Ігри шахмати: Игры Шахматы - Играть Онлайн
Шах и Мат. 7 лучших книг по шахматам
(рейтинг обновлен: ноябрь 2021)
Шахматы – спорт, логика, искусство и творчество одновременно. С момента возникновения в первом веке нашей эры, игра привлекала ученых, писателей, философов, обычных людей. В нее играли Гете, Жан-Жак Руссо, Лев Толстой.
Лучшие книги о шахматах всех времен писали такие всемирно признанные асы, как Каспаров, Корчной, Фишер. Хотите изучить тонкости этого интеллектуального спорта? Вырастить шахматного гения? Берите на вооружение: лучшие книги по шахматам для начинающих в обзоре на GRENKA.ua.
Почему мы выбрали именно 7 книг? Мы не привязывались к круглому числу, а просто составили список лучших. На наш взгляд, за последние 5 лет не выходило книг по шахматам сильнее, чем наша семерка.
По этой книге учился Гарри Каспаров и Анатолий Карпов! Здесь вы пройдете все азы древней игры. Издание относится к разряду шахматных книг, которыми пользуются начинающие игроки.
- правилам и элементам игры;
- порядку и ходам в партии;
- увидите иллюстрированные варианты игрового процесса;
- запомните нюансы, понимание которых необходимо для победы;
- поймете, как выйти из затруднительной ситуации;
- найдете советы знаменитых игроков.
Книга развивает интеллект и память, поможет стать мастером удивительной игры.
Обучаемся премудростям игры
Одна из лучших настольных книг по обучению игры в шахматы для детей и начинающих игроков. Известный во всем мире гроссмейстер Николай Калиниченко делится знаниями практически обо всех возможных позициях, распределяя их последовательно за стадиями партии.
Из книги вы узнаете:
- как может ходить каждая из фигур по отдельности и в дуэте,
- каким образом ходят тяжелые и легкие фигуры,
- изучите наглядные примеры игры,
- сможете обучиться одному из важнейших умений – мастерству комбинировать фигуры в разное время партии.
Присутствуют и тренировочные фрагменты по завершению каждого из обучающих разделов, позволяющих прокачать и развивать тактические навыки.
Это пособие станет настольной книгой и любителя шахмат, и начинающего профессионала.
Под руководством Андрея Ободчука юный шахматист научится:
- сосредотачиваться;
- анализировать ходы соперника;
- держать игру под контролем;
- с каждым поражением становиться сильнее.
Кроме этого, читатель освоит “профессиональный язык” — шахматную терминологию. Чтобы закрепить полученные знания, Ободчук разработал 30 упражнений. С помощью этой методики вы научитесь “шахматной мудрости” всего за несколько месяцев. Кроме методичных материалов, книга содержит историю об ученике автора, который в 7 лет стал самым молодым кандидатом в мастера спорта в истории шахмат.
С чего начать обучение шахматам? Со специальных учебников. В них можно найти методики и практические задания, стать профессионалом.
Учебник “Основы шахмат” — это руководство от мастера. Прочтя его, вы пошагово изучите 33 значительных шахматных поединка между знаменитостями. Автор объяснит каждый ход и раскроет логические закономерности поражений и побед.
Книга объясняет правила игры, стратегию и тактику партий, раскрывает, что стоит за необычными ходами известных гроссмейстеров.
В английской Википедии автора книги — украинско-российско-американского гроссмейстера Ирвинга Чернева — называют «самым заядлым и даже одержимым шахматистом в истории».
Шахматы и воображение – возможно соединить?
Одна из лучших книг, для начинающих игроков в шахматы. Особенно, если вы ищете не просто сухую теорию. Давид Бронштейн легко и понятно подает сложный материал, разбив его на доступные части.
Вы найдете все необходимое – от описания фигур, принципа их расстановки и силы, до правильной стратегии партии, обороны и атаки. В книге подробно описаны все тонкости каждого этапа, от дебюта до эндшпиля, их плавного проведения с использованием воображения и творческого мышления.
Ведь каждая фигура может ходить только определенным образом, который легко запомнить. Но то, насколько искусно и творчески игрок подойдет к стратегии, решает исход поединка. Книга научит вас получать удовольствие от процесса, даже если это означает долгую игру, маневрирование и защиту от атак противника, как говорит автор.
И если вы желаете научиться увлекательной игре – покупайте книгу Давида Бронштейна «Самоучитель» на Grenka.ua.
Что даст шахматная книга?
- познакомит с фигурами, правилами;
- расскажет как провести смотр шахматных войск перед началом партии;
- посвятит в этикет шахматного двора;
- расскажет о победном эндшпиле;
- подскажет приемы, техники защиты.
Все, что вы хотели знать о шахматах
Настольная книга многих великих игроков прошлого и теперешнего – пособие выдающегося мастера и блистательного гроссмейстера Арона Нимцовича «Моя система» рассказывает о важнейших навыках игры в шахматы. Написанная простым и живым языком, она будет понятна как начинающим игрокам, так и тем, кто собирается усовершенствовать свое умение.
Здесь рассматриваются все элементы шахматной стратегии – от центра доски, до линий, по которым двигаются фигуры, позиции в игре, правила перехода в миттельшпиль и эндшпиль. Раскрыты и темы того, как обойти ограничения противника, научиться маневрировать, найти и устранить собственные слабости во время партии.
В книге есть наглядные примеры для тренировки внимательности. Полезными будут и приложения в конце пособия – указатели дебютов и стратегий. Покупайте книгу «Моя система» Арона Нимцовича на GRENKA.ua, скорее погружайтесь в увлекательный мир шахмат!
Защита и атака в шахматной партии
Дополненное издание известного гроссмейстера Александра Панченка «Шахматы» является сборником самых ценных и необходимых материалов по игре в шахматы, взятых из лекций мэтра, дополненных его учеником Артемом Тимофеевым. Последний также завоевал звание мастера, и получил титул международного гроссмейстера. И этот кладезь ценной информации обучает одному из самых важных умений – технике защиты.
Как правильно произвести размен, получить преимущество, быстро перейти из миттельшпиля в эндшпиль и какие приемы при этом использовать – в этой книге вы узнаете все. Автор раскрывает секреты перехода в атаку и защиты слабых сторон, подкрепляя материал комплексами упражнений.
С этой книгой вы научитесь искусно изменять линию поведения, быстро обдумывать свой ход и, конечно же, побеждать.
Другие интересные издания по теме (кликните, чтобы развернуть)
Одному из авторов этой книги, Юрию Авербаху, в 2021 году исполнилось 98. Бо́льшую часть жизни он посвятил шахматам, популяризации этой игры и обучению юных шахматистов. Совместно с другим мастером спорта Михаилом Бейлиным Авербах написал книгу, в которой подвел итог накопленным знаниям.
Книга адресована юному поколению и родителям. Из нее ребенок узнает о фигурах, закономерностях их построений на доске, логике ходов, базовых стратегиях и тактике.
Идеальный вариант для первого знакомства с шахматами.
Другие статьи похожей тематики:
- Топ-20 книг для підлітків: від дитячих забавок до дорослих проблем;
- 12 лучших комиксов — графические романы нового времени;
- 12 лучших детских энциклопедий;
- Лучшие книги современной научной фантастики. ТОП-10;
- Другие обзоры (200+ статей);
- Хотите купить со скидкой? Перейдите к списку текущих акций.
Вернуться к оглавлению
…или…
Вопросы к Шах и Мат. 7 лучших книг по шахматам
Задайте вопрос первым — помогите сделать мир лучше 🙂
Задавать вопросы могут только зарегистрированные пользователи, войдите или пройдите регистрацию
Осталось 0 символов
Пароль
Осталось 0 символов
Войти через:
Настільні ігри в Київській області від компанії «3kilo.
com.ua». Настільні ігри в Київській області від компанії «3kilo.com.ua».за порядкомза зростанням ціниза зниженням ціниза новизною
16243248
-8%
Залишилось 26 днів
Купити
F-MDQ5DbhG2aAsrPcYSq-3ZmizGvlzMdAiqDHxH9Ze0″ data-advtracking-product-id=»1479373608″ data-tg-chain=»{"view_type": "preview"}»>-8%
Залишилось 26 днів
Купити
jbrBLHN_e80igUATU5rmtEMP9RtNxvEle1jqnWHUF1M» data-advtracking-product-id=»1512869695″ data-tg-chain=»{"view_type": "preview"}»>-8%
Залишилось 26 днів
Купити
mJNje7auD3j1aWbdVc-9nZTRj2nZBYEiU0iT5eFecJw» data-advtracking-product-id=»1677352153″ data-tg-chain=»{"view_type": "preview"}»>-8%
Залишилось 26 днів
Купити
xSouqoZq_CWK4Hj5lAYAWgTCuOtPtfDL4pmE-gdNR-s» data-advtracking-product-id=»1677352155″ data-tg-chain=»{"view_type": "preview"}»>-8%
Залишилось 26 днів
Купити
PGbZxv0IY3Pip8EtWCtfiQX0azLX4k2ef75LabHFqE0″ data-advtracking-product-id=»1384865641″ data-tg-chain=»{"view_type": "preview"}»> 8Ra-6juFNKM9zb4JxQl05u0pNfqJHs4pVnDImNgL0HY» data-advtracking-product-id=»1384865642″ data-tg-chain=»{"view_type": "preview"}»> RCRUi92N6RXBtY9aO7rdVCSx1h4TouG9fqvAZOc2O_k» data-advtracking-product-id=»1384865643″ data-tg-chain=»{"view_type": "preview"}»> FefDJyQ_HSLT3z7EDFGerm8qeL_xnyzws_JuOa-ioAY» data-advtracking-product-id=»1384865646″ data-tg-chain=»{"view_type": "preview"}»> Voyw_SCwwBaIPBuzvkJJmudXJWa_bPqrh5Eobw1QFLE» data-advtracking-product-id=»1384864689″ data-tg-chain=»{"view_type": "preview"}»> tJjmvSqr7d1V136YSZf9kbXNr3fngCY9A31JkSj_mI0″ data-advtracking-product-id=»1384865671″ data-tg-chain=»{"view_type": "preview"}»> owExFK9v0xgbQyFeTmBv1Km67E2AgxGfgrHL1cPaYOg» data-advtracking-product-id=»1384865672″ data-tg-chain=»{"view_type": "preview"}»> oIyiET-gjcbQkWHi2fQfvZIycA83m2YzOh5j0FbFGrk» data-advtracking-product-id=»1384864706″ data-tg-chain=»{"view_type": "preview"}»>
-8%
Залишилось 26 днів
Купити
-8%
Залишилось 26 днів
Купити
-8%
Залишилось 26 днів
Купити
-8%
Залишилось 26 днів
Купити
™ Шахматы в App Store
Описание
Простое и увлекательное приложение для игры в шахматы. Подходит для всех уровней игроков от новичка до гроссмейстера.
Маленькая, но умная игра в шахматы! Играть бесплатно!
Чрезвычайно увлекательные компьютерные шахматы, подходящие как для начинающих, так и для гроссмейстеров.
Шахматы — игра для двух игроков, которая возникла в 6 веке и постепенно превратилась в ту форму, в которую играют сегодня. Она остается одной из самых популярных игр в мире.
Эта великолепная игра Chess X доступна на вашем iPhone. Вы можете наслаждаться шахматами во время семейной игры, или вы также можете наслаждаться игрой, играя с ИИ различной сложности. Помните, что победить лучшего ИИ в этой игре очень сложно!
Вы также получите очки опыта, победив ИИ (+1 на легком, +3 на среднем, +5 на сложном и +7 на экспертном).
Особенности
— Ежедневное испытание
— Глобальная таблица лидеров через Game Center
— Делитесь своими шахматными партиями с друзьями
— Отменить
— Сохранить/загрузить незаконченную игру
— ИИ с четырьмя уровнями сложности
— Игра на основе таймера
Версия 1140
Исправлены ошибки и повышена производительность.
Рейтинги и обзоры
4,1 тыс. оценок
Хороший дизайн, но «легкий» мне не кажется легким
Опция «один игрок» может использовать настройку «новичок» ниже текущей настройки «легко». Я полный новичок, и даже «легкая» настройка меня очень расстраивала и обескураживала.
Игра работает хорошо — без косяков, хорошая графика, понятные опции. Если у вас уже есть какие-то шахматные способности, я уверен, что это здорово.
Я мог бы продолжать попытки еще немного, но постоянно быть избитым так называемым легким противником для меня не так весело, как играть против другого новичка.
Тем не менее, я хочу признать, что в целом игра выглядит хорошо. Это позволяет играть одному или двум игрокам более чем на одном уровне; красиво выглядит и звучит; и ограничения на ходы четко сообщаются.
Немного сложно
Я тренируюсь в шахматах и пытаюсь стать лучше, но легкий режим для меня очень сложен. Меня это расстраивает, и, как говорили другие, если бы вы могли сделать это немного проще, это сделало бы игру пятизвездочной.
Кроме того, это ОТЛИЧНАЯ игра в шахматы, нет ничего лучше доски, но это точно второе место в игре в шахматы.
Мои два цента
Игра сложная. На самом деле слишком сложно для меня. Компьютерный оппонент с 3 звездами каждый раз побеждает меня. Я хотел бы попробовать соперника с 2, 1 или без звезды.
Разработчик, VM Mobile Team, указал, что политика конфиденциальности приложения может включать обработку данных, как описано ниже. Для получения дополнительной информации см. политику конфиденциальности разработчика.
Данные, не связанные с вами
Могут быть собраны следующие данные, но они не связаны с вашей личностью:
- Данные об использовании
- Диагностика
Методы обеспечения конфиденциальности могут различаться, например, в зависимости от используемых вами функций или вашего возраста. Узнать больше
Информация
- Продавец
- Мобильная команда ВМ
- Размер
- 56 МБ
- Категория
- Игры
- Возрастной рейтинг
- 4+
- Авторское право
- © VM Mobile Team
- Цена
- Бесплатно
- Сайт разработчика
- Тех. поддержка
- политика конфиденциальности
Опоры
Еще от этого разработчика
Вам также может понравиться
Шахматы | игра | Британика
положение фигур в начале партии
Смотреть все СМИ
- Ключевые люди:
- Вишванатан Ананд Сьюзан Полгар Владимир Крамник Магнус Карлсен Бобби Фишер
- Похожие темы:
- сёги шахматная фигура китайские шахматы центр эндшпиль
Просмотреть весь связанный контент →
Популярные вопросы
Что такое шахматы?
Шахматы — одна из старейших и самых популярных настольных игр. В нее играют два противника на шахматной доске со специально разработанными фигурами контрастных цветов, обычно белого и черного. Цель игры — захватить короля противника.
Когда заканчивается игра в шахматы?
Игра в шахматы заканчивается, когда игрок ставит короля противника в положение, при котором нельзя избежать взятия (мат). Игра также может быть выиграна или проиграна путем уступки. Шахматный матч также может закончиться вничью. Это может произойти из-за пата, взаимного согласия, невозможности поставить мат и другими способами.
Где возникли шахматы?
Впервые шахматы появились в Индии примерно в 6 веке нашей эры. К 10 веку он распространился из Азии на Ближний Восток и в Европу. Некоторые считают игру чатуранга предшественницей современных шахмат из-за различных способностей фигур и условия победы, заключающегося в взятии единственной фигуры (короля).
Кто самый молодой чемпион мира по шахматам?
Гарри Каспаров стал самым молодым чемпионом мира по шахматам. В 19В возрасте 85 лет, всего в 22 года, гроссмейстер советского происхождения победил Анатолия Карпова и завоевал этот титул.
Как шахматы стали популярными?
Первоначально шахматы были интеллектуальным развлечением среди высших слоев общества. Шахматы получили дальнейшее развитие в 20 веке, поскольку они стали профессией, в которой люди боролись за титул чемпиона мира и призовые. Сегодня Интернет ускорил рост шахмат, а шахматный контент широко доступен на таких платформах, как YouTube и Twitch.
Сводка
Прочтите краткий обзор этой темы
шахматы , одна из старейших и самых популярных настольных игр, в которую играют два противника на шахматной доске со специально разработанными фигурами контрастных цветов, обычно белого и черного. Белые ходят первыми, после чего игроки чередуют ходы в соответствии с установленными правилами, каждый из которых пытается поставить мат главной фигуре противника, королю, — позиции, в которой он не может избежать взятия.
(Прочитайте эссе Гарри Каспарова «Британника» о шахматах и Deep Blue). По крайней мере, с 15 века шахматы известны как «королевская игра» из-за их популярности среди знати. Правила и дизайн декораций медленно развивались, пока в начале 19 века они не достигли сегодняшнего стандарта. Когда-то интеллектуальная забава, любимая высшими классами, в 20-м веке интерес к шахматам резко возрос, поскольку профессиональные и спонсируемые государством игроки боролись за официально признанный титул чемпиона мира и все более прибыльные турнирные призы. Организованные шахматные турниры, игры по переписке и интернет-шахматы теперь привлекают мужчин, женщин и детей со всего мира.
В этой статье представлен подробный обзор истории и теории игры известного автора и международного гроссмейстера Эндрю Солтиса.
Викторина «Британника»
Шахматный мастер: правда или вымысел?
Характеристики игры
В шахматы играют на доске из 64 клеток, расположенных в восемь вертикальных рядов, называемых линиями, и восемь горизонтальных рядов, называемых рядами. Эти квадраты чередуются между двумя цветами: один светлый, например белый, бежевый или желтый; а другой темный, например черный или зеленый. Доска устанавливается между двумя противниками так, чтобы у каждого игрока был светлый квадрат в правом углу.
Отдельные ходы и целые партии могут быть записаны с использованием одной из нескольких форм записи. Безусловно, наиболее широко используемая форма, алгебраическая (или координатная) запись, отождествляет каждое поле с точки зрения игрока со светлыми фигурами, называемыми белыми. Восемь рангов пронумерованы от 1 до 8, начиная с ранга, ближайшего к белому. Файлы помечены от a до h, начиная с файла слева от Уайта. Каждое поле имеет имя, состоящее из его буквы и цифры, например, b3 или g8. Кроме того, вертикали с a по d называются ферзевым флангом, а вертикали с e по h — королевским флангом. См. рис. 1.
Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту. Подписаться сейчас
Ходы
Поле представляет собой поле битвы, на котором две армии сражаются, чтобы захватить короля друг друга. Армия игрока состоит из 16 фигур, которые начинают игру на двух ближайших к этому игроку рядах. Есть шесть различных типов фигур: король, ладья, слон, ферзь, конь и пешка; фигуры отличаются внешним видом и тем, как они двигаются. Ходы игроков чередуются, белые ходят первыми.
Белый король начинает игру на e1. Черный король стоит напротив на e8. Каждый король может двигаться на одно поле в любом направлении; например, белый король может перейти с e1 на d1, d2, e2, f2 или f1.
У каждого игрока есть две ладьи (ранее известные как ладьи), которые начинают игру на угловых полях a1 и h2 для белых и a8 и h8 для черных. Ладья может двигаться по вертикали или горизонтали на любую свободную клетку по вертикали или горизонтали, на которой она стоит.
У каждого игрока есть два слона, и они начинают игру с позиций c1 и f1 для белых и c8 и f8 для черных. Слон может ходить на любую свободную клетку по диагонали, на которой он стоит. Таким образом, у каждого игрока есть один слон, который ходит только по светлым полям, и один слон, который ходит только по темным полям.
У каждого игрока есть один ферзь, который сочетает в себе силы ладьи и слона и, таким образом, является самой подвижной и сильной фигурой. Белый ферзь начинает с d1, черный ферзь с d8.
У каждого игрока по два коня, и они начинают игру на полях между своими ладьями и слонами, то есть на полях b1 и g1 для белых и b8 и g8 для черных. У коня самый сложный ход, L-образный из двух шагов: сначала одно поле, как у ладьи, затем одно поле, как у слона, но всегда в направлении от стартового поля. Конь на e4 мог пойти на f2, g3, g5, f6, d6, c5, c3 или d2. У коня есть уникальная способность перепрыгивать через любую другую фигуру, чтобы добраться до места назначения. Он всегда перемещается на квадрат другого цвета.
Взятие
Король, ладья, слон, ферзь и конь захватывают вражеские фигуры так же, как они ходят. Например, белый ферзь на d3 может взять черную ладью на h7, перейдя на h7 и убрав фигуру противника с доски. Фигуры могут захватывать только вражеские фигуры.
У каждого игрока по восемь пешек, которые начинают игру на ближайшей к каждому игроку второй горизонтали; т. е. пешки белых начинаются с a2, b2, c2 и т. д., а пешки черных начинаются с a7, b7, c7 и т. д. Пешки уникальны в нескольких отношениях. Пешка может двигаться только вперед; оно никогда не может отступить. Двигается иначе, чем захватывает. Пешка ходит на поле прямо перед собой, но берет на поле по диагонали перед ней; например, белая пешка на f5 может пойти на f6, но взять можно только на g6 или e6. Неподвижная пешка может двигаться вперед на одно или два поля. Это причина другой своеобразной опции, называемой en passant, то есть мимоходом, доступной для пешки, когда вражеская пешка на соседней вертикали продвигается на два поля своим первоначальным ходом и могла быть взята, если бы она переместилась только на одно поле. Первая пешка может взять наступающую пешку на проходе, как если бы она продвинулась только на одно поле. Взятие на проходе должно быть сделано тогда или не должно быть вообще. На проходе можно брать только пешки. Последняя уникальная функция пешки возникает, если она достигает конца файла; затем его нужно превратить в ферзя, ладью, слона или коня, то есть обменять на него.
Рокировка
Единственным исключением из правила, согласно которому игрок может ходить только одной фигурой за раз, является составной ход королем и ладьей, называемый рокировкой. Игрок делает рокировку, сдвигая короля на два поля в направлении ладьи, которая затем ставится на поле, которое пересек король. Например, белые могут рокировать на королевский фланг, переместив короля с e1 на g1, а ладью с h2 на f1. Рокировка разрешена только один раз в партии и запрещена, если король или ладья ранее ходили или если какое-либо из полей между ними занято. Кроме того, рокировка недопустима, если поле, на котором король начинает, пересекает или заканчивает, атаковано фигурой противника.
Относительная стоимость фигур
При присвоении пешке значения 1 значения других фигур примерно следующие: конь 3, слон 3, ладья 5 и ферзь 9. Относительные значения коней и слонов различаются в зависимости от пешки структуры. Кроме того, тактические соображения могут временно преобладать над обычными относительными ценностями фигур. Материальные заботы вторичны по отношению к победе.
Цель игры
Когда игрок перемещает фигуру на поле, на котором она атакует вражеского короля, то есть на поле, с которого она может захватить короля, если король не защищен щитом или не перемещен, король называется быть на чеку. Игра выиграна, когда один король находится под шахом и не может избежать взятия на следующем ходу; это называется мат. Игра также может закончиться, когда игрок, считая ситуацию безнадежной, признает поражение, сдаваясь.
В шахматах возможны три исхода: победа, поражение или ничья. Ничья может быть получена шестью способами: (1) по взаимному согласию, (2) когда ни у одного из игроков нет достаточного количества фигур, чтобы поставить мат, (3) когда один игрок может бесконечно шахать вражескому королю (вечный шах), (4) когда у игрока, не находящегося под шахом, нет разрешенного хода (пат), (5) когда одинаковая позиция возникает три раза, когда один и тот же игрок имеет право хода, и (6) когда ни одна фигура не взята и ни одна пешка не был перемещен в течение 50 ходов.
В соревнованиях победа оценивается как одно очко, ничья — как пол-очка, а проигрыш — без очков.
Ход можно записать, указав начальную букву перемещаемой фигуры и клетку, на которую она перемещается. Например, Be5 означает, что слон перешел на e5. Есть два исключения: конь обозначается буквой N, а для ходов пешкой не используются инициалы. Например, 1 e4 означает, что первым ходом белых является продвижение пешки по линии e на два поля, а 1 . . . Кf6 означает, что в ответ черные переводят коня с g8 на f6. И для белых, и для черных рокировка на королевский фланг обозначается 0-0, а рокировка на ферзевый фланг обозначается 0-0-0. Взятие обозначается вставкой x или : между движущейся фигурой и квадратом, на который она перемещается. Для ходов пешки это означает, что dxe5 означает, что белая пешка на d4 берет фигуру на e5. Захваты на проходе обозначаются e.p. Шах обозначается добавлением ch или + в конце хода, а мат часто обозначается добавлением # или ++ в конце хода. Обозначения используются для записи игр по мере их проведения и последующего анализа в печати. При аннотировании (комментарировании) игры добавленный восклицательный знак означает очень хороший ход, два восклицательных знака иногда используются для обозначения очень хорошего хода, вопросительный знак указывает на плохой ход, два вопросительных знака указывают на грубую ошибку, а комбинация Восклицательный и вопросительный знаки на одном и том же ходу указывают на обоюдоострый или несколько сомнительный ход.
Ход игры
В соревновательные шахматы играют в соответствии с набором правил, которые дополняют основные законы, управляющие движением фигур. Среди наиболее важных правил те, которые регулируют завершение хода, запись игр, контроль времени (см. Элемент времени и соревнование), а также штрафы за неправильные ходы и другие нарушения.
Турниры и матчевые шахматы отличаются от казуальных игр строгими условиями выполнения хода. Если ему не предшествует предупреждение «Я приспосабливаюсь» (по-французски: «j’adoube»), фигура, которой коснулись, должна быть перемещена или взята (если это разрешено законом), а завершенный ход не может быть отменен.