Интеллект карты практическое руководство – Как рисовать интеллект-карты (от Тони Бьюзена)

Содержание

Как рисовать интеллект-карты (от Тони Бьюзена)

Приведем фрагмент из книги «Супермышление» Тони Бьюзена, известного писателя, лектора и консультанта по вопросам интеллекта, психологии обучения и проблем мышления.

Законы интеллект-карт и рекомендации по их составлению

Законы интеллект-карт разделяются на законы содержания и оформления и законы структуры.

Законы содержания и оформления

1. Используйте эмфазу
  • Всегда используйте центральный образ.
  • Как можно чаще используйте графические образы
  • Для центрального образа используйте три и более цветов.
  • Чаще придавайте изображению объем, а также используйте выпуклые буквы
  • Пользуйтесь синестезией (комбинированием всех видов эмоционально-чувственного восприятия).
  • Варьируйте размеры букв, толщину линий и масштаб графики.
  • Стремитесь к оптимальному размещению элементов на интеллект-карты.
  • Стремитесь к тому, чтобы расстояние между элементами интеллект-карты было соответствующим.
2. Ассоциируйте
  • Используйте стрелки, когда необходимо показать связи между элементами интеллект-карты.
  • Используйте цвета.
  • Используйте кодирование информации.
3. Стремитесь к ясности в выражении мыслей
  • Придерживайтесь принципа: по одному ключевому слову на каждую линию.
  • Используйте печатные буквы.
  • Размещайте ключевые слова над соответствующими линиями.
  • Следите за тем, чтобы длина линии примерно равнялась длине соответствующего ключевого слова.
  • Соединяйте линии с другими линиями и следите за тем, чтобы главные ветви карты соединялись с центральным образом.
  • Делайте главные линии плавными и более жирными.
  • Отграничивайте блоки важной информации с помощью линий.
  • Следите за тем, чтобы ваши рисунки (образы) были предельно ясными.
  • Держите бумагу горизонтально перед собой, предпочтительно в положении «ландшафт».
  • Старайтесь располагать слова горизонтально.
4. Вырабатывайте собственный стиль.

Законы структуры

1. Соблюдайте иерархию мыслей.
2. Используйте номерную последовательность в изложении мыслей.

Как рисовать интеллект-карты

Где этому учат?

www.psychologos.ru

Интеллект-карты. Полное руководство по мощному инструменту мышления

О книге «Интеллект-карты. Полное руководство по мощному инструменту мышления»

Есть много различных способов принять наиболее верное и эффективное решение. Предлагаются разные методы и схемы. Но одной из лучших методик считается составление интеллект-карт. Их ещё называют ментальными картами, майнд-картами. Эта книга написана Тони Бьюзеном, который и был создателем инструмента интеллект-карт.

В чём особенность майнд-карт, почему они так эффективны? Дело в том, что при их составлении учитываются особенности работы мозга. И они составляются так, чтобы задействовать максимально комфортное количество нейронов и побудить мозг работать более интенсивно. Автор рассказывает, как составлять ментальные карты, использовать их для обработки информации, анализа, запоминания, развития мышления. Этот инструмент используется многими успешными людьми во всём мире, потому что сразу же даёт результаты и освобождает много времени. Составление карты – это не проблема, это решение проблем.

Эта книга ответит на все вопросы по майнд-картам, даст понимание, что это такое и как используется. Преимущество их в том, что они могут применяться абсолютно в любой сфере жизни. С их помощью можно планировать работу и отдых, готовиться к экзаменам, делать конспекты, планировать финансы и что угодно ещё. Этот метод применим везде, а потому эту книгу стоит прочитать всем, кто хочет упорядочить свою жизнь и мысли, понимать, что и когда нужно делать, а ещё научиться мыслить нестандартно и создавать новые идеи.

Произведение относится к жанру Самосовершенствование. Оно было опубликовано в 2018 году издательством Манн. На нашем сайте можно скачать книгу «Интеллект-карты. Полное руководство по мощному инструменту мышления» в формате fb2, rtf, epub, pdf, txt или читать онлайн. Рейтинг книги составляет 1 из 5. Здесь так же можно перед прочтением обратиться к отзывам читателей, уже знакомых с книгой, и узнать их мнение. В интернет-магазине нашего партнера вы можете купить и прочитать книгу в бумажном варианте.

avidreaders.ru

Читать книгу Интеллект-карты. Полное руководство по мощному инструменту мышления Тони Бьюзен : онлайн чтение

Тони Бьюзен
Интеллект-карты. Полное руководство по мощному инструменту мышления

Издано с разрешения Watkins Media Limited и Synopsis Literary Agency

Научный редактор Ренат Шагабутдинов

Все права защищены.

Никакая часть данной книги не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме без письменного разрешения владельцев авторских прав.

First published in the UK and Ireland in 2012 and 2016 by Watkins, an imprint of Watkins Media Ltd. www.watkinspublishing.com

© Text. Tony Buzan, 2018

© Artwork on pages 28, 29, 31, 49, 75, 76, 79, 81, 84, 88, 93, 98, 107, 112, 143, 161, 173, 186. Watkins Media Limited, 2018

© Перевод на русский язык, издание на русском языке, оформление. ООО «Манн, Иванов и Фербер», 2019

* * *
Предисловие

Уже много лет я пользуюсь техникой составления интеллект-карт1
  Интеллект-карты также называют майнд-картами, картами мыслей и ментальными картами. Здесь и далее прим. перев.

[Закрыть]. Сегодня я езжу по миру, обучая руководителей компаний, общественных деятелей и просто всех интересующихся тому, как улучшить память и когнитивные способности для профессиональной деятельности и личной жизни. При этом в детстве мне был поставлен диагноз дислексия2
  Дислексия – собирательное название трудностей, связанных с обучаемостью, которые характеризуются проблемами с точным и беглым распознаванием слов, чтением и грамотностью.

[Закрыть], и у меня были – и в какой-то мере до сих пор остаются – проблемы с вниманием. Как выяснилось, составление интеллект-карт отлично помогает бороться с синдромом дефицита внимания. Одним словом, это дает мне возможность не сбиться с пути.

Интеллект-карты могут быть эффективным инструментом для концентрации и обработки информации, формулирования плана действий и первым шагом в новых проектах. Фактически они могут стать незаменимыми помощниками в любом аспекте жизни, и я настоятельно рекомендую вам попробовать!

Новая книга Тони Бьюзена не только дает читателям возможность изменить свою жизнь, но и открывает для них двери в живое глобальное сообщество. Приведенные на страницах книги истории и примеры показывают, что этот инструмент используют самые разные люди по всему миру. Единственное, что их объединяет, – они ценят преимущества этого инструмента мышления и делятся им с другими.

Я бесконечно благодарен Тони за изобретение интеллект-карт и рекомендую его новую книгу всем, кто стремится улучшить свои когнитивные способности и овладеть искусством составления интеллект-карт.

Доминик О’Брайан,

восьмикратный чемпион мира по запоминанию, автор нескольких бестселлеров

Несколько слов о книге

– Мне нужны книги о работе мозга.

– Посмотрите в разделе медицинской литературы. – Библиотекарь махнул рукой в сторону книжных полок.

– Я уже просмотрел все названия! Операции на мозге я делать не собираюсь, просто хочу понять, как повысить эффективность его работы, – пояснил я.

– Боюсь, на эту тему у нас ничего нет, – ответил библиотекарь.

Я вышел из библиотеки в расстройстве и крайнем удивлении. Я учился на втором курсе университета и искал способы справиться с растущей учебной нагрузкой, но методы, к которым я прибегал, не давали желаемого результата. Чем больше я конспектировал, тем меньше запоминал. Хотя тогда я еще не мог до конца оценить те ограничения, которые накладывает линейное мышление, в тот день я осознал, что моя так называемая проблема на самом деле представляет собой невероятную возможность. Если книг о том, как повысить эффективность работы головного мозга, не существует, значит, это область с неограниченным потенциалом для исследования!

В последующие годы я изучал психологию и концепции современного естествознания, нейрофизиологию, нейролингвистику и семантику, теорию информации, мнемонические техники и механизмы работы памяти, восприятие и творческое мышление. И постепенно пришел к понимаю принципов работы головного мозга и условий, позволяющих ему работать максимально эффективно.

По иронии судьбы, мои исследования также выявили недостатки в моих собственных методах учебы: я понял, что мои конспекты были скучными, а единственное, чему мог помочь их линейный формат, так это тому, как стать глупее! Не зря говорят, повторение – мать учения. Доводя навык до автоматизма, вы оттачиваете мастерство. Вот только закрепление негативного навыка усугубляет неэффективность. Чем больше я занимался скучным, линейным конспектированием, тем меньше информации я усваивал. Требовалось срочно изменить свой образ мышления и свои действия.

Изучая структуру головного мозга, я обнаружил то, что так настойчиво искал. Меня вдохновил тот факт, что мозг человека состоит примерно из 100 миллиардов клеток, каждая из которых вносит свой вклад в мыслительный процесс. Строение нейронов не могло не вызывать восхищения: от центра клетки во все стороны отходят отростки, напоминая разветвленное дерево. Меня осенило, что с помощью диаграммы на основе этой модели можно создать универсальный мыслительный инструмент. Это стало отправной точкой для развития теории радиантного мышления, что в итоге привело к созданию техники построения карт мыслей.

Если коротко, интеллект-карта представляет собой сложную диаграмму, которая копирует древовидную структуру нейрона и строится на основе ассоциаций. При этом с момента появления – а произошло это в середине 1960-х годов – техника составления интеллект-карт доказала, что служит не только отличным способом ведения записей, но и представляет собой эффективный инструмент мышления. Теория стремительно развивалась и, как вы увидите далее, нашла применение в самых разных областях – от стимулирования творческого мышления до улучшения памяти и борьбы с деменцией.

На протяжении многих лет одни неверно понимали эту технику, другие неправильно ее применяли, и все же мне хочется верить, что когда-нибудь каждый ребенок и каждый взрослый будет понимать, что такое интеллект-карта, как она работает и как ее можно использовать применительно ко всем аспектам существования.

Цель этой книги – показать, как вы можете улучшить свою жизнь с помощью техники создания интеллект-карт и как сама эта техника продолжает развиваться в ответ на новые вызовы, с которыми сталкивается человечество. Сегодня, в начале XXI века, эту технику можно оценивать и применять в новых форматах, соответствующих нашим новым техническим возможностям. Конечно, интеллект-карты по-прежнему можно рисовать от руки, но можно и создавать с помощью компьютерных программ. Они доступны онлайн, их можно увидеть в снегах Арктики, они разукрасили склоны гор и видны в дронах в небесной сини.

Я приглашаю вас присоединиться ко мне в этом увлекательном путешествии. И будьте готовы расширить свое сознание!

Введение
Для чего нужна эта книга?

Техника создания интеллект-карт представляет собой революционный инструмент мышления, который при правильном применении изменит вашу жизнь. Он поможет вам обрабатывать информацию, генерировать идеи, улучшить память, с пользой тратить свободное время и повысить эффективность работы.

Изначально я считал, что интеллект-карта станет инновационной формой ведения записей, которую можно применить в любой стандартной ситуации: для конспектирования лекций, фиксирования информации во время телефонного разговора, деловой встречи, для проведения анализа во время изучения чего-либо. Однако довольно скоро стало ясно, что интеллект-карта является не менее эффективным инструментом планирования, способна обеспечить всесторонний аналитический обзор по заданной теме, помогает генерировать новые идеи, найти неочевидные решения и отказаться от непродуктивных вариантов. В этой книге вы найдете бесчисленное множество примеров применения интеллект-карт. Их можно использовать даже для того, чтобы просто потренировать мозг и стимулировать творческое мышление.

Из этой книги вы узнаете, как техника построения интеллект-карт может помочь вам максимально реализовать свой интеллектуальный и творческий потенциал. Для этого здесь приводятся практические упражнения. Кроме того, вы прочтете непридуманные истории других людей, в том числе признанных мастеров этой техники, чья жизнь коренным образом изменилась после знакомства с интеллект-картами.

Ваш мозг – это дремлющий гигант, и «Искусство создания интеллект-карт» поможет его разбудить!

Новый образ мышления

Когда я в 1960-х годах предложил свою концепцию интеллект-карт, я даже представить не мог, что ее ждет дальше. На первых этапах изучения человеческого мышления я опирался на прототип этой концепции. Сначала при записи я комбинировал слова и выделение цветом. Затем начал подчеркивать ключевые слова и неожиданно осознал, что они не составляют и 10 % от всей записи. При этом ключевые слова выражали главное. Благодаря изучению древнегреческой философии я понимал, что мне нужно найти простой способ связать между собой ключевые слова, чтобы их было легко запомнить.

Древние греки разработали целый ряд искусных техник запоминания, которые позволяли им с легкостью хранить в памяти сотни и тысячи фактов. Эти техники опирались на воображение и ассоциации при построении связей, например метод локусов. Это одна из техник, придуманных древними греками для эффективного запоминания, ее еще называют «дворцом памяти».

О методе локусов я узнал в ходе изучения процессов человеческого мышления, но в первый же день учебы в университете я невольно познакомился с еще одним мнемоническим методом. Этим методом оказалась «основная система» (Major System) – фонетическая техника, разработанная немецким писателем и историком Иоганном Винкельманном (1620–1699). На первой в семестре лекции наш профессор, весьма напоминавший бочонок с всклокоченными рыжими волосами и язвительной улыбкой, сцепив руки за спиной, проводил перекличку. Если кто-то отсутствовал, он называл имя отсутствовавшего, имена его родителей, его дату рождения, номер телефона и домашний адрес. Окончив перекличку, он окинул аудиторию насмешливым взглядом. Студентов он презирал, но был великолепным учителем, так что я был заинтригован.

Как построить «дворец памяти»

Как сообщает древнеримский оратор и философ Цицерон, техника пространственной мнемоники, известная также как метод локусов (или метод мест, от латинского loci), была придумана древнегреческим лирическим поэтом Симонидом Кеосским.

В своем трактате «Об ораторе» Цицерон пишет, как однажды на пиру Симонид читал оду в честь богатея-хозяина. После того как он завершил чтение, его кто-то позвал, и Симонид вышел из зала. И сразу же после этого крыша зала рухнула и раздавила хозяина и его гостей. Тела были полностью обезображены, и родственники и друзья, желавшие их похоронить, не могли никого опознать. Тогда Симонид постарался вспомнить, в каком порядке сидели пирующие, и таким образом помог определить пострадавших.

И Симонид сделал вывод, что любой может улучшить память благодаря выбору мест и формированию мысленных образов тех вещей, которые он хочет запомнить. Если образы будут храниться в представленных местах в определенном порядке, то с помощью ассоциаций запомнить можно все что угодно. Этот метод локусов был описан в целом ряде древнегреческих и древнеримских трактатов о риторике. Сегодня он больше известен как «дворец памяти».

Когда после первой лекции я поинтересовался у профессора, как ему удалось запомнить такой объем информации, он отказался отвечать, бросив на ходу: «Сынок, я – гений». Я пытал его на протяжении трех месяцев, пока однажды он не решил открыть нам свой секрет и обучить мнемонической технике. Она опиралась на простой код, переводивший цифры в звуки. Звуки затем можно было складывать в слова, а слова трансформировать в образы для заполнения «дворца памяти».

Благодаря растущему пониманию мнемонических систем я продолжил улучшать свой новый метод конспектирования и значительно упростил технику древних греков за счет использования разных цветов для выделения связи между концепциями. Хотя на полноценную интеллект-карту это еще не тянуло, но результат уже сильно отличался в лучшую сторону от традиционного линейного конспектирования, которое было одноцветным и монотонным. Если вы делаете записи только синим или черным цветом, результат по умолчанию получится скучным. Это означает, что мозг начнет понемногу отключаться, пока и вовсе не перейдет в спящий режим. Этим объясняется, почему наши лекционные аудитории, библиотеки и залы для совещаний превращаются в сонное царство!

Когда результаты моего метода стали меня удовлетворять, я начал в качестве хобби обучать ему других людей. Многих из них считали неспособными к академическому обучению, а потому мне было вдвойне приятно наблюдать за тем, как они быстро улучшали свои оценки и даже превосходили сверстников (см. «Обсуждение диаграммы Бьюзена»).

Следующие шаги

Последовательно развивая технику создания интеллект-карт, я начал задумываться об иерархии в моделях мышления и пришел к выводу, что она следующая:

ключевая идея → ключевая ключевая идея → ключевая ключевая ключевая идея

Обсуждение диаграммы Бьюзена

Студент по имени Джезз Мур испытывал определенные сложности с учебой. И тут он посетил лекцию, посвященную новому методу обучения под названием «диаграмма Бьюзена». Суть метода заключалась в том, что в центре листа бумаги надо написать тему, а затем заполнить пространство вокруг ключевыми словами и подсказками, логически соединенными линиями, при этом отпадала необходимость запоминать сложные списки. Джезз был поражен простотой и эффективностью этого метода. Из отстающего студента он превратился в успевающего, изучал экономику и политику, закончил аспирантуру по специальности «корпоративные финансы» и получил степень MBA.

Несколько лет спустя он оказался на мероприятии в клубе любителей гребного спорта. Разговор коснулся темы обучения и образования, и Джезз, подогреваемый увлечением техникой, которая изменила его отношение к учебе, а также бокалом-другим вина, начал с пылом рассказывать сидящему рядом с ним гостю, что «быть умным легко». Предложив собеседнику задавать вопросы, если тому что-то неясно, он объяснил, как работает его любимая техника, и даже для наглядности нарисовал диаграмму на салфетке: «Вот и все… Диаграмма Бьюзена». После минутного молчания собеседник произнес: «Видите ли, дело в том, что Тони Бьюзен – это я».

Я был неимоверно рад услышать из первых уст, как мой метод ведения записей помог изменить чью-то жизнь. С тех пор мы с Джеззом стали лучшими друзьями. Впоследствии, используя технику создания интеллект-карт, я помогал Джеззу тренировать спортсменов-гребцов, которые принесли Великобритании медали на Олимпийских играх.

Таким образом я открыл для себя концепцию радиантного мышления, о которой подробнее расскажу в главе 1. По мере роста собственного понимания я начал выстраивать архитектуру интеллект-карты, используя в качестве связующих элементов стрелки, коды и соединительные линии. Поворотной для меня стала встреча с талантливой австралийской ландшафтной художницей Лорейн Джилл, которая помогла мне сформулировать следующие шаги, предложив переосмыслить роль изображения и цвета в структуре интеллект-карты. Ее комментарии вдохновили меня на то, как сегодня изображения применяются в создании интеллект-карт.

При сравнении своей развивающейся техники с записями, которые делали такие великие исторические личности, как, например, художники эпохи Возрождения Леонардо да Винчи и Микеланджело, ученые Мария Кюри и Альберт Эйнштейн, я обнаружил интересные параллели в том, как они использовали изображения, коды и соединительные линии: их слова и диаграммы разрастались в разные стороны, в любом направлении, которое принимала их мысль, они не придерживались строгой горизонтальной линейности (см. также «Краткая история развития процесса мышления до появления интеллект-карт»). При этом мой жизненный опыт и растущее число учеников, клиентов и коллег заставляли меня предположить, что разработанная мной техника может помочь людям в самых разных областях: чтобы ее использовать, не нужно быть гением.

Интеллект-карта – это аналитический инструмент, поскольку применима для решения любой проблемы. Благодаря ассоциативной логике интеллект-карта переходит сразу к сути вопроса. Она позволяет видеть масштабную картину. С одной стороны, она дает возможность сосредоточиться на деталях, а с другой – обеспечивает перспективу.

Принцип естественности

Я уже рассказывал, как в процессе научных изысканий был поражен структурой клеток головного мозга: мои записи в форме диаграммы, хотя я поначалу и не осознавал этого, явно напоминали структуру нейрона с ответвлениями, отходящими от центра клетки.

Я размышлял над этим во время долгих прогулок на природе, где мысли и воображение бывают гораздо свободнее. Меня осенило, что точно так же, как сам человек является частью природы, сам процесс мышления и записей должен каким-то образом отражать природу: законы природы наблюдаются во всех функциях человеческого организма, особенно когда речь идет о результатах работы головного мозга.

Постепенно я превратил свою технику в инструмент мышления, применимый для повседневной деятельности и отражающий творческий подход и целостность процесса мышления. Результатом стала первая настоящая интеллект-карта.

Традиционное конспектирование или интеллект-карта

В таблице ниже приведены основные особенности традиционного конспектирования по сравнению с созданием интеллект-карты.


Движение вперед

Сегодня концепция создания интеллект-карт знакома многим. Помимо тематических конференций, чемпионаты по созданию интеллект-карт World Mind Mapping Championships проводятся в Великобритании, Сингапуре, Китае и других странах. Во время этих чемпионатов проверяются многие дисциплины. Например, участникам предлагают создать интеллект-карту, либо слушая лекцию на незнакомую тему, либо по заранее подготовленному тексту. Полученные интеллект-карты оценивают по 20 критериям, таким как воображение, юмор (например, использование каламбуров), привлекательность, оригинальность и соответствие фундаментальным принципам создания интеллект-карт.

С распространением концепции создания интеллект-карт и, как следствие, повышением глобального уровня процессов мышления можно было бы предположить, что эта тема себя исчерпала и ничего уже не добавить. К сожалению, это не так.

Отрадно, что я приблизился к осуществлению своей заветной мечты о том, чтобы все люди, как взрослые, так и дети, научились применять этот инструмент и получать от этого пользу, но без проблем все равно не обходится. В последние несколько десятилетий техника создания интеллект-карт неверно понималась теми, кто решил стать тренерами в этой области: их действия не согласуются с «Законами создания интеллект-карты», о которых говорится в главе 2. А когда людей неправильно обучают созданию интеллект-карт, этот инструмент утрачивает свою эффективность.

К счастью, интеллект-карта является целостной системой. В конце концов, это эволюционный формат процесса мышления, идеально адаптированный под требования современной цифровой реальности – и за ее пределами.

Структура книги

Книга призвана продемонстрировать, как эффективно использовать технику создания интеллект-карт в самых разных сферах жизни. Сама структура книги позволяет как получить общее представление о методе, так и использовать эту книгу как справочник по отдельным вопросам.

Глава 1. Что такое интеллект-карта? Здесь вы познакомитесь с основными принципами создания интеллект-карт: в этой главе говорится о ключевых элементах и объясняется, почему эта техника работает. Кроме того, вы узнаете краткую историю интеллект-карт от ранних цивилизаций до современности.

Глава 2. Как создавать интеллект-карты. В этой главе предлагаются практические упражнения и полезные советы по эффективному применению техники. Вы узнаете о «Законах создания интеллект-карты» и о возможностях ее применения в повседневной жизни, в том числе в личной жизни и профессиональной деятельности, в обучении, в развитии творческого мышления и памяти.

Глава 3. Что не является интеллект-картой? Глава поможет разобраться с некоторыми из распространенных заблуждений, касающихся этой техники.

Глава 4. Поиск решений. Вы узнаете, какие шаги предпринять, если вы пытаетесь создавать интеллект-карты, но они не работают так эффективно, как вам бы того хотелось. В главе рассматриваются сопутствующие вопросы, например создание интеллект-карт в условиях неопределенности, и предлагается система тренировки этой техники.

Глава 5. Неограниченные возможности применения интеллект-карт. Глава объясняет, что сфера применения интеллект-карт ничем не ограничена и как их можно использовать на более продвинутом уровне. Здесь вы найдете вдохновляющие идеи использования интеллект-карты, чтобы изменить свою жизнь.

Глава 6. Будущее интеллект-карт. В этой главе анализируются перспективы техники создания интеллект-карт в цифровую эпоху и связь интеллект-карт с искусственным интеллектом, а также приводятся прогнозы на будущее.

Я не представляю свою жизнь без интеллект-карт. Я пользуюсь ими ежедневно, когда читаю лекции, планирую рабочую неделю, пишу статью или книгу. Они изменили мой мир гораздо сильнее, чем я считал возможным. Я верю, что эта книга поможет изменить и вашу жизнь.

Читатели, которым только предстоит познакомиться с этим инструментом, откроют для себя удивительную технику, которая перевернет их мир. Читатели, уже знакомые с этой концепцией, тоже найдут для себя что-то новое.

А теперь пришло время исследовать увлекательный мир интеллект-карт и раскрыть невероятные возможности своего мозга…

iknigi.net

Интеллектуальные карты от Тони Бьюзена

Каждый из нас сталкивался с ситуацией, когда вдруг сваливается много информации, её нужно как-то запомнить, сгруппировать, упорядочивать. Хорошо если являешься специалистом в данной области и эта информация сама собой «отложилась» в голове и как-то уже приведена в порядок. А если информация совсем «свежая» и её использование нужно уже сейчас, нет времени ждать несколько дней или недель пока она «созреет»? Вот именно для такого случая и были придуманы интеллектуальные карты.

Что это такое — интеллектуальные карты?

Интеллектуальные карты придумал Тони Бьюзен — психолог, автор многочисленных, пользующихся успехом, книг, специалист в области самосовершенствования — развития памяти, мышления и т.д. Интеллектуальные карты на сегодняшний день это наверное один из самых универсальных и простых в использовании приёмов для увеличения эффективности умственной деятельности. Они позволяют упорядочить материал и сконцентрировать внимание на нужной информации.

Интеллектуальные карты могут использоваться для:

  • запоминания
  • упорядочивания и систематизации информации
  • планирования деятельности
  • подготовки к выступлениям
  • поиска решений в сложной ситуации
  • рассмотрению различных вариантов решения задач.

В первоначальном виде карты назывались mindmap. На русский это название можно перевести как умственные или мозговые карты. Встречается также название карты ума или диаграммы связей. Чаще же используют более благозвучное название — интеллектуальные карты.

Рисуем mindmap

Итак переходим собственно к картам. Как их строить? Очень просто. Рисовать их может как взрослый, так и ребёнок. Причём у ребенка может получиться лучше — потому-что у него нет предрассудков свойственных взрослому. Ниже приведён ряд правил, выполнив которые можно получить интеллектуальную карту. Следует правда учитывать, что в мире нет совершенства. Нарушив любое из них можно улучшить результат. Приобретя опыт создания и использования карт вы сами поймёте как их правильней всего рисовать.

За время своего существования интеллектуальные карты прошли свой путь развития. Поэтому у самого Тони Бьюзена в разных источниках приведены несколько отличающиеся инструкции по созданию интеллектуальных карт, хотя фамильное сходство в любом случае налицо. Я привожу тот способ, которым привык пользоваться сам.

Итак приступим:

  1. Берём чистый лист бумаги. Тони Бьюзен советует положить его горизонтально и большинство составителей следуют этому совету. Также рекомендуется запастись разноцветными ручками, фломастерами, маркерами, карандашами и т.д. Если собираетесь рисовать карандашами убедитесь, что поблизости нет резинки — ничего стирать не нужно, а стирать даже вредно. Особое внимание надо уделить возможности использования нескольких цветов. После обретения привычки вы увидите, что использовать один-два цвета — неинтересно.
  2. Соберите весь материал по данной теме, который у вас есть, чтобы он был под рукой. Книги, статьи, закладки и ссылки на интернет-сайты — пригодится всё.
  3. В центре листа рисуем центральный образ, который будет символизировать вашу тему, с которого и начинается ваша работа как на карте, так и в мыслях. Неважно если вы не умеете рисовать. Приобретя опыт вы поймёте — главное чтобы этот рисунок был понятен вам, давал пищу вашему уму и содержал достаточно подробностей, чтобы вашей фантазии было от чего оттолкнуться. В любом случае вы сможете уделить ему внимание: используйте несколько цветов (не меньше трёх — как советует Тони Бьюзен), тщательно прорисуйте детали, которые вам кажутся существенными.
  4. От центрального образа отведите ветви, на которых будут написаны самые важные ключевые слова и мысли, касающиеся данной темы. Каждая ветвь должна содержать одно слово или мысль. Чтобы подчеркнуть важность этих ветвей (ведь они соприкасаются напрямую с данной темой!) рекомендуется их сделать потолще.
  5. От толстых ветвей аналогично начертите более тонкие ветви, уточняющие основные мысли.
  6. Для рисования используйте различные цвета. Используйте рисунки как можно чаще.

В качестве примера интеллектуальной карты приведём карту нарисованную самим Тони Бьюзеном.


Ну а пользоваться картами просто — взгляните на неё, вспомните как пришлось её рисовать, как создавались рисунки — и нужная информация окажется под рукой.

mnemonica.ru

Как повысить личную эффективность с помощью интеллект-карт?


Юлия Константинова, переводчик

Техника создания интеллект-карт представляет собой действенный инструмент, который поможет вам обрабатывать информацию, генерировать идеи, улучшить память и повысить эффективность работы.

Для начала определимся с терминологией. В оригинале все максимально просто и лаконично — Mind Map. На просторах русскоязычного интернета можно столкнуться с такими вариантами этого термина как: интеллект-карта, «карта ума», «карта мыслей», ментальная карта, ассоциативная карта и даже просто «майнд-мэп».


Интеллект-карты

Если коротко, интеллект-карта представляет собой сложную диаграмму, которая копирует древовидную структуру нейрона и строится на основе ассоциаций. Красота и эффективность этого инструмента мышления заключаются в его простоте. На бумаге это многоцветная диаграмма, представляющая информацию. При этом она максимально эффективно включает в работу кору головного мозга. Она активирует «целостное» мышление, задействуя как логическое левое, так и творческое правое полушария мозга.

Главные составляющие интеллект-карты:

Радиантное мышление. Примерно в возрасте четырех месяцев ребенок начинает фокусировать взгляд на предметах, находящихся от него на расстоянии 20-25 см., то есть на расстоянии лица одного из родителей. Для большинства младенцев первым центральным образом, через который они воспринимают окружающий мир, становится лицо матери. И уже от этого центрального образа в разные стороны расходятся множественные ассоциации с едой, любовью, теплотой, здоровьем, сном и выживанием. Получается, что мы с рождения «запрограммированы» воспринимать мир через создание интеллект-карт.

Нелинейный органический поток. Мозг человека не мыслит списками и панелями инструментов, он мыслит органически. Представьте себе прожилки на листе, ветви дерева или даже нервную систему человека — именно так мыслит мозг. Следовательно, для эффективного мышления нужен инструмент, отражающий естественную, природную схему. Это и есть структура интеллект-карты. Интеллект-карта копирует бесконечное множество синапсов и соединений нейронов мозга, отражая, таким образом, как создан сам человек

Цвет. Один из принципов создания интеллект-карт — активное использование разных цветов. За восприятие цвета отвечает правое полушарие головного мозга, тогда как за обработку вербальной информации — левое полушарие. То есть комбинация цвета и слов активизирует оба полушария.

Изображения. В отличие от слов, изображения воспринимаются мгновенно: мозг обрабатывает визуальную информацию в 60 000 раз быстрее, чем вербальные сообщения. Кроме того, изображения стимулируют воображение, богаты ассоциациями и не имеют ограничений вербальной коммуникации. (Стоит хотя бы вспомнить об эффективности дорожных знаков во всем мире). Аналогично цвету, изображения стимулируют гармоничную работу левого и правого полушарий мозга, уравновешивая лингвистические и визуальные навыки человека. Помимо этого, они опираются и на другие навыки, такие как форма, линейность и многомерность.

Слова. В правильно составленной интеллект-карте на ветках фиксируются отдельные слова. Это делается, потому что каждое отдельное слово вызывает собственный уникальный набор ассоциаций и таким образом способствует генерированию новых идей. По сравнению со словом фраза представляет собой смысловую единицу с фиксированным значением, ее способность вызывать свободные ассоциации ограничена, а следовательно, ограничена и степень ее влияния.

Законы создания интеллект-карты:

  1. Используйте чистый лист бумаги, расположенный горизонтально. Он должен быть достаточно большим, чтобы вместить все ветви.
  2. В центр листа поместите изображение, представляющее основную тему.
  3. Располагайте ветви по кругу от центрального изображения. Сделайте основные ветви толще у основания и тоньше у конца, где от них расходятся дополнительные ветви.
  4. Подберите ключевые слова и запишите их печатными буквами.
  5. Размещайте каждое слово или изображение на собственной ветке, чтобы они располагались по отдельности. Помните, что пустые места между записями не менее важны, чем сами записи. Вспомните лес и пространство между деревьями: чтобы понять, где вы находитесь, ваш мозг обращается именно к этим пространствам, а не самим деревьям.
  6. Делайте ветви такой же длины, как слово или изображение на них.
  7. Используйте цвета при работе над интеллект-картой, создайте собственный цветовой код для ветвей.
  8. Используйте выделение, стрелки и соединительные линии, чтобы показать ассоциации между разными связанными темами. Стремитесь к ясности, располагая ветви в четко продуманном порядке.

Как вы можете применить интеллект-карту:

  • конспектировать лекции,
  • фиксировать информацию во время телефонного разговора или деловой встречи,
  • проводить анализ во время изучения какой-либо темы,
  • планировать организацию конкретного события,
  • планировать график на определенный период времени,
  • генерировать новые идеи,
  • находить неочевидные решения и отказываться от непродуктивных вариантов.

Практическое упражнение: как принять решение с помощью интеллект-карты

Интеллект-карты могут оказаться весьма полезны в процессе принятия решений, позволяя увидеть «за» и «против» любой конкретной ситуации.

  1. Создание интеллект-карты может помочь принять решение, ведущее к ответу «да/нет». Для этого сформулируйте вопрос и начните, как обычно, с центрального образа.
  2. Далее условно разделите карту на две половины («да» и «нет») и нарисуйте основные ветви, обозначающие наиболее важные вопросы, которые вы хотите проанализировать.
  3. Затем нарисуйте второстепенные ветви, чтобы детализировать главные вопросы. Используйте воображение, ассоциации и интуицию. Обратите внимание, что цвета и картинки, которые вы используете для разных ветвей, могут послужить для вас сигналами от подсознания: возможно, вы неосознанно выберите любимый цвет для обозначения преимуществ, а цвет, который вам не нравится, для обозначения отрицательных сторон.
  4. После завершения работы над интеллект-картой, задумайтесь над следующими вопросами. Какие чувства вызвала у вас работа над интеллект-картой? Возникли ли у вас особенно сильные эмоции, когда вы работали над какой-нибудь из ветвей? Возникло ли у вас ощущение озарения на каком-нибудь этапе работы?
  5. Присвойте каждому ключевому слову на обеих сторонах интеллект-карты число от 1 до 100, чтобы это число отражало важность данного слова. Суммируйте числа на стороне «да» и на стороне «нет». «Побеждает» число, которое больше. Прислушайтесь к себе, какие эмоции у вас вызывает этот результат, насколько вы с ним внутренне согласны.

Идет ли речь о ремонте в спальне, переезде в новый дом, о курсе лечения, который предложил врач, о новом месте работы, интеллект-карты могут стать надежными помощниками, способствуя принятию больших и маленьких жизненных решений с полным самообладанием.

Полезный совет

Напутствие от основоположника этого инструмента Тони Бьюзена, прежде чем вы приступите к созданию собственной интеллект-карты. Хотя вы будете выполнять колоссальную интеллектуальную работу, воспринимайте ее как игру. Вы добьетесь наилучших результатов при составлении интеллект-карт, если отнесетесь к процессу с легкостью и искренним интересом. Как ни парадоксально, но игра — это серьезное занятие, так как она стимулирует воображение, без которого невозможно создание интеллект-карт. Если в какой-то момент вы зайдете в тупик, просто сделайте паузу и вернитесь к интеллект-карте чуть позже. Ваш мозг — это спящий гигант, и техника создания интеллект-карт поможет его пробудить!

По материалам книги «Интеллект-карты. Полное руководство по мощному инструменту мышления».

blog.mann-ivanov-ferber.ru

Как рисовать интеллект-карты (от Сергея Шипунова)

Автор статьи Сергей Шипунов

Разберем основные законы рисования Интеллект-карт

Главное правило: «НИКАКИХ ПРАВИЛ»
Максимально свободно выражайте свои идеи.
Будьте творческими, яркими, выразительными.
Чем меньше вы будете себя ограничивать, тем лучше получится карта.

Для последнего принципа – одна поправка: если вы рисуете карту не для себя, а для показа другим людям – то тогда стоит все-таки придерживаться тех правил, которые описаны ниже.

Стиль

Свой собственный

Не стремитесь подражать кому-то другому. У каждого человека свой стиль мышления. А так как карты отражают стиль мышления человека, то они и должны будут отличаться друг от друга! Ищите свой собственный стиль!

Преувеличивайте

Если что-то утрированно преувеличенно — то это лучше запоминается. Смело рисуйте человека, который выше чем дерево. Используйте слова: «супер», «гипер», «мега»… не обязательно быть приближенным к реальности. Можно смело преувеличить эту реальность.

Несерьезный

Юмор великая сила. Если ваша карта заставляет улыбаться или даже смеяться – то она вызывает эмоцию, на волне которой карта лучше остается в памяти. Добавляйте в карту немного легкого юмора! Это пойдет ей на пользу.

Красивый

Красивая карта – это красивая карта. Она и больше притягивает взгляд. Ее больше хочется изучать. Она лучше запоминается. Она сильнее вызывает нужные эмоции и ассоциации. Рисуйте красиво!

Бумага

Белая

Лучше использовать белую (либо однотонную) бумагу. Чтобы не было лишних клеточек, линеечек и т.д., которые могут составлять конкуренцию линиям карты, и затруднять ее изучение.

А4 или А3

На самом деле лучше А2, или лист ватмана. Карта имеет тенденцию заполнять все отведенное ей пространство, поэтому чем больше пространства у вас есть, тем больше умных мыслей, связанных с основной темой вы напишите. Лучше брать размер бумаги с запасом!

Альбомная ориентация

Карта имеет тенденцию расти в бока. Влево и вправо. Поэтому там должно быть больше пространства. Соответственно располагаем карту горизонтально.

Центральный образ

В центре листа

Обычно в центре листа. Хотя частый вариант, когда рисуется слева в центре и ветки отходят вправо.

Яркий. Запоминающийся

Образ должен сразу привлекать внимание. Оставаться в памяти. Вызывать нужную эмоцию. Провоцировать работу мыслей в определенном направлении. Для этого его рисуем ярким!

Цветной (>3 цветов)

Не жалеем красок. Цветной образ лучше запоминается, поэтому рисуем его как минимум тремя цветами.

Структура

Радиальная

Соблюдаем принцип иерархичности. Ближе к центру – более важные понятия. Дальше от центра – менее важные понятия. Благодаря такому «радиальному» распределению нам проще работать с картой.

Понятная

Для повышения понятности карты используем следующие элементы:

Порядок: нумеруем веточки цифрами – «1», «2», «3»… подсказывая в каком порядке их следует просматривать.

3-4 ответвления: Помним про закон восприятия: «7+-2». Стараемся так простроить структуру, чтобы от каждой веточки отходило максимум 3-4 ответвления.

Ореолы: Используем ореолы, для облегчения восприятия карты.

Ассоциативная

Любые два элемента связанны ассоциацией. Это позволяет нам восстанавливать карту, даже если мы помним всего 20-30% карты.

Слова

Ключевые

Пишем только ключевые слова. В результате у нас на карте нарисовано 20-30 слов, а эти 20-30 слов иногда за собой хранят информацию с 20-30 страниц текста. Но с каждой страницы текста мы взяли только по 1 ключевому слову, которое позволяет восстановить в памяти информацию из текста.

1-2 слова

Всегда есть соблазн записать целое предложение! Не делаем этого. Вычленяем 1-2 ключевых слова. Этого обычно достаточно!

В 1 линию

Если у нас многоэтажная конструкция, то глаза вынуждены несколько раз совершить движения влево-вправо. Если все в одру строчку – то проще!

Буквы

Стараемся писать печатными буквами! Тогда их проще читать! Размером букв можно уже кодировать какую-то информацию например если буквы «ЗАГЛАВНЫЕ», то ими можно писать элементы из главных веток. Если буквы «строчные», то все остальные.

Цвета

Чем больше – тем лучше

Человек способен различать мельчайшие оттенки цветов, поэтому стоит использовать этот ресурс по максимуму! Но слишком перебарщивать тоже не стоит. 4-8 цветов обычно хватает для большинства карт. Если цветов больше – то от их разнообразия уже начинает рябить в глазах, и цвета перестают нести нужную смысловую нагрузку.

Значение

Цвета могут нести в себе некий смысл. Например, у нас есть проект в котором участвуют Иванов, Петров и Сидоров. Если вместе они напишут подобную карту, где выделят себя разными цветами, то им легко будет ориентироваться, кто какой фронт работ выполняет. И цвета будут нести важное смысловое значение.

Текстовыделитель

Иногда, когда важные для нас элементы информации находятся на периферии карты – а нам хочется, чтобы они обязательно привлекли внимание – то мы можем выделить эти элементы «текстовыделителем». Также так удобно отмечать те части карты, которые уже выполнены (если речь идет о планировании и отслеживании текущего состояния проекта).

Линии

Центральные толще

Линии 1-го уровня рисуем чуть толще. Это позволяет сразу легко понять какие элементы карты – самые главные. И делает более понятной иерархичность карты.

Длина линии = длине слова

Лишние нефункциональные линии только отвлекают внимание. Поэтому желательно, чтобы линия была равна длине слова, которое она подчеркивает.

Волнообразные (органичные)

По классике обычно рекомендуется рисовать «волнообразные» линии. Хотя на мой взгляд вполне хорошо подходят и прямоугольные и угловатые линии. Это вполне нормально.

Показывают связи

Линии также выполняют такую важную функцию, как показывают связи между разными элементами карты. Важное замечание: на карту желательно не более 3-5 линий-стрелок. Если больше, то эти линии уже не помогают, а наоборот, делают карту еще более запутанной.

Картинки

Использовать везде где возможно

Картинки, рисунки, визуальные образы – запоминаются в 10 раз лучше чем слова!!! Поэтому везде где возможно, стараемся проиллюстрировать наши ключевые слова хорошо подходящими для них картинками!!!

Цветные

Картинки рисуем цветные. Ручка которой работаем при рисовании карт, должна быть как минимум из 4-х цветов!

Объемные (3D)

Добавляем объема в наши рисунки. В этом случае образы будут сильнее привлекать внимание и оставаться в памяти.

Символы

Если нет возможности нарисовать сложные рисунки – то тогда стараемся нарисовать хотя бы простейшие символы, иллюстрирующие то или иное ключевое слово. Символы можно использовать как свои собственные, так и общепринятые.

Итоговая карта

И в благодарность читателям, которые дочитали до конца – привожу карту, на которой собраны все правила рисования интеллект-карт, перечисленные выше.

Комментарии и свои мысли можете присылать на адрес: [email protected]

Как рисовать интеллект-карты

Где этому учат?

www.psychologos.ru

Интеллект-карты – составление правильной диаграммы связей

Интеллект-карты (mind map) – это эффективная графическая техника управления творческим мышлением. Создание ментальной карты помогает осмыслить сложную проблему и найти оригинальные, нестандартные пути ее решения. Придумал метод интеллект-карт или, как их еще называют, «умственных карт» английский журналист Тони Бьюзен, а доработал и популяризировал его вместе со своим братом-психологом Барри.

Достаточно часто мы сталкиваемся с необходимостью принятия нестандартных решений, когда возникшая проблема не решается привычными методами. Как придумать что-то оригинальное, если большинство людей даже толком не могут объяснить, что это такое: «придумать»? Вот здесь нам и поможет техника интеллект-карт, не просто активизирующая мышление, но и помогающая найти выход из самой запутанной жизненной ситуации.

Необходимость реорганизации мышления

Нас с детства учат логическому мышлению, убеждают, что оно самое правильное, высшее, истинно человеческое, так как рациональное. Но когда перед нами встает сложная задача, не имеющая одного единственно верного решения, то линейное логическое мышление дает сбой.

Т. Бьюзен говорит, что в этом случае нужно другое мышление – радиантное (радианта – точка, из которой как бы расходятся в разные стороны пути небесных тел, например, метеоритов в потоке). Психолог Дж. Гилфорд такой тип мышления назвал дивергентным – разнонаправленным, Э. де Боно – латеральным – идущим вбок.

Именно этот тип мыслительной деятельности является основой творчества и позволяет находить самые оригинальные, неожиданные и эффективные решения проблем. Но у него есть существенный недостаток – радиантное мышление хаотично, в нем отсутствует характерная для логического мышления, четкая последовательность операций. Этот хаос в мыслях, наверное, ощущал каждый. Кажется, что мысли разбегаются в стороны, путаются, и мелькнувшая гениальная догадка тут же теряется в хаосе менее значимых идей.

Тони Бьюзен разработал уникальный графический метод организации мышления, который и назвал интеллект-картой.

Основные правила составления интеллект-карты

В качестве катализаторов мышления Т. Бьюзен предлагает использовать образы и ассоциации.

  • Без образного мышления невозможно увидеть ситуацию проблему целиком, с разных сторон. Да и в творчестве образы играют ведущую роль.
  • Ассоциативное мышление дает доступ к хранящейся в нашей памяти информации из самых разных сфер и областей, позволяет выйти за пределы стандартного смыслового поля и использовать в решении задачи самые неожиданные данные.

Интеллект-карты, как графический метод, требуют не работы только мозга, но и руки, рисующей на листе бумаги схему с символическими рисунками. Именно графические образы, с точки зрения Бьюзена, заставляют наше мышление перестраиваться.

Рисунки, разноцветные буквы и стрелки подключают к процессу мышления и нашу эмоциональную сферу, что невозможно в логическом мышлении.

Как сделать сайт

Этапы составления интеллект-карты

Для работы нам понадобится чистый лист бумаги и цветные карандаши (ручки, фломастеры), не менее трех цветов. Размер листа – чем больше, тем лучше, но можно обойтись и форматом А4. Так же, как и само мышление, процесс составления умственной карты имеет радиантный принцип. То есть начинать составлять ее мы будем с центра.

  • Этап 1. Центральная идея – образ.

Сформулируйте свою проблему максимально четко и коротко и напишите в центре листа печатными буквами, но некрупно – место вам еще понадобится. Здесь же в центре нарисуйте символическое изображение проблемы.  Да-да, нарисуйте. Не пугайтесь, и не смущайтесь, того, что вы не умеете рисовать. Здесь важен не результат, рисование – это стимуляция мышления. Например, если вы хотите понять, как добиться успеха, то для кого-то символом будет высшая ступенька пьедестала почета, для кого-то вершина горы, для кого-то кошелек с деньгами или изданная книга.

Этап 2. Подумайте, какие ассоциации вызывает у вас проблема, с какими жизненными аспектами, ситуациями она связана, какие пути ее решения вы видите. Выберите первые наиболее яркие ассоциации, начертите стрелки, идущие от центральной идеи в разные стороны, и напишите вдоль них формулировки ассоциаций. Стрелки не должны быть прямыми, они могут иметь разный цвет и толщину, в зависимости от значимости.

Карта для решения проблем

Этап 3. Детализируйте каждую идею-ассоциацию, пусть у ваших стрелок появляются ответвления – новые ассоциации: какие-то особенности, сложности, возникающие на этом пути, дополнительные обстоятельства. Не забывайте рисовать, можно даже слова-пояснения заменять рисунками, символическими значками и т. д. Кстати, похожий метод используется для ведения ежедневника Bullet Journal.

Этап 4. Вам кажется, что вы закончили интеллект-карту? Посмотрите ее внимательно. Вы уже поняли, как решить вашу проблему, или, возможно, вы хотите что-то добавить, появились новые идеи? Полюбуйтесь на свое творение, похвалите себя и добавьте то, что не хватает. Вы еще можете не раз вернуться к своей интеллект-карте.

Читайте по теме: «Как сделать карту желаний, используя метод интеллект-карт»

В настоящее время есть специальные программы, позволяющие составлять интеллект-карту с использованием готовых рисунков. В этом случае вы облегчите себе задачу, но такая работа значительно менее эффективна, так как не работает рука, и не столь активно образное мышление.

Примеры готовых ментальных карт:

Составить креативные и полезные интеллект карты помогут наши 3 упражнения для развития творческих способностей

Автор – Марина Голубева

Может быть интересно

evio-club.com

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *