Дзюдо борьба – Краткое история Дзюдо. Дзюдо в России

ТЕХНИКА БОРЬБЫ ДЗЮДО В ПАРТЕРЕ. Борьба дзюдо [Первые уроки]

ТЕХНИКА БОРЬБЫ ДЗЮДО В ПАРТЕРЕ

Согласно единой классификации технических действий в спортивной борьбе (1981–1988), первый подраздел раздела техники борьбы в партере представлен перебрасываниями (бывшими бросками в партере). Какое прикладное значение имеет эта техника, можно оценить, представив себе, что атакующий бросил противника на землю и после этого тратит силы на его поднимание, с тем чтобы снова бросить. Поэтому техника этого подраздела в дзюдо не используется.

В дзюдо положение партера используется для проведения болевого или удушающего приема или для перехода в другой подраздел борьбы – положение лежа путем предварительного переворота.

Болевые приемы в партере (без предварительных переворотов)

Рис. 4.134. Запрокидывание с переходом на рычаг локтя бедром сверху или с переходом на рычаг локтя захватом руки между ног, отвернувшись к ногам противника

Рис. 4.134. Варианты рычагов локтя сверху руками (а) и грудью (б)

Удушения в партере (без предварительных переворотов). Атакующий, находясь сверху, со спины противника может проводить удушения затягиванием кимоно и удушение рычагом предплечья, (предплечий).

Рис. 4.135. Способы удушения из положения сзади противника

Рис. 4.136. Удушение со стороны головы

Рис. 4.137. Способы собственного перехода в положение на спине для проведения удушения

Могут возникнуть условия, при которых выгодней провести предварительное изменение положения тела противника и в это время занять удобное стартовое положение для проведения болевого приема или удушения.

При взаимном положении в партере верхний борец может проводить с этой целью перевороты противника.

Перевороты противника в партере с переходом на болевые приемы

4.138. Переворот, запрокидываясь, с переходом на рычаг локтя захватом руки между ног

4.139. Переворот кувырком

4.140. Переворот завалом с переходом на удушение

Сбрасывания (действия защищающегося, попавшего в положение нижнего в партере)

4.141. Сбрасывание проворотом

Выходы наверх (уходы из положения нижнего без сбрасывания противника)

4.142. Уползание назад, под ноги

4.143. Выход наверх выседом с переходом на обратный рычаг локтя

4.145. Забегание на рычаг локтя против рычага локтя в низком партере

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

sport.wikireading.ru

Борьба дзюдо — Cпортивные отделения

Характеристика вида спорта «дзюдо» 

Борьба дзюдо – японское боевое искусство, созданное выдающимся мастером и просветителем Дзигоро Кано (1860 – 1938 г.г.). Им были сформулированы основные правила и принципы тренировок и проведения соревнований. Будучи инспектором и инструктором привелигированного лицея Гакусюин, Кано провёл тщательный анализ рукописей по дзюдзюцу, не переставая совершенствоваться в практике борьбы. Он обобщал и систематизировал достижения множества самостоятельно существовавших направлений школ дзюдзюцу. Его усилиями был открыт зал с двенадцатью татами в храме Эйсёдзи (Токио), который впоследствии был преобразован в современный институт дзюдо – Кодокан.

Как средство физического воспитания, дзюдо направлено на развитие силы, здоровья и умения полностью раскрыть свои возможности. Дзюдо состоит из бросков, борьбы лёжа и каты – демонстрации приёмов упражнения. В реализации этих функций дзюдо участвуют все органы и части тела. При рациональных тренировках функциональная деятельность человеческого организма сохраняется на необходимом уровне, что укрепляет здоровье и создаёт условия для плодотворной работы.
Дзюдо сегодня – олимпийский вид спорта (впервые среди мужчин на Олимпиаде в Токио 1964 года). В России ещё до революции был пробуждён интерес к этому виду борьбы энтузиастом В.С. Ощепковым, который первым из русских удостоен был быть бать аттестованным на дан. С конца 1930-х и до начала 1960-х годов в СССР дзюдо практически не развивалось, однако, ситуация стала меняться когда в соревнованиях по дзюдо стали принимать участие советские самбисты. На сегодняшний день Федерация дзюдо России является членом Европейского союза дзюдо, который в качестве континентального подразделения входит в Международную федерацию дзюдо
Дзюдо как самостоятельный вид единоборства характеризуется особенностями структуры подготовки, организации и проведения соревнований, своей иерархией ступеней мастерства.
В изучение дзюдо включаются разделы обозначаемые традиционно следующими терминами: ката, рандори, кихон, сиай.
Ката в дзюдо – набор формальных упражнений выполняемых в парах. Ката включают в себя стойки и захваты, передвижения и выведение из равновесия, правильный вход на приём, проведение технического действия и последующую фиксацию партнёра на татами. Ката служат целям практического изучения основных принципов дзюдо, правильного выполнения приёмов, а также изучению философских принципов, лежащих в основе дзюдо. Помимо этого ряд ката служат для изучения приёмов, не разрешённых в соревнованиях по соображениям безопасности, и для знакомства с древними приёмами борьбы, которые уже не используются в современном спортивном разделе дзюдо.
Рандори – это борьба по предварительно заданным правилам, имеющая целью совершенствование техники. Целью тренировочных схваток рандори может быть как обработка какой-либо группы приёмов, так и какого-либо одного технического действия. Рандори также способствуют развитию силовой выносливости дзюдоистов. Практикуется несколько вариантов рандори, в частности дзю рэнси, в котором оба дзюдоиста могут атаковать друг друга, и какари гэйко, когда атакует только один из партнёров, а второй защищается.
Кихон – это раздел включающий обучение базовым стойкам (сисэй), перемещениям (синтай и тайсабаки), самостраховке (укэми), а также кумиката — способам взятия захвата).
Сиай – это термин для обозначения соревнований.
Соревнования дзюдоистов проходят на квадратном ковре (татами) размером минимум 14 × 14 метров. Схватка происходит внутри квадрата размером 8 × 8 метров или 10 × 10 метров. Внешняя зона татами шириной не менее 3 метров служит для обеспечения безопасности спортсменов. При выходе спортсмена за пределы татами схватка останавливается и спортсмены возвращаются по команде судьи на татами с сохранением существующего взаимного расположения. Если в ходе выполнения приёмов кто-либо из спортсменов оказался за пределами татами, то оцениваются только технические действия, которые были начаты внутри татами.
Во время соревнований, проводимых Международной федерацией дзюдо, дзюдоисты одеты в дзюдоги разного цвета — синего и белого. Продолжительность схватки для взрослых спортсменов составляет 5 минут. В случае равных оценок по окончании основного времени может назначаться дополнительное время схватки — 2 минуты.
Судят соревнования по технике борьбы дзюдо трое судей (арбитр на татами и два боковых судьи).
Проводятся также соревнования по дзюдо и для инвалидов (в том числе, с ограничениями по зрению), правила проведения которых изменены с учётом возможностей спортсменов.
Спортсменам разрешено проводить броски в стойке, а также удержания, болевые и удушающие приёмы в партере (в отличие от традиционного дзюдо, болевые приёмы разрешены только на локтевой сустав). Болевые и удушающие приёмы в стойке, а также удары (атэми) в спортивном дзюдо запрещены.
Поединок всегда начинается в положении борцов стоя. При выходе на татами дзюдоисты кланяются. Также перед началом схватки и после её завершения спортсмены кланяются друг другу и судьям.
Схватка начинается по команде судьи «хадзимэ». Для временной остановки поединка используется команда «матэ». При окончании поединка судья даёт команду «соро-мадэ».
В дзюдо принята своя система поясов и рангов. В зависимости от квалификации дзюдоиста, ему может быть присвоена ученическая (кю) или мастерская (дан) степень. Всего в Кодокан дзюдо есть 6 кю, самый младший уровень — 6-й кю. Самый старший — 1-й кю; для детей в некоторых федерациях дзюдо принято большее количество степеней кю. Степеней дан в дзюдо 10, самый младший — 1-й дан, самый старший — 10-й дан. Каждой степени соответствует свой цвет пояса. Цвета поясов могут различаться в зависимости от страны и федерации дзюдо. Для спортсменов высших мастерских степеней также используются пояса красно-белого (6-й, 8-й даны) и красного (9-й, 10-й даны, присуждаются за развитие дзюдо) цветов. Для спортсменов высших данов этикетом дзюдо допускается вместо красно-белого или красного поясов повязывать во время тренировок пояс чёрного цвета.


ЕВСК Дзюдо (300Кб)

Дзюдо (277Кб) — система требований индивидуального отбора

Переводные нормативы промежуточной аттестации и итоговой аттестации по дзюдо (393Кб)

xn--96-6kcpuzfk.xn--80acgfbsl1azdqr.xn--p1ai

Ч1 — Самбо и дзюдо

кл. слова: дзюдо, техника, история, Ощепков, Спиридонов, Склизков, самбо, нквд, Ознобишин, анализ

В последние годы нередко приходится сталкиваться с утверждениями о том, что первоосновой самбо является дзюдо. У человека незнакомого с реальной историей этих единоборств такие утверждения, обычно, не вызывают сомнения. Действительно, если посмотреть соревнования по самбо и дзюдо, то можно увидеть что это очень похожие виды борьбы. Дзюдо было создано в 80-е года Х1Х века, официальной датой рождения самбо является 1938 год. Отсюда делается вывод, поскольку самбо и дзюдо похожи, а дзюдо старше самбо, то логично признать дзюдо первоосновой самбо. А это в корне не верно. Почему? Да потому, что на самом деле существует не одно, а два дзюдо: это классическое сотворенное Дзигоро Кано в ХIХ веке и современное, созданное японскими специалистами после второй мировой войны. Современное дзюдо, которое мы сейчас можем увидеть на соревнованиях, создавалось под влиянием и во многом по образу и подобию самбо, вот именно поэтому дзюдо так похоже на наше самбо. Самбо старше современного дзюдо минимум лет на 15.

 

В современном дзюдо от классического осталось, по большому счету, только атрибутика, а методика тренировок и способ ведения поединка строятся на принципах, позаимствованных из самбо. Приведу пример: в классическом дзюдо напрочь отсутствует само понятие борьбы, в том смысле, который мы сейчас вкладываем в это слово. Классическое дзюдо построено на понятии прием. Поединок в классическом дзюдо представляет собой попытки двух борцов проводить друг другу приемы. Прием возведен в культ, смыслом борьбы становится проведение приема и не просто проведение, а так как учили, в канонической форме. Никакого творчества, никакой индивидуальной техники, если у тебя не получается прием в том виде, как тебя учат, приспосабливать его под себя не смей, а иди и больше тренируйся. Приемы — это святое, это трогать нельзя. Поединок в классическом дзюдо выглядит следующим образом: во время борьбы в стойке дзюдоист, с помощью различных подготовительных действий стремится создать условия для проведения броска. Когда он считает, что такие условия созданы, то пытается его выполнить, если в этот момент противник оказывает сильное сопротивление, и прием произвести не удается, дзюдоист останавливает атаку и старается, как можно быстрее вернуться в исходное положение. Далее процесс повторялся с начала.

В самбо поединок строится совершенно по-другому. В самбо прием никогда не был самоцелью. В схватке самбист стремится получить преимущество над соперником любыми способами, бросок, только один из них. Если в момент проведения броска самбист сталкивается с сопротивлением, не позволяющим его выполнить, то он не останавливается, как классический дзюдоист, а тут же, без паузы, из вновь создавшегося положения, пытается выполнить любой другой, подходящий для данной ситуации, бросок. Т. е. идет мгновенный переход с приема на прием, непрерывная атака, непрерывная борьба. Принцип перехода с приема на прием является ведущим в самбо, этот принцип был позаимствован в современное дзюдо. Бороться и не просто тупо делать приемы дзюдоистов научили самбисты.

Вернемся к рассмотрению поединка в классическом дзюдо. Предположим, что дзюдоисту удалось выполнить бросок, далее он будет пытаться провести болевой или удушающий прием. Если это ему не удается, то дзюдоист уже не сможет сделать ничего, потому что в классическом дзюдо практически нет борьбы в партере. Борьба, а не возня в партере появилась только в современном дзюдо. Бороться в партере дзюдоисты учились у самбистов, и пока они этому не научились, они наших борцов в партере боялись как огня.

Дзюдоисты из самбо позаимствовали не только методику тренировок и способ ведения поединка, идет полным ходом заимствование техники. В дзюдо из самбо перекочевали броски с захватом ног руками, захваты на спине, за пояс. Броски-«мельницы», через голову подсадом голенью под бедро, обратные «мельницы», задние подножки на пятке и т. д. Ожидать, что японцы сделают признание о заимствованиях из самбо, не приходится. Можно говорить о том, что для дзюдо заимствования из других единоборств с умалчиванием об этом является традицией. В свое время Дзигоро Кано ввел в дзюдо раздел самообороны, позаимствовав для него технику из карате. Так об этом не просто умалчивается, этот факт еще и отрицается. Кстати сказать, что же такое создал Дзигоро Кано, если ему пришлось вводить в свою систему раздел самообороны, при этом позаимствовав чужую технику? Для ответа на этот вопрос, а также на вопросы как создавалось самбо, и что оно собой представляло, почему и как делали японцы заимствования из самбо, обратимся к истории этих видов борьбы. В качестве источника информации по истории самбо возьмем работы М. Н. Лукашова.

Самбо родилось на фундаменте, который заложили многие русские специалисты, работавшие в 20-30 годы ХХ века. Наиболее известными из них являются Спиридонов и Ощепков.

Спиридонов Виктор Афанасьевич бывший штабс-капитан русской армии, прошедший две войны русско-японскую и первую мировую. При создании своей системы Спиридонов В. А. встал на тот путь, по которому пошло развитие всего современного искусства защиты и нападения без оружия: он начал создание новой «синтетической» системы составленной из лучших приемов уже существующих систем. Он писал: «Искусство самозащиты помогает одержать победу всеми имеющимися средствами, поэтому при самозащите нельзя придерживаться одной какой-либо системы, никогда не охватывающей всех многочисленных и многообразных положений при жизненных столкновениях, а необходимо использовать и все полезное и из других систем, раз это ведет к победе». Спиридонов В. А. при создании своей системы активно использует джиу-джитсу. Вводит в нее лучшие приемы, заимствованные из вольной и классической (греко-римской) борьбы, в том числе и запрещенные. Берет на вооружение удары из английского и французского бокса, а также самобытные, рожденные бытовой и боевой практикой, т. е. которые издавна использовались бывшими милиционерами и даже те, что создал многочисленный в те годы преступный мир. С первых же шагов в своей работе Спиридонов постарался навести порядок в классификации и терминологии неорганизованного «хозяйства» джиу-ждитсу. Даже в современном дзюдо, которое более тщательно отработано, чем джиу-джитсу, система классификации приемов оставляет желать много лучшего. В руководствах по джиу-джитсу того времени приемы располагались совершенно произвольно.

Спиридонов с военной четкостью классифицировал весь тот хаос приемов, который «профессора» джиу-джитсу преподносили своим ученикам. Виктор Афанасьевич логично и четко подразделил все боевые приемы на группы, в зависимости от того, в каком направлении выполняется прием. Чрезмерное сгибание сустава в направлении естественного сгиба — дожимы, против сгиба — рычаги, выкручивание сустава — выверты. Кроме болевых приемов определил еще несколько групп: выведение из равновесия, т. е. броски; удары — кулаком, открытой рукой, локтями, коленями, стопами ног, головой, плечами, тазом; сжатия и нажатия, т. е. удушение и воздействие на болевые, чувствительные точки; а также комбинированные приемы, т. е. приемы одновременно использующие действия из нескольких ранее названных групп.

В строгом соответствии с этой классификацией им были введены русские названия всех приемов, полностью вытеснившие сложную, неудобную и совершенно бессмысленную в русском языке японскую терминологию. В отличие от джиу-джитсу и дзюдо того времени, где господствовала спекулятивная аксиома «каждый прием при любых условиях удается», Виктор Афанасьевич разрабатывал способы мгновенных переходов от неудавшегося к следующему приему. Принцип переходов с приема на прием является ведущим во всей системе «самбо».

Другой принцип, который Спиридонов заложил в «самбо» — это работа не по приемам, а по «принципу». Если в джиу-джитсу и дзюдо все преподаватели требовали только строго определенных движений при исполнении приема, то Виктор Афанасьевич, обучив приему, непременно указывал, что ученик сможет его использовать и при других захватах, позах и взаимоположении с противником. Главное исходить из основного принципа: в какой части тела и за счет какого воздействия причиняется противнику боль или повреждение. В то же время в джиу-джитсу и дзюдо на каждый случай нападения использовался свой прием, в результате борьба строилась на применении большого количества готовых рецептов (приемов). Такой подход усложняет и сильно затягивает процесс подготовки бойца, т. к. обучающемуся приходится выучивать большое количество приемов. А также во время боя создает проблему выбора, т. е. в каждой ситуации боец должен вспоминать подходящий для нее прием, а это требует времени, которое противник может и не дать.
 

Большим успехом Спиридонова было создание методики преподавания самозащиты, которая в то время в зарубежных системах, включая японские, отсутствовала. Он разработал методику «фазисной», т. е. поэтапной тренировки. На ее первом этапе обучающийся, познакомившись с движениями приема, как бы имитировал прием на несопротивляющемся партнере. По мере освоения переходили к следующим «фазисам» тренировки, при которых сопротивление постепенно не только увеличивалось, но и партнер мог ответить контрприемом. Заключительным этапом являлась вольная схватка.

Может показаться, что поэтапный метод тренировки вещь настолько естественная и само собой разумеющаяся, что было бы странно, чтобы до Спиридонова он не существовал. На самом деле поэтапный метод не такая уж само собой разумеющаяся вещь. По своему многолетнему тренерскому опыту скажу, что учеников буквально приходится заставлять проходить поэтапную отработку приема. Большинство занимающихся стремится как можно быстрее перейти к боевой манере исполнения приема, не имея при этом достаточной наработки, а как только прием немного начинает получаться, так сразу стремятся устроить спарринг. Поэтапность в освоении техники организует именно тренер, сама собой она не возникает. В начале века, во времена Спиридонова, в джиу-джитсу и дзюдо не было поэтапной тренировки. Была отработка приемов, причем каждый отрабатывал их как «бог на душу положит» и вольная борьба. Да и сейчас восточные единоборства не отличаются приверженностью к поэтапной методике тренировки. Зайдите в любую секцию карате-до, и вы увидите, что в большинстве случаев вся тренировка сводится к двум вещам: это отработка техники в воздухе, включая ката, и спарринг, иногда можно увидеть отработку приемов в паре, мало чем отличающуюся от спарринга.

Спиридонов ввел широкую спортивную основу при тренировке навыков самозащиты. Он широко применял не только специальные, но и обще развивающие упражнения, различные легкоатлетические дисциплины, гимнастику, плавание. В джиу-джитсу и дзюдо того времени вся тренировка сводилась исключительно к отработке приемов, ни каких гимнастических, силовых, обще развивающих упражнений не применялось.

В результате многолетнего труда Спиридонова на свет появилась оригинальная система самозащиты. Ее Виктор Афанасьевич поначалу именовал просто «самозащита». Впоследствии, отдавая дань модным тогда сокращениям, назвал систему «сам». Но вероятно это название было не самым удачным. В среде Спиридоновских учеников рождаются новые варианты: «самоз», и, наконец, пришедшая на смену всем остальным аббревиатура «самбо» по первым элементам названия: самозащита без оружия.

В работе Виктор Афанасьевич ставил перед собой только чисто практическую цель — создание эффективной системы самозащиты. Случилось, однако, так, что именно эта система стала первым этапом существования в нашей стране нового прикладного вида борьбы в одежде, в котором разрешалось применение не только бросков, но и болевых приемов того вида, какой стал прообразом борьбы самбо. Дело в том, что полученные на занятиях боевые навыки лучше всего закреплялись и совершенствовались в вольной схватке. «Состязание является как бы высшей степенью тренировки и последним этапом совершенствования бойца при изучении самозащиты» — таково было мнение Виктора Афанасиевича. И его ученики выходили на ковер в курточках, борцовских ботинках, а чаще просто в гимнастерках и носках, и проводили учебные схватки. Постепенно стали организовываться спортивные соревнования, и даже первенства по специально разработанным Спиридоновым правилам. Борцы разделялись сначала на семь, а затем на восемь весовых групп, а проведение болевых приемов допускалось не только, как теперь в борьбе лежа, но также и в стойке. Кроме того, использовались различные удушающие захваты. Однако соревнования не являлись самоцелью, соревнования имели ограниченное значение, они являлись только одной из форм тренинга. Свою, чисто прикладную борьбу в одежде, Спиридонов культивировал как ведомственный, закрытый для посторонних вид спорта. В феврале двадцать девятого года впервые был проведен чемпионат московского «Динамо» по новому виду борьбы. В афишах в рекламных целях писали: «по джиу-джитсу», т.к. о новом виде борьбы еще очень мало кто знал. Затем были проведены и другие соревнования, тоже закрытые.
 

Система Спиридонова с самого начала имела закрытый характер, т. к. была предназначена для сотрудников НКВД (милиции, органов госбезопасности, пограничных и конвойных войск). Это обстоятельство отнюдь не способствовало ее популяризации. Родившееся на ее основе боевое самбо также до последнего времени не являлось доступным для любого и каждого. Справедливости ради необходимо сказать, что Спиридонов вовсе не являлся единственным специалистом в области самозащиты в НКВД. Неплохую книгу по самообороне для милиции создал спортивный работник, боксер Иван Солоневич. Очень интересную систему создал цирковой велоэквилибрист, дореволюционный чемпион Москвы по боксу, изучавший этот вид спорта за границей Н. Н. Ознобишин.

Нилом Ознобишиным было впервые введено понятие о боевых тактических дистанциях рукопашного боя. На этой основе им была разработана схема применения средств ближнего боя в зависимости от расстояния до противника, что позволило свести в единую систему приемы из совершенно разных видов единоборств, таких как французский бокс, английский бокс, вольная борьба, джиу-джитсу.

Ознобишин выделил шесть дистанций рукопашного боя, которым поставил в соответствие шесть способов индивидуальной самозащиты. Первая боевая дистанция 4-5 шагов — сфера действий револьвера, 3-4 шага — сфера действия трости. Вторая боевая дистанция 2-3 шага — сфера действия ударов ног. Третья боевая дистанция 1-2 шага — сфера действия кулачных ударов. Четвертая боевая дистанция — бой вплотную в стойке без обхвата, применяются удары головой, локтями, коленями, предплечьем и т. д. Пятая боевая дистанция — бой вплотную с обхватом, используются приемы борьбы. Шестая боевая дистанция — бой, лежа на земле, «на противнике» или «под противником». Схему средств ближнего боя, в зависимости от расстояния до противника, полностью у Ознобишина, позаимствовал Ощепков, создатель второй системы ставшей основой самбо, а точнее сказать основой спортивного самбо.

Ощепков Виктор Сергеевич (1892-1937) в 1911-1914 годах прошел курс обучения дзюдо в Кадокане у Дзигоро Кано и получил высокую мастерскую степень — второй дан. В 1922-1925 годах Ощепков находился в Китае (в Манчжурии) где познакомился с некоторыми стилями ушу, а по возвращении в Россию, во Владивостоке он в течение нескольких лет работал в спортивном кружке вместе с Азанчевским, специалистом, еще до революции получившим образование в знаменитой Жуанвильской военно-спортивно-гимнастической школе. Большой знаток не только английского, но и французского бокса — савата, в котором удары наносятся как кулаками, так и ногами, Азанчевский выступал даже на французском профессиональном ринге. Во Владивостоке он преподавал и бокс, и сават.

С лета 1919 года по сентябрь 1937 (он был убит в тюрьме через 10 дней после ареста, как «враг народа») Ощепков жил в Москве, часто выезжал в Ленинград. В этих городах он внедрял дзюдо среди командного состава армии, а также среди студентов центрального института физкультуры и профессиональных спортивных работников. В отличие от Спиридонова, не допускавшего изучения своей системы людьми, не состоявшими на службе в НКВД, Ощепков стремился познакомить с дзюдо как можно больший круг лиц. То, чему обучал Ощепков, он называл «борьбой вольного стиля» или «борьбой в одежде дзиу-до». Классическое дзюдо Ощепков преподавал только по началу, после возвращения из Японии в 1914 году. Вскоре он начал создавать собственную систему, сконструированную, как он говорил, по канонам дзюдо. Почему Ощепков отошел от классического дзюдо и начал создавать собственную систему? Чтобы это понять, надо знать, что собой представляло дзюдо начала ХХ века.

Дзюдо времен Ощепкова похоже на современное дзюдо так же, как фигурное катание или спортивная гимнастика начала ХХ века похожи на их современные варианты. Дзюдо первой половины ХХ века — это слабо развитое спортивное единоборство. Классическое дзюдо, то есть такое, каким оно было создано его основателем Дзигоро Кано и каким оно было до середины ХХ века, имело очень ограниченный технический арсенал, около 150 приемов. Практически все броски классического дзюдо выполнялись с одного единственного захвата противника — это захват за рукав и разноименный отворот кимоно.
 

Для сравнения в самбо 30-х годов было более 5000 приемов. Кроме захвата за рукав и разноименный отворот, в самбо использовались захваты за рукав и одноименный отворот, рукав и одежду на спине, рукав и пояс, за два рукава и т. д. Дзюдо становилось бесполезным, когда на противнике не было соответствующей одежды, за которую дзюдоист мог бы выполнить свой привычный захват. В этой ситуации самбист имел возможность сделать броски с захватом руки и обхватом шеи, с захватом руки на плечо или под него, с захватом руки и туловища и т. д., а также различные приемы с захватом ног руками, которых нет в классическом дзюдо. В дзюдо отсутствовала классификация приемов, был просто набор, различных, не связанных между собой, техник. Во времена Ощепкова методика преподавания дзюдо у японцев, не говоря уже об их иностранных последователях, была разработана крайне слабо, практически отсутствовала. Обучали «на глазок», каждый в меру своего опыта и способностей. Точно также японские специалисты отрицали необходимость общеразвивающих физических упражнений и попросту игнорировали их.

В дзюдо отсутствовала комбинаторика, т. е. умение переходить с одного приема на другой. Там действовал спекулятивный принцип, заимствованный из дзю-дзюцу «каждый прием и при любых условиях удается».

Дзюдо было чисто спортивным единоборством, использующим исключительно борцовскую технику, до начала 20-х годов, когда в программу подготовки дзюдоистов Кано ввел раздел самозащиты (госин-дзюцу). Важнейшую часть госюн-дзюцу составили удары руками и ногами (атэ-вадза), заимствованные из каратэ в упрощенном варианте, особенно это касается техники ног. Однако ввиду, исторически сложившейся конкуренции между дзюдо и карате никто из основоположников дзюдо факта подобного заимствования не признает. И, тем не менее, если разобраться с комплексом атэ-вадза, без труда устанавливается его прямое родство с карате. Правда, все приемы здесь носят другие названия. Кроме ударов руками и ногами в комплекс самообороны входило овладение тремя видами оружия: ножом, палкой и пистолетом. На каждый из перечисленных видов оружия полагалось разучить по три довольно элементарных приема. Допускались также упражнения с большим мечом. Ныне раздел работы с оружием в дзюдо практически забыт, так как после 1945 года он больше не изучался, ни в школе, ни в полиции, ни в силах самообороны, как называют японскую армию.

Склизков В.А. 
 

 

 

 

ruk-boi.livejournal.com

Самбо или дзюдо? Какой вид борьбы лучше

Уже долгие годы ходят споры о том, какой вид борьбы лучше самбо или дзюдо. Мы с вами попробуем разобраться в этом вопросе, рассмотрев его с трех разных, но очень наглядных сторон.

Сила против техники?

Бытует мнение, что самбо – это сила, а дзюдо – это техника. Но несложно увидеть, что это полное заблуждение! В любой борьбе и техника, и сила имеют не маловажное значение.

Никогда техничный, слабый борец не сможет ни в самбо, ни в дзюдо добиться сколько-либо значимых результатов. В то же время, сильный, но «деревянный» спортсмен не имеет никаких шансов на успешную карьеру. В этом вопросе можно поставить равенство.

Зрелищность и разнообразие тактики

Но это заблуждение возникло не просто так. Дело в том, что в дзюдо правила значительно уменьшают тактическое разнообразие проведения схватки, нацеливая на досрочную победу. Поэтому самбо значительно выигрывает в этом компоненте и в разнообразии технических действий, особенно с учетом самых последних «ограничивающих» изменений правил в дзюдо. Но выигрывая в этих компонентах, самбо получает поражение в другой немаловажной составляющей – зрелищности.

«Низкая» зрелищность самбо вызвана тем, что из-за разнообразия тактик схватки порой проходят в медленном темпе, без особых атакующих действий, что не может нравиться зрителям.

Видео 1964г. — Самбо против Дзюдо

Русский боец Самбо Борис Мищенко против японца Исао Окано. Бой по правилам Дзюдо.

Зарплата самбиста против зарплаты дзюдоиста

Рассмотрим ещё одну очень важную составляющую жизни спортсмена – зарплату. Дзюдоисты сборной России получают намного больше, нежели самбисты того же ранга. Этот фактор зачастую становится решающим.

Большинство дзюдоистов в детском и юношеском возрастах выступают в обоих видах спорта, но достигнув определенных результатов в дзюдо, покидают самбо.

Какой вид борьбы лучше?

Вести спор о том, какой из этих видов спорта лучше, бессмысленно — они оба прекрасны. Только когда спортсмен выступит на разных соревнованиях несколько десятков раз, он сможет выбрать, что для него ближе.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

bravedefender.ru

Борьба дзюдо

ИСТОРИЯ ДЗЮДО

В Японии XIX века наиболее распорастраненным видом единоборств была борьба дзюдзюцу (джиу-джицу), более близкая к современному карате. Дзигоро Кано, будущий создатель борьбы дзюдо, начал заниматься дзюдзюцу в 17 лет, уже обучаясь в Токийском университете. Изучив различные стили этой борьбы у известных мастеров того времени, Кано пришел к мысли создать новую технику единоборств.

Основой нового вида единоборств стал строгий научный анализ приемов дзюдзюцу. Кано стремился к созданию техники, которая задействовала бы не только силу и мастерство спортсмена, но и его интеллект. При этом опасные ударные техники Кано исключил из новой борьбы.

В 1881 году Дзигоро Кано окончил Университет и поступил на должность учителя литературы в школу для детей из привелегированных семей. А в феврале 1882 года он открыл свое додзё (зал для тренировок) и назвал его «Кодокан дзюдо» («Дом изучения пути»). Это и считается датой создания борьбы дзюдо.

Изначально додзё Дзигоро Кано имело 12 татами, там занималось 9 учеников. Сам Кано уделял огромное внимание дисциплине и был очень строг. При этом он не принимал денежных взносов за обучение, ученики расплачивались рисом и чаем. Часто Кано предоставлял ученикам даже одежду для тренировок.

О новом боевом искусстве заговорили, когда в 1885-1888 годах на турнирах, которые проводило полицейское городское управление Токио, ученики Кано одержали ряд побед над представителями различных школ дзюдзюцу. После такой демонстрации явного преимущества нового единоборства дзюдо стало быстро приобретать популярность. В 1907 году дзюдо было включено в программу японских общеобразовательных школ, чуть позже оно получило распространение в полиции и армии.

До самой своей смерти в 1938 году Дзигоро Кано активно развивал дзюдо в Японии и в мире. При этом сам Дзигоро Кано не имел какого-либо дана, поскольку он, как основатель единоборства, сам присваивал даны дзюдоистам.

ДЗЮДО В РОССИИ

Отдельные приёмы дзюдо, взятые из книг по самозащите американского офицера Ганкока, изучались в Петербургской полицейской школе с 1902 года. Но до 1914 года дзюдо как вид единоборств не было известно в России.

Начало развитию дзюдо в России положил Василий Сергеевич Ощепков, детство и юность которого прошли в Японии. Он был одним из первых европейцев, сдавших экзамен на мастерскую степень дан в Кодокане. В 1917 году ему был присвоен 2-й дан.

После возвращения в Россию он активно развивал дзюдо, сначала на Дальнем Востоке (1914, 1917—1925), а затем в Новосибирске (1928) и в Москве (с 1930 года).

В 1937 году В.С.Ощепков был объявлен «врагом народа» и казнен. С конца 1930-х и до начала 1960-х годов в СССР дзюдо практически не развивалось.

Интерес к дзюдо вернулся после его выхода на международную арену. В соревнованиях по дзюдо стали принимать участие советские самбисты. Они успешно проявили себя на чемпионате Европы в Эссене (ФРГ) 11—12 мая 1962 года, затем в 1963 году на предолимпийском турнире в Японии. А на Олимпиаде 1964 года в Токио наши спортсмены завоевали 4 бронзовые награды. Первую золотую медаль советские дзюдоисты завоевали на Олимпийских играх 1972 года в Мюнхене.

В 1972 году была создана Федерация дзюдо СССР, преобразованная после 1990 года в Федерацию дзюдо России. В настоящее время Федерация дзюдо России является членом Европейского союза дзюдо, который в качестве континентального подразделения входит в Международную федерацию дзюдо.

www.judo-vidnoe.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *