячу более управляемым способом, по сравнению с традиционным набиванием мяча [7].

Таблица 3

Система подводящих упражнений с мячом в сетке для обучения удару по мячу

22. Удар подъемом — остановка мяча подошвой

23. Удары подъемом поочередно двумя ногами

24. Удары в стороны с остановками мяча (все внутренними сторонами стопы)

25. Удары в стороны поочередно двумя ногами внутренними сторонами стопы

26. Удар внутренней стороной стопы вперед — остановка мяча подошвой

27. Удар внутренней стороной стопы вперед — остановка мяча внутренней стороной стопы

28. Поочередно двумя ногами удары внутренними сторонами стопы

Выполнение разворотов подошвой в прыжке является эффективным средством ведения соревновательной борьбы. Начинают обучение с простых наступаний на мяч, затем смена ноги происходит в безопорном положении. Далее обучают убирать мяч подошвой от противника в различных направлениях в зависимости от его положения. Следующим шагом является обучение сочетать развороты подошвой с другими приемами техники футбола.

Таблица 4

Система подводящих упражнений для обучения разворотам подошвой с прыжком

29. Наступать на мяч поочередно двумя ногами

30. Наступать на мяч поочередно двумя ногами, смена ноги в прыжке

31. Подошвами катить мяч от одной ноги к другой стоя на месте

32. Подошвами катить мяч от одной ноги к другой, смена ноги в прыжке

33. Прыжки на одной ноге вперед, назад и вокруг себя, двигать мяч носком другой ноги.

Обучение финтам следует начинать после обучения элементам техники, входящих в состав финтов. В таблице курсивом указаны упражнения, на основе которых строится обучение финтам.

Таблица 5

Система подводящих упражнений для обучения финтам.

5. Толкнуть мяч внешней стороной подъема — остановить подошвой (одной ногой, толкать на расстояние одного шага)

20. Перекаты вперед в сторону двумя ногами поочередно с продвижением вперед

1. Двигать мяч по всей подошве вперед-назад не отрывая ноги от мяча

34. Толкнуть мяч вперед внешней стороной подъема — остановить подошвой (смена ноги)

37. Убирания мяча в стороны внешними сторонами стопы поочередно двумя ногами

42. Подошвой покатить мяч за опорную ногу — покатить в сторону внутренней сторону стопы

35. Толкнуть мяч вперед внешней стороной подъема — подошвой покатить мяч к другой ноге

38. Убирание мяча в сторону внешней стороной стопы — переступить этой же ногой за мяч (смена ноги)

 

36. Толкнуть мяч в сторону внешней стороной подъема — подошвой покатить мяч к другой ноге (смена ноги в прыжке)

39. Ложный шаг в одну сторону — убирание мяча внешней стороной стопы в другую

Убирание мяча подошвой под себя с продлением движения мяча внешней стороной стопы

40. Махи ногой перед мячом поочередно двумя ногами

 

41. Мах ногой перед мячом — убирание мяча внешней стороной стопы другой ноги в противоположную сторону

Результаты исследования и их обсуждение. В начале и в конце эксперимента проводилось исследование содержания и качества выполнения ТТД в матче между экспериментальной и контрольной группой.

Таблица 6

Исследование структуры соревновательной деятельности контрольной группы

Кол-во до эксперимента

% успешно выполненных

Кол-во после эксперимента

% успешно выполненных

Ведение мяча

52

48

62

53

Обводка

59

35

60

44

Передача мяча

54

53

63

65

Остановка мяча

48

65

59

63

Удар по воротам

25

29

36

35

Общее количество

238

280

Среднее значение

46,0

52,0

Таблица 7

Исследование структуры соревновательной деятельности экспериментальной группы

Кол-во до эксперимента

% успешно выполненных

Кол-во после эксперимента

% успешно выполненных

Ведение мяча

53

40

75

68

Обводка

54

47

70

56

Передача мяча

69

63

85

75

Остановка мяча

50

46

69

63

Удар по воротам

23

43

32

68

Общее количество

249

331

Среднее значение

47,8

61

Анализ структуры соревновательной деятельности после выявил несущественный прирост количества выполненных в матче ТТД (p>0.05) и существенный прирост качества выполненных ТТД (p≤0,01), что свидетельствует об эффективности предложенной нами методики. Данный результат получен главным образом за счет того, что подобранные нами упражнения позволяют выполнить большее количество технических приемов более управляемым способом, чем при традиционном обучении технике футбола.

Литература:

1.                         Андружейчик, М. Я. Футбол: программа для специализированных учебно-спортивных учреждений и училищ олимпийского резерва / М. Я. Андружейчик. — Минск: РУМЦ ФВН, 2006. — 110 с.

2.                         Боген, М. М. Обучение двигательным действиям / М. М. Боген. — М.: Физкультура и спорт, 1985. — 192 с.

3.                         Кудяшев, Н. Х. Техническая подготовка юных футболистов на начальном этапе обучения: дис. … канд. пед. наук: 13.00.04 / Н. Х. Кудяшев. — Набережные Челны, 2001. — 159 с.

4.                         Поурочная программа подготовки юных фуболистов 6–9 лет. / Годик М. А., Мосягин С. М., Швыков И. А. — Н.Новгород: РА «Квартал», 2012–256 стр.

5.                         Спортивные игры: Техника, тактика, обучение: учеб.для студ. высш. пед. учеб. заведений /Ю. Д. Железняк, Ю. М. Портнов, В П. Савин, А. В. Лексаков / под ред. Ю. Д. Железняка, Ю. М. Портнова. — М.: Издательский центр «Академия», 2001. — 520 с.

6.                         Суворов, В. Я. Техническая подготовка юных футболистов на основе структуры соревновательной деятельности: дис…. канд. пед. наук: 13.00.04 / П. В. Анисимов. — Н. Новгород, 2005. — 370 с.

7.                         SenseBall // CogiTraining and SenseBall — Intelligent football training programs [Электронный ресурс]. — 2012. Режим доступа: http://www.cogitraining.com/en/the_senseball_practice — Дата доступа: 27.04.2014.

moluch.ru

Примерные контрольные упражнения для футболистов

Для повышения интереса к тренировкам по технике футбола и физической подготовке два-три раза в году между футболистами проводятся внутрикомандные соревнования по следующей программе (примерно).

1.       Ударом по неподвижному мячу правой и левой ногами попасть с расстояния 30 м в круг диаметром 10 м. Внутри круга очерчена окружность диаметром 5 м. В центре окружности воткнут угловой флаг (рис. 83).

Условия. Мяч должен быть послан в круг по воздуху и упасть непосредственно в круг. За попадание в малый круг дается 2 очка, в большой — 1 очко. По сумме очков выявляются порядковые места, занятые футболистами. 5 попыток каждой ногой.

2.       Доставать в прыжке с разбега подвешенный мяч. Высчитывается разница между высотой, на которой подвешен мяч, и ростом футболиста.

Условия. Начинают доставать мяч с 1 м 80 см; в дальнейшем высота увеличивается каждый раз на 5 см. На каждой высоте дается 5 попыток. Выявляются порядковые места, занятые футболистами.

3.       Ведение мяча по центровой окружности поля. Футболист ведет мяч снаружи центровой окружности. Мяч не должен касаться разметки. Старт и финиш у средней линии, вне окружности.

Условия. Дается по 3 попытки в каждую сторону и фиксируется секундомером лучшее время, показанное в каждую сторону. По сумме 2 лучших результатов определяются порядковые места, занятые футболистами.

4.       Вбрасывание мяча. Футболисты вбрасывают мяч, соблюдая правила игры. Отмечается дальность броска (по месту падения мяча па землю).

Условия. Дается 5 попыток. По лучшему результату выявляются порядковые места. Вес мяча фиксируется.

5.       Удары в ворота. Футбольные ворота при помощи веревок или свисающей сетки размещаются следующим образом.

На высоте метра от земли (пола) столбы ворот соединяются туго натянутой веревкой. Отделенная верхняя часть ворот размечается па 3 равные части свисающими от верхней перекладины веревками, соединенными с нижней, горизонтально расположенной, веревкой.

Условия. С расстояния 20 м ударом по неподвижному мячу попасть в одну из 3, заранее указанных, верхних частей ворот (рис. 84).

Дается по 5 попыток для каждой ноги. Мяч должен лететь но воздуху. За каждое попадание дается 1 очко. Выявляются порядковые места, занятые футболистами.

6. На беговой дорожке отмечается 40-метровый отрезок. По сигналу футболист пробегает с предельной быстротой 40 м. Показанное время фиксируется секундомером. После пересечения линии финиша футболист должен не более чем за 10 сек. вернуться на старт и по сигналу вновь пробежать 40 м с предельной скоростью, затем вновь вернуться за 10 сек. на старт и т. д.

Условия. Футболист должен повторить упражнение 10 раз. Время фиксируется, и по сумме 10 рывков выявляется порядковое место в команде;
Примечание. Этот норматив проводится не раньше чем через месяц после планомерных занятий по футболу.

По лучшей сумме занятых мест по всем нормативам выявляются порядковые места всех игроков команды.

www.offsport.ru

Средства тренировки футболистов

В подготовке футболистов используется множество различных упражнений: от простых — бег, прыжки, силовые упражнения, удары по неподвижному мячу, передачи мяча в парах, до самых сложных: игровых упражнений с решением сложных игровых задач, координационных упражнений аэробики и акробатики. Воздействие каждого из этих упражнений на функциональные системы организма футболистов и их интеллект неодинаково, и поэтому СТЭ упражнений различаются как по величине, так и по направленности.

В футболе, как и во всех остальных видах спорта, обычно работают две группы тренеров: профессиональные и остальные. Особенностями работы профессионального тренера следует назвать три момента:

1) Первый: профессиональный тренер заранее планирует тренировочную работу на очередной этап подготовки.
2) Второй момент: после каждого тренировочного занятия он регистрирует, что футболисты сделали из запланированного и как они это сделали.
3) Третий момент: после окончания каждого цикла или этапа он анализирует нагрузки, выполненные его футболистами, и по результатам этого анализа выбирает для следующего этапа наиболее эффективные средства и методы тренировки.

Все остальные тренеры работают по следующей схеме: придя на тренировку, они задают своим помощникам вопрос: ну, что сегодня будем делать? Естественно, что анализировать такую работу невозможно. Таким образом, планирование и анализ тренировочных и соревновательных нагрузок — это самые важные разделы работы тренера. Но эффективность этой работы во многом зависит от показателей, которые используются для планирования тренировочной работы. До недавнего времени планирование и анализ проводили по следующей схеме (таблица 4.1).

Таблица 4.1 Типовая схема планирования тренировочных нагрузок футболистов

Логика в такой таблице есть, и она соответствует логике управления. Применительно к спортивной тренировке процесс управления — это изменение соотношения относительных объемов разных средств подготовки на каждом из ее этапов. В соответствии с теорией и просто здравым смыслом объем средств физической подготовки на базовом этапе подготовительного периода должен быть значительно большим, чем во втором круге соревновательного периода.

Вопрос в одном: какие упражнения стоят за словосочетанием «тактическая подготовка» (или «физическая подготовка» и т.д.)? Ведь за цифрами 20% или 50% на разных этапах годичного цикла стоят вполне конкретные упражнения. Например, это может быть тактическое упражнение, изображенное на рисунке 4.1, при выполнении которого совершенствуется тактика фланговых атак. В этом упражнении игра идет на результат, и голы можно забивать как в основные ворота, так и в дополнительные, которые устанавливаются на флангах. Но гол в эти ворота засчитывается лишь в том случае, если после прохождения ворот мяч попадает к партнеру. Гол как фланговая передача, для эффективности которой нужно создать зону, в которую ворвется партнер, обеспечить условия для продолжения фланговой атаки и т.п. Поэтому отнесение этого упражнения к средствам совершенствования тактики вполне справедливо.

Вместе с тем, все эти тактические действия требуют вы-полнения таких технических приемов как прием и передачи мяча, ведения, обводка, удары по воротам. Выполнение этих приемов — это не что иное, как совершенствование техники. Поэтому отнесение этого упражнения к средствам совершенствования техники также справедливо.

Рис.4.1. Совершенствование тактики фланговых атак: игровое упражнение с дополнительными воротами на флангах

Если одеть на футболистов, выполняющих это упражнение спорттестеры, и зарегистрировать ЧСС, то получим следующие данные: максимальная ЧСС — 180—190 уд/мин, средняя — 155-165 уд/мин. Воздействие этого упражнения на развитие аэробных и анаэробных возможностей футболистов несомненно. И по этой причине его можно отнести к средствам совершенствования физической подготовленности футболистов.

Вместо этого командного тактического упражнения можно было бы проанализировать десятки других, аналогичных. Вывод анализа был во всех случаях одинаков: воздействие упражнений многостороннее и отнести их к средствам совершенствования только тактики, или только техники, или только физической подготовленности, неправомерно.

Рис. 4.2. Совершенствование техники ударов по движущемуся (катящемуся или летящему) мячу

Рис. 4.3. Передачи мяча и удары по воротам после скоростных рывков со «стенкой»

Можно взять более простые игровые упражнения с заранее известной тактикой перемещений и действий. Это упражнения 4.2 и 4.3, при выполнении которых совершенствуется техника ударов по воротам. Или упражнения 4.4, используемое для совершенствования техники «передач мяча на ход», и упражнение 4.5, используемое для этой же цели, но в сочетании с совершенствованием техники ударов по воротам.

Однако помимо техники эти упражнения воздействуют на развитие физических качеств, и частности, скоростной выиосливости. П.Ф.Садырин использовал в подготовке футболистов своих команд упражнения 4.2 и 4.3, и при их выполнении футболисты пробегали с околопредельной мощностью до 800 м.

Таким образом, схема планирования нагрузок, приведен¬ная в таблице 4.1, не соответствует реалиям футбола, и должна быть заменена на другую. Автор этой книги разработал другую классификацию нагрузок в футболе. В соответствии с I юн планирование и контроль нагрузок в футболе проводится с использованием следующих характеристик:
1) Первая из них — специализированность упражнений, в соответствии с которой все они разделяются на две группы: специфические (игровые) и неспецифические (неигровые). В свою очередь специфические (футбольные) упражнения разделяются на командные, групповые и индивидуальные.
2) Вторая характеристика — направленность упражнений на развитие физических качеств футболистов. Есть упражнения смешанной направленности, при выполнении которых совершенствуются сразу несколько проявлений разных физических качеств футболистов. Это происходит, как правило, при выполнении командных и групповых упражнений. Есть упражнения избирательной направленности, при выполнении которых совершенствуется преимущественно какоето одно физическое качество. Это, как правило, неспецифические упражнения.
3) Третья характеристика — нагрузка упражнений. Она может быть максимальной, большой, средней, малой. Более точные рекомендации дает В. В. Лобанове кий с соавторами. Он и его помощники считали, что нужно определять относительную величину нагрузки (в %). Делать это нужно по количеству серий упражнений, в которых работа выполняется с субмаксимальной и максимальной интенсив¬ностью. За 90-100% принимается нагрузка календарной игры или нагрузка 9-10 серий упражнений, 80% — 7-8 се¬рий, 70% — 6 серий, 60% — 5 серий, 50% — 4 серии, 40% — 3 серии, 30% — 2 серии.

Рис. 4.4. Передача мяча в движении со сменой мест в группе из 3 человек

Рис. 4.5. Передача мяча в группе из 4 футболистов выполняемых в ходе согласованных по времени, пространству и скорости перемещения

При использовании такой классификации любое из тренировочных упражнений попадает в свою ячейку матрицы планирования и контроля нагрузок в футболе (таблица 4.2).

Данные этой таблицы формируются вполне понятным способом. Все футбольные упражнения заносятся в строку «специфические средства», все остальные упражнения — в строку «неспецифические средства». В базовом цикле подготовительного периода объем этих средств составляет 40%, а в конце второго круга чемпионата страны — 80%. В остальных тренировочных циклах года значения этих относительных объемов футбольных упражнений будут лежать в промежутке между этими цифрами.

Таблица 4.2 Матрица планирования и контроля нагрузок в футболе

Однако, тренер должен обосновать (прежде всего самому себе), что именно такое соотношение специфических и неспецифических нагрузок, а также распределение их по воздействию на развитие физических качеств будет оптимальным.

Все эти средства физической подготовки реализуются в рамках тренировочных занятий, форма которых может быть следующей:
1) Разминка. Она состоит из двух частей. Первая часть — игровые упражнения в сочетании со стретчингом (3 минуты игра и 2-3 минуты стретчинг и т.д.). Или упражнения «школы футбола» (передачи мяча в парах, тройках и т.п.) в сочетании со стретчингом. Или бег трусцой в сочетании со стретчингом. Или перемещения по полю групп игроков, согласованные по времени и пространству, в сочетании со стретчингом. Кроме стретчинга можно во всех этих случаях использовать маховые движения. Вторая часть разминки — это координационные, беговые и прыжковые упражнения.
2) Групповые упражнения, при выполнении которых решаются конкретные игровые задачи; 
3) Командные упражнения, применяемые для освоения тактической схемы игры; 
4) Упражнения физической подготовки; 
5) Упражнения заминки.

Есть занятия, в которых планируют полный набор всех них упражнений. Но вполне возможны занятия, в которых кроме разминки есть только упражнения физической подготовки, или разные упражнения групповой тактики и т.д.

www.dokaball.ru

Подготовка юных футболистов | Football Agency in Spain

Подготовка юного футболиста, в первую очередь, должна способствовать проявлению интереса к футболу, а также физической закалке организма и развитию общей координации с мячом и без, воспитанию морально-волевых качеств; должна содействовать улучшению здоровья юных футболистов для обеспечения полноценного и разностороннего физического развития растущего организма.

 

Футбол – игра с мячом, да не просто игра, но и яркое зрелище со своими законами и правилами. Кроме того, в футболе действуют общие закономерности и принципы подготовки спортсменов, свойственные всем видам спорта. Футбол – командная игра, но на начальном этапе подготовки молодых любителей футбола командные задачи являются вторичными. На первый план выходит индивидуальное обучение технике и развитие координационных способностей юных футболистов. В современном футболе особенно востребованными являются универсальные игроки, способные сыграть на нескольких позициях, и индивидуальное техническое мастерство которых позволяет им эффективно контролировать мяч в насыщенных соперниками участках футбольного поля.

Развитие юного футболиста

Программа развития юного футболиста должна готовить детей к футболу, в который они будут играть в профессиональных командах через 10-15 лет. Соответственно, элементам «игры будущего» нужно начинать учить с раннего детства.

Цель программы развития юных футболистов: Совершенствование многих необходимых в жизни двигательных и морально- волевых качеств средствами футбола.

Задачи:

Обучающие:

  • расширение знаний в области футбола и спорта в целом
  • обучение навыкам игры в футбол на уровне компетентности
  • обучение техническим приемам и правилам игры
  • обучение приемам и методам контроля физической нагрузки при самостоятельных занятиях
  • овладение навыками регулирования психического и эмоционального состояния

Развивающие:

  • развитие физических качеств и укрепление здоровья,
  • совершенствование двигательных навыков
  • повышение технической и тактической подготовленности
  • совершенствование навыков и умений игры
  • освоение базовых технических приемов

Воспитательные:

  • формирование у детей интереса и любви к футболу и спорту
  • опережающее воспитание координационных качеств и скоростных способностей, гибкости
  • выработка организаторских навыков и умения действовать в коллективе
  • воспитание чувства ответственности, дисциплинированности, взаимопомощи
  • воспитание привычки к самостоятельным занятиям, избранным видом спорта в свободное время
  • воспитание футбольного интеллекта и умения применять нестандартные ходы в играх
  • воспитание умений гибко менять тактическую схему игры
  • формирование потребности к ведению здорового образа жизни
  • сохранять и повышать спортивную работоспособность
  • прививать навыки жизни и закаливания организма

Мотивационные:

  • формировать потребность в самостоятельных занятиях футболом
  • прививать интерес к систематическим занятиям футболом

Особенностью современных программ развития юных футболистов должно являться упор на изучение новейших и современных тактических действий и методических приемов, что позволяет достигнуть более высокого результата в игре, а также внедрение в процесс обучения активной психологической подготовки и воспитательной работы.

Рекомендуемое процентное соотношение времени для изучения соответствующих умений и навыков на  начальном  этапе обучения юных футболистов:

  1. общая координация с мячом и без мяча, ведение мяча со сменой направления и скорости — 40 %
  2. игра 1 х 1: обучение  обманным  движениям  с  мячом  и отбору  мяча — 30 %
  3. удары по воротам  с  различных  положений —  20 %
  4. передачи и остановки мяча —  10 %

Степень  освоения  техники  и  тактики  проверяется  в  играх.  Продолжительность  каждой  игры —  2  тайма  по  пять  минут.  Самым  важным  моментом  является  то,  что  при  проведении  матчей,  необходимо менять позиции игроков и составы  команд.

Для  тестирования  двигательных  способностей  детей  6—10  лет  выбираются  комплексы  тестов  так,  чтобы  дифференцированная  оценка  тестов  давала  не  только  общую  характеристику,  но  и  выявляла  их  взаимосвязь  с  характеров  и  содержанием  двигательной  деятельности.

Результаты  полученные  в  ходе  тестирования,  позволит  тренеру  вносить  коррективы  в  организацию  учебно-тренировочного  процесса.

В  играх  и  игровых  упражнениях  развитие  различных  качеств  происходит  комплексно.  В  подготовке юного футболиста рекомендуется использовать  упражнения  из  различных  видов  спорта,  позволяющих  совершенствовать  эти  качества  раздельно.

Важно! Тренеру необходимо:

  • Перед упражнением

 не только рассказать и показать что требуется от юных воспитанников, но и объяснить для чего то или иное упражнение, какие навыки оно развивает, а лучше непосредственно перед упражнением задать футболистам вопрос о том, а что они думают по поводу предстоящего задания.

  • После упражнения

расспросить игроков о выполненном задании, что получалось и что нет, какие идеи возникли и какие навыки были задействованы в процессе выполнения и т.д.

 

Возраст 6—10  лет  —  наиболее  благоприятный  для  развития  быстроты,  гибкости,  ловкости  и  общей  выносливости.  Для  развития скорости используются:

  • ходьба  и  бег  с  изменением  направления  и  с  остановкой  по  сигналу;
  • бег  змейкой  между  расставленными  стойками;
  • ускорения  и  рывки  с  мячом  до  30  м;
  • ведение  с  мячом  между  препятствиями с различной скоростью и сменой направления движения;
  • рывки  к  мячу,  с  последующим  ударом  по  мячу;
  • выполнение  элементов  техники  в  быстром  темпе;
  •  упражнения  с  увеличивающейся  амплитудой
  • эстафеты с различными игровыми заданиями

Для  развития  ловкости:

·     динамические  акробатические  упражнения;

·     прыжки  со  скакалкой;

·     упражнения  в  статическом  и  динамическом  равновесии.

 

Для  развития  общей  выносливости:

·     бег  в  умеренном  темпе  от  200  м  до  1000  м;

·     общеразвивающие  упражнения,  выполняемые  поточным  методом  в  течении  5—6  минут.

·     парные  упражнения  с  выполнением  заданий

 

Тренировки должны быть разнообразными и увлекательными, не похожими одна на другую; ведь для работы над одним и тем же навыком существует множество интересных упражнений и игр. 

На  этапе  начальной  подготовки  одной  из  составляющей  эффективности  работы  с  детьми  является  качество  труда  тренера.  Профессиональные  функции  тренера  многообразны.  Выступая  в  роли  наставника,  воспитателя,  тренер  не  только  обеспечивает  общую  физическую  подготовку  детей,  но  и  учитывая  их  возрастные  особенности  старается  влиять  на  становление  эмоциональной  сферы,  воспитывает  чувство  коллективизма,  взаимопомощи.

Дети  6—9  лет  отличаются  высокой  возбудимостью,  подвижностью  нервных  процессов,  легко  усваивают  внешнюю  видимую  сторону  физических  упражнений,  поэтому  одним  из  основных  средств  используемых  на  занятиях,  являются  подвижные  игры  и  эстафеты.

Любая  игра  имеет  конкретную  цель  и  определенные  правила,  которыми  дети  занимаются  добровольно.  Повторяясь  многократно,  одна  и  та  же  игра  вызывает  у  них  интерес.

Используя  эти  особенности,  тренер  в  учебном  процессе  решает  разнообразные  задачи,  направленные  на  качественное,  технически  верное  выполнение  двигательного  задания,  что  значительно  позволяет  повышать  эффективность  учебно-тренировочного  процесса.

При  правильной  организации  игр  и  игровых  заданий  они  всегда  доставляют  детям  удовольствие,  создают  хорошее  настроение,  дают  возможность  для  проявления  личной  активности  и  инициативы.

Уровень  трудности,  применяемых  игровых  упражнений  на  занятиях  по  физической  нагрузке  и  сложности  игрового  взаимодействия  участников,  должен  быть  доступен  занимающимся  и  возрастать  плавно  и  постепенно.

Игра  —  это  комфортное  самочувствие  даже  при  больших  психических  и  физических  нагрузках.

Используя  на  занятиях  игры  —  эстафеты,  необходимо  так  разбивать  детей  на  подгруппы,  чтобы  впереди  стояли  более  подготовленные  воспитанники,  которые  безошибочно  выполняли  бы  упражнения.

Для  проведения  таких  занятий  тренеру  необходимо  пресекать  насмешки,  неуважительные  реплики  по  отношению  к  тем,  кто  делает  это  неловко,  тем  самым  дети  будут  подражать  лучшим,  и  не  будут  стесняться  выполнять  упражнения.  Движения  их  станут  более  свободными  и  раскованными,  а  формирование  положительных  эмоций  позволит  повысить  интерес  к  занятиям.

Большое  влияние  уделяется  на  занятиях  формированию  навыков  дыхания  и  совершенствованию  функциональных  возможностей  двигательной  системы.  Тренер  обучает  детей  в  процессе  занятий  различным  видам  дыхания  и  умению  сочетать  дыхательные  движения  с  выполнением  физических  упражнений,  самоконтролю  за  состоянием  своего  здоровья.

Развитие юных футболистов: Заключение

1.  Использование  разнообразных  средств  и  методов,  позволяет  каждому  тренеру  творчески  моделировать  учебно-тренировочный  процесс.

2.  Приучая  юных футболистов к  различным  видам  двигательных  действий,  тренер  тем  самым  развивает  у  них  творческое  проявление  и  интерес  к  этой  деятельности,  развивает  внутри  коллективные  связи,  от  которого  зависит  нравственное  развитие  детей,  психологический  климат  коллектива.

pro-sportagent.com

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *