Фигурное катание упражнения для начинающих – Как самостоятельно быстро и правильно научиться хорошо кататься на коньках начинающим взрослым и детям

Содержание

Упражнения по специальной гимнастике фигуриста

ПЕРВЫЙ РАЗДЕЛ УРОКА
Введение занимающихся в работу. Умеренное повышение обмена веществ и эмоционального состояния занимающихся

1.       Построение занимающихся.

2.       Ходьба, бег, с ускорением и замедлением.

3.       Ходьба с ускорением, переходя в бег.

4.       То же, но ускорение короткими быстрыми шагами, на носках с прямыми ногами.

5.       Ходьба, бег с ускорением и замедлением по сигналу, выполнение задания; остановка, выполняя заданное движение в темпе ходьбы—бега; выполнение серии поскоков на одной, на двух ногах; остановка на носках, на двух, на одной ноге в заданном положении на стопах, поставленных в одну линию.

6.       Поскоки вперед, в стороны на двух, на одной ноге, с акцентом на быстрое разгибание стопы.

7.       Ходьба с приседанием, с полуприседанием.

8.       Ходьба широкими шагами-выпадами, с чередованием обыкновенных шагов.

9.       Ходьба с чередованием поскоков и прыжков.

10.     Ходьба с поднятием ноги вперед, назад, согнутой в колене, прямой, чередуя с шагом, через два — три шага.

11.     Ходьба, бег с определением времени в промежутке между двух сигналов.

В I разделе необходимо обеспечить умеренное повышение обмена веществ, не вызывая утомления и имея в виду подготовку к работе в следующих разделах урока.

Упражнения данного раздела должны быть хорошо известны занижающимся, а поэтому включение новых упражнений допустимо лишь после предварительного изучения их на предыдущих уроках.

ВТОРОЙ РАЗДЕЛ УРОКА
I. Выработка необходимой гибкости и подвижности суставов Упражнения на растяжение А. Упражнения для плечевого пояса.

1.       Движение плеч вверх, назад, круговое. Одновременно, попеременно.

2.       Движение рук назад в положениях: руки перед грудью, в стороны, вверх.

3.       Круговое движение рук, акцентируя движение назад. Одновременно, попеременно.

4.       Исходное положение: ноги врозь, руки в стороны ненапряженно. Вращательные движения плечевого пояса и в том числе рук при закрепленном тазе. Для контраста движение выполняется сперва с поворотом корпуса и головы, потом закрепив корпус и глядя вперед.

Б. Упражнения для туловища.

1.       Повороты корпуса на ходьбе, на выпадах, стоя на одной ноге, на стопах, поставленных в одну линию, на носках, сидя с движением рук.

2.       Исходное положение: стоя спиной к шведской стенке на расстоянии 2—3 стоп, ноги врозь, на выпаде, стопы на одной линии или на одной ноге; не сдвигая стоп с места, повороты корпуса с захватом шведской стенки как можно дальше назад.

3.       Исходное положение лицом к шведской стенке, или с захватом рук в кругу занимающихся; стопы на одной линии параллельно оси плеч, носки направлены в одну сторону. Повороты в тазобедренном суставе поочередно на носках, на пятках, ставя стопы в одну линию (параллельно линии плеч), перехватывая руками по шведской стенке.

4.       То же — стоя на одной ноге; поворот ноги на пятке, на носке, попеременно.

5.       То же, что в пп. 3, 4, но поворот ног на поскоках на месте или передвигаясь.

При всех вращательных движениях корпуса как в данном разделе, так и в дальнейших упражнениях, необходимо иметь в виду следующее.

1.       Овладение прямой постановкой корпуса следует довести до степени навыка путем систематического самонаблюдения за мышечными напряжениями через ощущение выпрямленности позвоночника, как стержня всех вращательных движений корпуса, в особенности в положениях стоя на одной ноге.

2.       Вращательные движения корпуса всегда необходимо совмещать с поворотами головы. Последние могут быть в двоякой форме: поворот головы в сторону вращения корпуса, сосредоточивая внимание к концу движения на максимальной амплитуде этого поворота; или же поворот головы происходит в сторону противоположную вращению корпуса.

В. Упражнения для ног.

1.       Махи расслабленной ноги вперед, назад, в стороны.

2.       Выпады с дополнительными пружинящими движениями на передней ноге, не отрывая стопы от пола, с движениями корпуса, клоны, повороты.

3.       Поднимание колена до груди с помощью рук, прижимая колено к груди.

4.       Сгибание голени, захватив стопу рукой и оттягивая ногу как можно дальше назад.

5.       Клоны корпуса вперед, в стороны, назад. Ноги в положении врозь, с сомкнутыми носками, не сгибая ног.

6.       Полуприседание и попеременное сгибание ног в положении стоп: в одну линию вперед, в стороны, носки обеих ног влево, вправо или выворотно под прямым углом.

7.       Приседание с носками широко развернутыми до положения стоп в одну линию пятками вместе, как можно дольше не отрывая последних от пола.

Это упражнение вначале можно проводить с опорой руками, а потом без опоры, регулируя ширину постановки стоп (см. следующее упражнение).

8.       Такое же приседание, стопы так же в одну линию, но расстояние между пятками — в длину одной стопы; пятки не поднимаются от пола.

Основная цель этих упражнений—добиться возможно большей выворотности тазобедренных суставов. При выполнении их необходимо: следить за неподвижностью стоп и прямым положением корпуса; изменять расстояние между стопами; отнюдь не выпячивать ягодиц; разнообразить выполнение движения: медленно, быстро, «пружиня», не задерживаясь в положении приседания. Возможно совмещение с движением рук, корпуса (преимущественно повороты). Эти упражнения одновременно способствуют выработке подвижности голеностопного сустава.

9. Исходное положение стоя, с носками широко развернутыми до положения стоп в одну линию, пятки вместе, тяжесть тела на левой ноге; правая скользит вперед по прямой линии, не отрываясь вытянутым носком от пола и не теряя полной выворотности; затем также возвращается на место.

То же с левой ноги; тяжесть тела на правой.

10.     То же упражнение, но нога скользит не вперед, а вбок.

11.     То же упражнение, но нога скользит назад.

12.     То же упражнение, что в п. 9, но в исходном положении стопы расположены параллельно и выворотно так, что соприкасаются во всю длину, пятка одной у носка другой, скольжение вперед начинает нога, расположенная спереди.

13.     То же упражнение, но нога скользит вбок.

14.     То же, но нога скользит назад.

Цель упражнений 9—14 та же самая — прочное овладение выворотностью колена и носка.

15.     Стоя лицом, боком, спиной к шведской стенке, поставить ногу на ступеньку. Качание туловища вперед, в сторону, назад, с захватом руками за стенку.

Характер выполнения упражнений на растяжение необходимо разнообразить: медленно, «пружиня», быстро, махом, рывком; но в приседаниях применять более энергичные движения с большой осторожностью.

Упражнения на расслабление
А. Упражнения для плечевого пояса.

1.       Поднятие плеч вверх — затем уронить вниз.

2.       Раскачивание расслабленных рук в стороны, вперед—назад, скрещивая перед собою, с наклоном туловища и «пружинящим» сгибанием ног.

3.       Падение головы, плеч, туловища в сторону опорной ноги, последовательное выпрямление с переносом тяжести на другую ногу. Руки расслабленно свисают вниз.

4.       Движение рук: в стороны, вперед, вверх, совмещая с движением туловища (преимущественно повороты). Во время движений рук выделять (по заданию) постепенный переход от максимального напряжения (вытягивая кисть, сжимая пальцы в кулак) до расслабленного состояния, слегка сгибая руки в локте и не опуская их вниз.

Б. Упражнения для ног.

1.       Стоя на одной ноге, другую напряженно вытянуть вперед или назад, до касания носком пола.

Постепенно или внезапно расслабить вытянутую ногу.

Необходимо следить, чтобы одновременно с расслаблением ноги таз опускался в сторону расслабленной ноги; плечи и руки расслаблены.

2.       Переносить тяжесть туловища с одной ноги на другую, расслабляя свободную ногу и слегка сгибая опорную. Переход с ноги на ногу — напряженно, поднимаясь на носки. Упражнение выполнять стоя на месте и на шагах.

3.       Раскачивание расслабленной ноги вперед — назад, поднимаясь на носок, на поскоке.

Специальные упражнения на расслабление являются для фигуриста вспомогательными и имеют целью выработать умение расслаблять мышцы и способствовать необходимой подвижности суставов.

Как только достигнуто овладение умением расслаблять мышцы, так сразу же прекратить специальную работу на расслабление, пере-, ключив внимание на умение выделять моменты расслабления в упражнениях, способствующих совершенствованию координации движений.

Чрезмерное увлечение упражнениями на расслабление, в особенности махами расслабленных конечностей, может выработать совершенно ненужную разболтанность в фигурном катании.

II. Совершенствование осанки
Совершенствованию осанки способствуют и другие подразделы работы: увеличение гибкости, укрепление костно-связочного аппарата и мышц. В настоящем подразделе необходимо заострить внимание на развитии и уточнении мышечных ощущений, связанных с правильным взаимным расположением отдельных частей тела.

Для лучшего доведения до сознания занимающихся ощущений, связанных с передвижением той или иной части тела, упражнения данного подраздела выполнять медленно.

Для большего усиления внимания к мышечным ощущениям некоторые упражнения следует выполнять с закрытыми глазами. Эти же указания необходимо иметь в виду при работе в других разделах, в особенности при овладении новыми движениями.

1. Стоя, выпрямление позвоночника, потянувшись головой как можно выше.

2. То же — с подниманием на носки.

3. То же, что 1 и 2, стоя на одной ноге, свободную ногу в сторону, назад, вперед.

4. То же, что 1, 2 и 3, с движением рук вверх, потянуться как можно выше.

5. То же, что и 1, стоя на двух, на одной ноге, с поворотом туловища и движением рук.

В вышеуказанных упражнениях необходимо выделить ощущение выпрямленности позвоночника, проверяя как выравнивание поясничной вогнутости рукой, так и увеличение роста путем измерения разницы до и после вытягивания. Для лучшего ощущения выпрямленности позвоночника, в особенности грудной части, перед началом движения слегка сгорбиться, опуская голову вперед.

III. Общее развитие мышц, органов кровообращения и дыхания.

У занимающихся только фигурным катанием наиболее отсталыми в развитии являются мышцы плечевого пояса и рук.

Поэтому в начале подготовительного периода необходимо включать упражнения на укрепление плечевого пояса и рук — в висе, в упоре; лазание, а также метание медицинбола.

По линии укрепления мышц ног к началу зимнего периода необходимо добиться свободного приседания на одной ноге от 5 до 7 раз.

Общее укрепление органов кровообращения и дыхания в занятиях происходит путем соответствующего регулирования нагрузки как на одном уроке, так и в течение всего подготовительного периода.

Необходимо стремиться придать проведению урока динамический характер — выполнение упражнений всей группой одновременно, включая моменты отдыха: применять снаряды в том случае, если возможна работа всей группой одновременно.

Кривая нагрузки на первых уроках должна иметь постепенное повышение в течение всего урока, а в конце равномерное снижение.

В дальнейшем нагрузку необходимо регулировать так, чтобы к началу зимнего периода характер ее совпадал с характером нагрузки при тренировке на льду.

Дополнительно к этой работе в систему тренировки в течение подготовительного периода необходимо включить 5—6 смешанных кроссов по пересеченной местности.

ТРЕТИЙ РАЗДЕЛ УРОКА
Совершенствование общей координации движений
1. Овладение равновесием на уменьшенной опоре
1.       Стоя на носках на двух, на одной ноге, повороты, клоны головы с движением рук.

То же, но с закрытыми глазами.

2.       Стояние на одной ноге 10—15 счетов; по сигналу поскоком перейти на другую ногу.

3.       Стоя на одной ноге, руки в стороны, одновременное вращательное движение в тазобедренном суставе свободной ноги и туловища, стремясь добиться как можно большей скрученности, не сдвигая стопы с места.

4.       Передвижение на одной ноге путем быстрого поворота ноги в тазобедренном суставе, поочередно стоя на носке, стоя на пятке, ставя стопу по одной линии, по направлению движения. Ось плеч во время передвижения параллельна поступательному движению; свободная нога вытянута; сзади, руки ненапряженно подняты в стороны; туловище держать вертикально.

5.       То же, что и 4, но передвижение на поскоках.

Поворот ноги на поскоке, ставя стопу по направлению движения.

6.       Приседание на одной ноге.

7.       На ходьбе по сигналу «ласточка».

8.       «Ласточка» с перескоком на другую ногу.

9.       Поднимание рук и ноги вперед с последующим отведением ноги в сторону и назад, руки в стороны, «ласточка».

10.     «Ласточка», поднявшись на носок опорной ноги, поворот на 90, 180 и 360°.

11.     Поднимание ноги в сторону с одновременным отклонением туловища в противоположную сторону.

12.     Поднимание ноги вперед с отклоном туловища назад.

13.     «Ласточка», поднявшись на носок опорной ноги, поворот туловища в сторону свободной ноги, перейти в положение — нога вперед с наклоном туловища назад.

14.     После прыжка «шаром» — «ласточка».

15.     То же, что 14, но дополнительно выполнить 13 упражнение.

16.     Упражнение 13 повторяется, переходя с одной ноги на другую.

17.     Поскоки на одной ноге в положении «ласточка».

18.     Прыжок «шагом» в положении «ласточка», выпрямление; не опуская свободной ноги выполнить 4 и 5 упражнение; вновь разбег, прыжок «шагом» на другую ногу, то же на другой ноге.

19.     Пируэты — махом свободной ноги.

20.     Пируэты — махом рук.

При выполнении упражнений, стоя на одной ноге в положении «ласточка», необходимо вытягивать носок свободной ноги; при выполнении пируэтов под носок туфли подкладывать деревянный кружок, наподобие пуговицы.

II. Овладение направлением, амплитудой, скоростью и напряжением движений и согласованием отдельных движений

Овладение направлением, амплитудой, скоростью и напряжением движений является необходимым условием овладения любым движением. В данном подразделе работы необходимо сосредоточить внимание на наиболее типичных упражнениях, используя упражнения II раздела, упражнения на равновесие и прыжки. Прорабатывая последовательно моменты овладения направлением, амплитудой, скоростью и напряжением движений, необходимо разнообразить сочетания нервно-мышечных напряжений различного характера, но в основном выполнять движения, по характеру напоминающие движения фигурного катания, где таковые проходят в большинстве случаев с постепенным нарастанием скорости и напряжения, с быстрой сменой направления и с новым постепенным нарастанием скорости и напряжения.

1.       Движение рук вперед, в стороны, вверх, круговые, выделяя по заданию, на определенных отрезках движения, ускорение и повышение напряжения; стоя на двух, на одной ноге, с движением свободной ноги, с движением свободной ноги с поворотами туловища.

2.       Повороты туловища с движением рук в стороны, добиваясь к моменту наибольшего скручивания большей скорости и большего напряжения; быстрая смена направления с переходом на меньшую скорость и напряжение.

3.       То же, стоя на одной ноге.

4.       Медленное поднимание ноги и рук вперед, с отклоном туловища назад, поднимаясь на носок опорной ноги; быстрый поворот туловища в сторону опорной ноги, «ласточка».

5.       То же, но в обратном порядке.

6.       То же, но «ласточка» после прыжка «шагом».

7.       Прыжок «шагом», приземление на одну ногу, быстрые повороты стопы, поочередно на пятке, на носке, ставя стопу по направлению движения. Остановка — медленно «ласточка», и 5-е упражнение.

8.       То же, что 7, но повороты стопы на носках.

9.       Чередование прыжков «шагом» с беговыми шагами через ряд расположенных параллельно шведских палок.

10.     Чередование беговых шагов с прыжками «шагом», приземляясь на одну, две ноги.

11.     Чередование беговых шагов с прыжком «шагом»; обыкновенно с мостиком и пружинным трамплином, давая задание выполнить определенное движение на полете.

12.     Последовательные прыжки в чередовании с беговыми шагами через ряд препятствий (шведские палки, скамейки, козел, плинт).

III. Овладение основами прыжка
Этот подраздел имеет целью выработку необходимой при произвольном катании «прыгучести» и смелости в прыжках с поворотами. Кроме того имеется в виду силовое укрепление мышц ног, необходимое для выработки умения делать сильные толчки одной ноги с места и сильные пружинящие движения опорной ногой без отрыва от льда.

1.       Прыжок «шагом», «скорчив», «разножив» через препятствие, с приземлением на две ноги, с дополнительным прыжком сразу же после приземления.

2.       Соскоки со снарядов, с дополнительным прыжком после приземления.

3.       Прыжки «скорчив», «шагом» через препятствие (скамейка, веревочка), обращая внимание на бесшумное приземление.

Примечание. Упражнения 1, 2, 3 направлены преимущественно на овладение умением приземляться: жесткое приземление с опусканием на всю стопу не позволит выполнить дополнительного прыжка.

4.       Прыжки с места с двух ног, вперед, в сторону, с поворотом на 180°, 360°.

5.       Прыжки с места с одной ноги на другую, вперед, в стороны.

После заданного числа прыжков выполнить одно из упражнений на равновесие.

6.       Вспрыгивание на препятствие с разбега на одну, две ноги.

7.       Чередование прыжков «шагом» с беговыми шагами.

8.       Прыжок «шагом» в высоту, стремясь больше вытянуться вверх, доставая головой подвешенный мяч.

9.       Прыжки «шагом» с приземлением на толчковую ногу.

10.     Прыжки с разбега с поворотом в полете, толчок с одной, с двух ног.

11.     Прыжки с места с дополнительными движениями ног, разведением ног в стороны; то же — со сгибанием вперед, забрасыванием ног назад, отбрасывание в сторону, с разведением ног вперед — назад.

12.     То же с разбега.

13.     Опорные прыжки через коня, плинт, стол, увеличивая высоту снаряда.

14.     Прыжки «шагом», используя мостик и пружинный трамплин.

15.     Прыжки с пружинного трамплина, выполняя во время полета определенные движения по заданию (повороты, движения рук, ног).

Прыжки с использованием мостика и пружинного трамплина дают возможность увеличить продолжительность полета и ставить задачу овладения равновесием и выполнения заданных движений во время полета. Включение этих прыжков желательно в середине подготовительного периода, после чего следует вновь уделять большее внимание прыжкам без трамплина.

IV. Овладение пространственными и временными соотношениями
В работе над разрешением этой задачи конечной целью является выработка умения точно определять пространство и истекшее время при выполнении одного упражнения или ряда их, стоя на месте, на ходьбе, на беге; время отдыха в уроке и пр. от 20 — 30 сек. до 1 мин., от 1 до 5 мин.

Постановка данной конкретной задачи для фигуриста имеет значение для правильного расположения своих фигур на льду и для определения истекшего времени при выполнении отдельных комбинаций и произвольного катания в целом.

Совершенно очевидно, что в данной работе необходимо наличие рулетки и секундомера.

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ УРОКА
Успокоение деятельности органов кровообращения и дыхания и нервно-мышечного аппарата.

1.       Медленная ходьба.

2.       Дыхательные упражнения.

3.       Упражнения на расслабление.

4.       Упражнения для совершенствования осанки.

 

Литература по гимнастике
1.       Форштреттер, 400 упражнений без снарядов, изд. «ФиТ», 1930 г;
2.       Бук Н., Основная гимнастика, изд. «Время», 1928 г.

3.       Зурен, Г., Немецкая гимнастика, изд. «Время», 1930 г.

4.       Тиванов, 350 упражнений на снарядах шведского типа, изд. «ФиТ», 1930 г.

5.       Тюшевский. Упражнения с набивным мячом, изд. «Работник просвещения», 1928 г.

6.       Гаульгофер, Австрийская гимнастика, изд. «Время», 1930 г.

7.       Демени, Курс гимнастики, изд. «Время», 1930 г.

8.       Ваганова А. Я., Основы классического танца, изд. ГИХЛ, 1934 г.

www.offsport.ru

Аксель в четыре… года! Комплекс упражнений для будущих фигуристов

ЛИКБЕЗ

Хотите, чтобы ваши дети стали, как российские чемпионки мира Мария Бутырская и Ирина Слуцкая или победители Олимпиад Алексей Ягудин, Алексей Кулик, Алексей Урманов? Предлагаем вам комплекс основных упражнений на льду: нечто вроде домашнего задания для фигуристов. Выполнив их, ваше чадо наверняка примут в секцию фигурного катания.

Помогли нам в создании ледового тренировочного комплекса для фигуриста заслуженный тренер России Владимир Захаров, в недавнем прошлом начальник команды мастеров ЦСКА по фигурному катанию, и его воспитанница, мастер спорта Ольга Бобряшова (на фото).

Комплекс этот предначертан для девчонок и мальчишек. А поскольку в той же столице в последние годы лед перестал быть диковинкой, вы можете спокойно потренироваться и сами. Ведь в Москве работает около двух десятков крытых катков! Не забудьте, что перед началом занятий на льду необходимо провести разминочный комплекс (см. номер нашей газеты за среду, 4 июня 2003 г.).

Упражнение 1. Скольжение на льду

Основа фигурного катания. Для начинающих выполняется при поддержке партнера (или родителей). Можно усложнить, катаясь на наружных или внутренних ребрах лезвия (или на дугах). Выполнять скольжение нужно научиться и спиной вперед.

Упражнение 2. Торможение

Ноги должны быть чуть мягкими, согнутыми. Опора – на одной ноге, другая также притормаживает. Центр тяжести – на ведущую ногу (обычно правую). Помимо простой остановки (торможение боком) можно также тормозить зубчиками, которые расположены на передней части лезвия. Но применять такой способ надо плавно, иначе не избежать падения.

Упражнение 3. Скольжение под музыку

Танцевальные движения. Выполняются как поодиночке, так и в паре, держась за руки. Поочередно: как лицом, так и спиной вперед. Можно усложнить: попробуйте нарисовать коньками на льду фигурную «тройку».

Упражнение 4. Ласточка

Выполняется как при скольжении вперед, так и назад. В классическом исполнении конек находится либо на внутреннем, либо на наружном ребре.

Упражнение 5. Вращение-заклон

Перед выполнением этого элемента обязательно нужно раскататься, поскользить, пошагать на льду. Перед вращением важно сделать два беговых шага или две подсечки. Вращение идет лицом вперед. Вращение можно выполнять и в ласточке, и в волчке, и в прыжке.

Упражнение 6. Кораблик

Два-три шага вперед, а затем ноги ставятся в положение кораблика по второй позиции, и идет скольжение. Ноги должны быть выпрямлены, спина ровная, давление – на носки, иначе произойдет срыв элемента.

Упражнение 7. Прыжок

(для примера – двойной тулуп)

Главное – обратить внимание на группировку, она должна быть очень плотная. Туловище и руки (на груди) должны быть словно единое целое. Ноги выпрямлены или немного скрещены. Выполнив «тройку», фигурист движется спиной вперед, для толчка ударяет зубцом левой ноги в лед, летит в воздухе. Приземление – на правую ногу, согнутую в колене. Руки разводятся в стороны, чтобы подстраховать себя при падении. Скольжение вновь продолжается спиной вперед.

Упражнение 8. Винт назад

Выезд идет на правой ноге назад наружу (для тех, кто прыгает в левую сторону, а таких большинство), поэтому центровка – над правой ногой. Вновь обратите внимание на группировку. Чем плотнее собираются руки, тем выше скорость. Для начинающих – 5—6 оборотов, классически – 10—12, до 15. Выезд – фигурист раскрывается, руки в сторону. Выход из винта на правой ноге назад.

АВТОРИТЕТНО

Владимир Захаров, заслуженный тренер России по фигурному катанию:

— Если кто-то лишь начинает осваивать навыки фигурного катания, таких спортсменов на льду на первых порах лучше всего поддерживать за руку. Либо как вариант дать возможность кататься им с опорой, в качестве которой подойдет обычный пластмассовый стул. И не стоит никого стесняться! Раз вы поставили задачу выйти на серьезную орбиту, значит, насмешки и ухмылки для вас – что новой крыше дождь.

Главное – научиться тормозить. Причем важно сделать это вовремя. Плюс в фигурном катании: помимо торможения боком можно применять торможение зубчиками, причем и лицом, и спиной вперед. Как только научитесь, можно приступать и к основным элементам!

При падении очень важно сгруппироваться, присесть. Падать лучше на бок или на заднюю часть туловища. Руки также должны быть согнутыми. Для избежания падения лучше коснуться рукой льда или попытаться предотвратить его другой, подстраховав себя не опорной ногой.

Важно беречь голову. Поэтому на льду необходимо надевать шапочки с мягкими подкладками в области затылка, особенно малышам! Можно применять налокотники и наколенники, дабы избежать начального травматизма, из-за которого ребята порой охладевают к занятиям фигурным катанием. Коньки лучше покупать на один размер больше, подкладывая стельку. Одеваться надо тепло, ведь морозильные установки крытых катков порой ничуть не уступают нашим русским холодам. При правильной постановке дела в любом возрасте можно научиться выполнять любой прыжок. Даже аксель в четыре года!

www.sovsport.ru

Катание на коньках: техники для новичков, обучение

Скоростное катание на коньках, игра в хоккей или просто спокойная езда на льду — популярный способ досуга. На каток зачастую приходят с друзьями или с детьми. И когда в компании есть ребята новички, которые не освоили технику катания, возникает боязнь падений или столкновений на льду, где можно в два счета сбить соседа по дорожке с ног. Поэтому так важно иметь базовые знания и ознакомиться с техникой езды на коньках.

Основная техника

Первое посещение катка стоит провести спокойно, неторопливо, пройдясь по льду, чтобы привыкнуть и научиться держать равновесие. Когда баланс найден, можно смело выходить на лед, при этом поначалу следует придерживаться за бортик, пробовать скользить, максимально стараясь удержать равновесие и без помощника в виде бортика. В идеале обратиться за помощью к друзьям, которые уже мастерски катаются, или к тренеру, что сможет помочь прокатиться пару кругов, придерживая за руку.

Итак, для начала стоит занять основную позицию. Для этого ноги должны быть немного согнутыми, а корпус слегка направлен вперед. Такая установка поможет найти центр и балансировку, чтобы удержать равновесие. Для первой тренировки достаточно будет 15 минут. Это поможет избежать крепатуры и проблем с коленными суставами, возникающихс непривычки. Целью первых занятий является:

  • оттачивание правильной позиции;
  • определение точки баланса и ощущение равновесия.

Осваивать технику катания следует в несколько этапов. Так, второе занятие также стоит начать у бортика, а после переходить к разминке:

  1. Двигаться вперед маленькими шагами уже не опираясь на бортик. Ноги должны передвигаться, будто бы вы просто идете по земле в привычной обуви. Это способствует легкому обучению балансировке.
  2. После того как этот этап увенчался успехом, можно вернуться к бортику и проделать те же движения, но при этом следует развернуться спиной вперед.
  3. У бортика нужно несколько раз присесть, слегка наклонив спину вперед.

После того как обучение равновесию прошло успешно, можно переходить непосредственно к технике, которая в своей основе имеет упражнения для катания на коньках.

Выполнение подготовительных упражнений

Существуют упражнения, которые помогут понять технику скольжения и облегчат процесс обучения катанию на коньках:

  • телега;
  • елочка;
  • самокат;
  • фонарик.

Телега

При этом упражнении левую ногу нужно поставить так,чтобы она смотрела вперед, а правую приставить сзади. Далее следует присесть и оттолкнуться с помощью ноги таким образом, чтобы проехать вперед, сделав упор на левую ногу. При этом правая нога согнута в колене и подтянута. Таким способом нужно проехать на как можно большую дистанцию. Повторить упражнение, но уже поменяв опорную ногу.

Елочка

При выполнении упражнения положение ног должно быть вместе по отношению друг к другу, а носочки нужно немного развести в стороны. Далее, следует слегка присесть, выдвинув одну ногу вперед, а другой при этом оттолкнуться ото льда. Таким образом, можно проехать меньше метра.

Самокат

При выполнении этого упражнения, скользить стоит на ногах, что разведены в стороны на ширину равной ширине плеч. Руки следует держать также разведенными, при этом одну из них нужно потянуть в сторону и одновременно перенести в тот же бок весь свой вес на ногу, которую нужно согнуть. Другая нога в это время выпрямляется в противоположном направлении.

Фонарик

Научиться выполнять такое упражнение так же легко, как и предыдущие. Для этого нужно занять исходную стойку, носки поставить наружу, а пятки свести вместе, сделав на них упор. Далее, следует присесть и надавить на внутреннюю часть ребра лезвия, чтобы ноги раздвигались в разные стороны. Их необходимо сводить до уровня параллельного расположения друг к другу. Потом стоит повторить упражнение и снова оттолкнуться лезвиями в разном направлении сторон, вырисовывая,таким образом, вид «фонариков».

Кроме того, существует ряд упражнений, что помогут отточить умение держать баланс. Среди них можно выделить:

  • змейку;
  • торможение плугом;
  • повороты.

Змейка

Для выполнения змейки необходимо набрать ход, поставив при этом ноги близко друг к другу. Ноги нужно согнуть в коленях, а вес в это время сместить на пятки. Колени и носки поворачиваются в синхронном порядке и образовывают траекторию движений, похожую на змейку.

Торможение плугом

Существует много способов торможения. Среди всех известных можно выделить торможение плугом. Суть этого метода заключается в том, что следует присесть, упершись в лед пятками, при этом нужно в одно время сводить носки в направлении друг к другу. Уже, непосредственно, перед тем как остановиться, сближать носки стоит с помощью одного резкого движения.

Повороты

Чтобы освоить технику поворотов, стоит поставить ноги в параллельном отношении друг к другу, занять исходную стойку, при которой колени необходимо согнуть, а корпус — наклонить. Для поворота при беге, используя хоккейные коньки, к примеру, следует осуществить наклон корпуса в сторону поворота. Чтобы уменьшить радиус поворота, стоит в одно время наклонять тело и отталкиваться ногой, что будет занимать внешнюю позицию по отношению направления поворота.

Как падать и подниматься?

Главное, побороть свои страхи, что станет более реальным, если вы освоите технику правильных падений. Стоит отметить, что в фигурном спорте есть одно правило: если равновесие утеряно, то оно уже не восстановится. А значит — падений не миновать. При этом чем больше скорость катания, тем больше очевиден и результат. Поэтому учимся правильно падать:

  1. Для предотвращения падения, ноги должны быть согнутыми, а руки прижаты к корпусу.
  2. Нужно спасать голову. Для этого подбородок поджимается к груди и выставляется одна рука. Важно при этом использовать кисть, а не локоть. При падении на спину, голова также подтягивается к груди, чтобы не нанести травму затылку.
  3. Падать нужно боком, лучше всего на бедро, что является самой крепкой частью тела, которая даже при максимальном разгоне и сильном падении отделается лишь легкими ушибами.
  4. Категорически запрещено махать снаряжением, когда равновесие утеряно, ведь лезвия очень острые и могут нанести серьезные травмы людям, находящимся рядом.

Чтобы встать после падения, следует занять коленную позицию, выставив одно колено, на которое следует опереться, а после уже пытаться подниматься. Если самостоятельно встать не получается и помощи не предвидится, лучше продвинуться к бортику, чтобы опереться на него.

Где начать учиться кататься на коньках?

Научиться технике катания лучше всего на профессиональном катке, где для этого есть все условия и можно получить помощь и подсказки.

Полезные советы

Тренировка на коньках весьма занятное и интересное занятие. Чтобы стать хорошим мастером в этом виде спорта, одного занятия в месяц будет мало. А вот 3 часа в неделю будет достаточно, чтобы отработать все техники фигурного катания. Это касается и взрослого, который уже знаком с основами езды на коньках, и ребенка, что только начинает знакомство со льдом.

Стоит отметить серьезность занятий и важность всех упражнений на конькахкак для начинающих, так и для опытных фигуристов. К примеру, ценность разминки понимает не каждый, однако, выделив всего 5 минут, вы приведете в форму свой организм и настроите работу мозга, сердца и мышц к последующим нагрузкам, кроме того, снизите шанс получить травму.

Также среди главных советов катания на коньках можно выделить:

  • пользование бортиком на первых этапах обучения;
  • отработать балансировку;
  • использовать одну ногу, как центр тяжести, чтобы миновать падения;
  • для начала освойте торможение плугом, что выполняется как остановка на лыжах — внутрь носками;
  • отработайте технику падений.

Ошибки выполнения упражнений

Существует ряд ошибок при выполнении упражнений, которые могут привести к травмам и падениям. Среди самых распространенных можно назвать:

  1. Заваливание голеностопов внутрь. Чтобы этого избежать, нужно передвигаться как косолапые мишки на внешних ребрах обеих ног.
  2. Неправильное положение. Следует контролировать колени, максимально подавая их вперед и,держа их слегка согнутыми.
  3. Неправильное отталкивание. Чтобы добиться максимальной скорости нужно отталкиваться, не раскидывая ногами, а лишь выпрямив одну ногу, которой будет задан толчок, верните ее в исходное положение.

Катание на конькаххоть и похоже на роликовую езду, но имеет другую технику, освоив которуюкаждый сможет ощутить себя настоящим мастером спорта. Помните: начинать никогда не поздно! Колени держите согнутыми, под ноги не смотрите и уверенно отрабатывайте все теоретические знания, полученные ранее.

sportotip.ru

Как научиться основным элементам фигурного катания?

Если вы хотите разобраться, как научиться фигурному катанию и как добиться в этом виде спорта успехов, вы должны понимать, что не все так просто.

Прежде, чем приступать к изучению основных элементов фигурного катания и обязательных фигур, нужно научиться не просто уверенно стоять на коньках, но и двигаться на льду вперед и назад, переступать в обе стороны и чувствовать себя совершенно свободно. При обучении нужно раз и навсегда запомнить: двигаться следует в легком наклоне, колени держать полусогнутыми, не отталкиваться ото льда носками и с первых же шагов пытаться делать все самому, без посторонней помощи.

Фигурное катание – как научиться кататься

Существует несколько секретов, знание которых позволяет ускорить процесс обучения фигурному катанию, быстро научиться ездить на коньках и выполнять основные фигуры.

  • В первую очередь следует научиться набирать высокую скорость и передвигаться одинаково хорошо передом и задом, пот кругу и дуге, не останавливаясь переходить с одного шага на другой и точно так же менять направление движения.
  • При движении по льду тяжесть следует переносить на опорную ногу, то есть на ту ногу, которая принимает нагрузку и свободно скользит. При этом смотреть нужно не под ноги, как это делает большинство начинающих фигуристов, а перед собой, по направлению движения. Руки должны быть свободными и располагаться вдоль туловища, а кисти – на уровне пояса.
  • Особое внимание при обучении фигурному катанию уделяется осанке. Об этом следует заботиться с первых же занятий на льду. Изучать элементы фигурного катания нужно в строгой последовательности.
  • Нет ничего хуже, чем отсутствие желания после первых же трудностей и неудач. Если что-то не получается, нужно быть настойчивым, повторять этот элемент снова и снова. 90% успеха – это монотонное повторение движений и фигур.
  • Без знаний основ катания на коньках нельзя обойтись ни в произвольном катании, ни в танцах на льду, ни при изучении основных элементов. При этом нужно быть готовым к тому, что за одну тренировку придется падать и подыматься десятки раз.
  • Падать на лёд тоже нужно учиться. При падении нужно группироваться и стараться не приземляться на лед, как мешок, а максимально по нему скользить.

Основой фигурного катания является школьное катание – исполнение обязательных фигур и их простейших комбинаций: эти фигуры составляют основу техники фигурного катания. Профессионалы, которые знают, как научиться фигурному катанию, говорят, что сделать это может любой желающий, и чем раньше вы станете на коньки, тем лучше.

athockey.ru

Уроки фигурного катания: как проходят занятия, экипировка

Занятия спортом, в особенности фигурным катанием, полезны для людей, независимо от возраста. Они гарантируют интересное времяпрепровождение, укрепление здоровья, позитивные впечатления. Обучение фигурному катанию способствует выработке равновесия, отшлифовывает грацию, учит слушать и слышать музыкальное сопровождение.

Занимаются также фигурным катанием, чтобы получить образование в этой области и поступить в училище олимпийского резерва или университет. Статная фигура — мечта любого мальчика и девочки.

Что нужно учитывать при выборе школы фигурного катания?

Проживание в мегаполисе заставляет родителей задуматься о выборе спортивной секции для дочери или сына. Решение принимают с осторожностью: будущее ребенка и его успехи в спорте зависят от выбора наставника и тренировок. Чтобы не ошибиться, выбирая спортивную секцию, учитывают такие аспекты:

  1. Школа фигурного катания должна находиться недалеко от дома, чтобы тратить меньше времени на возвращение домой. Кроме того, это безопаснее для ребенка.
  2. Занятия должен вести опытный инструктор. Немаловажно, чтобы тренер ладил с детьми.
  3. Интенсивность физической активности и периодичность тренировок определяются после первых уроков фигурного катания. Объективная оценка физического состояния и возможностей обучающегося требует определенного временного периода.
  4. В клуб по интересам, принимают всех желающих. Уровень подготовки и возраст не влияют на зачисление. Исключение — ограничения по медицинским показаниям. Поэтому, прежде чем отдавать малыша в секцию, нужно пройти медицинский осмотр.
  5. Проводятся индивидуальные и групповые занятия, которые включают тренировки на ледовом катке и в спортивном зале, общефизическую подготовку, пластику и хореографию. Большая часть времени уделяется отработке техники катания.
  6. Оптимальный возраст, чтобы отдать малыша в секцию — 4-5 лет.

Упражнения выправят осанку, усилят ослабленную иммунную систему, сосуды и сердце. Когда в планах взрослого отсутствует намерение сделать из ребенка спортивную звезду, а присутствует желание сделать малыша здоровым, то начинают с секции около дома. Затем возможен перевод в школу юных фигуристов. Для целеустремленных, талантливых ребят, такие занятия — счастливый билет в большой спорт.

Однако, родители мечтают, чтобы ребенок добился успехов и стал мастером спорта или призером Олимпиады. Это возможно если есть разряд, сначала юношеский. Выполнить нормы «Юный фигурист» и «Юниор» можно при участии в произвольной и короткой программе состязаний.

Для трехлетних детей организуются фитнес-группы. На занятиях дети играют, занимаются физкультурой, улучшают самочувствие.

Сколько стоят занятия?

Чтобы оценить финансовые возможности, учитывают подразделение школ на коммерческие и государственные, отдаленность от школы и дома.

Название подскажет тип школы. СДЮШОР, ДЮСШ, училище олимпийского резерва — подчиняются министерству спорта и финансируются государством. Большинство полагает, что занятия в муниципальных секциях бесплатны, но это не так. Обучение платное, но не дорогое. Финансирование государства часто отличается недостаточностью, на снаряжение начинающим спортсменам не остается денег. К тому же главным критерием такой школы рассматривается успешность на соревнованиях. Когда у ученика средние способности, специалист не уделяет ему должного внимания.

Коммерческие школы и их отделения, владеют которыми частные лица либо компании, работают по-другому. Арендуют помещения и ледовые катки, самостоятельно нанимают тренеров и выплачивают зарплату. Альтруизма от них не ждут — работают на прибыль, которая идет от платы за обучение. Поэтому стоимость занятий завышена.

Материальные издержки восполняются преимуществами преподавания в частных школах.Проведение индивидуальных занятий по фигурному катанию полезно для юных фигуристов. Победы на состязаниях для частных заведений неглавный результат, на ученика не давят.Отмечается доброжелательность преподавателя к временному невезению.

Чтобы иметь представление о столичных школах фигурного катания, выручит Реестр организаций, который размещается на официальном веб-сервисе Федерации фигурного катания на коньках. Заведение отсутствует в реестре — нет права на проведение турниров, участие воспитанников в мероприятиях Федерации и получение разрядов. При подборе школы учитывают планы: строить дальше спортивную карьеру и заниматься коньками профессионально. Уместна ледовая школа фигурного катания с лицензией.

Не всегда стоимость занятий по фигурному катанию говорит о действенности. Выплата тренеру ползарплаты родителя не значит, что ваш сын станет лидером мужского одиночного катания в мире. Перед тем как привести малыша на каток, не поленитесь навестить как минимум 3 детские школы фигурного катания. Побеседуйте с наставником группы, прислушайтесь к оценкам родителей, ознакомьтесь с программой курса.

Когда все подходит, приводите малыша. Ребенку нравится — записывайте. На тренировочный процесс понадобится много свободного времени.

Внимание! В среднем стоимость одного урока в частной школе составляет 1 тыс.р., абонемент на месяц — 8 тыс. р., час индивидуальных занятий — до 3 тыс. р.

Во сколько обходится покупка экипировки?

Тренироваться лучше в термокостюме с водоотталкивающими свойствами. Достоинства одежды:

  • предотвращение усиленного потоотделения;
  • промокания;
  • переохлаждения.

Одевают легкую шапочку, чтобы прикрыть горло. Надевают тонкие перчатки со вставками для избегания при падении скольжения рук и промокания. Вначале пригодится роликовое снаряжение для защиты коленей и локтей.

Коньки

Главный элемент обмундирования. При покупке не экономят. Для двухлетних детей продаются двухполозные коньки, что разрешают держать баланс. Недорогие, обойдутся в 800 р. Для старшего ребенка выбирают профессиональные коньки. Отдельно приобретают ботинки и лезвия. Начальная цена составляет 6500 р. Обращают внимание на то, чтобы сапожок фиксировал стопу, но не отличался излишней жесткостью. Раздвижные коньки из пластика — неподходящий вариант для малыша:

  • тяжелые;
  • некомфортные;
  • жесткие.

Предпочитают продукцию фирмы Wifa, Jackson, Graf.

Грамотно подобранные ботинки плотно облегают голеностоп, на давят в мыске и задней части ступни, не замедляют движения на льду.

Костюм для состязаний — от 10 тыс. р.

Как проходят занятия?

В первый год, уроки проходят дважды либо трижды в неделю. Начинаются с общей подготовки, что включает несколько этапов: разминку, хореографию, овладение основными движениями. Длительность колеблется в диапазоне от 30 до 45 мин. Далее — тренировка на льду. Длится примерно столько же, как и подготовка.

Когда тренер замечает потенциал у ребенка, уроки переходят на новый уровень. Ученик проводит на льду 1.5 часа. Увеличивается частота тренировок, численность доходит до 5-7 раз еженедельно. В предсоревновательный период занятия проводятся по 2 раза в день.

Что входит в первый год обучения
Цель начального этапа обучения:

  • освоение азов катания, умение перемещать центр тяжести;
  • координация ног и корпуса;
  • ознакомление со скольжением на ребре.

Во время тренировок нагрузка соотносится с возрастом из-за:

  • несформированности костного скелета;
  • отсутствия корсета мышц.

Перегрузки негативно повлияют на функциональность опорно-двигательного аппарата.

В программу занятий на ОФП входят задания на координацию движений и равновесие:

  • березка и ласточка;
  • пистолетики и мостик;
  • наклоны и кувырки;
  • прыжки и бег с ускорением на короткие дистанции.

Упражнения, которые выполняются на льду, разучиваются постепенно. К концу года ребенок овладевает ими в той или иной мере. Выполнение фигур, которые связывают со скольжением по спиралям, дугам, кривым, окружности.

Ласточка

Ускоряются перед выполнением, переносят на поставленную правую ногу массу тела. Отводят в стороны руки, поднимают левую ногу назад и разворачивают носочек. В коленях, ноги выпрямленные. Вперед корпус опускается, когда левая нога отводится назад и до упора поднимается кверху, а спина прогибается. Начинающие отрабатывают упражнение в домашних условиях перед зеркалом.

К концу первого года учебы, у воспитанников определяются качество и быстрота скольжения. Ребенок умеет держать равновесие и скользить в ласточке. Проверяется выполнение круга № 1. Контрольные тесты для детей 8-10 лет различаются. Контролируют прыжки: комбинацию риттбергер — перекидной, а также волчок.

Индивидуальные тренировки

Надежный прием быстро овладеть основными элементами, чтобы дальше учиться в группе или самостоятельно кататься.Тренировки разрешают развивать уровень катания.

При индивидуальном обучении тренер занимается одним воспитанником, что делает учебу результативной и успешной. Такие тренировки требуются при подготовке к представлениям или состязаниям. Тренер корректирует неточности в выполнении элементов индивидуально, что исключается при групповых тренировках.

Индивидуальные занятия со специалистом впору тем, кто желает правильно освоить азы фигурного катания в зрелом возрасте. Подходит детям, которые плохо адаптируются в новом коллективе. Фигурист контактирует лишь с тренером, не отвлекается на разговоры с группой, целиком концентрируется на тренировочном процессе.

Стояттренировки довольно высоко. Альтернатива — обучение в маленьких группах из 4 человек, где цена занятий ниже.

Достоинства занятий:

  • максимум внимания и ускорение обучения;
  • уменьшение риска травмы;
  • удобный режим.

Тренировки с тренером

При обучении, тренер пользуется программой и вносит коррективы исходя от развитости двигательных навыков, особенностей обучающихся и физической подготовки. Воспитанники должны овладеть реберным скольжением.

Техническая подготовканаправляется на овладение равновесием, ощущение конька. Под присмотром, дети учатся кататься по прямой линии и по кругу, ощущать тело в пространстве. Затем уроки становятся сложнее: воспитанники постигают катание толчком одной, двумя ногами, круговые движения, повороты, крестики. Основа на этой стадии — реберное скольжение по дугам. Тренировки на льду, в группах для начинающих, проходят в игровой форме для поддержания занимательности.

На уроках хореографии разучиваются танцевальные шаги, позиции ног и рук, партерный экзерсис. Задача:

  • развитие музыкальности и чувства ритма;
  • раскрытие артистизма.
Занятия по ОФП проходят также в виде игры и содержат элементы гимнастики. Тренер всерьез работает по совершенствованию гибкости, резвости, прыгучести обучающихся.

Фигурное катание выбирают как хобби или для оздоровления и раскрепощения. От идеи покататься не откажутся взрослые мужчины и женщины. Подходящий возраст для занятий — 4-5 лет. Профессиональное увлечение спортом скажется на сокращении семейного бюджета. Занятия по графику не оставляют времени на встречи с одноклассниками, походы в кино и дискотеки для подростков.

Однако личностное и физическое развитие детей — одно из преимуществ фигурного катания.

sportotip.ru

Уроки фигурного катания. видео

Как проходят начальные уроки фигурного катания

Для новичков в фигурном катании, уроки по освоению навыков скольжения на коньках, начинаются с простой ходьбы по льду. Это делается для того, что бы человек выработал в себе способность удерживать равновесие. После этого можно будет приступать к ознакомлению двух видов скольжения, таких как — «прямо» и «дугообразно».

 Освоение методов скольжения

При обучении скольжению по прямой, необходимо выполнять отталкивающие движения ребром конька. Колено, опорной ноги, должно находиться в полусогнутом положении, далее переносится вес тела с толчковой, на опорную ногу. Частая ошибка, при выполнении этого упражнения является неправильно рассчитанная сила толчка передней частью конька. Чтобы определить, насколько хорошо получаются первые шаги на льду, достаточно посмотреть на след, оставленный от коньков, в идеале, он должен быть ровным в виде елочки. Для освоения навыков скольжения по дугообразной линии, необходимо научиться правильно улавливать свое состояние равновесия. В то время, когда скольжение, направлено в одну из сторон, то корпус тела должен быть наклонен, как бы, к центру дуги. Эффективным  будет, отработать скольжение змейкой, тогда у новичка появляется возможность почувствовать, как его тело может держать равновесие. Трудным моментом в упражнениях, является тренировка правильного толчка и умение останавливаться. Чтобы понять, какие ошибки совершает человек, то можно воспользоваться, видео сюжетами,  которые помогут, в последствие преодолеть основные трудности.  Более пристального внимания требует вопрос об умении останавливаться. Существует несколько способов и все их необходимо освоить, это основа, без которой дальнейшие тренировки в фигурном катании, не имеют смысла. Наиболее часто применяется торможение «полуплуг» и «плуг». В первом варианте,  движение производится ребром конька, в положении одной опоры. Таким образом, торможение происходит за счет того, что усиливается давление на внутреннее ребро конька. Спина при этом должна оставаться прямой, а ноги немного согнуты в коленях. При торможении способом «плуг», спортсмен усиливает давление на ребра обоих коньков, с небольшим поворотом носками внутрь. Тормозить носочной частью конька или пяточной считается ошибкой, и любой тренер обращает на этой внимание, чтобы на начальном этапе занятий фигурным катанием, у новичка не было привыкания к ненужным жестам.

  Обучаясь фигурному катанию нужно уметь правильно падать

Так, как этот вид спорта, нельзя назвать безопасным, умение падать на лед, преподается наряду с основами скольжения, торможения, поворотов, то есть, всеми методами, без которых невозможно совершенствоваться в мастерстве. Основная причина падения, это потеря равновесия или, когда передние зубцы коньков цепляются об лед. В этом случае, человек падает на колени, локти и даже подбородок. Просматривая соревнования по фигурному катанию, нельзя не заметить, как опытные спортсмены умеют падать. В случае неудачи, они, в доли секунды могут сгруппироваться и упасть, как можно мягче, тем самым, не нанося себе значительных травм.  В любом случае, обучение падению происходит на полу и на ковре. Оттачивается это движение, таким образом: когда человек падает вперед, то он должен повернуть тело так, чтобы при встрече с ковром, оно оказалось на всей поверхности наружной части бедра и колена, при этом подстраховывая себя руками. Руки должны выработать привычку при падении быть согнутыми, но напряженными, к примеру, когда делаются отжимания. Таким образом, они создают эффект пружины, страхуя все тело в момент падения от основного удара.    Если, спортсмен чувствует, что падения не избежать, то голову, резко отводит назад, фиксируя ее в этом положении. При падении на спину, чаще всего можно повредить голову и затылок. Для таких падений отрабатывается прием, резкого отвода головы вперед, до соприкосновения подбородка с грудью и ее фиксация. Эту технику, также отрабатывают на коврике, падая назад, группируясь, чтобы не повредить копчик и плотно прижимают подбородок к груди.

Видео:

  Статья подготовлена специально для сайта — zhenskiy-sait.ru

 

Вам может понравиться:

 

zhenskiy-sait.ru

Урок восемнадцатый — Фигурное катание (Чайковская Е.)

И румянец на щеках! + Оптимальный вариант + Структура урока + Обязательно советуйтесь с врачом

Большинство моих заочных учеников, как оказалось после выхода первого издания этой книги, были школьниками младшего возраста. И они сами, и их родители в своих письмах ко мне отмечали, что занятия фигурным катанием, которые проводились на свежем воздухе, помимо всего прочего помогали закаливанию ребят. Все они стали более координированными, подвижными, энергичными. Словом, оздоровительный эффект, о котором я писала, наблюдался практически у всех. А это всегда способствует повышению успеваемости.

Я часто видела сама, как быстро крепнут, просто на глазах преображаются мальчишки и девчонки, начавшие регулярные тренировки в фигурном катании. В течение нескольких лет мне приходилось консультировать именно такие группы новичков, и результаты были просто поразительные: румянец начинал играть на щеках детей, до этого болезненных, бледных и вялых. Дети становились более целеустремленными, дисциплинированными. Новые цели, которые появились в жизни, захватывали их целиком. Конечно, такое преображение детей ставит и перед тренерами, и перед родителями новые задачи. И надо быть к ним готовыми.

Практика показывает, что большинство родителей, бабушек и дедушек моих учеников интересует один сугубо конкретный вопрос: сколько раз в неделю надо тренироваться начинающим фигуристам? Часто в письмах шла речь о том, что ребята занимаются чуть ли не каждый день, а иногда даже и по два раза — утром и вечером. И родители видели при этом, что дети не только не становились жизнерадостными, но даже интерес к спорту, который у них был, быстро теряли. Что же делать? Как быть? Какое расписание тренировок наиболее полезно для начинающих фигуристов? Мой личный опыт, а также опыт многих детских тренеров, опыт знаменитой динамовской школы юных фигуристов, которая работает в Москве, на Петровке, показывает, что самым оптимальным вариантом занятий на первой стадии обучения являются три урока в неделю. Причем независимо от того, в какой смене — первой или второй — занимается юный фигурист. Конечно, во время зимних каникул можно заниматься и чаще: ребенок успевает восстанавливаться, времени свободного у него гораздо больше. Но такие занятия являются исключением, а правилом должны быть три занятия в неделю.

Урок обычно состоит из нескольких составных частей, каждая из которых имеет совершенно определенную нагрузку и протяженность.

Конечно, минута в минуту раскладка урока сохраняется далеко не всегда. И это понятно, поскольку многое здесь зависит и от погоды, и от того, как быстро и полно успевают все ребята в группе усваивать новые знания. Тренеры могут менять содержание и ритм урока.

Итак, график урока. Еще до выхода на лед в течение приблизительно 10—15 минут необходимо провести разминку, чтобы подготовить мышцы к тем нагрузкам, которые придется испытать на льду. Или, как говорят спортсмены, разогреться. Разминка включает в себя главным образом упражнения на растягивание и гибкость. А иначе говоря, юные фигуристы делают разнообразные приседания, махи ногами, наклоны, круговые движения туловищем, разрабатывают суставы с помощью маховых и круговых движений. Все эти упражнения хорошо знакомы по комплексам утренней гимнастики, и я назову лишь некоторые из них.

Анна Кондрашова

Сейчас известно уже спортсмену и тренеру любого ранга, что в рабочий ритм урока надо входить постепенно. Таковы требования физиологии, которая считает, что включать человеческий организм в работу сразу на полных оборотах вредно. Именно поэтому разминка обычно начинается с ходьбы, бега — с ускорением и замедлением. Ходьба может сопровождаться приседаниями, широкие шаги — выпады чередоваться с обычными. Выполняя сравнительно легкие упражнения, юным фигуристам надо помнить о том, что это только введение в урок и утомляться здесь не нужно.

Далее, во время разминки следует проделать несколько упражнений для выработки гибкости и подвижности суставов. К ним относятся упражнения для плечевого пояса, туловища и ног. Вот несколько самых простых заданий. Движение плеч вверх, назад, круговые, движения рук в положениях руки перед грудью в сторону, вверх. Хорошо помогают развитию гибкости круговые движения рук, повороты туловища при ходьбе, стоя на одной ноге, на носках, сидя.

Вращательные движения рук всегда необходимо совмещать с поворотами головы.

Первым упражнением для ног (поочередно то правой, то левой) всегда бывают махи расслабленной ногой вперед, назад, в стороны. Часто используются выпады с дополнительными пружинящими движениями на передней ноге, не отрывая стопы от пола, выпады с движениями туловища, поворотами. Большую пользу приносят новичкам подтягивание колена к груди с помощью рук, приседание как можно глубже с носками широко развернутыми, не отрывая пятки от пола. Это упражнение можно проводить с опорой и без опоры.

Упражнения на растягивания необходимо разнообразить, выполняя их медленно, пружиня, быстро, рывками, но при приседаниях энергичные упражнения выполняются с большой осторожностью. Об этом надо помнить всегда, потому что многие травмы — пусть и незначительные, однако болезненные и потому приводящие к перерывам в занятиях,— идут от потери чувства меры, от желания сделать больше.

Несколько советов тем, кто во время первой части урока хочет сделать несколько сложных упражнений для совершенствования осанки. Стоя выпрямляйтесь, потянувшись головой как можно выше. Затем проделайте это упражнение с подниманием на носки, стоя на одной ноге (свободную ногу при этом можно поднять в сторону, назад, вперед), с движением рук вверх.

Разминка обычно проходит в раздевалке или во дворе возле катка (естественно, без коньков). Но вот она закончилась, и мы надеваем коньки и выходим на лед. Продолжение урока может быть разным, и зависит оно от уровня подготовленности юных фигуристов. Для тех, кто только начинает заниматься, изучает первые уроки, никакой специальной ледовой разминки нет и быть не может. Для новичков важно хорошо размяться перед выходом на каток.

Для тех, кто уже разучил начальные шаги фигурного катания, разминка на льду должна состоять из скольжения вперед и назад подсечками вдоль бортов катка и по «восьмерке» с чередованием ритмов (об этом я уже говорила ранее). Важную роль всегда играет и музыкальное сопровождение. Оно диктует характер, темп, интенсивность упражнений.

Вначале скольжение должно быть медленным. Предположим, на катке звучит вальс. Тогда дуга, исполняемая на каждой ноге, должна длиться на шесть счетов, или два музыкальных такта. Быстрое скольжение — на три счета на каждой ноге. Если на льду звучит марш или полька, то вначале на каждую дугу — по четыре музыкальных счета, а в быстром темпе — по два. Такой же расчет и при скольжениях назад.

Для тех, кто уже уверенно держится на коньках, хорошо бы во время разминки на льду выполнить несколько скольжений в приседе на двух ногах. В дальнейшем, осваивая все больше сложных элементов, надо тоже включать их в разминку. Здесь могут быть и троечные повороты, и троечные шаги, и «моухок», и пр.

Кстати сказать, и по мере взросления основное содержание и направленность этой части урока у фигуристов изменяется сравнительно мало. И даже кандидаты в сборную, по-су-ществу, включают в разминку все те же простейшие шаги и элементы, с которых они когда-то начинали свою спортивную жизнь. Обычно разминка должна занимать не более 15—20 минут.

Примерно час отводится на основную часть занятия. В ней отрабатывается, как правило, один-два из тех элементов, которые описаны в каждом уроке книги. На более поздней стадии освоения материала включайте в основную часть урока уже два-три элемента. Осваивая новый элемент, в конце занятия непременно повторите то, что делали на предыдущем.

После основной части урока — заключительная часть. В нее можно включить игры на льду, которые описаны в книге и которые вы придумали сами (импровизированный набор движений под музыку, которая звучит на катке, скольжение по широким дугам). Цель этой, заключительной, части урока — постепенное снижение нагрузки. Протяженность ее 5—10 минут.

Могу сказать, что фигуристы в моей группе очень любят хоккей. В конце урока они часто завершают тренировку мини-матчами. Играют и юноши и девушки. Азарт огромный. Голов много. А в итоге — отличная эмоциональная разрядка, переключение интереса, которое освежает спортсменов, дает ему новые силы.

Словом, иногда очень полезно завершать тренировки какой-нибудь игрой. Естественно, на коньках.

Я не говорила еще о том, что ледовому периоду тренировок обязательно должен предшествовать подготовительный цикл занятий, который приходится на лето и осень. Тренеры, работающие с маленькими фигуристами в группах начальной подготовки, обычно не прекращают занятий, создавая ту прочную платформу общефизической подготовки, на которой затем гораздо быстрее можно построить здание высокого спортивного мастерства.

Я хочу порекомендовать вам, ребята, простейшие упражнения, с которыми вы вполне можете справиться сами. Во-первых, это ежедневный легкий бег — желательно по пересеченной местности. Обычно тренеры к этому добавляют приседания, прыжки на одной и на двух ногах, прыжки со скакалкой. Эти упражнения помогают укрепить ноги, особенно голеностопные суставы. Рекомендуется также ходьба на пятках, на носках, на наружных и внутренних сводах стоп. И, конечно, летом и осенью очень полезны спортивные игры.

Начинающим фигуристам всегда рекомендуют и различного рода гимнастические упражнения, развивающие координацию, осанку, а также упражнения, которые растягивают мышцы и связки, тем самым улучшая гибкость юного атлета. Все упражнения такого рода широко известны, некоторые из них уже были упомянуты в этой книге.

Обязательная рекомендация, требование. Еще до начала занятий в нашей школе все ученики обязаны пройти медицинский осмотр. Но в период занятий их родители и они сами могут осуществлять простейший контроль и самоконтроль за самочувствием. В том случае, если после занятий ребенок ощущает вялость или значительную усталость, которая не проходит два-три часа после тренировки, появились головные боли и отсутствует аппетит, обратитесь к врачу.

Возможно, что нагрузки оказались чересчур высокими. И тогда квалифицированная рекомендация врача подскажет выход.

Занятия фигурным катанием должны доставлять радость. В создании приподнятого настроения не последнюю роль играет и музыка. На катке звучат мелодичные музыкальные произведения, имеющие ярко выраженные ритмы (вальс, полька, марш, самба, танго, народные танцы).

www.tulup.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *