Фасилитатора это – Что должен уметь фасилитатор?
Что должен уметь фасилитатор?
Что должен уметь фасилитатор?
Когда вы ставите кому-либо задачу – большую, маленькую, интересную, рутинную – вы рассчитываете на её достойное исполнение. От портретиста вы ждете портрет, которым будут гордиться ваши правнуки, от клининговой компании – холодной расправы над последствиями вчерашней вечеринки, от дизайнера интерьера – комнату как из каталога Икеи. И вот в компанию приходит фасилитатор. По определению от него ожидается, что он облегчит процесс коммуникации между сотрудниками.
Все прекрасно понимают, что художник, как минимум, отлично владеет кистью, клининг-менеджер – пылесосом, а дизайнер – вкусом, цветом и способностью учитывать желания жильца. Каждый из них обладает определенным набором знаний, навыков и умений, развитых до устраивающего заказчика уровня. А что должен уметь профессионал-фасилитатор?
Фасилитатор – профессия сравнительно новая: ведущая международная ассоциация фасилитаторов (The International Association of Facilitators) существует лишь с 1989-го года. Несмотря на свою молодость, эта специальность уже вобрала в себя не один десяток умений. Рассмотрим ключевые из них.
Правильно понять заказчика
Иногда заказчик сам затрудняется сформулировать сказать, какую именно проблему он пытается решить. В этом случае полезно провести интервью с с диагностической целью среди будущих участников. В таком интервью анализируются:
- мотивация людей: работников заставляют приходить на мероприятие или это их инициатива?
- понимание сотрудниками задач компании, а так же её миссии в глобальном смысле;
- актуальные, на взгляд участников, проблемы компании;
- психологический климат внутри коллектива;
- общий уровень корпоративной культуры.
Такая диагностика помогает фасилитатору глубже проникнуть в среду компании и составить более детальный эффективный план мероприятия в дальнейшем.
Разработать подробное мероприятие
Далее фасилитатор должен обладать навыками сценариста. Сколько компаний – столько сценариев проведения мероприятий. Часто один и тот же тренинг может протекать абсолютно по-разному даже в рамках одной фирмы – например, если участвуют разные отделы.
Сценарий разрабатывается пошагово, с указанием методов и инструментов, применяемых на каждом этапе. Сценарий должен быть подчинен одной цели: что ожидается от проводимой сессии?
Здесь же заклдадывается время, отведенное на мероприятие – с учетом инструктажа группы, выполнения заданий и решения непредвиденных проблем. Фасилитатор должен помнить, что даже самый четко выверенный сценарий может пойти не по плану.
Провести сессию, несмотря ни на что
Теперь главное – воплотить задуманный сценарий на практике, решая ряд задач:
- Максимально вовлечь всех присутствующих в процесс обсуждения;
- Гибко управлять обсуждением проблем;
- Компетентно отвечать на вопросы участников;
- Задавать стимулирующие вопросы участникам фасилитации;
- Четко и ясно инструктировать участников перед упражнениями.
- Вести конструктивную дискуссию после упражнений.
- Стимулировать процесс принятия решений.
Впрочем, сценарный план фасилитатора всё-таки отличается от театрального своей подвижностью: если он видит, что группа зашла в тупик, можно быстро среагировать и поменять её направление.
Управлять настроением аудитории
Умение заряжать своей энергетикой публику – так же одно из ключевых в профессии фасилитатора. В одном случае нужно уметь шутить, в другом – быть мотивационным спикером. Мастер раскрепощает участников и дает им возможность свободно и открыто говорить о своих идеях.
Создание творческой и ненапряжной обстановки – базовое условие для успешного проведения мероприятия.
Молниеносно решать конфликты
Даже при самом детальном интервью фасилитатор вряд ли будет иметь реальное представление о внутренних отношениях между сотрудниками. Может случиться так, что самая безобидная реплика одного участника больно заденет другого. Конфликт может остаться в стадии перепалки, а может и дорасти до масштабов, которые сведут всю групповую работу и настрой на нет. Чтобы этого не возникало, фасилитатор должен уметь гасить ссоры еще до их агрессивного проявления. В этом ему помогут навыки активного слушания, умение убеждать, работы возражениями, критикой и опыт разрешения конфликтов.
Написать отчет с результатами
Основная ошибка многих бизнес-консультантов, тренеров, коучей и т.д. заключается в отсутствии сопроводительных отчетов после окончания мероприятия. Сессия могла быть сколь угодна воодушевляющая и продуктивна в момент проведения – но фактически весь наработанный материал исчезает из головы участников, стоит им покинуть офис и уйти на выходные. Можно поспорить с тем, чья это задача: мастера фасилитации или её участников. Однако написание отчета с результатами – прямая обязанность фасилитатора-профессионала.
Форма отчета обсуждается с заказчиками. Это могут быть проведение контрольных сессий, индивидуального и группового коучинга, консультаций в режиме эксперта и проведение тренингов.
Кроме того, предоставление грамотно составленного полезного отчета может стать хорошей рекомендацией фасилитатору к сотрудничеству с компанией и дальше.
Читайте также:
donskih.ru
Принципы и правила фасилитации. Что такое фасилитация
Принципы и правила фасилитации
Легко ли вам вести процесс обсуждения рабочих вопросов? Пленарные заседания, конференции, совещания — любой тип встреч, на которых люди высказываются в строго определенном порядке, неизбежно выключаются из процесса обсуждения в ожидании своей очереди. В результате многие идеи оказываются не озвучены, не все возможности рассмотрены. В лучшем случае люди начинают скучать, а в худшем появляется раздражение и неудовлетворенность результатом. На помощь придет метод фасилитации.
Это инструмент, которым можно пользоваться при проведении совещаний, сессий стратегического планирования, семинаров и воркшопов. Разбираемся в тонкостях инструмента ниже.
Что такое фасилитация
Фасилитация (от англ. facilitate – помогать, направлять, облегчать) – одновременно процесс, группа навыков и набор инструментов, позволяющих эффективно организовать групповое обсуждение.
Цель фасилитации: нахождение верного метода, который позволит группе работать созидательно и результативно. Иными словами, это специальные действия, направленные на организацию групповой работы.
Обсуждение рабочих вопросов обычно происходит в одной или нескольких группах. Групповая фасилитация – процесс, в рамках которого лидер группы занимает нейтральную позицию и не берет на себя принятие решения, а лишь помогает участникам идентифицировать проблемы и принять решение с помощью конструктивного обсуждения. Этим лидером и будет фасилитатор.
Кто такой фасилитатор
Личность фасилитатора – уже мощный инструмент влияния сам по себе. Это тренер, который обучен технологиям эффективной коммуникации. По мнению Тони Манна (автор нескольких книг по фасилитации), фасилитатор должен уметь:
- направлять и структурировать дискуссию в нужное русло;
- отбирать действительно удачные решения группы;
- брать на себя риск, выходить самому и выводить участников фасилитации из зоны комфорта;
- работать с разного рода группами;
- ориентироваться во всех форматах бесед и встреч;
- сочетать разные инструменты и техники в процессе работы с группой;
- быстро реагировать на изменение обстановки, затруднения участников – и, соответственно, быстро их преодолевать;
- противостоять стрессу;
- открываться людям, мотивировать их на личностные изменения.
Профессионал превыше всего ставит интересы группы, отказываясь от собственной экспертизы, не позволяет участникам увязать в обсуждении, но в то же время и не форсирует события и не оказывает давления на участников. Он несет ответственность за организацию обсуждения, позволяющую участникам всецело сфокусироваться на содержании объекта дискуссии.
Важно! Фасилитатор поддерживает конструктивный диалог и оказывает одинаковое внимание всем участникам обсуждения, эффективно управляя дискуссией, но не вступая в нее. Результатом такой встречи является принятие группой лучшего из возможных решений.
Отличие фасилитации от модерации
Существуют разные взгляды на то, что такое фасилитация и модерация. Одними экспертами они признаются как одинаковые процессы, а различие в терминах объясняются разным языковым происхождением (модерация – немецкое, фасилитация – английское). Другие специалисты находят эти процессы смежными, но имеющими различия:
- Фасилитация буквально означает “облегчение”, модерация – “обуздывание”. Модерация – более жесткая технология. У нее определен формат – беседа, в ходе которой нет возможности отвлечься на другую тему.
- Фасилитация – гибкая технология. В процессе применяются множество различных техник и инструментов: зарисовки, коллажи, даже конструкторы Лего. Участники не ограничены одной темой.
- Модерация используется в формате встречи: “обсуждение проблемы”, совещание у руководителя.
- Фасилитация подходит для решения конфликтных ситуаций, при принятии сложных решений и внедрении новых технологий.
Пять правил фасилитации
Проведение фасилитации подразумевает использование принципов, которые исходят из поставленных целей и задач. Существуют 5 правил фасилитации:
- исследование процесса в противовес всеведению;
- открытость и искренность к людям;
- все участники процесса равны;
- каждое мнение важно;
- все люди умны и могут эффективно решать задачи.
Техники фасилитации
Инструментов фасилитации много, но существует несколько базовых техник:
- Future Search (“Поиск будущего”). Технология используется, когда различным заинтересованным подразделениям компании необходимы общая основа для сотрудничества и создание будущего всей организации.
- Work Out (“Выход за рамки”). Метод используется для разработки инновационных способов взаимодействия, преодоления бюрократизации компании, усовершенствования бизнес-процессов и способности достигать результатов, необходимых компании.
- Brainstorming (“Мозговой штурм“). Метод применяется, когда необходимо суммировать имеющуюся информацию и найти новые, свежие идеи.
- Polarization of opinion (“Поляризация мнений”). Метод применяется, когда необходимо уменьшить/«вылить» негативное отношение к теме, которая будет обсуждаться дальше; необходимо определить пессимистичный и оптимистичный прогноз развития ситуации.
- Open Space (“Открытое пространство”). Метод используется, когда большой группе сотрудников необходимо ответить на много частных вопросов или найти решения проблем в рамках одной темы. Шаги техники вытекают один из другого, как на схеме ниже:
Фасилитация в бизнесе
Фасилитация активно используется при проведении совещаний, круглых столов в компаниях и корпорациях. Что фасилитация дает в этом случае?
- Повышение эффективности деятельности сотрудников.
- Увеличение мотивации персонала.
- Развитие интеллектуального потенциала сотрудника.
- Создание безопасного психологического пространства.
- Внедрение новых технологий в бизнес.
Успешная фасилитация — это совместная качественная работа как участников, обсуждающих по-настоящему важные для них вопросы, так и фасилитатора, принимающего темп и уровень, на котором находится группа и использующего тщательно подобранные инструменты. Именно это позволяет получить максимальный результат.
Читайте также:
donskih.ru
Фасилитация это в психологии, это в педагогике, примеры фасилитации
Фасилитация – это модель управления, отличаемая от общепринятого управленческого стиля не директивностью. Другими словами, методы фасилитации не выходят за границы самоорганизации управляемой системы. Так, например, при традиционных способах управления коллективом, начальник побуждает его выполнять собственные распоряжения и инструкции, тогда как фасилитация требует от начальственного лица сочетания функций руководителя и участника группового взаимодействия.
Термин «фасилитация» берет свое начало от английского глагола, означающего дословно облегчать, способствовать, упрощать.
Фасилитация что это такое? Следует отметить, что в разных научных отраслях данное понятие характеризуется отличными значениями.
Социальная фасилитация
Явление социальной фасилитации – это эффект, при котором субъект более успешно реализовывает назначенные задания в присутствии группы людей, нежели в одиночку. Фасилитатором, соответственно, называется индивид, присутствие которого приносит облегчение. Фасилитатор естественным путем способствует росту показателей в производимой группой или отдельной личностью деятельности.
Фасилитация как зависимость объема, продуктивности, скорости и иных показателей эффективности действий от наличия вблизи особей своего вида, отмечается также и у представителей животного мира. Повышенная результативность зачастую наблюдается при работе, связанной с хорошо освоенными реакциями или обычными действиями. При этом решение сложных заданий в присутствии других представителей собственного вида может вызывать обратный эффект, именуемый социальная ингибиция.
Итак, феномен или эффект социальной фасилитации – это явление усиления результативности деятельности при наблюдении за такой деятельностью особей своего вида. Проще говоря, индивид выполняет более качественно и быстро элементарные задачи (например, наматывание на катушку лески), если за ним наблюдают. При этом выполнение сложных задач ведет к обратному эффекту. Феномен социальной ингибиции – это явление, противоположное социальной фасилитации.
При коллективном труде и отсутствии оценивания индивидуального вклада каждого участника обнаруживается эффект обратный фасилитации – социальная леность.
Эффект социальной фасилитации впервые был обнаружен психологом Н. Триплеттом в конце девятнадцатого столетия. Наблюдая за велосипедистами во время гонок, он заметил, что результат гораздо выше, когда спортсмены участвуют в групповых заездах, а не когда они соревнуются с секундомером. Для проверки этого наблюдения, Триплетт провел лабораторный опыт, в котором детям раздали леску и катушку удочки и попросили их как можно быстрее намотать леску на катушку. Эксперимент обнаружил, что в присутствии ровесников дети справлялись с задачей быстрее, нежели поодиночке. Дальнейшие опыты показали, что испытуемые быстрее выполняют простые задания, такие как решение легких примеров на умножение либо вычеркивание определенных букв из текста, в присутствии социального окружения. Вскорости, был обнаружен противоположный эффект, из-за которого исследователи на некоторое время прекратили заниматься этой проблемой.
В тридцатых годах прошлого века психологи экспериментально подтвердили гипотезу, что в некоторых ситуациях наличие других субъектов мешает выполнению заданий. Этот эффект впоследствии и получил название социальной ингибиции. В шестидесятых годах двадцатого века Р. Зайонц попытался теоретически обосновать два противоречащих друг другу эффекта. Он толковал результаты при помощи общепринятой в экспериментальной психологии нормы: «возбуждение благоприятствует превалирующим реакциям». Другими словами, социальное возбуждение, порождаемое присутствием другого лица, приумножает реакции, но понижает осторожность. Именно поэтому простая деятельность, в которой маловероятно совершение ошибки, выполняется эффективнее, тогда как в задачах, требующих концентрации, количество ошибок растет, вследствие чего они решаются менее успешно.
Примеры фасилитации. Проведенные исследования на 25 тысячах добровольцев подтвердили предположение Зайонца. Позднее были выявлено следующие примеры фасилитации: студенты в присутствии наблюдателей быстрее решают легкие задания и дольше – сложные, профессиональные игроки в бильярд обнаруживают более высокий процент попаданий в лузы, любители же начинают играть хуже.
Ниже представлены основные причины возникновения явления социальной ингибиции и фасилитации.
Психологи выделяют пять причин, а именно боязнь оценивания, отвлечение внимания, половая принадлежность наблюдателей, факт присутствия наблюдателя, настроение.
Доминирующие реакции усиливаются, если субъект подозревает либо убежден в том, что его оценивают присутствующие посторонние лица, вследствие чего:
— он будет работать качественнее и эффективнее, если его соисполнители какой-либо задачи обладают большей компетентностью или знанием;
— степень возбуждения будет снижаться, если к коллективу авторитетных и компетентных людей подключаются субъекты, мнение которых безразлично;
— наибольшее влияние будет ощущать на себе индивид, который наиболее подвержен чужим суждениям и боится оценок наблюдателей;
— максимум явления социальной ингибиции/фасилитации отмечается, когда присутствующие незнакомы.
Когда люди начинают размышлять над тем, как реагирует аудитория либо как коллеги выполняют работу, внимание рассеивается, вследствие чего растет возбуждение.
Зачастую индивиды больше ощущают на себе воздействие ингибиции или фасилитации, если наблюдатели являются представителями противоположного пола. Можно привести такие примеры фасилитации: мужчины будут совершать больше ошибок в трудном задании в присутствии женского пола, и наоборот, они быстро найдут решение легкой задачи в присутствии прекрасной половины.
Также экспериментально было доказано, что не только рассеивание внимания или опасение оценивания могут спровоцировать рост возбуждения. Факт присутствия наблюдателя сам по себе также может вызывать тревогу у людей. В определенных ситуациях хорошее настроение может усилить влияние явления фасилитации и наоборот, плохое – способно спровоцировать феномен ингибиции.
В последние годы, наряду с концепцией Р. Зайенса, распространение получили и другие теории, объясняющие природу и суть явления фасилитация/ингибиция. Например, концепция отвлечения внимания/конфликта. Основой данной теории является гипотеза, заключающаяся в том, что наличие других людей обязательно притягивает к себе внимание индивидов. Это провоцирует возникновение внутренней конфронтации между двумя стержневыми тенденциями, которые обнаруживаются практически во всех ситуациях публичной деятельности: уделять внимание публике, зрителям, аудитории и заниматься решением поставленной задачи. Подобный конфликт может спровоцировать рост возбуждения, которое, в своей черед, способно либо помочь, либо затруднить выполнение задания в зависимости от наличия или отсутствия взаимосвязи правильного решения поставленной задачи с преобладающей реакцией. Также такая конфронтация может породить перегрузку познавательной сферы, если усилия, потребные для решения сложной задачи и необходимые для того, чтобы уделить внимание другим людям, превосходят уровень когнитивных способностей индивида.
Фасилитация это в психологии
Степень выраженности и проявления явления фасилитация/ингибиция характеризуется зависимостью от некоторых факторов. С позиции психологической науки особый интерес вызывает влияние уровня групповой сформированности на выраженность описываемого феномена.
На практике было доказано, что в коллективах высокого уровня социального и психологического развития, присутствие посторонних и взаимодействие с ними обнаруживает отчетливо выраженное влияние фасилитации в процессе простой и сложной интеллектуальной деятельности. Более ярко этот феномен проявляется при поиске решений проблемных вопросов, которые не имеют очевидного «единственно правильного» ответа и требуют креативного подхода. Кроме того, как показывают новейшие изыскания в сфере психологии менеджмента, наличие полноценной команды в современных условиях не только приносит пользу компании в целом, но зачастую является необходимым условием поиска действенных решений определенного рода задач.
Фасилитация что это такое в психологии? В узком смысле под социальной фасилитацией психологи понимают усиление мотивации индивида выполнить поставленное перед ним задание в присутствии наблюдателей. Снижение мотивации называется ингибицией. Психологи-практики, специализирующиеся в области организационного консультирования, под социальной фасилитацией часто подразумевают повышение результативности деятельности группы под воздействием тренера, который именуется фасилитатором. Однако наиболее точным и общепринятым в социальной психологической науке содержанием понятия «фасилитация» считается его трактовка в контексте явления «фасилитация-ингибиция».
Каждому практическому психологу, планируя любое собственное индивидуально-специфическое или функционально-ролевое воздействие и взаимовлияние членов тренинговой группы, необходимо учитывать явление «фасилитация-ингибиции», а также отдавать отчет себе в том, что вызываемый фасилитационный результат может оказаться либо существенным ресурсом, обуславливающим достижение намеченных целей, либо серьезной преградой, которая не дозволит этих целей достигнуть.
Один из родоначальников гуманистического подхода в психологии, организатор «групповых встреч», творец «клиент-центрированной» психотерапии К. Роджерс большое внимание уделял непосредственно личности фасилитатора. Поскольку он, являясь участником группы, способен смягчить групповые процессы, способствовать самоопределению клиента и решению его проблем.
Воздействие на личность клиента может быть ненаправленным и направленным. Первое наблюдается тогда, когда фасилитатор не стремиться спровоцировать определенную реакцию у клиента, но при этом обусловливает трансформации в нем. Второе – отмечается, когда фасилитатор намечает перед собой цель добиться необходимого результата и воплощает свой замысел.
Феномен фасилитации опасен тем, что может привести к деиндивидуализации, то есть к потере самоосознания и боязни оценивания. Чаще явление деиндивидуализации зарождается в групповом взаимодействии, которое обеспечивают анонимность процесса деятельности и не концентрируются на отдельном субъекте. В ситуациях, повышающих самоосознание, например, перед камерами, при ношении бейджиков с именами, на ярком свете, в необычной обстановке деиндивидуализация снижается. Также она будет снижаться, если цель чрезмерно притягательна, а усилия каждого очень важны.
Кроме того, участники групповых взаимоотношений реже отлынивают от выполнения коллективного задания, когда перед ними поставлена неординарная, увлекательная задача. Принимая участие в нахождении решений исключительно трудного задания, индивиды могут воспринимать собственный вклад в качестве незаменимого. Если субъекты коллективного взаимодействия считают других участников группы ненадежными, недобросовестными или неспособными привнести в общее дело существенный вклад, они будут работать усерднее.
Можно выделить на основе данных К. Роджерса четыре группы факторов, воздействующие в процессе фасилитации на продуктивность деятельности:
— непосредственно личность фасилитатора;
— индивидуально-психологические характеристики индивида, включенного в деятельность;
— специфика такой деятельности;
— характер взаимоотношений, зарождающихся в процессе взаимодействия участников группы.
Фасилитация в тренинге дает свободу самому фасилитатору и участникам, позволяет создать синергию, способствующую раскрытию потенциала и преодолению ограничивающих установок и убеждений.
Фасилитация в тренинге должна базироваться на современных научных подходах. Ее специфика в тренинге заключается в том, что ведущий в процессе обсуждения поставленного задания знает решение, к которому он ведет участников, одновременно с этим он сам является участником взаимодействия, в которое вовлечена группа.
Методы фасилитации можно использовать везде: будь то совещание или обучение.
Фасилитация в педагогике
Классические общепризнанные методики обучения специфичны тем, что педагог владеет теорией и не применяет методы коллективного взаимодействия и рефлексии в качестве вспомогательных средств для достижения наибольшей результативности обучения.
При соблюдении ряда условий педагогическую деятельность можно рассматривать в качестве фасилитации учебной деятельности ученика. Здесь следует рассматривать фасилитацию с позиции участников учебного взаимодействия, зарождающихся между ними взаимоотношений, специфики обучающей и учебной деятельности. Проще говоря, от классического обучения методы фасилитации отличаются тем, что педагог не дает советов и строгих рекомендаций, а отыскивает решения сообща с членами группы, объединенной общей целью – обучением. Такой тренинг подразумевает наличие конкретной задачи и достижение ее в результате обучения.
Социально-педагогическую фасилитацию можно воспринимать в качестве интеграции деятельности субъектов педагогического процесса по приумножению продуктивности такой деятельности в ситуации затруднения. Социально-педагогическая фасилитация может выступать эффективным методом, способствующим решению проблем неуспеваемости школьников.
Фасилитация в педагогической деятельности, в первый черед, подразумевает коммуникативное взаимодействие всех участников процесса.
Фасилитация общения это планирование и реализация коммуникативного поведенческого реагирования в проблемных ситуациях, который требуют конструктивного подхода и творческих решений. Прежде всего, она предполагает благожелательную атмосферу общения, заинтересованность в успехе деятельности участников процесса, что способствует самоактуализации и личностному росту учеников.
Фасилитация общения это совместная коммуникативная деятельность учащихся и педагога. Она осуществляется преподавателем на уроке, но ученики в ситуациях вне класса в дальнейшем могут самостоятельно применять полученные ранее навыки, что ведет к росту мотивации.
psihomed.com
Фасилитатор
Роль фасилитатора
Все чаще организаторы используют фасилитаторов для проведения встреч и иных подобных мероприятий. Фасилитатор — это человек, контролирующий ход встречи и обеспечивающий соблюдение ее правил и процедуры. Это позволяет участникам собрания сконцентрироваться на целях и содержании встречи.
Тренер в роли фасилитатора
Как фасилитатор, вы должны способствовать ходу процесса и облегчать его. Используя расширенный набор навыков, вы пройдете с группой серию установочных процедур и достигнете финала. Вы должны обладать способностью сохранять объективность и не концентрироваться на мелких деталях обсуждения. Ваша цель — помочь группе начать работать в команде с учетом точки зрения и индивидуальной активности каждого.
Работа в роли фасилитатора на собрании или встрече должна быть нормальным расширением роли тренера. Опытный тренер обычно использует навыки фасилитации для работы со своими группами. Роль фасилитатора заключается в следующем. · Гарантирует, что собрание развивается в соответствии с намеченным планом. · Гарантирует, что участники используют «правила, процессы и инструменты», которые были согласованы для применения на этом собрании. · Поддерживает «правильные» модели поведения на собрании, в том числе — активное участие, отсутствие мелких кружков «по интересам» и запись обязательств, сделанных участниками.
Кроме проведения индивидуальных встреч вам, скорее всего, придется проводить и регулярную работу в группах, длящуюся в течение долгого времени: набор навыков для этого необходим тот же самый. Как фасилитатор, вы должны выполнять следующее. · Задавать открытые вопросы. · Позитивно реагировать на любой сигнал группы. · Поощрять индивидуальные высказывания участников. · Обеспечивать ясность в конфликтных и запутанных беседах между членами группы. · Получать ответы от группы, переадресовывать группе и отдельным участникам обращенные к вам вопросы и комментарии, не вмешиваться в групповые процессы, навязывая собственное мнение. · Помочь группе сделать выводы. · Быть готовым предоставить необходимую информацию. · Способствовать принятию решений. · Выводы, сделанные в группе, подвергать обработке и предоставлять ей в приемлемой для участников форме.
Используйте опыт каждого проведенного вами собрания для улучшения своего стиля деятельности и расширения сети контактов. Просите обратную связь у участников собрания, его инициаторов и помощников по его проведению.
Вопросы, связанные с исполнением роли фасилитатора Ясно ли я понимаю «правила, инструменты и процессы», которые необходимо использовать во время проведения сессии? Могу ли я доступным образом сформулировать их для участников? Ясно ли я представляю себе собственную роль, роль инициатора мероприятия и роль лидера команды? Эффективно ли у нас поставлен процесс принятия решений? Что мне необходимо подготовить? Какие навыки и знания мне потребуются? Что мне необходимо сделать, чтобы гарантированно быть принятым командой? Способен ли я организовать получение обратной связи о своем стиле деятельности в качестве фасилитатора? Кого я знаю как умелого фасилитатора? Могу ли я его увидеть? Могу ли я обсудить с ним роль фасилитатора?
Вопросы и ответы
Вопрос. Должен ли я выступать в роли фасилитатора, если могу с полной нагрузкой заниматься тренингом?
Ответ. Чем больше способов, которыми вы развиваете свои навыки,тем выше ваш профессиональный уровень. Применение навыков фасилитации при проведении встречи, несомненно, поможет в разработке интенсивных программ тренинга. Эти случаи — прекрасная возможность для выстраивания собственной сети контактов и расширения знания о компании.
Вопрос. Каковы главные отличия роли тренера и роли фасилитатора на собрании?
Ответ. Многое вы будете делать очень похожим образом, особенно — применение навыков фасилитации, обсуждавшихся выше. Главным различием является способ контролирования вами целого процесса. При проведении тренинга, занимая место тренера перед группой, вы автоматически становитесь центром внимания. Как фасилитатор встречи, вы зачастую умышленно воздерживаетесь от активного участия, но постоянно помогаете участникам в процессе.
Вопрос. Что я должен делать, чтобы быть фасилитатором?
Ответ. Ответ на этот вопрос будет таким же, как на вопрос о начале тренерской деятельности. Это детально описывается в следующей главе. Предположим, что вы уверены в своих навыках фасилитатора. Тогда стоит начать с наблюдения за работой опытного фасилитатора. Потом попытайтесь провести собрание вместе с опытным человеком, прежде чем выступить в роли фасилитатора одному. Ведение собрания в течение нескольких дней подряд или же одного, но интенсивного собрания часто требует значительной концентрации, которая может приводить к утомлению. Готовьтесь к проведению встречи так же, как если бы вы готовились к тренингу: хорошо отдохните и найдите способ отдохнуть после мероприятия (см. главу 1).
studfiles.net
Фасилитация это | HighAdvance Consulting Group
На наш взгляд, фасилитация – это четко организованный процесс обсуждения сложной проблемы, приводящий к достижению понимания и согласия относительно процесса решения этой проблемы всеми участниками дискуссии.
Более пятнадцати лет мы занимаемся групповым процессом разработки и принятия решения. Если Вам нужно организовать обсуждение или решение проблемы (неважно – это бизнес организации, общественные организации или муниципальные структуры) обращайтесь (наши контакты). Мы всегда готовы Вам помочь, опираясь на наш опыт и знания. Мы можем помочь Вам организовать и провести мероприятие (подготовить план мероприятия, презентации, спикеров) или сами провести необходимое Вам мероприятие. Перечень наших услуг здесь.
Работая в этой отрасли много лет, мы видели, как проходила эволюция методов разработки и принятия группового решения в России. Сначала это были тренинги и семинары. В это же время появились организационно-деятельностные игры. Так, например, мы принимали участие в разработке стратегии развития одной из республик, участвуя в организационно-деятельной игре. Затем появилась модерация. Сейчас набирает популярность фасилитация.
В 2006 году мы познакомились с Максимом Долговым (Школа командного лидерства). Он и его коллеги Евгений Доценко, Александр Гурихин, создали модель 5F. Интересная модель, интересный метод. Этот инструмент мы использовали в десятках сессий по планированию стратегий, проектов. Неоднократно обсуждали этот метод работы с группой в профессиональных кругах, изменяли, применяли в разных условиях. Весьма успешная модель. Но с чем мы столкнулись: необходимо значительное количество времени и необходимо создать определенные условия. В современных условиях бизнеса, когда время самый ценный ресурс – это непростительная роскошь.
Мы стали задавать себе вопрос, что еще можно применить столь же успешно для решения различных управленческих вопросов. Примерно в 2012 году мы познакомились с технологиями коучинга. Мы изучили этот метод. Получили международную сертификацию. Сейчас это очень модное направление. Работали, как индивидуально с руководителями, так и в группе. В этом процессе безусловно могут принимать участие группы и получаются неплохие результаты. Но сказать, что этот инструмент нас полностью удовлетворил, нельзя.
В рамках сессии все время нужно двигаться за группой и учитывать психологические особенности. Методика строится подчас на психологических феноменах. Наши коллеги из Facilitation Point Company попробовали внести ясность в вопрос – в чем разница между командным коучем и фасилитатором. Они предложили четыре пункта отличия: фокус работы, цель работы и задачи, результат работы, техники и инструменты. Это не совсем прояснило ситуацию, но Вам будет интересно. Из четырех пунктов мы выделили только два, которые на наш взгляд хорошо различают эти подходы. Вот они:
Сейчас наблюдается ситуация, когда коучи, изучив определенные вопросы фасилитации используют в фасилитации коучинговые инструменты (например колесо жизненного баланса) пытаясь конструировать модели компетенции. Очень странные подходы, но это направление развивается и находит отклик на рынке.
Итак, завершая небольшой экскурс в историю, мы можем сказать, что фасилитация это один из способов управления обсуждением или организация процесса обсуждения. Это процесс, который позволяет организовать обсуждение сложной ситуации или проблемы и достигнуть согласия (единого взгляда) на решении обсуждаемой проблемы. Фасилитация определяется, как процесс коллегиального совместного решения. При этом не всегда нужна фасилитация. Часто руководитель с помощью своих навыков легко может найти решение проблемной ситуации. А вот когда не получается найти решение или выработать общую точку зрения, можно воспользоваться инструментами фасилитации.
highadvance.org
Чем занимается фасилитатор | Консалтинговая компания «Правила игры»
Cтатья Майкла Вилкинсона в переводе Вероники Мартыновой для Правил игры
Роль фасилитатора — это роль проводника, помогающего участникам пройти все ступени для достижения цели. Он или она не навязывает своё решение, а напротив, использует понимание процесса и групповую динамику, чтобы помочь достичь желаемого результата, учитывая индивидуальные нужды и характеристики участников. Если фасилитатор успешно справляется с задачей, конечный результат будет достигнут, понят и принят всеми участниками.
Восемь ролей фасилитатора:
Гид — Фасилитатор должен знать все шаги процесса от начала до конца и внимательно вести участников через каждую его фазу.
Мотиватор — Начиная с озвучивания вводного тезиса и заканчивая словами одобрения фасилитатор должен воспламенить группу и поддерживать зажжённый огонь. Фасилитатор должен дать импульс и поддерживать темп.
Строитель мостов — Там, где люди видят различия, фасилитатор должен находить и использовать сходства для закладки фундамента мостов к консенсусу с последующим их строительством.
Ясновидящий — На протяжении всей сессии фасилитатор должен внимательно следить за потенциальными признаками напряжённости, утомления, раздражения, потери энергии и заранее предотвращать развитие дисфункционального поведения.
Одобряющий — При любой возможности фасилитатору следует одобрять прилагаемые усилия, достижение успехов и результатов. Хвалите как следует, хвалите часто, хвалите за конкретные вещи.
Миротворец — Почти всегда лучше избегать прямой конфронтации между участниками, но если таковая случится, фасилитатору необходимо быстро вмешаться, восстановить порядок и направить группу к конструктивному решению.
Контролёр — В конечном счете, фасилитатор ответственен за поддержание ведения сессии в нужном направлении; это означает тактичное отсекание коротких, не относящихся к делу дискуссий, предотвращение уклонения от темы и поддержание последовательного уровня детальности на протяжении всей сессии.
Активный слушатель — При любой возможности фасилитатор должен совершать осознанное усилие, чтобы слышать и понимать суть, замысел, значение и чувство того, о чём говорится.
rulesplay.ru
Дилемма фасилитатораНаверняка, когда-нибудь вы думали о том, что если вы немного поможете участникам с идеями, то принесете пользу для глубины обсуждения. Вы же настолько клиентоориентированы, что не можете не помочь его команде выдать самые лучшие результаты.Но ваш внутренний голос сомневался: «Должен ли я рассказать им? Нарушу ли я тем самым свою роль фасилитатора?» А как в конце концов поступали – сдерживались или все-таки подкидывали идеи? Это вечная дилемма для фасилитатора – искушение нарушить свою нейтральность к содержанию обсуждения. Все традиционные источники о фасилитации утверждают, что фасилитатор всегда должен оставаться в стороне, безучастным к контенту; должен фокусироваться только на процессе, на групповой динамике, и всеми силами избегать участия в создании контента сессии: — «Вы не эксперт. Это не ваша роль. Вы не можете не доверять мудрости группы. Если вы хотите участвовать в сессии, то тогда сложите свои полномочия и садитесь вместе с группой». Но не все так однозначно, и существует и другой, комбинированный вариант Но, как обычно, у любого варианта есть свои плюсы и свои минусы. Давайте разберемся. Традиционный вариант При традиционном варианте фасилитатор рассказывает о своей нейтральности к контенту «Я отвечаю за процесс, а участники отвечают за контент», который будет обсуждаться и рождаться на сессии» еще до ее начала. • Фасилитатору не обязательно понимать весь контент. А вообще лучший вариант, когда он вообще ничего не понимает и тогда у него вообще не возникает желания поучаствовать. • Фасилитатор никак не оценивает высказывания участников. • И фасилитатор никогда, никогда, никогда, никогда не дает никаких идей. • Основная цель фасилитатора традиционного типа это провести группу по процессу до запланированного результата, построить атмосферу доверия, обеспечить поддержку и вовлеченность всех участников обсуждения. Яркий пример такого стиля фасилитации в ситуации, когда иностранец, например, Брюс Роулинг проводит фасилитационную сессию по разработке очередной российской конференции фасилитаторов. Брюс практически не понимает русского языка, но при этом уверенно фасилитирует для русскоговорящих участников. Комбинированный вариант Этот вариант родился скорее всего в сфере консалтинга. При комбинированном типе фасилитатор выступает больше в роли советника или куратора. От фасилитатора Заказчик ожидает, что он сделает все возможное, чтобы простимулировать команду на лучшие результаты. Фасилитаторы – «комбинаторы» не забывают, что лучший вариант – это, когда участники сами предлагают идеи и создают новые решения. В таком случае они будут чувствовать авторство, примут эти идеи и решения и с высокой степенью вероятности будут воплощать решения в жизнь. В то же время, фасилитаторы — «комбинаторы» уверены, что если им известны возможные решения/идеи, которые могут помочь группе, то фасилитатор должен сообщить свои мысли. • Разумеется, фасилитатор – «комбинатор» должен выделить намного больше времени для погружения в индустрию и контекст заказчика. Однажды, после одного из модулей курса «Мастер фасилитации» один из участников воскликнул: «Получается, что теперь мне нужно получить MBA, чтобы уверенно проводить сессии для решения бизнес-задач?» • Во время сессии, если фасилитатор замечает, что группа не смогла собрать и отдать максимально необходимую экспертизу, фасилитатор – «комбинатор» часто задает вопрос «Не упустили мы что-то важное при выработке этих решений?» • Если фасилитатора беспокоит, что одну из стоящих идей никто в группе не предложил, то он может сам ее запустить в поток анонимных идей. Важно зафиксировать идею, а не ее автора. К примеру, фасилитатор может спросить: «Что вы думаете, а если сделать ДЕЙСТВИЕ?». Если встречает положительную реакцию, то еще вопросы: «По какой причине вам бы захотелось сделать ДЕЙСТВИЕ?», «Как бы вы хотели, чтобы я записал это ДЕЙСТВИЕ?» • Фасилитатор – «комбинатор» активно использует вопросы-трейлеры и запускает свои идеи в поток на обсуждение. Если группа принимает его идею, это хорошо. Если не принимает его идею, это тоже хорошо. • Фасилитатор – «комбинатор» признает, что подобные интервенции легко провести не верно. Иногда его интервенции могут быть восприняты группой как манипуляция, стремление привести группу к тому решению, которое группе не принадлежит, а значит вряд ли будет разделено и принято участниками. Иногда такую ситуацию называют «фасипуляцией». Будьте начеку и не допускайте обесценивания роли фасилитатора! Если вам ближе комбинированный тип то, когда вы бы рекомендовали его использовать? Комбинированный тип фасилитации может принести больше ценности для Заказчика, если соблюдать некоторые правила и границы: 1. Фасилитатор эксперт в области, которую обсуждают, и он, действительно, может поделиться ценными идеями и предложениями. 2. Фасилитатор умеет наблюдать со стороны, тогда как те, кто «внутри» не могут выступать в роли наблюдателя. 3. Фасилитатор делает свои предложения только после того, как группа исчерпала свои варианты, или собралась идти дальше, тогда как не обнаружила/не заметила/не вспомнила/упустила из виду существенные факты, которые могут оказать сильное влияние не последующие этапы обсуждения/результаты сессии. 4. Фасилитатор сообщает свои идеи, начиная со слов «А что, если …?», «Мне вот интересно…», «Я размышляю вот над чем …». 5. Предложения и идеи высказываются мягко, с осторожностью, с сомнением. А чего хочет клиент? Исходя из моего личного опыта, клиенты все-таки хотят, чтобы фасилитатор в нужное время мог проявить комбинированный подход. Конечно, я всегда готовлюсь к сессии не только с точки зрения процесса. Но и собираю данные о компании, ее конкурентах, отрасли и рынке. Однако, я всегда спрашиваю Заказчика и участников о том, хотели бы они, чтобы я сделала свои замечания/комментарии/идеи, исходя из своего опыта. И только, если они согласны, я разрешаю себе помочь группе не только с процессом. И делаю это очень осторожно и дозировано. Резюме: При традиционном типе фасилитации нейтральность означает НЕ вовлекаться в контент. При комбинированном типе фасилитации нейтральность означает предлагать свои идеи, но не стимулировать их принятие группой и использование. | Зарегистрированные пользователи получают доступ к нашему форуму, на котором можно задать вопросы и обмениваться мнениями. +7 (495) 500-60-69 Москва, ул. Мещанская 7 стр. 1 |
www.personalimage.ru