Дзюдо что значит дословно – Что означает боевое искусство "дзю- до" дословно (см)?

Что значит дзюдо. Что такое дзюдо? История и происхождение дзюдо

Дзюдо — один из видов спортивной борьбы. Как и в любом другом боевом искусстве в дзюдо есть свой перевод: дзю — мягкость, до-путь. Главное в дзюдо не сила, а ловкость. Основной принцип — использование силы соперника. Спортсмен старается положить соперника на лопатки, тем самым одерживая победу.

Борьба дзюдо берет свои истоки в Японии в XIX веке, как одна из модернизаций джиу-джитсу. В XX веке этот спорт распространяется за пределами Японии, а в 1964 году она входит в программу Олимпийских игр. В любом виде спорта нужны постоянные тренировки, требующие стопроцентной отдачи. В дзюдо так же. Спортсмен должен быть не столько сильным, сколько ловким и уметь падать. В дзюдо существуют различные техники падения.

Основные законы дзюдо

Основателем этого боевого искусства является Дзигоро Кано стал посредством дзюдо создавать свою систему законов. Эта система была направлен на воспитание человека. Кроме того, он рассматривал эту борьбу как средство воспитания, а не как времяпрепровождение. Он разработал пять основных принципов, которые гласят следующее:

1. Раз я решил посвятить себя борьбе дзюдо, то не откажусь от тренировок без серьезных причин.

2. Свои поведением я постараюсь не уронить свое достоинство и достоинство учителя.

3. Я никогда не выдам секретов школы непосвященным и только в крайнем случае буду брать уроки где-либо в другом месте.

4. Обещаю не давать уроки без разрешения моего учителя.

5. Клянусь в течение всей моей жизни уважать правила «Кодокана», сейчас как ученик, а позже как преподаватель, если я им стану.

Техника дзюдо

Дзюдо основано на изучении техники бросков, болевых приемов, удержаний и удушений как в стойке, таки и на полу. А вот удары изучают в системе ката. Ката — формализованная последовательность движений, связанных с принципами ведения поединка с воображаемым противником или группой противников. Принцип изучения ката прост: повторяя много раз движения, практик боевого искусства приучает свое тело к определенного рода движениям, выводя их на бессознательный уровень. Таким образом, попадая в экстремальную ситуацию, тело само применяет эти движения уже на основе выработанных рефлексов. Именно ката является одной из трех составных частей дзюдо. Двумя другими принципами являются: рандори и сиай.

Рандори — борьба по предварительно заданным правилам с елью обучения каким-либо техническим приемам. Сиай — соревнования.

Дзюдо — искусство для самообороны

Разберемся, какие качества развивает дзюдо. Во-первых, тренировки с противником, который сопротивляется в полную силу, служит выработке скорости, выносливости, силы и реакции. Во-вторых, наработка техники броска вырабатывает контроль положения противника при броске, что позволяет выбрать желаемую жесткость воздействия в ситуациях с самообороной. В-третьих, вырабатывается психическая и физическая готовность к падениям и ударам.

Дзюдо-путь к самосовершенствованию, в отличие от других видов боевых искусств, таких как каратэ и бокса, основой являются не удары, а техника борьбы в стойке. От других видов борьбы (греко-римская борьба, вольная борьба) дзюдо отличается меньшим применением физической силы и большим разнообразием технических действий, которые разрешены. Поэтому дзюдо подойдет как взрослым, так и детям.

Дзюдо возникло на базе дзю-дзюцу, искусстве рукопашного боя, который относят к наиболее древним видам японской борьбы, основным принципом которого является «мягкая», «податливая» техника движений. Основатель дзюдо – выдающийся японский общественный деятель и педагог, профессор Дзигоро Кано, родившийся 28 октября 1860г. в г.Микагэ на Японских островах.

В юношестве Кано был физически слаб и не выделялся хорошим телосложением, что давало повод для издёвок со стороны его сверстников. Кано решил самостоятельно начать развиваться и в возрасте 17 лет начал заниматься дзю-дзюцу. В короткие сроки он сумел освоить сложную технику многочисленных приемов дзю-дзюцу школ Тэндзин Синъё Рю (относительно новый стиль дзю-дзюцу того периода, основное внимание в котором уделялось атэми – поражению анатомически слабых точек и технике захвата) и Кито Рю (во времена Кано основное направление школы – нагэ-вадза, техники броска).

При развитии бросковых техник Кано пришёл к мысли реформировать дзю-дзюцу. Кано хотел с помощью новой техники, базировавшейся на научных наблюдениях, добиться объединения ума и духа у занимающихся. Обобщив опыт различных школ, систематизировав лучшие и исключив опасные для жизни приемы, он создал дзюдо (в переводе с японского «мягкий путь» или «путь мягкости») – боевое искусство, философия и спортивное единоборство без оружия.

Название дзюдо уже использовалось к тому времени в японских боевых искусствах как синоним названия дзю-дзюцу, но Дзигоро Кано наполнил его новым содержанием, объявив основой «Путь» (до) самосовершенствования, а не «Технику» (дзюцу). Также выбором такого названия Кано хотел подчеркнуть гуманистическую направленность дзюдо, чтобы лишний раз отметить его отличие от дзю-дзюцу, рассматривавшееся после реставрации Мэйдзи (конец 19 века) многими людьми как занятие грубое, предназначенное только для убийства, недостойное просвещенного человека. По мысли Кано, дзюдо должно было стать «боевым спортом для физической тренировки и общего образования молодежи, философией, искусством повседневной жизни, хранилищем бесценных национальных традиций».

Отправной точкой дзюдо считается 1882 год. В это время Кано с несколькими своими учениками открывает собственную школу в токийском буддийском храме Эйсёдзи. Это и был всемирно известный ныне Институт Кодокан (в переводе с японского «Дом изучения Пути»), который тогда разместился в четырех помещениях, самое большое из которых (4 на 6 м) отвели под додзё (в переводе с японского «Место где ищут путь»; места для тренировок, соревнований, аттестаций).

Основав Кодокан, Дзигоро Кано стал посредством дзюдо создавать систему воспитания человека. Он рассматривал борьбу дзюдо, прежде всего как средство воспитания, а не как одну из форм времяпрепровождения. «Дзюдо – это путь к наиболее эффективному способу использования духа и тела. Сущность дзюдо заключается в постижении искусства нападать и обороняться через упорные тренировки, закаляя тело и воспитывая волю», — так писал Дзигоро Кано, выражая главное направление своей системы воспитания.

В январе 1883 года Кодокан покидает храм Эйсёдзи и находит новое пристанище в очень скромном помещении. Новый зал не мог вместить все татами, поэтому Кано делает рядом с оградой небольшую пристройку, больше напоминающую сарай, который, хотя и был просторным, от холода и сырости не спасал.

В 1883 году Кано вводит разрядную систему. Первоначально в ней было три начальных уровня (кю) и три уровня для мастеров (дан).

В том же году Кано разработал кодекс поведения для учеников Кодокана. Первыми подписали его, обмакивая кисточку в собственную кровь, Цунедзиро Томита, Сайго Хагучи, Сиро Сайго, Сакудзиро Екояма и Есиаки Ямасита.

В тот же день Сиро Сайго и Цунедзиро Томита, стали первыми учениками, удостоенными ранга сёдан (японское название первого дана).

В 1886 году Кано переехал в Фудзими-тё, и там ему удалось построить прекрасное здание на сорок матов. Здесь, впервые, ученики с уровнем дан начали носить черные пояса как знак своего статуса. Стоит отметить, что мастерам Кодокан, достигшим этого уровня, вменялось в обязанность изучение традиционных способов оказания первой помощи при травмах. Способы эти имеют мало общего с европейской медициной, они целиком и полностью основаны на теории акупрессуры – лечении и профилактики заболеваний через давление на определённые точки тела.

С разрешения Министерства просвещения Японии в 1886 году был организован специальный турнир, целью которого было определение лучшей школы, методику которой намеревались включить в школьные программы и взять на вооружение в полицию. В финале встретились представители школы дзюдо Дзигоро Кано и воспитанники школы дзю-дзюцу мастера Тоцука. Из 15 лучших воспитанников школ, заявленных на участие в турнире, 13 дзюдоистов одержали чистые победы и лишь двое свели поединки вничью! Турнир показал раз и навсегда, что ДЗЮДО — лучший вид единоборств! В результате дзюдо было признано на государственном уровне и стало преподаваться в военных и полицейских акаде

veloed.ru

дзюдо — Викисловарь

В Википедии есть страница «дзюдо».

Содержание

  • 1 Русский
    • 1.1 Морфологические и синтаксические свойства
    • 1.2 Произношение
    • 1.3 Семантические свойства
      • 1.3.1 Значение
      • 1.3.2 Синонимы
      • 1.3.3 Антонимы
      • 1.3.4 Гиперонимы
      • 1.3.5 Гипонимы
    • 1.4 Родственные слова
    • 1.5 Этимология
    • 1.6 Фразеологизмы и устойчивые сочетания
    • 1.7 Перевод
    • 1.8 Библиография

Морфологические и синтаксические свойства[править]

падежед. ч.мн. ч.
Им.дзюдо́дзюдо́
Р.дзюдо́дзюдо́
Д.дзюдо́дзюдо́
В.дзюдо́дзюдо́
Тв.дзюдо́дзюдо́
Пр.
дзюдо́дзюдо́

дзю-до́

Существительное, неодушевлённое, средний род, несклоняемое (тип склонения 0 по классификации А. А. Зализняка).

Корень: -дзюдо- [Тихонов, 1996].

Произношение[править]

  • МФА: [dʲ͡zʲzʲʊˈdo]

Семантические свойства[править]

ru.wiktionary.org

ТРОО Дзюдо — Истоки дзюдо

Истоки дзюдо

В стародавние времена, начиная с V века, представление о боевых искусствах Японии можно было получить на состязаниях такара-курабе (дословно «соизмерение сил»). Приемы и правила такара-курабе постепенно преобразились в сумаи, ныне известное как сумо.

В сумаи тогда, как и сейчас, делалась ставка на силу, для увеличения которой борцов целенаправленно раскармливали до чудовищных размеров. В результате из поединков пришлось исключить удары, сила которых стала смертельно опасной для противников. Победа присуждалась тому, кто сумел повалить соперника  наземь (при этом борьба в партере не велась и, как следствие, не изучалась).

Параллельно с борцами-«спортсменами», Япония славилась искусными воинами, обучавшимися у мастеров тонкостям владения мечом, копьем и луком. Воинских дружин было много, но везде безоружная техника была вспомогательной, так как считалось, что воин всегда должен быть при оружии.

Впрочем, японцы пересмотрели свое отношение к рукопашному бою, когда в VIII-IX веках на острова хлынули переселенцы из Китая. Они привезли оригинальные техники боя, основанные на ударах руками, ногами и болевых приемах на суставы. Так в полулегендарной «Школе всех наград» («Сесе-рю»), основанной китайским иммигрантом, полководцем Саканоуэ Тамурамаро, практиковалось развитие столь сокрушительной силы рук и сверхзакалка ударных поверхностей, что ученики «Сесе-рю»  могли пробить кулаком стальные доспехи (скорее всего в «Школе всех наград» применялись шаолиньские жесткие техники).

В Х веке появляется сословие самураев, вместе с борьбой в доспехах ерои-кумиути. Доспехи самурая легко заменяли искусственно нагнанный вес сумоиста, поэтому ерои-кумиути переняла весь арсенал сумо  —  разнообразные толчки и сваливания. В дополнение  к этому в ерои-кумиути  разрешалось  бить руками, ногами и даже применять оружие: на войне как на войне – любые средства, позволяющие выжить и победить, приветствуются. При этом особую эффективность доказали захваты, броски, заломы, удушения, в то время, как удары руками и ногами прослыли рисковыми, так как легко было покалечиться о доспехи противника.

До XVI века у ерои-кумиути было множество последователей. Но затем ситуация изменилась — из-за перемены стиля ведения войны: отдельному воину стало нечего противопоставить стене копейщиков или одетой в сталь коннице. В армиях, теперь сформированных не только из благородных буси, но преимущественно из простолюдинов, никто больше не принимал вызов на поединок, а нападение сзади вдесятером на одного перестало быть позорным делом. Латы воинов стали дешевле, и постепенно сложилась новая система рукопашного боя в облегченном доспехе когусоку.

Арсенал когусоку беспримерно широк для того времени. Здесь и броски через бедро, спину, плечо (позже позаимствованные мастерами дзюдо и айкидо), и оригинальные перевороты противника вниз головой с опусканием черепом на мостовую; разнообразные подсечки, болевые приемы на локоть и колено… Активно применялись удары в неприкрытые доспехами части тела, например, круговой удар кулаком в обход туловища по почкам или удар на подобие апперкота под «юбку» доспеха — в пах. Когусоку присуща вся изощренность амбициозного, но хилого телом мужчины (с планеты Наполеонов), который пытается восполнить нехватку природной силы ловкостью и мастерством. Именно таким, по приданию, был создатель этого боевого искусства Такэнути Хисамори.

Таким образом, к концу XVI века в крупных школах, в частности Ягю Синган-рю, одновременно преподавались три направления рукопашного боя: ерои-кумиути (для благородных буси, которые по-прежнему были увешаны оружием и толстыми доспехами, защищавшими даже от мушкетных пуль), когусоку (для легко вооруженных воинов) и дзю-дзюцу (для безоружных).

XVII век принес Японии долгожданное прекращение междоусобных войн. Доспехи отправились в сундуки, а перед дзю-дзюцу открылись новые перспективы развития.

Дзю-дзюцу переводится как «искусство мягкости»: метод одоления противника (в том числе вооруженного) с помощью податливости, а не силы. Немудрено, что принцип побеждающей уступчивости впервые сформулировал лекарь и буддийский монах Акияма Сиробэи, привезший знания по медицине и боевым искусствам из Китая (ушу). Образы «полого бамбука» (пригодного для того, чтобы через наблюдение наполняться Знанием), гибкого тростника (человека, лишенного эгоизма – оттого не ломающегося от крушения иллюзий) — являются центральными для философии чань-буддизма, пришедшего в Японию из Китая вместе с ушу.

По легенде, однажды зимним утром Акияма вышел в монастырский сад и увидел, что сугробы выпавшего за ночь снега поломали ветви многих могучих деревьев, а гибкие сакуры остались невредимы: снег соскользнул с их тонких веток. Увиденное стало для  Акиямы откровением. Он понял, что противостоять силе – силой не только бесполезно, но и губительно. Нужно, уклонившись от атаки, перенаправить силу противника, используя ее для себя.

В 80-е годы XIX века продолжатель традиции «искусства мягкости» (по-другому, «искусство гибкости») Дзигоро Кано будет наблюдать за кошками, чтобы пополнить лучшие техники дзю-дзюцу новыми приемами и упражнениями. Он назовет свой стиль дзюдо, что дословно переводится как «мягкий, гибкий путь». Спарринг искусных дзюдоистов похож на дружескую возню двух резвых тигрят – движения настолько плавные и точные, а приземления такие мягкие, что даже не верится, что наблюдаешь борьбу. Но, как и в случае с тиграми, подходить близко не хочется.

Кстати, основатель первой школы  дзюдо Дзигоро Кано нарек свое детище «Ниппон Дэн Кодокан Дзюдо», что означает «лучшее будо Японии». Одно из значений слова «дзю» — «скромный»…

Философия гибкости

И все же гибкость и уступчивость дзюдоиста не стоит понимать слишком буквально. Речь идет скорее о гибкости ума, позволяющего в любой ситуации максимально использовать все свои способности для достижения цели: самообороны или победы.

Дзигоро Кано признавал, что принцип уступки не может быть выходом из всех ситуаций, которые возникают во время состязаний и в жизни. На вопрос: «Существует ли вообще подобный универсальный принцип?» —  Дзигоро отвечал «да». Это максимально эффективное  использование ума и тела, известное также как принцип наилучшего использования энергии (сэйреку дзэнъе). «Какова бы ни была цель, лучший путь ее достижения – в умении направить на нее свою энергию», — полагал Кано. При этом мастер расценивал энергию не просто, как телесную мощь, но как жизненную силу (см. главу «Дзюдо и Хатха йога»).

Дзигоро Кано никогда не считал податливость (гибкость, уступчивость) – единственной гранью принципа дзю. Он признавал, что «достижение победы над противником не ограничивается только уступками». Иногда целесообразна мягкость – иногда сила, гибкий ум применим всегда. Кано также не соглашался с заблуждением, что дзюдо якобы является «чисто оборонительной системой». «Если бы это было так, — возражал Дзигоро, — тогда нужно было бы признать приемы дзюдо бесполезными до тех пор, пока противник первым вас не  атакует – но в таком случае дзюдо представляло бы собой весьма ограниченную форму боя».

В духе многих восточных учений (буддизма, дзэн-буддизма, даосизма), видящим во внешних крайностях – внутреннее единство,  Кано считал, что «нападение и защита являются по сути одним и тем же». В широком смысле, поединок  — это танец энергий.

Дзигоро вкладывал в слово «дзюдо» узкий и широкий смысл. Первый подразумевал кеги дзюдо – тренировки, направленные на развитие физических способностей и боевых техник, которые приводят к развитию ловкости и физической мощи. Второй, коги дзюдо — это развитие духовных и моральных качеств борца, что проявляется в  росте силы духа.

«Дзюдо – не просто «метод, дающий возможность наилучшим образом распорядиться духовной и физической энергией в целях нападения или защиты», — скорее это способ применить принцип наилучшего использования энергии ко всем сферам человеческой жизни» (Дзигоро Кано).

Способность противостоять более сильному противнику отнюдь не является призывом к физической слабости. В контексте дзюдо «слабое» сопротивление выражает скорее количественную величину, чем качественную: тот, кто умеет в нужный момент поддаться – совсем не обязательно слаб. Скорее речь идет о борце, искусном настолько, чтобы не тратить свои силы понапрасну.

Арифметика дзюдо. Представим, что сила человека  измеряется в единицах и что противник, силой в 10 баллов напал на дзюдоиста, физическая сила которого измеряется 7 единицами. Если  последний умело отступит  — то это выведет первого из равновесия, отчего тот временно растеряет часть своей силы,  с 10 до 3 единиц.  На момент потери равновесия инициатор нападения будет на 4 балла слабее инициатора момента.

Музы Кодокана

«Если вы хотите по-настоящему понять дзюдо – понаблюдайте, как тренируется женщина» Дзигоро Кано.

Создатель Кодокан дзюдо любил повторять, что гибкость и женственность дзюдоисток больше соответствует содержанию и духу дзюдо, чем жесткость, напор и физическая сила мужчин.

Уже в 1890-м году Дзигоро принимал экзамен по технике дзюдо у Сумако, которая вскоре стала его женой. Служанки в доме супругов, помимо домашней работы,  тренировали девиц из благородных семей. Но официально женское отделение в Кодокане открылось лишь в 1926 г. С шести учениц она быстро пополнилась до полновесной организации: эксперимент, затеянный дальновидным Кано по привлечению  к исконно «мужскому» занятию — женщин, удался.

Среди первых учениц Кодокана были Норитоми Масако, в последствии ставшая автором популярнейшей книги «Дзюдо для женщин»; и дочери самого Кано – старшая Ватануко Норико (позже одна из руководителей Кодакана) и младшая Такадзаки Ацуко. Все девушки были обладательницами высоких данов. А одна из них Миягаво Хисако даже открыла собственную школу дюздо Сакурагако.

Тем не менее, официальные соревнования по дзюдо среди женщин в Японии по-прежнему не проводились. Порой казалось, что интерес к женскому дзюдо в Европе, особенно во Франции, сильнее, чем на родине этого вида спорта.

Для парижанок все началось с того, что в 1906 в переводе на французский вышла книга Ирвина Хэнкокка «Физическая тренировка для женщин японскими методами».  Правда дзюдо там преподносилось как «джиу-джитсу», но это не так важно, как появление во Франции женских курсов самообороны, где прекрасные создания учились отстаивать свою независимость с помощью приемов дзюдо. В 1913-м практика дзюдо стала невероятно популярна и среди британских суфражисток. Дзюдоистки группы «Телохранитель» защищали активисток движения от мужских нападок.

Любопытно, что саму идею женского дзюдо напрочь отвергли нацистские режимы Германии и Италии, а также официальная католическая церковь…Видимо, искусству мягкости не по пути с режимами, подавляющими человеческую личность.

Мы воспитываем чемпионов

«Мы воспитываем чемпионов», — эта фраза, полная преданности дзюдо и благоговения перед детьми, сказанная Абдурахманом Базаровым, сразу стала девизом Тверской региональной федерации дзюдо.

Впрочем, автор удачного слогана, исполнительный директор Тверской федерации дзюдо, заслуженный тренер России Абдурахман Базаров не сразу увидел всю глубину данного утверждения. Дело в том, что у слова «чемпион», наряду с общепринятым, есть еще старинное значение — это «защитник, поборник чего-либо», а также «рыцарь, добровольно сражавшийся за беззащитных людей» (см. словарь Ушакова). То есть уже в девизе тверских дзюдоистов выражено не только спортивное рвение, но и благородство духа.    

Как это сказывается на практике? Здоровый дух воплощается в здоровом деле.

Только представьте, с 2005 года Тверская региональная федерация дзюдо достигала 20 тысяч человек и продолжает расти. Работа ведется одновременно в двух направлениях: физкультура и спорт. Постоянно увеличивается количество секций дзюдо в далеких районах нашей обширной области, площадь которой равна территории Франции. Преподаватели дзюдо берутся и за «трудных» подростков, и за воспитанников детских домов, и за инвалидов по слуху. Планируются тренировки со слабовидящими детьми. Малютки 4-5 лет также не остаются в стороне. Осенью стартует программа, позволяющая укреплять здоровье детей, начиная с 3-летнего возраста!

Мы подтверждаем слова о том, что «дзюдо полезно заниматься в любом возрасте» — делами. Вскоре будет создан Совет ветеранов дзюдо, в который войдут чемпионы мира, Европы и России — заслуженные мастера спорта, мнение и пример которых и сейчас вдохновляют начинающих дзюдоистов. Ветераны дзюдо – всегда почетные гости в судейских коллегиях, на церемониях награждения молодых звезд дзюдо и…на татами. Да-да, что такое главный принцип дзюдо «гибкость ума и тела» — если не долгая молодость?

В настоящее время в Тверской области работает более ста преподавателей дзюдо, в их числе Заслуженные тренеры России. И это сказывается на результатах: наши земляки – привычные победители чемпионатов России и Европы. Имена Арины Александровой, Станислава Гарама, Юлии Рыжовой знают любители дзюдо во всем мире. Скоро таких имен станет еще больше, ведь в ближайших задачах Федерации — открытие специализированной детско-юношеской школы олимпийского резерва по дзюдо (дзюдо является Олимпийским видом спорта с 1959 года), а также  детского интерната со спортивным уклоном.

Нет лучшей заботы о будущем, чем привить детям настоящие ценности.

tverjudo.ru

Дзюдо

Додзё (Dojo) — японский: 道場, дословно «место пути» — изначально это место для медитаций и прочих духовных практик в японском буддизме и синтоизме. Традиционно, схема додзе строго соответствовала сторонам Света.

В дзюдо и других восточных боевых искусствах термин додзё употребляется для обозначения места, где проходят тренировки, соревнования и аттестации. В современном мире практически в каждом додзё есть раздевалка, офисное помещение, а в тренировочном зале выделена особая область для выполнения техник и приемов боевых искусств, устланная специальными матами — татами.

Додзё — это место, где мы дисциплинируем и совершенствуем себя, чтобы стать лучше.

Совершенствоваться в дзюдо можно не только в додзё или спортивном зале. Практиковаться можно везде и всегда, и местом практики может стать все что угодно. Находясь на рабочем месте или в пути, идеомоторная тренировка поможет Вам в практике дзюдо. Важно наличие не внешнего додзё, а додзё внутри себя.


Этикет в додзё

Этикет додзё бывает достаточно жестким по сравнению с обычным залом для занятий спортом. Это связано с тем, что на додзё большое влияние оказало военное сословие — самураи. Для того, чтобы воины могли действовать в сверх напряженных условиях сражения была необходима строгая дисциплина. Формальные правила этикета позволяют удержать человека с невыдержанным характером в рамках правильного поведения.

В додзё нельзя входить в обуви, верхней одежде и головном уборе.

При входе и выходе следует выполнять церемониальный поклон Рэй. Это знак уважения тренерам и их знаниям, друг другу, а также со стороны тренеров последующим поколениям.

В додзё запрещено шуметь и вести суетное времяпровождение. Нельзя отвлекаться на разговоры, т.к. теряется концентрация не только у разговаривающих, но и у остальных.

Запрещено проявлять лень и плохое настроение на занятиях. Ученик, приходя на занятия, должен выкладываться полностью, иначе он сам не достигнет успехов в обучении и потянет за собой всю группу.

Ученики должны помогать друг другу. Старшие должны помогать младшим, а младшие — быть открытыми и восприимчивыми.

Нельзя разбрасывать свои вещи и одежду где попало.


Додзё «Профи Дзюдо»

Чебоксары, ул. 139 Стрелковой дивизии, д.9 МБОУДОД ДДТ г. Чебоксары ЧР, тренер: Иванов Виталий Павлович

Филиал Профи Дзюдо в СЗР. Додзё

Филиал Профи Дзюдо в СЗР. Тренажерный зал

Чебоксары, ул. Университетская, д.38, тренер: Евграфов Валерий Юрьевич

Филиал Профи Дзюдов Спорткомплексе ЧГУ. Додзё

Филиал Профи Дзюдов Спорткомплексе ЧГУ. Тренажеры

Чебоксары, СОШ №45 (ул. Ахазова, 9А), тренер: Иванов Евгений Витальевич

Филиал Профи Дзюдо на Заливе. Додзё

Филиал Профи Дзюдо на Заливе. Додзё


Связанные термины

До (Do) — японский: 道 — дорога, путь, способ, стезя, область искусства. Реже используют иероглиф 途 . Часто входит в названия различных видов искусств или религиозных учений.

Додзётё (Dojocho) — японский: 道場長 — руководитель додзё (начальник, директор).

www.judo21.ru

Чем отличается самбо от дзюдо: сходства, различия и отзывы

Борьба — один из наиболее разносторонних видов двигательной активности. Она, как и плавание, задействует все мышцы, выстраивая гармоничное и крепкое тело. В борьбе закаляется характер, укрепляется дух, развивается трудолюбие и дисциплина. Навыки самообороны — ещё один плюс таких занятий. Тем более что этот спорт подразумевает различную степень воздействия на оппонента. В критической ситуации борец может быстро и сурово нейтрализовать противника или же просто обездвижить подвыпившего назойливого коллегу, не причиняя ему вреда.

Дети

Если вы хотите, чтобы ваш ребёнок мог постоять за себя, то борьба — отличный выбор. Нагрузки ударных единоборств вредны для неокрепшего детского организма. Их последствия могут преследовать человека всю жизнь. Поэтому не рекомендуется отдавать малыша в секцию бокса или карате. Другое дело — самбо или дзюдо. Эти виды спорта не окажут разрушительного воздействия на тело ребёнка, а лишь укрепят его.

Борцовская база может послужить отличным подспорьем в дальнейших спортивных успехах, так как развивает силу, выносливость, скорость, координацию. Ребёнок постоянно будет занят делом вместо того, чтобы бесцельно бродить по улицам, впитывая их жестокую «мудрость». Какой вид борьбы лучше всего подойдёт вам или вашему чаду? На этот вопрос нет однозначного ответа. Каждое единоборство имеет свои преимущества и недостатки. В чем разница между самбо и дзюдо? Об этом и пойдет речь дальше.

Дзюдо

Несмотря на то что эта красивая разновидность борьбы пришла к нам из далёкой Японии, она заняла свою нишу, завоевав сердца многих отечественных борцов. Это неудивительно. Ведь поединок зачастую выглядит куда более эффектно, чем в других единоборствах, включая и самбо. Спортсмены в красивых белых ги (так называется одежда дзюдоиста) со всего размаху бросают друг друга оземь, показывая свою силу, ловкость и технику. Одно неверное движение отправляет оппонента в принудительный полёт, завершающийся жёсткой и болезненной посадкой.

Красота и зрелищность обеспечила японской борьбе большую популярность в наших краях. Тот факт, что поединок проводится в куртках, позволил многим отечественным самбистам уверенно выступать на соревнованиях по дзюдо после небольшой модификации своего арсенала.

Возникновение дзюдо

В 1882 году в Японии был открыт «Институт изучения пути», или Кодокан. В нём известный мастер боевых искусств Дзигоро Кано обучал своих немногочисленных учеников искусству борьбы. Поначалу дела шли не лучшим образом — в распоряжении мастера было всего четыре небольших помещения и лишь девять учеников. Однако трудности нисколько не пугали Кано. И работа Кодокана шла полным ходом. Результатом стало единоборство, взявшее наиболее эффективные приёмы из дзю-дзюцу. Они выстроились в стройную систему, из которой были удалены самые травмоопасные трюки. В результате появилась возможность отрабатывать технику в полную силу.

Таким образом родилось дзюдо. Название этого вида спорта переводится как «мягкий путь». Упорные тренировки сделали своё дело — ученики Кодокана уверенно побеждали на турнирах, прославляя свою школу. Эффективность дзюдо привлекала в это единоборство всё новых и новых адептов, в результате чего школа быстро росла, расширялся старый зал, открывались новые филиалы. Таким образом, талантливый мастер боевых искусств сумел создать изящное и зрелищное единоборство, пользующееся популярностью и по сей день.

Принципы дзюдо

«Поддаться, чтобы победить» — вот один из принципов, прекрасно характеризующий «мягкий путь». Чем отличается самбо от дзюдо, так это наличием во второй разновидности борьбы некоторых базовых принципов, которые должны быть соблюдены даже в ущерб эффективности. То есть спортсмен должен не только победить, но и сделать это особым образом, соблюдая философию своего искусства. Кано добивался от учеников техничной борьбы, а не силового противостояния.

Мягкость и сдержанность должны не только проявляться в бою, но также культивироваться в повседневной жизни. Дзюдо — не только красивый вид спорта. Это единоборство можно смело назвать целостной системой духовного и физического воспитания человека. Мастер этой борьбы должен стремиться к победе с минимальными затратами физической силы, чем дзюдо принципиально отличается от самбо. Ведь там борьба протекает в более силовой манере.

Самбо

Самбо расшифровывается как «самооборона без оружия». Эта борьба впитала в себя техники из различных единоборств, распространённых на территории СССР, а также из японского дзюдо. Одежда спортсмена состоит из плотной куртки с небольшими крылышками, в которую продевается пояс. Также самбист надевает шорты и специальную обувь. Куртка должна плотно прилегать к телу борца, как и пояс, который принимает активное участие во многих бросках. Сам поединок в самбо выглядит более вязким, чем в дзюдо. Но при этом борьба располагает более широким арсеналом приёмов.

Визитная карточка самбо — болевые на руки и ноги, которые проводятся с огромной скоростью практически из любых положений. Несмотря на то что этот вид борьбы, в отличие от дзюдо, лишён налёта духовности, которым славятся восточные боевые искусства, его задача также состоит во всестороннем развитии человека. Мастера, стоявшие у истоков самбо, придавали огромное значение моральным качествам спортсмена, стремясь воспитывать не только хороших профессионалов, но и замечательных людей.

Появление самбо

Дата появления самбо — 16 ноября 1938 года. Именно тогда борьба была официально признана спорткомитетом. В этом еще одно отличие самбо от описываемого выше дзюдо. Ведь то появилось на несколько десятков лет раньше. Хотя многие говорят, что зарождение советской борьбы началось гораздо раньше, с закрытой системы В. Спиридонова под названием «самоз». Ей обучали военнослужащих и сотрудников милиции в обществе «Динамо». Для широких масс система Спиридонова была недоступна.

Всё изменилось в 1930 году, когда в Москву приехал В. Ощепков, талантливый дзюдоист, проживший много лет в Японии. Он обучался борьбе в Кодокане, где получил чёрный пояс и второй дан. По возвращению на родину Ощепков начал преподавать дзюдо советским людям. Он постепенно дополнял его, изменяя правила ведения боя, покрой куртки и место проведения поединка. Тогда было непросто понять, чем самбо отличается от дзюдо, так что сам Ощепков предпочитал говорить, что преподаёт второй вид спорта.

Мастер японской борьбы хотел сделать свою систему доступной для широких масс. В отличие от Спиридонова, искусство которого было закрытым, Ощепков и его ученики долго работали над борьбой вольного стиля, как тогда называли спортивное самбо. Приёмы дзюдо разбавлялись техниками из этнических видов борьбы народов СССР, а также из других единоборств. В 1937 году Ощепков был арестован. Но его дело продолжили многочисленные ученики. Результатом их работы стало появление спортивной борьбы самбо, которая приобрела невероятную популярность в Советском Союзе и даже вышла за его пределы.

Чем отличается самбо от дзюдо?

Дзюдо и самбо имеют много общего, несмотря на самобытность каждого из этих видов спорта. В японском единоборстве принято бороться с прямой спиной, перемещаясь в высокой стойке. В самбо этот принцип совсем не соблюдается. Тут спортсмены стараются стать пониже. Да и перемещаются они гораздо тяжелее. Захваты за пояс — то, чем отличается дзюдо и самбо. Если в японском единоборстве они полностью исключены, то в советской системе активно используются. Также в дзюдо запрещены захваты за штаны и болевые на ноги, что убирает целый пласт эффективных техник. Однако правила самбо запрещают производить удушающие приёмы, которыми вовсю пользуются дзюдоисты.

Сама манера борьбы в этих единоборствах прекрасно характеризует восточный и западный подход к боевым искусствам. Чем отличается самбо от дзюдо, так это несколько более силовой манерой ведения поединка. В понимании западного человека борьба — это противостояние силы, в то время как японцы предпочитают делать упор на технику и пластику.

Спортивный поединок

Проводя сравнение самбо и дзюдо, важно отметить совершенно разный рисунок боя в этих видах спорта. Судя по отзывам опытных профессионалов, самбисты ведут комбинационную борьбу. Она смотрится более вязко и грязно, чем поединок адептов «мягкого пути». Одновременно спортсмены уверяют, что тактика дзюдоиста часто опирается на победу одним чистым броском, в то время как в самбо критерии совсем другие. Чистую победу в советской борьбе заслужить непросто — для этого нужно либо категорически превзойти соперника по очкам, либо заставить его сдаться.

Борьба в партере — то, в чём отличие дзюдо от самбо проявляется заметнее всего. Самбисты частенько падают на противника во время броска. Так они пытаются закончить бой болевым или совершить удержание. В дзюдо сам бросок выполняется так, чтобы бросающий остался на ногах. Правила японской борьбы запрещают большинство болевых. Поэтому борьбе на полу отводится совсем немного времени.

Что лучше?

С первого взгляда тяжело понять, чем отличается самбо от дзюдо. В чём разница между этими видами борьбы, становится ясно после просмотра нескольких поединков по этим увлекательным видам спорта. Естественно, представители каждой школы будут утверждать, что их искусство лучше и эффективнее. Время показало, что оба вида борьбы имеют право на жизнь, так что лучше заниматься тем, что нравится. Нередко квалифицированный борец может выступать одновременно по самбо и дзюдо. Сходства между ними позволяют это делать. Важно получать удовольствие от занятия любимым делом, а что это будет за дело — решать вам.

fb.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *