Как называется бой в фехтовании: Бой в фехтовании, 4 (четыре) буквы

Историческое фехтование и HEMA ⚔

Словосочетание «историческое фехтование» у большинства людей ассоциируется со средневековьем, в крайнем случае, со шпагами, мушкетёрами и выступлениями спортсменов-шпажистов. Но самом деле, историческое фехтование – это современный вид спорта, увлечение для многих тысяч людей и многогранное хобби, где каждый найдёт что-то для себя.

Что такое историческое фехтование на мечах?

Историческое фехтование (ИстФех, ИФ) – это сражения с использованием исторических образцов оружия на ристалище, то есть, на ринге. Оружие в ИС не боевое, а затупленное, но оно весит не меньше, чем исторические боевые аналоги, да и бьются бойцы в полную силу.

Историческое фехтование воссоздаёт сражения прошлого, как правило, из эпохи средневековья после падения Древнего Рима, но есть клубы, занимающиеся более ранней эпохой, например, античностью до 400 года нашей эры.

В историческом фехтовании не используются дробящие виды оружия, вроде булав и перначей, так как невозможно сделать гуманизированное оружие такого типа, имеющее аналогичный оригиналу вес.

Бои на топорах проходят крайне редко, обычно во время боёв «стенка на стенку», они же бугурты. Дело в том, что топор, даже затупленный, является весьма опасным оружием, он даже стальные доспехи сомнёт, не говоря про более лёгкую защитную амуницию.

Впрочем, мечи, используемые в историческом фехтовании, тоже наносят немало повреждений, они же стальные, а бьют бойцы в полную силу!

Исторические бои на мечах можно разделить на:

  • Дуэльное Фехтование и HEMA;
  • Исторический Средневековый Бой;
  • Современный Мечевой Бой;
  • историческую реконструкцию;
  • ролевое фехтование.

Ну а теперь о каждом из направлений исторического фехтования более подробно.

Не смотря на своё название, отсылающее к благородным рыцарям, решавшим свои проблемы на честных дуэлях, Дуэльное Фехтование ближе всего к спортивным дисциплинам. Никаких традиционных рыцарей в Дуэльном Фехтовании нет, впрочем, как и в фехтовании HEMA. Экипировка тут защитная, современная, её главная роль – уберечь бойцов от травм, но при этом минимально снизить подвижность.

Никакого металла, доспехи, если их можно так назвать, сделаны из современных лёгких и прочных материалов, если придираться, то Дуэльное Фехтование и HEMA – это бездоспешный бой по своей сути.

Дуэльное фехтование, как вид спорта, зародилось в России! У истоков его стояли люди, которые считали олимпийское фехтование слишком далёким от реальных боёв с использованием холодного оружия!

Что касается ХЕМА фехтования, то это направления зародилось в Западной Европе. Появилось фехтование HEMA благодаря энтузиастам, решившим возродить средневековое историческое фехтование по старинным трактатам-фехтбукам. Название HEMA расшифровывается как Historical European martial arts, если перевести на русский язык, то получится Исторические Европейские боевые искусства.

В HEMA и в Дуэльном Фехтовании стараются использовать реальные исторические техники работы с холодным оружием, при этом HEMA – более приближено к канонам, Дуэльное Фехтование предполагает больше самодеятельности, именно по этой причине бойцы, занимающиеся HEMA считают свой вид исторического фехтования самым правильным и исторически верным.

Если обобщить, то люди, занимающиеся Дуэльным Фехтованием и ХЕМА изучаю путь меча, им не столь важно воссоздать средневековый антураж в одежде и так далее, им важно научиться максимально умело владеть холодным оружием и показать это на практике. В отличие от того же Исторического Средневекового боя, HEMA и Дуэльное Фехтование нельзя назвать полноконтактным видом спорта.

Данное направление в России и странах СНГ появилось ещё в начале 1990-х годов, и именно ИСБ (Исторический Средневековый Бой) всегда собирает вокруг себя восторженных зрителей. Именно тут можно увидеть настоящих рыцарей в доспехах, которые сражаются до тех пор, пока один из противников не сдастся или не сможет продолжать бой.

Техника боя у приверженцев Исторического Средневекового Боя хромает, что является следствием наличия стальных доспехов. Как-то навредить противнику в стальной защите красивыми и зрелищными ударами сложно, он их просто не ощущает. Вот и бьют, как придётся. Если противник тяжелее килограммов на 20 и более, по выиграть у него по правилам ИСБ очень сложно.

 

Победа в Историческом Средневековом Бою обычно достаётся самому сильному, крепкому и выносливому бойцу, который при этом ещё и смог защитить себя стальным доспехом по максимуму.

Бой по правила ИСБ больше похож на драки ММА, разве что упавшего противника запрещено добивать. Красивые и зрелищные бои тут бывают редко, да и в тяжеленых доспехах тяжело прыгать, по крайней мере, без соответствующей подготовки. А вот бугурты всегда зрелищные, этого у них не отнять!

Исторический Средневековый Бой даст всем желающим огромную физическую нагрузку, поможет развить выносливость, смелость, научит не бояться боли. А групповые бои, или бугурты позволят научиться работать в команде, где твой личный результат не главное, главное командная победа, иначе тебя всё равно забьют скопом.

Бойцы ИСБ шутят: «У нас в секции можно бить людей железяками со всего размаха, и никто на тебя не пожалуется!».

Современный Мечевой Бой является чем-то средним между HEMA и Историческим Средневековым Боем. Правила тут похожи на ИСБ, разрешены броски, а вот удары кромкой щита и свободными от оружия конечностями запрещены. Так же, как в ИСБ, в Современном Мечевом Бою нельзя наносить колющие удары мечом.

Кстати, меч в СМБ и не меч вовсе, а стилизованная под него палка с мягким покрытием, называемая тямбарой. Доспехи тоже больше похожи не на защитную амуницию рыцарей, а на защитную экипировку бойцов тхэквондо, но зато есть щит.

Из всех видов исторического фехтования, именно Современный Мечевой Бой имеет самый низкий порог входа. Заниматься можно с 8 до 55 лет, по крайней мере, выступать на соревнованиях можно в этом возрастном диапазоне. Наличие защитной амуниции и мягкой на вид тямбары намекает на то, что очень больно не будет. Ну и СМБ является официальным видом спорта, а это значит, что можно считать себя полноценным спортсменом, со всеми регалиями и аттестациями.

Что касается затрат на защиту и оружие – в этом отношении Современный Мечевой Бой тоже имеет сравнительно низкий порог входа по сравнению с HEMA и Историческим Средневековым боем. Хотя потратится придётся всё равно, это вам не кимоно, защитная экипировка стоит денег.

Назвать идеальным СМБ нельзя – тямбара не меч, у неё совершенно иной баланс и скорость, технику боя на стальном оружии с помощью тямбары можно усвоить, но отточить её не получится. Зато сколько адреналина, развития выносливости, скоростных качеств – ни одна фитнес тренировка или тренажёрный зал не даст вам того, что может дать Современный Мечевой Бой.

К историческому фехтованию относится и историческая реконструкция. Люди, состоящие в клубах исторической реконструкции, называют себя реконструкторами, и они периодически устраивают бои в доспехах с использованием затупленного холодного оружия.

Если не вникать в нюансы, то кажется, что между реконструкторами и бойцами, занимающимися Историческим Средневековым Боем нет никакой разницы, но это только кажется. Главная задача реконструктора – максимально точно воссоздать облик из той эпохи, которую он реконструирует. Тут не увидишь рыцаря, носящего части доспехов из разных веков, если это крестоносец, то его облик будет выверен до малейших деталей костюма, оружия и доспехов.

Бои на ристалище для реконструкторов вторичны, хотя всё зависит от человека, некоторые большую часть времени посвящают именно историческому фехтованию. Но чаще всего реконструкторов можно встретить на исторических фестивалях, городских праздниках и прочих мероприятиях с показательными выступлениями. Рыцарские бои на таких праздниках больше постановочные.

Самое первое направление, появившееся в России и странах СНГ. Ролевые игры по мотивам романов Толкина, типа «Властелин колец», по мотивам популярной компьютерной игры «Варкрафт», по мотивам всевозможных романов жанра «Меч и магия».

Ролевиков нельзя назвать настоящими бойцами, да и оружие у них часто очень далеко от исторических прототипов. Сражаются ролевики на своих играх обычно не в полную силу, правила заранее оговариваются, сила ударов ограничивается.

Но многие бойцы Исторического Средневекового Боя и Дуэльного Фехтования выросли именно из ролевого движения, это те люди, которые захотели развивать бои на холодном оружии, а не устраивать костюмированные представления.

Иногда даже на ролевых играх можно встретить хорошего фехтовальщика, их мало, но они встречаются. Хотя ролевое движение больше похоже на игру, фехтование тут тоже присутствует, как обязательный элемент игры.

Сражаются ролевики обычно на дюралевом, текстолитовом и резиновом оружии, технику боя знаю плохо, но драться любят, что даёт в итоге некоторое умение владеть клинком или другим оружием.

Историческое фехтование – настоящий бой или зрелище?

Настоящим боем, сходным с различными единоборствами, можно назвать следующие виды исторического фехтования:

  • Дуэльное Фехтование;
  • HEMA;
  • Исторический Средневековый Бой;
  • Современный Мечевой Бой.

Всё остальное является увлечениями, где фехтование не стоит на первом месте, люди делают упор на создании особой атмосферы, антуража.

Особенно зрелищно выглядит Исторический Средневековый Бой – настоящие рыцари сражаются в полный жёсткий контакт с минимумом правил. Поединок по правилам ИСБ это сражение двух бойцов, без разделения на весовые категории. Конечно, выиграть у более тяжёлого противника сложнее, но зато можно развивать ловкость и скорость, опыт и умения. А вот в дуэльном Фехтовании и HEMA разница в весовых категория не даёт особого преимущества, в этих спортивных дисциплинах упор идёт на мастерство владения оружием.

Под историческим фехтованием следует понимать Исторический Средневековый Бой. Сражения в этой дисциплине являются именно сражениями, а не постановкой. Часто можно наблюдать, как более слабые бойцы побеждают за счёт личного мужества и несгибаемости характера.

По сравнению с другими единоборствами, историческое фехтование можно назвать экстремальным и необычным единоборством. Любой, кто попробует выстоять хотя бы один бой на ристалище, поразится, сколько нужно сил и выносливости, чтобы драться в тяжёлых доспехах и уворачиваться от ударов противника.

Хотя традиционным оружием для Исторического Средневекового боя является меч и щит, этим дело не ограничивается. При желании, можно освоить почти любое средневековое оружие, вплоть до топоров, копий и луков. Конечно, сражаться булавами на ристалище никто не станет, но освоить дробящее оружие никто не мешает.

Рыцарские бои как будто переносят современного человека в прошлое, в эпоху мужественных воинов, сражающихся за свою Родину, семью и другие идеалы. Спортсменов никто не ограничивает в выборе исторической эпохи, так что на ристалище в бою могут встретится воины разных эпох и разных стран.

Как вообще появился Исторический Средневековый бой?

Появление современных рыцарей, как уже было сказано выше, тесно связано с развитием ролевого движения. Потом эстафету подхватили историки и любители средневекового холодного оружия, которые решили на себе прочувствовать, как именно сражались средневековые воины, насколько сложно носить доспехи в бою. Ролевое движение всего этого дать не могло, там доспехи – это антураж, часто склеенный из картона или папье-маше.

Постепенно энтузиасты начали объединяться по интересам, через некоторое время появились клубы исторической реконструкции. В клубах собирались разные люди, но большинство из них были молодыми парнями, которым интересно было опробовать собственноручно сделанные доспехи и оружие в реальном бою.

Первые сражения проходили в клубах, выглядело это всё неумело, сражались скорее в игровой форме, что не требовало хорошей физической формы и знания техник владения холодным оружием. Постепенно клубы узнавали о существовании друг друга, начали проводится бои между клубами. Каждый боец стремился показать себя с лучшей стороны, доказать, что его клуб авторитетнее, сражения стали более жёсткими и зрелищными, бойцы целенаправленно начали тренироваться, изучать техники боя, укреплять физическое здоровье.

Огромную роль в развитие исторического фехтования именно как спорта, внёс А.К. Белов – основатель славяно-горицкой борьбы. Так как данный стиль подчёркивает боевое прошлое славянских воинов, Белов активно интересовался и занимался историческим фехтованием. Именно из славяно-горицкой борьбы вышли сильнейшие российские исторические фехтовальщики – они имели базу, и с лёгкостью осваивали холодное оружие.

Благодаря энтузиастам, историческое фехтование получило официальный статус и было зарегистрировано в Федерации фехтования России, став официальным видом спорта.

Стандартное вооружение для исторического фехтования – это щит-меч или меч-меч. Именно на этом оружии проходят основные сражения, чаще всего, бойцы дерутся с мечом и щитом. Существуют и нестандартные категории вооружения, вроде двуручного меча, а категория «Историческое многоборье» даёт возможность всем желающим сразиться на любом оружии, метать топоры, ножи, сулицы, стрелять из лука.

Зрители, видя, как рыцари лупят друг друга мечами, уверены, что историческое фехтование – это очень травмоопасный вид спорта. На самом же деле, травм в этом виде спорта уж точно не больше, чем в других серьёзных единоборствах. Благодаря защитной амуниции, серьёзные травмы во время боёв случаются редко.

Сложно ли изучать историческое фехтование?

Проблема современного исторического фехтования в том, что технику боя многие строят по наитию, по личному опыту и опыту старших товарищей по оружию. Правила Исторического Средневекового Боя, затупленное оружие, стальные латы, запрет колющих ударов вынуждают бойцов приноравливаться к особой технике ведения боя.

Бойцу не страшны лёгкие режущие удары мечом, он их просто не чувствует, а если лёгкий удар и придётся по незащищённому доспехом участку тела, никто не обращает внимания на синяки. В реальном бою даже легкий порез мечом приводил к потере крови, боец постепенно терял силы и в итоге проигрывал.

Что касается запрета колющих ударов, то в аспекте реальных рыцарских боёв – это настоящая катастрофа. Достаточно сравнить меч-каролинг с романским (классическим рыцарским) мечом, и сразу становится ясно – строение рыцарского меча акцентировано именно на нанесение колющих ударов. Иначе и быть не могло – с появлением железных доспехов, мечи типа каролингов не пробивали латы колющими ударами, пришлось делать мечи нового типа, так и появился романский меч.

Вот и получается, что в историческом фехтовании приходится или дотошно изучать технику меча, стараясь при этом развивать силу удара, скорость и выносливость, или побеждать напором, сметая противника грубой физической силой. Некоторые бойцы, пришедшие в историческое фехтование из борьбы или ММА, специально переходят на борцовские приёмы, где им нет равных. Такие бойцы сразу кидаются в ближний бой, резко сокращают дистанцию, не боясь получить один или несколько ударов мечом во время своего броска.

Спорт для сильных и выносливых людей

Несмотря на то, что историческое фехтование для сторонних наблюдателей кажется неким сценическим действом, на самом деле, профессиональные бойцы этого вида спорта отличаются силой и огромной выносливостью. Вес стандартного защитного снаряжения бойца примерно 25-30 килограммов, к этому нужно прибавить вес щита и меча. Дополнительным «бонусом» идёт шлем, в котором легко дышится только до боя, во время сражения воздуха в шлеме катастрофически не хватает.

И со всем этим весом нужно сражаться максимально быстро, что для неподготовленного человека практически невозможно. Как показывает практика, даже тренированные спортсмены, не первый год занимающиеся более традиционными единоборствами без оружия, в боях на ристалище не могут выдержать более минуты. Конечно, со временем появляется выносливость, мышцы привыкают к нагрузкам, связки укрепляются, и бойцы уже могут участвовать в турнирах на вылет, где приходится выдерживать несколько боёв за ограниченное время.

Где купить качественные мечи и рыцарские доспехи?

Многие просто не понимают, где купить меч и доспехи, некоторые уверены, что современные рыцари самостоятельно изготавливают оружие и доспехи. На самом деле, в России хватает профессиональных мастеров, которые изготовят для вас как стандартное историческое оружие и доспехи, так и что-то необычное, на заказ.

Например, наш интернет-магазин средневековых товаров и исторического фехтования в Москве способен удовлетворить запросы самых требовательных покупателей. На сайте представлен широчайший выбор оружия и доспехов как для исторического фехтования, так и для HEMA и Современного Мечевого Боя.

На нашем сайте представлен широкий выбор средневековых костюмов, всевозможных аксессуаров средневековых времён. Исторические реконструкторы обязательно оценят, тем более, что всегда есть возможность заказать что-то особенное, по вашим эскизам или чертежам.

Для любителей ролевых игра на нашем сайте есть несколько разделов, посвящённых оружию и костюмам этого направления. Выбор просто огромный, на любой вкус и бюджет.

Выбирая оружие и доспехи для исторического фехтования, нужно быть уверенным в их качестве. Наши мастера – это настоящие профессионалы, влюблённые в свою работу, каждый меч и элемент доспеха сделан с огромным запасом прочности. В отличие от большинства конкурентов, у нас есть полноценный торговый зал в Москве на Волгоградском проспекте, дом 32, корпус 8. В зале можно осмотреть оружие и доспехи, потрогать их, примерить на себя.

Историческое фехтование – это интереснейшее хобби и спортивное направление, где каждый может почувствовать себя настоящим воином прошлого. Стоит только попробовать, и вас затянет в красочную средневековую атмосферу, как в бурный водоворот!

Правила проведения поединков по классическому фехтованию на колющем оружии

Правила проведения поединков по классическому фехтованию

На колющем оружии.

§1. Общие положения.

Данные правила регламентируют порядок проведения состязательных поединков по классическому фехтованию на рапирах.

В их основе – основные положения турниров по классическому фехтованию второй половины XIX века.

§2. Возраст участников.

В соревнованиях по классическому фехтованию могут принимать участие бойцы любого возраста при условии соответствующей квалификации.

Возрастной ценз участников должен определяться положением о соревнованиях.

§3. Мужчины и женщины.

В соревнованиях по классическому фехтованию женщины могут принимать участие наравне с мужчинами. Это условие может быть изменено для каждого отдельного турнира положением о соревнованиях.

§4. Обязанности и права участников.

Участники соревнований обязаны:

  • Знать программу, правила соревнований и строго выполнять их требования;
  • Строго соблюдать правила боя, быть вежливыми с соперниками и судьями, дисциплинированными и организованными;
  • Выступать в опрятном, чистом и хорошо пригнанном костюме, соответствующем правилам, установленным для данного вида оружия и с символикой, регламентированной положением о соревнованиях;
  • Являться на поле боя с соответствующими правилам оружием и снаряжением;
  • Перед началом боя и после его окончания приветствовать оружием судью, соперника и зрителей;
  • Являться на соревнования точно к указанному времени, по вызову немедленно выходить на поле боя;
  • Объявлять о каждом пропущенном уколе сигналом «Туше!»;
  • Бороться за победу в каждом бою.

Участникам запрещается:

  • Вмешиваться в работу судей, вступать с ними в пререкания или внешне выражать свое недовольство судейством;
  • Наносить грубые уколы, удары, умышленно падать, захватывать оружие, проводить борцовские приемы, совершать умышленные столкновения;
  • Снимать маску до объявления результата схватки старшим судьей;
  • Отказываться от продолжения соревнования без объективных причин;
  • Покидать поле боя без разрешения старшего судьи.

Участник имеет право временно остановить бой сигналом «сбор» по ряду объективных причин: неисправность оружия или снаряжения, травма и т. п. ситуации, не замеченные судьями.

§5. Судейская бригада.

Судейская бригада соревнований назначается организатором соревнований.

В судейскую бригаду входят:

  • старший судья;
  • четверо угловых судей.

При проведении крупномасштабных соревнований количество судейских бригад может возрастать, образуя судейскую коллегию. Судейская коллегия возглавляется главным судьей и может иметь в своем составе секретаря.

При недостаточном количестве квалифицированных судей допустимо судейство с помощью одного старшего и двух угловых судей.

§6. Поле боя.

Рекомендуемый размер поля боя – 10 метров в длину и два метра в ширину.

Поле боя имеет нескользкую, ровную поверхность, желательно из дерева.

На поле боя наносится семь перпендикулярных его длине линий:

  • одна средняя линия;
  • две линии начала боя, расположенные в 2 м. по каждую сторону от средней линии;
  • две линии задней границы, расположенные в 5 м. по каждую сторону от средней линии;
  • две линии предупреждения, расположенные в 1 м. перед каждой линией задней границы;

П О Л Е   Б О Я

 

 

§7. Оружие и снаряжение.

Боец должен иметь специальный белый костюм, перчатку, маску, бандаж и рапиру. Девушкам также необходима специальная защита для груди.

Оружие – колющее длинноклинковое оружие, соответствующее школам классического фехтования, с рукояткой французского или итальянского типа.

Тип оружия должен дополнительно оговаривается положением о соревнованиях.

§8. Правила ведения боя.

Манера ведения боя 

1. Участник должен строго соблюдать условия и правила боя, уважать соперников, судей и зрителей, быть высококвалифицированным и организованным.

2. Всякие грубые действия, а также действия, которые старший судья сочтет опасными, категорически запрещаются.

Способ держания оружия

3. Фехтовальщик может держать оружие произвольно и в течение боя изменять положение своей руки на рукоятке. При этом, способ держания оружия должен соответствовать технике данного вида оружия.

4. Оружие не может быть использовано для метания с целью нанесения укола. Во время попытки нанести укол кисть фехтовальщика не должна отрываться от рукояти или перемещаться к ее концу.

5. Оружие держится одной рукой. Боец может, с разрешения старшего судьи, переложить оружие в другую руку. В этом случае он должен переодеть перчатку.

Положение «к бою» («en garde»)

5. Участник, вызванный первым, занимает место на поле боя справа от старшего судьи, за исключением случая, если один боец держит оружие правой рукой, а другой – левой и если первым был вызван боец, держащий оружие в левой руке.

Старший судья размещает участников так, чтобы стоящие впереди ноги бойцов находились за линией начала боя.

6. Участники принимают положение «к бою» («en garde») в начале боя и после остановок боя всегда на середине ширины поля боя.

Участники встают в боевую стойку по команде старшего судьи («Еn garde!») и сохраняют полную неподвижность до команды «Allez!» («Начинайте!»).

После того, как участники приняли боевую стойку, судья задает вопрос: «Etes vous pret (e)» («Готовы ли вы?»). При получении положительного ответа («pret (e)») обоих участников или при отсутствии отрицательного «non», он дает команду «Allez!»

Начало, остановка и продолжение боя

7. После команды старшего судьи «Allez!» соперники начинают боевые действия.

8. Бой останавливается командой «Alt!» («Стой!»), которую дает старший судья. Если один из участников останавливается до команды «Alt!», то полученный им укол считается действительным.

Старший судья может подать команду «Alt!», когда бой начинает принимать опасный характер, противоречит правилам соревнований, или реагируя на сигнал «Сбор».

Команда «Alt!» подается и в том случае, когда боец обезоружен. Если обезоруживание составляет одно действие с уколом, то такой укол засчитывается.

9.  После каждого укола, признанного действительным, оба участника возвращаются в исходное положение на линию начала боя. Если укол не засчитывается, то участники возвращаются в положение «en garde» на том месте, на котором они находились в момент прекращения боя.

Столкновения

10.  При столкновениях старший судья  имеет право останавливать бой.

Уклоны и перемещения

 

11.   Разрешаются перемещения и уклоны (включая и те, при которых невооруженная рука касается поля боя). Однако отступление спиной к сопернику запрещено. За это нарушение участнику делается простое предупреждение, действительное на один бой.

В случае повторения нарушения ему присуждается штрафной укол (одно очко).

12.  Если поворот спиной выполняется в рамках боевого действия, в процессе выполнения приема защиты или атаки, бой не останавливается.

Защиты

13.  Для защит от атак противника боец может использовать оружие или невооруженную руку. В последнем случае, допустимо лишь отведение клинка противника открытой ладонью. Захваты, касание невооруженной рукой гарды или любой части тела противника категорически запрещено. За нарушение этого требования участнику дается предупреждение действительное на один бой. Если при этом, нарушитель нанес укол, этот укол считается недействительным. При повторном нарушении присуждается штрафной укол (одно очко).

14.  Если в процессе боя участники меняются местами, бой продолжается до нанесения укола. Если после перемены местами бой останавливается по другой причине, он должен быть возобновлен на том же месте, в том же положении. После нанесения укола бойцы возвращаются на свои линии начала.

Выигранная и потерянная части поля боя

15.  При команде «Стой!» выигранная часть поля боя сохраняется за фехтовальщиком до тех пор, пока не будет присужден укол. При возвращении к положению «en garde» каждый из участников должен отступить на равное расстояние, чтобы сохранить за собой необходимую для боя дистанцию.

Если бой остановлен вследствие столкновения, то участники должны быть поставлены по местам так, чтобы один из них, не повинный в столкновении, остался на том месте, на котором находился в момент столкновения; так же поступают и в том случае, когда один из участников сделал атаку броском, даже если эта атака не окончилась столкновением.

При возвращении в положение «en garde» фехтовальщик, который находился за линией предупреждения в момент остановки боя, остается на прежнем месте

Переход границ поля боя

16.   Если один из участников переступил боковую границу поля боя, старший судья останавливает бой и дает бойцу, переступившему границу, предупреждение. После этого бой возобновляется на месте остановки, причем бойцы ставятся на середину ширины поля боя и разводятся на дальнюю дистанцию.

17.  Если один из участников переступил заднюю границу, старший судья останавливает бой, выносит предупреждение и возвращает бойца на линию предупреждения (1 м.).

18.  Боец, имеющий одно предупреждение за переход границы дорожки, при повторном выходе штрафуется одним уколом (1 очко). При каждом следующем выходе штрафные уколы возобновляются до конца текущего боя. Предупреждение за переход границы не переносится на другие бои.

Случайный переход границы

19.  Фехтовальщик, переступивший границы поля боя по случайной причине, например, получив толчок, наказанию не подлежит.

Количество уколов (очков) и продолжительность боя

20.  Бои проводятся на 15 очков (от 5 до 15 уколов). Время боя 10 минут чистого времени.

Продолжительность боя контролируется старшим судьей. За 1 минуту до конца боя, он  останавливает бой и объявляет «Minute!» («Минута!»).

21.  Когда время истекло, а участники не набрали необходимого количества очков, исход боя определяется следующим образом:

  • Если один из участников проигрывает в счете, то ему засчитывается поражение. При этом в протокол победителю записывается 15 очков (независимо от того, с каким счетом он выиграл), а проигравшему – 15 минус разница в счете.
  • Если к концу боя участники не получили ни одного, или получили равное количество уколов (очков), то они ведут бой до решительного укола без ограничения времени. В этом случае бой возобновляется на том же месте, где он был прерван.
  • Если бойцы получили равное максимальное количество уколов (очков), то есть по 15, то они продолжают бой до решающего укола без ограничения времени. При этом обоюдные равноценные уколы аннулируются (участники, следовательно, должны оставаться на своих местах, а не возвращаться к линии начала боя). В этом случае победа и поражение записываются бойцам с максимальным количеством уколов (очков), то есть победа одного из участников со счетом 15:15 (V:15).

Перерывы в бою в случае травмы

22.  Участнику может быть предоставлен перерыв в бою только по причине получения травмы. В этом случае старший судья должен вызвать врача соревнований.

Перерыв для оказания медицинской помощи может длиться не более 10 минут. Решение о возобновлении поединка бойцом, получившим травму, принимается старшим судьей на основании консультации с врачем.

§9. Руководство боем и присуждение уколов.

1. Непосредственное судейство боев осуществляется судейской бригадой.

2. Старший судья располагается таким образом, чтобы он мог постоянно следить за действиями фехтовальщиков и передвигаться вместе с ними. Он выполняет свои функции по присуждению уколов и подсчету очков с помощью четырех угловых судей.

Судейство

3. По обе стороны поля боя, соответственно справа и слева от старшего судьи и несколько позади участников располагаются по два угловых судьи. Двое судей, находящихся справа от старшего судьи, определяют качество уколов, которые могут быть нанесены фехтовальщику, занявшему позицию слева от старшего судьи. Двое судей, находящихся слева от старшего судьи, определяют качество уколов, которые могут быть нанесены фехтовальщику, занявшему позицию справа от старшего судьи.

Как только кто-либо из угловых судей фиксирует фактический укол, полученный фехтовальщиком, он должен поднять руку и подать сигнал «Туше!»

Установка факта нанесения укола

4. После остановки боя старший судья формулирует последнюю фехтовальную фразу, предшествующую команде «Стоп!» В соответствии с характером фразы старший судья спрашивает угловых судей, был ли нанесен укол бойцу, за которым они наблюдали.

Угловые судьи могут воздержаться от ответа, если они не видели, был или не был нанесен укол. Если они считают, что укол не был нанесен, они отвечают: «не был». Если считают, что укол был, то говорят: «был» и конкретизируют место нанесения укола (корпус, маска, вооруженная рука, невооруженная рука, нога).

Старший судья может спросить двух других угловых судей, если он считает, что они могли наблюдать данную ситуацию.

Старший судья высказывает свое мнение об уколе последним.

Для вынесения решения о наличии и качестве укола подсчитываются голоса судей с каждой стороны. При этом каждый угловой судья имеет один голос, а старший судья имеет полтора голоса; мнение воздержавшихся не учитывается.

Если при подсчете голосов мнения судей равно расходятся, старший судья может объявить укол «спорным» и не засчитать его.

Если факт нанесения укола установлен, но мнения судей разошлись по поводу сектора, то решение по качеству укола принимает старший судья.

Фехтовальщик обязан объявить о том, что он получил укол в такой-то сектор (подняв указательный палец невооруженной руки и возгласом «Туше!»), но старший судья не обязан присуждать укол в соответствии с этим заявлением и может выносить решение сам.

Присуждение уколов (очков)

5. После оценки судейской бригадой факта нанесения  укола и его качества, старший судья засчитывает укол одному из фехтовальщиков, или обоим, или не засчитывает никому, и объявляет счет. При объявлении счета называется сумма очков, а не сумма уколов.

Очки за те или иные уколы начисляются следующим образом:

  • при уколе в корпус или маску – 3 очка
  • при уколе в вооруженную руку – 2 очка
  • при уколе в ногу или невооруженную руку – 1 очко

Дополнительным призовым очком может оцениваться и качество нанесения укола. При этом критериями оценки должны являться техническое совершенство и сложность приема, ясность воплощенного тактического замысла, четкость и фиксация момента нанесения укола, безупречность конечного положения, и т. п. классические показатели высокого мастерства. Призовое очко прибавляется к количеству очков оценивающих сектор и начисляется только при единогласном решении всех судей.

6. В случае, когда в конце боя сумма очков победителя превышает 15, в графу «УН» все равно записывают 15. При этом разность 15 и реально набранного количества очков вычитается из количества очков проигравшего. Если проигравший не нанес ни одного укола, в таблицу в любом случае пишут 15:0 (V:0).

§10. Спорные вопросы.

При возникновении любых спорных вопросов, имеющих отношение к поединку, и не регламентированных данными правилами, право безоговорочного решения по ним принадлежит старшему судье.

При возникновении любых спорных вопросов, имеющих отношение к соревнованиям в целом, и не регламентированных данными правилами, право безоговорочного решения по ним принадлежит главному судье соревнований.

Скачать правила файлом: Правила проведения (.doc)

Фехтование: термины, которые нужно знать | SportsEngine

Advance

Для движения вперед по трассе.

Allez

Французское слово, означающее «идти». Это команда для фехтовальщиков, чтобы начать фехтование.

Атака

Движение или серия движений, с помощью которых фехтовальщик пытается набрать очко против своего противника.

Балестра

Короткий прыжок к противнику, часто в сочетании с выпадом или броском.

Удар

Резкий удар по лезвию противника, чтобы инициировать атаку или угрозу атаки.

Клинок

Стальная часть оружия, выходящая из гарды.

Бой

Бой двух фехтовальщиков на соревнованиях. Когда счет не ведется, дружеская схватка между двумя фехтовальщиками называется нападением.

Контр-парирование

Защитное движение, при котором фехтовальщик обходит клинок противника и отводит клинок противника.

Ответный ответ

Наступательное действие фехтовальщика, парировавшего ответный удар.

Выход из зацепления

Разрыв контакта между клинками фехтовальщиков путем прохождения клинка под клинком противника.

Зацепление

Контакт лезвий оружия.

Перед боем

Позиция, занимаемая перед началом боя или после перерыва в бою.

Уловка

Ложная атака, направленная на то, чтобы вызвать реакцию фехтовальщика соперника, которая откроет его для настоящей атаки.

FIE

Аббревиатура международного руководящего органа фехтования (Federation Internationale d’Ecrime, на французском языке).

Fleche

Короткая бегущая атака в сторону противника.

Защита

Часть оружия между лезвием и рукоятью, защищающая руку.

Положение на линии

Особое положение, при котором рука фехтовальщика держится прямо, а острие оружия постоянно угрожает действительной цели противника.

Выпад

Обычная атака фехтовальщика, при которой участник наступает на противника, выдвигая переднюю ногу вперед, в то время как задняя нога остается неподвижной и выпрямляется.

Матч

Матчем называется совокупность боев между фехтовальщиками двух разных команд. (Примечание: во французском языке для этого используется слово «rencontre», что означает «встреча». Французы используют слово «матч», поскольку в английском языке используется «бой».)

Парирование

Защитное действие, при котором фехтовальщик блокирует лезвие противника.

Piste

Французский термин, обозначающий игровое поле, на котором проводятся поединки. Также называемая «полосой», она сделана из металлической сетки и имеет размеры 14 метров в длину (46 футов) и 1,5 метра в ширину (4 фута 10 дюймов).

Prete

Французское слово, означающее «Готов», предшествует «Allez» как команда фехтовать.

Восстановление

Чтобы вернуться в исходное положение после выпада.

Удвоение

Новое действие против противника, который парировал без ответного удара или просто уклонился от первого действия, отступив или уклонившись.

Remise

Повторная атака сразу после того, как противник парирует первоначальную атаку.

Ответный удар

Контратака защитника после парирования.

Реприза

Выход в боевую позицию с последующей атакой.

Толчок

Быстрое выдвижение лезвия меча без движения ногой.

USFA

Ассоциация фехтовальщиков США, официальный руководящий орган любительского фехтования в США, признанный FIE и Олимпийским комитетом США (USOC).

Глоссарий терминов по фехтованию – Путь меча Фехтование, стрельба из лука и шахматные клубы

Офис 203 403 3849 Текст 203 529 1320 [электронная почта защищена]

  • Отсутствие лезвия: когда лезвия не соприкасаются; противоположность помолвки.
  • Продвижение: движение вперед шагом, крестом или балестрой.
  • Вспомогательные средства: последние три пальца руки с мечом.
  • Анализ: реконструкция фехтовальной фразы для определения приоритета касаний.
  • Штурм: товарищеский поединок между двумя фехтовальщиками.
  • Атака: начальное наступательное действие, осуществляемое путем вытягивания руки с мечом и постоянной угрозы действительной цели противника.
  • Attack au Fer: атака, которая готовится путем отклонения клинка противника, напр. бить, прессовать, взбивать.
  • Backsword: архаичный меч без заострения, используемый в боях за приз; также синглстик.
  • Балестра: прыжок вперед или прыжок, за которым обычно следует атака, такая как выпад или бросок.
  • Штык: тип электрического разъема для рапиры и сабли.
  • Такт: попытка отбросить лезвие противника в сторону или за линию, используя свою слабость или середину против слабости противника.
  • Острие Бодри: предохранительный воротник, надетый на острое острие шпаги для предотвращения опасного проникновения.
  • Bind: действие, при котором клинок противника выталкивается в диагонально противоположную линию.
  • Черная карточка: используется для обозначения наиболее серьезных нарушений на соревнованиях по фехтованию. Фехтовальщика-нарушителя обычно исключают из соревнования или турнира.
  • Бой: штурм, при котором ведется счет.
  • Палаш: любой меч, предназначенный для рубящих, а не колющих ударов; сабля.
  • Broken Time: внезапное изменение темпа действий одного фехтовальщика, используемое для обмана противника, заставляющего его реагировать в неподходящее время.
  • Пуговица: предохранительный наконечник на конце тренировочных и спортивных мечей.
  • Смена боя: взаимодействие лезвия противника в противоположной линии.
  • Управление клинком: захват клинка противника левой рукой, что запрещено в спортивном фехтовании.
  • Соединение: также в составе; действие, состоящее из двух и более движений; атака или ответный удар, включающий один или несколько финтов.
  • Разговор: движение лезвий вперед-назад в фехтовальном поединке, состоящее из фраз (phrases d’armes), перемежающихся промежутками без действия лезвия.
  • Контратака: наступательное действие, предпринятое против полосы отвода или в ответ на атаку противника.
  • Контр-отход: отход в противоположном направлении, чтобы обмануть контр-парирование.
  • Контр-парирование: парирование, осуществляемое по линии, противоположной атаке; т.е. защитник сначала подходит к противоположной стороне лезвия противника.
  • Контрответ: атака, следующая за парированием ответного удара противника.
  • Контр-время: атака, которая отвечает на контратаку противника, обычно ответный удар после парирования контратаки.
  • Корпус за корпусом: лит. «тело к телу»; физический контакт между двумя фехтовальщиками во время боя, запрещенный на рапире и сабле.
  • Coule’: также пасти, скользить или скользить; атака или финт, который скользит по лезвию противника.
  • Coup lance’: запущенное попадание; атака, которая начинается до остановки игры, но завершается после нее. Действителен для обычных остановок, но недействителен в конце времени.
  • Купе’: также вырезанный; атака или обман, который проходит мимо наконечника противника.
  • Croise: также полупереплет; действие, при котором лезвие противника вдавливается в верхнюю или нижнюю линию на той же стороне.
  • Крест: наступление или отступление путем перекрещивания одной ноги с другой; также passe’ avant (прямой крест), passe’ arriere (обратный крест).
  • Рубить: атака рубящим движением лезвия, обычно приземляющимся лезвием.
  • Обман: уклонение от попытки задействовать лезвия; см. выключение, купе’
  • Derobement: обман нападения au fer или приза de fer.
  • Прямая: простая атака или ответный удар, который заканчивается в той же линии, в которой он был сформирован, без финтов за пределами этой линии.
  • Выход из зацепления: круговое движение лезвия, которое обманывает парирование противника, выводит лезвия из боя или изменяет линию столкновения.
  • Перемещение: перемещение цели во избежание атаки; уклонение.
  • Двойной: в шпаге, две атаки с разницей в 40-50 мс.
  • Двойной такт: также «dui tempo»; парирование-ответ как два отдельных действия.
  • Двойной удар: атака или ответный удар, описывающий полный круг вокруг клинка противника и заканчивающийся на противоположной линии.
  • Сухой: также паровой; фехтование без электрических средств судейства.
  • Зацепление: , когда лопасти соприкасаются друг с другом, например. во время парирования, атаки au fer, приза de fer или coule’.
  • En Garde: также на страже; положение в фехтовании; стойка, которую принимают фехтовальщики при подготовке к фехтованию.
  • Охват: бой, в ходе которого клинок противника совершает полный круг.
  • Шпага: фехтовальное оружие с лезвием треугольного сечения и большой гардой; также легкий дуэльный меч аналогичной конструкции, популярный в середине 19век; шпага местности; рапира.
  • False: действие, которое должно потерпеть неудачу, но вызывает предсказуемую реакцию противника; также задняя кромка лезвия сабли.
  • Уловка: атака в одну линию с намерением переключиться на другую линию до завершения атаки.
  • Время фехтования: также temps d’escrime; время, необходимое для выполнения одного простого действия фехтования.
  • FIE: Federation Internationale d’Ecrime, мировой руководящий орган фехтования.
  • Финта в темпе: лит. «вовремя»; уловка контратаки, влекущая за собой встречное парирование, которое обманывает; комплексная контратака.
  • Флеш: лит. «стрелка»; атака, при которой агрессор спрыгивает с ведущей ноги, пытается нанести удар, а затем бегом обгоняет противника.
  • Щелчок: действие, похожее на рубящее, которое приземляется острием, часто с использованием слабого взмаха лезвия, чтобы «бросить» острие вокруг блока или другого препятствия.
  • Флорентийский: устаревший стиль фехтования, при котором в левой руке используется дополнительное оружие или другой инструмент.
  • Парирование или ответный удар в воздухе: парирование со скольжением назад и ответный удар путем подсечки.
  • Недостатки: верхняя, слабая часть лезвия.
  • Рапира: фехтовальное оружие с клинком прямоугольного сечения и небольшой гардой; любой меч, который был застегнут, чтобы сделать его менее опасным для практики.
  • Forte: нижняя, прочная часть лезвия.
  • Французская рукоять: традиционная рукоять со слегка изогнутой рукоятью и большим навершием.
  • Froissement: атака, которая смещает клинок противника сильным касанием.
  • Фуллер: канавка, которая проходит по лезвию меча для уменьшения веса.
  • Скольжение: см. coule’.
  • Защита: металлическая чаша или дуга, защищающая руку от ударов. Кроме того, оборонительная позиция принимается, когда не атакует.
  • Рукоять: рукоять меча, состоящая из гарды, рукояти и навершия.
  • Омологированный: сертифицирован для использования в соревнованиях FIE, например. 800N одежда и мартенситные лезвия.
  • В Квартате: контратака с поворотом на четверть внутрь, прикрывая фронт, но обнажая тыл.
  • Вовремя: по крайней мере одно время фехтования перед действием противника, особенно в отношении останавливающего удара.
  • Косвенная: простая атака или ответный удар, который заканчивается в линии, противоположной той, в которой она была сформирована.
  • Настойчивость: форсирование атаки через парирование.
  • Перехват: контратака, которая перехватывает и блокирует непрямую атаку или другой выход из боя.
  • Приглашение: линия, намеренно оставленная открытой, чтобы побудить противника к атаке.
  • Итальянская рукоять: традиционная рукоять с кольцами для пальцев и перекладиной.
  • Судьи: дополнительных официальных лиц, которые помогают рефери в обнаружении незаконных или недействительных действий, таких как судьи на площадке или боковые судьи.
  • Жюри: 4 официальных лица, следящих за попаданием в схватке в сухом фехтовании.
  • Кендо: Японское фехтование с двуручными мечами.
  • Хромой: металлический жилет/куртка, используемый для обнаружения достоверных ударов рапирой и саблей.
  • Строка: основное направление атаки (например, вверх/вниз, внутрь/вне), часто приравнивается к парированию, которое необходимо сделать, чтобы отразить атаку; также указать в строке.
  • Выпад: атака с вытягиванием задней ноги и приземлением на согнутую переднюю ногу.
  • Mal-parry: также mal-pare’; парирование, которое не может предотвратить попадание атаки.
  • Манипуляторы: большой и указательный пальцы руки с мечом.
  • Maraging: специальная сталь, используемая для изготовления лезвий; говорят, что они прочнее и легче ломаются, чем обычные стали.
  • Marker Points: старый метод обнаружения попаданий с помощью чернильных точек.
  • Мартингейл: ремешок, которым рукоятка крепится к запястью/предплечью.
  • Матч: сумма боев между двумя фехтовальными командами.
  • Измерьте: расстояние между фехтовальщиками.
  • Середина: средняя треть лезвия, между foible и forte.
  • Мулине: Вихревой удар, выполняемый от запястья или локтя.
  • Neuvieme: нетрадиционное парирование (#9), иногда описываемое как лезвие за спиной, направленное вниз (вариант октавы), в других случаях похожее на приподнятую шестерку.
  • Октава: парирование #8; лезвие вниз и наружу, запястье супинировано.
  • Оппозиция: удерживание клинка противника по не угрожающей линии; хит времени; любая атака или контратака с оппозицией.
  • Парирование: блок атаки, сделанный силой собственного клинка; также парад.
  • Пас: атака крестом; например. флеш. Кроме того, акт движения мимо противника.
  • Пассата-сотто: выпад, сделанный опусканием одной руки на пол.
  • Passe’: атака, которая проходит мимо цели, не задев ее; также поперечный шаг (см. поперечный).
  • Фраза: набор связанных действий и реакций в фехтовальном разговоре.
  • Наконечник ананаса: зубчатый наконечник шпаги, используемый перед электрическим судейством.
  • Трасса: линейная полоса, на которой проводится фехтовальный поединок; ок. 2 метра в ширину и 14 метров в длину.
  • Пистолетная рукоятка: современная ортопедическая рукоятка, отдаленно напоминающая по форме небольшой пистолет; сорта известны под такими именами, как бельгийский, немецкий, русский и Висконти.
  • Табличка’: точечная атака, которая приземляется плоской.
  • Plastron: частичная куртка для дополнительной защиты; обычно это полукуртка, которую носят под основной курткой со стороны тела, обращенной к оружию.
  • Точка: действительное касание; кончик меча; механический узел, составляющий суть электрического оружия; атака острием (т. е. укол)
  • Точка в строке: также линия; вытянутая рука и клинок, угрожающий противнику.
  • Навершие: застежка, которая крепит рукоятку к лезвию.
  • Подготовка: не угрожающее действие, направленное на создание возможности для нападения; начальная фаза атаки, до того, как будет установлено право проезда.
  • Презентация: предложение клинка для атаки противником.
  • Нажим: попытка оттолкнуть клинок противника в сторону или за линию; в зависимости от реакции противника, за прессой следует прямая или косвенная атака.
  • Прайм: парирование #1; лезвие вниз и внутрь, запястье пронировано.
  • Принцип защиты: использование силы против слабости при парировании.
  • Приоритет: на сабле, ныне отмененные правила, определяющие, какой фехтовальщик получит право на укол в случае, если они оба атакуют одновременно; также используется как синоним права проезда.
  • Приз де Фер: также берет лезвие; зацепление лезвий, которое вынуждает оружие противника переходить на новую линию. См.: связывать, крестить, обволакивать, противопоставлять.
  • Кварта: парирование #4; лезвие вверх и внутрь, запястье супинировано.
  • Квинта: парирование #5; лезвие вверх и внутрь, запястье пронировано. В сабле лезвие держат над головой, чтобы защитить голову от ударов.
  • Рапира: длинный обоюдоострый колющий меч, популярный в 16-17 веках.
  • Красная карточка: используется для обозначения повторяющихся незначительных нарушений правил или серьезных нарушений правил одним из фехтовальщиков; приводит к тому, что очко присуждается другому фехтовальщику.
  • Redoublement: новое действие, которое следует за атакой, которая промахнулась или была парирована; возобновление неудавшейся атаки по встречной линии; в качестве альтернативы см. Reprise .
  • Судья: также директор, президент; медиатор фехтовального боя.
  • Remise: немедленная замена пропущенной или парированной атаки без отвода руки.
  • Реприза: возобновление атаки, которая промахнулась или была парирована, после возвращения в ангард; в качестве альтернативы см. Удвоение .
  • Отступление: шаг назад; противоположно авансу.
  • Рикассо: часть хвостовика между рукоятью и лезвием, присутствующая на итальянских эфесах и большинстве рапир.
  • Право проезда: правила начисления очков в случае двойного касания рапирой или саблей.
  • Ответный удар: наступательное действие, совершаемое сразу после парирования атаки противника.
  • Сабля: оружие для фехтования с плоским лезвием и гардой, используемое для рубящих или колющих действий; боевой меч, популярный в 18-20 веках; любой рубящий меч, используемый кавалерией.
  • Зал: фехтовальный зал или клуб.
  • Салют: с оружием, обычное признание соперника и рефери в начале и конце боя.
  • Schlager: Немецкий дуэльный меч братства, используемый для порезов лица и без работы ногами.
  • Второе намерение: ложное действие, используемое для того, чтобы вызвать ответ у противника, который откроет возможность для предполагаемого действия, которое последует, как правило, ответного удара.
  • Секундант: парирование #2; лезвие вниз и наружу, запястье пронировано.
  • Септим: парирование #7; лезвие вниз и внутрь, запястье супинировано.
  • Простой: выполняется одним движением; атака или ответный удар без финтов.
  • Одновременно: рапирой и саблей, две атаки, для которых право прохода слишком близко, чтобы определить.
  • Одинарная палка: архаичная форма фехтования с деревянными палками с корзинчатым эфесом.
  • Одноразовый: также «stesso tempo»; парирование-ответ как отдельное действие.
  • Sixte: парирование #6; лезвие вверх и наружу, запястье супинировано.
  • Маленький меч: легкий дуэльный меч, популярный в 17-18 веках, предшественник рапиры.
  • Stop Hit: бьющая контратака; также контратака, касание которой действительно в силу своего времени.
  • Stop Cut: стоп-удар лезвием сабли, обычно в манжету.
  • Трехштырьковый: тип провода/соединителя корпуса шпаги; также старомодный наконечник, который цеплялся за одежду, чтобы было легче обнаруживать попадания в доэлектрическую эпоху.
  • Точка броска: «щелчок».
  • Толчок: атака, совершаемая путем движения меча параллельно его длине и приземления острием.
  • Уровень: парирование #3; лезвие вверх и наружу, запястье пронировано.
  • Time Hit: также time-thrust; старое название для остановки удара оппозицией.
  • Trompement: обман парирования.
  • Два контакта: тип жилы/соединителя, используемый в фольге и сабле.
  • Хлесткий удар: в сабле, касание, возникающее в результате слабого удара лезвия по гарде или лезвию противника при парировании.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *