Лапта русская правила: Правила вида спорта "лапта"
Русская лапта: правила игры — Логинов Алексей — LiveJournal
В проведении первого этапа круглогодичного общегородского Кубка дворовых видов спорта по русской лапте столкнулись с тем, что мало кто сейчас в Липецке знает суть и правила этой игры. Фото игры можно посмотреть здесь, а правила публикую ниже.Лапта – командная народная русская игра со специальной битой и мячом. С одной стороны – игроки должны подавать мяч, направляя его на достаточно дальнее расстояние, и пока он летит пробежать через игровую площадку и вернутся обратно, с другой – представители второй команды должны попытаться поймать летящий мяч и запустить им в противника.
История русской лапты начинается очень давно: упоминания о ней встречаются даже в памятках древнерусской письменности, а биты и мячи для игры были найдены при раскопках в Новгороде в слоях, относящихся к 14 столетию.
Во времена правления Петра Великого русскую лапту использовали в качестве действенного средства для физической подготовки солдат некоторых подразделений и полков – Шевардинского, Преображенского, Семеновского, например.
В дореволюционный период русская лапта применялась как метод активного отдыха и досуга, как способ физвоспитания детей и молодежи. Причем играли в русскую лапту и взрослые, и дети. При Подвойском (комиссар просвещения) она была распространена среди бойцов-красноармейцев – тоже как эффективное средство для поддержания физической подготовки.
Официальные состязания по русской лапте начали проводиться в 50/60-ых годах ХХ столетия. Затем первенства на некоторое время были прерваны. Но, начиная с 1986-го, когда было утверждено Постановление Государственного спортивного комитета тогдашней СССР о развитии русской лапты, софтбола и бейсбола, игра вновь приобрела популярность. Результатом стало возобновление всероссийских соревнований и турниров.
Затем в 1996-ом возникла межрегиональная федерация лапты. В 2003-ем эта структура получила новый официальный статус – Федерации русской лапты, которая стала общественной всероссийской физкультурно-спортивной организацией, объединяющей 46 отделений по регионам России. Кроме того, сейчас лапта официально признана видом спорта и включена в Единую российскую спортклассификацию.
В настоящее время ее активно продвигают в 45 субъектах федерации. Устраиваются разного уровня первенства, кубки и чемпионаты по русской лапте среди представителей самых различных возрастных категорий. В большом количестве городов, в периферийных районах и сельских субъектах РФ сегодня действуют отделения ДЮСШ по русской лапте. Наибольшую популярность русская лапта получила в Свердловском, Амурском, Тульском, Челябинском, Томском, Новгородском, Воронежском регионах и в Башкортостане, где имеется отличная научно-методическая и спортивная база для обучения игре в русскую лапту.
КЛАССИЧЕСКИЕ ПРАВИЛА ЛАПТЫ
ВВЕДЕНИЕВ лапту играют две команды, каждая из которых состоит из пяти человек. Одна команда находится в поле, она является защищающейся, вторая – на линии города, она атакующая. Задача игроков атакующей команды, после выполненного удара битой по мячу, постараться перебежать через поле. Задача защищающейся команды – подобрать или поймать мяч и попасть им (осалить) игроков атаки, находящихся в поле. Игрок атаки, совершивший перебежку через все поле и вернувшийся назад, приносит своей команде 2 очка. Игрок защиты, поймавший мяч с лета, приносит своей команде 1 очко. Игра длится четыре тайма по 15 минут. Победителем является та команда, которая наберет больше очков.
ПЛОЩАДКА
Игровая площадка представляет собой прямоугольную площадку. Размеры площадки, в зависимости от ранга соревнований и условий проведения соревнований составляют: ширина – 15-55 м, длина – 25-40 м. Размеры измеряются по внешней линии, ограничивающей поле.
Комментарий. Соревнования могут проходить на площадке с искусственным покрытием, так и на травяном или земляном покрытии. По боковым линиям должно быть свободное пространство 3 метра, с торцевой линии и линии города – 5 метров. Если игра проходит в зале, освещение должно быть достаточным и равномерным.
ШТРАФНАЯ ЗОНА
В штрафную зону входит шестиметровое пространство от линии Города, она служит для определения правильности удара и выноса мяча за линию Города.
Комментарий. Удар считается не действительным, если мяч по воздуху не пересек линию штрафной зоны. Во время выноса мяча за линию Города в штрафной зоне должно находится не более одного игрока защиты. Судьям не подавать сигнал на право удара, пока игрок защиты не выйдет из штрафной зоны.
ПЛОЩАДКА ПОДАЮЩЕГО
Находится в центре лицевой линии, ограничивается двумя линиями на ширине 3 метра и длиною 1 метр.
ЗОНЫ СКАМЕЙКИ КОМАНД
Зоны скамейки команд находятся вдоль лицевой линии по обеим сторонам штрафной площадки. Скамейки должны быть рассчитаны на 10 человек для каждой команды.
КОМАНДЫ
Каждая команда состоит не более чем из 8 игроков и тренера. Один из игроков является капитаном. Состав команды перед началом игры не может иметь менее пяти участников. Во время игры команды в защите на площадке должно находиться пять игроков. Во время игры в нападении игроки не имеющие право на атаку, находятся на скамейке.
КАПИТАН
Каждая команда должна иметь своего капитана. Когда возникает необходимость, капитан является представителем своей команды на площадке. Он может обращаться к судье по вопросам, связанным с толкованием Правил или для получения необходимой информации, по окончании игрового момента. Это он должен делать в корректной форме. Если по какой-то причине капитан заканчивает игру, он предупреждает об этом судью и назначает одного из игроков выполнять его обязанности и передает ему повязку.
ТРЕНЕР КОМАНДЫ
Каждая команда должна иметь тренера. Тренер несет всю ответственность за свою команду и является руководителем по всем вопросам. За 15 мин до начала игры он должен заполнить протокол игры. Он имеет право объявить судей о замене, о таймауте, обратиться к судье по каким-то разъяснительным вопросам, но только по окончании игрового момента. Тренер может иметь помощника, но об этом он должен заранее сделать запись об этом в протоколе. Помощник тренера может обращаться к судьям только в том случае, когда тренер по каким-либо причинам покинул игру. Обязанности тренера может выполнять капитан команды.
СУДЕЙСКАЯ БРИГАДА
На одну игру назначаются судейские бригады в составе: ст.судья, судья на линии, секретарь.
СТАРШИЙ СУДЬЯ
Старший судья должен проверить и утвердить место проведения игры, проверить форму и снаряжение команд, при необходимости проводит предигровую жеребьевку, выводит на игру команды, принимает решения по всем вопросам по ходу игры. В случае возникновения спорных вопросов принимает решение, дает команду на начало и окончание игры, дает свисток на остановку игрового момента и возобновления игры, проверяет протокол, утверждает счет. Подтверждает или аннулирует решение линейных судей.
ЛИНЕЙНЫЙ СУДЬЯ
Линейный судья контролирует ход игры и жестами указывает на те или иные действия игроков старшему судье и игрокам, подписывает протокол.
СЕКРЕТАРЬ
Секретарь проверяет правильность заполнения протокола до начала матча. Ведет протокол во время игры, следит за заменами, общим временем, подсказывает ст.судье о выходе мяча в аут и правильности набранных очков, регистрирует использованные минутные перерывы, подписывает протокол и передает его гл.судье соревнований.
ИГРОВОЕ ВРЕМЯ
Игра состоит из четырех таймов по 15 минут общего времени. Между первой и второй, третьей и четвертой четвертями двухминутный технический перерыв. Между второй и третьей четвертью перерыв 5 минут.
Комментарий. В зависимости от ранга и уровня соревнований общее время может быть сокращено, как игровое, так и перерывы.
НАЧАЛО ИГРЫ
Игра начинается с приветствия команд. Согласно жребию, одна команда занимает позицию в защите, другая – в нападении. По свистку старшего судьи игрок нападения производит первый удар и начинается общий отсчет времени.
УДАРЫ ПО МЯЧУ
Удары по мячу производятся битой, которая держится двумя руками, а замах производится из-за головы. Бить с плеча или с боку запрещается. На правильный удар дается две попытки. Удар считается действительным, если мяч по воздуху пересек шестиметровую зону и упал в пределах поля или по воздуху улетел за линию города не пересекая боковые линии. Удар считается не действительным, если мяч в воздухе задел потолок, сетку и др. посторонние предметы. После неправильной первой попытки дается вторая, если и она не удачная, то игрок лишается удара, но он имеет право на перебежку. Игрок может отказаться от удара, для этого он должен встать в районе зоны подачи и, подняв вверх руку оповестить об этом старшего судью.
ПОДАЮЩИЙ
По просьбе бьющего он подает мяч на указанную высоту. Для совершения удара дается возможность двух подкидываний. Подающим игроком должен быть на совершения удара. Подающий не имеет права на атаку, но может выходить в поле на обратное осаливание.
ПРАВО НА АТАКУ (ПЕРЕБЕЖКУ)
Право совершить перебежку имеют только те игроки, которые совершили попытку удара. Совершив полную перебежку, игрок может совершать перебежку только после совершения им удара.
ВЫНОС МЯЧА
Вынос мяча производится игроком защиты, находясь в пределах игрового поля. Мяч может быть вынесен как броском, так и в руке между флажками линии города. Если мяч пересек линию города через боковые линии, то игра продолжается. Запрещается делать ложные замены на вынос мяча.
ОСАЛИВАНИЕ
Осаливание – попадание мяча в игрока атаки. Осаливание игрока на падения производится в тот момент, когда он совершает перебежку и находится в поле. Осаливать можно только находясь в пределах поля, мяч должен быть выпущен из рук. После осаливания игра продолжается, и игроки защиты должны покинуть поле за линию кона или города. Если при осаливании мяч попал в голову, то осаливание не засчитывается, при умышленном попадании в голову игрок защиты наказывается желтой карточкой.
ОБРАТНОЕ ОСАЛИВАНИЕ
После осаливания игроки той команды, игрок которой был осален имеют право производить обратное осаливание, т.е. подбирать мяч и осаливать игрока противоположной команды. Обратное осаливание может происходить многократно. На обратное осаливание со скамейки запасных в поле может выходить не более 5 человек, в противном случае дается свободная смена команд.
САМООСАЛИВАНИЕ
Игрок нападения считается самоосаленным, если он выбежал и вернулся за линию кона или города, во время перебежки выбежал за боковую линию, коснулся мяча или игрока защиты владеющего мячом. Очки, набранные в момент самоосаливания, не засчитываются. Игрок защиты после самоосаливания и свистка судьи оставляет мяч в поле и покидает его за линию кона или города. Игроки, совершившие самоосаливание имеют право на обратное осаливание. При умышленном самоосаливании назначается свободная смена.
Комментарий. Часто при самоосаливании игроки защиты и нападения оказываются в ауте, самоосаленным считается тот, кто последним покинет аут.
ПЕРЕБЕЖКИ
Каждый игрок нападения имеет право на перебежку, только после того, как совершил удар. Игрок, перебежавший с линии Города до линии кона, пересекший ее и вернувшийся за линию Города не был осален сам или не был осален кто-то из игроков его команды, совершил полную перебежку и принес своей команде 2 очка. Перебежки в одну из сторон не приносят команде очков.
ОЧКИ, ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОБЕДИТЕЛЕЙ И ПРОИГРАВШИХ
Каждый игрок, совершивший полную перебежку, приносит своей команде 2 очка. Игрок защиты, поймавший мяч после удара с лета, приносит своей команде 1 очко. Победителем считается та команда, которая наберет больше очков.
Команде может быть засчитано поражение, если в ходе игры на поле осталось менее трех человек. Если команда не явилась на игру, ей засчитывается техническое поражение и команда несет другие наказания, предусмотренные положением о соревнованиях.
НАРУШЕНИЯ ПРИ УДАРАХ
Бьющему игроку запрещается выполнять удар с плеча, с боку, выходить или заступать за линию города и зону подающего, выбрасывать биту в поле, затягивать время, брать биту до разрешения судьи. При нарушении этих правил судья имеет право лишить игрока удара.
НАРУШЕНИЯ ПРИ ПЕРЕБЕЖКАХ
Игроку атаки при перебежках запрещается выбегать в поле со скамейки запасных, сезоны подающего, за исключением бьющего игрока, касаться игроков защиты, выбегать в аут, касаться или брать мяч в руку. За эти нарушения судья может дать свободную смену и наказать игрока желтой карточкой.
НАРУШЕНИЕ ПРИ ИГРЕ В ЗАЩИТЕ
Игрокам защиты запрещается выходить за пределы поля до удара. Если игрок защиты вышел за пределы поля до удара, а удар был действительным, то игроку защиты делается предупреждение, а игроки нападения вышедшие после удара в поле совершают перебежку в одну сторону. Игрокам защиты запрещается во время перебежки блокировать игроков атаки, выходить в аут до удара, находиться в штрафной зоне до удара, прятать мяч и делать ложные движения, затягивать время при выносе мяча. При этих на рушениях игрок наказывается замечанием и желтой карточкой.
ЖЕЛТАЯ КАРТОЧКА
Желтая карточка предъявляется игрокам в следующих случаях: если игрок дважды нарушил одно и тоже правило, за неспортивное поведение, аппеляцию судьям во время игры и другие нарушения. Желтая карточка также может предъявляться и тренерам команд и их помощникам.
КРАСНАЯ КАРТОЧКА
При предъявлении красной карточки игрок или тренер команды обязав покинуть поле без права замены с последующим рассмотрением на судейской коллегии. Красная карточка предъявляется при получении второй желтой карточки, драки, сквернословии, недисциплинированном по ведении, как на поле, так и за пределами его во время игры, до подписания протокола.
Красная карточка может предъявляться и тренерам команд и их помощникам.
МИНУТНЫЙ ПЕРЕРЫВ
Каждая команда имеет право брать один минутный перерыв в каждом тайме. Старший судья и врач также по каким либо причинам может объявить технический перерыв. Время технического, медицинского или минутного перерыва не входит в общее время.
P.s. Сегодня около 17 часов позвонила учитель физкультуры Фащевской средней школы Ольга Куракина. Они тоже своей командой села Фащевки Грязинского района хотели бы поучаствовать в турнире по лапте, ну и выставить команду села в соревнования круглогодичного Кубка дворовых видов спорта. Так что процесс пошёл:)
Игра лапта русская для детей: правила, описание
Советы мамам
Игра лапта: описание
Необходимые атрибуты — маленький резиновый мяч (как в теннисе) и деревянная бита диаметром в 5 см и длиной от 60 см до 1,1 м. Нужно найти площадку примерно 40 на 25 м, можно немного больше. Одна сторона этого участка — город, другая — деревня или кон. Они отмечаются линиями, за которыми встают игроки. Расстояние между противоположными линиями — 10-20 м.
Игра лапта развивает логику и командный дух
- Фото
- Getty
Сначала все участвующие делятся на 2 команды, в них должно быть равное количество игроков. Одни идут в город. Цель этой команды — поочередно выбирать водящего, который должен отбить мяч в поле как можно дальше. После удара нужно выбежать из города, добежать до обратной стороны за линию кона и вернуться назад.
Другая команда находится вне площадки — в поле. Они стараются быстрее поймать мяч и запятнать участника из группы противников. Это значит — попасть в него мячом, «осалить». Если им это удается, команды меняются местами — одни идут в город, другие водят.
Иногда участник не успевает вернуться в город — противники уже поймали мяч и обязательно его осалят. Тогда он остается за чертой кона. Право бить мяч переходит к следующему игроку. Когда он добежит до противоположной черты, обратно могут возвращаться 2 участника. Это значит, что товарищ его выручил.
Правила игры для детей
Классический вариант этой забавы для детей требует выполнения таких требований:
- Ведущим становится каждый участник города по очереди. Он должен отбить мяч и бежать за противоположную линию, затем обратно. Биту бросать нельзя.
- Во время подачи мяча участник стоит за своей чертой, переступать ее запрещено.
- Когда в городе остается один человек, а остальные не смогли вернуться и остались за противоположной чертой, то он может пробить мяч 3 раза.
- Можно пятнать только с того места, где пойман мяч, или перебрасывать другим участникам, которые находятся ближе, но не бежать с мячом.
- Если подающий не может отбить мяч битой, разрешено отбросить его руками.
Игра продолжается до тех пор, пока участники города не проиграют. Это случится в таких случаях:
- Бегущего осалили.
- Никто из подающих мяч не смог добежать до линии кона.
- Никто из участников, преодолевших линию, не вернулся в город.
Тогда игроки меняются местами. Важно, чтобы все участники соблюдали правила и были одной командой. При подаче мяча можно выбирать направление и силу удара на свое усмотрение, в зависимости от расположения противников.
Редакция Wday.ru
Сегодня читают
5 фраз, которые говорят только люди с высоким интеллектом — проверьте, вы в их числе?
Почему на самом деле нужно каждый раз закрывать крышку унитаза — вы будете поражены
Почему выносить и родить сына сложнее, чем дочку: 5 причин, о которых никто не догадывался
Никогда их не носите: 5 немодных летних платьев, которые испортят образ
«Какое безобразие!»: 64-летняя Мадонна забыла надеть юбку и сверкнула красным бельем
История
Русская лапта
Первые упоминания о лапте встречаются в средневековых рукописях, а мячи и летучие мыши были найдены в слоях XIV века при раскопках в Великом Новгороде.
Русская лапта – интересная командная игра. В петровские времена эту игру начали использовать для физической подготовки солдат Семеновского, Преображенского и Шевардинского полков, а позже и других воинских частей. В царское время игра в лапту была одним из видов активного досуга людей разного возраста и формой физического воспитания детей, подростков, юношей и девушек. В 20-30-е годы русская лапта была включена в перечень средств физической подготовки войск Красной Армии. Официальные чемпионаты по русской лапте стали проводиться в России в конце 50-х, начале 60-х годов, затем проведение соревнований на некоторое время было приостановлено. Новый шаг в развитии русской лапты был обеспечен Постановлением Госкомспорта СССР «О развитии бейсбола, софтбола и русской лапты» от 11 ноября 1919 г.86. Продолжено проведение всероссийских чемпионатов энтузиастами в регионах при поддержке государственных и общественных учреждений физической культуры и спорта.
Создание в 1997 году Межрегиональной федерации лапты России и ее преобразование в 2003 году в Общероссийскую общественную физкультурно-спортивную организацию «Федерация лапты России» объединило 46 региональных подразделений в субъектах нашей страны. В настоящее время русская лапта развивается и продвигается в 70 регионах Российской Федерации.
В 2010 году Министерством спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации принята спортивная дисциплина русская лапта – мини-лапта.
Проводятся Чемпионаты, Кубки, Всероссийские соревнования России среди разных возрастных групп, юношей и девушек, студентов, мужских и женских команд и мастеров спорта, большую популярность приобрели Всероссийские традиционные соревнования детей и юношества.
По инициативе Федерации русская лапта включена в программу Всероссийской студенческой и сельской спартакиады.
Федерация организует международные соревнования и делегирует национальные команды на международные турниры. На сегодняшний день созданы все условия для создания Международной федерации лапты России.
Соревнования проводятся на открытых травяных и грунтовых спортивных площадках, а также в спортивных залах и крытых аренах. Во многих детско-юношеских спортивных школах субъектов Российской Федерации открыто 108 отделений русской лапты: в Республике Башкортостан, Удмуртской Республике, Воронежской, Новгородской, Томской, Челябинской, Тульской, Свердловской, Брянской, Ярославской, Краснодарской и других областях. России. Общее количество людей в России, занимающихся русской лаптой, превышает 114 тысяч человек, задействовано более 300 штатных тренеров и тренеров-волонтеров.
Имеется достаточная научно-методическая база, разработаны официальные правила соревнований, имеются различные методические пособия по технической, тактической и физической подготовке игроков, методике судейства и организации проведения соревнований. Ежегодно проводятся региональные и Всероссийские учебно-методические аттестационные семинары по подготовке тренеров и судей.
Федеральным агентством по физической культуре и спорту совместно с Российской федерацией лапты разработаны и утверждены образовательная программа по русской лапте для ДЮСШ и учебно-методическое пособие «Ход тренировочного занятия по этапам спортивной деятельности».
Русская лапта развивает важнейшие физические свойства человека – быстроту, силу, координационные способности, развивает игровое мышление, сообразительность, командный дух и так далее. С точки зрения технических элементов это наиболее естественный и доступный вид спорта по сравнению с другими спортивными играми. Ученики 5-6 классов легко могли научиться играть в русскую лапту только одним классом, что невозможно в других игровых видах спорта. При этом русская лапта не требует дорогостоящих спортивных сооружений, инвентаря и специальной спортивной экипировки. Все, что вам нужно: обычный теннисный мяч, деревянная (самодельная) ракетка, подходящая спортивная площадка и желание проявить себя в этом интересном национальном русском виде спорта.
Говоря о разработке правил игры, следует отметить, что автор правил игры неизвестен, так как это народная игра. Размер спортивных площадок был необязательным, использовались биты различных форм, а что касается мячей, то сначала использовались войлочные, тряпичные и резиновые мячи, а когда появились теннисные мячи, они стали наиболее широко использоваться, и в настоящее время для игры в лапту используются только теннисные мячи. .
Существенный вклад в разработку современных правил русской лапты внесли члены Президиума Федерации Борисов В.И., Фокин С.О., Щемелинин В.И., Костарев А.Ю. Утверждены универсальные размеры игровых полей и ракеток, в правила игры внесен сервер, добавлено правило пяти минут, установлены требования к экипировке российских игроков в лапту и судей и так далее. На данный момент разработанные правила сделали игру в русскую лапту более динамичной, зрелищной и интересной.
Известный русский писатель Куприн А.И. дал блестящую характеристику национальному русскому виду спорта — русской лапте: «Эта народная игра — одна из самых интересных и полезных игр. Лапта требует находчивости, глубокого дыхания, верности своей группе, внимания, ловкости, быстрого бега, хорошего прицеливания и меткой стрельбы, сильных ударных рук и твердой вечной уверенности в том, что вас не победить. Ленивым и трусливым не место в этой игре».
Совершенствование процесса физического воспитания школьников с использованием лапты
Совершенствование процесса физического воспитания школьников с использованием лапты
ˑ:
О. В. Юречко , доцент, к.т.н.
Благовещенский государственный педагогический университет, г. Благовещенск
Ключевые слова: лапта, школьники, физическое воспитание, методика тренировки, технико-тактические приемы, техника ведения мяча, тренажер.
Введение . Укрепление здоровья школьников, повышение их двигательной активности, формирование положительной мотивации к занятиям физической культурой и спортом являются приоритетами совершенствования процесса физического воспитания в общеобразовательной школе. Важной составляющей является использование наиболее эффективных и малозатратных средств физической культуры, способствующих не только повышению уровня физического развития и подготовленности, но и возрождению национального спорта.
Русская национальная игра лапта популярна в России на протяжении многих веков. Игра отличается сильной эмоциональностью и значительным зрелищным эффектом. В эту игру могут играть люди практически всех возрастов. Игра способствует развитию ловкости, ловкости, выносливости и силы. Воспитательные задачи могут быть успешно решены в процессе игры, так как выигрыш есть результат игры.
В 60-80-е годы наблюдалась тенденция к снижению популярности игры, что сказалось на ее массовости и методах обучения. В последнее время предпринимаются попытки возродить и ввести лапту в школьную программу физического воспитания в рамках регионального компонента как средство дополнительного образования. При этом лапта может носить как чисто развлекательный, так и спортивный характер. Многие учителя физкультуры рекомендуют использовать эту популярную игру на уроках физкультуры в сельских школах [Р.М. Валиахметов, 2000 и др.].
Лапта относится к малоизученным средствам физического воспитания с точки зрения спортивной игры и сущности методики обучения в рамках занятий по школьной физической культуре в исследовательской практике. Данная ситуация обуславливает актуальность исследования, спровоцированная недостаточным методическим обеспечением учебного процесса обучения школьников игре в лапту в общеобразовательной школе.
Материалы и методы. Для решения задач исследования нами был проведен опрос учителей физической культуры Амурской области (n = 28) для выявления состояния вопроса на практике. Выявлено, что 62,5% педагогов не используют лапту в учебном процессе, а 37,5% включают игру в спортивную секцию. В качестве основных причин 61,5% респондентов отметили отсутствие оборудования и условий. Однако, по мнению большинства исследователей [Р.М. Валиахметов, 2000; Э.В. Готовцев, 2003; А.Ю. Костарев, 1999 и др.] для покупки всего необходимого оборудования и формы для игры в лапту не требуется много средств. Достаточно иметь ровную площадку 45-55х25-40 м (которая есть в каждом школьном дворе), один теннисный мяч для игры и деревянную биту.
При этом педагоги отметили, что хотели бы включить лапту в занятия по физической культуре (75,3%), использовать ее во внеурочной деятельности (12,5%). Педагоги испытывают трудности в обучении игровым приемам (51,4%), 25,1% опрошенных частично знакомы с методами и только 23,5% владеют методами обучения. Ситуация объясняется отсутствием методической литературы (37,5%), тогда как 47,5% не интересовались этим вопросом. Следует отметить, что 100% респондентов знают правила таких игр, как русская лапта и мини-лапта. Учителя знают большинство технико-тактических действий, представленных в опросе, но среди опрошенных только следующий процент респондентов смог обучить стойке (17,5%), движениям (25,1%), ловле мяча (52,3%), мечению (25,4%). %), удары (12,2%), развитие физических качеств, необходимых для игры в лапту (62,5%). Характерно, что 62,7% испытуемых сочли эффективным внедрение лапты в учебный процесс физического воспитания.
В задачи исследования входило выявление отношения 5-6-классников (n = 50) к игре в лапту. Исходя из анализа данных, большинство студентов (86 %) положительно относятся к занятиям по физической культуре, 10 % — нейтрально и только 4 % респондентов посещают занятия, чтобы получить отметку. Большинство детей любят играть в игры на занятиях (64%), развивать свои физические качества (18%), заниматься гимнастикой, лыжными тренировками (8%). Лапту упомянули только 4% опрошенных, что свидетельствует о недостаточной информированности об этом виде физической активности. Однако 60 % учащихся знакомы с правилами игры, 36 % не понимают предмет и 4 % вообще не знают эту игру. На вопрос «Хотели бы Вы играть в лапту на уроках физкультуры» большинство опрошенных (48%) ответили утвердительно, 17% затруднились ответить, остальные 35% ответили отрицательно. Главным преимуществом игры «лапта», по мнению школьников, является развитие их физических качеств. Следует отметить, что в свободное от работы время большинство опрошенных не занимаются физической активностью, что свидетельствует об общем недостатке двигательной активности школьников.
Учитывая вышеизложенное, на основе анализа научно-методической литературы и предварительных исследований нами разработаны содержание и методика обучения игре в лапту, где значительное внимание уделяется технике ведения мяча (которая является одним из основных методов, обуславливающих эффективность игры) с использованием тренажера.
Использование тренажера обосновано тем, что эффективность начала игры (удара по мячу) влияет на интенсивность занятия и его содержание.Определяя содержание методики с использованием лапты, мы также учитывали специфику двигательных действий в игре в лапту, возрастные особенности 5 воспитанников, требования «Программы» по физической подготовке к учащихся общеобразовательных школ и региональные особенности Приамурья. Занятия были разработаны на основе использования игры «лапта», входящей в вариативную часть учебной программы по физическому воспитанию в объеме 20 часов свободного времени учителя, основной целью которого было формирование знаний об истории игровые, технико-тактические действия и правила соревнований; совершенствовать прикладные навыки и расширять двигательный опыт учащихся за счет развития навыков игры; развивать физические качества, повышать двигательную активность и функциональные возможности организма занимающихся; воспитывать положительную мотивацию к занятиям физической культурой.
Для проведения основного эксперимента были выделены контрольная и опытная группы по 5 учащихся, однородных по уровню здоровья и физической подготовленности (n = 25). Экспериментальная часть исследования проводилась в течение двух лет. Тренировки проводились три раза в неделю по 40 минут. В экспериментальной группе третье занятие по физическому воспитанию было направлено на реализацию содержания и методики обучения технико-тактическим приемам игры в лапту.
Реализация разработанного содержания обучения предполагала поэтапное освоение учебного материала на основе использования ресурсов игры в лапту:1) вводный;
2) основной;
3) переходные.
В основу был положен годовой образовательный цикл, разработанный с учетом реализации раздела учебного плана (табл. 1). Положительный эффект достигается разнообразием физических упражнений и возможностью их комплексного использования, использованием нестандартного оборудования (тренажер «игрок» — для совершенствования навыков мечения, самодельный инвентарь и др.).
Фаза 1 вводная (предварительная) — 2 месяца. Задачами данного этапа являлись выявление исходного уровня физического развития и подготовленности школьников, обучение их двигательным навыкам игры в лапту, формирование положительной мотивации к физкультурно-оздоровительной деятельности. Занятия проводились на открытом воздухе, рядом со школьным стадионом с футбольным полем. Эффективность занятий на этом этапе достигалась за счет сочетания упражнений из разряда легкой атлетики и лапты.
Кроме того, на этом этапе важно было развивать общую выносливость, одним из основных средств ее развития было включение дозированной ходьбы (в темпе 90-100 шагов в минуту, 2-3 км) и медленный бег.
Дополнительно рекомендовалась ежедневная утренняя гигиеническая гимнастика продолжительностью не менее 10 мин на открытом воздухе.
Фаза 2, базовая (основная) — продолжительность 6 месяцев. На этом этапе на основе усвоения знаний ставились цели повышения физической работоспособности, кондиционированности, развития физических качеств; улучшение моторики; совершенствование техники и тактики игры; поддержание положительной мотивации к спортивно-оздоровительной деятельности; создание благоприятного психоэмоционального состояния.
Развитие функциональных возможностей организма строилось по принципу постепенного увеличения тренировочной нагрузки и сложности выполняемых упражнений.
Положительный эффект от занятий достигался разнообразием физических упражнений и возможностью их комплексного использования и применением нестандартного оборудования.
Для целенаправленного обучения ударам последовательность обучения предусматривала постепенное усложнение условий выполнения движений: удары по мячу ракеткой для настольного тенниса; теннисная ракетка; плоская летучая мышь; круглая летучая мышь. Для повышения точности попаданий использовали адаптированный тренажер (рис. 1).
Таблица 1. Содержание методики физического воспитания школьников с использованием игры в лапту
Задачи | Основные средства и методы | |
Фаза 1 — Вводная, предварительная фаза (сентябрь-октябрь) | ||
1. Выполнение раздела «Основы физической культуры» (история и правила игры, правила техники безопасности на занятиях по физической культуре) 2. Создание представления о технике и тактике игры; 3. Адаптация основных функциональных систем организма человека и оптимизация процесса вовлечения в обучение. 4. Общая физическая подготовка; 5. Освоение и развитие моторики лапты; 6. Формирование положительной мотивации к занятиям физической культурой; | Теоретическая информация. Дозированная ходьба. Бег трусцой. Легкая атлетика: ходьба, бег, прыжки, метания в сочетании с упражнениями из игры в лапту. Бег на короткие и средние дистанции. Бег на длинные дистанции. Тренировочный кросс до 2 км. Здоровая ходьба и бег по пересеченной местности. Комбинированные развивающие упражнения с предметами (палки, скакалки), отягощениями (набивные мячи, гантели). Упражнения на гибкость, силу и расслабление мышц. Активные игры, подготавливающие игрока к игре в лапту. Изучение основных приемов игры в лапту. Использование нестандартного оборудования. Методы обучения: целостное, расширенное, сопряженное действие. Методы развития физических качеств: устойчивые, повторяющиеся, чередующиеся, игровые. | |
Фаза 2 – базовая (ноябрь – апрель) | ||
1. Расширение и углубление знаний о технических и тактических приемах игры 2. Повышение физической работоспособности организма; 3. Совершенствование двигательных навыков и умений; 4. Общая и специальная физическая подготовка; 5. Совершенствование техники и тактики игры; 7. Сохранение положительной мотивации к физкультурно-оздоровительной деятельности; создание благоприятного психоэмоционального состояния. | Теоретическая информация. Дозированная ходьба. Бег трусцой. Спортивно-подвижные игры, совмещенные с элементами лапты. Бег по пересеченной местности до 2 км. Закрепление и совершенствование технических и тактических приемов игры в лапту. Гимнастические упражнения: комбинированные развивающие упражнения, упражнения с использованием снарядов; прикладные упражнения. Комплексы упражнений для тренировки силы, гибкости, развития общей и специальной выносливости. Тренажеры (для обучения ударам по мячу, мини-тренажер «Игрок») для совершенствования техники игры. Совершенствование методов игры путем игры. Методы обучения: целостный, расширенный, конструктивный Методы развития физических качеств: устойчивые, повторные, интервальные, игровые, круговые. | |
Фаза 3 — Переходная стабилизация (май) | ||
1. Способность использовать полученные знания и навыки на практике; 2. Улучшение технических и тактических элементов игры; 3. Сохранение сформированной положительной мотивации к физкультурно-оздоровительным занятиям в праздничные дни | Теоретическая информация. Легкая атлетика с элементами лапты: совершенствование техники бега на короткие и длинные дистанции. Бег по пересеченной местности до 2-3 км. Тренировочный кросс 2-3 км. Игра в лапту в неблагоприятных условиях. Методы обучения: целостный, расширенный и конструктивный. Методы развития физических качеств: устойчивый, повторный, интервальный, игровой, соревновательный, круговой. | |
Устройство представляет собой эластичную конструкцию с закрепленным на конце шариком для игры в лапту. Тренажер легко крепится к передней части волейбольной штанги и может использоваться для совершенствования техники удара по мячу благодаря возможности регулировки высоты удара, нет необходимости бегать за улетающим мячом, как при ударе по нему наматывается на прилавок с последующим его обратным движением. За это время человек может занять правильную исходную позицию для выполнения правильного удара или изменить порядок выполнения, обеспечив выполнение поточной задачи. Благодаря использованию тренажера можно интенсифицировать процесс обучения, развивать точность движений путем повторения упражнения или его основных элементов в искусственно созданных и регулируемых условиях.
Кроме того, по содержанию обучения предполагалось последовательное овладение стойками, движениями, приемами игры с мячом (броски, передачи, ловля, ведение мяча), ударами по мячу в сочетании с дуальным развитием физических способностей , формирование знаний об основах игры и ее правилах. При занятиях в спортивном зале на основе обучающих заданий использовался комплекс мультимедийного оборудования для наглядного обучения правильному выполнению двигательных действий в различных условиях (замедленное движение, пунктуальное выполнение и др.).
Рис. Тренажер для обучения технике ударов по мячу в игре в лапту
Результаты и обсуждение. Предполагая, что использование лапты в физическом воспитании пятиклассников положительно скажется на параметрах физической подготовленности и укрепит мотивационную сферу школьников, мы проверили эффективность наших методик по заданным критериям.
Статистически значимых различий в показателях физической подготовленности школьников контрольной и экспериментальной групп до начала эксперимента не было. После эксперимента произошло достоверное изменение уровня физической подготовленности школьников экспериментальной группы по сравнению с контрольной.
Наибольший прирост у мальчиков экспериментальной группы отмечен в метании мяча на дальность (33,4%), ударе мяча (34,5%), метании мяча в цель (23,2%) (Р<0,05). У девочек экспериментальной группы отмечалось достоверное улучшение дальности метания мяча (22,4%), метания мяча в цель (32,7%), удара битой по мячу (51,3%) (Р<0,05).
Наиболее выраженный прирост этих тестов в экспериментальных группах, как у юношей, так и у девушек, отмечен за счет дополнительных целенаправленных нагрузок, связанных со специфическими упражнениями из широкого спектра лапты в комплексе с другими частями программы, в конкретной легкой атлетике, и особенно с использованием соответствующих тренажеров и дополнительного оборудования.
В контрольной группе также отмечены положительные сдвиги в уровне физической подготовленности, но они не носили достоверного характера, за исключением теста в метании мяча на дальность (прирост на 19,1%).
Применение средств лапты в сочетании с упражнениями из разряда легкоатлетических и спортивных игр благоприятно сказалось на развитии скоростно-силовых качеств (в беге на 30 м прирост составил 6,0% и 5,8% у юношей и девушек группы опытная группа соответственно, Р<0,05). Достоверное улучшение отмечено в тесте «прыжок в длину с места» - 6,3% и 7,8% у юношей и девушек соответственно.
Положительное влияние методики выразилось в повышении общей выносливости учащихся экспериментальной группы, где улучшение составило у мальчиков и девочек на 6,9% и 3,8% соответственно. Физическая подготовленность школьников была улучшена за счет разностороннего воздействия физических упражнений игровой лапты с оптимальным сочетанием других разделов программы, использования тренажеров, дополнительного оборудования, что доказывает эффективность разработанной методики.
Об эффективности применяемой методики можно также сделать вывод по изменениям, произошедшим в мотивационной сфере школьников, в их отношении к предмету «Физическая культура» (табл. 2). В структуре мотивов в обеих группах в начале опыта преобладало исследование по требованию (заставляют делать родители, я посещаю занятия, так как это моя обязанность).
Можно отметить отсутствие познавательного интереса, формируемого на уроках физкультуры. Чаще всего у школьников наблюдается неустойчивый ситуативный интерес к предмету, вызванный желанием получить хорошие оценки, симпатией к учителю, а также возможностью расслабиться на уроке, и это тоже может быть интересно.
Структура мотивов в контрольной группе за время эксперимента практически не изменилась, тогда как в экспериментальной группе учащиеся испытывали большую потребность в занятиях физической культурой, они стали осознавать значимость полученных навыков. Нагрузка, которую они получают на уроке физической культуры, стала вызывать удовлетворение от своей деятельности, появился повышенный познавательный интерес к занятиям физической культурой. Эти факты указывают на то, что эксперимент привел к переходу от обучения по запросу к сознательному восприятию физической активности.
Таблица 2. Показатели сформированности основных мотивов деятельности учащихся в ходе эксперимента, баллы
Блок | Мотивы | Контроль (n = 25) | Экспериментальный (n = 25) | ||||||
начальный | окончательный | начальный | окончательный | ||||||
И | Р | И | Р | И | Р | И | Р | ||
я Ситуативный интерес | Занятия могут быть интересными | 1,5 | 5 | 1,3 | 6 | 1,5 | 4 | 1,9 | 3 |
Мне нравится учитель | 1,5 | 4 | 1,2 | 7 | 1,5 | 5 | 1,1 | 8 | |
Я люблю получать хорошие оценки | 1,8 | 3 | 2,0 | 2 | 2,1 | 2 | 1,3 | 7 | |
II Учеба по запросу | Родители заставляют меня это делать | 1,9 | 2 | 1,5 | 4 | 1,8 | 3 | 0,5 | 12 |
Я посещаю занятия, так как это моя обязанность | 2,1 | 1 | 2,0 | 1 | 2,1 | 1 | 0,7 | 11 | |
Предмет пригодится в жизни | 1,4 | 6 | 1,6 | 3 | 1,3 | 7 | 1,9 | 2 | |
III Интерес к предмету | я многому учусь | 1,3 | 7 | 1,4 | 5 | 1,0 | 8 | 1,5 | 6 |
Это заставляет меня задуматься | 0,9 | 8 | 0,9 | 9 | 1,4 | 6 | 0,8 | 10 | |
Мне нравится нагрузка, делаю урок | 0,7 | 10 | 0,7 | 11 | 0,7 | 11 | 1,9 | 4 | |
IV Повышенный, познавательный интерес | Мне легко | 0,6 | 11 | 0,7 | 10 | 0,6 | 10 | 0,9 | 9 |
Жду следующего урока | 0,8 | 9 | 1,0 | 8 | 0,9 | 9 | 2,4 | 1 | |
Я хочу тренироваться и учиться больше, чем требует от меня учитель | 0,4 | 12 | 0,5 | 12 | 0,4 | 12 | 1,8 | 5 | |
М ± м | 1,2 ± 0,5 |
| 1,2 ± 0,6 |
| 1,2 ± 0,6 |
| 1,4 ± 0,4 |
|
Заключение . Согласно полученным данным, внедренная технология физического воспитания школьников на основе использования средств лапты способствовала:
– целенаправленное и эффективное воздействие на уровень физической подготовленности школьников, достижение положительных сдвигов в мотивационной сфере учащихся экспериментальной группы и, как следствие, повышение двигательной активности;
– применение метода сопряженного эффекта, способствующего формированию навыков и умений ведения игры.
Активное использование средств лапты в рамках эксперимента способствовало повышению интереса к этой игре у школьников, позволило включить ее в учебный процесс и рекомендовать использование разработанной технологии в образовательном процессе учителей физической культуры.
Ссылки
- Валиахметов, Р.М. Русская игра в мяч (лапта) в школе: учебно-методическое пособие / Р.М. Валиахметов, Л.Г. Гуляев, Ю.А. Костарев. – Уфа: изд. ч-сэ БГПИ, 2000. – 94 с. .
- Готовцев, Е.