Горный велоспорт: Горный велоспорт (маунтинбайк): история, дисциплины, нормативы

Содержание

Горный велоспорт (маунтинбайк): история, дисциплины, нормативы

Горный велоспорт простирается далеко за пределы приятного паркового катания или МТБ-марафонов. Новички-велосипедисты обычно имеют мало представления о том, что может их горный велосипед. Коротко говоря, это по-настоящему экстремальный и захватывающий вид спорта.

И если вам интересно подробнее узнать о маунтинбайке, эта статья для вас.

История маунтинбайка 

О том, с чего началась история горного велоспорта, дискуссии ведутся до сих пор. Отсчёт можно начинать от двух фактов: катание по бездорожью и создание дизайна маунтинбайка.

Если определять катание на горном велосипеде как езду на велосипеде по бездорожью, то первопроходцами здесь стали военнослужащие США, которые перемещались по пересечённой местности на велосипедах ещё с 1886 года, используя их вместо лошадей.

Если же определяющим фактором будет привычный нам дизайн горного велосипеда, то он появился спустя ещё почти 100 лет. В 1978 году первый такой дизайн продемонстрировал американский велоактивист Джо Бриз. В просторечии такие велосипеды назывались Breezers (производное от фамилии создателя).

В первой половине 20-го века, ещё до появления маунтинбайка как самостоятельной дисциплины, участники шоссейных гонок ездили по бездорожью, используя велогонки с препятствиями, чтобы поддерживать форму зимой.

В 1940-х годах появилась одна из дисциплин велоспорта — велокросс. Первый чемпионат мира по этой дисциплине состоялся в 1950 году. Позже велокросс отделился от маунтинбайка и стал самостоятельным видом.

Родина маунтинбайка — США. Именно там в середине XX века зарождались клубы по катанию на велосипедах вне шоссе. Гонщики из Колорадо и Калифорнии переделывали свои тяжёлые круизные велосипеды и адаптировали их к суровым условиям езды по бездорожью.

Фото: whistler.com

Первые горные велосипеды и их создатели

Только в конце 1970-х – начале 1980-х годов компании-производители шоссейных велосипедов начали делать горные велосипеды с использованием высокотехнологичных лёгких материалов.  В 1979 году появилась компания MountainBikes — результат партнёрства Гэри Фишера, Чарли Келли и Тома Ричи. К слову, разработка дизайна маунтинбайка велась в тесном сотрудничестве с уже упомянутым Джо Бризом.

Эта четвёрка положила начало истории современного горного велосипеда, и после того, как в 1983 году компания распалась, каждый из её основателей продолжил любимое дело.

Фишер основал фирму Gary Fisher Mountain Bikes, которую позже приобрела компания Trek Bicycle.

Чарли Келли создал первый журнал о горных велосипедах The Fat Tire Flyer, и до 1986 года это было единственное издание для маунтинбайкеров. Кроме того, в 1983 году он участвовал в основании подразделения горного велоспорта в USA Cycling и написал первый свод правил для нового вида спорта.

Том Ричи, как и Гэри Фишер, создал собственную фирму Ritchey Design, к середине 1980-х годов ставшую второй по значению компанией в разработке компонентов для МТБ после Shimano.

Имена всех троих внесены в Зал славы маунтинбайка, который учредил всё тот же Джо Бриз — основоположник если не всего, то очень многого в горном велоспорте.

Рамы первых горных велосипедов были почти копией рам для шоссейных велосипедов, но с более тяжёлыми трубами и другой геометрией, с более широкой рамой и вилкой, чтобы можно было использовать покрышку повнушительнее. Руль был прямой поперечный, а не опущенный изогнутый.

Кроме того, некоторые детали, например, вынос, были взяты с BMX — небольшого по размеру велосипеда, предназначенного для выполнения зрелищных трюков. Результатом стал первый маунтинбайк, выпущенный в 1981 году в массовое производство под названием Specialized Stumpjumper. Specialized продавала его как доступный и универсальный велосипед, используя слоган «Велосипед на все случаи жизни». 

Первоначально продавцы велосипедов скептически относились к Stumpjumper из-за схожести с BMX, но с увеличенными размерами. Тем не менее первая партия из 125 «железных коней» была распродана за шесть дней. И Stumpjumper всё ещё находится в производстве, хотя его дизайн значительно изменился.

В 1982 году Брайан Скиннер изобрёл первую в мире подвеску для горных велосипедов. Он был влиятельным человеком в разработке и создании компонентов для горных велосипедов, наиболее известными из которых являются Shimano Deore и Deore XT — групсеты для горных велосипедов (набор навесного оборудования для велосипеда), пользующиеся спросом и по сей день. 

Мало кто знает, но Скиннер также создал первый велосипед с полной подвеской (1983 г.). Назывался этот прототип MCR Descender, но он так и не вышел в массовое производство. Его место в серийном выпуске занял другой двухподвес от компании Serrota — Proflex Offroad (1990 г.).

Появление профессионалов в горном велоспорте

К концу 1980-х горный велоспорт обрёл популярность, серьёзные мероприятия начали широко освещаться в СМИ. Это привлекло к спортсменам крупных спонсоров, что вызвало острую конкуренцию между ведущими велосипедистами: соревнования становились всё зрелищнее и техничнее, а занять призовое место становилось всё сложнее.

Всё это подтолкнуло крупные велосипедные бренды (Trek, Specialized, Ritchey) к созданию инновационных горных велосипедов и, что важно, к расширению ассортимента продуктов и компонентов для горных велосипедов, чтобы помочь спортсменам получить конкурентное преимущество.

Первый чемпионат мира по маунтинбайку, признанный Международным союзом велосипедистов (UCI), был организован в 1990 году. Молодой вид спорта вызвал интерес у Международного олимпийского комитета, и уже в 1996 году маунтинбайк дебютировал на Играх в Атланте.

С тех пор горный велоспорт постоянно развивается. Со временем он разделился на множество дисциплин, в каждой из которых есть свои особенности трассы, требования к велосипеду и задачи участников в гонке. Есть и такие виды горного велоспорта, которые настолько сильно отдалились от изначального предназначения велосипеда, что многие люди удивляются, узнав об их историческом родстве.

В чём отличие горного велосипеда от шоссейного

Среди велосипедов едва ли можно найти более резкий контраст, чем между шоссейным и горным. Их рамы, рули и шины выглядят совершенно по-разному.

Слева велосипед МТБ, справа – шоссейный велосипед

Шоссейный велосипед

Шоссейные велосипеды предназначены для езды по любым дорогам с твёрдым покрытием: городские улицы, шоссе, велосипедные дорожки, горные перевалы и многое другое, лишь бы асфальт.  Эти велосипеды лёгкие и аэродинамические, они умеют быстро ездить по прямой и так же быстро подниматься в гору.

Но на бездорожье они покажут себя не лучшим образом. Потому что узкий руль, узкие и гладкие покрышки и отсутствие амортизации, – то есть всё то, что придаёт скорость шоссейному велосипеду на асфальте, – совершенно бесполезны на пересечённой местности.

Горный велосипед

Широкие покрышки с агрессивным протектором, тяжёлая рама, широкая посадка из-за прямой формы руля делают маунтинбайки чрезвычайно медленными на асфальте. Однако горный велосипед идеально подходит для того, чтобы помочь вам оставаться в устойчивом положении на каменистых, грязных и извилистых трассах. 

Плоские рули и системы амортизации на горных велосипедах предназначены для улучшения управляемости и повышения комфорта на бездорожье. Геометрия рамы горного велосипеда разработана таким образом, чтобы смягчать удары и улучшать баланс на неровных участках, а мощные дисковые тормоза и широкий диапазон передаточных чисел подходят для любого бездорожья.

Но несмотря на всё это, горные велосипеды очень удобны и в городе на тротуарах, и на выделенных велодорожках. МТБ никогда не будет ехать так же быстро, как шоссейный велосипед, но посадка на нём и амортизация дают возможность безопасно справиться с выбоинами в дороге и бордюрами. Именно поэтому чаще всего первый велосипед у начинающего велосипедиста — маунтинбайк.

Впрочем, не стоит забывать, что у каждой дисциплины горного велоспорта есть свой тип велосипеда. На первый взгляд их отличия друг от друга будут не так бросаться в глаза, как у шоссейного и горного велосипеда, однако они всё равно есть. О дисциплинах маунтинбайка мы и поговорим далее.

Полезный материал: Какие бывают велосипеды: 20+ разновидностей на все случаи жизни

Дисциплины горного велоспорта и их правила

Основных дисциплин в горном велоспорте четыре: кросс-кантри, скоростной спуск (даунхилл), байкер-кросс (4X) и эндуро. Некоторые из них, в том числе скоростной спуск и кросс-кантри, проходят под эгидой UCI, международного руководящего органа в велоспорте.

Другие дисциплины, такие как эндуро, имеют автономную систему, наиболее важной из которых считается Мировая серия эндуро (World Enduro Super Series).

Кросс-кантри (XC)

Кросс-кантри — единственная дисциплина горного велоспорта, включённая в программу летней Олимпиады, оттого и самая известная. Если быть точнее, на Олимпиаде гонщики соревнуются в программе олимпийского кросс-кантри, обозначаемого как XCO.

Трасса XCO состоит из крутых подъёмов, техничных спусков, трамплинов, дропов, каменных секций и требует от спортсменов высокого уровня владения велосипедом. Но если сравнивать с другими дисциплинами маунтинбайка, в гонках по пересечённой местности упор делается на выносливость, а не на техническое мастерство.

Продолжительность заезда на нескольких кругах длиной от четырёх до шести километров составляет от 1 часа 30 минут до 1 часа 45 минут.

Разновидности кросс-кантри:

  • ХСО — олимпийский кросс-кантри
  • ХСМ — кросс-кантри марафон
  • ХСЕ (элиминатор) — гонка с выбыванием
  • ХСР — гонка в гору
  • ХСR — командная эстафета из 4-х участников
  • XCC (шорт-трек) — кросс-кантри по короткой кольцевой трассе
  • XCT — индивидуальная гонка на время.

Велосипед для кросс-кантри:

  • лёгкие горные велосипеды «хардтейл» с ходом вилки от 120 до 130 мм и размером колеса 29 дюймов. Впрочем, модели с полной подвеской (двухподвесы) становятся всё более популярными.

Скоростной спуск, или даунхилл (DH)

Даунхилл — это всегда индивидуальная гонка на время. Её суть состоит в том, что спортсмены стартуют с вершины горы и мчатся вниз, пока не достигнут подножия. Побеждает тот, кто быстрее всех пройдёт дистанцию. Максимальная протяжённость дистанции — 3,5 км, а продолжительность гонки — до пяти минут.

Разумеется, это не простой спуск: он включает множество препятствий с различным рельефом, шириной и покрытием. Широкого охвата даунхилл не получил из-за своей экстремальности: профессиональные гонщики совершают прыжки длиной до 19 метров, а приземляются часто с высоты более трёх метров.

С недавних пор появился даунхилл с массовым стартом (DHM), но основной гонкой остается всё-таки индивидуальная.

  • Велосипед для даунхилла разработан специально для катания по крутым склонам, поэтому имеет особую форму рамы, которая обеспечивает наезднику наилучшее положение. У него полная подвеска с ходом около 200 мм, что позволяет гонщикам безболезненно совершать прыжки и преодолевать препятствия. Вес от 13 до 18 кг.

Байкер-кросс, или гонка 4-кросс (4X)

В такой гонке одновременно стартуют четыре участника. Трасса предполагает постоянный умеренный спуск и включает различные технические участки: бугры, развороты с креном, виражи, насыпи, уступы. Всё это не исключает возможность непреднамеренного контакта между участниками.

Сама гонка очень короткая — время прохождения дистанции составляет от 30 до 60 секунд. Победителем становится тот, кто первым пересёк линию финиша. Соревнования проходят в раундах, и победитель каждого заезда соревнуется в последующих раундах, пока не будет определён сильнейший спортсмен в общем зачёте.

Очень похож на байкер-кросс двойной слалом (он предшественник 4Х). Гонки в двойном слаломе аналогичны гонкам 4X, за исключением того, что два гонщика соревнуются на одинаковых параллельных трассах, а не делят их со своими соперниками.

  • Геометрия велосипеда для байкер-кросса направлена на скорость и манёвренность. У него увеличенное расстояние между колёсами, заниженный центр тяжести, передняя вилка имеет ход до 140 мм.

Эндуро (END)

Есть два ключевых элемента в формате гонок эндуро. Первый — «специальный этап» или «этап на время». Здесь на трассе с уклоном вниз происходит соревновательное действие. Гонщики замеряют время на спецучастках, на прохождение которых может уйти от 2 до 20 минут. Таких скоростных участков бывает от трёх до шести в течение гонки.

Пример гонки эндуро. Фото: Sven Martin

Второй элемент эндуро — наличие перегонов на трассе соревнований. Их гонщики преодолевают в комфортном для себя темпе, не состязаясь между собой.

Гонка в эндуро длится один или два дня. Победителем становится гонщик, прошедший все спецучастки за самое быстрое время.

В отличие от кросс-кантри, в гонках эндуро прежде всего важна техника и скорость преодоления препятствий, тогда как в кросс-кантри велогонщику, скорее, требуется быть выносливым.

Разница с даунхиллом заключается в том, что в скоростном спуске нет участков с уклоном вверх, а сама гонка длится считанные минуты или секунды. Таким образом, спортсмены эндуро находятся на границе дисциплин кросс-кантри и даунхилл.

  • Велосипеды эндуро — это горные велосипеды с полной амортизацией и ходом от 120 до 180 мм. У них регулируемые подседельные штыри, и они спроектированы так, чтобы быть очень прочными, поскольку гонщики должны выполнять весь ремонт на обочине трассы самостоятельно, без посторонней помощи.

Фрирайд (FR)

Соревнования по фрирайду — это не столько гонки, сколько соревнование мастерства и стиля. Трассы этой дисциплины включают скалы, обрывы, препятствия и пандусы. Обычно существует большое количество способов пройти дистанцию, и судьи оценивают каждый заезд по скорости, стилю, плавности, высоте, оригинальности, креативности и другим элементам.

Побеждает гонщик с наивысшим баллом.

  • Прочные, маленькие и лёгкие велосипеды для фрирайда спроектированы таким образом, чтобы ими было легко управлять в воздухе, что позволяет выполнять трюки. Ход вилки составляет около 200 мм, и это даёт возможность совершать огромные прыжки.

Слоупстайл

Слоупстайл — это экстремальная дисциплина горного велоспорта, где гонщики демонстрируют воздушные трюки на специально построенной трассе с огромными пандусами, обрывами и уступами.

Как и во фрирайде, соревнование сосредоточено на технических навыках и способностях гонщиков, а не на том, кто быстрее завершит трассу. Судьи отдают предпочтение тому, кто продемонстрирует наилучшие технические способности, самое гладкое исполнение и самые оригинальные трюки в красивой связке друг с другом.

  • Велосипеды для слоупстайла очень похожи на велосипеды для фрирайда, поскольку они должны выдерживать аналогичные нагрузки.

Велотриал

Суть этой дисциплины в том, чтобы преодолеть серию искусственных или естественных препятствий, не опираясь ногами, руками и другими частями тела. При прохождении трассы также запрещено касаться препятствий любой частью велосипеда за исключением покрышек.

За касание даётся штраф.

Правила настолько строги, что когда гонщик находится на участке, ни одна из покрышек не может пересекать боковую ограничительную ленту, даже если колесо находится в воздухе. 

  • Велосипеды для триала характеризуются мощными тормозами, широким рулём, лёгкими комплектующими, односкоростной пониженной передачей, низким давлением в покрышках с широкой задней шиной, характерной низкой геометрией рамы и, как правило, отсутствием седла и вообще возможностью его установки.

Суточная гонка (24h MTB)

В этом виде состязаний в части правил и требований всё проще: никаких трюков, технически сложных препятствий и крутых гор. Нужно просто постараться проехать как можно большее расстояние в течение суток. Гонщикам не возбраняется делать остановки и отдыхать, но если это борьба за победу, от спортсменов потребуется огромная выносливость и способность либо ехать быстро, либо отводить на отдых ничтожно малое количество времени.

Гонка очень похожа на веломарафон, только её участникам предстоит крутить педали в течение 24-х часов не на длинной живописной трассе, а на небольшом круге. Побеждает тот, кто за сутки проезжает наибольшее расстояние.

  • Велосипеды здесь используются те же, что и в кросс-кантри.

Где ещё используется горный велосипед

Горный велосипед нашёл применение и в других видах спорта, однако все они не имеют олимпийского статуса. Велоэтап является важной частью триатлонных дисциплин: кросс-триатлон, кросс-дуатлон, зимний триатлон. Спортивное ориентирование (МТБ-О) в летний период также не обходится без маунтинбайка. Используется он и в рогейне, и в приключенческих гонках.

Даже в скайраннинге — популярной беговой дисциплине альпинизма — некоторые программы содержат в себе гонку на горных велосипедах. Речь идёт о высотном дуатлоне (SkyBike) и командной гонке, совмещённой с другими видами спорта (SkyRaid).

Отметим, что для всех этих программ гонщики используют велосипед для кросс-кантри либо для велокросса, но никак не для даунхилла.

Особенности экипировки

Как вы могли убедиться, горный велоспорт не заканчивается на гонках кросс-кантри. Точно так же, как эти виды дисциплин предъявляют разные требования к велосипедам, они часто требуют разной экипировки: от лёгких шлемов и шорт из лайкры до закрытых шлемов и бронежилетов.

Шлем

Велосипедные шлемы повсеместно используются для езды на любых велосипедах. Тем не менее гонщики кросс-кантри редко носят шлемы, закрывающие лицо, и совсем не носят шлемы с защитой лица (фулфейсы), используемые гонщиками по скоростному спуску.

У кросс-кантрийщика может быть и хорошо вентилируемый шоссейный велошлем, и шлем, подходящий для эндуро и трейла.

По теме: Как выбрать велошлем

Обувь

В основном существует два типа обуви для горных велосипедов: та, в которой используются шипы, и та, в которой нет такого крепления к педали.

В кросс-кантри гонщики выбирают контактные педали и велотуфли с шипами, а что касается технических дисциплин маунтинбайка, спортсмены чаще всего используют специальную обувь с плоской подошвой, которая тем не менее имеет очень хорошее сцепление с педалью и не соскользнёт с неё так же просто, как обычные кеды.

По теме: Как правильно выбрать велотуфли

Защита тела

В кросс-кантри, исключая шлем, всё, чем защищён велосипедист, это перчатки, джерси и велошорты из лайкры. В то же время в других дисциплинах предъявляются жёсткие требования к экипировке и защите. Для даунхилла используется уже упомянутый шлем фулфейс, защита шеи, а также дополнительные приспособления для отдельных частей тела (колено, голень, локоть, голеностоп, кисть, бедро и прочее).

Более того, спортсмены должны надевать специальные маски, которые полностью закрывают оставшуюся поверхность лица и защищают глаза от попадания пыли, мошек, ветра, грязи и прочего.

Жёсткие вставки в перчатках защитят косточки кисти в случае падения. Фото: singletracks.com

Также в этом виде спорта используют защиту для торса от травм грудной клетки, спины и живота при серьёзном падении.

Одежда

Мы уже писали, что кросс-кантрийщики носят обтягивающую велоформу в угоду аэродинамике. Другие же спортсмены будут слишком отличаться по используемой одежде. Для большинства стилей катания на горных велосипедах аэродинамика редко вызывает беспокойство, поэтому шорты и футболки могут иметь мешковатую форму.

Защитные очки

Специально разработанные очки для горного велосипеда защищают глаза гонщика от дождя, грязи, пыли и мусора. И здесь снова хорошо видна разница между очками для кросс-кантри и для экстремальных дисциплин. У последних очки сильно похожи на горнолыжные.

По теме: Как выбрать велосипедные очки

Разрядные нормативы по маунтинбайку

В соревнованиях по маунтинбайку нет постоянства условий. Гонки проводятся на самых разных по сложности трассах, поэтому выполнить даже юношеский разряд, показав то или иное время, не получится.

Для всех спортивных разрядов и званий требование одно: занятое место. Например, в велокроссе спортсменам в возрастной категории 13-14 лет, чтобы выполнить первый юношеский разряд, нужно занять 13-20 место. Но норматив будет выполнен только при участии в виде программы не менее 25 спортсменов. Если же молодые спортсмены разместились с 1 по 5 места, их ждёт выполнение второго разряда.

В некоторых случаях для присвоения юношеского разряда необходимо занять соответствующее место не менее чем в трёх соревнованиях в течение года.

Любительские соревнования по маунтинбайку в России

Соревнований по маунтинбайку, в особенности олимпийскому кросс-кантри и кросс-кантри марафону, куда больше, чем шоссейных гонок. Причина проста: нет необходимости в перекрытии автомобильных дорог и в согласовании с административным ресурсом.

Такие соревнования могут проводиться в самом ближайшем лесу, а сложность трассы зависит от энтузиазма организаторов. Так что календарь горного велоспорта полнится соревнованиями.

Наиболее популярные и массовые МТБ-гонки — это марафоны. Формат ХСМ в любительском велоспорте не требует от участников каких-то сложных технических навыков: марафоны безопасны, их можно проехать как обычную велопрогулку.

Велогонки формата даунхилл, эндуро и прочие экстремальные мероприятия собирают гораздо меньше участников, потому что эти дисциплины сложны в освоении и удерживают только самых заинтересованных велосипедистов.

Популярные МТБ-старты:

  • «Евразия» — многодневная велосипедная гонка на Урале, включающая гонки ХСО и ХСМ.
  • Крымский МТБ-марафон, в рамках которого в течение четырёх дней спортсменам предстоит преодолеть 250 км по горам Крыма с набором высоты 8300 м.
  • Серия МТБ гонок SableRace в Подмосковье. На протяжении сезона проводятся этапы ХСО и ХСМ.
  • Спортивный фестиваль «Пять дней ветра» на о. Белё в Хакасии. Участники смогут погоняться на маунтинбайках, побегать, позаниматься с тренерами, позагорать, в общем, это настоящий мультиспортивный фестиваль для всей семьи.
  • «Красспорт» — крупнейший за Уралом МТБ-марафон, в начале лета собирающий более 500 участников.
  • Дёминский веломарафон в Ярославской области. Входит в Кубок велосипедных марафонов России, поэтому собирает очень сильную публику.
  • Серия гонок по даунхиллу Extreme Cup, проводимая на горнолыжных курортах Алтая и Кузбасса.

Это лишь малая часть веломероприятий, стартующих на территории России, поэтому, чтобы оставаться в курсе событий, рекомендуем вам заглядывать в наш календарь велостартов, который постоянно обновляется.

Если же вас интересуют соревнования профессионалов, тогда берите на вооружение календарь Федерации велосипедного спорта России. Однако участие любителей в этих гонках не всегда возможно.

Мировые соревнования по маунтинбайку

Большинство этих соревнований привлекают спортсменов мирового класса, поэтому стремитесь к личным целям, а не к победе. Простое завершение любого из этих событий уже само по себе будет огромным достижением.

Велосоревнование Yak Attack в Непале. Фото: mtb-worldwide.com

Марафон Iron Bike

Однодневное соревнование, которое проводится в Швейцарии и считается одним из самых сложных марафонов на горных велосипедах в Европе. Высота 2500 м над уровнем моря, крутые продолжительные подъёмы и не менее захватывающие спуски, ну а виды… альпийские долины будут как на ладони.

Yak Attack

Самая высокогорная МТБ-гонка на Земле, где райдеры поднимаются на головокружительную высоту 5416 м над уровнем моря в горах Непала. К услугам гонщиков 8 этапов, 400 км, 12000 м общего набора высоты и температурный диапазон от +30 до -15 градусов Цельсия.

Bike Transalp

566 километров и 18 378 м высоты, разделённые на семь этапов. Эта поездка из австрийского Лиенца в итальянскую Риву под силу не всем, однако запомнится каждому, кто прикрепит стартовый номер гонки на руль своего велосипеда.

Cape Epic

Проводится в Южной Африке и представляет собой восьмидневную гонку на 700 км. Но сложность даже не в объёме, а в том, чтобы подобрать товарища по команде, с которым получится проехать все этапы. Дело в том, что байкеры соревнуются в командах по два человека, и если они не могут оставаться вместе на протяжении всей гонки, их пара дисквалифицируется.

Барт Брентдженс, олимпийский чемпион 1996 года по маунтинбайку, когда-то назвал эту гонку «Тур де Франс на горном велосипеде».

Будет интересно: «Тур де Франс»: всё, что вы хотели знать о самой популярной велогонке

Iceman Cometh Challenge

Одна из крупнейших и старейших однодневных гонок в США. Проводится в первую субботу ноября в штате Мичиган, поэтому бывает холодной, сырой и очень грязной.

Первая Iceman Cometh состоялась в 1990 году, в ней приняли участие 35 гонщиков, а вступительный взнос составил 5 долларов. Сейчас же для участия в ней в Северный Мичиган съезжаются более 5000 гонщиков. По сравнению с предыдущими многодневными испытаниями, эта гонка имеет непротяжённый маршрут (около 50 км), однако интересна тем, что из года в год организаторы меняют трассу.

Megavalanche Alpe d’Huez

Это одна из самых известных в мире гонок эндуро. Старт даётся на вершине ледника (высота 3330 метров). За 20 км велосипедисты теряют 2600 м высоты, и на это у них уходит от 20 минут до более чем 1 часа, но в среднем спуск длится 35-50 минут.

Заключение

Что может быть лучше, чем провести время на свежем воздухе, охватить большое расстояние, посмотреть на живописные пейзажи и насладиться уединением! Всё это про катание на горном велосипеде.

Учёные много говорят о том, что пребывание на природе снижает стресс, позволяет человеку расслабиться, в то время как оживлённая городская среда оказывает прямо противоположное воздействие на центры страха и беспокойства в мозгу.  Проводите больше времени на своём горном велосипеде, а какой стиль езды вы выберете — не имеет значения. Даже самый простой маунтинбайк может многое, а всё остальное зависит от ваших интересов.

Читайте далее:

20 причин заняться велоспортом
Как выбрать размер рамы велосипеда
Виды и дисциплины велоспорта

Что такое горный велосипед | Статьи

Горный велосипед, MTB — является одним из самых быстро развивающимся видов активного отдыха и одним из самых молодых олимпийских видов спорта.

В отличие от шоссейного велосипеда и обыкновенного дорожника, которые за последние 50 лет не претерпели значительных изменений, горный велосипед совершенствовался и развивался год за годом.

Основными особенностями горного велосипеда являются широкие (1.5 — 2.5 дюймов, вместо обычных 20-40 мм) велосипедные покрышки, чуть меньшего, чем у дорожных велосипедов, диаметра (26 дюймов вместо 700 мм). Рама специальной геометрии с кареткой, приподнятой для езды по пересеченной местности до 29-33 см и большое (21-27) количество передач с широким диапазоном передаточного соотношения, пригодным для любого перепада высот, при котором еще можно ехать. Горные велосипеды могут эксплуатироваться в экстремальных условиях, при этом требования удобства и эффективности управления играют не меньшую роль, чем снижение веса. Отчасти именно поэтому гидравлические тормоза, амортизационные вилки и прочие новые разработки появились именно в классе MTB. Горные велосипеды бывают двух основных видов: — хардтейлы и двухподвесы.

Горный велосипед — Хардтейл
Хардтейлы — горные велосипеды, не имеющие заднего амортизатора. Прямой перевод – «жесткий хвост». Хардтейлы имеют самое широкое применение: от прогулок по пересеченной местности до соревнований по дисциплинам кантри-кросс, байк-кросс, слалом, триал, стрит. Могут быть жесткие (rigid) — это велосипеды, не имеющие переднего амортизатора или с амортизационной вилкой (front suspension). Для минимизации веса и улучшения ходовых характеристик в основном изготавливаются из алюминиевых сплавов.

Горный велосипед — Двухподвес
Велосипеды, имеющие амортизацию, как переднего, так и заднего колеса. Идеально подходят для катания по пересеченной местности, так как амортизаторы сглаживают толчки, в результате чего улучшается управляемость велосипедом и повышается комфорт движения.

Комфортные велосипеды
К этой группе относятся велосипеды с колесами 26-28 дюймов, тормозами с антиблокировкой, амортизированным подседельным штырем, имеющих, в общем, полный набор для комфортной и безопасной езды. Они не предназначены для езды с интенсивной нагрузкой и в сложных условиях.
С группой «горные велосипеды» их объединяет геометрия рамы.

А теперь поговорим, о том как правильно выбрать горный велосипед. Для начала определи, сколько готов потратить на велосипед.

Велосипеды стоимостью от 250 у.е.
На велосипедах такого уровня используется: стальная рама, реже — аллюминиевая, жесткая вилка или недорогая аммортизационная вилка, одинарный обод, навесное оборудование типа Shimano C-101, Shimano Sis и т. д. Срок активной эксплуатации примерно 1,5-2 года.

Эти велосипеды предназначены, в основном, для катания по асфальту с редкими выездами на грунтовую местность. С другой стороны, при бережном отношении к технике, как то: вовремя поднимать руль велосипеда при переезде через высокий бордюр, технично переключать скорости без напряжения цепи и т.д. – позволит использовать этот велосипед не совсем так как написано в инструкции, т.е. с большим КПД и долгое время.

Велосипеды стоимостью от 400 у.е. д.о 700 у.е.

На байках такого класса обычно присутствуют: алюминиевая рама, мягкая (передний амортизатор) амортизационная вилка с ходом более 60 мм, навесное оборудование класса Shimano Alivio и выше до Deore LX, двойные обода (на моделях ближе к $700).

Это байки для людей, которые, приобретая велосипед в первый раз, хотят обзавестись хорошей техникой с долгим сроком службы.

На таком велосипеде при достаточной физической подготовке можно долго путешествовать (без остановок на починку ходовых частей), проезжая до 80 км в день. Длительность поездки может быть значительной и оборудование на велосипеде такого уровня выдержит любые погодные условия и грязь.

Далее нужно определиться со стилем катания.

Если ты собираешься купить свой первый велосипед, то не стоит покупать дорогую узко специализированную модель. Ты еще не знаешь, каким стилем увлечешься. И главное, не то что без опыта ты не раскроешь весь потенциал машины, а то, что он принесет тебе массу дискомфорта.

Если ты фрирайдер: твоя стихия — скорость, прыжки, дроп-оффы, ты не любишь ограничений — едешь туда, куда хочешь. Байки для фрирайда — это наиболее универсальные велосипеды. Фактически они готовы для использования в любой дисциплине. Само понятие фрирайд — очень широкое. Поэтому и велосипеды, которые производители позиционируют как фрирайдные, могут очень сильно отличаться. Бывает и такой фрирайд, что даунхил по сравнению с ним — это прогулочная езда! Как правило лучше покупать двухподвесочный велосипед, но если ты тяготеешь к дерт-джампингу и городскому катанию, то лучше купить хардтейл. Ход подвески таких велосипедов начинается от 100мм и даже может превышать 200мм. При выборе ростовки ты можешь пустить в ход свою фантазию, но придерживаться следует одного правила: рама должна быть не очень большой, т.е. до 19 дюймов даже при росте в 190см. Вычти 1-2 дюйма из показателей для велосипедов кросс-кантри и ты получишь оптимальный для тебя размер.

Если ты предпочитаешь кросс-кантри: ты не ищешь легких путей, ты любитель пересеченной местности и больших нагрузок. Это самая распространенная дисциплина — гонки по пересеченной местности. Кросс-кантри на сегодняшний день обладает статусом олимпийского вида спорта, пока что ни одна другая дисциплина не получила такого признания. В кросс-кантри есть как тяжелые подъемы, так и техничные, быстрые спуски. Основные требования к гонщикам — это сила и выносливость, но и про технику езды не стоит забывать. Если ты делаешь первые шаги в мире горного велосипеда, это хорошая отправная точка. Ты получишь необходимые базовые навыки управления велосипедом и приобретешь хорошую физическую форму. Абсолютно все профессионалы вело-спорта начинали с кросс-кантри, даже самые безбашенные даунхилеры и фрирайдеры.

Велосипеды для кросс-кантри рассчитаны на наиболее эффективное использование твоих усилий это — самые быстрые велосипеды на бездорожье! Велосипед должен быть максимально легким и жестким. Поэтому лучше всего подходят алюминиевые рамы, без задней подвески.

Если ты даунхиллер: ты любишь головокружительные спуски. Самое главное для тебя — это скорость и чем сильнее бездорожье, тем лучше для тебя. Человек не всегда пройдет там, где ты проедешь на велосипеде. Постоянно вниз — вот твой девиз! Сам байк требует достаточно внушительных капиталовложений и рама соответственно тоже. Обычно для даунхилла делают рамы двух-трех размеров всегда с амортизатором как сзади, так и спереди. Вес не имеет значения. Здесь главное прочность, нагрузки на велосипед будут невероятные. Очень важна качественная амортизация, поэтому на таких байках ход подвески начинается со 150мм.

Если ты триалист: для тебя нет преград! Парапеты, скамейки, бордюры — все это является неотъемлемой частью твоей жизни. Прыгать то на заднем то на переднем колесе — для тебя привычное дело, удивлять публику ты умеешь! Триальный байк, должен быть прочным, но при этом максимально легким. Обычно — это очень маленькая рама, длинный вынос, хорошие тормоза и, это важно, жесткая вилка!

Если ты дертджампер, или же предпочитаешь соревноваться в параллельном слаломе, байкер-кроссе, то тебе придется много «летать»: трамплины, трамплины и еще раз трамплины и не важно какой они высоты — 2 метра или 20 сантиметров. Высота и трудности тебя не пугают! Именно в дертовом велосипеде главное — рама! Советуем хардтейл, достаточно жесткий, прочный и тяжелый для устойчивости в воздухе. Но подойдет и легкий фрирайдный байк с задней подвеской. Рама должна быть маленькой ростовки, чтобы лучше контролировать велосипед как на земле так и в воздухе. Но при этом иметь достаточно длинную верхнюю трубу, иначе она просто будет неудобной, особенно с коротким выносом. .

 Ещё одно из главных правил выбора горного велосипеда, это правильное определение ростовки.

Размером рамы велосипеда считается расстояние от оси каретки/оси системы до пересечения конца подседельной трубы с подседельным штырем и измеряется в дюймах.

Размер

Размер

Дюймы

Сантиметры

Очень маленький

XS . XSmall

14″

35,4

Маленький

S . Small

16″

40,6

Средний

M . Medium

18″

45,7

Выше среднего

L . Large

20″

50,8

Большой

XL -Xtra Large

22″

55,8

Можно дать следующие рекомендации по выбору размера велосипедной рамы в зависимости от роста:

Рама

Рост см

14″

135-155

16″

150-165

18″

165-178

20″

175-185

22″

185-195

24″

190 . 210 и >

Больше горных велосипедов Среднего Запада с изобилием функций [Trail Flow]

Персонал Singletracks

Trail Flow — это сводка всех новостей недели, связанных с трассами для горных велосипедов, включая новые постройки трасс, пропаганду и планирование. У вас есть следовые новости? Электронная почта [email protected] для возможного включения.

Rock Solid заканчивает работу над трассами Пауэрс-Блафф в Висконсине

Фото: запись Rock Solid в Facebook.

Wood County (Wisconsin) Parks & Forestry сообщает, что трассы Пауэрс-Блафф открыты для катания, а весной откроются дополнительные спуски. Компания Rock Solid Trail Contracting построила тропу протяженностью 3,5 мили, включая работы по камню и мосту. Прокатитесь по открытым трассам прямо сейчас, прежде чем в 2023 году вступит в силу плата за трассу!

Взвесьте будущее маршрутов Fruita

Маршруты Кокопелли. Лома, Колорадо. Фото: Эрик Проано

Ассоциация маршрутов для горных велосипедов плато Колорадо (COPMOBA) ищет отзывы о будущем системы Kokopelli Trail System. COPMOBA заявила, что предстоит пройти около 18-22 миль пути, который должен улучшить работу системы и возможности подключения.

Часто катаетесь на Фрукте? Дайте COPMOBA свое мнение о новых трассах здесь.

Открытие 13-мильной сети маршрутов в округе Кук, штат Иллинойс

В заповеднике Пола Дугласа в округе Кук, штат Иллинойс, открылось более 13 миль однопутной дороги, занимающей 1800 акров. Официальная церемония открытия состоялась в начале этого месяца. Новые тропы дополняют однопутную дорогу в лесном заповеднике Палос.

«В течение многих лет обширная одноколейная система маршрутов в наших заповедниках Палос была главным опытом катания на горных велосипедах в округе Кук. Теперь заповедник Пола Дугласа является новейшим местом для райдеров, бегунов и всех, кто ищет более захватывающий природный опыт в северо-западном пригороде округа Кук», — сказал президент совета округа Кук Тони Преквинкл в интервью Fox 32 Chicago.

На трассах также есть система управления календарем для бегунов и горных велосипедистов с возможностью как движения в противоположных направлениях, так и переключения между днями.

Все летние гранты Dig In trail получили максимальное финансирование

IMBA и Shimano недавно объявили, что все семь проектов Dig In летом 2022 года получили максимальное финансирование в размере 2000 долларов США на проект. Для следующего раунда, который пройдет с 1 января по 31 марта 2023 года, будут доступны соответствующие средства до 5000 долларов США. Заявки открываются в ноябре.

Открытие байк-парка Cliffs в Огайо

В Кайахога-Хайтс, штат Огайо, открылся новый байк-парк с мощеной насосной дорожкой, трамплином и молодежной «велоплощадкой». В общественном парке также есть «трасса для соревнований» с роликами, бермами и туннелем. Создание парка стало возможным благодаря «щедрой поддержке Фонда Кливленд-Клиффс», говорится в сообщении города. В пресс-релизе Cleveland Metro Parks цитируется исследование, согласно которому езда на велосипеде была одним из самых быстрорастущих видов деятельности для посетителей Cleveland Metroparks: более 10% заявили, что езда на велосипеде является основной причиной посещения парка.

Хотя некоторые горные байкеры могут быть не в восторге от мощеных трамплинов, это поможет свести техническое обслуживание парка к минимуму.

Проект байк-парка стоимостью 2,5 миллиона долларов одобрен в Северном Колорадо

Из Facebook.

На прошлой неделе Ассоциация горных велосипедов Overland сообщила райдерам Северного Колорадо хорошие новости. Город Берту, к югу от Ft. Коллинз и Лавленд утвердили новый байк-парк стоимостью 2,5 миллиона долларов, который займет почти 20 акров. В разработке находятся памп-трек уровня UCI, линии для дерт-джампинга, трассы для кросс-кантри, «велосипедная площадка» и стартовый хаб. OMBA еще не поделился дополнительной информацией, но сказал, что это еще не все.

Официальное открытие пит-стопа в байк-парке Fairland

Фото: montgomeryparks.org

На этих выходных запланировано перерезание ленточки, чтобы официально открыть пит-лейн в байк-парке Fairland в Мэриленде. Яма имеет прогрессивные деревянные тропы, построенные бригадой троп Монтгомери Паркс и компанией American Ramp Company.

Дополнительная информация

  • Парк отдыха Fairland

Томас выигрывает национальный марафон на горных велосипедах – The Durango Herald

Даву финиширует вторым в элитной мужской гонке, Капп занимает четвертое место.

Триш Томас из Дуранго (справа) стоит на вершине пьедестала после победы в Национальном чемпионате США по велосипедному марафону МТБ 2022 года в категории женщин 45-49 лет 23 октября в Мэриленде. (Любезно предоставлено)

Триш Томас из Дуранго участвовала в нескольких крупных региональных гонках против национальных гонок на горном велосипеде, но до этого года она никогда не соревновалась за звездно-полосатую майку на национальном чемпионате.

После выступления 23 октября во Фредерике, штат Мэриленд, на Национальном чемпионате США по веломарафону на горных велосипедах 2022 года Томас стала двукратной чемпионкой страны.

Гоняясь по каменистым, заросшим корнями и техничным холмам Фредерика, Томас выиграл женский дивизион 45-49. Она финишировала первой в гонке на 32 мили за 3 часа 48 минут и 33 секунды, примерно на 4:27 опередив Беату Вронску, занявшую второе место.

«Я был в восторге, — сказал Томас. «Я работающая мать двоих мальчиков, работающая полный рабочий день, и я провела много специальных тренировок, поэтому было очень полезно финишировать первой».

Летом Томас (2-я команда Ave Sports/Stans Cycling Team) также завоевала титул чемпиона страны по кроссу среди женщин в женской категории 1/2 45-49.дивизион в Винтер-парке на 1:13 в 1:25:42.

В Зимнем парке ей нужно было пробежать три круга по пять миль. В Мэриленде гонка была вдвое длиннее и состояла из двух кругов по 16 миль.

«Марафон был сложнее, тем более, что (местность) была сложной», — сказала она. «Мне нравится выносливость, это то, в чем я хорош. Чем короче, вы должны выложиться на полную».

На национальном марафоне Томас сказала, что хочет выйти вперед пораньше и остаться впереди всех в своей волне.

Именно это она и сделала.

Томас сказал, что она вышла из своей волны третьей, выйдя на синглтрек, примерно в полумиле от начала гонки. В течение первых двух миль она взяла на себя инициативу.

«Первая часть синглтрека представляла собой сложный каменистый спуск, — сказала она. «Именно здесь я понял, что могу обойти других женщин в моей волне с некоторыми хорошими техническими навыками».

Затем Томас смогла оторваться от своих конкурентов. Она сказала, что какое-то время не оглядывалась назад, но когда она посмотрела в конце первого круга, то не увидела никого позади себя.

«Моя стратегия заключалась в том, чтобы оставаться последовательным, ездить с умом и стараться не попасть в аварию», — сказал Томас о втором круге.

Она сказала, что трасса была похожа на «30 миль парусных ястребов», каменистая и техническая трасса в Дуранго, поэтому большое преимущество не гарантировало победу, но она оставалась сосредоточенной и выиграла национальный титул.

«Это был очень интересный курс, — сказала она. «Очень сложно, но очень весело».

Решив сделать это

Томас не начала кататься на горных велосипедах, пока она не переехала в Дуранго, когда ей было около 30 лет. Она выросла во Флориде, училась в Университете Колорадо в Боулдере, а затем переехала в Дуранго, когда получила работу здесь в качестве стоматолога-гигиениста.

Увлекшись горным велосипедом, она начала участвовать в гонках и добилась хороших результатов. Недавно в своем дивизионе она дважды выиграла Кубок Кактуса в Аризоне и титул Королевы Горной Классики Ironhorse Bicycle Classic здесь, в Дуранго.

В прошлом году она сказала, что подруга вбила ей в голову идею участвовать в гонках за звездно-полосатой майкой, и она решила попробовать.

«Я просто хотела посмотреть, смогу ли я это сделать», — сказала она. «Это был следующий уровень гонок, и это звучало весело».

Томас наняла тренера Чада Бейера, который помог ей структурировать ее тренировки, питание и дни восстановления.

Затем она приложила усилия, и все окупилось.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *