Расстановка игроков в баскетболе схема – Зонная защита в расстановке 1—3—1

Нападение в расстановке пирамидой | Баскетбол

Основным нападением, которое авторы этой книги используют в своей практике, является нападение в расстановке пирамидой. Мы верим, что оно имеет много преимуществ в современном баскетболе. Прежде всего оно снижает количество ошибок, так как большую часть времени мяч находится у самого техничного игрока (№ 1). Это нападение затрудняет защиту прессингом (особенно личным его вариантом), поскольку игрок, владеющий мячом, обычно лучший дриблер и редко ошибается.

После того как мяч доставлен в передовую зону, единственным человеком, от которого требуется использование ведения, является игрок 1. В этом случае его ведение сигнализирует о начале атаки. Оценив расположение защитников, он определяет, какой вариант игры избрать в заданной ситуации. Например, в борьбе против личной защиты он может сам объявить название выбранного варианта взаимодействий или дать возможность своим партнерам сделать этот выбор. После одной или двух коротких передач возникает возможность выполнить либо бросок в прыжке со средней дистанции, либо бросок из позиции центрового. Другие преимущества нападения в расстановке пирамидой сводятся к следующему:

1.       Нейтрализуются различные защитные построения, что вынуждает команду соперника переходить к личной системе защиты со специальным прикреплением игроков.

2.       Затрудняется использование группового отбора мяча, так как свободный игрок остается в опасной зоне недалеко от корзины.

3.       Нападающие могут быстро выйти вправо или влево из исходных позиций, и, кроме того, все игроки меняются местами, за исключением игрока 1.

4.       Высокие нападающие, располагаясь поблизости от корзины, имеют возможность использовать преимущества своего роста в борьбе за отскочивший от щита мяч.

5.       Простые комбинации нападения в расстановке пирамидой доступны пониманию всех членов команды.

6.       Нападающие могут легко продолжать выполнять задание при активном защитном противодействии.

7.       Возможности для взятия корзины возникают очень быстро. Это заставляет защитников показывать свои истинные намерения, если они пытаются перестроиться для лучшей защиты.

8.       Очень трудно воспрепятствовать броску из удобного положения, если действия нападающих правильно рассчитаны по времени и точно выполнены.

9.       Расстановка игроков при этом нападении представляет самые большие трудности для защиты личным прессингом.

10.     Если выход двух высоких игроков в позиции нападающих нежелателен, можно эффективно использовать нападение, оставив этих игроков в позициях центровых и сведя до минимума их передвижения.

11. Большинство команд готовит защиту против обычных расстановок в нападении, таких, как 3—2, 2—3 или 1—3—1. Поэтому использование расстановки пирамидой увеличивает трудности защищающейся команды.

Нельзя, однако, не перечислить также и ряд недостатков, свойственных системе нападения в расстановке пирамидой.

1.       Если мяч отберут у заднего игрока или команда не сможет полностью контролировать щит в нападении, она окажется беззащитной против быстрого прорыва.

2.       Нападение в расстановке пирамидой малоэффективно, если его использовать как единственный вид нападения на протяжении всей игры. Мы, например, каждый раз пытаемся использовать быстрый прорыв, даже когда возникает ситуация трое против троих. Нашим основным позиционным нападением является нападение в расстановке пирамидой, а вспомогательным может быть свободное нападение в расстановке 2—1—2 или нападение с одним центровым в расстановке 2—3.

3.       Если вся команда не будет действовать согласованно по сигналу заднего игрока, нападение будет разрушено. Расчет и неожиданность являются основой этого вида нападения.

Основные требования к игрокам

. Игрок 1, разыгрывающий, должен быть лучшим дриблером и самым техничным игроком команды. Он обычно руководит игрой и создает угрозу сзади. Ему надо быть всегда готовым к активному защитному давлению и, в случае необходимости, к быстрому отступлению в защиту.

Игрок 2 должен быть высоким, сильным, агрессивным нападающим, по возможности лучшим снайпером среди высоких игроков. Он должен уметь хорошо бросать крюком и знать основные движения в положении спиной к корзине. Получив мяч в позиции центрового, он должен быть готов атаковать корзину или, если его атакуют два защитника, выполнить передачу оставшемуся свободным партнеру.

Для игрока 2 важно уметь обыгрывать защитника в нижней зоне области штрафного броска.

Игрок 3 — лучший снайпер по броскам в прыжке со средних и близких дистанций. Кроме того, ему надо уметь точно передавать мяч центровому игроку от боковой линии или из угла площадки. Он должен уметь взаимодействовать с игроком 2 в ситуациях двое против двоих, а также обыгрывать своего защитника индивидуально. Позиция игрока 3 очень удобна для левши.

Игрок 4 обычно ниже ростом, чем игрок 3. Он должен уметь хорошо бросать в прыжке со средних дистанций. Позиция игрока 4 удобна для игрока, выполняющего броски правой рукой, или для второго защитника, если в позиции игрока 3 играет результативный нападающий.

Игрок 5, обычно второй высокий игрок, должен хорошо бороться за мяч, отскочивший от щита, умело блокируя при этом противника. Его отличительная черта — постоянная готовность к любым действиям на дальней от мяча стороне площадки. Он часто остается открытым, поскольку опекающий его защитник вынужден оттягиваться для подстраховки в сторону мяча.

Игрок 1 всегда остается сзади на подстраховке, за исключением тех случаев, когда он сам проходит к корзине. В этих случаях его позицию занимают игроки 3 или 4 (в зависимости от ситуации). Игроки 2, 4 и 5 образуют треугольник для борьбы за отскочивший от щита мяч, а игрок 3 страхует зону средних отскоков. После начального движения влево или вправо игрок 1 оказывается в позиции для передачи мяча игрокам 2, 3, 4 или 5 любой рукой, в зависимости от действий защитника и занимаемой позиции.

Начальная расстановка. Разбираемые стартовые позиции игроков подобраны для начала атаки, главным образом в правую сторону. Игроки меняются местами, если атака будет начинаться с движения влево. Игрок 1 владеет мячом на вершине области штрафного броска. Все другие игроки (см. рис. 132) располагаются на обеих сторонах области штрафного броска лицом друг к другу. Игроки 3 и 4 стоят примерно в трех метрах от корзины. Левая нога игрока 3 должна быть сзади правой ноги игрока 2. Правая нога игрока 4 должна быть сзади левой ноги игрока 5.

Расстояние от игроков до лицевой линии будет определяться позицией, занимаемой игроком 2. После начального движения игрока 1 игрок 2 должен будет выполнить поворот против часовой стрелки на правой ноге и оказаться в позиции центрового в нижней зоне области штрафного броска спиной к корзине. В связи с этим в исходном положении он занимает такое место, чтобы после поворота оказаться в нужной позиции. Все другие игроки занимают свои места в соответствии с начальной позицией игрока 2. Начальную расстановку игроков можно приблизить к линии штрафного броска или отодвинуть несколько назад, если нападающие успешнее действуют в этих условиях. Исходные позиции игроков могут несколько изменяться, но обычно левая нога игрока 2 должна располагаться на уровне вершины внутреннего пунктирного полукруга области штрафного броска.

Основная схема движений игроков при нападении в расстановке пирамидой. Как только игрок 1 начинает вести мяч вправо, игрок 3 выходит наружу под углом 45° к корзине, наблюдая за мячом и партнерами по команде. Игрок 2 поворачивается на правой ноге и занимает позицию центрового игрока в нижней зоне области штрафного броска. Игрок 4 выходит из-за игрока 5 к линии штрафного броска. Игрок 5 в зависимости от действий защитников маневрирует в направлении корзины.

www.offsport.ru

Примеры игровых комбинаций | Тактика игры

В процессе каждого соревнования много раз встречаются одинаковые или похожие между собой положения. Для успеха команды целесообразно, чтобы подобные положения развертывались в определенные комбинации, а не решались каждый раз по-разному. Понятно, что каждая команда должна строить игру, сообразуясь со своими возможностями и принятой системой игры. Для примера приводится несколько комбинаций на различные моменты игры.

Начало игры с центра. 1-й (пример (рис. 61).


Центральный игрок передает мяч вперед-влево  № 3 и в том же направлении выбегает сам. В этот момент передний нападающий № 1 вбегает в область штрафного броска, куда ему и следует передача от № 3. После передачи № 3 проходит вдоль левой боковой линии к самому щиту, а защитники подтягиваются справа и сзади. Таким образом, получив мяч, № 1 может делать бросок, а если он окажется закрыт, то следует передать влево № 3, находящемуся в лучшем положении, или кому-либо из партнеров.

2-й пример (рис. 62). Центр № 2 отбивает мяч назад к защитнику № 4. Защитник передает мяч отбегающему в сторону № 3, а сам перемещается в передовую зону. Во время этих двух передач нападающий № 1 пересекает площадку и выбегает к щиту слева, а защитник № 5 — с другой стороны. В данном примере № 3 передает мяч № 5, но он мог передать центру № 2, № 4 и № 1.


В обоих примерах нападение строится в 2—3 передачи и с таким размещением игроков, при котором у средней линии всегда находится один из них для страховки в случае потери мяча.

Вбрасывание мяча из-за лицевой линии в тыловой зоне

(рис. 63). В момент передачи мяча от № 5 к № 4 остальные игроки продвигаются вдоль площадки. №4 передает № 2, тот —№ 1 и № 1 —№ 3. Если № 3 окажется закрыт, то № 1 может пытаться пройти с мячом сам или передать влево № 5, который за это время сумел занять выгодную позицию для броска в корзину.


Вбрасывание мяча из-за лицевой линии в передовой зоне. 1-й пример (рис. 64 а).

Комбинация построена на отвлекающих действиях игроков № 3 и № 5, которые выбегают навстречу передаче с двух сторон, в то время как № 2 ставит заслон № 4. № 4 после заслона отрывается от противника, и ему следует передача. Если выход не удается, то следует передавать одному из троих партнеров, находящемуся в лучшем положении.

2-й пример  (рис. 64 б).

Движение игроков № 3, № 2 и № 4 направлены в левую сторону площадки. Этим пользуется защитник № 5, выходящий с правой стороны, которому и передается мяч. Остальные три игрока могут также быть использованы.


Вбрасывание мяча из-за боковой линии в тыловой зоне (рис. 65). № 5 передает мяч № 4, который использует встречный выход № 1. В это время № 2 вступает в область штрафного броска, куда ему и следует передача от № 1.

Если № 2 окажется свободным, то он может произвести бросок в корзину или подвести мяч ближе к щиту. Если же перед ним будет противник, то нужно передать вправо № 3, как указано на рисунке, или влево № 4.


Вбрасывание мяча из-за боковой линии в передовой зоне (рис. 66). Нападающий № 1 ставит заслон противнику № 2. Получив мяч от № 3, № 2 ведет под щит для броска, а в случае помехи может сделать передачу № 4, который находится в выгодной позиции с другой стороны.

www.offsport.ru

Тактические комбинации | Тактика игры

Под тактической комбинацией понимается преднамеренное (с тем или иным замыслом) взаимодействие двух и более игроков одной команды, выражающееся в перемещениях игроков и передачах мяча между ними.

Комбинации могут быть разучены заранее, тогда определяются точно роль каждого игрока и последовательность, а также направление передач и перебежек. Чаще же комбинации возникают в процессе игры, и тогда их успех зависит, главным образом, от находчивости игроков.

Каждая комбинация должна быть направлена к решению определенной частной задачи, неразрывно связанной с общей системой игры. Чем разнообразней будут комбинации, тем больших успехов добьется команда. Каждой команде рекомендуется разучить несколько основных комбинаций, но поскольку их проведение зависит от действий противника, необходимо иметь различные варианты окончания комбинаций. Разучивание слишком большого количества комбинаций нецелесообразно: это загружает игроков и до известной степени ограничивает их инициативу.

Передача в парах. Эта комбинация является простейшей и применяется начинающими игроками. Два игрока, расположенные в 4—6 шагах один от другого, продвигаются вдоль площадки, передавая мяч друг другу. Если продвижение происходит быстро и мяч передается без задержки, то удается в короткий срок приблизиться к щиту противника и атаковать корзину. Наибольшее применение находит данная комбинация в передовой зоне, когда против двух нападающих оказывается один противник.

Передача в тройках. В комбинации участвуют три игрока, находящиеся на одной линии в 3—5 шагах друг от друга. Продвигаясь вдоль площадки, они передают между собой мяч. Средний игрок может передавать в любую сторону, а крайние — среднему или друг другу. Учитывая, что поперечные передачи легко перехватываются, данная комбинация имеет ограниченное применение.

Передача треугольником. Данная комбинация является усовершенствованной разновидностью предыдущей, и по существу большинство игровых положений сводится к передаче в треугольнике. Положение треугольника должно создаваться игроками, свободными от мяча. Как только мяч оказывается у партнера, ближайшие к нему игроки должны выбегать вперед с разных от него сторон. Таким образом, если сделать три передачи между игроками, то получится замкнутый треугольник, отсюда и название комбинации. Естественно, что передача без продвижения не приносит успеха, поэтому после передачи мяча одному из партнеров, находящемуся в более выгодном положении, освободившийся игрок должен выбирать такое место, чтобы в сочетании с третьим партнером снова создать условия для дальнейшего продвижения вперед. При проведении этой комбинации следует исходить из двух положений: чтобы игрок с мячом, образующий вершину треугольника, находился ближе к своему щиту, чем два других партнера, которые своими выходами обязаны угрожать корзине противника. Во-вторых, чтобы игрок, получивший мяч, в первую очередь использовал третьего партнера и только при невозможности этого возвращал мяч снова тому же, от кого получил. Комбинация «треугольник» требует быстрой передачи мяча и смены мест между игроками.

www.offsport.ru

Свободное нападение в расстановке 3—2

Организация борьбы за отскочивший мяч — самый важный аспект, требующий специального рассмотрения при обсуждении свободного нападения в расстановке 3—2. Каждый игрок должен выполнять только надежные броски и так, чтобы его партнеры знали, когда выходить в позиции для борьбы за отскочивший мяч. Задний игрок всегда остается для поддержания защитного баланса. Второй задний игрок страхует зону средних отскоков, за исключением тех случаев, когда он выполняет бросок. Игрок, выполняющий бросок, должен следовать за мячом.

Нападение в расстановке 3—2 с открытой серединой. Основная расстановка и взаимодействия (рис. 102).

Игрок 1 с мячом должен быть на вершине области штрафного броска или в 1—1,5 м за ней. Игроки 2 и 3, крайние игроки, чуть выдвинуты вперед. Игроки 4 и 5, угловые игроки, должны располагаться на уровне средних усиков, на расстоянии 2,5 м от боковых линий, чуть шире позиций крайних игроков 2 и 3. Им не следует забираться глубоко в углы, поскольку это ограничивает диапазон их действий в нападении. Исходные позиции игроков находятся на расстоянии не ближе 6 м от корзины. Комбинация начинается следующим образом: игрок 1 передает мяч игроку 3, делает финт на движение в сторону передачи и прорывается к корзине по центру, уходя вправо, на сторону передачи. Игрок 3 ведет мяч к  вершине области штрафного броска и передает его игроку 2. Тот остается в своей позиции до тех пор, пока мяч не направлен к нему, а затем двигается навстречу передаче. (Он должен сделать отвлекающее движение, прежде чем выйти навстречу мячу). Игрок 2 медленно ведет мяч в середину. Игрок 3 после передачи делает шаг в направлении игрока 2 и прорывается в сторону корзины, в ожидании обратной передачи. (Если игрок сумеет открыться при проходе к корзине, он подает сигнал взмахом ближней к корзине руки, обозначая тем самым мишень для передающего игрока). Игроки 4 и 5 выходят из своих угловых позиций назад, на места, покинутые партнерами 2 и 3, и продолжают комбинацию.

Начальное движение игрока с мячом определяет разыгрываемую комбинацию. Начиная с описания рис. 103 движение игрока 1 будет определять комбинацию в каждом отдельном случае. Мы дадим название каждой комбинации свободного нападения в расстановке 3—2, с тем чтобы игроки могли отождествлять ее с игровой ситуацией.

«Напротив» (рис. 103). Игрок 1 передает мяч партнеру 3 и уходит на левую сторону (не прорываясь по центру), ставя заслон для игрока 2. Это движение игрока 1 говорит партнерам о том, какая комбинация будет выполняться. Передача игроку 2 во время его прохода к корзине будет более надежной из угловой позиции. Поэтому, выполнив финт, игрок 3 передает мяч игроку 5, который делает финт на проход по лицевой линии и возвращается навстречу передаче. Игрок 2 делает финт на движение в угол и проходит мимо заслона, установленного игроком 1, в направлении корзины. Игрок 1 продолжает движение в угол, устанавливая заслон для игрока 4. Тот, являясь вторым проходящим, должен двигаться в направлении внутреннего полукруга области штрафного броска. Если игрок 2 не получит мяча, он может установить заслон для игрока 5, у которого будет возможность прохода к корзине. Игрок 3 остается сзади для поддержания защитного баланса.

«Угол» (рис. 104). Игрок 1 передает мяч игроку 2 (I) и двигается следом за передачей. Игрок 2 выполняет обратную передачу партнеру (2) и уходит к лицевой линии, устанавливая внутренний заслон для игрока 4. Последний делает финт на проход по лицевой линии и проходит справа вплотную к заслону. После прохода игрока 4 игрок 2 отходит в угол. Как правило, игрок 2 будет на мгновение открыт для броска, если оба защитника сосредоточатся на проходящем игроке. Игрок 1 может передать мяч партнеру 4 (3 6), если тот сумеет открыться при проходе, или передать мяч в угол игроку 2 (За), ушедшему туда после постановки заслона. Если передача будет сделана в угол, игрок 4 продолжит свое движение и установит заслон для игрока 5. Тот должен сделать финт на проход по лицевой линии и пройти слева от заслона. Игрок 3 должен оттянуться назад для поддержания защитного баланса.

«Освободи место» (рис. 105). Это очень эффективное взаимодействие против команды, оттягивающейся в защите под корзину для противодействия проходам. Игрок 1 кричит: «Освободи место!» — и передает мяч игроку 2 (1), обозначая сторону атаки. Игрок 2 делает финт на передачу игроку 4, возвращает мяч игроку 1 (2) и прорывается по диагонали, создавая угрозу корзине. В это время игрок 4 начинает движение в том же направлении. Игрок 1 делает финт на передачу мяча игроку 2 во время его прохода по диагонали (игрок 1 должен быть готов выполнить передачу игроку 2, если тот окажется в выгодных условиях для взятия корзины). Игрок 4, подойдя к области штрафного броска, поворачивается и занимает место центрового в средней зоне. Игрок 1 передает мяч игроку 4 (3) и проходит слева от него. Игрок 4 может возвратить мяч партнеру во время прохода или повернуться и выполнить бросок в прыжке с близкой дистанции. При этом игроки 4, 5 и 3 должны держать своих защитников в напряжении.

«Сзади» (рис. 106). Игрок 1. в середине, передает мяч игроку 2 (1), левому крайнему, и проходит за его спину (это движение является ключом комбинации. Каждый раз, когда игрок передает мяч партнеру и выходит сзади, он должен получить мяч обратно). Игрок 2 возвращает мяч партнеру (2) и немедленно прорывается вправо, к дальнему концу линии штрафного броска. Этим движением он открывает направление передачи в сторону игрока 4. Игрок 1 передает мяч игроку 4, выходящему навстречу после выполнения финта. Игрок 2 устанавливает заслон возле дальнего конца линии штрафного броска. Игрок 3, сделав финт на движение в сторону лицевой линии, проходит мимо игрока 2. Игрок 2 продолжает движение в правый угол, ставя заслон для игрока 5, второго проходящего. Игрок 4 может передать мяч игроку 3 или 5.

В тех случаях, когда средний игрок в расстановке 3—2 передает мяч и остается на месте, он сигнализирует партнерам о том, что хочет, чтобы игрок, получивший мяч, разыграл вместе с партнером в углу ситуацию 2X2.

Двойной заслон для игрока 4 (рис. 107). Игрок 1 передает мяч игроку 3 (1) и получает его обратно (2). Игрок 5 выходит в позицию центрового. Игрок 3 подходит к нему, устанавливая двойной заслон. Игрок 4 рассчитывает свой проход вокруг заслона так, чтобы получить передачу от игрока 1.

Если он не получает мяча, то продолжает движение к корзине. Игрок 1 должен передать мяч игроку 2 так, чтобы тот смог выполнить передачу игроку 4 во время этого движения к корзине. Игрок 2 имеет хорошую возможность открыться при выполнении этого маневра. Игрок 3 после постановки заслона делает поворот и выходит навстречу мячу. После передачи игрок 1 остается на месте для поддержания защитного баланса.

Двойной заслон для игрока 3 (рис. 108). По сигналу «двойной для третьего» мяч передается на дальнюю от игрока 3 сторону игроку 2 (1). Второй передачей мяч снова возвращается игроку 1 (2). Оба игрока выполняют отвлекающие действия перед приемом передачи. Игроки 4 и 2 устанавливают двойной заслон на левой стороне области штрафного броска для игрока 3, который проходит вокруг заслона. Игрок 1 может передать мяч партнеру 3 для броска в прыжке с близкой дистанции из-за двойного заслона или партнеру 2, выполняющему поворот и выходящему навстречу мячу после постановки заслона. Игрок 3 продолжает проход в правый угол в том случае, если не сумеет освободиться за двойным заслоном. Игрок 1 остается в защитной позиции, игроки 4, 3 и 5 образуют треугольник под щитом, а игрок 2 страхует зону средних отскоков.

«Свалка» (рис. 109). Игрок 1 ведет мяч в свою позицию, передает его игроку 2 (1), делает финт на прорыв по центру, петлеобразно изменяет направление движения и занимает позицию центрового на линии штрафного броска. Игрок 2 передает мяч игроку 1 (2) и двигается к лицевой линии, устанавливая внутренний заслон для игрока 4. Тот делает финт на проход вдоль лицевой линии и проходит мимо заслона. Игрок 5 устанавливает заслон для игрока 3, который после финта проходит справа от заслона к корзине. Игрок 1 может передать мяч игроку 3 (3 а) или игроку 4 (3 6), выходящему назад для броска в прыжке со средней дистанции. Игроки 5 и 2 выполняют поворот и открываются после постановки заслона. Игрок 2 двигается к корзине, а игрок 5 — в сторону мяча. После передачи игрок 1 отходит назад для поддержания защитного баланса.

«Черный ход» (рис. 110). Игрок 1 ведет мяч в свою позицию, наблюдая за защитником, опекающим игрока 2. Если защитник слегка смещается в сторону игрока 1 для подстраховки, тот объявляет взаимодействие «черный ход». Игрок 4 выходит после финта в наружный полукруг области штрафного броска. Игрок 1 передает мяч игроку 4. Игрок 2 делает ложное движение в сторону игрока 4, а затем прорывается к корзине. Игрок 4 может передать мяч игроку 2 во время прохода. Игроки 3 и 5 отвлекают своих защитников от центра атаки. Этот маневр весьма эффективен, когда игрок 2 или 3 переигрывает своего защитника.

«Обратно» (рис. 111). Используются встречные передвижения четырех игроков. Игрок 1 передает мяч игроку 3 (1), делает ложное движение в его сторону и прорывается к корзине, уходя в дальний от мяча угол площадки. Игрок 3 ведет мяч к вершине области штрафного броска в направлении игрока 2. Тот делает ложное движение в направлении корзины и выходит навстречу передаче. Игрок 3 передает мяч игроку 2 (2) и следует за игроком 1. Игрок 2 ведет мяч к вершине области штрафного броска. Игрок 5, четвертый игрок, участвующий во встречных передвижениях, делает ложное движение в направлении корзины, возвращается обратно, показывая, что будет принимать участие в очередном пересечении, и еще раз изменяет направление движения на обратное, отталкиваясь левой ногой и прорываясь к корзине. Игрок 2 передает мяч игроку 5 (3) во время обратного движения и остается в защитной позиции.

«Внизу» (рис. 112). Серия взаимодействий для пяти игроков. Когда игрок I начинает ведение в направлении игрока 3, тот устанавливает заслон для игрока б. Игрок 5 проходит мимо заслона снаружи и ставит заслон для игрока 1, который продолжает ведение мимо заслона. Когда игрок 1 начинает ведение вправо, игрок 2 выходит вперед и устанавливает заслон для игрока 4. Игрок 4 выходит назад, освобождаясь от защитника. Игрок 3, поставив заслон игроку 5, поворачивается и проходит влево поперек площадки, устанавливая заслон для игрока 2. Тот после постановки заслона игроку 4 поворачивается и проходит мимо игрока 3 к корзине. Игрок 1, пройдя мимо заслона, поставленного игроком 5, передает мяч игроку 2 в момент его выхода к корзине. Игрок 3 выполняет поворот после постановки заслона и открывается навстречу мячу. При выполнении этого маневра он может оказаться свободным для броска в прыжке из внутреннего полукруга области штрафного броска.

Свободное нападение в расстановке 3—2 предоставляет достаточно возможностей для любых типов взаимодействий. Взаимодействия, которые не были описаны, такие, как, например, скрестный проход мимо центрового игрока, легко включить в свободное нападение в расстановке 3—2. При этом игроки 4 и 5 быстро занимают позицию центрового, а игроки 1 и 2 или 3 и 1 выполняют скрестный проход.

На рис. 113—117 разбирается непрерывный тип нападения в расстановке 3—2, при котором все проходы выполняются от мяча.

Рис. 113. Игрок 1 передает мяч игроку 2 (1), затем уходит в другую сторону и устанавливает заслон для игрока 3. Игрок 2 может передать мяч игроку 3 (2). Если игрок 3 не получает мяча, он продолжает движение в правый угол и устанавливает заслон для игрока 5. Игрок 2 может передать мяч игроку 5 (3), если тот откроется. Игрок 1 выполняет петлеобразное движение назад в сторону мяча после постановки заслона игроку 3. Игрок 2 передает мяч игроку 1 (4).

Рис. 114. Игрок 1 получает обратную передачу от игрока 2 (1) и передает мяч игроку 3 (2). Игрок 5 продолжает движение поперек области штрафного броска и устанавливает заслон для игрока 4, который проходит мимо заслона по лицевой линии. Игрок 3 может передать мяч или игроку 4 (3), или игроку 5 (4), который выполняет поворот и открывается после постановки заслона игроку 4, или назад игроку I (5).

Рис. 115. Игрок 3 передает мяч назад игроку 1 (1) и проходит в правый угол вокруг игрока 4. Игрок 1 передает мяч игроку 2 (2) и выходит вперед, устанавливая заслон для игрока 5, который проходит мимо заслона. Игрок 2 может передать мяч игроку 5 (3), двигающемуся в направлении корзины, или игроку 1 (4), который возвращается на свое место.

Рис 116. Игрок 2 передает мяч игроку 1 (1), затем двигается вперед и устанавливает заслон для игрока 5, который прорывается из-за заслона в центр. Игрок 1 может передать мяч игроку 5 (2) или игроку 2 (3), который отходит назад.

Рис. 117. Игрок 1 передает мяч игроку 2 (1). Игрок 2 может выполнить передачу игроку 4 (2), который двигается вдоль лицевой линии, игроку 5 (3), который открывается в сторону мяча после постановки заслона в правом углу, «ли назад игроку 1 (4). Если игрок 2 передаст мяч игроку 1, все окажутся в первоначальной расстановке (см. рис. 113). Игрок 5 возвращается в правый угол, игрок 4, не получив мяча, продолжает движение в левый угол, игрок 1 — с мячом на вершине области штрафного броска, а игроки 2 и 3—в позициях крайних игроков.

Это непрерывное нападение основывается на попытках игроков открыться после постановки заслона, используя поворот и движение в сторону мяча, для бросков с близких или средних дистанций. Оно требует движения и открытой середины для проходов без мяча. Все игроки должны знать открытые точки для движения в тех случаях, когда они не получают мяча, и быть готовыми в любой момент включиться в борьбу за отскочивший от щита мяч. Это нападение часто выводит игроков для броска из-под корзины.

www.offsport.ru

Ликбез. Комбинация «Рога» — Баскетбольная провинция — Блоги

Почти год назад я пытался начать писать цикл статей из серии «Ликбез», где наглядно и на конкретных примерах планировал рассказывать о некоторых тонкостях баскетбольной тактики. Начало положил материал о пик-н-ролле, который на удивление даже спустя год пользуется вниманием читателей. Правда, в связи с нехваткой времени и желания все так и ограничилось только одной статьей. Я несколько раз порывался возобновить эту идею, но так до конца и не преуспел в этом.

Сегодня я попытаюсь еще раз воскресить давнее начинание. Для этого я попробую разобрать одну из довольно популярных атакующих комбинаций. Ее «научное» название я не знаю, но в просторечье она зовется «рога». Связано это с тем, что при объявлении данной комбинации, разыгрывающий атакующей команды показывает характерный жест.

 

 

Начальный этап данной комбинации заключается в том, что оба игрока передней линии (центровой и тяжелый форвард) атакующей команды поднимаются на дугу и как бы заключают в рамки разыгрывающего обороняющейся стороны.

 

Одновременно с этим второй и третий номера атакующей команды уходят на самый дальний край дуги и стараются увести за собой и своих опекунов. Тем самым, оборона соперника максимально растягивается, а под кольцом образуется разреженное пространство.

 

Одним из главных достоинств данной комбинации является ее вариативность. После первоначальной расстановки дальнейшее развитие ситуации может пойти в различных направлениях. Таким образом, соперник никогда не будет в состоянии заранее предугадать дальнейший ход событий и заранее подготовиться, что дает атакующей стороне дополнительные преимущества.

Итак, рассмотрим пять возможных вариантов дальнейшего развития событий.

1. Пик-н-ролл

Первым вариантом развития вполне может стать уже знакомый нам пик-н-ролл.

«Большой игрок» сначала ставит заслон для разыгрывающего.

 

А затем он проваливается внутрь трехсекундной зоны к кольцу.

 

Здесь стоит отметить такой нюанс, что в данной комбинации в отличие от классического пик-н-ролла в редких случаях в качестве проскальзывающего в трехсекундную зону может выступать не игрок, непосредственно ставивший заслон, а его коллега по передней линии команды.

 

2. Пик-н-поп

Пик-н-поп – комбинация отчасти напоминающая пик-н-ролл. Ключевое различие между ними заключается в том, что при розыгрыше пик-н-попа, «большой» игрок после того, как поставил заслон, не стремится в трехсекундную зону противника, а наоборот отходит назад, чтобы после получения мяча атаковать кольцо с дистанции.

 

Здесь также стоит отметить, что как и в случае с пик-н-роллом при розыгрыше данной комбинации передача на дугу может последовать не игроку, ставившему заслон, а его дальнему партнеру.

3. Бросок

Ну а самым простым и быстрым вариантом развития данной комбинации является бросок разыгрывающего с дистанции после заслона. «Большие» обороняющегося коллектива, видимо помня о пустоте за своей спиной, частенько не проявляют особого рвения в прессинге выходящих из-за заслона разыгрывающих соперника и в основном страхуются от проходов. Это дает и время, и возможность игроку с мячом совершить спокойный бросок с дистанции.

 

4. Проход

Как уже было сказано выше, одной из задач первоначальной расстановки в рассматриваемой комбинации является необходимость, как можно сильнее растянуть оборону соперника и создать свободное пространство в трехсекундной зоне. Если атакующей стороне удается осуществить задуманное, то одним из самых страшных оружий становится проход разыгрывающего с мячом под кольцо. Для этого сначала инициируется неравноценный размен, а затем (или сразу) первый номер атакующей команды за счет превосходства в скорости, ловкости и технике над более высокорослым оппонентом прорывается к незащищенному кольцу. Особенно успешно работает такой способ завершения данной комбинации против команд, которые делают ставку не столько на командную, сколько на индивидуальную защиту.

 

5. Скидка на края

И все-таки чаще всего обороняющиеся не оставляют свою трехсекундную зону без присмотра. Ввиду занятости игроков передней линии на периметре под кольцо отряжаются номинальные 2 и 3 номера. Именно на их долю и выпадает подстраховка от проходов и врываний баскетболистов соперника.

 

Между тем, отвлекаясь на подстраховку, обороняющиеся свингмены дают много свободы опекаемым ими игрокам. Фактически, края площадки остаются совершенно беззащитными и свободными для дальних бросков.

 

Как мы видим, комбинация «Рога» имеет свои очевидные преимущества, но при этом у нее хватает и недостатков. К таковым можно отнести и высокую зависимость от дальних бросков, и отсутствие внятных шансов в случае неудачи побороться за подбор, но все-таки главной проблемой является слишком большая роль разыгрывающего. В развитии комбинации может принять участие любой игрок атакующей команды, но конечный успех будет напрямую зависеть именно от эффективности действий первого номера. Слишком многое завязано именно на нем. Чем богаче его технико-тактический арсенал, тем опаснее и непредсказуемее будет данная комбинация для противника. С одной стороны это плюс (если разыгрывающий действительно высокого уровня), но с другой – большой минус, так как высокая зависимость от действий одного игрока не приведет ни к чему хорошему. 

Классический вариант

Ну и напоследок с подачи Альберта Хусаинова классический вариант розыгрыша данной комбинации.

Итак, исходня диспозиция все та же. С мячом разыгрывающий, а двое самых высоких игроков его команды выходят далеко наверх.

Разыгрывающий продолжает движение к кольцу, используя для этого заслон одного из «больших» игроков. В свою очередь его партнер по команде, поставив заслон, совершает рывок поперек площадки за спину второму вышедшему наверх «большому» команды.

Происходит неравноценный размен.

В попытках догнать убежавшего во время размена игрока, защитник обороняющейся команды вязнет в заслоне.

Ну а форвард атакующей команды спокойно получает мяч и без помех отправляет его точно в кольцо.

www.sports.ru

Схемы для обучения игре баскетбол

Начальный период обучения игры в баскетбол в школе

Приложение № 3

Схемы для обучения техническим и

тактическим приемам игры

Работа с использованием схем передвижения игроков, на мой взгляд, способствует более быстрому обучению элементам баскетбола и увеличивает плотность и динамику урока.

Схема № 1. Передача мяча на месте с забеганием. Выполняется в тройках: 2 и 1 напротив; в четверках: 2 и 2 напротив.


В задании передачи могут выполняться двумя и одной рукой, прямые и с отскоком.

Переел выполнением передачи можно выполнить, например: вращение мяча вокруг туловища, восьмерку без и с ведением под ногами, передача с руки на руку с ведением или без в шаге и т.д.

Схема № 2. Передача мяча во встречных колоннах с забеганием по диагонали (и наоборот с передачами по диагонали и с забеганием в колонну напротив).


Схема № 3. Передача через одного по «звездочке» с забеганием с одним, двумя мячами.

Схема № 4. Передача мяча во встречных колоннах с забеганием со сменой мест.


Схема № 5. Ведение и передача мяча во встречных колоннах в тройках и четверках.


то же назад

Стоит особо остановиться на этой схеме, т.к. количество разнообразных способов ведений, ведений с переводами, с разворотами и передачами очень большое.

Примеры:

А) Для начинающих – передача с руки на руку в широком шаге с последующей передачей после вращения вокруг туловища;

Б) Передача после ведения и остановки в два шага, прыжком и т.д.;

В) Ведение мяча до условных линий и вращение под ногами по «восьмерке», переводы под ногами, «восьмерка» с ведением, переводы с разножкой с последующей передачей;

Г) Ведение с подбором мяча у центральной линии и передачей после вращения вокруг туловища в два шага;

Д) С ведением до условной линии, перевода на низкое ведение, подбора кубика свободной рукой, продолжение ведения до следующей условной линии, кубик положить, встать и сделать передачу и т.д.

Схема № 6. Передачи и прием в движении с одним напротив (то же после ведения)


Схема № 7. Совершенствование ведения и передачи мяча в два шага в движении; после остановки прыжком в 4, 6 колонн.

Схема № 8. Броски в колоннах с подбором, передачей и забеганием в другую.


Схема № 9. Броски в колоннах с подбором и передачей в свою с забеганием в другую. Выполняется на трех, шести щитах.


Схема № 10. Броски в движении после ведения «змейкой».


Схема № 11. То же в сочетании с передачами во встречных колоннах.


Схема № 12. Броски в движении после ведения; после приема передачи с забеганием в другую («Ручеек») (П – подбор мяча)


Схема № 13. Броски в движении после приема передачи в движении и ведения.


Схема № 14. Броски после приема передачи (с места; в движении) с забеганием скрестно.

Схема № 15. Броски в движении после приема передачи в сочетании с передачами мяча в прыжке во встречных колоннах.


Схема № 16. Броски в прыжке после выхода и приема передачи.


Схема № 17. Тактическое взаимодействие в тройках в нападении («восьмерка»)


Схема № 18. Тактическое взаимодействие в тройках через центрового.


Схема № 19. Комплексное упражнение в сочетании с поступательной передачей и бросками в движении после ведения (бросками в прыжке после ведения)


Схема № 20. Групповое тактическое взаимодействие в нападении.

А) «Двойка» с заслоном

— З (защитник)

Б) «Тройка» с заслоном


infourok.ru

Командные действия | Тактика нападения в баскетболе

К командным действиям относятся взаимодействия всех игроков команды для выполнения поставленной задачи в борьбе с противником.

Организуются командные действия с помощью различных систем. Поскольку организация командных действий происходит в защите и нападении, то команда должна владеть различными системами защиты и нападения. В командных способах ведения игры — системах — выражается организация деятельности команды, чему должны быть подчинены групповые и индивидуальные действия.

Системой игры называется совокупность, действий игроков, в которой обусловлены функции каждого игрока и соответственно этим функциям определена расстановка игроков на площадке.

Все системы отличаются друг от друга функциями, выполняемыми игроками, а следовательно, и схемой расстановки игроков. Применяя определенные системы, команда облегчает себе борьбу с противником. Рациональная расстановка игроков должна сочетаться с целесообразными коллективными действиями, широко используются индивидуальные качества игроков.

Поскольку расстановка игроков в каждой системе более или менее постоянна, действия одного или взаимодействие нескольких игроков можно изучать на тренировке и уже изученное и прочно освоенное применять в обстановке игры, в соревнованиях.

Общие знакомые и заранее изученные положения, встречающиеся и в тренировке и игре, позволяют игрокам свободнее и быстрее действовать на площадке, не затрачивая времени на то, чтобы дополнительно обдумывать обстановку или согласовать свои действия с партнером. Этим самым сокращается время для перехода к активным действиям.

Каждую систему игры, не изменяя ее принципиального содержания, можно применять в нескольких формах. Та или другая форма применяется в зависимости от обстановки игры и конкретных возможностей команды.

1.       Нападающая команда применяет систему игры центром против команды, где все игроки небольшого роста. Наиболее выгодно для этой системы в данной обстановке будет максимально использовать высокий рост играющего в центре для проведения атаки.

Если в команде противника имеется игрок, способный успешно противостоять высокому центральному игроку, тогда нападающая команда может применить другую форму системы игры центром, в которой центральный игрок должен не только постоянно угрожать корзине, но и создавать условия для атаки остальным своим партнерам.

2.       Команда А, имеющая в своем составе рослых, но малоподвижных игроков, применяет против команды Б зонную защиту в форме 3—2 (три игрока под щитом, два игрока впереди). В команде Б игроки невысокого роста, но отличающиеся меткими бросками с дальней дистанций.

Встретив такую форму зонной защиты, команда Б, оттянув трех игроков вглубь площадки, полностью использует меткость своих игроков и добивается перевеса. В данном случае команда А правильно применила систему зонной защиты, но неверно выбрала ее форму. Поставив трех игроков под щит, она освободила метких игроков противника для дальних бросков. Обстановка требует от команды А изменить форму зонной защиты и применить ее в виде 2—3 или даже в виде 1—4.

Система — не догма. Иногда, судя по обстановке, каждый игрок должен отступать от системы и смело использовать отдельные выгодные положения, создающиеся в ходе игры.

Творческие отступления, приводящие к положительным результатам, дополняют и видоизменяют систему, делая ее более совершенной. Новая система или форма системы приносит большой успех только, пока она нова и не знакома противнику.

Как только система будет распознана, можно предположить, что противник найдет средства и способы борьбы против нее. Поэтому нужно все время искать новые формы в любой системе, неожиданные для противника, или такие, против которых противник не в силах бороться. Постоянными поисками новых форм и проверкой их на практике и совершенствуются известные системы и в конце концов создаются новые. Творческие искания должны стать особенностью, характеризующей советских баскетболистов и тренеров.

Разрабатывая новую форму системы, нужно внимательно наблюдать за действием игроков, выполняющих ее. Часто совершенно неожиданное действие игрока натолкнет тренера на новую мысль, если он увидит, что действие игрока вызвано обстановкой и вполне целесообразно. Только наблюдая за тем, как разработанная форма практически выполняется в игре, можно правильно ее корректировать. Поправки часто могут быть настолько существенными, что совершенно изменят систему, создадут новую ее форму.

Давно известные всем системы можно с успехом применять, используя неожиданность.

Многие команды, пренебрегая «устарелой» системой и не ожидая, что противник может ее применить, не готовятся к борьбе против нее и поэтому терпят поражение. Некоторые системы, несмотря на то, что они всем и давно известны, применять совершенно необходимо, как наиболее выгодные для различных конкретных условий, сопутствующих игре.

Характерным примером может служить зонная защита, которая может быть с успехом применена в небольшом зале, где маневренность команды противника сведена к минимуму, а возможность делать дальние броски в корзину легко ликвидируется даже зонной защитой.

Команда, владеющая несколькими системами и смело оперирующая ими, показывает свою тактическую зрелость и всегда будет опасной противнику.

Знание различных систем и способов борьбы против каждой из них повышает общую тактическую подготовленность баскетболиста. Такой игрок не окажется в тупике перед новинкой, примененной противником, и быстро найдет приемы, помогающие выйти из трудного положения. Применяя в одной игре несколько систем, команда запутывает противника и делает его игру мало эффективной.

Обычно в практике игра в нападении против команды, полностью занявшей оборону, идет в быстром темпе, но возможность бросить мяч в корзину достигается относительно медленнее из-за организованной защиты противника. Нападение, для того чтобы атаковать корзину маневренными действиями всех игроков, как бы постепенно взламывает организованную защиту противника.

Действия игроков с момента перехода команды в нападение до атаки корзины называются подготовкой к атаке.

Действия против команды, полностью организовавшей защиту, требующие более длительной подготовки атаки корзины, называются позиционным нападением, а способы борьбы, позволяющие организовать действия нападения,— системами позиционного нападения.

Но противник не всегда имеет возможность и необходимое время, чтобы полностью организовать защиту. Это бывает в случае, если его команда неожиданно потеряла мяч из-за неточности или технической ошибки или забросит мяч в корзину. Здесь создается некоторое временное преимущество для команды, овладевшей мячом. Такое преимущество длится ровно столько, сколько противнику необходимо времени, чтобы организовать свою оборону. Это первоначальное небольшое преимущество нападающая команда быстрыми решительными действиями (не дав противнику организовать защиту) может развить в подавляющее численное превосходство игроков под корзиной противника и, используя свое численное превосходство после небольшой и быстрой подготовки, сделать бросок.

Нападение против команды, не полностью занявшей оборону, не требующее длительной подготовки для броска в корзину, называется быстрым, или стремительным.

www.offsport.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *