Волейбол обучение: Школа волейбола VolleyPlay

Читать онлайн «Волейбол. Начальное обучение», Е. В. Фомин – ЛитРес

© Фомин Е.В., Булыкина Л.В., текст, 2015

© Издательство «Спорт», издание, 2015

* * *

1. Введение

Волейбол занимает значимое место в ряду многообразных средств физического воспитания. Быстрому распространению игры во всех уголках нашей страны способствуют простота оборудования и несложность правил. В волейбол играют в любом возрасте, в любое время года – зимой, весной, летом и осенью; играют в залах, на пляже, во дворе, в лесу и на снегу.

Игра – эффективное средство укрепления здоровья и физического развития. Все движения в волейболе носят естественный характер, базирующийся на беге, прыжках, метаниях. Современные медико-биологические и социологические исследования показывают, что систематические занятия волейболом вызывают положительные морфофункциональные изменения в опорно-двигательном аппарате и внутренних органах и системах. В частности, улучшается глубинное и периферическое зрение; повышается способность нервно-мышечного аппарата к быстрому напряжению и расслаблению мышц; выполнение прыжков в игре способствует укреплению мышечно-связочного аппарата нижних конечностей, укрепляется связочный аппарат кистей рук и увеличивается их подвижность; улучшается обмен веществ, работа органов кровообращения и дыхания. В процессе занятием волейболом проявляются положительные эмоции: жизнерадостность, бодрость, инициатива. Благодаря этому игра представляет собой средство не только физического развития, но и активного отдыха для всех слоев населения.

2. Историческая справка

Волейбол (англ. Volleyball от volley – «ударять мяч с лёта»(так же переводят как «летающий», «парящий» мяч) – вид спорта, командная спортивная игра, в процессе которой две команды соревнуются на специальной площадке, разделенной сеткой, стремясь направить мяч на сторону соперника таким образом, чтобы он приземлился на площадке соперника (добить до пола), либо игрок защищающейся команды допустит ошибку.

Родина волейбола – Соединенные Штаты Америки. Игру изобрел в 1895 году Вильям Морган – преподаватель физического колледжа, директор местного клуба в г. Холиок (штат Мессачусетс). Он хотел создать простую игру, которую можно проводить без особых приготовлений и расходов на оборудование, он предложил перебрасывать мяч через теннисную сетку, натянутую на высоте около 2-х метров. Название новой игре дал Альфред Холстец – преподаватель Спрингфильдского колледжа: «волейбол» – летающий мяч. В 1896 году волейбол был впервые продемонстрирован перед публикой, а через год в США были опубликованы первые правила игры, состоящие всего из 10 параграфов.

Через несколько лет с волейболом познакомились в Канаде, на Кубе, в Пуэрто-Рико, Перу, Бразилии, Уругвае, Мексике. В 1913 году на Паназиатских Играх состоялся турнир по волейболу с участием команд Японии, Китая, Филиппин.

В Европу волейбол завезен в начале XX века (Англия, Франция), а в Польше, Чехословакии, СССР начинает культивироваться с 1920-21 гг. В это время проводятся первые официальные соревнования по всему европейскому континенту и в США.

В 1934 году в Стокгольме создается техническая комиссия по волейболу, в которую вошли 13 европейских стран, 5 стран американского континента и 4 азиатских стран.

В 1947 году в Париже на первом конгрессе по волейболу принято решение о создании и Международной Федерацией волейбола (ФИВБ). В настоящие время ФИВБ насчитывает 220 федераций.

В 1964 году волейбол был впервые включен в Олимпийские игры, которые проводились в Японии (г. Токио). Первыми Олимпийскими чемпионами стали сборная СССР (мужчины) и Японии (женщины). Мужская сборная так же побеждала на Олимпиадах в Мехико (1968 г.) и в Москве (1980 г.). Женская команда побеждала четырежды 1968 г. – в Мехико, 1972 г. – в Мюнхене, 1980 г. – в Москве и 1988 г. – в Сеуле.

В СССР датой рождения волейбола считается 26 июля 1923 г., когда при официальном судействе в Москве состоялась первая встреча между мужскими командами Высших художественных и театральных мастерских и Государственной школой Кинематографии.

Советские волейболисты – шестикратные чемпионы мира, двенадцатикратные – Европы и четырехкратные победители Кубка мира.

Женские команды СССР 5 раз побеждала на чемпионатах мира, 3 – Европы, 1 – на Кубке мира.

Всероссийская федерация волейбола (ВФВ) образована в 1991 году.

Сборная мужская команда России победитель Кубка мира 1999 и 2011 гг. , Мировой Лиги – 2002 и 2011 гг. и чемпионы Олимпийских игр в Лондоне 2012 г.

Женская команда России побеждала на чемпионатах мира 2006 и 2010 гг., чемпионате Европы 1993,1997,1999 и 2001 гг., Гран – при 1997,1999 и 2002 гг., Кубке чемпионов – 1997 г.

Всероссийская федерация волейбола проводит соревнования:

Чемпионат России – суперлига, участвует 14 мужских и 12 женских команд;

Первенство России:

Высшая лига «А» – 12 мужских и 12 женских команд;

Высшая лига «Б» – 37 мужских и 24 женских команд.

Детские соревнования проводятся по 5 возрастным группам (девочки и мальчики).

Обучение технике игры в волейбол в школе



Физическая культура является одним из обязательных учебных предметов образовательной программы в общеобразовательных учреждениях. Предмет «Физическая культура» является основой физического воспитания школьников, который направлен на формирование у них многочисленных двигательных умений и навыков.

Волейбол занимает важное место в физическом воспитании школьников. Волейбол является распространенной игрой из-за простоты оборудования и несложностью правил. Игра в волейбол — эффективное средство укрепления здоровья и физического развития. Все движения в волейболе носят естественный характер, базирующийся на беге, прыжках, метаниях. Систематические занятия волейболом вызывают положительные изменения в опорно-двигательном аппарате и внутренних органах и системах. В частности, повышается способность нервно-мышечного аппарата к быстрому напряжению и расслаблению мышц; выполнение прыжков в игре способствует укреплению мышечно-связочного аппарата нижних конечностей, укрепляется связочный аппарат кистей рук и увеличивается их подвижность; улучшается обмен веществ, работа органов кровообращения и дыхания. В процессе занятием волейболом проявляются положительные эмоции: жизнерадостность, бодрость, инициатива.

Описание правил игры вволейбол

Правила игры в волейбол очень просты, игровая площадка делится на две части волейбольной сеткой, для двух команд. Для каждой команды необходимо иметь по шесть участников, которые находятся каждый в своей игровой зоне. Борьба команд заключается в отбивании мяча через сетку, так чтобы команда соперников не могла возвратить мяч обратно, не нарушая правил. Задача участников — в соответствии с правилами направить мяч над сеткой и приземлить его на стороне соперника или заставить соперника совершать ошибки. Цель игры для каждой команды — предотвратить приземление мяча на своей площадке и добиваться его приземления на стороне соперника.

Игровая площадка в волейболе ограничена линиями по контуру, за которую при попадании мяча на стороне соперника при подаче очко засчитывается сопернику. Мяч разрешается отбивать руками или любой частью тела. Нарушение этого правила штрафуется очком. Каждая команда имеет право на три касания мяча, но защищающаяся команда имеет право на четыре касания мяча если одно из них пришлось на блокирующего (игрок, который преграждает руками путь мячу).

Соревнования состоят из трех партий, каждая из которых продолжается до тех пор, пока команда не наберет 25 очков, затем происходит смена зон между командами. Подача производится из-за линии, параллельной волейбольной сетке, с любой ее точки, не переступая эту линию. Игра начинается с подачи через сетку. Прежде чем ударить по мячу, нужно его подбросить. Удар «с руки» считается ошибкой. Касание сетки при подаче не считается ошибкой. Если участник команды ввел подачей мяч в игру, и команда выиграла очко, то следующую подачу выполняет тот же игрок. В случае проигрыша очка подача переходит на другую сторону. После каждой отыгранной подачи игроки делают переход из одной зоны в другую по часовой стрелке.

Правилами игры не разрешается: касаться сетки любой частью тела; переступать среднюю, где расположена волейбольная сетка, линию во время игры; переступать лицевую линию при подаче; задерживать мяч при передачах или ударах; делать двойные удары; производить больше трех ударов на одной стороне; нельзя блокировать пасующего.

Преодоление «боязни мяча»

По моему личному опыту, при начальном обучении школьников, игре в волейбол, наблюдается одна из распространённых проблем, это — «боязнь мяча» при отбивании.

Некоторые дети во время выполнения упражнений или в игре, отворачиваются от летящего мяча, даже если он просто подскакивает вверх, они втягивают голову в плечи, нагибаются, и в итоге он им падает куда-то на спину, плечо или голову, в худших случаях попадает по лицу. Во время ударов тоже сжимаются, закрывают лицо, уворачиваются от мяча. В общем определении страх — это отрицательная эмоция, вызванная ожидаемой болью, опасностью или злом, реальным или воображаемым. В волейболе страх, как правило, связан с возможностью ошибиться, показаться «неумехой» перед сверстниками или проиграть. Страх также определяют, как неуверенность в себе, сомнения, переживания, негативные мысли или ощущения. Страх в волейболе редко приносит пользу. В большинстве случаев он приводит к таким последствиям, как потеря концентрации, уверенности, мышечного напряжения, потеря ритма, чувства контроля, нерешительность, ожидание ошибки. При обучении школьников игре волейбол, самая большая опасность — это собственно страх!

Как же его помочь преодолеть? Прежде чем научиться не бояться отбивать мяч, нужно уметь его ловить. Первое упражнение, для отработки умения ловить мяч, это подбросить мяч невысоко над собой и поймать обеими руками в стойке «волейболиста». После того как обучающимся будет легко выполнять это упражнение, можно его усложнить, подбрасывая мяч вверх как можно выше над собой и так же поймать обеими руками в стойке волейболиста, ноги на ширине плеч, напряжены и немного согнуты в коленях. Второе упражнение состоит в том, чтобы научиться ловить мяч после отскока от стены. Обучающиеся встают перед стеной в стойке волейболиста и кидают мяч в стену невысоко над головой, после отскока об стену, ловят мяч обеими руками. После того как обучающимся будет легко выполнять второе упражнение, можно увеличить расстояние от стены и выполнять бросок мяча выше, после отскока от стены, мяч ловить обеими руками в стойке волейболиста. Третье задание заключается в перекидывании мяча в паре друг другу, поочередно перекидывать друг другу мяч, ловить двумя руками. Для усложнения третьего упражнения в паре, выполнить его с применение бега в паре, аналогично перекидывая мяч в движении.

Эти три не сложных в выполнении упражнения не только помогут научиться ловить мяч, не бояться его, но и ориентироваться траектории полета мяча.

Чтобы закрепить все приобретенные в процессе обучения ловле мяча навыки, можно организовать не сложную игру в пионербол, которая предшествует игре волейбол. Основные правила игры в пионербол, такие же как в волейболе, только подача мяча осуществляется броском одной руки, а прием мяча не отбиванием, а ловлей обеими руками. Это поможет обучающимся научиться играть в команде, соблюдать правила и ориентироваться на площадке относительно траектории полета мяча.

Обучение техники игры вволейбол

Техника игры в волейбол включает в себя несколько приемов: стойки, перемещения, верхняя подача мяча, нижняя подача мяча, передачи мяча, блок мяча перед сеткой.

Основная стойка волейболиста — это стойка, при которой ноги располагаются на ширине плеч, согнуты в коленях, туловище в вертикальном положении, руки согнуты в локтях и находятся перед грудью. В волейболе на начальном этапе обучения школьников, необходимо многократное повторение стойки в недвижимом положении.

После усвоения этого приёма, можно переходить для закрепления стойки в активном положении. Для этого обучающимся необходимо выполнять групповые перемещения в стойке волейболиста приставными шагами, боком, лицом и спиной вперёд. Выполнять упражнения поочередно, чтобы закрепить стойку волейболиста.

Стойка волейболиста настолько элементарное и легко выполнимое упражнение, что недооценивается многими новичками. Однако не доведённое выполнение её до автоматизма не позволяет обучающемуся полностью продемонстрировать свой игровой потенциал.

При выполнении приемов обучающимся приходится перемещаться. Перемещения могут быть выполнены шагом или бегом в различных направлениях в сочетании с остановками и исходными положениями (стойками). При изучении перемещений шагом и бегом применять подготовительные упражнения не нужно. Достаточно показать и многократно повторить сами перемещения с необходимыми уточнениями в технике их выполнения.

Когда две команды волейбола собраны, и участники заняли свои игровые позиции, первое, с чего начинается игра, — это, конечно же, со свистка и подачи мяча. Подачи мяча бывают двух видов, верхняя и нижняя, для школьников, которые только начинают свое обучение, лучше всего осваивать нижнюю подачу через сетку. Она не требует, такой сильной сноровки и силы удара как верхняя. Положение при нижней подаче, поставить ноги на ширине плеч, выдвинуть ногу вперед, у левшей это правая нога, у правшей левая нога, ноги в коленях немного согнуты. При выполнении нижней подаче требуется сжать кисть в кулак, большой палец отвести в сторону. Если он располагается сверху кулака, то траектория мяча окажется непредсказуемой, и он улетит за линию игрового поля. Рекомендуется образовать ровную плоскость кулака, поскольку удар приходится именно на эту часть. При выполнении подачи рука должна двигаться параллельно полу и обязательным условием является соблюдение прямой линии, начиная с момента замаха и заканчивая маховым движением в сторону площадки.

Маховые движения рукой необходимо производить плавно. Когда рука доходит до уровня, остановить движение руки, иначе мяч попадет в потолок.

Верхняя подача мяча, требует гораздо больше сноровки и усилий, сила удара значительно выше, чем при нижней подаче мяча, поэтому она подходит, для уже более опытных школьников, которые освоили нижнюю подачу. Положение ног при верхней подаче, такое же, как и при нижней, на ширине плеч. Спина ровная, плечи распрямлены, правая рука поднята вверх за спину и согнута под углом 45 градусов. При верхней подаче левой рукой мяч подбрасывается вверх, для удара правой рукой. Высота подбрасывания мяча у каждого своя, при обучении школьников, чтобы определить удобную высоту для подачи, нужно несколько раз подбросить мяч вверх. Важно, чтобы мяч был подброшен ровно вверх и чуть вперед. Он не должен крутиться вокруг своей оси. Иначе по нему сложно будет попасть, а после попадания он может перекрутиться и улететь вовсе не туда, куда планировалось. Размахнуться, легкое движение бьющей рукой назад, выгнуть корпус, не оттопыриваем кисть.

Ударное движение делается на выпрямленных ногах, удар должен прийтись в центр мяча центром ладони. Пальцы растопырены для наибольшей площади охвата. Кисть в момент удара жестко закреплена в запястье. Удар должен быть хлестким и выпрямленной рукой. Для лучшей тренировки школьников верхней подаче, следует начать обучение не далеко от сетки, чтобы отработать технику приема, постепенно отходя дальше от сетки, пока подачи не начнут получаться за лицевой линией, как положено по правилам.

Следующие приемы, применяемые при игре в волейбол это прием мяча. Техники приемы мяча осуществляются с разных позиции и делятся на: нижний прием мяча, верхний прием мяча.

Нижний прием подачи мяча осуществляется с позиции стойки волейболиста. Ноги параллельно друг другу и согнуты в коленях. Следует следить, чтобы у обучающихся вес тела был чуть смещен на носки, это нужно чтобы быть готовым сделать шаг вперед. Руки параллельно полу и перпендикулярно корпусу. Держать зрительный контакт с мячом, следя за рукой подающего: куда она направлена при подаче, туда и полетит мяч. Как только подающий игрок подбрасывает мяч, принимающий игрок начинает короткие перемещения, чтобы увеличить стартовую скорость.

Рассмотрим подробнее касания рук мяча при приеме нижней подачи мяча. Кулак одной руки обхватывается пальцами другой руки, большие пальцы вплотную друг к другу, но не накладываются друг на друга. Предплечья должны располагаться в одной плоскости. Во время касания мяча, движения ног должны быть завершенные.

Нижний прием мяча, очень сложный для начинающих при обучении игре в волейбол, потому что скорость и сила подачи мяча может быть значительно больше, чем обычном верхнем пасе. Поэтому для тренировки нижнего приема, обучающихся ставят в пары и поочередно друг другу совершают пасы с отработкой нижнего приема.

Верхний прием мяча отличается от нижнего приема тем, что руки вытянуты вверх над головой, локти разведены наружу. Кисти напряжено и жестко зафиксированы. Указательные и большие пальцы как бы формируют треугольник — ими и осуществляется прием. Прием мяча верхний происходит над головой, таким образом, чтобы мяч оказался прямо над лбом. При верхнем приеме в основном задействованы три пальца на каждой руке — большой, указательный и средний. Мягко принимаем мяч на пальцы кистей рук и разгибаем руки в локтях, в не большом прыжке пасуем мяч отталкивая его, получается игрок создает эффект пружины при сгибая руки в локтях и ноги в коленях, и в небольшом прыжке пасую мяч соперникам. В верхнем приеме мяч должен касаться именно пальцев рук, а не ладоней, касаясь их мягко и беззвучно. Для тренировки этого приема обучающиеся, каждый самостоятельно подкидывает мяч над головой, чтобы почувствовать прием мяча пальцами рук, набивая его над лбом.

Передача мяча или по-другому пас мяча, является аналогичным верхнему приему мяча над головой. Передача осуществляется сопернику через волейбольную сетку не касаясь ее, или игроку своей команды для розыгрыша направляющего удара на поле команды соперников.

Нападающий удар мяча в волейболе, это точный удар по мячу через сетку на поле соперника, между собой игроки команд называют этот удар «срезать мячом». Для начинающих обучение игре волейбол — это сложный прием, выполнение которого лучше учиться после того, как остальные приемы уже усвоены и отработаны.

После обучения и тренировки всех приемов, можно проводить первую командую игру, соблюдая все правила, отслеживая за каждым игроком правильность выполнения приемов. При обучении к каждому ученику нужен индивидуальный подход, ребенок может не проявлять интереса к игре, показывая свое нежелание к обучению. Но на самом деле за этим поведением может скрываться, что у ученика не получается выполнять те или иные приемы игры. Поэтому так важно проработать технику приемов игры с каждым, показывая правильность выполнения на своём примере.

Командные игры сплачивают между собой игроков одной команды, не только на игровом поле, но и в дальнейших отношениях между сверстниками. Некоторым школьникам победа в игре над командой соперника дает вкус лидерства, поэтому при повторных проведениях командного волейбола нужно менять между собой игроков в команде. Выделяя сильных игроков, ставить их с игроками по слабее.

Спорт и, в частности, игра в волейбол развивает не только физические способности детей, но и такие качества как смелость, упорство, настойчивость и быстро реагировать на изменение ситуации.

Литература:

  1. Ю. Д. Железняк, Ю. В. Клещев, О. С. Чехов. Подготовка юных волейболистов. — М.: Физкультура и спорт, 1967. — 294 с.
  2. Ю. Д. Железняк, С. Л. Слупский. Волейбол в школе. — М.: Просвещение, 1989. — 128 с.
  3. А. В. Беляев, Ю. Д. Железняк, Ю. Н. Клещев, В. В. Костюков, В. Г. Кувшинников, А. В. Родионов, М. В. Савин, О. П. Топышев. Волейбол в школе. — М.: Физкультура, образование и наука, 2000. — 357 с.
  4. Е. В. Фомин. Волейбол. Начальное обучение. — М.: Спорт, 2015. — 80 с.

Основные термины (генерируются автоматически): мяч, волейбол, рука, игра, прием мяча, стойка волейболиста, друг, команда, нижняя подача, ширина плеч.

Советы по волейболу, тренировки, уроки, упражнения и бесплатные обучающие видео

НАСТРОЙКА ПРОГРЕССИИ

5/5 Средняя оценка

ГИБРИДНАЯ ПОДАЧА С КОВРИКОМ — Поплавок на подаче Topspin

5/5 Средняя оценка

ПРОХОД ВПЕРЕД

5/5 Средняя оценка

ПОДАЧА JUMP FLOATER SERVE

5/5 Средняя оценка

3V3 игровая ситуация

5/5 Средняя оценка

ТРОЙНАЯ БЛОКИРОВКА: Победа в волейболе

5/5 Средний рейтинг

ПОДВЕСНОЙ ПОПЛАВОК

5/5 Средний рейтинг

НАСТРОЙКА ПРОХОДА ‘C’

5/5 Средний рейтинг

Тренерское искусство волейбола

Portland, OR

29–30 апреля 2023 г.

Chapel Hill, NC

6–7 мая 2023 г.

Сан-Антонио, Техас

3–4 июня 2023 г.

Посмотреть лично Посмотреть виртуальный

Ресурс для тренеров по всему миру

Абсолютное богатство информации у вас под рукой, если вы готовы потратить время на обучение. Я предоставил доступ ко всем нашим тренерам для нашего клуба и получил только положительные отзывы.

Стивен

Главный тренер клуба

Искусство тренера дало мне инструменты и уверенность в том, что я могу обучать наших игроков основам. Благодаря их видео и ресурсам я могу дать этим юным спортсменам прочную основу техники и радость от игры, на которую они смогут опереться в последующие годы.

Тэмми

Молодежный тренер

Самое важное, что я вижу в «Искусстве коучинга», — это обширный контент для всех уровней волейбола… [В нем] легко ориентироваться, и он помогает как тренерам, так и игрокам быть в курсе событий… решать проблемы и приспосабливаться к их конкретным стили обучения и уровни игры.

Джо С.

Главный тренер Университета Северной Каролины

Тысячи ресурсов для любой ситуации с коучингом

Просмотрите нашу коллекцию из более чем 6000 обучающих видео по волейболу, где вы найдете все, что вам нужно на площадке или за ее пределами. Ознакомьтесь с некоторыми из наших самых популярных категорий обучения ниже.

Смотреть сейчас с Премиум

Средняя школа

Молодежь

Колледж

Средняя школа и клубный волейбол

Просмотрите обширный выбор волейбольных упражнений, тренировочных упражнений и планов тренировок для игроков старших классов и клубов. Эти ресурсы помогут вашим спортсменам отточить базовые до продвинутых навыков волейбола, улучшить свою технику и развить синергию, необходимую для командного успеха.

Волейбол для молодежи и начинающих

Погрузитесь в советы тренеров и узнайте о веселых волейбольных упражнениях, упражнениях и разминках для молодежи, чтобы оживить свои тренировки. Узнайте, как заинтересовать новичка в волейболе, и сосредоточьтесь на основных навыках и приемах, которые должны освоить игроки, прежде чем переходить к более сложным аспектам игры.

Студенческий волейбол

Чтобы тренировать игроков уровня колледжа и продвинутых игроков, вам потребуются усовершенствованные обучающие инструменты, ориентированные на соревновательные навыки, игровую стратегию и развитие уникальных сильных сторон и способностей ваших спортсменов. Воспользуйтесь нашей обширной библиотекой ресурсов, наполненной советами экспертов и проверенными инструментами коучинга.

Footwork: Locator Step — John Dunning

Как научить спайкам — Tod Mattox

Наступательные системы: покрытие — Russ Rose

Учитесь у крупнейшей сети лучших тренеров

Наша тренерская сеть включает в себя сотни ведущих школьных, клубных, университетских и олимпийских тренеров, которые предлагают вам самые проверенные и эффективные стратегии для каждого уровня.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *