Как может дамка есть в шашках: Можно ли в шашках есть назад — правила разных видов шашек

Содержание

6.1.4. Ходы шашек / КонсультантПлюс

6.1.4.1. Ходом в партии считается передвижение шашки с одного поля доски на другое. Первый ход делает игрок, играющий белыми, за исключением случаев жеребьевки начальных ходов и позиций, в результате которой первые ходы в партии или стартовая позиция определяется жеребьевкой по таблице, указанной в Положении (Регламенте). Партнеры поочередно делают по одному ходу до тех пор, пока игра не закончится.

6.1.4.2. Шашки разделяются на простые шашки (простые) и дамки.

6.1.4.3. Простая шашка ходит только вперед на соседнее поле по диагонали.

6.1.4.4. В случае, когда простая шашка достигает одного из полей последнего (считая от себя) горизонтального ряда, она превращается в дамку и получает новые права. Дамка обозначается сдвоенными шашками, т.е. поставленными одна на другую, либо перевернутой простой шашкой (в соревнованиях, проводимых в соответствии с Правилами международной федерации шашек дамка обозначается только сдвоенными шашками). Необозначение дамки является нарушением Правил.

6.1.4.5. Дамка (после ее обозначения в соответствии с пунктом 6.1.4.4), в отличие от простой шашки, ходит на любое из свободных (не занятых другими шашками) полей по диагонали в любом направлении (как вперед, так и назад), но становиться может, как и простая шашка, лишь на не занятые другими шашками поля, причем через свои шашки она перескакивать не может.

6.1.4.6. Ход считается сделанным, если игрок после передвижения шашки с одного поля на другое отпустил от нее руку.

6.1.4.7. Если игрок, за которым очередь хода, прикоснется к своей шашке, которой можно сделать ход, то он обязан пойти этой шашкой. Если прикоснется к двум или более шашкам, то должен пойти той шашкой, которой коснулся первой, если ход или взятие этой шашкой возможны. Прикосновение к своей шашке, у которой не оказывается возможного по правилам игры хода, не влечет за собой никаких последствий, и играющий свободен сделать любой возможный ход.

6.1.4.8. Если игрок при совершении хода передвинул свою шашку на другое поле, не отпустив при этом от нее свою руку, то он обязан пойти этой шашкой, но вправе переставить ее на любое возможное для нее другое поле.

6.1.4.9. Если игрок хочет поправить одну или несколько шашек, он должен предварительно отчетливо объявить сопернику: «поправляю». Поправлять шашки можно только при своей очереди хода.

Открыть полный текст документа

как делать ходы в шашках, как появляется дамка в шашках

Краткая инструкция по игре в русские шашки — наиболее известной и популярной разновидности шашек.
 
В русские шашки играют на 64-клеточной доске, состоящей из светлых и темных клеток. В игре участвуют 12 белых и 12 черных шашек, ходят они только по темным клеткам.
Игру всегда начинают белые. Ходы шашки могут делать только по диагонали, лишь на одну клетку вперед и только в том случае, если эта клетка свободна от других шашек.
Соперники делают ходы поочередно. Ни в коем случае белые или черные не могут сделать два или несколько ходов подряд.

В книгах по шашкам для начинающих есть инструкции о том, как делать ходы в шашках, о дамке и других важных подробностях, позволяющих правильно вести игру. Это, например, такие книги: Учебник шашечной игры или Играйте в шашки.
 
Если, делая ходы, шашки соперников встретились, заняв соседние по диагонали клетки, а соседние за ними клетки свободны, то тот из играющих, кому принадлежит очередь хода, обязан взять (побить) шашку соперника и снять ее с доски. Его же шашка при этом “перепрыгивает” через шашку соперника и становится на свободное поле за ней.

Шашка может брать не только вперед, но и назад (а ходить без взятия — только вперед). За один ход могут быть побиты сразу и несколько шашек, но надо помнить, что побить все эти шашки можно лишь тогда, когда за каждой шашкой соперника есть свободное поле.
 
Как появляется

дамка в шашках? Если простая шашка достигнет любого из полей последнего горизонтального ряда, она сразу же должна превратиться в дамку. При этом безразлично, как она продвигалась – безударными ходами или уничтожая шашки соперника.

Дамка отличается от простой шашки большей свободой движения. В отличие от простой шашки дамка ходи через любое количество свободных полей по диагонали, в любом направлении, вперед и назад. Останавливаться она может только на свободных полях. Перепрыгивать через свои шашки дамка не может.
Каждый из соперников может провести в дамки несколько своих шашек, и все они имеют право участвовать в дальнейшей борьбе.
 
Узнать о том, как делать лучшие ходы в шашках, позволяющие пройти в дамки и обыграть соперника, можно из различных шашечных книг. Некоторые из этих книг написаны специально для тех, кто только начинает освоение увлекательной игры шашки.

История шашек ч.11: Форсэ, Французские, Итальянские, Тайские шашки, Дана, Чекерс, Дамоне.


   Итак, шашки в ходе эволюции вышли на финишную прямую. В алькуерке расположение фишек было, так сказать, «квадратно-гнездовым»: диагонали на сетке киркат не были несущим элементом, лишь структурным дополнением. Доработка игровой сетки породила новые перекрёстки, для заполнения которых потребовалось ещё 16 фишек. Расстановка при этом приобрела интересную особенность: из чисто ортогональной она стала МОЗАИЧНОЙ. И тогда случилось ещё кое-что любопытное.
nbsp; Взгляните на схему расстановки.

   Такое расположение фишек, как внизу на картинке,  мозг не воспринимает как несколько больших квадратов, расчерченных диагонально: он видит множество мелких квадратиков, поставленных НА УГОЛ, то есть ромбов. Невольно возникает желание убрать лишние линии. То есть, когда изменение разметки вызвало перестановку фишек, это автоматически запустило обратный процесс: теперь уже расположение фишек ИЗМЕНИЛО РАЗМЕТКУ доски. На доске стали доминировать две огромных диагонали по 9 перекрёстков каждая; они задали фишкам новый вектор движения. Контролировать их стратегически выгодно – любой шашист отлично знает, какой могучей становится дамка, вышедшая «на большак». При такой расстановке ортогонали становятся архитектурным излишеством, они только утяжеляют игру. Стены старой «крепости» киркат оказались преградами на дороге, их требовалось снести, и вскоре это произошло, сперва – во Франции и Англии, потом повсеместно.
    Дальше ещё интереснее. Как ни крути, в середине доски в любой игре семейства алькуерка слишком тесно. Все дебюты были однотипными – ход, взятие, расчистка, схватка в центре поля, и лишь потом начиналось что-то путное. Даже три свободных поля, как в Индийских играх, дела не решали. Нужно было что-то делать, как-то расчищать середину доски.

   И тут древние игроки столкнулись с новой проблемой. Интуитивно они понимали, что в целом на этой новой «летучей» сетке достаточно места, чтобы игра с самого начала засияла блеском тактических операций, но все их попытки терпели крах там же, где застряло Дабло: одной свободной горизонтали для манёвра было мало, трёх – много (быть может, нормально для финнов и саамов, которые вообще не отличаются торопливостью, но не для всех остальных). Фишки на диагональной сетке стали рваться в бой: исчезновение горизонталей исключило сложные подготовительные манёвры и перестроения, теперь любой ход волей-неволей становился шагом вперёд.
   Однако мозаичное построение имеет свои минусы. Это не фаланга латрункулей и не бандитские наскоки алькуерка, создать в таких условиях боеспособную группу можно только одним способом – бросить на передовую штрафбат и подпереть его с тылу заградительным отрядом. Но на большой доске до противника ещё топать и топать. Как результат, первое время вся армия в полном составе медлительно и тупо выдвигалась на позиции. Дебюты, которые раньше были однообразными, зато молниеносными, сделались разветвлёнными, но малость затяжными. Новорожденные шашки чуть не уподобились шатранджу, гамбиты в котором разыгрывались так долго, что игроки нередко начинали игру уже с готовых дебютных позиций – табий. К тому времени, когда шашки в своём становлении вышли на финишную прямую, шахматисты уже избавились от этой проблемы, правда, в несколько приёмов: они усилили ферзя, сделали слона дальнобойным, даровали пешке «длинный» первый ход и, наконец, ввели рокировку.
    Шашисты преодолели эту пропасть в два прыжка: они просто уменьшили поле и… вернулись к 12 фишкам алькуерка. Платой за это стала асимметрия в расстановке, но это, как ни странно, только обогатило игру: где нет равновесия, там движение. Остался лишь один «большак», зато резко возросло значение «двойников». В дебюте появились две разных выступки. Левый фланг мало того, что стал сильнее – он оказался напротив слабого фланга противника. Проблему серединной территории, которую лапландцы безуспешно пытались решить добавлением/убавлением первого ряда, шашки отсекли одним ударом, сузив границы доски (одной линии мало, трёх, как уже выяснили, много; методом исключения получаем две – даже «стоклетки» сохранили эту дистанцию). От второй напасти – неравнозначности первого хода с разных линий (2 или 3 направления) их избавила диагональная разметка.
    Как же выглядела эта новая доска? Позволю себе маленькое отступление.
    В романе Ярослава Гашека о похождениях солдата Швейка есть эпизод, когда телефонист Ходоунский предаётся воспоминаниям о былом изобилии, помните: «С гусиных ножек мы снимали лучшие кусочки мяса, потом делали из них шашки и играли в «волки и овцы» на плитках шоколада». «Волки и овцы» – это сильно упрощённая средневековая «Лиса и гуси», примитивная зажимная игра (в Англии она зовётся «Лиса и гончие»). Здесь никого не рубят, 4 фишки-«волка» пытаются прижать к краю доски одну «овцу», а та – прорвать их строй и сбежать. Для неё расчерчивают особую сетку, хотя чаще играют на обыкновенной шахматной доске, используя только чёрные поля. Ирония судьбы в том, что «Волки и овцы» – единственная игра, которая сохранила до наших дней старинную шашечную разметку. Всё это позволяет без труда восстановить изначальную сетку.

   Et voila! Взгляните! Вот как они выглядели, первые НАСТОЯЩИЕ шашки, те, в которые мы с вами играем до сих пор: 12+12 фишек в мозаичной расстановке на перекрестьях новой сетчатой разметки, бесстрашные, опасные и очень стильные.

ДАНА (ФИЛИППИНСКИЕ ШАШКИ)

   Филиппинские шашки «Дана» интересны прежде всего тем, что до наших дней сохранили архаичную сетчатую разметку. Впервые эту игру описал вездесущий Стюарт Кулин в начале XX века. Вероятно, шашки Дана перешли на шахматную доску последними из классических шашечных игр. Сам этот факт свидетельствует, что на Филиппинах шашки существуют так давно, что считаются местной, национальной игрой (сами филиппинцы не без иронии называют шашки «шахматами бедняков», что само по себе о многом говорит). В то же время Дана считалась местной, эндемичной разновидностью шашек и долгое время не могла интегрироваться в общую мировую картину как спортивная дисциплина. Филиппинцы были буквально потрясены, когда узнали, что вообще-то в шашки играет весь мир, только выглядят они слегка по-другому.

   Но даже после перехода на клетки игроки долго не могли прийти к соглашению, как ориентировать доску: по-испански или по-европейски. Шашисты из Лусона, Панайи и (частично) из Минданао играли на доске по-испански (белый квадрат слева), в то время как большинство игроков из Минданао и Визайи предпочитали европейский вариант.
   Ещё в 1930 году большинство филиппинцев играли в эту игру на «скелетной» – сетчатой доске по модифицированным итальянским правилам, где фишки не могут рубить назад и атаковать дамку; сегодня такая разметка сохраняется только как дань традиции и элемент местной экзотики. Фирма Ludens Planet, специализирующаяся на производстве настольных игр всех времён и народов, сегодня выпускает шашечные наборы именно с такой разметкой, они очень экзотично смотрятся (рисунок большой, кликабельно).

   С появлением Интернета и правила стандартизировались, став идентичными бразильским. Сегодня филиппинские шашисты понемногу начинают выходить на международную арену и даже засветились в соревнованиях на стоклеточной доске.

   Изменение сетки, уменьшение доски, прогрессивная асимметрия и освобождение тактического пространства в середине поля стали первыми шагами, которые шашки сделали на пути к мировому господству. Новая игра получилась похожей и одновременной непохожей на своих предшественниц, соединив в себе взрывную динамику алькуерка, осмотрительную сложность латрункулей, несимметричность хнефатафла и внезапность Мельницы. Не хватало только мелочей. Старые приёмы в ней отлично работали, но к ним добавились такие возможности, от которых натурально кружилась голова. Игроки оказались в положении пирата Джека Воробья, в распоряжении которого внезапно оказалась установка «Град» – они просто не знали, что с нею делать.
   Кто и когда обратил внимание, что перекрёстки новой шашечной сетки тождественны чёрным клеткам шахматной доски, мы тоже не знаем, хотя известно, что это произошло где-то во Франции. «Игра в кругляшки по диагоналям», – помните, так рекламировал новинку среди своих соотечественников Антонио де Торквемада? Естественно, привыкшие веками двигать фишки по линиям кирката испанцы восприняли эту идею с недоверием. Хотя в трактате Альфонсо Мудрого шахматные доски уже клетчатые, для алькуерка они бесполезны: при переносе его схемы на чёрно-белую шашечницу диагональные ходы возможны только на чёрных полях, а так недолго и запутаться, поэтому мельничная сетка удобнее.

   А вот шашкам она подошла, потому что белые поля им просто НЕ НУЖНЫ! Вы сами можете в этом убедиться, сравнив расположение полей на шахматной доске и перекрёстков на старинной шашечной сетке. И пускай полдоски при этом не работает, и в распоряжении фишек всего 32 поля – это ведь больше, чем 25 в алькуерке, не правда ли? Пожертвовав оригинальностью и оторвавшись от корней, шашки получили нечто большее: теперь сам факт наличия шахматной доски подразумевал возможность партии не только в шахматы, но в шашки тоже. Две игры были унифицированы, фактически они слились в сознании обывателя. Стандартный игровой набор «три в одном» (нарды, Мельница, шахматы) без всякой доработки вдруг пополнился ещё одной игрой, причём, такой, которая в скором времени вышибет с канваса первые две.
   Николай Черных в своей статье 2009 года «Турецкие шашматы или как увидеть тайну шашек» с восторженным удивлением рассказывает о своём открытии, что схема движения шашек по доске скорее ортогональна, чем диагональна и имеет больше сходства с ходами турецких шашек, нежели шахматных слонов. «Это было как переход на новый уровень осознания, скачок в понимании! При этом я испытал состояние восторженного потрясения!» – пишет он про момент, когда осознал, что шахматное поле не является для шашек родным, и построил, как он пишет, «истинную шашечную структуру», т.е. поле из ромбов.
   Сами исследования и наработки Н.С.Черных по сближению шахмат и шашек любопытны. «Есть все основания предположить, что общеизвестные европейские шашечные игры (в том числе и русские шашки) явились результатом освоения шашками игрового поля индоевропейских (международных) шахмат. И появились соответственно позже великой игры королей! А превосходство в древности, по отношению к шахматам, обеспечивают другие шашечные игры, эксплуатирующие совсем другие игровые структуры», – пишет он. Я полностью с этим согласен, однако следующий его вывод мог бы и оспорить. «Мы подарили шашкам Родину, и у них теперь нет необходимости скитаться по чужим шахматным полям!», – ликует Черных, хотя чему тут восторгаться: это всё равно что отрывать актинию от рака-отшельника в попытке их «освободить». Черных лишь заново открыл старинную сетку, от которой шашки долго и упорно пытались избавиться. Полезно помнить, конструируя новые игры, что совместное проживание шахмат и шашек – продуктивный симбиоз, а вовсе не паразитизм. Только поселившись на клетчатой доске, в теснейшем союзе с шахматами, шашки завоевали мир.

   И всё-таки до конца неясно – то ли сетка шашечного поля сперва стала асимметричной, а уже потом удачно легла на шахматную доску, то ли попытка подогнать модернизированную сетку кирката на клетки шахматной доски привела к такому вынужденному уменьшению и «перекосу». Скорее всего, имели место оба процесса. Как они встретились, не имеет значения: в любом случае шашки от этого только выиграли. А учитывая факт существования более ранних систем (армянских, турецких), шашки, вернее, их «летающие» дамки, вероятно ещё и РАСКРАСИЛИ АШТАПАДУ (во всяком случае, уж точно сделали подобную разметку стандартом).
   А вот вопрос, откуда взялись дамки, придётся рассмотреть отдельно.
   Мы уже спрашивали у петтейи и латрункулей, что означают их названия, не могут ли они помочь нам выяснить, откуда что растёт. Давайте вообразим себя археологами будущего и зададим этот же вопрос: уважаемые шашки, а почему вас называют именно так?
   С русским названием этой игры лингвисты давно уже разобрались – это ни что иное, как искажённое «шажки» (угу, как слышим, так и пишем). Название говорит само за себя: фишка ходит вперёд на одну соседнюю клетку, шаг за шагом. Английские названия checkers (штрихи), и draughts (проекты, наброски) отсылает нас к архаичным доскам с линейной, сетчатой разметкой, на которых играли в старые времена. То же самое касается польского warcaby и чешского vrhcaby (линии, чёрточки).
   А вот испанское Dama, французское Dames и голландское Dammen таят в себе гораздо больше информации для размышления, чем может показаться на первый взгляд!
   «Игра в дам»… Вы не находите, что это звучит как-то странно? Многие расценивают подобное как отзвук куртуазности эпохи Возрождения, этакую рыцарскую галантность по отношению к женщинам. Хотя где тут галантность, хоть убейте, не пойму. Скажи подруге: «Милая, ты у меня как шашка на доске!» – и нарвёшься на пощёчину, а за невинный вопрос «У вас тут в дам играют?» вообще могут на дуэль вызвать.

   Может, подразумевалось «дамы» и «кавалеры», то есть, «мужские» фишки против «женских», как в Африке? Но подобное название (или хотя бы концепция) ни разу в Европе не упоминается, да и потом, нетрудно же именовать игру полным именем – вон, с «Лисой и гусями» никто не заморачивается, произносят название полностью. В общем, версия не выдерживает серьёзной критики.
   Более забавное истолкование в своё время выдвинул Д.И.Саргин, мол, шашки называются «дамами» потому что «…между шашечной доской и пятнистой шкурой альпийской козы (дамы) было большое сходство, да и в ходах шашек и прыжках козы тоже». Что можно сказать… Сильно притянуто за уши! Во-первых, далеко не все козы пятнистые, да и аштапада, как мы помним, была одноцветной. Во-вторых, в алькуерке фишки прыгали два века, и никто их козами не обзывал, в-третьих, как раз дамка-то в шашках не прыгает, а скорее, «летает», ну и, в-четвёртых, почему тогда словом «дама» назвали всю игру, а не одну лишь доску?
   Можно припомнить африканские Замму и Дамет, но оба этих варианта никогда не были не то что популярны – даже известны в старой Европе, хотя турецкие шашки тоже зовутся «Дама».
   В Индии встречаются зажимные игры с названиями типа «Тигры и козы». В Европе таких игр тоже с избытком, и какого только зверья там не встретишь: волки, овцы, лисы, куры, гуси, зайцы, собаки… есть даже медведь. Но коз там нет! Так что, думаю, слово dame, dama, dana (или другое, похожее) явно возникло в ином месте и отсылает нас к другим событиям и, скорее всего, к другой игре.

ФОРСЭ (ФАРИСИИ)
   Рассматривая историю шашек, нельзя обойти ещё одного их загадочного предка. А.Куличихин ссылается на рукопись таджикского учёного Абульфатха (1251 г.), где говорится, что европейцам давно знакома «…игра форсэ, которую называют королевой игр; играют в неё как в шахматы» (?). Далее автор указывает на сходство ходов фишек… с ходами ферзя в шатрандже.
   В.М.Голосуев по этому поводу делает следующее замечание: «…около 1243 года впервые упоминается о короле фарисии (так назвали новую игру). Это означало, что ферзь мог быть произведен в короли уже в начале игры. Когда имя ферзя в шахматах заменилось на даму, то в фарисии фигуры стали дамами, а сама игра «дамы». А с введением обязательного боя во Франции и Англии около 1535 года новую игру назвали форсэ».
   Ещё одно свидетельство существования каких-то древних, архаичных шашечных правил мы находим в Англии. Д.Чосер (1343-1400 гг.) в своей поэме «Книга герцогини» описывает странную игру, которую сам он называет шахматами, отдельные фигуры в ней – пешками и ферзями, но тем не менее, ходы и взятия в ней явно шашечные.
   В общем, путаница изрядная. Непонятно, что имел в виду таджикский учёный – то ли некую разновидность шатранджа, то ли алькуерк, то ли действительно древние шашки. Странно и то, что кроме Абульфатха никакой другой средневековый автор об игре форсэ или фарисии не упоминает. Однако поскольку считается, что первые шашки на клетчатой (шахматной) доске появились всё-таки во Франции, то самые старые шашечные правила должны быть схожи с загадочной фарисией. Немного смущает тот факт, что во Франции первая книга о шашках появилась лет на сто позднее, чем в Испании. С другой стороны, возможно, испанцам затем и понадобились учебники, что игра на шахматной доске была для них новой, доселе не известной.

СТАРОФРАНЦУЗСКИЕ ШАШКИ

   Старофранцузские шашки и произошедшие от них английские Checkers – действительно наиболее архаичные варианты классической шашечной игры, возможно, древнейшие европейские системы. Расстановка у них привычная и сегодня считается традиционной.
   * Простая шашка ходит на одну клетку вперёд по диагонали и рубит только вперёд.
   * Простая шашка становится дамкой на последней горизонтали.
   * Дамка может ходить и рубить назад, но тоже только на одну клетку. Такая схема действительно напоминает ходы ферзя в шатрандже (ферзь был фигурой слабой и ходил только на одну клетку по диагонали). Простая шашка может ходить только вперёд, поэтому таджикский учёный, говоря о сходстве с шахматами, скорее всего, имел в виду дамки.
   * Первоначально выбор из двух вариантов взятия был добровольным, вне зависимости от качества и количества шашек, и только в 1653 году было введено Правило большинства (при серийном взятии игрок должен рубить максимально возможное количество).
   * Если при серии взятий можно рубить одинаковое количество шашек простой шашкой или дамкой, игрок обязан брать дамкой. Однако если количество снимаемых шашек одинаково в обоих случаях, но в одной «ветке» есть дамки противника (или их там больше), игрок обязан выбрать именно этот вариант, даже если тогда придется рубить простой шашкой, а не дамкой.
  * Кроме того, ранг снимаемых шашек не имеет значения, серийное взятие подчиняется количеству: брать шашки нужно по максимуму. При выборе взять или 3 простых шашки или 2 дамки игрок обязан взять 3 простых.
   * Если шашка становится дамкой в ходе взятия, она прерывает свой ход на последней горизонтали.
   А что же англичане? Давайте посмотрим, далеко ли они ушли от французов в плане шашечной игры.

АНГЛИЙСКИЕ ШАШКИ (CHECKERS)

   Шашки проникли в Британию… странным образом. Поскольку Британия всё-таки островное государство (да ещё и бывшая римская колония), тамошние аборигены питают странную любовь к архаичным игровым системам. Такой подход у них называется «традицией». Я уже писал, что единственные сохранившиеся полные комплекты римского дуодецима, и одной из разновидностей латрункулей (т.н. «Колчестерская игра») были найдены не в солнечной Италии, а именно в Британии. Я уже писал, что скорее всего, латрункули в несколько изменённой форме дожили там до XVI века. Так же долго сохранялась на островах очень древняя ирландская разновидность нард (Irish) и любопытная карточная игра нодди с архаичной доской, уходящей корнями в норманнской Дальдозе, а возможно и к египетским «Собакам и шакалам». И когда речь зашла о шашках, англичане, естественно, выбрали самую несуразную их разновидность.
   Расстановка у шашек чекерс тоже обычная — мозаичная, в три ряда, доска тоже ориентирована как в русских шашках, и только цвет фишек отличается: в Британии традиционно играют красные против белых. В остальном это всё те же старофранцузские шашки, разве что с упрощёнными правилами взятия.
   * Первый ход делают красные. Простые фишки ходят по диагонали на одну клетку вперёд и не могут рубить назад.
   * Дамка ходит на одну клетку по диагонали вперёд и назад, и рубит в любую сторону.
   * Взятие обязательно. Игрок обязан довести серию взятий до конца, но если есть несколько путей, игрок может выбрать любой, не обязательно самый длинный.
   * Превращаясь в дамку в ходе серии взятий, шашка останавливается и лишь следующим ходом совершает бой (если конечно он возможен).
   * Если у обоих противников имеется по одной дамке, то разрешается делать лишь 20 ходов, после чего, если никто не победил, фиксируется ничья. Подобное правило введено потому, что чекерс – единственная шашечная игра, в которой дамка выигрывает против дамки, если она в оппозиции и не успевает спрятаться на полях 1, 5 или 28 и 32.
   * Ещё одной особенностью английских шашек является то, что две тихоходные дамки довольно легко выигрывают у одной. Если у одного противника 3 дамки, а у другого 2, то последний игрок вправе требовать, чтобы игра была выиграна в 40 ходов; иначе партия тоже считается законченной вничью.
   Помимо прочего, нотация в чекерс исключительно цифровая. На поля от 1 до 12 расставляются красные (по аналогии с русскими шашками — чёрные), на поля 21-32 — белые шашки. Запись партии производится на бланках в столбец. Вначале записывается поле, на котором стоит шашка, затем через черточку поле, на которое она пошла: например, 11-15. В строчку партия записывается без нумерации ходов, через запятую. Подобная система, кстати, применяется и в международных, стоклеточных шашках.
   Сегодня чекерс наиболее популярен в Великобритании и её бывших колониях – США, Австралии, Индии и т.д. (всего в 30 странах мира). Чемпионаты мира по английским шашкам берут начало с конца XIX века, в 2006 году им исполнилось 110 лет.

   Дебют в чекерс очень важен, ибо ряд вариантов изучен до конца. Миттельшпиль разыгрывается аналогично русским шашкам: идёт манёвренная борьба за обладание пространством, хотя имеется ряд своеобразных построений, которые в русских шашках считались бы проигрышными. Решающее значение играет эндшпиль: даже небольшое преимущество, полученное в ходе игры, можно трансформировать в выигрыш партии. Численный перевес в чекерс практически всегда реализуется, за исключением нескольких позиций – лишняя шашка, как правило, приносит победу.
   Если честно, я никогда не играл в старофранцузские шашки, но чекерс с его медлительными дамками и невозможностью рубки назад меня элементарно раздражает. При всём уважении к детям туманного Альбиона в глубине души я уверен, что любой игрок, выросший на динамичных русских шашках, не выдержит черепашьего темпа британских. В 80-х, в конце перестройки в СССР уже пытались культивировать чекерс, даже проводить турниры, однако с разрушением Союза эта инициатива сошла на нет.

ТАЙСКИЕ ШАШКИ

  Вероятнее всего, европейские шашки завезли в Таиланд во времена великих открытий, в XVI-XVII веках. По правилам тайские шашки очень похожи на испанские и в то же время они тесно связаны с тайскими шахматами макрук: тот часто играется на нераскрашенной доске (аштападе), а в качестве пешек используется по восемь ракушек-каури, поэтому пешки в макруке традиционно плоские, в виде шашек. Эти же пешки (или раковины) тайцы используют для игры в шашки.

   * Доска 8х8, обычно только с разлиновкой, без шахматной разметки.
   * Фишек в игре 8+8. Начальная расстановка мозаичная, на двух первых рядах. Расстановка по типу испанской или итальянской, будто чёрное поле находится справа. Первый ход делают чёрные.

   * Простая фишка ходит только вперёд на одну клетку и не может рубить назад.
   * Серию взятий игрок обязан довести до конца, однако при выборе из двух и более вариантов взятия вправе выбрать любой.
   * Фишка становится дамкой на последней горизонтали. Дамка может ходить в любом из четырёх направлении (в том числе назад), на любое количество клеток, однако имеет любопытную особенность: она ограниченно дальнобойная. В ходе взятия дамка в тайских шашках должна останавливаться не где угодно, а только на первом свободном квадрате за последней сбитой фишкой. Это позволяет захватить одинокую дамку двумя другими дамками, как это происходит в турецких шашках.
   * Турецкий удар в тайских шашках запрещён.
    В последние годы европейские мастера всё чаще поговаривают о том, что «тайская дамка» может стать ещё одним средством, которое позволит шашкам избежать «ничейной пропасти», однако решиться на подобный шаг мировое шашечное сообщество пока не осмелилось.
   В общем, сами видите: старофранцузская и английские системы очень даже «не форсэ». Не тянет такая запутанная, перегруженная ограничениями система на эталон, в честь которого можно назвать семейство игр, максимум – на действующую модель в натуральную величину. А потому давайте сделаем вираж и перенесёмся в другую страну, которая в истории шашек стоит особняком, и в которую со времён латрункулей мы не возвращались, а именно – в Италию.

ИТАЛЬЯНСКИЕ ШАШКИ

   Итальянские и испанские традиции шашечной игры сильно отличаются от принятых в остальном мире. Уж на что различаются американские, английские и русские шашки, потомки древних римлян и тут умудрились выделиться. Доска в итальянских шашках развёрнута на 90 градусов по сравнению со стандартно ориентированной (т.е. в Италии и Испании чёрное поле находится справа от игрока), или же, при стандартной ориентации, шашки ходят по белым полям. Простая шашка не может бить назад и не имеет права… рубить дамку. При взятии нужно рубить максимально возможное количество шашек соперника, а при равных вариантах боя нужно выбирать «ветку», в которой находится максимальное количество дамок. Откуда все эти странные ограничения в рубке дамок и вообще — такие разночтения?
   Итак, познакомьтесь ещё с одной старинной шашечной игрой.

ДАМОНЕ

    Дамоне это некий промежуточный вариант между шашками и шатранджем. В ней фишки ходят по диагоналям и рубят по шашечному принципу, прыжком, но при этом изначально разделены по ранжиру, представляя собой подобие шахматных фигур. Так в Дамоне есть фишка-предводитель (Damone или «Император»), которую достаточно срубить для победы, две привилегированные фишки Dama с расширенными возможностями, и пять простых фишек под названием Pedine.
   Доска располагается диагонально, как в уголках, таким образом, для каждого игрока на доске существует не противоположный край, а как бы «противоположный угол». В принципе, подобная расстановка не редкость: до сих пор в России можно встретить т.н. «диагональные шашки», ничем не отличающиеся от обычных, кроме начальной расстановки. Но доска в Дамоне ещё и ориентирована по-итальянски, то есть, справа в углу находится чёрное поле. При расстановке «император» занимает угол, «дамы» – две соседние с ним чёрные клетки, а пять фишек-воинов выстраиваются перед ними в ряд по чёрной диагонали. Линии-двойники в середине доски свободны.
   Все фишки ходят только по чёрным полям на одну клетку. Обычная фишка (Pedine) ходит и рубит вперёд и вбок, в направлении любого из трёх углов (ориентирована доска, напоминаю, диагонально). Дамка (Dama) и «император» (Damone) ходят и бьют во всех четырёх направлениях. Взятие и серия взятий обязательны. Из нескольких вариантов взятия игрок должен выбрать «ветку» с наибольшим количеством фишек в ней.
   * Цель игры – захватить все фишки или срубить фишку-«императора» противника. Запертая фишка также считается проигравшей. В игре, однако, существует иерархия взятия, похожая на таковую в лапландских шашках Дабло, а именно:
   * Простые фишки рубят только друг друга.
   * Дамки рубят друг друга и простых, но не могут срубить «императора».
   * Фишки-императоры рубят любую фишку, в том числе друг друга.
   * Однако, в отличие от лапландской игры, в шашках Дамоне есть превращение фишек: простые фишки становятся дамками на клетках, которые в начале игры занимали дамки противника. Дамки, соответственно, могут стать «императорами» в двух угловых квадратах. При этом в игре нет «двойного превращения», то есть, воин, ставший дамкой, не может стать «императором».
   Существовал вариант Дамоне с тремя «дамами» и тремя «воинами».
   Вообще, эта игра гораздо больше похожа на мифическую форсэ Абульфатха, чем даже старофранцузские шашки: в ней почти половина шашек ходят как ферзи в шатрандже, все фишки превращаются, и даже простой фишке-воину доступны три направления из четырёх. В любом случае в Дамоне гораздо больше элементов стратегии, чем в шашках. Количественный перевес тут не является решающим: комбинационная игра может принести большую выгоду при взятии «императора». Можно пожертвовать несколькими фишками (включая «дам»), если в результате будет срублен «император». Соответственно, очень полезно сделать императорами обеих дамок: риск проиграть при этом уменьшается втрое.
   Возможно, что и старофранцузские шашки, и британские чекерс (и даже более поздняя игра Хальма) восходят к шашкам Дамоне, а обычные шашки обязаны ей не только названием, но и собственно существованию дамки. И пешка в шахматах, и простая фишка в шашках, достигая последней линии, превращается в привилегированную, продвинутую фигуру («ферзя», «королеву», «даму»). Подобный титул в преддверии 8 марта я считаю очень почётным и своевременным :).

   Вот примерно с этого момента – с окончательным переходом шашечной игры на аштападу, раскраски доски и появлением дамки (ещё самой первой, нелетающей) и начинается лавинообразное распространение шашек по Европе. Как и где возникла быстрая, дальнобойная дамка, выяснить уже не представляется возможным. Скорее всего, это произошло где-то в Испании, где существовала своя версия шашечной игры. Как бы то ни было, появление «летающей дамки» завершило гештальт, превратив шашки в гармоничную и стройную тактическую систему.

[продолжение следует]

© Дмитрий Скирюк

Предыстория шашек: Мельница.
История шашек ч.1: Петтейя, Сиджа.
История шашек ч.2: Латрункули.
История шашек ч.3: Хнефатафл, Таблут, Alea Evangelii.
История шашек ч.4: Брандуб, Тавлборд, Гокштадтская доска.
История шашек ч.5: Рёфскак (Лиса и Гуси), Асальто, Халатафл, Игра из Галлехуса.
История шашек ч.6: Алькуерк.
История шашек ч.7: «Военные» игры Индии и Америки.
История шашек ч.8: Замма, Харбага, Дабло.
История шашек ч.9: Фанорона, Суракарта, Коно, Йотай.
История шашек ч.10: Сенегальские шашки, Турецкие шашки (Дама), Тама, Кены, Готические шашки.

*

Фризские шашки, описание, как играть, правила — Дом Игр

 Настольная игра

От 5 лет

 2 игрока

 Партия до 60 мин

Описание

“Фризские (фрисландские) шашки” – вариант игры в “Шашки” на 100-клеточной доске. Распространены в Нидерландах. Правила игры сходны с правилами “Международных шашек”, основное отличие в правилах боя. Цель игры — уничтожить все шашки противника или лишить их возможности хода (“запереть”).

Инвентарь

  • игровое поле 10×10
  • 40 шашки

Правила

Для игры используется доска 10×10 клеток. Шашки расставляются на чёрных полях первых четырёх горизонтальных рядов с каждой стороны. Играющий белыми ходит первый, далее ходы делаются поочередно. Шашки делятся на простые и дамки. В начальном положении все шашки простые.
Правила хода
  • Простая шашка ходит по диагонали вперёд на одну клетку. При достижении любого поля последней горизонтали, простая шашка превращается в дамку.
  • Дамка ходит по диагонали на любое свободное поле как вперёд, так и назад.
  • Правило трёх ходов: игрок, у которого есть дамка и простые шашки, может выполнить ход дамкой без боя только три раза подряд. После этого возможен только взятие этой же дамкой или ходы другими шашками.
Правила взятия
  • Взятие обязательно. Направления взятия равноправны. Шашки снимаются с доски лишь после того, как берущая шашка остановилась.
  • Бить можно не только по диагонали, но и по вертикали и горизонтали. При взятии по горизонтали или вертикали простая шашка становится на следующую свободную чёрную клетку.
  • При взятии применяется правило турецкого удара — если при бое нескольких шашек противника шашка или дамка повторно выходит на уже побитую шашку, то ход останавливается (то есть, запрещается дважды брать одну и ту же шашку, при этом можно пересекать дважды одно и то же пустое поле).
  • Если есть несколько вариантов взятия, нужно выполнить тот из них, при котором бьётся максимальное количество шашек соперника. При этом, дамка считается ценнее простой шашки, то есть при возможности взятия, например, двух простых или простой и дамки необходимо бить простую и дамку. Ценность двух простых шашек выше, чем ценность одной дамки.
  • Если имеется выбор боя дамкой или простой одинакового количества шашек, то необходимо бить дамкой.
  • В случае, когда может быть взято большее количество дамок, действует следующее правило: число дамок имеет ценность вдвое большего числа шашек минус ½. То есть, три дамки, которые могут быть побиты, имеют ценность 5½ простых шашек.
Правило семи ходов
  • При достижении в эндшпиле положения двух дамок против одной, соперник владеющий двумя дамками должен взять дамку соперника в течение 7 ходов. Если ему это не удаётся, то партия признаётся ничейной.
Шашечная нотация

По нотации, как и в международных шашках, все чёрные поля имеют номера (от 1 до 50). Нумерация доски начинается со стороны чёрных и идёт справа налево. Для записи хода простой шашки или дамки обозначают сначала поле, где шашка или дамка стояла, затем ставят тире и записывают поле, на которое она ставится (например: 8-12). При записи взятия (боя) вместо тире ставится знак умножения (например: 12х21, 47х24х35).

Игры из той же серии

Не забудьте поделиться в социальных сетях!

Дамка в шашках поможет выиграть партию

Из этого материала начинающие игроки смогут узнать, как пройти в дамки и выиграть игру.

Появление дамки в большинстве случаев поможет быстро и легко выиграть игру, если при этом не позволить пройти в дамки сопернику. Дамка в шашках – это очень грозное оружие, которое сложно нейтрализовать и которое позволяет быстро выиграть партию. Поэтому среди самых простых советов для начинающих игроков о том, как выиграть в шашки, один из первых – это стремиться пройти своими шашками в дамки.

Некоторые другие способы выигрыша уже рассматривались в материалах: заход в любки и нападение на слабую шашку. Одним из способов пройти в дамки и выиграть, безусловно, является тактика шашек — комбинация. На самом деле есть еще много приемов, позволяющих выиграть в шашки, информация об этом будет периодически появляться на сайте, чтобы не пропустить что-нибудь важное, рекомендуем подписаться на рассылку.

Какая шашка не мечтает стать дамкой? В общем случае (для большинства видов шашек) дамкой становится шашка, которая достигнет противоположного края доски.

Конкретно для игры в русские шашки: для того, чтобы у играющего белыми шашками появилась дамка, одна из белых шашек должна оказаться на одном из полей 8-ой горизонтали: b8, d8, f8 или h8 (остановиться на этом поле или пройти через него во время взятия шашек соперника). Для играющего черными шашками целью является 1-ая горизонталь: поля a1, с1, е1 или g1. Эти важные поля, на которые каждый игрок устремляет свои шашки для превращения их в дамки, называют еще дамочными полями.

Казалось бы, ничего сложного: двигай шашки вперед и окажешься в дамках, как говориться «раз, два и в дамках»! Но в игре пройти в дамки совсем не просто, в начале игры вообще невозможно, так как дамочные поля заняты шашками соперника.

Следует заметить, что прорваться своими шашками в дамки можно на разных участках игрового поля, способы достижения этой цели для каждого случая немного различаются.

Для того, чтобы лучше освоить приемы прорыва в дамки, новичкам имеет смысл изучать эти приемы для каждого конкретного участка игрового поля. В этой статье предлагаем рассмотреть способы проникновения в дамки на правом фланге соперника (соответственно, на Вашем левом фланге).

Перейдем к примерам.

ход белых

Это очень простой пример, белые прорываются в дамки: 1.ab6 d:b4 2.bc7 и выигрывают.

ход белых

Казалось бы, на правом фланге черных им ничего не угрожает, там находятся четыре из пяти черных шашек и поля b8 и d8 закрыты. Но белые знают несложный способ пройти в дамки и выиграть:  1.cd4 ba7 2.d:b6 a:c5 3.dc3 Теперь шашку c5 черным защитить нечем, поэтому следующий ход черных вынужден:  3… cb4, после чего белые устремляются в дамки: 4.ab6 b:d2 5.e:c1 и выигрывают.

А вот еще похожий пример, но прием здесь другой — жертва шашки:

ход черных

Позиция черных не вызывает опасений, но один неосторожный ход: 1…cd6? и  игра изменилась: 2.cd4 ba7 3.d:b6 a:c5 4.ed4! c:e3 5.ab6 с прорывом в дамки и выигрышем белых.

В следующем примере — еще один хитрый и важный прием, который часто помогает организовать прорыв в дамки.

ход белых

Белые начинают атаку: 1.cd4 ba7 2.d:b6 a:c5 3.bc3 Черные вынуждены уклониться от повторного нападения: 3…cb4 , тогда белые завершают свой план: 4.cd4 ba3 5.dc3 и от угрозы прорыва в дамки 6.cb4 a:c5 7.d:b6 защиты нет, белые выигрывают.

Часто совершить проход в дамки и при помощи этого выиграть помогает тактика:

ход белых

1.ab4 c:a3 2.ab2 a:f4 3.g:a5 По количеству сбитых шашек — получился размен три на три. Но белые оказались дальновиднее, и теперь их прорыв в дамки остановить уже невозможно, например: 3… fe7 4.dc5 hg7 5.ab6 gf6 6.bc7 с выигрышем.

А еще в дамки можно проникнуть на левом фланге соперника и даже в самом центре игрового поля, но об этом Вы узнаете в следующих материалах сайта.

 

На основе рассмотренных примеров можно сделать несложные выводы, как не пропустить соперника в дамки:

  • без необходимости в начальной стадии игры не освобождайте дамочные поля, исключение составляют так называемые отсталые шашки а1 и h8 – об этом в другой раз, следите за новостями,
  • не допускайте явного численного преимущества шашек соперника над своими шашками на каком-либо участке игрового поля (на флангах или в центре),
  • не забывайте о тактике игры в шашки – не позволяйте сопернику проводить комбинации, о том, как увидеть возможную комбинацию Вы узнаете в ближайших материалах сайта.

Для закрепления материала предлагаем тест как пройти в дамки и выиграть. Если информация этой статьи показалась Вам слишком простой, то в указанном тесте и в видео, расположенном ниже, Вы найдете задания посложнее.

Конечно существуют и более сложные и многоходовые планы игры, позволяющие попасть в дамки. Для того, чтобы не усложнять новичкам освоение этих приемов, предлагаем два примера на тему, как пройти в дамки и выиграть, не в виде шашечной нотации, а в формате видео.

В этих игровых ситуациях в русские шашки белые намечают и реализуют четкий план атаки с целью прорыва в дамки, и соперник, как не пытается, не может этому помешать.

Каждым своим ходом белые создают конкретную угрозу, от которой соперник вынужден защищаться. При внимательном просмотре должно быть все понятно без лишних слов.

Здесь приведены только некоторые способы, при помощи которых можно  превращать свои шашки в дамки, чем больше приемов Вы узнаете и освоите, тем чаще сможете выигрывать в русские шашки

Понравилась ли Вам статья, полезной была информация? Оставляйте свои отзывы и пожелания ниже — в форме для комментариев.

Читать по теме:

Тест: как пройти в дамки и выиграть

Тактика в шашках для начинающих

Как король может прыгать в шашки? — Mvorganizing.org

Как король может прыгать в шашки?

Король может двигаться в любом направлении и «прыгать» в любом направлении на одну или несколько фигур, если это позволяют пределы доски. Король может одновременно прыгать только по диагонали через одну соседнюю фигуру в любом из четырех диагональных направлений. Множественные прыжки применимы и к королям.

Может ли король перепрыгнуть на две клетки в шашки?

Шашки не могут прыгать королей. Когда они двигаются и не прыгают, Короли могут перемещаться только по одной клетке за раз в любом направлении в пустое место по диагонали.Они не могут перемещаться на неограниченное расстояние по диагонали, как в международных шашках. Прыгая, Короли могут прыгать только на соседние фишки.

Есть ли тройной король в шашках?

Тройных королей (сокращенно трип-королей), первое улучшение до короля, обозначается уровнем из трех сложенных стандартных фигур исходного цвета. Их можно получить, вернув короля в ближайший ряд игрока-владельца.

В чем секрет выигрыша в шашки?

Основные стратегии выигрыша в шашки

  • Центр управления.
  • Шашки — это не игра, в которой можно выиграть, играя в защите.
  • Ваша цель — довести шашку до конца доски.
  • Advance en Masse.
  • При необходимости пожертвуйте шашкой.
  • Используйте форсированные движения в ваших интересах.
  • Оставьте свои домашние шашки, пока они вам не понадобятся.

Каковы официальные правила игры в шашки?

Оппонент с более темными фигурами ходит первым. Фигуры могут перемещаться только на одну диагональную клетку вперед (по направлению к фигурам противника) в начале игры.Фигуры должны оставаться на темных квадратах. Чтобы захватить фигуру противника, «перепрыгните» через нее, переместив две диагональные клетки в направлении фигуры противника.

Что такое король в шашках?

Становление «королем» Как только одна из ваших шашек достигает первого ряда на стороне соперника, она становится королем. Поместите сверху еще одну шашку того же цвета. Теперь эта двухэтажная шашка может двигаться вперед или назад по игровому полю.

Что может сделать ферзь в шашках?

Ферзь движется, пересекая по диагонали любое количество незанятых клеток.Аналогично, при взятии ферзь может перемещаться по любому количеству незанятых квадратов до и после прыжка фигуры. Взятие является обязательным, и если есть выбор, должен быть сделан ход, который захватывает наибольшее количество фигур.

Можете ли вы поймать обратные шашки?

Нет летающих королей; мужчины не могут бить задом наперёд. Также их называют «прямые шашки» или американские шашки, так как в них также играют в Соединенных Штатах. Мужчины не могут прыгать на королей. Последовательность должна включать максимально возможное количество частей.Если есть еще несколько последовательностей, нужно выбрать ту, которая первым захватывает короля.

Можете ли вы перепрыгнуть 2 шашки одновременно?

Большинство разновидностей игры в шашки позволяет игрокам выполнять двойные или тройные прыжки. Единственное ограничение на ход с несколькими прыжками — это то, что вы должны делать это одной и той же шашкой. Одиночные или множественные прыжки с двумя разными фигурами не допускаются.

Может ли не король перепрыгнуть с короля?

Да, королевская фигура определенно может перепрыгнуть через другую королевскую фигуру.Фактически, наличие королевской фигуры НЕ делает ее неуязвимой для «прыжка». Это означает, что даже фигура без короля может перескочить с фигурой короля. Единственное преимущество королевской фигуры состоит в том, что она может двигаться как вперед, так и назад.

Может ли одиночная шашка сделать двойной прыжок назад?

Игроки по очереди перемещают одну шашку за ход. Фишка может перемещаться на одну клетку в сторону, вперед или по диагонали в сторону противоположной домашней клетки. Он НЕ МОЖЕТ двигаться назад к своему собственному домашнему пространству.

Умеешь ли ты делать двойной прыжок в китайских шашках?

В свой ход игрок должен переместить только одну фигуру.Движение может состоять из перемещения одной фишки в соседнюю пустую лунку, фишка может перепрыгнуть через одну соседнюю фишку в пустую лунку или может сделать два или более многократных прыжка. Игрок может перепрыгивать через свои фигуры или через фигуры других игроков.

Можете ли вы взять человека за то, что он не прыгает в шашки?

Идея гнева заключалась в том, что если игрок отказывался сделать доступный прыжок, противник мог удалить кусок, который должен был прыгнуть. В современных шашках все прыжки должны выполняться.Игрок побеждает, либо захватывая все фигуры другого игрока, либо помещая их в положение, в котором они не могут двигаться.

Что такое форсированный прыжок в шашки?

Правило принудительного прыжка составляет основу всей тактики в игре в шашки, поскольку оно позволяет одному игроку контролировать темп игры и, следовательно, положение на доске.

Что произойдет, если оба игрока не смогут сыграть в шашки?

Если игрок оказывается в положении, в котором он не может двигаться, он проигрывает.Если у игроков одинаковое количество фишек, побеждает игрок с наибольшим количеством двойных фишек. Если у игроков одинаковое количество фигур и одинаковое количество двойных фигур, игра считается ничьей.

Тебя заставляют есть шашки?

В режиме английских или американских шашек, который используется на веб-сайте, короли могут двигаться вперед и назад, но только на одно поле. Также обязательно есть, когда это возможно.

В шашках лучше идти первым или вторым?

В шахматах очень важно время (инициатива), сделать ход первым — это преимущество.В меньшей степени это верно в отношении шашек. Движение первым — преимущество. Но по ходу игры большинство возможных ходов оказывается слабым.

Как обмануть в шашках?

Выигрышей в шашки:

  1. Сохраняйте задний ряд в неприкосновенности Как можно дольше не двигайте задний ряд.
  2. Постройте пирамиду В начале игры в шашки сформируйте пирамиду из ваших фигур.
  3. Обменяй одну шашку на двоих Пока это не откроет для тебя разрушительную атаку, ищите возможности обменять одну шашку на двоих.

Какой первый ход лучше всего сделать в шашках?

Старый верный

Как выиграть в шахматы за 7 шагов?

ступеней

  1. Переместите королевскую пешку на e4. В обоих этих методах ключевым элементом для вас является ваша королева.
  2. Захватите пешку противника на f5. Теперь используйте пешку, чтобы захватить продвинутую пешку противника, атакуя по диагонали.
  3. Переместите белого ферзя на h5 (Qh5). Шах и мат!
  4. Вызов мат!

Можете ли вы обмануть Chess com?

Жульничество в шахматах — серьезная проблема.Проблема усугубляется онлайн, где нет арбитра, который бы физически наблюдал за игрой. Chess.com очень серьезно относится к честной игре и обнаружению читов, и мы делаем это с момента своего основания.

Вяленая рыба сильнее AlphaZero?

Stockfish 12 настолько сильнее AlphaZero, что будет примерно 100 игр против одной, а Stockfish будет побеждать его почти в 90% случаев. Большинство людей просто предполагают это, потому что Google никогда не поставит свой старый AlphaZero против Stockfish или Lc0, потому что он будет ужасно побит.

Разрешено ли шахматистам говорить?

Разрешено ли шахматистам разговаривать друг с другом в турнирных партиях? Да, но разговор часто не должен быть чрезмерным. Считается вежливым обменяться несколькими словами до и после игры, но вам не разрешается беспокоить оппонента или создавать много шума в зале турнира в целом.

Читают ли онлайн-шахматисты?

Chess.com, крупнейший в мире сайт для онлайн-игр, сообщил, что в этом году у него появилось 12 миллионов новых пользователей против 6.5 миллионов в прошлом году. Уровень читерства подскочил с 5 000 до 6 000 игроков, запрещенных каждый месяц в прошлом году, до почти 17 000 в августе.

Глоссарий по онлайн-шашкам — Что такое король

В отличие от шахмат, здесь есть только два уровня шахматных фигур: обычные фигуры и король. Очевидно, что король является более сильным из этих двух типов, и его эффективное использование является ключевым компонентом для победы в игре.

Шашечный король просто определяется как шашечная фигура, которой уже удалось достичь королевского ряда соперника.Королевский ряд — это первый ряд с точки зрения оппонента или самый дальний ряд от атакующего игрока. Достижение этого ряда позволяет обычной фигуре стать шашечным королем.

После того, как одна из фигур была увенчана и стала королем, ее можно отличить от других шашек на доске, помещая одну из взятых на нее фишек, делая ее вдвое выше, чем другие шашечные фигуры. .

Ходы короля шашек

В то время как короли могут двигаться только по диагонали, им разрешено двигаться вперед и назад, в отличие от обычных шашек, которые могут двигаться только вперед.

Kings также могут совершать прыжки в нескольких разных направлениях — вперед или назад — за один ход. Напротив, хотя отдельные части могут менять направление с помощью нескольких захватов за один ход, они могут только прыгать вперед к противоположной стороне.

Взятие шашечным королем

Один из наиболее эффективных способов получить раннего короля — это установить множественный захват прямо в начале игры. Это не только приведет к тому, что вы получите раннего короля, но также может сильно деморализовать вашего оппонента, и ему будет очень трудно восстановиться.

Конечно, ключом к настройке множественного захвата является эффективное использование ловушек. Ловушки очень практичны, так как вы можете многократно использовать их против менее опытных игроков. Точно так же знание ловушек не даст вам стать их жертвой.

Короля также весьма эффективны в конце игры. В игровых ситуациях, когда вы оказываетесь впереди, они могут быть полезны для дальнейшего сокращения сил вашего оппонента. В этих сценариях вы можете использовать своих королей, чтобы оттеснить королей противника в сторону доски, где они будут гораздо менее эффективны и резко ограничены в своей мобильности.Это откроет вам практически открытое поле, в котором будут задействованы все доступные вам игры.

Помимо обычного способа игры в шашки, есть интересный вариант, в котором особенно эффективно используется король. Один из таких вариантов разыгрывается почти так же, как и обычные шашки, за исключением того, что королю разрешается перемещаться по диагонали на любое расстояние и захватывать фигуру соперника, прыгая на свободное поле, прилегающее к его фигуре.

Можно ли убить короля в шашки? — Цвета-Нью-Йорк.com

Можно ли убить короля в шашки?

Можно ли таким образом убить короля в шашки? Если вы приземлились на поле, где вы можете убить другую фигуру противника, вы также должны немедленно перепрыгнуть через эту фигуру. За один ход можно убить много частей. Если фигура достигает последнего ряда доски на стороне соперника, она становится королем.

Могут ли короли летать в шашках?

Никаких «летающих королей» — подобно американским шашкам, король может двигаться только на одно поле и бить вперед и назад.Уникальной особенностью итальянского варианта шашек является то, что обычная фигура не способна захватить короля.

Что произойдет, если вы получите короля в шашки?

Последний ряд называется королевским. Если вы поместите фигуру через доску в ряд короля оппонента, эта фигура становится королем. Другой кусок помещается на этот кусок, так что теперь он достигает двух частей в высоту. Фигуры короля могут двигаться в обоих направлениях, вперед и назад.

Как получить короля в шашки?

Становление «королем» Как только одна из ваших шашек достигает первого ряда на стороне соперника, она становится королем.Поместите сверху еще одну шашку того же цвета. Теперь эта двухэтажная шашка может двигаться вперед или назад по игровому полю.

Что может сделать тройной король в шашках?

Triple kings могут перепрыгивать как вражеские, так и дружественные фигуры в серии прыжков. Движение идентично королям. Квадратные короли, улучшение тройных королей, имеют самые сложные правила прыжков и состоят из четырех составных частей.

Что произойдет, если вы не прыгнете в шашки?

Идея гнева заключалась в том, что если игрок отказывался сделать доступный прыжок, противник мог удалить кусок, который должен был прыгнуть.В современных шашках все прыжки должны выполняться. Игрок побеждает, либо захватывая все фигуры другого игрока, либо помещая их в положение, в котором они не могут двигаться.

Разрешены ли двойные прыжки в шашках?

В игре в шашки двойной прыжок — это только один из видов множественного прыжка. Единственное ограничение на ход с несколькими прыжками — это то, что вы должны делать это одной и той же шашкой. Одиночные или множественные прыжки с двумя разными фигурами не допускаются.

Можете ли вы дважды прыгнуть в шашки?

Двойной прыжок шашек возможен, если после выполнения одиночного прыжка, приводящего к взятию, та же самая фигура шашек может сделать еще один захват.Это последующее движение может происходить либо в том же диагональном направлении, либо в другом направлении.

Может ли король передвинуть две клетки в шашки?

В то время как обычная шашка может двигаться только вперед, король может двигаться в любом направлении. Он может перемещаться на одно деление по диагонали вперед или назад за каждый ход. Он также может перемещаться на несколько позиций во время прыжка и менять направление, чтобы продолжить прыжок.

Как выиграть трех королей в шашки?

Если игрок с большинством проигрывает фигуру или заменяется фишкой, игра заканчивается вничью.Чтобы выиграть игру, вы должны получить трех королей, избегая потери фигур.

Можете ли вы дважды прыгать в шашки, если вы не король?

Большинство разновидностей игры в шашки позволяет игрокам выполнять двойные или тройные прыжки. Единственное ограничение на ход с несколькими прыжками — это то, что вы должны делать это одной и той же шашкой. Одиночные или множественные прыжки с двумя разными фигурами не допускаются.

Как убить короля в шашки? — Цвета-Нью-Йорк.com

Как убить короля в шашки?

Можно ли таким образом убить короля в шашки? Если вы приземлились на поле, где вы можете убить другую фигуру противника, вы также должны немедленно перепрыгнуть через эту фигуру. За один ход можно убить много частей. Если фигура достигает последнего ряда доски на стороне соперника, она становится королем.

Может ли одиночная шашка отскочить назад?

Игроки по очереди перемещают одну шашку за ход. Фишка может перемещаться на одну клетку в сторону, вперед или по диагонали в сторону противоположной домашней клетки.Он НЕ МОЖЕТ двигаться назад к своему собственному домашнему пространству.

Может ли одиночная шашка делать двойной прыжок?

Двойной прыжок шашек определяется как ход, при котором два прыжка выполняются один за другим в течение одного хода. Двойной прыжок шашек возможен, если после выполнения одиночного прыжка, который приводит к взятию, та же самая фигура шашек может сделать еще один захват.

Может ли король перепрыгнуть на две клетки в шашки?

В то время как обычная шашка может двигаться только вперед, король может двигаться в любом направлении.Он может перемещаться на одно деление по диагонали вперед или назад за каждый ход. Он также может перемещаться на несколько позиций во время прыжка и менять направление, чтобы продолжить прыжок.

На сколько клеток может прыгнуть король?

1 Ответ. Согласно международным правилам, король может перемещаться на любое расстояние по диагонали. Это верно независимо от того, перепрыгивает ли фигура или нет. Король по-прежнему подчиняется правилу, согласно которому он должен совершить прыжок, если может, и он должен сделать как можно больше прыжков.

Можете ли вы передать свой ход в шашки?

Кроме того, если сейчас ваш ход и у вас нет разрешенного хода (возможно, все ваши фигуры заблокированы), вы проигрываете игру.Это правило такое же, как и в американских шашках.

Можно ли застрять в шашках?

Нет такого термина, потому что в шашках не бывает пат. Само правило, которое вы процитировали, гласит, что в шашках, если один игрок не может сделать разрешенный ход, другой игрок выигрывает.

Умеешь ли ты прыгать по углам в шашках?

Это означает, что вы не можете перепрыгнуть фигуру противника из-за угла. При захвате фигура может совершить несколько прыжков. Если после прыжка игрок может сделать еще один прыжок, он может это сделать.

Какая стратегия для шашек лучшая?

Основные стратегии выигрыша в шашки

  1. Центр управления.
  2. Шашки — это не игра, в которой можно выиграть, играя в защите.
  3. Ваша цель — довести шашку до конца доски.
  4. Advance en Masse.
  5. При необходимости пожертвуйте шашкой.
  6. Используйте форсированные движения в ваших интересах.
  7. Оставьте свои домашние шашки, пока они вам не понадобятся.

Что произойдет, если вы застряли в шашках?

Игрок, первым проигравший все свои фигуры, проигрывает. Если игрок оказывается в положении, в котором он не может двигаться, он проигрывает. Если у игроков одинаковое количество фишек, побеждает игрок с наибольшим количеством двойных фишек.

Как закончить шашки?

Конец игры

  1. В официальных играх на каждый ход отводится пять минут.
  2. Если игрок, чей ход идет, касается фигуры, которую можно сыграть, игрок должен переместить эту фигуру или проиграть игру.

Что фыркает в шашках?

Хаффинг — это правило, используемое в некоторых настольных играх, таких как Alquerque, Asalto, а также в традиционных и неформальных английских шашках (шашках). По этому правилу игрок, который не может сделать захват, когда он доступен, наказывается фишкой, которая могла бы выполнить захват, т. Е. Удалялась с доски.

Как играть в шашки с королем?

Захват шашки соперника Если вы перепрыгиваете шашку соперника, вы берете ее.Снимите его с игрового поля и поместите перед собой. Как стать «королем» Как только одна из ваших шашек достигает первого ряда на стороне соперника, она становится королем.

Можете ли вы перекусить в шашках?

Множество вариаций позволяют делать отхваты задом наперед обычными фигурами (называемыми человечками). Английский вариант, вероятно, самый распространенный, не допускающий обратного захвата. Согласно международным правилам, захват в обратном направлении разрешен (и является обязательным, если в результате получается самая большая группа захвата).

Как далеко может прыгнуть король в шашках?

Король может двигаться в любом направлении и «прыгать» в любом направлении на одну или несколько фигур, если это позволяют пределы доски. Король может одновременно прыгать только по диагонали через одну соседнюю фигуру в любом из четырех диагональных направлений. Множественные прыжки применимы и к королям. Часы используются для ограничения продолжительности игры.

Как ты играешь в шашки?

В шашки играют на шахматной доске размером 64 квадрата. Возьмите 12 фишек одного цвета и поместите по одной на каждый из черных квадратов в первых 3 рядах своей стороны.Ваш противник делает то же самое. Цель игры — захватить все фишки противника или заблокировать их, чтобы их нельзя было переместить.

Инструкции по шашкам

— Maple Landmark

Магазин наборов для шашек здесь Скачать распечатку PDF здесь

НАЧАЛЬНАЯ ПОЗИЦИЯ

Фигуры Каждый игрок начинает с 12 фигур одного цвета, красного или черного. Есть два класса фигур: «мужчины» и «короли». Короли различаются как состоящие из двух обычных фигур одного цвета, уложенных друг на друга.

Начальная позиция Каждый игрок начинает со своими фишками на темных участках трех рядов, ближайших к его собственной стороне. Ближайший к каждому игроку ряд называется «коронованным» или «королевским». Игрок с более темными фишками ходит первым.

КАК ПЕРЕМЕСТИТЬ

Есть два способа переместить фишку:

  • Простой ход заключается в перемещении фишки на одно деление по диагонали вперед к соседнему незанятому темному квадрату.
  • Прыжок — это движение с квадрата, по диагонали примыкающего к одной из фигур соперника, на пустое поле сразу и непосредственно на противоположной стороне поля соперника, таким образом «перепрыгивая прямо» через квадрат, содержащий фигуру соперника.

Фигура без короны может прыгать только вперед по диагонали, короли также могут прыгать по диагонали назад. Прыгающая фигура захватывается и снимается с доски. Множественные прыжки возможны, если, когда приземляется прыгающая фигура, есть другая немедленная фигура, которую можно перепрыгнуть; даже если прыжок в другом направлении. Прыжок является обязательным — если у игрока есть возможность прыгнуть, он должен прыгнуть. Когда доступны несколько вариантов прыжковых движений, будь то одна фигура в разных направлениях или несколько частей, которые могут совершать различные прыжки, игрок может выбрать, какой частью прыгать и какой вариант прыжка или последовательность прыжков сделать.Выбранная последовательность прыжков не обязательно должна быть такой, которая дала бы наибольшее количество захватов; однако необходимо сделать все доступные захваты в выбранной последовательности. Любая фигура, король это или нет, может перепрыгнуть через короля.

КОРОЛЕВ

Если фигура игрока перемещается в ряд королей на стороне противоположного игрока, эта фигура считается «коронованной» (или «королем»), становится «королем» и получает возможность двигаться как вперед, так и назад. . Если фигура игрока выпрыгивает в ряд королей, текущий ход завершается; будучи только что увенчанным короной, фигура не может продолжать движение, выпрыгивая назад (как в многократном прыжке), до следующего хода.Фигуру обычно «венчают», кладя на нее вторую часть; для фигур с гравировкой на одной стороне игрок может просто перевернуть фигурку, еще больше отличая королей от обычных фигур.

КАК ИГРА ЗАКАНЧИВАЕТСЯ

Игрок побеждает, захватив все фишки соперника или оставив его без допустимых ходов. Игра заканчивается ничьей, если ни одна из сторон не может добиться победы.

Copyright Maple Landmark, Inc., Миддлбери, VT 05753

вариантов шашек

вариантов шашек

Никто точно не знает, сколько лет шашкам, но мы знаем, что они существуют уже давно — более 500 лет, и до сих пор остаются одной из самых популярных игр в мире.Вы, вероятно, никогда не задумывались, почему шашки играются так, как есть, почему вы должны оставаться на черных квадратах и ​​можете перемещаться только на одну клетку за раз и перепрыгивать только через фигуры, которые находятся рядом с вами. Возможно, вы думали, что это единственный способ играть в шашки, но оказалось, что все эти и многие другие правила менялись от эпохи к эпохе, от страны к стране. Вот несколько версий, которые вы можете попробовать.

Шашки и шашки — быстрый обзор

Игра в британские колл шашки имеет те же правила, что и в американские шашки.Фигуры перемещаются на одну клетку по диагонали, когда не захватывают и захватывают, перепрыгивая через фигуру противника. Фигуры могут двигаться только вперед, пока не достигнут заднего ряда. Достигнув заднего ряда, фигуры становятся королями и могут двигаться вперед и назад. Официальные правила гласят, что вы должны брать фигуру, если можете, но многие игроки предпочитают игнорировать это правило.

Испанские шашки

Это, наверное, выбор экспертов, когда дело касается шашек.Испанские шашки очень похожи на американские. Обе игры начинаются одинаково, фигуры движутся вперед по диагонали на одно деление за раз, обе требуют, чтобы вы брали захват всякий раз, когда можете, и в обеих фигурах продвигается, когда она попадает в задний ряд, хотя в испанской игре Превращенная фигура называется ферзем, а не королем. Королевы в испанских шашках намного сильнее королей в американских шашках. Королевы могут двигаться вперед и назад по диагонали, как короли, но они могут двигаться так далеко, как захотят.Это может быть большим преимуществом для первого игрока, получившего ферзя, но также может облегчить захват ферзя. Когда ферзь берет фигуру противника, она должна остановиться на поле сразу за захваченной фигурой.

Вот пример:

Черные получили первого ферзя, но белые расставили для нее ловушку. Она должна сделать прыжок, и когда она это сделает, у белых уже есть фигура.

Но если вы не можете поймать королеву, она может нанести большой урон.

Греческая или Турецкая Дама

Когда вы думаете о шашках, вы, вероятно, думаете об игре, в которой вы двигаетесь по диагонали (как X, а не +) и захватываете фигуры, перепрыгивая через них. Оказывается, хотя во всех шашках используются прыжки, не все они перемещают фигуры по диагонали.

В Греции или Турции шашки перемещаются вверх или вниз, влево или вправо, но не по диагонали.

Вы начинаете игру с 16 фишками, размещенными, как показано выше.В начале игры фигуры могут двигаться в трех направлениях: влево, вправо и вперед. После повышения королевы могут двигаться влево, вправо, вперед и назад. Как и в испанских шашках, ферзи ходят так далеко, как ей нужно.

При взятии ферзи останавливаются на поле сразу после взятой фигуры.

Правила игры в шашки

В

шашки играют на той же доске, что и шахматы, состоящие из тех же 64 темных и светлых квадратов поочередно на квадратной доске.Наиболее очевидное различие между двумя играми — различный характер фигур и их положение в начале игры.

Все шашки размещаются на черных квадратах, и все их ходы одного типа, по диагонали вперед, пока одна из шашек не станет королем, тогда у него будет возможность двигаться и брать по-разному, вперед или назад.

Существует несколько разновидностей шашек с разными правилами игры; Ниже приведен один из них:


Общие правила


Шашки — настольная игра, в которую играют два человека, которые поочередно ходят.Проигравший игрок — это тот, кто потерял все свои фигуры или больше не может двигаться, потому что все его шашки заблокированы. Стандартные шашки бывают плоскими и круглыми.

В каждой игре в шашки начальное положение шашек никогда не меняется, а фигуры располагаются только на черных квадратах (см. Диаграмму). Шахматная доска состоит из восьми горизонтальных рядов и восьми вертикальных столбцов с 64 квадратами чередующихся темного и светлого цвета. Начальное положение фигур одинаково для обоих игроков (по 12 с каждой стороны), с белым квадратом, найденным для каждого игрока в первом ряду и в крайнем правом углу, как в шахматах.


Ходы шашек


Шашки, которые не были коронованы, Король может двигаться только на одно поле за раз по диагонали вперед. Шашки и Короли шахмат могут перемещаться только на пустое поле. Один ход для любого игрока может быть использован для прыжка одной или нескольких фигур. Игроки могут захватывать фишку или фишки соперника, перескакивая через них на пустую клетку позади; это могут сделать обе шашечные фигуры и шахматные короли.

Король может двигаться по диагонали вперед и назад на новое поле, в то время как обычные фигуры могут двигаться только вперед по диагонали.

Игрок может выполнять несколько прыжковых движений при условии, что фигура, которой он прыгает, приземляется только на пустые клетки и продолжается по диагональным линиям.

Игрок может в свой ход переместить только одну шашку. Игроку в шашку не разрешается прыгать своими фигурами. Если есть возможность перепрыгнуть фигуру соперника, игрок должен это сделать.

Если есть возможность сделать несколько прыжков, игрок должен это сделать, и ему не разрешается останавливаться, пока он не закончит.Как король шашек, так и обычные шашки могут перепрыгнуть через короля.


Король в шашечной игре


Когда шашка достигает последнего ряда (или ряда короля), она становится королем, и противник кладет вторую шашку поверх этой.

Шашка, которая только что стала королем, не может продолжать движение до своего следующего хода.

Король может двигаться вперед или назад по диагонали на следующую клетку; это часто называют особым ходом короля

.

Конец игры

Игра в шашки окончена, когда все фишки шашки одного игрока были захвачены его противником или игрок больше не может двигаться.

.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *