Фасилитация в тренинге – Тренинги в формате фасилитации

4.3.2. Техники фасилитации. Управление обсуждением в группе. Бизнес-тренинг: как это делается

Что такое фасилитация. Задачи и содержание деятельности фасилитатора

Фасилитация – управление процессом группового обсуждения или принятия решения. Поэтому любая дискуссия так или иначе требует от тренера владения этим навыком.

Основная задача фасилитатора как организатора эффективного процесса коммуникации – привести группу к конкретным соглашениям, результатам в обсуждении. Большинство обсуждений на тренинге направлены на то, чтобы участники путем обмена мнениями и совместного анализа пришли к определенным выводам. Обычно это выводы о том, какие представления более соответствуют реальности и какие способы действия эффективнее.

Для понимания содержания деятельности фасилитатора важно разобраться в этимологии слова «фасилитация». Действительно, почему мы употребляем именно его, а не слово «модератор» или, например, русское «ведущий»?

Термин происходит от английского facilitate – «помогать», «облегчать». Таким образом, его значение существенно отличается от значений слов «ведение», «модерация». В переводе с латыни

modero – «умеряю, сдерживаю», а moderator – «управляющий, удерживающий в повиновении». Слово «ведущий» означает «идущий впереди, головной; тот, кто возглавляет».

Фасилитация – прежде всего создание условий для того, чтобы обсуждение и принятие решений в группе проходило максимально эффективно. Она предполагает управление в рамках обсуждения тремя основными составляющими:

• содержанием: организация продвижения к достижению целей. Тренеру далеко не все равно, что обсуждается в рамках тренинга. Управление содержанием, исходя из сути процесса фасилитации, не может осуществляться директивно, а строится на основе консенсуса;

• вовлечением участников: без этого невозможны образовательный эффект и изменение организационного поведения участников;

• процессом: задачи тренинга должны решаться максимально четко, за минимальное время. За счет использования различных техник, форм и методов организации обсуждения должны создаваться максимально благоприятные условия для вовлечения участников и управления содержанием.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

marketing.wikireading.ru

Модерация и фасилитация. | Консалтинговая компания «Правила игры»

Раньше между этими понятиями действительно была разница.


Модерация возникла как способ сбора общественного мнения в ситуации, когда стандартные опросы не помогали.

Т.е. первично это был инструмент, позволяющий узнать точку зрения каждого и отобразить ее визуально.

 

    

Фасилитация – дословно «вспомоществование». Помощь группе или индивиду в достижении большей продуктивности или скорости деятельности. 

 

 В настоящее время модерация и фасилитация, на наш взгляд, объединились, что привело к формированию универсальной технологии, позволяющей решать самые разнообразные задачи.

 

Модерация/ фасилитация – это помощь группе в принятии решения с помощью определенных технологий управления процессом обсуждения.

Они предполагают использование одинакового, либо очень близкого инструментария, и направлены на мотивацию участников, обеспечение их максимальной включенности и вовлеченности, формирование у группы ответственности за достижение итоговых договоренностей и их последующую реализацию.

Модерационная/ фасилитационная сессия – это отлично организованная и структурированная встреча, где ее ведущий (модератор/ фасилитатор) проводит группу через серию заранее подготовленных шагов, с помощью которых участники обязательно достигают результата, созданного, понятого, принятого каждым из них.

При этом крайне важно, что ведущий такого процесса сохраняет абсолютную нейтральность и не имеет возможности влиять на содержательную составляющую.

Ведущий (фасилитатор или модератор) является ответственным за процесс, т.е. правила, регламент и т.д. и формат результата (план, стратегия, ценности и пр.) Содержание всегда дает группа.

Модератор, фасилитатор или тренер?

Теперь, когда мы определились с тем, что в современном мире модерация и фасилитация по сути своей являются одним и тем же, говорить о разнице между фасилитатором и модератором не стоит. 

Фасилитатор/ модератор — это профессионал, обеспечивающий успешную групповую коммуникацию. Обеспечивая соблюдение правил встречи, её процедуры и регламента. Фасилитатор позволяет участникам сессии сконцентрироваться на целях и содержании встречи. Фасилитатор превращает процесс коммуникации в удобный и лёгкий. Он помогает  понять общую цель,  поддерживает позитивную групповую динамику для достижения этой цели. Для группы фасилитатор – это:

  1. Мотиватор – формирует среду и «зажигает» участников
  2. Ведущий – знает весь путь группы «от и до» и помогает пройти его максимально эффективно
  3. Генератор вопросов – помогает группе достичь максимальной эффективности в каждой дискуссии
  4. Строитель мостов – помогает достичь консенсуса там, где участники не видят такой возможности
  5. Ясновидящий – диагностирует, либо предугадывает малейшие признаки усталости, «выключенности» и помогает группе вернуться в рабочее состояние
  6. Миротворец – помогает группе преодолевать конфликтные ситуации
  7. Ценитель – признает вклад группы, поощряет прогресс при самом малом его наличии, ценит достигнутый группой результат.  

Отдельно стоит поговорить о том, кто такой тренер.

Прежде всего, важно понять, что фасилитация и тренинг служат для достижения различных целей. 

Цель фасилитации — помочь группе прийти к результату, опираясь на собственный опыт участников. 

Цель тренинга –создать базу для формирования того или иного навыка, передать знания и опыт участникам, научить применять полученную информацию на практике.

Тренер, в отличие от фасилитатора или модератора ВСЕГДА отвечает и за процесс и за содержание. Но главное отличие тренера от фасилитатора заключается в том, что тренер ДОЛЖЕН обладать экспертизой в той области, в которой он проводит обучение. И он ИМЕЕТ ПРАВО на трансляцию этой экспертизы группе.

Вместе с тем, в процессе работы тренер может принимать разные роли. Если уровень знаний и опыта участников минимален, то тренер становится для них учителем/ преподавателем. Если же группа обладает высоким уровнем знаний, то тренер может переходить в роль фасилитатора, помогая участникам аккумулировать свои знания и выработать общее решение того или иного вопроса.

Проиллюстрировать изменение роли тренера можно так:


 

rulesplay.ru

Фасилитация в тренинге | Институт практической психологии НИУ ВШЭ.

Прежде чем приступить к раскрытию тезы что собой представляет фасилитация в тренинге, важно для себя припомнить что собой представляет сам термин «фасилитация». Данный термин берет свою основу от английского слова «facilitate» — способствовать, помогать или облегчать. В психологическом словаре понятие трактуется следующим образом: «усиление и ускорение тенденции производительности индивида в его непосредственной деятельности как результат реализации в структуру его собственного сознании картины об особенностях иного индивида (или целой группы индивидов), представленного в формате соперника или же просто секунданта за формулой поведения данного индивида или группы лиц».

Отсюда можно сделать вывод что фасилитация – это своего рода организация профессионального плана процесса работы в группе, которая целью своей ставит достижение поставленный перед самим тренингом целей. Важно заметить, что в данном процессе как групповой работе возникает целый ряд сложных вопросов, решение которых и является непосредственно реализацией фасилитации в тренинге. В свою очередь, положительно активированное влияние фасилитации в тренинге наиболее ярко выражается при работе над различными по типу проблемами при работе в группе, которые имеют очевидного и прозрачного решения. Потому как для этого необходим, несомненно, творческой направленности подход. А так как фасилитация заточена на сугубо профессиональном подходе при решении поставленных задач, то и изменение типа «фасилитации» в тренингах может привести, в свою очередь, к высокому уровню реализации групповой работы. Также это активно способствует повышению степени увлеченности процессом, к повышению заинтересованности лиц в группе, к максимально возможному выявлению их потенциальных возможностей.

Целью фасилитации в тренинге можно обозначить решение целых блоков ситуаций в бизнес-структуре, где необходимость нахождения требуется решения выхода из создавшихся ситуаций может быть достигнут только путем анализирования имеющихся проблем на данном этапе, также на способности собрать их в единый узел. Собранные вкупе задачи преобразуются в идеи и затем эти самые идеи помогают уточнить и скорректировать сами задачи, затем создав схему дальнейших действий приступить к их непосредственному решению.

Способ организации тренингов в фасилитации актуальны, если на них на щит ставятся особо острые проблемы, которые изыскивают конкретных решений. Важно, что ситуацию в фасилитационном задачнике принято рассматривать комплексно и многовекторно, в своеобразном и виртуально выстроенном 3-Д формате.  Именно в таком разрезе при постановке задач можно организовывать эффективные групповые дискуссии, в которых каждое лицо имеет право и возможность самовыразиться, выдвинуть свои идеи и предположения.

Конечный продукт, который получается при работе с группой методом фасилитации, можно выразить как принятое, окончательным и зафиксированным на носителе решением или же предложением. Данный результат или продукт решения при фасилитации в тренинге достигается комплексным творческим подходом, когда всплеск идей в группе отсеивается в процессе активной работы и структурируется в одно целостное решение, устраивающее всех.

Фасилитатор – это преподаватель тренинга, который и занимается непосредственно стимулированием, направлением вектора работы в группе, помощи в организации поиска и анализа полученной в процессе работы информации по той или иной проблеме, или задаче. Нередко обучающиеся задают вопрос: «В чем разница между фасилитатором и модератором?» Наши специалисты объясняют это тем, что моделирование групповых работ – это умение владеть предметной областью обсуждения, и главное внимание уделяется самому процессу. Тогда как работа фасилитатора заключается в умении побуждать к действиям в нужном руле и способность контролировать нормированные рамки групповой дискуссии. Это, в свою очередь, делает из фасилитатора нейтрального лидера, придающего рабочему процессу эффективности и легкое течение. Он также не предлагает решений, не высказывает свое мнение, а только предлагает средства для решения поставленных задач.

Из всего вышеперечисленного мы делаем вывод, что задачи у фасилитатора в тренинге – в основе своей творческого плана.

ipp.hse.ru

Услуги

Обучение фасилитации

Наши программы и их особенности:

Курс «Мастер фасилитации» Узнать больше ​Сертификация Pinpoint facilitator

Совместный проект компании Pinpoint Facilitation (Великобритания) и Консалтинговой компании «Имидж персонал» на территории России и СНГ по сертификации практикующих фасилитаторов Pinpoint поможет вам сделать новый шаг в вашей карьере!

Подтверди свое профессиональное мастерство и получи возможность стать членом Международного клуба сертифицированных практикующих фасилитаторов Pinpoint! Узнать больше
​Рисунок для бизнеса. Как сложное сделать понятным и прибыльным!

Уникальный тренинг поможет вам освоить основы графической фасилитации, научиться рисовать иконками и символами для усиления понимания, активизации творческого потенциала сотрудников, и использовать этот навык для бизнес-мероприятий: встреч, переговоров, совещаний, конференций и тренингов.

Узнать больше
Секреты креативных и инновационных сессий

В последнее время все чаще от компаний поступают следующие запросы: нам нужна инновационная сессия по разработке нового продукта; нужно подготовить встречу по поиску идей по продвижению продукции; мы хотим вместе с ключевыми сотрудниками понять – куда двигаться дальше; ищем новые проекты и идеи.

Наши методы и алгоритмы проведения сессий помогут вам придумать и провести креативную сессию в компании! Практика в ходе обучения позволит вам развить новую компетенцию и стать уверенным фасилитатором! Узнать больше
​Фасилитация для корпоративного тренера

Данный курс поможет тренерам изучить метод фасилитации и использовать его для разработки нового формата учебных мероприятий, включив в них методы фасилитации. Данный формат обучения наиболее эффективен для обучения опытных сотрудников, поскольку опирается на их опыт и знания.

Проводимые вами тренинги будут всегда яркими, интерактивными и запоминающимися! Вы сможете добиться максимальных результатов! Узнать больше
Инструменты выработки групповых решений

В ходе обучения вы узнаете новые методы и техники организации групповых обсуждений и групповой работы, отработаете на практике инструменты сбора и анализа информации, генерации идей и решений, их отбор и оценку!

Узнать больше
Фасилитация в проекте

Сегодня для руководителя проекта навык фасилитации становится одним из ключевых для успешного управления проектами. Данный курс полезен тем, кто заинтересован в освоении методов и приемов, позволяющих повысить эффективности деятельности проектной группы на всех этапах ее работы: генерация идей, анализа информации, принятие решений, планирование работы, выявление и решение проблем, подведение итогов работы и представление результатов проекта. Вы узнаете, как использовать методы фасилитации на различных стадиях проекта: в начале, в середине и в конце, как проводить ретроспективу проекта и извлекать опыт!
Если для вас важно повысить эффективность коммуникаций в проекте и продуктивность команды, данный тренинг для вас!

Узнать больше
Школа фасилитации online

Учебный курс Школы полезен для тех, кто решил освоить фасилитацию как новый инструмент
работы с группами или совершенствовать свои знания и практику, расширить свой методический репертуар, при этом удаленность или отсутствие времени мешают посещению очных курсов.

Узнать больше
Технология фасилитации Pinpoint

Тренинг проводится Брюсом Роулингом из компании Pinpoint Facilitation (Великобритания). Тренинг проходит 1-2 раза в год, ведется с последовательным переводом. Тренинг направлен на развитие навыков фасилитатора и освоение практического инструмента, который усилит Ваши бизнес-мероприятия и тренинги, сделает их ярче, продуктивнее и приносящими большее удовольствие.

Узнать больше
Графическая фасилитация и метод графических шаблонов

Каждый создает миллионы образов у себя в голове. Мы поможем использовать яркие, четкие образы для улучшения Вашей работы и украшения жизни.

Узнать больше
Фасилитация групповой работы как инструмент современного менеджера

Программа нацелена на подготовку профессиональных организаторов эффективных обсуждений и групповой работы из числа менеджеров Вашей компании!

Узнать больше
Проведение эффективных совещаний с использованием фасилитации

В результате тренинга участники: повысят эффективность своих совещаний, за счет понимания как готовить и проводить совещания максимально вовлекая сотрудников в поиск решения и управляя процессом; узнают новые методы и техники организации групповых обсуждений и групповой работы; смогут получать большую отдачу от более продуктивных мероприятий. 

Узнать больше

Зарегистрированные пользователи получают доступ к нашему форуму, на котором можно задать вопросы и обмениваться мнениями.

+7 (495) 500-60-69
+7 (495) 025-01-69

Москва, ул. Мещанская 7 стр. 1

www.personalimage.ru

Райс О.И. Фасилитация, как метод интерактивного обучения

Райс Ольга Игоревна
Международная Тренинговая Компания
кандидат экономических наук, педагог-психолог

Библиографическая ссылка на статью:
Райс О.И. Фасилитация, как метод интерактивного обучения // Психология, социология и педагогика. 2014. № 7 [Электронный ресурс]. URL: http://psychology.snauka.ru/2014/07/3317 (дата обращения: 07.02.2019).

Термин «фасилитация» от англ. глагола «facilitate» переводится, как облегчать, помогать, способствовать. Краткий психологический словарь разъясняет это понятие так: «повышение скорости или продуктивности деятельности индивида вследствие актуализации в его сознании образа другого человека (или группы людей), выступающего в качестве соперника или наблюдателя за действиями данного индивида». Таким образом, метод «Фасилитации» рассматривается,
как профессиональная организация процесса групповой работы, направленная на достижение целей занятия, решения, в процессе обучения, вопросов повышенной сложности и важности. Особенное положительное фасилитирующее влияния ярко проявляется при работе над проблемными задачами, не имеющими не только очевидного, но и “единственно
верного” решения и требующими творческого подхода. При профессиональном подходе, применение метода «фасилитации» в обучении может приводить к повышению эффективности  групповой работы, вовлеченности, повышению заинтересованности участников, а так же максимальному раскрытию их потенциала.

Цель применения «фасилитации» в образовательном процессе может сводиться к решению кейсов, конкретных бизнес-ситуаций, где требуется найти решения, проанализировать проблемы, собрать идеи, уточнить задачи, спланировать действия и т.д.

Организация занятий с применением метода «фасилитации» целесообразна в случаях, когда поднимаются острые темы, которые требуют конкретных решений; когда ситуацию нужно рассмотреть комплексно,  с разных сторон; тогда, когда требуется организовать эффективное групповое обсуждение, где каждый участник может высказаться, поделиться  идеями, опытом и предположениями.

Продукт,  полученный с помощью применения метода «фасилитации», можно представить как принятое, зафиксированное на бумаге (на фотографиях, на любом другом носителе) организационное решение или предложение.

Фасилитатор —  это ведущий, преподаватель, в основную задачу которого входит стимулирование, мягкое направление процесса умственной деятельности в группе обучающихся, направленное на поиск и анализ информации по конкретному
вопросу или поставленной задаче. Однако возникает совершенно закономерный вопрос о том, существует ли ринципиальная разница между понятиями «фасилитатор» и «модератор»? При условии, что и «фасилитатор»,
и «модератор» организуют работу в группе и направляют ее к достижению поставленной цели. На наш взгляд, особенностью модерирования групповых процессов является то, что модератор в большей степени должен владеть
предметной областью, в которой ведется обсуждение и больше вмешиваться в процесс, чем «фасилитатор», цель работы которого ограничивается побуждением к действию и соблюдением регламента обсуждения. Таким образом, «фасилитатор» – это нейтральный лидер, который делает процесс групповой работы легким и эффективным. «Фасилитатор» не предлагает готовых решений, не навязывает своего мнения, он предоставляет определенные средства, с помощью которых  группа сама находит решение. Поэтому роль «фасилитатора» должна сводиться к выбору темы и вопросов для обсуждения, организации процесса работы, а именно созданию творческой, свободной, позитивной атмосферы.

Возможные методы фасилитации: технология “Open Space”, технология “интернациональное кафе”, динамическая фасилитация, классический мозговой штурм, метод Дельфи, стратегия Уолта Диснея, негативный мозговой штурм, фасилитированная дискуссия, технология “идея-лог”, «скампер», грейп-коктейли.

Фасилитационные сессии  могут продолжаться от 4 часов до 3 дней. Размер группы: от 8 до 50 участников.

Примениение метода «фассилитации». Метод групповой работы  в форме «фасилитации» актуален в обсуждении вопросов организационного развития, процессе обучения (проведении конференций, семинарских занятий), при
стратегическом планировании, анализе ситуаций или проблем, выработке новых идей, в проектной работе, и т.д.

Адаптация метода «фассилитации» к преподаваемой дисциплине.

Учебная дисциплина: «Финансы». Тема занятия: «Финансы предприятий».

Рассматриваемый вопрос темы: «разработка стратегии анализа деятельности предприятия».

Цель занятия – систематизировать знания в области «управления финансами предприятий», «разработки стратегии анализа деятельности предприятия», отработать деловые навыки принятия решений, потренироваться в
возможности анализировать полученную информацию, освоить новые модели поведения в интерактивном общении, умении аргументировано, грамотно представлять свою позицию (мнение).

Задача: «генеральный директор крупной диверсифицированной компании по строительным изделиям обратился к нам за помощью. Он просит проверить производственную деятельность компании «Керамо», выпускающего эмалированную керамическую продукцию. Эту продукцию составляют: ванны, унитазы, писсуары. Генеральный директор хочет знать, следует ли одобрить капитальные затраты в 200 млн. долларов на новые производственные мощности?!

Информация о компании «Керамо»:

  1. Это одна из семи крупнейших производителей в России (доля рынка 15%)
  2. Цены на продукцию «Керамо» долгое время оставались неизменными
  3. «Керамо» работает на уровне безубыточности, его конкуренты получают небольшую прибыль
  4.  Самый крупный конкурент компании«Керамо» объявил, что намеревается построить крупный современный завод

Для повышения эффективности работы в группе воспользуемся методом «Фасилитации». Для решения «заданной ситуации» воспользуемся одним из методов фасилитации, а именно методом «Grape-коктейль». ГРЕЙП КОКТЕЛЬ (Grape-коктейль) – это инструмент, который способен решать одновременно несколько задач этапа открытия
сессии.

План работы в группе:

  • 1-й шаг:  «Трейлер» – инструмент раскрытия спектра мнений по заданной теме. Выявляем направление
    «движения мысли» по заданному вопросу.

Время: 10 минут

  • 2-й шаг: «MeWeUs» – техника вовлечения в обсуждение «молчаливых» и получения
    вклада каждого участника. Каждый из участников команды фиксирует письменно или устно свое
    мнение по обсуждаемому вопросу.

Время: 10 -15 минут

  • 3-й шаг: «World-cafe» – мощный метод глубокой проработки решений за счет вклада каждого. На этом этапе
    анализируем мнения участников дискуссии, обобщаем их предложения. Всю без
    исключения информацию фиксируем в таблице.

Время: 15 минут

  • 4-й шаг: «IDEA-лог»— интерактивный метод, дающий максимум диалога. С помощью этого метода
    организовываем диалог в группе, обсуждаем, голосуем. В таблице оставляем самые сильные, целесообразные предложения и мнения.

Время: 15 минут

  • 5-й шаг:Road-map» – техника «мягкого» структурирования и согласования плана действий. С помощью
    преподавателя-фасилитатора выявляем финальный план действий. Формируем предложение или ответ на заданный в начале обсуждения вопрос. В нашем случае мы для директора предприятия, обосновываем с экономической точки зрения, целесообразность капитальных затрат в размере 200 млн. долларов.  

Время: 10-15 минут

Таким образом, целью применения интерактивных форм в обучении, в том числе и применение в образовательном
процессе метода фасилитации ставят целью активизировать учебно-познавательную деятельность, максимально раскрыть потенциала всех участников педагогического процесса. Наиболее точно суть метода «фассилитации», на наш
взгляд сформулировал Лао Цзы в своем гениальном труде «Дао Дэ Цзын», где он называет фасилитатора – «совершенномудрым», потому что «он никуда не зовет, а все идут куда нужно; он молчит, а все его слушают; он находится позади всех, а все его видят».



Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «OlgaRice»

psychology.snauka.ru

Фасилитация. Десять приемов выхода из тупика в процессе фасилитации

Один из подводных камней в процессе фасилитации – это тупик в обсуждении, который может здорово осложнить работу фасилитатора. Как понять, что обсуждение зашло в тупик и нужно принимать соответствующие меры?

Симптомы, которые показывают, что обсуждение зашло в тупик:

  • Падает групповая энергетика. Участники просто устали. Пора сделать перерыв или провести энергетические упражнения.
  • Уменьшается количество предлагаемых участниками идей или вообще их нет. Участники в растерянности, молчат.
  • Процесс обсуждения застопорился, участники возвращаются к старым темам, дискуссия затягивается.

Существует много приемов, помогающих вновь включить дивергентное мышление.

Первый прием «Вопросы вызовы». Фасилитатор задает фокусированные вопросы аудитории, чтобы пустить мысль в новом направлении.

Это могут быть открытые, провоцирующие вопросы:

  • Как это сделать проще?
  • Как это сделать лучше?
  • Как это сделать эффективнее?
  • Как это можно сделать по-другому?

А можно использовать специализированные вопросы по бизнес тематике:

  • Как можно добиться поставленных показателей?
  • Какие препятствия предстоит преодолеть?
  • Как надо изменить систему вознаграждения сотрудников.
  • Как вы собираетесь увеличить долю рынка?
  • Каких клиентов намереваетесь привлечь?

Имеет смысл заранее создать список провоцирующих вопросов, я их называю «вопросы вызовы». Вопросы помогают активировать мышление участников обсуждения.

Второй прием «Оценить прошлое». Эксперт, ведущий фасилитацию, предлагает вновь пройти по всем записанным идеям и сделать выводы, спросив у людей: «Мы ничего не упустили?»

Третий прием «Пауза». Можно просто сделать паузу и помолчать около минуты. Фасилитатор просто молчит и смотрит на участников сессии.

Четвертый прием «Перерыв». Для разрядки ситуации сделать перерыв, хотя время перерыва по регламенту еще не пришло.

Пятый прием «Идти дальше». Предложить присутствующим двигаться дальше, перейти к дискуссии по другим вопросам, а к обсуждению тупиковой проблемы вернуться позже.

Шестой прием «Метод латерального мышления, ассоциаций». Данный метод я регулярно использую на моих тренингах и фасилитационных сессиях, демонстрируя яркие, драматичные, динамичные слайды: несущаяся яхта, выпрыгивающий из самолета парашютист, байдарка среди порогов, военная тематика, бой на ринге, соревнования бегунов или лыжников и т.п. Затем участников прошу сосредоточиться на этих картинках и подумать: как можно улучшить положение этих людей, как помочь им добиться успеха. Как парашютисту безопасно приземлиться? Как спортсмену преодолеть пороги? Как боксеру выиграть бой?

Участники тренинга расписывают различные варианты в отношении абстрактной ситуации на слайде. Бывает, что аудитория сразу преображается и начинает фонтанировать идеями.Далее ведущий спрашивает о том, какие ассоциации появляются в связи с их проблемой и ее решением. Эту методику также называют «раскачиванием» – люди находят новаторские решения путем выстраивания новых ассоциативных связей. Они начинают в ином свете видеть собственную ситуацию и уже обращают внимание на новые возможности, а не на тупики. И в итоге изобретают новые креативные решения.

Седьмой прием «Метафора». Этот метод я используюю для оживления ассоциативного мышления. Каждый из присутствующих описывает метафорой обсуждаемую проблему и через другую метафору предлагают ее решение. Можно устроить своеобразный конкурс метафор в виде рисунков и развесить на стене для дальнейшего сравнительного анализа.

Восьмой прием «Матрица креативных идей Игоря Вагина». Для удобства создания, разработки и принятия новых решений я разработал еще в 2002 году специальную матрицу. Внизу приведена таблица – заполняя ее клетки, можно придумать массу интересных идей. В столбике слева перечислены приемы креативного мышления. В строке справа – пути направления мышления.

Я использую в случае тупика свою креативную матрицу, которая помогает запустить фонтан новых, оригинальных идей.

Как пример, вам нужно придумать портфель идей для дальнейшего отбора.

Матрица состоит из приемов креативного мышления, расположенных в вертикальном столбце, и направлениях мышления, расположенных в горизонтальной строке. Заполняя таблицу, участники записывают свои идеи. А потом выстраиваем рейтинг идей, оцениваем их по параметрам затрат сложности внедрения.

Продукт Сервис Оплата Маркетинг Логистика
Два в одном
Смени параметр (больше, меньше, другой материал, другой цвет, другая форма оплаты.
Возьми из других сфер жизни
Свой продукт, услугу примени в других сферах жизни.
Возьми у конкурента
Сочетай несочетаемое

Лучше, чтобы над матрицей работало сразу несколько человек, в режиме «мини-мозгового штурма»: все собираются вместе и обсуждают, какой вариант и в какой ячейке таблицы записать. Примеры:

  1. Что можно взять у конкурента? Ценовую политику, дизайн, ассортимент, качество изделий и т.п.
  2. Как использовать «два в одном»? Скомбинировать цену с доступностью товара: тот, кто готов ждать дольше – платит меньше и т.п.
  3. Как сменить формат? Сделать услугу доступнее, изменить ее, увеличить ассортимент и т.п.
  4. Что взять из другой сферы? Можно использовать приемы сетевого маркетинга в обычной торговле и т.п.

Девятый прием – анкета «Анализ возможностей». В тупике обсуждения мне хорошо помогает для активации мышления участников анкета «Анализ возможностей», с помощью которой можно быстро сгенерировать новые идеи.

Анализ наших возможностей «Четыре шага»

Первый шаг. Измените единицу вашего бизнеса

  • Вы можете преподнести клиенту ваш товар другим способом?
  • Вы можете варьировать цены и осуществлять платежи другим способом?
  • Вы можете дать клиенту, что ему действительно нужно?

Второй шаг. Исправьте эксплуатацию ваших активов

  • Вы можете привлечь внешних специалистов?
  • Вы можете избавиться от некоторых активов?
  • Вы можете использовать чужие активы
  • Вы можете использовать ваши активы более интенсивно?

Третий шаг. Исправьте ваши показатели производительности

  • Вы можете улучшить оценку вашей производительности?
  • Вы можете использовать новые технологии?
  • Вы можете опередить вашего конкурента по показателям производительности?

Четвертый шаг. Увеличьте скорость денежного потока

  • Вы можете отложить платежи?
  • Вы можете ускорить получение денег от клиента?
  • Могут ли платежи поступать чаще?

Десятый прием «Оценка принимаемых решений». В заключении креативной сессии можно использовать батарею оценочных вопросов, которые помогут критически оценить ценность и перспективность ваших идей, выявить наиболее приоритетные.

Список оценочных вопросов вариантов полученных решений.

  1. Это решение отвечает интересам наших клиентов.
  2. Это решение усилит наш имидж?
  3. Это решение повысит доверие к нам со стороны наших клиентов?
  4. Мы готовы отказаться от повышения краткосрочных прибылей ради повышения долгосрочных.
  5. Мы идем по пути инноваций?
  6. Мы будем владеть технологией?
  7. Это усилит нашу конкурентоспособность?

Резюме: креативность в процессе фасилитации – это управляемый процесс, и нужно уметь профессионально работать с аудиторий, а не пускать все на самотек.

Мои советы:

  1. Нужно верить, что люли креативны и могут продуцировать инновационные идеи.
  2. Важно замотивировать людей на креативную работу, показать им, что их интересы напрямую связаны с результатами обсуждения.

По этой теме вы можете прочитать мои книги: «Умейте мыслить гениально» и «Слезь с дохлой кобылы» или пройти мой тренинг «Принятие решений». Желаю вам результативных сессий и множества прорывных идей!

igor-vagin.ru

Курс «Мастер фасилитации»

Наш ключевой курс!

Курс «Мастер фасилитации» нацелен на подготовку профессиональных фасилитаторов корпоративных сессий и состоит из трех тренингов, направленных на последовательное и системное развитие навыков фасилитации.

Вы освоите более 75 методов и техник организации групповых обсуждений, сможете развить основные компетенции, необходимые фасилитатору. Курс подготовит вас к Сертификации по технологии фасилитации Pinpoint и даст возможность стать членом Международного клуба сертифицированных практикующих фасилитаторов Pinpoint.

Курс практический — вы сразу начнете применять на практике полученные знания и навыки!

Освойте техники, которыми владеют наши фасилитаторы, почувствуйте себя уверенным коммуникатором, научитесь работать c большими аудиториями!

Как можно добиться слаженной работы групп при решении актуальных бизнес-задач! Участники курса узнают методы, техники и правила организации групповых обсуждений и групповой работы, смогут управлять процессом работы группы, вовлекая в него всех участников, повысят продуктивность рабочих совещаний, освоят новый подход к поиску креативных решений и идей.

Курс проводится в корпоративном и открытом формате и состоит из трех модулей по 2 дня каждый.

Модуль 1. Технология фасилитации – тренинг позволит вам освоить базовую технику современной фасилитации и затем использовать её в своей практике. Подробнее и регистрация

Модуль 2.  Методы фасилитации организационных изменений и корпоративных сессий — тренинг направлен на расширение методического репертуара фасилитатора – знакомство и освоение новых методов фасилитации для работы с малыми и большими группами. Подробнее и регистрация

Модуль 3. Практика фасилитации. Работа с трудными ситуациями и сопротивлением — тренинг направлен на развитие навыков разработки и проведения фасилитационных сессий и отработки темы трудных ситуаций, с которыми может встретиться практикующий фасилитатор при работе с группами. Подробнее и регистрация


Почему наши курсы по фасилитации работают:
  • Мы обучаем практическим навыкам: 90% обученных используют полученные навыки в своей деятельности;
  • Оказываем помощь в системном освоении навыка по фасилитации шаг за шагом;
  • Обеспечиваем поддержку и консультирование после завершения обучения;
  • Обучение по данному курсу прошли более 2000 российских фасилитаторов, которые успешно используют навыки фасилитации;
  • В процессе обучения вы узнаете, как готовить сценарий мероприятия и эффективно проводить процесс фасилитации, удерживать фокус внимания группы на целях мероприятия, получать максимум от любой группы.

Вы научитесь:
  • методам, техникам и правилам организации групповых обсуждений и групповой работы 
  • самостоятельно проводить групповые корпоративные мероприятия (стратегические сессии, рабочие встречи, мозговые штурмы) по решению актуальных бизнес-задач 
  • применять навыки профессиональной фасилитации 
  • управлять процессом группового обсуждения, вовлекая всех участников 
  • использовать техники фасилитации в учебных процессах, на тренингах
  • повышать производительность рабочих совещаний и встреч за счет их быстроты, креативности и эффективности.

В результате обучения вы получите:
  • Полный набор методических материалов для подготовки и проведения бизнес-событий, включающий описание всех методов и приемов фасилитации.
  • Первичные навыки фасилитации бизнес-событий
  • Ассессмент и обратную связь по текущему уровню развития компетенций фасилитатора
  • Доступ к материалам IMPER при подготовке к мероприятиям и освоении полученных навыков
  • Поддержку проектов и консультации мастеров фасилитации

Цели курса:
  • Определить роль фасилитатора и ее отличие от роли тренера
  • Выделить основные принципы и подходы в фасилитации
  • Представить лучшие практики, методы и техники фасилитации
  • Дать участникам возможность применить полученные навыки на практике и получить профессиональную обратную связь

Участники:
  • Топ-менеджмент
  • Руководители различного уровня
  • Руководители проектов
  • HR-бизнес-партнеры
  • Руководители корпоративных университетов и тренинговых центров, тренеры
  • Фасилитаторы
  • Консультанты 
  • Сотрудники клиентских подразделений, проводящие мероприятия и презентации для клиентов
  • Стартаперы
  • Аналитики и сотрудники маркетинговых подразделений

Необходимо для:
  • Управления командой и достижения целей
  • Определения стратегического направления
  • Улучшения качества проводимых совещаний
  • Повышения эффективности бизнес процессов
  • Постановки целей и задач
  • Разрешения проблемных ситуаций
  • Определения потребностей аудитории

ВИДЕООТЗЫВЫ

Анастасия Чертовских, ведущий специалист по обучению АО «Альфа-Банк»


Ирина Федькина, руководитель центра развития компетенций
Департамента корпоративного развития и управления персоналом ПАО КБ «УБРиР»

Земскова Людмила, ведущий тренинг-менеджер ПАО КБ «УБРиР»

www.personalimage.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *