Баскетбол состав команды – Сколько всего игроков в баскетбольной команде

Сколько всего игроков в баскетбольной команде

Суть игры в баскетбол в следующем: соперничают между собой две команды по 12 игроков, на площадке одновременно действуют по 5 игроков от каждой, мяч руками нужно забросить в кольцо другой команды, не дав при этом соперникам завладеть мячом. Площадка для баскетбола 28 на 15 метров, корзина на щите на уровне 305 сантиметров, а кольцо в диаметре – 45 сантиметров.

Игра включает в себя четыре десятиминутных периода с перерывами в одну минуту. Выигрывает команда, забросившая большее количество очков. В баскетболе игрок под определенным номером имеет свои определенные функции.

Игрока под номером один называют разыгрывающим. Именно он начинает атакующие комбинации. Главные его функции в передаче результативных пасов и в «бомбардировке» кольца команды визави с дальней дистанции. Плеймекер должен просматривать всю игровую площадку, мгновенно реагировать на изменение тактики игры команды. Первый номер выполняет также и роль защитника — перехватывает мяч у соперника. Наиболее подходящий рост около 190 сантиметров.

Баскетболист под номером два называется атакующим защитником. Его роль в помощи плеймейкеру и в «бомбардировке» кольца соперника издали. Атакующий защитник ориентируется на быстрый подход к кольцу соперника. Он скидывает мяч на периметр. Большинство контратак завершает игрок со вторым номером. Основным критерием отбора игрока на эту позицию являются его высокие скоростные данные. Оптимальный рост в пределах 190-200 сантиметров.

Номер три, или легкий форвард, — своего рода, связующее звено между разыгрывающим и остальными игроками. Основная роль в наборе очков. Здесь важно, чтобы игрок под номером три обладал мастерством ведения мяча и точным броском. Легкий форвард должен обладать высокими скоростными данными, поскольку в его функции входит подбирать мяч. Лучшим показателем роста для легкого форварда будет 2 метра +/- 5 сантиметров.

Под номером четыре играет тяжелый форвард. Он должен подбирать отскакивающий мяч от своего кольца и от кольца соперников и блокировать броски игроков команды соперника. Игрок с таким номером должен быть физически крепким и при этом обладать высоким прыжком. Ему понадобится навык точно забрасывать мяч в корзину со средней дистанции. Лучше с ролью тяжелого форварда справится баскетболист с ростом 200-215 сантиметров.

И последний, пятый номер, или центровой игрок. На его плечи выпадает завершать атаки из-под кольца. Еще пятый номер подбирает мяч и блокирует броски соперника. На долю центрового выпадают большие физические нагрузки, отсюда требование в незаурядной силе и выносливости. А что касается роста – 210-225 сантиметров.

www.kakprosto.ru

Подготовка резерва и отбор игроков в национальную сборную команду по баскетболу

АННОТАЦИЯ

Обоснована модель отбора спортсменов в состав национальной сборной команды по баскетболу с учетом специфики соревновательной деятельности и возраста спортсменов. Рассмотрены вопросы спортивного отбора и подготовки резерва для национальной сборной команды страны по баскетболу. Показана необходимость использования многоступенчатой модели отбора игроков высокой квалификации в сборную: 1) предварительного просмотра; 2) промежуточного отбора; 3) основного отбора. Для оценивания возможностей спортсменов предложена система информативных критериев и показателей. Приведены особенности комплектования клубных и сборных команд игроками разных возрастных категорий. Обоснована необходимость постоянного и постепенного обновления игрового состава команды.

Ключевые слова: система отбора, модель, система спортивных соревнований, возрастные категории спортсменов.

ABSTRACT

The model of selecting athletes to the national basketball team was substantiated taking into consideration the specific features of competitive activity and the age of athletes. The issue of the selection and training of basketball reserve for the national team of the country is discussed. The need was demonstrated for the use of multistage model of the selection of elite players for the national team, which includes: 1) preliminary selection; 2) intermediate selection; and 3) main selection. To evaluate athlete’s performance, the system of informative criteria and indicators was proposed. The features of the selection of the players of different age groups to club and national teams were described. The necessity for continuous and gradual upgrade of team roster was justified.

Keywords: selection system, model, system of sports competitions, age groups of athletes.

Постановка проблемы. Соревнования по баскетболу отличаются особой зрелищностью, высоким динамизмом, эмоциональной насыщенностью и разнообразием игровых действий, обеспечивая тем самым популярность и вызывая все больший интерес зрителей к баскетбольным поединкам [1-3, 14, 18].

При этом они являются центральным элементом, определяющим всю систему организации, методики подготовки спортсменов для результативной соревновательной деятельности [8, 13].

Соревновательной деятельности в баскетболе присуще то, что спортсмен должен учитывать не только известные ему обстоятельства, но и, по возможности, решения, которые принимает его соперник и которые ему достоверно неизвестны. В вариативных конфликтных ситуациях игр невозможно спрогнозировать приемы, которыми воспользуется соперник, чтобы решить конкретную задачу, момент начала их применения и развития всего соревнования [14, 16, 19].

При этом для баскетбола характерна тенденция значительного повышения соревновательных нагрузок, увеличения количества стартов, турниров, отдельных матчей, их насыщенность и плотность графика выступлений в соревновательный период подготовки [2, 9, 13].

Соревновательная деятельность в баскетболе отличается многообразием и вариативностью действий, постоянным проявлением изобретательности, а на спортивный результат непосредственно оказывают влияние множество факторов, в частности — и совместные действия более десяти игроков. Это значительно усложняет оценивание как соревновательной деятельности в целом, так и индивидуальных возможностей спортсменов, от точности и объективности которого напрямую зависит эффективность процесса управления соревновательной деятельности и всей спортивной подготовки [2, 22].

Специфика баскетбола состоит в том, что активное противодействие соперника требует мгновенного изменения реализации плана игровых действий игрока или команды. Спортсменам приходится действовать в обстановке выраженного дефицита времени при смене игровых ситуаций и необходимости находить адекватный ответ. Эффективность игровых действий зависит от быстрой оценки игровой ситуации и выбора соответствующих игровых приемов, что предполагает наличие высокоразвитых психофизиологических функций (различные параметры внимания, объема поля зрения, скорость реакции и др.). Действия игроков в баскетболе характеризуются большим разнообразием, сложностью и изобретательностью. Они требуют высокого физического и психического напряжения, обусловленного необходимостью превзойти соперника, прилагающего со своей стороны все силы, чтобы добиться превосходства [1, 16, 19].

Спортивная команда в игровых видах спорта, представляет собой уникальное сочетание спортсменов разных возраста и амплуа, уровня квалификации и подготовленности, индивидуальных особенностей техники и психологических свойств личности и др. При этом каждый спортсмен является важным звеном состава команды, а успех в матче в подавляющем большинстве случаев обусловлен умением рационально использовать каждого игрока исходя из его возможностей и способностей [2, 5, 10-15].

В связи с этим, актуальным является вопрос подготовки и отбора одаренных игроков, способных достичь вершин мирового баскетбола [2, 14-19]. Можно отметить, что в современных спортивных играх в целом и в баскетболе в частности накоплен значительный объем ценных теоретических знаний и практического опыта по вопросам спортивного отбора и ориентации на разных этапах многолетней подготовки.

Научные работы ряда авторов в игровых видах спорта [1, 3, 11] свидетельствуют о наличии четкого представления об этапности отбора игроков, указывается на сложность диагностики и раннего распознания будущих талантов [4, 11, 12]; показана значимость многих способностей и качеств игроков на разных этапах многолетней подготовки [9,12]; представлены критерии для оценки перспективности детей и подростков в спортивных играх [3, 21]; раскрыта структура общих и специальных способностей [6, 7, 18], приводятся конкретные количественные и качественные данные, характеризующие потенциал игрока [20, 22].

Учитывая специфику спортивных игр, необходимо систему подготовки и отбора спортсменов рассматривать с позиций комплектования команд высокой квалификации, от эффективности которого напрямую зависит результат выступления в отдельных соревнованиях и в игровом сезоне в целом. Отбор спортсменов в команду высокого класса и формирование состава на отдельные соревнования является одной из основных стадий многолетней системы отбора и ориентации в игровых видах спорта. При этом важным является отбор игроков как в клубные команды для участия в матчах национального первенства, так и в сборную команду страны для участия в международных турнирах. Отбор спортсменов на данном этапе также может иметь и перманентный характер, когда речь идет об отборе состава команды на конкретный матч или серию соревнований [1-3,11,1 9].

Наиболее ответственным в методическом и организационном плане является отбор спортсменов в национальную сборную команду страны, когда тренерскому составу необходимо выбрать спортсменов, способных выйти на пик готовности в момент ответственных игр и иметь высокую мотивацию, психологическую устойчивость для демонстрации высокого спортивного результата. Особое место занимают и вопросы подготовки резерва, от которого зависит успешность выступления сборной в ближайшей перспективе. Подготовка и отбор перспективного резерва игроков зачастую остается без заслуженного внимания со стороны специалистов, работающих со сборной. На клубном уровне тренер привлекает молодых спортсменов для участия в матчах против заведомо слабых соперников или в тех встречах, которые не имеют особой значимости для команды в турнирной таблице. Однако для сборной команды, где каждый официальный матч играет решающую роль, проблема подготовки резерва остается достаточно проблематичной. Об этом свидетельствует анализ возраста игроков, которые представлены в составах национальных сборных команд разных стран для участия в престижных международных турнирах, и общего игрового времени, которое проводят на площадке молодые спортсмены в официальных матчах за сборную.

Тренер предоставляет больше игрового времени наиболее опытным и подготовленным игрокам команды, что обеспечивает высокий конечный спортивный результат. В свою очередь, недостаточно успешное выступление сборной, которое могло быть вызвано сменой поколений или неудачными действиями молодых игроков, не должно становится главным аргументом для смены тренерского состава. Подготовка резерва для сборной команды должна иметь системный характер, который не зависит от деятельности отдельных тренеров или спортсменов, и является необходимым условием для многолетнего успешного выступления команды на международной арене. В этой связи важной задачей, на наш взгляд, является определение ключевых направлений отбора спортсменов в сборную команду по баскетболу.

Цель исследования — определить организационно-методические особенности подготовки резерва и обосновать модель отбора баскетболистов в состав национальной сборной команды для участия в международных соревнованиях.

Методы исследования: анализ и обобщение передового опыта, данных специальной научно-методической литературы, данных Internet, соревновательной деятельности; опрос специалистов по баскетболу, педагогические наблюдения, математико-статистические методы.

Результаты исследования и их обсуждение. Подготовка спортсменов отдаленного и ближайшего резерва в баскетболе — длительный и трудоемкий процесс. Для подготовки игрока уровня национальной сборной команды страны тренеру может понадобиться 10-20 лет целенаправленной работы. В течение своей многолетней карьеры спортсмен проходит ряд этапов, начиная с детско-юношеского спорта и заканчивая спортом высших достижений. На каждом из этапов многолетней подготовки тренер со спортсменами решают задачи, которые соответствуют специфике периода подготовки и естественным закономерностям становления высшего спортивного мастерства. На первой стадии многолетнего совершенствования ключевой задачей является подготовка разносторонне развитого игрока, обладающего значительным резервом для дальнейшего повышения нагрузок, характерных для спорта высших достижений, и достижения на следующей стадии максимальных нагрузок. Чрезмерная увлеченность соревновательной деятельностью и форсирование процесса подготовки в этом возрасте может негативным образом отразится на спортивной карьере игрока. Необходимо четко осознавать, что баскетболисты, находящиеся на базовых этапах многолетней подготовки, составляют отдаленный резерв для сборных команд страны. На рисунке 1 представлена общая схема системы подготовки и отбора баскетболистов в процессе многолетнего совершенствования, формирования национальной сборной команды страны по баскетболу.

Важным этапом в системе подготовки баскетболистов является отбор в команду мастеров и дальнейшее закрепление в основном составе коллектива. В общей сложности для решения этой задачи игроку может понадобиться от трех до пяти лет. Дополнительным фактором, обеспечивающим становление молодого игрока за счет приобретения необходимого игрового опыта, является участие в составе юниорских и молодежных сборных команд страны на официальных соревнованиях. Селекционерам необходимо отслеживать не только игроков основных составов сильнейшей баскетбольной лиги страны, но и молодежные составы сборных команд.

Важной составляющей при подготовке резерва для национальной сборной команды является наличие дублирующего состава сборной, состоящего преимущественно из игроков, участвующих в национальном чемпионате, и баскетболистов молодежных сборных. Наличие резервного состава обеспечивает просмотр большого количества потенциальных кандидатов и, без опасения за показанный результат, позволяет сконцентрироваться на подготовке ближайшего резерва и внедрении новых подходов в систему подготовку команды.

Участие в серии товарищеских матчей в течение года позволяет молодым баскетболистам в составе резервной сборной перенимать опыт у игроков основного состава и выходить на другой, более высокий уровень конкурентной борьбы. Необходимость создания данного звена в системе подготовки баскетбольного резерва обусловлено сжатыми временными рамками для подготовки основной команды к главным соревнованиям. Для сборной команды по баскетболу не присуща централизованная подготовка в течение года. Баскетболистов перед ответственными соревнованиями приглашают в состав сборной команды в период игрового сезона или после его окончания, и, как правило, подготовка осуществляется с учетом лимита времени и решением оперативных задач подведения спортсменов к предстоящим играм.

РИСУНОК 1 — Схематическое представление системы подготовки и отбора отдаленного и ближайшего резерва для национальной сборной команды страны по баскетболу

Уже на первых этапах подготовки в составе национальной сборной необходимо оставить менее двадцати игроков, имеющих наилучшие перспективы для выступления в основном составе команды. При этом количество молодых спортсменов среди них будет незначительным.

Необходимо учитывать и тот факт, что игроки, приглашенные в состав команды, прибывают на подготовку с разным уровнем физической, функциональной и психологической подготовленности, часть из них имеют травмы. Ведущие игроки, которые выступают в профессиональных зарубежных клубах, как правило, намного позже присоединяются к сборной команде для подготовки к соревнованиям, что, в свою очередь, усложняет процесс их врабатывания и адаптации. Уменьшается количество времени для отработки тактических взаимодействий с другими игроками, что впоследствии приводит к увеличению количества ошибок при групповых и командных взаимодействиях.

Отбор и подготовка резервного состава сборной команды не смогут решить все проблемы, однако позволят обеспечить подготовку перспективной молодежи и не зависеть от профессиональных баскетболистов, выступающих в зарубежных клубах. По крайней мере, отбор и подготовка ближайшего резерва будут решаться не в ограниченный период подготовки команды к предстоящим соревнованиям, а планомерно, в течение более длительного периода времени. Игроки, демонстрирующие потенциальные возможности в составе резервной команды, могут претендовать на попадание в основной состав национальной сборной команды.

На рисунке 2 представлена модель отбора и попадания перспективных игроков в основной состав команды по баскетболу.

При проведении первого этапа отбора (предварительного просмотра) осуществляется мониторинг результатов украинских игроков, которые выступают в отечественных и зарубежных баскетбольных клубах (NBA, NCAA, Испании, России и др.).

К основным критериям можно отнести: регулярную игровую практику за клуб, эффективность ведения соревновательной деятельности, улучшение спортивного мастерства, рост уровня спортивных результатов. Спортсменов, которые имеют регулярную игровую практику в ведущих баскетбольных клубах, необходимо в первую очередь рассматривать в качестве потенциальных кандидатов в сборную команду. На данном этапе отбора игроки могут и не знать, что за их спортивной карьерой активно наблюдают селекционеры. Контроль ведется за 40-50 баскетболистами, которые определены как потенциальные кандидаты для участия за национальную сборную команду.

РИСУНОК 2 — Модель отбора перспективных баскетболистов в состав национальной сборной команды

Второй этап отбора — промежуточный, проводится перед началом учебно-тренировочных сборов команды. Критериями отбора на данном этапе являются: состояние готовности баскетболистов, отсутствие повреждений и травм, уровень мотивации и желание выступать за национальную сборную команду. В результате отбора на данном этапе формируется предварительный состав команды, который начинает учебно-тренировочный сбор для подготовки к участию в официальных соревнованиях. Ориентировочная численность игроков, которая должна остаться после проведения второго этапа отбора, составляет 20-25 баскетболистов, при этом отбор осуществляется с учетом игрового амплуа спортсменов. На каждую игровую позицию отбирается четыре-пять игроков, что позволяет обеспечить необходимые условия для конкурентной борьбы за место в основном составе и объективно сопоставить уровень подготовленности каждого из потенциальных кандидатов для отбора в сборную команду страны.

Третий (основной) этап отбора должен решить задачу по определению окончательного состава команды, который возьмет участие в официальных международных соревнованиях. Безошибочность действий на данном этапе во многом зависит от наличия надежных и информативных критериев и эффективности всей системы отбора. Заключение об уровне подготовленности игрока необходимо делать с учетом широкого спектра показателей и характеристик, которые всесторонне позволяют оценить преимущества и недостатки каждого спортсмена и объективно определить потенциальные возможности кандидатов в состав сборной команды (рис. 3). Дополнительной информацией для решения этой задачи являются результаты выступления в серии контрольно-подводящих игр, которые планируются в преддверии главных соревнований для сборной.

Помимо спортивно-педагогической составляющей, которая играет ключевую роль при подготовке команды, огромную значимость приобретают медико-биологические, психологические и социально-правовые аспекты отбора. Этапные комплексные обследования в начале процесса подготовки и на заключительных стадиях, а также оперативный контроль в рамках тренировочного процесса позволяют получить ценную информацию о состоянии игроков команды, о реакции на нагрузку и готовности к демонстрации наивысших спортивных результатов. Окончательный состав команды должен определяться с учетом всех перечисленных выше факторов.

РИСУНОК 3 — Критерии отбора баскетболистов в состав национальной сборной команды

РИСУНОК 4 — Анализ эффективности соревновательной деятельности баскетболистов -кандидатов в национальную сборную команду — по результатам проведенного игрового сезона

К сожалению, в настоящее время ситуация складывается таким образом, что руководству Федерации баскетбола Украины все чаще приходится прибегать к социально-правовым мерам для привлечения игроков в состав сборной страны. Это связано с тем, что многие ведущие баскетболисты в силу разных причин часто отказываются выступать в составе национальной сборной страны. Это связано с необходимостью выплаты страховых обязательств профессиональному баскетбольному клубу, с которым у игрока подписан контракт, с напряженным графиком подготовки к игровому сезону и др. Но есть и случаи нежелания защищать честь страны на международной арене. К таким спортсменам нередки случаи применения разного рода санкций со стороны национальной федерации баскетбола.

Нельзя не отметить отношение ведущих испанских, аргентинских, сербских и других баскетболистов к своей национальной сборной. Несмотря на плотный график матчей в NBA, многомиллионные контракты и свой достаточно солидный, по меркам спортивной жизни, возраст (многим из них больше тридцати), такие игроки, как По Газоль, Тони Паркер, Ману Джинобили, Мирослав Радулица и другие, находят возможности и время для выступления в составе сборных команд своих стран.

Можно также отметить, что каждый из представленных блоков для проведения отбора в основной состав команды (см. рис. 3), имеет свою внутреннюю структуру и перечень наиболее информативных показателей. В качестве примера на рисунке 4 показан общий алгоритм анализа соревновательной деятельности потенциальных кандидатов, который входит в блок спортивно-педагогических критериев для проведения отбора.

В процессе анализа результатов выступления кандидатов в сборную команду необходимо анализировать как качественные, так и количественные показатели. Во внимание берутся данные эффективности выполнения различных технико-тактических действий в матчах (перехваты мяча, подборы мяча в защите и нападении, реализация бросков с разной дистанции в игре, набранные очки и др.).

Серьезное внимание следует уделить таким количественным показателям, как сыгранные матчи, проведенное игровое время на площадке, «плотность» игрового сезона. Баскетболисты, которые имели в течение сезона достаточную игровую практику в своих клубах, как правило, попадают в сборную команду в намного лучшем игровом «тонусе».

Как уже было отмечено ранее, немаловажной проблемой является необходимость постоянного омоложения состава сборной команды и предоставления игровой практики на ответственных соревнованиях баскетболистам с недостаточным соревновательным опытом. При этом важным является понимание того, что процесс обновления основного состава команды требует этапности и постепенности.

Выявленные данные относительно количества игрового времени, проводимого баскетболистами разного возраста на площадке, а также специфика проявления других количественных и качественных показателей (КПД, количество сыгранных матчей в сезоне и др.), позволяют условно выделить в составе баскетбольной команды три основные возрастные категории [2].

  • Первая категория — «молодежь» (17-22 года) — ближайшая перспектива команды, подающие надежды молодые баскетболисты, не имеющие достаточной игровой практики. Как правило, соревновательный опыт они приобретают в матчах, не имеющих принципиальной турнирной значимости для команды или в тех встречах, исход которых уже фактически предрешен.
  • Вторая категория — «игровая зрелость» (23-32 года) — баскетболисты, входящие в основной состав команды. В этом возрасте, в большинстве случаев, наблюдается оптимальное сочетание функциональных возможностей организма спортсменов и необходимого соревновательного опыта. Баскетболисты данной возрастной категории проводят наибольшее количество времени на площадке.
  • Третья категория — «великовозрастные» баскетболисты (33 года и выше) — спортсмены, которые длительное время выступают на высоком уровне (10 и более сезонов). В этом возрасте наблюдается понижение функционального потенциала, однако огромный опыт и высокий уровень спортивного мастерства позволяют данным баскетболистам сохранять высокие результаты.

Наличие разных возрастных категорий в составе команды позволяет создать необходимую атмосферу и обеспечить единство различных составляющих: опыта и традиций возрастных спортсменов, игрового расцвета сил ведущих баскетболистов команды и таланта перспективной молодежи, которая уже в недалеком будущем придет на смену сегодняшнему поколению игроков.

При этом практически все клубы и сборные команды основной акцент делают именно на игроках, находящихся в наиболее благоприятной второй возрастной зоне. В этом легко убедиться, если взглянуть на процентное соотношение игроков различных возрастных категорий в составах баскетбольных клубов и сборных команд разных стран. Чем ответственнее соревнования, тем меньшее количество молодых и «великовозрастных» игроков попадает в состав команды (рис. 5).

Баскетбольные клубы Испании, Италии, Германии, Греции, России и других ведущих европейских чемпионатов имеют достаточно схожее соотношение игроков разных категорий. В отличие от сборных команд, на клубном уровне больше шансов для того, чтобы набраться необходимого опыта и продемонстрировать свой игровой потенциал, появляется у молодых игроков.

РИСУНОК 5 — Процентное соотношение игроков разных возрастных категорий в составах баскетбольных клубов и национальных сборных команд

В состав клубной команды может входить до 30 % игроков, относящихся к первой категории, 10 % — к третьей категории, 60 % — ко второй категории. Данное соотношение изменяется при рассмотрении составов национальных сборных команд, которые принимают участие в наиболее престижных международных соревнованиях. Так, на трех последних чемпионатах мира (2006-2014 гг.), среди всех сборных команд молодежь составляла около 14 %, а на Играх Олимпиад — всего 9 %. Состав команд — участников баскетбольного турнира на Олимпийских играх фактически почти полностью состоит из игроков второй категории (85 %). Данная тенденция характерна для всех стран.

Заключение. Одним из наиболее сложных в методическом и организационном плане является отбор игроков в состав национальной сборной команды стран для участия в официальных международных соревнованиях. Подготовка отдаленного и ближайшего резерва в баскетболе должна осуществляться с учетом закономерностей становления высшего спортивного мастерства на каждом из этапов многолетнего совершенствования и быть направлена на формирование перспективных игроков для основного состава команды.

Для эффективного формирования основного состава национальной сборной команды можно рекомендовать создание резервного состава перспективных баскетболистов, который обеспечит просмотр большого количества потенциальных кандидатов.

Предложена модель отбора перспективных спортсменов и формирования основного состава сборной команды по баскетболу, состоящая из трех этапов: предварительный просмотр — мониторинг выступлений игроков в отечественных и зарубежных баскетбольных клубах; промежуточный — проводится перед началом непосредственной подготовки к ответственным соревнованиям; основной — определение окончательного состава команды для участия в официальных международных соревнованиях.

К основным критериям отбора отнесены: регулярная игровая практика за клуб, эффективность ведения соревновательной деятельности, повышение спортивного мастерства и рост уровня спортивных результатов, общая и специальная подготовленность баскетболистов, морфофункциональные данные спортсмена, состояние здоровья и отсутствие травм, психологическая устойчивость, уровень мотивации и желание выступать за национальную сборную команду, возраст.

При формировании основного состава команды необходимо учитывать соотношение возрастных групп. Оптимальное сочетание игроков разных возрастных категорий позволяет создать наиболее благоприятные условия для борьбы за высокий спортивный результат на международных соревнованиях и передачи игровых традиций молодым игрокам, которые в дальнейшем придут на смену нынешнему поколению спортсменов.

Литература

  1. Бабушкин В.З. Специализация в спортивных играх / В. З. Бабушкин. – К.: Здоров’я, 1991. – 161 с.
  2. Безмылов Н.Н. Оценка соревновательной деятельности баскетболистов высокого класса в игровом сезоне: монография / Н.Н. Безмылов, О.А. Шинкарук. – К., 2013. – 144 с.
  3. Бриль М.С. Отбор в спортивных играх / М.С. Бриль. – М.: Физкультура и спорт, 1980. – 127 с.
  4. Волков Л.В. Теория и методика детского и юношеского спорта / Л.В. Волков. – К.: Олимп. лит., 2002. – 293 с.
  5. Железняк Ю.Д. Совершенствование системы подготовки спортивных резервов в игровых видах спорта: автореферат. дис. на соискание учен. степени д-ра пед. наук / Ю.Д. Железняк. – М.,1981. – 48 с.
  6. Ковянов В.В. Структура и диагностика специальной физической подготовленно­сти квалифицированных баскетболистов: дис. … канд. пед. наук: спец. 13.00.04 / В.В. Ковянов; КГИФК. – К., 1985. – 180 с.
  7. Лысенко Е. Н. Структура функциональной подготовленности баскетболистов высокой квалификации различного игрового амплуа / Е. Н. Лысенко // Наука в олимп. спорте. – 2010. – № 1. – С. 80–86
  8. Матвеев Л.П. Общая теория спорта и ее прикладные аспекты: учеб. для вузов физ. куль­туры / Л.П. Матвеев. – [5-е изд.]. – М.: Сов. спорт, 2010. – 340 с.
  9. Миланович Д. Диагностика функциональных и двигательных способностей как кри­терий отбора членов сборной команды по баскетболу/ Д. Миланович, И. Юркич, Д. Диздар // Спортивный отбор и ориентация в системе многолетней подготовки спортсменов: материалы междунар. науч. конф. посвящ. 100-летию Олимпийских игр (Киев, июнь 6–8 1996) / УГУФВС. – К.,1996. – С. 19–20.
  10. Николаенко В.В. Рациональная система многолетней подготовки футболистов к дости­жению высшего спортивного мастерства: монография / В.В. Николаенко. – К.: Саммит- книга, 2014. – 336 с.
  11. Николич А. Отбор в баскетболе / А. Николич, В. Параносич. – М.: Физкультура и спорт, 1984. – 144с.
  12. Павлова Т.В. Комплексная оценка способностей детей при отборе в игровые виды спор­та на этапе начальной подготовки: дис. … канд. наук по физ. воспитанию и спорту: спец. 24.00.01 / Т.В. Павлова; НУФВСУ. – К., 2011. – 212 с.
  13. Платонов В.Н. Система подготовки спортсменов в олимпийском спорте. Общая теория и ее практические приложения: учебник [для тренеров]: в 2 кн. / В.Н. Платонов. – К.: Олимп. лит., 2015. – Кн. 1. – 680 с.
  14. Поплавский Л. Ю. Баскетбол /Л. Ю. Поплавский. – К.: Олимп. лит., 2004. – 447с.
  15. Портнов, Ю.М. Теоретические и научно-методические основы подготовки квалифи­цированных спортсменов в игровых видах спорта : автореф. дис. на соискание учен. степени д-ра пед. наук / Ю. М. Портнов. – М., 1989. – 51 с.
  16. Стонкус С.С. Теоретические и методические основы спортивной подготовки баскетбо­листов: автореф. дис. на соискание учен. степени д-ра пед. наук / С.С. Стонкус. – М., 1987. – 46 с.
  17. Шинкарук О.А. Отбор спортсменов и ориентация их подготовки в процессе многолет­него совершенствования (на материале олимпийских видов спорта): монография / О.А. Шинкарук. – К.: Олимп. лит., 2011. – 360 с.
  18. Шутова С.Е. Психологические факторы, обеспечивающие эффективность соревнова­тельной деятельности баскетболистов высокой квалификации: дис. … канд. наук по физ. воспитанию и спорту: спец. 24.00.01 /С.Е. Шутова; НУФВСУ. – К., 2000 – 270 с.
  19. Billie J. Moore. Basketball. Theory and Practice / Moore J. Billie, White O. John. – 1980. – 306 p.
  20. Erčulj F. Differences in motivational dimensions of young basketball players in different playing positions / F. Erčulj, A. Vičič // Acta Kinesiologiae Univerzitatis Tartuensis. – 2001. – N 6. – P. 108–112.
  21. Karpowicz K. Interrelation of selected factors determining the effectiveness of training in young basketball players / K. Karpowicz // Hum Mov. – 2006.– 7(2). – Р. 130–146.
  22. Ostojic S. M. Profiling in basketball: Physical and physiological characteristics of elite players / S.M .Ostojic, S. Mazic, N. Dikic // The Journal of Strength &Conditioning Research. – 2006. –20 (4) – Р. 740–744.

References

  1. Babushkin V.Z. Specialization in team sports / V. Z. Babushkin. – Kyiv: Zdorovia, 1991. – 161 p.
  2. Bezmylov N.N. Evaluation of competitive activity of high class basketball players over a season: monograph / N.N. Bezmylov, O.A. Shynkaruk. – Kyiv, 2013. – 144 p.
  3. Bril M.S. Selection in team sports / M.S. Bril. – Moscow: Fizkultura i sport, 1980. – 127 p.
  4. Volkov L.V. Theory and methods of child and youth sports / L.V. Volkov. – Kyiv: Olympic literature, 2002. – 293 p.
  5. Zhelezniak Yu.D. Improving the system of sports reserves preparation in team sports: аutoref. of diss. for the competition for the acad. degree of Doctor of Sci. in pedagogy / Yu.D. Zhelezniak. – Moscow, 1981. – 48 p.
  6. Kovianov V.V. Structure and diagnosis of special physical preparedness of skilled basketball players: diss. … Cand. of Sci. in Pedagogy : spec. 13.00.04 / V.V. Kovianov; KGIFK. – Kyiv, 1985. – 180 p.
  7. Lysenko E. N. Structure of functional preparedness of various highly qualified basketball players with different team roles / E. N. Lysenko // Sci. in Olympic Sport. – 2010. – N 1. – P. 80–86.
  8. Matveyev L. P. General theory of sport and its applied aspects: study guide for high educa-tional institutions of PE / L.P. Matveyev – [5th ed.]. – Moscow: Sovetskii sport, 2010. – 340 p.
  9. Milanovich D. Diagnosis of functional and motor capabilities as a criterion for selecting members of a basketball team / D. Milanovich, I. Yurkich, D. Dizdar // Sports selection and orientation in the system of multi-year preparation of athletes: Proceedings of the Internat. scient. conf. dedicated to 100th anniversary of the Olympic Games (Kiev, June 6–8 1996) / UGUFVS. – Kyiv, 1996. – P. 19–20.
  10. Nikolaenko V. V. Rational system of multi-year preparation of football players to achieve the highest sports mastery: monograph/ V. V. Nikolaenko – Kyiv: Summit-kniga, 2014. – 336 p.
  11. Nikolich A. Selection in basketball / A. Nikolich, B. Paranosich. – Moscow: Fizkultura i sport, 1984. – 144 p.
  12. Pavlova T.V. Integrated assessment of the abilities of children in selection in team sports at the stage of initial training: Dis. … Cand. of Science in physical education and sport: spec. 24.00.01 / T.V. Pavlova; NUPESU. – Kyiv, 2011. – 212 p.
  13. Platonov V. N. The system for preparing athletes in the Olympic sport. General theory and its practical applications: textbook [for coaches]: in 2 vols. / V.N. Platonov. – Kyiv: Olympic literature, 2015. – Vol. 1. – 680.
  14. Poplavsky L. Yu. Basketball / L. Yu. Poplavsky – Kyiv: Olympic literature, 2004. – 447 p.
  15. Portnov Yu. M. Theoretical and methodological bases of training qualified athletes in team sports : аutoref. of diss. for the competition for the acad. degree of Doctor of Sci. in Pedagogy / Yu. M. Portnov. – Moscow, 1989. – 51 p.
  16. Stonkus S.S. Theoretical and methodological foundations of sports preparation of basketball players: аutoref. of diss. for the competition for the acad. degree of Doctor of Sci. in Pedagogy / S.S. Stonkus. – Moscow, 1987. – 46 p.
  17. Shynkaruk O. A. Selection of athletes and orientation of their preparation during a multi-year improvement (based on the material of Olympic sports) : monograph / O. A. Shynkaruk. – Kyiv: Olympic literature, 2011. – 360 p.
  18. Shutova S.E. Psychological factors underlying the effectiveness of competitive activity of highly qualified basketball players: Dis. … Cand. of Science in physical education and sport: spec. 24.00.01 / S.E. Shutova; NUPESU. – Kyiv, 2000. – 270 p.
  19. Billie J. Moore. Basketball. Theory and practice / Moore J. Billie, White O. John. – 1980. – 306 p.
  20. Erčulj F. Differences in motivational dimensions of young basketball players in different playing positions / F. Erčulj, A. Vičič // Acta Kinesiologiae Univerzitatis Tartuensis. – 2001. – N 6. – P. 108–112.
  21. Karpowicz K. Interrelation of selected factors determining the effectiveness of training in young basketball players / K. Karpowicz // Hum Mov. – 2006.– Vol. 7, N 2. – Р. 130–146.
  22. Ostojic S. M. Profiling in basketball: Physical and physiological characteristics of elite players / S.M .Ostojic, S. Mazic, N. Dikic // The J. of Strength &Conditioning Research. – 2006. – Vol. 20, N 4. – Р. 740–744.

sportfiction.ru

Игровые виды спорта Баскетбол Состав команды 2

Игровые виды спорта

Баскетбол Состав команды: 2 команды по 5 человек на поле. Цель: забросить мяч в корзину соперника и помешать другой команде овладеть мячом и забросить его в корзину своей команды. Размер игрового поля: 28 на 15 (м)

Стритбол

Состав команды: на поле по 3 игрока от каждой команды Цель игры: забросить мяч в корзину соперника и помешать другой команде овладеть мячом и забросить его в корзину своей команды Размер поля: площадка представляет собой половину обычной площадки для баскетбола с одной корзиной.

Волейбол

Состав команды: В команде до 14 игроков, на поле во время игры могут находиться 6 игроков. Цель игры: атакующим ударом добить мяч до пола, то есть до игровой поверхности площадки половины противника, или заставить его ошибиться.

Пляжный волейбол

Состав команды: по 2 игрока от каждой команды Цель игры: атакующим ударом добить мяч до пола, то есть до игровой поверхности площадки половины противника, или заставить его ошибиться. Игровое поле: прямоугольник, размерами 16 х8 м, окруженный свободной зоной шириной минимум 3 м

Футбол

Состав команды: две команды, каждая из которых состоит не более чем из 11 игроков, включая вратаря. Цель игры: забить мяч в ворота соперника ногами или другими частями тела (кроме рук) большее количество раз, чем команда соперника. Игровое поле: 90(120) – 45(90) (м)

Мини-футбол

Хоккей

Состав команды: на поле со стороны одной команды 6 игроков: 5 полевых и 1 вратарь. Допускается замена вратаря на шестого полевого игрока. Цель: две команды стараются поразить шайбой цель — ворота противника, используя клюшки. Побеждает команда забившая наибольшее кол-во шайб. Игровое поле: 61 на 30 метров (макс. ) 56 на 26 метров (мин. )

present5.com

Состав команды | Блог про баскетбол для начинающих

Следующий вопрос — определение состава команды. Для лучшей подготовки команды и больших успехов в соревнованиях нужно как можно раньше подобрать состав команды, включить в него соответствующим образом подготовленных баскетболистов.

На наш взгляд, это очень важное и трудное дело. Особенно в детском баскетболе. В командах взрослых в течение нескольких сезонов, бывает, не происходит почти никаких изменений. А в детских командах каждый сезон что-нибудь да изменяется: состав игроков, их подготовленность, физические качества.

При этом изменения за один год бывают настолько большими, что просто диву даешься. И тренеру ДЮСШ ежегодно приходится как бы заново подбирать состав играющих баскетболистов. Так как же мы комплектуем наш состав команды?

Вот, наконец, наступает тот долгожданный момент, когда мы научили воспитанников правильной технике владения мячом, передачам, броскам в корзину, работе ног. Все это время мы присматривались к ребятам, решали, как использовать в дальнейшем особенности физических качеств игроков.

Не раз мы и прикидывали, кого куда поставить, намечали ориентировочный состав команды. И вот, наконец, набело комплектуем команду.

Учитываем природную ловкость игроков, их сообразительность, смелость и рост. Если игрок не обладает названными качествами и невысок ростом, то ему очень трудно будет проявить себя в сложных игровых ситуациях.

Рост баскетболистов — одно из самых важных условий подбора состава. Мы, как и все баскетбольные тренеры, стремимся укомплектовать команду высокорослыми ребятами.

Однако не отказываемся и от быстрых невысоких игроков. Многие невысокого роста ребята могут принести команде немалую пользу, хотя и не добьются успеха в борьбе за мяч под щитом.

Если же нам приходится выбирать между хорошим игроком низкого роста и хорошим игроком высокого роста, то мы отдаем предпочтение высокорослому.

Популярность: 6%

pro-basketball.ru

Ориентировочный состав команды | Блог про баскетбол для начинающих

Ориентировочный состав команды мы определяем не менее чем за год до начала основных соревнований, а основной, он же окончательный, баскетбольный состав — за 4−5 месяцев до игр.

Подбираем для этого состава систему игры в нападении и защите. Показываем, объясняем эти системы сначала на схемах, макете, а затем на площадке, так чтобы каждый баскетболист уяснил себе принципы данных систем игры.

Проводим несколько контрольных матчей, проверяем подготовленность игроков, их умение действовать в рамках избранных схем игры. Подмечаем недостатки баскетболистов, выясняем ошибки подбора основного состава, определяем целесообразность примененных систем игры: подходят ли они нашему составу игроков.

Подбирая баскетболистов на места в основном составе команды, мы исходим из следующих соображений. Нужно, прежде всего, найти кандидата на роль центрового, вокруг которого будет строиться игра, складываться определенная схема нападения.

На эту роль подходят ребята высокого роста, умеющие бороться за мяч, отскочивший от щита, и противодействовать броскам по нашей корзине с близкого расстояния.

Нападающие должны овладеть хорошими, меткими бросками мяча. На эти роли желательно подобрать высоких игроков, если они не уступают партнерам среднего роста в быстроте, технике, в «работе» ног и умеют подбирать мяч под щитом, играть в защите и быть напористыми в нападении.

Защитники, или разыгрывающие, обязательно должны быть быстрыми, техничными, сообразительными. Желательно включить в основной состав одного рослого и упорного защитника. На него возлагается важная задача противодействовать броскам соперников с близкого расстояния.

Он должен будет бороться за отскок, и начинать атаку быстрым прорывом — первая быстрая передача в отрыв пойдет в основном от него. Если в команде найдется два таких игрока, то это усилит ее мощь в борьбе за мяч при отскоках от щита.

Если же такой игрок только один, то другой должен быть очень быстрым и прыгучим (а когда нет ни одного высокого, то можно остановиться на двух быстрых игроках среднего роста).

Основные задачи этого баскетболиста — разыгрывать мяч в нападении, своими агрессивными действиями создавать остроту, точно передавать мяч партнерам, успевшим открыться в выгодной позиции, регулировать темп игры. Разыгрывающему игроку нужно научиться точно поражать корзину бросками мяча со средних и дальних расстояний.

Популярность: 4%

pro-basketball.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *