Образование против таланта кен робинсон – Seite nicht gefunden

Кен Робинсон — Образование против таланта: shkola30 — LiveJournal

Творчество сейчас настолько же важно, насколько важна грамотность, и мы должны придать творчеству соответствующий статус.

В школе вас наверняка мягко отвлекали от интересных вам уроков, поскольку вы бы никогда не смогли сделать их своей профессией: «Не занимайся музыкой, ты никогда не станешь музыкантом, не занимайся рисунком, ты никогда не станешь художником». Добрый совет, но, увы, ошибочный: наш мир охвачен революцией.

Убогая, несбалансированная учебная программа порождает убогое, несбалансированное образование

Программа должна давать равный статус и одинаковые ресурсы развитию чтения и счета, естественным и гуманитарным дисциплинам, искусствам и физкультуре. Языки и математика предлагают нечто гораздо большее, нежели знание слов и умение считать. Изучение языков должно включать литературу, навыки ораторского мастерства и умение слушать. После того как эти фундаментальные предметы будут усвоены, математика откроет путь к неисчерпаемым областям абстракции и концептуальному языку науки и технологий.

Многие люди отвергают занятие любимым делом из финансовых соображений, сознательно выбирая нелюбимые, но доходные сферы деятельности. Однако работа, которая сегодня позволяет вам оплачивать счета, легко может утратить свое значение в следующем десятилетии. Если вы никогда не учились мыслить творчески и познавать свои истинные способности, что вы будете делать тогда? Если говорить более конкретно, что будут делать наши дети, если мы продолжим готовить их к жизни, используя старую модель образования, которая затрудняет процесс поиска и творчества?

Что делать родителям? Не мешать

Дети не боятся ошибаться и поэтому так смелы в творчестве, но система образования построена на нетерпимости к ошибкам. В результате люди отучаются от этой способности ошибаться, а вместе с ней теряют свою способность к творчеству. Это происходит из-за родителей и учителей, которые выкорчевывают из детей таланты.

Я определяю творчество как процесс генерирования оригинальных идей, имеющих ценность. Творчеством можно заниматься в любой сфере, где востребован интеллект. Это могут быть музыка, танец, театр, математика, наука, бизнес, взаимоотношения с другими людьми, поскольку человеческий интеллект отличается поразительным разноообразием, а люди способны творить многочисленными и самыми необычными способами.

Сколько детей покидают школьные стены неуверенными, разочаровавшимися в себе, убежденными в своей никчемности и серости? Они в растерянности и не знают, куда им двигаться дальше. Ведь то, что они любят и умеют делать, в школе зачастую не ценится и принимается с сочувственным сожалением.

Роль учителя и наставника

Человеческие ресурсы похожи на природные тем, что заложены глубоко, их надо выискивать, на поверхности они не лежат, и для их проявления надо создавать условия.

Не существует ни одного теста, ни одной компьютерной программы, которые могли бы выявить подобные тончайшие оттенки личных предпочтений, отличающие простой интерес от потенциальной горячей страсти. И только опытный наставник способен это сделать.

Другая функция наставника — поощрение. Наставники помогают нам поверить в свои силы. Они рядом, чтобы напоминать нам о том, что мы уже умеем и чего можем достичь, если продолжим усердно трудиться.

Вывод: учитель — исключительно творческая профессия.

Если уметь зажечь в детях искру любопытства, очень часто они будут учиться без дальнейшего содействия. Познание естественно для детей

Проблема в том, что образовательная культура стала сосредоточенной не на преподавании и изучении, а на контроле. Вместо любопытства мы имеем культуру соответствия. И детей и учителей подталкивают к тому, чтобы следовать типовым алгоритмам, вместо того чтобы пробуждать силу воображения и любопытства.

Традиционные методы предполагают формальное преподавание всему классу и обучение методом заучивания фактов. К прогрессивным методам относится обучение-исследование, когда ученики индивидуально или в группах работают над интересующими их темами и предлагают собственные идеи.

Обучая ради творчества, учителя стремятся поощрять эксперименты, поиск и готовность совершать ошибки, поощрять выражение личных идей и чувств, свежую мысль, развивать понимание роли интуиции, поощрять студентов выдвигать гипотезы, способствовать критической оценке идей.

Что делать министерствам и школам?

Образовательный процесс происходит не в залах заседаний и не в законодательных учреждениях. Он проходит в классах и школах, а люди, осуществляющие его, — это учителя и учащиеся, и если их лишить свободы действий, этот процесс перестанет работать. Нужно вернуть им свободу действий — как это сделали в Финляндии.

В школах существуют установленные часы работы и предписанные правила поведения. Школы основаны на принципах стандартизации и подчинения.

По методике обучения с перерывами — spaced learning — учитель ведет урок блоками с несколькими десятиминутными перерывами для двигательной активности. Во время эксперимента по распределенному обучению школьники успешно справились с 90 процентами заданий по физике в течение пары, состоящей из двадцатиминутных блоков и десятиминутных перерывов на физические упражнения, причем ученики заранее не готовились к этой работе. У детей диагностируют различные состояния, объединённые очень общим названием — синдром дефицита внимания (СДВГ). Я не говорю, что нет такого явления. Но я просто не верю, что это действительно такая уж эпидемия.

Если ваши дети проводят час за часом, занимаясь примитивной канцелярской работой, сидя за своими партами, считая и записывая под диктовку, стоит ли удивляться тому, что они начинают ёрзать?

Дети в большинстве своем страдают не от психических синдромов. Они страдают детством.

Суточные биоритмы подростков отличаются от биоритмов взрослых. Мозг подростка на два часа отстает от времени взрослых. Биологические часы ребенка перестраиваются, когда он вступает в переходный возраст. Подростки встают позже не потому что так ленивы, а потому что они на это биологически запрограммированы. Лишение подростков сна может влиять на их психическое и физическое здоровье и, соответственно, на обучение. Неправильное расписание способствует депрессии, набору лишнего веса и снижению иммунитета. Школьникам необходимо изменить распорядок всего своего рабочего дня!

Применять экзамены и тесты ради постоянного контроля («а каков у нас уровень прогресса на сегодня?») — это как то и дело выдергивать из земли растение, чтобы увидеть, как оно растет

Правильное использование стандартизированных тестов может обеспечить педагогов важной информацией для поддержки и улучшения образовательного процесса. Проблема возникает, когда эти тесты превращаются в нечто большее, чем просто инструмент образования, и становятся его главной целью. Сегодня эти тесты превратились в большой бизнес.

Где пригодится творчество

Существует множество способов помочь вам стать творческой личностью. Если кто-то признается, что не умеет читать и писать, вряд ли вам придет в голову, будто ваш собеседник не способен это делать — его просто не научили чтению и письму. То же самое и с творческими способностями. Когда люди говорят, что в них нет ничего творческого, я предполагаю, что они всего лишь не учились вовлекать себя в процесс созидания.

Высшее образование переоценено

Мы одержимы идеей поступления в университеты, причем в определённые университеты. Я не говорю, что поступать не надо, но на самом деле это надо не каждому и уж точно не каждому немедленно. Можно поступить попозже, не сразу.

Высшее образование сегодня ценится гораздо меньше, чем раньше. Дипломы сейчас имеет слишком много людей. Население планеты за последние 30 лет удвоилось с 3 до 6 миллиардов человек, а к середине столетия может достичь девяти миллиардов. В ближайшие 30 лет высшее образование получит больше людей, чем с начала истории в целом.

Иногда бросить школу — это лучшее, что может сделать человек.

Найти свое призвание можно в любом возрасте

Призвание — это точка соприкосновения природных способностей и личных предпочтений.

Призвание имеет два главных признака — способность и страсть к какому-либо делу.

Страх не получить одобрения и не оправдать ожиданий часто становится неотъемлемой частью взаимоотношений с самыми близкими людьми. Наши родители, братья и сестры, супруги и дети обычно имеют четкие взгляды относительного того, что мы должны или не должны делать со своей жизнью. Однако они могут глубоко заблуждаться.

Открытие своего призвания не гарантирует, что вы станете богаче. Это не гарантирует вам славы, популярности или улучшения отношений в семье. Однако пребывание в своей стихии, даже в течение непродолжительного времени, может сделать жизнь каждого человека полнее и гармоничнее.

shkola30.livejournal.com

Робинсон Кен. Образование против таланта

• Кен Робинсон
mm

Ш

ОБРАЗОВАНИЕ
ПРОТИВ

ТАЛАНТА

шяш

Тематика: образование, креативное мышление, саморазвитие

Сэр Кен Робинсон возглавлял Национальную комиссию по творческому потенциалу, образованию и экономике при правительстве
Великобритании, получил множество наград от разных стран
за развитие систем образования.
Видео выступления автора на конференции TED, посвященное
проблемам современной системы образования посмотрели уже более
200 миллионов человек из 150 стран!
Чем сложнее становится мир, тем больше креативности должны проявлять люди, чтобы справиться с его вызовами. У каждого из нас время от
времени появляются новые идеи, но как превратить творческий порыв
в постоянный созидательный процесс? Для тех, кто хочет превратить
креативность в неизменную составляющую своей жизни, найти свое
признание и прожить жизнь творчески, кто хочет создать творческую
атмосферу в своей компании, и была написана эта книга.

Л Существующая система образования требует глубоких изменений.
Цель нового образования, о котором пишет Кен Робинсон, — научить
детей понимать себя, любить окружающих людей и, самое главное, творить. Это очень достойный подход к обучению детей, и мы обязательно
реализуем его в нашей школе. И
— Евгения Белонощенко,
основатель сети центров раннего развития «Бэби-клуб»

Л В момент проявления творческих способностей человек становится
собой и проживает свою жизнь. Кен Робинсон настойчиво призывает
задуматься о своей индивидуальности, начать мечтать и поддаться природе своих чувств. Мы создаем мир, в котором мы живем. Ц
— Татьяна Бусаргина,
генеральный директор StudyLab — Образование за рубежом

® Время прочтения ~ 6 часов

Образование против таланта

^ArSf

iiiiiiiiiii:
Робинсон, Лу Ароника

-•р. Пенина 17 2010001156122
Цена: 195.8 грн.

шл I1III

I
I
I

Эту книгу хорошо дополняют
Призвание
Кен Робинсон
Сила воли
Келли Макгонигал
Не набрасывайтесь на мармелад!
Хоаким де Посада и Эллен Зингер
Личное развитие
Стивен Павлина
Дизайн-мышление в бизнесе
Тим Браун
М е л к и е ставки
Питер Симе
365 дней очень творческого человека
Яна Франк

Ken Robinson

Out of Our Minds
Learning to be creative

Capstone

Кен Робинсон

Образование
против таланта

Перевод с английского Наталии Макаровой

Издательство «Манн, Иванов и Фербер»
Издательство «Эксмо»
Москва, 2013

УДК 37.036.5
ББК 74.2
Р58

Робинсон, К.
Р58 Образование против таланта. / Кен Робинсон ; пер. с англ. Наталии Макаровой. — М.: Манн, Иванов и Фербер, Эксмо, 2013. — 336 с.
ISBN 978-5-91657-415-9
Человеческому интеллекту присуща разносторонняя и уникальная способность
к созиданию. Осознание своего творческого потенциала — это поиск своего призвания. В этом нам должно помогать образование, но оно, увы, не справляется
со своей задачей, в результате большинство людей проживает жизнь, так и не
раскрыв своих талантов. Автор книги — сэр Кен Робинсон увлекательно рассказывает, почему и как современные системы образования губят таланты многих
людей, и предлагает их менять, призывая каждого человека понять богатство
своего творческого потенциала и осознать причины, заставляющие нас порой
в нем сомневаться. Он призывает поверить в себя и создать условия, в которых
может произойти настоящая революция в образовании.

УДК 37.036.5
ББК 74.2

Все права защищены.
Никакая часть данной книги не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме без письменного
разрешения владельцев авторских прав.
Правовую поддержку издательства обеспечивает юридическая фирма «Вегас-Лекс»

VEGAS LEX

©
©

ISBN 978-5-91657-415-9

Sir Ken Robinson, 2001, 2011
Перевод на русский язык, издание на русском языке,
оформление. ООО «Манн, Иванов и Фербер»,
ООО «Издательство «Эксмо», 2013

Оглавление
Предисловие

П

Глава 1. Образование против таланта

15

Глава 2. Перед лицом перемен

35

Глава 3. Проблемы образования

65

Глава 4. Академическая иллюзия

97

Глава 5. Познать свой разум

125

Глава 6. Человек — существо творческое

155

Глава 7. Лучшие чувства

183

Глава 8. Вы не одиноки

215

Глава 9. Руководитель должен быть творцом

237

Глава 10. Учимся быть творческими людьми

263

Послесловие

301

Примечания

303

Об авторе

323

Терри, обладающему способностью
превращать невозможное в возможное

Предисловие
Мы никогда не сможем ориентироваться в сложном мире будущего, если начнем смотреть только
в зеркало заднего вида. Будем так поступать — обнаружим, насколько мы все не в своем уме.

Возможность созидать — величайший дар человечеству. Чем сложнее
становится мир, тем больше творческого потенциала мы должны проявлять, чтобы справиться с его трудностями. Однако далеко не все
уверены, что они творческие личности. В книге «Образование против
таланта» я пытаюсь ответить на вопросы: в чем значение созидания,
почему люди порой сомневаются в собственных творческих способностях и вследствие чего сложилась такая ситуация и что нам всем
с этим делать? Первое издание вышло в 2001 году. Книга, которую вы
держите в руках, — полностью переработана и пересмотрена. Зачем
понадобилось новое издание и действительно ли оно новое?
Первую версию книги я писал в 2000 году. Новая редакция понадобилась, поскольку с тех пор произошло слишком многое как в мире
вокруг, так и в мире внутри меня. Почти повсюду темп изменений еще
больше ускорился, и идеи, положенные в основу книги, стали еще более актуальными. Давайте поразмыслим над скоростью изменений
в технологиях. Десять лет назад многим Интернет казался новинкой.
В нашу жизнь еще не вошли ни смартфоны, ни айподы, ни сервисы как
YouTube, ни социальные сети вроде Facebook и Twitter — все то, что
сегодня так преображает культуру и экономику во всем мире. Произошло много событий, которые просто невозможно было предвидеть
десять лет назад. Стоит вспомнить хотя бы потрясение от 11 сентября,
глобально повлиявшее на ситуацию в мире, и общемировой финансовый кризис, по сей день оказывающий воздействие на политику, экономику, культуру и окружающую среду.
В основе моих аргументов в пользу развития творческого потенциала в бизнесе, образовании и повседневной жизни лежит как раз

непредсказуемость нашей жизни. Еще одна причина побудила меня
взяться за подготовку нового издания книги: накопилось много новых
соображений по ее основным концепциям и способам их реализации.
Последние десять лет я активно пропагандировал и обосновывал эти
идеи, выступая перед представителями разных отраслей: СЕО транснациональных корпораций, главами некоммерческих организаций,
политиками, художниками, учеными, студентами, родителями и педагогами. Я убедился в важности и актуальности концепций, предложенных мною в предыдущем издании этой книги, и уверился в необходимости представить их более широкой аудитории.
Третья причина связана с моей личной жизнью, в которой за последние десять лет произошло, как и во всем мире, немало изменений,
в том числе территориальных. В те годы, когда я работал над первым
вариантом книги, моя семья жила в Стратфорде-на-Эйвоне — это небольшой английский городок, где родился Уильям Шекспир. Текст к новому изданию я писал там, где мы живем сейчас, — в Лос-Анджелесе,
о котором архитектор Фрэнк Ллойд Райт как-то заметил, что если хорошенько встряхнуть земной шар, то все, что было не закреплено, окажется в этом городе. Мы и очутились именно в нем, поскольку наша
семья снялась с насиженного места сразу после выхода первого издания книги. Вы не представляете, как легко мы справились с нашим
перемещением. С тех пор я объездил всю Америку, повсюду встречая
удивительных людей и наблюдая замечательные начинания. Новый
опыт позволил мне собрать много данных для следующего издания,
в котором гораздо больше внимания уделяется тенденциям образования в Европе, Азии и обеих Америках. Ведь эта проблема приобрела
действительно глобальный характер.
Я затронул некоторые темы из своей книги, когда выступал в 2006 году
на международной конференции по технологиям, развлечениям и дизайну (так называемые конференции TED*), проходившей в Калифорнии,
в Монтерее. С тех пор мой доклад был скачан больше пяти миллионов
раз пользователями Интернета из более чем ста стран1. Я вовсе не хвастаюсь, в конце концов у тридцатисекундного видеоролика с котятами,
показанного мне детьми Джеймсом и Кейт, свыше тридцати миллионов
* TED (аббревиатура от англ. Technology, Entertainment, Design «Технологии,
развлечения, дизайн») — американский частный некоммерческий фонд, организующий с 1984 г. тематические лекции, проходящие в Калифорнии; с 1990 г.
конференции TED проводятся ежегодно. Прим. перев.

просмотров на YouTube. Так что все относительно. Однако мне известно, что в отличие от ролика с котятами мое выступление демонстрировалось на крупных и мелких конференциях, собраниях и обучающих
мероприятиях по всему миру. В результате на сегодняшний день его
увидели примерно сто миллионов человек. Это один из показателей интереса к подобным вопросам. Мое второе выступление на конференции
TED состоялось в 2010 году и тоже получило широкую известность2.
Книгу «Призвание. Как найти то, для чего вы созданы, и жить
в своей стихии»* я написал в 2008 году, она вышла в США в январе
2009-го и впоследствии издавалась в разных странах мира3. В ней рассматривается природа одаренности и творческого начала отдельной
личности, и условия, способствующие ее развитию. Во многих отношениях «Призвание» — логическое продолжение «Образование против
таланта». В последней я больше внимания уделяю необходимости развития наших природных данных — в особенности творческих способностей — и анализу того, почему наша система в целом и образовательные учреждения в частности стремятся их подавлять, а не развивать.
Конечно, меня порадовало, когда издательство Capstone в ознаменование десятой годовщины первой публикации «Образование против
таланта» предложило мне переработать книгу. Должен признаться, я
совсем не думал о кардинальной переделке. Я представлял себе, как
проведу долгий уик-энд с бутылкой красного бордо, устроившись за
компьютером и шлифуя собственный текст. В итоге я буквально полностью переписал книгу: добавил новый материал, усилил аргументацию и сделал стиль более доступным. Поэтому факт, что вы когда-то
читали эту книгу, не должен помешать вам приобрести или попросить
у приятелей следующее издание. Оно во многом отличается от первого, и, думаю, новая информация и свежие идеи вполне окупят ваши
расходы на покупку. Если книга с таким названием впервые оказалась
у вас в руках, то вы найдете в ней много любопытного независимо от
своей сферы деятельности: предпринимательство, образование или
благотворительность — какая разница? Вас ведь просто интересует,
полагаю, развитие собственных творческих возможностей.
Моя книга призвана, во-первых, помочь каждому человеку понять
все богатство своего творческого потенциала и осознать причины,
заставляющие его порой в нем сомневаться; во-вторых, поддержать
* Кен Робинсон при участии Лу Ароники. Призвание. Как найти то, для чего вы
созданы, и жить в своей стихии. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2010. Прим. ред.

организации в их новаторских решениях и поощрять их создавать необходимые условия для процветания; в-третьих, способствовать коренной ломке принятого в системе образования подхода к творчеству.
В предисловии к первому изданию я писал, что дал книге такое название* по трем причинам. Они до сих пор актуальны, и я могу их перечислить.
Во-первых, человеческому интеллекту изначально присуща разносторонняя и уникальная способность к созиданию. Мы живем
в обществе, сформированном идеями, убеждениями и ценностями
человеческого воображения и культуры. Мир людей возник в такой
же степени из их сознания, в какой и из окружающей среды. Думать
и чувствовать не означает просто видеть мир таким, каков он есть;
не менее важно иметь собственные взгляды и интерпретировать свой
жизненный опыт, чтобы осмысливать происходящее. Разные сообщества людей отличаются друг от друга, поскольку живут в соответствии
со своими представлениями и мировоззрениями. Миры, в которых мы
существуем, в буквальном смысле созданы нами. Мы можем и переформатировать их, и создавать заново. Великие революции в истории
человечества часто были порождены новыми идеями, новыми взглядами на мир, которые вдребезги разбивали застывшую старую реальность. По сути, в этом состоит процесс культурных изменений.
Во-вторых, осознание творческого потенциала представляет отчасти поиск своей среды, своего призвания. В этом нам должно помочь
образование, но сплошь и рядом оно не справляется со своей задачей,
в результате слишком многие люди проживают собственную жизнь,
так и не раскрыв своих талантов. Они не нашли своего призвания,
и с этой точки зрения их жизнь трудно назвать разумной.
В-третьих, современная образовательная политика подвержена
своего рода мании: вместо серьезных дискуссий о стратегиях, необходимых, чтобы достойно встретить грядущие невиданные перемены,
мы слышим надоевшие мантры о повышении стандартов традиционного академического образования. Однако эти стандарты были разработаны для других времен и целей — об этом я тоже рассказываю
в своей книге. Мы никогда не сможем ориентироваться в сложном
мире будущего, глядя только в зеркало заднего вида. Будем так поступать — обнаружим, насколько мы все не в своем уме.
* Оригинальное название книги — Out of Our Minds, что можно дословно перевести: «не в своем уме». Прим. перев.

Глава 1

Образование
против таланта
Это не очередная книга о значении творческого
подхода, предлагающая рецепты на будущую неделю. Она скорее о причинах болезни, чем о ее симптомах.

В какой степени вы творческий человек? Насколько те, с кем вы работаете, творческие люди? А как обстоит дело с вашими друзьями?
В следующий раз, когда будете встречаться с ними, спросите их об
этом. Возможно, то, что вы услышите, удивит вас. Мне приходилось
работать с разными людьми и организациями по всему миру, и, куда
бы я ни попадал, везде сталкивался с одним и тем же парадоксом. Большинство детей считают себя очень изобретательными; большинство
взрослых о себе так не думают. Эта задача серьезнее, чем может показаться на первый взгляд.

Сотворение будущего
Мы сейчас живем в мире, меняющемся быстрее, чем когда-либо, и постоянно сталкиваемся с беспрецедентными проблемами. Какие сложности несет нам будущее — совершенно непостижимо. Культурные
перемены никогда не бывают линейными, и их трудно предсказать.
Если бы было иначе, мы имели бы полчища экспертов и аналитиков, вышедших из недр массмедиа, и всевозможных предсказателей,
вскормленных культурой. Возможно, именно это имел в виду Джон
Гэлбрейт*, говоривший, что единственная функция экономического
прогнозирования состоит в том, чтобы придать астрологии респектабельности.
Чем быстрее мир движется вперед, тем чаще и чаще организации
говорят о насущной потребности в людях, умеющих творчески мыслить, строить отношения и работать в коллективе, то есть в гибких
и способных быстро адаптироваться сотрудниках. И повсюду слышится одно и то же: таких людей практически невозможно найти. Почему? Я писал свою книгу с одной целью — найти ответ на этот вопрос,
а вернее на три вопроса, которые задает себе каждый, кого серьезно
волнуют творческие и инновационные подходы в жизни или кто просто хочет разобраться в собственном созидательном потенциале.
— Почему так важно способствовать творческому началу? Крупнейшие предприниматели, политики и педагоги подчеркивают,
* Гэлбрейт Джон Кеннет (1908-2006) — американский мыслитель, экономист, социолог, литератор, общественный деятель; один из крупнейших экономистовтеоретиков XX века. Прим. перев.

что жизненно важно стимулировать творческий и инновационный подходы. Зачем придавать этому такое значение?
— В чем проблема? Почему люди не могут стать созидателями без
посторонней помощи? Из маленьких детей идеи бьют фонтаном.
Что заставляет нас думать, когда мы вырастаем, что мы не способны к творчеству? Что с нами происходит?
— Что входит в круг проблем? Творческое начало — в чем оно?
Творцами могут стать все люди или только горстка избранных?
Можно ли развить творческие способности? И каким образом?
У каждого из нас время от времени возникают новые идеи, но как
обратить творческий порыв в постоянный созидательный процесс
и сделать его неизменной составляющей своей жизни? Если вы руководите компанией, любой организацией или школой, что нужно сделать,
чтобы ваш творческий источник никогда не иссякал? Как привести
коллектив к инновационной культуре?

Переосмысление творческого потенциала
Чтобы ответить на поставленные вопросы, необходимо иметь ясное
представление о том, что такое творческий потенциал и как он применяется на практике. На страницах этой книги мы будем подробно
рассматривать три взаимосвязанных понятия: воображение — умение
сознания создавать образы, идеи и явления, которые человек ранее не
переживал в объективной реальности; творчество — процесс разработки новых и потенциально ценных идей; новаторство — процесс воплощения новых идей. Именно по отношению к творчеству существует
масса ошибочных представлений.
Особые люди?
Широко распространена мысль, что творческими личностями могут
быть только особые люди, что талант — редкостный дар. Это представление подкрепляется историей таких творцов, как Марта Грэм (18941991), Пабло Пикассо (1881-1973), Альберт Эйнштейн (1879-1955)
и Томас Эдисон (1847-1931). Компании часто делят своих сотрудников
на две категории: креативщики и «пиджаки». Первых отличает то, что
они предпочитают носить не костюмы, а джинсы, и позволяют себе

поздно приходить на работу, поскольку
какая-то идея не давала им уснуть. Я не
пытаюсь сказать, будто креативщики
не обладают творческими способностями. Дело в другом: при благоприятных
условиях творческими людьми могут
оказаться не только они, но и те самые
«пиджаки». В каждом человеке заложен
колоссальный творческий дух. Задача —
выявить его и развить во всех людях, а не
только в избранных.

Моя точка зрения такова:
любой из нас обладает колоссальными творческими возможностями уже в силу того,
что являет

freedocs.xyz

‘Образование против таланта’ | Rusbase

Почему так трудно найти свое призвание?

Какому человеку не хотелось бы найти дело, с которым он справляется лучше остальных и которое он любит? Действительно, что может быть лучше: приходить на работу потому, что туда по-настоящему хочется приходить, а не потому, что необходимо как-то зарабатывать. Кен Робинсон в книге «Образование против таланта», вышедшей в издательстве «Манн, Иванов и Фербер», рассказывает об истинных причинах того, почему не все находят себя.

Книга рассказывает о том, настоящих бездарей и неудачников очень мало (в то время как многие люди упорно считают себя такими — начисто лишенными каких-либо талантов и сильных способностей). На самом деле, есть те, кто не смог открыть в себе нечто особенное, или те, кому по каким-то причинам не позволили этого сделать.

Творчество доступно всем

Робинсон рассказывает о том, что таланты лежат в очень разных плоскостях, и они не ограничиваются сферами, традиционно ассоциируемыми с искусством (музыкой, живописью, скульптурой и т. д.): это и любовь к химии, ведение домашнего хозяйства, работа пожарного… Автор книги подробно рассказывает об этапах и содержании творческого процесса, еще раз доказывая, что творчество и новаторство — отнюдь не удел горстки избранных.

По словам автора, главная проблема того, что не все люди полностью раскрывают свой потенциал, — это принятые в большинстве учебных заведений многих стран системы образования, направленные исключительно на получение академических знаний. В частности, дело в так называемой иерархии учебных дисциплин, негласно или открыто принятой практически повсеместно (Кен Робинсон много путешествовал и изучал различные образовательные системы и программы). Наверху такой иерархии обычно располагаются естественные науки (химия, физика, математика) и языки, ниже — такие дисциплины, как история и география, а в самом низу — все, что так или иначе связано с разными видами искусств (у которых, в свою очередь, тоже есть своя иерархия). Такая ситуация имеет место и в России.


Источник: www.mann-ivanov-ferber.ru

Но является ли подобная иерархия единственно верной? Кен Робинсон в своей книге доказывает, что она в корне неверна. Почему предполагается, что некоторые дисциплины имеют самое прямое отношение к рынку труда, а другие — нет? В подростковом возрасте каждый школьник получал от родителей добрые, но не совсем правильные советы вроде: «Художник — не профессия. Зачем тебе рисование, что в нем важного?»

Каким должно быть образование?

Робинсон отмечает также, что одно из вреднейших «образовательных изобретений» — коэффициент интеллекта. Этот показатель имеет довольно большое значение для преподавателей (и некоторых работодателей), однако до сих пор так и не сформировано единого мнения, какие параметры измеряются IQ-тестами и какое отношение они имеют к интеллекту. Но факт остается фактом: поскольку показатель IQ важен, успех во многих дисциплинах зависит от кратковременной памяти на факты, а занятие искусствами вообще не входит в рационалистическое представление об интеллекте. Поэтому изучение романов считается более интеллектуальным занятием, нежели их написания.

Все эти несовершенства многих образовательных систем — одна из причин того, что многие одаренные (и впоследствии успешные) люди плохо учились в школе, оставляли университеты и колледжи (по собственному желанию или из-за формальной неуспеваемости). По словам Кена Робинсона, простой реформы образования недостаточно — нужно коренное изменение. Сутью процесса образования должно стать всестороннее развитие личности и ее творческого потенциала, который сейчас подавляется.

Новый взгляд на одаренность

На протяжении всего повествования Робинсон подчеркивает важность таланта, одаренности, инновационного подхода в условиях стремительно изменяющегося мира. Книга, выражаясь словами самого Кена Робинсона, рассказывает о том, почему так важно искать свой собственный, а не географический север, и строить жизнь, согласно своим устремлениям. В «Образовании против таланта» есть масса позитивных примеров того, как даже те люди, возможности которых в обществе принято считать ограниченными, нашли себя, не боясь стереотипов (например, полностью глухие музыканты).

В книге есть отдельная глава, посвященная важности творческого начала в бизнесе. Там Робинсон приводит в пример опыт студии Pixar, где любой бухгалтер или охранник при желании может пройти курс изобразительного искусства в корпоративном университете, или компании IDEO где все — от инженеров до психологов — развивают у себя дизайнерское мышление. Он рассказывает и о Google, инженеры которой 20% своего времени тратят на работу над новыми идеями. И вряд ли кто-то рискнет сказать об отсутствии у этих компаний перспектив или назвать их достижения незначительными.

Возможно, книга и не является готовым решением для изменений в системе образования, но это стройное доказательство необходимости этих изменений, которые, хочется надеяться, произойдут в самое ближайшее время.

rb.ru

Робинсон Кен. Образование против таланта [PDF]

М.: Логос, 2009 г. — 336 стр. Раскрыта сущность двух ведущих подходов к модернизации образования: гуманистического, направленного на развитие личности обучающегося, и компетентностного, ориентированного на практику. Показано, что эти подходы не только взаимопротиворечат, но и дополняют друг друга, делая возможной и целесообразной их интеграцию на базе развитой…

  • 27,27 МБ
  • дата добавления неизвестна
  • изменен

— СПб.: Издательство «Речь», 2007. — 224 с: ил. Эта книга адресована всем, кто работает с родителями детей и подростков: практическим психологам, учителям, работникам детских дошкольных учреждений, руководителям кружков и т. д., а также преподавателям психологии, которые смогут взять отдельные упражнения для своих тренингов и практических занятий. Авторы книги подробно освещают…

  • 469,33 КБ
  • дата добавления неизвестна
  • изменен

М.: ОМЕГА-Л, 2007. — 128 с. — (Серия: TASCHEN GUIDE). — ISBN: 5-370-00022-0. Составление ментальных карт (интеллект-карт) не только поможет Вам генерировать новые оригинальные идеи, планировать свою работу и жизнь, справляться с огромным потоком информации, решать сложные задачи, эффективно организовывать различные мероприятия, но и доставит Вам немало удовольствия. Прочитав…

  • 2,61 МБ
  • дата добавления неизвестна
  • изменен

Учеб. пособие для студ. вузов. — М.: Академия, 2009. — 192 с. — ISBN 978-5-7695-6220-4. В пособии представлено большинство интенсивных обучающих технологий интерактивного характера, активизирующих учебный процесс (имитационные, ролевые игры, тренинги и неимитационные технологии: игровое проектирование, кейс-стади, мозговой штурм, творческие мастерские, мастер-классы, дискуссии и…

  • 1006,57 КБ
  • дата добавления неизвестна
  • изменен

М.: Манн, Иванов и Фербер, 2013. — 369 с. Книга-компаньон к бестселлеру «Визуальное мышление». Первая книга Дэна Роэма «Визуальное мышление» показала нам, какую роль простые рисунки могут играть в деле генерации идей и коммуникациях в целом. Она представила новую интересную методику решения совершенно различных проблем — от стратегических вопросов топ-менеджмента до самых…

  • 68,70 МБ
  • добавлен
  • изменен

www.twirpx.com

Кен Робинсон «Образование против таланта»

Литературная газета

Кен Робинсон. Образование против таланта. – М.: Манн, Иванов и Фарбер, 2013. – 336 с. – 2000 экз.

Автор книги, британский учёный Кен Робинсон, солидарен со смотрителем училищ Лукой Лукичом Хлоповым: «Каждому хочется поговорить о собственном опыте обучения, и у каждого есть твёрдое мнение по этому вопросу» – вот ведь, даже сходство с гоголевским ритмом разительное! Мы всё же будем исходить из того, что Робинсон, возглавлявший Национальную комиссию по творческому потенциалу, образованию и экономике при правительстве Великобритании, знает о европейской и американской системе образования больше, чем «каждый».

Пожалуй, самая интересная часть книги – как раз описание тех процессов, что происходят на Западе: ведь это оттуда импортируются к нам законодательные идеи. Импортируются спустя годы, когда вроде бы уже можно оценить результат и усомниться в необходимости такого копирования. Когда читаешь, например, такой пассаж, не сразу осознаёшь, о какой стране речь:
«Федеральное правительство США в 2001 году приняло закон о начальном и среднем образовании, широко известный под другим названием: «Ни одного отстающего ребёнка». Цели были поставлены следующие: поднять академические стандарты во всех школах, сделать учителей ответственными за успеваемость школьников; повысить уровень подготовки к поступлению в вузы и укрепить таким образом экономическую конкурентоспособность США. Основные методы должны были интенсифицировать программы стандартных тестов по языкам и математике и увязать полученные результаты тестирования с финансированием школ… Закон не выполнил своего предназначения и подвергся широкой критике за деморализацию учителей и учеников, за насаждение убийственной практики привязки обучения к тестам и за то, что вынуждал школы адаптировать системы тестирования, чтобы избегать финансовых и других проблем. При этом количество бросивших школу учеников и уволившихся учителей принимает пугающие масштабы».
Как говорится, найдите десять отличий.
Робинсон далее пишет ещё много интересного – про безработицу в Евросоюзе, неграмотность в Великобритании, ошеломляющий рост числа заключённых и колоссальные затраты на пенитенциарную систему в США. В Калифорнии затраты на тюрьмы превысили затраты на образование (среднее и высшее вместе), и уже можно перефразировать Наполеона: страна, которая не хочет учить своих детей, будет вынуждена их содержать под стражей.
Противопоставить всему этому Робинсон хочет творчество. Понимает он его как выявление таланта, наиболее ярких личностных устремлений человека. Надо отдать должное: такой творческой личностью, по мнению британца, может быть не только музыкант, танцор или математик, но и пожарный, который любит свою работу. А вот направить молодого человека именно по тому пути, который принесёт ему удовлетворение и одновременно сделает полезным членом общества, – это и есть трудная задача образования, и она не решается.
Правильнее будет сказать – решается локально и бессистемно. В качестве положительных примеров Робинсон приводит отдельные школы и учебные проекты – например, Открытый британский университет – образовательное учреждение дистанционного обучения, позволяющее получать диплом бакалавра учащимся из любой страны мира, причём на этапе поступления в Открытый университет академическая успеваемость (или неуспеваемость) абитуриента не принимается во внимание. Другой пример, излюбленный Робинсоном, – корпоративные университеты, развивающие творческие способности сотрудников и позволяющие им «искать себя» внутри корпорации (как у знаменитой анимационной компании «Пиксар»). Заметим мимоходом, что среди педагогических деятелей, удостоившихся похвалы за развитие творческих способностей воспитанников, упомянут и Антон Семёнович Макаренко.
Эти инициативы, благодаря которым заключительная часть книги Робинсона звучит оптимистично, действительно производят приятное впечатление… вот только можно ли их считать альтернативой массовому образованию? Это вопрос, на который автор не берётся ответить. Вероятно, это было бы для него трудно ещё и потому, что Робинсон понимает: корни бедствия западной образовательной системы глубоки и разветвлённы. Обзор его книги мы закончим ещё одной цитатой из неё – не столь оптимистичной:
«За последние пятьдесят лет множество из прежних непреложных факторов поставлены под сомнение: традиционная семья, религиозные чувства, гендерные роли… Мы живём в мире, в котором культурная идентичность становится всё более сложной, неоднозначной и спорной… Во многих странах наблюдается вызывающая беспокойство тенденция к недовольству и агрессии среди школьников. Например, статистика показывает, что в Британии в 2009 году семнадцать тысяч учеников были исключены из школы за нападения на взрослых. Среди учителей сильны разочарование и деморализация: 60% говорят, что испытывают необходимость уйти из школ, в которых работают. Половина опрошенных учителей сказали, что хотят сменить профессию из-за низкого уровня дисциплины в школе».

lanasvet1991.blogspot.com

Образование против таланта, книга. Кен Робинсон

О чем эта книга
Человеческому интеллекту присуща разносторонняя и уникальная способность к созиданию. Осознание своего творческого потенциала — это поиск своего призвания. В этом нам должно помогать образование, но оно, увы, не справляется со своей задачей, в результате большинство людей проживает жизнь, так и нераскрыв своих талантов. Такова социальная реальность. Однако сэр Кен Робинсон предлагает ее менять, призывая каждого человека понять богатство своего творческого потенциала и осознать причины, заставляющие нас порой в нем сомневаться. Он призывает поверить в свой потенциал и создать условия, в которых может случиться настоящая революция в образовании людей.

Для кого эта книга
Книга предназначена для тех, кто хочет превратить креативность в постоянную и неизменную составляющую своей жизни, найти свое признание и прожить жизнь творчески, для тех, кто хочет создать творческую атмосферу в своей компании, организации или школе.

Почему мы решили издавать эту книгу
Современная жизнь требует от каждого из нас проявления креативности. Мы спрашиваем, где найти талантливых людей, но не замечаем талантов тех, кто нас окружает. Мы спрашиваем, как развивать творческие и новаторские способности, но подавляем процессы и условия, которые могут этому способствовать. Всем понятна необходимость реформы системы образования, но не все знают, в чем она должна заключаться. Кен Робинсон увлекательно рассказывает, почему и как современные системы образования губят таланты многих людей, и предлагает оригинальные и творческие идеи по преобразованию процесса обучения.

Фишка книги
Чем сложнее становится мир, тем больше креативности должны проявлять люди, чтобы справиться с его вызовами. У каждого человека время от времени появляются новые идеи, но как превратить творческий порыв в постоянный созидательный процесс и сделать его неизменной составляющей своей жизни? В поисках ответа на этот вопрос автор подробно рассматривает природу одаренности и творческого начала отдельной личности. Кен Робинсон также рассказывает об условиях, способствующих ее развитию, а также анализирует причины, по которым система образовании стремится их подавлять, а не развивать.

Видео выступления автора на TED, которое посмотрело уже более 11 000 000 человек.

От автора
Моя точка зрения такова: любой из нас обладает колоссальными творческими возможностями уже в силу того, что является человеческим существом; сложно лишь эти способности развить. В процесс созидания должны быть вовлечены не только избранные, но все люди. Благодаря воображению мы очень многое можем: представлять в своем сознании вещи, недоступные восприятию органами чувств; заглядывать в прошлое и всякий раз видеть его по-разному, пересматривать и переосмысливать его; усиливать свое ощущение настоящего, глядя на него глазами других людей. Более того, мы можем предвидеть разные варианты будущего. Возможно, мы не в состоянии его предсказывать, но в наших силах помочь ему принять определенные формы.

readrate.com

Творчество в школьном образовании

Недавно в издательстве «Манн, Иванов и Фербер» вышла книга Кена Робинсона «Образование против таланта». Автор раскрывает проблемы современного образования, в котором преобладают науки, а развитию творческого потенциала учеников почти не отводится время. Такое образование было создано под нужды общества в индустриальный XX век, но сейчас уже XXI век, и сейчас более важен творческий потенциал человека.

За последние тридцать лет в мировой экономике появилась новая мощная сила. Обычно ее называют сектором интеллектуальной собственности, иногда — творческой индустрией, которая включает в себя такие виды деятельности, как реклама, архитектура, искусства и антиквариат, дизайн, мода, кинематограф, развлекательные программы, музыка, театр, издательский бизнес, программные и вычислительные услуги, телевидение и радио и многое другое. Все это основано на творческом потенциале людей.

Творческая индустрия крайне трудоемкая и требует огромного количества высокопрофессиональных специалистов самых разных направлений. Например, теле- и кинопроизводство невозможны без актеров, режиссеров, сценаристов, операторов, звукорежиссеров и звукооператоров, гримеров, модельеров одежды и костюмеров, редакторов и в конце концов продюсеров. По мере роста финансовой значимости этого сектора расширяется и его профессиональная база.

Информационная революция и порожденные ею новые мировые рынки создают и умножают рабочие места для любого творческого содержимого и постоянно повышают на него потребительский спрос. Новые формы труда создают спрос на свежие таланты и ранее не существовавшие виды профессий. В отличие от других секторов экономики творческая индустрия продолжает демонстрировать высокие темпы роста, поскольку в настоящее время она привлекает такие быстрорастущие направления, как программное обеспечение, компьютерные игры и электронные издания.

Современные системы образования не рассчитаны на решение задач, с которыми мы сталкиваемся сегодня. Они были разработаны для нужд прошлого века. Реформы недостаточно — система образования нуждается в радикальных переменах.

Мир без чувств был бы в буквальном смысле бесчеловечным. Мы заслуженно осуждаем людей бесчувственных. Но при этом наши образовательные системы ничего не делают для того, чтобы повернуться лицом к ученикам, увидеть в них личность и начать измерять их человеческие качества и таланты. Луи Арно Рейд выразил это следующим образом: «Пренебрежение чувством и изучением и его места во всей структуре ума стало катастрофой как для философии, так и для образования. Чуткость и сопереживание играют важную роль в понимании многих вещей гораздо чаще, чем обычно осознается и признается». Чуткость к себе и другим — необходимый компонент в развитии личных качеств, которые сейчас столь необходимы в бизнесе, обществе и личной жизни. С помощью чувств, как и при помощи разума, мы обретаем свою истинную творческую силу, которая объединяет нас.

Образование представляет собой нелинейный процесс подготовки к завтрашнему дню, а сложную процедуру культивирования природных способностей и умственной восприимчивости — то есть развитие тех качеств, благодаря которым все мы сможем лучшим образом существовать в настоящем и создавать для себя достойное будущее.

Творчество — не исключительно интеллектуальный процесс. Оно задействует все сферы человеческого сознания, поэтому чувства, интуиция, игра воображения играют в его формировании не меньшую роль, чем знания и практические навыки. В процессе творчества часто подключаются психологические функции, которые не регулируются сознательной мыслью. Самые блестящие идеи иногда посещают нас совсем не в результате сознательных размышлений. Если мы не можем решить проблему, лучше отложить ее на потом, задвинуть подальше, в спутанные глубины нашего подсознания, — и оно обязательно предложит нам какой-то выход, которого мы меньше всего ждем. В любой творческой работе, не обязательно связанной только с искусством, ключевую роль играют подсознательное восприятие, интуиция, догадки и эмоции. И конечно, особое значение имеют такие категории, как эстетическое восприятие, чувство прекрасного и ощущение гармонии. Это относится ко всем областям творческой деятельности — от танца до математики.

Лидеры делового мира часто сетуют на то, что новое поколение, пополняющее сегодня ряды сотрудников, выглядит слабее, чем предыдущие поколения. Идеология «изгнания чувств» дала всходы, и в наши дни они выражаются более явно, чем прежде. Гоулман формулирует это следующим образом: «Наибольшую тревогу вызывают данные массового опроса родителей и преподавателей, свидетельствующие о возникшей во всем мире тенденции усиления неблагополучия в эмоциональной сфере детей нынешнего поколения по сравнению с предыдущим. Они более раздражены и непослушны; они более нервные и склонные впадать в тревогу; они более импульсивные и агрессивные и чувствуют себя слишком одинокими и подавленными». Люди во всем мире, говорит он, переживают одни и те же проблемы.

Что можно сделать, чтобы изменить ситуацию?

Необходимо развить навыки творческой работы. Обучение ради творчества направлено на поощрение уверенности в своих силах, развитие независимого мышления и способности думать самостоятельно. Обучая ради творчества, учителям необходимо стремиться:

— поощрять эксперименты, поиск и готовность совершать ошибки;

— поощрять свежую мысль, свободную от немедленной критики;

— поощрять выражение личных идей и чувств;

— объяснять фазы творческого труда и затраты времени на каждую фазу;

— развивать понимание роли интуиции и эстетического процесса;

— поощрять студентов рассматривать новые идеи и выдвигать гипотезы;

— способствовать критической оценке идей.

Таким способом мы можем помочь ученикам эффективнее работать с возникающими проблемами и новыми целями; углублять и расширять понимание себя и мира; поощрять открытость новым идеям.

Если мы собираемся пройти все испытания и все-таки достичь успеха, то должны научиться иначе относиться к своим способностям и использовать их с максимальной отдачей.

Творческие способности в современном мире

В мире современных технологий востребованы интеллектуальные способности совершенно другой мощи по сравнению с потребностями общества индустриальной экономики, под которое создано наше нынешнее образование. Производство перемещается в Азию и Южную Америку — в страны с нарождающейся экономикой, а его место занимают новые формы деятельности, базирующиеся на технологических и информационных разработках и требующие высочайшего профессионального уровня. Во всем мире правительства и компании, учитывая скорость происходящих изменений и понимая, что единственные ключи к будущему — это образование и обучение, осознают насущную потребность развивать творческий и инновационный потенциал. Во-первых, чтобы сохранять конкурентное преимущество, нужно постоянно производить новые товары и услуги, для чего крайне важно генерировать свежие идеи. Во-вторых, необходимость реагировать на изменения рынков вынуждает компании нанимать образованных и профессионально обученных работников, умеющих проявлять в работе гибкость и адаптивность. В-третьих, всем нам придется приспосабливаться к современному миру, в котором то, что считалось благом для большинства людей, — гарантированное пожизненное трудоустройство на одном рабочем месте, — уже воспринимается как пережиток прошлого.

Перед нашими школами стоит задача вдвойне более трудная — улучшать не только чтение, письмо и арифметику, но и предпринимательский, инновационный и творческий потенциал.

Образование подавляет творческий потенциал учеников

Одна из основных причин того, что столь значительное количество людей не считает себя творческими, коренится в образовании, которое они получили. Пикассо как-то сказал, что каждый ребенок — художник; трудно, однако, остаться художником, выйдя из детского возраста. Понятие «творчество» не относится исключительно к занятиям искусством или исключительно к профессии художника; и я глубоко убежден, что мы не приобретаем творческий потенциал — мы лишаемся его. Чаще всего это происходит под влиянием образования. Творчество — многогранный процесс, включающий в себя множество обычных способностей и некоторые специфические навыки и приемы. Творчество поддерживается разными типами мышления. Творчество опирается на критическое суждение, равно как и на воображение, интуицию и даже предчувствие. Доминирующие формы образования активно подавляют условия, жизненно необходимые для созидания. Маленькие дети, поступая в школу, обычно переполнены творческими идеями. К окончанию школы многие из них полностью утрачивают уверенность в своих способностях. Важно понять, почему и как это происходит. Взрослые люди вполне могут раздуть тлеющие угольки творческих сил в себе и других. Но если творчество должно занять центральное место в нашем будущем, сначала ему необходимо стать сутью процесса образования.

Развитие таланта

Все мы обладаем большими природными возможностями, но каждый из нас пользуется ими по-своему. Если нам не удастся развить полное понимание человеческих возможностей с помощью образования и обучения, то некоторые из нас, — а возможно, большинство, — никогда не узнают, в чем их истинное предназначение. Без этого мы по-настоящему не поймем, кто мы и кем могли бы стать. И сейчас более чем когда-либо человеческое сообщество рассчитывает на живое присутствие разнообразных талантов, а не на единственно утвержденное понимание способностей.

Говоря о реализации своего потенциала, мы должны понимать, что речь идет о достижении двух целей: во-первых, нужно понять масштаб и многообразие своих талантов, а во-вторых, добиться их реализации. Именно в решении этих задач творческое начало начинает играть главную роль.

Сократу приписывают известное выражение: «Ученик не сосуд, который нужно наполнить, а факел, который нужно зажечь». У всех детей разные интересы, и каждый учится по-своему. Во время обучения следует использовать все способы усвоения знаний, чтобы школьные предметы и выбранные методики пробуждали в них инициативу и воображение.

В пример можно взять образовательную модель американской школы «Синяя школа», в которой обучение состоит из двух элементов: основной учебной программы и школьных ценностей. Учебная программа объединяет базовые дисциплины: языки, художественное творчество, естественные науки, искусствоведение, живые искусства, социальные науки, технологии и компьютерную грамотность, математику, физическую культуру и фитнес. Школьные ценности — это творчество и самовыражение, семейные и общественные связи, игра, энергия и веселье, самосознание и благополучие, исследования окружающей среды и мира, множественные перспективы и дифференцированные стили обучения. Каждая из ценностей «Синей школы» определенным образом соотносится с идеей взаимоотношений, «будь то взаимоотношения с обществом, собственными эмоциями, голосом, телом, миром, со своими интересами, ощущением радости и удивления». Эта модель отражает принципы самих участников и исходит из стремления школы достичь новой разновидности баланса между наукой и творчеством, из убеждения в том, что и то, и другое необходимо в образовании.

В государственном и частном секторах, в школе и дома, творчество в обучении и стимулировании развития — это не роскошь, которой можно пренебречь. Оно жизненно необходимо, чтобы жить достойно и поддерживать мир, где стоит жить. Культурные и экономические обстоятельства, ждущие нас и наших детей на жизненном пути, совершенно не таковы, как в прошлом. Мы не справимся с проблемами XXI века, имея концепцию образования XIX столетия. Нам нужно новое Возрождение, в котором, с одной стороны, ценятся иные разновидности интеллекта, а с другой — культивируются творческие отношения между дисциплинами и образованием, коммерцией и всем обществом. Преобразование обучения — непростая задача, но цена неудачи выше, чем мы можем заплатить, в то время как польза от успеха больше, чем можно вообразить.

Сегодня наручные электронные часы среднего класса обладают намного большей мощностью и памятью, чем электроника космического корабля Apollo Moonlander, с которого, по его собственному выражению, Нил Армстронг сделал свой «маленький шаг для человека и огромный шаг для человечества».

Об авторе

Сэр Кен Робинсов возглавлял Национальную комиссию по творческому потенциалу, образованию и экономике при правительстве Великобритании, получил множество наград от разных стран за развитие систем образования.  Доктор наук, всемирно признанный авторитет в сфере развития творческих способностей, новаторства и человеческих ресурсов. Он сотрудничает с правительствами стран Европы, Азии и США, международными агентствами, ведущими культурными организациями мира и компаниями, входящими в список Fortune 500. На протяжении двенадцати лет Кен Робинсон занимал должность профессора кафедры художественного образования в Уорикском университете в Великобритании и был удостоен звания почетного профессора. За заслуги в системе образования королева Елизавета II в 2003 году посвятила Кена Робинсона в рыцари. Робинсон часто выступает в разных странах мира с лекциями о творческом подходе к проблемам бизнеса и образования в условиях новой мировой экономики.

И напоследок

Для написания книги «Образование против таланта» Кен Робинсон провел масштабное исследование и анализ становления нынешнего образования и его изменение под нужды 21-го века. Благодаря этому книга напоминает научный труд, в котором максимально раскрываются все поставленные вопросы.

В последней главе автор написал про инновационные методы в образовании, которые применяются сейчас в различных частях мира. Интересно было узнать какие методики в образовании сейчас применяются в других странах.

На конференции TED есть популярное выступление Кен Робинсона про творчество в образовании, которое просмотрели же более 13 миллионов человек. (Есть русские субтитры)

Кен Робинсон о смене парадигмы образования (youtube)

 

Кен Робинсон «Образование против таланта»

Книга на официальном сайте издательства «Манн, Иванов и Фербер».

Список магазинов СНГ, где вы можете купить книгу.

Оригинальное название: Ken Robinson «Out of Our Minds: Learning to be Creative»

О книге одной фразой: Сегодняшняя система образования подходит к индустриальному веку, и ее кардинально нужно менять под сегодняшние нужды.

www.vitamarg.com

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *