Бег с высокого старта на короткие дистанции – Бег с высокого старта

Содержание

Бег с высокого старта

Бег с высокого старта

Источник: https://kopilkaurokov.ru/fizkultura/prochee/biegh-s-vysokogho-starta

Тема урока: Совершенствование техники бега на короткие дистанции с высокого старта

Источник: http://refdt.ru/docs/664/index-304847.html

Наталья Анатольевна

  

Ознакомление с техникой бега на короткие дистанции.

— Рассказ,  показ, просмотр  видео лучших бегунов.

  Обучение технике бегового шага.

— Пробегать отрезки 20-30- с высокого старта в среднем и быстром темпе, акцентируя постановку стопы с передней части, сохраняя правильный наклон туловища, положение головы и сочетая ритм движения ног с работой рук. То же в игровой обстановке (эстафеты линейные и встречные).

  Обучение технике бега с низкого старта и стартовому разгону.

  

— Овладение положениями «на старт», «внимание», «марш» и правильной установкой стартовых колодок.

— Выход со старта под команду и самостоятельно с пробегать отрезки 20-30-.

— Пробегать отрезки 20-. с низкого старта на время. Обучение финишированию.

— Набегать на финишную ленточку с 20-. со средней и большой скоростью, акцентируя ускорение на последних шагах.

— Обучение технике низкого старта при входе в поворот.

— Повторение входа в поворот с высокого старта.

— Овладение расстановкой стартовых колодок на вираже.

— Вход в поворот с низкого старта по команде и самостоятельно с пробеганием 20-. с последующим выключением и бегом по инерции.

  Обучение технике бега на короткие дистанции в целом.

— Пробегать дистанций 60-80-100 и . в среднем и быстром темпе без времени (повторно) и на время, участие в курсовках (прикидках) и на соревнованиях.

Специальные упражнения.

Выпады вперед и в стороны с различной работой и положением рук.

Ходьба выпадами, с высоким подниманием бедра  при различном положении рук.

Ходьба перекатом с пятки на носок с высоким подниманием бедра и широкой работой руками.

То же, с небольшим подскоком, акцентируя продвижение вперед.

Бег с высоким подниманием бедра и с забрасыванием голени назад.

Бег прыжками по прямой линии и по разметке.

Пружинистые прыжки, проталкиваясь стопой, акцентируя проталкивание вперед. Прыжки в шаге (с ноги на ногу).

 Бег с высокого старта

  Техника выполнения команды «На старт!»

                                 • сильнейшую ногу поставить вплотную к стартовой линии;

   • немного повернуть носок внутрь;   • другая нога на 1,5-2 стопы сзади;   • тяжесть тела равномерно распределяется на обе ноги;   • туловище выпрямлено;

   • руки свободно опущены.

   • сильнейшую ногу поставить вплотную к стартовой линии;    • немного повернуть носок внутрь;   • другая нога на 1,5-2 стопы сзади;    • тяжесть тела равномерно распределяется на обе ноги;   • туловище выпрямлено;

   • руки свободно опущены.

 Техника выполнения команды «Внимание!»:

       • наклонить туловище вперед под      углом 45°;

    • тяжесть тела перенести на сильнейшую ногу.

 Техника выполнения команды «Марш!»: 

   • бегун резко бросается вперед;   • через 5-6 шагов принимается вертикальное положение тела

Техника прыжка с места

Источник: http://nat66bes.ucoz.ru/index/ljogkaja_atletika/0-16

Сайт учителя физической культуры Ягудина Р.А. — домашние задания легкая атлетика

Источник: http://massa.ucoz.ru/index/domashnie_zadanija_legkaja_atletika/0-15

II

Основная часть.

  1. Рассказ и показ техники высокого старта.

  • «На старт!»;
  • «Внимание!»;
  • «Марш!».
  1. Стартовый разгон – ускорение 5 – 7 метров из различных и.п.:

  1. бег на месте;

  2. о.с. на носках;

  3. с высокого старта.

  1. Подвижная игра «Пятнашки с ленточками» из высокого старта:

  1. старт каждой пары по команде «Марш!»;

  2. старт одновременно по свистку, по команде «Марш!»;

  3. из различных исходных и.п.

  1. общая физическая подготовка:

  1. подъем туловища из положения лежа на спине;

  1. сгибание и разгибание рук в упоре лежа на гимнастической скамье;

  2. сгибание и разгибание рук в висе лежа на перекладине;

60 – 65 м.

5 – 7 м.

8 – 10 м.

10 м.

2 – 3 раза

2 – 3 раза

2 – 3 раза

10 – 12 м.

3 – 4 м.

3 – 4 м.

3 – 4 м.

10 – 12 м.

2 х 10 – 15 раз

2 х 10 – 15 раз

2 х 15 раз

2 х 40 раз

Обучающиеся построены в шеренгу. Интервал 0,5 метра. Знакомство с фазами спринтерского бега: 1) старт; 2) стартовый разбег; 3) бег по дистанции.

По команде «На старт!» обучающиеся подходят к стартовой линии, ставят ногу носком к линии, не наступая на нее, другую отставляют назад, упираясь в пол носком, туловище выпрямлено, руки свободно опущены вдоль тела, голову держать прямо.

По команде «Внимание!» ученик сгибает обе ноги таким образом, чтобы основной вес тела располагался над впереди стоящей ногой. Рука противоположная впереди стоящей ноге, опущена свободно вниз, другая заведена за спину, взгляд направлен вперед.

Внимание!

Команда «Марш!» — нога на первом шаге выносится вперед быстрым движением бедра. Первые шаги должны быть быстрыми, мощными, достаточно пружинистыми. Каждый очередной шаг делать больше, чем предыдущий. Выполнять небольшое пробегание 2 – 3 метра. Обратить внимание на прямолинейность движения.

С каждым новым шагом создается большая скорость движения вперед и уменьшается наклон туловища.

Обучающиеся делятся по парам и строятся в шеренги с интервалом 1 метр.

По команде, сзади стоящий догоняет впереди стоящего игрока и «срывает» ленточку, закрепленную на спине. Останавливаются на противоположной боковой линии спортивного зала. Затем меняются местами.

Ноги согнуты в коленях, руки за головой, локтями коснуться коленей. Подъем туловища – выдох, и.п. – вдох.

Спина прямая, грудью коснуться гимнастической скамейки, ноги не сгибать.

Туловище держать прямо, подбородком дотянуться до перекладины.

Прыжки на носках. Ноги в коленях не сгибать.

Подгото- вительная частьОсновная часть1. Построение, сдача рапорта. 2. Сообщение темы и задач урока. 3. Строевые упражнения в движении. 4. Ходьба и её разновидности:

а) ходьба на носках;

б) ходьба на пятках;

в) ходьба в полуприседе;

г) ходьба в приседе;

д) прыжки вверх на каждый шаг.

5. Бег и его разновидности:

а) бег в медленном темпе;

б) бег с захлестыванием голени;

в) бег с высоким подниманием бедра;

г) бег в шаге;

д) ускорение с набеганием.

6. О. Р. У. на месте:

а) И. п. — О. с.

1-4 – повороты головы влево; 5-8 — тоже вправо.

б) И. п. — О. с., руки в замок, круговые движения;

в) И. п. — О. с., руки к плечам, круговые движения вперед-назад в плечевом суставе на 4 счета;

г) И. п. – стойка ноги врозь, руки на пояс.

1 – наклон влево с отведением рук; 2 — И. п. 3 — тоже в другую сторону; 4 — И. п.

д ) И. п. – стойка ноги врозь, руки

перед грудью. 1-2 – отведение рук; 3-4 – разведение рук с поворотом туловища влево вправо.

е ) И. п. – широкая стойка ноги врозь, руки на пояс

1 – наклон к левой ноге 2 – наклон вперед 3 – наклон к правой ноге 4 – И. п.

ж) И. п. – широкая стойка ноги врозь, руки вперед в сторону

1 – махом левой ноги достать правую руку 2 – И. п. 3-4 – тоже другой ногой

з) И. п. – широкая стойка правая нога впереди, руки на колено

1-3 – пружинистые движения; 4 – смена положения ног прыжком.

и) прыжки с поворотом туловища на 360º влево вправо.

I. Обучить технике высокого старта: Стартовая колодка устанавливается на расстоянии не более 1-1.3 ступней от линии старта, а задняя на расстоянии голени от передней. После команды «На старт» бегун становится на 1.5 стопы от линии старта и опускается на колено маховой ноги, руки ставятся перед линией так, чтобы опора тела приходилась на кисти, большие пальцы были повернуты во внутрь, а остальные наружу, плечи слегка поданы вперед, за стартовую линию, взгляд устремлен вниз вперед. После команды «Внимание!» спринтер отрывает колено от земли, поднимает таз несколько выше плеч и подает туловище вперед вверх. При этом ноги несколько выпрямляются, тяжесть тела переходит на руки. После команды «Марш!» бегун отрывает руки от дорожки и одновременно отталкивается ногами. Первый шаг должен быть стелющимся. Первые 3-4 шага должны быть короче, чем следующие. II. О. Ф. П. Мальчики: — сгибание и разгибание рук в упоре лежа; — поднимание туловища, лежа на спине. Девочки: — прыжки через скакалку; — поднимание туловища, лежа на спине. III. Эстафета «Кто быстрее?». Играющие делятся на две команды и строятся перед стартовой линией. В 20 метрах от команд кладется мяч. По сигналу, игрок бежит к мячу, опираясь на него, обегают 2 раз вокруг мяча и возвращаются обратно. И так вся команда по очереди. Игра «Вороны и воробьи».

30″ 40″ 20-30″ 1-2′ 4′ 6′ 8-10 раз 8-10 раз 8-10 раз 8-10 раз 8-10 раз 8-10 раз 8-10 раз 8-10 раз 8-10 раз 9′ 8′ 6′Обратить внимание на готовность класса к уроку. Краткость и четкость в изложении. Четкость выполнения предварительной и исполнительной команды. Дистанция 2 шага, следит сзади идущий. Следить за осанкой, при ходьбе на носках ноги не сгибать, руки точно в стороны. Дистанция 2 шага. Руки работают вдоль туловища, частота работы ног близка к max . Бег с max усилием. Частота вращения близка к max . Наклон глубже, рука прямая. Руки не опускать. Наклон глубже, руками достать пол, ноги не гнуть в коленном суставе. Спину не гнуть, при махе нога прямая, руки не опускать. Спина прямая. Ошибки в старте и стартовом разгоне: 1. выпрыгивание, а не выбегание со старта; 2. отталкивание ногами больше вверх, чем вперед; 3. вялые движения рук; 4. бег со старта лишними шагами на согнутых ногах; 5. раннее выпрямление туловища при переходе к стартовому разбегу; Исправление ошибок: 1. многократные пробежки с низкого старта с постепенным увеличением скорости; 2. бег с низкого старта «В упряжке» с сопротивлением партнера; 3. имитация работы рук в быстром темпе; 4. выполнение многоскоков в наклоне; 5. пробежки со старта . Следить за правильным выполнением упражнений.Обратить внимание на правильный ритм разбега, правильное положение туловища.Следить за осанкой, правильной работой ног, постановкой стоп на грунт, точно на линию.Руками работать широко, параллельно дорожке, кисти расслабить.Игра проводится в нескольких вариантах.

Обучение бегу

  1. Ознакомление и разучивание специальных прыжково-беговых упражнений

Скоростные качества человека передаются по наследству. Значительных результатов можно добиться только за счет овладения правильной техникой старта и бега.

 Для обучения бегу применяются специальные беговые подготовительные упражнения:

 пробег отрезка в 10–20 метров с ходу;

бег по инерции после пробега отрезка в 10–15 метров с максимальной скоростью;

бег с ускорением на отрезке в 10–25 метров;

бег под уклон.

 Упражнения выполняются сериями по 5–6 раз каждое индивидуально или в составе группы.

 При использовании бега под уклон в качестве упражнения для развития скорости необходимо добиваться вертикального положения тела и постановки ноги не с пятки, а на всю ступню.

 2. Ознакомление и разучивание техники бега на 30 м

Упражнения выполняются с высокого старта по беговой дорожке стадиона или ровной площадке с любым покрытием.

 Обучение технике бега

Бег является одним из способов передвижения человека. Для бега характерна фаза безопорного положения или полета. При беге используется двойной шаг (правой и левой ногой).

 Каждая нога при беге бывает опорной и маховой. Период опоры начинается с того момента, когда нога ставится на грунт (момент передней опоры), затем тяжесть тела переносится на опорную ногу, а после прохождения вертикали производится отталкивание от грунта (момент задней опоры).

 С одновременной постановкой другой ноги на грунт опорная нога становится маховой. Она свободным движением выносится вперед, и цикл начинается заново. После отталкивания в беге наступает период полета (одна нога находится в положении заднего, а другая – переднего шага).

Важно!

 Выполнение цикла двойного шага требует определенной попарной связи моментов движений опорной и маховой ног. Так, например, момент передней опоры совпадает с завершением момента заднего шага и т.п. Техника бега во многом зависит от четкости этих взаимосвязей.

 Кроме соблюдения правильности общей структуры движения ногами скорость бега во многом зависит от постановки ноги на грунт в момент передней опоры. Стопу ноги на опору можно ставить с передней части наружного свода или с пятки, а затем на всю ступню.

 Второй способ нерационален, так как увеличивает тормозящее действие опоры. Ставя ногу на переднюю часть стопы и несколько сгибая ее в колене для большей амортизации действия опоры, бегущий поддерживает большую скорость бега.

 цикл двойного шага

 Сохранению скорости способствует и большее сгибание маховой ноги в заднем шаге, что позволяет быстрее подводить ее к положению вертикали и тем самым сокращать время переднего толчка. Вынос маховой ноги вперед вверх способствует усилению отталкивания опорной ногой.

 Несмотря на то, что скорость продвижения поддерживается за счет работы ног, в технике бега важна и правильная работа рук. Руки, согнутые в локтевых суставах, движутся вперед и назад.

При движении руки вперед она приводится к средней плоскости, при движении назад – отводится наружу в связи с поворотами туловища (перекрещивание от тазобедренных и плечевых суставов), что способствует удлинению шага.

Поочередная работа мышц плечевого пояса, а также мышц туловища создает условия для расслабления их и восстановления сил.

 Техника бега должна обеспечивать поддержание оптимальной скорости в зависимости от длины дистанции и характера местности.

Совет!

 Описанная структура согласования движений при беге сохраняется на всех дистанциях, изменяются быстрота и амплитуда движений.

 В беге на короткие дистанции амплитуда движений руками и ногами, вертикальные перемещения центра тяжести тела больше, чем при беге на дистанцию более 1000 метров. Это проявляется и во внешнем рисунке бега.

В беге на 30 метров наклон туловища вперед более выражен, шаг шире, больше размах движений руками.

В беге по пересеченной местности в сапогах или ботинках нога ставится на грунт с пятки, шаг укорачивается. На подъем взбегают укороченными шагами, ставя согнутую в колене ногу с носка и наклоняя корпус вперед в соответствии с крутизной склона.

При беге под уклон шаг удлиняется за счет использования инерции тела, туловище отклоняется назад, нога на грунт ставится с пятки. На мягком или скользком грунте шаг укорачивается.

 Обучение старту и стартовому разгону

Овладение техникой быстрого старта может обеспечить улучшение оценки на один балл и более в беге на 30 метров. В беге на 1 километр и более старт, и стартовый разгон очень мало влияют на общий результат.

 Для изучения техники старта в беге на короткие дистанции, а также при проведении тренировки и выполнении контрольных нормативов подаются команды: «НА СТАРТ», «ВНИМАНИЕ», «МАРШ».

 Высокий старт

 Словесные команды «НА СТАРТ» и «ВНИМАНИЕ» можно заменить звуковым сигналом, подаваемым свистком.

Внимание!

 По команде «НА СТАРТ» бегущий из исходного положения (3–5 м от линии старта) подходит к линии старта. Сильнейшая нога – у линии старта, другая – на 1–1,5 ступни сзади. Стопы ног параллельны, туловище прямо, руки опущены.

По команде «ВНИМАНИЕ» наклониться вперед, центр тяжести перенести на впередистоящую ногу. Руку, противоположную впереди стоящей ноге, чуть подать вперед. Другая рука, согнутая в локте, отводится назад (кисть – сбоку туловища).

По команде «МАРШ» энергично начать бег с постепенным выпрямлением туловища.

 Стартовый разгон осуществляется частыми шагами, постепенно наращивая длину шага и сохраняя наклон туловища. С увеличением скорости наклон туловища уменьшается до оптимального и завершается переход на маховый шаг.

 Стартовый разгон на коротких дистанциях заканчивается, как правило, на 25–30 метрах дистанции, а при беге на длинные дистанции переход на маховый шаг начинается еще раньше.

Цикл двойного шага

Высокий старт

fitnessvopros.com

Методическая разработка по физкультуре по теме: Теоретико-методологические основы обучения технике бега на короткие дистанции




ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ



СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №461



КОЛПИНСКОГО АДМИНИСТРАТИВНОГО РАЙОНА



САНКТ-ПЕТЕРБУРГА













МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА



ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ









ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ



ОБУЧЕНИЯ ТЕХНИКЕ БЕГА



 НА КОРОТКИЕ ДИСТАНЦИИ









         











УЧИТЕЛЬ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ГОУ СОШ №461



КАБАНОВА ЛАРИСА ВЛАДИМИРОВНА







2012 ГОД


-1-
СОДЕРЖАНИЕ
  1. Цель и задачи обучения технике бега на короткие дистанции……………………..1
  2. Методическая последовательность обучения………………………………………..2
  3. Методика обучения технике высокого старта……………………………………….3
  4. Методика обучения технике старта с опорой на одну руку………………………4-7
  5. Методика обучения технике стартового разгона…………………………………….8
  6. Методика обучения технике бега по дистанции…………..………………………8-10
  7. Методика обучения технике бега по повороту………….………………………11-12
  8. Методика обучения технике финиширования………………………………………12
  9. Упражнения для закрепления и совершенствования навыков техники бега …12-13
  10. Педагогический контроль…………………………………………………………13-14
  11. Список используемой литературы…………………………………………………..14
Цель: 
Научить основам техники правильного бега.
Задачи:
  1. Развивать навыки обучающихся в технике бега и совершенствовать учащихся в его выполнении.
  2. Содействовать развитию координационных способностей и скоростно-силовых качеств, необходимых в беге на короткие дистанции.
  3. Содействовать воспитанию морально-волевых качеств, характерных для бега на короткие дистанции.
  4. Обеспечить усвоение обучающимися знаний об особенностях техники бега на короткие дистанции, его оздоровительно – развивающем, прикладном  и воспитательном значении.
-2-
        Одно из важнейших мест в физическом воспитании учащихся принадлежит бегу. На уроках легкой атлетики с техникой бега связаны и другие двигательные действия: прыжки в длину и в высоту с разбега, а также метания. Поэтому, в первую очередь необходимо решать задачи обучения школьников технике бега.
        Научные данные показывают, что примерно у 90% детей 7–10-летнего возраста отмечается целый ряд нерациональных движений и ошибок в беге, а именно: неполное разгибание опорной ноги при отталкивании; фаза опоры более продолжительна во времени, чем фаза полета; постановка ноги с пятки и наружного свода стопы; перекрестная работа ног, т.е. след, например, правой ноги заходит влево за среднюю линию. В связи с этим, возникает необходимость формировать правильные двигательные навыки в беге с первых лет обучения в школе.
        В данной методической разработке предложенные упражнения направлены на формирование техники бега, они не имеют дозировки – учитель должен определять ее самостоятельно. Материал не распределен по классам, так как, согласно принципу вариативности, учитель имеет возможность подбирать содержание учебного материала в соответствии с возрастными и половыми особенностями учащихся, а так же материально- технической оснащенностью учебного процесса.

Обучение технике бега на короткие дистанции (спринтерского)

Обучение технике бега на короткие дистанции целесообразно начать с обучения технике бега вообще. Задачи обучения на начальном этапе состоят в следующем:

1. Научить основам техники правильного бега в медленном (120—140 шагов в минуту) и быстром темпе (положение туловища и головы, постановка ноги на опору, вынос вперед маховой ноги, движение рук).
2. Научить технике высокого старта.

Методическая последовательность обучения


        На начальном этапе обучения дети еще плохо понимают детали техники правильного бега. Поэтому объяснение должно сводиться к названию конкретного двигательного действия и к тому, как его нужно выполнить.
1. И. п. — стоя на носках. Ходьба на месте с постановкой ног на переднюю часть стопы (пятки не касаются опоры).
2. И. п.— стоя на носках. Бег на месте с постановкой ног на переднюю часть стопы.

3. Бег на месте на передней части стопы, с последующим переходом на бег с продвижением вперед: а) в медленном темпе; б) в быстром темпе; в) чередуя упражнения в медленном и быстром темпе.

4. Бег в коридоре шириной 50 см (с целью обучения прямолинейному бегу).

5. Бег по разметкам: 60, 70, 80 см (с целью обучить бегать с различной длиной шага).

6. Бег по разметкам 60, 70, 80 см в коридоре шириной 50 см.

7. Бег на месте с различной частотой движений в единицу времени (например, за 10 с выполнить 10 и 15 шагов, 8 и 10 шагов).
                                                                                       -3-

8. Бег с продвижением вперед с разной частотой шага в единицу времени (например, за 10 с выполнить 10 и 15 шагов, 8 и 10 шагов).

        Технику бега принято условно делить на следующие фазы: старт, стартовый разгон, бег по дистанции и финиширование.

Методика обучения технике высокого старта
                     По команде: «На старт!» учащийся подходит к стартовой линии, ставит сильнейшую ногу    

                носком к линии, не переступая ее, другую отставляет назад, упираясь носком в грунт.

                Плечо и рука, разноименные выставленной вперед ноге, выносятся вперед, другая рука

                отведена назад.  

                 По команде: «Внимание!» ученик сгибает обе ноги таким образом, чтобы вес тела

                 распределялся в направлении впереди стоящей ноги (туловище наклонено вперед).

                   По команде: «Марш!» ученик отталкивается от грунта впереди стоящей ногой,  

                   маховая нога (сзади стоящая) активно выносится вперед от бедра, руки работают  

                   перекрестно.

Методическая последовательность обучения технике высокого старта

  1. Старты во время ходьбы в наклоне, выполняемые по сигналу учителя или при подходе к определенной отметке.
  2. Старты «падением» из положения стоя на двух ногах (на носках) и на одной (толчковой) ноге.
  3. Старты «падением» из положения согнувшись вперед (в наклоне), руки опущены вниз или на коленях.
  4. И.п. – стойка в широком шаге с наклоном вперед, сильнейшая (толчковая) нога впереди. Руки полусогнуты в локтевых суставах, одна впереди, другая, одноименная выставленной вперед

ноге, отведена назад. Имитация активного выноса вперед сзади стоящей ноги от бедра в сочетании с перекрестной работой рук.

  1. Высокий старт из положения стоя, поставив вперед сильнейшую (толчковую) ногу.

-4-

Методические указания. Начинать обучение технике бега со старта следует тогда, когда занимающийся научился бежать с максимальной скоростью без возникновения скованности. Следить, чтобы обучающиеся на старте выносили вперед плечо и руку, разноименные выставленной вперед ноге. По мере усвоения старта необходимо увеличивать наклон туловища, довести его до горизонтального и стараться сохранять наклон возможно дольше. К выполнению старта по сигналу переходить только после уверенного усвоения техники старта.

Методика обучения технике старта с опорой на одну руку (разновидность высокого старта)

        Старт с опорой на одну руку – вариант высокого старта – применяется, кроме того, как упражнение, подводящее к низкому старту, обучение которому начинается в 5 классе.

        В отличие от высокого старта по команде: «На старт!», ноги здесь согнуты сильнее, вес тела больше переносится вперед. Рука, противоположная ноге, выставленной вперед, касается грунта, другая, согнутая в локте, отведена назад.

        По команде: «Внимание!» тяжесть тела переносится на руку и толчковую ногу.

        По команде: «Марш!» ученик отталкивается от грунта рукой и обеими ногами. Первые шаги следует делать с большим наклоном, постепенно уменьшая его.

Методическая последовательность обучения технике старта с опорой на одну руку

  1. Принятие положения высокого старта с опорой на одну руку по команде: «На старт!».
  2. Перенос тяжести тела вперед с опорой на одну руку и впереди стоящую ногу по команде: «Внимание!», вернуться в положение «На старт!».
  3. Бег с высокого старта с опорой на одну руку без сигнала.
  4. Бег с высокого старта с опорой на одну руку по сигналу учителя.
Методика обучения технике низкого старта

        Низкий старт – наиболее распространенный способ начала спринтерского бега, так как позволяет быстрее начать бег и развить максимальную скорость на коротком отрезке. Для обеспечения удобства и прочности опоры ног используются стартовые колодки или стартовые станки.

        Наиболее оптимальным для школьной практики является такой способ установки стартовых колодок, когда передняя колодка для сильнейшей (толчковой) ноги устанавливается на расстоянии 1,5 стопы от линии старта, а задняя – на расстоянии 1–1,5 стопы от передней (или на расстоянии длины голени от передней колодки). Опорная площадка передней колодки наклонена под углом 45–60°, задняя – под углом 60–80°. Расстояние между колодками по ширине обычно равно длине стопы.

-5-

                                  По команде: «На старт!» учащийся перешагивает через стартовую линию и    

                                 встает так, чтобы колодки оказались позади него. Далее ученик приседает,

                                 ставит руки на грунт, упирается стопой сильнейшей ноги в опорную площадку

                                задней колодки. Затем он опускается на колено ноги, упирающейся в заднюю колодку, подтягивает руки за стартовую линию и ставит их вплотную к ней таким образом, чтобы опора тела приходилась на кисти, большие пальцы были повернуты внутрь, а остальные – наружу (можно опираться на кисти с согнутыми пальцами).

        Руки в локтях должны быть выпрямлены, но не напряжены, плечи – слегка падать вперед. Спину следует округлить, но не напрягать. Голова свободно продолжает линию тела, а взгляд устремлен вперед на расстояние 0,5–1 м от стартовой линии.

                                         По команде: «Внимание!» ученик отрывает колено ноги, упирающейся в  

                                        заднюю колодку, от земли, поднимает таз несколько выше плеч и подает

                                        туловище вперед вверх. Тяжесть тела перемещается на руки и впереди

                                        стоящую ногу. Переходить из положения «На старт!» в положение «Внимание!» следует плавно. Затем надо прекратить всякие движения, ожидая выстрела или команды: «Марш!».

                                          После выстрела или команды: «Марш!» ученик отрывает руки от дорожки и  

                                         одновременно отталкивается от колодок. Первой от колодки отрывается

                                         сзади стоящая нога, которая выносится вперед и слегка внутрь бедром.

                                         Чтобы сократить время и путь прохождения стопы от колодки до места ее постановки на грунт, первый шаг должен быть стелющимся, т.е. проносить стопу нужно возможно ближе к земле.

        Благоприятные условия для наращивания скорости бега в возможно более короткий срок создаются благодаря достаточно острому углу отталкивания от колодок и наклонному положению тела спринтера при выходе со старта.

Методическая последовательность обучения технике низкого старта

1. Старты из различных исходных положений: из положения стоя согнувшись, из упора лежа согнувшись, из упора стоя на коленях, из упора стоя на одном колене (маховой ноги), туловище прямо, руки опущены вниз.

2. Стоять на сильно согнутой толчковой ноге, туловище горизонтально, другую ногу (прямую) отвести назад. Руки полусогнуты, одна впереди, другая сзади. Из этого положения начать бег, сохраняя горизонтальное положение туловища как можно дольше.

3. Наклоны туловища в ходьбе. Впереди стоящая нога согнута, руки опущены. По сигналу учителя – резкое движение вперед головой и плечами. Нога, стоящая сзади, активным движением бедра выносится вперед по кратчайшему пути, а нога, стоящая впереди, с нарастающим усилием проталкивает учащегося вперед, он принимает положение, как при беге с низкого старта в момент ухода с колодок, и переходит на бег.

-6-

4. Выполнение команд: «На старт!» и «Внимание!» без стартовых колодок. Учитель проверяет правильность принятия стартовых положений занимающихся и устраняет ошибки. Только после того как все учащиеся освоят стартовые позиции, можно переходить к обучению бегу с низкого старта.

5. Бег с низкого старта без колодок (без сигнала и по сигналу учителя). Выполнение низкого старта без стартового сигнала необходимо для того, чтобы учащиеся могли сосредоточить внимание на правильности формы и ритма движений, а не на быстроте и силе выполнения.

6. Установка стартовых колодок.

7. Выполнение команд: «На старт!», «Внимание!» с колодок. Положение по команде: «Внимание!» сохранять неподвижно 2–3 сек.

8. Выталкивание от стартовых колодок без шага приземления на руки. Впереди колодок можно положить мат для смягчения падения на кисти.

9. Прыжки в длину с места из положения низкого старта с колодок. Упражнения 8 и 9 выполняются для овладения техникой отталкивания.

10. Бег с низкого старта с колодок без сигнала.

11. Бег с низкого старта с колодок по сигналу учителя (команда: «Марш!», выстрел стартового пистолета, свисток). Учащимся дается установка на быстрое выполнение первого шага.

Ошибки, допускаемые при выполнении низкого старта

Голова закинута назад, потому что ученик смотрит в направлении финиша – спина прогибается.

Руки не выпрямлены – центр тяжести сдвинут назад.

Руки опираются, под углом – тяжесть тела чрезмерно переносится назад.

Спина прогибается.

Ученик «сидит», слишком отклонив туловище назад.

-7-

Таз поднят очень высоко – ноги почти выпрямлены.

Ученик слишком сильно опирается на руки.

Выпрямление произошло до того, как ноги сделали первое движение.

Маховая нога поднимается чрезмерно высоко.

Обе руки слишком отводятся назад.

Упражнения для закрепления и совершенствования техники низкого старта

1. Бег с низкого старта с колодок в горку.

2. Бег с низкого старта с колодок по различным сигналам, заменяющим стартовые команды (например: «Гоп!», «Беги!» и т.п.).

3. Бег с низкого старта с колодок с затягиванием команды: «Марш!» после команды: «Внимание!» на 3–5 сек.

4. Бег с низкого старта с колодок после выполнения кувырка вперед.

5. Бег с низкого старта с колодок после прыжка в длину с места.

6. Из положения «На старт!» бросок набивного мяча вперед с последующим быстрым стартом, пытаясь догнать летящий мяч.

-8-

Методика обучения технике стартового разгона

Стартовым разгоном называют бег на начальном участке дистанции после старта, где ученик развивает скорость, близкую к максимальной, и постепенно принимает характерное для бега по дистанции положение, чтобы обеспечить плавное увеличение длины шага и соответственно скорости бега. В начале стартового разгона ученик должен сохранять достаточный наклон тела вперед, но не чрезмерный (во избежание падения). Чем лучше у ребёнка развиты скоростно- силовые качества, тем в большем наклоне он сможет удержать туловище, чтобы обеспечить себе благоприятные условия для отталкивания.

Важнейшая задача учителя при обучении стартовому разгону – научить постепенному выпрямлению туловища.

Методическая последовательность обучения технике стартового разгона

1. Выбегание с низкого старта под «воротами», сделанными из веревки, резиновой ленты или планки для прыжков в высоту на 1,5–2 м от линии старта.

2. Выбегание с низкого старта «на вожжах в упряжке» с преодолением сопротивления. Партнер удерживает стартующего длинной резиновой лентой, скакалкой, пропущенной под мышками бегущего.

3. Выбегание с низкого старта с сопротивлением партнера. Партнер, стоя лицом к стартующему в наклоне, одна нога впереди, упирается прямыми руками в его плечи. С выбеганием бегуна со старта партнер продолжает оказывать умеренное сопротивление, отбегая спиной вперед.

4. Бег с низкого старта (10–15 м) с сохранением оптимального наклона туловища.

Методические указания. Если ученик с первых шагов после старта преждевременно выпрямляется, целесообразно увеличить расстояние от колодок до стартовой линии или установить на старте наклонную рейку, ограничивающую возможность подъема. Хорошим упражнением для устранения преждевременного выпрямления бегуна со старта является начало бега из высокого стартового положения с опорой рукой и горизонтальным положением туловища.

Обучая низкому старту, необходимо на первых занятиях указать занимающимся, чтобы они не начинали бег до сигнала — фальстарт. При фальстарте надо обязательно возвращать бегунов и обращать их внимание на недопустимость фальстартов. Рекомендуется подавать только один заключительный сигнал. При этом ученики принимают без команды позу, занимаемую по сигналу «Внимание!». Низкий старт по сигналу применяется на занятиях после овладения правильными движениями. Количество повторений может колебаться от 3 до 15.

Методика обучения технике бега по дистанции (прямой)

        Почувствовав, что скорость бега приблизилась к максимально возможной и бежать дальше в наклоне становится неудобно, бегун постепенно выпрямляет туловище и бежит по дистанции, стараясь совершать беговые движения свободно, без напряжения. Правильная постановка стопы: передняя часть стопы – носок.

-9-

        Во время важнейшей фазы спринтерского бега – отталкивания – ученик мощным отталкиванием распрямляет толчковую ногу в тазобедренном, коленном и голеностопном суставах. При этом, эффективному отталкиванию способствует энергичный вынос вперед-вверх бедра маховой ноги. В безопорной полетной фазе нога, которая закончила отталкивание и двигалась вначале назад -вверх, сгибается в колене и продолжает движение вперед-вверх. Одновременно с этим маховая нога энергично разгибается, опускается вниз и ставится на грунт. Упругая постановка ноги обеспечивается за счет приземления на переднюю часть стопы и некоторого сгибания ноги в коленном суставе. Это позволяет смягчить силу удара о грунт, сократить тормозную фазу опоры.

        Небольшой наклон туловища вперед во время бега по дистанции сохраняется. В момент отталкивания поясница должна быть слегка прогнута и напряжена. Согнутые в локтях руки двигаются вперед – назад свободно и энергично в соответствии с ритмом беговых шагов.

Методическая последовательность обучения технике бега по дистанции (прямой)

1. Ходьба с высоким подниманием бедра, руки на пояс, туловище держать прямо.

2. Бег с высоким подниманием бедра:

а) стоя на месте в положении упора под разными углами;
б) на месте без упора, руки на поясе;
в) с небольшим продвижением вперед, руки на поясе. Бедро поднимается по горизонтали, а опорная нога в это время полностью выпрямляется;
г) с «подкидыванием» пятки под бедро и одновременным подниманием колена вверх.

3. Семенящий бег (упражнение способствует овладению прямолинейной постановкой стопы и полным выпрямлением ноги в коленном суставе:

a) на месте с опорой;
б) без опоры;
в) с медленным продвижением вперед.

4. Овладение прямолинейным движением:

a) бег по «коридору» (узкой дорожке) шириной 20–30 см, сделанному из резиновой ленты, шнура или шпагата;
б) бег по прямой линии шириной 5 см, стопы ставятся по линии и параллельно ей;
в) бег по гимнастическим скамейкам.

5. Прыжки с ноги на ногу. Это упражнение вырабатывает широкий шаг, правильное положение после отталкивания и следующего за этим полета (туловище удерживается вертикально, с небольшим наклоном вперед, движения рук – как при беге). Нога в момент отталкивания полностью выпрямлена, а другая, согнутая в коленном суставе, выносится вперед вверх.

6. Прыжки с ноги на ногу с переходом на бег по дистанции.

7. Бег на прямых ногах (упражнение «Ножницы») за счет сгибания и разгибания ног в голеностопных суставах. Продвижение вперед при минимальном сгибании ноги в коленном суставе.

-10-

8. Бег на расстояние 10–15 м с высоким подниманием бедра – переход на бег с ноги на ногу на расстояние 10–15 м – переход на бег по дистанции 20–30 м.

9. Бег в ровном, спокойном темпе с постановкой стопы на переднюю часть, с увеличением скорости по сигналу учителя (команде, свистку, хлопку).

10. Бег с ускорением. Скорость увеличивается до тех пор, пока сохраняется свобода движений и правильная их структура.

11. Бег на время с ходу (20 м, 30 м).

Методические указания. Вначале нужно обучать свободному бегу по инерции по прямой дистанции на отрезках 60—100 м. Обращается особое внимание на обучение умению переходить от бега с максимальной скоростью к свободному бегу, не теряя скорости.

Сокращать продолжительность свободного бега по инерции необходимо постепенно, по мере овладения искусством переключения интенсивности усилий при беге.

Перечень упражнений и их дозировка подбираются для каждого занимающегося с учетом недостатков в технике бега. Все беговые упражнения вначале выполняются каждым в отдельности. По мере освоения техники бега упражнения выполняются группой. В беге с ускорением нужно постепенно увеличивать скорость, но так, чтобы движения ученика были свободными. Повышение скорости следует прекращать, как только появится излишнее напряжение, скованность.

При достижении максимальной скорости нельзя заканчивать бег сразу, а нужно его продолжить некоторое время, не прилагая максимальных усилий (свободный бег). Дистанция свободного бега увеличивается постепенно. Бег с ускорением — основное упражнение для обучения технике спринтерского бега.

Все беговые упражнения необходимо выполнять свободно, без излишних напряжений. При выполнении бега с высоким подниманием бедра и семенящего бега нельзя откидывать верхнюю часть туловища назад. В беге с захлёстыванием голени следует избегать наклона вперед. Количество повторений рекомендуемых упражнений устанавливается в зависимости от физической подготовленности  обучающихся (3-7 раз).

Методика обучения технике работы рук при беге на короткие дистанции

Обучению правильной работе рук при спринтерском беге следует уделить особое внимание. Неправильная, закрепощенная работа рук оказывает влияние на нарушение техники бега в целом, приводит к заметному снижению результатов бега на короткие дистанции. Энергичные расслабленные движения рук способствуют увеличению скорости движения ног.

Руки при беге согнуты в локтевых суставах, плечи несколько опущены, кисти расслаблены; пальцы полусогнуты, большой палец касается середины указательного.

Движения рук выполняются в едином ритме с движениями ног вперед и немного внутрь, а при движении назад – немного наружу.

-11-

Методическая последовательность обучения технике работы рук

при беге на короткие дистанции

1. И.п. – одна рука на поясе, другая согнута в локтевом суставе, как при беге. Движения согнутой рукой в медленном темпе в плечевом суставе. При движении вперед кисть выносится до уровня подбородка, при движении назад – до упора. То же – другой рукой.

2. И.п. – выставить одну ногу вперед, руки согнуты, как при беге. Выполнить беговые движения обеими руками. Сочетать напряжения мышц плечевого пояса и рук с их расслаблением. Учитель дает указания: «Напряженно», «Расслабленно», – чтобы дети почувствовали разницу в состоянии мышц и научились выполнять движения руками расслабленно. То же – при ходьбе, медленном и быстром беге.

3. Движения руками – как при беге из исходного положения: одна нога впереди, другая – сзади, туловище несколько наклонено вперед, руки согнуты в локтевых суставах.

4. То же в различном темпе.

5. Беговые движения руками с постепенным выпрямлением туловища из исходного положения наклон вперед.

6. Стоя на слегка согнутых ногах, руками удерживать концы скакалки, перекинутой через шею и плечи. Движения руками, как при беге.

7. Бег в медленном, среднем и быстром темпе с акцентом на правильную работу рук.

Методические указания. Упражнения 2–6 выполнять сериями по 10–15 сек., не более. Длительное выполнение упражнений вызывает у учеников утомление, что приводит к лишним движениям головой, туловищем.

Методика обучения технике бега по повороту

При беге по повороту туловище наклоняется немного влево для преодоления центробежной силы. Для лучшей устойчивости левая стопа ставится на дорожку развернутой наружу, а правая стопа – внутрь. Амплитуда движения правой руки шире, чем левой. При этом при движении назад правая рука отводится несколько в сторону, а при движении вперед – больше внутрь. При беге с низкого старта для увеличения отрезка, пробегаемого по прямой, колодки устанавливаются у внешнего края дорожки.

Методическая последовательность обучения технике бега по повороту

1. Бег по кругу диаметром 40–50 м, постепенно уменьшая его радиус (доводя до 10–15 м), с различной скоростью. Следует обратить внимание на то, что с уменьшением радиуса поворота и увеличением скорости бега наклон туловища увеличивается.

2. Бег по прямой со входом в поворот. Подбегая к повороту, для преодоления действия центробежной силы нужно плавно наклонить туловище влево и слегка повернуть в ту же сторону стопы ног.

3. Бег по повороту с последующим выходом на прямую дистанцию.

4. Бег с высокого и низкого старта по повороту.

Методические указания. Бежать на повороте дорожки надо свободно. Уменьшать радиус поворота следует только тогда, когда достигнута достаточно правильная техника бега на повороте большого радиуса.

-12-

При беге с входом в поворот необходимо учить детей начинать наклон тела к центру поворота, опережая возникновение центробежной силы. Упражнения повторяются в зависимости от подготовленности обучающихся (3—8 раз).

Методика обучения технике финиширования

Финиширование – это усилие бегуна на последних метрах дистанции. Бег считается законченным, когда бегун коснется воображаемой плоскости финиша какой либо частью туловища. Бегущий первым коснется ленточки (нити), натянутой на высоте груди над линией, обозначающей конец дистанции. Чтобы быстрее ее коснуться, нужно на последнем шаге сделать резкий наклон вперед, отбрасывая руки назад. Этот способ называется «бросок грудью».

Применяется и другой способ – финиширование плечом, при котором бегун наклоняется вперед, одновременно поворачиваясь к финишной ленточке боком так, чтобы коснуться ее плечом.

Методическая последовательность обучения технике финиширования

1. Стоя в шаге, левую (правую) ногу поставить вперед, руки опущены вниз. Выполнить шаг вперед с быстрым наклоном туловища вперед и отведением рук назад.

2. Наклон вперед с отведением рук назад при ходьбе.

3. Наклон вперед на ленточку с отведением рук назад и при медленном и быстром беге.

4. Наклон вперед на ленточку с поворотом плеч в медленном и быстром беге индивидуально и в группах.

5. Бросок на ленточку грудью вперед небольшими группами по 3–4 человека с ускоряющегося бега. Каждый бегущий должен бежать на одном уровне с остальными (не обгоняя их), а за 6–8 м до финишной ленточки по сигналу учителя ускорить бег, чтобы постараться коснуться ленточки первым.

Обучая школьников финишированию, важно приучить их заканчивать бег не у линии финиша, а после нее. Для успешности обучения нужно проводить упражнения парами или группами по 3–4 человека, подбирая равных по силам учащихся или применяя гандикап (фору).

Методические указания. Обучая финишированию с броском на ленточку, надо воспитывать умение проявлять волевые усилия, необходимые для поддержания достигнутой максимальной скорости до конца дистанции. Важно также приучать бегунов заканчивать бег не у линии финиша, а после нее. Для успешности обучения нужно проводить упражнения парами, подбирая бегунов, равных по силам, или применяя форы.

Упражнения для закрепления и совершенствования навыков техники бега на короткие дистанции

На уроках легкой атлетики для закрепления и совершенствования данных навыков целесообразно использовать специальные беговые упражнения (СБУ), в которых основная нагрузка приходится на мышцы, активно участвующие в работе. Важно сохранять свободу беговых движений, выполнять их с максимальной скоростью, но при этом строго следить за соблюдением техники бега.

Для ее закрепления и совершенствования, а также для развития быстроты могут использоваться следующие беговые упражнения:

1. Бег на расстояние 10–15 м с высоким подниманием бедра с последующим переходом на свободный бег.

-13-

2. Бег прыжками с ноги на ногу с постепенным увеличением темпа и переходом на свободный бег (20–30 м).

3. Сменяющий бег мелкими, но быстрыми и свободными шагами.

4. То же (10–20 м) с переходом на свободный бег.

5. Бег с ускорением до максимальной скорости и последующим переходом в свободный бег (по инерции).

6. Переменный бег с несколькими переходами от максимального темпа к бегу по инерции.

7. Бег с ходу на 10–20 м с заданиями:

а) выполнять беговые шаги как можно чаще;
б) выполнять бег с наименьшим количеством шагов (на длину шага).

8. Бег с высокого, низкого старта по команде с переходом на бег по дистанции (20–30 м).

Хороший эффект в овладении структурой беговых движений дает их выполнение без помощи рук, а также в режиме переключения – с работой рук и без их помощи.

Методические указания. Техника спринта лучше всего совершенствуется при беге в равномерном темпе с неполной интенсивностью; в беге с ускорением, в котором скорость доводится до максимальной; при выходах со старта с различной интенсивностью. Стремление бежать с максимальной скоростью при неосвоенной технике и недостаточной подготовленности почти всегда приводит к излишним напряжениям. Чтобы избежать этого, на первых порах следует применять преимущественно бег в 1/2 и 3/4 интенсивности, так как при легком, свободном, ненапряженном беге спортсмену легче контролировать свои движения.

С каждым последующим занятием скорость бега должна повышаться. Но как только ученик почувствует напряженность, закрепощение мускулатуры и связанность движений, скорость нужно снижать. В результате совершенствования навыков излишнее напряжение будет появляться позднее, ребёнок будет достигать все большей скорости бега, выполняя движения легко и свободно.

Надо постоянно следить за техникой низкого старта. Особое внимание необходимо уделять сокращению времени реакции на стартовый сигнал, не допуская при этом преждевременного начала бега. Обязательно подавать сигнал возвращения учеников, если кто-то начал бег раньше сигнала.

При описании обучения технике бега на короткие дистанции указано количество повторений каждого упражнения для одного урока. При включении большего количества упражнений дозировку следует уменьшить.

Педагогический контроль

        Обычно, бег на 30, 60 или 100 метров (в зависимости от возраста обучающихся) – позволяет оценить качество быстроты. Тест лучше всего проводить на спортивной площадке либо в спортивном зале соответствующих размеров. Если бег проводится в помещении, то нужно предусмотреть пространство для торможения и остановки. Забег проводится с низкого старта после предварительной 5–7-минутной разминки. Регистрируется время преодоления заданного отрезка в секундах с десятыми и сотыми долями. Для регистрации результата используется секундомер. При тестировании на улице не следует проводить забег во время и сразу после дождя, а также при слишком жаркой или, наоборот, слишком холодной погоде. Одежда должна быть легкой и удобной, не стесняющей движения. Измеряется время бега в секундах.

         

-14-

        Оценочные шкалы и соответствующие им половозрастные нормативы результатов в беге есть у каждого учителя физической культуры.

Список используемой литературы

  1. Программа по физической культуре. Матвеев А.П. Просвещение. 2008.
  2. Уроки легкой атлетики. 8 кл.  Физкультура в школе. — 2007. — № 5.
  3. Обучаем технике бега и беговой осанке  Физкультура в школе. — 2007. — № 5.  
  4. Виноградов П.А., Душанин А.П., Жолдак В.И. Основы физической культуры и здорового образа жизни. Москва, 1996.
  5. Обучение технике легкоатлетических упражнений. Физкультура в школе. — 2007. — № 2.
  6. Легкая атлетика. Учебник. Под общ. ред. М.Е. Кобринского, Т.П. Юшкевича, А.Н. Конникова. Минск. 2005.

nsportal.ru

Рзработка урока по теме: «Бег на короткие дистанции»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«НОВОФЁДОРОВСКАЯ ШКОЛА-ЛИЦЕЙ»

САКСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

урок по физической культуре

легкая атлетика

бег на короткие

дистанции

учителя физической культуры

МБОУ «Новофёдоровской школы-лицей»

Вишнякова И.Н.

2015г.

Цель урока. Познакомить учащихся с техникой спринтерского бега. Обучение

технике спринтерского – низкого старта, стартового разгона, бега по

дистанции. Развитие скоростных индивидуальных качеств

обучающихся.

Формирование мотивации к здоровому образу жизни. Воспитание

потребности и умения сознательно применять различные упражнения

в целях укрепления своего здоровья. Развитие быстроты, ловкости,

внимания, координации движений.

Инвентарь: флажки, стартовые колодки, секундомер, таблицы (слайды)

План урока

1. Построение.

2. Мотивация цели урока.

3. Техника спринтерского бега.

4. Строевые упражнения.

5. Общеразвивающие упражнения

6. Основная часть. Обучение технике спринтерского бега – низкого

старта, стартового разгона, бега по дистанции.

Инструктаж по технике безопасности

Ход урока.

  1. Построение ( 1 мин )

Физорг сдаёт учителю рапорт о готовности класса к уроку

  1. Мотивация цели урока

Учитель сообщает цель и ставит задачи на данный урок.

Польза спринтерского бега. Спринтерский бег стимулирует работу сердца, помогает тренировать скоростную выносливость, провоцирует мощный выброс адреналина. Заниматься спринтерским бегом рекомендуется только подготовленным спортсменам, причем не только бегунам. Скоростные качества просто необходимы в прыжках в длину и высоту, в метании, а также практически во всех игровых видах спорта.

3. Техника спринтерского бега

Бег является одним из популярнейших занятий в мире. Занятия этим видом спорта являются важным средством физического воспитания, занимают одно из первых мест по своему характеру двигательных действий. Бег на короткие дистанции является самым древним видом легкоатлетических упражнений, входящих в современную легкую атлетику. Еще на античных олимпиадах атлеты соревновались в беге на один стадий (192,27 м). В наше время бег на короткие дистанции в соревнованиях стал проводиться впервые в Англии, и предпочтение было отдано дистанции 100 ярдов (91,4 м, 1860 г.).

Спринтерский бег в России получил распространение позже, чем в западных странах. В первых официальных соревнованиях по легкой атлетике в России (1897) в программу был включен бег на 300 футов (91,5 м) и на 188,5 сажени (401,5 м). Дореволюционные рекорды России в беге на 100 м равнялись 10,8 с у мужчин (В. Архипов) и 13,1 с у женщин (Н. Попова).

Понятие «бег на короткие дистанции» объединяет группу беговых видов легкоатлетической программы. В эту группу видов входит бег на дистанции протяженностью до 400 м, а также различные виды эстафетного бега, включающие этапы спринтерского бега. Бег 100, 200 и 400 м, эстафетный бег 4х100 м и 4х400 м, как для мужчин, так и для женщин, включается в программу олимпийских игр. Дистанции 30, 50, 60 и 300 м включаются в соревнования в закрытых помещениях и в соревнования юных легкоатлетов.

В беге на короткие дистанции добиваются успеха спортсмены различного роста и телосложения, но, как правило, хорошо физически развитые, сильные и быстрые

Бег включает в себя несколько самостоятельных видов спорта: спринт, стайер, легкая атлетика, пятиборье, а также и другие. По этим видам спорта есть правила проведения соревнований и предусмотрено присвоение разрядов и званий в соответствии с требованиями Единой спортивной классификации. Это стимулирует систематические занятия и рост спортивных достижений бегунов. Названные виды бега включены в программы чемпионатов и Кубков мира, Олимпийских игр.

Спринтерский бег входит составной частью в ряд видов легкой атлетики (все виды прыжков, многоборий и некоторые виды метаний), а также во многие виды спорта. Различные виды бега на короткие дистанции включены в нормативы комплекса ГТО всех ступеней.

Бег на короткие дистанции (спринт) условно подразделяется на четыре фазы: начало бега (старт), стартовый разбег, бег по дистанции, финиширование.

Начало бега (старт). В спринте применяется низкий старт, позволяющий быстрее начать бег и развить максимальную скорость на коротком отрезке.

Для быстрого выхода со старта применяются стартовый станок и колодки. Они обеспечивают твердую опору для отталкивания, стабильность расстановки ног и углов наклона опорных площадок.

По команде «На старт!» бегун становится впереди колодок, приседает и ставит руки впереди стартовой линии. Из этого положения он движением спереди назад упирается ногой в опорную площадку стартовой колодки, стоящей впереди, а другой ногой — в заднюю колодку. Носки туфель касаются рантом дорожки или первые два шипа упираются в дорожку. Встав на колено сзади стоящей ноги, бегун переносит руки через стартовую линию к себе и ставит их вплотную к ней. Пальцы рук образуют упругий свод между большим пальцем и остальными, сомкнутыми между собой. Прямые ненапряженные руки расставлены на ширину плеч. Туловище выпрямлено, голова держится прямо по отношению к туловищу. Тяжесть тела равномерно распределена между руками, стопой ноги, стоящей впереди, и коленом другой ноги.

По команде «Внимание!» бегун слегка выпрямляет ноги, отделяет колено сзади стоящей ноги от дорожки. Ступни плотно упираются в опорные площадки колодок. Туловище держится прямо. Таз приподнимается на 10—20 см выше уровня плеч до положения, когда голени будут параллельны. В этой позе важно не перенести чрезмерно тяжесть тела на руки, так как это отрицательно отражается на времени выполнения низкого старта.

В позе готовности важное значение имеет угол сгибания ног в коленных суставах. Увеличение этого угла (в известных пределах) способствует более быстрому отталкиванию. Положение бегуна, принятое по команде «Внимание!», не должно быть излишне напряженным и скованным. Важно только сконцентрировать внимание на ожидаемом стартовом сигнале. Промежуток времени между командой «Внимание!» и сигналом для начала бега правилами не регламентирован. Интервал может быть изменен стартером в связи с различными причинами. Это обязывает бегунов сосредоточиться для восприятия сигнала.

Услышав выстрел (или другой стартовый сигнал), бегун мгновенно устремляется вперед. Это движение начинается с энергичного отталкивания ногами и быстрого взмаха руками (сгибание их). Отталкивание от стартовых колодок выполняется одновременно двумя ногами значительным давлением на стартовые колодки. Но оно сразу же перерастает в разновременную работу. Нога, стоящая сзади, лишь слегка разгибается и быстро выносится бедром вперед; вместе с этим нога, находящаяся впереди, резко выпрямляется во всех суставах.

Стартовый разбег. Чтобы добиться лучшего результата в спринте, очень важно после старта быстрее достичь в фазе стартового разбега скорости, близкой к максимальной.

Правильное и стремительное выполнение первых шагов со старта зависит от выталкивания тела под острым углом к дорожке, а также от силы и быстроты движений бегуна. Первый шаг заканчивается полным выпрямлением ноги, отталкивающейся от передней колодки, и одновременным подъемом бедра другой ноги. Бедро поднимается выше (больше) прямого угла по отношению к выпрямленной опорной ноге. Чрезмерно высокое поднимание бедра невыгодно, так как увеличивается подъем тела вверх и затрудняется продвижение вперед. Особенно это заметно при беге с малым наклоном тела. При правильном наклоне тела бедро не доходит до горизонтали и в силу инерции создает усилие, направленное значительно больше вперед, чем вверх.

Скорость бега в стартовом разгоне увеличивается главным образом за счет удлинения шагов и незначительно — за счет увеличения темпа. Наиболее существенное увеличение длины шагов наблюдается до 8—10-го шага (на 10—15 см), далее прирост меньше (4—8 см). Резкие, скачкообразные изменения длины шагов свидетельствуют о нарушении ритма беговых движений. Важное значение для увеличения скорости бега имеет быстрое опускание ноги вниз — назад (по отношению к туловищу). При движении тела в каждом шаге с увеличивающейся скоростью происходит увеличение времени полета и уменьшение времени контакта с опорой.

Большое значение имеют энергичные движения рук вперед-назад. В стартовом разбеге они в основном такие же, как и в беге по дистанции, но с большой амплитудой в связи с широким размахом бедер в первых шагах со старта. На первых шагах со старта стопы ставятся несколько шире, чем в беге по дистанции. С увеличением скорости ноги ставятся все ближе к средней линии. По существу бег со старта — это бег по двум линиям, сходящимся в одну к 12—15-му метру дистанции.

Если сравнить результаты в беге на 30 м со старта и с ходу, показанные одним и тем же бегуном, то легко определить время, затрачиваемое на старт и наращивание скорости. У хороших бегунов оно должно быть в пределах 0,8—1,0 с.

Бег по дистанции. К моменту достижения высшей скорости туловище бегуна незначительно (72—80°) наклонено вперед. В течение бегового шага происходит изменение величины наклона. Во время отталкивания наклон туловища уменьшается, а в полетной фазе он увеличивается.

При беге по дистанции с относительно постоянной скоростью у каждого спортсмена устанавливаются характерные соотношения длины и частоты шагов, определяющие скорость бега. На участке дистанции 30—60 м спринтеры высокой квалификации, как правило, показывают наиболее высокую частоту шагов (4,7—5,5 ш/с), длина шагов при этом изменяется незначительно и составляет 1,25±0,04 относительно длины тела спортсмена. На участке дистанции 60—80 м спринтеры обычно показывают наиболее высокую скорость, при этом на последних 30—40 м дистанции существенно изменяется соотношение компонентов скорости: средняя длина шагов составляет 1,35 ±0,03 относительно длины тела, а частота шагов уменьшается. Такое изменение структуры бега способствует достижению более высоких значений скорости бега и, главное, удержанию ее на второй половине дистанции

Финиширование. Максимальную скорость невозможно сохранить до конца дистанции. Примерно за 20—15 м до финиша скорость обычно снижается на 3 — 8 %. Суть финиширования как раз состоит в том, чтобы постараться поддержать максимальную скорость до конца дистанции или снизить влияние негативных факторов на нее. С наступлением утомления сила мышц, участвующих в отталкивании, снижается, уменьшается длина бегового шага, а значит, падает скорость. Для поддержания скорости необходимо увеличить частоту беговых шагов, а это можно сделать за счет движения рук, как мы уже говорили выше.

Бег на дистанции заканчивается в момент, когда бегун касается створа финиша, т. е. воображаемой вертикальной плоскости, проходящей через линию финиша. Чтобы быстрее ее коснуться, бегуны на последнем шаге делают резкий наклон туловища вперед с отведением рук назад. Этот способ называют «бросок грудью». Применяется и другой способ, когда бегун, наклонясь вперед, одновременно поворачивается к финишной ленточке боком, чтобы коснуться ее плечом. Эти два способа практически одинаковы. Они не увеличивают скорость бега, а ускоряют прикосновение бегуна к ленточке. Это важно, когда несколько бегунов финишируют вместе и победу можно вырвать только лишь таким движением. Фотофиниш определит бегуна, обладающего наиболее техничным финишированием. Для тех бегунов, которые не овладели еще техникой финиширования, рекомендуется пробегать финишную линию на полной скорости, не думая о броске на ленточку.

Спринтерский бег — это бег с максимальной скоростью. Задача бегуна — как можно быстрее набрать эту скорость и как можно дольше ее сохранить. Существуют физиологические обоснования формирования скорости в спринтерском беге. Бегуны любой квалификации и возраста на 1-й секунде бега достигают 55 % от максимума своей скорости, на 2-й — 76 %, на 3-й — 91 %, на 4-й — 95%, на 5-й — 99%, на 6-й — 100%. Затем до 8-й секунды идет поддержание скорости, продолжительность этого поддержания зависит уже от квалификации бегуна. После 8-й секунды происходит неизбежное снижение скорости.

Правила соревнований по бегу на короткие дистанции
В беге на короткие дистанции каждый участник всю дистанцию бежит по своей дорожке, согласно стартовому протоколу. Участники не имеют права меняться дорожками. Победитель по бегу определяется по результатам финала независимо от времени, показанного участниками в предварительных забегах. По истечении времени, отведенного спортсменам на подготовку к забегу (2 мин.), стартер подает команду «На старт!», по которой спортсмены занимают неподвижное, удобное для них положение перед линией старта, не касаясь её ногами или руками, при этом обе руки и одно колено должны касаться земли, а обе стопы зафиксированы в стартовых колодках.

По команде «Внимание!» спортсмен должен немедленно подняться и зафиксировать окончательную позицию, прекратив движение и сохранив при этом опору руками на дорожку и контакты ног со стартовыми колодками.

Участник (или группа участников забега), который до сигнала стартера первым начнет движение, потеряет равновесие или оторвет от дорожки руку или ногу, считается неправильно принявшим старт (фальстарт). Всем участникам забега делается предупреждение, т.к. в забеге допускается только один фальстарт. Любой спортсмен, допустивший второй фальстарт в данном забеге, дисквалифицируется.

Результат спортсмена фиксируется в момент касания воображаемой плоскости финиша какой-либо частью туловища, исключая голову, шею, руки и ноги. Окончившим дистанцию считается участник, пересекший всем телом и без посторонней помощи плоскость финиша.

4.Строевые упражнения.

Ходьба: 1)на носках;
2) на пятках;
3) на внутренних и внешних сводах стопы

4) Обычная ходьба.

Восстановление дыхания.


(Темп спокойный. Следить за осанкой учеников.)

5. Общеразвивающие упражнения.


1) повороты и наклоны головы влево — вправо, вперёд- назад;
2) смена положений рук;
3) наклоны туловища вперёд, влево – вправо;
4) выпады ног вперёд, влево – вправо.


Специальные беговые упражнения(класс делится на 3 – 4 команды

(по физическому развитию) по одному человеку от каждой команды

бегут до флажков, расставленных дифференцировано для каждой

команды обратно возвращаются шагом, восстанавливая дыхание)

1) с высоким подниманием бедра;
2) с захлёстыванием голени;
3) семенящий;
4) прыжками «с ноги на ногу»;
5) подскоками.

6. Основная часть. Обучение технике спринтерского бега – низкого

старта, стартового разгона, бега по дистанции.

Развитие быстроты, ловкости, внимания, координации движений, технической подготовленности.

Задача1. Обучить технике бега по прямой


1). Бег с ускорением 50-80 м в 3/4 интенсивности от максимальной.

(Выполнять в колонне по два. Не касаться пятками поверхности.)
2). Бег с высоким подниманием бедра, переходящий в обычный бег.

( Выполнять в колонне по два; переход к обычному бегу плавный,

почти незаметный.)

3). Бег с захлестыванием голени, переходящий в обычный бег.

(Выполнять с максимальной частотой движений; переход к

обычному бегу за счет увеличения длины шагов.)

4). Бег прыжками, переходящий в обычный бег.

(Выполнять максимально длинными шагами; переход к обычному

бегу за счет увеличения частоты шагов.)

5. Ускорение с максимально быстрым набором скорости.

(Выполнять в колонне по одному; следить за постановкой ноги

и постепенным увеличением амплитуды подъема бедра.)

Задача 2. Обучить технике низкого старта.

1) Команда « На старт!»

(Обучающийся подходит к стартовой линии, ставит сильнейшую (опорную)

ногу носком к линии, не переступая её, другую отставляет назад, упираясь

носком в грунт. Следить, чтобы плечи не выходили далеко вперёд за опорную

ногу, что может привести к потере равновесия.)

2) Изучение расстановки колодок и стартовых положений:

«На старт!», «Внимание!», «Марш!».

( Выполнять фронтальным или групповым методом. Контролировать

удобство и устойчивость стартовых положений.)

3). Индивидуальное выполнение стартов (можно без использования

стартовых колодок).

( Обращать внимание на технику выполнения стартовых положений

и начала бега со старта.)

Задача 3. Обучить переходу от стартового разбега к бегу по дистанции.

1). Бег по инерции после набора максимальной скорости с высокого старта на отрезке от 50 до 80 м.

(Обращать внимание на пл

infourok.ru

Как правильно стартовать с высокого старта

В интернете тонны информации о том, как правильно стартовать с низкого старта. Подробные видеоуроки и целые кандидатские диссертации на ту тему. Но вот о том, как правильно стартовать с высокого старта, информации очень мало.

Работая тренером, я часто сталкиваюсь с тем, что мои ученики не могут выполнить норматив бега на короткие дистанции не потому, что у них не хватает сил, а потому  что они слишком много времени тратят на стартовое ускорение, теряя в этом компоненте до полутора секунд.

Поэтому сегодня я расскажу Вам основные особенности высокого старта. Хочу отметить, что данная методика подходит при беге на короткие дистанции. При беге на средние дистанции положение тела остается такое же, как описано в статье, но вот стартовые движения будут несколько иными.

Правильное положение тела.

Первая ошибка начинающих бегунов, которые стартуют  с высокого старта, заключается в том, что они выбирают неправильное положение тела и ног.

На фотографии вы видите старт забега на 800 метров. Наиболее правильное положение при высоком старте заняла крайняя левая спортсменка.

Во-первых,  корпус и плечи должны быть направлены в сторону движения. Частая ошибка, когда корпус расположен боком. Это заставляет терять время на раскрутку корпуса во время старта.

Во-вторых, одна рука должна находиться впереди в согнутом состоянии, а другая заведена назад в почти прямом положении. Это даст дополнительную взрывную силу, а именно во время старта быстро выброшенные руки также будут помогать ускорить тело. Причем не путайте, если у вас толчковая нога левая, значит левая рука должна быть заведена за корпус, а правая  будет согнута впереди корпуса и наоборот.

Еще статьи, которые будут вам интересны:
1. Техника бега
2. Сколько надо бегать
3. Когда проводить контрольные тренировки по бегу
4. Как делать заминку после тренировки

В-третьих, не путайте ноги. Когда вы подходите к беговой дороже, вы по инерции вперед выставляете ту ногу, которая является толчковой. Поэтому подчиняйтесь своим внутренним ощущениям. Если вы поменяете местами ноги, и в итоге толчковая нога окажется сзади, то это также приведет к потере секунд на старте. У любого человека есть дисбаланс в развитии конечностей. Всегда одна нога или рука немного сильнее другой. Этим надо пользоваться. Поэтому и существует понятие – толчковая нога.

В-четвертых, необходимо сделать небольшой наклон вперед. Это своеобразная имитация низкого старта. Это поможет сильнее выносить бедро при старте.

Начало движения при высоком старте

Самое главное грамотно воспользоваться правильным положением корпуса. Потому что даже при таком положении не зная особенностей старта, можно неправильно начать бежать.

  1. Необходимо как можно реще и быстрее вынести бедро задней ноги вперед. Вообще по сути спринт представляет собой вынос бедра вперед с последующей постановкой ноги на стопу. Чем быстрее вы выносите бедро, тем быстрее бежите. И особенно это нужно делать на старте, чтобы разогнать свое тело с нулевой скорости.
  2. Опорная толчковая нога должна максимально сильно оттолкнуться и в определенный момент должна полностью выпрямиться.

На фото ниже показана фаза, когда спортсмен уже оттолкнулся и вынес бедро вперед. То есть нога, которая на данный момент у него находится впереди, при старте была сзади. Опорная нога, которая теперь сзади, как вы видите, полностью выпрямлена. Не нужно думать об этом выпрямлении. Но нужно отталкиваться так, чтобы она выпрямилась. Это делается на автомате.

Что НЕ  надо делать во время старта

  1. Не надо укорачивать шаги. Чем сильнее и дальше вы вынесите бедро, тем лучше. Во время бега так делать нельзя, так как в этом случае есть вероятность того, что вы станете ставить ногу впереди себя, а не под себя. И тем самым наоборот замедлите ход. Но вот во время старта, когда ваш корпус наклонен вперед и при всем своем желании вынести бедро дальше, чем находится корпус, вы не сможете. Таким образом, на старте как можно сильнее выносите бедро.
  2. Спать. И я говорю не о позднем старте. Главное с самых первых секунд взорваться. Не редко сталкивался с тем, что вместо того, чтобы с самого старта выкладываться на полную катушку, некоторые бегуны пытаются экономить силы на разгон. Это совершенно глупо. На разгон надо тратить все силы, которые у вас только имеются.
  3. Не надо отставлять заднюю ногу слишком далеко или слишком близко. Достаточно одной – полутора стоп между ногами. Слишком далеко отставленная нога замедлит вынос бедра. А если поставить слишком близко, то не получится нормально оттолкнуться.

Пробуйте отрабатывать старт. Выходите на стадион и бегайте по 10-15 метров, отрабатывая старт. Пока не доведете его до полного понимания. Очень часто бывает так, что человек пытается поднять свои физические качества, чтобы сдать норматив. А ему всего то достаточно поставить технику старта.
Чтобы улучшить свои результаты в беге на средние и длинные дистанции, необходимо знать основы бега, такие как правильное дыхание, техника, разминка, умение сделать правильную подводку к дню соревнований, выполнять правильную силовую работу для бега и другие. Поэтому рекомендую вам ознакомиться с уникальными видеоуроками на эти и другие темы от автора сайта scfoton.ru, на котором вы сейчас находитесь. Для читателей сайта видеоуроки совершенно бесплатные. Чтобы их получить, достаточно подписаться на рассылку, и уже через несколько секунд вы получите первый урок из серии про основы правильного дыхания во время бега. Подписаться здесь: Видеоуроки по бегу . Эти уроки уже помогли тысячам людей, помогут и вам.

Автор публикации

1 Комментарии: 0Публикации: 168Регистрация: 18-09-2015

scfoton.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *