Баскетбол - тактика игры в нападении

Многие молодые тренеры склонны преподносить своим ученикам те системы игры, с которыми они познакомились, когда были игроками. Хотя это и самый легкий метод для начинающего тренера, однако он может оказаться весьма ошибочным. Независимо от того, насколько глубоко и четко усвоил какую-либо систему тот или иной тренер, будучи игроком, он должен внимательно изучить возможности своей команды и в зависимости от особенностей ее игроков сделать те или иные поправки к излюбленной системе. К тому же и систематические изменения правил также влияют на тактику игры в нападении.

Тренер должен просмотреть игроков и определить тактику игры в предсезонном периоде. Он должен проанализировать все имеющиеся и скрытые возможности своей команды и команд противников, а затем приступить к изучению наиболее подходящей системы игры. Разумно не придерживаться из года в год одной и той же системы. Исключение может быть допущено в случае, если состав команды не меняется и применение определенной системы приносит постоянный успех.

После того как определится основная система игры, а игроки обретут физическую форму и подготовятся технически, можно перейти к разучиванию тактических вариантов и изменений. Например, тренер решил строить основную тактику нападения в своей команде на высоком игроке. Но через несколько недель выявляется, что этот игрок недостаточно подготовлен физически и ему часто приходится давать отдых в игре. Если другого такого же высокорослого игрока в команде нет, тренер должен готовить команду к тому, чтобы с введением нового игрока изменить и систему игры. В этом случае он может сделать упор на нападение быстрым прорывом и держание противника по всей площадке. Если же тренер считает, что его игроки по своим индивидуальным качествам уступают большинству команд противника, рекомендуется изучать систему длительного контроля мяча.

Тренер должен взять лучшее из каждой системы. В этом заключается секрет успеха. Овладев искусством приспосабливать различные системы игры к возможностям своих игроков, молодой тренер может считать, что он находится на верном пути. Игроки будут высоко ценить тренера, дающего им возможность полностью проявить все индивидуальные качества и способности, которыми они владеют.

 

В современном баскетболе наиболее часто применяются следующие системы и тактики игры в нападении:

1. Быстрый прорыв (в том числе сверхбыстрый прорыв).

2. «Отдай и выйди», или подвижное нападение пятью игроками.

3. Длительный контроль мяча.

4. «Восьмерка».

5. Нападение, основанное на сильном центровом игроке.

6. Серия комбинаций (с названием заранее обусловленного номера).

7. Система нападения против зонной защиты.

8. Нападение без центра с применением проходов и ведения мяча.

9. Нападение бросками с дальних дистанций.

10.Нападение, построенное на использовании выдающихся качеств отдельных игроков.

 

Перейти на главную страницу

streetball-omsk.ru

Статья "Тактика нападения в баскетболе".

Тактическая подготовка баскетболистов

в нападении

При проведении соревнований между командами учащихся старших классов в последние годы, когда по Краснодарскому краю проводятся Всекубанская спартакиада школьников «Спортивные Надежды Кубани», где баскетбол входит как одна из основных видов состязаний, требуется грамотная подготовка баскетболистов, как в нападении, так и в защите.

Баскетбол содержит бесчисленное множество тактических ситуаций, на каждую из которых игрок должен быстро реагировать адекватным образом. С этой точки зрения, необходимый опыт и тактические навыки приобретаются игроком при выполнении упражнений с противодействием соперника и в учебных играх. Недостатками такого подхода является стихийность и содержательная неопределенность тактической подготовки баскетболиста. Нужно знать, что существует ограниченное количество индивидуальных и групповых, легко классифицируемых тактических действий, являющихся исходным материалом из которых строится тактическое действие современного командного нападения. Знание всех элементов является обязательным для каждого баскетболиста, и определяют программу школы тактической подготовки баскетболистов. Программа включает индивидуальные тактические

действия игрока с мячом и групповые тактические взаимодействия двух или трех нападающих, базирующиеся на трех возможных движениях игрока без мяча к корзине, к партнеру с мячом, к партнеру без мяча.

Индивидуальные тактические действия игрока с мячом

Получив мяч, нападающий должен представить двойную угрозу для защитника - броском и подходом к корзине с ведением. Чтобы действие нападающего с мячом были более эффективными, он должен быть вооружен приемами обыгрывания защитника в начале ведения – вышагивания, скрестный шаг, поворот.

ВЫШАГИВАНИЕ. Выполняя вышагивание, нападающий делает первый шаг вперед, вынуждая защитника отступить, затем, используя движение головы, плеч и впереди стоящей ноги, делает вид, что хочет вернуться в исходное положение, провоцируя движение защитника вперед, при этом вес тела нападающего переносится на сзади стоящую ногу, что позволяет сделать длинный шаг вперед впереди стоящей ногой в первоначальное направление и начать ведение.

СКРЕСТНЫЙ ШАГ. Нападающий делает пружинящий шаг вперед-сторону, заставляя защитника сместиться в направлении возможного прохода, резко отталкиваясь от пола ногой, делает ею скрестный шаг и начинает ведение в другом направлении.

ПОВОРОТ. Нападающий делает быстрый поворот назад вплоть до того момента, пока не окажется сбоку от защитника, выпускает мяч в пол ближней к направлению поворота рукой и начинает проход с ведением. Последний прием чаще используется при изменении направления ведения, но с успехом может применяться и для обыгрывания защитника в начале ведения.

Взаимодействие двух нападающих

Передача и рывок к корзине – простейший пример взаимодействия двух нападающих. Передав мяч партнеру, игрок выполняет рывок к корзине с целью освободиться от защитника и получить обратную передачу.

Передача и рывок к корзине с изменением направления движения – используется для введения игрока в заблуждение. Нападающий делает два или три шага в направлении партнера с мячом, а затем прорывается к корзине в готовности получить мяч.

Рывок за спиной защитника. Когда защитник, сместившись на линию передачи, затрудняет получение мяча, нападающий должен сделать рывок за его спиной к корзине. Партнер с мячом должен быть постоянно готов к взаимодействию и немедленно передать мяч. Это взаимодействие базируется на первом движении нападающего без мяча к корзине. На втором возможном движении нападающего после передачи мяча к партнеру с мячом – базируются ситуации с использованием заслонов. При этом нападающий может пройти мимо партнера снаружи, наводя на него своего защитника (заслон наведение) или внутри, между партнером и корзиной, поставив для него заслон (стационарный заслон).

Передача и бросок из-за заслона наведением. Игрок передает мяч партнеру и делает рывок в след за передачей, обходя партнера снаружи и наводя на него защитника. Получив передачу, он может выполнить бросок из-за заслона.

Передача и проход из-за заслона наведением. После получения обратной передачи от партнера, игрок может пройти к корзине с ведением из-за заслона.

Передача после прохода из-за заслона наведением. Если защитник переключается на игрока, выходящего с ведением из-за заслона, его партнер должен сделать рывок к корзине и получить мяч от дриблера.

Те же три возможности реализации тактических ситуаций с заслоном возникает при движении игрока без мяча внутри и постановки им стационарного заслона для партнера с мячом.

Взаимодействие трех нападающих

Последнее возможное движение нападающего после передачи мяча партнеру без мяча вовлекает во взаимодействия трех игроков. При этом возможны разные сочетания игроков, в зависимости от занимаемых ими позиций на площадке – два игрока задней линии и крайний нападающий два игрока задней линии и центровой игрок; центровой игрок и два крайних нападающих игрока.

Взаимодействия двух игроков задней линии и

крайнего нападающего

Средний игрок в этом звене передает мяч партнеру и выполняет рывок в противоположном от мяча направлении, устанавливая стационарный заслон для партнера без мяча. Последний выходит из-за заслона к корзине для получения мяча и последующей атаки. Если выход к корзине затруднен нападающий может сделать рывок к партнеру с мячом и разыграть одну из шести описанных выше ситуаций с использованием заслона.

Взаимодействия двух игроков задней линии и

центрового игрока

Игрок задней линии передает мяч центровому игроку и проходит мимо центрового, стараясь навести на него своего защитника. Второй игрок задней линии выполняет скрестный проход с другой стороны вслед за первым проходящим. Мяч получает игрок, сумевший освободиться при скрестном проходе. Если защитник мешает проходящему игроку, заранее смещаясь в сторону центрового, проходящий может изменить направление движения и рвануться к корзине.

Скрестный проход можно рассматривать как исключение во взаимодействии трех игроков, поскольку он основан на втором возможном движении нападающего после передачи мяча – к мячу.

Взаимодействия центрового игрока, игрока задней линии и крайнего нападающего игрока

Игрок задней линии или крайний нападающий игрок передает мяч центровому игроку, после чего устанавливает стационарный заслон для партнера без мяча. Партнер без мяча выходит из - за заслона и проходит мимо центрового игрока, выполняя заслон наведением. Центровой может передать партнеру, проходящему мимо или сам пройти к корзине с ведением.

Взаимодействия центрового игрока и двух

нападающих игроков

Это атака с дальней от мяча стороны площадки. Крайний нападающий игрок наводит своего защитника на центрового игрока, прорываясь навстречу передаче.

В случае переключения защитника, центровой должен открыться сам для получения мяча. В упражнениях для совершенствования взаимодействий трех игроков легко может быть реализован принцип непрерывного движения игроков со сменой мест, лежащий в основе организации позиционного нападения в современном баскетболе.

Анализируя тактику позиционного нападения современных команд легко убедиться, что на возможных сочетаниях элементов представленной школы. Игрок, прошедший эту школу будет чувствовать себя на площадке уверенно.

infourok.ru

Индивидуальные действия в нападении | Тактика игры

Как только команда овладевает мячом, каждый игрок должен стремиться выбрать на площадке свободное место и расположиться так, чтобы иметь возможность принять передачу. Для этого совсем не нужно много бегать: это только утомляет и не дает нужных результатов. Преждевременный выход на свободное место бесполезен, так как игрок тут же будет закрыт. Отрываться от противника нужно резко в момент, предшествующий передаче мяча.

В основном практикуются два способа выхода на свободное место: выход в сторону, когда передача следует не точно на игрока, а перед ним, или, как принято говорить, на «свободное место» (рис. 56 а), и встречный выход, при котором игрок выбегает навстречу мячу (рис. 56 б). Второй способ наиболее надежен в силу того, что сокращается расстояние между игроками, благодаря чему можно точнее рассчитать передачу. Игрок никогда не должен ждать мяча, стоя неподвижно. Необходимо двигаться или в сторону от партнера, владеющего мячом, или, что еще лучше, ему навстречу.

На рис. 52 видно, как игрок (в светлой майке), ожидая мяча неподвижно, дал возможность противнику перехватить мяч.

В этом случае, если бы он сделал навстречу мячу хотя бы один-два шага, он бы сам овладел мячом.

При опытных противниках бывает недостаточно только быстроты для ухода от защитника. Необходимо применять также обманные действия, повороты, остановки и другие движения.

Выход на свободное место должен использоваться не только для приема мяча, но и затем, чтобы отвлечь на себя внимание противника от партнера, владеющего мячом. Такой прием особенно полезен вблизи противника.

В игре часто имеет решающее значение своевременность передачи. В свою очередь, передача связана с ловлей. Поэтому при ловле мяча следует применять такой способ, который обеспечивает быструю передачу.

Передача требует аккуратности в выполнении. Малейшая небрежность в передаче может оказаться причиной потери мяча со всеми вытекающими из этого последствиями. С особой ответственностью следует подходить к броску мяча в корзину. Каждый бросок должен быть оправдан: иначе пропадут предварительные усилия целой команды. Имеет смысл бросать из удобного положения, когда есть данные на попадание или в тех случаях, если бросающий или один из его партнеров имеет возможность поймать мяч от щита. Как правило, игрок должен сопровождать свой бросок выходом к стойке. Используя разбег для прыжка, он имеет больше других возможность овладеть мячом после отражения его от корзины или щита. Для того, чтобы освободиться от противника, перед броском рекомендуется применять обманные действия.

Основным средством индивидуального нападения является ведение. Однако увлечение ведением снижает темп игры, поэтому рекомендуется использовать ведение лишь в следующих случаях: когда игрок имеет возможность свободно пройти к щиту, когда все партнеры закрыты и некому передать мяч и для того, чтобы оттянуть на себя противника от партнера, которому предполагается сделать передачу. Злоупотребление ведением приводит к частым потерям мяча.

www.offsport.ru

Презентация Баскетбол. История, правила, тактика защиты и нападения

Слайд 1

Презентацию подготовил Калиниченко Юрий, 9 «Г» класс МАОУ гимназия №8 г. Тихорецка Учитель: Сырая О.С.

Слайд 2

Баскетбо́л (англ. basket — корзина, ball — мяч) спортивная командная игра с мячом. В баскетбол играют две команды, каждая из которых состоит из пяти игроков. Цель каждой команды — забросить руками мяч в корзину)соперника и помешать другой команде овладеть мячом и забросить его в свою корзину. Kорзина находится на высоте 3,05 метра от пола От каждой команды на площадке находится по 5 человек, всего в команде 12 человек, замены не ограничены. За мяч, заброшенный с ближней и средней дистанции, засчитывается 2 очка, из-за трехочковой линии — 3 очка. Штрафной бросок оценивается в одно очко. Стандартный размер баскетбольной площадки 28 метров в длину и 15 метров в ширину. Баскетбол один из самых популярных видов спорта в мире.

Слайд 3

Баскетбол входит в программу Олимпийских игр с 1936 года. Регулярные чемпионаты мира по баскетболу среди мужчин проводятся с 1950 года, среди женщин — с 1953 года, а чемпионаты Европы — с 1935 года. В Европе проводятся международные клубные соревнования Евролига ULEB, Кубок Европы УЛЕБ, Кубок Вызова. Наибольшего развития игра достигла в США, где был организован один из сильнейших баскетбольных чемпионатов — чемпионат Национальной баскетбольной ассоциации (НБА), также считается национальным видом спорта в Литве

Слайд 4

Изначально правила игры в баскетбол были сформулированы американцем Джеймсом Нейсмитом и состояли лишь из 13 пунктов. С течением времени баскетбол изменялся, изменений потребовали и правила. Первые международные правила игры были приняты в 1932 году на первом конгрессе ФИБА, после этого они многократно корректировались и изменялись, последние значительные изменения были внесены в 1998 и 2004 годах. С 2004 года правила игры остаются неизменными. Правила игры несколько отличаются в НБА и чемпионатах, проводимых под эгидой ФИБА (Чемпионаты мира, Олимпийские игры, Чемпионаты континентов, международные и национальные первенства европейских клубов)

Слайд 5

В баскетбол играют две команды, обычно по двенадцать человек, от каждой из которых на площадке одновременно присутствует пять игроков. Цель каждой команды в баскетболе — забросить мяч в корзину соперника и помешать другой команде овладеть мячом и забросить его в корзину своей команды. Мячом играют только руками. Бежать с мячом, не ударяя им в пол, преднамеренно бить по нему ногой, блокировать любой частью ноги или бить по нему кулаком является нарушением. Случайное же соприкосновение или касание мяча стопой или ногой не является нарушением

Слайд 6

Игра официально начинается спорным броском в центральном круге, когда мяч правильно отбит одним из спорящих. Матч состоит из четырёх периодов по десять минут (двенадцать минут в Национальной баскетбольной ассоциации) с перерывами по две минуты. Продолжительность перерыва между второй и третьей четвертями игры — пятнадцать минут. После большого перерыва команды должны поменяться корзинами. Игра может идти на открытой площадке и в зале высотой не менее 7 м. Размер поля — 28х15 м. Щит размером 180х105 см от стойки. От нижнего края щита до пола или грунта должно быть 275 см. Корзина представляет собой металлическое кольцо, обтянутое сеткой без дна. Она крепится на расстоянии 0,31 м от нижнего обреза щита. Установленная стандартами FIBA для мужских соревнований окружность мяча — 74,9—78 см, масса — 567—650 г

Слайд 7

Победителем в баскетболе становится команда, которая по окончании игрового времени набрала большее количество очков. При равном счёте по окончании основного времени матча назначается овертайм (обычно пять минут дополнительного времени), в случае, если и по его окончании счёт будет равен, назначается второй, третий овертайм и т. д., до тех пор, пока не будет выявлен победитель матча. За одно попадание мяча в кольцо может быть засчитано разное количество очков: 1 очко — бросок со штрафной линии 2 очка — бросок со средней или близкой дистанции (ближе трёхочковой линии) 3 очка — бросок из-за трёхочковой линии на расстоянии 6м 75см (7м 24см в Национальной баскетбольной ассоциации)

Слайд 8

аут — мяч уходит за пределы игровой площадки; пробежка — игрок, контролирующий «живой» мяч, совершает перемещение ног сверх ограничений, установленного правилами нарушение ведения мяча, включающее в себя пронос мяча, двойное ведение; три секунды — игрок нападения находится в зоне штрафного броска более трех секунд в то время, когда его команда владеет мячом в зоне нападения; пять секунд — игрок при выполнении вбрасывания не расстается с мячом в течение пяти секунд; восемь секунд — команда, владеющая мячом из зоны защиты не вывела его в зону нападения за восемь секунд; 24 секунды — команда владела мячом более 24 секунд и не произвела точного броска по кольцу. Команда получает право на новое 24 секундное владение, если мяч, брошенный по кольцу коснулся дужки кольца, либо щита, а также в случае получения фола защищающейся командой. плотноопекаемый игрок — игрок держит мяч более пяти секунд, в то время как соперник его плотно опекает; нарушения возвращения мяча в зону защиты — команда, владеющая мячом в зоне нападения перевела его в зону защиты.

Слайд 9

Виды фолов Наказание Персональный — вследствие персонального контакта если команда не набрала 5 командных фолов или фол совершен игроком, команда которого владела мячом, то пострадавшая команда производит вбрасывание; в противном случае пострадавший игрок выполняет 2 штрафных; Если фол совершен на игроке, находящемся в стадии броска, то: если бросок был удачным, он засчитывается, и пострадавший игрок выполняет 1 штрафной; если бросок был неудачным, то пострадавший игрок выполняет такое количество штрафных бросков, сколько очков заработала бы команда будь бросок удачным. Технический — не вызванный контактом с соперником. Это может быть неуважение к судьям, сопернику, задержка игры, нарушения процедурного характера Любой игрок команды, не нарушившей правила, пробивает 2 штрафных броска. После выполнения бросков сбрасывание производится аналогично неспортивному фолу Неспортивный — совершенный вследствие контакта, при котором игрок не пытался сыграть мячом в рамках правил Если фол совершен на игроке, находящемся в стадии броска, то поступают так же, как и в случае персонального фола. Если фол совершен на игроке, не находящемся в стадии броска, то пострадавший игрок выполняет 2 броска. После выполнения штрафных бросков мяч вбрасывает пострадавшая команда из-за пределов площадки на продолжении центральной линии. Исключение составляют фолы, совершенные до начала первого периода. В этом случае после штрафных бросков проводится розыгрыш спорного броска (как и в случае нормального начала игры). Если игрок в течение одного матча совершает 2 неспортивных фола, он должен быть дисквалифицирован. Дисквалифицирующий — это фол, вследствие вопиющего неспортивного поведения. Дисквалифицирующий фол может получить игрок, запасной, тренер или официальное лицо команды Количество штрафных и вбрасывание после них назначаются аналогично неспортивному фолу

Слайд 10

Комбинация «треугольник»: При таком взаимодействии игрок с мячом, образующий защиту треугольника, находится дальше от щита, чем остальные два партнера. Продвинувшийся по краю игрок, получив мяч, снова отдает его партнеру в центр, откуда мяч немедленно направляется на другой фланг, чтобы завершить атаку. Данное взаимодействие требует быстрых передач.

Слайд 11

Комбинация «малая восьмерка» Три игрока, используют взаимные последовательные пересечения с ведением мяча. После передачи игрок делает короткий рывок к щиту и возвращается с противоположной стороны для очередного приема передачи. Путь передвижения игроков напоминает цифру восемь, поэтому они могут повторять свои действия несколько раз пока не будет создана благоприятная обстановка для атаки корзины.

Слайд 12

Позиционное нападение Нападающие стараются переиграть организованную защиту противника. При этом игровую площадку следует использовать так, чтобы избежать скопления игроков в одном месте. Целесообразно, чтобы три игрока действовали вблизи корзины, а два в глубине площадки. Действия игроков в позиционном нападении базируются на трех возможных движениях нападающего после передачи мяча - к корзине, к партнеру с мячом, к партнеру без мяча. В первом случае игрок после передачи мяча делает рывок к корзине, стараясь обойти защитника, и получить обратную передачу для броска. Во втором и третьем случаях он сам или его партнер освобождается для броска с помощью заслона, при котором нападающий отсекает от своего партнера опекающего его защитника. В игре применяются эти тактики в зависимости от ситуации, возникшей на площадке.

Слайд 13

Быстрый прорыв Игроки команды, овладевшие мячом, каждый раз переходят в контратаку, стремятся в минимальное время преодолеть расстояние до щита соперника, добиться численного преимущества и, используя его, атаковать кольцо с близкой дистанции. Игрок может убежать вперед и получить длинную передачу через всю площадку. Возникшая ситуация называется отрывом. Численное превосходство возникает тогда, когда двое нападающих играют против одного защитника или трое нападающих — против двух защитников. В этих случаях атаку заканчивает партнер, который оказался неприкрытым под корзиной противника.

Слайд 14

Против игрока без мяча Против игрока с мячом Командная тактика защиты (базируется на двух основных системах игры — личной и зонной. При личной защите каждый защитник прикрепляется к определенному игроку нападения. В случае успешного применения нападающими заслонов важно, чтобы защитники были готовы поменяться подопечными и не оставили противника неприкрытыми) Защита прессингом (самый активный вид защиты, постоянное давление на соперника. Может быть личным или зонным. Может начинаться с момента вбрасывания соперником мяча: по всей площадке, на 3/4 ее, на своей половине) Нажмите на ссылку:

nsportal.ru

Методическая разработка на тему: ОСНОВЫ ГРУППОВОЙ И КОМАНДНОЙ ТАКТИКИ ЗАЩИТЫ И НАПАДЕНИЯ В СЕКЦИИ БАСКЕТБОЛА

ОСНОВЫ ГРУППОВОЙ И КОМАНДНОЙ ТАКТИКИ ЗАЩИТЫ И НАПАДЕНИЯ В СЕКЦИИ БАСКЕТБОЛА

Первые три года в группах начальной подготовки тренировочный процесс в основном направлен на то, чтобы подготовить юных баскетболистов индивидуально в техническом и физическом плане. Конечно, индивидуальный интеллект баскетболиста в эти годы тоже начинает формироваться.

На следующем этапе учебно-тренировочной группы процесс должен быть построен так, чтобы дети получили основы групповой и командной тактики защиты и нападения. Тренировочный процесс должен быть направлен на развитие и совершенствование двигательных индивидуальных навыков, индивидуальных тактических действий юных баскетболистов и применение их в командных взаимодействиях. В этом процессе тренер должен привить юным баскетболистам такие качества игроков, как взаимопонимание и слаженность технико-тактических взаимодействий между всеми игроками команды.

По своему опыту работы тренером хочу поделиться основами групповой и командной тактики нападения и защиты в баскетболе.

Основы групповой и командной тактики нападения.

› Основным упражнением для отработки взаимодействий в нападении для быстрой атаки является «восьмерка». Это упражнение для взаимодействия трёх игроков. Партнеры становятся в тройках на лицевой линии на расстоянии 4 метров друг от друга. Мяч находится у центрального партнера. Он делает передачу боковому партнеру, забегает ему за спину и бежит к другому кольцу. Боковой партнер, получив мяч, делает передачу другому боковому партнеру, забегает ему за спину  и бежит к  другому кольцу. Третий партнер, получив мяч,  бежит с ним к другому кольцу и делает бросок в корзину. Все повторяется у другого кольца. Продвижение от кольца к кольцу выполняется за счет трех передач, при этом мяч не должен падать на пол, а баскетболисты не должны делать пробежки.

› Упражнение в тройках. В тройках я часто использую простое упражнение, когда один партнер находится с мячом на штрафной линии, а двое партнеров находятся под кольцом. Партнер со штрафной линии бросает по кольцу, один из партнеров под кольцом подбирает мяч и в паре со вторым партнером через пас продвигается к противоположному кольцу. Третий партнер становится защитником и мешает продвижению пары. Задача атакующей пары забить мяч в кольцо.

› Упражнение «обыгрыш двое против одного». Игроки становятся парами в две колонны под одним кольцом с одним мячом на лицевой линии. Один защитник у другого кольца находится на штрафной линии. Два партнера с мячом продвигаются к другому кольцу и пытаются забить мяч в кольцо, защитник мешает им. Если у пары атака результативная, то защитник остается на своем месте на штрафной линии. Пара уходит с мячом в исходное положение, а следующая пара продвигается на защитника. Если у пары атака нерезультативная, партнер, совершивший ошибку, становится защитником, а защитник становится нападающим в этой паре.

› Упражнение «обыгрыш трое против двоих». Два защитника становятся под одним кольцом. Трое атакующих начинают движение от другого кольца с обязательной передачей через центрального нападающего. Если трое нападающих результативно атакуют, то двое защитников остаются на месте и следующая тройка нападающих начинает продвижение на защитников. Если тройка нападающих не забила мяч в кольцо, то нападающий, совершивший ошибку становится на место одного из защитников.

› Упражнение для отработки взаимодействий в позиционном нападении «заслон - двойка». Этому упражнению можно обучать в тройках и четверках. В тройках одним из партнеров является тренер, который демонстрирует постановку заслона защитнику. Нападающий с мячом, защитник пассивный.  Тренер ставит заслон защитнику, а нападающий после заслона продвигается к кольцу. В четверках участвует пара нападающих и пара защитников. Защитники пассивные. Один нападающий с мячом начинает продвижение к кольцу, второй нападающий ставит заслон защитнику и открывается на получение мяча. Атаку завершает или нападающий с мячом, или он отдает передачу своему партнеру. Тренер тщательно наблюдает за постановкой заслона и указывает на ошибки защитников и нападающих.

› Упражнение для взаимодействия трех полевых игроков, находящихся на трехочковой дуге. Игроки № 1, № 2 и № 3 становятся на трехочковой дуге. В центре игрок № 1 с мячом дает передачу любому из партнеров и ставит заслон игроку без мяча. Игрок без мяча освобождается от заслона, получает мяч и продвигается к кольцу для броска.

 Два упражнения для взаимодействия трех нападающих игроков и трех пассивных защитников, находящихся на трехочковой дуге.

› 1. В центре игрок № 1, находящийся с мячом, дает команду игроку № 2 или игроку № 3 поставить заслон своему защитнику и, продвигаясь к кольцу, делает бросок по кольцу или передает мяч партнеру.

› 2. В центре игрок № 1, находящийся с мячом, отдает передачу любому из партнеров и ставит заслон его защитнику. Игрок с мячом, продвигаясь к кольцу, делает бросок по кольцу или передает мяч партнеру.

› Упражнение «восьмерка» в позиционном нападении. Три игрока № 1, № 2 и № 3 становятся приблизительно на трехочковой дуге. Три пассивных защитника становятся рядом с ними. Игрок № 1 в центре с мячом делает ведение к игроку № 2, который находится от него в 3-4 метрах, подходит в плотную к нему, отдает мяч, ставит заслон его защитнику и остается на месте. Игрок № 2 с ведением мяча двигается по дуге к игроку № 3, подходит вплотную, отдает мяч, ставит заслон его защитнику и остается на месте. Игрок № 3 двигается с мячом к игроку № 1. Таким образом, игроки постоянно двигаются с мячом по направлению друг к другу и за счет заслонов пытаются освободиться от защитников и прорваться к кольцу для атаки. Путь передвижения игроков напоминает вытянутую цифру восемь, поэтому упражнение называется «восьмерка».

Все эти взаимодействия игроков можно соединить в упражнения в тройках на одно кольцо.

› Упражнение для троек «три защитника и три нападающих на одно кольцо». Трое нападающих в атаке могут применить любое из перечисленных упражнений. Они могут начинать движение от кольца к кольцу или с середины площадки. Если атакующая тройка забивает мяч, используя при этом одно из перечисленных выше упражнений, то они зарабатывают очко и уступают место следующей атакующей тройке. В атаке тройки игроков должны находиться в постоянном движении и открываться на свободные места для получения мяча. Если тройка нападающих не забила мяч в кольцо, защитники становятся нападающими. Это упражнение подходит и для пятерок. Атакующий игрок № 1 указывает своим партнёрам какое упражнение надо применить для успешной атаки.

Основы групповой и командной тактики защиты.

› Упражнение в тройках «один нападающий и два защитника». Нападающий по свистку тренера начинает продвижение от кольца к кольцу. Два защитника в полную силу пытаются помешать его продвижению. Если один из защитников отобрал мяч, то он становиться нападающим, а нападающий становится защитником.

› Упражнение «три нападающих и два защитника». Игроки располагаются пятерками – три нападающих становятся на центральной линии в шеренгу и два защитника становятся перед ними в затылок друг за другом. Первый защитник атакует игрока с мячом и, когда нападающий обыгрывает его, отступает назад, перекрывая возможную передачу. Если нападающему удается передать мяч партнеру, выходит второй защитник и мешает продвижению нападающего или передаче мяча.

Два упражнения для взаимодействия в четверках «два нападающих и два защитника».

› 1. Нападающие игроки передают мяч друг другу, защитники передвигаются приставными шагами и опекают их. Когда один из нападающих производит заслон, то защитники меняются подопечными, т.е. отрабатывают смену игроков.

› 2. Упражнение в четверках «два нападающих и два защитника». Один из нападающих ставит заслон своему партнеру. Партнер выходит из-за заслона и ведет мяч. Один из защитников переключается на выходящего нападающего, а второй остается с первым нападающим.

› Упражнение в тройках, четверках или пятерках «трое, четверо или пять нападающих и столько же защитников». Упражнение начинается со свистка тренера. Один из нападающих выбрасывает мяч из-за боковой линии площадки. Защитники пытаются перехватить мяч, плотно прихватывая своих игроков, загнать нападающего с мячом в угол площадки и отобрать мяч вдвоем. Нападающие должны сделать как можно больше передач друг другу, пока защитники не перехватили мяч. Если защитники перехватили мяч, они становятся нападающими. Тренер считает количество передач каждой нападающей команды. Побеждает та команда, которая сделала максимальное количество передач в течение определенного времени.

› Игра прессингом в тройках, четверках или пятерках на два кольца. Один из игроков нападающей команды выбрасывает мяч из-за лицевой линии по свистку тренера. Защитники, плотно прихватывая своих игроков, пытаются загнать нападающего с мячом в угол площадки и вдвоем или втроем перехватить мяч и забить в кольцо соперника. Если нападающий обошел своего защитника, защитник должен преследовать игрока с мячом, стараясь со спины выбить у него мяч. Если в прессинге один из защитников остался без игрока, это грубейшая ошибка, он должен быстро исправить ее, переключаясь на любого свободного нападающего. Упражнение длится до определенного количества забитых мячей.

В учебно-тренировочной группе процесс с использованием описанных упражнений должен проводиться комплексно. Для отработки командных взаимодействий на каждом занятии я старатюсь использовать все эти упражнения и совершенствовать их, чтобы применять в различных игровых ситуациях.

Владимир Анатольевич Никифоров

Тренер-преподаватель высшей категории МБУ ДО ДЮСШ «Олимп» г. Домодедово

Учитель физической культуры высшей категории МАОУ ДСОШ № 4 с УИОП г. Домодедово

Учебно-тренировочный процесс с использованием данных упражнений должен осуществляться комплексно, т.е. на каждом занятии необходимо совершенствовать не одно определенное качество с применением конкретного упражнения, а набор качеств в определенном сочетании. А также использовать комбинированные упражнения во взаимодействиях с партнерами для совершенствования технических приемов в позиционном нападении и игровую подготовку. Наряду с этим, рекомендуется использовать упражнения, предусматривающие ситуации в быстром прорыве 2х1, 3х2, 4х3; ситуации с равным количеством защитников и нападающих; моделирование различных ситуаций возникающих в ходе учебных игр.

nsportal.ru

Индивидуальные тактические действия в защите в баскетболе

Основная задача игрока, действующего в защите, — «держать» противника.

Это значит:
1.       Не давать противнику выходить на свободное место, где он может получить мяч, чтобы предотвратить возможность развития атаки.

2.       Если игроку удалось выйти на свободное место, не дать ему получить мяч, стараясь перехватить его.

3.       Если игроку все же удалось получить мяч, не дать ему бросить мяч в корзину или передать мяч, провести его или применить какое-либо другое действие. Для этого защитник стремится вырвать или выбить мяч из рук противника.

4.       Если противнику удалось бросить мяч в корзину, помешать овладеть мячом, не дать ему приблизиться к щиту или вступить с ним в борьбу за мяч, отскочивший от щита.

Если мяч перешел в руки другого нападающего, то действия защитника начинаются сначала.

Перечень действий защитника определяет, как ему следует действовать и против игрока без мяча, и против игрока с мячом.

Рассмотрим эти действия подробнее.

Действия игрока в защите против игрока с мячом. Главная задача защиты против игрока с мячом заключается в том, чтобы не дать ему забросить мяч в корзину. Чем ближе игрок с мячом к корзине, тем он опаснее.

Это ставит перед каждым защищающимся игроком вторую задачу — не дать подопечному игроку пройти к корзине, оттеснить его из опасных зон к боковым линиям.

С ростом мастерства игроков увеличивается количество бросков с среднего и дальнего расстояния. Данные Всесоюзных зимних соревнований 1953 г. показывают, что сильнейшие команды совершают в среднем около 50% бросков в корзину с среднего и дальнего расстояний. Это заставляет защитников более активно бороться против бросков, совершаемых с среднего и дальнего расстояний, особенно если в команде противника имеются так называемые снайперы.

Обеспечив защиту от бросков в корзину, игрок должен вступить в единоборство с противником, мешая ему передать или вести мяч. Защищающийся направляет все свои усилия на то, чтобы при малейшей возможности перейти в нападение. Поэтому он должен стараться перехватить, вырвать или выбить мяч из рук противника.

Действуя против игрока, ведущего мяч, защитник стремится остановить его. Если это ему удалось и противник прекратил вести, защитник должен смело вступать в борьбу за мяч.

Действия в защите против игрока без мяча. За последнее время активность игроков без мяча в нападении значительно возросла, в связи с чем защита против них приобретает все большее значение.

Многие защитники ослабляют внимание к своему подопечному игроку, когда он остается без мяча. Это большая ошибка защитника.

Действуя против игрока без мяча, необходимо сосредоточить свое внимание на том, чтобы не упустить своего подопечного и не дать ему возможности выйти на свободное место, особенно к щиту.

Для этого игрок должен уметь остановить противника, оттеснить его из опасных зон к боковым линиям площадки.

Активные защитные действия должны быть направлены на то, чтобы локализовать игру нападающего, не дать ему возможности получить мяч, для этого защитник должен стремиться перехватить мяч.

Кроме того, защита должна бороться против заслонов.

Защитник должен своевременно заметить, когда его подопечный попытается сделать заслон и немедленно предупредить об этом партнера, а также, если нужно, принять правильное решение — поменяться с партнером, дав ему соответствующее указание об этом.

Наконец, задача защитника заключается и в том, чтобы подстраховать партнера, ведущего борьбу против игрока с мячом, и в случае необходимости прийти к нему на помощь.

Независимо от того, действует ли защитник против игрока с мячом или без мяча, он обязан стремиться захватить инициативу в единоборстве с противником.

Для этого он должен держать противника под непрерывным активным воздействием, не давая ему ни секунды передышки, все время угрожая перехватить, выбить или вырвать мяч из его рук.

Эти действия помогут защитнику навязать свою волю нападающему и вынудят его действовать так, как выгодно защитнику.

Действия игрока в защите против двух и более игроков противника. В ходе игры, особенно против команд, пользующихся в нападении быстрым прорывом, игроку в защите приходится бороться против двух и более игроков противника.

Поэтому он должен так организовать свои действия, чтобы лучше справляться с создавшейся сложной обстановкой.

Во-первых, он должен стремиться, не вступая в непосредственную борьбу за мяч, выиграть время и замедлить продвижение нападающих до подхода своих партнеров.

Для этого защитник должен закрыть кратчайший путь к щиту и отступать назад лицом к противнику в темпе, позволяющем сдержать движущихся вперед нападающих, но в то же время внимательно следить, чтобы кто-либо из нападающих не оказался за его спиной (рис. 68).


Рис. 68. Действия 1 : 2

Отступая, защитник пользуется отвлекающими действиями, заставляя противника остановиться или сделать лишние передачи, но ни в коем случае не вступает с противником в действительную борьбу.

Если кто-либо из противников все же оказался за спиной защитника, то последний должен быстро отступить назад к прорвавшемуся в тыл игроку и, не теряя из виду остальных, помешать ему получить мяч.

Защитник не может на себя взять большей задачи и совершит грубую тактическую ошибку, если в поле начнет борьбу за мяч или же будет препятствовать броску с среднего, а тем более с дальнего расстояния.

www.offsport.ru

Техника и тактика защиты в баскетболе

Успех игры в защите зависит от мастерства защитных действий всех игроков команды.

Команда может добиться высокого мастерства в защите только в том случае, если она уделит серьезное внимание индивидуальной подготовке игроков.

Действия в защите крайне сложны, многогранны и требуют упорной, настойчивой и кропотливой работы.

Действия в защите требуют, чтобы игроки тактически тонко понимали игру и обладали отличными техническими навыками, высокими физическими качествами, быстротой, выносливостью, силой и ловкостью, быстротой двигательной реакции, хорошо тренированным вниманием, а также были настойчивыми и хладнокровными.

В имеющейся литературе при описании техники игры ограничиваются в большинстве случаев только анализом техники нападения, защите же уделяется очень мало внимания.

Возможно, это одна из причин того, что в учебно-тренировочной работе специальной технической подготовке игроков для действий в защите тренеры уделяют крайне мало внимания и времени.

В данной книге сделана попытка полнее раскрыть технику и тактику защиты.

Каждый игрок обязан владеть следующими основными техническими приемами игры в защите:
а)       защитной стойкой,
б)       передвижением, так называемым «боксерским шагом», остановками, поворотами,
в)       приемами борьбы за овладение мячом (перехват, выбивание, вырывание, взятие мяча после отскока от щита).

Техническая подготовка должна сочетаться с тактической подготовкой игрока, в которую входит: а) выбор места, б) ориентировка и наблюдение за подопечным игроком и окружающей обстановкой, в) разведка противника, г) борьба с заслонами, д) борьба с численно превосходящим противником.

Остановимся подробнее на основных технических и тактических приемах игры в защите.

Технические приемы

Тактические приемы и знания

Тактические действия в защите

Действия в защите можно условно подразделить на:
а)       индивидуальные и
б)       коллективные.

Коллективные действия можно подразделить в свою очередь на:
а)       групповые и
б)       командные.

www.offsport.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о